Меню
Бесплатно
Главная  /  Бородавки  /  Сказки о грибах сочиненные детьми. Сказка полезные грибы читать. Как появились ядовитые грибы

Сказки о грибах сочиненные детьми. Сказка полезные грибы читать. Как появились ядовитые грибы

Развитие воображения при помощи сочинения сказок

Воображение и фантазия являются неотъемлемой стороной жизни ребёнка. Сказку можно использовать в развитии творческого воображение детей. Результат деятельности получается более высокий, так как ребенок не просто придумывает сказки, а передает в сказках образы, что способствует развитию творческого воображения.

Можно использовать разнообразные методы работы:

Использовать сюжет известной детской сказки, включить новых героев и другие условия.

Сказки-миниатюры.

Сказки, где большинство слов начинаются на одну букву.

Моделирование сказок.

Проблемные ситуации.

Продолжи сказку.

Нарисуй сказку.

И это не весь список. Обязательно используйте их в своей работе. Дети с удовольствием включаются в работу. Но не нужно у всех учащихся требовать результаты. Представляю примеры работ детей первого класса, выполненные на одну тему, но разными способами.

Город грибов

В одном прекрасном грибном городе жила замечательная семья. Дед Мухомор любил создавать уют в доме, мальчику Красноголовику нравилось ухаживать за растениями, девочка Волнушка обожала гулять по зелёной лужайке, катая коляску с куклой.

Однажды поднялся сильный ветер и унёс коляску далеко. Попала она в речку. Расплакалась Волнушка. Проходил мимо дед Мухомор.

Что случилось у тебя?

Унёс ветер коляску с куклой в сторону реки, - говорит сквозь слёзы Волнушка.

Не печалься. Утихнет ветер, позовём всех жителей города и поможем тебе. – отвечает дед Мухомор.

Собрались жители грибного городка, и нашли коляску около реки. Обрадовалась девочка. Дружба – великая сила.

Южанина Кристина

Сказка о грибном городе

Жила-была девочка. Однажды она пошлаза грибами и забрела в незнакомый лес. Увидела девочка необычный город. Жители дома были похожи на грибы. Они жили одной дружной семьёй, где каждый занимался своим любимым делом.Они были весёлые и трудолюбивые. Захотелось девочке с ними познакомиться.Жители городка обрадовались девочке. Так между ними завязалась крепкая дружба.

Гадылшанова Алина

Грибной город

На горе, в грибном городке жили гномы.

В грибе с голубыми окнами жил гном-говорун Гарри. Он вставал, когда солнце только появлялось на горизонте, готовил геркулесовую кашу и делал гимнастику. На обед любил гороховый суп, галушки и гречку на гарнир.

Галочка любила играть гаммы, гулять и грезить о новом гардеробе: о платьях из гипюра, гребнях и головных уборах.

Главный гном. Геннадий Григорьевич, выходил из горницы на крыльцо и громко рассказывал новости.

Горожане ходили друг к другу в гости, любили и берегли свой город.

Женина Людмила

Страна Грибов

В нашем лесу есть страна и называется она «Страна Грибов». Расположена на небольшой поляне. Там растут грибы-домики. Это жилища маленьких людей, а точнее одной семьи. Папу зовут Лесовик, маму Гретта, а дочку Софи. Они очень любили свою полянку.

Однажды начался сильный дождь, и их унесло на другую поляну. Когда они проснулись, то увидели много грибов и человечков, похожих на них. Решили познакомиться. Одна девочка, а звали ее Цветик-Семицветик, пригласила их в гости. Софи рассказала что с ними приключилось. Цветик-Семицветик пообещала помочь грибной семье. Дали жители грибной поляны неутешным человечкам лодку. И они отправились в путь. Вдруг попали в быстрое течение. Лесовик достал веревку и зацепил её за дерево. По одному выбрались на берег реки. Обрадовались, что остались жив. Уставшие добрались до дома и еще долго не могли уснуть от впечатлений своего путешествия.

Они были рады, что познакомились схорошими человечками. Стали ходить друг к другу в гости и помогать в трудную минуту. Решили объединится в одну большую «Страну Грибов». Жили дружно и счастливо.

Тарасова Юлия

Ирина Щепетинникова
Грибные сказки

Обучение детей сочинению по заданному началу относится к числу творческих заданий в процессе обучения рассказыванию . Это максимально приближает ребенка к тому уровню монологической речи, когда предоставляются большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, развития словесно-логического мышления и формирования представлений об окружающем.

Придумывание сказок - одно из самых любимых детьми игровых заданий по развитию речи. Обучение сочинению сказок проходит в рамках лексической темы. Сказки , придуманные детьми, оформляются педагогом на альбомных листах, где дети иллюстрируют картинки из сюжетов. Затем изготавливаются книжки по темам. Дети всегда с удовольствием их рассматривают, просят прочитать сказки , эмоционально обмениваются впечатлениями.

Тема «Грибы » интересна и увлекательна для детей, работа над сочинением сказки по заданному началу позволяет вспомнить, какие грибы бывают съедобными , какие нет, где растут грибы , в какое время. Происходит усвоение лексического материала, формирование навыка составления описательного рассказа . Например, рассказ-описание : «Мухомор. Шляпка ярко-красная, с белыми пятнами. Ножка светлая, с пелериной, утолщенная внизу…» Аналогично составляются рассказы описания других грибов . Описательные рассказы подготовят детей к выполнению творческих заданий по сочинению сказок о грибах , совместно с взрослым и самостоятельно.

Образцы начала «Грибных сказок » :

Жила-была дружная семья веселых опят. Однажды случилось несчастье : самый маленький братец заболел, да так, что весь позеленел…

Родилась у грибного царя Подберезовика дочь, и устроил он по этому поводу пир. Пригласил знатных гостей : Боровика с Боровихой, Груздя с Волнушкой и других грибных жителей…

Выросли на полянке лисички, яркие да оранжевые, а рядом жила злая колдунья Поганка Белая…

Педагог для активизации речевой деятельности и мотивации использует загадки, пословицы и поговорки по теме «Грибы » , например :

Этот грибок - березы сынок .

Кто его найдет, всяк в лукошко кладет. (Подберезовик)

Гриб красен - для здоровья опасен. (Мухомор)

Желто-рыжие лисички – величают нас сестрички (Лисички) .

Возле пней и на лужайке

Мы всегда гуляем стайкой.

Очень дружные ребята,

Называют вас… (опята)

Очень бледная на вид, яд опаснейший таит. (Бледная поганка)

Пословицы и поговорки :

Будет дождик – будут и грибки , а будут грибки – будут и кузовки .

Возле леса жить - голодному не быть.

Где гриб вырос , там его и берут.

Всякий гриб в руки берут , да не всякий в кузовок кладут.

Затянулись дожди – груздей не жди.

И зимой бы съел грибок , да снег глубок.

Поздний грибок – поздний снежок .

К составлению сказок вместе с детьми привлекаются и родители. Совместное составление помогает установить контакт с родителями, разнообразить совместную деятельность, сделать сотрудничество более крепким. Работа завершается изготовлением книги «Грибные сказки » . В книгу включаются творческие работы каждого ребенка, что способствует развитию фантазии, способностей к художественной деятельности, воспитанию эстетического вкуса и любви к книге.

Публикации по теме:

Все дети любят сказки. Сказки позволяют развиваться фантазии и воображению. Сказки развивают правильную, эмоциональную речь. Сказка.

Сказки к проекту «Сказки стеклянного городка» Главная сказка, или с чего все начиналось. Давным-давно, а именно два века тому назад, приехал заводчик Сергей Мальцов на охоту в Мещерские.

Детские сказки это совершенно особый жанр народных сказок и это не только средство забавы, но одно из важнейших средств развития мышления.

Цель занятия: Активизировать речевую деятельность детей через постановку хорошо знакомой русской народной сказки «Теремок». Программные.

Конспект интегрированного занятия «Сопоставление сказки Шарля Перро «Золушка» и сказки «Золушка» Мастер –класс (интегрированное занятие) «Сопоставление сказки Шарля Перро «Золушка» и сказки «Золушка». Цель: развитие речи детей во время.

Брейн-ринг «Сказки, сказки, сказки…» Брейн-ринг. (работа с родителями). Тема: «Сказки,сказки,сказки….» В игре участвуют две команды родителей. Выбирается жюри. Ведущая: Тема.

Занятие по развитию речи в средней группе. Сочинение и рассказывание новой сказки по мотивам сказки «Лисичка со скалочкой» Пояснительная записка. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. В. А. Сухомлинский Маленький ребенок, слушая.

Сказка повествует о грибах, которые собрались в лесу на веселый праздник. А потом, испугавшись грибников, разбежались грибы кто-куда. Да так и растут до сих пор — каждый под своим деревцем. Сказку интересно будет прочитать вместе с детьми дошкольного и школьного возраста.

Сказка о грибах

Однажды ранним июльским утром на лесной поляне собрались грибы. То ли у них был праздник, то ли просто они решили повеселиться, но собралось их видимо-невидимо. И кого тут только не было: и рыжие Лисички, и пестрые Сыроежки, и веселые Маслята; пришел благородный Боровик, даже старый Груздь решил взглянуть на веселое сборище.

Веселей, веселей кружитесь! - кричал распорядитель, нарядный Мухомор, размахивая пестрой шляпой. - Рыжики, приглашайте Опят!

Заулыбались Опята, были они сиротами, тоненькие, бледные, длинноногие, всегда робко жались друг к другу, но вот, подхваченные Рыжиками, закружились они в танце. А Сыроежки-то, Сыроежки! Так и мелькают их розовые, зеленые и красные сарафаны. Подбоченившись, пустился в пляс важный Боровик, даже Груздь притопывал ногами так, что подпрыгивала его шляпа с бахромой на загнутых краях. Расшумелись грибы, разгулялись. Неизвестно, сколько бы продолжалось это веселье, но вдруг где-то вдали раздалось протяжное:

Ау-у-у-у!
- У-у-у… - подхватило лесное эхо.
- Ау! - откликнулось из чащи.
- Ау! - отозвалось с другого конца леса. Как вкопанные остановились грибы: знали они, что значит это «ау».
- Спасайся кто может! - крикнул старый Груздь и первый бросился наутек, в траве спрятался.

Боровик, забыв о своей солидности, помчался в чащу, залез под ель и затаился.

Батюшки! Матушки! - в панике метались Сыроежки, разбежались они по всему лесу, то тут, то там мелькали их яркие сарафаны.

Сироты Опята всей семьей к пеньку прижались. Те грибы, что попрятались под березами, так и стали называться Подберезовиками, а те, что под осинами, — Подосиновиками.

Пропадите вы все пропадом, - прошептал Шампиньон и убежал из леса в луга. Чудак Трутовик с испугу на дерево залез да так и остался, прижился там.

Маслята гурьбой кинулись под сосны и ели. Не испугался один Мухомор, остался стоять на видном месте. Знает Мухомор, что никому он не нужен, разве только неудачливый грибник с досады поддаст его ногой или собьет палкой.

С тех лор грибы не собираются на большие сборища, а по-семейному водят хороводы - маслята с маслятами, боровики с боровиками,

Я сама это видела и рассказала, ребята, вам, только - чур! - меня не выдавайте.

Сказка про грибы для детей из журнала «Семья и школа», 1971 год

Благородный гриб

М. Малышев

На уютной лесной поляне, усыпанной цветами, росли два гриба - белый и мухомор. Росли они так близко, что если б хотели, могли бы обмениваться рукопожатиями.

Как только ранние лучи солнца будили все растительное население полянки, гриб-мухомор всегда говорил своему соседу:

— Доброе утро, приятель.

Утро частенько выдавалось добрым, однако белый гриб никогда не отвечал на приветствия соседа. Так продолжалось изо дня в день. Но однажды на обычное мухоморово «доброе утро, приятель», белый гриб сказал:

— Как же ты, братец, навязчив!

— Я не навязчив, — скромно возразил мухомор. - Я только хотел с тобой подружиться.

— Ха-ха-ха, — засмеялся белый. - Да неужели ты думаешь, что я стану заводить с тобой дружбу?!

— А почему бы и нет? - добродушно спросил мухомор.

— Да потому что ты - поганка, а я… а я - благородный гриб! Вас, мухоморов, никто не любит, потому что вы ядовиты, а мы, белые, съедобны и вкусны. Сам посуди: нас и мариновать, и сушить, и варить, и жарить можно, мы редко бываем червивые. Люди нас любят и ценят. А вас - почти не замечают, разве что ногой пнут. Верно?

— Верно, — печально вздохнул мухомор. - Но зато посмотри, какая у меня красивая шляпка! Яркая и веселая!

— Хм, шляпка. Кому нужна твоя шляпка. - И белый гриб отвернулся от соседа.

А в это время на полянку вышли грибники - маленькая девочка со своим отцом.

— Грибы! Грибы! - весело закричала девочка, увидев наших соседей.

— А этот? - спросила девочка, указывая на мухомор.

— А этот оставим, он нам не нужен.

— Почему?

— Он ядовитый.

— Ядовитый?! Значит, его нужно растоптать!

— Зачем же. Он полезный - злые мухи садятся на него и погибают. Белый гриб благородный, а мухомор - полезный. А потом, посмотри, какая у него красивая, яркая шляпка!

— Верно, — согласилась девочка. - Пусть стоит.

И мухомор остался стоять на цветастой полянке, радуя глаз своей ярко-красной в белую горошинку шляпкой…

Храбрый опенок

Э. Шим

Много по осени грибов уродилось. Да какие молодцы — один другого краше!

Под темными елками деды боровики стоят. У них кафтаны белые надеты, на головах — шляпы богатые: снизу желтого бархата, сверху — коричневого. Загляденье!

Под светлыми осинками отцы-подосиновики стоят. Все в мохнатых серых курточках, на головах красные шапки. Тоже красота!

Под высокими соснами братцы маслята растут. Надеты на них желтые рубашки, на головах картузики клеенчатые. Тоже хороши!

Под ольховыми кустиками сестрицы сыроежки хороводы водят. Каждая сестрица в льняном сарафанчике, голова цветным платочком повязана. Тоже неплохи!

И вдруг возле поваленной березы вырос еще один гриб-опенок. Да такой невидный, такой неказистый! Ничего нет у сироты: ни кафтана, ни рубашки, ни картуза. Стоит босиком на земле, и голова непокрыта — белобрысые кудерьки в колечки завиваются. Увидали его другие грибы и ну — смеяться: — Глядите, неприбранный какой! Да куда ж ты на свет белый вылез? Тебя ни один грибник не возьмет, никто тебе не поклонится! Опенок тряхнул кудрями и отвечает:

— Не поклонится нынче, так я подожду. Авось когда-нибудь и пригожусь.

Но только нет — не замечают его грибники. Ходят меж темных елок, собирают дедов боровиков. А в лесу холоднее становится. На березах листья пожелтели, на рябинах покраснели, на осинках пятнышками покрылись. Ночами студеная роса на мох ложится.

И от этой студеной росы сошли деды боровики. Ни одного не осталось, все пропали. Опенку тоже зябко в низинке стоять. Но хоть ножка у него тонкая, да зато легкая — взял, да и повыше перебрался, на березовые корни. И опять грибников ждет.

А грибники ходят в перелесках, собирают отцов подосиновиков. На Опенка по-прежнему не глядят.

Еще холоднее стало в лесу. Засвистел ветер-сиверко, все листья с деревьев оборвал, голые сучья качаются. С утра и до вечера льют дожди, и укрыться от них некуда.

И от этих злых дождей сошли отцы подосиновики. Все пропали, ни одного не осталось.

Опенка тоже дождем заливает, но он хоть и щупленький, а прыткий. Взял и вскочил на березовый пенек. Тут его никакой ливень не затопит. А грибники все равно не замечают Опенка. Ходят в голом лесу, собирают братцев маслят и сестриц сыроежек, в кузовки кладут. Неужели так и пропасть Опенку ни за что, ни про что?

Совсем холодно стало в лесу. Мутные тучи надвинулись, потемнело кругом, с неба снежная крупа сыпаться начала. И от этой снежной крупы сошли братцы маслята и сестрицы сыроежки. Ни одного картузика не виднеется, ни один платочек не мелькнет.

На непокрытую голову Опенка крупа тоже сыплется, застревает в кудрях. Но хитрый Опенок и тут не оплошал: взял да и прыгнул в березовое дупло. Сидит под надежной крышей, потихоньку выглядывает: не идут ли грибники? А грибники тут как тут. Бредут по лесу с пустыми кузовками, ни одного грибка не могут найти. Увидели Опенка да так-то обрадовались: — Ах ты, милый! — говорят. — Ах ты, храбрый! Ни дождей, ни снега не побоялся, нас дожидался. Спасибо тебе, что в самое ненастное время помог! И низко-низко поклонились Опенку.

Война грибов

Красным летом всего в лесу много — и грибов всяких, и всяких ягод: земляники с черникой, и малины с ежевикой, и черной смородины. Ходят девки по лесу, ягоды собирают, песенки распевают, а гриб-боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется из земли прет, на ягоды гневается: «Видишь, что их уродилось! Бывало, и мы в чести, в почете, а ныне никто на нас и не посмотрит!

— Постой же, — думает боровик, всем грибам голова, — нас, грибов, сила великая — пригнетем, задушим ее, сладкую ягоду!»

Задумал-загадал боровик войну, под дубом сидючи, на все грибы глядючи, и стал он грибы сзывать, стал помощь кликать:

— Идите вы, волнушки, выступайте на войну!

Отказались волнушки:

— Мы все старые старушки, не повинны на войну.

Идите вы, опенки!

Отказались опенки:

— У нас ноги больно тонки, не пойдем на войну.

— Эй вы, сморчки! — крикнул гриб-боровик. — Снаряжайтесь на войну!

Отказались сморчки, говорят:

— Мы старички, уж куда нам на войну!

Рассердился гриб, прогневался боровик, и крикнул он громим голосом:

— Грузди вы, ребята дружны, идите со мной воевать, заносчивую ягоду избивать!

Откликнулись грузди с подгруздками:

— Мы, грузди, мы идем с тобой на войну, на лесную и полевую ягоду, мы ее шапками закидаем, пятой затопчем!

Сказав это, грузди полезли дружно из земли, сухой лист над головами их вздымается, грозная рать подымается.

«Ну, быть беде», — думает зеленая травка.

А на ту пору пришла с коробом в лес тетка Варвара — широкие карманы. Увидев великую груздевую силу, ахнула, присела и ну грибы собирать да в кузов класть. Набрала его полным-полнешенько, насилу до дома донесла, а дома разобрала грибки по родам да по званиям: волнушки — в кадушки, опенки — в боченки, сморчки — в бурачки, груздки — в кузовки, а гриб-боровик попал в вязку; его пронизали, высушили да продали.

С той поры перестал гриб с ягодой воевать.

Знакомство с грибами

А. Лопатина

В начале июля на целую неделю зарядили дожди. Анюта и Машенька приуныли. Они скучали без леса. Бабушка отпускала их погулять во дворе, но как только девочки промокали, тут же звала их домой. Кот Порфирий говорил, когда девочки звали его гулять:

— Что за охота мокнуть под дождем? Лучше я дома посижу, сказку сочиню.

— Я тоже считаю, что мягкий диван более подходящее место для котов, чем сырая трава, — поддакивал Андрейка.

Дедушка, возвращаясь из леса в мокром плаще, смеясь, говорил:

— Июльские дожди землю питают, урожай ей растить помогают. Не переживайте, скоро в лес за грибами пойдем.

Алиса, встряхиваясь так, что мокрая пыль летела во все стороны, рассказывала:

— Уже сыроежки полезли, а в осиннике два маленьких подосиновика выскочили в красных колпачках, по я их оставила, пусть подрастут.

Анюта и Машенька с нетерпением ждали, когда дедушка возьмет их с собой за грибами. Особенно после того, как он принес однажды целую корзинку молодых грибов. Вынув из корзинки крепенькие с серыми ножками и гладкими коричневыми шапочками грибки, он сказал девочкам:

— Ну-ка, отгадайте загадку:

В роще у березки повстречались тезки.

— Знаю, — воскликнула Анюта, — это подберезовики, они растут под березами, а подосиновики растут под осинками. Они похожи на подберезовики, но шляпки у них красные. Еще бывают боровики, они в борах растут, а сыроежки разноцветные везде растут.

— Да вы у нас грибную грамоту знаете! — удивился дедушка и, достав из корзины целый ворох желто-рыжих пластинчатых грибочков, сказал:

— Раз вам все грибы знакомы, помогите-ка мне найти нужное слово:

Золотистые…

Очень дружные сестрички,

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

Девочки смущенно молчали.

— Стишок этот о лисичках: они вырастают огромной семьей и в траве словно осенние листочки золотятся, — объяснил всезнающий Порфирий.

Анюта обиженно сказала:

— Дедушка, ведь мы только некоторые грибы изучали в школе. Учительница сказала нам, что среди грибов много ядовитых, их есть нельзя. Еще она сказала, что сейчас даже хорошими грибами можно отравиться, и лучше их вообще не собирать.

— Учительница вам правильно сказала, что ядовитые грибы есть нельзя и что сейчас многие хорошие грибы вредными для человека становятся. Заводы всякие отходы в атмосферу выбрасывают, вот и оседают разные вредные вещества в лесах, особенно возле городов больших, а грибы их впитывают. Но хороших грибов много! Нужно только с ними подружиться, тогда они сами к вам навстречу выбегут, когда вы в лес придете.

— Ой, какой замечательный грибок, крепкий, толстенький, в бархатной светло-коричневой шапочке! — воскликнула Машенька, сунув свой нос в корзинку.

— Это, Машенька, белый выскочил раньше времени. Обычно они в июле появляются. Про него говорят:

Вылез боровичок крепенький бочек,

Кто его увидит, всяк поклонится.

— Дедушка, почему боровичок называют белым, если у него коричневая шляпка? — спросила Машенька.

— У него мякоть белая, вкусная и душистая. У подосиновиков, например, мякоть синеет, если ее разрежешь, а у белых мякоть не темнеет ни при резке, ни при варке, ни при сушке. Гриб этот в народе издавна считают одним из питательнейших. Есть у меня знакомый профессор, он грибы изучает. Так вот он мне рассказывал, что в боровиках ученые нашли двадцать самыx важных для человека аминокислот, а также множество витаминов и минеральных веществ. Недаром грибы эти называют лесным мясом, потому что белков в них даже больше, чем в мясе.

Дедушка, а учительница нам говорила, что в будущем люди все грибы на огородах будут выращивать и в магазине покупать, — сказала Анюта, а Мишенька добавила:

— Нам мама покупала грибы в магазине — белые шампиньоны и серые вешенки, очень вкусные. У вешенок шляпки на уши похожи, и они друг с другом срослись, словно один гриб получился.

— Ваша учительница права, да только лесные грибы дарят людям целебные свойства леса и его лучшие ароматы. Многие грибы человеку на огороде не вырастить: без деревьев и без леса они жить не могут. Грибница с деревьями, как неразлучные братья корешками сплелись и друг друга кормят. Да и ядовитых грибов не так много, просто люди в грибах не очень разбираются. Всякий гриб чем-нибудь полезен. Впрочем, пойдете в лес, грибы сами вам о себе все расскажут.

— А пока давайте я вам свою сказку про грибы расскажу, — предложил Порфирий, и все с радостью согласились.

Грибная аптека

А. Лопатина

— Я с лесом дружбу завел, когда еще маленьким котенком был. Лес меня хорошо знает, всегда приветствует, как старого знакомого, и тайны свои от меня не прячет. Как-то от напряженной умственной работы у меня острая мигрень началась, и я решил сходить в лес проветриться. Иду по лесу, дышу. Воздух в нашем сосновом бору отменный, и мне сразу легче стало. Грибов к тому времени высыпало видимо-невидимо. Я иногда с ними болтаю, а тут мне не до разговоров было. Вдруг на полянке встречает меня целое семейство маслят с шоколадными скользкими шляпками и в желтых кафтанах с белыми оборочками:

— Ты чего, кот, мимо нас проходишь, не здороваешься? — спрашивают хором.

— Не до разговоров мне, -— говорю, — голова болит.

— Тем более остановись да закуси нами, — запищали они снова хором. — В нас, маслятах боровых, особое смолистое вещество имеется, которое острую головную боль снимает.

Грибочки сырые никогда я не жаловал, особенно после бабушкиных вкуснющих грибных кушаний. Но тут решился пару маленьких маслят прямо сырыми съесть: очень уж голова ныла. Они оказались такими упругими, скользкими и сладкими, что сами в рот проскочили и боль в голове как рукой сняли.

Поблагодарил я их и дальше пошел. Смотрю, моя знакомая белка старую огромную сосну в грибную сушилку превратила. Сушит она на сучках грибы: сыроежки, опята, моховики. Грибы все хорошие и съедобные. Но вот среди хороших и съедобных я вдруг увидел… мухомор! Наткнут на сучок — красный, в Целую крапинку. «Для чего белке мухомор ядовитый?» — думаю. Тут и она сама появилась с еще одним мухомором в лапках.

— Здравствуй, белка, — говорю ей, — кого это ты мухоморами отравить собралась?

— Глупости говоришь, — фыркнула белка. — Мухомор — одно из замечательных лекарств грибной аптеки. Я, бывает, затоскую зимой, занервничаю, тогда кусочек мухомора меня успокаивает. Да мухомор не только при нервных расстройствах помогает. Он и туберкулез, и ревматизм, и спинной мозг, и экзему лечит.

— А еще какие грибы есть в грибной аптеке? — спрашиваю я белку.

— Некогда мне тебе объяснять, у меня дел полно. Через три поляны отсюда найдешь большой мухомор, он у нас главный аптекарь, у него и спроси, — протараторила белка и ускакала, только хвост рыжий мелькнул.

Нашел я ту поляну. Стоит на ней мухомор, сам ‘темно-красный, а из-под шляпки спустил вниз вдоль ножки белые панталоны и даже со складочками. Рядом с ним сидит хорошенькая волнушка, вся подобранная, губки округлила, облизывается. Из грибов опят на длинных коричневых ножках и в коричневых чешуйчатых шляпках на пне шапка выросла — дружное семейство из пятидесяти грибов и грибочков. У молодежи шапочки-беретики и на ножках белые фартучки висят, а старики носят плоские шляпы с бугорком посредине и фартучки свои сбрасывают: взрослым фартучки ни к чему. В стороне по кругу говорушки уселись. Скромницы они, шляпы имеют не модные, серо-бурые с завернутыми вниз краями. Прячут под шляпками свои беловатые пластинки и бормочут о чем-то тихонечко. Поклонился я всей честной компании и объяснил им, зачем пришел.

Мухомор — главный аптекарь, говорит мне:

— Наконец-то и ты, Порфирий, к нам заглянул, а то всегда мимо бегал. Ну да я не обижаюсь. Мне последнее время редко кто кланяется, чаще пинают меня да палками сшибают. Вот в древние времена другое дело: с моей помощью местные лекари лечили всякие поражения кожи, болезни внутренних органов и даже психические расстройства.

Люди, к примеру, пенициллин и другие антибиотики используют, а не помнят, что они из грибов добыты, только не из шляпочных, а из микроскопических. Но и мы, шляпочные грибы, в этом деле не последние. Сестрицы говорушки и их родственницы — рядовки да серушки, тоже антибиотики имеют, которые даже с туберкулезом и тифом успешно справляются, а грибники их не жалуют. Грибники порой даже мимо опят проходят. Не знают они, что опята — кладезь витамина В, а также важнейших для человека элементов — цинка и меди.

Тут на поляну сорока прилетела и застрекотала:

— Кошмар, кошмар, у медведицы медвежонок заболел. Пробрался на свалку и там гнилых овощей наелся. Ревет он сейчас от боли и по земле катается.

— Мухомор нагнулся к своей помощнице волнушке, посоветовался с ней и сказал сороке:

— К северо-западу от медвежьей берлоги ложные опята на пне растут в лимонно-желтых шапках. Скажи медведице, чтобы дала их сыну своему для прочищения желудка и кишечника. Да предупреди, много пусть не дает, а то ядовитые они. Спустя два часа пусть боровичками его покормит: они его успокоят и подкрепят.

Тут я попрощался с грибами и домой побежал, потому что почувствовал, что пришло время и мне чем-нибудь силы подкрепить.

Две сказки

Н. Павлова

Маленькая девочка пошла в лес за грибами. Подошла к опушке и давай хвастаться:

— Ты, Лес, лучше и не прячь от меня грибы! Все равно наберу полную корзину. Я ведь все, все твои тайны знаю!

— Не хвались! — зашумел — Лес. — Не хвастай! Где там все!

— А вот увидишь, — сказала девочка и пошла искать грибы.

В мелкой травке, между березками, росли грибы подберезовики: шляпки серые, мягкие, ножки с черными махорками. В молодом осиннике собрались толстые крепкие малыши-подосиновики в туго натянутых оранжевых чепчиках.

А в полумраке, под елочками, среди прелой хвои, девочка нашла коротышки-рыжики: рыженькие, зеленоватые, полосатые, а посередине шляпки ямочка, как будто зверушка лапкой вдавила.

Девочка набрала грибов полную корзинку, да еще с верхом! Вышла на опушку и говорит:

— Видишь, Лес, сколько я разных грибов набрала? Значит, понимаю, где их надо искать. Не даром хвасталась, что все твои тайны знаю.

— Где там все! — зашумел Лес. — У меня тайн поди больше, чем листьев на деревьях. А что ты знаешь? Тебе даже и то невдомек, отчего подберезовики растут только под березами, подосиновики — под осинами, рыжики — под елками да соснами.

— А вот и вдомёк, — ответила девочка. Но сказала она это просто так, из упрямства.

— Не знаешь ты этого, не знаешь, — зашумел Лес,

— это рассказать — сказка будет!

— Знаю, какая сказка, — упрямилась девочка. — Погоди немножко, я ее вспомню и сама тебе расскажу.

Она посидела на пеньке, подумала, а потом стала рассказывать.

Раньше было такое время, что грибы не стояли на одном месте, а бегали по всему лесу, танцевали, становились вверх ногой, озорничали.

Раньше в лесу все умели танцевать. Один Медведь не умел. А он был самый главный начальник. Однажды в лесу справляли день рождения столетнего-пре-столетнего дерева. Все танцевали, а Медведь — самый-то главный — сидел как пень. Обидно ему стало, и решил он научиться танцевать. Выбрал себе поляну и стал там упражняться. Но он, конечно, не хотел, чтобы его видели, стеснялся, и поэтому дал приказ:

— Никому никогда на моей поляне не появляться.

А эту поляну очень любили грибы. И они не послушались приказа. Подкараулили, когда Медведь прилег отдохнуть, оставили Поганку его сторожить, а сами убежали на поляну играть.

Медведь проснулся, увидел перед своим носом Поганку и крикнул:

— Ты что тут торчишь? А она отвечает:

— Все грибы убежали на твою поляну, а меня оставили караулить.

Медведь взревел, вскочил, прихлопнул Поганку и помчался на поляну.

А грибы играли там в палочку-выручалочку. Попрятались кто куда. Грибок с красной шапочкой спрятался под Осиной, рыженький — под елкой, а длинноногий с черными махорками — под Березой.

А Медведь-то как выскочит, да как заорет — Ры-ыыы! Попались, грибочки! Попались! Грибы со страха так все к месту и приросли. Тут Береза опустила листочки и прикрыла ими свой грибок. Осина скинула круглый листик прямо на шляпку своего грибка.

А елка пригребла лапой к Рыжику сухие иголки.

Поискал Медведь грибы, да так ни одного и не нашел. С тех пор те грибы, которые прятались под деревьями, так и растут каждый под своим деревом. Помнят, как оно его спасло. И зовут теперь эти грибы Подберезовик и Подосиновик. А Рыжик так и остался Рыжиком, за то, что рыжий. Вот и вся сказка!

— Это ты складно придумала! — зашумел Лес. — Хороша сказка, да только правды в ней — ни капельки. А ты послушай-ка мою сказку-быль. Жили-были и лесу под землею корни. Не в одиночку — семьями жили: Березовые — при Березе, Осиновые — при Осине, Еловые — при елке.

И вот, поди ж ты, откуда ни возьмись, появились рядом бездомные Корешки. Диво-Корешки! Самой тонкой паутинки тоньше. В прелых листьях, в лесных отбросах роются, и что там съедобного найдут, едят и в запас откладывают. А Березовые Корешки рядышком растянулись, смотрят и завидуют.

— Мы, — говорят, — из прели, из гнили ничего добыть не можем. А Диво-Корешки в ответ:

— Нам завидуете, а у самих добра побольше нашего.

И ведь отгадали! Даром что паутинка паутинкой.

Березовые-то Корешки большую подмогу получали от своих же Березовых Листьев. Листья им по стволу сверху вниз пищу посылали. А из чего уж они эту пищу готовили, их самих спросить надо. Диво-Корешки одним богаты. Березовые Корешки — другим. И решили они дружить. Диво-Корешки прижались к Березовым и кругом их оплели. А Березовые Корешки в долгу не остаются: что достанут, с товарищами поделятся.

С тех пор зажили они нераздельно. И тем и другим на пользу. Диво-Корешки все шире разрастаются, все запасы копят. А Березка растет да крепнет. Лето — на середине, хвалятся Березовые Корешки:

— У нашей Березки сережки взъерошились, семена летят! А Диво-Корешки отвечают:

— Вот как! Семена! Значит, пора и нам за дело. Сказано-сделано: вскочили на Диво-Корешках желвачки. Поначалу — маленькие. Но как взялись расти! Березовые-то Корешки и сказать ничего не успели, а они уже сквозь землю пробились. И развернулись на воле, под Березкой, молоденькими грибками. Ножки с черными махорками. Шляпки коричневые. А из-под шляпок грибные семена-споры сыплются.

Ветер их с березовыми семенами смешал и по лесу рассеял. Так и породнился гриб с Березой. И с тех пор с ней неразлучен. За это зовут его Подберезовиком.

Вот и вся моя сказка-быль! Она про Подберезовик, но она же и про Рыжик с Подосиновиком. Только Рыжик-то два дерева облюбовал: Елку да Сосну.

— Это не смешная, но очень удивительная сказка, — сказала девочка. — Подумаешь, какой-то малыш-грибок — и вдруг великанное дерево подкармливает!

Про грибы
(сказка)

Недавно я была на Дне рождения своей подруги. «Напиши детскую сказку», - попросила она. «Я не могу найти тему для сказки», - ответила я. «Напиши про…». И подруга назвала две темы. Одну сказку я уже написала. А вторая тема – «про грибы».

Я по профессии – учитель биологии. Про грибы из курса институтской программы – кое-что помню. Их, на самом деле, очень много – и микро.., и красавцы – лесные грибы. Лесные грибы бывают двух видов – трубчатые и пластинчатые. В зависимости от шляпки плодового тела гриба. Если посмотреть под шляпку – видны или пластиночки, или – маленькие трубочки…

Вообще, главное у грибов – грибница или мицелий. Он растёт в земле, обычно недалеко от каких-нибудь деревьев. (Мы будем говорить о лесных красавцах). И находится с деревьями в некоторой зависимости или - биоценозе. А потом уже образует плодовое тело, которое мы называем – гриб. Образует его для оплодотворения, чтобы образовать ещё один мицелий, который позже вырастит своё собственное плодовое тело.. Для оплодотворения в шляпке гриба образуются – споры, которые попадая с водой в землю, и образуют грибницу или – мицелий.

Трубчатые грибы – это белый гриб, подберёзовик, подосиновик, маслёнок… Пластинчатые грибы – это серушка, сыроежка, лисичка, груздь, рыжик, мухомор, бледная поганка…

Грибы бывают съедобные и ядовитые. Белый гриб, подосиновик, подберёзовик, масленок – это съедобные грибы. Мухомор и бледная поганка – ядовитые грибы.

Стояло жаркое лето, такое, что казалось – земля превратилась сухую корку... Совсем не шли дожди. Как будто Главный по планете - отключил воду! Были сильные лесные пожары. Выгорали целые селенья. Гибли скот, люди…

Наступил сентябрь. И, вдруг, - полили дожди. Как будто Кто-то – открыл кран и… Тёплые, совсем летние… Все, в том числе и я, думали, что грибов не будет. От засухи грибница могла засохнуть… Но не тут-то было! Грибы – полезли… Только ленивый не заготовил их на долгую зиму.

Сначала вырастали – белые, потом пошли – подберёзовики… Затем – «солонина»: сыроежки, серушки, даже рыжики, которых не видели в лесах не одно десятилетие... Засуха явилась тем толчком или - экстримом, которое заставило живое существо -появиться на свет!

Грибы стояли красивые, свеженькие... Только-только выросшие из земли!

Белый гриб – коричневая шляпка, толстая белая ножка. Подберёзовик – тоже коричневая шляпка, но ножка не такая толстая. Подосиновик – красная шляпка, средних размеров ножка. Масленок – шляпка, как будто – масляная… Эти грибы хороши для супов, для жарки. А, если ещё добавить картошечку – пальчики оближешь!

«Солонина». - Серушка, шляпка серенькая. Сыроежка – шляпка или красная, или – жёлтая. Лисички – жёлтые грибы, растут сразу кучкой. Самые вкусные в солении – рыжики, он сам говорит о своём цвете. Груздь – шляпка чёрная.

Ядовитые. - Бледная поганка – самый ядовитый гриб на планете. Белая шляпка, может быть – серая, пластинки розового цвета, на тонкой белой ножке - красивая пелеринка. Мухомор – шляпка красная, как бы посыпана белыми крошками. На белой ножке тоже – пелеринка.

Все – красавцы! Стояли они. Хвастались друг перед другом. Белый гриб говорит:

Я тут - самый главный, самый красивый, самый вкусный! Самый-самый…
- Неправда.- Перебивая друг друга, спорят - подберёзовик, подосиновик и маслёнок.
- Мы не хуже тебя. Нас люди тоже собирают. И по вкусовым качествам мы не уступаем…
- Да, что вы, всё - я да я! – Вступили в спор - серушка, сыроежка и груздь…
- В солении это мы – самые вкусные! – Вот их, - и грибы показали на мухомор и бледную поганку – никто не собирает…
- Как это никто! – возмутился мухомор.
- За нами вчера одна бабушка приходила. Она уж который год нас собирает, да и не только она… Нас настаивают на спирту и лечат больные коленки и другие суставы, растирая их… А ещё меня собирают для избавления … (Но вы сами, ребята, догадайтесь, для чего ещё собирают эти грибы из их названия).
- Поэтому свою полезность людям мы тоже будем отстаивать! – сказал мухомор.
- Хорошо, - согласились грибы. Мы все приносим пользу человеку. И все хороши - в своём предназначении!