Меню
Бесплатно
Главная  /  Виды дерматитов  /  Мировые экономические кризисы и их последствия на рыночную и переходную экономику. Структурный кризис в российской экономике Будет ли в году кризис

Мировые экономические кризисы и их последствия на рыночную и переходную экономику. Структурный кризис в российской экономике Будет ли в году кризис

Мировой экономический кризис 2014-2015 годов

Мировой финансовый кризис 2014-2015 годов:

Многие считали, что кризис наступивший в 2014 году является продолжением все того же кризиса 2008 года. Но можно сказать, что в 2014 году мировую экономику постиг новый экономический кризис. Дело в том, что после прошедшего кризиса, экономика не стабилизировалась, и осталось множество дестабилизирующих факторов нового подрыва экономической системы. К таким факторам можно отнести:

Многочисленные конфликты, возникающие на почве национальной розни. Причем это можно сказать как о Европе (столкновения коренного населения с гражданами, исповедующими ислам), так и о США, где не прекращаются стычки афроамериканцев с представителями властей.

Прошедший кризис спровоцировал не только ослабление экономической системы в целом, но и ускорил расслоение население на классы малоимущих и обеспеченных в финансовом плане граждан. Увеличение количества безработных и бедных граждан повлекло за собой падение спроса на различные товары и услуги. Отсюда снижение роста производства и уменьшение объёмов поступающих в бюджет налогов.

События, которые можно отнести к разряду геополитических, передел власти в Сирии и Ираке, а также украинский конфликт не могут не влиять на экономическую ситуацию.

Необоснованно «раздутый» фондовый рынок, который практически представляет собой «мыльный пузырь». Многие аналитики сходятся во мнении, что цены на фондовой рынке необъективно высоки и если привести их к реальной стоимости, то вероятно падение цен в пределах 35% приведет к обвалу биржи.

Растущий кризис в энергетической отрасли, который приведет к дисбалансу экономики во множестве стран. Связан он с тем, что ряд стран-нефтедобытчиков намеренно занижают стоимость нефти.

Международные рейтинговые агентства продолжают понижать кредитный рейтинг стран, присвоение рейтинга ВВВ (не надежный) уже стало нормой. Ориентируясь по показателям рейтинговых агентств можно сказать, что большинство корпораций и концернов стоят на грани банкротства.

Прогнозы на 2014-2015 для США.

Сегодня в США, как и во всем мире, растет уровень инфляции, экономический сектор нестабилен. Самая большая проблема для Америки - демографический спад. Коренное население катастрофически стареет, по сути, демографию обеспечивают только эмигранты. Именно они в свое время и обеспечивали объем необходимых для производства рабочих рук в США. Сейчас ситуация изменилась. Эта проблема однозначно скажется на состоянии экономики в целом.

Следует отметить, что в стране порядка 25% населения официально считаются безработными. В США люди целыми семьями живут на пособия, при этом нигде не работают, просто проживают государственный бюджет. Кроме этого, именно в 2014-2015 году значительная часть населения, пострадавшая от предыдущего кризиса, вынуждена обращаться к такому виду сервиса, как бесплатное питание.

Но, ситуация в США не настолько мрачная. Все дело в том, что страны мирового сообщества все-таки извлекли уроки из предыдущих событий и сегодня прилагают все усилия для выхода их нестабильности.

Прогнозы на 2014-2015 для Европы.

Финансовая нестабильность в США, ставшая отправной точкой для мирового кризиса 2008 года, оказала сильное влияние на состояние экономики европейских стран. В 2014 году страны Старого Света все еще не оправились от финансовых потрясений.

В Европе растет недовольство действиями политических лидеров со стороны как местного, так и приезжего населения. Речь идет о национальной розни между коренным населением стран и представителями исламского мира, эмигрировавшими в западноевропейские страны. Этот фактор никаким образом не может способствовать стабилизации экономики Европы.

В лице эмигрантов Европа получила большое количество дешевой рабочей силы, чем лишила трудоспособное население своих стран возможности зарабатывать средства к существованию. Кроме этого, приток эмигрантов усилил нагрузку на социальную базу стран, которая и без того уже испытывала дефицит бюджета.

К заключению можно сделать вывод, что причин возникновения кризисов может быть великое множество, от природных явлений, до типичных человеческих ошибок. Истории известны три больших мировых финансовых кризисов 2008, 2011, 2014 годов. И все эти кризисы возникли от ошибок или недочетов экономистов и людей, имеющих отношение к экономике. Кризис 2008 наступил из-за ошибок Кредитных брокеров, кризис 2011 из-за паники инвесторов потерять свои вложения, они начали активно продавать акции, что привело к агфляции, кризис 2014-2015 из-за падения курса валюты и потери кредитного рейтинга. Все известные кризисы начинались из-за недочетов экономических деятелей и недостатка времени для реабилитации экономики после прошлого кризиса. Польза кризиса только одна, в том, что люди набираются опыта из пройденного и учатся на своих ошибках более таковых не допуская. Ведь прошедшие кризисы так и называются прошедшими, что их удалось ликвидировать полностью или же частично. Так какие же меры были приняты экономистами и правительством для прекращения кризисной ситуации в стране и всем мире.

Основным методом борьбы с кризисом было стимулирование спроса и предложения, урегулирование курса национальной валюты, поддержка большого, малого и среднего бизнеса. Во время большого кризиса 21 века кризиса 2008 года экономисты начали скупать ценные бумаги, акции. Недвижимость начала терять стоимость из-за обвала ипотечного кредитования

Пример методов борьбы Российской федерации с кризисом. Сумма расходов, направленных российским правительством на борьбу с кризисом, аналитики оценивают на уровне, приближающемся к 200 млрд. долларов,

Правительство РФ выделило 175 млрд. рублей на покупку акций и ценных бумаг, и все что сейчас происходит, на рынке ценных бумаг говорит, только о том что, значительная сумма из этих средств уже израсходована. Банк России ежедневно предоставляет значительные вливания ликвидности, через операции на рынке РЕПО.

Цена нефти марки Brent опустилась ниже 50 $ за баррель, такого не было уже с мая 2005 года. В свою очередь, это еще больше ослабляет казну на фоне кризиса, которые так необходимы, для того чтобы смягчить или сгладить последствия мирового кризиса 2008 года и влияние кризиса в России на экономику.

По заключению аналитиков рынка, если государство прекратит вливания в скупку ценных бумаг, это приведет к более значительному падению рынка. Все действия правительства, к сожалению, не привели к желаемым результатам, но позволили сократить отток капиталов из страны.

Как уже говорилось ранее общие затраты на преодоление кризиса в России составили порядка 200 млрд. долларов США, практически 14 % от внутреннего валового продукта (ВВП).

Конечно, оценки экспертов разнятся, но все сходятся в одном - это не предел, это только начало, как сказал Дмитрий Медведев на борьбу с финансовым кризисом в России пойдет около 5 триллионов рублей, и эта цифра не окончательная.

К этим выводам, можно присовокупить провозглашенную на съезде «Единой России» В. В. Путиным инициативу по снижению налога на прибыль на четыре процентных пункта. Также на съезде партии «Единая Россия» председатель правительства Владимир Путин уже озвучил меры по снижению налогов.Интересно, что правительство пошло на этот шаг уже после того, как были опубликованы данные о росте запасов нефтепродуктов в США, это говорит о том, что цена на нефть еще упадет. По подсчетам экспертов - упадет ниже 50 долларов, а если американская экономика не начнет восстанавливаться в ближайшее время, то и ниже 40 долларов уже весной следующего года.

Наблюдая в течение последних месяцев за финансовым кризисом, валютными гонками, кардинально противоположными мнениями и советами экспертов, возникает желание провести сравнительный анализ цен 2007 года и 2008 года.Так вот индекс потребительских цен на сентябрь 2008 года, относительно сентября 2007 года, по данным официальной статистики, составил 24,6% (на продукты питания - 33,5%).

Основные меры, принятые для борьбы с кризисом 2014 года.

Антикризисный план учитывает не только меры, предложенные отраслевыми министерствами, но и предложения по поддержке малого и среднего бизнеса, выполнение которых считает приоритетным глава Минэкономики Алексей Улюкаев, рассказывает правительственный чиновник. Положительный эффект от них для экономики правительство оценило в 1327 млрд. руб., рассказывают чиновники, знакомые с содержанием входящих в план мер либерализации.

Одно из самых приятных для бизнеса предложений - увеличить критерии для отнесения к малому бизнесу. Предприятия, которые считаются крупными, смогут перейти в категорию средних (объем выручки до 5 млрд. руб. вместо 1 млрд.), средние - стать малыми (до 1 млрд. руб. вместо 400 млн), малые - микро предприятиями (до 200 млн руб. против 60 млн). Это позволит бизнесу претендовать на более широкие льготы, чем раньше.

Малые предприятия, в том числе только созданные, Минэкономразвития предлагает временно избавить от проверок с помощью моратория - до внедрения нового риск-ориентированного подхода. По задумке чиновников, они также смогут воспользоваться расширенным доступом к госзакупкам и новыми мерами поддержки инновационных предприятий. Также предлагается снизить для «малышей» антимонопольный контроль.

Малому бизнесу Минэкономразвития предлагает широкий спектр налоговых послаблений. Одно из них - снижение нагрузки по единому налогу на вмененный доход (ЕНВД) и стоимости патента с помощью уменьшения специальных коэффициентов-дефляторов до 1 против 1,8 по ЕНВД и 1,2 по патенту.

Кроме того, предлагается отменить обязанность «малышей» платить имущественный налог, вмененный им с этого года в дополнение к упрощенной системе и ЕНВД. Саму «упрощенку» также предлагается расширить, разрешив применять ее организациям с доходом до 250 млн руб. (сейчас предельная планка - 60 млн руб.). А регионам дополнительно могут дать возможность снижать ставку УСН до 1% (сейчас 6%) и ЕНВД - до 7,5% (сейчас 15%).

Один из самых знаковых законов 2014 года, повышающих нагрузку на бизнес, - о так называемых муниципальных или торговых сборах, предлагается заморозить до 1 января 2017 года. Пока вводить сборы собирается только Москва, но это вызвало негативный отклик, поэтому приостановление их в кризис подаст бизнесу хороший сигнал о намерениях властей, рассчитывают авторы предложений.

Большинство этих идей появилось из антикризисного пакета «Опоры России», говорит член правления организации Алексей Небольсин, который их поддерживает. Меры были собраны у бизнеса на различных встречах, подтверждает председатель комитета по налогам «Деловой России» Марина Зайкова. «Но это точечные меры, а сейчас сработают только кардинальные вещи. Например, для отечественных производителей снижение НДС до 12% будет серьезным сигналом», - отмечает она.

К заключению можно сказать, что самым главным и одновременно труднейшим методом борьбы с кризисом является выделение из бюджета громадных сумм средств. Стимулирование бизнеса, сельского хозяйства и банковской системы также является важнейшим критерием для преодоления кризиса. Ведь для удержания экономики на стабильном уровне требует весомых средств. А суммы выделенные государствами разных стран бывает, достигает большого процента от ВВП. Как можно понять из этого кризис сильно бьет по бюджету и экономической системе государства.

ВВП России по итогам ноября 2014 года ушел в минус, впервые с 2009 года. Падение составило 0,5%, сообщило Минэкономразвития 29 декабря. Это не единственный антирекорд года - 15 декабря курс рубля к доллару за несколько часов обвалился более чем на 8,5%. К тому моменту российская валюта с начала года обесценилась почти в два раза. Прошлый антирекорд по рублю был зафиксирован в январе 1999 года. Девальвации предшествовало снижение нефтяных цен на протяжении пяти месяцев, ужесточающиеся санкции ЕС и США и российские «антисанкции». Усугубило ситуацию решение стран ОПЕК не снижать квоту по добыче нефти. После этого цены на сырье рухнули, ускорились отток капитал и инфляция. Золотовалютные резервы продолжали тратиться, а рейтинг одобрения президента - расти. РБК решил продемонстрировать, как менялась ситуация в течение года, на примере девяти графиков.

В этом году Минэкономразвития пересматривало официальный прогноз по инфляции трижды. Первоначальный прогноз к концу года был увеличен почти в два раза - с 4,8 до 9% . В реальности же, как заявил 25 декабря министр финансов Антон Силуанов, «по году, скорее всего, она будет где-то 11,5% , может быть, чуть больше».

Если в начале года экономический блок правительства и банки в целом сходились во мнении, что за 12 месяцев ВВП увеличится на 2-3% , то уже весной даже минимальный рост был поставлен под сомнение. Причины сокращения ВВП — в снижении притока инвестиций в связи с ситуацией на Украине, существенное замедление роста производственных и торговых запасов и низкий внутренний спрос.

До середины 2014 года цены на нефть оставались стабильными в пределах $105-115 за баррель. В сентябре котировки пошли вниз и к декабрю упали до $60/барр . В самых пессимистических прогнозах аналитики предрекали снижение цены до $85/барр . Кроме того, бюджет России на 2015 год сверстан исходя из среднегодовой цены нефти Urals в $80/барр .

Всю первую половину года число россиян, одобряющих работу Владимира Путина на посту президента, росло. В июне рейтинг президента побил свой пятилетний рекорд. Этому предшествовали олимпийские успехи России и присоединение Крыма. Благодаря патриотическому подъему и мобилизации против «врагов» в октябре рейтинг президента взлетел на новый максимум — 88% .

Объем золотовалютных накоплений России превысил отметку в $500 млрд в январе. Как оказалось, всего на несколько дней. В течение года Россия лишилась почти пятой части своих золотовалютных резервов и достигла по этому показателю четырехлетнего минимума. При этом тратилась в основном валюта. Причиной стало проведение ЦБ валютных интервенций, призванных поддержать рубль.

Первую половину года рубль вел себя так же стабильно, как и нефтяные цены. С середины года его курс к ведущим мировым валютам начал снижаться вместе с ценами на нефть. 10 ноября ЦБ отменил валютный коридор и отпустил рубль в свободное плавание. Неконтролируемое падение привело к тому, что 16 декабря на бирже евро стоил более 100 руб ., доллар - более 80 руб .

Импорт начал сокращаться втором полугодии, после введения санкций ЕС и США. Похожим образом вел себя и экспорт - его снижение замедлилось лишь на фоне обесценения рубля в последние месяцы года. Эксперты снижение импорта объясняют кризисом на Украине, санкциями и общим ухудшением инвестиционного климата, экспорта - политическими причинами и падением нефтегазовых цен.

Доходы граждан на протяжении почти всего года были близки к прошлогодним значениям. Но декабрьский обвал рубля потянул изменил ситуацию. Реальные располагаемые доходы, по данным Росстата, по итогам января-ноября 2014 года снизились на 0,3% . Реальные доходы граждан продолжат снижаться и в 2015 году, как ожидается, на 5-7% , их будет обесценивать высокая инфляция.

По прогнозу Минэкономразвития, отток капитала по итогам года - около $125 млрд (с учетом прогноза по 4 кварталу) - почти достигнет объемов кризисного 2008 года. Он связан с неопределенностью в экономике, переходом к плавающему курсу рубля и присоединением Крыма. Вопреки ожиданиям, санкции как таковые сказались не столь заметно - отток капитала резко возрос лишь в конце года, и главной причиной тому стало падение нефтяных цен.

К началу 2012 года экономика полностью восстановилась после кризиса. На это оказали влияние не только высокие цены на нефть и газ, но и грамотная бюджетная политика, позволившая исполнить в 2011 году федеральный бюджет без дефицита и начать увеличение объемов пополнения Резервного фонда, что повысило устойчивость экономики Российской Федерации к внешним негативным экономическим факторам. Проведено первое размещение суверенных еврооблигаций, номинированных в рублях, что является свидетельством возросшего доверия к российской национальной валюте и проводимой бюджетной политике.

С целью снижения негативных последствий экономического кризиса Правительством Российской Федерации был разработан ряд направлений финансовой политики послекризисного периода:

    Повышение эффективности бюджетной системы, сокращение бюджетных расходов и бюджетной сети, усиление контроля за расходами получателей бюджетных средств через систему Федерального казначейства;

    Оздоровление банковской системы;

    Совершенствование межбюджетных отношений и бюджетного федерализма;

    Ликвидация задолженностей государству и снижение риска неплатежей;

    Принятие комплекса мер по защите прав инвесторов и предпринимателей;

Создание законодательных условий для привлечения иностранных инвестиций.

В первом полугодии 2013 г. происходило дальнейшее замедление экономического роста, начавшееся в 2012 году. За период с конца 2011 года прирост ВВП в годовом выражении снизился с 5 и более процентов до 1,6% в I квартале 2013 г. и до 1,2% во втором квартале. В целом за первое полугодие 2013 г. прирост ВВП составил 1,4 процента.

Рисунок 2.1- Динамика ВВП за период 2011-2013 гг.

Ослабление реального курса рубля к доллару за январь-август 2012 года составило, по оценке Банка России, 5,8% по сравнению с соответствующим периодом 2011 года, а по отношению к евро произошло укрепление на 3,1%. Реальный эффективный курс рубля к иностранным валютам вырос, по оценке Банка России, за январь-август на 0,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В 2012 году укрепление реального эффективного курса рубля составит 1,3 процента. К 2015 году ослабление реального эффективного курса рубля достигнет 0,8% по мере снижения профицита счета текущих операций.

Будет ли в России экономический кризис в ближайшее время –это главный вопрос, который волнует общество.

Есть некоторые глубинные причины, из-за которых Россия может скатиться в экономический кризис в течение обозримой перспективы.

По прогнозам многочисленных независимых аналитиков, а также экспертов ВШЭ в 2014 году Россию может ожидать очередной финансовый кризис. Согласно их доводам в стране такие предпосылки были созданы после предыдущего экономического кризиса, когда Россия потеряла инвестиционную привлекательность для ряда многих экономических стран.

Первой причиной, которая заставила аналитиков говорить о возможном кризисе, стала государственная финансовая статистика, обновленная летом 2013. Согласно последним данным, в России наблюдается замедление экономического роста, который из месяца в месяц снижает показатели темпов. Текущий коэффициент в сравнении с аналогичным периодом минувшего 2012 года приходится на отметку чуть более одного процента, что в том числе, может относиться к погрешности статистических данных и в действительности давать нулевой результат.

На потребительском уровне тоже наблюдается некий переизбыток кредитов, который привел к тому, что люди прибегают к новым займам для погашения старых. Это, в свою очередь, не приносит стране доходы, более того – долговая нагрузка на обывателей и частные лица достигла огромных размеров, и возможно, уже в скором времени страну ждут массовые дефолты, связанные с данными кредитами. Само собой разумеется, что в такой ситуации речи о росте потребительского кредитования, а, следовательно, и потребительской корзины, быть не может. Люди не смогут брать займы для приобретений, станет товарооборот, экономика снова же, от этого не выиграет.

Если внимательно взглянуть и сопоставить данные о количестве и качестве населения РФ, то можно прийти к однозначным выводам: численность населения остается без изменений, но зато уменьшается доля экономически активных россиян. Другими словами, пенсионеров и детей становится больше, работающих граждан – меньше. А это уже курс экономики первого полугода института: стареющее население – это уменьшающееся количество рабочих рук и потенциал рабочей силы, но не уменьшающееся количество потребителей. Данный структурный состав не сможет обеспечить быстрый экономический рост в стране. Такая ситуация является отчасти отголоском пенсионных реформ и правок в пенсионном законодательстве. Так, за текущий год в России количество предпринимателей стало ощутимо меньше, статистика называет поражающую цифру – око полумиллиона человек. Причиной тому стало двукратное повышение пенсионных взносов.

Помимо этого, заметно снизился темп строительства, уровень потребления товаров и услуг, а также упал внешний спрос на продукцию, экспортируемую страной.

Несмотря на оптимистичные прогнозы российского министерства экономического развития, большинство отечественных и западных аналитиков склоняются к тому, что очередной финансовый кризис в России в 2014 году – это не предубежденность, а вполне реальный неутешительный прогноз на ближайшее будущее. В последнее время наблюдается замедление темпов развития российской экономики, обусловленное тем, что нефтегазовый сектор больше не справляется с ролью «локомотива» экономического развития.

Большие надежды правительство страны возлагает на всевозможные инновационные программы, которые должны способствовать развитию предпринимательской деятельности. Несмотря на то, что некоторые эксперты считают преждевременными разговоры о надвигающемся финансовом кризисе, стоит признать, что 2013 год начался не совсем удачно. Так, из-за повышения страховых взносов в стране свернули свой бизнес более трех тысяч предпринимателей. Именно поэтому финансовый кризис в России в 2014 году вполне ожидаем, а многие аналитики говорят о том, что российская модель экономики, завязанная на реализации сырья, исчерпала свой потенциал.

Трудно сделать точные предсказания в экономике, учитывая, что они строятся не только на основе анализов макроэкономических показателей. Как правило, на экономическое состояние той или иной страны огромное влияние также оказывают политика, социология и экология.

Падение товарных рынков во второй половине 2014 года, в особенности цен на нефть, и большие выплаты по внешним долгам в период конца 2014 начала 2015 года вызвало потребность балансированиярования внешнеторгового и платежного баланса России. Затрудненый доступ к внешним рынкам капиталов, из-за санкций, и неразвитость собственных рынков, сократили окно возможностей российской экономики до незбежной девальвации национальной валюты, в размерах соответсвующих падению цен на нефть. Девальвация рубля позволила торгуемым секторам экономики компенсировать негативную динамику товарных рынков, а торговому балансу выйти в профицит. Основной же удар пришелся на домашние хозяйства (потребителей) и неторгуемые сектора экономики (в том числе строительный сектор, удар на последний был смягчен ажиотажным спросом конца 2014 года, в связи с ассоциацией у обывателя недвижимости, как надежного инструмента сохранения капитала). Ужесточение монетарной политики ЦБР создало дополнительные трудности для пострадавших секторов экономики и потребителей, сократив их доходы, ростом платежей кредиторам, и ограничив достув к новым кредитным ресурсам.

Рынка труда испытал давление снижающейся экономической активности, при этом выравнивание на рынке найма произошло в основном не за счет роста безработицы, а за счет понижения оплаты труда. Последнее обстоятельство снижает трудовую мобильность и увеличивает время адаптации экономики. Согласно официальной статистики основной удар понижения доходов приняли на себя работники государственного сектора и торгуемых секторов экономики. Снижение доходов произошло как за счет существенного роста инфляции, основной рост цен в потреблении пришелся на продукты питания, так и номинального сокращения размеров оплаты труда. Повышение цен на продукты питания произошело как за счет девальвации национальной валюты, так и за счет принятых правительство России контр-санкции, запрещающие импорт продовольствия из стран основных торговых партнеров, что создало дополнительные издержки для доставки продуктов потребителю. Официальные данные по показателю инфляции выглядят заниженными и не вызывают доверия: так за 2014 год Росстат «рисует» 11,4%, а за 9 месяцев 2015 года -- 10,4% (итого 23,0% за 2 года). Реальные цифры должны быть близки к уровню девальвации национальной валюты и составлять порядка 44% за 2 года. Схожие результат показывает опросы «инФОМ»-а, сделанные по заказу ЦБ России, в первой половине 2015 года – 26,8% размер наблюдаемой инфляции, при значении ожидаемой около 15,0%. Такие цифре неизбежно сократят потребление, заставять малообеспеченные слой перейти на более дешевые продукты питания и существенно снизят способность населения к накоплению. Данное предположение потверждают данные фонда «Общественное мнение», согласно опросу, проводившемуся в июне 2015 года, от возможности делать накопления отказалось 53% опрошеных и 71% не смогли это сделать за последний месяц. Впервые с кризиса 1998-99 года ожидается существенный рост бедности в России. Если в 2010 году численость населения с доходами ниже 5 USD на человека не превышала 10,0%, согласно данным Росстата, то уже к 2015 году, по прогнозу Всемирного Банка, ожидается рост до 14,2%.



Сокращение совокупного спроса неизбежно ударит по производителям, при чем наибольшее сокращение спроса придется на неторгуемые сектора экономики, поскольку последние не смогут компенсировать снижение спроса поставками продукции на экспорт. Снижение способности домашних хозяйств направлять средства на сбережения, сократат платежеспособный спрос на товары долгосрочного пользования и недвижимость. Рост процентных ставок по кредитам и рост уровня проблемных и невозвратных кредитов в банковской сфере, сократит доступность кредитного источника финансирования крупных покупок, включая ипотечное финансирование сделок с недвижимостью. В середине года ряд строительных компаний Москвы и Московской области отметили 30-50% падение уровня спроса («Мортон», «Абсолют», «НДВ-недвижимость»). Схожая динамика отмечается и в обращении застройщиков за одобрением градостроительных планов земельных участков (Москомстройинвест). При этом можно отметить, что больше пострадают от падение спроса на недвижимость те регионы России, где ниже средний уровень доходов населения. А в регионе с большим уровнем доходов будет отмечатся рост конкуренции среди строителей за своего покупателя. Это обстоятельство приведет к снежению цен на рынке и сокращению маржи строительных компаний. Рост стоимости кредитования реального сектора, меньшая доступность кредитов (рост невозврата и повышение норм резервирования для банковского сектора), вместе с падением текущих доходов создает риски роста неплатежей в отрасли и череды банкротств и/или недружественных поглащений.

Прогноз на 2016 год.

Перспективы 2016 года видятся больее несущими угрозы, чем возможности. Если в конце 2014 года начале 2015 года навес предложения нефти в 3-2% (2-2,5 млн баррелей в день) от объема потребления отправил цены строго на юг. То при сохраняющемся текущем давление предложения, есть риск возвращени на нефтяной рынок Ирана. При снятии с Тегерана нефтяного эмбарго страна обещает за год нарастить объем добычи нефти на 1,5 млн баррелей в день. Текущие консультации ОПЕК пока не падают сигналов готовности картеля сократить уровень добычи нефти и отойти от политики сохранения доли рынка в обмен на высокие цены. Напротив Саудовская Аравия продолжает практику продажи своей нефти с существеным дисконтом к рыночным условиям. Последние иницеативой Эр-Рия́да стала продажи нефти Польше через порт Гданьска. На середину октября Польша уже получила три партии нефти по 100 тыс. тон из Саудовской Аравии с «просто волшебной» скидкой. Кроме того Эр-Рияд обозначил намеренье перевести энергообеспечение королевства на попутный газ с тем, чтобы высвободившиеся объемы нефти отправить на рынок, и тем самым пополнить выпавшие доходы от падения цен.

Не сулит хороших перспектив рынку энергоносителей и спрос. Замедление роста развивающихся экономик (исключение может составить разве что Индия), действие программ энерго- и ресурсосбережения создают риски стагнации объема спроса на энергоносители. Переодически усиливаются опасения экспертов за состояние экономики Китая. Традиции региональной бюрократии завышать статистические показатели роста, с целью добиться карьерного роста, подрывают достоверность официальной статистики и служат основанием распространению негативных слухов. Рост Поднебесной шел за счет использования кредитного плеча. С 2007 года размер мирового долга увеличился на 57 трлн. Долларов США, при этом около 50% этого долга выпустил Китай. В тоже время необходимо отметить продолжающийся вектор снижения рентабельности промышленного сектора Поднебесной. Тем не менее, Пекин до сегодняшнего дня демонстрирует умение управлять своей экономикой, по средством регулирования объемов кредитования и прилагает усилия, чтобы сделать свои рынки все более открытыми, а национальную экономику более конкурентоспособной. В Азии в противовес Китаю набирает обороты экономика Индии. Страна с большим и растущим населением показывает темпы роста около 7,5% в год в текущем, и как ожидается будущем году. Однако поскольку экономика Нью-Де́ли в 3 раза уступает Пекину товарным рынкам не стоит упавать только на силу индийской экономики.

Поскольку текущий цикл падения товарных рынков был вызван, в основном, ростом со стороны предложения, то востановления рынков займет более значительный период, чем в случае временного сокращения спроса (как в кризис 2008-09). Таким образом, в 2016 году существенного улучшения условий на рынке энергоносителей ожидать не стоит. Напротив, в первой половине года, можно ожидать попытки Brent сходить ниже 40$ и возвращения в текущий диапазон к концу года, или в 2017 году (при таком сценарии RUBUSD можно будет увидеть на 100). Положительным сценариаем может стать самоограничение Саудовской Аравии по объемам добычи, поскольку Эр-Рияд вынужден финансировать высокий дифицит государственного бюджета 140 млрд Долларов США из своих резервов 672 млрд. Внушительные траты рано или поздно заставят королевство пересмотреть свою стратегию на нефтяном рынке. Вопрос только когда это произойдет. Следущий год может стать последним, или предпоследним годом когда Саудовская Аравия будет придерживаться текущей стратегии. Это позволит королевству укрепить дисциплину внутри ОПЕК и показать остальным «кто в доме хозяин». Но в росте цен на нефть будет стоять объективное препятствие ввиде предельных издержек сланцевой добычи нефти. Таким образом, в среднесрочной перспективе цены на нефть не опустятся ниже 40,0 USD за баррель на долго, но и не поднимятся выше 70,0 USD. В среднесрочной перспективе положение Российской экономики вряд ли претерпит кардинальные изменения, но следующий год может приподнести неприятные сюрпризы. Право первого хода за Эр-Риадом и предсказать точно время, когда королевство сменит стратегию невозможно.

Стремительное таяние ФНБ и Резервного фонда на поддержание банковского сектора и военных расходов сокращают окно возможностей и сужают перспективы экономики до воспроизводства такущего положения дел. Управление экономикой в ближайшее время будет сводится к ручному регулированию в период обострения, попыткам выжать больше налогов в остальное и увеличение доли государственного сектора.

На строительном рынке выживут осторожные и близкие к власти компании. Поэтому видится целесообразным осторожное управление запасами непроданного жилья, без резкого наращивания объемов строительства и осторожного обращения с кредитным финансированием.