Меню
Бесплатно
Главная  /  Терапия при дерматите  /  Как снимать красивые портреты. С какого расстояния фотографировать портрет? Как снимать людей: оплечный портрет

Как снимать красивые портреты. С какого расстояния фотографировать портрет? Как снимать людей: оплечный портрет

Портретная съемка, как ни одна другая фотосъемка, полна всяких правил и условностей. И хотя очень многие принципы уже постоянно нарушаются фотографами, есть еще несколько основополагающих постулатов, которые следует учитывать, чтобы избегать явно нелепых образов. Давайте рассмотрим основы основ в данном уроке фотографии и разберемся как правильно фотографировать портреты начинающим.

Портретная ошибка номер 1. Неловкость ситуации, нелепость поз

Если ваша модель будет находиться в неудобном для себя положении, вряд ли получатся достойные фотографии. Ваша модель должна чувствовать себя раскрепощено, не напряженно и полностью доверять фотографу. Прежде, чем начать съемку, особенно если вы впервые работаете с моделью, необходимо в обязательном порядке обсудить типы фотографий, которые бы вы хотели сделать. Для этого у каждого фотографа должно быть две подборки: удачных и неудачных фотоснимков. Покажите несколько примеров хороших фотографий, объясните почему данные изображения "работают", за счет чего та или иная фотокарточка смотрится выигрышно в сравнении с другими.

Объясняйте модели, что вы хотите, чтобы она делала, как стояла или сидела, рассказывайте как это выглядит со стороны. Ваша задача - создать максимально комфортные условия, в которых не чувствуется скованности и неловкости от общения.

Даже, если модель настаивает на некоторых вещах, проще согласиться с ней, а потом сказать нечто подобное: «это здорово, теперь давайте попробуем..." Нередко бывает так, что модели говорят, что неудобно держать руки каким-то определенным образом, они чувствуют неестественность и поза кажется дискомфортной. Тем не менее, на снимках зачастую именно продиктованные вами позы выглядят более выигрышно. Не забывайте - фотограф управляет всем тем, что происходит на его творческой площадке.

Портретная ошибка номер 2. Неуклюжие руки

Неопытные модели часто не знают, что делать со своими руками. Фотограф может столкнуться с тем, что модель просто опускает руки, и они у нее безжизненно болтаются вдоль тела. Гораздо выигрышнее будет смотреться положение рук, когда они как бы скользят по верхней части бедер. Такой прием хорошо работает во многих случаях.

Скрещенные на груди руки также могут выглядеть очень эффектно, только следует остерегаться создания визуального барьера для зрителя.

Если вы не хотите, чтобы изображение передавало тревогу или напряжение, следите, чтобы руки модели была расслабленными, а не сжатыми в кулаки. Поможет получить нужный эффект, если вы попросите модель взять что-то в руки или коснуться опоры рядом.

Если модель находится за спиной кого-то, кто сидит, например, можно расположить кисти рук на спинке стула или положить на плечи другого человека.

По опыту можно утверждать, что самая большая проблема у начинающих моделей - это правильное расположение рук. При этом ведь руки в портрете являются вторым центром внимания после глаз и чаще даже более выразительны, чем глаза. Именно поэтому фотографу стоит очень тщательно подготовиться в этой области - рассмотреть примеры и варианты, подумать над тем, что он хочет выразить снимком, и какие жесты будут подчеркивать это на фотографии.

Портретная ошибка номер 3. Нет - косой сажени в плечах!

Обычно плечи являются самой широкой частью человеческого тела. Даже у женщин. При съемке, когда модель располагается строго фронтально, плечи получаются визуально широкими, что не может сделать женщину более красивой, а значит изображение модели будет проигрывать.

Разверните модель под небольшим углом в отношении камеры и вы получите аккуратные плечи и тонкую талию, все линии будут изящно изогнуты, что не может не понравиться зрителю и самому портретируемому.

Вообще фронтальный портрет без изгибов и движения чаще всего смотрится как фото на паспорт.

Портретная ошибка номер 4. Шея должна быть красивой и гладкой!

Если тело вашего субъекта по задумке отвернуто от камеры под таим углом, что образуются физиологические складки на шее, необходимо сделать так, чтобы их не было видно на фотографии.

Попросите модель, например, поднять воротник пиджака или рубашки или задрапируйте шею шарфом или платком. В качестве альтернативы - используйте другой угол для съемки. Попросите развернуться человека к камере не за счет поворота головы, а за счет более крутого поворота корпуса в районе талии.

Андрей Белкин

Перегибы, как любые линии, будут привлекать внимание зрителя. Их можно "драпировать" не только вещами, но даже руками, прикрыв то место, где образуются складки.

Портретная ошибка номер 5. Следы от одежды.

Отпечатки на коже от ремня, бюстгальтера, пояса, других поддерживающих аксессуаров или носок с колготками, относятся к классическим ошибкам, о которых, как правило, забывают или просто не учитывают.

NW Model Photographer

Вы должны убедиться в том, что если планируется фотосессия с демонстрацией украшений или открытой шеи модели, необходимо заранее снять всю одежду, которая оставляет следы на коже. Кожа должна полностью восстановиться, прежде чем вы начнете фотосессию. Закладывайте на этот процесс около 30 минут. А лучше заранее попросите модель прийти в свободной одежде, которая не оставляет следов.

Портретная ошибка номер 6. Избегайте зажатости

Как правило, портретная фотография требует минимум пространства вокруг модели. Тем не менее, обращайте внимание на то, что человек в кадре не был полностью зажат, тем более, если модель смотрит в сторону. Ее взгляд не должен упираться в край кадра, в фотографии всегда должно быть достаточно воздуха.

Обращайте внимание на то, сколько свободного места у вас есть вокруг модели, особенно, если человек передвигается или камера находится на . Такое положение вещей - создает дополнительные трудности для фотографа, поэтому следует учитывать насколько гармонично в видоискателе расположение портретируемого и сколько вокруг него свободной площади.

Теоретически зажатость или срез конечности границей кадра приводит к дискомфорту смотрящего. У изображения появляется некая напряженность, у зрителя возникает ощущение неудобства. Поэтому в общем случае не стоит зажимать и обрезать конечности по суставам, но если в задачу фотографа входит показать напряженность - тогда прием зажатости изображения может стать хорошим дополнительным штрихом.

Портретная ошибка номер 7. Головы в ряд

Когда у вас в кадре находится несколько человек одновременно, не стоит их располагать ровно по линеечке, или чтобы все головы находились на одной высоте. Компоновка "строго в ряд" делает снимок примитивным и заурядным.

Избежать подобного можно довольно просто, если располагать моделей на разной высоте относительно друг друга. Кого-то можно посадить в кресле, другого расположить на подлокотнике, а третий человек может легко и удобно разместиться на полу.

Подобное распределение может помочь решить и еще одну задачу - создать ту самую "динамику треугольника", по канонам которой взгляд зрителя будет двигаться между объектами и по кругу фотографии. Снимок будет динамичным и гармоничным по композиции.

Портретная ошибка номер 8. Нежелательные "головные уборы"

В то время, как фотограф следит за осанкой модели, вполне реально забыть и не обратить внимание на то, что находится на заднем плане. Не забывайте проверять , чтобы избежать совершенно ненужных вещей, "растущих" из головы человека: столбов, ламп, опор, растений и деревьев.

Только в том случае, если нечто на заднем плане служит дополнительным элементом для создания задуманного образа, оно может там находиться. Во всех остальных вариантах вы получите критическую ошибку, которую необходимо избегать, дабы не прослыть новичком или профаном в фотографии.

Портретная ошибка номер 9. Не смотрите снизу вверх

И хотя в некоторых случаях съемка снизу вверх сделает ваши фотографии лучше и будет выглядеть визуальным комплиментом для модели (например, зрительно удлинит ноги), нижняя точка съемки чаще всего покажет множество подбородков у портретируемых, увеличит размер ног и непропорционально уменьшит голову.

Следует внимательно следить за тем, на сколько нужно присесть, чтобы фотоснимок получился максимально эффективным без неприятных искажений человеческого тела.

Портретная ошибка номер 10. Не надейтесь на детскую сознательность

Иногда фотографам везет и дети могут даже попозировать несколько минут перед фотокамерой, особенно если они уже раньше фотографировались или находятся в таком возрасте, когда можно отвлечь маленьких моделей от важных больших детских дел и заинтересовать на мгновение процессом фотосъемки.

К нужно готовиться отдельно. Фотограф должен помнить, что снимать взрослых моделей и детских - это не одно и то же. Фотосессии даже близко не похожи между собой. Вы должны быть готовы к тому, что вам придется уложиться в самые короткие сроки с тем, что вы будете двигаться вокруг моделей, чтобы найти правильный угол, вы будете перемещать реквизит, а не просить детей передвинуться, дабы получить лучший ракурс. Терпение будет вознаграждено в том случае, когда все сделано правильно.

Вам никогда не казалось, что у вас очень много семейных фотографий, но нет ни одного профессионального кадра, который можно поставить в рамку или повесить на стену? Или, возможно, вы попали впросак, когда оказалось, что у вас нет фото для журнала или для сайта компании. Но какой бы не была причина, если есть желание, вам необязательно искать фотостудию или дорогое световое оборудование, чтобы сделать портреты. С помощью интеллектуального использования оборудования, вдумчивой разработки и должного внимания освещению, любой желающий может сделать качественный портрет.

Шаги

    Настройте камеру. Если позволяют обстоятельства, используйте длинную выдержку ISO (нижнее число). При естественном освещении используйте «тень» или «облачный» баланс белого, если у вас есть такое в настройках; это приведет к более теплым тонам. См. «как сделать снимки лучше» для дальнейшего использования и консультаций.

    Добейтесь освещения справа. Те, кому повезло найти фотостудию, могут точно контролировать освещение. Пусть они не читают это: остальным придется искать правильное освещение. Все, что вы ищите, это подходящий и рассеянный свет.

    Сделайте так, чтобы объект съемки чувствовал себя комфортно. Объект, которому комфортно, будет чувствовать себя счастливым, более расслабленным и менее «постановочным». Это поможет сделать больше хороших снимков.

    Выберете объектив и компоновку кадра. Есть три разных способа сделать портрет, которые вы будете выбирать, в зависимости от ваших художественных решений.

    Поддерживайте визуальный контакт вашего объекта с камерой. Визуальный контакт может спасти или испортить портрет. Если вы не ищете чего-то немного другого, например, душевный взгляд от края фотографии, то обязательно убедитесь, что человек, которого вы фотографируете, смотрит в камеру, и что вы сосредоточены на глазах.

    Сфокусируйтесь на снимках. Если у вашей камеры есть блокировка автоэкспозиции и автофокуса, измерьте и сфокусируйтесь на лице объекта, зафиксируйте, переосмыслите и сделайте снимок. Как правило, лучшее место, на котором стоит сделать акцент, так это на глазах человека, но это может быть проблематично, если вы делаете снимок макро-объективом и с его «ограниченной глубины пространства». Чтобы добиться выразительных глаз, вам, возможно, придется вручную фокусировать камеру на них, так как большинство систем автофокусировки обычно сосредотачивается на носу, а не на глазах.

    Обработайте ваши фотографии. Используйте доступные редакторы фотографий, такие как GIMP или Photoshop. Исправьте цветовой баланс и удалите туманность. Возможно, вы захотите выделить некоторые части, такие как волосы и одежда; сгладьте линии и недостатки в лице (последняя часть необязательна; выделение других особенностей на фото сделает кожу более гладкой, потому что наши глаза воспринимают резкость и мягкость по отношению к другим вещам на фото). Украсьте глаза с помощью инструмента «Уровень». Кроме этого, вы можете добавить макияж к объекту съемки в цифровом виде.

    Игнорируйте эту статью. Фотография - это искусство, а не набор методов. Вы можете следить за всеми этими шагами и все еще снимать неинтересные фотографии, которые вам не нравятся. Технически "неправильные" фотографии могут быть самыми потрясающими, например, те, которые являются чрезвычайно передержанными, резкими, с отвлекающими деталями на фоне, странно поставленными и так далее. Знайте правила, но помните, что вы можете и должны, нарушать их всякий раз, когда посчитаете нужным.

Портрет - непростой, но очень интересный жанр фотографии. Во время фотокурсов иногда заходит разговор со слушателями о портретной съемке - люди показывают свои фотоработы, в которых часто присутствует ошибки, причем, почти у всех одни и те же. Также меня просят рассказать, как лучше фотографировать портрет. В этой статье я хочу изложить свое видение портретной съемки, по возможности, в форме, доступной для понимания начинающим фотографам. Перед тем как созреть до создания этой статьи перечитал достаточно большое количество материалов в Интернете. Оказалось, что статьи на тему "как фотографировать портрет " не пишет только ленивый:) При этом я заметил, что многие статьи представляют собой лишь пошаговые инструкции, написанные "сухим" языком, иногда даже без примеров, будто бы "для галочки". Другая крайность - "многотомники", раскрывающие все возможные и невозможные аспекты портретной фотографии, авторы которых закапываются в такие дебри, что невольно начинаешь осознавать свою ничтожность:)

Если вы учились в институте, вспомните, как скучно было слушать профессоров на лекциях! :) Действительно грамотных материалов, которые бы при этом еще и легко читались, не так уж и много... Я постараюсь простым языком рассказать, как фотографировать портрет - самый обыкновенный, не студийный, в условиях естественного освещения - с него начинают все портретисты! Разумеется будет делаться упор на то, чтобы результат был ближе к художественной фотографии, чем к бытовой. Итак, вперед!

С какого расстояния фотографировать портрет?

Обычно для соблюдения "правильного" масштаба рекомендуют ориентироваться по фокусному расстоянию объектива. Для портрета рекомендуют использовать фокусное расстояние 85 мм (плюс-минус). Все это здорово, но в этой рекомендации не учитывается то, что у разных аппаратов при фокусном расстоянии 85 мм будет совершенно разный масштаб из-за кроп-фактора. Если на полном кадре 85 мм - действительно удобное фокусное расстояние для съемки портрета не самым крупным планом, то на кропе масштаб картинки будет совершенно другим (чем больше кроп-фактор, тем более крупным будет план). На мыльницах 85 мм - это вообще расстояние для фотоохоты! А как быть, если хочется снимать портрет с китовым объективом 18-55 мм, на котором вообще нет фокусного расстояния 85 мм? Это, кстати, больной вопрос среди новичков, которые хотят освоить портретную съемку. В ответ на это я приведу рекомендацию - более простую и универсальную.

Фотографируйте портрет с расстояния не менее 2 метров! Недостаток масштаба компенсируйте зумом.

Съемка с относительно большого расстояния с "приближением" дает ряд преимуществ:

1. Спокойная и привычная перспектива. Попробуйте снять человека в упор широкоугольником и получите фотографию, где он сам на себя не похож! Виновата перспектива, которая исказила пропорции лица. Чем дальше мы отходим от модели (компенсируя уменьшение масштаба увеличением фокусного расстояния), тем меньше эффект перспективы, тем "правильнее" получается портрет. Но не нужно вдаваться в крайности - не стоит фотографировать портрет с 30 метров, выдвинув на полную телеобъектив, при этом перспектива вообще практически исчезает и лицо становится излишне плоским и широким. Кроме того

2. При съемке портрета "издали" гораздо удобнее работать с фоном . Во-первых, легче убрать из кадра фотомусор - лишние объекты, отвлекающие внимание (они отсекаются кадрированием). Во-вторых, чем больше фокусное расстояние (сильнее "приближение"), тем сильнее размывается фон. Конечно, для того, чтобы красиво размывать задний план, желательно наличие светосильного объектива. Китовый объектив на длинном конце с диафрагмой 5.6 дает размытие лишь "для галочки". Может случиться так, что объектив при съемке с двух метров не обеспечит нужного масштаба. В таком случае нужно сделать выбор одного из трех вариантов решения (от плохого к хорошему):

  • Вести съемку с более близкого расстояния . Самый простой и доступный способ, но нужно тщательно следить за эффектом перспективы - с определенного момента он начинает расти очень быстро!
  • Снимать как есть, затем кадрировать фотографии при обработке . При этом произойдет некоторая потеря разрешения фотографии, но при современном количестве мегапикселей это не является большой проблемой. Плюс - вы можете попробовать несколько вариантов кадрирования и оставить тот, который больше понравится вам (и/или модели).
  • Использовать более длиннофокусную оптику . Минус - возможно, ее придется для начала приобрести. Плюс - вы сразу получите нужный масштаб портрета, а заодно задний план будет хорошо размыт ("портретная" оптика как раз для этого и предназначена).

Роль фона

Фон в портрете очень важен, основная его задача - создавать эмоциональную атмосферу фотографии. Монотонный фон (например, голая стена) скучен и неинтересен. Если фотосъемка идет на природе, замечательный фон получается из листьев, подсвеченных солнцем. Совокупность игры света и тени на листьев и боке (рисунка размытия объектива) делают снимок более эмоционально насыщенным.


Автор фото - Мария Струтинская

Правда, далеко не все объективы могут действительно красиво размыть задний план, так, чтобы он "заиграл". Лучше всего это получается у светосильных фиксов с фокусным расстоянием от 50 мм. Размытие заднего плана у большинства зум-объективов не такое интересное - они в большинстве своем для этого не предназначены. Для объективов работает принцип - чем уже специализация, тем качественнее результат при использовании по назначению. Именно поэтому многие фотографы приобретают отдельный объектив именно для портретной съемки, для макросъемки - макрообъектив, для пейзажа - хороший широкоугольник и т.д. Зум-объектив в данном случае - компромиссное решение. Тем не менее, потренироваться можно и с зумом, понять, надо ли это и, если надо, уже осознанно выбирать настоящий "портретник".

Размытие заднего плана усиливают следующие вещи:

1. До максимума открытая диафрагма . Портретные объективы позволяют открыть диафрагму до значения 2, 1.4 и даже 1.2! ГРИП при f/1.2 составляет считанные сантиметры. Все что ближе и дальше - уходит в размытие.

2. Увеличенное фокусное расстояние . Портретные объективы для кропа имеют фокусное расстояние от 50 мм, для полного кадра - от 80 мм. Чем больше фокусное расстояние, тем сильнее объектив будет размывать задний план при том же значении диафрагмы.

3. (об этом часто забывают) Расстояние между моделью и фоном . Чем больше расстояние, тем дальше фон от точки фокусировки и тем сильнее его размытие. Бессмысленно пытаться сильно размыть фон, если модель от него находится на расстоянии полуметра.

Как быть, если нет технической возможности сильно размыть задний план?

Как размыть фон и что для этого нужно, мы разобрались. Но как быть, если у нас нет светосильной оптики или у нас вообще фотоаппарат-мыльница? Как быть, если хочется размыть нежелательные объекты заднего плана, но не получается? В нашем случае это решается только выбором такого ракурса, при котором нежелательные объекты фона находятся за пределами кадра. Важное замечание! При неумелом построении композиции фон может навредить. Согласитесь, портреты, с торчащими их головы столбами или дорожными знаками на заднем плане выглядят крайне непрофессионально! Поэтому возьмите себе за правило - при построении кадра концентрироваться не только на модели, но и на фоне.

Куда наводить резкость при съемке портрета?

С размытием, будем считать, разобрались. Но остался открытым вопрос - что должно быть резким? Кто-то ответит - "Конечно же лицо!" Действительно, с этим спорить сложно. И многие начинающие портретисты наводят резкость строго по центру лица, то есть, на кончик носа:) В итоге, нос получается во всех подробностях, а самая выразительная часть - глаза уходят в небольшое размытие. Из-за этого вся фотография кажется нерезкой. Вывод - резкость в портрете нужно наводить на глаза. Но вся беда в том, что фронтально лицо располагается довольно редко, чаще всего портрет фотографируется под каким-то углом. При этом один глаз оказывается ближе к объективу, другой - дальше. В этом случае резкость наводится на ближний к нам глаз.

Правило третей в портрете

Надеюсь, рассказывать про правило третей не нужно, вы про него прекрасно знаете. При портрете более менее крупным планом глаза располагаются ну уровне 1/3 сверху.

По горизонтали принято оставлять чуть больше места в том направлении, куда повернута модель. При горизонтальной компоновке принцип тот же.

По кадрированию вам поможет памятка от Akry.

Естественный свет в портретной фотографии

Многие мастера портрета считают, что лучший свет для портретной съемки - естественный. Если фотографируете в помещении, используйте свет от окна. Понятное дело, что расположение окна менять нельзя, но у вас есть свобода выбора положения точки съемки, модели и угла, под которым падает свет. Еще окно можно прикрыть шторой, создав эффект светового "клина".

Фото, приведенные ниже в качестве примеров были сделаны мной на мастер-классе Сергея Воробьева "Стильная свадебная фотография"

Если разделить лицо на две половины (по линии носа), то они при подобном ракурсе будут иметь разную ширину. Часть лица, которая расположена ближе к камере, назовем "широкой ". Другую половину, отдаленную от камеры - "узкой ":

Считается, что лучше если свет будет падать с "узкой" стороны. Если же наоборот, свет падает с "широкой" стороны лица, оно может казаться более круглым: Взгляд модели может быть направлен как в объектив, так и немного в сторону (как на последнем фото). Обратите внимание, что на данной фотографии взгляд направлен навстречу свету. А мы знаем, что если в фотографии присутствует движение объектов во встречных направлениях (или хотя бы намек на движение), это способствует сбалансированности композиции (по крайней мере, это правило отлично работает в пейзаже). В портрете, как оказалось, его тоже никто не отменял. При портретной съемке не используйте встроенную вспышку! Даже когда очень хочется подсветить лицо портретируемого, не стоит прибегать к помощи встроенной вспышки - от нее лицо выглядит плоским, с бликами и, часто, с красными глазами.

Но как быть, если съемка происходит против света (например, на фоне окна просто против солнца, в контровом свете?) Вспышку мы договорились не использовать, но при этом велик риск получения на фотографии только силуэта! Как при таком непростом расположении объектов съемки получить проработку лица модели? Многие считают, что никак и отказываются от такого интересного ракурса. Но выход есть! Первое, что поможет - точечный замер экспозиции. Мы знаем, что по умолчанию аппарат почти всегда использует матричный (интегральный, многосегментный - это одно и то же) замер экспозиции - по всей площади кадра, по принципу среднего арифметического. При этом светлый фон окажет существенное влияние на экспозицию - автоматика решит, что освещенность в целом хорошая и установит короткую выдержку. В итоге, пейзаж за окном будет проэкспонирован правильно, модель же получится только в виде силуэта. Если же переключить режим экспозамера на точечный или частичный, то замер будет произведен по очень небольшой области в центре кадра, которую на момент экспозамера следует совместить с лицом модели (оно темное на общем фоне). При этом автоматика установит относительно длинную выдержку, при которой лицо будет хорошо проработано. Правда, при этом пейзаж за окном неизбежно уйдет в белизну - динамический диапазон матрицы ограничен, следует выбирать одно из двух.

Однако, есть способ получить одновременную проработку и лица и заднего плана! Логично, что для этого нужно как-то "влезть" обратно в предел динамического диапазона и снизить контраст между передним и задним планом. Задний план "приглушить" нам никак не удастся, но добавить света на переднем - вполне по силам! Для этого придумано нехитрое устройство, которое называется отражатель .

В сложенном виде он помещается в небольшую сумку, в разложенном же образует отражающую поверхность площадью около 1 квадратного метра. Этого вполне достаточно, чтобы осветить модель отраженным светом с нужной нам точки. Примеры съемки портрета с отражателем и без можно найти в статье Съемка с отражателем, практические советы на сайте photokubik.com.

Высота точки съемки

Важную роль играет высота точки съемки. Классикой жанра считается, если она будет расположена на уровне глаз модели. В принципе, от этого правила можно и отступать, но стоит помнить, что при съемке "снизу вверх" - у модели появляется "второй подбородок", а снимая "сверху вниз" нужно следить, чтобы модель подняла лицо, иначе лоб будет слишком крупным. Еще одна крайность - съемка детей с высоты своего роста "на фоне пола". Вывод прост - если снимаете детский портрет, присядьте. Если снимаете человека, который ростом выше вас - либо встаньте на что-нибудь, либо отойдите подальше, прибавив фокусного расстояния.

Можно ли фотографировать портрет китовым объективом, или нужно что-то посерьезнее?

Китовый объектив у большинства фотоаппаратов хоть и имеет достаточное фокусное расстояния для портретной съемки (в эквиваленте 80-90 мм), но он имеет ряд ограничений, в виду которых художественная портретная съемка китовым объективом затруднена. Как вы уже, наверно догадываетесь, ключевой недостаток - низкая светосила на "длинном конце", из-за чего невозможно нормально размыть задний план. Однако, это критично далеко не всегда. Например, портрет в обстановке чаще всего, снимается с большой ГРИП и решающую роль в успешности съемок играет постановка света. При съемке портрета в обстановке можно добиться успеха даже с китовым объективом. Если же съемка происходит на однородном фоне, роль размытия вообще стремится к нулю, главное - интересный свет. Однако, как ни крути, с хорошей оптикой работать гораздо приятнее - она лучше передает тона, дает более "чистую" картинку.

Если же непременно нужно размывать задний план, вам стоит задуматься о светосильном фиксе с фокусным расстоянием 50 или 85 мм. Самый простой объектив - классический "полтинник 1.8" (50 мм 1:1.8) на кропе превращается в портретник 80 мм. Стоит он сопоставимо с китовым объективом, но портреты на него получаются гораздо интереснее, чем на китовый зум 18-55мм 1:3.5-5.6. Вообще, что касается оптики - совершенству нет предела. Профессиональные портретные фиксы легко перекрывают по стоимости саму тушку. Однако, лично я считаю, что постигать азы портретной съемки можно и на самой недорогой оптике (50/1.8, 50/1.4, 85/1.8), а когда реально почувствуете, что ее возможностей вам не хватает - задумываться о покупке профессионального объектива.

Виджет от SocialMart

Заключение

Тема портретной съемки необычайно многогранна и ее решительно невозможно всю охватить одной обзорной статьей. Как известно, секрет успеха фотографии опирается на две вещи - техническая часть и творческая. Портрет - не исключение. Причем, если техническая часть портрета поддается описанию, до до творческой каждый должен дойти сам. Я уверен, что статья расставила если не все, то значительное количество точек над i по технической части портретной съемки. Если у вас есть дополнения, предложения и пожелания, пожалуйста, оставляйте их в комментариях. Удачных снимков!

Обычно для соблюдения "правильного" масштаба рекомендуют ориентироваться по фокусному расстоянию объектива. Для портрета рекомендуют использовать фокусное расстояние 85 мм (плюс-минус). Все это здорово, но в этой рекомендации не учитывается то, что у разных аппаратов при фокусном расстоянии 85 мм будет совершенно разный масштаб из-за кроп-фактора. Если на полном кадре 85 мм — действительно удобное фокусное расстояние для съемки портрета не самым крупным планом, то на кропе масштаб картинки будет совершенно другим (чем больше кроп-фактор, тем более крупным будет план). На мыльницах 85 мм — это вообще расстояние для фотоохоты!


А как быть, если хочется снимать портрет с китовым объективом 18-55 мм, на котором вообще нет фокусного расстояния 85 мм? Это, кстати, больной вопрос среди новичков, которые хотят освоить портретную съемку.

Фотографируйте портрет с расстояния не менее 2 метров! Недостаток масштаба компенсируйте зумом.

Съемка с относительно большого расстояния с "приближением" дает ряд преимуществ:

1. Спокойная и привычная перспектива. Попробуйте снять человека в упор широкоугольником и получите фотографию, где он сам на себя не похож! Виновата перспектива, которая исказила пропорции лица. Чем дальше мы отходим от модели (компенсируя уменьшение масштаба увеличением фокусного расстояния), тем меньше эффект перспективы, тем "правильнее" получается портрет. Но не нужно вдаваться в крайности — не стоит фотографировать портрет с 30 метров, выдвинув на полную телеобъектив, при этом перспектива вообще практически исчезает и лицо становится излишне плоским и широким.

Кроме того

2. При съемке портрета "издали" гораздо удобнее работать с фоном . Во-первых, легче убрать из кадра фотомусор — лишние объекты, отвлекающие внимание (они отсекаются кадрированием). Во-вторых, чем больше фокусное расстояние (сильнее "приближение"), тем сильнее размывается фон. Конечно, для того, чтобы красиво размывать задний план, желательно наличие светосильного объектива. Китовый объектив на длинном конце с диафрагмой 5.6 дает размытие лишь "для галочки".

Может случиться так, что объектив при съемке с двух метров не обеспечит нужного масштаба. В таком случае нужно сделать выбор одного из трех вариантов решения (от плохого к хорошему):


  • Вести съемку с более близкого расстояния . Самый простой и доступный способ, но нужно тщательно следить за эффектом перспективы — с определенного момента он начинает расти очень быстро!

  • Снимать как есть, затем кадрировать фотографии при обработке . При этом произойдет некоторая потеря разрешения фотографии, но при современном количестве мегапикселей это не является большой проблемой. Плюс — вы можете попробовать несколько вариантов кадрирования и оставить тот, который больше понравится вам (и/или модели).

  • Использовать более длиннофокусную оптику . Минус — возможно, ее придется для начала приобрести. Плюс — вы сразу получите нужный масштаб портрета, а заодно задний план будет хорошо размыт ("портретная" оптика как раз для этого и предназначена).

Роль фона

Фон в портрете очень важен, основная его задача — создавать эмоциональную атмосферу фотографии. Монотонный фон (например, голая стена) скучен и неинтересен. Если фотосъемка идет на природе, замечательный фон получается из листьев, подсвеченных солнцем. Совокупность игры света и тени на листьев и боке (рисунка размытия объектива) делают снимок более эмоционально насыщенным.

Правда, далеко не все объективы могут действительно красиво размыть задний план, так, чтобы он "заиграл". Лучше всего это получается у светосильных фиксов с фокусным расстоянием от 50 мм. Размытие заднего плана у большинства зум-объективов не такое интересное — они в большинстве своем для этого не предназначены. Для объективов работает принцип — чем уже специализация, тем качественнее результат при использовании по назначению. Именно поэтому многие фотографы приобретают отдельный объектив именно для портретной съемки, для макросъемки — макрообъектив, для пейзажа — хороший широкоугольник и т.д. Зум-объектив в данном случае — компромиссное решение. Тем не менее, потренироваться можно и с зумом, понять, надо ли это и, если надо, уже осознанно выбирать настоящий "портретник".

Размытие заднего плана усиливают следующие вещи:

1. До максимума открытая диафрагма . Портретные объективы позволяют открыть диафрагму до значения 2, 1.4 и даже 1.2! ГРИП при f/1.2 составляет считанные сантиметры. Все что ближе и дальше — уходит в размытие.

2. Увеличенное фокусное расстояние . Портретные объективы для кропа имеют фокусное расстояние от 50 мм, для полного кадра — от 80 мм. Чем больше фокусное расстояние, тем сильнее объектив будет размывать задний план при том же значении диафрагмы.

3. (об этом часто забывают) Расстояние между моделью и фоном . Чем больше расстояние, тем дальше фон от точки фокусировки и тем сильнее его размытие. Бессмысленно пытаться сильно размыть фон, если модель от него находится на расстоянии полуметра.

Как быть, если нет технической возможности сильно размыть задний план?

Как размыть фон и что для этого нужно, мы разобрались. Но как быть, если у нас нет светосильной оптики или у нас вообще фотоаппарат-мыльница? Как быть, если хочется размыть нежелательные объекты заднего плана, но не получается? В нашем случае это решается только выбором такого ракурса, при котором нежелательные объекты фона находятся за пределами кадра.

Важное замечание! При неумелом построении композиции фон может навредить. Согласитесь, портреты, с торчащими их головы столбами или дорожными знаками на заднем плане выглядят крайне непрофессионально! Поэтому возьмите себе за правило — при построении кадра концентрироваться не только на модели, но и на фоне.

Куда наводить резкость при съемке портрета?

С размытием, будем считать, разобрались. Но остался открытым вопрос — что должно быть резким? Кто-то ответит — "Конечно же лицо!" Действительно, с этим спорить сложно. И многие начинающие портретисты наводят резкость строго по центру лица, то есть, на кончик носа:) В итоге, нос получается во всех подробностях, а самая выразительная часть — глаза уходят в небольшое размытие. Из-за этого вся фотография кажется нерезкой. Вывод — резкость в портрете нужно наводить на глаза.

Но вся беда в том, что фронтально лицо располагается довольно редко, чаще всего портрет фотографируется под каким-то углом. При этом один глаз оказывается ближе к объективу, другой — дальше. В этом случае резкость наводится на ближний к нам глаз.

Правило третей в портрете

Надеюсь, рассказывать про правило третей не нужно, вы про него прекрасно знаете. При портрете более менее крупным планом глаза располагаются ну уровне 1/3 сверху.

По горизонтали принято оставлять чуть больше места в том направлении, куда повернута модель. При горизонтальной компоновке принцип тот же.

По кадрированию вам поможет памятка от Akry.

Естественный свет в портретной фотографии

Многие мастера портрета считают, что лучший свет для портретной съемки — естественный. Если фотографируете в помещении, используйте свет от окна. Понятное дело, что расположение окна менять нельзя, но у вас есть свобода выбора положения точки съемки, модели и угла, под которым падает свет.

Считается, что в портрете наиболее выигрышен ракурс вполоборота (под 45 градусов) или в "три четверти" (под 22.5 градуса — между фронтальным положением и положением вполоборота). Ниже приведен пример портрета в "три четверти", автор фото — Семен Орлов.

Если разделить лицо на две половины (по линии носа), то они при подобном ракурсе будут иметь разную ширину. Часть лица, которая расположена ближе к камере, назовем "широкой ". Другую половину, отдаленную от камеры — "узкой ".

Видно, что свет падает с "узкой" стороны (белая стрелочка). Это направление освещения неплохо весьма удачно подчеркнуло объем (большую роль в этом сыграли освещенные волосы слева). А давайте представим, что свет падает со стороны красной стрелки. Что мы в этом случае получим? Только хорошо освещенное ухо, не более. Плюс ко всему, от носа получится неприятная тень. Фотография потеряет всякую художественную ценность!

Взгляд модели может быть направлен как в объектив, так и немного в сторону (как на последнем фото). Обратите внимание, что на данной фотографии взгляд направлен навстречу свету. А мы знаем, что если в фотографии присутствует движение объектов во встречных направлениях (или хотя бы намек на движение), это способствует сбалансированности композиции (по крайней мере, это правило отлично работает в пейзаже). В портрете, как оказалось, его тоже никто не отменял.

При портретной съемке не используйте встроенную вспышку! Даже когда очень хочется подсветить лицо портретируемого, не стоит прибегать к помощи встроенной вспышки — от нее лицо выглядит плоским, с бликами и, часто, с красными глазами.

Но как быть, если съемка происходит против света (например, на фоне окна просто против солнца, в контровом свете?) Вспышку мы договорились не использовать, но при этом велик риск получения на фотографии только силуэта! Как при таком непростом расположении объектов съемки получить проработку лица модели? Многие считают, что никак и отказываются от такого интересного ракурса.

Но выход есть! Первое, что поможет — точечный замер экспозиции. Мы знаем, что по умолчанию аппарат почти всегда использует матричный (интегральный, многосегментный — это одно и то же) замер экспозиции — по всей площади кадра, по принципу среднего арифметического. При этом светлый фон окажет существенное влияние на экспозицию — автоматика решит, что освещенность в целом хорошая и установит короткую выдержку. В итоге, пейзаж за окном будет проэкспонирован правильно, модель же получится только в виде силуэта.

Если же переключить режим экспозамера на точечный или частичный, то замер будет произведен по очень небольшой области в центре кадра, которую на момент экспозамера следует совместить с лицом модели (оно темное на общем фоне). При этом автоматика установит относительно длинную выдержку, при которой лицо будет хорошо проработано. Правда, при этом пейзаж за окном неизбежно уйдет в белизну — динамический диапазон матрицы ограничен, следует выбирать одно из двух.

Однако, есть способ получить одновременную проработку и лица и заднего плана! Логично, что для этого нужно как-то "влезть" обратно в предел динамического диапазона и снизить контраст между передним и задним планом. Задний план "приглушить" нам никак не удастся, но добавить света на переднем — вполне по силам! Для этого придумано нехитрое устройство, которое называется отражатель .

В сложенном виде он помещается в небольшую сумку, в разложенном же образует отражающую поверхность площадью около 1 квадратного метра. Этого вполне достаточно, чтобы осветить модель отраженным светом с нужной нам точки. Примеры съемки портрета с отражателем и без можно найти в статье Съемка с отражателем, практические советы на сайте photokubik.com.

Высота точки съемки

Важную роль играет высота точки съемки. Лучше всего, если она будет расположена на уровне глаз модели. Если забыть про это правило, то и при съемке "сверху вниз" фотография получается на фоне земли (часто взрослые так снимают детей с высоты своего роста — не нужно этого делать!), при съемке "снизу вверх" — у модели появляется "второй подбородок" (моделям это обычно не нравится:)

Вывод прост — если снимаете детский портрет, присядьте. Если снимаете человека, который ростом выше вас — либо встаньте на что-нибудь, либо отойдите подальше, прибавив фокусного расстояния.

Заключение

Тема портретной съемки необычайно многогранна и ее решительно невозможно всю охватить одной обзорной статьей. Как известно, секрет успеха фотографии опирается на две вещи — техническая часть и творческая. Портрет — не исключение. Причем, если техническая часть портрета поддается описанию, до до творческой каждый должен дойти сам. Я уверен, что статья расставила если не все, то значительное количество точек над i по технической части портретной съемки.

Если у вас есть дополнения, пожалуйста, оставляйте их в комментариях.

Портрет сейчас - один из самых распространённых жанров. Людей фотографируют и любители, и профессионалы. Разница лишь в том, как они это делают. В этом уроке мы будем разбираться как раз в этой, зачастую неуловимой, разнице между художественным портретом и бытовым.

Портретная фотосъемка: сюжет, идея, настроение

Мы уже не раз обсуждали, что фотография должна нести смысловой или эмоциональный заряд, рассказывать какую-то историю. Портретная съёмка в этом плане не исключение: нам важно не просто передать внешность человека, но и рассказать о нём, его характере. Минимум - показать настроение в конкретный момент времени.

Какие эмоции вызывает этот снимок? Безусловно позитивные! На это работают яркие цвета (вспоминаем второй урок), мягкий свет с красивыми тенями, а также поза модели - она как будто бежит по тропинке. В итоге образ сложился.

Съемка портрета —

Главное не забывать, что фотография - это комплекс, в котором всё взаимосвязано: задний план, цвет, свет, мимика человека, его поза.

А этот снимок - полная противоположность предыдущему: зажатая поза модели, напряжённый взгляд в камеру, большое количество тёмных тонов, а также холодный по цвету дым на фоне - всё это создаёт драматичное, депрессивное настроение.

Портретная фотосъемка —

С некоторыми составляющими вы уже знакомы, а с остальными мы будем разбираться в этом уроке.

Съемка портрета: особенности композиции

Во втором уроке мы обсуждали правило третей и выяснили, что оно в портрете далеко не всегда применяется в жёстком виде, часто от него нужно отступать. Например, считается, что если человек повернулся в какую-то сторону телом, то нужно там оставить больше пространства, чем за спиной - так подчеркнётся динамика разворота.


Однако это не единственный подход. Если сделать наоборот, то есть оставить перед человеком меньше пространства, чем за спиной, то кадр будет смотреться напряжённее, драматичнее. То есть так можно подчеркнуть настроение героя снимка.


Вы, наверное, помните про виды планов в фотографии - крупный, средний, общий. В портрете существуют их аналоги:

Как снимать людей: оплечный портрет.

В кадр включается только верхняя часть тела, примерно по грудь, допускается кадрирование головы, чтобы разместить глаза на верхней линии третей. Для нейтральной передачи роста человека, то есть такой, при которой он не будет казаться маленьким или высоким, камеру нужно располагать на уровне глаз.

Как фотографировать людей: поясной портрет.

Называется так, но на самом деле кадрирование проходит по бёдрам. Над головой уже оставляется пространство, чтобы граница не давила на голову. Тут камеру можно располагать на уровне плеч - так рост будет передан без искажений.

Как снять красивый портрет: ростовой портрет.

При увеличении крупности всё больше пространства должно оставаться вокруг человека, чтобы снимок не смотрелся тесно. Ориентир - глаза должны находиться примерно на верхней линии третей, можно немного выше. Камера располагается на уровне груди.


Разделение это условное, вполне могут быть промежуточные крупности. Одна из практических ценностей этого знания - разноплановость съёмки. Если вы делаете серию с одним человеком, то лучше сделать разные по крупности снимки, чтобы максимально полно раскрыть и человека, и условия, в которых он находится.

Отдельно хочется дополнить про высоту камеры. То, как описан этот момент выше, не является жёстким алгоритмом. Можно снимать человека и снизу, и сверху. Нужно только понимать, что, например, нижняя точка съёмки поможет передать уверенность, высокомерие. А верхняя точка съёмки сделает образ более мягким, возможно, даже неуверенным.

Кроме того, есть достаточно серьёзные ограничения по кадрированию человеческого тела. Например, не стоит резать по суставам - локтям, коленям, так как из-за этого руки смотрятся не очень красиво. Нужно или выше, или ниже. Также редко смотрятся удачно снимки, в которых рамка кадра проходит по шее, лучше включить плечи.


Съемка портрета: свет в портрете

Снимать портреты, как и пейзажи, лучше всего с режимным светом - динамический диапазон сцены получается меньше, а из-за низкого расположения солнца проще управлять светотеневым рисунком, поворачивая героя снимка относительно источника света. Нам важно добиться эффекта, когда светотеневой рисунок ложится ровно, не имеет рваных участков, сильно выступающих теней. Заметнее всего это на лице, поэтому на него и стоит ориентироваться. Например, можно повернуть человека так, чтобы лицо было освещено, а тени начинались на скуле. Свет при этом будет падать примерно под углом 45-50 градусов.

Понятно, что 45 градусов не является единственно возможным углом падения света. Можно выбирать любой другой, главное, чтобы при этом светотеневой рисунок ложился ровно и красиво.

Половина лица в тени делает портрет более драматичным.


При освещении одной скулы важно следить, чтобы она не перебивала внимание с немного затенённого лица.


При съёмке против солнца тоже нужно следить, чтобы лица не получились слишком тёмными.


Конечно, снимать в режимное время получится не всегда. Если вы попытаетесь осветить человека полуденным солнцем, которое находится высоко, то вокруг глаз образуются не очень красивые тени - так называемый «рисунок панды». Или тень от носа пойдёт в нос и залезет на губу - этого тоже лучше избегать. Чтобы этих проблем не было, можно развернуть человека от солнца, чтобы его лицо оказалось в тени, то есть снимать в контровом.

Правда при этом задний план, если он освещён солнцем, получится пересвеченным - экспозиция ведь должна быть выставлена по лицу, а перепад по яркости слишком большой. Но браком это, в принципе, не считается.

Кроме того, можно отвести героя в тень - под деревья или за какое-то здание.

Только нужно учитывать, что прямой свет имеет большую выразительность, чем отражённый, так как при съёмке в тени самих теней почти нет.


Не забываем и про то, что снимать можно не только на улице, но и в помещении - квартире, кафе, даже подъезде. Если свет из окна, то получается очень красивый светотеневой рисунок.

Кроме того, хочется напомнить, что свет может работать на настроение фотографии. Если хотите, чтобы кадр получился драматичным, то нужны контрастные тени, преобладание тёмных тонов.

А для позитивного портрета кроме ярких цветов нужен мягкий свет.


Очень здорово смотрится использование теней в композиции. Например, можно найти такое место, где модель будет освещена, а фон будет находиться в тени - этот приём называется световым акцентом.

Кроме того, можно использовать линии теней, проекции их на окружение героев или на них самих. Всё это делает ваши фотографии необычными и более привлекательными.

Портретная фотосъемка: позирование

Чаще всего вы, скорее всего, будете снимать неопытных моделей, людей, которые не учились позировать. Это не плохо, просто заставляет немного по-другому подойти к позированию. Оно ведь является одним из важнейших факторов передачи сюжета и настроения на фотографии.

К позе человека предъявляется несколько требований:

    • К моменту, когда вы взяли камеру в руки и начали снимать, вы уже понимаете, что хотите снять, что показать зрителю. И поза должна на это работать! Например, герою холодно, он задумчивый или радостный. В обычной жизни в этих случаях люди занимают определённые позы, и стоит использовать именно их - так зритель сможет считать и понять, в каком эмоциональном состоянии находится портретируемый.

На этой фотографии в позе явно читается задумчивость.

      Закрытые позы (например, со скрещёнными руками) хороши для драматичных сюжетов, открытые - для позитивных. Будет неплохо, если вы изучите язык жестов, чтобы самостоятельно закладывать нужный эмоциональный фон, подсказывая ту или иную позу портретируемому.


      Если же совершается какое-то действие, то нужно ловить пиковый момент - так будет смотреться понятнее.


    • Кто-то скрещивает руки на груди, кто-то держит их в карманах - поза обязательно должна быть привычна человеку, подходить ему. Иначе не избежать натянутости, неестественности в позировании.


  • «Журнальные» позы хороши для журналов и опытных моделей. Они долго учатся контролировать своё тело, чтобы смотреться красиво. Если снимаете неопытного в позировании человека, то вряд ли получится повторить увиденное в «глянце» . Поэтому лучше выбирать простые, жизненные позы.


Типичные ошибки в позировании:

  1. Не стоит прятать руки в волосы или за спину - так они кажутся отрезанными. То же самое с карманами: должны быть видны хотя бы большие пальцы.
  2. Шея - выразительная часть тела в женском портрете, старайтесь не закрывать её сильно поднятыми плечами.
  3. Если герой опирается лицом на руку, то не должны искажаться черты лица.
  4. Лучше не улыбаться половиной рта - это смотрится не очень хорошо. Если есть какие-то проблемы с зубами, то можно улыбнуться, не показывая их.
  5. При ростовом портрете следите, чтобы ближняя к камере нога не перекрывала дальнюю, а то человек получится одноногим.
  6. Бывает, что неопытные модели улыбаются, их тело вроде бы расслабленно, но руки выдают внутреннее напряжение, они сжаты - такие вещи нужно замечать и исправлять.
  7. Взгляд в объектив не всегда уместен, пробуйте разные варианты. Только нужно следить, чтобы портретируемый не сильно отворачивал глаза от камеры, а то будут видны только белки.


Многие люди не уверены в себе, переживают, что не получаются на фотографиях хорошо. Фотограф в этом случае выступает не только как специалист по съёмке, но и как психолог, который должен подготовить человека, раскрутить. Как это делается:

  1. Общайтесь с портретируемым: шутите, говорите на отвлечённые темы, рассказывайте, что хотите сделать - это раскрепощает.
  2. Ведите себя уверенно, даже если не знаете, как лучше сделать кадр. Иначе герой подумает, что проблема в нём и закроется психологически.
  3. Предложите перед съёмкой покрутиться перед зеркалом, чтобы человек знал удачные свои ракурсы.
  4. Если не знаете, какая нужна поза, попросите занять привычную и отталкивайтесь от этого.
  5. У каждого человека есть темперамент, определённый характер - используйте это. Если портретируемый в жизни спокойный, неулыбчивый, то не стоит пытаться раскручивать его на безудержное веселье, по крайней мере, сразу. Точно так же с позитивными людьми - сложно будет сделать с ними жёсткий, драматичный снимок.
Съемка портрета: гармоничность места съёмки и одежды

Вроде бы незначительная деталь, но сочетание гардероба и локации может как положительно влиять на сюжет фотографии, создаваемый образ, так и отрицательно. Например, будет ли понятно смотреться девушка в вечернем платье, допустим, на сеновале? Думается, что не особо. А вот если поместить её в классическую архитектуру или такой же интерьер, то портретируемый\ая будет смотреться гармонично.

В данном случае строгая одежда мужчины гармонична такой же строгой, минималистичной обстановке.


Если модель в лёгком летнем сарафане, то и место съёмки стоит подобрать под него. Это может быть зелёный или цветущий парк, возможно, какое-то поле с цветами.


То есть тут очень важно следить, чтобы стилистика места съёмки и одежды была одинаковой, тогда герой будет гармонично вписываться в место съёмки. Причём можно смотреть глубже и искать гармонию не в стилистике, а в фактуре одежды и её сочетании или противопоставлении с окружающим пространством.

В данном случае узор на одежде повторяет по цвету листву и это даёт фотографии гармоничность.


Эклектика, то есть смешение стилей, возможно, но есть большой риск получить непонятный кадр. Или он просто будет смотреться «дёшево», навязчиво. Тут нужно быть очень осторожным.

Портретная фотосъемка: создание образа

Вы уже изучили достаточно инструментов, которые влияют на выразительность фотографии, могут помочь вам в формировании сюжета и настроения: композиция (не только расположение объекта в кадре, но и его окружение), крупность плана, цвет, свет, позирование (если речь про портрет). Важно теперь продумывать все фотографии по всем этим пунктам, не упускать ни малейшей детали. Это кажется сложным, на первых порах что-то будет забываться, но к этому нужно стремиться. Например, разберём этот снимок:

Снимок имеет очень яркую эмоциональную окраску, фотографу удалось поймать очень удачный момент. При этом, несмотря на мимику ребёнка, кадр не кажется депрессивным, скорее милым. Почему так? Тут в дело вмешивается мягкий свет, а также светлые тона, которые минимизируют негативность эмоции. Из-за этого создаётся ощущение мимолётности настроения, кажется, что буквально через минуту ребёнок будет уже улыбаться.

Этот снимок - отличный пример того, как можно сделать дома абсолютно не бытовой кадр. Почему так получилось: во-первых, тут есть потрясающий свет - главная героиня выделена им, тогда как фон уже уходит в тень, то есть создан акцент. Кроме того, действие, которое совершает женщина, очень хорошо читается, не возникает вопроса, что именно она делает. И окружение, задний план тоже очень удачные: понятно, что действие происходит в квартире, но при этом нет перегруза, лишних объектов. Большую роль в этом сыграл ритм книг, расположенных за героиней. В итоге получился собирательный образ пожилой женщины, в которой каждый зритель может узнать кого-то из своей жизни.