Меню
Бесплатно
Главная  /  Терапия при экземе  /  Сущность и пути формирования творческой активности детей. Современные проблемы науки и образования Уровни творческой активности

Сущность и пути формирования творческой активности детей. Современные проблемы науки и образования Уровни творческой активности

Способности к творчеству, к созиданию нового всегда высоко ценились в обществе. И не удивительно, так как люди, обладающие этим даром, являются своеобразными генераторами развития человеческой цивилизации. Но творческие способности имеют и субъективную ценность. Наделенный ими человек создает себе наиболее комфортные условия для существования, преобразует мир, приспосабливая его к своим запросам и интересам.

Казалось бы, все просто: нужно активно развивать у себя эти способности. Однако человечество в течение сотен лет бьется над вопросом, в чем секрет креативности, что делает человека творцом.

Прежде чем говорить о творчестве, давайте сначала разберемся в том, что такое способности в целом.

  • Есть общие способности, необходимые в различных областях, например, .
  • А есть специальные, связанные только с одним конкретным занятием. Например, музыкальный слух нужен музыканту, певцу и композитору, а высокая чувствительность к цветоразличению – художнику-живописцу.

Основой способностей являются врожденные, природные задатки, но проявляются и развиваются способности в деятельности. Чтобы научиться хорошо рисовать, нужно осваивать живопись, рисунок, композицию и т. д., чтобы добиться успехов в спорте, нужно этим спортом заниматься. Иначе никак, сами по себе задатки не станут способностями и тем более не превратятся в .

Но как со всем этим связано творчество, ведь это не особый вид деятельности, а, скорее, ее уровень, и проявляться творческий дар может в любой области жизни?

Структура творческих способностей

Совокупность творческих способностей и их активное проявление в жизнедеятельности личности называют креативностью. Она имеет сложную структуру, которая включает в себя как общие, так и специальные способности.

Общий уровень творческих способностей

Как и любые другие способности, творческие связаны с психофизиологическими задатками, то есть особенностями нервной системы человека: активностью правого полушария головного мозга, высокой скоростью нервных процессов, устойчивостью и силой процессов возбуждения и торможения.

Но они не сводятся только к врожденным качествам и не являются особым даром, полученным нами от природы или посланным свыше. В основе креативности лежит развитие и активная, упорная деятельность человека.

Основной областью, в которой проявляются творческие способности, является интеллектуальная сфера. Для креативного человека характерно особое , отличающееся от стандартного, в том числе логического. Разные исследователи называют это мышление нешаблонным или латеральным (Э. де Боно), дивергентным (Дж. Гилфорд), радиантным (Т. Бьюзен), критическим (Д. Халперн) или просто творческим.

Дж. Гилфорд – известный психолог, исследователь творчества, одним из первых описал своеобразный тип мыслительной деятельности, присущий креативам. Он назвал его дивергентным мышлением, то есть направленным в разные стороны, и оно отличается от конвергентного (однонаправленного), к которому относится и дедукция, и индукция. Главная особенность дивергентного мышления в том, что оно ориентировано не на поиски одного единственно правильного решения, а на определение множества путей решения задачи. Эту же особенность отмечают и Э. де Боно, и Т. Бьюзен, и Я. А. Пономарев.

Творческое мышление – какое оно?

Изучали в течение всего XX века, и было выявлен целый спектр особенностей умственной деятельности людей, которым свойственен этот тип мышления.

  • Гибкость мышления, то есть не только способность быстро переключаться с одной проблемы на другую, но и умение отказываться от неэффективного решения, искать новые пути и подходы.
  • Смещение фокуса – умение человека взглянуть на объект, ситуацию или проблему с неожиданного ракурса, под другим углом зрения. Это дает возможность рассмотреть какие-то новые свойства, особенности, детали, незаметные при «прямом» взгляде.
  • Опора на образ. В отличие от стандартного логического и алгоритмического мышления, творческое носит образный характер. Новая оригинальная идея, замысел, проект рождаются как яркий объемный образ, лишь на этапе разработки обрастая словами, формулами и схемами. Недаром же центр творческих способностей находится в правом полушарии головного мозга, которое отвечает за работу с образами.
  • Ассоциативность. Способность быстро устанавливать связи-ассоциации между поставленной задачей и информацией, хранящейся в памяти – это важная особенность умственной деятельности творческих людей. Мозг креатива напоминает мощный компьютер, все системы которого постоянно обмениваются импульсами, несущими информацию.

Хотя творческое мышление часто противопоставляется логическому, но они не исключают друг друга, а дополняют. Без логического мышления невозможно обойтись на этапе проверки найденного решения, воплощения замысла, доработки проекта и т. д. Если же рациональное логическое мышление неразвито, то и замысел, даже самый гениальный, чаще всего остается на уровне задумки.

Творчество и интеллект

Говоря о способностях человека к мыслительной деятельности, чаще всего имеют в виду . Если связь между интеллектом и развитостью логического мышления самая прямая, то о творческом потенциале этого сказать нельзя.

По стандартному тесту, определяющему коэффициент интеллекта (IQ), люди, имеющие менее 100 баллов (ниже среднего), не отличаются и творческими способностями, но и высокий интеллект не гарантирует креативность. Самые творчески одаренные люди находятся в диапазоне от 110 до 130 баллов. Среди личностей с IQ выше 130 креативы встречаются, но нечасто. Чрезмерный рационализм интеллектуалов мешает проявлению творчества. Поэтому наряду с коэффициентом интеллекта был введен и коэффициент креативности (Cr), и, соответственно, разработаны тесты для его определения.

Специальные способности в творчестве

Наличие общих способностей в творческой деятельности обеспечивает новизну и оригинальность ее продукта, но без специальных способностей невозможно достичь мастерства. Недостаточно придумать оригинальный сюжет книги, нужно еще уметь его литературно изложить, построить композицию, создать реалистичные образы героев. Рожденный в воображении образ художник должен воплотить в материале, что невозможно без владения техникой и навыками изобразительной деятельности, а разработка научно-технического изобретения предполагает владение основами точных наук, знания в области механики, физики, химии и т. д.

Творчество имеет не только духовную, мыслительную, но и практическую сторону. Поэтому креативность включает в себя и прикладные, специальные способности, которые развиваются сначала на репродуктивном (воспроизводящем) уровне. Человек под руководством учителя или самостоятельно овладевает специфическими методами, приемами деятельности, которые были выработаны до него. Например, учит нотную грамоту, осваивает игру на музыкальном инструменте или технику изобразительной деятельности, изучает математику, правила алгоритмического мышления и т. д. И только овладев основами конкретной деятельности, выработав нужные навыки и получив знания, человек может перейти на уровень творчества, то есть создать свой, оригинальный продукт.

Специальные способности нужны, чтобы креатив стал мастером, а его деятельность (причем любая) – искусством. Отсутствие или неразвитость специальных способностей часто приводит к тому, что в творчестве не удовлетворяется, а творческий потенциал, даже довольно высокий, так и остается нереализованным.

Как определить у себя наличие творческих способностей

Предрасположенность к творчеству есть у всех людей, однако, творческий потенциал, как и уровень креативности, у всех разный. Причем поставленный в определенные жесткие условия (например, выполняя задание) человек может использовать творческие методы, но не применять потом их ни в профессиональной, ни в повседневной жизни и не испытывать никакой потребности в творчестве. Такого человека сложно назвать творческой личностью.

Для того чтобы определить наличие и степень развития творческих способностей, существует множество разработанных психологами методик-тестов. Однако для того чтобы адекватно оценить полученный по этим методикам результат, нужно владеть знаниями в области психологии. Но есть ряд критериев, по которым каждый сам может оценить уровень своей креативности и решить, насколько ему необходимо развивать творческие способности.

Уровни интеллектуально-творческой активности

Креативность предполагает высокий уровень интеллектуально-творческой активности, то есть не только способность к мыслительной деятельности, но и потребность в ней, самостоятельное, без давления со стороны использование приемов творческого мышления.

Выделяют 3 уровня такой активности:

  • Стимульно-продуктивный. Человек, находящийся на этом уровне, добросовестно решает поставленные перед ним задачи, старается добиваться хороших результатов. Но делает это он под влиянием внешних стимулов (приказ, задание свыше, необходимость заработать и т. д.). Познавательный интерес, увлеченность делом и внутренние стимулы у него отсутствуют. В деятельности он использует готовые решения и методы. Этот уровень не исключает каких-то случайных оригинальных решений и находок, но использовав один раз найденный им метод, человек впоследствии не выходит за его рамки.
  • Эвристический уровень. Он предполагает способность человека делать открытия эмпирическим, опытным путем, часто сводящимся к методу проб и ошибок. В своей деятельности индивид опирается на надежный, проверенный метод, но старается доработать его, усовершенствовать. Такой усовершенствованный метод оценивается им как личное достижение и повод для гордости. Любая найденная интересная, оригинальная идея, чужая задумка становится толчком, стимулом для мыслительной деятельности. Результатом такой активности могут быть очень интересные и полезные изобретения. В конце концов, и самолет человек изобрел, наблюдая за птицами.
  • Креативный уровень предполагает не только активную интеллектуальную деятельность и решение задач на теоретическом уровне. Главное его отличие – умение и потребность выявлять и формулировать проблемы. Люди, находящиеся на этом уровне, способны замечать детали, видеть внутренние противоречия и ставить вопросы. Причем они любят это делать, обладая своеобразным «исследовательским зудом», когда возникшая новая интересная проблема заставляет их отложить уже начатую деятельность.

Несмотря на то, что высшим считается креативный уровень, наиболее продуктивный и ценный для общества – эвристический. Более того, самой эффективной является работа команды, в которой есть люди всех трех типов: креатив рождает идеи, ставит проблемы, эвристик их дорабатывает, адаптирует к реальности, а практик воплощает в жизнь.

Параметры творческой одаренности

Дж. Гилфорд, создавший теорию дивергентного мышления, выделил несколько показателей уровня творческой одаренности и продуктивности.

  • Способность к постановке проблем.
  • Продуктивность мышления, которая выражается в рождении большого количества идей.
  • Семантическая гибкость мышления – быстрое переключение мыслительной деятельности с одной проблемы на другую и включение в мыслительный процесс знаний из разных областей.
  • Оригинальность мышления – способность находить нестандартные решения, рождать оригинальные образы и идеи, видеть необычное в обычном.
  • Способность изменять назначение объекта, усовершенствовать его, добавляя детали.

К выделенным Дж. Гилфордом характеристикам позднее добавили и еще один важный показатель: легкость и скорость мышления. Быстрота нахождения решения не менее, а иногда и более важна, чем его оригинальность.

Как развивать творческие способности

Развивать творческие способности лучше начинать с детства, когда потребность в творчестве очень сильна. Вспомните, с каким восторгом малыши воспринимают все новое, как радуются новым игрушкам, занятиям, прогулкам в незнакомых местах. Дети открыты миру и, как губка, впитывают знания. Их психика очень гибкая и пластичная, у них еще нет стереотипов, стандартов, на основе которых строится мышление взрослых. И главным инструментами мыслительной деятельности детей являются образы. То есть имеются все предпосылки и возможности для эффективного развития творческих способностей. Особенно успешно проходит этот процесс, если взрослые поощряют проявление творчества детей и сами организуют совместные занятия и игры.

Что касается взрослых, то и в этом случае возможно повысить уровень креативности, сделать профессиональную деятельность более творческой или найти возможность реализовать свою потребность в творчестве в каком-то искусстве, хобби или увлечении.

Главное для взрослого – именно наличие потребности, так как часто люди сетуют на то, что Бог их обделил талантом, но ничего не делают, чтобы найти область, в которой их личность могла бы реализоваться. Но если вы осознали необходимость развития своего потенциала, то такая возможность есть.

Любые способности развиваются в деятельности и предполагают овладение навыками, то есть тренировку. Учитывая, что творческие способности – это в первую очередь набор качеств и свойств мышления, тренировать нужно именно мыслительные способности.

Специально для развития креативности, мышления и разработаны целые тренинги, и упражнения из них можно выполнять самостоятельно, тем более что они часто напоминают увлекательную игру.

Упражнение «Цепочка ассоциаций»

Ассоциативное мышление играет важную роль в творчестве, но оно чаще всего непроизвольно, спонтанно, поэтому нужно учиться им управлять. Вот одно из упражнений по развитию навыков осознанной работы с ассоциациями.

  1. Возьмите лист бумаги и ручку.
  2. Выберите какое-то слово. Выбор должен быть произвольный, можно просто открыть словарь на первой попавшейся странице.
  3. Как только вы прочитали слово, сразу же «поймайте» в голове первую ассоциацию на него и запишите ее.
  4. Далее в столбик запишите следующую ассоциацию, но уже на записанное слово и так далее.

Следите за тем, чтобы ассоциации были последовательными, на каждое новое слово, а не на предыдущее или самое первое. Когда их в столбике наберется 15-20, остановитесь и внимательно прочитайте, что у вас получилось. Обращайте внимание на то, к какой сфере, области действительности относятся эти ассоциации. Это одна сфера или их несколько? Например, к слову «шляпа» могут быть ассоциации: голова – волосы – прическа – расческа – красота и т. д. В данном случае все ассоциации находятся в одном смысловом поле, вы не смогли выйти из узкого круга, перескочить через стереотипное мышление.

А вот другой пример: шляпа – голова – мэр – дума – мышление – интерес – чтение – уроки и т. д. Здесь есть ассоциативная связь, но мышление постоянно меняет свою направленность, выходя в новые сферы и области. Несомненно, второй случай свидетельствует о более творческом подходе.

Выполняя это упражнение, добивайтесь подобных переходов, но не задумывайтесь над рождением ассоциаций слишком долго, ведь процесс должен быть непроизвольным. В игру с ассоциациями можно играть в компании, соревнуясь, у кого за определенный промежуток времени будет больше ассоциаций и оригинальнее переходы.

Упражнение «Предмет-универсал»

Это упражнение помогает развивать целый комплекс качеств: оригинальность мысли, семантическую гибкость, образное мышление и воображение.

  1. Представьте какой-то простой предмет, например, карандаш, крышку от кастрюли, ложку, коробок спичек и т. д.
  2. Выбрав предмет, подумайте, как его можно использовать, кроме прямого назначения. Постарайтесь найти как можно больше вариантов применения и старайтесь, чтобы они были оригинальными.

Например, крышку от кастрюли можно использовать как щит, как ударный инструмент, как основу для красивого панно, как поднос, как форточку при ее отсутствии, как шляпу, как зонт, как карнавальную маску, если в ней провертеть дырки для глаз… Сможете продолжить?

Точно так же, как и первое упражнение, это можно выполнять в группе, придав ему форму соревнования. Если группа достаточно большая, например, класс, то можно предложить называть новые функции предмета по очереди. Тот игрок, который не может придумать нового, выбывает. И останутся в конечном счете самые креативные.

Это только примеры упражнений на . Попробуйте придумать такие игры сами, и это тоже будет хорошим тренингом.

1

Как отмечает автор данной статьи, критерии творческой активности одновременно являются показателями овладения студентами основными, функциональными элементами своей будущей профессиональной деятельности: умением ставить и анализировать цели своей деятельности, ориентироваться в различных ситуациях, принимать решения, реализовывать определенные программы или планы исполнения, проверять результаты своей деятельности и корректировать ее с учетом изменяющихся ситуаций. Наряду с передачей студентам в процессе обучения знаний, умений и навыков, необходимых для будущей успешной профессиональной деятельности, обучение направлено на достижение общедидактических целей, которое оценивается как умение студентов учиться и работать самостоятельно, профессиональной воспитанностью, сформированностью определенных черт личности, усилением мотивации творческой активности в процессе обучения, возможностью использования скрытых резервов своей личности, развитием способностей, необходимых для успешной творческой активности, возрастанием инициативы, умственным и социальным развитием личности студентов определяется качество вузовского образования. Автор считает, что современный педагогический процесс требует внедрения новых технологий обучения, овладев которыми студент сумел бы занять позицию субъекта обучения. Это способствует становлению личности, самостоятельному определению своего образовательного пути и выбору сферы профессиональной деятельности, что невозможно без формирования творческой активности как профессиональной и личностной характеристики. Структуру творческой активности необходимо рассматривать через систему мотивационного, когнитивного, рефлексивного, поведенческого компонентов.

критерии

творческая активность

результаты деятельности

Процесс обучения

профессиональная деятельность

обучение

развитие способностей

качество вузовского образования

новые технологии обучения

становление личности

структура творческой активности

мотивационный

когнитивный

рефлексивный

поведенческий компоненты.

1. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности. М.: Наука, 1987.

3. Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал. - 1995. - № 5. - С. 49-58.

4. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству - М.: Знание, 1981. - 96 с.

5. Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества. М.: Просвещение, 1993. 96 с.

6. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод, пособие. - М.: Высш. школа, 1991. 207 с.

7. Орлова Ю.В. Индивидуально-дифференцированный подход к учащимся при формировании лексических понятий: дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2001. - 271 с.

8. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.

9. Технология творческого мышления. Минск, 2008. 430 с.

В последние годы наблюдается значительный рост внимания к проблеме развития творческих возможностей и творческой активности студентов в процессе обучения в вузе. Учеными на практике обоснована, сконструирована и апробирована целостная педагогическая система формирования творческой активности студентов педагогического вуза, пути и способы формирования творческой активности в процессе, но несмотря на это темп их научного построения не соответствует темпу роста потребности в них. Интенсивность исследования этого феномена в настоящее время сильно возросла в связи с происходящими переменами в обществе и системе образования. В соответствии с изменившимся социальным заказом общества - воспитанием творчески активной личности, в значительной мере изменились и ориентиры системы образования. Время радикальных перемен требует от высшей школы образования и воспитания социально активных студентов, мыслящих свободно и творчески, способных самостоятельно приобретать и оценивать новую информацию, делать осознанный выбор, принимать взвешенные и адекватные решения.

В теоретическое осмысление проблемы творчества внесли большой вклад исследования Е.В. Бондаревской, К.А. Абульхановой-Славской, В.И. Андреева и др.).

Исследованием проблемы профессионализма в педагогической деятельности занимались О.А. Абдуллина, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.

Проблема формирования и развития творческой активности имеет свои педагогические традиции в высшей школе, так как весь процесс обучения и воспитания, по мнению ученых, должен быть подчинен задачам формирования и развития у студентов педагогического вуза в процессе обучения таких качеств и свойств, которые обеспечивали бы им плодотворную и общественно значимую творческую активность .

Проблемы творческой активности студентов педагогического вуза в процессе обучения на современном этапе имеют следующие особенности: сложившаяся практика и достигнутый уровень педагогической деятельности оказывается недостаточно полным для решения этой проблемы: меняются критерии оценки творческих способностей и творческой активности студентов, включающей на современном этапе воспитание и самовоспитание высокой методологической культуры мышления, способности не только ориентироваться в потоках информации, но и правильно перерабатывать, самому искать новые знания; творчество предполагает развитие соответствующих способностей, развитие широкого комплекса свойств личности (интеллектуальный, идейно-нравственный, психологический и др.); современное представление о вузовском образовании предполагает самостоятельность и ответственность студентов за формирование их собственной творческой активности; формирование и развитие творческой активности студентов требует соответствующих умений от преподавателя, умножение и развитие его творческого потенциала, качественных преобразований в стиле педагогической деятельности и повышения её культуры; заказом общества на творческих студентов, обладающих высоким уровнем активности в процессе их профессионального и личностного становления; необходимостью обновления существующей практики подготовки студентов, способных с позиций творческой активности реализовывать требования личностно-ориентированного образовательного процесса; потребностью в разработке целостной системы формирования творческой активности как цели образовательного процесса; неразработанностью механизмов оптимального воздействия на профессиональное и личностное становление студентов в процессе формирования творческой активности .

По мнению ученых-педагогов, специалистов, мнения которых мы принимаем за основу в своем исследовании, сегодня необходимо разработать и внедрить такую педагогическую систему которая, реализовала бы комплекс мер по целенаправленному включению в учебную деятельность активного творчества обучаемых; составить целевую учебную программу, включающую теоретическое обоснование активных форм и методов в учебной и предстоящей профессиональной деятельности и практические мероприятия по их индивидуальному использованию; педагогическое управление творческой активностью должно осуществляться на социокультурном и индивидуально-личностном уровнях, с использованием психологического механизма творческой деятельности, которая детерминируется и программируется социокультурной средой, в которой оно совершается, формирование творческой активности студентов в процессе обучения в вузе будет осуществляться эффективно .

Мы считаем, что необходимо с позиций новой образовательной парадигмы и требований современной социокультурной ситуации выявить сущность и уточнить определение категории «творческая активность в процессе обучения» и коррелирующих с ним понятий; научно обосновать алгоритм формирования творческой активности студентов, описать структуру, компонентный состав, уровни и показатели ее сформированности на разных этапах обучения в вузе; выявить способы управления формированием творческой активности студентов педагогического вуза.

Творческая активность является сложной и многоэтапной деятельностью. Структура творческой активности отражает необходимость движения от одной стадии к другой. Трудность выявления структуры творческой активности состоит в существовании многих особенностей, типов, связей, фаз, шагов и т.д. . Многими учеными выдвигались различные этапы, стадии, ступени творческой активности. На данный момент отсутствует четкое представление о компонентном составе структуры творческой активности, хотя ее связь с определенными логическими основами и условиями, с процессом познания и его закономерностями не вызывает сомнений. Эта связь не является жестко определенной, что, впрочем, соответствует общему правилу: поиски нового всегда связаны с вероятностью, неопределенностью при нахождении верных решений, идей, гипотез. Знание механизма творческой активности необходимо при планировании педагогических воздействий с целью развития в личности ее творческого потенциала активности.

Признание современного учителя главным действующим лицом творческого и активного преобразования действительности предъявляет растущие требования к уровню его теоретических знаний и характеру их практической подготовки, умение самостоятельно и высокоэффективно развивать и совершенствовать свою личность в процессе обучения. В условиях современного общества востребуется качественно новый уровень в организации профессионального и личностного становления студентов в процессе обучения.

В связи с этим на сегодняшний день актуальна потребность в разработке педагогических систем, осваивающих методологию, становление и развитие творческой активности и использующих принципиально новые подходы в подготовке будущего учителя в процессе его обучения в вузе.

Структуру творческой активности необходимо рассматривать через систему мотивационного, когнитивного, рефлексивного, поведенческого компонентов.

Мотивационный компонент в структуре творческой активности характеризуется системой доминирующих мотивов, выражающих осознанное отношение к ценностям и целям предстоящей профессиональной деятельности, к собственному профессиональному становлению, осуществляющемуся на основе освоения творческой активности в процессе обучения, состоящий из:

  • социальных мотивов, выражающихся в потребности средствами творческой активности выполнить социальный заказ, поставленный перед современный школой условиями новой социокультурной ситуации;
  • мотивов профессионального достижения, направленных на поиск новых путей, позволяющих наиболее эффективно разрешать актуальные проблемы учебно-воспитательного процесса;
  • личностного престижа, основанных на желании утвердить себя в качестве творческого педагога;
  • познавательных мотивов, направленных на удовлетворение потребности в освоении творческой активности;
  • творческих достижений, предполагающих возможность оптимально реализовать свой творческий и личностный потенциал средствами творческой активности;
  • мотивов, направленных на разрешение противоречий, обусловленных рассогласованием между индивидуальным опытом, внутренними творческими побуждениями и внешними профессионально-образовательными нормами.

Для оценки степени наполненности, содержательности, активности мотивационного компонента в качестве критериального показателя выступает осознание творческой активности как условие разрешения актуальных проблем, стоящих перед современной высшей школой.

Когнитивный компонент в структуре творческой активности проявляет себя в познавательной деятельности, во всем многообразии ее проявлений в условиях современного образовательного процесса. Данный компонент включает в себя следующие знания:

  • методологические, предполагающие знание сущности творческой активности в процессе обучения как одного из способов отношения человека к окружающему миру и специфики творческой активности в процессе обучения в ее историко-педагогическом и современном аспектах;
  • теоретические, включающие знание целей, принципов, содержания, методов, видов и форм творческой активности, закономерностей ее освоения и реализации;
  • методические, объединяющие знания основ методики освоения творческой активности в процессе обучения;
  • технологические, основанные на знании творческих технологий обучения и воспитания.

Анализ когнитивного компонента в структуре творческой активности позволяет нам в качестве критериального показателя его сформированности выделить объем знаний о сущности творческой активности и технологиях ее осуществления в условиях современной высшей школы.

Рефлексивный компонент в структуре творческой активности выделяется на основе того, что в современных исследованиях обращается внимание на развитие рефлексивных механизмов мышления личности студентов как одного из важнейших условий осознания, критического анализа и творческого осуществления им предстоящей профессиональной деятельности.

Чаще всего рефлексия понимается в исследованиях как феномен человеческого сознания, выступающий как способность индивида с помощью мыслительных средств с разной степенью глубины целенаправленно постигать основания собственной психической деятельности.

Рефлексивные процессы обусловливают выбор решений профессиональных проблем на основе субъективных предпочтений, определяющихся системой ценностей и интересов личности. Рефлексирующее сознание контролирует процесс получения, построения и проверки знаний, способствует критическому осмыслению деятельности.

Рефлексивный компонент в структуре творческой активности позволяет в качестве критериального показателя его сформированности выделить характер самооценки будущим учителем себя как субъекта творческой деятельности.

Поведенческий компонент характеризует практический, действенный аспект творческой активности, он направлен на целостное самоопределение и самовыражение студентов в учебно-профессиональной деятельности. К.А. Абульханова-Славская отмечает, что характер самовыражения и самоопределения личности в профессии, формальный или творческий способ включения человека в профессию определяет как характер профессионального движения, так и жизненную перспективу личности .

Анализ процесса становления личности студентов как профессионалов позволяет выделить в многообразии их отношений следующую динамику поэтапного освоения творческой активности:

  • эмоциональное восприятие, основанное на интуитивном способе предстоящей профессиональной деятельности;
  • осмысление, основанное на рефлексивно-когнитивном способе деятельности;
  • учебное применение, базирующееся на поисковом способе деятельности;
  • системное освоение, основанное на частично-исследовательском способе деятельности;
  • творческое применение, основанное на эвристическом способе деятельности.

Таким образом, способ осуществления предстоящей педагогической деятельности является основным критериальным показателем развития поведенческого компонента творческой активности в процессе обучения.

Перестройка системы высшего образования и повышение качества обучения студентов в вузе связаны с созданием и использованием различных методов обучения и воспитания, активизирующих и побуждающих студентов к самостоятельной и творческой активности в процессе обучения. В связи с этим встает проблема определения критериев творческой активности, которые должны отвечать следующим основным требованиям:

  • отражать как результативные, так и процессуальные характеристики творческой активности студентов и характеризовать не только ее результат, но и то, какой ценой этот результат получен;
  • указывать влияние полученного результата на последующую деятельность студента;
  • быть взаимосвязанными, т.е. составлять некоторую целостную систему;
  • выводиться из основных дидактических принципов обучения и воспитания;
  • быть социально и психологически значимыми, иметь смысл для студента;
  • быть простыми для понимания и легко измеримыми;
  • позволяет вести определение творческой активности с позиций субъекта деятельности .

В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов предлагают шесть критериев оценки творческой активности:

Первый показатель - улучшение количественных и качественных характеристик учебной деятельности студентов в плане соответствия их целям обучения по сравнению с некоторыми прошлыми результатами. Поскольку главными целями обучения являются знания, умения и навыки, которыми должны овладеть студенты, то прирост их количества и качества за некоторый период характеризует в том числе и повышение уровня творческой активности. Тестовый контроль можно проводить на экзаменах и зачетах, на практических занятиях и в ходе самостоятельной работы студентов.

Второй показатель - уменьшение времени, затраченного на достижение конкретной цели обучения, обеспеченное за счет определенных приемов и средств. Критерием уровня творческой активности здесь выступает возрастание свободного времени студентов. Использование времени как критерия позволяет обеспечить взаимное согласование в работе разных кафедр и правильно распределить учебное время между дисциплинами данного года обучения.

Третий показатель - прочность усвоения и «выживаемости» знаний, умений и навыков студентов. Этот показатель ориентирует преподавателя не на промежуточные, а на конечные результаты обучения, которые важны для последующего обучения студентов и профессиональной деятельности выпускника. Возрастание этого показателя свидетельствует о большом мастерстве педагога, т.к. прочность усвоения предусматривает глубокое включение личности студентов в процесс обучения, повышение мотивации учения, формирование профессиональной памяти, ответственного отношения к учебной деятельности.

Четвертый показатель - облегчение учебной деятельности студентов путем улучшения организации материала, повышения его доступности, усиления мотивации учения, выработки у студентов умения учиться, адекватных привычек познавательной деятельности, соразмерности заданий возможности студентов, соблюдения принципов дидактики. Этот параметр отвечает на вопрос о том, какой ценой достигаются желаемые результаты учебной деятельности. Измеряется этот показатель с помощью специального бланка самооценки студентами трудности-легкости выполнения определенных видов учебных действий.

Пятый показатель - удовлетворенность студентов учением, что является главным эмоциональным фактором, подкрепляющим процесс учебной деятельности и являющийся для нее очень важным, стимулирующим эмоциональным фоном. Переживание удовлетворения - эффект, обращенный в будущее. В результате удовлетворенности учением у студента создается установка на самостоятельную учебную работу, повышается мотивация познания и самосовершенствования, которая по окончании вуза выражается в стремлении постоянно повышать свою квалификацию. Для определения этого показателя используется специальный опросник, позволяющий шкалировать и количественно (в баллах) отражать степень удовлетворенности студентов процессом обучения.

Шестой показатель - отношение студентов к учению, к преподавателю, к конкретным видам занятий. Изучение отношения студентов к любой деятельности включает в себя измерение их интереса к ней, желание заниматься данной деятельностью, оценку способности противостоять воздействиям, дезорганизующим деятельность, отвлечение от нее на другие занятия, оценку ответственности за ее результаты. Этот показатель является интегральным выражением многих сторон учебной деятельности. Измеряется он с помощью различного рода вопросников, применением общей шкалы отношения к учению, шкалы отношения к практическим занятиям. Создаются и другие шкалы отношения к различным видам учебной работы .

Степень проявления творческой активности является динамическим, изменяющимся показателем. Задача преподавателя состоит в том, чтобы помочь студентам сформировать переход с активного исполнительского уровня до уровня творческой активности в процессе обучения. Она будет характеризоваться готовностью студентов к самостоятельной постановке проблемы и поиску новых нестандартных решений, не простым проникновением в сущность явлений и определением их взаимосвязи, но и нахождением для этих целей новых способов. Если позиция студентов характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную ситуацию и заняться поиском новых средств ее решения, то мы имеем дело с высокоразвитым уровнем творческой активности.

Библиографическая ссылка

Калдыбаева А.Т., Шамбеталиев К.Ы. КОМПОНЕНТЫ И КРИТЕРИИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25493 (дата обращения: 26.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

На основе выявленных критериев и эмпирических показателей можно провести сравнительный анализ изменений в сформированности у учащихся творческой активности

Уровень творческой активности определяется по четырём критериям: чувство новизны, критичность, способность преобразовывать структуру объекта, направленность на творчество.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика диагностики уровня творческой активности учащихся

Цель: на основе выявленных критериев и эмпирических показателей провести сравнительный анализ изменений в сформированности у учащихся творческой активности

Ход проведения: уровень творческой активности определяется по четырём критериям (результаты заносятся в таблицу)

  1. Чувство новизны.
  2. Критичность.
  3. Способность преобразовывать структуру объекта.
  4. Направленность на творчество.

По каждому из критериев вычисляется средний балл. В составе четвёртого, последнего, критерия вопросы с 41-го по 56-ой-это самооценка. Самооценка по критерию «Чувство новизны» определяется по среднему баллу ответов на вопросы №41,42,43,44; по критерию «Критичность» по среднему баллу ответов на вопросы №45,46,47,47; по критерию «Способность преобразовывать структуру объекта» на вопросы №49,50,51,52; по критерию «Направленность на творчество» на вопросы №53,54,55,56.

Очень важно сопоставить средний балл по каждому из критериев с самооценкой. Например, по критерию «Чувство новизны» средний балл составил 1,45 , а самооценка 0,9. Средний результат между оценкой и самооценкой позволит определить уровень творческой активности школьника. Можно выделить три уровня этой активности.

Низкий: от 0 до 1 балла.

Средний: от 1 до 1,5 балла.

Высокий: от 1,5 до 2 баллов.

  1. Чувство новизны (№1-10)

Выберите тот ответ, который определяет ваше поведение в предложенных ниже ситуациях.

  1. Если бы я строил для себя дом, то:

А) построил бы дом по типовому проекту (0)

Б) построил бы такой дом, который видел на картинке в журнале или кино (1)

В) построил бы такой дом, которого нет ни у кого (2)

2. Если мне нужно принять гостей, то я:

А) провожу вечер, как мои родители, когда к ним приходят гости(0)

Б) готовлю сам сюрприз для гостей(2)

В) стараюсь провести вечер, как любимые герои кино(1)

3. Среди предложенных на контрольной задач я выбираю:

А) оригинальную (2)

Б) трудную (1)

В) простую (0)

4. Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название:

А) красивое (1)

Б) точное (0)

В) необычное (2)

5. Когда я пишу сочинение, то:

А) подбираю слова как можно проще (0)

Б) стремлюсь употребить те слова, которые привычны для слуха и точно отражают мои мысли (1)

В) стараюсь употребить оригинальные, новые для меня слова (2)

6. Мне хочется, чтобы на уроках:

А) все работали (1)

Б) было весело (0)

В) было много нового (2)

7. Для меня в общении самое важное:

А) хорошее отношение товарищей (0)

Б) возможность узнать новое (2)

В) взаимопомощь (1)

8. Если бы я был поваром, то:

А) стремился бы к тому, чтобы все, кто ест мои блюда, были сыты и довольны (0)

Б) создавал бы новые блюда (2)

В) старался бы мастерски готовить все известные блюда (1)

9. Из телевизионных передач я выбираю:

А) « Смехопанораму » (0)

Б) « Поле чудес» (1)

В) «Планету Земля» (2)

10. Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы:

А) наиболее удобный маршрут (0)

Б) неизведанный маршрут (2)

В) маршрут, который хвалили мои друзья (1)

  1. Критичность (№11-20)

Согласны ли вы с высказываниями?

А) полностью согласен (0)

Б) не согласен (2)

В) не готов дать оценку (1)

11. «Знания и только знания делают человека свободным и великим» (Д.И.Писарев).

12. «Лицо- зеркало души» (М.Горький).

13. « Единственная настоящая ценность – это труд человеческий» (А.Франс).

14. « Разум человека сильнее его кулаков» (Ф.Рабле).

15. «Ум, несомненно, первое условие для счастья» (Софокл).

16. «Дорога к славе прокладывается трудом» (Публимий Сир).

17. « Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает» (Франсуа де Ларошфуко).

18. « Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в уныние» (Блез Паскаль).

19. « Способности, как и мускулы, растут при тренировке» (К.А. Тимирязев).

20. « Только глупцы и покойники не меняют своих мнений» (Д.Л. Оруэлл).

  1. Способность преобразовывать структуру объекта (№ 21-30)

№ 21А-23А – для старшеклассников.

№ 21Б – 23Б – для учащихся среднего возраста.

Правильные ответы: 21А –а) 21Б – г)

22А – г) 22Б –б)

23А –б) 23Б –д)

В первой строке № 21А – 23А представлена пара слов, между которыми существует некая связь или какое-то соотношение. Вы должны определить, какая связь или какое соотношение существует между этими двумя словами и выбрать из четырех предложенных ответов пару слов, между которыми существует та же связь или то же соотношение. Правильный ответ оценивается в 2 балла, неправильный – 0 балов.

21А. ИЗГНАНИЕ – ЗАВОЕВАТЕЛЬ

а) арест – вор в) арест – судья

б) арест – обвиняемый г) арест – адвокат

22А. ОЗЕРО – ВАННА

а) водопад – лужа в) водопад – вода

б) водопад – труба г) водопад – душ

23А. ВУЛКАН –ЛАВА

а) источник – родник в) огонь – костер

б) глаз – слеза г) шторм - наводнение

В первой строке № 21Б – 23Б представлена пара слов, которые находятся в определенном отношении. Далее идет исходное слово и пять других слов, из которых только одно находится в таком же отношении к исходному. Определить это слово. Правильный ответ оценивается в 2 балла, неправильный – 0 балов.

21Б. ШКОЛА – ОБУЧЕНИЕ

Больница а) доктор г) лечение

Б) ученик д) больной

В) учреждение

22Б. ПЕСНЯ – ГЛУХОЙ

Картина а) хромой г)рисунок

Б) слепой д) больной

В) художник

23Б. РЫБА – СЕТЬ

Муха а) решето г)жужжать

Б) комар д) паутина

В) комната

Найти выход из ситуации.

24. Заснув в своей постели, утром вы проснулись в пустыне. Ваши действия.

25. В машине, которой вы управляли, оказались проколотыми два колеса, а запасное только одно. Необходимо срочно ехать дальше. Ваши действия.

26. В чужом городе вы оказались без документов и денег. Вам нужно найти выход из положения.

27. Вы оказались в городе, где говорят на незнакомом вам языке. Как вы будите изъясняться?

Ответы записываются на листе бумаги. Критерии оценки: а) реальность (2); б) вариативность (3). Время для ответа не более одной минуты на каждый вопрос.

Перечислите как можно больше способов использования каждого предмета.

28. Консервная банка

29. Металлическая линейка

30. Велосипедное колесо

Ответ записывается на листе бумаги. Время ответа – одна минута на каждый вопрос. Ответы оцениваются следующим образом:

отсутствие ответа – 0 баллов

тривиальный ответ – 1 балл

оригинальный ответ -2 балла

  1. Направленность на творчество (№ 31 -40)

Если бы у вас был выбор, то что бы вы выбрали?

б) сочинять книгу (2)

в) пересказывать содержание книги друзьям (1)

32. а) выступать в роли актера (2)

б) выступать в роли зрителя (0)

в) выступать в роли критика (1)

33. а) рассказывать всем местные новости (0)

б) не пересказывать услышанное (1)

в) прокомментировать то, что услышали (2)

34. а) придумать новые способы выполнения работ (2)

б) работать, используя испытанные приемы (0)

в) искать в опыте других лучший способ работы (1)

35. а) используя указания (0)

б) организовывать людей (2)

в) быть помощником руководителя(1)

36. а) играть в игры, где каждый играет за себя (2)

б) играть в игры, где можно проявить себя (1)

в) играть в команде (0)

37. а) смотреть интересный фильм дома (1)

в) проводить время в компании друзей (0)

38. а) размышлять, как улучшить мир (2)

б) обсуждать с друзьями, как улучшить мир (1)

в) смотреть спектакль о красивой жизни (0)

39.а) петь в хоре (0)

б) петь песню соло или дуэтом (1)

в) петь свою песню (2)

40. а) отдыхать на самом лучшем курорте (0)

б) отправиться в путешествие на корабле (1)

в) отправиться в экспедицию с учеными (2)

Самооценка (№41 – 56)

41. Мне нравится создавать фантастические проекты.

42. Могу представить себе то, чего не бывает на свете.

43. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.

44. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.

45. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.

46. Мне удается находить причины своих неудач.

47. Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.

48. Могу обосновать, почему мне что –то нравится или не нравится.

49. Мне не трудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.

50. Убедительно могу доказать свою правоту.

51. Умею сложную задачу разделить на несколько простых.

52. У меня часто рождаются интересные идеи.

53. Мне интереснее работать творчески, чем как –то иначе.

54. Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.

55. Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.

56.Для меня очень важно, как оценивают мой труд окружающие.

Ответы на вопросы оцениваются так:

Да - 2 балла

Трудно сказать -1 балл.

Нет -0 баллов.

Карта ответов на вопросы анкеты

№ 1-10 Чувство новизны (средний балл)

№ 11- 20 Критичность (средний балл)

Формирование и развитие способностей детей к творчеству - одна из актуальных проблем современной педагогики, которая особенно остро стоит перед учителями, работающими с младшими школьниками. Ведь именно в этом возрасте у детей закладывается умение мыслить, рассуждать, творчески подходить к разрешению проблем. Психологический словарь толкует творчество как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей .

В педагогической науке делается также попытка определить и основные компоненты творчества.

Выделяются:

перцептивный (наблюдательность, особая концентрация внимания);

интеллектуальный (интуиция, воображение, обширность знаний, гибкость, самостоятельность, быстрота мышления и т.д.);

характерологический (стремление к открытиям, к обладанию фактами, способность удивляться, непосредственность) .

Для того чтобы выявить сущностно-содержательную характеристику понятия "творческая активность", необходимо начать с раскрытия основных понятий "творчество" и "активность". Словарь педагогических терминов дает определения понятиям:

Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Это создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей .

Творческая личность - личность, способная к созидательно-инновационной деятельности и самосовершенствованию .

Активность - качество личности, выраженное в усиленной деятельности, во внешнем проявлении взглядов и убеждений. Социальный смысл активности определяется ее направленностью и мотивами . По этому критерию активность подразделяется на позитивную и негативную.

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития творческой активности. Задача педагога - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.

В науке сформировалось несколько подходов к понятию творческая активность, Г.С. Виноградова рассматривает:

Творческая активность - это свойство личности, проявляющееся в деятельности и общении как оригинальность, созидательность, новизна . психологический образовательный игра школьник

Творческая активность - это способность личности инициативно и самостоятельно находить "зоны поиска", ставить задачи, выделять принципы, лежащие в основе тех или иных конструкций, явлений, действий, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую. Творческая активность необходима в учебной деятельности .

Выделяются основные компоненты творческой активности учащихся:

потребности, интересы, склонности к творческой деятельности;

преобразующее отношение к изучаемым предметам, объектам;

готовность к преобразующей деятельности;

сама преобразующая деятельность.

Развитие творческой активности обеспечивает накопление системы знаний, умственных приемов, операций:

операции мышления (анализирующее наблюдение, сравнивание, анализ и синтез, абстракция, обобщение и конкретизация);

приемы осмысленного запоминания (смысловая группировка, составление плана);

общие способы учебной работы (умение слушать, наблюдать, планировать, контролировать);

перенос усвоенных знаний, умений и навыков на решение новых задач.

Творческая деятельность способствует развитию творческой активности младших школьников, субъектом творческой активности являются творческие способности, в том числе и игра. Показателем творческого развития является креативность.

"Креативность - способность человека к конструктивному нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта. Это те самые творческие способности, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, характеризовать или личность в целом, или продукт его деятельности" .

На современном этапе сущность креативности определяется чаще всего альтернативно: как формально-динамическая или содержательная характеристика личности, либо ее отдельных областей (перцептивной, когнитивной), как свойство психики. Под креативностью в психолого-педагогических исследованиях обозначают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. Необходимо рассматривать креативность как процесс и комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, присущих многим личностям . Творческие, креативные качества (умения) формируются в процессе деятельности.

Таким образом, творчество - это стиль (качественная характеристика) деятельности, а креативность - это совокупность индивидуальных психологических характеристик творческой личности. Отсюда и необходимость разведения этих понятий, уточнения смысловых тонкостей и логических изгибов формулировок. При обсуждении проблемы творческой активности личности, креативности, прежде всего, встает вопрос об их критериях. Для определения уровня творческой активности Г.С. Виноградова выделила 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих творческую активность .

Среди них:

Беглость мысли - количество идей, возникающих в единицу времени;

Гибкость мысли - способность переключаться с одной идеи на другую;

Оригинальность - способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов;

Любознательность - чувствительность к проблемам в окружающем мире;

Способность к разработке гипотезы;

Ирреальность - логическая независимость реакции от стимула;

Фантастичность - полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией;

Способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу;

Способность усовершенствовать объект, добавляя детали и т.д.

Таким образом, на основе анализа психолого - педагогической литературы нами определенно понятия: "творчество", "активность", "творческая активность", "творческая личность", мы определили основные компоненты и критерии развития творческой активности.

В данной главе мы рассмотрели творческую активность как качество, одновременно присущее и самой личности, и ее деятельности. Творческая активность - это устойчивое, интегративное качество, выражающееся в целенаправленном единстве потребностей, мотивов, интереса и действий, характеризующееся осознанным поиском творческих ситуаций. Творческая активность предполагает теоретическое осмысление знаний, самостоятельный поиск решения проблемы.

Активизация познавательной деятельности учащихся.

Способы, методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся

Принципы активизации познавательной деятельности учащихся. Факторы, побуждающие учащихся к активности

Активизация познавательной деятельности учащихся. Уровни познавательной активности учащихся

Активизации познавательной деятельности учащихся

Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.

Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании учащегося реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.

Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности учащихся.

Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а, следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачей к другой, продвигая учащегося по пути познания: от незнания к знанию, то неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков, т.к. обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся: преподавание и учение.

Отношение учащихся к учению преподавателя обычно характеризуется активностью.


Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

В структуре активности выделяются следующие компоненты:

· готовность выполнять учебные задания;

· стремление к самостоятельной деятельности;

· сознательность выполнения заданий;

· систематичность обучения;

· стремление повысить свой личный уровень и другие.

С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией .

Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе.

Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

· отстаивать свое мнение;

· принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

· ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;

· рецензировать ответы товарищей;

· оценивать ответы и письменные работы товарищей;

· заниматься обучением отстающих;

· объяснять более слабым учащимся непонятные места;

· самостоятельно выбирать посильное задание;

· находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

· создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

· решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Можно утверждать , что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего повышение активности учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.

Современные требования к высшей школе определяют необходимость создания единой комплексной программы совершенствования методов обучения. В этих условиях особое внимание обращается на методы, активизирующие познавательный процесс.

Центральным понятием в решении этого вопроса является понятие активизация учебной деятельности , под которой понимается целеустремеленная деятельность преподавателя, направленная на разработку и использование такого содержания, форм, методов, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, активности, творческой самостоятельности учащихся в усвоении знаний, формировании умений и навыков, применения их на практике.

Активность учащихся в обучении — это волевое действие, деятельное состояние, характеризующее усиленную познавательную деятельность личности.

Активность проявляется в различных видах деятельности и бывает внешняя и внутренняя.

Внешняя (моторная) активность легко определяется преподавателем, так как ее признаки ярко выражены — учащийся деятелен — на лекциях конспектирует, на практических занятиях - отвечает и решает, на лабораторных - выполняет опыты.

Внутренняя (мыслительная) активность характеризуется тем, что предполагает наличие внешней активности. Но, кроме того, ей присущи специфические признаки — напряженность умственных сил, мыслительных действий и операций — анализа, синтеза, сравнений, обобщения.

Высший уровень активности — творческая активность — это стремление проникнуть в сущность изучаемых вещей и явлений, способность вносить элементы новизны в способы выполнения учебного задания.

Развитие творческой активности связано с активизацией учебной деятельности учащегося, которую осуществляет преподаватель.

Активизация познавательной деятельности требует от педагога умелого руководства познавательной деятельностью, понимания целесообразность применяемых форм, методов и средств обучения.

Решение проблемы активизации познавательной деятельности требует:

— разработки приемов и способов, способствующих активизации познавательной деятельности,

— вооружения преподавателей этими методами и приемами, т.е. активизации деятельности самого преподавателя,

— создания условий для активной учебной работы, научного поиска учащихся, вооружения их способами и приемами активного мышления.

К понятию активизации познавательной деятельности примыкает понятие интенсификации обучения — изыскание возможностей передачи учащимся возрастающего объема информации при неизменной продолжительности обучения.

Интенсификация обучения рассматривается сегодня как одна из кардинальных задач развития всей системы образования. Идет поиск путей, которые позволили бы повысить темпы обучения, не снижая требования к качеству занятий обучаемых. Решение этой задачи требует внедрения более совершенных, научно обоснованных методов руководства учебно-познавательной деятельностью, мобилизирующей творческие способности личности.

По способу организации обучения выделяются :

— активные методы обучения,

— традиционные — информационные, сообщающие, которые мы с вами рассматривали на предыдущей лекции.

Под методами активного обучения понимается совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, которые обладают по сравнению с традиционными методами, следующими основными особенностями.

1. Принудительная активизация мышления и поведения учащихся, т.е. их вынужденная активность.

Суть этой особенности в том, что каждый учащийся непрерывно побуждается к активной деятельности, не может не быть активным, независимо от того, желает он этого или нет.

2. Достаточно длительное время вовлечения всех учащихся в активное обучение (практически на протяжении всего занятия).

Таким образом, активность учащегося не кратковременна, носит не эпизодический характер. Поэтому можно говорить о сопоставлении периода активной работы на занятии учащегося с периодом активной деятельности на том же занятии преподавателя или обучающей машины.

Уровни познавательной активности

Первый уровень - воспроизводящая активность .

Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»

Второй уровень - интерпретирующая активность .

Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

Третий уровень - творческий .

Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

Характерная особенность - проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.