Меню
Бесплатно
Главная  /  Терапия при дерматите  /  План занятия по технологии и ситуации. Конспект занятия по художественно эстетическому развитию "Узорных дел мастера" (разработан на основании деятельностного метода Л.Г. Петерсон). Что нам это дает

План занятия по технологии и ситуации. Конспект занятия по художественно эстетическому развитию "Узорных дел мастера" (разработан на основании деятельностного метода Л.Г. Петерсон). Что нам это дает

Детский сад № 29 г.Липецка работает по программе - «Мир открытий»

В основу этой программы положена непрерывная образовательная системаЛ.Г. Петерсон которая обеспечиваетэффективнуюреализацию ФГОС на всех ступенях образования.

Цель Программы – непрерывное накоплениеребёнком культурного опыта деятельности и общения.Другими словами программа «Мир открытий» создает реальные условия для саморазвития. Это основа формирования в его сознании целостной картины мира, готовности к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.

ОТКРЫТИЕ РЕБЕНКОМ:

P окружающего мира, самого себя и других людей;

P способов преодоления затруднений.

ОТКРЫТИЕ ПЕДАГОГАМИ:

Pновых эффективных инструментов развития ребенка;

Pновых векторов личностного и профессионального роста.

ОТКРЫТИЕ РОДИТЕЛЯМИ:

Pвозможностей более осознанного участия в образовании своих детей.

Познавательную деятельность дошкольников мы организовываем в Технологии «Ситуация». Технология «ситуация» - это технология деятельностного метода. Основными принципамидеятельностного метода являются:

Принцип деятельности

Принцип целостногопредставления о мире

Принцип психологической комфортности

Принцип творчества

Принцип вариативности

Принцип минимакса

Принцип непрерывности

Технология «ситуация» - это наш инструмент в организации образовательных ситуаций в детском саду.

А. Эйнштейн говорил,- «В затруднении содержится возможность». Вот и мы даем возможность ребенку вситуации затруднения найти потребность в самоизменении и саморазвитии, иначе, зачем человеку что-то менять, тем более в самом себе?

В основу технологии «Ситуация» положен Метод Рефлексивной Самоорганизации

1 – действие, в котором возникло затруднение

2 – фиксирование затруднения

3 – анализ этапов действия и определение места затруднения

4 – выявление причины затруднения (критика)

5 – постановка цели и построениепроекта выхода из затруднения

6 – возврат в деятельность и реализация проекта

Это основадля открытия нового знания (ОНЗ)

1) Введение в ситуацию.

2) Актуализация знаний.

3) Затруднение в ситуации: фиксация, выявление места и причины затруднения .

4) Открытие нового знания: выбор способа преодоления затруднения, преодоление затруднения.

5) Включение нового знания в систему знаний и повторение.

6) Осмысление.

Введение в ситуацию - создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность, формулировка детьми так называемой «детской» цели.

Актуализация знаний - организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые им для «открытия» нового знания.

Затруднение в ситуации - столкновение с затруднением, анализ возникшей ситуации:

Фиксация затруднения,

Выявление его причины (недостаточности знаний, знакомых способов действий).

«Открытие» нового знания - выбор способа преодоления затруднения, выдвижение и обоснование гипотез. Реализация плана – поиск и «открытие» новых знаний (способов действий) через использование различных форм организации детских видов деятельности.

Включение в систему знаний - использование нового знания совместно с освоенными ранее способами с проговариванием вслух алгоритма, способа. Самопроверка по образцу, взаимопроверка. Использование новых знаний в совместной деятельности.

Осмысление - фиксирование детьми достижения «детской» цели. Проговаривание условий, которые позволили достигнуть этой цели.

Почему мы работаем в Технологии «Ситуация»? – Потому что в технологии «Ситуация» ключевое звено – это Затруднение в ситуации, а затруднение ребёнка в собственной деятельности даёт ему возможность:

    понять, чего он пока не знает, не умеет;

    научиться конструктивно относиться к затруднениям, переводить проблемы в задачи;

    приобрести опыт успешного преодоления затруднения в повседневной жизни; развить положительную самооценку;

    научиться правильно формулировать причины различных затруднений;

    сформировать чувство ответственности за свои поступки.

Что нам это дает?

В результате у детей формируются следующие установки:

    «Ошибаться – не страшно»

    «Каждый имеет право на ошибку»

    «Трудности помогают мне стать сильнее, умнее...»

    «Я имею право чего-то не знать, не уметь»

    «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает»

    «В затруднении содержится возможность»

    «Я могу!»

    «Я умею!»

    «Я хороший, умный, сильный!!!»

    «Я заслуживаю уважения!»

    «Меня принимают и любят таким, какой я есть»

Так же вобразовательном процессетрадиционного типа роль педагога- это рольтранслятора, наставника, а ребёнок – это слушатель и послушный исполнитель, а в технологии «Ситуация» - педагог – это организатор и помощник, а ребёнок – «открыватель» иактивный деятель.

Что бы процесс познания был целостным, технология «Ситуация» реализуется в парциальной программе математического развития дошкольников «Игралочка».Петерсон и Кочемазовой.

Программа «Игралочка» представляет собой стержнеообразующее технологическое звено программы «Мир открытий».

Рабочая тетрадь

Демонстрационный материал

Раздаточный материал

Занятия так же проходят в игровой мотивационной форме. Дети с интересом вовлекаются в рабочий процесс. С удовольствием в этом процессе находятся. И сами того не замечая развивают свое мировоззрение и для нас раскрываются с другой стороны, становятся многогранными, и дают понять что еще бессчетное количество граней мы можем в них раскрыть, и поэтому нам есть с чем работать!

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ В ТЕХНОЛОГИИ «СИТУАЦИЯ». Ф.И.О. педагога: Жлудова Инна Александровна Дошкольная организация: ГБОУ «Гимназия № 1257» Дошкольное отделение Должность: воспитатель Тема: «В лес за грибами». (Познавательное развитие, речевое развитие) Возрастная группа: средняя (4-5 лет) Цель: уточнить представления об особенностях внешнего вида и местах произрастания грибов (боровик (белый гриб), подберёзовик, подосиновик, маслята, опята, лисички, мухомор, бледная поганка); учить детей различать съедобные и несъедобные грибы, отгадывать загадки про грибы, по их характерным признакам; закреплять знание строения грибов и правил их сбора. Ход образовательной ситуации: 1. Введение в ситуацию Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность. Воспитатель собирает детей около себя. – Кто из вас был в лесу? – Что можно делать в лесу? – А вы хотите сейчас очутиться в лесу? – Закройте глазки… Звучит запись «Голоса леса». Воспитатель ставит несколько макетов деревьев. Дети открывают глаза. – Вот и лес! Здравствуй лес, осенний лес, полный сказок и чудес. Ой, я слышу, чей-то плач? Посмотрите, на пенёчке сидит старичок-Лесовичок. – Почему ты плачешь? – Меня заколдовала злая Баба Яга, за то, что я добрый, забочусь о лесе, о его обитателях: животных, насекомых, деревьях, грибах, цветах, ягодах. Наступила грибная пора, мне нужно запасти грибочки на зиму, а я совершенно забыл, какие грибы можно собирать, а какие нельзя! – Хотите помочь Лесовичку вспомнить всё о грибах и заготовить на зиму съедобные грибы? – Сможете? 2. Актуализация знаний Дидактические задачи: актуализировать знания детей о правилах сбора грибов, строении гриба. Дети подходят к столу с карточками, на которых изображены картинки правильного и не правильного сбора грибов. Воспитатель рассказывает, что сбор грибов называют «тихой охотой». Мы в лесу не хозяева, а гости. А коль уж пришли в гости – нужно уважать хозяев леса: растительный и животный лесной народ. Далее предлагает выбрать карточки, на которых изображено, как правильно собирать грибы. Нужные карточки прикрепляются на мольберт (фланелеграф и т.п.) и воспитатель, дополнительно, даёт объяснение к каждой, если ребёнок затрудняется в формулировке. Пример объяснения: 1. Грибы можно собирать только со взрослыми, которые хорошо знают лес; 2. Не раскапывать палкой грибницу-она может высохнуть, не покрытая листвой; 3. Не собирать грибы у проезжей части (дороги); 4. Не срывать старые и очень маленькие грибы. 5. Срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их- можно повредить грибницу. Мы повторили правила сбора грибов и можем вместе с Лесовичком войти в лес. Пальчиковая гимнастика «Грибы» Раз, два, три, четыре, пять! («Шагают» пальчиками в воздухе перед собой.) Мы идем грибы искать (Начинают загибать по одному пальчику от мизинца.) Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик все съел Потому и потолстел. Воспитатель приглашает детей подойти к своим столам и сложить грибочки для старичка-Лесовичка. На столах, для каждого ребёнка, лежат 2 ножки и 2 шляпки. Например: ножки: белый гриб, подосиновик и шляпки от них. Грибочки у детей разные, попадаются и несъедобные грибы: мухомор, бледная поганка. – Какие красивые грибочки у вас получились. А из каких частей состоит гриб? 3. Затруднение в ситуации Дидактические задачи: 1) создать мотивационную ситуацию для различия съедобных и несъедобных (ядовитых) грибов; 2) формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины. – Вы помните, что старичок-Лесовичок хочет насушить грибочков на зиму? А все ли из этих грибочков он может засушить? (Нет, только съедобные грибы.) – Значит, какие грибочки мы ему отдадим для сушки? Выслушиваются все ответы детей, среди которых могут быть противоречивые версии. – Смогли мы договориться и выбрать только съедобные грибы? (Нет.) – Почему не смогли? (Потому что не знаем точно, какие грибы – съедобные, а какие – несъедобные.) 4. «Открытие» нового знания Дидактические задачи: 1) учить детей различать съедобные и несъедобные грибы, отгадывать загадки про грибы, по их характерным признакам; 2) формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия. – Как это можно узнать? (Спросить у того, кто знает, прочитать в книге...) – Ребята, вы помните, что мы попали не в обычный, а сказочный лес! Грибы в нём растут на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. А вырастают они не после дождя, а после правильно отгаданных загадок, которые написаны в этой волшебной книге, которая называется «Лесная грамота». Эта книга поможет нам не только узнать много нового о грибах, но и наполнить лес грибами для старичка-Лесовичка. Воспитатель загадывает загадки. Заколдованный старичок-Лесовичок даёт неправильные ответы. Дети называют грибы по описанию, а воспитатель проговаривает, где растёт этот гриб, как он выглядит, съедобный он или нет. Грибы после отгадки ставятся на пол среди макетов деревьев (можно предложить отгадавшим загадку детям, поставить грибок). В процессе отгадывания загадок воспитатель хвалит детей. 1. Лучший гриб для сушки: Шляпа на макушке Цветом буроватая, А снизу – беловатая… Ростом он – весьма велик, Гриб мясистый – …(Боровик, белый гриб) Белый гриб растёт на вырубках, в хвойных лесах, близ дорог. Шляпка мясистая, упругая. Низ шляпки, как губка - губчатый, у молодого гриба белого цвета, у зрелого- желтоватого с чуть зеленоватым оттенком. на изломе белый, так он ничем не пахнет, но если засушить, пахнет орехами. 2. Полюбуйтесь-ка друзья! Под березой вырос я. И всегда лишь под березой Сможете найти меня. (Подберёзовик) Подберёзовик - растет в основном под березой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка темно-коричневого цвета. 3. В красной шляпке, словно гном, Я под осиной выбрал дом. (Подосиновик) Подосиновик с красной шляпой, ножка высокая. Подберёзовик и подосиновик похожи. Серьёзное отличие в том, что подосиновик на изломе синеет, а подберёзовик нет. 4. На пеньке сидят братишки Все в веснушках шалунишки. Эти дружные ребята Называются … (опята) Опята - грибы светло-коричневого цвета на тонких ножках с «воротничком», растут «семьями». Где любят расти опята? Верно, на пеньках, особенно на берёзовых, сухих пеньках. Слово «опенок» происходит от слова «пень». С одного пенька целую корзинку опят можно насобирать. 5. Ходят в рыженьких беретах Очень дружные сестрички Золотистые … (лисички) Лисички - желтого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая. Растут семьями-кругами. 6. Шляпа темная с полями, Мох под ножкой кружевами. Самый главный гриб лесной Как на троне под сосной! Шоколадно – бурый гриб, К скользкой шляпке лист прилип Воротник ажурный тонок Гриб такой зовут …(Маслёнок) Маслята, уж до того дружные ребята, что целыми семьями из земли лезут. Маслята - сосновые детки. Это значит, что расти они любят под какими деревьями? Взгляните, к шляпкам маслят прилипли и травинка и хвоинка. Почему? Да потому, что шляпка у них блестящая и липкая, как бы маслом смазана. Очень вкусные грибочки маслята. 7. Бледная она стоит, У нее съедобный вид. Принесешь домой - беда, Будет ядом та еда. Знай, что этот гриб - обманка, Враг наш - бледная.. . (Поганка) Самый опасный из ядовитых грибов - бледная поганка. Его нельзя даже брать в руки. Это очень опасно. На них может остаться яд. Шляпка в центре как шар, по краям плоская, шелковистая, бледно-зелёного или серо-зелёного цвета. Ножка белая, длинная, тонкая, с кольцом на верху. 8. Этот гриб в лесу растет Не клади его ты в рот! Он совсем не сладкий Крапинки на шляпке Красный, словно помидор Несъедобный …(Мухомор) -Это самый известный ядовитый гриб. А почему его так называют? -Потому что его мухи боятся, а если на него сядут, то падают замертво. -Но есть животные, которые им лечатся от болезней. -Правильно, это лоси. Они глотают гриб целиком. Мухомор красив на вид, Только очень ядовит. Он растет как украшенье, Не для праздничных столов. Для лосей он угощенье, Съел один - и стал здоров. Для людей же этот гриб, Очень, очень ядовит. – Так какие грибы мы отдадим старичку-Лесовичку для сушки? (Дети называют съедобные грибы) – Какие не отдадим? Почему? (Мухомор, бледную поганку, т.к. они ядовитые.) Молодцы ребята! И наш Лесовичок вспомнил многое о грибах! Давайте добавим ещё два правила сбора грибов. Воспитатель добавляет на мольберт (фланелеграф) 2 карточки. 1. Не срывать, не топтать ядовитые грибы - они нужны многим жителям леса; 2. Не собирать незнакомые грибы. 5. Включение нового знания в систему знаний. Часть 1 Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать воображение. Ну а сейчас, давайте зайдём в наш сказочный лес. Игра малой подвижности «Мы идем в осенний лес». Мы идем в осенний лес. Дети идут высоко поднимая колени А в лесу полно чудес! Останавливаются в лесу Дождь вчера в лесу прошел – Встряхивают кистями Это очень хорошо. Хлопают в ладоши Будем мы грибы искать Приставляют ладонь ко лбу И в корзинку собирать. Приседают, собирают грибы Вот сидят маслята Показывают рукой на маслята На пеньке – опята. Показывают рукой на опята Ну, а ты, мухомор, Грозят пальчиком в сторону мухомора. Украшай осенний бор. В процессе игры дети подходят к макетам деревьев и грибам, расставленным между ними. (съедобные грибы по 2 -3 грибочка на каждого ребёнка). Часть 2 Дидактические задачи: 1) закреплять представление о том, какие грибы можно собирать и употреблять в пищу, а какие нет. 2) закреплять умение сравнивать и различать грибы по внешним признакам. 3) уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Грибы». Дидактическая игра «Съедобный грибок принеси в кузовок». Воспитатель предлагает детям в нашем сказочном лесу собрать для Лесовичка грибы. Осторожно их сорвать и положить в корзинку, проговаривая их названия. -Будьте внимательны, не трогайте ядовитые грибы! Звучит музыка «Голос леса», дети расходятся по лесу, ищут грибы. - Давайте посмотрим, все ли собрали только съедобные грибы? - А почему вы эти грибочки не положили в лукошко? - Молодцы! Часть 3 Дидактические задачи: прилагательные от глаголов. формировать умение образовывать - Ребята, а грибы после того как мы собрали можно ли есть сразу? - Правильно. Их нужно приготовить. Напомним старичку-Лесовичку как? Упражнение «Какие грибы». - Если грибы сварить, то они будут варёные, - а если грибы пожарить, тогда они будут жареные, - если засолить, они будут солёные, - если замариновать, они будут маринованные, - засушить- сушённые. - Умники! Теперь Лесовичок приготовит себе множество вкусных грибных блюд! 6. Осмысление. Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что делали, и создать ситуацию успеха. Дети собираются около воспитателя. - Кому вы сегодня помогли? Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли помочь старичкуЛесовичку вспомнить, как называются разные грибы, как они выглядят, где растут и запасти на зиму много вкусных, съедобных грибочков, потому что узнали, какие грибы съедобные, а какие несъедобные (ядовитые). ВОЗМОЖНО УСЛОЖНИТЬ ЧАСТЬ 3 В ПУНКТЕ 5. Дети не только проговаривают, но и кладут съедобные грибы из общего кол-ва вырезанных съедобных и несъедобных грибов (отбирая съедобные по одному), если варёные – в кастрюлю, жаренные – на сковородку, солёные – в бочку, маринованные - в банку, сушёные – на верёвочку. Тогда будет дидактическая игра - упражнение «Какие грибы».

Марина Маринина
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми 5–6 лет в технологии «Ситуация»

Тема : ПРЯМОУГОЛЬНИК

Цель :

1) сформировать представление о прямоугольнике, умение распознавать прямоугольник в предметах окружающей обстановки, выделять фигуры прямоугольной формы среди других фигур;

2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода, закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает» ;

3) закрепить геометрические и пространственные представления, счёт до пяти, умение соотносить фигуру с количеством, умение определять и называть свойства предметов и фигур, сравнивать предметы по свойствам;

4) тренировать мыслительные операции : анализ, сравнение и обобщение; развивать внимание, память, речь, мелкую моторику рук, фантазию, логическое мышление, творческие способности.

Материалы к занятию :

Демонстрационный : квадрат, прямоугольник, изображение ёлки, бельчонка, сороки, карточки с цифрами 1-5, картинки с предметами прямоугольной и непрямоугольной формы.

Раздаточный : карточки с геометрическими фигурами, счётные палочки.

Ход занятия:

1. Введение в игровую ситуацию .

Дидактические задачи : мотивировать детей на включение в игровую деятельность .

Ребята, а вы любите путешествовать?

А хотите отправиться вместе со мной в путешествие?

2. Актуализация знаний.

2.1 игра «Билеты на поезд»

Дидактические задачи :

1. актуализация представлений о круге, квадрате, треугольнике, овале, умение распознавать их среди геометрических фигур;

2. закрепить счётные умения, умение соотносить фигуру с количеством;

3. тренировать мыслительные операции : анализ, сравнение; развивать внимание, память, речь.

Ребята, а как можно путешествовать? (на транспорте или пешком)

А какой транспорт вы знаете? (самолет, поезд, велосипед, автомобиль)

А на каком транспорте вы хотите путешествовать? (поезд)

А что нужно купить, чтобы отправиться путешествовать на поезде? (билет)

А где можно купить билет? (в специальной кассе)

Молодцы, тогда я буду кассиром. Подходите ко мне, вставайте в очередь, и приобретайте билеты.

Дети подходят к воспитателю, он продаёт им билеты (карточки с изображением одинаковых геометрических фигур от 1 до 5) . В зависимости от количества детей набор карточек повторяется, меняется только цвет геометрических фигур. Как только все дети приобрели билеты, воспитатель предлагает им занять места в импровизированном поезде. На стульях прикреплены карточки с цифрами такого же цвета, как и фигуры на карточках у детей. Детям нужно занять место. На котором записана цифра, показывающая количество фигур на билете и соответствующая им по цвету. После того, как все разместились, проверяем билеты.

Почему ты занял это место? (потому что на моём билете 2 квадрата красного цвета, а на стуле карточка с цифрой 2 красного цвета и т. д.)

Молодцы, все разместились по своим местам и можно отправляться в путь, а вы знаете как правильно вести себя в общественном транспорте? (не шуметь, не сорить, не пачкать сидения, не мешать остальным пассажирам)

«Загудел паровоз и вагончики повёз.

Чох-чох, чух-чух! Далеко я укачу!»

3. Затруднение в игровой ситуации

3.1 игра «Прямоугольник и квадрат»

Дидактические задачи :

1. создать мотивационную ситуацию для формирования представления о прямоугольнике;

3. закрепить представление о квадрате, тренировать мыслительные операции : анализ и сравнение, развивать логическое мышление и речь.

Ребята, посмотрите в окошко, что вы там видите? (дети фантазируют : дома, лес, деревья, поля и т. д.)

Посмотрите какой красивый лес. Давайте сделаем остановку, выходите скорее и подойдите ко мне.

У воспитателя на мольберте прикреплен квадрат, прямоугольник. Короткая сторона прямоугольника равна стороне квадрата.

Ребята, посмотрите это лес. Там живут весёлые бельчата. Один бельчонок был такой шалунишка, что далеко упрыгал от своих братьев и потерялся. Слышите как он плачет. Потому что не может найти свой домик. Как вы думаете, что ему нужно сделать, чтоб увидеть свой домик ? (ответы детей)

Воспитатель ставит бельчонка на квадрат. Высота бельчонка, стоящего на квадрате не превышает высоты ели.

Ребята, посмотрите, увидел бельчонок свой домик? (нет)

Почему он не увидел домик? (потому что ёлка выше бельчонка, стоящего на квадрате)

4. Открытие нового знания.

4.1 игра «Прямоугольник и квадрат» (продолжение)

Дидактические задачи :

1. сформировать представление о прямоугольнике как общей форме некоторых предметов, познакомить с некоторыми свойствами прямоугольника;

2. сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;

3. закрепить пространственные отношения «выше» -«ниже» , «длиннее» - «короче» , умение определять, называть и сравнивать свойства предметов;

4. тренировать мыслительные операции : анализ и сравнение, обобщение; развивать речь, творческие способности.

Что же теперь делать? (ответы детей)

Воспитатель выслушивает все ответы, задаёт уточняющие вопросы, создаёт атмосферу поиска. С помощью вопросов воспитатель подводит детей к тому, что можно повернуть прямоугольник на бок.

А давайте, попробуем повернуть квадрат? Что изменилось?

Да, у квадрата все стороны равны (одинаковые) . А у другой фигуры одинаковые стороны?

А что получится, если её повернуть? Чем это поможет?

Молодцы! Вот как замечательно вы всё придумали! Чем же похожи обе фигуры? Сколько у них сторон? Сколько углов?

Вместе с воспитателем дети приходят к выводу : у обеих фигур по 4 угла и по 4 стороны. Почему же мы смогли помочь бельчонку? Потому что две стороны короткие и две стороны длинные.

5. Затруднение в игровой ситуации

5.1 игра «Прямоугольник и квадрат» (продолжение)

Дидактические задачи :

1. создать мотивационную ситуацию для знакомства детей с названием прямоугольника;

2. сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;

3. тренировать мыслительные операции : анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.

Пролетала мимо сорока и спрашивает бельчонка : «Ну что, увидел ты свой домик? Сможешь дорогу обратно найти? А какая фигура тебе помогла?»

Возникает затруднение, так как дети не знают название прямоугольника.

Смогли вы помочь бельчонку? (нет)

Почему не смогли? (мы не знаем, как называется другая фигура)

6. Преодоление затруднения.

6.1 Игра «Прямоугольник и квадрат» (окончание)

Дидактические задачи :

1. познакомить с названием новой геометрической фигуры – прямоугольник;

2. закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает» ;

3. тренировать мыслительные операции анализ и сравнение; развивать логическое мышление, речь.

Как надо поступить, если ты не знаешь чего-то? (надо спросить у того, кто знает)

Бельчонок, как называется фигура, которая помогла тебе увидеть свой домик ? (прямоугольник)

Воспитатель фиксирует внимание детей на том, что они познакомились с новой фигурой – прямоугольником.

7. Включение нового знания в систему знаний

7.1 Физминутка

Дидактические задачи : организовать активный отдых детей, развивать фантазию, речь, память.

Ребята, бельчонок приглашает вас к себе в гости. Пока мы будем идти к его домику, давайте немножко разомнёмся.

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

7.2 игра со счётными палочками

Дидактические задачи :

1. закрепить представления о прямоугольнике и его свойствах, умение составлять прямоугольник из счётных палочек, пользоваться словами «длиннее» , «короче» ;

2. тренировать мыслительные операции : анализ и сравнение, развивать мелкую моторику рук, логическое мышление и речь.

Воспитатель предлагает детям сесть за стол. Обращает внимание детей на набор счётных палочек. Предлагает каждому сделать из палочек квадрат, затем подумать и добавить палочки так, чтобы получился прямоугольник.

Какую фигуру выложили сначала? (квадрат)

Что сделали, чтобы получилась другая фигура? (добавили палочки)

Что изменилось? (две стороны стали длиннее)

У какой фигуры длинные стороны? (прямоугольник)

Чем похожи фигуры? (4 стороны и 4 углы)

Чем отличаются? (длинной сторон)

Дети с помощью воспитателя ещё раз фиксируют полученный ранее вывод : у квадрата все стороны одинаковые, а у прямоугольника две стороны длинные, а две – короткие.

7.3 игра «Подбери по форме»

Дидактические задачи :

1. сформировать умение находить в окружающей обстановке предметы прямоугольной формы;

2. тренировать мыслительные операции : анализ и сравнение, развивать внимание и речь.

Дети подходят к воспитателю. Перед ним на столе расположены предметные картинки, имеющие различную форму. Воспитатель просит подобрать для бельчонка картинки только прямоугольной формы.

Все выполнили задание? (да)

После того, как все взяли по одной картинке, воспитатель просит детей рассказать, что на ней нарисовано, согласовывая прилагательное с существительным (прямоугольный шкаф, прямоугольное окно, прямоугольная картина и т. д.)

А почему вы не взяли другие картинки? (потому что они не прямоугольные)

8. Итог занятия

Дидактические задачи : восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха .

Дети собираются около воспитателя.

Где вы сегодня побывали?

Чем вы помогли бельчонку?

Что вам больше всего запомнилось, понравилось?

Воспитатель хвалит детей и говорит, что они сумели помочь бельчонку, потому что знают, чем отличается прямоугольник от квадрата.

Авторы: Кабина Ирина Васильевна, Волкова Лариса Анатольевна
Должность: методист, воспитатель
Учебное заведение: СП "Детский сад №1" ГБОУ СОШ №5
Населённый пункт: город Сызрань Самарской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект НОД детей в старшей группы компенсирующей направленности в технологии ситуация деятельностного подхода Л. Г. Петерсон на тему: "Транспорт"
Дата публикации: 06.04.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект образовательной деятельности

детей в старшей группы компенсирующей направленности в технологии

ситуация деятельностного подхода Л. Г. Петерсон

на тему: «Транспорт».

методист СП «Детский сад №1»

ГБОУ СОШ №5 г. Сызрани

Кабина Ирина Васильевна

воспитатель СП «Детский сад №1»

ГБОУ СОШ №5 г. Сызрани

Волкова Лариса Александровна

Цель:

Познакомить детей с машинами специального назначения («пожарная

машина», «полиция», «скорая помощь»):

специальные машины спешат на

помощь, это нужные, полезные машины.

Материал:

Технические средства: мультимедийный проектор, экран, ЭМП «Транспорт»,

видео «Автомобили специального назначения»;

разрезные

картинки

«Транспорт»,

предложений,

атрибуты

«Шоферы», «Компьютер».

Дидактические пособия: карточка – схема с разным количеством кружков,игра

«Сложи картинку», игра «Компьютер», игра «Шофёры».

Игрушки: микрофон, мяч.

Ход образовательной ситуации:

Ӏ. Введение в ситуацию

1.«Сюрпризный момент»

Дидактические задачи:

мотивировать

включение

деятельность.

Воспитатель и методист собирают детей около экрана.

Воспитатель :

Ребята, сегодня

нам пришло видеообращение от

Незнайки,

посмотрите на экран. (Незнайка появляется на слайде).

Аудиозапись: Здравствуйте ребята, меня зовут Незнайка, я живу в цветочном

отправился

путешествовать

воздушном

случилась беда, началась гроза и произошла катастрофа, так я оказался на

необитаемом острове. Помогите мне вернуться домой, у меня есть карта, но я

не могу по ней ориентироваться.

Методист: Ребята, поможем Незнайке? (да). Дорога длинная. По пути мы

будем делать остановки, и выполнять различные задания. Ну, что, ребята, в

добрый путь!

ӀӀ. Актуализация знаний

1. Дидактическая игра с мячом «Скажи наоборот»

Дидактическая задача: закреплять умение детей подбирать слова антонимы.

Воспитатель: аперед путешествием поиграем в игру с мячом «Скажи

наоборот»

Приехал – уехал;

Приплыл – уплыл;

Прикатился – укатился;

Взлетел – приземлился;

Большой – маленький;

Тяжелый – легкий;

Быстрый – медленный;

Новый – старый;

Далеко – близко;

Высоко – низко (дети садятся на стулья)

- Посмотрите на карту. Первый участок пути проходит по воде. На каком

транспорте можно плыть по воде? (катер, пароход, корабль, лодка). Как

можно назвать этот транспорт одним словом? (водный). Отгадайте, на каком

водном транспорте Незнайка отправится в путь:

На море, в реках и озёрах

Я плаваю, проворный, скорый.

Среди военных кораблей

Известен лёгкостью своей (катер).

Дети садятся на стулья.

2.Игра «Посчитай»

Дидактическая задача: упражнять в согласование числительных с

существительными.

- Первая станция называется «Посчитай». Посмотрите на карточку и

посчитайте транспорт, следите за окончаниями.

- наследующем участке пути горы, болота, по земле никак не проехать. На

каком транспорте будет двигаться Незнайка? (самолет, вертолет, воздушный

шар). Как можно назвать этот транспорт одним словом? (воздушный).

Правильно, воздушный. Отгадайте, на каком именно:

Очень, длинный и могучий

Он летит, пронзая тучи.

Громко в облаках ревёт

Пассажиров он везёт (самолет)

Ребята, какие части можно выделить у самолета? (крылья, корпус,

иллюминаторы, хвост, шасси, салон).

4. Игра «Из чего – какой?»

Дидактическая задача: образование относительных прилагательных.

Ребята, крылья у самолёта из металла, значит они какие? – металлические

Все приборы в салоне из пластмассы, значит какие?– …

Иллюминаторы из стекла – …

Шасси из резины – …

Сиденье, обшитое кожей – …

Корпус из металла – …

Молодцы. Все справились с заданием!

Динамическая пауза «Самолет»

Полетели, полетели (стойка ноги врозь)

Вперед руками завертели (вращение руками перед грудью)

Руки в стороны - в полет

Отправляем самолет (развести горизонтально руки в стороны)

Правое крыло вперед (поворот туловища вправо с заведением правой руки

Левое крыло вперед (поворот туловища влево с заведением левой руки

Раз, два, три, четыре -

Полетел наш самолет

Замечательный пилот

В путь отправил самолет (произвольный бег с расставленными в стороны

руками) (дети сами садятся на стулья)

III. Затруднение в игровой ситуации

Методист: Следующий участок проходит по равнине. Подумайте, на чем

можно ездить по земле, по дороге? (машина, автобус, мотоцикл, поезд…)

Как называется транспорт, на котором можно ездить по земле? (наземный)

Отгадайте, на чём отправится Незнайка:

Чудесный длинный дом,

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином... (автобус)

2. «Шофёры»

Дидактическая задача: Закреплять знания о ПДД

Методист: Поиграем

Выходите

выбирайте

транспорт по душе и в путь. Будьте внимательны. На красный свет тормозите.

Не создавайте на дороге аварийную ситуацию. Ой, что случилось? Автобус

не пропустил пожарную машину. А там гудит скорая. Как нам быть? Как им

помочь? Вы хотите узнать?

ӀѴ. Открытие нового знания

1. Рассказ о специальных машинах.

Дидактическая задача: Дать знания о специальном транспорте: пожарная

машина, «скорая помощь», полицейская, аварийная. Специальные машины

спешат на помощь, это нужные, полезные машины. Специальные машины

на дорогах необходимо пропускать всем машинам и пешеходам.

Дети подходят к мольбертам с картинами со специальными машинами.

Методист: Посмотрите видео, которое прислали Смешарики (показ видео

«Автомобили специального назначения»)

Какие машины могут ехать на красный свет светофора.

Почему эти машины мчатся, гудя на всю улицу и не останавливаясь на

Перекрестках?

Почему пешеходы и другие машины должны пропускать их?

Все эти машины спешат на помощь. Это нужные, полезные машины. Так как

они называются..(специальные машины)

2. Игра «Сложи картинку»

Дидактическая

упражнять

собирать

транспорт

отдельных частей, соотносить образ представления с целостным образом

реального предмета.

Предложить сложить картинку специальной машины из частей. Для работы

разделится на пары.

IV. Включение нового знания в систему знаний.

Игра «Компьютер».

Дидактическая задача: закреплять представление детей о видах

транспорта, умение обозначать вид транспорта символом.

Методист:

Поиграем

«Компьютер»?

Условимся,

наземный,

воздушный

транспорт

обозначим

символами (показываю

таблички с символами). Работать будете в парах. Договоритесь, кто с кем

выполнять

Откройте

компьютер.

Посмотрите

Обозначьте на белом листе символом, какой у вас вид транспорта (Дети

выполняют задание).

Поднимите экран и проверьте, правильно ли вы выполнили задание. Если

кто-то выполнил неверно, исправьте ошибку, помогите своему товарищу.

Опустите экраны на место. Договоритесь, кто из вас расскажет, у кого

какой транспорт, к какому виду он относится. Молодцы!

2. Продолжи предложение «Кто, чем управляет?»

Дидактическая

закреплять

употреблять

существительное в форме творительного падежа.

Методист:

следующее

необходимо

продолжить

предложение. Будьте внимательны! Автобусом управляет …(водитель)

Вертолётом управляет …(вертолётчик)

Поездом управляет …(машинист)

Самолётом управляет … (лётчик)

Грузовиком управляет …(шофёр)

Мотоциклом управляет … (мотоциклист)

Кораблём управляет …(капитан)

Велосипедом управляет …(велосипедист)

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что делали, и

создать ситуацию успеха.

Воспитатель и учитель –логопед берут в руки микрофоны. Дети подходят к

Воспитатель: Ребята, я и Ирина Васильевна корреспонденты и мы хотим у

вас взять интервью для нашего дошкольного канала.

Методист: Вы, ребята молодцы помогли Незнайке. А что же произошло?

(Незнайка попал в беду, он не мог найти дорогу домой. Вы ему помогли