Меню
Бесплатно
Главная  /  Виды и локализация фурункулов  /  Личностно профессиональные изменения произошедшие за время практики. Отчет о прохождении педагогической практики. Список использованных источников

Личностно профессиональные изменения произошедшие за время практики. Отчет о прохождении педагогической практики. Список использованных источников

ББК: 74.5 УДК: 378.147.88

Исакова Т.Б., Исхаков Р.Х.

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОЦЕНИВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ ПРАКТИКИ

IsakovaT.B., IskhakovR.H.

PERSON-ORIENTED APPROACH IN THE EVALUATION OF THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE STUDENT IN THE CONDITIONS

Ключевые слова: личностно ориентированный подход, практика, профессиональные компетенции, профессиональное становление, рефлексия, самооценка.

Keywords: learner-centered approach, practices, professional competence, professional formation, reflection, self-evaluation.

Аннотация: в статье описывается личностно ориентированный подход в оценивании профессионального становления студента себя как специалиста в условиях практики. В статье представлены критерии личностной самооценки студента себя как специалиста в условиях практики.

Abstract: the article describes the learner-centered approach in the evaluation of the professional development of the student himself as a specialist in the conditions of practice. The article presents the criteria of personal self-assessment the student himself as a specialist in the conditions of practice.

В центре внимания современной педагогической науки и практики находится процесс социального и профессионального становления молодежи, связь формирования социально-значимых личностных качеств молодого человека с профессиональной подготовкой. Эта идея сформулирована в Концепции

модернизации российского образования.

Смена когнитивной и деятельностной парадигм образования на компетентностно-контекстную и личностно-развивающую обуславливает необходимость разработки и применения новых форм и методов организации учебно-познавательной

деятельности студентов. Актуальным становится использование методик, стимулирующих обучение посредством действия, обмена опытом, творческого решения проблем, представления креативных идей, исследования ролевых моделей.

Компетентностный подход усиливает практическую ориентированность

образования, его прагматический,

предметно-профессиональный аспект. Такой подход демонстрирует

необходимость подтверждения знаний умениями.

Центральное место в организации образовательного процесса должно отводится практике. Во время учебно-ознакомительной практики происходит первичное непосредственное знакомство с организацией будущей профессиональной деятельности, при этом будущие профессионалы не пассивно наблюдают, а активно анализируют данную

деятельность. Перед прохождением практики студенты, наряду с другими заданиями, получают установку на анализ достоинств и недостатков организации процесса профессиональной деятельности. Результаты своих наблюдений

практиканты фиксируют в дневнике практики, где отводятся специальные графы для замечаний и предложений. Кроме того, опыт учебно-ознакомительной практики является прекрасным уроком для будущего специалиста, так как

он получает возможность учиться на чужих успехах и неудачах, что в дальнейшем, в производственной практике, поможет ему достигать наилучших результатов. Таким образом, учебно-ознакоми-тельная практика

практика способствует развитию умений наблюдать за процессом, конструктивно оценивать его, анализировать, сравнивать, обобщать наблюдаемые феномены, что является составляющим культуры самообразования.

Следующий этап работы

предполагает самостоятельное

переосмысление выявленных проблем, анализ причин их возникновения, предложение способов их устранения и профилактических мер. Для

осуществления указанных видов деятельности необходимо проявить поисковую активность, актуализировать знания, провести сбор и анализ теоретического материала, проявить проектировочные и конструктивные способности. На этом этапе разрабатывается проект решения одной из профессиональных проблем, который в дальнейшем представляется на

конференции, предваряющей

производственную практику.

Конструктивная критика предложенных проектов позволяет предварительно откорректировать их, что помогает достичь наилучших результатов при их апробации. Далее происходит

исследование эффективности

предложенного проекта решения профессиональной проблемы на практике.

Во время производственной практики студенты не просто упражняются в проведении различных видов профессиональной деятельности, они приобретают первый опыт исследовательской, экспериментаторской, новаторской деятельности.

Производственная практика завершается конференцией, на которой излагаются результаты деятельности, организуется обмен мнениями о проведенной работе. Ценность этого этапа работы в плане развития культуры самообразования состоит в возможности иметь первую

практику анализа, систематизации и обобщения результатов собственной деятельности.

Более того, современное

профессиональное образование по подготовке специалистов

профессиональной сферы «Человек-Человек» тенденциозно направлено на формирование у студентов компетенций по личностно ориентированному подходу в своей будущей профессиональной деятельности.

Это возможно, если во время практики реализуется личностно ориентированный подход по отношению к клиентам, с которым взаимодействует наш студент-практикант. Мы студентов ориентируем на то, что бы они учитывали при работе с клиентами их типологические особенности при решении их проблем. Данный концепт всеми осознаваем и понимаем и есть положительная динамика в

профессиональном становлении студентов как специалистов.

Но в настоящее время актуализируется и другой концепт. Очень важно не только то, что происходит с клиентом на его личностном уровне, но и что происходит со студентом уже на его личностном уровне после

взаимодействия и взаимоотношений с клиентом, то есть после оказании помощи клиенту в целом или после единичного акта действия. С одной стороны, клиент получает профессиональную помощь и испытывает в итоге удовлетворение или не удовлетворение своих потребностей на личностно-социальном уровне и, с другой стороны, студент то же получает удовлетворение или не удовлетворение от выполненной им работы, но уже на личностно-профессиональном уровне. В студенте происходят, на сознательном или на бессознательном уровне, профессио-нально-личностные изменения.

В связи с этим практика, как составляющая учебного процесса, меняет свои содержательно-организационные концепты, усиливая ее личностную значимость в профессиональном

становлении студентов как специалистов1

На основании этой концептуальной позиции должны измениться подходы к критерию оценивания степени успешности прохождения студентом практики.

Акцент оценивания сменится с контрольно-оценочных параметров, на личностно-ориентированные.

Внешняя оценка осуществляется специалистами, которые по роду своей деятельности отвечают за

профессиональное становление студентов как специалистов. Она всегда субъективно, зависит от многих профессиональных, личностных,

ситуационных влияний на данную оценку. Очень важно насколько сам студент оценивает свой уровень готовности к будущей профессии. Очень важны его субъективные ощущения по отношению себя как специалиста, профессионально-личност-ные переживания по поводу своей готовности к будущей работе. Это возможно при проведенной личностной рефлексии, а точнее профессионально-личностной рефлексии2.

При профессиональной подготовке специалистов в условиях вуза возникает необходимость организации помощи в профессионально-личностной рефлексии студентов.

Главный вопрос не сколько «чего сделал и как сделал», а как личностно повлияло то «чего и как сделал» студент на него самого как будущего специалиста.

На каждом этапе определенного вида практики происходит не только профессионально-когнитивное, но и личностно-про-фессиональное приращение.

Для успешной организации практики необходимо откорректировать рабочие программы по практике -

1 Галагузова, М.А. Интегративно-дифференцированная профессиональная подготовка специалистов социальной сферы: научно-практический аспект: моногр. / М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова. - М.: ВЛАДОС, 2010.

2 Двоеглазова, М.Ю. Особенности реализации личностной рефлексии субъектом // Образование и наука: достижения, задачи и перспективы / М.Ю. Двоеглазова - Мурманск: МГИ, 2004. -С. 10-14.

добавить анкеты по личностной самооценке студента себя как специалиста в условиях практики.

Управленческая система любого учреждения по социальной защите это

есть изначально производство, где присутствует взаимодействие,

взаимоотношение, посредничество между основными участниками (специалист, клиент), где есть система номенклатур служебных документов, где есть организационно-исполни-тельная система, где социальная помощь реализуется через нормативно-правовую систему

законодательных документов и все это является содержанием системы

профессиональных компетентностей

специалистов.

Критерии оценивания личностно-профессионального изменения студента как будущего специалиста должны отражать основные базовые

производственных умения, которые относятся к категориям профессиональной компетенции: коммуникативных,

правовых, организационно-

управленческих, документных,

консультационно-информационных.

Организационно-содержательно личностно-профессиональную рефлексию можно реализовать на основе личного анкетирования студента по этим критериям.

Структура заданий должна быть системной, выстроена с учетом принципа динамизма.

Студенты отвечает на поставленные структурированные вопросы на основе своих субъективных ощущений.

Орган изац ионн о-управл ен ческая компетенция

Студент оценивает себя на основе понимания сущности данной

компетенции: клиенту можно помочь, если студент знает, как организовать

административно - исполнительскую (таблица 1). реализацию спроектированной помощи

Таблица 1 - Степень сформированности организационно-управленческой компетенции

1 Степень уверенности в способности самостоятельно спроектировать и организовать исполнительскую реализацию этой помощи Высокая Низкая Затрудняюсь ответить

2 Вы уверенно себя чувствуете при обращении к вышестоящему должностному лицу или специалисту из другого ведомственного учреждения Да Нет Затрудняюсь ответить

3 Вы владеете знаниями, умениями и навыками сильной аргументации при обращении к вышестоящему должностному лицу или специалисту из другого ведомственного учреждения Да Нет Затрудняюсь ответить

4 Способны ли принимать ответственные решения по отношению к другим людям Да Нет Затрудняюсь ответить

5 Сформированы ли волевые качества, способствующие завершению начатого дела по оказанию социальной помощи Да Нет Затрудняюсь ответить

6 Вы способны убедить клиента в необходимости выполнения рекомендаций специалистов по решению его социальной проблемы Да Нет Затрудняюсь ответить

7 Какие качества необходимы для успешного управленца

Правовая компетенция

Студент оценивает себя на основе понимания сущности данной компетенции: клиенту (ребенку) можно помочь на основе знаний государственной законодательной

системы социальной защиты; без знаний законов, решение проблемы останется только на уровне эмоциональных переживаний (таблица 2).

№ п/п Вопросы Ответы (нужное подчеркнуть)

1. К ак часто при решении проблемы Вы применяли законы Часто Редко Никогда

2. Появилась ли уверенность в социальной защищенности самого себя на примере решения социальной проблемы клиента Да Нет Затрудняюсь

3. Появилась ли уверенность, что законы действенны и работают в нашем государстве Да Нет Затрудняюсь

Таблица 2 - Степень сформированности правовой компетенции

4. Уровень правовой компетентности до Изменился Не Затрудняюсь

практики и после практики изменился положительно изменил ся

Служебно-документная компетенция

Студент оценивает себя на основе понимания сущности данной компетенции:

помощь будет реализована, если студент знает, как документально оформить нормативно-правовое оказание помощи (таблица 3).

Таблица 3 - Степень сформированности служебно-документной компетенции

№ п/п Вопросы Ответы (нужное подчеркнуть)

1 Степень уверенности при заполнении служебного документа Высокая Средняя Низкая

2 Я получаю удовольствие от правильно оформленного служебного документа Да Нет Затрудняюсь ответить

3 Правильно оформленный документ является условием успешности решения социальной проблемы клиента Да Нет Затрудняюсь ответить

4 Аккуратность оформления служебных документов сформировало мою внутреннюю дисциплину Да Нет Затрудняюсь ответить

Консультационно-информационная компетенция

Студент оценивает себя на основе понимания сущности данной компетенции: способность на основе теоретико-

практических знаний проконсультировать клиента по его проблеме, дать адекватно целесообразные рекомендации, приводящие к положительному исходу решения его проблемы (таблица 4).

Таблица 4 - Степень сформированности консультационно-информационной компетенции

№ п/п Вопросы Ответы (нужное подчеркнуть)

1 Достаточно ли вы владеете логикой консультирования клиентов по его социальной проблеме Да Недостаточно Затрудняюсь ответить

2 Насколько вы выдержаны и спокойны при консультировании клиентов Выдержан Не выдержан Затрудняюсь ответить

3 Насколько вы сильно эмоционально сопереживаете с клиентом по его проблеме Сильно Нисколько Умеренно

4 Вы владеете знаниями, умениями и навыками сильной аргументации о необходимости исполнения клиентом профессиональных рекомендаций Да Нет Затрудняюсь ответить

5 Учитываете ли при консультировании типологические особенности клиента Да Нет По необходимос ти

насколько для вас важен жизненный опыт клиента необходимос ти

7 Происходит ли обогащение вашего жизненного опыта знаний людей при консультировании клиентов по различным социальным проблемам Да Нет Затрудняюсь ответить

Коммуникативная культура

Студент оценивает себя на основе понимания сущности данной компетенции: правильно воспринять, преобразовать и

сформулировать проблему, выраженную клиентом (ребенком) как обычно на основе его эмоционально-личностного

переживания своей проблемы.

Таблица 5 - Степень сформированности коммуникативной культуры

№ п/п Вопросы Ответы (нужное подчеркнуть)

1 Мне нравится общаться с клиентом Да Нет Затрудняюсь ответить

2 Степень уверенности в том, что вы сможете наладить коммуникацию с клиентом по решению его проблемы Высокая (сразу создаю контакт) Средняя (не сразу, но создаю контакт с клиентом Низкая (не стремлюсь создавать контакт с клиентом)

3 Было ли у вас чувство пренебрежения (призрения, брезгливости) какому либо клиенту Нет, никогда Иногда Да

4 Ждете ли вы эмоциональной реакции от клиента за выполненную (оказанную помощь) работу Всегда жду Никогда не жду, мне этого не надо Иногда

5 Какую обратную реакцию вы получали от общения клиентом Положител ьную Негативную Безразличную

6 Вы избегаете на прямую взаимодействовать с клиентом Нет Иногда Да

7 В чем основа вашей уверенности / неуверенности общения с клиентом

Итоговую личностную самооценку провести в таком варианте (таблица 6). студенту себя как специалиста можно

Таблица 6 - Самооценка личностных умений

№ 1. Личностные умения качества Нужное подчеркн уть

1 Умение четко ставить цели и соблюдать этику общения 1 2 3 4 5

2 Умение говорить с человеком на его языке, придерживаться согласованной и понятной собеседнику терминологии, не употреблять неизвестных ему терминов 1 2 3 4 5

3 Умение наблюдать и чувствовать эмоциональное состояние клиентов (детей), учитывать их потребности и интересы 1 2 3 4 5

4 Умение соблюдать стадии общения, социальную дистанцию 1 2 3 4 5

5 Умение грамотно ориентироваться во времени общения: не затягивать консультацию ил общение, умение вовремя закончить диалог, сохранив доверительные отношения с клиентом (ребенком) 1 2 3 4 5

6 Умение сопереживать и понимать проблемы клиента (ребенка) 1 2 3 4 5

7 Умение быть искренним и открытым в общении 1 2 3 4 5

8 Умение быть спонтанным и активным в профессиональном общении 1 2 3 4 5

9 Умение проявлять конгруэнтность. Поведение не противоречит внутреннему содержанию 1 2 3 4 5

10 Умение испытывать неподдельный интерес к людям 1 2 3 4 5

11 Умение поддерживать человека и побуждать, воодушевлять его на решение проблемы Продолжение 1 2 3 4 5 5 таблицы 6

12 Умение прогнозировать свое поведение и его последствия 1 2 3 4 5

13 Умение брать ответственность на себя и когда необходимо передавать ее самому клиенту (ребенку) 1 2 3 4 5

14 Умение активно слушать 1 2 3 4 5

15 Уметь справляться с своими чувствами - обидой, раздражением, виной 1 2 3 4 5

16 Уметь предотвращать конфликты и конструктивно с ними справляться 1 2 3 4 5

17 Умение мотивировать на изменение неконструктивного поведения 1 2 3 4 5

18 Умение справляться со стрессом, преодолевать трудности и разочарования без разрушения себя и сохраняя позитивную жизненную позицию 1 2 3 4 5

19 Уметь влиять на иррациональное поведение и закреплять позитивное поведение - конструктивно критиковать и хвалить 1 2 3 4 5

20 Уметь изменять нежелательное поведение и закреплять позитивное поведение- конструктивно критиковать и хвалить 1 2 3 4 5

21 Умение уважать мнение другого и не навязывать свое 1 2 3 4 5

22 Умение не проявлять излишнего любопытства, не нарушать границ частной жизни 1 2 3 4 5

23 Сохранять интерес к профессиональному развитию 1 2 3 4 5

2. Лист профессиональной самооценки

События, вызвавшие профессиональную гордость и удовлетворение События, вызвавшие досаду и профессиональное неудовлетворение

Можно, конечно, провести какую-то многостороннюю диагностику в конце всех видов практик, но тогда будет виден только окончательный результат, а для нас, преподавателей вуза, важно именно определить динамику профессионального становления студента как специалиста в условиях практики.

При положительной динамике студент в большей вероятности пойдет работать по специальности, при отрицательной динамике студент в меньшей вероятности пойдет работать по специальности, но если и пойдет по специальности, то принудительно, на основе неблагоприятных жизненных обстоятельств.

На основе анализа личностно-профессиональной самооценки студентом себя как будущего специалиста можно

сделать вывод о его личностной готовности к профессиональной деятельности, что позволит корректировать учебно-профессио-нальную траекторию

профессионального становления в условиях вуза.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Галагузова, М.А. Интегративно-дифференцированная профессиональная подготовка специалистов социальной сферы: научно-практический аспект: моногр. / М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова. - М.: ВЛАДОС, 2010.

2. Двоеглазова, М.Ю. Особенности реализации личностной рефлексии субъектом // Образование и наука: достижения, задачи и перспективы / М.Ю. Двоеглазова - Мурманск: МГИ, 2004. - С.10-14.

ОТЧЕТ

О прохождении производственной (педагогической) практики

Магистром I курса по направлению

«44.04.01 - Педагогическое образование»

Магистерская программа

«Образование в области безопасности жизнедеятельности»

ФИО магистранта

Ибаева Татьяна Губатуллиновна

Научный руководитель: доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, кандидат педагогических наук Гафнер Василий Викторович

Екатеринбург, 2018

ДНЕВНИК

Производственной (педагогической) практики

магистранта __1__ курса по направлениюОПОП 44.04.01 - Педагогическое образование. Образование в области безопасности жизнедеятельности.

(фамилия, имя, отчество)

Место прохождения практики: Уральский государственный педагогический университет. Факультет безопасности жизнедеятельности.

Сроки прохождения практики: 15.01.2018 – 25.03.2018;

21.05.2018 – 03.06.2018

Руководитель практики: заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности, кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности

Гафнер Василий Викторович

(должность, ученая степень, ученое звание, фамилия, имя, отчество)

Индивидуальный план работы магистранта

________ Ибаева Татьяна Губатуллиновна ____

(фамилия, имя, отчество )

Дата Содержание деятельности Форма отчетности Отметка о выполнении Подпись руководителя
15.01 Установочная конференция: ознакомление с задачами и содержанием практики, организационные вопросы Участие в работе конференции
17.01-17.02 Присутствие на занятиях педагогов эссе
18.02-25.03 Проведение занятий Конспекты занятий
18.02-25.03 Проведение контрольных и диагностических мероприятий Аналитический отчет
18.02-25.03 Анализ среды образовательного учреждения Аналитический отчет
21.05-03.06 Подготовка отчета Составление отчета по практике


Магистрант______________________ ФИО Ибаева Т.Г.


Отчет о прохождении производственной (педагогической) практики

________________Ибаева Татьяна Губатуллиновна ______________

(фамилия, имя, отчество )

Сроки и место прохождения практики: с 15.01-25.03. 2018г. _и с 21.05-03.06.2018г. Уральский государственный педагогический университет Факультет безопасности жизнедеятельности.

Виды работ, выполненные в период практики: в период прохождения производственной (педагогической) практики познакомилась с организационной структурой и основными направлениями деятельности университета, посетила занятия преподавателей, разрабатывала конспекты занятий и проводила на практике, где применялись современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса (кейс-технологии, тренинговые технологии); кроме этого разрабатывались - учебно-технологическая карта, индивидуальный образовательный маршрут и т.д.

Личностно-профессиональные изменения, произошедшие за время практики (личностно-профессиональный рост, расширение жизненного опыта, повышение мотивации учебной деятельности, формирование представления о будущей профессии и т.п.): произошло развитие профессиональной компетентности как педагога, личностно-гуманистической ориентации, системного видения педагогической реальности, овладение педагогическими технологиям и способностью к интеграции с педагогическим опытом, расширение жизненного опыта.

Профессиональные знания и навыки, полученные в ходе практики: повторила и закрепила теоретические знания, расширила и повысила основные профессионально-педагогические умения, навыки; вспомнила основы владения педагогическими технологиями и педагогической техникой; узнала современные методы мониторинга в процессе педагогической деятельности; проявила творческое мышление, индивидуальный стиль профессиональной деятельности, исследовательский подход к ней; появились потребности в педагогическом самообразовании, самосовершенствовании.

Трудности, возникшие в ходе практики:

организационные: практика на базе университета отнимает много времени от постоянного места работы, работодатель неохотно идет на встречу

содержательные : возникли сложности преподавания в студенческой среде, так как до этого была ориентирована на школьников. У школьников урок 40 минут, у студентов 1,5 часа, это существенно по нагрузке на преподавателя, кроме этого манера изложения для школьника и для студента различается, студенты быстрее «схватывают» материал, быстро записывают и времени на это у них уходит меньше чем у школьника, было тяжело правильно распределить время занятия.

другие_____________________________________________________________

___________________________________________________________________

Оценка собственных перспектив профессионального развития: благодаря своей целеустремленности, нежеланием останавливаться на достигнутом, активной жизненной позиции, коммуникабельности я стремлюсь реализовывать на практике свои идеи и замыслы, постоянно повышать собственный образовательный уровень, свое педагогическое мастерство, осуществлять личностно-ориентированный подход к каждому школьнику. Овладение новыми образовательными технологиями, формами и методами преподавания, дает мне хорошую перспективу применения их в своей профессиональной деятельности и дальнейшему профессиональному росту.

Современные условия ставят перед педагогическими и руководящими кадрами новые требования, меняется взгляд на педагогическую деятельность, реальный образовательный процесс. В этих условиях особое значение приобретает личностно-профессиональное развитие педагогических кадров дошкольных учреждений как одного из главных ресурсов обеспечения и развития качества дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Завольская Елена Викторовна

МАДОУ детский сад

Общеразвивающего вида «Василек»

Личностно-профессиональное развитие педагога ДОУ как условие инноваций в образовании

Современные условия ставят перед педагогическими и руководящими кадрами новые требования, меняется взгляд на педагогическую деятельность, реальный образовательный процесс. В этих условиях особое значение приобретает личностно-профессиональное развитие педагогических кадров дошкольных учреждений как одного из главных ресурсов обеспечения и развития качества дошкольного образования.

Современный воспитатель дошкольного учреждения должен уметь мыслить и действовать сообразно новым нормам профессиональной педагогической деятельности: обладать способностью к концептуальному мышлению; гуманистическими ценностными мировоззренческими установками; рефлексивно–аналитическими, креативными, проектно–технологическими, организаторскими, коммуникативными, исследовательскими способностями. Это актуализирует необходимость первоочередного решения задач формирования новой профессиональной компетентности воспитателей в ситуации все возрастающих требований семьи, общества и государства к качеству дошкольного образования.

Новые социально-экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе дошкольного образования. Обновление содержания и изменение условий образовательной деятельности, усложнение возложенных Законом РФ «Об образовании» функций ДОУ в новых экономических условиях, повлекли за собой значительные преобразования организации управления, усложнили обязанности воспитателя, потребовали совершенствования управленческой системы. Сегодня педагогические работники дошкольных учреждений призваны решать сложные задачи перестройки системы дошкольного образования. Основная функция современного детского сада - целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, cпособов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. Для качественного осуществления данной функции на современном этапе, педагогическому коллективу необходимо работать в режиме внедрения новшеств и инноваций.

Для эффективности педагогического процесса необходим постоянный поиск новых более результативных методов воспитания и обучения, при помощи которых происходит передача детям содержания образования.

Личностно-профессиональное развитие специалиста дошкольного образования - одно из приоритетных направлений модернизации образовательной системы, предусматривающей выработку новых форм взаимодействия с детьми, новых программ и концепций.

Исходя из всего выше сказанного, в нашем ДОУ определились цели методической работы:

  1. Обеспечение научных подходов к организации педагогического процесса.
  2. Совершенствование профессионального уровня педагогического коллектива.
  3. Анализ результативности педагогического процесса.

Задачи методической работы:

  1. Внедрение в практику инновационных педагогических технологий.
  2. Совершенствование планирования.
  3. Совершенствование видов и форм диагностики и контроля.
  4. Обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов.
  5. Совершенствование информационного обеспечения.

Решение данных задач невозможно без высокопрофессиональных педагогических кадров, поэтому в нашем детском саду разработана план- программа профессионально-личностного развития педагогов.

Цель: развитие личностных ориентаций, мотивов и профессиональных потребностей, профессионально значимых знаний, умений и качеств личности педагогов детского сада.

Направления деятельности:

  1. Анализ профессионализма педагогов на основе изучения их профессиональных потребностей, результатов деятельности, личностных и профессиональных качеств личности.
  2. Развитие целевых и проектировочных умений педагогов.
  3. Организация деятельности по повышению профессиональных знаний, умений педагогов, создания условий для самосовершенствования.
  4. Индивидуальное проектирование профессионального роста педагога.
  5. Поддержание благоприятного психологического микроклимата в коллективе.

Система повышения профессионализма педагогов разрабатывается на основе изучения и анализа профессионального уровня педагогов, их потребностей, мотивов деятельности, запроса родителей, стратегии развития дошкольного образования на различных уровнях.

Основная линия деятельности по профессиональному развитию педагогов – выработка ценностно-смыслового, нравственно-ориентированного единства в коллективе через организацию целевой, проектировочной деятельности и презентацию результатов.

Заведующая Т.М. Тимонина направляет и организует теоретическую, практическую и научную работу педагогов, направляя их профессиональное совершенствование. Используемые формы и методы работы с педагогическим персоналом ориентированы на углубленное усвоение ими отдельных содержательных направлений, расширение психолого-педагогического кругозора, максимальную самореализацию, развитие способностей и творческого потенциала и повышение самооценки работников.

В МДОУ созданы:

  1. База данных о педагогах МДОУ.
  2. Система отслеживания профессиональных и информационных потребностей педагогов на основе разработанного банка диагностических методик.

Система методической работы в МДОУ выстраивается в следующих направлениях:

По отношению к конкретному педагогу, где главной задачей является формирование индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности воспитателя. В этой связи разработаны индивидуальные планы-графики повышения квалификации педагогов МДОУ;

По отношению к педагогическому коллективу МДОУ. В этом направлении методическая работа направлена на организацию диагностики и самодиагностики, контроль и анализ учебно-воспитательного процесса, на выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта;

По отношению к общей системе непрерывного образования, что предполагает осмысление нормативно-правовых документов, внедрение достижений науки и передовой практики.

Таким образом, под личностно-профессиональным развитием педагогов, мы понимаем целостную, основанную на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений педагогов, систему взаимосвязанных действий, мероприятий, направленных на повышение профессионального мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а, в конечном счете – на достижение оптимальных результатов обучения, воспитания детей.

Для достижения целей профессионального роста педагогов создана система непрерывного повышения квалификации в условиях методической работы ДОУ, курсах повышения квалификации, авторских курсах. Используются активизирующие формы и методы обучения, подобранные с учетом индивидуальных особенностей каждого педагога, их потребностей и творческого потенциала.

Предлагаем модель организации методической работы по подготовке в самом образовательном учреждении современно мыслящих педагогов, способных максимально эффективно обеспечить решение задач, стоящих перед образовательным учреждением.

Деятельность руководителя по профессиональному и личностному развитию педагогов МАДОУ д/с «Василек»

Цель:

  1. Создание условий в ДОУ, обеспечивающих теоретическую и практическую подготовку педагогических кадров.
  2. Совершенствование кадровой политики в ДОУ, направленной на повышение самооценки и проектировочно-целевых умений педагогов.
  3. Индивидуализация профессионального развития педагогов ДОУ.

Задачи:

  1. Повысить теоретическую грамотность педагогов, расширить психолого-педагогический кругозор.
  2. Выявить профессиональные потребности педагогов, ведущие мотивы профессиональной деятельности, разработать систему изучения результативности, мотивации деятельности педагогов детского сада.
  3. Создать условия для повышения квалификации педагогов в ДОУ, районе, городе.
  4. Создать условия для профессиональной самореализации педагогов ДОУ.
  5. Организовать проектировочную деятельность педагогов в детском саду, районе, городе.
  6. Создать непрерывную систему повышения квалификации в детском саду с учетом уровня мотивации, профессиональных потребностей педагогов.
  7. Разработать индивидуальные программы профессионального и личностного роста педагогов учреждения.
  8. Совершенствование управленческой деятельности с позиции мотивирования и стимулирования

Направления профессионального и личностного развития педагогов МАДОУ детского сада «Василек»

  1. Разработка системы изучения потребностей, мотивов и результатов деятельности педагогов учреждения:

Самоанализ результативности деятельности за учебный год;

Анализ профессиональной творческой активности педагогов.

  1. Разработка и организация работы психолого-педагогических мастерских (1 раз в 2 месяца) с целью повышения теоретико-практической подготовки педагогов.
  2. Оценка уровня мотивации педагогов детского сада, разработка мероприятий по созданию условий для самореализации педагогов.
  3. Создание творческой благоприятной обстановки в коллективе, навыков эффективного взаимодействия сотрудников.
  4. Разработка и реализация системы выявления, обобщения и распространения передового педагогического опыта педагогов детского сада
  5. Организация работы по аналитико-проектировочной деятельности
  6. Совершенствование системы повышения квалификации педагогов с целью развития аналитико-проектировочной деятельности по направлениям:

«Развивающее и проблемное обучение»;

«Самоанализ деятельности».

  1. Совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей взаимодействие администрации с педагогами, взаимодействий в коллективе (образовательная программа детского сада, локальные акты)
  2. Организация методических мероприятий для педагогов, направленных на профессиональную самореализацию педагогов.
  3. Разработка пакета документов по индивидуализации профессионального развития педагогов детского сада («Портфолио педагога»): индивидуальной программы профессионального и личностного роста, нормативные документы детского сада и др.
  4. Совершенствование системы повышения квалификации педагогов с целью формирования эффективной системы самообразования с учетов мотивов и профессиональных потребностей сотрудников.

В данной работе учитывается то, что качественный состав педагогов не однороден. Поэтому в работе используется дифференцированный подход по уровню педагогического мастерства

Диференцация групп по уровню творческого потенциала педагогов

группы

Дифференцация групп

Формы методической работы

1 группа

Творчески работающие педагоги

Педагогическая мастерская, мастер-клас, конкурс профессионального мастерства, наставничество, творческий отчет, презентация авторской технологии

2 группа

Педагоги исследователи

Конкурс профессионального мастерства, творческие группы, ролевая игра, творческий отчет

3 группа

Педагоги стажеры

Собеседования, педагогический практикум, консультация, лист обратной связи

4 группа

Молодые педагоги

Собеседования, персональный контроль, наставничество, консультации

Таким образом, созданная в ДОУ система работы способствует повышению профессионализма педагогов, их мастерства и творческих возможностей.