Меню
Бесплатно
Главная  /  Фурункулы  /  Самые большие авианосцы. Авианосцы Соединенных Штатов Америки — новые модели и старые помощники

Самые большие авианосцы. Авианосцы Соединенных Штатов Америки — новые модели и старые помощники

Окончание Второй мировой войны поставило вооруженные силы (ВС) США перед проблемой сокращения личного состава и техники и необходимостью принятия новой военной стратегии, исходя из условий мирного времени.

В составе американского флота к концу 1945 года имелись два тяжелых авианосца «Саратога» и «Энтерпрайз», 19 авианосцев типа «Эссекс», девять - типа «Индепенденс» и еще 49 легких конвойных авианосцев. На судостроительных верфях в разной степени готовности было еще 36 авианосцев различных классов. Из них 12 так и не были достроены, а три корабля типа «Мидуэй», пять - типа «Эссвкс», два - rvina «Сайпан» и 16 конвойных авианосцев в 1947 г. пополнили состав военно-морских сил.

К концу 40-х годов ВМС выработали собственную стратегию развития вооружений. Планировалось построить четыре принципиально новых суперавианосца типа «Юнайтед Стейс», вооружить палубные самолеты ядврным оружием и сохранить ведущую роль флота в ВС США.

Однако этим планам не суждено было сбыться. Наилучшим средством доставки ядерных бомб в то врвмя считались тяжелые бомбардировщики ВВС. Деньги на строительство авианосцев «Юнайтед Стейтс» у флота отобрали и передали ВВС. Это решение официально объявили в апреле 1949 года, оно повергло высшее командование флота в состояние шока. Морской министр подал в отставку, а в штабах начали ходить небезосновательные слухи о передаче морской авиации военно-воздушным силам и упразднении корпуса морской пехоты. Неизвестно, чем бы закончилось противостояние двух видов вооруженных сил, не обратись Карл Винсон, в то время председатель комиссии по делам вооруженных сил США, к президенту и Конгрессу. В течение двух недель комиссия Конгресса проводила расследованив сложившейся ситуации. Определенного решения тогда не приняли, но морская авиация осталась под юрисдикцией флота.

Через год началась война в Корее, которая отрезвила сторонников радикального сокращения флота. В общей сложности в боевых действиях участвовали 12 авианосцев, большей частью ударные типа «Эссекс». Авиация флота совершила 275 912 боевых вылетов, сбросив 163 026 т бомб и выстрелив 71 804 ООО снарядов из бортовых пушек. По американским данным, на 27.06.1953 г. потери составили 564 самолета, причем только пять из них было сбито в воздушном бою. Эффективность применения палубных штурмовиков, при осуществлении ими воздушной поддержки, заставила ВВС изменить тактику действий своих самолетов и восстановить в своем составе тактическое авиационное командование.

Уже в конце корейской войны флот получил долгожданные ассигнования на развитие авианосных сил. Возвращаться к стврым проектам не стали и развернули большую программу модернизации кораблей типа «Мидуэй» и «Эссекс». Одновременно с этим заложили новый ударный авианосный корабль «Форрестол». До 1959 года в строй вошли четыре авианосца этого типа. В 1961 году к ним присоединился самый большой военный корабль того времени - атомный авианосец «Энтврпрайз». Считалось, что начиная с этого момента будут строиться только атомные авианосцы, но из-за их большой стоимости опять вернулись к проекту «Форрестол», намного усовершенствовали его и запустили серию из трех авианосцев типа «Китти Хок». Они вошли в состав флота до конца 1966 года.

Последний американский авианосец с котлотурбинной силовой установкой «Джон Ф. Кеннеди» заложили в 1967 году. В настоящее время строятся исключительно атомные авианосцы типа «Честер У.Нимиц», первый корабль из этой серии спущен на воду 13 июня 1972 года.

В послевоенное время авианесущие корабли условно разделили на пять подклассов: ударные авианосцы (CVA), атомные ударные (CVAN), противолодочные (CVS), легкие авианосцы (CVL), десантные вертолетоносцы (LPH) и вспомогательные авиатранспорты (AVT) - учвбныв корабли в мирное врвмя.

В 70-х годах противолодочные авианосцы стали постепенно выводить из боевого состава флота. Выполнение их задач возложили на ударные, после чего последние переклассифицировали в многоцелевые (CV) и атомные многоцелевые (CVN).

УДАРНЫЕ АВИАНОСЦЫ ТИПА «ЭССЕКС»

Самым многочисленным типом ударных авианосцев являются корабли типа «Эссекс» - проект 27. Начиная с 1941 года их построили 24 единицы: 17 - во время войны и семь - в послевоенный период (см. таблицу 1).

Ангар авианосца вмещал 80-100 самолетов. Организационно они сводились в авиагруппу, состоящую из четырех эскадрилий: две - реактивных истребителей, одна - штурмовиков и одна - поршневых истребителвй. Все авиационно-техническое оборудование кораблей, кроме катапульт, рассчитывалось на самолеты взлетной массой до 14 т. Самолвты взлетали после свободного разбега по палубе длиной 270,8 и шириной 39 м. Для взлета могли использоваться двв гидропневматические катапульты, установленные в носовой части корабля. Для перезарядки катапульты и старта очередного самолета требовалось две минуты. Большое число аварий при посадке самолетов заставляло конструкторов постоянно увеличивать количество тросов азрофинишеров и аварийных барьеров. На «Эссексах» число тросов достигло 12, а барьеров - пяти. Несмотря на это аварии по-прежнему были частым явлением. 4 июля 1950 года четыре поврежденных «Скайрейдера» 55-й штурмовой эскадрильи возвращались с боевого задания. Один из них, получивший повреждения от огня корейских зенитчиков, не уменьшил скорость при заходе на посадку, проскочил все 12 тросов, пять аварийных барьеров и врезался в строй впереди стоящих самолетов. В результате девять машин получили различные повреждения, а три из них оказались полностью разбитыми. Согласно инструкции посадка проходила с выключенным двигателем. Если крюк не зацепился за тросы финишера, то самолет не мог езлететь и уйти на второй круг. По этой причине в традицию палубной авиации вошла посадка с открытыми фонарями кабин, тогда у экипажа появлялся хоть какой-то шанс выжить.

Корабль оборудован тремя самолетоподъвмниками - одним бортовым и двумя палубными. Ангар открытого типа находился под палубой. Открытый ангар хорошо вентилировался и освещался, но вместе с тем отлично просматривался с рядом проходящих судов. Самым слабым местом авианосца в конструктивном отношении считалась носовая часть с нависающей над ней «козырьком» взлетной палубой. В штормовую погоду «козырек» часто ломался, выводя корабль из строя.

Артиллерийское вооружение авианосца включало в себя 12 орудий калибром 127 мм и большое количество малокалиберных (20-мм, 40-мм) зенитных автоматических пушек.

Максимальная скорость авианосцев этого типа - 30 узлов, полное водоизмещение достигало 33 ООО т. Дальность плавания при скорости хода 15 узлов - 12 ООО миль.

В целях повышения ударных возможностей и обеспечения базирования на них тяжелых штурмовиков «Сэвидж» авианосец «Орискани» достраивали по измененному проекту - 27А, с усиленной палубой. Аналогичной модернизации подвергли и уже построенные корабли «Хэнкок» и «Бон Хомм Ричард», поэтому их часто выделяют в отдельный тип - «Орискани».

Высокая аварийность и плохие мореходные качества, а также изобретение англичанами угловой палубы и паровой катапульты заставили модернизировать авианосцы 27-го проекта. Угловая палуба представляла собой прямоугольный участок, расположенный под углом 10,5° к продольной оси корпуса (стандарт для всех американских авианосцев), предназначенный для посадки. Даже если садящийся самолет не зацепился за тросы финишера, то он уже не представлял никакой опасности для впереди стоящих самолетов и мог уйти на второй круг. Изменилась и техника посадки на палубу: двигатель уже не выключали, а старались поддерживать ту скорость самолета, на которой он хорошо слушался рулей. Такую посадку назвали «скоростной». Ширина палубы аыросла до 52 м. Количество тросов аэрофинишера уменьшили до четырех, а аварийных барьеров - до одного. Кроме этого, новый проект предусматривал перестройку носовой части корабля, так называемый «штормовой нос». Теперь носовая часть палубы была надежно закреплена и передняя часть ангара полностью закрыта от попадания воды. Избавились и от кормового палубного самолетоподъем-ника, который считался потенциально опасным, так как его заклинивание лишало самолеты возможности сесть на палубу. Грузоподъемность само-летоподъемников довели до 36,5 т. Паровые катапульты позволили использовать более тяжелые реактивные самолеты, за катапультой установили отражатели реактивной струи. В 50-х годах большинство авианосцев прошли очередную модернизацию и были переклассифицированы в противолодочные. Через 20 лет почти все из них попали а металлолом, осталось только пять кораблей этого типа: четыре авианосца типа «Эссекс» числились в резерве и один - «Лексингтон» - использовался флотом а качестве учебного. По состоянию на 1991 год в составе флота находился только один авианосец «Лексингтон». Два других авианосца: «Бон Хомм Ричард» и «Орискани» были законсераированы. В настоящее время все авианосцы этого типа выведены из состава флота.

А ВИАНОСЦЫ

«ЭССЕКС»

Таблица 1

Название

Бортовой номер

Введен в боевой состав флота

Перекласси­фицирован

Выведен из состава флота

в CVS

«Эссекс»

«Йорктаун»

«Интрепид»

«Хорнет»

«Франклин»

«Тикондерога»

«Рэндолф»

«Лексингтон»

«Банкер Хил л»

«Хэнкок»

«Беннингтон»

«Боксер»

«Бон Хомм

«Кирсардж»

«Орискани»

«Энтиетэм»

«Принстон»

«Шанфи-Ла»

Чемплэйн»

«Тарава»

«Филиппин

УДАРНЫЕ АВИАНОСЦЫ ТИПА «МИДУЭЙ»

Корабли Tina «Мидуэй» - самые большие авианосцы, заложенные в период Второй мировой войны. Планировали построить шесть кораблей. После окончания аойны заказ уменьшили до трех (см. таблицу 2).

Авианосцы рассчитывались на базирование 100-137 самолетов взлетной массой до 25 т. Самолеты располагались а ангаре открытого типа. Организационно они сводились в шесть эскадрилий: две - истребителей (легких и тяжелых) и четыре - штурмовиков (одна - тяжелых). Ангар разделялся четырьмя противопожарными перегородками. Основным способом взлета являлся свободный разбег по палубе длиной 285 и шириной 40 м. Бронированная палуба оборудована аэрофинишером с десятью тросами, четырьмя аварийными барьерами и двумя гидропневматическими катапультами. Три самолетоподъемника располагались по первоначальной схеме авианосцев «Эссекс». Оборонительное вооружение включало 18 пушек калибром 127 мм и несколько десятков 40-мм зенитных автоматов. Скорость хода 33 узла, полное водоизмещение 55 ООО т, экипаж 2600 чел «Мидуэй» начали модернизировать одновременно с «Эссексами», проект получил условный код - 110. Большие первоначальные размеры кораблей позволили установить угловую палубу большей ширины, ее максимальная ширина стала достигать 64 м. Корабли оснастили и новым авиационно-техническьм оборудованием, рассчитанным на массу самолета до 35 т. Изменения коснулись и пушечного вооружения: оставили десять 127-мм пушек, а вместо 40-мм автоматов поставили 76-мм автоматические зенитные пушки. Возросшие размеры реактивных самолетов вынудили уменьшить их количество до 80 единиц. Но ударная сила авианосцев при этом возросла

Последний корабль из серии «Мидуэй» - авианосец «Корал Си», проект 110А - имел существенные отличия: на нем стояли только бортовые са-молетоподъемники и три паровые катапульты (у остальных по две), одна из них - на угловой палубе.

В 70-х годах авианосцы прошли еще одну модернизацию с целью продления срока службы до 40 лет. Зенитные пушки заменили на две пусковые установки ЗРК «Си Спэрроу». Для борьбы с низколетящими целями и противокорабельными ракетами поставили три 20-мм системы «Вулкан Фаланкс». С1975 года корабли аошли в подкласс многоцелевых. Изменился состав авиакрыла, базирующегося на авианосце: одна эскадрилья штурмовиков (А-6), три эскадрильи истребителей-штурмовиков (F-18), четыре самолета дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО), четыре заправщика КА-6, четыре самолета РЭБ ЕА-6 и шесть вертолетов «Си Кинг».

АВИАНОСЦЫ ТИПА «МИДУЭЙ»

Таблица 2

Название

Бортовой

«Мидуэй»

«Фр. Д. Рузвельт»

«Корал Си»

УДАРНЫЕ АВИАНОСЦЫ ТИПА «ФОРРЕСТОЛ»

Проект 80 - «Форрестол» был первым реализованным послевоенным проектом авианесущих кораблей в США. Это самые большие в мире авианосцы с обычной энергетической установкой. Голоаной корабль серии заложили в июле 1952 года, строили три года и ввели в строй 1 октября 1955 года (см. таблицу 3).

С кораблем «Форрестол» связана, пожалуй, самая любопытная страница в истории палубной авиации. В октябре 1963 года, в пятистах милях от Бостона, на его борту развернулись летные испытания самолета-заправщика GV-1 (обозначение KC-130F «Геркулес» до 1962 года в ВМС). Сначала этот самолет с бортовым номером 798 практически без переделок конструкции совершил 29 имитаций посадки на палубу по типу «касание - немедленный взлет». Когда летчики «Геркулеса» достаточно потренировались, началась основная фаза испытаний. Их цель - исследовать возможность базирования тяжелых самолетов-заправщикоа на ударных авианосцах. Всего «Геркулес» совершил 21 посадку и 21 взлет с палубы, во время которых ни тормозной крюк, ни стартовые ускорители не использовались. Взлетная масса самолета доходила до 54 430 кг (напомним, что максимальная взлетная масса С-130 доходит до 70 400 кг). Однако регулярные полеты машины такого класса оказались невозможными из-за малой площади палубы и непостоянной силы ветра. Несмотря на это, «Геркулес» вошел в историю как самый большой и тяжелый палубный самолет.

По первоначальному проекту построено четыре корабля: «Форрестол», «Саратога», «Рэйнджер» и «Индепенденс». Последний авианосец спущен на воду в 1958 году.

Впервые ангар на 80- 100 реактивных самолетов выполнен закрытым со всех сторон, кроме кормового «окна». Основной способ взлета - катапультный. Бронированная палуба толщиной 45 мм и длиной 331 м оборудована угловым посадочным участком, общая ширина - 76,8. Авианосец имеет четыре паровые катапульты повышенной мощности, две - в носовой части и - две на угловой палубе. Перезарндка катапульты занимает 25-30 с. Четыре бортовых самолетоподъемника с размерами платформ 20x16 м (последняя цифра на 3 м больше, чем у «Мидуэя») могут поднимать на палубу самолеты массой 50 т. Для остановки садящихся на палубу самолетов имеются аэрофинишер с шестью тросами и аварийный барьер. Большое внимание при проектировании уделили уменьшению размеров надстройки и расположению дымовой трубы, стараясь, чтобы дым не закрывал кормовую часть палубы.

На корабле базировались: одна эскадрилья тяжелых штурмовиков, четыре эскадрильи - легких, две - истребителей, одна - разведчиков и одна - самолетов ДРЛО. После вывода из состава флота противолодочных авианосцев на «форрестолы» вместо двух легких штурмовых эскадрилий посадили две противолодочные. В настоящее время тяжелых штурмовиков в авиации флота нет. И их место заняли самолеты РЭБ

Оборонительное вооружение состоит из восьми 127-мм зенитных пушек.

Протурбинная силовая установка мощностью 280 ООО л.с. приводит в действие четыре гребных винта диаметром 6,7 м, которые разгоняют корабль водоизмещением 76 ООО т до скорости 33 узла. Авианосец управляется тремя рулями.

Следующие два корабля - «Китти Хок» и «Констелейшн» строились по усовершенствованному проекту 127А. Основные отличия - в расположении модернизированной надстройки и в размещении самолетоподъемников на палубе. Один из подъемников перенесли с конца посадочной полосы в левую (парковую) часть угловой палубы, увеличив безопасность полетов. Количество тросов аэрофинишера уменьшили до четырех (стандартное число для всех современных кораблей).

Дальнейшим развитием серии «Форрестол» являются корабли «Америка» и «Джон Ф.Кеннеди». Оба строились по разным проектам (127В и 127С), с усовершенствованиями, использовавшимися на атомном авианосце «Эн-терпрайз», и таким же авиационно-техническим оборудованием. «Джон Ф.Кеннеди» - последний американский авианосец с обычной силовой установкой (СУ). После него строились корабли только с ядерными СУ. В настоящее время все авианосцы типа «Форрестол» остаются в строю и постепенно проходят модернизацию. Сам «Форрестол» переведен в класс учебных кораблей, и на нем проходят подготовку пилоты палубной авиации. Экипаж корабля типа «Форрестол» состоит из 4200 человек.

АВИАНОСЦЫ ТИПА «ФОРРЕСТОЛ» Таблица 3

Название

Бортовой

«Форрестол»

«Саратога»

«Рэйнджер»

«Индепенденс»

«Китти Хок»

«Констелейшн»

«Энтерпрайз»

«Америка»

«Дж.Ф.Кеннеди»

АТОМНЫЙ УДАРНЫЙ АВИАНОСЕЦ «ЭНТЕРПРАЙЗ»

Первым в мире атомным авианосцем стал корабль «Энтерпрайз» с бортовым номером 65. Спущенный на воду 24 сентября 1960 года, он воплотил в себе все последние достижения науки того времени. В движение его приводит ядерная СУ, состоящая из восьми атомных реакторов фирмы «Вестингауз» и 32 парогенераторов общей мощностью 300 000 л.с. Редукторы, передачи и т.д. заимствованы от атомных подводных лодок. Без дозаправки «Энтерпрайз» проплывает 4 300 000 морских миль с постоянной скоростью 20 узлов. Атомному кораблю не нужно возить с собой большое количество мазута, и его место заняло авиационное топливо, общий запас которого 15 ООО т. Этого вполне достаточно для обеспечения двух ежедневных боевых вылвтов всех самолетов корабля в течение недели. Длина палубы 336 м, ширина 76 м.

Ангар «Энтерпрайза» рассчитан на 100 самолетов. Они подаются на палубу четырьмя самолетоподъемниками с размерами платформы 26x16 м. Взлет обеспечивается четырьмя паровыми катапультами. Аэрофинишер че-тырехтросовый, аварийную остановку самолета осуществляют барьером из нейлоновых лент. Состав авиационного крыла аналогичен крылу авианосцев типа «Форрестол».

Дымовой трубы на корабле нет, и надстройка, соответственно, имеет небольшие размеры. Выполнена она в виде куба. На его гранях установлены антенны обзорной РЛС. Интересно, что копия этой надстройки (с такими же антеннами) была у ракетного крейсера «Лонг Бич». Он и атомный крейсер «Бейнбридж» совместно с «Энтерпрайзом» составляли первое американское атомное быстроходное авианосное соединение, сформированное в начале 1963 года. Основная задача крейсеров состояла в обеспечении противовоздушной и противолодочной обороны авианосца.

Собственное оборонительное вооружение авианосца состояло из ЗРК «Терьер». Уже после реконструкции корабля в 80-х годах «Терьер» сняли и заменили на ЗРК ближнего действия - «СиСпэрроу». Надстройку перестроили, теперь она имеет совершенно иной вид, потеряв при этом свои характерные антенны. В настоящее время «Энтерпрайз» находится в боевом составе флота.

АТОМНЫЕ УДАРНЫЕ АВИАНОСЦЫ ТИПА «НЕСТЕР У.НИМИЦ»

Первый корабль серии заложен в 1968 году и введен в строй в мае 1972 года. В боевом строю находятся аосемь кораблей этого типа. В постройке находится еще один такой же корабль (см. таблицу 4).

Авианосцы типа «Честер У.Нимиц» являются самыми большими военными кораблями в мире. Атомная силовая установка их более совершенного типа, чем у «Энтерпрайза». Она состоит всего из двух реакторов, которые заправляются ядерным топливом один раз в 13 лет. Реакторы располагаются в трюмах, почти посередине корпуса в двух независимых герметичных отсеках. Полетная палуба длиной 332,9 м и максимальной шириной 76,8 м покрыта материалом на основе резины. Угловой посадочный участок, на котором установлены четыре троса аэрофинишера и аварийный барьер, оборудован двумя паровыми катапультами. По периметру палубы установлены вертикальные, откидывающиеся во время полетов антенны радиосвязи.

Справа по борту на палубе находится семиэтажная надстройка с антеннами радиотехнических систем. В ней размещаются пункт управления полетами, ходовая рубка, каюты капитана и командира авиакрыла.

Перед началом полетов самолеты подаются на палубу четырьмя самолетоподъемниками. Два из них расположены перед надстройкой, поближе к носовым катапультам. Между катапультами находится пост управления, с которого можно регулировать скорость, до которой разгоняется стартующий самолет. Перед вылетом снаряженная машина взвешивается, закрепляется на челноке катапульты, вес вводится в устройство управления катапультой, и после готовности самолет взлетает. В случае использования всех четырех катапульт группа из 20 самолетов может быть поднята в воздух за 5-6 минут.

Самолеты снаряжаются на палубе, для этого на ней предусмотрены три лифта автоматизированной системы подачи боеприпасов, заправочные посты и разъемы электропитания.

Под полетной палубой расположена галерейная палуба. Она обеспечивает сквозной проход по всей длине корабля, поскольку во время полетов выход на «верх» большинству членов экипажа запрещен. На галерной палубе размещаются посты управления катапультами, финишером, каюты и боевой пост управления. Ниже галерейной имеются еще десять палуб различного назначения. Основная из них - ангарная. Высота ангара около восьми метров, вместимость 90-100 самолетов, в случае пожара он автоматически разделяется на три герметичных отсека

Полное водоизмещение авианосца 91 500 т, максимальная скорость хода 30 узлов. Корабль может вести боевые действия вдали от баз без снабжения в течение 16 суток. Авиакрыло (96 самолетов), располагающееся на авианосце, состоит из девяти эскадрилий: двух истребительных, трех штурмовых (истребительно-штурмовых), одной РЭБ, одной ДРЛО и двух противолодочных (самолеты, вертолеты). Оборонительное вооружение - три ЗРК «Си Спэрроу» и три установки «Вулкан Фаланкс». Общая численность экипажа 3300 человек. Только обслуживанием взлетно-посадочного оборудования, подъемников и подготовкой самолетов занимаются 850 человек, а 300-400 человек занимаются ремонтом самолетов и оборудования. Специальное подразделение обеспечивает подготовку и подвеску вооружения и т.д. Все, кто участвует в полетах и находится на палубе, носят защитные шлемы и наушники. Регулировщики, указывающие направление движения самолетам, надевают желтые куртки или майки (в летнее время). Наименее заметными выглядят техники самолетов (в униформе коричневого цвета) и аодители палубных машин (зеленого). Офицеры, обслуживающие катапульту, и финишер носят синие куртки. Для транспортировки самолетов по палуба имеются специальные тягачи желтого цвета. Во время полетов на палубе вблизи посадочной полосы находятся дежурный тягач и пожарная машина.

АВИАНОСЦЫ ТИПА «ЧЕСТЕР У.НИМИЦ» Таблица 4

Название

Бортовой

«Честер У.Нимиц»

«Дуайт Эйзенхауэр»

«Карл Винсон»

«Теодор Рузвельт»

«Абрахам Линкольн»

«Джордж Вашингтон»

«Джон Стеннис»

«Гарри Трумэн»

«Рональд Рейган»

Даже в мирное время и вне зависимости от тактической обстановки авианосцы находятся в постоянной боевой готовности. Во время плавания в воздухе находятся противолодочный самолет и самолет ДРЛО. Как и на «сухопутных» аэродромах, на авианосце все время дежурит пара истребителей, чаще всего они стоят в районе надстройки.

А.ЧЕЧИН, г. Харьков

«Моделист-конструктор» № 9"99

Мощный военно-морской флот любого государства определяет политический статус страны. На протяжении нескольких веков самой сильной морской державой считалась Великобритания. Однако после завершения Второй мировой войны пальму первенства взяли Соединенные Штаты Америки. Значительной силой ВМФ страны и национальным достоянием являются атомные авианосцы. США – единственная страна в мире, имеющая на вооружении 11 действующих авианосных кораблей. Остальные 9 стран, которые владеют подобными судами, могут похвастаться одним, максимум двумя единицами техники.

История создания

Идея создания плавучей взлетной полосы принадлежит американцам. И это неудивительно. Основные сражения практически всегда происходят вдали от берегов Северной Америки, при этом США всегда стремились контролировать любые военные конфликты. В 1910 году впервые . Это был легкий американский крейсер Бирмингем, на котором был воздвигнут деревянный помост размером 25х7 метров. Спустя 5 минут летательный аппарат, оборудованный специальными поплавками, успешно приземлился на воду. В следующем году американский офицер благополучно выполнил посадку самолета на искусственно созданную увеличенную палубу крейсера. Проводя дальнейшие исследования, уже в 1915 году была разработана катапульта, необходимая для пуска воздушного судна с борта корабля.

В период Первой мировой войны активно использовался флот Великобритании, по окончании военных действий Америка тщательно изучила действия морской авиации Англии. Первый авианосец США был переоборудован из судна, занимающегося перевозкой угля, и получил имя CV-1 «Лэнгли». На корабле была создана палуба длиной 163 метра и установлены краны для поднятия самолетов на борт. Следующие корабли – авианосец Лексингтон (CV-2) и авианосец Саратога (CV-3) были переоборудованы с линейных кораблей еще на этапе строительства.

1927 год является важной датой в истории американских авианосцев. В этом году было принято решение о строительстве (а не переоборудовании) первых пяти авианесущих кораблей. Каждый из судов вмещал в себя от 70 до 80 самолетов.

В первой половине прошлого века в ряде стран появились авианесущие корабли разных размеров и соответственно, отличающиеся по назначению. Выделяли несколько классов судов.

  • Легкий авианосец. Корабль небольшого размера в сравнении с аналогами другого класса, вмещает от 20 до 50 летательных аппаратов.
  • Эскортный авианосец. Является подвидом легкого авианосца. Эти корабли перестраивались из гражданских судов. Особенностью такой техники являлась низкая скорость и ненадежность в сражениях. Первый экспериментальный авианосец Лэнгли можно отнести именно к этому классу кораблей.
  • Тяжелый/ударный авианосец. Представляет собой тип крупных кораблей, позволяющих осуществлять горизонтальный взлет и посадку. Вмещают от 70 до 100 воздушных судов. Такая морская техника способна нанести масштабные удары по врагу, может длительное время находиться вдали от берега. Во время войны и в послевоенный период были построены такие авианосцы США типа «Эссекс» и «Мидуэй».

Вторая мировая война

Для война началась в декабре 1941 года, в тот момент, когда Япония напала на базу тихоокеанского флота США Перл-Харбор. В течение двух налетов с 6 японских авианосцев вылетело 353 самолета. По итогам атак удалось потопить или повредить 14 кораблей, более 200 самолетов, погибло около 2,5 тысяч человек. Такой агрессии со стороны Японии никто не ожидал. США в тот же день объявили войну «Стране восходящего солнца». По стечению обстоятельств в Перл-Харборе на момент проведения атаки находились только старые корабли. Современные авианосцы располагались в другой части американского побережья.

Авианосцы типа «Эссекс»

В этом же 1941 году были заложены 3 авианосца типа «Эссекс», которые относились к ударному классу авианосных кораблей. Проектировка была начата за 3 года до начала строительства. Изначально планировалось построить всего один такой корабль. Однако после нападения на базу Перл-Харбор в срочном порядке было принято решение о создании дополнительно двух судов. Всего же за годы войны было произведено 24 авианосца данного типа. Примечательным является тот факт, что «Эссекс» принимал участие во многих сражениях, однако ни один из кораблей не был затоплен. Длина судна составляла 266м, максимальная скорость достигала 33 узлов, экипаж включал 3000 человек (в соответствии со штатным расписанием 2 386 чел.). Из снаряжения было около 100 самолетов, зенитная артиллерия и радиолокационное вооружение.

Тип: Ударные авианосецы «Эссекс»
Название Введен в эксплуатацию Выведен из состава флота
«Эссекс»
USS Essex (CV/CVA/CVS-9)
31 декабря 1942
15 января 1951
9 января 1947
30 июня 1969
«Йорктаун»
USS Yorktown (CV/CVA/CVS-10)
15 апреля 1943
2 января 1953
9 января 1947
27 июня 1970
«Интрепид»
USS Intrepid (CV/CVA/CVS-11)
16 августа 1943 15 марта 1974
«Хорнет»
Hornet (CV/CVA/CVS-12)
29 ноября 1943
20 марта 1951
11 сентября 1953
15 января 1947
12 мая 1951
25 июля 1989
«Франклин»
USS Franklin (CV/CVA/CVS-13, AVT-8)
«Большой Бен»
«Big Ben»
31 января 1944 17 февраля 1947
«Тикондерога»
USS Ticonderoga (CV/CVA/CVS-14)
8 мая 1944
1 октября 1954
9 января 1947
1 сентября 1973
«Рэндольф»
USS Randolph (CV/CVA/CVS-15)
9 октября 1944
1 июля 1953
25 февраля 1948
13 февраля 1969
«Лексингтон»
USS Lexington (CV/CVA/CVS/CVT/AVT-16)
«Голубой Призрак»
«The Blue Ghost»
17 февраля 1942 8 ноября 1991
«Банкер Хилл»
USS Bunker Hill (CV-17)
24 мая 1943 9 января 1947
«Уосп»
USS Wasp (CV-18)
24 ноября 1943 1 июля 1972
«Хэнкок»
USS Hancock (CV-19)
15 апреля 1944
1 марта 1954
9 мая 1947
31 января 1976
«Беннингтон»
USS Bennington (CV-20)
6 августа 1944 15 января 1970
«Боксер»
USS Boxer (CV-21)
16 апреля 1945 1 декабря 1969
«Бон Омм Ричард»
USS Bon Homme Richard (CV-31)
26 ноября 1944
1 октября 1952
9 января 1947
2 июля 1971
«Лейте»
USS Leyte (CV-32)
11 апреля 1946 15 мая 1959
«Кирсардж»
USS Kearsarge (CV-33)
2 марта 1946 13 февраля 1970
«Орискани»
USS Oriskany (CV-34)
25 сентября 1950 30 сентября 1976
«Энтитем»
USS Antietam (CV/CVA/CVS-36)
28 января 1945 8 мая 1963
«Принстон»
USS Princeton (CV-37)
18 ноября 1945
28 августа 1950
21 июня 1949
30 января 1970
«Шангри-Ла»
USS Shangri-La (CV-38)
15 сентября 1944
1 февраля 1955
7 ноября 1947
30 июля 1971
«Лейк Чемплейн»
USS Lake Champlain (CV-39)
3 июня 1945
19 сентября 1952
17 февраля 1947
1 декабря 1969
«Тарава»
USS Tarawa (CV/CVA/CVS-40, AVT-12)
8 декабря 1945
3 февраля 1951
30 июня 1949
13 мая 1960
«Велли-Фордж»
USS Valley Forge (CV-45)
3 ноября 1946 15 января 1970
«Филиппин Си»
USS Philippine Sea (CV-47)
11 мая 1946
15 мая 1959
28 декабря 1958
1 декабря 1969

Авианосцы типа «Лонг-Айленд»

Учитывая медленную скорость строительства ударных авианесущих кораблей, было принято решение о переоборудовании ряда транспортных судов. Эскортный авианосец можно было построить за несколько месяцев. В начале 40-х годов было переоборудовано 2 транспортника, один из которых был передан британскому флоту. Американский «Лонг-Айленд» использовался преимущественно в качестве тренировочной базы для пилотов и сопровождения других кораблей, лишь однажды он принимал посредственное участие в обеспечении безопасности при битве у атолла Мидуэй. Корабль имел длину 150 метров, скорость около 16 узлов и экипаж до 1000 человек. Вооружение включало 16 самолетов. После окончания войны был снят со службы, однако долгие годы после этого прослужил в гражданских целях вплоть до 1977 года.

Авианосцы типа «Эвенджер»

В этот же период еще 4 транспортника было преобразовано в эскортные авианосцы, часть из которых была передана партнеру США – Великобритании. Технические характеристики судна практически ничем не отличались от авианосцев типа «Лонг-Айленд», разве что на борту базировалось не 16, а 15 самолетов. Главный из четырех описываемых кораблей немецкая подводная лодка смогла потопить недалеко от Гибралтара.

Авианосец типа «Рейнджер»

«Рейнджер» является первым ударным кораблем, изначально проектируемым в качестве американского авианосца. Взлетная полоса выглядела в виде надпалубного сооружения, сделанного из дерева и покрытое сверху тонким слоем стали для защиты при возникновении пожара. Дымоход разделялся на 6 труб – по три с каждого борта. В зависимости от направления ветра подсоединяли одну или другую сторону, тем самым обеспечивалась нормальная видимость для взлета и посадки самолетов. Корабль находился в строю с 1934 года, во время войны патрулировал Атлантический океан, участвовал в операциях 1942 года в Северной Африке. За это время с корабля было осуществлено 496 боевых вылетов самолетов. По окончании войны судно было выведено из состава флота и в 1947 году продано в качестве лома. Длина «Рейнджера» составляла почти 235 метров, скорость 29 узлов, авиационная группа состояла из 86 самолетов.

Авианосцы типа «Йорктаун»

В 30-х годах прошлого столетия также было построено 3 авианесущих корабля, которые являлись модернизированной копией «Рейнджера». Все они активно использовались в военных сражениях. Спустя всего год после вступления США в войну 2 «Йорктауна» было потоплено, третий авианосец «Энтерпрайз» был снят с вооружения в 1947 году. Длина кораблей составляла 246 метров, скорость 32,5 узла, за каждым судном было закреплено по 96 самолетов. Особенно примечательным был авианосец «Энтерпрайз» — он признан самым известным кораблем ВМС Соединенных Штатов в Тихом океане времен Второй мировой войны. Корабль принимал активное участие в сражениях у атолла Мидуэй.

Стоит детальнее рассказать о битве за Мидуэй, так как это сражение было одним из важнейших, повлиявших на итоги войны. Понимая все возрастающую мощь американских авианосцев, Япония детально планировала внезапное нападение на морские силы США, базировавшиеся в районе атолла Мидуэй. Однако, криптографы США сумели рассекретить шифр и узнали о задачах врага. Решив пойти на опережение, адмирал Нимиц отправил 3 полностью укомплектованных авианосца типа «Йорктаун». В результате тяжелых сражений Япония потеряла 4 тяжелых авианосца, 248 самолетов и тем самым упустила возможность ведения атакующей линии поведения в войне. США в этой битве потерял один из авианосцев «Йорктаун».

Авианосец типа «Уосп»

Данный тип представлен всего одним экземпляром корабля. Он являл собой урезанный вариант «Йорктауна». «Уосп» был введен в эксплуатацию в 1940 году, с началом участия США в войне корабль патрулировал воды Атлантического океана, неоднократно переправлял сухопутные самолеты из Англии в Средиземноморье. В 1942 году «Уосп» и его авиация обеспечивали безопасность прохода американских кораблей. Однако на его пути встретилась японская субмарина. При атаке со стороны ВМС Японии авианосец был поврежден и затем потоплен.

Авианосцы типа «Индепенденс»

В условиях острой нехватки авианосцев в период Второй мировой войны было создано еще несколько легких авианесущих кораблей, перестроенных из крейсеров «Кливленд». За 2 года было переоборудовано 9 таких судов. Несмотря на их малый размер и уязвимость, они активно эксплуатировались в годы войны. После войны и развития авиации малый размер палубы не позволял использовать авианосные крейсеры по назначению, поэтому в 1946-47 годах все они были сняты со службы ВМФ США. Часть из них была передана флотам Франции и Испании, часть использовали при ядерных испытаниях, остальные ушли на лом. Длина «Индепенденс» составляла 190 метров, борт вмещал в себя до 30 самолетов.

Тип: Легкие авианосецы «Индепенденс»
Название Введен в эксплуатацию Выведен из состава флота
Авианосец «Индепенденс»
USS Independence (CVL-22)
1 января 1943 28 августа 1946
«Принстон»
USS Princeton (CVL-23)
25 февраля 1943 24 октября 1944
«Белло Вуд»/«Буа Белло»
Belleau Wood/Bois Belleau
31 марта 1943 года (США)
23 декабря 1953 (Франция)
1960
«Лэнгли»/«Лафайет»
Langley/La Fayette
31 августа 1943 (США)
2 июня 1951 (Франция)
9 февраля 1964
«Кэбот»/«Дедало»
Cabot/Dedalo
17 ноября 1943 (США)
30 августа 1967 (Испания)
1989

Авианосцы типа «Сайпан»

Группа легких авианосцев 40-х годов, созданных в качестве замены предполагаемых потерь «Индепенденс». Было построено 2 корабля этого типа, оба так и не успели встать на вооружение в военное время. По завершении войны началось усиленное развитие реактивных самолетов, такую тяжелую технику «Сайпан» принять на борт уже не мог. Ввиду этого корабли выступали в качестве вспомогательных судов или учебных экспонатов и были сняты с вооружения только в конце 70-х годов прошлого столетия.

Авианосцы типа «Боуг»

Группа эскортных авианосцев времен Второй мировой войны, чаще всего используемые британскими союзниками. Всего было переоборудовано 45 единиц техники. Отличительными особенностями данных эскортных авианосных кораблей выступали следующие показатели. Из-за нехватки дизельных двигателей, «Боуг» использовал корпус с паротурбинными установками – это увеличило количество выработанного газа, но и способствовало большей скорости судна. Длина корабля была увеличена, сама же палуба была защищена 6-мм листами стали, все это позволило принимать на борт более тяжелые самолеты.

Авианосцы типа «Касабланка»

Самая большая группа эскортных авианосцев, в период войны было создано 50 единиц, строились корабли за рекордные 4 месяца. «Касабланка» отличались от «Боуга» большей скоростью движения и увеличенным ангарным помещением, однако они не могли преодолевать большие расстояния. Также их палуба была короче предшествующих «Боугов», соответственно взлет и посадка самолетов была сложной. В период войны авианосцы активно использовались в качестве поддержки десанта. 5 кораблей было потеряно при сражениях. По окончании боевых действий «Касабланка» стала непригодной к использованию в связи со своими небольшими размерами палубы.

Авианосцы типа «Сэнгамон»

Четыре эскортных авианосца типа «Сэнгамон» были переоборудованы из недостроенных нефтяных танкеров и также участвовали во Второй мировой войне. Корабли служили на территории Атлантики, а позднее Тихого океана. Себестоимость таких судов была достаточно высокой, поэтому не было построено большого количества техники. Все авианосцы «Сэнгамон» были задействованы в операции «Торч». В авиационное вооружение входило 14 истребителей и 17 бомбардировщиков разных видов. В одном из походов «Сенгамон» был обнаружен японскими кораблями. Авианосец пытался оторваться от врагов, но уже на следующий день был атакован самолетом, врезавшимся в палубу. Дыра на палубе достигала 40м², спустя несколько минут авианосец торпедировала субмарина. В этот же день еще 2 камикадзе врезались в борт корабля, оставляя все больше и больше пробоин и сотни погибших. Несмотря на это, «Сэнгамон» продолжал плыть.

Послевоенное время

Морские сражения во Второй мировой войне показали необходимость использования авианосцев для различных целей. Ударные экземпляры принимали непосредственное участие во многих знаменательных сражениях. Эскортные и легкие аналоги обеспечивали безопасность передвижения других судов, перевозили авиатехнику и выступали в качестве учебной техники. Одержав победу, США вместе с союзниками продолжили развитие морской авиации и как следствие, требовался новый авианосец, способный принять на борт тяжелые реактивные самолеты. Ввиду этого большая часть действующих авианесущих кораблей была списана и на их место встали новые более современные и модернизированные экземпляры.

Учитывая развитие техники и кораблестроения были разработаны такие современные классы авианесущих кораблей:

  • Суперавианосец – крупные ударные авианесущие судна, в современное время чаще всего имеющие на борту ядерную установку. Водоизмещение составляет от 50 до 100 тысяч тонн. Включают в себя большое количество летательных аппаратов с возможностью горизонтального взлета и посадки самолетов. Ударными их называют потому, что они способны самостоятельно нанести мощный удар по противнику, без применения дополнительных кораблей. Такие авианосцы имеют возможность длительного плавания.
  • Многоцелевой авианосец – судно водоизмещением 30-50 тысяч тонн с возможностью осуществления горизонтальной посадки. Корабли схожи по своим функциям с суперавианосцами, однако имеют меньший размер, меньшее количество авиации на борту и меньше могут находиться вдали от берега.
  • Легкий авианосец – водоизмещение не превышает 25 тысяч тонн, на нем используются только самолеты вертикального взлета и посадки. Поэтому такой авианосец называют СВВП. Они не такие мощные как предыдущие классы, но и себестоимость их в разы дешевле. В связи с этим некоторые страны используют такие виды судов.

Авианосцы типа «Мидуэй»

Первая группа тяжелых ударных авианосных кораблей была произведена по подобию аналогов Великобритании. Они отличались от своих предшественников большим размером и более мощным бронированием корпуса. В отличие от 25-мм брони всех предыдущих поколений, данный тип имел толщину палубы 87 мм. В военный и послевоенный период было построено 3 экземпляра, но ни один из них не успел побывать в сражениях II мировой войны. При этом корабли участвовали в ряде других сражений, происходящих в мире, в том числе во вьетнамском конфликте. Два из трех авианосцев прошли модернизацию и состояли на флоте почти 50 лет. Длина судна составляла 295 метров, количество авиации в разные периоды варьировалось от 136 до 153 самолетов. Последний авианосец списан в 1992 году, на сегодняшний день является музейным экспонатом.

Операция «Порывистый ветер»

«Мидуэй» участвовал в спецоперации «Порывистый ветер». В 1975 году руководство страны отправило несколько авианосцев к берегам Вьетнама для вывоза жителей Сайгона. Пилот ВВС Южного Вьетнама посадил в небольшой двухместный самолет жену с 5 детьми и вылетел из опасной зоны. В морских просторах он увидел Мидуэй и попросился посадить воздушное судно на авианесущий корабль. Для возможности посадки самолета необходимо было быстро очистить палубу от техники. Капитан Мидуэя отдал приказ убрать с палубы воздушные судна. Некоторые из них пришлось выкинуть за борт, в результате чего было потеряно авиации на сумму 10 млн долларов. К удивлению всех присутствующих на корабле пилот сумел посадить самолет и спас семью.

Авианосцы типа «Форрестол»

Следующими в списке тяжелых ударных авианосцев стали корабли типа «Форрестол», созданные в 50-х годах прошлого столетия. Необходимость в них возникла после проведения анализа морских сражений в районе Корейского полуострова. Было построено 4 судна – это были самые крупные боевые корабли в мире за всю историю кораблестроения на тот момент. Длина составляла 317 метров, благодаря новому техническому оборудованию авианосец мог совершать автономное плавание в течение 90 суток. Вооружение включало в себя радиолокационное оснащение, зенитную артиллерию и до 90 самолетов. «Форрестол» участвовали во Вьетнамской войне и представляли собой базовый набор судов в ВМФ США. Последний из кораблей был выведен из строя в 1998 году.

Авианосцы типа «Китти-Хок»

После испытаний в бою и эксплуатации предыдущей серии авианосцев «Форрестол» было исправлено несколько элементов в проектировке судов. В 60-х годах мир увидел 4 образца усовершенствованных моделей под названием «Китти-Хок». Основным отличием от предшественников являлась и другое размещение лифтов. Длина составляла 326 метров, экипаж достигал 5 624 человек – без учета авиа пилотов, на борту находилось около 80 самолетов и вертолетов. Последний из авианосцев был выведен из состава флота в 2009 году.

Появление атомных авианосцев

С развитием ядерной энергетики проводилось множество морских экспериментов и испытаний. Для этого использовали некоторое количество авианосцев, переживших Вторую мировую войну, но не способных принимать на борт новые . После проведения ряда исследований Америка решилась на невероятное. Началось строительство принципиально нового авианесущего судна, аналогов которому в мире не существовало. Это был атомный ударный суперавианосец «Энтерпрайз». Он был введен в эксплуатацию в 1961 году. Изначально было запланировано строительство 5 подобных судов. Однако учитывая огромную себестоимость – 451 млн долларов, было решено остановиться на единственном экземпляре. Его длина составляет 342 метра. Возможность автономного плавания достигала 13 лет. Это в разы превышало возможности всех остальных авианосцев США и мира. «Энтерпрайз» участвовал в Карибском кризисе и Вьетнамской войне.

В 1969 году произошло трагическое событие, одна из ракет по неосторожности экипажа взорвалась и врезалась в бак одного из самолетов, стоящих на палубе. В результате катастрофы погибло 27 человек, общий материальный ущерб составил 126 миллионов долларов. После проведения ремонтных работ и модернизации ряда элементов корабль продолжил участие в боевых операциях. В частности, в Афганистане и Ираке. В 2011 году был замечен недалеко от берегов Сомали, где помогал в борьбе с морскими пиратами. В 2012 году авианосец был выведен из состава флота. Однако лишь в феврале 2017 года был официально списан. Это было связано с тем, что ВМС США планировали произвести замену «Энтнрпрайза» на новый американский суперавианосец, который был готов лишь в 2017 году.

Авианосцы типа «Нимиц»

Основные авианосцы, действующие на данный момент в ВМС США являются судна типа «Нимиц». Корабли так же как и «Энтерпрайз» и «новый «Форд» имеют ядерную силовую установку. Первый корабль этого типа был введен в эксплуатацию в 1975 году, последний в 2009 году. Себестоимость производства составляет 4,5 миллиарда долларов, возможна эксплуатация в течение 50 лет. Период перезарядки атомного реактора составляет 20 лет. Всего было выпущено 10 единиц. Авианесущие корабли «Нимиц» принимали активное участие в операциях, связанных с военными конфликтами в Югославии и Ираке. На сколько качественное бронирование установлено на авианосцах США неизвестно, поскольку они используются в данный момент, однако есть основания полагать, что при производстве использовались кевларовые пластины толщиной 63,5 мм. Такой защиты недостаточно при прямом попадании современных ракет, однако противовоздушные системы обороны по заявлениям ВМФ США не допустят приближения этих ракет в опасную зону вокруг корабля.

Тип: Ударные авианосецы «Нимиц»
Название Введен в эксплуатацию Выведен из состава флота
«Нимиц»
USS Nimitz (CVN-68)
3 мая 1975 Стоит на вооружении
«Дуайт Эйзенхауэр»
USS Dwight D. Eisenhower (CVN-69)
18 октября 1977 Стоит на вооружении
«Карл Винсон»
USS Carl Vinson (CVN-70)
13 мая 1982 Стоит на вооружении
«Теодор Рузвельт»
USS Theodore Roosevelt (CVN-71)
25 октября 1986 Стоит на вооружении
«Авраам Линкольн»
USS Abraham Lincoln (CVN-72)
11 ноября 1989 Стоит на вооружении
«Джордж Вашингтон»
USS George Washington (CVN-73)
4 июля 1992 Стоит на вооружении
«Джон К. Стеннис»
USS John C. Stennis (CVN-74)
9 декабря 1995 Стоит на вооружении
«Гарри Трумэн»
USS Harry S. Truman (CVN-75)
25 июля 1998 Стоит на вооружении
«Рональд Рейган»
USS Ronald Reagan (CVN-76)
12 июля 2003 Стоит на вооружении
«Джордж Буш»
USS George H. W. Bush (CVN-77)
10 января 2009 Стоит на вооружении

Сколько авианосцев у США сегодня?

Военно-морской флот США имеет в составе 11 атомных ударных авианосцев. Американские авианесущие корабли значительно превышают по мощности все остальные авианосцы в мире вместе взятые.

Самая последняя разработка в сфере авианосцев представлена новым кораблем типа «Форд», который вступил в ряды ВМФ Америки 31 мая 2017 года. На сегодняшний день среди действующих авианосцев в мире «Форд» — самый большой экземпляр. Стоимость его строительства обошлась американцам почти в 13 миллиардов долларов. Судно оснащено электромагнитной катапультой Emals, которая обеспечивает более плавный разгон самолетов. Новые реакторы способны создавать на 25% электроэнергии больше, чем его предшественник. Благодаря увеличенному количеству автоматизированных элементов удалось сократить количество задействованных при эксплуатации человек. Таким образом, появляется экономия при использовании корабля в размере 4 миллиардов долларов. «Джеральд Р. Форд» имеет возможность автономного плавания до 30 лет.

Авианосцы очень удобны для перевозки автомобилей из Японии…

Блеф и реальность Американский авианосец типа «Нимиц»

Ударный атомный авианосец «Джон К. Стеннис» вместе с кораблями боевого охранения направлен в зону Персидского залива… Атомный авианосец «Джордж Буш» переброшен к берегам Сирии… Третий прибыл на Ближний Восток… Из сообщений информагентств за последний год. Несмотря на явную угрозу у своих берегов, Исламская Республика Иран хладнокровно объявила о запуске 180 центрифуг по обогащению урана. Американские авианосные группировки бессильно покрутились у побережья Ближнего востока и взяли курс на родную ВМБ Норфолк…

Всякий раз, когда авианосцы ВМС США «играют мускулами» на публику, на их палубах неизбежно образуется «плевок» от тех, кого они должны были напугать. «Недемократические режимы» словно не замечают страшных 100000-тонных кораблей и проводят свою независимую политику, ничуть не стесняясь стоящих на рейде «Нимицев» с ядерной силовой установкой.

– В чём сила, брат?

– Сила – в правде.

Почему никто не боится атомных авианосцев типа «Нимиц»? Каким образом сметают с лица Земли целые государства? Неужели Иран знает какой-то секрет, что позволяет себе так легкомысленно реагировать на присутствие американских авианосных кораблей?

Заблуждение №1. Подгоним к побережью пять «Нимицев» и…

И американские лётчики умоются кровью. Все рассуждения о мощи палубной авиации ВМС США – «проецирование силы», «500 самолётов», «в любой момент, в любой точке Земного шара» – на деле являются фантазиями впечатлительных обывателей.

Заблуждение №2. Пять сотен самолётов! Это не фунт изюма!

Начнём, пожалуй, с наиболее известного мифа: на палубах атомного авианосца могут базироваться 80…90…100 (кто больше?) палубных самолётов, которые, естественно, могут разнести в клочья небольшую страну.

Увы, даже роль «символа военной мощи Соединённых Штатов» авианосцам оказалась не под силу !

Во-первых, авианосцы типа «Нимиц» просто теряются на фоне других важных событий: размещение американской системы ПРО в Европе, развёртывание ЗРК «Пэтриот» на границе с Сирией – всё это вызывает куда больший мировой резонанс, нежели очередной бессмысленный поход авианосца ВМС США в Аравийское море. К примеру, граждан Японии гораздо больше волнуют непрекращающиеся бесчинства американских морпехов с базы Футэмма на о. Окинава, чем авианосец « », тихо ржавеющий у причала в Йокосуке (американская ВМБ в пригороде Токио).

Во-вторых, авианосцы ВМС США банально не могут выполнять роль «колониального крейсера в Занзибаре», по причине… отсутствия авианосцев в Занзибаре. Парадоксально, но факт – основную часть жизни атомные исполины мирно спят у пирсов в своих тыловых базах в Норфолке и Сан-Диего, либо стоят в полуразобранном состоянии в доках Брементона и Ньюпорт-Ньюс. Эксплуатация авианосцев столь затратна , что ВМС США семь раз подумают, прежде чем отправить гиганта в дальний поход.

В конце концов, чтобы «навести понт» не обязательно жечь дорогущие урановые стержни и содержать 3000 моряков – для «демонстрации флага» порой достаточно визита одного крейсера или эсминца (читатели наверняка помнят, сколько шума наделал сорванный визит американского штабного корабля «Маунт Уитни» в Севастополь).

Заключение

Проблемы палубной авиации начались с появлением реактивных двигателей. Рост габаритов, масс и посадочных скоростей реактивных самолётов вызвал неизбежное увеличение размеров авианосцев. При этом размеры и стоимость авианосных кораблей росли значительно быстрее, чем боевая эффективность этих монстров. В итоге, к концу ХХ века авианосцы превратились в чудовищные неэффективные «вундервафли», бесполезные как в локальных конфликтах, так и в гипотетической .

Второй удар по палубной авиации был нанесён во время Корейской войны – самолёты научились ловко заправляться в воздухе. Появление воздушных танкеров и систем дозаправки на самолётах тактической авиации привело к тому, что современные истребители-бомбардировщики могут эффективно действовать на удалении в тысячи километров от родного аэродрома. Им не требуются авианосцы и «аэродромы подскока» – мощные «Страйк Иглы» способны за одну ночь перелететь Ла-Манш, промчаться над Европой и , высыпать четыре тонны бомб на ливийскую пустыню – и ещё до рассвета вернуться на авиабазу в Великобритании.

Единственная «узкая» ниша , в которой могут быть применены современные авианосцы – противовоздушная оборона эскадры в открытом океане. Но для решения оборонительных задач мощь «Нимица» избыточна. Для обеспечения ПВО корабельного соединения достаточно лёгкого авианосца с парой истребительных эскадрилий и вертолётами ДРЛО. Безо всяких ядерных реакторов и сложных катапульт (Реальный пример такой системы – строящиеся британские авианосцы типа «Куин Элизабет»).

Но главное, такие конфликты исключительно редки – за 70 лет, минувших с момента окончания Второй мировой, морская война случилась лишь однажды . Речь идёт о Фолклендской войне в Южной Атлантике. Кстати, в тот раз аргентинская сторона обошлась без авианосцев – имея единственный самолёт-заправщик и единственный самолёт ДРЛО («Нептун» образца 1945 года), аргентинские пилоты на устаревших дозвуковых «Скайхоуках», успешно действовали на удалении в сотни километров от побережья и, в результате, едва не «укокошили» треть эскадры Её Величества.

Положение «Нимицев» и универсальных десантных кораблей ВМС на 20 февраля 2013 года. Восемь из десяти авианосцев типа «Нимиц» гордо демонстрируют флаг в родных портах (in homeport) и на судоремонтных заводах. Ещё один ходит вдоль побережья США и лишь один находится на позиции в Аравийском море.

Не так давно я рассказывал вам о , а сейчас я хочу показать вам, как все устроено на одном из американских авианосцев под названием "Джордж Буш".

Для начала факты. Точное название корабля USS George H.W. Bush (CVN 77). Это один из 11 американских атомных авианосцев класса Nimitz. Самое большое военное судно в мире.

Его строительство началось в 2003 году и обошлось в американским налогоплательщикам в 6,5 миллиардов долларов. Корабль был принят на вооружение армией США в 2009 году. Вот его не полные тактико-технические характеристики: водоизмещение 110,000 тонн, длинна 332.8м, имеет два атомных реактора, развивает скорость до 60км/ч. Корабль перевозит 90 самолётов, вертолётов и истребителей, обслуживается командой в 3,200 человек. Способен находиться в плавании до 20 лет без дозаправки. Этакий современный "Ноев ковчег".

В этом корабле собраны самые последние достижения 21-го века в области судостроения. Среди них - новый дизайн корпуса, изогнутый для повышения плавучести; инновационное покрытие, для снижения радиолокационной заметности; винты определённой конфигурации и много другое.

Авианосцы класса "Нимиц" модульные. Каждый из модулей собирается отдельно, доставляется и присоеденяется к другим модулям в финальной стадии строительства.

Вышка управления оснащена самыми современными средствами навигации, спутниковой связью, мощнейшими радарными системами, способными контролировать ситуацию в воздухе, на воде и под водой на сотни километров вокруг. Сама рубка, как впрочем и весь корабль, покрыты 67мм слоем кевларовой брони.

Рубка и антенны максимально сдвинуты на край палубы, что позволило увеличить пространство для взлёта-посадки самолётов.

На палубе авианосца десятки штурмовиков и истребителей, среди которых F/A-18 Hornet, F-35C, AV-8B Harrier II.

Boeing F/A-18E/F Super Hornet.

Матрос Виктор Бениш на боевом дежурстве во время прохода авианосца через Гибралтарский пролив. Родители парня иммигрировали в США с Украины.

Военные лётчики.



"Джорж Буш" в проливе. Снимок сделан с корабля сопровождения.

Один из 17-ти кораблей поддержки авианосца эсминец USS Truxtun (DDG-103).

Ракетный крейсер USS Philippine Sea (CG-58).

Ещё один эсминец USS Roosevelt (DDG-80).

Ракетный эсминец (DDG 51) ожидает доступа к военно-транспортному топливному кораблю USNS Patuxent (Т-АО 201) в центре, в то время как Patuxent проводит дозаправку ракетного крейсера USS Leyte Gulf (CG 55) справа, и ракетного эсминца "Рузвельт" слева. Корабли готовятся к окончательной разверстке во главе с авианосцем "Джордж Буш" для достижения готовности к выполнению поставленных задач.

Идут приготовления на палубе. Моряки эсминца готовят корабль к приёму топлива.

Посадка вертолёта на один из кораблей сопровождения.

Моряки на вахте во время дозаправки.



Проверка качества топлива.

В трюмах авианосца огромный цех со станками и запчастями. Починить можно и сам авианосец и любой самолёт. Кстати, на обслуживании лётных экипажей задействованно более 2,500 человек. Среди них есть женщины.



Все самолёты запускаются с палубы при помощи катапульты. Принцип её работы очень похож на рогатку: самолёт цепляется передним шасси за разгонное устройство. Оператор задаёт массу и необходимое значение ускорения в систему и она подбирает оптимальную скорость или "натяжение" для разгонного устройства.

Самолёт разгонят двигатель и затем нажимается кнопка пуска катапульты.

Истребитель "выстреливается в небо" и затем продолжает самостоятельный полёт. С посадкой дело обстоит намного сложнее. Лётчику необходимо зацепиться тормозным крюком за трос, натяжение которого увеличивается в зависимости от массы и скорости садящегося судна.

Исключение составляют лишь вертолёты и истребители, способные взлетать вертикально.

Америка давно признана страной, у которой самое мощное вооружение. Именно там находится самый крупный авианосный флот в мире.

На сегодняшний день Соединенные Штаты Америки располагают одиннадцатью действующими авианосцами, десять из которых находятся в строю военно-морских сил и один – в стадии строительства. Все 10 авианосцев были построены из кораблей класса Нимиц, которые пришли на смену вышедшим из строя предыдущим. До авианосцев типа «Нимиц» существовало еще несколько видов, например, класс «Мидуэй» 1952 года, эскорт авианосцы «Сэнгамон» 1942 года, корабли «Форрестол» с 1955 года, «Кити-Хок», разработанный еще в 1960-х (примечательно, что выпущено было только четыре корабля такого типа), «Сайпан» с 1940-х (насчитывается лишь два судна). Все перечисленные модели на данный момент сняты с вооружения и более не выпускаются.

Зарегистрированные боевые суда в ВМС Америки по состоянию на сегодняшний день:

  • “USS Nimit”» номер CVN-68 – это первый авианосец, который сейчас располагается в Эверет;
  • “Дуайт Эйзенхауэр” номер CVN-69;
  • “Карл Винсон” номер CVN-70, находится в Сан-Диего;
  • “Теодор Рузвельт” номер CVN-71;
  • “Авраам Линкольн” с номером CVN-72, до 2015 года будет находиться в Норфолке на перезарядке активной зоны атомного реактора;
  • “Джорж Вашингтон” номер CVN-73, отправлен в Йокосука;
  • “Джон К. Стеннис” номер CVN-74;
  • “Гарри Трумэн” номер CVN-75;
  • “Рональд Рейган” номер CVN-76;
  • “Джордж Буш” номер CVN-77, последний корабль класса Нимиц, находящийся в боевом состоянии.
Все это авианосцы снабжены ядерной силовой установкой, имеют водоизмещение около 106 тысяч тонн и действуют в составе авианосных ударных групп. Предназначены они для обороны военно-морских связок и поражения надводных целей. Вооружение таких кораблей состоит из истребителей-бомбардировщиков, самолетов дальнего радиолокационного обнаружения, радиоэлектронной борьбы, транспортных, а так же противолодочных вертолетов. Бортовое вооружение составляют зенитные, ракетные установки и артиллерийский комплекс. Все суда данного класса имеют бортовой номер, который обозначает, что этот корабль многоцелевой с ядерной энергоустановкой и имеет порядковый номер в особом списке военно-морских сил Америки.

Первый авианосец в США был введен в действие в 1975 году, а последний – в 2009 году.

Одиннадцатый авианосец США под гордым именем «Джеральд Форд» с присвоенным ему порядковым номером CVN-78 строится в новом классе Форд. Постройка этих атомных многоцелевых судов запущенна с 2009 года. Они являются улучшенной версией авианосцев класса «Нимиц». Различия в них заключаются в существенном увеличении размеров и усовершенствовании вооружения. В кораблях класса «Форд» планируют внедрять новейшие разработки и элементы стелс-технологии. Из-за этого экипаж нового судна уменьшиться на 500-900 человек. Строительство авианосца «Джеральд Форд» планируется закончить в 2015 году. Помимо него запланирован запуск еще двух кораблей аналогичных моделей для пополнения флота США. После, согласно специальной программе, разработанной министром ВМС Америки, через каждые пять лет будет выпускаться по одному кораблю, пока количество новых судов в составе флота не будет равняться десяти.

«Джеральд Форд» – это первый авианосец, который был полностью сконструирован в 3D-дизайне. Кроме того, существенные изменения были внесены во внутреннее наполнение судна:

  • расширена площадь, предназначенная для вылетов самолетов;
  • ядерный реактор после модернизации сможет работать непрерывно до 50 лет без замены топливных стержней;
  • боезапас будет состоять из бомб, ракет типа «воздух-земля».

Эти авианосцы смогут нести около девяноста вертолетов и самолетов, а также других летательных аппаратов. В США планируют, что суда этого класса заменят старые, которые приближаются к конечному сроку эксплуатирования, составляющему 50 лет.