Меню
Бесплатно
Главная  /  Лечение фурункулов  /  Проблема психологической готовности к школе. Проблема школьной готовности детей

Проблема психологической готовности к школе. Проблема школьной готовности детей

Проблема готовности детей к обучению в школе является актуальной в связи с тем, что от ее решения зависит успешность последующего школьного обучения. Знание особенностей психического развития и психологической готовности к школе и шести- и семилетних детей позволит конкретизировать задачи учебно-воспитательной работы с детьми данного возраста, обеспечить прочную базу для дальнейшего успешного обучения в школе.

Готовность ребенка к школьному обучению предполагает его всестороннее развитие. Показатели готовности – это комплекс свойств и характеристик, которые описывают наиболее значительные достижения в развитии ребенка. Такими основными составляющими готовности к школе являются: мотивационная, умственная, личностная, волевая, а также физическая готовность.

Личностная готовность к школе охватывает три основные сферы жизненных отношений ребенка: отношения со взрослыми, отношения со сверстниками и отношение к самому себе .

Говоря о необходимости развития произвольности в общении детей со взрослыми, стоит обратить внимание на то, что дети, психологически не подготовлены к школе, очень часто не содержат контекст учебной ситуации. Во всех вопросах, высказываниях и обращениях к ним учителя они воспринимают только прямой, непосредственно ситуативный смысл, тогда как учебные ситуации всегда условны, имеют другой, более глубокий план, связанный с учебной проблемой и учебными задачами. Понимание ребенком другого содержания таких ситуаций общения со взрослым, которые носят условный характер, и устойчивое содержание контекста этого общения и составляет основное содержание произвольности в общении и взаимодействии детей со взрослыми.

Вторым важнейшим компонентом личностной готовности ребенка к школе является определенный уровень развития навыков общения со сверстниками. В коллективе ребенок реализует и утверждает себя как личность. Коллектив создает возможности для развития самостоятельности, активности, инициативы, творчества и индивидуального своеобразия каждого. В коллективной деятельности формируется заинтересованность к сверстнику и общению с ним, воспитывается доброжелательное отношение к другим детям, зарождаются личные симпатии и дружба, приобретается умение жить и работать вместе. Эти качества и умение имеют решающее значение для формирования различных способностей ребенка, например, уметь понять точку зрения другого, принять то или иное задание как общее, которое требует совместных действий, взглянуть на самого себя и свою деятельность со стороны.

Третий компонент личностной готовности к школе связан с развитием самопознания ребенка, проявляющегося, в частности, в изменении его самооценки. Чаще всего дошкольникам свойственна необъективно высокая оценка себя, своих возможностей, своей деятельности и ее результатов. Однако у некоторых из них наблюдается неустойчивая, а иногда даже заниженная самооценка. Для нормального, безболезненного включения в школьную жизнь ребенку нужны «новая» самооценка и «новое» самосознание. Таким образом, появление более адекватной и объективной самооценки свидетельствует о серьезных изменениях в самосознании ребенка и может быть показателем готовности к школьному обучению и к школьному образу жизни в целом .

Физическая готовность ребенка к обучению в школе предполагает необходимое состояние здоровья, что обеспечит его длительное сидение за партой в определенной статической позе, удержание определенным образом ручки или карандаша, возможность носить портфель или ранец. Мускулатура ребенка должна быть достаточно развитой, движения координированные и точные. Особое значение имеет готовность руки к выполнению мелких и различных движений, которые нужны для овладения письмом. Итак, физическую готовность формируют уровень морфологического и функционального развития и состояние психического и соматического здоровья.

Мотивационная готовность ребенка к обучению в школе начинается с положительного отношения к школе, желания учиться, стремления получать знания. Она основана на познавательной направленности дошкольника, любознательности, приобретая формы познавательной активности, первых познавательных интересов. Познавательная направленность проявляется в способности отделять известное от неизвестного, испытывать чувство удовлетворения от полученных знаний, радости и восторга от выполнения интеллектуальных задач .

Желание стать учеником, учиться появляется в конце дошкольного возраста почти у всех детей. Оно связано с тем, что ребенок начинает осознавать свое положение, не соответствующее его возрастным возможностям. Он уже не удовлетворен теми способами приближения к жизни взрослых, которые дает ему игра. Психологически ребенок будто перерастает игру (хотя еще долго не потеряет интереса к ней) и положение школьника представляется ему определенной моделью взрослости. Обучение, как ответственная проблема, к которой все относятся с уважением, начинает осознаваться как способ достижения желаемого изменения положения, «выхода» из детства. Обучение привлекает тем, что эта серьезная деятельность важна не только для детей, но и для тех, кто их окружает.

Сам факт поступления в школу изменяет общественное положение ребенка, его гражданскую роль. У него появляются обязанности, своя школьная жизнь. Меняется его статус в семейном окружении: он имеет право на свое рабочее место в комнате, на необходимое для занятий время, право на развлечения и отдых. Именно это и преподносит ребенка в глазах, укрепляет большое значение обучения.

Развитие познавательной сферы в определенной степени определяет готовность к обучению, поскольку овладение знаниями, основами наук предполагает прежде сложившуюся познавательную направленность. Таким образом, основными компонентами мотивационной подготовки есть правильные представления об обучении как важной и ответственной деятельности, а также познавательный интерес к окружающей среде .

Умственная готовность ребенка к обучению в школе представляет собой совокупность следующих компонентов:

Общая информированность, определенный кругозор ребенка, понимание целостной картины мира, сумма знаний, умений и навыков, которые смогут обеспечить освоение школьной программы. Ребенок хорошо подготовлен к школе, когда может свои знания использовать в рассказах, играх, обобщить знакомые ему вещи и установить между ними связь: сравнить, объединить в группы, выделить общие и важные признаки, выполнить другие действия на основе этих знаний;

Уровень познавательных процессов: восприятие, мышление, воображение, языковая подготовка (культура речи, ее связность, значительный словарный запас, грамматический строй и последовательность изложения материала), достаточный уровень развития знаково-символической функции и познавательной активности. Ключевыми являются показатели развития логического мышления и памяти (основной показатель – производительность преднамеренного запоминания), которые свидетельствуют о зрелости мозговых центров, их функциональной готовности к усвоению знаний, умений и навыков . Мышление детей, поступающих в школу, в основном наглядно-образное.

На протяжении дошкольного возраста у детей начинают закладываться основы словесно логического мышления. Этот вид мышления окончательно формируется в подростковом возрасте.

Шестилетний ребенок способен к простейшему анализу окружающей среды, разделению на основное и несущественное, он может строить несложные рассуждения и делать из них правильные выводы. Однако эта способность ограничена детскими знаниями и представлениями. В рамках известного ребенок легко устанавливает причинно-следственные связи. Он использует выражения: «если... то», «потому что», «следовательно» и другие, его бытовые соображения, как правило, вполне логичны .

Эмоционально-волевая готовность ребенка к обучению в школе означает способность управлять своим поведением, произвольно направлять свою психическую деятельность. Именно определенным уровнем волевого развития школьника обусловливается его способность сосредотачиваться на выполнении школьных заданий, направлять внимание на уроке, запоминать и воспроизводить материал. Формированию у первоклассников ответственности за ученические дела, добросовестного отношения к своим обязанностям способствуют развитые в период дошкольного детства мотивы обязательности выполнения правил поведения и требований взрослых. Если же ребенок привык руководствоваться только собственными желаниями, а мотивы типа: «надо», «нельзя» ему непонятны, то такому ребенку трудно привыкнуть к школьным требованиям и соблюдать правила для учащихся .

Психические процессы у детей раннего и младшего дошкольного возраста имеют преходящий характер. Дети активно воспринимают, запоминают, воспроизводят то, что притягивает, вызывает яркое впечатление.

К концу дошкольного возраста развивается и подчиненность мотивов: способность ребенка отдавать предпочтение одним побуждением перед другими, сознательно регулировать свое поведение на основе подчинения мотивов, например, уступать желаниям играть с друзьями, пока не выполнены обязанности дежурного, устоять перед соблазном полакомиться конфетой ради того, чтобы угостить младших брата или сестру .

Поступая в школу, дети, как правило, желают хорошо учиться, выполнять требования учителя. Но не все имеют для этого необходимые предпосылки. Особенно это касается детей неорганизованных, у которых отсутствуют выдержка и другие волевые качества.

Волевая готовность проявляется в достижении важнейших для ребенка целей в игре, в процессе различных видов деятельности, в общении с разными людьми .

Важным фактором волевого развития детей шестилетнего возраста является формирование мотивов, связанных с содержанием отношений в детском коллективе. Потребность в дружбе со сверстниками порождает и стремление найти свое место в этом коллективе, добиться признания. Именно в процессе взаимодействия детей воспитываются волевые черты их характера .

Эмоциональная готовность выражается в удовлетворении, радости, доверии, с которыми ребенок идет в школу. Эти переживания делают его открытым для контактов с учителем и новыми товарищами, поддерживают уверенность в себе, стремление найти свое место среди сверстников. Важным моментом эмоциональной готовности являются переживания, связанные с самой учебной деятельностью, ее процессом и первыми результатами .

Все составляющие готовности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, физическое развитие является основой для созревания мозговых центров, что в свою очередь является предпосылкой его интеллектуальной активности. От состояния сформированности способности к волевым усилиям зависит степень произвольности и развития эмоциональной сферы ребенка. Иерархия мотивов является предпосылкой овладения произвольностью поведения, рассматривается как компонент личной готовности и тому подобное.

Наблюдения физиологов, психологов, педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей с трудом адаптируются к новым для них условиям жизни, лишь частично справляются (или не справляются совсем) со школьным режимом и учебной программой. Особенности школьной адаптации, которая заключается во вживании ребенка в новую для него социальную роль ученика, зависят и от степени готовности ребенка к школьному обучению.

Уровень готовности детей к школе может определяться по таким параметрам, как планирование, контроль, мотивация, уровень развития интеллекта и т.д.

На основе результатов исследования определяется уровень готовности к школе:

Ребенок к школе не готов, если он не умеет планировать и контролировать свои действия, мотивация учения низкая, не умеет слушать другого человека и выполнять логические операции в форме понятий;

Ребенок к школе готов, если он умеет контролировать свои действия (или стремится к этому), ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, стремится использовать их в своих действиях, умеет слушать другого человека и умеет (или стремится) выполнять логические операции в форме словесных понятий.

Таким образом, готовность к школьному обучению – сложная многогранная проблема, охватывающая период не только 6-7 лет, но включающая весь период дошкольного детства как подготовительный к школе этап, и младший школьный возраст как период школьной адаптации и формирования учебной деятельности. Основными составляющими готовности к школе являются: мотивационная, умственная, личностная, волевая, а также физическая готовность. Все составляющие готовности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Успешность социальной адаптации к школе, которая заключается во вживании ребенка в новую для него социальную роль ученика, зависит и от степени готовности ребенка к школьному обучению.

Список использованной литературы

1. Араканцева Т. А. Гендерная социализация ребенка в семье: учеб. пособие. НОУ ВПО Моск. психол.-соц. ин-т, Рос. акад. образования. М.: НОУ ВПО МПСИ, 2011. 137 с.

2. Баданина Л. П. Адаптация первоклассника: комплексный подход // Образование в современной школе. 2003. № 6. С. 37–45.

3. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. 1989. №1. С.92-100.

4. Безруких М.М. Ребенок идет в школу: учебное пособие. М., 2000. 247 с.

5. Беляев А.В. Социализация и воспитание детей опережающего развития / А. В. Беляев // Педагогика. 2013. № 2. С. 67-73.

6. Буре Р. С. Готовим детей к школе: кн. для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1987. 96 с.

7. Вопросы социализации детей на предшкольной и школьной ступенях образования: сб. материалов по итогам работы II гор. открытой науч.-практ. конф. Соц. развитие ребенка-дошкольника: вчера, сегодня, завтра / М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО Урал. гос. пед. ун-т, Упр. образования г. Екатеринбурга. Екатеринбург: УрГПУ, 2013. 145 с.

Готовность ребенка к школьному обучению можно условно разделить на психофизиологическую, интеллектуальную и личностную.

Под психофизиологической готовностью понимается определенный уровень физического созревания ребенка, а также уровень зрелости мозговых структур, состояние основных функциональных систем организма и состояние здоровья ребенка, обеспечивающие соответствующее возрастным нормативам функционирование психических процессов (рис. 10.5). Готовность к школе подразумевает определенный уровень физического развития и соматическое здоровье ребенка, поскольку они оказывают существенное влияние на учебную деятельность. Дети, которые часто болеют и ослабленные физически, могут испытывать проблемы в обучении даже при наличии высокого уровня развития познавательных процессов.

Данные о соматическом здоровье детей как компоненте психофизиологической готовности к школе приведены в медицинской карте достаточно подробно (вес, рост, пропорции тела, их соотнесенность с возрастными нормативами). При этом часто отсутствует информация о состоянии нервной системы, в то время как у многих дошкольников при дополнительном обследовании обнаруживаются различного вида минимальные мозговые дисфункции (ММД). У большого количества детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста отмечаются неврозы.

Рис. 10.5.

С точки зрения психического развития такие дошкольники соответствуют норме и могут проходить обучение в обычной школе. Минимальные органические нарушения нервной системы способны компенсироваться при благоприятных условиях воспитания, обучения и своевременной психокоррекционной работе. Детей с ММД и неврозами отличает ряд характеристик поведения и деятельности, которые следует учитывать в ходе воспитательно-образовательного процесса: снижение уровня развития мнемических процессов и свойств внимания, сниженная работоспособность, повышенная истощаемость, раздражительность, проблемы в процессе коммуникации со сверстниками, гиперактивность или заторможенность, сложности в принятии учебной задачи и осуществлении самоконтроля. В результате психодиагностического обследования у таких дошкольников может выявляться нормальный уровень готовности к школе, но в процессе обучения по программам повышенного уровня сложности, при интенсивной интеллектуальной нагрузке у них могут возникать определенные затруднения в учебной деятельности; успешность формирования знаний, умений и навыков снижена по сравнению с другими детьми, у которых отсутствуют отклонения в функционировании нервной системы.

Выделяют различные факторы, обусловливающие возникновение функциональных и органических нарушений в развитии нервной системы детей: патология беременности и родов, некоторые соматические и инфекционные болезни в младенчестве и раннем возрасте, травмы и ушибы головы, сильные стрессы (смерть близкого человека, наводнение, пожар, развод родителей), неблагоприятные стили семейного воспитания.

С началом школьного обучения существенно увеличивается уровень нагрузки на организм и психику ребенка. Систематическое выполнение учебных заданий, большой объем новой, подлежащей усвоению, информации, необходимость длительного сохранения определенной позы, изменение привычного режима дня, нахождение в большом ученическом коллективе вызывают большое умственное и физическое напряжение ребенка.

К концу дошкольного возраста перестройка физиологических систем ребенка еще не завершена, и интенсивное физиологическое развитие продолжается. Психофизиологи отмечают, что в целом по своим функциональным особенностям организм старшего дошкольника готов к систематическому обучению в школе, однако отмечается повышенная чувствительность к негативным факторам окружающей среды, в частности к большому умственному и физическому напряжению. Детям более младшего возраста сложнее справиться со школьными нагрузками, тем выше вероятность возникновения нарушений в его здоровье. При этом следует учитывать, что фактический возраст ребенка не всегда соответствует биологическому: один старший дошкольник по своему физическому развитию может быть готов к школьному обучению, а для другого ребенка даже в семь лет повседневные учебные задачи будут вызывать значительные затруднения.

Заключение о физиологической готовности старших дошкольников к школьному обучению формулируется с учетом данных медицинского обследования. Ребенка считают готовым к систематическому обучению в школе, если уровень его физического и биологического развития соответствует паспортному возрасту или превышает его и отсутствуют медицинские противопоказания.

Для обследования физического развития ребенка чаще всего оценивают три основных показателя: рост (в положении стоя и сидя), масса тела и окружность грудной клетки. Исследователи отмечают, что по показателям физического развития современные шести-семилетние дети существенно отличаются от своих сверстников в 1960-1970-х гг., значительно опережая их по росту и общему развитию.

В старшем дошкольном возрасте дети очень быстро растут, что обусловлено нейроэндокринными изменениями в детском организме (рост увеличивается на 7-10 см в год, вес на 2,2-2,5 кг, окружность грудной клетки на 2,0-2,5 см), поэтому этот возрастной период называют периодом "вытягивания в длину". Для девочек характерно более интенсивное физическое развитие по сравнению с мальчиками. Старший дошкольный возраст можно считать критическим ввиду того, что для него характерно снижение физической и психической выносливости и возрастание риска появления заболеваний. Критериями биологического возраста могут являться количество прорезавшихся постоянных зубов (табл. 10.5), формирование определенных пропорциональных отношений между размерами окружности головы и роста (табл. 10.6).

Таблица 10.5

Количество постоянных зубов у детей дошкольного возраста

Таблица 10.6

Пропорции тела ребенка в дошкольном возрасте

В соответствии со схемой комплексной оценки состояния здоровья дети могут быть разделены на пять групп:

  • дети, у которых отсутствуют функциональные отклонения, высокий уровень физического развития, редко болеющие (в среднем это 20-25% от всего числа будущих первоклассников);
  • дети с некоторыми функциональными нарушениями, с пограничным состоянием между здоровьем и заболеванием, еще не перешедшим в хроническую форму. При неблагоприятных факторах у них могут появляться более или менее выраженные нарушения в здоровье (в среднем это 30-35% от всего числа будущих первоклассников);
  • дети с различными хроническими заболеваниями, у которых наблюдаются выраженные соматические нарушения, а также дети с низким уровнем физического развития, которым противопоказано школьное обучение с шести лет по причине повышенных интеллектуальных нагрузок (в среднем это 30-35% от всего числа будущих первоклассников);
  • дети, имеющие хронические заболевания, которым необходимо длительное лечение, диспансеризация и постоянное наблюдение у врача соответствующей специальности и которым рекомендовано обучение на дому, в учебных заведениях санаторного типа, специализированных школах;
  • дети с значительными нарушениями в состоянии здоровья, исключающими возможность обучения в общеобразовательной школе.

Помимо диагностики показателей физического развития ребенка (роста, веса, окружности грудной клетки) при определении физиологической готовности к школьному обучению выявляют состояние основных физиологических систем организма. В процессе медицинского обследования определяются частота сердечных сокращений, артериальное давление, емкость легких, мышечная сила рук и др.

У старших дошкольников повышаются резервные возможности сердечно-сосудистой системы, совершенствуется система кровообращения, перестраиваются и интенсивно развиваются дыхательная система и обмен веществ. Для старшего дошкольного возраста характерно интенсивное развитие опорно-двигательного аппарата: скелета, мускулатуры, суставно-связочного аппарата, изменение костей скелета по форме, размерам и структуре, продолжение процесса окостенения (особенно костей запястья и фаланг пальцев, что следует учитывать при проведении занятий с детьми). В старшем дошкольном возрасте достаточно хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, которые позволяют выполнять различные сложные движения (бег, прыжки, плавание). Однако мелкая моторика руки у многих детей развита недостаточно, что обусловливает трудности при письме, быстрое утомление при выполнении графических заданий. Неправильная поза, длительное сидение за столом, продолжительное выполнение графических заданий могут вызвать нарушения осанки, искривление позвоночника, деформации кисти ведущей руки.

Важным компонентом психофизиологической готовности ребенка является нормальное функционирование нервной системы. Нарушения нервной деятельности могут приводить к быстрой утомляемости детей, истощаемости, неустойчивости внимания, низкой продуктивности памяти и в целом негативно сказываться на учебной деятельности. Выявление параметров психофизиологической готовности к обучению позволяет учитывать индивидуальные особенности детей в процессе обучения и таким образом предотвращать многие психолого-педагогические проблемы.

Под интеллектуальной готовностью ребенка к обучению понимается определенный уровень развития когнитивных процессов – мыслительные операции обобщения, сравнения, классификации, выделения существенных признаков, способность к умозаключениям; определенный запас представлений, в том числе образных и нравственных; уровень развития речи и познавательной активности.

Интеллектуальный компонент готовности также предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, включающих:

  • сформированные элементарные понятия типа: виды растений и животных, погодные явления, единицы измерения времени, количество;
  • ряд представлений общего характера: о видах труда взрослых, о родной стране, о праздниках;
  • понятие о пространстве (расстояние, направление движения, величина и форма предметов, их месторасположение);
  • представления о времени, единицах его измерения (час, минута, неделя, месяц, год).

Соответствие этой осведомленности детей требованиям школы достигается программой, по которой работает воспитатель детского сада.

Однако в отечественной психологии при изучении интеллектуального компонента психологической готовности ребенка к школе акцент делается не на сумме усвоенных знаний, хотя это тоже немаловажный фактор, а на уровне развития интеллектуальных процессов. Ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению подразумевает формирование у детей элементарных умений в области учебной деятельности, а именно способность выделять и принимать учебную задачу как самостоятельную цель деятельности, представление о содержании учения, учебных действиях и операциях.

Об интеллектуальной готовности детей к обучению судят по следующим признакам:

  • дифференцированность, избирательность и целостность восприятия;
  • концентрация и устойчивость внимания;
  • развитое аналитическое мышление, обеспечивающее возможность установления основных связей между объектами и явлениями;
  • логическая память;
  • умение воспроизводить образец;
  • сенсомоторная координация.

Интеллектуальная готовность ребенка к школьному обучению непосредственно связана с развитием мыслительных процессов. Необходимо развитое наглядно-образное мышление, достаточный уровень развития обобщений (предпосылки словесно-логического мышления). Старшему дошкольнику приходится решать все более сложные и разнообразные задачи, которые предполагают выделение и использование различных связей и отношений между объектами и явлениями. Любознательность и познавательная активность стимулируют использование детьми процессов мышления для познания окружающей действительности, которое выходит за границы их непосредственной практической деятельности. Важно, чтобы дети имели возможность предусматривать заранее результаты своих мыслительных действий, планировать их.

Важным компонентом интеллектуальной готовности ребенка к школе является развитие речи. Речевое развитие тесно связано с интеллектом и является показателем как общего психического развития дошкольника, так и уровня его логического мышления, при этом важным является умение находить в словах отдельные звуки, т.е. развитое фонематическое восприятие. Необходимы также достаточный словарный запас, правильное звукопроизношение, умение построить фразу, навыки звукового анализа слова, знание букв, умение читать.

Внимание должно характеризоваться произвольным характером. Детям необходимо уметь произвольно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на необходимых объектах. С этой целью старшие дошкольники используют определенные способы, которые они перенимают у взрослых. Память также должна включать элементы произвольности, способность к постановке и принятию мнемической задачи. Для их реализации необходимо использовать приемы, способствующие повышению продуктивности запоминания: повторение, составление плана, установление смысловых и ассоциативных связей в запоминаемом материале и др.

Таким образом, интеллектуальную готовность детей к школьному обучению составляют представления о содержании учебной деятельности и способах ее выполнения, элементарные знания и умения, определенный уровень развития когнитивных процессов, обеспечивающих восприятие, переработку и сохранение разнообразной информации в процессе обучения (табл. 10.7). Поэтому подготовка дошкольников к обучению должна быть направлена на овладение средствами познавательной деятельности, развитие когнитивной сферы, познавательной децентрации и интеллектуальной активности ребенка.

Таблица 10.7

Характеристика интеллектуальной готовности детей к школьному обучению

Запас знаний, кругозор

Элементарные понятия тина: виды растений и животных, погодные явления, единицы измерения времени, количество; ряд представлений общего характера: о видах труда взрослых, о родной стране, о праздниках; понятие о пространстве (расстояние, направление движения, величина и форма предметов, их месторасположение);

представления о времени, единицах его измерения (час, минута, неделя, месяц, год)

Представления о содержании и способах выполнения учебной деятельности

Элементарные представления о специфическом содержании обучения;

навыки учебной работы (посадка за партой, ориентация на странице в тетради, умение действовать в соответствии с правилом и т.д.)

Развитие когнитивных процессов

Умение выделять существенное; умение видеть сходство и различие; способность к сосредоточению; умение вспомнить необходимую информацию; способность к объяснениям и рассуждениям;

умение обобщать и дифференцировать; понимание речи;

способность формулировать высказывания для выражения своих мыслей; правильное произношение; развитый фонематический слух; познавательная активность.

Под личностной готовностью ребенка к школе понимается наличие развитой учебной мотивации, навыков общения и совместной деятельности, эмоциональной и волевой устойчивости, что обеспечивает успешность учебной деятельности (рис. 10.6).

Рис. 10.6.

Л. И. Божович выделяет несколько аспектов психического развития ребенка, оказывающих наиболее существенное влияние на успешность учебной деятельности. К ним относится определенный уровень развития мотивационно-потребностной сферы ребенка, что предполагает развитые познавательные и социальные учебные мотивы, развитую произвольную регуляцию поведения. Наиболее значимым компонентом в психологической готовности ребенка к школьному обучению Л. И. Божович считает учебные мотивы, которые она разделила на две группы:

  • широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений;
  • мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

Н. В. Нижегородцева и В. Д. Шадриков выделяют в структуре мотивационной сферы будущих первоклассников шесть групп мотивов:

  • социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремлении к социальной роли школьника ("Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно");
  • учебно-познавательные мотивы, интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому;
  • оценочные мотивы, стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение ("Я хочу в школу, потому что там я буду получать только пятерки);
  • позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника ("Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель");
  • внешние по отношению к школе и учению мотивы ("Я пойду в школу, потому что мама так сказала);
  • игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность ("Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями").

Ребенок, готовый к школьному обучению, хочет учиться поскольку стремится занять определенную позицию в обществе, дающую возможность включиться в мир взрослых, а также поскольку у него развита познавательная потребность, которая не может быть удовлетворена дома. Синтез данных двух потребностей приводит к формированию нового отношения ребенка к окружающей действительности, которое Л. И. Божович назвала "внутренней позицией школьника", т.е. системой потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, таким отношением к школе, когда причастность к ней переживается ребенком, как его собственная потребность. Данное новообразование Л. И. Божович считала чисто историческим явлением и очень значимым, расценивая его в качестве центрального личностного позиционирования, которое характеризует структуру личности ребенка, обусловливает его поведение и деятельность, а также определяет особенности его отношений к окружающей действительности, к другим людям и к самому себе. При сформированной внутренней позиции школьника ребенок осознает школьный образ жизни как жизнь человека, который занят учебной общественно-полезной деятельностью, оцениваемой другими людьми. Внутренняя позиция школьника характеризуется тем, что у ребенка наблюдается отказ от дошкольно-игровых, индивидуально-непосредственных способов действий и возникает позитивное отношение к учебной деятельности в целом, особенно к ее сторонам, непосредственно связанным с учением. Учебную деятельность ребенок считает адекватным для него путем к взрослости, поскольку она дает возможность перейти на новую возрастную ступень в глазах младших и оказаться в равном положении со старшими, соответствует его мотивам и потребностям быть похожим на взрослого и выполнять его функции. Формирование внутренней позиции школьника непосредственно зависит от отношения близких взрослых и других детей к учению. Сформированность внутренней позиции школьника является одной из важнейших предпосылок успешного включения ребенка в школьную жизнь.

Практический пример

В экспериментальном исследовании М. С. Гриневой выявлено, что у старших дошкольников происходит структурная перестройка личностной готовности к школе. В пять лет внутренняя позиция школьника связана только со способностью ребенка принимать и удерживать роль в процессе решения социальной задачи, компоненты самосознания, мотивы учения и эмоциональное отношение к школе не связаны с представлением о себе как о школьнике. У шестилетних и семилетних детей появляется взаимосвязь внутренней позиции школьника и сферы самосознания, которая опосредуется мотивационными аспектами отношения к школе.

В структуру личностной готовности ребенка к школе входит характеристика волевой сферы. Произвольность поведения ребенка проявляется при выполнении требований и конкретных правил взрослого. Уже в дошкольном возрасте ребенку необходимо преодолевать возникающие трудности и подчинять свои действия поставленной цели. Многие умения как предпосылки для успешного овладения учебной деятельностью младшего школьника возникают именно на основе произвольной регуляции деятельности, а именно:

  • сознательное подчинение своих действий определенному правилу, которое обобщенно обусловливает способ действия;
  • выполнение деятельности на основе ориентации на заданную систему требований;
  • внимательное восприятие речи говорящего и точное выполнение заданий в соответствии с устной инструкцией;
  • самостоятельное выполнение необходимых действий с опорой на зрительно воспринимаемый образец.

В сущности данные умения являются показателями уровня актуального развития произвольности, на котором основана учебная деятельность младшего школьника. Но данный уровень произвольной регуляции деятельности может проявляться только при условии сформированной игровой или учебной мотивации.

Новообразование "внутренняя позиция школьника", возникающее на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста и представляющее собой сплав двух потребностей – познавательной и потребности в общении со взрослыми на новом уровне – позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в социальном формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика. Нет смысла говорить о произвольности как самостоятельной составляющей готовности к школе, поскольку произвольность неразрывно связана с мотивацией. Появление определенной волевой направленности, выдвижение на первый план группы учебных мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что, руководствуясь в своем поведении этими мотивами, он сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь какому-либо отвлекающему влиянию. Ребенку необходимо уметь подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия. Развитие произвольности к целенаправленной деятельности, работе по образцу во многом определяет школьную готовность ребенка.

Важным компонентом личностной готовности ребенка к школьному обучению является также развитие коммуникативных навыков, умение взаимодействовать в группе, выполняя совместные учебные действия. Особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками и отношение к самому себе также определяют уровень психологической готовности ребенка к школе, поскольку соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности. Общение в ситуации урока характеризуется исключением непосредственных эмоциональных контактов, отсутствием разговоров на посторонние темы. У дошкольников поэтому должно сложиться определенное отношение к учителю как к непререкаемому авторитету и образцу для подражания, должны быть сформированы внеситуативные формы общения. Личностная готовность к школе подразумевает также определенное отношение ребенка к самому себе, определенный уровень развития самосознания.

Эффективность учебной деятельности во многом зависит от адекватного отношения ребенка к своим способностям, результатам учебных действий, поведению. Личностная готовность также предполагает сформированность механизмов эмоционального предвосхищения и эмоциональной саморегуляции поведения.

Таким образом, личностная готовность к школьному обучению предполагает совокупность определенных характеристик волевой, мотивационной, эмоциональной сфер и сферы самосознания ребенка, необходимых для успешного начала учебной деятельности.

Психическое развитие детей при переходе от дошкольного к школьному возрасту

Проблемы готовности к школьному обучению учащихся 7-ми лет.

Традиционно выделяют пять отдельных сторон готовности ребенка к школьному обучению:

физическую (определяется показателями веса, роста, мышечного тонуса, зрение, слух);

интеллектуальную (не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов и их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления, умение выделять учебную задачу и превращать ее в самостоятельную цель деятельности);

эмоционально-волевую (уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание);

личностную и социально-психологическую (формирование у ребенка готовности к принятию новой «социальной позиции», формирование которой обуславливается новым отношением окружающих к ребенку).

Соответственно при недостаточном развитии одной из вышеперечисленных сторон возникают проблемы успешного обучения. Проводится всесторонняя подготовка дошкольника к школе.

Традиционно в отечественной психологии, ребенок, достигший 7-летнего возраста, считался младшим школьником. Исходя из периодизации психического развития Д.Б.Эльконина у ребенка 7 лет, сформированы все психологические новообразования свойственные младшему школьному возрасту (потеря непосредственности в социальных отношениях, обобщение переживаний, связанных с оценкой, определенный уровень самоконтоля и т.д.). При этом отмечается, что переход от одного психологического возраста к другому знаменуется изменением ведущего типа деятельности, например, в дошкольном возрасте – это сюжетно-ролевая игра, а в младшем школьном – это систематическое учение. Обсуждая проблему готовности к школьному обучению, Д.Б.Эльконин, на первое место ставил сформированность психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, к которым относил: умение ребенка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; умение ориентироваться на систему правил в работе; умение слушать и выполнять инструкции взрослого; умение работать по образцу. По мнению автора, данные предпосылки формируются в рамках дошкольных видов деятельности, среди которых особое место занимает игра.

Психологическая готовность к школе – сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. К концу дошкольного возраста имеются три линии развития (П. Я. Гальперин):

1 - линия формирования произвольного поведения, когда ребенок может подчиниться школьным правилам;



2 - линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности, которые позволяют ребенку перейти к пониманию сохранения количества;

3 - линия перехода от эгоцентризма к децентрации. Развитие по этим линиям определяет готовность ребенка к школьному обучению.

К этим трем линиям, которые были проанализированы Д. Б. Элькониным, следует добавить мотивационную готовность ребенка к школьному обучению. Интеллектуальная готовность включает в себя: ориентировку в окружающем; запас знаний; развитие мыслительных процессов (способность обобщать, сравнивать, классифицировать объекты); развитие разных типов памяти (образной, слуховой, механической и др.); развитие произвольного внимания. Мс ость к школе Внутренняя мотивация, т. е. ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно, и он хочет много знать, а не потому, что у него будет новый ранец или родители пообещали купить велосипед (внешняя мотивация). Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» - положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Волевая готовность к школе. Серьезного внимания требует и формирование волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него потребуется умение делать не только то, что ему хочется, а и то, что от него потребуют учитель, школьный режим, программа. К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Л. С. Выготский говорил, что готовность к школьному обучению формируется в ходе самого обучения. Переход к системе школьного обучения - это переход к усвоению научных понятий, переход от реактивной программы к программе школьных предметов.

У любого психологического понятия, как правило, есть своя история . Сейчас мы уже привыкли к сочетанию «готовность к школе». Но это довольно молодой термин. И проблема готовности к школе тоже очень молодая. В начале 80-х о ней только начали говорить. И даже такие большие психологи, как А.В. Давыдов, не придавали ей серьезного значения. А возникла проблема готовности в связи с экспериментами по обучению шестилеток. Пока дети шли в школу с семи или даже с восьми лет, никаких вопросов не возникало. Конечно, одни учились лучше, другие - хуже. Учителя имели с этим дело и по-своему объясняли причины неуспеваемости: «плохая семья», «запущен», «звезд с неба не хватает». Но когда они столкнулись с шестилетками, привычные, устоявшиеся методы работы вдруг потерпели фиаско. Более того, несостоятельными оказались прогнозы школьной успешности детей и привычные объяснения их неудач. Вот приходит симпатичный ребенок из интеллигентной семьи. Воспитанный. Родители уделяют ему много внимания, развивают, как могут. Он и читает, и считает. Казалось бы, чего еще хотеть от будущего ученика? Только учи его - и получится отличник. Так не получается! Шестилеток принимали не везде. Это, как правило, были элитные школы, имевшие возможность так или иначе отбирать детей. Учителя и отбирали - по привычным для себя показателям. А через полгода выяснялось, что чуть ли не половина отобранных детей не оправдывает возлагавшихся на них надежд. Не то что отличники из них не получались: возникала проблема даже на уровне освоения программы. Казалось, что возникшие сложности решить можно: раз дети плохо учатся, значит, плохо готовы. А раз плохо готовы, нужно готовить лучше. К примеру, с пяти лет. И под этим «лучше» опять понималось «читать, считать» и т.п. И опять ничего не получалось. Потому что нельзя ничего хорошего сделать с ребенком с помощью механического снижения планки обучения, игнорируя законы его психологического развития.

Готовность - это определенный уровень психического развития человека. Не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное образование. Причем неправильно суживать его исключительно до «готовности к школе». Каждая новая ступень жизни требует от ребенка определенной готовности - готовности включаться в ролевые игры, готовности отправиться без родителей в лагерь, готовности обучаться в вузе. Если ребенок в силу проблем своего развития не готов вступать в развернутые отношения с другими детьми, он не сможет участвовать в ролевой игре.

Чтобы ребенок из дошкольника превратился в школьника, он должен качественно измениться. У него должны развиться новые психические функции. Их невозможно тренировать заранее, потому что в дошкольном возрасте они отсутствуют. «Тренировка» - вообще слово некорректное по отношению к маленькому ребенку. Моторика, мышление, память - все это прекрасно. Только к школьной готовности никакого отношения не имеет.

Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время это обусловливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30-40% детей приходят в первый класс массовой школы не готовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы социальный, психологический эмоционально-волевой компоненты готовности.

Успешное решение задач развития личности ребенка повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности дошкольников к школьному обучению. В современной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия «готовность», или «школьная зрелость».

На сегодняшний день общепризнано, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. Первостепенной задачей, встающей как перед отечественными, так и перед зарубежными учеными, заключается в следующем: выявить, в каком возрасте лучше начинать обучение; когда и при каком состоянии ребенка этот процесс не будет приводить к нарушениям в развитии, отрицательно сказываться на его здоровье.

Ученые считают, что дифференцированный подход как социально-образовательная среда основывается на уровне речевой готовности младших школьников. Он будет осуществляться более эффективно при условии выявления речевого развития учащихся первых классов.

Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка. Она раскрывает уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

В психологическом словаре понятие «готовность к школьному обучению» рассматривается как совокупность морфофизиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению.

В последние годы всё больше внимание проблеме готовности к школьному обучению уделяется за рубежом. При решении этого вопроса сочетаются теоретические построения, с одной стороны, практический опыт – с другой. Особенность исследований состоит в том, что в центре этой проблемы стоят интеллектуальные возможности детей. Это находит отражение в тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия и других психических процессах.

Поступающий в школу дошкольник должен обладать определенными признаками: быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях. К умственной области относят способность ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению и т.д. Под эмоциональной зрелостью понимают эмоциональную устойчивость и почти полное отсутствие импульсивных реакций ребенка. Социальная зрелость связывается с потребностью ребенка в общении с детьми, со способностью подчиняться интересам и принятым условностям детских групп, а также со способностью взять на себя социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения.

Делая сравнительный анализ зарубежных и отечественных исследований, можно сделать вывод, что основное внимание первых направлено на создание тестов и гораздо в меньшей степени ориентировано на теорию вопроса. В работах отечественных психологов содержится глубокое теоретическое исследование проблемы готовности к школе.

Важным аспектом в вопросе исследования школьной зрелости является изучение проблемы психологической готовности к обучению в школе. Составленным ее компонентам являются мотивационная (личностная), интеллектуальная и эмоционально-волевая.

Мотивационная готовность – наличие у ребенка желания учиться. В этом плане были выделены две группы мотивов учения. Первая группа – широкие социальные мотивы, связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений. Вторая группа – мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

Личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности. Она также включает формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями и одноклассниками.

Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Он должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у дошкольников начальных умений в области учебной деятельности, в частности умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

В отечественной психологии при изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, а на уровень развития интеллектуальных процессов.

Анализируя эти предпосылки, необходимы выделить следующие параметры.

Умение детей:

Сознательно подчинять свои действия правилам, обобщенно определяющим способ действия;

Ориентироваться на заданную систему требований;

Внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме, самостоятельно выполнять их по зрительно воспринимаемому образцу.

Эти параметры развития произвольности являются частью психологической готовности к школе. На них опирается обучение в первом классе.

Для развития произвольности у ребенка при работе следует выполнять ряд условий:

Необходимо сочетать индивидуальные и коллективные формы деятельности;

Учитывать возрастные особенности дошкольника;

Использовать игры с правилами.

Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе, исследователи выделяют уровень развития речи. К 6-7 годам появляется и развивается более сложная самостоятельная форма речи – развернутое монологическое высказывание. К этому времени лексикон ребенка состоит примерно из 14 тысяч слов. Он уже владеет образованием времен, правилами составления предложения.

Речь у детей дошкольного и младшего школьного возрастов развивается параллельно с совершенствованием мышления, особенно словесно-логического, поэтому, когда проводится психодиагностика развития мышления, она частично затрагивает речь, и наоборот: когда изучается речь ребенка, то в получаемых показателях не может не отразиться уровень развития мышления.

В познавательном плане ребенок к поступлению в школу уже достигает весьма высокого уровня развития, обеспечивающего свободное усвоение школьной учебной программы.

Кроме развития познавательных процессов восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи, в психологическую готовность к школе входят сформированные личностные особенности. К поступлению в школу у дошкольников должны быть развиты самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение. Для того чтобы ребенок был готов к обучению и усвоению знаний, необходимо, чтобы каждая из названных характеристик была у него достаточно развита, в том числе и уровень развития речи.

Таким образом, высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с психологическими особенностями ребенка. Этим обусловлено то, что проблема психологической готовности дошкольников к обучению в школе получает особое значение, так как от ее решения зависит успешность их последующего обучения.

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития, но прежде чем их использовать, необходимо дать качественную характеристику психических процессов данного возраста.

У дошкольников восприятие и мышление тесно взаимосвязаны, что говорит о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для этого возраста.

Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Дошкольник, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости.

Конец дошкольного периода психологи характеризуют преобладанием наглядно-образного мышления или наглядно-схематического мышления.

Отражением достижения ребенком этого уровня умственного развития является схематизм детского рисунка, умение использовать при решении задач схематические изображения.

Специалисты отмечают, что наглядно-образное мышление является основной для образования логического мышления, связанного с использованием и преобразованием понятий.

Таким образом, к 6-7 годам ребенок может подходить к решению проблемной ситуации тремя способами: используя наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление.

В дошкольном детстве в основном завершается процесс овладения речью.

К семи года язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму.

Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения, но у них еще сохраняются и предшествующие способы восприятия звуков, благодаря чему они узнают неправильно произнесенные детские слова. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.

Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка и синтаксического. Усмвоение грамматических форм языка и приобретение большего активного словаря позволяют им в конце дошкольного возраста перейти к конкретности речи.

Использование новых форм речи, переход к развернутым высказыванием обусловлены новыми задачами общения, встающими перед ребенком в этот период.

Накопление к старшему дошкольному возрасту большого опыта практических действий, достаточного уровня развития восприятия, памяти, мышления, повышает у ребенка чувство уверенности в своих силах. Выражается это в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует развитие волевой регуляции поведения.

В этом возрасте происходят изменения в мотивационной сфере ребенка: формируется система соподчинительных мотивов, придающая общую направленность поведению ребенка.

Принятие наиболее значимого на данный момент мотива является основной, позволяющей ребенку идти к намеченной цели, оставляя без внимания ситуативно возникающие желания.

Важная роль принадлежит ролевой игре, являющейся школой социальных нормативов, с усвоением которых поведение ребенка строится на основе определенного эмоционального отношения к окружающим или в зависимости от характера ожидаемой реакции. Носителем норм и правил дошкольник считает взрослого, однако при определенных условиях в этой роли может выступать и он сам. При этом его активность в отношении соблюдения принятых норм повышается.

Постепенно старший дошкольник усваивает моральные оценки, начинает учитывать с этой точки зрения и оценку со стороны взрослого.

Психоэмоциональная устойчивость является важнейшим условием нормальной учебной деятельности детей.

Обобщив особенности развития детей 6-7 лет, можно заключить, что на этом возрастном этапе они отличаются:

Достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание;

У ребенка формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, опираясь на которые можно побуждать его слушать, рассматривать, запоминать, анализировать;

Его поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью достаточно адекватной оценки результатов собственной деятельности и своих возможностей;

Особенностями развития речи.

В настоящее время образование рассматривается педагогами как общечеловеческая ценность. Ее реализация приводит к функционированию различных типов образования. Первый характеризуется наличие адаптивной практической направленности, то есть стремлением ограничивать содержание общеобразовательной подготовки минимумом сведений, имеющих отношение к обеспечению жизнедеятельности человека. Второй основан на широкой культурно-исторической ориентации. При таком типе образования предусматривается получение сведений, которые заведомо не будут востребованы в непосредственной практической деятельности.

Оба типа неадекватно соотносят реальные возможности и способности человека. Для преодоления этих недостатков стали создаваться образовательные проекты, решающие задачи подготовки компетентного человека.

Современная педагогическая наука ориентирует не на пассивное приспособление к имеющемуся уровню развития учащихся, а на формирование психических функций, создание условий для их развития в процессе обучения. Большое внимание уделяет развитию обучаемости – надежный путь повышения эффективности процесса усвоения знаний и обучения в целом. Свою ведущую роль в умственном развитии оно осуществляет прежде всего через содержание усваиваемых знаний.

В соответствии с теорией учебной деятельности, у учащихся должны формироваться не знания, а определенные виды деятельности, в которые знания входят как определенный элемент.

Таким образом, актуальность поиска эффективной системы обучения не уменьшилась и в настоящее время, так как ее дальнейшая разработка служит основой совершенствования процесса обучения.

Не всякая учебная деятельность обеспечивает оптимальные условия для воспитания и развития личности. Чтобы решить эту задачу, необходимы тщательная организация содержания образования, отбор соответствующих форм и методов обучения, его технологии.

Общее и одинаковое для всех детей образование, обеспечивая выявление задатков и способностей учащихся, еще не гарантирует достаточно интенсивного их развития. Это объясняется большой неоднократностью учащихся, различием их задатков и способностей. Необходима система определенных мер, обеспечивающих развитие способностей учащихся в оптимальном режиме, с учетом выявленных у них задатков и способностей. С целью их выявления разработаны специальные тесты. Они представляют собой серию различных заданий, которые ребенок должен выполнить за определенный промежуток времени. Задания тестов, как правило, таковы, что для их успешного выполнения требуются хороший словарный запас, развитая речь, знакомство с окружающей средой и ее явлениями. Иначе говоря, требуется хорошее общее развитие ребенка.

Таким образом, заинтересованность общества в создании оптимального режима для выявления и развития задатков всех детей приводит к необходимости дифференциации обучения. Следовательно, одна из ее задач в общественном плане сводится к выявлению и максимальному развитию задатков и способностей подрастающего поколения. Существенно важно при этом, что общий уровень образования в средней школе должен быть одинаков.

Под дифференциацией обучения принимается учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда они группируются на основании каких-либо особенностей.

Выделяют следующие цели дифференциации.

Обучающая – усовершенствовать знания, умения и навыки учащихся, содействовать реализации учебных программ повышением уровня знаний и навыков каждого учащегося в отдельности и таким образом уменьшить его абсолютное и относительное отставание, углублять и расширять знания учащихся, исходя из их интересов и специальных способностей.

Развивающая – формирование и развитие логического мышления, креативности и умений учебного труда при опоре на зону ближайшего развития ученика.

Воспитывающая – создавать предпосылки для развития интересов и специальных способностей ребенка, при этом учитывать имеющиеся познавательные интересы и побуждать новые, вызывать положительные эмоции, благотворно влиять на учебную мотивацию и отношение к учебной работе.

Выделяют следующие фронтальный, групповой, работа в паре, индивидуальная самостоятельная работа.

Современную модель адаптивной школы предлагает Е. А. Ямбург. По ней он понимает образовательное учреждение со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Такая школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой – по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды. Главным итогом такой двусторонней деятельности является адаптация детей быстро меняющейся жизни.

Адаптивная школа – это и есть массовая общеобразовательная школа, где должно быть место каждому ребенку, то есть должны быть разработаны учебные программы согласно их уровню готовности к обучению.

Со временем общеобразовательные школы по необходимости превратятся в адаптивные, где учебно-воспитательный процесс будет организован с учетом социокультурных особенностей региона, социальных запросов населения и требований государства к образовательным стандартам, по возможности гибко по отношению к психофизиологическим особенностям, способностям и склонностям детей.

Дифференцированный подход – это учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда они группируются на основании каких-либо особенностей. При обучении младших школьников реализация дифференцированного подхода будет иметь следующие способности:

Обеспечение содержательной и методической преемственности, выбор оптимальных условий обучения;

Обеспечение эффективного сочетания двух образовательных парадигм: аффективно-эмоционально-волевой и когнитивной;

Овладение учащимися начальной школы доступными им способами и навыками учебной деятельности;

Организация диалога различных педагогических систем и технологий;

Создание благоприятных условий для максимального развития задатков и способностей младших школьников;

Ликвидация перегрузки в их обучении.

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. Она рассматривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

Используемая литература:

Дошкольная педагогика – В.А. Кулганов, май, 2015г. – с.65.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема готовности детей к школе

Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время это обусловливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30-40% детей приходят в первый класс массовой школы не готовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы социальный, психологический эмоционально-волевой компоненты готовности.

Успешное решение задач развития личности ребенка повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности дошкольников к школьному обучению. В современной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия «готовность», или «школьная зрелость».

На сегодняшний день общепризнано, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. Первостепенной задачей, встающей как перед отечественными, так и перед зарубежными учеными, заключается в следующем: выявить, в каком возрасте лучше начинать обучение; когда и при каком состоянии ребенка этот процесс не будет приводить к нарушениям в развитии, отрицательно сказываться на его здоровье.

Ученые считают, что дифференцированный подход как социально-образовательная среда основывается на уровне речевой готовности младших школьников. Он будет осуществляться более эффективно при условии выявления речевого развития учащихся первых классов.

Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка. Она раскрывает уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

В психологическом словаре понятие «готовность к школьному обучению» рассматривается как совокупность морфофизиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению.

В последние годы всё больше внимание проблеме готовности к школьному обучению уделяется за рубежом. При решении этого вопроса сочетаются теоретические построения, с одной стороны, практический опыт – с другой. Особенность исследований состоит в том, что в центре этой проблемы стоят интеллектуальные возможности детей. Это находит отражение в тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия и других психических процессах.

Поступающий в школу дошкольник должен обладать определенными признаками: быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях. К умственной области относят способность ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению и т.д. Под эмоциональной зрелостью понимают эмоциональную устойчивость и почти полное отсутствие импульсивных реакций ребенка. Социальная зрелость связывается с потребностью ребенка в общении с детьми, со способностью подчиняться интересам и принятым условностям детских групп, а также со способностью взять на себя социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения.

Делая сравнительный анализ зарубежных и отечественных исследований, можно сделать вывод, что основное внимание первых направлено на создание тестов и гораздо в меньшей степени ориентировано на теорию вопроса. В работах отечественных психологов содержится глубокое теоретическое исследование проблемы готовности к школе.

Важным аспектом в вопросе исследования школьной зрелости является изучение проблемы психологической готовности к обучению в школе. Составленным ее компонентам являются мотивационная (личностная), интеллектуальная и эмоционально-волевая.

Мотивационная готовность – наличие у ребенка желания учиться. В этом плане были выделены две группы мотивов учения. Первая группа – широкие социальные мотивы, связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений. Вторая группа – мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

Личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности. Она также включает формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями и одноклассниками.

Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Он должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у дошкольников начальных умений в области учебной деятельности, в частности умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

В отечественной психологии при изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, а на уровень развития интеллектуальных процессов.

Анализируя эти предпосылки, необходимы выделить следующие параметры.

Умение детей:

Сознательно подчинять свои действия правилам, обобщенно определяющим способ действия;

Ориентироваться на заданную систему требований;

Внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме, самостоятельно выполнять их по зрительно воспринимаемому образцу.

Эти параметры развития произвольности являются частью психологической готовности к школе. На них опирается обучение в первом классе.

Для развития произвольности у ребенка при работе следует выполнять ряд условий:

Необходимо сочетать индивидуальные и коллективные формы деятельности;

Учитывать возрастные особенности дошкольника;

Использовать игры с правилами.

Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе, исследователи выделяют уровень развития речи. К 6-7 годам появляется и развивается более сложная самостоятельная форма речи – развернутое монологическое высказывание. К этому времени лексикон ребенка состоит примерно из 14 тысяч слов. Он уже владеет образованием времен, правилами составления предложения.

Речь у детей дошкольного и младшего школьного возрастов развивается параллельно с совершенствованием мышления, особенно словесно-логического, поэтому, когда проводится психодиагностика развития мышления, она частично затрагивает речь, и наоборот: когда изучается речь ребенка, то в получаемых показателях не может не отразиться уровень развития мышления.

В познавательном плане ребенок к поступлению в школу уже достигает весьма высокого уровня развития, обеспечивающего свободное усвоение школьной учебной программы.

Кроме развития познавательных процессов восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи, в психологическую готовность к школе входят сформированные личностные особенности. К поступлению в школу у дошкольников должны быть развиты самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение. Для того чтобы ребенок был готов к обучению и усвоению знаний, необходимо, чтобы каждая из названных характеристик была у него достаточно развита, в том числе и уровень развития речи.

Таким образом, высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с психологическими особенностями ребенка. Этим обусловлено то, что проблема психологической готовности дошкольников к обучению в школе получает особое значение, так как от ее решения зависит успешность их последующего обучения.

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития, но прежде чем их использовать, необходимо дать качественную характеристику психических процессов данного возраста.

У дошкольников восприятие и мышление тесно взаимосвязаны, что говорит о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для этого возраста.

Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Дошкольник, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости.

Конец дошкольного периода психологи характеризуют преобладанием наглядно-образного мышления или наглядно-схематического мышления.

Отражением достижения ребенком этого уровня умственного развития является схематизм детского рисунка, умение использовать при решении задач схематические изображения.

Специалисты отмечают, что наглядно-образное мышление является основной для образования логического мышления, связанного с использованием и преобразованием понятий.

Таким образом, к 6-7 годам ребенок может подходить к решению проблемной ситуации тремя способами: используя наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление.

В дошкольном детстве в основном завершается процесс овладения речью.

К семи года язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму.

Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения, но у них еще сохраняются и предшествующие способы восприятия звуков, благодаря чему они узнают неправильно произнесенные детские слова. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.

Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка и синтаксического. Усмвоение грамматических форм языка и приобретение большего активного словаря позволяют им в конце дошкольного возраста перейти к конкретности речи.

Использование новых форм речи, переход к развернутым высказыванием обусловлены новыми задачами общения, встающими перед ребенком в этот период.

Накопление к старшему дошкольному возрасту большого опыта практических действий, достаточного уровня развития восприятия, памяти, мышления, повышает у ребенка чувство уверенности в своих силах. Выражается это в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует развитие волевой регуляции поведения.

В этом возрасте происходят изменения в мотивационной сфере ребенка: формируется система соподчинительных мотивов, придающая общую направленность поведению ребенка.

Принятие наиболее значимого на данный момент мотива является основной, позволяющей ребенку идти к намеченной цели, оставляя без внимания ситуативно возникающие желания.

Важная роль принадлежит ролевой игре, являющейся школой социальных нормативов, с усвоением которых поведение ребенка строится на основе определенного эмоционального отношения к окружающим или в зависимости от характера ожидаемой реакции. Носителем норм и правил дошкольник считает взрослого, однако при определенных условиях в этой роли может выступать и он сам. При этом его активность в отношении соблюдения принятых норм повышается.

Постепенно старший дошкольник усваивает моральные оценки, начинает учитывать с этой точки зрения и оценку со стороны взрослого.

Психоэмоциональная устойчивость является важнейшим условием нормальной учебной деятельности детей.

Обобщив особенности развития детей 6-7 лет, можно заключить, что на этом возрастном этапе они отличаются:

Достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание;

У ребенка формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, опираясь на которые можно побуждать его слушать, рассматривать, запоминать, анализировать;

Его поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью достаточно адекватной оценки результатов собственной деятельности и своих возможностей;

Особенностями развития речи.

В настоящее время образование рассматривается педагогами как общечеловеческая ценность. Ее реализация приводит к функционированию различных типов образования. Первый характеризуется наличие адаптивной практической направленности, то есть стремлением ограничивать содержание общеобразовательной подготовки минимумом сведений, имеющих отношение к обеспечению жизнедеятельности человека. Второй основан на широкой культурно-исторической ориентации. При таком типе образования предусматривается получение сведений, которые заведомо не будут востребованы в непосредственной практической деятельности.

Оба типа неадекватно соотносят реальные возможности и способности человека. Для преодоления этих недостатков стали создаваться образовательные проекты, решающие задачи подготовки компетентного человека.

Современная педагогическая наука ориентирует не на пассивное приспособление к имеющемуся уровню развития учащихся, а на формирование психических функций, создание условий для их развития в процессе обучения. Большое внимание уделяет развитию обучаемости – надежный путь повышения эффективности процесса усвоения знаний и обучения в целом. Свою ведущую роль в умственном развитии оно осуществляет прежде всего через содержание усваиваемых знаний.

В соответствии с теорией учебной деятельности, у учащихся должны формироваться не знания, а определенные виды деятельности, в которые знания входят как определенный элемент.

Таким образом, актуальность поиска эффективной системы обучения не уменьшилась и в настоящее время, так как ее дальнейшая разработка служит основой совершенствования процесса обучения.

Не всякая учебная деятельность обеспечивает оптимальные условия для воспитания и развития личности. Чтобы решить эту задачу, необходимы тщательная организация содержания образования, отбор соответствующих форм и методов обучения, его технологии.

Общее и одинаковое для всех детей образование, обеспечивая выявление задатков и способностей учащихся, еще не гарантирует достаточно интенсивного их развития. Это объясняется большой неоднократностью учащихся, различием их задатков и способностей. Необходима система определенных мер, обеспечивающих развитие способностей учащихся в оптимальном режиме, с учетом выявленных у них задатков и способностей. С целью их выявления разработаны специальные тесты. Они представляют собой серию различных заданий, которые ребенок должен выполнить за определенный промежуток времени. Задания тестов, как правило, таковы, что для их успешного выполнения требуются хороший словарный запас, развитая речь, знакомство с окружающей средой и ее явлениями. Иначе говоря, требуется хорошее общее развитие ребенка.

Таким образом, заинтересованность общества в создании оптимального режима для выявления и развития задатков всех детей приводит к необходимости дифференциации обучения. Следовательно, одна из ее задач в общественном плане сводится к выявлению и максимальному развитию задатков и способностей подрастающего поколения. Существенно важно при этом, что общий уровень образования в средней школе должен быть одинаков.

Под дифференциацией обучения принимается учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда они группируются на основании каких-либо особенностей.

Выделяют следующие цели дифференциации.

Обучающая – усовершенствовать знания, умения и навыки учащихся, содействовать реализации учебных программ повышением уровня знаний и навыков каждого учащегося в отдельности и таким образом уменьшить его абсолютное и относительное отставание, углублять и расширять знания учащихся, исходя из их интересов и специальных способностей.

Развивающая – формирование и развитие логического мышления, креативности и умений учебного труда при опоре на зону ближайшего развития ученика.

Воспитывающая – создавать предпосылки для развития интересов и специальных способностей ребенка, при этом учитывать имеющиеся познавательные интересы и побуждать новые, вызывать положительные эмоции, благотворно влиять на учебную мотивацию и отношение к учебной работе.

Выделяют следующие формы и методы дифференциации: фронтальный, групповой, работа в паре, индивидуальная самостоятельная работа.

Современную модель адаптивной школы предлагает Е. А. Ямбург. По ней он понимает образовательное учреждение со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Такая школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой – по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды. Главным итогом такой двусторонней деятельности является адаптация детей быстро меняющейся жизни.

Адаптивная школа – это и есть массовая общеобразовательная школа, где должно быть место каждому ребенку, то есть должны быть разработаны учебные программы согласно их уровню готовности к обучению.

Со временем общеобразовательные школы по необходимости превратятся в адаптивные, где учебно-воспитательный процесс будет организован с учетом социокультурных особенностей региона, социальных запросов населения и требований государства к образовательным стандартам, по возможности гибко по отношению к психофизиологическим особенностям, способностям и склонностям детей.

Дифференцированный подход – это учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда они группируются на основании каких-либо особенностей. При обучении младших школьников реализация дифференцированного подхода будет иметь следующие способности:

Обеспечение содержательной и методической преемственности, выбор оптимальных условий обучения;

Обеспечение эффективного сочетания двух образовательных парадигм: аффективно-эмоционально-волевой и когнитивной;

Овладение учащимися начальной школы доступными им способами и навыками учебной деятельности;

Организация диалога различных педагогических систем и технологий;

Создание благоприятных условий для максимального развития задатков и способностей младших школьников;

Ликвидация перегрузки в их обучении.

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. Она рассматривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

Используемая литература:

Дошкольная педагогика – В.А. Кулганов, май, 2015г. – с.65.


Различные подходы к понятию психологической готовности детей к школьному обучению в работах современных психологов.

Психологическая готовность к школьному обучению - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников .

Психологическая готовность к систематическому обучению в школе - итог всего предшествующего развития ребенка в дошкольном детстве. Она формируется постепенно и зависит от условий, в которых происходит развитие организма. Готовность к школьному обучению предполагает определенный уровень умственного развития, а также сформированность необходимых качеств личности. В связи с этим ученые выделяют интеллектуальную и личностную готовность ребенка к обучению в школе. Последняя требует наличия известного уровня развития социальных мотивов поведения и нравственно-волевых качеств личности.

Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению проявляется в сформированности основных психических сфер ребенка: мотивационной, нравственной, волевой, умственной, которые в целом обеспечивают успешное овладение учебным материалом.

В зарубежных исследованиях психологическая зрелость является идентичным понятием школьной зрелости.

В исследованиях (Г. Гетцер, А. Керн, Я. Йирасек и др.) традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальная, эмоциональная и социальная.

Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, включающее: выделение фигур из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а так же развитие тонких движений руки и сенсомоторная координация. Понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательные задания.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинить свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

В отечественной психологии и педагогике проблема готовности ребенка к началу систематического школьного обучения изучалась в различных аспектах (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Н.Г. Салмина, Л.А. Венгер, В.В. Холмовская и др.). Здесь выделяется общая и специальная готовность детей к школе. К общей готовности относится личностная, интеллектуальная, физическая и социально-психологическая. К специальной готовности относится подготовка детей к усвоению предметов курса начальной школы (к ним можно отнести первоначальные навыки чтения, счета и т.д.).

Сейчас последовательно рассмотрим различные подходы к понятию психологической готовности ребенка к школе.

Так, А. Керн в своей концепции исходит из следующих предположений:

Между физическим и психическим развитием существует тесная связь.

Момент, когда ребенок дорос до школьных требований, зависит в первую очередь от внутренних процессов созревания.

Важным показателем этого созревания является степень созревания визуальной дифференциации восприятия, способность к вычленению образа.

Плохая успеваемость в школе зависит не столько от недостаточного интеллектуального развития, сколько от недостаточной готовности к школе.

Но дальнейшие исследования показали, что взаимосвязь между уровнем физической и психической готовности к школе оказалась не настолько тесной, чтобы по одному показателю можно было судить о другом. Развитие ребенка оказалось в сильной зависимости от его окружения, а так называемая способность к вычленению образа могла быть натренирована. Тем не менее, если предложенное Керном решение проблемы более не выдерживало критики, то следующее положение его концепции было незыблемым: «Недостаточная готовность ребенка к школе или, как часто говорят, способность учиться приводит позднее к чрезмерным нагрузкам и тем самым к возможным серьезным последствиям. Дети, которые еще не доросли до школьных требований, должны не определяться в школу, а готовиться к ней» .

Таким образом, дальнейшее развитие исследований в этом направлении заключалось в расширении набора подлежащих измерению признаков.

У А. Анастази трактуется понятие школьной зрелости как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками» .

И. Шванцара более емко определяет школьную зрелость, как достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении. В качестве компонентов готовности к обучению в школе И. Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты.

Отечественный психолог Л.И. Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал А.И. Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д.» .

Г.Г. Кравцов и Е.Е. Кравцова, говоря о готовности к школьному обучению, подчеркивают ее комплексный характер. Однако структурирование этой готовности идет не по пути дифференциации общего психического развития ребенка на интеллектуальную, эмоциональную и другие сферы, а виды готовности. Данные авторы рассматривают систему взаимоотношений ребенка с окружающим миром и выделяют показатели психологической готовности к школе, связанные с развитием различных видов отношений ребенка с окружающим миром. В таком случае основными сторонами психологической готовности детей к школе являются три сферы: отношение к взрослому, отношение к сверстнику, отношение к самому себе .

Почти все авторы, исследующие психологическую готовность к школе, уделяют произвольности особое место в изучаемой проблеме. Д. Б. Эльконин считал, что произвольное поведение рождается в коллективной ролевой игре, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем игра в одиночку. Коллектив корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно. «Функция контроля еще очень слаба, - пишет Д.Б. Эльконин, - и часто еще требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость этой рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь рождается. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения» .