Меню
Бесплатно
Главная  /  Виды и локализация фурункулов  /  Конспект организованной партнерской деятельности по формированию гендерной принадлежности и нравственных начал личности «Сказание о Петре и Февронии» для детей старшей группы. Классный час «Православные святые Пётр и Феврония

Конспект организованной партнерской деятельности по формированию гендерной принадлежности и нравственных начал личности «Сказание о Петре и Февронии» для детей старшей группы. Классный час «Православные святые Пётр и Феврония

Давным-давно, в 12 веке, городом Муромом правил благочестивый князь Павел. Однажды в его семье случилась беда: к его жене стал прилетать демон, как крылатый змей. Горестная женщина, уступившая вражеской силе, обо всем поведала мужу. Князь посоветовал жене выведать у злодея тайну его смерти. Выяснилось, что погибель супостоту "суждена от Петрова плеча и Агрикова меча".

Петр - младший брат князя Павла - тотчас решил убить злого змея, положившись на помощь Божию. На молитве в храме открылось, где хранится Агриков меч, и, выследив змея, Петр поразил его. Но перед смертью змей обрызгал победителя ядовитой кровью, и тело Петра покрылось струпьями и язвами.

Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу. И Господь, промышляя о Своем рабе, направил его в рязанскую землю. Один из юношей, посланных на поиски лекаря, нашел в одном из домов девушку, по имени Феврония, дочь древолаза, имевшую дар прозорливости и исцелений. После всех расспросов Феврония наказала слуге: "Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!"

Князя Петра, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. И обещал тому, если вылечит, - большую награду. "Я хочу его вылечить, - ответила Феврония, - но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его". Петр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала ему согласиться на брак с простой девушкой. Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и велела князю вымыться в бане и смазать все струпья, кроме одного.

Зная, что болезни попускаются Богом во испытание и за грехи, мудрая девица назначила лечение для плоти, подразумевая духовный смысл. Баня - образ крещения и очищения грехов (Еф. 5, 26), закваске же Сам Господь уподобил Царство Небесное, которое наследуют души, убеленные баней крещения (Лк. 13, 21). Феврония прозрела лукавство и гордость Петра, поэтому она и велела ему оставить несмазанным один струп, как свидетельство греха.

Вскоре от этого струпа болезнь возобновилась, и князь вернулся к Февронии. Во второй раз он сдержал свое слово. "И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди".

После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Всякую неправду пытались возводить на княгиню бояре, а однажды взбунтовались и, потеряв стыд, предложили Февронии, взяв, что ей угодно, уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга, не желала. Обрадовались бояре, потому что каждый втайне метил на княжье место, и сказали обо всем своему князю. Узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, Петр предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание.

Вечером они причалили к берегу и стали устраиваться на ночлег. "Что теперь с нами будет?" - с грустью размышлял Петр, а Феврония, мудрая и добрая жена, ласково утешала его: "Не скорби, княже, милостивый Бог, творец и заступник всех, не оставит нас в беде!" В это время повар принялся готовить ужин и, чтобы повесить котлы, срубил два маленьких деревца. Когда окончилась трапеза, Феврония благословила эти обрубочки словами: "Да будут они утром большими деревьями". Так и случилось. Этим чудом она хотела укрепить мужа, провидя их судьбу. Ведь коли "для деревьев есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет" (Иов. 14, 7), то человек, надеющийся и уповающий на Господа, будет иметь благословение и в этой жизни, и в будущей.

Не успели они проснуться, приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Блаженные Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в сердце.

Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.

Они скончались в один день и час, каждый в своей келье, 25 июня 1228 года. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и нарушили волю усопших. Тело блаженного Петра положили в соборной церкви Пречистой Богородицы, блаженную же Февронию - в загородном женском монастыре в Крестовоздвиженской церкви. На утро люди увидели, что их гробы пусты, а святые тела лежат в общем каменном гробе, стоявшем в соборной церкви. То же произошло и во второй раз. Увидев в этом волю Божию, святых похоронили вместе, по их завещанию. В настоящее время святые мощи Петра и Февронии покоятся в Свято-Троицком монастыре города Мурома.

"Блаженные Давид и Евфросиния в жизни своей были образцом христианского супружества, готовые на все лишения для Евангельской заповеди о нерушимом союзе. И ныне они молитвами своими низводят небесное благословение на вступающих в брак." (Святитель Филарет). Издавна святым Петру и Февронии Муромским молились о даровании семейного счастья. День памяти святых - 8 июля - стал в нашей стране государственным праздником: днем семьи, любви и верности.

Использованы материалы книги: Православный календарь для семейного чтения. СПб, 1994.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Благоверные Пётр и Феврония Муромские

(Занятие для детей)

Звучит слайд-шоу по песню «А ты меня любишь?».

В: Всем известна такая дата, как 14 февраля. Называют её?. Кто-то относится к этому дню, как к празднику, заранее готовя кучу валентинок, кто-то недовольно бурчит, что праздник не наш, кто-то относится к этому дню равнодушно.

День Влюблённых

Вновь знакомая картина -

В середине февраля,

В День Святого Валентина,

Как вулкан, бурлит Земля.

Всюду красные сердечки,

"Валентинки" для любимых,

Розы, ленты, банты, свечки

Покупаются для милых.

Все влюблённые планеты

Не скрывают свои чувства,

Шоколадные конфеты

Преподносят - это ж вкусно!

В шоколадном магазине

Оживление с утра,

Полные сердец корзины

Раскупила детвора.

Ведь не только для влюблённых

"Валентинки" посылают.

Милых мам, подруг, сестрёнок

Все мальчишки поздравляют!

В: Но если про день 14 февраля в нашей стране знают все, то про день восьмое июля, знают очень немногие. А ведь это как раз и есть наш, день «всех влюблённых», а если говорить точно, то этот день в православии считается днём памяти Святых Петра и Февронии.

Слайд

А эти Святые покровительствуют именно любящим людям и крепким семьям. Кто же такие были Пётр и Феврония? Это мы сейчас узнаем из чтения рассказа о Петре и Февронии. Итак, поудобнее усаживаемся и начинаем слушать…

Широко раскинулась земля Русская! Слайд. Есть в ней и степи привольные, и леса дремучие, и синие реки. Слайд. Всем щедро наделил ее Господь и насадил множество прекрасных городов. А среди них град Муром...Слайд.

Давным-давно правил Муромом благоверный князь по имени Павел. Диавол же, сделал так, что злой крылатый змей стал прилетать к жене князя. И, волшебством своим, перед ней он являлся таким, каким был на самом деле, а приходящим людям представлялось, будто это сам князь со своей женой сидит. Долго продолжалось такое наваждение. Но жена не скрывала этого. Со слезами прибежала княгиня к мужу:

Князь мой и господин! Лукавый змей прилетает в мой покой и принимает твой, князь, облик! И лишь одна я могу видеть его истинное скверное обличие. Не знаю, как избавиться от нечистого, помоги, князь, защити меня!

Не знаю, как одолеть злодея, - отвечал, подумав, Павел. - Как убить его? Попытайся выведать у него, от чего должна его смерть приключиться?

Княгиня послушалась. Долго она говорила со змеем, восхваляя его, и наконец спросила: “Какой ты умный! Как много всего знаешь! Умнее тебя, наверное, и нет. Нет того, чего бы ты не знал. А все же и ты, пожалуй, знать не знаешь, от чего будет смерть твоя?” Змей и ответил: “Смерть мне суждена от Петрова плеча и от Агрикова меча”.

Что за Петрово плечо, что за Агирков меч? Задумались князь и княгиня. А у Павла был брат по имени Петр. Красивый, могучий, кудрявый, настоящий богатырь. Услышал он от старшего брата, что змей назвал его имя, и загорелось его сердце, засверкали голубые и загорелось его сердце. Решил Петр убить змея.

Было у юного Петра в обычае ходить по церквам. Пришел он в нее один помолиться. И вот... Увидел вдруг Петр рядом с собой мальчика, синеглазого, в светлых одеждах. Не то человек, не то ангел Божий. И сказал мальчик:

Княже! Хочешь покажу тебе Агриков меч?

Да увижу, где он! - радостно воскликнул юный витязь.

Иди вслед за мной.

Показал мальчик князю в алтарной стене меж плитами щель, в которой лежал дивный сверкающий меч. Петр взял меч.

Однажды пошел он к старшему брату, отдал поклон и сразу же зашел поклониться его жене. Но у княгини Петр увидел Павла! Уразумел он тогда козни лукавого. Предупредил старшего брата, чтобы он никуда не выходил из своих покоев, и снова поспешил к жене князя, взяв с собой чудесный Агриков меч. Петр снова увидел змея в образе своего брата, но теперь его уже было не провести. Выхватил юноша Агриков меч и изо всех своих богатырских сил с размаху ударил коварного! Меч засверкал, змей, обратившись в свое мерзкое и страшное обличье, затрепетал и умер. И обрызгал блаженного князя Петра своею черною отвратительною кровью. Петр же от зловредной той крови покрылся струпьями и появились на теле у него язвы. Слайд .

Загрустил Петр. Угасли его голубые очи, сошел с лица румянец, посеклись русые кудри. Ни один врач не смог помочь ему! Отправились его слуги искать врачей в Рязанскую землю. Один из княжеских отроков забрел в село Ласково.

Зайдя в один дом, увидел он удивительное зрелище: за ткацким станком сидела девушка и ткала холст, а перед нею скакал заяц. Слайд.

Слуга заговорил с ней, речи девушки поразили его своей мудростью. Она сказала, что зовут ее Февронией. Юноша объяснил ей, что он слуга муромского князя Петра. Господин его тяжело болен, и если она сможет исцелить его, то князь щедро ее наградит. Феврония ответила, что вылечит князя, а за то он должен будет на ней жениться. Князь принял от Февронии целебную мазь, но потом выздоровел и не захотел держать своего обещания, не женился на дочери бедняка. Но вдруг болезнь возвратилась к нему. Тогда вынужден был Петр со стыдом снова обратиться к Февронии. Она исцелила его, и Петр взял ее в жены. И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божий заповеди.

После кончины Павла стал благоверный Петр самодержцем в Муроме. Он был, счастлив, и Феврония была счастлива.

И всем была хороша княгиня: роста высокого, стан прямой, мудрости была необычайной, со всеми кротка и милостива.

Но невзлюбили ее бояре муромские за то, что она дочь крестьянина-бедняка. Гневной толпой пришли они к Петру. - Если хочешь оставаться самодержцем, пусть будет у тебя другая княгиня!

Блаженный же князь Петр не захотел нарушить заповедей Божиих ради царствования в жизни этой, он жил по заповедям, соблюдал их. Сей же блаженный князь по Евангелию поступил: отказался от княжения своего, чтобы заповеди Божией не нарушить.

Приготовили для Петра и Февронии суда. И вот поплыли они по реке Оке. Медленно плывут ладьи, тихо плещет река, ласково светит в синем небе солнышко, согревая изгнанных князя и княгиню.

Но вот уже начало смеркаться, наступил вечер. Пристали они к берегу и начали устраиваться на ночлег. Печальным вышел Петр из ладьи и задумался: “Что же теперь будет, коль скоро я по своей воле от княжения отказался?” Тут подошла к нему мудрая Феврония, утешая его: “Не скорби, княже, Милостивый Бог, Творец и Заступник всех, не оставит нас в беде!”

И что же случилось? На следующее утро, только-только начали грузить с берега на суда пожитки, пришли вельможи из Мурома, умоляя Петра и Февронию вернуться, так как бояре, желая властвовать, устроили в городе кровавую распрю.

Блаженные Петр и Феврония вернулись в город Муром. Правили они, соблюдая все заповеди Божий, молясь беспрестанно и милостыню творя. Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали. Слайд.

В старости молили они Бога, чтобы умереть в один день. И приняли Петр и Феврония на склоне лет монашество с именами Давида и Евфросинии. Завещали они, чтобы Похоронили их в единой гробнице и велели сделать из одного камня два гроба, имеющих между собой тонкую перегородку. Скончались супруги в 1228 году, но их завещание нарушили и погребли их в отдельных гробах в разных церквях. Господь же явил чудо: на другой день после похорон гробы их оказались пусты. Тела Петра и Февронии нашили в общем гробе. Неразумные люди опять переложили их в отдельные гробы. И снова утром оказались святые в одном гробе! Так и не смогли разлучить их люди и после их смерти. День памяти Петра и Февронии - 8 июля. Слайд.

В день святых Петра и Февронии в православной традиции не принято делать какие-либо подарки в форме сердечек. Православные христиане в этот день молятся в соборах и церквях. В молитвах молодые люди просят Бога о большой любви, а люди возрастом постарше о семейном согласии.

Символом праздника нашего дня влюблённых является, не сердечко, а цветок – ромашка . Слайд .

Чтобы закрепить, полученные вами от меня сведения о Петре и Февронии, давайте с вами посмотрим мультипликационный фильм, который так и называется: «Сказание о Петре и Февронии».

Ребята, у каждого на столе лежит цветок-ромашка-символ дня влюблённых. И лежат слова. Вам нужно из этих слов, выбрать только те слова, которые сохраняют наши семьи. И наклеить их на каждый лепесток ромашки. Сколько у ромашки лепестков? Столько и должно получиться слов. Работаем.

На этом наше занятие заканчивается, а сделанные нами ромашки пригодятся для нашего следующего мероприятия.


Управления делами Президента РФ, город Москва

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с жизнью и христианским подвигом святых Петра и Февронии во имя любви к ближнему.
  2. Формировать представления детей о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, уважают, проявляют заботу.
  3. Развивать связную речь.
  4. Воспитывать в детях желание заботиться о близком, уважать старшее поколение.

Предварительная работа:

  • создание в группе мини-музея «Русская старина» ;
  • беседы с детьми о семье, разучивание пословиц, поговорок, стихотворений о семье;
  • чтение художественной литературы и сказок народов мира по теме;
  • просмотр мультфильма

(реж. Н. Михайлова, ВГИК, 2008) ;

  • создание родителями совместно с детьми семейных газет «Наши семейные традиции» .

Оборудование:

  • мультимедийная презентация «Сказание о Петре и Февронии» ;
  • семейные газеты «Наши семейные традиции» ;
  • куклы Петр и Февронья, сшитые мамой воспитанницы;
  • песня «Петр и Феврония» в исполнении группы «Непоседы» ;
  • выставка экспонатов мини-музея «Русская старина» ;
  • цветная бумага, клей-карандаш.

Ход организованной партнерской деятельности:

Дети заходят в музыкальный зал, здороваются, встают в круг.

Воспитатель:

Ребята, давайте сделаем «Круг доброты» и поделимся с друзьями своей добротой. Назовите своего соседа ласково и улыбнитесь ему!

Что необычного сегодня в нашем зале?

Дети:

Наши семейные газеты украшают стены музыкального зала.

Воспитатель:

А для чего вы делали газеты вместе со своими родителями?

Дети:

Мы хотим всем рассказать про свою семью.

Воспитатель:

Сегодня к нам в гости кто-то придет. (Стук в дверь. Воспитатель вносит кукол) .

Воспитатель (от имени кукол) :

Здравствуйте, дети!

Дети:

Здравствуйте, Петр и Феврония!

Воспитатель:

А как вы узнали, что это Петр и Феврония?

Дети:

Когда мы смотрели мультфильм, то Феврония там была в красном сарафане, а Петр в белых штанах.

Воспитатель:

Да, ребята. у нас в гостях Петр и Феврония в русских национальных костюмах. Они слышали, что вы хотите поговорить о семье. Ведь наши герои тоже семья. А какая семья у Петра И Февронии?

Дети:

Дружная, верная, они любят друг друга.

Воспитатель:

Петр и Феврония являются покровителями семьи. Как можно их назвать?

Дети:

Пара. Супруг и супруга. Муж и жена.

Воспитатель:

Уважаемые Петр и Феврония, наши ребята сейчас прочитают вам стихотворение.

На Руси есть сказ о том,
Как Феврония с Петром
Были парою примерной,
Дружной, любящей и верной!

Много бед перенесли,
Но расстаться не смогли.
Верой, правдой брак держали
И друг друга уважали.

Пролетела та пора,
Нет Февроньи, нет Петра.
Но они – пример семьи,
Честной, искренней любви!

Воспитатель (от имени кукол) :

Ребята, какие вы молодцы! Нам так приятно, что вы о нас знаете стихотворение!

Воспитатель:

Где жили Петр и Феврония?

Дети:

В древней Руси. В городе Муроме.

Воспитатель:

Петр и Феврония возведены в лик святых. Они изображены не только на картинках, но и на иконах.

Воспитатель:

Ребята, а где находятся иконы и для чего они нужны?

Дети:

Иконы могут быть дома, в храме, в соборе. Люди обращаются к ним и молятся.

Воспитатель:

А как вы думаете, о чем люди молятся перед иконой святых Петра и Февронии?

Дети:

Люди молятся о семье, чтобы у них были дети…

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. Почему, на ваш взгляд, девушка возлагает цветы к иконе?

Дети:

Наверное, девушка молится о том, чтобы выйти замуж, чтобы муж был добрый и заботливый, и чтобы дети потом родились.

Воспитатель:

А каким должен быть мужчина в семье?

Дети:

Мужественным, сильным, терпеливым, уступчивым.

Воспитатель:

Какие самые главные задачи мужчины-папы в доме, как вы считаете?

Дети:

Папа должен охранять дом и семью. Он должен быть хранителем и защитником семьи.

Воспитатель:

А что еще папа может делать по дому?

Дети:

Он может починить что-то, если вдруг сломалось. Может научить кататься на велосипеде. Может покупать продукты в магазине и подарки жене и детям…

Воспитатель:

А мама какая?

Дети:

Милая, добрая, женственная. Она ухаживает за мужем и детьми, за бабушкой и дедушкой. Мама заботится о том, чтобы в семье всегда было уютно, чисто и тепло. Мама кормит и лечит, стирает и убирается в доме.

Воспитатель:

Да, женщину называют хранительницей домашнего очага.

Воспитатель:

Что объединяет мужчину и женщину?

Дети:

Любовь. Еще они вместе ходят в гости и устраивают праздники.

Воспитатель:

Давайте мы тоже сейчас поиграем, ведь в семье не только трудятся, но веселятся. (Дети с воспитателем играют в подвижную игру «Змейка – папа, змейка – мама, змейка – вся моя семья» ) .

Воспитатель:

Теперь давайте Петру и Февронии расскажем про ваши семьи, покажите им свои семейные газеты. (Рассказы детей по газетам о традициях семьи) .

Воспитатель (от имени кукол) :

Какие замечательные ваши семьи! А знаете ли вы пословицы о семье?

Дети:

  • «Муж без жены, как гусь без воды»
  • «Семейный горшок всегда кипит»
  • «Семейное согласие всего дороже»
  • «Материнская ласка не знает конца»
  • «Семья – опора счастья»
  • «Есть клад, когда в семье лад»
  • «Семья всего дороже» .

Воспитатель:

Ребята, во многих городах России Петру и Февронии установлены памятники. (Слайд с изображением памятников в Ульяновске, Архангельске, Ярославле, Ейске) .

Петр и Феврония жили долго и счастливо. Правили любовью и добром, а не гневом и яростью. И сохранили свою любовь на всю жизнь.

В России учреждена медаль «За любовь и верность» , которая вручается самым лучшим семьям страны. На медали изображена ромашка, которая является символом чистой, честной и верной любви.

Воспитатель:

Предлагаю вам сделать ромашку своими руками. (Дети коллективно изготавливают ромашку из полосок белой бумаги с помощью клей-карандаша) .

А сейчас мы каждой семье пожелаем что-то хорошее, передавая ромашку из рук в руки. (Дети высказывают пожелания.)

Воспитатель:

Итак, ребята, как вы думаете, что самое главное в жизни каждого человека?

Дети:

Семья, любовь.

Воспитатель:

Берегите друг друга, берегите свои семьи, любите и уважайте родителей!

А наших гостей Петра и Февронию мы приглашаем пожить в нашем мини-музее. Они всегда будут с нами рядом и будут помогать вашим семьям.

Много общего в «Повести о Петре и Февронии» со сказочными сюжетами.7 В первой части «Повести» рассказывается о том, как змей повадился летать к жене князя Павла, принимая его образ, и был убит братом князя - Петром. Сюжет о змее-соблазнителе очень распространен в волшебных сказках.

Герой такой сказки, выдержав серьезное испытание, получает чудесного помощника, вступает в борьбу со змеем, одерживает победу и становится, как правило, мужем царевны. Победа героя над змеем - это награда за его доброту, за помощь попавшим в беду (зверям, птицам, неизвестному человеку).8 И князь Петр в «Повести» ведет себя как истинный сказочный герой. Узнав, что змей умрет «от Петрова плеча Агрикова меча», он не сомневается в том, что именно он должен убить змея. Благородному и решительному князю помогают небесные силы: во время молитвы ему открывается, где лежит Агриков меч. Петр убивает змея, но его кровь попадает на князя Петра, и его тело покрывается струпьями. Сравнив построение сюжета в «Повести о Петре и Февронии» с волшебной сказкой, Р.П. Дмитриева пришла к выводу, что в «Повести» «развитие сюжета идет самостоятельным путем, не зависящим от законов, действующих в жанре волшебной сказки».9 В частности, неожиданным с точки зрения структуры волшебной сказки является завершение борьбы со змеем: вместо того, чтобы получить вознаграждение за подвиг, Петр приобретает тяжкое заболевание. Это объясняется той функцией, которую выполняет эпизод борьбы со змеем: он служит завязкой второй части «Повести», рассказывающей историю совместной жизни князя Петра и крестьянки Февронии, начиная с женитьбы и кончая смертью. Основой повествования о житии Петра и Февронии также послужил сказочный сюжет о мудрой деве: простая девушка благодаря уму, находчивости, сообразительности выдерживает испытание и становится женой человека высокого социального положения (царя, барина, воеводы).10 Как и сказочная героиня, Феврония говорит загадками, находит достойное решение невыполнимых заданий, которые дает ей Петр, испытывая ее мудрость (соткать ему рубашку из клочка льна), увозит с собой князя из города как самое дорогое (в отличие от сказки изгоняют ее из города бояре). Сказочный характер носят и чудеса Февронии: хлебные крошки превращаются в фимиам, прорастают срубленные деревья. Развитие действия в «Повести» и отдельные ее мотивы имеют прямые параллели со сказкой о мудрой деве. Но сказочный сюжет претерпевает в «Повести» значительные преобразования, он осложняется введением новых героев, изменением конфликта, психологически сложным рисунком характеров героев (Феврония не только умна, но сдержанна, благородна), что превращает сюжет сказки о мудрой деве в новеллистическое повествование о всемогуществе любви, преодолевающей все испытания. Прожив долгую жизнь, управляя городом мудро и справедливо, Петр и Феврония умирают в один день, и после смерти их тела, погребенные в разных местах, чудесным образом соединяются вместе.

Беседа Февронии с юношей - своего рода испытание его ума, которое он не выдерживает. Функция отрока в Повести может быть сопоставлена с функцией сватов: отрок находит девушку Февронию, которая затем станет женой его князя.

Три текста об умной невесте, записанные в Псковской области и помещенные в этом сборнике, содержат ситуацию сватовства. В двух из них (№№ 55, 57) сваты появляются в доме невесты в то время, когда она занята тем же делом, что и Феврония в момент прихода к ней княжеского отрока: сидит за ткацким станом. В вариантах, представленных текстами №№ 55,56, сваты, как и княжеский посланец в древнерусской повести, застают девушку в неприбранном виде, что и обыгрывается в сюжете: «…девка ня знала, что сваты придуть. Она холстинку тке…сидить. Матка: «Протрешь! Протрешь ситцевик!» (Все по поножнам ходить и двигаешься: юбку протре!). А она спустила юбку и сидить в рубашке. И ткала… А сват пришел, а видя, что нявеста-то сидить в рубашке. А они говорить: «Что-то в вас сорока бяз хвоста?» А нявеста ответила: «В нас двор бяз уш!». ..(…собаке нет…) (№ 55). Эти же ситуации и мотивы встречаются и в тексте № 56: «Приехали сваты, застали невесту без платья: «Почему сорока без хвоста?» А в доме нет собаки. Им отвечают. «А v нас двор без ушей!». В приведенных примерах наблюдается совершенно очевидное сходство реплик невесты («В нас двор бяз уш!», «А у нас двор без ушей!») и толкований («собаке нет», «А в доме нет собаки») с загадочными словами героини («Плохо, когда дом без ушей») и разъяснениями их смысла («пес.. .это уши дома») в «Повести о Петре и Февронии».

Семья - это общество в миниатюре,
от целостности которого зависит
нравственность человеческого общества
Ф. Адлер

Цель : ознакомление учащихся с жемчужиной древнерусской литературы - «Повестью о Петре и Февронии Муромских».

Задачи :

Образовательные:

  • выявить особенности жанра древнерусской повести;
  • помочь увидеть идейно-художественное своеобразие повести и жизненные ценности, утверждаемые в ней;
  • формировать умение выделять тему и идею произведения.

Развивающие:

  • совершенствовать навыки анализа текста;
  • развивать навыки выразительного чтения и пересказа.

Воспитательные:

  • воспитывать школьников в духе уважения к семейным ценностям.

Методические приемы: Комментарии учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение, элементы анализа текста, словарная работа, пересказ.

Ход урока

I. Орг. момент

II. Слово учителя.

Добрый день! В последнее время стало очень модным отмечать день святого Валентина- покровителя влюбленных. Но ведь в русском православном календаре есть свой День влюбленных - 8 июля, связанный с историей святых супругов Петра и Февронии Муромских - покровителей семьи и брака, чьи любовь и супружеская верность вошли в легенды. Жизнь Петра и Февронии - история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи.

С 2008 года день 8 июля объявлен Всероссийским днем семьи, любви и верности. Очень много людей в этот день совершает паломничество в Муром, чтобы поблагодарить святых Петра и Февронию за покровительство в их семейной жизни или попросить о даровании семейного лада и счастья.

Обращение к эпиграфу урока: Ф. Адлер говорил: «Семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит нравственность человеческого общества».

Как вы понимаете это высказывание, которое является эпиграфом к сегодняшнему нашему уроку?

А что, на ваш взгляд, главное в жизни? (великодушие, доброта, сострадание, мудрость, верность, честность...)

Как вы думаете, может ли меняться отношение к главным истинам в жизни человека на протяжении веков или оно остается неизменным?

Возможно, что в древности мы найдем ответ на этот вопрос, ведь древнерусская литература составляет период в 700 лет из 1000 (с X в. по XVII в.)

Сегодня мы погрузимся в мир древнерусской литературы - спокойный, торжественный, созерцательный, мудрый. Перенесемся в далекий ХVI век...

Нам предстоит познакомиться с новым жанром древнерусской литературы - повестью " Повесть о Петре и Февронии«. Она написана в15 веке писателем публицистом Ермолаем-Еразмом, который был священником в Пскове, потом протопопом дворцового собора Спаса-на-Бору в Москве, потом монахом. Это неединственное, но самое известное произведение. Сохранилось 150 списков «Повести...»

III. Историческая основа «Повести...»

Кто является прототипом главных героев повести?

И был, и есть в Русской земле красивый город Муром. Из него по преданию вышел былинный богатырь Илья Муромец. А еще спустя сто лет в конце 12-начале13 века Муром прославили святые Петр и Феврония, в иночестве Давид и Евфросиния, Муромские чудотворцы.

IV. Жанр произведения (комментарий учителя)

Жанр произведения определяется в заглавии: «Повесть...» Но повесть необычная, так как в ней тесно переплетаются элементы житийной литературы и фольклора. О близости к фольклору говорит вариативность повести, присутствие традиционных фольклорных жанров о герое-змееборце и мудрой деве, сказочные элементы (например, зачин). Но указание на конкретное место действия (Рязанская земля, г. Муром, село Ласково), на реальных исторических личностей говорит о том, что произведение имеет черты исторической повести. К тому же сюжет повести постепенно приобретает черты жития святых. Финал же повести - классический образец житийной литературы.

Что такое житие святого?

Житие святого - повествование о жизни святого, которое, обязательно сопровождает официальное признание его святости (канонизацию). Как правило, в житии сообщается об основных событиях жизни святого, его христианских подвигах (благочестивой жизни, мученической смерти), а также особых свидетельствах Божьей благодати, которой был отмечен этот человек (например, прижизненные и посмертные чудеса). Жития пишутся по особым правилам (канонам). Так, считается, что появление отмеченного особой благодатью ребенка чаще всего происходит в семье благочестивых родителей(хотя бывали случаи, когда родители, руководствуясь благими побуждениями, мешали подвигу чад, осуждали их). Чаще всего святой с ранних лет ведет строгую, праведную жизнь (хотя иногда святости достигали и раскаявшиеся грешники, например, св. Мария Египетская). В жизни святой набирается мудрости, проходит ряд испытаний, побеждает их. Святой мог предсказать свою смерть, так как чувствовал ее. После смерти его тело оставалось нетленным.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» - не каноническое житие. В композиции повести нет рассказа о благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в Бога, о страданиях во имя Бога. Повесть проникнута лиризмом, авторским сочувствием к героям, восхищением их душевной красотой и силой.

V. Чтение и составление плана «Повести о Петре и Февронии Муромских»

1.Обсуждение плана повести, пересказ эпизодов, запись плана в тетрадь.

Примерный план.

1.Зачин.
2.Змий посещает жену князя Павла.
3.Тайна смерти змия.
4.Змий уничтожен. Пётр тяжело заболевает.
5.Мудрая девушка из села Ласково.
6.Условия исцеления князя Петра.
7.Испытание мудрости Февронии.
8.Князь Пётр выздоравливает, но не сдерживает обещание. Наказание.
9.Вторичное исцеление князя Петра. Он женится на Февронии.
10.Пётр становится самодержцем в Муроме. Бояре не принимают Февронию.
11.Испытание Февронии (крошки превращаются в ладан)
12.Изгнание Февронии из города. Сомнение Петра.
13.Феврония творит чудо.
14.Возвращение князя и княгини в Муром.
15.Праведная жизнь Петра и Февронии.
16.Пётр и Феврония принимают монашество.
17.Смерть супругов в один день.
18.Посмертная воля супругов нарушена, но их тела чудесным способом оказываются в одном гробе.
19.Концовка.

VI. Аналитическая беседа с опорой на текст

Словарная работа.

Продолжите строку:
Целомудрие-это...
Исцеление человека-это...

Что общего вы найдете в этих словах? Приведите примеры других однокоренных слов (целый, целостный).

Что привело Петра в дом Февронии (случайность или провидение)? От чего нужно исцелить Петра? (Болезнь посылает Бог человеку, чтобы смирить гордыню, для очищения от согрешений. Феврония исцеляет его от непослушания воле Божией).

Сопоставьте точки зрения древнерусского читателя и современного: что излечивает князя Петра? (Не целебный настой, а бескорыстная любовь к нему).

Легко ли идет исцеление героя? Когда он окончательно исцеляется? (Работа над эпизодом «Петр и бояре», чтение в лицах).

Что изменилось в жизни героя после полного выздоровления? (Главное - исцеление души Петра).
- Почему Феврония способна совершать чудеса, а Петр - нет?

(Она благочестива, послушна Богу, следует в жизни заповедям Христа).

Целомудрие, т. е. строгая нравственность, чистота, дают Февронии дар исцеления. Что означают слова: «Аще бы кто требовал князя твоего себе, мог бы уврачевати и...» (Варианты ответов учащихся. Исцелить человека может лишь тот, кто разделит с ним жизнь и все тяготы, в том числе и тяготы болезни.)

Как Феврония убедила Петра в своей мудрости и богоизбранности?

Что послужило причиной изгнания Февронии из Мурома?

Через какие испытания проходят Пётр и Феврония? Для чего они им посланы?

К кому они обращаются в трудную минуту?

Вернувшись в Муром, мстят ли они своим недоброжелателям?

Пётр, первоначально избегавший брака с Февронией, становится её половинкой, её вторым «я».
Почему это произошло?- Можем ли мы утверждать, что их взаимоотношения динамичны (любовь - влюблённость, любовь-испытание, любовь - единение в Боге)

Что такое монашество? Почему Пётр и Феврония приняли в конце жизни монашеский постриг?

О чём они молили Бога, предчувствуя скорую кончину? - Какое значение имеет концовка? «Жили они долго и счастливо и умерли в один день» - не сказочный ли это финал? (Петр и Феврония ожидают друг друга на пороге смерти, чтобы быть вместе в дальнейшем пути к вечности.
Нет трагизма в конце повести, смерть - этап в дальнейшем пути к вечности, а не уничтожение того, что было накоплено жизнью).

Какое чудо (и почему неоднократно) совершалось после их смерти?

Как слова эпиграфа мы можем соотнести с прочитанным?

5.Характеристика персонажа

Расскажите о Февронии от лица

а) слуги Петра;
б) Петра;
в) бояр и их жен.

Какими качествами и в каких ситуациях обладает Феврония? (Используем новые слова)
(Характер преподобной Февронии показан как характер исключительный. Вера в Создателя, ум, благочестие, терпение, смирение, верность - качества, присущие ей. Она обладает чудесным даром целительства, который она получила от Господа. В трудные минуты она не теряетсамообладания, ибо она во всём видит волю Божью. Её последнее дело посвящено Богу: шила покров для храма Богородицы).

VII. Художественные особенности повести

Какова тема и идея повести?

Тема - история любви, преданности, самоотверженности.
Идея - показать идеал праведника, утверждение любви - великого чувства

VIII. Синквейн

Составить синквейн «Любовь» «Семья»

Правила составления синквейна.

· правая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
· вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
· третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
· четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
· пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

IX. Итоги урока

Мы с вами знаем, что Петр и Феврония не случайно стали героями повести. Князь Петр для писателя - воплощение справедливой княжеской власти: рассказав о правлении князя Петра, автор показал, какой должна быть эта власть. Но он показал и образец супружеской жизни, верности и веры. Жизнь по заповедям Божьим, осознанное желание человека творить добро - главнее всего для автора.

Но разве всегда Петр поступал по совести? Разве не вызывал осуждения? (Не женился сразу на Февронии, стал ее испытывать, когда жены бояр стали наговаривать на нее, например, про крошки, которые она собирает).

Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения? (Он учит ценить людей не по происхождению, по их поступкам, хотел сказать, что и среди крестьян есть люди мудрые, чистые, верные). Не забудем, что герои повести - реальные исторические лица.

Какие чувства вы испытывали к героине, читая о ней? (Сочувствовали, жалели, когда ее не принял Петр, а потом бояре; уважали за ум, верность, радовались, когда все поняли, что она мудрая, добрая, справедливая, и приняли ее).

Почему автор не рисует портретов героев повести? (Не внешность, не красота главное для него, как не главное это для Петра и Февронии. Петр убедился в уме, душевной красоте девушки. Ведь до того, как Петр взял с великими почестями Февронию в Муром, они друг друга не видели и все общение вели через слуг).

В чем находит свое высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии? (Оба супруга, не мысля возможности пережить друг друга, умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти, наперекор тем, кто пытался их разлучить).

В чем основная ценность книги? Какие жизненные ценности утверждаются в ней?

Повесть эта своего рода гимн вере, любви и верности.
Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность.
Торжество веры, мудрости, разума, добра и любви - основная идея повести

Смысл названия произведения.

Почему называется «Повесть о Петре и Февронии Муромских»? (Петр достиг идеала святости в своей жизни).

В чем святость героев? (Чтение эпизода «И правили они в городе том...»)

Чем, по-вашему, была привлекательна «Повесть...» для современников?

Что ценное для себя могут в ней найти ныне живущие и вы в частности?

Кто знает, когда Православная церковь чтит преподобных Петра и Февронию?
(8 июля Православная церковь чтит преподобных Петра и Февронию Муромских. К святым обращаются все влюбленные и любящие, ища у них покровительства и защиты. 8 июля мы отмечаем замечательный праздник - День Семьи, Любви, Верности. В этот день не только верующие вспоминают о Петре и Февронии Муромских).

X. Домашнее задание

Письменный ответ на вопрос: «Над чем меня заставила задуматься «Повесть о Петре и Февронии Муромских»