Информация министерства экономического развития российской федерации. Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России). Новый министр и старые задачи
19 августа 2019 , Деловая среда. Развитие конкуренции Утверждены Правила реализации плана мероприятий «Трансформация делового климата» Постановление от 10 августа 2019 года №1042, распоряжение от 10 августа 2019 года №1795-р. Принятые решения позволят создать комплексную систему по формированию, мониторингу и контролю реализации плана мероприятий «Трансформация делового климата», установить полномочия экспертных групп и повысить ответственность за результаты их деятельности, а также вовлечь субъекты предпринимательской деятельности в процесс нормативного улучшения условий ведения предпринимательской деятельности.
15 августа 2019 , Национальный проект «Международная кооперация и экспорт» Утверждена Стратегия развития экспорта услуг до 2025 года Распоряжение от 14 августа 2019 года №1797-р. Цель Стратегии – создать предпосылки для повышения конкурентоспособности российских услуг на глобальных рынках и формирования в России привлекательных условий на основе подходов к регулированию и налогообложению экспортной деятельности.
12 августа 2019 , История. Память Утверждена федеральная целевая программа «Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019–2024 годы» Постановление от 9 августа 2019 года №1036. В рамках реализации федеральной целевой программы «Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019–2024 годы» планируется, в частности, обустройство и восстановление воинских захоронений на территории России, нанесение на мемориальные плиты по месту захоронения имён погибших при защите Отечества.
12 августа 2019 Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в системе государственной регистрации объектов интеллектуальной собственности Распоряжение от 9 августа 2019 года №1771-р. Законопроект направлен на развитие цифровых сервисов в области экспертизы и государственной регистрации объектов интеллектуальной собственности. Предусматривается, в частности, что патенты и свидетельства о государственной регистрации будут выдаваться Роспатентом в электронной форме. Предлагается также установить возможность включать в заявки на объекты интеллектуальной собственности трёхмерные модели этих объектов в электронной форме.
6 августа 2019 , Управление федеральной собственностью Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменении порядка утверждения требований к отчётам компаний с госучастием Распоряжение от 6 августа 2019 года №1750-р. В соответствии с действующим законодательством к компетенции высшего органа управления госкорпорации и госкомпании относится утверждение долгосрочной программы её деятельности и развития, предусматривающей выполнение производственных, инвестиционных и финансовых показателей, или другого документа о долгосрочном планировании. Основной документ планирования деятельности публично-правовой компании – стратегия развития, определяющая основные направления, целевые показатели и ожидаемые результаты её деятельности на срок не менее пяти лет. В целях повышения эффективности использования госкорпорациями, госкомпаниями и публично-правовыми компаниями бюджетных средств законопроектом предлагается внести изменения в ряд федеральных законов, определяющих правовое положение госкорпораций, госкомпаний и публично-правовых компаний. Правительство России предлагается наделить полномочием утверждать требования к форме и содержанию их годовых отчётов о выполнении программ деятельности, стратегий развития.
29 июля 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект об изменениях в системе государственной регистрации объектов интеллектуальной собственности Законопроект направлен на развитие цифровых сервисов в области экспертизы и государственной регистрации объектов интеллектуальной собственности. Предусматривается, в частности, что патенты и свидетельства о государственной регистрации будут выдаваться Роспатентом в электронной форме. Предлагается также установить возможность включать в заявки на объекты интеллектуальной собственности трёхмерные модели этих объектов в электронной форме.
23 июля 2019 О заместителе Министра экономического развития Российской Федерации Распоряжение от 22 июля 2019 года №1630-р
19 июля 2019 О статс-секретаре - заместителе Министра экономического развития Российской Федерации Распоряжение от 17 июля 2019 года №1558-р
15 июля 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект об уточнении порядка возмещения за принудительное изъятие недвижимого имущества для государственных нужд на присоединённых к Москве территориях Во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 февраля 2019 года №9-П. Принятие законопроекта позволит обеспечить возможность реализации собственником или другим правообладателем изымаемого имущества права на получение справедливого и равноценного возмещения за принудительное изъятие недвижимого имущества.
8 июля 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект о формировании единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки Законопроектом предусматривается формирование единого реестра на основе сведений о субъектах МСП – получателях поддержки, которые включаются в соответствующие реестры федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, АО «Корпорация МСП», определяются поставщики таких сведений и порядок их представления в ФНС России.
1Министерство, отвечающее за экономическое развитие страны, по определению должно быть инициатором и главным проводником новых идей и реформ. Однако в условиях дефицитного бюджета постоянно сокращается поток инвестиций в экономику. Новый министр утверждает, что для повышения ВВП достаточно эффективно использовать имеющиеся средства.
Министерство экономического развития (МЭР) — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное административно-правовое регулирование в экономической сфере.
Министерство регулирует деятельность хозяйствующих субъектов через выработку нормативных актов, мониторинг и контроль, ведение регистров учета. Также в его функции входит планирование всей экономики в целом, как единого народно-хозяйственного комплекса. Вышестоящий орган — Правительство Российской Федерации, министр экономического развития назначается на должность и освобождается от нее Президентом РФ.
Коротко об истории создания
После образования РСФСР в 1991 году было впервые создано федеральное Министерство экономики, на которое были возложены функции по государственному регулированию хозяйственного развития страны. В советский период этим занимался Госплан. В мае 2000 года оно было переименовано в Минэкономразвития и торговли. Ему были переданы функции по делам СНГ, операции по валютному и экспортному контролю . В 2008 году, торговля была выведена из ведомства (кроме международной). Министерство экономического развития, его задачи и функции определились в том виде, какой сохраняется до сегодняшнего дня.
Первым министром ведомства стал Герман Греф, которого в 2007 году сменила Эльвира Набиуллина, занимавшая до этого пост заместителя министра (рис. 1). С 30 ноября 2016 года его руководитель — Максим Орешкин, бывший заместитель министра финансов.
Структура и подведомственные службы
В составе Министерства 29 департаментов, оно регулирует деятельность более 50 направлений экономической жизни (рис. 2).
В его компетенцию входят:
- Сектор реальной экономики : промышленный, строительный, агрокомплексы и обслуживающие их отрасли. Его субъекты — предприниматели, организации, и их производственно-хозяйственная деятельность.
- Финансовый рынок: банковская, страховая, аудиторская, оценочная, инвестиционная деятельность кредитных и финансовых организаций.
- Рынок ценных бумаг: профессиональная предпринимательская деятельность, связанная с акциями, облигациями и другими ценными бумагами. К ней относятся брокерская, дилерская, депозитарная, клиринговая и другие разновидности.
Кроме того, у него в подчинении 4 федеральные агентства, осуществляющие разрешительные и регистрационные функции (рис. 3).
Росимущество:
- ведет учет государственного недвижимого имущества;
- организует продажу госсобственности (приватизация);
- осуществляет права акционера в банках с госучастием;
Росреестр:
- проводит кадастровую оценку недвижимых объектов;
- ведет государственный кадастр недвижимости (ГКН);
- регистрирует права собственности на недвижимые объекты;
- ведет единый государственный реестр недвижимости (ЕГРП).
Росаккредитация:
- проводит аккредитацию организаций и ИП, выдает свидетельства;
- выдает бланки соответствия на продукцию, подлежащую сертификации;
- ведет реестр выданных деклараций о соответствии продукции.
Роспатент:
- регистрирует изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и выдает патенты;
- ведет государственный реестр объектов, на которые зарегистрированы исключительные права.
В ноябре 2016 года Указом Президента из подчинения Минэкономразвития было выведено Федеральное агентство по государственным резервам (Госрезерв). В структуре МЭР оно находилось с 2004 года, а теперь перешло непосредственно в ведение Правительства РФ.
Задачи и деятельность Министерства
Главные задачи Министерства экономического развития:
- обеспечение стабильности российской экономики,
- ее устойчивости в долгосрочной перспективе,
- снижение зависимости от внешней конъюнктуры.
Таким образом, оно призвано выступать главным идеологом всех экономических реформ. В истории России такой период отмечается лишь однажды — во время руководства Германа Грефа, когда ВВП увеличивался на 7,5% в год. Экономисты связывают успех с его эффективной работой в связке с Алексеем Кудриным (Минфин). И в то же время, не стоит забывать, что это был период высоких цен на нефть.
МЭР ежемесячно представляет в Правительство отчет о текущей ситуации в экономике, и данные по состоянию на ноябрь 2016 года выглядят неутешительно (табл. 1). Однако в целом рецессивное падение по отношению к 2015 замедлилось, то есть отмечается положительная динамика ВВП (рис. 3).
Экономический показатель | ||||
---|---|---|---|---|
Средняя цена за нефть (доллар/баррель) | ||||
Инфляция на конец периода | ||||
Промышленность | ||||
Сельское хозяйство | ||||
Обрабатывающие отрасли | ||||
Строительство | ||||
Объем услуг населению | ||||
Оборот розничной торговли |
По мнению многих экономистов за последние годы роль и авторитет МЭР существенно снизились. Развитие экономики всегда требует инвестиций, а начиная с 2012 года, дефицит государственного бюджета ежегодно увеличивается. Соответственно, урезается финансирование многих целевых инвестиционных программ. Стремление Минфина сохранить оставшиеся резервы и макроэкономическую стабильность перевешивает чашу весов за счет снижения темпов экономического роста. Так, при верстке бюджета на 3-летний период Минэкономразвития трижды пересчитывало прогнозные показатели для того, чтобы «загнать» их в рамки выделенного финансирования. На этой почве в течение нескольких последних лет между двумя ведомствами возникает конфронтация.
Новый министр и старые задачи
В ноябре 2016 на должность министра экономического развития назначен Максим Орешкин. Он убежденный сторонник бюджетного правила , и считает, что увеличение инвестиций в экономику само по себе не приводит к росту ВВП. Эксперты прогнозируют два варианта развития событий. Либо на посту министра экономики его позиция изменится, либо МЭР окончательно утратит свои позиции.
Однако Правительство и Президент, назначая бывшего замминистра финансов руководить экономикой, ожидают от него нового эффективного подхода к решению задач макроэкономического развития. Они перед ним уже поставлены.
- Вернуть Министерству главную роль в составлении макроэкономических прогнозов, так как по факту эти вопросы сейчас решают Минфин и ЦБ.
- Сосредоточить усилия на поддержке эффективных отраслей промышленности, и сократить инвестиции в убыточные.
- Усилить влияние на региональные власти с целью переориентировать их на поддержку предпринимательства.
- Создать инструменты активизации торговых представительств за рубежом с целью расширения экспорта, и продвижения российских товаров.
- Провести реформирование налоговой системы в ближайшие 2 года.
- Прекратить споры с Минфином по поводу федеральных целевых и инвестиционных программ, законодательно оформив последние как инструмент бюджетного механизма.
Каким станет Министерство экономического развития, и как это повлияет на будущее страны — покажет время. Интересно, что не оправдались прогнозы некоторых политиков и экономистов об объединении двух министерств. Такое в истории уже было — недолгий период в 1991 - 1992 годах. Однако многие из них все же считают, что тесная «кооперация» МЭР и Минфина служит началом периода длительного застоя в экономике.
Минэкономразвития России (Министерство экономического развития Российской Федерации) - является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию по ряду направлений.
Вышестоящий орган государственной власти: Правительство Российской Федерации.
Источник: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/main/
Направления деятельности Минэкономразвития
В настоящее время министерство осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию по следующим направлениям:
- макроэкономика,
- финансовые рынки и международный финансовый центр,
- стратегическое планирование, ФЦП, ФАИП и ВЦП,
- поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства,
- внешнеэкономическая деятельность,
- инвестиционная политика,
- антикоррупционная политика,
- особые экономические зоны,
- государственные гарантии,
- недвижимость,
- административная реформа,
- оценка регулирующего воздействия,
- «Электронное правительство»,
- корпоративное управление,
- регулирование госзакупок,
- энергоэффективность,
- инновации,
- природопользование,
- реструктуризация секторов естественных монополий,
- приватизация федерального имущества,
- эффективное управление государственным имуществом,
- экономика социальной сферы,
- подготовка управленческих кадров,
- развитие экономики регионов,
- развитие конкуренции,
- геодезия и картография,
- формирование Единого экономического пространства.
История Минэкономразвития России
Минэкономразвития России является преемником Госплана СССР, существовавшего до 1990 года. Первоначальными задачами ведомства были общегосударственное планирование развития народного хозяйства СССР и контроль за выполнением народнохозяйственных планов. После распада СССР потребовалось переориентировать деятельность ведомства.
Первое существенное преобразование было осуществлено в 1990 году. Вместо упраздненного Госплана РСФСР был создан Государственный комитет РСФСР по экономике. Спустя год, 30 июля 1991 года, комитет был преобразован в Министерство экономики РСФСР. С этого момента и до настоящего времени, ведомство сохраняет за собой позиции федерального министерства.
Министерство неоднократно меняло название и сферу компетенции:
1991 год - Министерство экономики РСФСР было объединено с Министерством финансов РСФСР под названием Министерство экономики и финансов РСФСР;
февраль 1992 года - министерства снова разделены на два независимых ведомства: Министерство экономики Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации;
май 2000 года - образовано Министерство экономического развития и торговли РФ, которому переданы часть функций упразднённых Министерства экономики РФ, Министерства РФ по делам СНГ, Министерства торговли РФ, Госкомитета РФ по делам Севера, Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю и преобразуемого Министерства РФ по физической культуре, спорту и туризму;
май 2008 года - функции по регулированию вопросов торговли переданы в преобразованное Министерство промышленности и торговли РФ. В связи с этим, МЭРТ переименован в Министерство экономического развития Российской Федерации.
Структура Минэкономразвития
Руководство Минэкономразвития РФ
Руководство Минэкономразвития РФ представлено Министром экономического развития РФ и его восемь замстителями.
Источник: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/about/structure/ulukaev
Министр экономического развития Российской Федерации руководит деятельностью торговых представительств России за рубежом
Заместители министра Минэкономразвития
- Подгузов Николай Радиевич
- Фомичев Олег Владиславович
- Беляков Сергей Юрьевич
- Королёв Павел Эдуардович
- Рева Игорь Александрович
- Елин Евгений Иванович
- (также руководитель )
Заместители Министра Минэкономразвития курируют ключевые департаменты. В настоящее время в структуре Минэкономразвития России 26 департаментов, из которых 22 - по направлениям деятельности Министерства, 5 - внешнеэкономическая деятельность, 1 - Правовой департамент, 3 - кадровое и административно-финансовое обеспечение деятельности министерства:
- Департамент развития контрактной системы
- Департамент государственного регулирования в экономике
- Департамент государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности
- Департамент государственных целевых программ и капитальных вложений
- Департамент имущественных отношений
- Департамент инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства
- Департамент корпоративного управления
- Департамент недвижимости
- Департамент особых экономических зон, проектов развития регионов и моногородов
- Департамент развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции
- Департамент развития секторов экономики
- Департамент Азии и Африки
- Департамент обеспечения деятельности Министерства
- Департамент стран Европы и Америки
- Департамент международных организаций
- Департамент стратегического управления, государственных программ и инвестиционных проектов
- Департамент торговых переговоров
- Департамент кадров и организационного развития
- Департамент экономики социального развития и приоритетных программ
- Департамент взаимодействия с органами и экономического сотрудничества со странами СНГ
- Правовой департамент
- Департамент координации, развития и регулирования внешнеэкономической деятельности
- Сводный департамент макроэкономического прогнозирования
- Финансовый департамент
- Департамент оценки регулирующего воздействия
- Департамент инновационного развития
Федеральные службы и агентства, подведомственные Минэкономразвития России
- Федеральная служба по аккредитации (Росакредитация)
- Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр)
- Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв)
- Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество)
- Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент)
Также Министерству экономического развития подведомствены ряд лечебных, научно-исследовательских, образовательных и иных учреждений.
Мероприятия Минэкономразвития РФ
Минэкономразвития России является организатором или соорганизатором ряда мероприятий, проводимых на территории России и за рубежом. В том числе:
- Международный инвестиционный форум в г. Сочи.
Контакты
Официальный сайт Минэкономразвития: http://www.economy.gov.ru/
Адрес: 125993, ГСП-3, г. Москва, А-47, 1-я Тверская-Ямская ул., д.1,3
Министр Экономики РФ.
Экономическая ситуация в стране зависит от того, насколько эффективную деятельность будет вести государство. Вопросами экономики, ее развития, оценкой инвестиционных проектов, модернизацией и проч. занимается министерство экономического развития. Во главе его стоит Министр Экономики. Он утверждается Правительством страны по указу Президента на основании рекомендации председателя Правительства. После согласования новоиспеченный Министр вступает в должность и начинает исполнять свои обязанности. Рассмотрим подробнее, кто такой министр экономики, кто им является в настоящее время, каковы его обязанности, чем занимается и за что отвечает?
Министр экономики.
Министр экономики возглавляет министерство экономразвития – федеральный исполнительный орган власти РФ, который занимается разработкой стратегии экономического развития, внешнеэкономической работы страны, торговли с другими государствами.
История Минэкономразвития началась в 2008 году. До этого ему предшествовали другие органы, отвечающие за экономику страны. За время своей работы Министерство возглавляли многие известные политики. Так, с мая 2000 г. – по сентябрь 2007 года главой Минэкономразвития был Г.О.Греф. С сентября 2007 года – по мая 2012 год – Э.С.Набиуллина. С мая 2012 г. – по июнь 2013 г. – А.Р. Белоусов. С июня 2013 г. – по настоящий момент – Улюкаев Алексей Валентинович.
Министр экономики назначает заместителей, которые отвечают за работу 26 ведомств, находящихся в подчинении министерства, таких как Росимущество, Роспатент, Росреестр, Росстат, Министерство Юстиции, ФТС и др
А.В.Улюкаев родился в Москве 23 марта 1956 г. Он окончил МГУ по специальности экономиста, аспирантуру, получил звание доктора эконом.наук и звание доктора экономики французского университета в Гренобле. Работал советником по экономическим вопросам при правительстве, помощником зам. председателя правительства, замом министра финансов, зам.председателя ЦБ РФ. Любит сочинять стихи (издал сборник «Отсвет и огонь»), имеет трех детей, написал несколько научных трудов по экономическому развитию страны, имеет множество государственных наград.
Обязанности министра финансов.
Перечень обязанностей довольно широкий. Он занимается:
- руководством работы своего ведомства,
- издает распорядительные документы и приказы,
- дилегирует обязанности между своими замами,
- определяет уровень ответственность руководителей подконтрольных ему структур,
- вносит предложения по назначению или снятию с должности сотрудников министерства,
- решает вопросы о прохождении госслужбы в госорганах страны,
- согласовывает штатное расписание и зарплатный фонд сотрудников министерства,
- подписывает бюджет расходов на содержание подконтрольного аппарата,
- награждает отличившихся работников,
- является членом коллегии Минэкономики для рассмотрения важнейших вопросов и проблем экономическо-социальной политики, кадровых перестановок, внутристрановой торговли.
Министр также участвует в решении экономических вопросов, регулирует отношения субъектов страны и государства на международном уровне. К его задачам относится:
- Анализ и прогноз социально-экономического развития страны.
- Развитие бизнес-среды и предпринимательства (МСБ).
- Осуществление госконтроля и муниципального надзора за юридическими лицами.
- Лицензирование центров для подтверждения соответствия и защиты сведений, составляющих государственную тайну.
- Регулирование макроэкономики: экономических циклы, рост, уровень безработицы, уровень цен, денежное обращение, торговый баланс страны и др.
- Лоббирование антикоррупционной политики.
- Контроля за экспортными и импортными операциями.
- Проведение конкурсов на поставку товаров и услуг для госнужд.
- Разработка решений по стабильному развитию РФ и ее внешнеэкономическим взаимодействиям.
- Проведение анализа положения страны на основе методов регулирования экономическо-социальной области.
- Подготовка обоснования госнужд, связанных с обороноспособностью и госбезопасностью страны.
- Формирование инвестиционной политики РФ.
- Создание комплекса мер по оптимизации присутствия государства в экономической деятельности.
- Участие в реализации мероприятий по формированию безопасности страны, исключению экономических угроз извне, защита интересов РФ, участников ВЭД, производителей и покупателей товаров и услуг.
- Проведение политики в области внутристрановой торговли, области услуг и местного рынка.
- Создание благоприятных условий для вывода местных товаров на мировой рынок и вливание страны в межстрановую торговлю.
- Создание благоприятной атмосферы по привлечению зарубежных инвестиций.
- Разработка мер по регулированию валютно-кредитных отношений с другими странами.
- Формирование союзной политики и отношений, зоны «Free sale», одного торгового пространства в странах СНГ, Таможенного союза,
- Контроль за поступлением на счета иностранной валюты по внешнеторговым операциям.
- Защита населения в чрезвычайных ситуациях в рамках своей компетенции.
- Составление прогнозов развития отраслей экономики на кратко-, средне-, долгосрочную перспективу.
- Подготовка отчетов и докладов об экономическом состоянии страны, ее субъектов и в отношении иных государств.
- Разработка мер по устранению диспропорций экономики.
- Поиск путей оптимального развития приоритетных отраслей и преобразования институтов экономики.
- Создание проектов законодательных актов или норм и внесение их на рассмотрение в Правительство РФ.
- Разработка сводного баланса по стране и субъектам, а также бюджета их развития и др.
Таким образом, роль Министра экономики и Минэкономразвития в деятельности страны велика. При грамотном подходе она способна повлиять на благосостояние и финансовую стабильность государства как внутри страны, так и на международном уровне.