Проект по теме крестовые походы. Учебный проект "крестовые походы". Северные крестовые походы
Скрипкин Филипп
школа №1287 г. Москвы
План
1 Вступление
2 Начало Крестовых походов
3 1й Крестовый поход
4 2й Крестовый поход
5 3й Крестовый поход
6 4й Крестовый поход
7 5й Крестовый поход
8 6й Крестовый поход
9 7й Крестовый поход
10 8й Крестовый поход
11 Окончания Крестовых походов
12 Последствия Крестовых походов
Вступление
Крестовые походы -- военные экспедиции, имевшие в виду интересы христианской религии и церкви и направлявшиеся сначала (с конца 11 в.) на Восток против мусульман, а потом также против еретиков и языческих народов. К. п. на Востоке против мусульман тянулись непрерывно два столетия, до самого конца 13 в. Их можно рассматривать как одну из важнейших стадий той борьбы между Европой и Азией, которая началась еще в древности и не окончена до сих пор. Они стоят в одном ряду с такими фактами, как греко-персидские войны, завоевания Александра Великого на Востоке, нашествие на Европу арабов и потом османских турок. К. п. не были случайны: они были неизбежны как обусловленная духом времени форма соприкосновения двух различных миров, не разделенных естественными преградами. Результаты этого соприкосновения оказались чрезвычайно важными для Европы: в истории европейской цивилизации К. п. создали эпоху.
Противоположность между двумя мирами, азиатским и европейским, живо чувствовавшаяся и ранее, особенно обострилась с тех пор, как появление ислама создало резкую религиозную противоположность между Европой и Востоком. Столкновение обоих миров стало неизбежным, тем более, что как христианство, так и ислам одинаково считали себя призванными к господству во всем мире.
Начало Крестовых походов
Быстрые успехи ислама в первом столетии его существования грозили серьезной опасностью европейской христианской цивилизации: арабы завоевали Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, Испанию. Начало 8 столетия было для Европы критическим моментом: на Востоке арабы завоевали Малую Азию и грозили Константинополю, а на Западе пытались проникнуть за Пиренеи. Победы Льва Исавра и Карла Мартелла спасли Европу от непосредственной опасности, а дальнейшее распространение ислама было остановлено начавшимся вскоре политическим разложением мусульманского мира, который был до тех пор страшен именно своим единством. Халифат раздробился на части, враждовавшие друг с другом. Во второй половине 10 в. восточная империя, постоянно остававшаяся передовым постом Европы против Азии, получила даже возможность возвратить кое-что из потерянного ранее: Никифор II Фока завоевал у арабов Крит, часть Сирии, Антиохию. В 11 в. положение дел на Востоке вновь изменилось в неблагоприятном для христиан смысле. Византийский престол после смерти Василия II (1025) занимали слабые государи, притом беспрерывно сменявшиеся. Слабость верховной власти оказалась тем более опасной для Византии, что как раз в это время восточной империи стала грозить серьезная опасность и в Европе, и в Азии. В Передней Азии сельджукские турки совершали свое наступательное движение на Запад, приведшее к освежению и опасному сосредоточению сил ислама. Турки-сельджуки, под предводительством Шакир-бека (ум. 1059) и Тогруль-бека (ум. 1063), подчинили своей власти большую часть Ирана и Месопотамии. Сын Шакира, Алп-Арс-лан, опустошил Армению, потом значительную часть Малой Азии (1067-1070) и взял в плен, при Манцикерте, императора Романа IV Диогена (1071). Между 1070 и 1081 сельджуки отняли у египетских Фатимидрв Сирию и Палестину (Иерусалим - в 1071-73, Дамаск в 1076), а Су-лейман, сын Кутулмуша, двоюродного брата Тогруль-бека, отнял к 1081 у византийцев всю Малую Азию; Никея стала его столицей. Наконец, турки взяли и Антиохию (1085). Вновь, как в 8 в., враги были под самым Константинополем. В то же время европейские провинции империи подвергались (с 1048) непрерывным вторжениям диких печенегов и узов, которые производили страшные опустошения иногда под самыми стенами столицы. Особенно тяжелым был для империи 1091: турки, с Чахой во главе, подготовляли нападение на Константинополь с моря, а печенежская орда стояла на суше под самой столицей. Имп. Алексей Комнин не мог надеяться на успех, ведя борьбу одними своими войсками: его силы были в значительной степени исчерпаны за последние годы в войне с итальянскими норманнами, пытавшимися утвердиться и на Балканском полуострове.
На Западе к концу 11 в. целый ряд причин создал настроение и обстановку, благоприятные для призыва на борьбу с неверными, с каким обратился туда император Алексей: чрезвычайно усилилось религиозное чувство и развилось аскетическое настроение, находившее себе выражение во всякого рода духовных подвигах, между прочим и в многочисленных паломничествах. Особенно много паломников издавна направлялось в Палестину, ко Гробу Господню: в 1064, напр., архиепископ майнцский Зигфрид отправился в Палестину с семитысячной толпой пилигримов. Арабы не препятствовали таким паломничествам, но христианское чувство иногда сильно оскорблялось проявлениями мусульманского фанатизма: так, фатимидский халиф Хаким велел в 1010 разрушить храм св. Гроба. Уже тогда, под впечатлением этого события, папа Сергий IV проповедовал священную воину, но безуспешно (впрочем, по смерти Хакима разрушенные храмы были восстановлены). Утверждение в Палестине турок сделало паломничества христиан гораздо более трудными, дорогими и опасными: пилигримам гораздо чаще приходилось становиться жертвами мусульманского фанатизма. Рассказы возвращавшихся пилигримов развивали в религиозно настроенных массах западного христианства чувство скорби о печальной участи св. мест и
сильное негодование против неверных. Кроме религиозного одушевления, были и другие мотивы, могущественно действовавшие в том же направлении. В 11 в. еще не совсем заглохла страсть к передвижениям, составлявшая как бы последние отголоски великого переселения народов (норманны, их передвижения). Утверждение феодального строя создавало в рыцарском классе значительный контингент лиц, не находивших на родине приложения своим силам (напр., младшие члены баронских семей) и готовых идти туда, где была надежда найти что-нибудь лучшее. Тягостные социально-экономические условия увлекали в К. п. множество людей из низших слоев общества. В некоторых странах Запада (напр., во Франции, которая давала наибольший контингент крестоносцев) в 11 в. положение народных масс стало еще более невыносимым вследствие целого ряда стихийных бедствий: наводнений, неурожаев, повальных болезней. Богатые торговые города Италии готовя были поддерживать крестоносные предприятия в надежде на значительные торговые выгоды от утверждения христиан на Востоке. Папство» только что усилившее аскетической реформой свой нравственный авторитет на всем Западе и усвоившее себе идею единого царства Божия на земле, не могло не откликнуться на призыв, обращенный к нему из Константинополя, в надежде стать во главе движения и, может быть, получить духовную власть на Востоке. Наконец, западные христиане давно были возбуждены против мусульман борьбой с ними в Испании, Италии и Сицилии: для всей южной Европы мусульмане были хорошо знакомым, наследственным врагом. Все это способствовало успеху обращения Алексея Комнина, который уже около 1089 находился в сношениях с папой Урбаном II и готов был, по-видимому, положить конец церковному раздору, чтобы получить помощь от латинского Запада. Зашла речь о соборе в Константинополе для этой цели; папа освободил Алексея от отлучения, до тех пор лежавшего на нем как на схизматике. Когда в 1091 папа находился в Кампании, при нем были послы Алексея. В марте 1095 папа еще раз выслушал послов Алексея (на соборе в Пьяченце), а осенью того же года был созван собор в Клермоне (во Франции, в Оверни). В уме папы Урбана II мысль о помощи Византии приняла ту форму, которая особенно должна была прийтись по душе массам. В речи, которую он произнес в Клермоне, политический элемент был отодвинут на задний план перед элементом религиозным: Урбан II проповедовал поход для освобождения от неверных Святой Земли и Гроба Господня. Речь папы в Клермоне (24 ноября 1095) имела громадный успех: многие тут же дали обет идти против неверных и нашили себе на плечо кресты, отчего и получили название «крестоносцев», а походы - «крестовых». Так дан был толчок движению, которому суждено было остановиться лишь два столетия спустя.
Пока на Западе зрела мысль о К. п., император Алексей освободился от опасности, вынудившей его искать помощи на Западе. В 1091 он истребил печенежскую орду при помощи половецких ханов Тугоркана и Боняка; морское предприятие Чахи также кончилось неудачно (Чаха вскоре был убит по приказанию никейского султана). Наконец, Алексею удалось в 1094-95 освободиться и от опасности, грозившей ему со стороны его недавних союзников - половцев. Непосредственная опасность для Византии прошла как раз в то время, как с Запада стали прибывать массы первых крестоносцев, на которые Алексей смотрел теперь с тревогой. Помощь Запада принимала слишком широкие размеры; она могла грозить самой Византии ввиду вражды между латинским Западом и греческим Востоком.
Проповедь К. п. имела на Западе необыкновенный успех. Во главе движения встала церковь: папа назначил своим легатом при крестоносном войске епископа Адемара де Пюи, который одним из первых принял в Клермоне крест. Принявшие крест, как пилигримы, принимались церковью под ее покровительство. Кредиторы не могли требовать с них долгов во время их путешествия; захватывавшие их имущество отлучались от церкви; всем крестоносцам, которые шли в Св. Землю, побуждаемые к тому благочестием, а не стремлением к приобретению почестей или богатства, отпускались грехи. Уже зимой с 1095 на 1096 собрались большие массы плохо или почти вовсе не вооруженных крестоносцев из беднейших классов. Во главе их встали Петр Пустынник и Вальтер Голяк. Часть этой толпы достигла Константинополя, но многие погибли раньше. Греки переправили крестоносцев в Азию, где они почти все были истреблены сельджуками.
1й Крестовый поход
Несколько позднее начался настоящий 1 -и крестовый поход. Во главе многочисленного и хорошо вооруженного ополчения находились Раймунд, граф Тулузский (он вел войска из южной Франции и к нему примкнул папский легат), Гуго Вермандуа (брат французского короля Филиппа I), граф Стефан Блуаский и Шартрский, герцог Роберт Нормандский, граф Роберт II Фландрский, Готфрид Бульонский, герцог Нижней Лотарингии, с братьями Евстахием и Балдуином и племянником Балдуином Младшим, наконец Боэмунд Тарентский (сын Роберта Гвискара) с племянником Танкредом. Число крестоносцев, собравшихся разными путями в Константинополе, доходило, вероятно, тысяч до 300. В Константинополе большая часть крестоносных вождей признали свои будущие завоевания как части восточной империи в ленной зависимости от Алексея и дали ему соответствующую присягу. Алексею было нелегко добиться этого: он был вынужден даже прибегнуть к вооруженной силе (так он принудил к присяге Готфрида Бульонского).
В апреле 1097 крестоносцы перешли Босфор. Вскоре византийцам сдалась Никея, а 1 июля крестоносцы разбили при Дорилее султана Килидж-Арслана и этим проложили себе путь через Малую Азию. Двигаясь далее, крестоносцы нашли себе драгоценных союзников против турок в князьях Малой Армении, которых они стали всячески поддерживать. Балдуин, отделившись от главного войска, утвердился в Эдессе. Для крестоносцев это было очень важно ввиду положения города, который составлял с тех пор их крайний восточный форпост. В октябре 1097 крестоносцы осадили Антиохию, которую им удалось взять лишь в июне следующего года. В Антиохии крестоносцы в свою очередь были осаждены эмиром мосульским Кербугой и, терпя голод, подвергались большой опасности; им удалось, однако, выйти из города и разбить Кербугу. После продолжительной распри с Раймундом Антиохией завладел Боэмунд, которому удалось еще до ее падения вынудить у остальных крестоносных вождей согласие на передачу ему этого важного города. Пока шли споры из-за Антиохии, в войске, недовольном промедлением, произошло волнение, которое заставило князей, прекратив распри, двинуться далее. То же повторялось и потом: в то время, как войско рвалось к Иерусалиму, вожди спорили из-за каждого взятого города. 7 июня 1099 перед глазами крестоносцев открылся, наконец, святой город, а 15 июля они взяли его, произведя страшную резню среди мусульман. Власть в Иерусалиме получил Готфрид Бульонский. Разбив под Аска-лоном египетское войско, он обеспечил на некоторое время с этой стороны завоевания крестоносцев. После смерти Готфрида королем иерусалимским стал Балдуин Старший, передавший Эдессу Балдуину Младшему.
В 1101 в Малую Азию явилось второе большое крестоносное войско из Ломбардии, Германии и Франции, во главе которого шло много знатных и богатых рыцарей; но большая часть этого войска была истреблена соединенными силами нескольких эмиров. Между тем крестоносцы, утвердившиеся в Сирии (число их увеличивалось новыми пилигримами, прибывавшими почти непрерывно), должны были вести тяжелую борьбу с соседними мусульманскими владетелями. Боэмунд был взят одним из них в плен и выкуплен армянами. Кроме того, крестоносцы уже с весны 1099 вели войну с греками из-за приморских городов. В Малой Азии византийцам удалось возвратить себе значительную территорию: их успехи могли быть здесь еще значительнее, если бы они не тратили своих сил в борьбе с крестоносцами из-за отдаленных сирийских и киликий-ских областей. Наконец, с самого начала шла борьба и между самими крестоносцами из-за обладания разными городами. Значительную поддержку иерусалимскому королевству оказали образовавшиеся вскоре духовно-рыцарские ордена тамплиеров и госпиталитов (иоаннитов). Серьезная опасность стала грозить крестоносцам, когда власть в Мосуле получил (1127) Имад эд-дин Зенки. Он соединил под своей властью несколько мусульманских владений, лежавших около владений крестоносцев, и образовал обширное и сильное государство, обнимавшее почти всю Месопотамию и значительную часть Сирии. В 1144 он взял Эдессу, несмотря на геройское сопротивление.
Весть об этом бедствии вновь вызвала большое волнение на Западе, выразившееся во 2-м крестовом походе.
2й Крестовый поход
Проповедь Бернарда Клервосского подняла прежде всего массу французских рыцарей, во главе которых встал король Людовик VII; потом Бернарду удалось привлечь к К. п. и германского имп. Конрада III. С Конрадом пошли его племянник Фридрих Швабский и много германских князей. Конрад сухим путем (через Венгрию) прибыл в Константинополь, в середине сентября 1147 переправил войска в Азию, но после столкновения с сельджуками при Дорилее вернулся к морю. Французы, напуганные неудачей Конрада, пошли вдоль западного берега Малой Азии; потом король и знатные крестоносцы на кораблях отплыли в Сирию, куда и прибыли в марте 1148. Остальные крестоносцы хотели пробиться сухим путем и по большей части погибли. В апреле прибыл в Акку Конрад; но осада Дамаска, предпринятая вместе с иерусалимцами, шла неудачно вследствие эгоистической и недальновидной политики последних. Тогда Конрад, а осенью следующего года и Людовик VII возвратились на родину. Эдесса, взятая было по смерти Имад эд-дина Зенки христианами, но вскоре опять отнятая у них его сыном Нуреддином, теперь была уже навсегда потеряна для крестоносцев.
Последующие четыре десятилетия были тяжелым временем для христиан на Востоке. В 1176 византийский император Мануил потерпел страшное поражение от сельджукских турок при Мириокефале. Нуреддин овладел землями, лежавшими на северо-восток от Антиохии, взял Дамаск и стал близким и крайне опасным соседом для крестоносцев. Его полководец Ширку (курдского происхождения) утвердился в Египте. Крестоносцы как бы кольцом были окружены врагами. По смерти Ширку звание визиря и власть над Египтом перешла к его знаменитому племяннику Саладину, сыну Айюба. Саладин (собственно Юсуф ибн Айюб Салах-ад-дин) по смерти халифа правил страной неограниченно, признавая лишь номинально верховную власть Нуреддина. По смерти последнего (1174) Саладин подчинил себе Дамаск, всю мусульманскую Сирию, большую часть Месопотамии и принял титул султана. В июле 1187 он взял Тивериаду и нанес христианам, занявшим высоты Хиттина (около Тивериады), страшное поражение. Король иерусалимский Гвидо Лузиньян, его брат Амаль-рих и множество рыцарей попали в плен. Саладин овладел затем Аккой, Бейрутом, Сидоном, Кесарией, Аскалоном и другими городами; 2 октября его войска вступили в Иерусалим. Только под Тиром, который защищал Конрад Монферратский, Саладин потерпел неудачу. Во власти крестоносцев остались лишь Тир, Триполи и Антиохия.
Между тем король Гвидо, освободившись из плена, двинулся на завоевание Акки. Успехи Саладина вызвали новое движение на Западе, приведшее к большому 3-му крестовому походу.
3й Крестовый поход
Прежде других двинулись флоты ломбардцев, тосканцев и генуэзцев. Император Фридрих I Барбаросса повел большую армию (тысяч в сто). Между крестоносцами и греками не обошлось и теперь без враждебных действий: греки даже заключили союз с Саладином. В марте 1190 войска Фридриха переправились в Азию, двинулись на юго-восток и после страшных лишений пробились через всю Малую Азию; но вскоре после перехода через Тавр император утонул в р. Салефе. Часть его войска разошлась, многие погибли, остальных герцог Фридрих привел в Антиохию, а потом к Акке. В январе 1191 он умер от моровой язвы. Весной прибыли короли французский (Филипп II Август) и английский (Ричард Львиное Сердце) и герцог Леопольд Австрийский. По дороге Ричард Львиное Сердце победил императора Кипра, Исаака Комнина, который вынужден был сдаться; его заключили в сирийский замок, где держали до смерти, а Кипр попал во власть крестоносцев. Осада Акки шла плохо вследствие раздоров между французским и английским королями, а также между Гвидо Лузиньянским и маркграфом Конрадом Монферратским. Только 12 июля 1191 Акка сдалась после почти двухлетней осады. Конрад и Гвидо примирились уже после взятия Акки; первый был признан наследником Гвидо и получил Тир, Бейрут и Сидон. Вскоре после этого отплыл на родину Филипп II, с частью французских рыцарей, но Гуго Бургундский, Генрих Шампанский и много других знатных крестоносцев остались в Сирии. И после взятия Акки крестоносцы действовали вяло и не решались напасть на Иерусалим. Наконец, в сентябре 1192 было заключено перемирие с Саладином: Иерусалим остался во власти мусульман, христианам было лишь позволено посещать св. город. После этого отплыл в Европу король Ричард. Обстоятельством, несколько облегчившим положение крестоносцев, была последовавшая в марте 1193 смерть Саладина: разделение его владений между его многочисленными сыновьями стало источником междоусобий среди мусульман. Вскоре, впрочем, выдвинулся брат Саладина, аль-Маликаль-Адиль, который овладел Египтом, южной Сирией и Месопотамией и принял титул султана.
После неудачи третьего крестового похода в Св. Землю стал собираться император Генрих VI, принявший крест в мае 1195; но он умер в сентябре 1197. Некоторые отряды крестоносцев, отправившиеся ранее, все-таки прибыли в Акку. Несколько ранее императора умер Генрих Шампанский, который был женат на вдове Конрада Монферратского и носил поэтому иерусалимскую корону. Королем выбран был теперь Амальрих Кипрский (брат Гвидо Лузиньянского), женившийся на вдове Генриха. Между тем военные действия в Сирии шли неудачно: значительная часть крестоносцев вернулась на родину. Около этого времени немецкое госпитальное братство св. Марии, основанное во время 3-го К. п., было преобразовано в Тевтонский духовно-рыцарский орден. Вскоре папа Иннокентий III стал проповедовать новый, 4-й крестовый поход.
4й Крестовый поход
Пламенный проповедник Фулько из Нейи уговорил принять крест графа Тибо Шампанского, Людовика Блуаского и Шартрского, Симона Монфортского и многих рыцарей. Кроме того, дали обет идти в Св. Землю граф Балдуин Фландрский и его братья Евстахий и Генрих. Граф Тибо вскоре умер, но в К. п. принял участие еще Бонифаций Монферратский.
В то время как крестоносцы собирались отплыть в Египет, летом 1201 в Италию прибыл царевич Алексей, сын низложенного и ослепленного в 1195 византийского императора Исаака Ангела. Он просил у папы и Гогенштауфенов помощи против своего дяди, узурпатора Алексея III. Филипп Швабский был женат на сестре царевича Алексея, Ирине, и поддержал его просьбу. Вмешательство в дела Византийской империи обещало большие выгоды венецианцам; поэтому дож Энрико Дандрло также стал на сторону Алексея, обещавшего крестоносцам щедрое вознаграждение за помощь. Крестоносцы, взяв в ноябре 1202 для венецианцев город Зару (взамен недоплаченных денег за перевоз), отплыли на Восток, летом 1203 высадились на берегу Босфора и стали штурмовать Перу. После нескольких неудач имп. Алексей III бежал, и слепой Исаак был снова провозглашен императором, а его сын - соправителем. Вскоре начались раздоры между крестоносцами и Алексеем, который не был в состоянии исполнить своих обещаний. Уже в ноябре того же года это привело к враждебным действиям. 25 января 1204 новая революция в Константинополе низвергла Алексея IV и возвела на престол Алексея V (Мурзуфла). Народ был недоволен новыми налогами и отобранием церковных сокровищ для уплаты крестоносцам условленного вознаграждения. Исаак умер; Алексей IV и выбранный было императором Канабус были задушены по приказанию Мурзуфла. Война с франками шла неудачно и при новом императоре; 12 апреля 1204 крестоносцы взяли Константинополь, при этом погибло множество памятников искусства. Алексей V и Феодор Ласкарис, зять Алексея III, бежали (последний - в Никею, где и утвердился), а победители образовали Латинскую империю. Для Сирии ближайшим следствием этого события было отвлечение оттуда западных рыцарей. Кроме того, могущество франков в Сирии ослаблялось еще борьбой между Боэмундом Антиохийским и Львом Армянским. В апреле 1205 умер иерусалимский король Амальрих; Кипр получил его
сын Гуго, а иерусалимскую корону наследовала Мария Иоланта, дочь маркграфа Конрада Монферратского и Елизаветы. За ее малолетством правил Иоанн Ибелин. В 1210 Марию Иоланту выдали замуж за храброго Иоанна Бриеннского. С мусульманами крестоносцы жили в это время большей частью в мире, который был очень выгоден аль-Малику аль-Адилу: благодаря ему он укрепил свою власть в Передней Азии и Египте.
В Европе успех 4-го К. п. вновь оживил крестоносное рвение. К 1212 относится крестовый поход детей. Во Франции явился проповедником какой-то мальчик, пастух Этьен. Религиозная экзальтация собрала вокруг него толпу детей и взрослых. Крестоносцы сели в Марселе на корабли и частью погибли от бури, частью же, как говорят, детей продали в Египет в рабство. Подобное движение охватило и Германию, где мальчик Николай собрал толпу детей тысяч в 20. Большая часть их погибла или рассеялась по дороге (особенно много погибло их в Альпах), но некоторые дошли до Бриндизи, откуда должны были вернуться; большая часть их также погибла.
5й Крестовый поход
Между тем на новый призыв Иннокентия III отозвались английский король Иоанн, венгерский Андрей II и, наконец, Фридрих II Гогенштауфен, принявший крест в июле 1215. Начало похода назначено было на 1 июня 1217. Дело Иннокентия III (умер в июле 1216) продолжал Гонорий III. Хотя Фридрих II отложил поход, а Иоанн английский умер, все-таки в 1217 в Св. Землю отправились значительные отряды крестоносцев, с Андреем II венгерским, герцогом Леопольдом VI австрийским и Оттоном Меранским во главе. Военные действия шли вяло, и в 1218 король Андрей вернулся домой. Вскоре в Св. Землю прибыли новые отряды крестоносцев под предводительством Георга Видского и Вильгельма Голландского (на пути часть их помогала христианам в борьбе с маврами в Португалии). Крестоносцы решили напасть на Египет, который был в то время главным центром мусульманского могущества в Передней Азии. Сын аль-Адила, Малик-аль-Камиль (аль-Адил умер в 1218), предложил чрезвычайно выгодный мир: он соглашался даже на возвращение Иерусалима христианам. Это предложение было отвергнуто крестоносцами. В ноябре 1219, после более чем годовой осады, крестоносцы взяли Дамиетту. Удаление из лагеря крестоносцев Леопольда и короля Иоанна Бриеннского отчасти было возмещено прибытием в Египет Людовика Баварского с немцами. Часть крестоносцев, убежденная папским легатом Пе-лагием, двинулась к Мансуре, но поход окончился полной неудачей, и крестоносцы заключили в 1221 с аль-Камилем мир, по которому получили свободное отступление, но обязались очистить Дамиетту и вообще Египет.
Между тем на Изабелле, дочери Марии Иоланты и Иоанна Бриеннского, женился Фридрих II Гогенштауфен. Он обязался перед папой начать К. п. в августе 1227 и действительно отправил в Сирию флот с герцогом Генрихом Лимбургским во главе; в сентябре он отплыл и сам, но должен был вскоре вернуться на берег вследствие серьезной болезни. Принявший участие в этом походе ландграф Людвиг Тюрингенский умер почти тотчас после высадки в Отранто. Папа Григорий IX не принял в уважение объяснений Фридриха и произнес над ним отлучение за то, что он не исполнил в назначенный срок своего обета. Началась крайне вредная для интересов Св. Земли борьба между императором и папой.
6й Крестовый поход
В июне 1228 Фридрих наконец отплыл в Сирию, но это не примирило с ним папу: Григорий говорил, что Фридрих (все еще отлученный) едет в Св. Землю не как крестоносец, а как пират. В Св. Земле Фридрих восстановил укрепления Иоппии и в феврале 1229 заключил договор с аль-Камилем: султан уступил ему Иерусалим, Вифлеем, Назарет и некоторые другие места, за что император обязался помогать аль-Камилю против его врагов. В марте 1229 Фридрих вступил в Иерусалим, а в мае отплыл из Св. Земли. После удаления Фридриха его враги стали стремиться к ослаблению власти Гогенштауфенов как на Кипре, бывшем со времен императора Генриха VI леном империи, так и в Сирии. Эти раздоры очень невыгодно отражались на ходе борьбы христиан с мусульманами. Облегчение крестоносцам принесли лишь раздоры наследников аль-Камиля, умершего в 1238. Осенью 1239 в Акку прибыли Тибо Наваррский, герцог Гуго Бургундский, граф Петр Бретанский, Амальрих Монфортский и другие. И теперь крестоносцы действовали несогласно и опрометчиво и потерпели поражение: Амальрих был взят в плен. Иерусалим снова попал на некоторое время в руки одного айюбидского владетеля. Союз крестоносцев с эмиром Измаилом дамасским повел к войне их с египтянами, которые разбили их при Аскалоне. После этого многие крестоносцы покинули Св. Землю. Прибывшему в Св. Землю в 1240 графу Ричарду Корнуэллскому (брат английского короля Генриха III) удалось заключить выгодный мир с Айюбом (Ассали Айюб) египетским. Между тем раздоры среди христиан продолжались; бароны, враждебные Гогенштауфенам, передали власть над иерусалимским королевством Алисе Кипрской, тогда как законным королем был сын Фридриха II Конрад. После смерти Алисы власть перешла к ее сыну Генриху Кипрскому. Новый союз христиан с мусульманскими врагами Айюба привел к тому, что Айюб призвал к себе на помощь турок ховарезмейцев, которые взяли в сентябре 1244 незадолго перед тем возвращенный христианам Иерусалим и страшно опустошили его. С тех пор св. город был навсегда потерян для крестоносцев. После нового поражения христиан и их союзников Айюб взад Дамаск и Аскалон. Антиохийцы и армяне должны были в то же время обязаться платить дань монголам.
На Западе крестоносное рвение остывало вследствие неудачного исхода последних К. п. и вследствие образа действия пап, которые тратили на борьбу с Гогенштауфенами деньги, собранные на К. п., и заявляли, что помощью св. престолу против императора можно освободиться от данного раньше обета идти в Св. Землю. Впрочем, проповедь К. п. в Палестину продолжалась по-прежнему и привела к 7-му крестовому походу.
7й Крестовый поход
Прежде других крест принял Людовик IX Французский: во время опасной болезни он дал обет идти в Св. Землю. С ним пошли его братья Роберт, Альфонс и Карл, герцог Гуго Бургундский, граф Вильгельм Фландрский, граф Петр Бретанский, сенешаль шампанский Жан Жуанвиль (известный историк этого похода) и многие другие. Летом 1249 король высадился в Египте. Христиане заняли Дамиетту, а в декабре достигая Мансуры, В феврале следующего года Роберт, опрометчиво ворвавшись в этот город, погиб; несколько дней спустя мусульмане едва не взяли христианский лагерь. Когда в Мавсуру прибыл новый султан (Айюб умер в конце 1249), египтяне отрезали крестоносцам отступление; в христианском лагере открылись голод и моровая язва. В апреле мусульмане нанесли крестоносцам полное поражение; сам король был взят в плен и купил свободу возвращением Дамиетты и уплатой громадной суммы (убиение мамелюками, под начальством Бибареа, султана Туранши не изменило положения дел). Большая часть крестоносцев возвратилась на родину; Людовик пробыл в Св. Земле еще четыре года, но не мог добиться никаких серьезных результатов. В среде христиан, несмотря на крайне опасное положение, продолжались бесконечные распри: тамплиеры враждовали с иоаннитами, генуэзцы - с венецианцами и пизанцами (из-за торгового соперничества). Некоторую выгоду крестоносцы извлекли лишь из борьбы между появившимися в Передней Азии монголами и мусульманами; но в 1260 султан Зейфедцин Котус нанес монголам уничтожающее поражение при Айн Джалуте и овладел Дамаском и Галебом. Когда, после убиения Котуса, султаном стал предводитель мамелюков Бибарс, положение христиан стало безнадежным. Прежде всего Бибарс обратился против Боэмунда Антиохийского; в 1265 он взял Цезарею, Арзуф, Сафед, разбил армян. В 1268 в его руки попала Антиохия, которой христиане владели 170 лет.
8й Крестовый поход
Между тем Людовик IX снова принял крест. Его примеру последовали его сыновья Филипп, Иоанн Тристан и Петр Алансонский, граф Пуатье, граф Артуа (сын погибшего в Мансуре Роберта Артуа), король Тибо Наваррский и другие. Кроме того, обещали идти в поход Карл Анжуйский и сыновья английского короля Генриха III, Эдуард л Эдмунд. В июле 1270 Людовик отплыл из Эгморта. В Кальяри решено было начать поход завоеванием Туниса, что было бы выгодно для Карла Анжуйского (брата Людовика Святого), но не для христианского дела в Св. Земле. Под Тунисом среди крестоносцев открылся мор: умер Иоанн Тристан, потом папский легат и наконец (25 августа 1270) сам Людовик IX. После прибытия Карла Анжуйского был заключен с мусульманами мир, выгодный для Карла. Крестоносцы покинули Африку и часть их отплыла в Сирию, куда в 1271 прибыли также англичане. Бибарс продолжал одерживать верх над христианами, взял несколько городов, но попытка его завоевать Кипр не удалась. Он заключил с христианами перемирие на 10 лет и 10 дней и занялся борьбой с монголами и армянами. Преемник Боэмунда VI, Боэмунд VII Трипольский, платил ему дань. Папа Григорий X старался, но без успеха, организовать новый К. п. Обещали идти в Св. Землю многие (в том числе Рудольф Габсбургский, Филипп Французский, Эдуард Английский, Иаков Арагонский и другие), но никто не исполнил обещания. В 1277 умер Бибарс и началась борьба за его наследство. Неурядицы шли и среди христиан. В 1267, со смертью короля иерусалимского Гуго II (сын Генриха I Кипрского), прекратилась мужская линия Лузинъянов; власть перешла к Гуго III, принцу антиохийскому. Мария Антиохийская, считая себя наследницей иерусалимской короны, уступила свои притязания Карлу Анжуйскому, который овладел Аккой и требовал, чтобы его признали королем. Гуго III умер в 1284; на Кипре ему наследовал его сын Иоанн, но он умер уже в 1285. Брат его Генрих II изгнал из Акки сицилийцев и получил короны кипрскую и иерусалимскую.
Окончания Крестовых походов.
Между тем возобновились враждебные действия против мусульман. Султан Келаун взял Маркаб, Маракию, Лаодикею, Триполи (Боэмунд VII умер в 1287). Крестоносная проповедь не производила более на Западе прежнего действия: Запад под влиянием самих К. п. потерял веру в возможность дальнейшей успешной борьбы с исламом; прежнее религиозное настроение ослабевало, развивались светские стремления, возникали новые интересы. Сын Келауна, Малик-аль-Ашраф, взял Акку (18 мая 1291). Король Генрих покинул осажденный город и отплыл на Кипр. После Акки пали Тир, Сидон, Бейрут, Тортоза; христиане потеряли все свои завоевания на сирийском берегу. Масса крестоносцев погибла, остальные выселились, преимущественно на Кипр. На Кипр удалились после падения Акки и иоанниты. Тамплиеры перебрались сначала также на Кипр, потом во Францию; Тевтонский орден нашел себе еще ранее новое поле действия на севере, среди пруссов.
Мысль о возвращении Св. Земли не была, однако, окончательно оставлена на Западе. В 1312 папа Климент V проповедовал крестовый поход на Вьеннском соборе. Несколько государей дали обещание идти в Святую Землю, но никто не пошел. Несколько лет спустя венецианец Марино Сануто составил проект крестового похода и представил его папе Иоанну XXII; но время
К. п. прошло безвозвратно. Кипрское королевство, подкрепленное бежавшими туда франками, долго еще сохраняло свою независимость. Один из его королей, Петр I (1359-69), объехал всю Европу с целью поднять К. п. Ему удалось завоевать и ограбить Александрию, но удержать ее за собой он не мог. Окончательно ослабили Кипр войны с Генуей, и после смерти короля Иакова II остров попал в руки Венеции: вдова Иакова, венецианка Катерина Корнаро, по смерти мужа и сына вынуждена была уступить Кипр своему родному городу (1489). Республика св. Марка владела островом почти целое столетие, пока его не отняли у нее турки. Армения, судьба которой со времени первого К. п. была тесно связана с судьбой крестоносцев, отстаивала свою независимость до 1374, когда мамелюкский султан Ашраф подчинил ее своей власти. Когда османские турки утвердились в Малой Азии, перенесли свои завоевания в Европу и стали грозить христианскому миру серьезной опасностью, Запад пытался организовать К. п. и против них. Так, например, в 1396 собралось значительное крестоносное войско под предводительством венгерского короля Сигизмунда, графа Иоанна Неверского и других; но при Никополе турки нанесли ему страшное поражение. Тот же характер носил поход, окончившийся гибелью польского короля Владислава под Варной. В общем, проповедь папами К. п. для оказания помощи погибавшей восточной империи не находила на Западе сочувствия, и Константинополь пал. Последним крестовым походом против турок можно считать войну 1683. На Западе К. п. направлялись против мусульман Иберийского полуострова, против язычников - вендов, пруссов, ливов и эстов, против еретиков - например, против альбигойцев и гуситов,- и против православных (К. п. шведов, под начальством Биргера, при Александре Невском).
В числе причин неудачного исхода К. п. в Св. Землю на первом плане стоит феодальный характер крестоносных ополчений и основанных крестоносцами государств. Для успешного ведения борьбы с мусульманами требовалось единство действия; между тем крестоносцы приносили с собой на Восток феодальное раздробление и разъединение. Слабая вассальная зависимость, в которой крестоносные владетели находились от иерусалимского короля, не давала ему действительной власти, какая нужна была здесь, на границе мусульманского мира. Крупнейшие князья (эдесский, трипольский, антиохийский) были совершенно независимы от иерусалимского короля. Нравственные недостатки крестоносцев, эгоизм их вождей, стремившихся к созданию себе на Востоке особых княжеств и к расширению их за счет соседей, делали их неспособными подчинять свои узкие личные мотивы более высоким целям (бывали, конечно, и исключения). К этому уже с самого начала присоединились почти постоянные распри с Византийской империей: две главных христианских силы на Востоке истощались во взаимной борьбе. Такое же влияние на ход К. п. оказало и соперничество между папами и императорами. Далее, важное значение имело то обстоятельство, что владения крестоносцев занимали лишь узкую прибрежную полосу, слишком незначительную, чтобы они могли без посторонней поддержки успешно бороться с окружающим мусульманским миром. Поэтому главным источником сил и средств сирийских христиан была Зап. Европа, а она лежала далеко и переселение оттуда в Сирию не было достаточно большим, так как большинство крестоносцев, исполнив обет, возвращались домой. Наконец, успеху дела крестоносцев вредило вероисповедное различие между крестоносцами и местным населением.
Последствия Крестовых походов
К. п. имели важные последствия для всей Европы. Неблагоприятным их результатом было ослабление восточной империи, отдавшее ее во власть турок, а также гибель бесчисленного количества людей, занесение крестоносцами в Западную Европу жестоких восточных наказаний и грубых суеверий, преследования евреев и т.п. Но гораздо значительнее были благотворные последствия для Европы. Для Востока и ислама К. п. далеко не имели того значения, какое принадлежит им в истории Европы: они изменили весьма немногое в культуре мусульманских народов и в государственном и общественном их строе. К. п. несомненно оказали известное влияние (которого, однако, не следует преувеличивать) на политический и общественный строй Западной Европы: они содействовали падению в ней средневековых форм. Численное ослабление рыцарского класса, являвшееся следствием отлива рыцарей на Восток, продолжавшегося почти непрерывно в течение двух столетий, облегчало королевской власти борьбу с оставшимися на родине представителями феодальной аристократии. Небывалое дотоле развитие торговых отношений содействовало обогащению и усилению городского класса, который в средние века был опорой королевской власти и врагом феодалов. К. п. впервые соединили в одном деле все общественные классы и все народы Европы и пробуждали в них сознание единства. С другой стороны, приводя в близкое соприкосновение различные народы Зап. Европы, К. п. помогали им уяснять свои национальные особенности. Приведя западных христиан в близкое соприкосновение с иноплеменными и иноверными народами Востока (греками, арабами, турками и т.д.), К. п. содействовали ослаблению племенных и религиозных предрассудков. Близко ознакомившись с культурой Востока, с материальной обстановкой, нравами и религией мусульман, крестоносцы начинали ценить и уважать своих противников. Те, кого они сначала считали полудикими варварами и грубыми язычниками, оказывались в культурном отношении выше самих крестоносцев. К. п. наложили неизгладимый отпечаток на рыцарский класс: война, служившая ранее феодалам лишь средством к достижению эгоистических целей, в К. п. получила новый характер: рыцари проливали свою кровь из-за идеальных, религиозных побуждений. Идеал рыцаря как борца за высшие интересы, борца за правду и за религию образовался именно под влиянием К. п.
Самым важным следствием К. п. было культурное влияние Востока на Зап. Европу. Из соприкосновения на Востоке западноевропейской культуры с византийской и особенно с мусульманской проистекали чрезвычайно благотворные последствия для первой. Мореплавание достигло во время К, п. небывалого развития: большая часть крестоносцев отправлялась в Св. Землю морем; морским же путем велась и почти вся обширная торговля между Зап. Европой и Востоком. Главными деятелями в этой торговле являлись итальянские купцы из Венеции, Генуи, Пизы, Амальфи и других городов. Оживленные торговые сношения приносили в Зап. Европу множество денег, а это, вместе с развитием торговли, приводило к упадку на Западе форм натурального хозяйства и содействовало тому экономическому перевороту, который замечается в конце средних веков. Отношения с Востоком приносили на Запад много полезных предметов, до тех пор или вовсе там неизвестных, или же бывших редкими и дорогими. Так были перенесены с Востока рожковое дерево, шафран, абрикос, лимон, фисташки (самые слова, обозначающие многие из этих растений, - арабские). В обширных размерах стал ввозиться сахар, вошли в широкое употребление рис и маис. В значительном количестве ввозились также произведения высоко развитой восточной промышленности - бумажные материи, ситец, кисея, дорогие шелковые ткани (атлас, бархат), ковры, ювелирные изделия, краски и т.п. Знакомство с этими предметами и со способом их изготовления повело к развитию и на Западе подобных же отраслей промышленности (во Франции тех, кто изготовлял ковры по восточным образцам, называли «сарацинами»). С Востока заимствовано было много предметов одеяния и домашнего комфорта, которые носят в самих названиях (арабских) доказательства своего происхождения (юбка, бурнус, альков, софа), некоторые предметы вооружения (арбалет) и т.п. Значительное количество восточных, преимущественно арабских, слов, вошедших в эпоху К. п. в западные языки, указывает обыкновенно на заимствование того, что обозначается этими словами. Таковы (кроме указанных выше) итал. dogana, франц. douane - таможня; адмирал, талисман и др. К. п. познакомили зап. ученых с арабской и греческой наукой (напр., с Аристотелем). Особенно много приобретений сделала в это время география: Запад близко ознакомился с целым рядом стран, мало известных ранее. Значительные успехи сделали тогда также математика, астрономия, науки естественные, медицина, языкознание, история. В европейском искусстве с эпохи К. п. замечается известное влияние искусства византийского и мусульманского. Такие заимствования можно проследить в архитектуре (подковообразные и сложные арки, арки в форме трилистника и остроконечные, плоские крыши), в скульптуре («арабеский- само название указывает на заимствование от арабов), в художественных ремеслах. Поэзии, духовной и светской, К. п. дали богатый материал; они познакомили европейцев с сокровищами поэтического творчества Востока, откуда перешло на Запад много поэтического материала, много новых сюжетов. Ближе ознакомив Запад с новой культурой, сделав для него доступными сокровища мысли и художественного творчества греков и мусульман, развив мирские вкусы и взгляды, К. п. подготовляли т.н. Возрождение, которое хронологически непосредственно примыкает к ним.
Список использованной литературы:
1. Христианство: энциклопедический словарь. Том 1
2. Христианство: энциклопедический словарь. Том 2
3. Дж. Норт: История церкви
Скрипкин ФилиппСлайд 1
КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ
Слайд 2
Выступление папы Урбана II на Клермонском соборе (1095 г.)
Слайд 3
Из речи Папы Римского
Урбана II в Клермоне:
“Иерусалим есть пуп (центр) Земли! Реки там текут молоком и медом, это край плодороднейший – второй рай. Исторгните землю эту у нечестивого народа, покорите ее себе, спасите братьев, проживающих на востоке! Кто здесь горестен и беден, там будет радостен и богат! Тому, кто положит жизнь в битве, будут отпущены все грехи!”
Слайд 4
Крестовые походы – это освобождение или завоевание?
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
Слайд 5
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ:
Крестовые походы
Крестоносцы
Цели крестовых походов
Ход
Итоги
Слайд 6
КРЕСТОВЫЙ ПОХОД УЧАСТНИКИ ЦЕЛИ ИТОГИ
Слайд 7
Крестовые походы – ЭТО
серия военных походов западноевропейских рыцарей, направленных против «неверных» (мусульман, язычников, православных государств и различных еретических движений).
Слайд 8
УЧАСТНИКИ:
церковь,
рыцари,
крупные феодалы,
купцы,
крестьяне.
Слайд 9
Цели участников походов
Духовенство – расширить сферы влияния, захват земель
Безземельные рыцари - захват земель.
Крестьяне - захват земли для сельского хозяйства
Рыцари –слава, деньги и снятие грехов.
Нарушители закона - укрытие от наказания.
Дети - найти себе дом, т.к. большая часть были беспризорниками.
Слайд 10
Вывод:
стремление западных феодалов и католического духовенства захватить богатые восточные страны.
Слайд 11
1-й крестовый поход (1097-1099 гг.).был самым успешным и закончился завоеванием Палестины и освобождением Иерусалима от мусульман
Слайд 12
2-й крестовый поход (1147-1149 гг.)
2-й крестовый поход, возглавляемый французским королем Людовиком VII и немецким королем Конрадом III, был организован после завоевания Эдессы сельдужками. Он закончился ужасным разгромом крестоносцев, потерявших десятки тысяч убитыми и умершими от болезней и голода.
Слайд 13
3-й крестовый поход (1189-1192 гг.)
3-й крестовый поход начался после того, как египетский султан Салах-ад-дин (Саладин) завоевал Иерусалим.
Поход возглавили германский император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II и английский король Ричард I Львиное Сердце. Победы Ричарда Львиное Сердца продлили существование крестоносных государств в Палестине, но Иерусалим освободить не удалось.
Слайд 14
4-й крестовый поход (1199-1204 гг.)
4-й крестовый поход организовывался для похода на Египет - основу арабского могущества. Победа в Египте могла избавить Святую землю от мусульманской угрозы. Однако Венеция воспользовалась ситуацией, чтобы направить крестоносцев не в Египет, а на Византию, ненависть к которой в Европе давно уже сравнялась с ненавистью к сарацинам.
В 1202 г. крестоносцы взяли Константинополь, а европейские территории Византийской империи были разделены между европейскими феодалами. На ее месте возникла Латинская империя, просуществовавшая до 1261 г., когда греки вернули себе Константинополь.
- План урока
- Призыв к Крестовым походам
- Крестовый поход бедноты
- Крестовый поход феодалов
- Духовно-рыцарские ордены
- Борьба народов Ближнего Востока против крестоносцев
- Третий Крестовый поход
- Четвертый Крестовый поход
- Окончание Крестовых походов
- 1. Призыв к Крестовым походам
- В 1095 г. папа римский Урбан II в своей речи перед огромной толпой народа около города Клермон призвал христиан «опоясаться мечом» и двинуться в Палестину, чтобы освободить от мусульман Гроб Господень в городе Иерусалиме.
- Урбан II призывает к освобождению Святой земли в Клермоне
- 1. Призыв к Крестовым походам
- Всем, кто примет участие в походе, папа обещал полное прощение грехов. Многие с возгласами «Так хочет Бог» тут же нашивали себе на одежды кресты из красной материи. Поэтому участников походов на Восток стали называть крестоносцами , а сами походы - крестовыми.
- 1. Призыв к Крестовым походам
- В конце XI в. Европа переживала голод и эпидемии. Крестьяне мечтали о Палестине, желая избавиться от хозяев и получить землю. Безземельные рыцари были заинтересованы в восточных товарах и мечтали разбогатеть за счет грабежа богатых городов. Духовенство хотело распространить свою власть на Восток.
- Первыми по призыву Петра Пустынника в поход двинулись бедняки. Они были не подготовлены, почти не вооружены, но верили, что Бог поможет им одолеть врагов и освободить Иерусалим.
- В пути они просили милостыню и часто грабили местное население. Византийский император поспешил переправить их в Азию, где в первом же сражении с турками почти все они были убиты или взяты в плен.
- Осенью 1096 г. под руководством крупных феодалов в поход отправились отряды рыцарей Франции, Германии и Италии.
- Их отряды объединились в Константинополе, переправились в Малую Азию и в решающем сражении разгромили турок-сельджуков.
- По пути к Иерусалиму крестоносцы захватывали и грабили города, ссорились между собой из-за добычи.
- В 1099 г. после месячной осады крестоносцы штурмом взяли Иерусалим. Почти все его жители-мусульмане были убиты.
- На захваченных землях – узкой полосе вдоль моря – крестоносцы создали несколько феодальных государств. Местное население становилось зависимым от новых владельцев земель – европейских феодалов.
- Главным из них считалось Иерусалимское королевство, правители других государств крестоносцев были его вассалами.
- 4. Духовно-рыцарские ордены
- После Первого Крестового похода возникают духовно-рыцарские ордены .
- Тамплиеры, госпитальеры, тевтонский орден – рыцари входившие в них одновременно были и монахами и воинами, защищавшими Святую землю .
- 4. Духовно-рыцарские ордены
- Ордены возглавляли Великие магистры и они подчинялись только папе римскому. На Востоке они помогали паломникам и защищали их от мусульман, открывали госпитали. Поступающие пожертвования и торговля обогащали ордены.
- Великий магистр ордена Тамплиеров
- Великий магистр ордена Пресвятой Девы Марии
- 5. Борьба народов Ближнего Востока против крестоносцев
- Государства крестоносцев не были едиными и мусульманские княжества с востока и юга постепенно отвоевывали их земли (Эдесса ). Второй Крестовый поход закончился крахом.
- 6. Третий Крестовый поход
- В конце XII века мусульмане создали сильное государство.
- Его правитель Салах ад-Дин (Саладин) сумел в нескольких сражениях разгромить крестоносцев, в плен попали король Иерусалима и магистр ордена тамплиеров.
- 6. Третий Крестовый поход
- В 1187 г. после недолгой осады Саладин захватил Иерусалим. Жители-христиане за выкуп могли покинуть город, те, кто не смог заплатить выкуп, были проданы в рабство (15 тыс.чел.).
- 6. Третий Крестовый поход
- Для возвращения Иерусалима был организован Третий Крестовый поход (1189-1192 гг.). Возглавлявший немецких рыцарей император Фридрих I Барбаросса погиб в Малой Азии, а его войско вернулось домой.
- 6. Третий Крестовый поход
- Французские и английские рыцари во главе с королями Филиппом II Августом и Ричардом I Львиное Сердце действовали несогласованно. Не добившись успеха французские рыцари во главе с королем вернулись домой.
- Филипп II Август и Ричард Львиное Сердце
- 6. Третий Крестовый поход
- Ричард Львиное Сердце сумел отвоевать город Акру (ставшую столицей Иерусалимского королевства), но для захвата Иерусалима у англичан и поддерживавших его рыцарей различных орденов не хватало войск.
- Ричард Львиное Сердце
- Битва за Акру
- 6. Третий Крестовый поход
- По пути в Англию Ричард Львиное Сердце был захвачен в плен его врагом Австрийским герцогом и два года провел в заточении. Его отпустили за большой выкуп.
- Ричард Львиное Сердце с войском переходит пустыню
- 7. Четвертый Крестовый поход
- Папа Иннокентий III организовал Четвертый Крестовый поход. Крестоносцы должны были высадиться в Египте, но Венецианский правитель (дож) потребовал огромную сумму за перевозку и рыцари не могли ее уплатить.
- 7. Четвертый Крестовый поход
- Венецианцы уговорили крестоносцев захватить христианский город Константинополь. В 1204 г. его взяли штурмом и разграбили. Поход на Иерусалим не состоялся. На территории Византии крестоносцы создали Латинскую империю.
- Во Франции в 1212 г. начался новый Крестовый поход, в котором приняли участие только дети, чтобы без оружия с именем божьим на устах освободить Иерусалим. 25 тысяч детей со всей Европы пришли в Италию. Там их посадили на корабли и, вывезя в Африку, продали в рабство.
- Несмотря на дальнейшие попытки отвоевать Святую землю, все походы заканчивались неудачно. Жители Европы потеряли интерес к походам. В 1291 году, после 8-го крестового похода были потеряны все владения на Востоке, их столица – Акра - пала.
- Крепость
- госпитальеров
- Крак-де-Шевалье
- в Сирии
- Походы принесли несчастья жителям восточных стран и разорение для жителей Европы. Но проложив дорогу на Восток, рыцари способствовали развитию торговли.
- Европейцы многое взяли на Востоке - шелк и стекло, рис и гречиха, лимоны и сахар, арбузы и абрикосы. Изменился и быт европейцев - они стали соблюдать гигиену, мыться в банях, менять бельё и одежду. Феодалы стали стремиться к роскоши, а для этого требовались деньги, поэтому в Европе стали быстро развиваться товарно-денежные отношения.
- 1. Изучить параграф 17
- 2. Ответить на вопросы на стр. 149 (устно)
- 3. Задание №9 стр.149 Таблица письменно!
- Статуя Урбана II
Слайд 2
Введение В 1095 году на обширной равнине у французского города Клермона перед огромной толпой народа выступил с речью папа римский Урбан II. Он, по просьбе византийского императора Алексея I, призвал собравшихся «опоясаться мечом» и двинуться в Палестину.
Слайд 3
Речь папы неоднократно прерывалась возгласами слушателей: «Так хочет Бог!» Многие тут же нашивали себе на одежды кресты из красной материи. Поэтому участников походов на Восток стали называть крестоносцами, а сами походы - крестовыми.
Слайд 4
цели участников
Слайд 5
Папа призвал освободить Святую землю и Гроб Господень от «неверных» и спасти «братьев христиан, томящихся под игом язычников». Участникам похода папа обещал полное прощение грехов. Первый крестовый поход
Слайд 6
Раньше всех двинулись к Иерусалиму крестьяне. Весной 1096 годавверх по течению Рейна, а потом вниз по Дунаю потянулись нестройные толпы бедняков. Они соединились в 5-6 отрядов, насчитывавших 60-70 тысяч человек. Шли плохо вооруженными и без припасов к неведомой Святой земле, занимаясь в дороге грабежом. Подходя к каждому городу, они спрашивали: «Не Иерусалим ли это?» Население Венгрии и Болгарии давало отпор пришельцам, истребляло и преследовало отставших. Первый крестовый поход 1096-1099
Слайд 7
Первый крестовый поход 1096-1099 Осенью 1096 года из Франции, Германии и Италии разными путями двинулись на Восток отряды рыцарей под руководством крупных феодалов. Они запаслись деньгами и были хорошо вооружены. Сойдясь в столице Византии, крестоносцы переправились в Малую Азию. Переход через горные, безводные местности был очень трудным, но в решающем сражении рыцари все же разбили сельджуков. После длительной, тяжелой осады крестоносцы овладели Антиохией. Здесь основал свое княжество один из вождей крестоносцев; другой вождь утвердился в богатом армянском городе Эдёссе. В 1099 году крестоносцы оказались у стен Иерусалима. Осада затянулась на месяц. Взяв укрепленный город после ожесточенного штурма, рыцари учинили страшную резню мусульман.
Слайд 8
На узкой полосе земли вдоль морского побережья Сирии и Палестины крестоносцы создали свои государства. Главным из них считалось Иерусалимское королевство. Правители остальных владений крестоносцев были вассалами иерусалимского короля.
Слайд 9
Второй Крестовый поход 1147-1149 Государства крестоносцев враждовали между собой. С востока и юга их теснили мусульманские княжества. Мусульмане овладели Эдессой. В ответ на это папа призвал европейцев к новому походу на Восток. Второй Крестовый поход (1147-1149 гг.), который возглавили короли Франции и Германии, потерпел полную неудачу.
Слайд 10
Третий крестовый поход 1187-1192 В конце XII века мусульмане создали сильное государство, в которое вошли Египет, часть Месопотамии и Сирии. Во главе этого государства стоял египетский правитель Салах ад-Дин («защитник веры»), обладавший большими организаторскими и военными способностями. В европейских хрониках его называли Саладин. Салах ад-Дин
Слайд 11
Третий крестовый поход 1187-1192 Салах ад-Дин окружил и разгромил в сражении крупные силы крестоносцев. Лишь несколько сот воинов спаслись бегством. Множество знатных феодалов во главе с иерусалимским королем и великим магистром ордена тамплиеров попали в плен. В 1187 году после шестидневной осады сдался Иерусалим. Пытаясь вернуть Иерусалим, западные феодалы организовали Третий Крестовый поход (1189-1192). Первыми выступили немецкие рыцари. Их возглавил 60-летний император Фридрих I Барбаросса (Рыжебородый) но отвоевать город так и не сумел. Фридрих I Барбаросса
Слайд 12
Четвертый Крестовый поход 1202-1204 В конце XII века за организацию нового похода на Восток взялся папа Иннокентий III. Правитель Венеции уговорил рыцарей вмешаться во внутренние дела Византии, где в это время шла острая борьба за императорский престол. В 1204 году «освободители Гроба Господня» штурмом овладели византийской столицей. Ворвавшись в христианский Константинополь, они стали грабить и разрушать дворцы и храмы, дома и склады.
Слайд 13
Четвертый Крестовый поход.
Разграбив богатейший город Европы, рыцари не пошли на Иерусалим, а обосновались на территории Византии. Они создали государство со столицей в Константинополе - Латинскую империю. Более 50 лет местное население боролось против завоевателей. В 1261 году Латинская империя пала. Византия была восстановлена, но она уже никогда не достигла прежнего могущества. Крестоносцы в завоеванном Константинополе
Слайд 14
Крестовые походы детей.
В конце XII века многие бродячие проповедники - и среди них Франциск Ассизский - стали говорить о том, что не сильные и гордые, а слабые и безгрешные смогут освободить Иерусалим. В городах собирались толпы детей, чтобы идти в Святую землю и освободить ее не силой оружия, а лишь с Божьей помощью. В 1212 году тысячи ребятишек из Рейнской области в Германии толпами устремились на юг, перешли через Альпы и добрались до Генуи. Отсюда они разбрелись в разные стороны: одни двинулись на юг Италии, другие подались в Марсель, а третьи пытались вернуться домой. По дороге многие умерли от голода и жажды. В Генуе и Марселе купцы погрузили детей на корабли, чтобы доставить их в Палестину. Некоторые корабли, попав в бурю, затонули, а остальные пристали к берегам Северной Африки. Здесь уцелевшие дети были проданы в рабство. Дети-крестоносцы
Слайд 15
Конец Крестовых походов на Восток и их последствия.
Крестоносцы постепенно теряли свои владения в Сирии и Палестине. Папы и короли организовывали новые походы, но желавших участвовать в них становилось все меньше. Войны с мусульманами были слишком тяжелы и опасны. С укреплением королевской власти для рыцарей появилось дело у себя дома - выгодная служба в наемном войске. Почти все следующие Крестовые походы были направлены не в Святую землю, а в Северную Африку - Египет или Тунис. Они чаще всего кончались неудачей и большими потерями. Французский поэт писал: «Нам час пришел - за ратью рать - Святую землю покидать». Вскоре после Восьмого, последнего Крестового похода на Восток западные рыцари потеряли все свои владения в мусульманских странах: в 1291 году пал их последний оплот на Востоке - крепость Акра. Штурм Акры
Слайд 16
И народам восточных стран, и европейцам Крестовые походы стоили огромных жертв, но своей цели - завоевания стран Востока - они не достигли. И все же Крестовые походы не прошли бесследно для Европы. Еще более оживилась торговля на Средиземном море. Первенство в этой торговле перешло к городам Северной Италии. После разгрома в 1204 году Византия уже не могла соперничать с Венецией и Генуей. Итальянские купцы завладели целыми кварталами в портовых городах Сирии и Палестины. Их торговые поселения появились и на побережье Черного моря - в Крыму и на Кавказе. Галера и византийские золотые монеты
Слайд 17
Живя в восточных странах европейцы познакомились с новыми земледельческими культурами. В Европе стали выращивать рис, гречиху, лимоны, абрикосы, арбузы, вошел в пищу тростниковый сахар. Ветряные мельницы, появившиеся в это время в Европе, тоже были заимствованы на Востоке. Европейцы научились изготавливать шелковые ткани и стеклянные зеркала, лучше обрабатывать металлы. Произошли изменения и в быту: на Западе стали мыть руки перед едой, купаться в горячих банях. Шелковая ткань. Испания Ветряные мельницы
Посмотреть все слайды
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ Домашнее задание Параграф 16 читать, отвечать на вопросы. Составить кроссворд с новыми изученными понятиями.
город КЛЕРМОН – 1095 ГОД Урбан II (1035/1042 – 1099) Папа римский Крестовые походы - походы европейцев в Святую Землю с целью освободить христианские святыни или помешать мусульманам вновь их захватить; Крестоносцы - участники Крестовых походов.
Цели и состав участников крестовых походов Участники крестовых походов цели Крестьяне Рыцари Купцы Церковь Свобода и земля Новые владения Новые богатства Расширение влияния церкви
Первый крестовый поход. Поход бедноты.
Первый крестовый поход. Поход рыцарей.
Взятие Иерусалима 1099 год
Владения крестоносцев в Малой Азии
Духовно-рыцарские ордена (союзы рыцарей) Тамплиеры Госпитальеры Тевтонский орден
Салах-ад-Дин (Саладин) талантливый правитель и полководец, султан Египта, Сирии и Месопотамии. 1187 год – Взятие Иерусалима Саладином.
Филипп II Август Фридрих I Барбаросса Ричард I Львиное Сердце Третий крестовый поход 1189-1192 год
Четвертый крестовый поход 1202-1204 год
1212 год – поход детей.
Результаты крестовых походов: -жертвы и разрушения; -гибель памятников культуры; -усиление вражды между католиками и православными; -укрепление торговых связей между Азией и Европой; -установление контактов между Востоком и Западом, восприятию мусульманской культуры, науки и технических достижений.
Крестовые походы- это….; -Крестоносцы – это ….; -первый крестовый поход продолжался …..; - Урбан II – это ….; - Саладин – это ….?; - рыцарский орден – это ….?; - четвертый поход был направлен против …..?; - в 1212 состоялся поход ……. на Иерусалим.
Предварительный просмотр:
Урок на тему « Крестовые походы».
Цель урока: сформировать целостное представление о военно-религиозном движении - Крестовых походах; в процессе объяснения выявить причины, условия, основные этапы и последствия крестоносного движения.
Новые понятия: Крестовые походы, крестоносцы, духовно-рыцарские ордены .
I. Текущий контроль знаний и умений: тест по вариантам (10 мин.)
По завершении тестирования учитель обобщает, что усобицы разъединяли средневековое общество, светская власть слабела, и в этот момент Церковь взяла на себя роль объединяющей силы, способной повести за собой общество.
Тема нашего урока – крестовые походы.
План изучения нового материала:
1. «Так хочет Бог!»
2. Первый Крестовый поход.
3. Крестоносцы на Востоке.
4. Короли-соперники.
5. На переломе.
6. Упадок и конец крестоносного движения.
1 Вторгшиеся с Востока племена турок-сельджуков к концу ХI в. захватили почти всю Малую Азию и создавали угрозу для христианских паломников. Стало практически невозможным добраться до Святых мест и Гроба Господня. Европейские купцы получили запрет торговать на восточных рынках. В Европе наблюдался рост городов, увеличение численности населения, увеличивается количество пахотных земель, развивается сельское хозяйство – но даже этого недостаточно, чтобы удовлетворить потребности средневекового общества.
Взялась за решение этих проблем католическая церковь. Организованный папой римским Урбаном 2 церковный собор в 1095 году во французском городе Клермоне ставил задачу организовать поход против мусульман и изгнать их со Святой земли.
комментированное чтение документа учебника - отрывок из речи Папы Урбана II - ТАК ХОЧЕТ БОГ!!!- повеление cамого Христа изгнать мусульман из Святой земли.
КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ – определение
КРЕСТОНОСЦЫ - определение
На соборе папа обращался к рыцарям и духовенству, но другие группы населения были тоже заинтересованы в Крестовых походах – работа с п.1 учебника – выяснить состав и цели участников похода.
2. Первый Крестовый поход- работа п.2 – когда начался 1 поход?
Сколько времени он продолжался?
Когда и чем закончился?- взятие Иерусалима - работа с иллюстрацией.
Важно проследить с детьми этот путь по карте.
3. Изложение материала об освоении крестоносцами завоеванных территорий учитель сопровождает показом на карте.
Важно показать государства крестоносцев и отметить причины непрочности их существования.
Предлагается рассмотреть замок Крак-де-Шевалье, обратить внимание на его укрепления, архитектуру.
Обобщается роль духовно-рыцарских орденов в защите Святой земли. Сообщения Учащихся о созданных объединениях крестоносцев.
По ходу объяснения учитель активизирует внимание, мышление детей, задавая им вопросы:
1. Почему ордены называются духовно-рыцарскими?
2. Почему в их рамках объединились монашество и рыцарство?
3. В чем были сложности существования государств крестоносцев на Востоке?
4. Педагог говорит о непрекращавшихся попытках мусульман изгнать христиан с Востока.
Затем отмечает, что усиление сопротивления мусульман, захват ими графства Эдесса стали причиной нового, Второго Крестового похода , который не принес изменений.
Третий поход , в котором участвовали могущественные монархи Европы, имел целью возвращение Иерусалима. Учитель излагает все обстоятельства похода и его результаты.
Главный итог похода - безуспешность попытки вернуть Иерусалим. Целесообразно кратко изложить биографические сведения о Фридрихе Барбароссе, Ричарде Львиное Сердце и Филиппе II Августе.
5. обреченность крестоносного движения на примере Четвертого Крестового похода
Жажда обогащения, наживы возобладала в среде крестоносцев и уничтожила высокий порыв первых крестоносцев, а также привела к распаду Византийской империи.
В этой связи целесообразно предложить короткую дискуссию о том, почему среди крестоносцев возобладали такие настроения, изменилось понимание добра и зла. Между тем следует упомянуть и о 1212 год- детском походе - еще одном свидетельстве кризиса крестоносного движения. Педагог подчеркивает, что за идею взрослых поплатились дети, судьбы их трагичны: тысячи погибли или были проданы в рабство.
6. результаты крестовых походов- отрицательные и положительные.
7. закрепление нового материала – вопросы на слайде.
8. комментирование оценок, домашнее задание.