Меню
Бесплатно
Главная  /  Бородавки  /  Проект по теме крестовые походы. Учебный проект "крестовые походы". Северные крестовые походы

Проект по теме крестовые походы. Учебный проект "крестовые походы". Северные крестовые походы


Скрипкин Филипп

школа №1287 г. Москвы

План

1 Вступление

2 Начало Крестовых походов

3 1й Крестовый поход

4 2й Крестовый поход

5 3й Крестовый поход

6 4й Крестовый поход

7 5й Крестовый поход

8 6й Крестовый поход

9 7й Крестовый поход

10 8й Крестовый поход

11 Окончания Крестовых походов

12 Последствия Крестовых походов

Вступление

Крестовые походы -- воен­ные экспедиции, имевшие в виду интересы хри­стианской религии и церкви и направлявшиеся сначала (с конца 11 в.) на Восток против мусуль­ман, а потом также против еретиков и языческих народов. К. п. на Востоке против мусульман тянулись непрерывно два столетия, до самого конца 13 в. Их можно рассматривать как одну из важнейших стадий той борьбы между Европой и Азией, которая началась еще в древности и не окончена до сих пор. Они стоят в одном ряду с такими фактами, как греко-персидские войны, завоевания Александра Великого на Востоке, нашествие на Европу арабов и потом османских турок. К. п. не были случайны: они были неиз­бежны как обусловленная духом времени форма соприкосновения двух различных миров, не раз­деленных естественными преградами. Результа­ты этого соприкосновения оказались чрезвычай­но важными для Европы: в истории европейской цивилизации К. п. создали эпоху.

Противоположность между двумя мирами, азиатским и европейским, живо чувствовавшаяся и ранее, особенно обострилась с тех пор, как появление ислама создало резкую религиозную противоположность между Европой и Востоком. Столкновение обоих миров стало неизбежным, тем более, что как христианство, так и ислам одинаково считали себя призванными к господст­ву во всем мире.


Начало Крестовых походов

Быстрые успехи ислама в первом столетии его существования грозили серь­езной опасностью европейской христианской ци­вилизации: арабы завоевали Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, Испанию. Начало 8 столетия было для Европы критическим момен­том: на Востоке арабы завоевали Малую Азию и грозили Константинополю, а на Западе пытались проникнуть за Пиренеи. Победы Льва Исавра и Карла Мартелла спасли Европу от непосредст­венной опасности, а дальнейшее распространение ислама было остановлено начавшимся вскоре политическим разложением мусульманского ми­ра, который был до тех пор страшен именно своим единством. Халифат раздробился на части, враждовавшие друг с другом. Во второй половине 10 в. восточная империя, постоянно остававшая­ся передовым постом Европы против Азии, полу­чила даже возможность возвратить кое-что из потерянного ранее: Никифор II Фока завоевал у арабов Крит, часть Сирии, Антиохию. В 11 в. положение дел на Востоке вновь изменилось в неблагоприятном для христиан смысле. Визан­тийский престол после смерти Василия II (1025) занимали слабые государи, притом беспрерывно сменявшиеся. Слабость верховной власти оказа­лась тем более опасной для Византии, что как раз в это время восточной империи стала грозить серьезная опасность и в Европе, и в Азии. В Передней Азии сельджукские турки совершали свое наступательное движение на Запад, привед­шее к освежению и опасному сосредоточению сил ислама. Турки-сельджуки, под предводительст­вом Шакир-бека (ум. 1059) и Тогруль-бека (ум. 1063), подчинили своей власти большую часть Ирана и Месопотамии. Сын Шакира, Алп-Арс-лан, опустошил Армению, потом значительную часть Малой Азии (1067-1070) и взял в плен, при Манцикерте, императора Романа IV Диогена (1071). Между 1070 и 1081 сельджуки отняли у египетских Фатимидрв Сирию и Палестину (Иерусалим - в 1071-73, Дамаск в 1076), а Су-лейман, сын Кутулмуша, двоюродного брата Тог­руль-бека, отнял к 1081 у византийцев всю Малую Азию; Никея стала его столицей. Нако­нец, турки взяли и Антиохию (1085). Вновь, как в 8 в., враги были под самым Константинополем. В то же время европейские провинции империи подвергались (с 1048) непрерывным вторжениям диких печенегов и узов, которые производили страшные опустошения иногда под самыми сте­нами столицы. Особенно тяжелым был для импе­рии 1091: турки, с Чахой во главе, подготовляли нападение на Константинополь с моря, а пече­нежская орда стояла на суше под самой столицей. Имп. Алексей Комнин не мог надеяться на успех, ведя борьбу одними своими войсками: его силы были в значительной степени исчерпаны за по­следние годы в войне с итальянскими норманна­ми, пытавшимися утвердиться и на Балканском полуострове.

На Западе к концу 11 в. целый ряд причин создал настроение и обстановку, благоприятные для призыва на борьбу с неверными, с каким обратился туда император Алексей: чрезвычайно усилилось религиозное чувство и развилось аске­тическое настроение, находившее себе выраже­ние во всякого рода духовных подвигах, между прочим и в многочисленных паломничествах. Особенно много паломников издавна направля­лось в Палестину, ко Гробу Господню: в 1064, напр., архиепископ майнцский Зигфрид отпра­вился в Палестину с семитысячной толпой пилигримов. Арабы не препятствовали таким паломни­чествам, но христианское чувство иногда сильно оскорблялось проявлениями мусульманского фа­натизма: так, фатимидский халиф Хаким велел в 1010 разрушить храм св. Гроба. Уже тогда, под впечатлением этого события, папа Сергий IV проповедовал священную воину, но безуспешно (впрочем, по смерти Хакима разрушенные храмы были восстановлены). Утверждение в Палестине турок сделало паломничества христиан гораздо более трудными, дорогими и опасными: пилигри­мам гораздо чаще приходилось становиться жер­твами мусульманского фанатизма. Рассказы воз­вращавшихся пилигримов развивали в религиоз­но настроенных массах западного христианства чувство скорби о печальной участи св. мест и

сильное негодование против неверных. Кроме религиозного одушевления, были и другие моти­вы, могущественно действовавшие в том же направлении. В 11 в. еще не совсем заглохла страсть к передвижениям, составлявшая как бы последние отголоски великого переселения наро­дов (норманны, их передвижения). Утверждение феодального строя создавало в рыцарском классе значительный контингент лиц, не находивших на родине приложения своим силам (напр., млад­шие члены баронских семей) и готовых идти туда, где была надежда найти что-нибудь луч­шее. Тягостные социально-экономические усло­вия увлекали в К. п. множество людей из ни­зших слоев общества. В некоторых странах Запа­да (напр., во Франции, которая давала наибольший контингент крестоносцев) в 11 в. положение народных масс стало еще более невы­носимым вследствие целого ряда стихийных бед­ствий: наводнений, неурожаев, повальных болез­ней. Богатые торговые города Италии готовя были поддерживать крестоносные предприятия в надежде на значительные торговые выгоды от утверждения христиан на Востоке. Папство» только что усилившее аскетической реформой свой нравственный авторитет на всем Западе и усвоившее себе идею единого царства Божия на земле, не могло не откликнуться на призыв, обращенный к нему из Константинополя, в на­дежде стать во главе движения и, может быть, получить духовную власть на Востоке. Наконец, западные христиане давно были возбуждены про­тив мусульман борьбой с ними в Испании, Ита­лии и Сицилии: для всей южной Европы мусуль­мане были хорошо знакомым, наследственным врагом. Все это способствовало успеху обращения Алексея Комнина, который уже около 1089 нахо­дился в сношениях с папой Урбаном II и готов был, по-видимому, положить конец церковному раздору, чтобы получить помощь от латинского Запада. Зашла речь о соборе в Константинополе для этой цели; папа освободил Алексея от отлу­чения, до тех пор лежавшего на нем как на схизматике. Когда в 1091 папа находился в Кампании, при нем были послы Алексея. В марте 1095 папа еще раз выслушал послов Алексея (на соборе в Пьяченце), а осенью того же года был созван собор в Клермоне (во Франции, в Оверни). В уме папы Урбана II мысль о помощи Византии приняла ту форму, которая особенно должна была прийтись по душе массам. В речи, которую он произнес в Клермоне, политический элемент был отодвинут на задний план перед элементом религиозным: Урбан II проповедовал поход для освобождения от неверных Святой Земли и Гроба Господня. Речь папы в Клермоне (24 ноября 1095) имела громадный успех: многие тут же дали обет идти против неверных и нашили себе на плечо кресты, отчего и получили назва­ние «крестоносцев», а походы - «крестовых». Так дан был толчок движению, которому суждено было остановиться лишь два столетия спустя.

Пока на Западе зрела мысль о К. п., импера­тор Алексей освободился от опасности, вынудив­шей его искать помощи на Западе. В 1091 он истребил печенежскую орду при помощи поло­вецких ханов Тугоркана и Боняка; морское пред­приятие Чахи также кончилось неудачно (Чаха вскоре был убит по приказанию никейского сул­тана). Наконец, Алексею удалось в 1094-95 освободиться и от опасности, грозившей ему со стороны его недавних союзников - половцев. Не­посредственная опасность для Византии прошла как раз в то время, как с Запада стали прибывать массы первых крестоносцев, на которые Алексей смотрел теперь с тревогой. Помощь Запада при­нимала слишком широкие размеры; она могла грозить самой Византии ввиду вражды между латинским Западом и греческим Востоком.

Проповедь К. п. имела на Западе необыкно­венный успех. Во главе движения встала цер­ковь: папа назначил своим легатом при кресто­носном войске епископа Адемара де Пюи, кото­рый одним из первых принял в Клермоне крест. Принявшие крест, как пилигримы, принимались церковью под ее покровительство. Кредиторы не могли требовать с них долгов во время их путешествия; захватывавшие их имущество от­лучались от церкви; всем крестоносцам, которые шли в Св. Землю, побуждаемые к тому благоче­стием, а не стремлением к приобретению поче­стей или богатства, отпускались грехи. Уже зи­мой с 1095 на 1096 собрались большие массы плохо или почти вовсе не вооруженных кресто­носцев из беднейших классов. Во главе их встали Петр Пустынник и Вальтер Голяк. Часть этой толпы достигла Константинополя, но многие по­гибли раньше. Греки переправили крестоносцев в Азию, где они почти все были истреблены сельджуками.

1й Крестовый поход

Несколько позднее начался насто­ящий 1 -и крестовый поход. Во главе мно­гочисленного и хорошо вооруженного ополчения находились Раймунд, граф Тулузский (он вел войска из южной Франции и к нему примкнул папский легат), Гуго Вермандуа (брат француз­ского короля Филиппа I), граф Стефан Блуаский и Шартрский, герцог Роберт Нормандский, граф Роберт II Фландрский, Готфрид Бульонский, гер­цог Нижней Лотарингии, с братьями Евстахием и Балдуином и племянником Балдуином Млад­шим, наконец Боэмунд Тарентский (сын Роберта Гвискара) с племянником Танкредом. Число кре­стоносцев, собравшихся разными путями в Кон­стантинополе, доходило, вероятно, тысяч до 300. В Константинополе большая часть крестоносных вождей признали свои будущие завоевания как части восточной империи в ленной зависимости от Алексея и дали ему соответствующую присягу. Алексею было нелегко добиться этого: он был вы­нужден даже прибегнуть к вооруженной силе (так он принудил к присяге Готфрида Бульонского).

В апреле 1097 крестоносцы перешли Босфор. Вскоре византийцам сдалась Никея, а 1 июля крестоносцы разбили при Дорилее султана Килидж-Арслана и этим проложили себе путь через Малую Азию. Двигаясь далее, крестоносцы на­шли себе драгоценных союзников против турок в князьях Малой Армении, которых они стали всячески поддерживать. Балдуин, отделившись от главного войска, утвердился в Эдессе. Для крестоносцев это было очень важно ввиду поло­жения города, который составлял с тех пор их крайний восточный форпост. В октябре 1097 крестоносцы осадили Антиохию, которую им удалось взять лишь в июне следующего года. В Антиохии крестоносцы в свою очередь были осаждены эмиром мосульским Кербугой и, терпя голод, подвергались большой опасности; им уда­лось, однако, выйти из города и разбить Кербугу. После продолжительной распри с Раймундом Антиохией завладел Боэмунд, которому удалось еще до ее падения вынудить у остальных кресто­носных вождей согласие на передачу ему этого важного города. Пока шли споры из-за Анти­охии, в войске, недовольном промедлением, про­изошло волнение, которое заставило князей, пре­кратив распри, двинуться далее. То же повторя­лось и потом: в то время, как войско рвалось к Иерусалиму, вожди спорили из-за каждого взятого города. 7 июня 1099 перед глазами кре­стоносцев открылся, наконец, святой город, а 15 июля они взяли его, произведя страшную резню среди мусульман. Власть в Иерусалиме получил Готфрид Бульонский. Разбив под Аска-лоном египетское войско, он обеспечил на неко­торое время с этой стороны завоевания кресто­носцев. После смерти Готфрида королем иеруса­лимским стал Балдуин Старший, передавший Эдессу Балдуину Младшему.

В 1101 в Малую Азию явилось второе большое крестоносное войско из Ломбардии, Германии и Франции, во главе которого шло много знатных и богатых рыцарей; но большая часть этого войска была истреблена соединенными силами нескольких эмиров. Между тем крестоносцы, утвердившиеся в Сирии (число их увеличивалось новыми пилигримами, прибывавшими почти не­прерывно), должны были вести тяжелую борьбу с соседними мусульманскими владетелями. Боэ­мунд был взят одним из них в плен и выкуплен армянами. Кроме того, крестоносцы уже с весны 1099 вели войну с греками из-за приморских городов. В Малой Азии византийцам удалось возвратить себе значительную территорию: их успехи могли быть здесь еще значительнее, если бы они не тратили своих сил в борьбе с кресто­носцами из-за отдаленных сирийских и киликий-ских областей. Наконец, с самого начала шла борьба и между самими крестоносцами из-за обла­дания разными городами. Значительную поддерж­ку иерусалимскому королевству оказали образо­вавшиеся вскоре духовно-рыцарские ордена там­плиеров и госпиталитов (иоаннитов). Серьезная опасность стала грозить крестоносцам, когда власть в Мосуле получил (1127) Имад эд-дин Зенки. Он соединил под своей властью несколько мусульманских владений, лежавших около вла­дений крестоносцев, и образовал обширное и сильное государство, обнимавшее почти всю Ме­сопотамию и значительную часть Сирии. В 1144 он взял Эдессу, несмотря на геройское сопротивление.

Весть об этом бедствии вновь вызвала большое волнение на Западе, выразившееся во 2-м кре­стовом походе.



2й Крестовый поход

Проповедь Бернарда Клервосского подняла прежде всего массу француз­ских рыцарей, во главе которых встал король Людовик VII; потом Бернарду удалось привлечь к К. п. и германского имп. Конрада III. С Кон­радом пошли его племянник Фридрих Швабский и много германских князей. Конрад сухим путем (через Венгрию) прибыл в Константинополь, в середине сентября 1147 переправил войска в Азию, но после столкновения с сельджуками при Дорилее вернулся к морю. Французы, напуган­ные неудачей Конрада, пошли вдоль западного берега Малой Азии; потом король и знатные крестоносцы на кораблях отплыли в Сирию, куда и прибыли в марте 1148. Остальные крестоносцы хотели пробиться сухим путем и по большей части погибли. В апреле прибыл в Акку Конрад; но осада Дамаска, предпринятая вместе с иерусалимцами, шла неудачно вследствие эгоистиче­ской и недальновидной политики последних. Тог­да Конрад, а осенью следующего года и Людо­вик VII возвратились на родину. Эдесса, взятая было по смерти Имад эд-дина Зенки христиана­ми, но вскоре опять отнятая у них его сыном Нуреддином, теперь была уже навсегда потеряна для крестоносцев.

Последующие четыре десятилетия были тяже­лым временем для христиан на Востоке. В 1176 византийский император Мануил потерпел страшное поражение от сельджукских турок при Мириокефале. Нуреддин овладел землями, ле­жавшими на северо-восток от Антиохии, взял Дамаск и стал близким и крайне опасным сосе­дом для крестоносцев. Его полководец Ширку (курдского происхождения) утвердился в Египте. Крестоносцы как бы кольцом были окружены врагами. По смерти Ширку звание визиря и власть над Египтом перешла к его знаменитому племяннику Саладину, сыну Айюба. Саладин (собственно Юсуф ибн Айюб Салах-ад-дин) по смерти халифа правил страной неограниченно, признавая лишь номинально верховную власть Нуреддина. По смерти последнего (1174) Сала­дин подчинил себе Дамаск, всю мусульманскую Сирию, большую часть Месопотамии и принял титул султана. В июле 1187 он взял Тивериаду и нанес христианам, занявшим высоты Хиттина (около Тивериады), страшное поражение. Король иерусалимский Гвидо Лузиньян, его брат Амаль-рих и множество рыцарей попали в плен. Сала­дин овладел затем Аккой, Бейрутом, Сидоном, Кесарией, Аскалоном и другими городами; 2 ок­тября его войска вступили в Иерусалим. Только под Тиром, который защищал Конрад Монферратский, Саладин потерпел неудачу. Во власти крестоносцев остались лишь Тир, Триполи и Антиохия.

Между тем король Гвидо, освободившись из плена, двинулся на завоевание Акки. Успехи Саладина вызвали новое движение на Западе, приведшее к большому 3-му крестовому походу.

3й Крестовый поход

Прежде других двинулись флоты лом­бардцев, тосканцев и генуэзцев. Император Фридрих I Барбаросса повел большую армию (тысяч в сто). Между крестоносцами и греками не обошлось и теперь без враждебных действий: греки даже заключили союз с Саладином. В марте 1190 войска Фридриха переправились в Азию, двинулись на юго-восток и после страш­ных лишений пробились через всю Малую Азию; но вскоре после перехода через Тавр император утонул в р. Салефе. Часть его войска разошлась, многие погибли, остальных герцог Фридрих при­вел в Антиохию, а потом к Акке. В январе 1191 он умер от моровой язвы. Весной прибыли короли французский (Филипп II Август) и английский (Ричард Львиное Сердце) и герцог Леопольд Австрийский. По дороге Ричард Львиное Сердце победил императора Кипра, Исаака Комнина, который вынужден был сдаться; его заключили в сирийский замок, где держали до смерти, а Кипр попал во власть крестоносцев. Осада Акки шла плохо вследствие раздоров между французским и английским королями, а также между Гвидо Лузиньянским и маркграфом Конрадом Монферратским. Только 12 июля 1191 Акка сдалась после почти двухлетней осады. Конрад и Гвидо примирились уже после взятия Акки; первый был признан наследником Гвидо и получил Тир, Бейрут и Сидон. Вскоре после этого отплыл на родину Филипп II, с частью французских рыца­рей, но Гуго Бургундский, Генрих Шампанский и много других знатных крестоносцев остались в Сирии. И после взятия Акки крестоносцы дейст­вовали вяло и не решались напасть на Иеруса­лим. Наконец, в сентябре 1192 было заключено перемирие с Саладином: Иерусалим остался во власти мусульман, христианам было лишь позво­лено посещать св. город. После этого отплыл в Европу король Ричард. Обстоятельством, не­сколько облегчившим положение крестоносцев, была последовавшая в марте 1193 смерть Сала­дина: разделение его владений между его много­численными сыновьями стало источником меж­доусобий среди мусульман. Вскоре, впрочем, вы­двинулся брат Саладина, аль-Маликаль-Адиль, который овладел Египтом, южной Сирией и Месопотамией и принял титул султана.

После неудачи третьего крестового похода в Св. Землю стал собираться император Генрих VI, принявший крест в мае 1195; но он умер в сентябре 1197. Некоторые отряды крестоносцев, отправившиеся ранее, все-таки прибыли в Акку. Несколько ранее императора умер Генрих Шам­панский, который был женат на вдове Конрада Монферратского и носил поэтому иерусалимскую корону. Королем выбран был теперь Амальрих Кипрский (брат Гвидо Лузиньянского), женив­шийся на вдове Генриха. Между тем военные действия в Сирии шли неудачно: значительная часть крестоносцев вернулась на родину. Около этого времени немецкое госпитальное братство св. Марии, основанное во время 3-го К. п., было преобразовано в Тевтонский духовно-рыцарский орден. Вскоре папа Иннокентий III стал пропове­довать новый, 4-й крестовый поход.

4й Крестовый поход

Пла­менный проповедник Фулько из Нейи угово­рил принять крест графа Тибо Шампанского, Людовика Блуаского и Шартрского, Симона Монфортского и многих рыцарей. Кроме того, дали обет идти в Св. Землю граф Балдуин Фландрский и его братья Евстахий и Генрих. Граф Тибо вскоре умер, но в К. п. принял участие еще Бонифаций Монферратский.

В то время как крестоносцы собирались от­плыть в Египет, летом 1201 в Италию прибыл царевич Алексей, сын низложенного и ослеплен­ного в 1195 византийского императора Исаака Ангела. Он просил у папы и Гогенштауфенов помощи против своего дяди, узурпатора Алек­сея III. Филипп Швабский был женат на сестре царевича Алексея, Ирине, и поддержал его просьбу. Вмешательство в дела Византийской империи обещало большие выгоды венецианцам; поэтому дож Энрико Дандрло также стал на сторону Алексея, обещавшего крестоносцам щед­рое вознаграждение за помощь. Крестоносцы, взяв в ноябре 1202 для венецианцев город Зару (взамен недоплаченных денег за перевоз), от­плыли на Восток, летом 1203 высадились на берегу Босфора и стали штурмовать Перу. После нескольких неудач имп. Алексей III бежал, и слепой Исаак был снова провозглашен императо­ром, а его сын - соправителем. Вскоре начались раздоры между крестоносцами и Алексеем, кото­рый не был в состоянии исполнить своих обеща­ний. Уже в ноябре того же года это привело к враждебным действиям. 25 января 1204 новая революция в Константинополе низвергла Алек­сея IV и возвела на престол Алексея V (Мурзуфла). Народ был недоволен новыми налогами и отобранием церковных сокровищ для уплаты крестоносцам условленного вознаграждения. Исаак умер; Алексей IV и выбранный было им­ператором Канабус были задушены по приказа­нию Мурзуфла. Война с франками шла неудачно и при новом императоре; 12 апреля 1204 кресто­носцы взяли Константинополь, при этом погибло множество памятников искусства. Алексей V и Феодор Ласкарис, зять Алексея III, бежали (по­следний - в Никею, где и утвердился), а победи­тели образовали Латинскую империю. Для Си­рии ближайшим следствием этого события было отвлечение оттуда западных рыцарей. Кроме того, могущество франков в Сирии ослаблялось еще борьбой между Боэмундом Антиохийским и Львом Армянским. В апреле 1205 умер иеруса­лимский король Амальрих; Кипр получил его

сын Гуго, а иерусалимскую корону наследовала Мария Иоланта, дочь маркграфа Конрада Монферратского и Елизаветы. За ее малолетством правил Иоанн Ибелин. В 1210 Марию Иоланту выдали замуж за храброго Иоанна Бриеннского. С мусульманами крестоносцы жили в это время большей частью в мире, который был очень выго­ден аль-Малику аль-Адилу: благодаря ему он укрепил свою власть в Передней Азии и Египте.

В Европе успех 4-го К. п. вновь оживил кре­стоносное рвение. К 1212 относится кресто­вый поход детей. Во Франции явился про­поведником какой-то мальчик, пастух Этьен. Религиозная экзальтация собрала вокруг него толпу детей и взрослых. Крестоносцы сели в Марселе на корабли и частью погибли от бури, частью же, как говорят, детей продали в Египет в рабство. Подобное движение охватило и Герма­нию, где мальчик Николай собрал толпу детей тысяч в 20. Большая часть их погибла или рассеялась по дороге (особенно много погибло их в Альпах), но некоторые дошли до Бриндизи, откуда должны были вернуться; большая часть их также погибла.

5й Крестовый поход

Между тем на новый призыв Иннокентия III отозвались английский король Иоанн, венгерский Андрей II и, наконец, Фрид­рих II Гогенштауфен, принявший крест в июле 1215. Начало похода назначено было на 1 июня 1217. Дело Иннокентия III (умер в июле 1216) продолжал Гонорий III. Хотя Фридрих II отло­жил поход, а Иоанн английский умер, все-таки в 1217 в Св. Землю отправились значительные отряды крестоносцев, с Андреем II венгерским, герцогом Леопольдом VI австрийским и Оттоном Меранским во главе. Военные действия шли вяло, и в 1218 король Андрей вернулся домой. Вскоре в Св. Землю прибыли новые отряды крестоносцев под предводительством Георга Видского и Вильгельма Голландского (на пути часть их помогала христи­анам в борьбе с маврами в Португалии). Кресто­носцы решили напасть на Египет, который был в то время главным центром мусульманского могу­щества в Передней Азии. Сын аль-Адила, Малик-аль-Камиль (аль-Адил умер в 1218), предложил чрезвычайно выгодный мир: он согла­шался даже на возвращение Иерусалима христи­анам. Это предложение было отвергнуто кресто­носцами. В ноябре 1219, после более чем годовой осады, крестоносцы взяли Дамиетту. Удаление из лагеря крестоносцев Леопольда и короля Иоанна Бриеннского отчасти было возмещено прибытием в Египет Людовика Баварского с немцами. Часть крестоносцев, убежденная папским легатом Пе-лагием, двинулась к Мансуре, но поход окончил­ся полной неудачей, и крестоносцы заключили в 1221 с аль-Камилем мир, по которому получили свободное отступление, но обязались очистить Дамиетту и вообще Египет.

Между тем на Изабелле, дочери Марии Иоланты и Иоанна Бриеннского, женился Фрид­рих II Гогенштауфен. Он обязался перед папой начать К. п. в августе 1227 и действительно отправил в Сирию флот с герцогом Генрихом Лимбургским во главе; в сентябре он отплыл и сам, но должен был вскоре вернуться на берег вследствие серьезной болезни. Принявший уча­стие в этом походе ландграф Людвиг Тюрингенский умер почти тотчас после высадки в Отранто. Папа Григорий IX не принял в уважение объяс­нений Фридриха и произнес над ним отлучение за то, что он не исполнил в назначенный срок своего обета. Началась крайне вредная для инте­ресов Св. Земли борьба между императором и папой.

6й Крестовый поход

В июне 1228 Фридрих наконец отплыл в Сирию, но это не примирило с ним папу: Григорий говорил, что Фридрих (все еще отлученный) едет в Св. Землю не как крестоносец, а как пират. В Св. Земле Фридрих восстановил укрепления Иоппии и в феврале 1229 заключил договор с аль-Камилем: султан уступил ему Иерусалим, Вифлеем, Наза­рет и некоторые другие места, за что император обязался помогать аль-Камилю против его вра­гов. В марте 1229 Фридрих вступил в Иерусалим, а в мае отплыл из Св. Земли. После удаления Фридриха его враги стали стремиться к ослабле­нию власти Гогенштауфенов как на Кипре, быв­шем со времен императора Генриха VI леном империи, так и в Сирии. Эти раздоры очень невыгодно отражались на ходе борьбы христиан с мусульманами. Облегчение крестоносцам при­несли лишь раздоры наследников аль-Камиля, умершего в 1238. Осенью 1239 в Акку прибыли Тибо Наваррский, герцог Гуго Бургундский, граф Петр Бретанский, Амальрих Монфортский и дру­гие. И теперь крестоносцы действовали несоглас­но и опрометчиво и потерпели поражение: Амальрих был взят в плен. Иерусалим снова попал на некоторое время в руки одного айюбидского владетеля. Союз крестоносцев с эмиром Измаилом дамасским повел к войне их с египтя­нами, которые разбили их при Аскалоне. После этого многие крестоносцы покинули Св. Землю. Прибывшему в Св. Землю в 1240 графу Ричарду Корнуэллскому (брат английского короля Генри­ха III) удалось заключить выгодный мир с Айюбом (Ассали Айюб) египетским. Между тем раз­доры среди христиан продолжались; бароны, враждебные Гогенштауфенам, передали власть над иерусалимским королевством Алисе Кипр­ской, тогда как законным королем был сын Фридриха II Конрад. После смерти Алисы власть перешла к ее сыну Генриху Кипрскому. Новый союз христиан с мусульманскими врагами Айюба привел к тому, что Айюб призвал к себе на помощь турок ховарезмейцев, которые взяли в сентябре 1244 незадолго перед тем возвращенный христианам Иерусалим и страшно опустошили его. С тех пор св. город был навсегда потерян для крестоносцев. После нового поражения христиан и их союзников Айюб взад Дамаск и Аскалон. Антиохийцы и армяне должны были в то же время обязаться платить дань монголам.

На Западе крестоносное рвение остывало вследствие неудачного исхода последних К. п. и вследствие образа действия пап, которые тратили на борьбу с Гогенштауфенами деньги, собранные на К. п., и заявляли, что помощью св. престо­лу против императора можно освободиться от данного раньше обета идти в Св. Землю. Впро­чем, проповедь К. п. в Палестину продолжалась по-прежнему и привела к 7-му крестовому походу.

7й Крестовый поход

Прежде других крест принял Людо­вик IX Французский: во время опасной болезни он дал обет идти в Св. Землю. С ним пошли его братья Роберт, Альфонс и Карл, герцог Гуго Бургундский, граф Вильгельм Фландрский, граф Петр Бретанский, сенешаль шампанский Жан Жуанвиль (известный историк этого похода) и многие другие. Летом 1249 король высадился в Египте. Христиане заняли Дамиетту, а в декабре достигая Мансуры, В феврале следующего года Роберт, опрометчиво ворвавшись в этот город, погиб; несколько дней спустя мусульмане едва не взяли христианский лагерь. Когда в Мавсуру прибыл новый султан (Айюб умер в конце 1249), египтяне отрезали крестоносцам отступление; в христианском лагере открылись голод и моровая язва. В апреле мусульмане нанесли крестоносцам полное поражение; сам король был взят в плен и купил свободу возвращением Дамиетты и упла­той громадной суммы (убиение мамелюками, под начальством Бибареа, султана Туранши не изме­нило положения дел). Большая часть крестонос­цев возвратилась на родину; Людовик пробыл в Св. Земле еще четыре года, но не мог добиться никаких серьезных результатов. В среде христи­ан, несмотря на крайне опасное положение, продолжались бесконечные распри: тамплиеры враждовали с иоаннитами, генуэзцы - с венеци­анцами и пизанцами (из-за торгового соперниче­ства). Некоторую выгоду крестоносцы извлекли лишь из борьбы между появившимися в Пере­дней Азии монголами и мусульманами; но в 1260 султан Зейфедцин Котус нанес монголам уничто­жающее поражение при Айн Джалуте и овладел Дамаском и Галебом. Когда, после убиения Котуса, султаном стал предводитель мамелюков Бибарс, положение христиан стало безнадежным. Прежде всего Бибарс обратился против Боэмунда Антиохийского; в 1265 он взял Цезарею, Арзуф, Сафед, разбил армян. В 1268 в его руки попала Антиохия, которой христиане владели 170 лет.

8й Крестовый поход

Между тем Людовик IX снова принял крест. Его примеру по­следовали его сыновья Филипп, Иоанн Тристан и Петр Алансонский, граф Пуатье, граф Артуа (сын погибшего в Мансуре Роберта Артуа), ко­роль Тибо Наваррский и другие. Кроме того, обещали идти в поход Карл Анжуйский и сы­новья английского короля Генриха III, Эдуард л Эдмунд. В июле 1270 Людовик отплыл из Эгморта. В Кальяри решено было начать поход завое­ванием Туниса, что было бы выгодно для Карла Анжуйского (брата Людовика Святого), но не для христианского дела в Св. Земле. Под Тунисом среди крестоносцев открылся мор: умер Иоанн Тристан, потом папский легат и наконец (25 ав­густа 1270) сам Людовик IX. После прибытия Карла Анжуйского был заключен с мусульмана­ми мир, выгодный для Карла. Крестоносцы поки­нули Африку и часть их отплыла в Сирию, куда в 1271 прибыли также англичане. Бибарс продол­жал одерживать верх над христианами, взял несколько городов, но попытка его завоевать Кипр не удалась. Он заключил с христианами перемирие на 10 лет и 10 дней и занялся борьбой с монголами и армянами. Преемник Боэмунда VI, Боэмунд VII Трипольский, платил ему дань. Папа Григорий X старался, но без успеха, организовать новый К. п. Обещали идти в Св. Землю многие (в том числе Рудольф Габсбург­ский, Филипп Французский, Эдуард Англий­ский, Иаков Арагонский и другие), но никто не исполнил обещания. В 1277 умер Бибарс и нача­лась борьба за его наследство. Неурядицы шли и среди христиан. В 1267, со смертью короля иерусалимского Гуго II (сын Генриха I Кипрско­го), прекратилась мужская линия Лузинъянов; власть перешла к Гуго III, принцу антиохийскому. Мария Антиохийская, считая себя наследни­цей иерусалимской короны, уступила свои при­тязания Карлу Анжуйскому, который овладел Аккой и требовал, чтобы его признали королем. Гуго III умер в 1284; на Кипре ему наследовал его сын Иоанн, но он умер уже в 1285. Брат его Генрих II изгнал из Акки сицилийцев и получил короны кипрскую и иерусалимскую.


Окончания Крестовых походов.

Между тем возобновились враждебные действия против му­сульман. Султан Келаун взял Маркаб, Маракию, Лаодикею, Триполи (Боэмунд VII умер в 1287). Крестоносная проповедь не производила более на Западе прежнего действия: Запад под влиянием самих К. п. потерял веру в возможность дальней­шей успешной борьбы с исламом; прежнее рели­гиозное настроение ослабевало, развивались светские стремления, возникали новые интересы. Сын Келауна, Малик-аль-Ашраф, взял Акку (18 мая 1291). Король Генрих покинул осажден­ный город и отплыл на Кипр. После Акки пали Тир, Сидон, Бейрут, Тортоза; христиане потеря­ли все свои завоевания на сирийском берегу. Масса крестоносцев погибла, остальные высели­лись, преимущественно на Кипр. На Кипр уда­лились после падения Акки и иоанниты. Тампли­еры перебрались сначала также на Кипр, потом во Францию; Тевтонский орден нашел себе еще ранее новое поле действия на севере, среди пруссов.

Мысль о возвращении Св. Земли не была, однако, окончательно оставлена на Западе. В 1312 папа Климент V проповедовал крестовый поход на Вьеннском соборе. Несколько государей дали обещание идти в Святую Землю, но никто не пошел. Несколько лет спустя венецианец Марино Сануто составил проект крестового похо­да и представил его папе Иоанну XXII; но время

К. п. прошло безвозвратно. Кипрское королевство, подкрепленное бежавшими туда франками, долго еще сохраняло свою независимость. Один из его королей, Петр I (1359-69), объехал всю Европу с целью поднять К. п. Ему удалось завоевать и ограбить Александрию, но удержать ее за собой он не мог. Окончательно ослабили Кипр войны с Генуей, и после смерти короля Иакова II остров попал в руки Венеции: вдова Иакова, венецианка Катерина Корнаро, по смер­ти мужа и сына вынуждена была уступить Кипр своему родному городу (1489). Республика св. Марка владела островом почти целое столетие, пока его не отняли у нее турки. Армения, судьба которой со времени первого К. п. была тесно связана с судьбой крестоносцев, отстаивала свою независимость до 1374, когда мамелюкский сул­тан Ашраф подчинил ее своей власти. Когда османские турки утвердились в Малой Азии, перенесли свои завоевания в Европу и стали грозить христианскому миру серьезной опасно­стью, Запад пытался организовать К. п. и против них. Так, например, в 1396 собралось значитель­ное крестоносное войско под предводительством венгерского короля Сигизмунда, графа Иоанна Неверского и других; но при Никополе турки нанесли ему страшное поражение. Тот же харак­тер носил поход, окончившийся гибелью польско­го короля Владислава под Варной. В общем, проповедь папами К. п. для оказания помощи погибавшей восточной империи не находила на Западе сочувствия, и Константинополь пал. По­следним крестовым походом против турок можно считать войну 1683. На Западе К. п. направля­лись против мусульман Иберийского полуостро­ва, против язычников - вендов, пруссов, ливов и эстов, против еретиков - например, против альбигой­цев и гуситов,- и против православных (К. п. шведов, под начальством Биргера, при Алексан­дре Невском).

В числе причин неудачного исхода К. п. в Св. Землю на первом плане стоит феодальный харак­тер крестоносных ополчений и основанных кре­стоносцами государств. Для успешного ведения борьбы с мусульманами требовалось единство действия; между тем крестоносцы приносили с собой на Восток феодальное раздробление и разъединение. Слабая вассальная зависимость, в которой крестоносные владетели находились от иерусалимского короля, не давала ему действи­тельной власти, какая нужна была здесь, на границе мусульманского мира. Крупнейшие князья (эдесский, трипольский, антиохийский) были совершенно независимы от иерусалимского короля. Нравственные недостатки крестоносцев, эгоизм их вождей, стремившихся к созданию себе на Востоке особых княжеств и к расширению их за счет соседей, делали их неспособными подчи­нять свои узкие личные мотивы более высоким целям (бывали, конечно, и исключения). К это­му уже с самого начала присоединились почти постоянные распри с Византийской империей: две главных христианских силы на Востоке исто­щались во взаимной борьбе. Такое же влияние на ход К. п. оказало и соперничество между папами и императорами. Далее, важное значение имело то обстоятельство, что владения крестоносцев за­нимали лишь узкую прибрежную полосу, слиш­ком незначительную, чтобы они могли без посто­ронней поддержки успешно бороться с окружаю­щим мусульманским миром. Поэтому главным источником сил и средств сирийских христиан была Зап. Европа, а она лежала далеко и пере­селение оттуда в Сирию не было достаточно большим, так как большинство крестоносцев, исполнив обет, возвращались домой. Наконец, успеху дела крестоносцев вредило вероисповед­ное различие между крестоносцами и местным населением.

Последствия Крестовых походов

К. п. имели важные последствия для всей Европы. Неблагоприятным их результатом было ослабление восточной империи, отдавшее ее во власть турок, а также гибель бесчисленного ко­личества людей, занесение крестоносцами в За­падную Европу жестоких восточных наказаний и грубых суеверий, преследования евреев и т.п. Но гораздо значительнее были благотворные послед­ствия для Европы. Для Востока и ислама К. п. далеко не имели того значения, какое принадле­жит им в истории Европы: они изменили весьма немногое в культуре мусульманских народов и в государственном и общественном их строе. К. п. несомненно оказали известное влияние (которо­го, однако, не следует преувеличивать) на поли­тический и общественный строй Западной Евро­пы: они содействовали падению в ней средневе­ковых форм. Численное ослабление рыцарского класса, являвшееся следствием отлива рыцарей на Восток, продолжавшегося почти непрерывно в течение двух столетий, облегчало королевской власти борьбу с оставшимися на родине предста­вителями феодальной аристократии. Небывалое дотоле развитие торговых отношений содействова­ло обогащению и усилению городского класса, который в средние века был опорой королевской власти и врагом феодалов. К. п. впервые соединили в одном деле все общественные классы и все народы Европы и пробуждали в них сознание единства. С другой стороны, приводя в близкое соприкосновение различные народы Зап. Европы, К. п. помогали им уяснять свои нацио­нальные особенности. Приведя западных христи­ан в близкое соприкосновение с иноплеменными и иноверными народами Востока (греками, ара­бами, турками и т.д.), К. п. содействовали ослаб­лению племенных и религиозных предрассудков. Близко ознакомившись с культурой Востока, с материальной обстановкой, нравами и религией мусульман, крестоносцы начинали ценить и ува­жать своих противников. Те, кого они сначала считали полудикими варварами и грубыми языч­никами, оказывались в культурном отношении выше самих крестоносцев. К. п. наложили неизгладимый отпечаток на рыцарский класс: война, служившая ранее феодалам лишь средством к достижению эгоистических целей, в К. п. полу­чила новый характер: рыцари проливали свою кровь из-за идеальных, религиозных побужде­ний. Идеал рыцаря как борца за высшие интере­сы, борца за правду и за религию образовался именно под влиянием К. п.

Самым важным следствием К. п. было куль­турное влияние Востока на Зап. Европу. Из соприкосновения на Востоке западноевропейской культуры с византийской и особенно с мусуль­манской проистекали чрезвычайно благотворные последствия для первой. Мореплавание до­стигло во время К, п. небывалого развития: большая часть крестоносцев отправлялась в Св. Землю морем; морским же путем велась и почти вся обширная торговля между Зап. Европой и Востоком. Главными деятелями в этой торговле являлись итальянские купцы из Венеции, Генуи, Пизы, Амальфи и других городов. Оживленные торговые сношения приносили в Зап. Европу множество денег, а это, вместе с развитием торговли, приводило к упадку на Западе форм натурального хозяйства и содействовало тому экономическому перевороту, который замечается в конце средних веков. Отношения с Востоком приносили на Запад много полезных предметов, до тех пор или вовсе там неизвестных, или же бывших редкими и дорогими. Так были перене­сены с Востока рожковое дерево, шафран, абри­кос, лимон, фисташки (самые слова, обозначаю­щие многие из этих растений, - арабские). В обширных размерах стал ввозиться сахар, вошли в широкое употребление рис и маис. В значи­тельном количестве ввозились также произведе­ния высоко развитой восточной промышленно­сти - бумажные материи, ситец, кисея, дорогие шелковые ткани (атлас, бархат), ковры, ювелир­ные изделия, краски и т.п. Знакомство с этими предметами и со способом их изготовления пове­ло к развитию и на Западе подобных же отраслей промышленности (во Франции тех, кто изготов­лял ковры по восточным образцам, называли «сарацинами»). С Востока заимствовано было много предметов одеяния и домашнего комфорта, которые носят в самих названиях (арабских) дока­зательства своего происхождения (юбка, бурнус, альков, софа), некоторые предметы вооружения (арбалет) и т.п. Значительное количество восточ­ных, преимущественно арабских, слов, вошед­ших в эпоху К. п. в западные языки, указывает обыкновенно на заимствование того, что обозна­чается этими словами. Таковы (кроме указанных выше) итал. dogana, франц. douane - таможня; адмирал, талисман и др. К. п. познакомили зап. ученых с арабской и греческой наукой (напр., с Аристотелем). Особенно много приобретений сде­лала в это время география: Запад близко озна­комился с целым рядом стран, мало известных ранее. Значительные успехи сделали тогда также математика, астрономия, науки естественные, медицина, языкознание, история. В евро­пейском искусстве с эпохи К. п. замечается из­вестное влияние искусства византийского и му­сульманского. Такие заимствования можно про­следить в архитектуре (подковообразные и сложные арки, арки в форме трилистника и остроконечные, плоские крыши), в скульптуре («арабеский- само название указывает на заим­ствование от арабов), в художественных ремес­лах. Поэзии, духовной и светской, К. п. дали богатый материал; они познакомили европейцев с сокровищами поэтического творчества Востока, откуда перешло на Запад много поэтического материала, много новых сюжетов. Ближе ознакомив Запад с новой культурой, сделав для него доступными сокровища мысли и художест­венного творчества греков и мусульман, развив мирские вкусы и взгляды, К. п. подготовляли т.н. Возрождение, которое хронологически непосред­ственно примыкает к ним.

Список использованной литературы:

1. Христианство: энциклопедический словарь. Том 1

2. Христианство: энциклопедический словарь. Том 2

3. Дж. Норт: История церкви

Скрипкин Филипп

Слайд 1

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ

Слайд 2

Выступление папы Урбана II на Клермонском соборе (1095 г.)

Слайд 3

Из речи Папы Римского Урбана II в Клермоне: “Иерусалим есть пуп (центр) Земли! Реки там текут молоком и медом, это край плодороднейший – второй рай. Исторгните землю эту у нечестивого народа, покорите ее себе, спасите братьев, проживающих на востоке! Кто здесь горестен и беден, там будет радостен и богат! Тому, кто положит жизнь в битве, будут отпущены все грехи!”

Слайд 4

Крестовые походы – это освобождение или завоевание?
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

Слайд 5

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ: Крестовые походы Крестоносцы Цели крестовых походов Ход Итоги

Слайд 6

КРЕСТОВЫЙ ПОХОД УЧАСТНИКИ ЦЕЛИ ИТОГИ

Слайд 7

Крестовые походы – ЭТО
серия военных походов западноевропейских рыцарей, направленных против «неверных» (мусульман, язычников, православных государств и различных еретических движений).

Слайд 8

УЧАСТНИКИ:
церковь, рыцари, крупные феодалы, купцы, крестьяне.

Слайд 9

Цели участников походов
Духовенство – расширить сферы влияния, захват земель Безземельные рыцари - захват земель. Крестьяне - захват земли для сельского хозяйства Рыцари –слава, деньги и снятие грехов. Нарушители закона - укрытие от наказания. Дети - найти себе дом, т.к. большая часть были беспризорниками.

Слайд 10

Вывод: стремление западных феодалов и католического духовенства захватить богатые восточные страны.

Слайд 11

1-й крестовый поход (1097-1099 гг.).был самым успешным и закончился завоеванием Палестины и освобождением Иерусалима от мусульман

Слайд 12

2-й крестовый поход (1147-1149 гг.)
2-й крестовый поход, возглавляемый французским королем Людовиком VII и немецким королем Конрадом III, был организован после завоевания Эдессы сельдужками. Он закончился ужасным разгромом крестоносцев, потерявших десятки тысяч убитыми и умершими от болезней и голода.

Слайд 13

3-й крестовый поход (1189-1192 гг.)
3-й крестовый поход начался после того, как египетский султан Салах-ад-дин (Саладин) завоевал Иерусалим. Поход возглавили германский император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II и английский король Ричард I Львиное Сердце. Победы Ричарда Львиное Сердца продлили существование крестоносных государств в Палестине, но Иерусалим освободить не удалось.

Слайд 14

4-й крестовый поход (1199-1204 гг.)
4-й крестовый поход организовывался для похода на Египет - основу арабского могущества. Победа в Египте могла избавить Святую землю от мусульманской угрозы. Однако Венеция воспользовалась ситуацией, чтобы направить крестоносцев не в Египет, а на Византию, ненависть к которой в Европе давно уже сравнялась с ненавистью к сарацинам. В 1202 г. крестоносцы взяли Константинополь, а европейские территории Византийской империи были разделены между европейскими феодалами. На ее месте возникла Латинская империя, просуществовавшая до 1261 г., когда греки вернули себе Константинополь.

  • План урока
  • Призыв к Крестовым походам
  • Крестовый поход бедноты
  • Крестовый поход феодалов
  • Духовно-рыцарские ордены
  • Борьба народов Ближнего Востока против крестоносцев
  • Третий Крестовый поход
  • Четвертый Крестовый поход
  • Окончание Крестовых походов
  • 1. Призыв к Крестовым походам
  • В 1095 г. папа римский Урбан II в своей речи перед огромной толпой народа около города Клермон призвал христиан «опоясаться мечом» и двинуться в Палестину, чтобы освободить от мусульман Гроб Господень в городе Иерусалиме.
  • Урбан II призывает к освобождению Святой земли в Клермоне
  • 1. Призыв к Крестовым походам
  • Всем, кто примет участие в походе, папа обещал полное прощение грехов. Многие с возгласами «Так хочет Бог» тут же нашивали себе на одежды кресты из красной материи. Поэтому участников походов на Восток стали называть крестоносцами , а сами походы - крестовыми.
  • 1. Призыв к Крестовым походам
  • В конце XI в. Европа переживала голод и эпидемии. Крестьяне мечтали о Палестине, желая избавиться от хозяев и получить землю. Безземельные рыцари были заинтересованы в восточных товарах и мечтали разбогатеть за счет грабежа богатых городов. Духовенство хотело распространить свою власть на Восток.
2. Крестовый поход бедноты
  • Первыми по призыву Петра Пустынника в поход двинулись бедняки. Они были не подготовлены, почти не вооружены, но верили, что Бог поможет им одолеть врагов и освободить Иерусалим.
  • В пути они просили милостыню и часто грабили местное население. Византийский император поспешил переправить их в Азию, где в первом же сражении с турками почти все они были убиты или взяты в плен.
  • Осенью 1096 г. под руководством крупных феодалов в поход отправились отряды рыцарей Франции, Германии и Италии.
  • Их отряды объединились в Константинополе, переправились в Малую Азию и в решающем сражении разгромили турок-сельджуков.
3. Крестовый поход феодалов
  • По пути к Иерусалиму крестоносцы захватывали и грабили города, ссорились между собой из-за добычи.
  • В 1099 г. после месячной осады крестоносцы штурмом взяли Иерусалим. Почти все его жители-мусульмане были убиты.
Первый Крестовый поход 3. Крестовый поход феодалов
  • На захваченных землях – узкой полосе вдоль моря – крестоносцы создали несколько феодальных государств. Местное население становилось зависимым от новых владельцев земель – европейских феодалов.
  • Главным из них считалось Иерусалимское королевство, правители других государств крестоносцев были его вассалами.
  • 4. Духовно-рыцарские ордены
  • После Первого Крестового похода возникают духовно-рыцарские ордены .
  • Тамплиеры, госпитальеры, тевтонский орден – рыцари входившие в них одновременно были и монахами и воинами, защищавшими Святую землю .
  • 4. Духовно-рыцарские ордены
  • Ордены возглавляли Великие магистры и они подчинялись только папе римскому. На Востоке они помогали паломникам и защищали их от мусульман, открывали госпитали. Поступающие пожертвования и торговля обогащали ордены.
  • Великий магистр ордена Тамплиеров
  • 5. Борьба народов Ближнего Востока против крестоносцев
  • Государства крестоносцев не были едиными и мусульманские княжества с востока и юга постепенно отвоевывали их земли (Эдесса ). Второй Крестовый поход закончился крахом.
  • 6. Третий Крестовый поход
  • В конце XII века мусульмане создали сильное государство.
  • Его правитель Салах ад-Дин (Саладин) сумел в нескольких сражениях разгромить крестоносцев, в плен попали король Иерусалима и магистр ордена тамплиеров.
  • 6. Третий Крестовый поход
  • В 1187 г. после недолгой осады Саладин захватил Иерусалим. Жители-христиане за выкуп могли покинуть город, те, кто не смог заплатить выкуп, были проданы в рабство (15 тыс.чел.).
  • 6. Третий Крестовый поход
  • Для возвращения Иерусалима был организован Третий Крестовый поход (1189-1192 гг.). Возглавлявший немецких рыцарей император Фридрих I Барбаросса погиб в Малой Азии, а его войско вернулось домой.
  • 6. Третий Крестовый поход
  • Французские и английские рыцари во главе с королями Филиппом II Августом и Ричардом I Львиное Сердце действовали несогласованно. Не добившись успеха французские рыцари во главе с королем вернулись домой.
  • Филипп II Август и Ричард Львиное Сердце
  • 6. Третий Крестовый поход
  • Ричард Львиное Сердце сумел отвоевать город Акру (ставшую столицей Иерусалимского королевства), но для захвата Иерусалима у англичан и поддерживавших его рыцарей различных орденов не хватало войск.
  • Ричард Львиное Сердце
  • Битва за Акру
  • 6. Третий Крестовый поход
  • По пути в Англию Ричард Львиное Сердце был захвачен в плен его врагом Австрийским герцогом и два года провел в заточении. Его отпустили за большой выкуп.
  • Ричард Львиное Сердце с войском переходит пустыню
  • 7. Четвертый Крестовый поход
  • Папа Иннокентий III организовал Четвертый Крестовый поход. Крестоносцы должны были высадиться в Египте, но Венецианский правитель (дож) потребовал огромную сумму за перевозку и рыцари не могли ее уплатить.
  • 7. Четвертый Крестовый поход
  • Венецианцы уговорили крестоносцев захватить христианский город Константинополь. В 1204 г. его взяли штурмом и разграбили. Поход на Иерусалим не состоялся. На территории Византии крестоносцы создали Латинскую империю.
  • Во Франции в 1212 г. начался новый Крестовый поход, в котором приняли участие только дети, чтобы без оружия с именем божьим на устах освободить Иерусалим. 25 тысяч детей со всей Европы пришли в Италию. Там их посадили на корабли и, вывезя в Африку, продали в рабство.
8. Окончание Крестовых походов
  • Несмотря на дальнейшие попытки отвоевать Святую землю, все походы заканчивались неудачно. Жители Европы потеряли интерес к походам. В 1291 году, после 8-го крестового похода были потеряны все владения на Востоке, их столица – Акра - пала.
  • Крепость
  • госпитальеров
  • Крак-де-Шевалье
  • в Сирии
8. Окончание Крестовых походов
  • Походы принесли несчастья жителям восточных стран и разорение для жителей Европы. Но проложив дорогу на Восток, рыцари способствовали развитию торговли.
  • Европейцы многое взяли на Востоке - шелк и стекло, рис и гречиха, лимоны и сахар, арбузы и абрикосы. Изменился и быт европейцев - они стали соблюдать гигиену, мыться в банях, менять бельё и одежду. Феодалы стали стремиться к роскоши, а для этого требовались деньги, поэтому в Европе стали быстро развиваться товарно-денежные отношения.
Широкий спектр презентаций по курсам истории, обществознания и Мировой художественной культуры Вы можете скачать на сайте http://presentation-history.ru/
  • 1. Изучить параграф 17
  • 2. Ответить на вопросы на стр. 149 (устно)
  • 3. Задание №9 стр.149 Таблица письменно!
  • Статуя Урбана II

Слайд 2

Введение В 1095 году на обширной равнине у французского города Клермона перед огромной толпой народа выступил с речью папа римский Урбан II. Он, по просьбе византийского императора Алексея I, призвал собравшихся «опоясаться мечом» и двинуться в Палестину.

Слайд 3

Речь папы неоднократно прерывалась возгласами слушателей: «Так хочет Бог!» Многие тут же нашивали себе на одежды кресты из красной материи. Поэтому участников походов на Восток стали называть крестоносцами, а сами походы - крестовыми.

Слайд 4

цели участников

Слайд 5

Папа призвал освободить Святую землю и Гроб Господень от «неверных» и спасти «братьев христиан, томящихся под игом язычников». Участникам похода папа обещал полное прощение грехов. Первый крестовый поход

Слайд 6

Раньше всех двинулись к Иерусалиму крестьяне. Весной 1096 годавверх по течению Рейна, а потом вниз по Дунаю потянулись нестройные толпы бедняков. Они соединились в 5-6 отрядов, насчитывавших 60-70 тысяч человек. Шли плохо вооруженными и без припасов к неведомой Святой земле, занимаясь в дороге грабежом. Подходя к каждому городу, они спрашивали: «Не Иерусалим ли это?» Население Венгрии и Болгарии давало отпор пришельцам, истребляло и преследовало отставших. Первый крестовый поход 1096-1099

Слайд 7

Первый крестовый поход 1096-1099 Осенью 1096 года из Франции, Германии и Италии разными путями двинулись на Восток отряды рыцарей под руководством крупных феодалов. Они запаслись деньгами и были хорошо вооружены. Сойдясь в столице Византии, крестоносцы переправились в Малую Азию. Переход через горные, безводные местности был очень трудным, но в решающем сражении рыцари все же разбили сельджуков. После длительной, тяжелой осады крестоносцы овладели Антиохией. Здесь основал свое княжество один из вождей крестоносцев; другой вождь утвердился в богатом армянском городе Эдёссе. В 1099 году крестоносцы оказались у стен Иерусалима. Осада затянулась на месяц. Взяв укрепленный город после ожесточенного штурма, рыцари учинили страшную резню мусульман.

Слайд 8

На узкой полосе земли вдоль морского побережья Сирии и Палестины крестоносцы создали свои государства. Главным из них считалось Иерусалимское королевство. Правители остальных владений крестоносцев были вассалами иерусалимского короля.

Слайд 9

Второй Крестовый поход 1147-1149 Государства крестоносцев враждовали между собой. С востока и юга их теснили мусульманские княжества. Мусульмане овладели Эдессой. В ответ на это папа призвал европейцев к новому походу на Восток. Второй Крестовый поход (1147-1149 гг.), который возглавили короли Франции и Германии, потерпел полную неудачу.

Слайд 10

Третий крестовый поход 1187-1192 В конце XII века мусульмане создали сильное государство, в которое вошли Египет, часть Месопотамии и Сирии. Во главе этого государства стоял египетский правитель Салах ад-Дин («защитник веры»), обладавший большими организаторскими и военными способностями. В европейских хрониках его называли Саладин. Салах ад-Дин

Слайд 11

Третий крестовый поход 1187-1192 Салах ад-Дин окружил и разгромил в сражении крупные силы крестоносцев. Лишь несколько сот воинов спаслись бегством. Множество знатных феодалов во главе с иерусалимским королем и великим магистром ордена тамплиеров попали в плен. В 1187 году после шестидневной осады сдался Иерусалим. Пытаясь вернуть Иерусалим, западные феодалы организовали Третий Крестовый поход (1189-1192). Первыми выступили немецкие рыцари. Их возглавил 60-летний император Фридрих I Барбаросса (Рыжебородый) но отвоевать город так и не сумел. Фридрих I Барбаросса

Слайд 12

Четвертый Крестовый поход 1202-1204 В конце XII века за организацию нового похода на Восток взялся папа Иннокентий III. Правитель Венеции уговорил рыцарей вмешаться во внутренние дела Византии, где в это время шла острая борьба за императорский престол. В 1204 году «освободители Гроба Господня» штурмом овладели византийской столицей. Ворвавшись в христианский Константинополь, они стали грабить и разрушать дворцы и храмы, дома и склады.

Слайд 13

Четвертый Крестовый поход.

Разграбив богатейший город Европы, рыцари не пошли на Иерусалим, а обосновались на территории Византии. Они создали государство со столицей в Константинополе - Латинскую империю. Более 50 лет местное население боролось против завоевателей. В 1261 году Латинская империя пала. Византия была восстановлена, но она уже никогда не достигла прежнего могущества. Крестоносцы в завоеванном Константинополе

Слайд 14

Крестовые походы детей.

В конце XII века многие бродячие проповедники - и среди них Франциск Ассизский - стали говорить о том, что не сильные и гордые, а слабые и безгрешные смогут освободить Иерусалим. В городах собирались толпы детей, чтобы идти в Святую землю и освободить ее не силой оружия, а лишь с Божьей помощью. В 1212 году тысячи ребятишек из Рейнской области в Германии толпами устремились на юг, перешли через Альпы и добрались до Генуи. Отсюда они разбрелись в разные стороны: одни двинулись на юг Италии, другие подались в Марсель, а третьи пытались вернуться домой. По дороге многие умерли от голода и жажды. В Генуе и Марселе купцы погрузили детей на корабли, чтобы доставить их в Палестину. Некоторые корабли, попав в бурю, затонули, а остальные пристали к берегам Северной Африки. Здесь уцелевшие дети были проданы в рабство. Дети-крестоносцы

Слайд 15

Конец Крестовых походов на Восток и их последствия.

Крестоносцы постепенно теряли свои владения в Сирии и Палестине. Папы и короли организовывали новые походы, но желавших участвовать в них становилось все меньше. Войны с мусульманами были слишком тяжелы и опасны. С укреплением королевской власти для рыцарей появилось дело у себя дома - выгодная служба в наемном войске. Почти все следующие Крестовые походы были направлены не в Святую землю, а в Северную Африку - Египет или Тунис. Они чаще всего кончались неудачей и большими потерями. Французский поэт писал: «Нам час пришел - за ратью рать - Святую землю покидать». Вскоре после Восьмого, последнего Крестового похода на Восток западные рыцари потеряли все свои владения в мусульманских странах: в 1291 году пал их последний оплот на Востоке - крепость Акра. Штурм Акры

Слайд 16

И народам восточных стран, и европейцам Крестовые походы стоили огромных жертв, но своей цели - завоевания стран Востока - они не достигли. И все же Крестовые походы не прошли бесследно для Европы. Еще более оживилась торговля на Средиземном море. Первенство в этой торговле перешло к городам Северной Италии. После разгрома в 1204 году Византия уже не могла соперничать с Венецией и Генуей. Итальянские купцы завладели целыми кварталами в портовых городах Сирии и Палестины. Их торговые поселения появились и на побережье Черного моря - в Крыму и на Кавказе. Галера и византийские золотые монеты

Слайд 17

Живя в восточных странах европейцы познакомились с новыми земледельческими культурами. В Европе стали выращивать рис, гречиху, лимоны, абрикосы, арбузы, вошел в пищу тростниковый сахар. Ветряные мельницы, появившиеся в это время в Европе, тоже были заимствованы на Востоке. Европейцы научились изготавливать шелковые ткани и стеклянные зеркала, лучше обрабатывать металлы. Произошли изменения и в быту: на Западе стали мыть руки перед едой, купаться в горячих банях. Шелковая ткань. Испания Ветряные мельницы

Посмотреть все слайды

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ Домашнее задание Параграф 16 читать, отвечать на вопросы. Составить кроссворд с новыми изученными понятиями.

город КЛЕРМОН – 1095 ГОД Урбан II (1035/1042 – 1099) Папа римский Крестовые походы - походы европейцев в Святую Землю с целью освободить христианские святыни или помешать мусульманам вновь их захватить; Крестоносцы - участники Крестовых походов.

Цели и состав участников крестовых походов Участники крестовых походов цели Крестьяне Рыцари Купцы Церковь Свобода и земля Новые владения Новые богатства Расширение влияния церкви

Первый крестовый поход. Поход бедноты.

Первый крестовый поход. Поход рыцарей.

Взятие Иерусалима 1099 год

Владения крестоносцев в Малой Азии

Духовно-рыцарские ордена (союзы рыцарей) Тамплиеры Госпитальеры Тевтонский орден

Салах-ад-Дин (Саладин) талантливый правитель и полководец, султан Египта, Сирии и Месопотамии. 1187 год – Взятие Иерусалима Саладином.

Филипп II Август Фридрих I Барбаросса Ричард I Львиное Сердце Третий крестовый поход 1189-1192 год

Четвертый крестовый поход 1202-1204 год

1212 год – поход детей.

Результаты крестовых походов: -жертвы и разрушения; -гибель памятников культуры; -усиление вражды между католиками и православными; -укрепление торговых связей между Азией и Европой; -установление контактов между Востоком и Западом, восприятию мусульманской культуры, науки и технических достижений.

Крестовые походы- это….; -Крестоносцы – это ….; -первый крестовый поход продолжался …..; - Урбан II – это ….; - Саладин – это ….?; - рыцарский орден – это ….?; - четвертый поход был направлен против …..?; - в 1212 состоялся поход ……. на Иерусалим.

Предварительный просмотр:

Урок на тему « Крестовые походы».

Цель урока: сформировать целостное представление о военно-религиозном движении - Крестовых походах; в процессе объяснения выявить причины, условия, основные этапы и последствия крестоносного движения.

Новые понятия: Крестовые походы, крестоносцы, духовно-рыцарские ордены .

I. Текущий контроль знаний и умений: тест по вариантам (10 мин.)

По завершении тестирования учитель обобщает, что усобицы разъединяли средневековое общество, светская власть слабела, и в этот момент Церковь взяла на себя роль объединяющей силы, способной повести за собой общество.

Тема нашего урока – крестовые походы.

План изучения нового материала:

1. «Так хочет Бог!»

2. Первый Крестовый поход.

3. Крестоносцы на Востоке.

4. Короли-соперники.

5. На переломе.

6. Упадок и конец крестоносного движения.

1 Вторгшиеся с Востока племена турок-сельджуков к концу ХI в. захватили почти всю Малую Азию и создавали угрозу для христианских паломников. Стало практически невозможным добраться до Святых мест и Гроба Господня. Европейские купцы получили запрет торговать на восточных рынках. В Европе наблюдался рост городов, увеличение численности населения, увеличивается количество пахотных земель, развивается сельское хозяйство – но даже этого недостаточно, чтобы удовлетворить потребности средневекового общества.

Взялась за решение этих проблем католическая церковь. Организованный папой римским Урбаном 2 церковный собор в 1095 году во французском городе Клермоне ставил задачу организовать поход против мусульман и изгнать их со Святой земли.

комментированное чтение документа учебника - отрывок из речи Папы Урбана II - ТАК ХОЧЕТ БОГ!!!- повеление cамого Христа изгнать мусульман из Святой земли.

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ – определение

КРЕСТОНОСЦЫ - определение

На соборе папа обращался к рыцарям и духовенству, но другие группы населения были тоже заинтересованы в Крестовых походах – работа с п.1 учебника – выяснить состав и цели участников похода.

2. Первый Крестовый поход- работа п.2 – когда начался 1 поход?

Сколько времени он продолжался?

Когда и чем закончился?- взятие Иерусалима - работа с иллюстрацией.

Важно проследить с детьми этот путь по карте.

3. Изложение материала об освоении крестоносцами завоеванных территорий учитель сопровождает показом на карте.

Важно показать государства крестоносцев и отметить причины непрочности их существования.

Предлагается рассмотреть замок Крак-де-Шевалье, обратить внимание на его укрепления, архитектуру.

Обобщается роль духовно-рыцарских орденов в защите Святой земли. Сообщения Учащихся о созданных объединениях крестоносцев.

По ходу объяснения учитель активизирует внимание, мышление детей, задавая им вопросы:

1. Почему ордены называются духовно-рыцарскими?

2. Почему в их рамках объединились монашество и рыцарство?

3. В чем были сложности существования государств крестоносцев на Востоке?

4. Педагог говорит о непрекращавшихся попытках мусульман изгнать христиан с Востока.

Затем отмечает, что усиление сопротивления мусульман, захват ими графства Эдесса стали причиной нового, Второго Крестового похода , который не принес изменений.

Третий поход , в котором участвовали могущественные монархи Европы, имел целью возвращение Иерусалима. Учитель излагает все обстоятельства похода и его результаты.

Главный итог похода - безуспешность попытки вернуть Иерусалим. Целесообразно кратко изложить биографические сведения о Фридрихе Барбароссе, Ричарде Львиное Сердце и Филиппе II Августе.

5. обреченность крестоносного движения на примере Четвертого Крестового похода

Жажда обогащения, наживы возобладала в среде крестоносцев и уничтожила высокий порыв первых крестоносцев, а также привела к распаду Византийской империи.

В этой связи целесообразно предложить короткую дискуссию о том, почему среди крестоносцев возобладали такие настроения, изменилось понимание добра и зла. Между тем следует упомянуть и о 1212 год- детском походе - еще одном свидетельстве кризиса крестоносного движения. Педагог подчеркивает, что за идею взрослых поплатились дети, судьбы их трагичны: тысячи погибли или были проданы в рабство.

6. результаты крестовых походов- отрицательные и положительные.

7. закрепление нового материала – вопросы на слайде.

8. комментирование оценок, домашнее задание.