Меню
Бесплатно
Главная  /  Виды дерматитов  /  Молодой никулин. Клоун на фронте. Как Юрий Никулин защищал подступы к Ленинграду. Никулин в новую эпоху

Молодой никулин. Клоун на фронте. Как Юрий Никулин защищал подступы к Ленинграду. Никулин в новую эпоху

Когда любимый нес колькими поколениями людей актер Юрий Никулин в фильме "Бриллиантовая рука" говорит милиционеру: "С войны не держал боевого оружия" - это чистая правда, а не просто "по сценарию". Сержант Никулин прошел всю Великую Отечественную в артиллерии ПВО, награжден медалями "За оборону Ленинграда" и "За боевые заслуги". О своей войне он подробно рассказал в книге "Почти серьезно"

Почти семь лет я не снимал с себя гимнастерку, сапоги и солдатскую шинель. И об этих годах собираюсь рассказать. О моей действительной службе в армии, о двух войнах, которые пришлось пережить. В армии я прошел суровую жизненную школу, узнал немало людей, научился сходиться с ними, что впоследствии помогло в работе, в жизни. Ну а военная «карьера» моя за семь долгих лет — от рядового до старшего сержанта.

Смешное и трагическое — две сестры, сопровождающие нас по жизни. Вспоминая все веселое и все грустное, что было в эти трудные годы — второго больше, но первое дольше сохраняется в памяти, — я и постараюсь рассказать о минувших событиях так, как тогда их воспринимал…

18 ноября 1939 года в 23.00, как гласила повестка из военкомата, мне предписывалось быть на призывном пункте...

Ночью нас привезли в Ленинград. Когда нам сообщили, что будем служить под Ленинградом, все дружно закричали «ура». Тут же, охлаждая наш пыл, нам объяснили:

— На границе с Финляндией напряженная обстановка, город на военном положении.

Сначала шли по Невскому. Кругом тишина, лишь изредка проезжали машины с тусклыми синими фарами. Мы еще не знали, что город готовится к войне. И все нам казалось романтичным: затемненный город, мы идем по его прямым, красивым улицам. Но романтика быстро кончилась: от лямок тяжеленного рюкзака заболели плечи, — и часть пути я буквально волок его за собой.

Романтика быстро кончилась...

Учебные тревоги и раньше проводились довольно часто. А тут тревога какая-то особенная, нервная. Собрали нас в помещении столовой, и политрук батареи сообщил, что Финляндия нарушила нашу границу и среди пограничников есть убитые и раненые. Потом выступил красноармеец Черноморцев — он всегда выступал на собраниях — и сказал, что молодежи у нас много, а комсомольцев мало.


Я тут же написал заявление: «Хочу идти в бой комсомольцем».

Через два часа заполыхало небо, загремела канонада: это началась артподготовка. В сторону границы полетели наши бомбардировщики и истребители...

Я скучал по дому. Часто писал. Писал о том, как осваивал солдатскую науку, которой обучал нас старшина.

Оказывается, из-за портянок, которые надо наматывать в несколько слоев, обувь полагается брать на размер больше. И хотя многое из премудростей солдатской науки я освоил, все-таки однажды сильно обморозил ноги.

Нам поручили протянуть линию связи от батареи до наблюдательного пункта. На мою долю выпал участок в два километра. И вот иду один на лыжах по льду Финского залива, за спиной тяжелые катушки с телефонным кабелем. Не прошло и получаса, как почувствовал страшную усталость. Поставил катушки на лед, посидел немного и пошел дальше. А идти становилось все трудней.

Лыжи прилипают к снегу. Я уж катушки на лыжи положил, а сам двигался по колено в снегу, толкая палками свое сооружение. Вымотался вконец. Снова присел отдохнуть, да так и заснул. Мороз больше тридцати градусов, а я спал как ни в чем не бывало. Хорошо, мимо проезжали на аэросанях пограничники. Когда они меня разбудили и я встал, ноги показались мне деревянными, чужими. Привезли меня на батарею.

— Да у тебя, Никулин, обморожение, — сказал после осмотра санинструктор.

Отлежался в землянке. Опухоль постепенно прошла. Исчезла краснота, но после этого ноги стали быстро замерзать даже при небольшом морозе.

Как только началась война, нам ежедневно выдавали по сто граммов водки в день. Попробовал я как-то выпить, стало противно. К водке полагалось пятьдесят граммов сала, которое я любил, и поэтому порцию водки охотно менял на сало. Лишь 18 декабря 1939 года выпил положенные мне фронтовые сто граммов: в этот день мне исполнилось восемнадцать лет. Прошел ровно месяц со дня призыва в армию...


Наша батарея продолжала стоять под Сестрорецком, охраняя воздушные подступы к Ленинграду, а почти рядом с нами шли тяжелые бои по прорыву обороны противника — линии Маннергейма.

В конце февраля — начале марта 1940 года наши войска прорвали долговременную финскую оборону, и 12 марта военные действия с Финляндией закончились…

Нашу часть оставили под Сестрорецком.

Жизнь на батарее проходила довольно весело. Некоторые мои сослуживцы взяли из дома музыкальные инструменты: кто мандолину, кто гармошку, была и гитара. Часто заводили патефон и слушали заигранные до хрипа пластинки — Лидии Руслановой, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина… Когда все собирались у патефона, то дело доходило чуть ли не до драки: одни — в основном ребята из села — требовали в сотый раз Русланову, а нам, горожанам, больше нравился Козин. А на соседней батарее где-то достали целых пять пластинок Леонида Утесова. Мы соседям завидовали.

Позже появились пластинки Клавдии Шульженко. Все с наслаждением слушали ее песню «Мама». Мне казалось, что эта песня про мою маму.

Так и проходили наши солдатские будни: учения, политинформации, боевая подготовка...


В конце апреля 1941 года я, как и многие мои друзья, призванные вместе со мной в армию, начал готовиться к демобилизации. Один из батарейных умельцев сделал мне за пятнадцать рублей чемоданчик из фанеры. Я выкрасил его снаружи черной краской, а внутреннюю сторону крышки украсил групповой фотографией футболистов московской команды «Динамо».

Динамовцев я боготворил. Еще учась в седьмом классе, я ходил на футбол вместе со школьным приятелем, который у знакомого фотографа достал служебный пропуск на стадион «Динамо». И когда мимо нас проходили динамовцы (а мы стояли в тоннеле, по которому проходят игроки на поле), я незаметно, с замирающим сердцем, дотрагивался до каждого игрока.

В этом же чемоданчике лежали и книги. Среди них Ярослав Гашек, «Похождения бравого солдата Швейка» (одна из моих самых любимых), ее мне прислали родители ко дню рождения, «Цемент» же Гладкова я кому-то дал почитать, и мне его так и не вернули, как и «Бродяги Севера» Кервуда...


В ночь на 22 июня на наблюдательном пункте нарушилась связь с командованием дивизиона. По инструкции мы были обязаны немедленно выйти на линию связи искать место повреждения. Два человека тут же пошли к Белоострову и до двух ночи занимались проверкой. Они вернулись около пяти утра и сказали, что наша линия в порядке. Следовательно, авария случилась за рекой на другом участке.

Наступило утро. Мы спокойно позавтракали. По случаю воскресенья с Боруновым, взяв трехлитровый бидон, пошли на станцию покупать для всех пива. Подходим к станции, а нас останавливает пожилой мужчина и спрашивает:

— Товарищи военные, правду говорят, что война началась?

— От вас первого слышим, — спокойно отвечаем мы. — Никакой войны нет. Видите-за пивом идем. Какая уж тут война! — сказали мы и улыбнулись.

Прошли еще немного. Нас снова остановили:

— Что, верно война началась?

— Да откуда вы взяли? — забеспокоились мы.

Что такое? Все говорят о войне, а мы спокойно идем за пивом. На станции увидели людей с растерянными лицами, стоявших около столба с громкоговорителем. Они слушали выступление Молотова.

Как только до нас дошло, что началась война, мы побежали на наблюдательный пункт...


Именно в эту ночь с 22 на 23 июня 1941 года гитлеровские самолеты минировали Финский залив. На рассвете мы увидели «Юнкерсов-88», идущих на бреющем полете со стороны Финляндии...

С вышки нашего наблюдательного пункта видны гладь залива, Кронштадт, форты и выступающая в море коса, на которой стоит наша шестая батарея.

«Юнкерсы» идут прямо на батарею. Вспышка. Еще не слышно залпа пушек, но мы понимаем: наша батарея первой в полку открыла огонь.

Так 115-й зенитно-артиллерийский полк вступил в войну. С первым боевым залпом мы поняли, что война действительно началась...

С тревогой следили мы за сводками Совинформбюро. Враг приближался к Ленинграду. Мы несли службу на своем наблюдательном пункте. Однажды на рассвете мы увидели, как по шоссе шли отступающие части нашей пехоты. Оказывается, сдали Выборг.

Все деревья вдоль шоссе увешаны противогазами. Солдаты оставили при себе только противогазные сумки, приспособив их для табака и продуктов. Вереницы измотанных, запыленных людей молча шли по направлению к Ленинграду. Мы все ждали команду сняться с НП, и, когда нам сообщили с командного пункта, что противник уже близко, нам сказали:

— Ждите распоряжений, а пока держитесь до последнего патрона!

А у нас на пятерых три допотопные бельгийские винтовки и к ним сорок патронов.

До последнего патрона нам держаться не пришлось. Ночью за нами прислали старшину Уличука, которого все мы ласково называли Улич. Мы обрадовались, увидев его двухметровую фигуру. Он приехал за нами в тот момент, когда трассирующие пули проносились над головами и кругом рвались мины.

Возвращались на батарею на полуторке. Кругом все горело. С болью мы смотрели на пылающие дома.

У Сестрорецка уже стояли ополченцы из рабочих — ленинградцев.

Уличук привез нас на батарею, и мы обрадовались, увидя своих. Через несколько дней мне присвоили звание сержанта и назначили командиром отделения разведки...


Я видел Ленинград во время блокады. Трамваи застыли. Дома покрыты снегом с наледью. Стены все в потеках. В городе не работали канализация и водопровод. Всюду огромные сугробы.

Между ними маленькие тропинки. По ним медленно, инстинктивно экономя движения, ходят люди. Все согнуты, сгорблены, многие от голода шатаются. Некоторые с трудом тащат санки с водой, дровами. Порой на санках везли трупы, завернутые в простыни.

Часто трупы лежали прямо на улицах, и это никого не удивляло.

Бредет человек по улице, вдруг останавливается и… падает — умер.

От холода и голода все казались маленькими, высохшими. Конечно, в Ленинграде было страшнее, чем у нас на передовой. Город бомбили и обстреливали. Нельзя забыть трамвай с людьми, разбитый прямым попаданием немецкого снаряда.

А как горели после бомбежки продовольственные склады имени Бадаева — там хранились сахар, шоколад, кофе… Все вокруг после пожара стало черным. Потом многие приходили на место пожара, вырубали лед, растапливали его и пили. Говорили, что это многих спасло, потому что во льду остались питательные вещества.

В Ленинград мы добрались пешком. За продуктами для батареи ходили с санками. Все продукты на сто двадцать человек (получали сразу на три дня) умещались на небольших санках. Пятеро вооруженных солдат охраняли продукты в пути.

Я знаю, что в январе 1942 года в отдельные дни умирало от голода по пять — шесть тысяч ленинградцев...


Весной 1943 года я заболел воспалением легких и был отправлен в ленинградский госпиталь. Через две недели выписался и пошел на Фонтанку, 90, где находился пересыльный пункт. Я просился в свою часть, но, сколько ни убеждал, ни уговаривал, получил назначение в 71-й отдельный дивизион, который стоял за Колпином, в районе Красного Бора. В новую часть я так и не прибыл, потому что меня задержали в тыловых частях, примерно в десяти — пятнадцати километрах от дивизиона.

И тут произошло неожиданное. Вышел я подышать свежим воздухом и услышал, как летит снаряд… А больше ничего не слышал и не помнил — очнулся, контуженный, в санчасти, откуда меня снова отправили в госпиталь, уже в другой.

После лечения контузии меня направили в Колпино в 72-й отдельный зенитный дивизион. Появился я среди разведчиков первой батареи при усах (мне казалось, что они придают моему лицу мужественный вид, в лохматой шапке, в комсоставских брюках, в обмотках с ботинками — такую одежду получил в госпитале при выписке.

Меня сразу назначили командиром отделения разведки. В подчинении находились четыре разведчика, с которыми у меня быстро наладились хорошие отношения. Я им пел песни, рассказывал по ночам разные истории. Тогда же начал учиться играть на гитаре... Летом 1943 года я стал старший сержантом, помощником командира взвода...

В 1944 году началось наше наступление на Ленинградском фронте. С огромной радостью мы слушали Левитана, читающего по радио приказы Верховного Главнокомандующего.

Навсегда вошло в мою жизнь 14 января 1944 года — великое наступление, в результате которого наши войска сняли блокаду и отбросили фашистов от Ленинграда. Была продолжительная артиллерийская подготовка. Двадцать градусов мороза, но снег весь сплавился и покрылся черной копотью. Многие деревья стояли с расщепленными стволами. Когда артподготовка закончилась, пехота пошла в наступление...

Утром небо слегка прояснилось, и над нами два раза пролетела вражеская «рама» — специальный самолет — разведчик. Через два часа по нашей позиции немцы открыли сильный огонь из дальнобойных орудий. Разрывов я не слышал, потому что крепко спал.

— Выносите Никулина! — закричал командир взвода управления.

Меня с трудом выволокли из блиндажа (мне потом говорили, что я рычал, отбрыкивался, заявляя, что хочу спать и пусть себе стреляют) и привели в чувство. Только мы отбежали немного от блиндажа, как увидели, что он взлетел на воздух: в него угодил снаряд. Так мне еще раз повезло...


Не могу сказать, что я отношусь к храбрым людям. Нет, мне бывало страшно. Все дело в том, как этот страх проявляется. С одними случались истерики — они плакали, кричали, убегали. Другие переносили внешне все спокойно.

Начинается обстрел. Ты слышишь орудийный выстрел, потом приближается звук летящего снаряда. Сразу возникают неприятные ощущения. В те секунды, пока снаряд летит, приближаясь, ты про себя говоришь: «Ну вот, это все, это мой снаряд». Со временем это чувство притупляется. Уж слишком часты повторения.

Но первого убитого при мне человека невозможно забыть. Мы сидели на огневой позиции и ели из котелков. Вдруг рядом с нашим орудием разорвался снаряд, и заряжающему осколком срезало голову. Сидит человек с ложкой в руках, пар идет из котелка, а верхняя часть головы срезана, как бритвой, начисто.

Смерть на войне, казалось бы, не должна потрясать. Но каждый раз это потрясало. Я видел поля, на которых лежали рядами убитые люди: как шли они в атаку, так и скосил их всех пулемет. Я видел тела, разорванные снарядами и бомбами, но самое обидное — нелепая смерть, когда убивает шальная пуля, случайно попавший осколок...

Ночью 14 июля 1944 года под Псковом мы заняли очередную позицию, с тем чтобы с утра поддержать разведку боем соседней дивизии. Лил дождь. Командир отделения сержант связи Ефим Лейбович со своим отделением протянул связь от батареи до наблюдательного пункта на передовой. Мы же во главе с нашим командиром взвода подготовили данные для ведения огня.

Казалось, все идет хорошо. Но только я залез в землянку немного поспать, как меня вызвал комбат Шубников. Оказывается, связь с наблюдательным пунктом прервалась, и Шубников приказал немедленно устранить повреждение.

С трудом расталкиваю заснувших связистов Рудакова и Шлямина. Поскольку Лейбовича вызвали на командный пункт дивизиона, возглавлять группу пришлось мне.

Глухая темень. Ноги разъезжаются по глине. Через каждые сто метров прозваниваем линию. А тут начался обстрел, и пришлось почти ползти. Наконец обнаружили повреждение. Долго искали в темноте отброшенный взрывом второй конец провода. Шлямин быстро срастил концы, можно возвращаться. Недалеко от батареи приказал Рудакову прозвонить линию. Тут выяснилось, что связь нарушена снова.

Шли назад опять под обстрелом… Так повторялось трижды. Когда, совершенно обессиленные, возвращались на батарею, услышали зловещий свист снаряда. Ничком упали на землю. Разрыв, другой, третий… Несколько минут не могли поднять головы. Наконец утихло. Поднялся и вижу, как неподалеку из траншеи выбирается Шлямин. Рудакова нигде нет. Громко стали звать — напрасно.

В тусклых рассветных сумерках заметили неподвижное тело возле небольшого камня. Подбежали к товарищу, перевернули к себе лицом.

— Саша! Саша! Что с тобой?

Рудаков открыл глаза, сонно и растерянно заморгал:

— Ничего, товарищ сержант… Заснул я под «музыку»…

До чего же люди уставали и как они привыкли к постоянной близости смертельной опасности!..


Летом 1944 года мы остановились в городе Изборске. Под этим городом мы с группой разведчиков чуть не погибли. А получилось так. Ефим Лейбович, я и еще трое наших разведчиков ехали на полуторке. В машине — катушки с кабелем для связи и остальное наше боевое имущество. Немцы, как нам сказали, отсюда драпанули, и мы спокойно ехали по дороге. Правда, мы видели, что по обочинам лежат люди и усиленно машут нам руками. Мы на них не обратили особого внимания. Въехали в одну деревню, остановились в центре и тут поняли: в деревне-то стоят немцы.

Винтовки наши лежат под катушками. Чтобы их достать, нужно разгружать всю машину. Конечно, такое могли себе позволить только беспечные солдаты, какими мы и оказались. И мы видим, что немцы с автоматами бегут к нашей машине. Мы мигом спрыгнули с кузова и бегом в рожь.

Юрий Никулин один из любимейших советских актеров. Он оставил незабываемый след в цирковом искусстве и в отечественном кинематографе.

Детство и юность Юрия Никулина

Он появился на свет 18 декабря 1921 г. в городке Демидов на Смоленщине. Его родители были актерами местного драмтеатра.

Они прославились в городе и его окрестностях комедийными ролями. Отец будущей звезды советского искусства сумел организовать свой театр, с которым много гастролировал по населенным пунктам области с небольшими юмористическими постановками.

В 1925 году семья переехала в столицу. Там Юрий накануне советско-финской войны окончил среднюю школу. Оскнью 1939 г. был призван в армию. Принимал участие, помимо войны с Финляндией, и войне с гитлеровцами.

Воевал в зенитно-артиллерийской части под Ленинградом. В общей сложности он пять лет не снимал солдатской шинели. Служил он достойно, о чем говорят его награды, был контужен. После демобилизации намеревался стать студентом ВГИКа, разных театральных училищ.

Члены их вступительных комиссий сочли, что молодой фронтовик недостаточно красив, и отказывали в приеме. Только в студии при Мосгорцирке его ждала удача. Юрия оказался в группе студентов Карандаша - известного мастера клоунады.

Актерская карьера Юрия Никулина

После студии он сразу был принят на работу в тот цирк, который со временем возглавил. Здесь он сначала работал ассистентом Карандаша и познакомился с другим молодым артистом Михаилом Шуйдиным. Через пару лет в 1950 году появился ставший со временем знаменитым клоунский дуэт Никулина и Шуйдина.

Прошло несколько лет, и у Никулина началась сольная карьера артиста комического жанра. Он был счастлив смешить людей, создавая яркие, запоминающиеся образы. Публика его обожала, популярность талантливого клоуна была необыкновенной. Так продолжалось до 1981 г., когда он стал главным режиссером, а спустя год - директором цирка. Всего в ставшем для него родным цирке он проработал полвека.

Большой пласт творческой жизни великого клоуна занимала его работа в кино. Здесь он помимо комедийных ролей проявил себя как выдающийся актер, создавший в отечественном кинематографе разнохарактерные, запоминающиеся роли.

Миллионы телезрителей помнят его в качестве ведущего невероятно популярных юмористических передач. Им были записаны больше десятка дисков с песнями в его исполнении из самых популярных кинокомедий.

Личная жизнь Юрия Никулина

Личная жизнь молодого клоуна в первые годы цирковой карьеры была посвящена разучиванию ролей, отработке трюков, репетициям. Такие требования к молодым артистам предъявлял популярный клоун Карандаш, которому Никулин ассистировал в спектаклях.

Однако эта жизнь изменилась, когда Юрий Никулин познакомился со студенткой тимирязевской академии москвичкой Татьяной Покровской. Их отношения быстро развивались, и в мае 1948 года состоялась их скромная и тихая свадьба. Юрий Владимирович часто подчеркивал, что женился удачно, потому что Татьяна была не только любящей женой, но и другом.

Актеру не хватало общения с женой. Поэтому при первой возможности он нашел ей место в своем номере. В дальнейшем они много времени проводили на совместных съемках и гастролях, в компаниях друзей, которых у Никулиных было немало. Среди них Леонид Гайдай, Олег Табаков другие отечественные и иностранные деятели культуры.

Дача Никулиных стала местом веселого общения, где собирались близкие друг другу люди. В ноябре 1956 года в их семье появился сын Максим. Жена Юрия Никулина Татьяна Николаевна Никулина родилась в Москве в декабре 1929 года, была внучкой депутата Государственной думы первого созыва. Она овладевала наукой декоративного садоводства в Тимирязевской академии.

Выйдя замуж за Ю.В. Никулина, связала свою жизнь с цирком. С 1951 по 1981 годы работала артисткой цирка. Начинала вместе с Ю. Никулиным и М. Шуйдиным. Снималась в нескольких художественных, брала участие в документальных фильмах. Принимала участие в таких фильмах как: «Бриллиантовая рука" «Точка, точка, запятая...» "Соседка" «Замужем за гением» и других.

После того как Юрий Владимирович возглавил цирковой коллектив, ушла с арены. Затем на протяжении почти десятка лет занималась собаководством, разводя редкие породы собак. С 1997 году снова работала в цирке на Цветном бульваре в качестве консультанта по творческим вопросам. Как-то, уже после смерти Юрия Владимировича, Татьяну Николаевну спросили, как она относится к прожитым с Никулиным годам. Она ответила, что ничего в своей жизни не меняла бы.

В 2002 году она получила государственную награду - орден Почёта. Умерла в октябре 2014 года.

Сын Юрия Никулина

Максим Юрьевич Никулин родился 15 ноября 1956 года. В одиннадцатилетнем возрасте у него уже был кинематографический опыт. Он снимался в роли мальчика, идущего по воде в легендарном фильме "Бриллиантовая рука". Однако, по стопам отца после школы не пошел. Учился на факультете журналистики Московского госуниверситета.

Работал корреспондентом "Московского комсомольца", в "Последних известиях", радио "Маяк". Имеет опыт работы телевизионной журналистики в программе "Время", был ведущим программ на утреннем телеканале. Неожиданно для себя в 1997 году был приглашен в возглавлявшийся отцом цирк, который уже носил его имя.

Максим Юрьевич стал руководителем цирка на Цветном бульваре, с одновременным исполнением обязанностей художественного руководителя коллектива. Глубокое знание цирковой среды позволяло ему в течение 2000-2005 годов успешно вести увлекательные телевизионные программы о цирке. Он стал заметной фигурой в отечественном искусстве цирка.

Творческий союз российских деятелей цирка избрал его своим членом, а академия циркового искусства - академиком. За заслуги в развитии цирка награжден орденом Дружбы народов. Является кавалером-рыцарем ордена, учрежденного бельгийским королевским обществом содействия инновациям и изобретениям. Максим Юрьевич - отец трех детей. У него есть внук, родившийся в 2009 году.

Фильмография Юрия Никулина

Юрий Никулин пришел в кино, будучи уже известным цирковым артистом. Это ему помогало создавать образы, в которых ярко отражались разные характеры его героев. Всенародную любовь он завоевал ролями в комедийных фильмах:

  • «Совершенно серьёзно»,
  • «Самогонщики»
  • «Операция „Ы" и другие приключения Шурика»
  • «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»
  • "Бриллиантовая рука"
  • "Старики-разбойники"
  • "12 стульев".

Необыкновенно проникновенным драматическим актером он показал себя в фильмах:

  • "Андрей Рублев"
  • "Ко мне, Мухтар"
  • "Они сражались за Родину"
  • "Двадцать дней без войны" и др.

Работа в кино принесла ему необычайную популярность во всех уголках огромной страны.

Память о Юрии Никулине

Юрий Никулин оставил по себе добрую память, о чем свидетельствуют многочисленные памятники и мемориальные доски во многих российских городах. Среди них памятники:

  • на Цветном бульваре в Москве перед зданием цирка возле циркового здания в Тюмени, где Никулин изображен вместе с Олегом Поповым и Карандашом
  • "Тройке" из фильмов Гайдая в Перми, в Демидове Смоленской области - родине артиста
  • перед помещением цирка в Курске, где Ю. Никулин изображен вместе с М. Шуйдиным
  • в Сочи возле морского порта с сюжетом из фильма «Бриллиантовая рука» с изображением Л. Гайдая и трех героев его комедий
  • скульптура в Хабаровске, изображающая Балбеса, Бывалого и Труса.

Имя великого артиста носят:

  • столичный цирк, расположенный на Цветном бульваре
  • астероид
  • улица в Кургане
  • школа-интернат № 15 в Москве.

Ю.В. Никулин проявил себя на телевидении и в литературе и журналистике: был ведущим популярной юмористической телепередачи "Белый попугай"; был участником последнего выпуска капитал-шоу "Поле чудес", которое вел Владислав Листьев; принимал участие в работе редколлегии журнала "Огонек"; написал девять книг, рассказывающих об артистической судьбе; издал несколько сборников с его любимыми анекдотами.

Умер Ю. В. Никулин 21 августа 1997 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Ему отдавались воинские почести.

Награды Юрия Никулина

1990 год - стал Героем Социалистического Труда. Награжден орденами: "За заслуги перед Отечеством", Отечественной войны, Ленина (дважды), Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта».

Медалями: «За отвагу», «За трудовую доблесть», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Никулин Ю.В. был заслуженным артистом РСФСР, Народным артистом РСФСР и СССР. Неоднократно награждался государственными и иными премиями за творческую деятельность.

Надгробный памятник (вид 1)
Памятник в Москве
Памятник в Москве (фрагмент)
Надгробный памятник (вид 2)
Памятник в Демидове


Никулин Юрий Владимирович – советский цирковой артист, киноактёр, директор и художественный руководитель Московского государственного цирка на Цветном бульваре, народный артист СССР.

Родился 18 декабря 1921 года в городе Демидов Демидовского уезда Смоленской губернии (ныне – Демидовского района Смоленской области). В 1925 году переехал с родителями в Москву. После окончания десятого класса средней школы, в 1939 году, Никулина призвали в армию. В звании рядового он участвовал в двух войнах: Финской (1939-1940) и Великой Отечественной (1941-1945). В 1946 году Никулин демобилизовался. Старший сержант.

После безуспешных попыток поступить во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК) и Государственный институт театрального искусства (ГИТИС) поступил в студию разговорных жанров при Московском цирке, которую окончил в 1949 году. В конце 1940-х начал выступать в группе клоунов под руководством М.Н.Румянцева, более известного под именем Карандаш, в Московском государственном Цирке. Многолетним партнёром Никулина по клоунскому дуэту был М.Н.Шуйдин.

Главное в творческой индивидуальности Никулина – это сокрушительное чувство юмора при полном сохранении внешней невозмутимости. Костюм был построен на забавном контрасте коротких полосатых брюк и огромных ботинок с псевдоэлегантным верхом – черный пиджак, белая рубашка, галстук и шляпа-канотье. Виртуозно разработанная маска (за внешней грубостью и даже некоторой глуповатостью проступали мудрость и нежная, ранимая душа) позволяла Никулину работать в самом трудном жанре клоунады – лирико-романтических репризах. На манеже он всегда был органичен, наивен и трогателен, при этом умел смешить зрителей как никто.

В клоунском образе Никулина удивительным образом сохранялась дистанция между маской и артистом, и это придавало персонажу большую глубину и многогранность. За свою долгую жизнь на арене Никулин создал множество неповторимых реприз, скетчей и пантомим, из которых самыми памятными и дорогими для артиста стали «Маленький Пьер», Пипо и миллионер в цирковых представлениях «Карнавал на Кубе» и «Трубка мира», Бармалей в новогоднем детском представлении. Одна из самых знаменитых жанровых сценок – легендарное «бревно». Со своей будущей супругой Татьяной Никулин познакомился во время представления. Позже она не раз работала в качестве его «подсадной утки».

Одной работы на манеже было бы достаточно для того, чтобы имя Никулина навсегда вошло в историю российского искусства. Однако многогранность его дарования позволила Никулину реализоваться и в других жанрах. Он снимался в фильмах, играя как ярко комедийные, так и драматические, и поистине трагические роли. Собственно, его работа в кинематографе как бы раскрывала, разворачивала те многочисленные грани человеческой натуры, которые в «конспективном» виде были заложены в цирковой маске.

В 1958 году Никулин впервые снялся в кино, в эпизодической, но эффектной роли в комедии «Девушка с гитарой». В следующем году сыграл роль пьяницы и тунеядца в комедии «Неподдающиеся». Однако этапным годом для карьеры Никулина-киноактера становится 1961 год. Он снялся в поставленной режиссёром Л.И.Гайдаем новелле «Пес Барбос и необычный кросс» киноальманаха «Совершенно секретно», которая породила легендарное комическое трио – Трус (Г.М.Вицин), Балбес (Никулин) и Бывалый (Е.А.Моргунов).

В том же году Никулин снялся в кинокартине режиссёра Л.А.Кулиджанова «Когда деревья были большими», раскрывающей необычайно высокие драматические способности актёра. Роль Кузьмы Кузьмича Иорданова позволила Никулину показать сложнейший человеческий характер, к тому же претерпевающий столь же сложную трансформацию на экране – от моральной деградации до возвращения чувства собственного достоинства и обретения радости труда, способности любить. Фильм «Когда деревья были большими» по праву считаются одной из лучших российских кинокартин.

В последующих работах Никулин успешно чередовал комические образы с драматическими. «Маска» Балбеса была использована актёром в пользовавшихся феноменальным успехом у советского зрителя фильмах Л.И.Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965) и «Кавказская пленница» (1966). Образы трогательных, добрых и обаятельных чудаков созданы Никулиным в киноленте того же Л.И.Гайдая «Бриллиантовая рука» (1968) и фильме Э.А.Рязанова «Старики-разбойники» (1971). Простота и убедительность актёрского стиля Никулина, работавшие на сто процентов в цирке и кинокомедии, сыграли также огромную роль в его драматических киноработах. В фильме «Ко мне, Мухтар!» (1965) Никулин создал образ честного и открытого сотрудника угрозыска, берущего «на воспитание» служебную собаку.

Необыкновенно сложный образ монаха Патрикея был раскрыт актёром всего за несколько минут экранного времени в этапной для мирового кино картине А.А.Тарковского «Андрей Рублев» (1966, вышел на экраны в 1971). Любопытно, что у Никулина был чрезвычайно плотный график на съёмках фильма «Андрей Рублев», каждый вечер после завершения съёмочного дня он спешил в цирк. В эпической экранизации незаконченного романа М.А.Шолохова «Они сражались за Родину» (1976) образ, созданный Никулиным, был недостаточно раскрыт режиссёром С.Ф.Бондарчуком (игравшем главную роль), несмотря на то, что Никулин был единственным фронтовиком из актёров, сыгравших в фильме. Уделив на экране слишком много времени своему герою, С.Ф.Бондарчук упустил возможность создать полноценный характер из работы Никулина в роли рядового. Тем не менее, это сильная роль, однако она могла стать актерским шедевром.

Когда режиссёр А.Ю.Герман пригласил Никулина сыграть в его кинокартине по роману К.М.Симонова «Двадцать дней без войны» (1976) роль журналиста Лопатина, то встретил сильное сопротивление со стороны начальства и партии. Но всё же, кандидатура Никулина была утверждена. В результате был создан один из самых сложных и лучших кинохарактеров Никулина-актёра, использовавшего для создания образа свои фронтовые воспоминания.

Всего Никулин снялся более чем в сорока фильмах, среди неупомянутых: «Иван Рыбаков», «Самогонщики», «Человек ниоткуда», «Друг мой, Колька!», «Укрощение строптивой» (все – 1961), «Молодо-зелено» (1962), «Без страха и упрёка», «Деловые люди», «Большой фитиль» (все – 1963), «Дайте жалобную книгу», «Фантазёры» (оба – 1965), «Маленький беглец» (1966), «Семь стариков и одна девушка», «Новенькая» (оба – 1968), «Телеграмма», «Двенадцать стульев» (оба – 1971), «Точка, точка, запятая» (1972), «Приключения Травки» (1976), «Тут… недалеко» (1979), «Не хочу быть взрослым» (1982), «Чучело» (1983), «Капитан Крокус» (1991).

В 1981 году Никулин перестал работать на манеже Московского Цирка, а двумя годами позже стал его руководителем.

Указом Президента СССР от 27 декабря 1990 года за большие заслуги в развитии советского циркового искусства и активную общественную деятельность директору и художественному руководителю Московского государственного цирка на Цветном бульваре Никулину Юрию Владимировичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Всю жизнь Никулин собирал и любил рассказывать анекдоты. И это в определенном смысле тоже является отражением «цирковой» природы артиста: ведь любая клоунская реприза – это, в сущности, разыгранная короткая история с неожиданным концом, то есть, анекдот. Он опубликовал в ряде изданий популярные «анекдоты от Никулина» и выступил в 1990-х годах на телевидении в качестве ведущего юмористической передачи «Белый попугай».

Жил в городе-герое Москве. Скончался 21 августа 1997 года в больнице вследствие осложнений после операции на сердце. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награждён советскими 2 орденами Ленина (14.02.1980; 27.12.1990), орденами Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), Трудового Красного Знамени (21.02.1986), «Знак Почёта» (04.11.1967), российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (11.12.1996), медалями, в том числе «За отвагу» (18.07.1945) и «За трудовую доблесть» (9.10.1958).

Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1970, за ряд комедийных ролей в кино), премии кинофестиваля «Кинотавр» в номинации «Премия президентского Совета за творческую карьеру» (1995).

В Москве и Демидове установлены памятники Ю.В.Никулину.

Интересная жизнь хорошего человека!

Представляем вашему вниманию 12 фактов о жизни Юрия Никулина, которые вас удивят!

Юрий Никулин – великий актер, клоун, обаяние и жизнерадостность которого никого не оставляли равнодушным. Юрий Владимирович сыграл во многих по-настоящему народных кинокомедиях – «Бриллиантовая рука, «12 стульев», «Старики-разбойники», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».

Но если роли актёра все помнят наизусть, то подробности его жизни вне экрана мало кому известны. Чем в детстве увлекался Юрий Никулин? От кого он унаследовал необыкновенное чувство юмора? Как лошадь, сбившая великого комика с ног, «познакомила» его с будущей супругой?

Две войны и три медали

В 1939 году Юрий Владимирович попал на фронт: шла советско-финская война. Никулина отправили служить в зенитную батарею, которая охраняла подступы к Ленинграду. Там же застала Юрия Никулина и Великая Отечественная война: он воевал под Ленинградом вплоть до 1943 года, был ранен, госпитализирован, перенёс контузию, но вернулся на фронт в зенитный дивизион, в котором прослужил до конца войны. Никулин был награждён тремя медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».

Недостаточно талантлив

В это сложно поверить, но Юрий Никулин не смог поступить ни в один театральный институт. В приемных комиссиях говорили: «Мы не видим у Вас актерских способностей. Ваше лицо не выразительно, Вы не будете смотреться на экране». И мы бы никогда не увидели замечательных ролей выдающегося комика, если бы не его жена. Татьяна Никулина уговорила мужа откликнуться на предложение сценариста Владимира Полякова и прийти на пробы эпизодической роли в фильме «Девушка с гитарой». Так состоялся дебют в кино.


Все плохо, переделывай!

Мало кто знает, что в знаменитой комедии Гайдая «Кавказская пленница» любимой троицы «Никулин-Моргунов-Вицин» могло не быть. Юрию Владимировичу не понравился первоначальный сценарий фильма, и режиссеру пришлось переписывать его заново, лишь бы знаменитый актер остался в кадре. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что картина суперпопулярна, и веселая «троица» в ней очень кстати.


При Сталине кормили лучше!

Однажды, на съемках фильма известного режиссера Германа «Двадцать дней без войны», произошел смешной эпизод. Всей группе пришлось жить в съемочном поезде и есть в вагоне-ресторане, где висел большой портрет Сталина. Герман попросил директора ресторана убрать его, на что тот ответил категорическим отказом. Тогда режиссер пригрозил, что вагон сейчас отцепят. Директор с большой неохотой подчинился. На следующий день, после завтрака, Никулин сказал: «А при Сталине кормили лучше».


Не судьба

Юрий Владимирович Никулин верил в судьбу. Как-то у него спросили, что в его понимании значит судьба. На это любимый актер ответил в свойственной ему манере: «Для меня это ситуация, когда по одним рельсам навстречу друг другу ночью на полных парах несутся два поезда. Несутся - и всё-таки не встречаются… А знаете, почему? Не судьба…».


Игра как жизнь

В фильме Тарковского «Андрей Рублев» есть эпизод, когда героя Никулина пытают. Актер, играющий татарина, подносит к его лицу горящий факел и говорит свои слова. Огонь до лица не достает, но Никулин начинает кричать страшным голосом. «Татарин» произносит свой текст, факел горит, съемка идет, а Юрий Владимирович уже просто орет. Снимали его по пояс, и никто не видел, что горячая солярка с факела капала на босые ноги знаменитого актера.


Не было бы счастья, да несчастье помогло

С будущей женой Татьяной, дрессировщицей коней, Никулин подружился уже в больнице. Туда он попал после того как лошадь, которую тренировала Татьяна, покалечила молодого клоуна Никулина прямо на манеже. «Юра не был красавцем, но у него было такое обаяние, что, если кто попадал в круг этого обаяния, вырваться уже не мог», вспоминала позже Татьяна.


Анекдот за анекдотом

Однажды Никулин поспорил с сослуживцем на десять пачек папирос, кто больше расскажет анекдотов. Условие было такое - если соперник знает анекдот, то сразу же надо начинать другой. Едва приятель успевал произнести первую фразу, как Никулин перебивал: «Знаю!». В конце концов начал рассказывать он. И в течении двух часов травил в казарме анекдоты. Никулин не дошел еще до половины, как его признали победителем, поскольку слушатели устали смеяться, а время приближалось к утру.


Вся наша жизнь - цирк

Отец Юрия Никулина Владимир много лет писал для эстрады и цирка. Попав вместе с папой в цирковое закулисье, маленький Юра был очарован яркими костюмами, весёлыми шутками клоунов. Тогда у мальчика появилась мечта смешить людей. Вся жизнь Никулина была связана с цирком. В московском цирке на Цветном бульваре он проработал 50 лет!


Попался милиционерам

Как-то Юрия Никулина, загримированного для фильма «Деловые люди», везли с «Мосфильма» в центр города, где должна была происходить съемка эпизода. Пока ехали, Никулин стал репетировать роль. Все это происходило вечером, на улицах уже горели фонари, и когда машина подъехала к Арбату, дорогу ей внезапно преградили два черных воронка, из которых выскочила группа захвата. Дело в том, что какой-то регулировщик видел репетицию сцены и по рации сообщил об этом в органы. Но, к счастью, Никулина уже хорошо знали по фильмам, так что инцидент был исчерпан.


Ты уже здесь пятый день ошиваешься!

На съемках картины «Когда деревья были большими» Никулина не хотели пускать на съемочную площадку, которая была в мебельном магазине. Актер в гриме, переодетый, подошел к дверям магазина и хотел войти, но у дверей стоял директор этого заведения и строго спросил: «Куда?». Юрий Владимирович стал объяснять, что он артист и приехал сниматься. «Знаем мы таких артистов. Ты уже здесь пятый день ошиваешься», - ответил директор и стал звать милицию. Только вмешательство режиссера спасло будущую комедийную звезду от милицейского протокола.


Любовь без границ

Зрители любили знаменитого актера, но иногда их любовь переходила все границы. Однажды Никулину вместе со своей женой пришлось спасаться бегством от поклонников. Как-то в Набережных Челнах Юрий Владимирович согласился выступить на площади. Собралась огромная, неуправляемая толпа, способная, сама того не желая, раздавить своего кумира. Никулину и его жене пришлось вылезать в окно с другой стороны здания горисполкома, где они сидели в ожидании, когда соберутся зрители, и на машине быстро уехать.


Великий комик

Юрий Владимирович был выдающимся комедийным актером. Ведь не просто так оксфордская «Энциклопедия кино» внесла его фамилию в список «Великих комиков мира». Но, справедливости ради, надо заметить, что драматические роли ему удавались не менее блестяще.


Все мы хорошо знаем Юрия Никулина — поистине народный артист СССР!

Никулин Юрий Владимирович

  • Народный артист СССР

А ведь этот скромный и благородный человек прошёл нелёгкий жизненный путь, ведь в армии Никулин встретил Вторую мировую войну, так что он является участником и Финской, и Великой Отечественной войны.

Во время нелёгких сражений Юрию Никулину пришлось пережить и плеврит, и воспаление лёгких, и контузию... Неизгладимыми впечатлениями на всю жизнь остались воспоминания о фронте, где он увидел море крови и горя, неимоверную жестокость и безысходность. О войне Юрий Владимирович вспоминал: «Не могу сказать, что я отношусь к храбрым людям. Нет, мне бывало страшно. Все дело в том, как тот страх проявляется. С одними случались истерики — они плакали, кричали, убегали. Другие переносили внешне спокойно... Но первого убитого при мне человека невозможно забыть. Мы сидели на огневой позиции и ели из котелков. Вдруг рядом с нашим орудием разорвался снаряд, и заряжающему осколком оторвало голову. Сидит человек с ложкой в руках, пар идет из котелка, а верхняя часть головы срезана, как бритвой, начисто...» Может быть, многие не знают, а ведь Никулин был награжден медалью «За отвагу» и орденом Отечественной войны I степени . Всё это происходило с человеком, который впоследствии всю жизнь посвятит тому, чтобы рассмешить зрителя — и в театре, и в цирке, и в кино. А может как раз военные действия стали толчком к тому, чтобы радовать всех нас? Ведь если нет войны, то жизнь просто прекрасна!

Карьера Юрия Владимировича не была молниеносной, путь к известности и славе происходил с большим трудом. Мечтая сниматься в кино, Никулин поступал во Всероссийский государственный университет кинематографии, но его не взяли. Неудача ждала его и при поступлении в Государственный институт театрального искусства, также его не приняли в училище им. Щепкина при Малом театре. Лишь после недолгой попытки учиться в студии при Ногинском театре Юрий Никулин решает поступить в цирковую студию и это ему удаётся без проблем.

Только в 36 лет — в 1958 году — Никулин впервые снялся в кино, сыграв роль смешного пиротехника. А знаменитость к Никулину пришла в начале шестидесятых, когда он сыграл Балбеса в короткометражном фильме «Пес Барбос и необычный кросс». Так началась слава великого актёра, всё благодаря комедиям Леонида Гайдая... Позже Юрий Владимирович снялся во всем известных картинах — «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», а также «Бриллиантовая рука». Эльдару Рязанову удалось-таки снять Юрия Никулина в картине «Старики-разбойники»...

Юрий Никулин исполнял не только комические роли — он снимался также в исторических фильмах и фильмах о Великой Отечественной войне. Такие фильмы, как «Они сражались за Родину», «Двадцать дней без войны», «Когда деревья были большими», «Андрей Рублёв» знакомы старшему поколению. Доблесть и отвага Никулину знакомы не понаслышке — он отдавал самого себя в борьбе за Родину, сражался, как мог, так что фильмы о войне были сняты со знанием и пониманием пережитого бремени войны.

На арене цирка, на сцене театра, на съёмочной площадке — везде мы видим улыбающегося мужчину, которому всё, казалось бы, ни почём.