Меню
Бесплатно
Главная  /  Герпес  /  Единственное и множественное число существительных. Множественное число существительных

Единственное и множественное число существительных. Множественное число существительных

Здравствуйте дорогие читатели! Сегодня вы узнаете как образуется множественное число в английском языке. Тема на первый взгляд не сложная, но тут есть много нюансов, на которые следует обратить внимание.

В английском языке множественное число образуют только исчисляемые существительные, т. е. поддающиеся счету. Такие существительные могут иметь форму единственного и множественного числа. Я думаю, что ни для кого не секрет, что такое множественное число. Если единственное число используется для обозначения одного предмета или понятия, то множественное число используется для обозначения нескольких предметов. Итак, сейчас мы рассмотрим основные правила образования множественного числа в английском языке. Множественное число существительных в английском языке

Образование множественного числа

1. Множественное число большинства существительных образуется с помощью прибавления окончания −s к существительному в единственном числе.

−s читается:

[z] после гласных и звонких согласных звуков
[s] после глухих согласных звуков

  • а tie галстук — ties галстуки
  • a teacher преподаватель — teachers [ˈtiːʧəz] преподаватели
  • a room комната — rooms комнаты
  • a map карта — maps карты

2. Существительные, которые оканчиваются на согласные s, ss, sh, ch, tch, x, во множественном числе принимают окончание -еs , которое читается [ɪz] .

  • a match спичка — matches [ˈmæʧɪz] спички

3. Существительные, которые оканчиваются на гласную , во множественном числе также принимают окончание -еs .

  • hero герой — heroes [ˈhɪərəʊz] герои
  • tomato помидор −tomatoes помидоры

Если перед конечной стоит гласная, то существительное во множественном числе принимает окончание -s.

  • radio радиоприемник — radios [ˈreɪdɪəʊz] радиоприемники
  • kangaroo кенгуру — kangaroos кенгуру

Если существительное, которое оканчивается на в единственном числе, является сокращением, то во множественном числе оно также принимает окончание -s.

  • photo (graph) фото (графия) — photos [ˈfəʊtəʊz] фотографии
  • kilo (gramme) кило (грамм) — kilos [ˈkiːləʊz] килограммы

В ряде случаев возможны вариации с −s и -es.

  • flamingo фламинго — flamingos , flamingoes фламинго
  • volcano вулкан — volcanos , volcanoes вулканы

4. К именам существительным, которые оканчиваются на , и перед окончанием стоит согласный, прибавляется окончание -еs и у меняется на i.

  • a factory фабрика, завод − factories [ˈfæktəriz] фабрики, заводы

В случае, если перед −у стоит гласная, никаких изменений не происходит, и множественное число образуется при помощи прибавления окончания -s.

  • a day день — days дни

5. Множественное число некоторых имен существительных, которые оканчиваются на f, fe, образуется с помощью замены f согласной v и прибавлением окончания -es. Этому правилу подчиняются следующие существительные:

  • сalf теленок − calves телята
  • half половина − halves половинки
  • elf эльф −elves эльфы
  • knife нож −knives ножи
  • leaf лист дерева − leaves листья
  • life жизнь − lives жизни
  • loaf каравай −loaves караваи
  • self собственная личность − selves мы сами
  • sheaf связка — sheaves [ ʃiːvz] связки
  • shelf полка − shelves [ʃɛlvz] полки
  • thief вор − thieves [θiːvz] воры
  • wife жена − wives жены
  • wolf волк −wolves волки

В некоторых случаях возможны вариации с окончаниями f и v.

  • hoof копыто — hoofs , hooves копыта
  • scarf шарф — scarfs , scarves шарфы
  • wharf пристань — wharfs , wharves пристани

Множественное число исключения

6. У некоторых существительных сохранились архаичные формы множественного числа. Множественное число таких существительных образуется при помощи изменения корневого гласного или при помощи добавления окончания — en .

  • a man мужчина − me n мужчины
  • a woman женщина − wome n [ˈwɪmɪn] женщины
  • brother ["brʌðər] cобрат − bre thren ["breðrɪn] собратья
  • foot нога − fee t ноги
  • goose гусь — gee se гуси
  • louse ["laus] вошь − li ce вши
  • mouse мышь — mic e мыши
  • tooth зуб — tee th зубы
  • a child [ʧaɪld ] ребенок − children [ˈʧɪldrən] дети
  • ox [ɒks] бык — oxen [ˈɒksən] быки

7. В английском языке формы некоторых существительных в единственном и во множественном числе совпадают.

  • craft корабль — корабли
  • works завод — заводы
  • species["spi:ʃi:z] биол. вид — виды
  • headquarters ["hed"kwɔ:təz] главное управление − центральные органы
  • alms [ɑːmz] подаяние − подаяния
  • barracks [ˈbærəks] казарма − казармы
  • corps воен. дипл. корпус — корпусы
  • grouse куропатка −куропатки
  • crossroads [ˈkrɒsˌrəʊdz] пересечение дорог − перекрестки
  • deer олень — олени
  • sheep [ʃiːp] овца − овцы
  • fish ["fɪʃ] рыба − рыбы
  • fruit фрукт − фрукты
  • gallows [ˈgæləʊz] виселица — виселицы
  • trout форель − форели
  • means средство − средства
  • salmon ["sæmən] лосось − лососи
  • series ["sɪəri:z] серия − серии
  • swine свинья − свиньи

8. Некоторые существительные, которые имеют латинское или греческое происхождение, во множественном числе сохранили архаичную форму.

  • analysis [ə"næləsɪs] анализ − analyses [ə"næləsi:z] анализы
  • axis ["æksɪs] ось − axes ["æksɪz] оси
  • basis ["beɪsɪs] основа − bases ["beɪsi:z] основы
  • crisis ["kraɪsɪs] кризис − crises ["kraɪsi:z] кризисы
  • datum ["deɪtəm] данная величина − data ["deɪtə] данные
  • erratum опечатка − errata список опечаток
  • formula [ˈfɔ:rmjulə] формула − formulae ["fɔ:rmjuli:], formulas ["fɔ:rmjuləz] формулы
  • locus ["ləukəs] местоположение − loci ["ləusaɪ] местоположения
  • memorandum [, memə"rændəm] запись "на память" − memoranda [, memə"rændə], memorandums [, memə"rændəmz] записки
  • nucleus ячейка − nuclei ячейки
  • phenomenon явление − phenomena явления
  • radius ["reɪdɪəs], [ˈreɪdjəs] радиус − radii ["reɪdɪaɪ] радиусы
  • species [ˈspiːʃiːz] вид, тип — species [ˈspiːʃiːz] виды, типы
  • thesis [ˈθiːsɪs ] тезис — theses [θiːsiːz] тезисы

9. В английском языке существует ряд существительных, которые употребляются только во множественном числе.

  • binoculars − бинокль
  • breeches ["brɪtʃɪz] − бриджи
  • glasses ["aɪglɑːsɪz] −очки
  • jeans [ʤiːnz]− джинсы
  • pajamas, pyjamas − пижама
  • pliers [ˈplaɪəz] − плоскогубцы
  • scissors [ˈsɪzəz] − ножницы
  • shorts ʃɔːts − шорты, трусы
  • stockings[ˈstɒkɪŋz] − носки
  • tights − трико
  • tongs - щипцы
  • trousers [ˈtraʊzəz] - брюки
  • proceeds [ˈprəʊsiːdz] − доход
  • surroundings − окрестности
  • riches [ˈrɪʧɪz] − богатство
  • thanks [θæŋks] − благодарность
  • wages [ˈweɪʤɪz] − заработок

Образование множественного числа сложных существительных

1. Сложные существительные, которые пишутся слитно, образуют множественное число при помощи добавления окончания ко второму элементу.

  • schoolgirl школьница — schoolgirls школьницы
  • policeman полицейский — policeme n полицейские

2. Если сложное существительное, которые пишется через дефис, включает слова man или woman , в качестве одной из составных частей слова, то все части слова принимают множественное число.

  • woman-writer писательница − wome n-writers писательницы
  • gentleman-farmer фермер-джентльмен − gentleme n-farmers фермеры-джентльмены

3. Сложные существительные, которые пишутся через дефис, образуют множественное число при помощи изменения ключевого по смыслу элемента.

  • family-name фамилия − family-names фамилии
  • commander-in-chief главнокомандующий − commanders -in-chief главнокомандующии

4. Если в составном имени существительном нет элемента-существительного, то множественное число образуется при помощи добавления окончания −s к последнему элементу.

  • forget-me-not незабудка − forget-me-nots незабудки
  • merry-go-round карусель − merry-go-rounds карусели

Обратите внимание!

1. В английском языке некоторые неисчисляемые существительные могут употребляться как исчисляемые.

Неисчисл.: success − удача, успех (в общем понятии )

  • Success is in the details. − Скрупулезное отношение к делу — путь к успеху.

Исчисл. : a success удачный результат − successes удачные результаты

  • My new job is a success. − Моя новая работа — это просто счастливый случай.
  • We learn from our successes and failures. − Мы учимся на наших удачах и ошибках .

2. В английском языке некоторые существительные могут согласовываться с глаголом в единственном и во множественном числе в зависимости от контекста, при этом, не меняя своей формы.

  • My family is large. — Моя семья большая. (Семья- как единое целое)
  • My family are early risers. — У нас в семье все встают рано . (Семья- как множество отдельных членов коллектива)

3. В английском языке одно и то же существительное может быть в одном значении исчисляемым, а в другом — неисчисляемым.

Неисчисл.: iron − железо
Исчисл.: an iron утюг — irons утюги

4. В английском языке некоторые имена существительные с окончаниями -s имеют значение единственного числа и соответственно согласуются с глаголами в единственном числе.

На уроке мы научимся определять число у имён существительных, узнаем об особенностях употребления существительных во множественном числе, о правильной постановке ударения. Выполним множество интересных заданий.

Говорим правильно:

Нет сапог, ботинок, валенок .

Пара сапог, ботинок, валенок .

Много мест, дел, солдат, яблок .

Нет носков , пара носков .

Много килограммов мандаринов, апельсинов, помидоров .

Запишем предложения, добавляя буквы, где это необходимо.

В магазине купили пару нос….

У Тани много дел…..

В автобусе нет свободных мест….

На рынке много помидор…. и яблок….

На параде много солдат….

Проверка.

В магазине купили пару носков.

У Тани много дел.

В автобусе нет свободных мест.

На рынке много помидоров и яблок.

На параде много солдат.

Особенности постановки ударения существительных во множественном числе

А теперь познакомимся с правильной постановкой ударения в некоторых существительных, стоящих в форме множественного числа.

Рис. 13. Говорим правильно! ()

Директор -директора

Шофёр - шофё ры

Торт - то рты

Чтобы узнать, как правильно произносится слово, можно обратиться за помощью к орфоэпическому словарю или словарю ударений.

В русском языке встречаются необычные существительные. В чём их секрет?

Давайте узнаем.

Рассмотрим картинки.

Назовём предметы.

Молоко, мука, мёд, листва.

У данных существительных нет формы множественного числа.

Рассмотрим другой пример.

Назовём предметы.

Шахматы, часы, очки, санки, ножницы.

У данных существительных нет формы единственного числа.

Делаем вывод: в русском языке встречаются существительные, у которых нет формы единственного или множественного числа. Более подробно мы познакомимся с ними в старших классах.

На этом уроке мы узнали, что существительные изменяются по числам. Существует две формы числа: единственное число и множественное число.

Оказывается, в древнерусском языке, кроме привычных для нас единственного и множественного чисел, существовало еще одно число, которое использовалось для обозначения парных предметов. Это - двойственное число. Двойственное число употреблялось для обозначения двух или парных предметов.

Например, глаза, рукава, берега, рога .

Сейчас эту роль выполняет множественное число.

Некоторые имена существительные имеют несколько возможных форм числа, которые различаются по значению:

«листья » на дереве - «листы » бумаги, «зубы » человека - «зубья » вил.

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.
  1. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  2. Nsportal.ru ().
  3. Do.gendocs.ru ().
  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012. Ч.2. Выполни упр. 118, 119 С. 88.
  • Разделите существительные из стихотворения на две колонки: единственное и множественное число.

Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.. (А. Пушкин)

  • * Используя полученные на уроке знания, придумай 2 ребуса или 3 загадки на единственное и множественное число существительного.

Представлены имена существительные, употребляющиеся только в единственном и только во множественном числе.

Как и в русском языке, в английском имеются существительные, которые употребляются либо только в единственном, либо только во множественном числе.

1. Имена существительные неисчисляемые, как правило, используются только в единственном числе. Например, salt - соль, copper - медь, patience - терпение. То есть к этому ряду существительных относятся обычно отвлеченные и вещественные существительные.

2. В английском языке выделен ряд существительных, которые могут быть использованы только в единственном числе, хотя в русском языке мы можем их употребить и во множественном. Запомните следующий ряд существительных:

Knowledge - знание, знания
advice - совет, советы
progress - успех, успехи
information - информация, сообщения, сведения

Рассмотрите примеры с этими существительными.
Give him the benefit of your knowledge - Поделись с ним своими знаниями .
Father"s advice helped me - Советы отца помогли мне.
You make progress in football - Ты делаешь успехи в футболе.
We have information that you were there yesterday - У нас есть сведения , что ты был там вчера.

3. Запомните, что существительное news - новость, новости относится к единственному числу, хотя это слово имеет форму множественного числа. Изучите следующий пример.
Don"t tell me the bad news - Не говори мне плохую новость .

4. Науки, которые оканчиваются на -ics , нужно употреблять в единственном числе, несмотря на то, что они имеют форму множественного числа. Например, к таким существительным относятся physics, mathematics . Изучите следующий пример.
Statistics is a necessary branch of learning for an economist - Статистика - необходимая дисциплина для экономиста.

5. В русском языке слова hair - волосы и money - деньги используются только во множественном числе, но следует запомнить, что данные существительные в английском языке употребляются только в форме единственного числа.

Рассмотрите следующие примеры.
My hair is curly - Мои волосы волнистые.
This money is yours - Эти деньги ваши.

6. В русском языке существительное каникулы имеет форму только множественного числа, в то время как в английском языке данное существительное может быть использовано только в единственном числе.
My vacation was wonderful - Мои каникулы были замечательными.

7. Слово фрукт в русском языке может иметь форму как единственного, так и множественного числа, однако, в английском языке данное существительное используется только в единственном числе.
Fruit is healthy - Фрукты полезны для здоровья.

Но в данном правиле нужно учитывать, что если речь идет о разных видах фруктов, то нужно использовать форму множественного числа - fruits . Изучите следующий пример.
I bought peaches, pears and other fruits - Я купил персики, груши и другие фрукты.

8. В русском языке имеется ряд существительных, которые употребляются только во множественном числе. Эти существительные, как правило, обозначают парные предметы. Например, весы, брюки, ножницы и т.д. В английском языке они также употребляются только в форме множественного числа. Изучите следующие примеры.

These scissors are made of steel - Эти ножницы сделаны из стали.
My trousers are black - Мои брюки черного цвета.
These scales are wrong - Эти весы неточные.

9. Изучите следующий ряд существительных:

Arms - оружие
goods - товар, товары
proceeds - выручка
clothes - одежда
riches - богатство, богатства
stairs - лестница.

Выше перечисленные существительные в русском языке, как правило, употребляются в единственном числе, но в английском их употребляют только в форме множественного числа. Изучите примеры с данными существительными.

These arms are highly explosive - Это оружие взрывоопасно.
The goods were counterfeit - Товар (товары) был(и) поддельным(и).
The proceeds of our shop were in a bank - Выручка нашего магазина была в банке.
Your clothes are dirty - Твоя одежда грязная.
The riches are not so important for some people - Богатство не так важно для некоторых людей.
The stairs are made of wood - Лестница сделана из древесины.

10. В русском языке существительные заработная плата и содержание употребляются только в форме единственного числа, в то время как в английском языке данные существительные обычно употребляются в форме множественного числа - wages, contents .

The contents of the book are not understandable for reader - Содержание книги непонятно читателю.
My wages are low - Моя заработная плата низкая.

11. Изучите следующие существительные:

oats - овес
potatoes - картофель
carrots - морковь
onions - лук.

Выше перечисленные существительные употребляются во множественном числе, хотя в русском языке они имеют форму единственного числа. Изучите предложения с этими существительными.

Oats were imported a month ago - Овес был завезен из-за границы месяц назад.
Potatoes are used for different dishes - Картофель используется для разных блюд.
Carrots are necessary ingredient for palaw - Морковь - необходимый ингредиент для плова.
Onions were cut an hour ago - Лук был порезан час назад.

Но следует запомнить, что данные существительные употребляются в единственном числе, если имеется в виду одна единица чего-либо. Например, a carrot - морковка (один корешок) .

12. Последнее правило этой темы относится к существительному people - люди . В английском языке оно употребляется во множественном числе.

There are very many people in the theatre today - Сегодня в театре очень много народу .

Если под словом people подразумевается нация или народ , тогда это существительное может быть употреблено и во множественном, и в единственном числе. Во множественном числе оно звучит как peoples . Изучите следующие примеры.

The people of a neighbouring country is on strike - Народ соседней страны бастует.
During the war the peoples of our country combined their efforts - Во время войны народы нашей страны объединили свои усилия.

5-й класс

Имена существительные, которые имеют
только форму множественного числа

Сценарий открытого урока

Цели урока:

1) учебная: дать понятие о существительных, которые имеют только форму множественного числа, уметь употреблять их в речи, отрабатывать орфоэпические навыки, расширить словарный запас;

2) воспитательная: формировать потребность анализа собственных поступков и умение просить прощение и прощать; познакомить с традициями, связанными с началом марта;

3) развивающая: развивать творческие способности и поисковые навыки.

Оборудование: рисунки для беседы по домашнему заданию, доска, проектор, программа на CD, веточки сосны, березы, ивы, рабочие листы, карточки с загадками, Библия, толковые словари, стихотворения Б.Пастернака.

ЭТАПЫ УРОКА

1. Начало урока.

Сол нце грее т до сед ьмого пота,
И бушуе т, одурев, овраг,
Как у дюже й скотницы работа,
Дело у ве сны кипит в руках.

Чахне т снег и боле н малокровь ем
В вето чках бесс ильно синих жи л.
Но дымится жи знь в хле ву коро вь ем,
И здоро вьем пышу т зубь я вил.

Вот и я сегодня пришла на урок с мартовской веточкой сосны. Согласно народному поверью принесенная домой в начале марта веточка сосны очищает застоявшийся за зиму воздух, дает нашему дыханию легкость. А это – веточка березы. В старину на Руси месяц март называли березолем, потому что от действия весеннего солнца береза в марте начинает наливаться соком и пускает почки.

2. Запись предложения под диктовку.

В старину на Руси месяц март называли «березоль».

В каждой группе есть консультант. Он пишет и комментирует (по методу Лысенковой «Веду за собой») для остальных членов группы:

«В – предлог, пишу раздельно, старину – пишу с а, потому что проверочное слово – стар , суффикс -ин- пишу с и, с одной буквой н, на – предлог, пишу раздельно, Руси собственное имя существительное, пишу с большой буквы, месяц – пишу яц, это – словарное слово, март – пишу с маленькой буквы, это – нарицательное имя существительное, называли – пишу приставку на-, березоль” пишу в кавычках, так как это слово приводится в именительном падеже».

Беседа с классом

– Обратите внимание на слова: март и березоль – синонимы.

– Есть ли в этом предложении слова, которые не имеют формы множественного числа? (Русь, март, березоль.)

– Образуйте форму множественного числа от слова месяц . Запишите еще пять слов, оканчивающихся на ц, во множественном числе. (Месяцы, спицы, птицы, синицы, лисицы, куницы, страницы, скворцы, дворцы, волшебницы, певцы.)

– В стихотворении Б.Л. Пастернака тоже есть слово, оканчивающееся на -цы. Подойдет ли оно нам в качестве примера? (Нет, так как скотницы – это не мн. ч., а р.п. ед. ч. сущ. скотница ).

– Правильно, это пример омонимичного окончания -ы.

3. Анализ домашний (подписи под рисунками).

– Прежде чем мы перейдем к новой теме, давайте посмотрим, как справился с домашним заданием ученик Петя. На первом рисунке вы видите дерево и книгу.

Правильно ли Петя подписал рисунки? На дереве листы. В книге листья.

Запишите предложения в исправленном виде.

(На дереве листья. В книге листы.)

– Правильно ли подписан второй рисунок? В дневнике колья. В изгороди колы. Запишите предложения в исправленном виде.

(В дневнике колы. В изгороди колья.)

– Правильно ли подписан третий рисунок? У волка зубья. У пилы зубы.

(Нет, надо: У волка зубы. У пилы зубья. )

– Правильно ли поэт Б.Пастернак употребил слово зубья в своем стихотворении?

(Да, потому что это зубья вил. )

– Как можно объяснить такие ошибки в работе Пети?

(Такие ошибки появились потому, что слова лист, зуб, кол – многозначные. В зависимости от значения слова образуются и разные формы мн. ч.)

– Какие слова мы называем многозначными? Приведите примеры.

(Многозначными мы называем слова, у которых есть два и более значений. Чаще всего первое значение – прямое, а второе – переносное. Например, кисть руки – кисть винограда .)

Вывод: форма множественного числа часто зависит от лексического значения слова.

4. Знакомство с темой урока.

Тему сегодняшнего урока вы узнаете, если выполните следующее задание.

Задание. Каждая группа получила конверт, в который вложены тексты загадок в разрезанном виде. Их надо собрать, записать в тетрадь, отгадать.

1-я группа:

Два конца, два кольца, посередине гвоздик. (Ножницы.)

2-я группа:

Ходят весь век, а не зверь, не человек. (Часы.)

3-я группа:

Какая водица только для письма годится? (Чернила.)

– Посмотрите на отгадки. Что общего в этих словах?

(Ножницы, чернила, часы – существительные, у которых есть только форма множественного числа.)

Запишем эти слова. Да, тема сегодняшнего урока: «Существительные, которые имеют только форму множественного числа». Постараемся за урок собрать их как можно больше.

В стихотворении Б.Пастернака тоже встречается такое слово. Кто-нибудь его увидел? Это слово – вилы . Запишем его.

5. Какие существительные употребляются только во множественном числе?

Задание. В рабочем листе прочитайте, на какие группы разделены существительные, которые употребляются только во множественном числе, приведите по 2–3 примера. Вырежьте эту справку и вклейте ее в тетрадь по теории .

(сани, шорты, качели);

Некоторые вещественные (сливки, отруби, дрожжи);

Некоторые отвлеченные (сутки, сумерки, именины);

Собственные (Карпаты, Альпы).

В древнерусском языке было не два, а три числа: единственное, множественное и двойственное. Потом двойственное число исчезло, а слова из этого числа перешли в разряд тех слов, которые имеют только форму множественного числа и которые обозначены в вашей справке в пункте 1.

6. Лексическая работа.

– В справке вам встретилось слово отруби . Что оно значит? Давайте посмотрим в словаре Даля. «Отруби – остаток от просеянной муки, измельченная под жерновом рубашка зерна, высевки». С этим словом мы встречаемся в притче о блудном сыне. Может, кто-то напомнит нам ее?

– Некий юноша, повзрослев, решил, что может обойтись без семьи, и потребовал у отца свою долю наследства. А когда ее промотал, был вынужден пасти свиней и питаться вместе с ними отрубями. Устав от унижений и голода, юноша решил вернуться домой, соглашаясь на участь даже раба. Но отец его простил и устроил в его честь пир.

– Эту притчу мы вспомнили не случайно, правда? Уметь надо и прощения просить, и прощать.

7. Работа в группах по карточкам с текстами «Из мира простых вещей».

Задание. Прочитайте предложенный текст. Отгадайте, о каком предмете идет речь. Предложите другим группам назвать описываемое в тексте слово. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. (Консультанты помогают сомневающимся в написании.)

Карточка 1

Эту ткань изг_тавливали в XVI веке в городе Генуя который итальянцы называли Дженовой. Из этой проч_ной ткани шили брюки для м_ряков. Потом их стали экспортировать в Калифорнию для п_стухов и зол_тоискателей. Сейчас их носят люди всех возр_стов. Это… ___________ (джинсы).

Карточка 2

Кто и когда их изобрел – неизвес_но. В Древней Грец_и для них использовали отшлифованные кристаллы горного хрусталя. Родиной их все же считается Венец_я – царица зеркал и стекля_ой посуды. На Руси их стали н_сить с XV века. Это... _______ (очки).

Карточка 3

На н_чном небе в созвездии Большого Пса есть зв_зда которую можно видеть только летом. В эту пору работать было т_жело из(за) жары и люди о_дыхали. Этот летний период и был назван по имени этой звезды. Позже школьники этим словом стали называть и осе_ий отдых, и зимний, и весе_ий. Это _______ (каникулы).

– Слово очки получило свое название от древнерусского слова. Какого? (Очи, т.е. глаза, в единственном числе – око .)

Знаете ли вы, что слово очи входит в народные названия некоторых растений, и вот в этих названиях слово очи употребляется только во множественном числе: например, воловьи очи (голубая ромашка), царевы очи (росянка), павлиньи очи (едкая трава).

8. Поисковая работа.

В прошлом году пятиклассники выполняли поисковую работу по Словарю русского языка. Из него они выписали существительные, которые имеют только форму множественного числа. Вы видите список этих слов в рабочем листе.

Задание. Выпишите из списка слова одной тематической группы. 1-я группа выпишет слова, которые мы можем найти на кухне, 2-я группа – в шкафу, 3-я группа – в мастерской. Отмечайте знаком вопроса слова, значения которых вам непонятны .

Слова для справок

Бигуди
Будни
Бриджи
Брюки
Белила
Бусы
Брызги
Вершки
Весы
Выжимки
Ворота
Вилы
Граффити
Грабли

Дрожжи
Джинсы
Джунгли
Дрова
Дровни
Духи
Дебаты
Деньги
Жалюзи
Жмурки
Заморозки
Заносы
Именины
Кальсоны

Обои
Объедки
Опилки
Прятки
Помои
Пельмени
Панталоны
Ползунки
Плавки
Плоскогубцы
Плечики
Похороны
Рожки
Сласти

Каникулы
Каперсы
Консервы
Колготы
Качели
Клещи
Лосины
Макароны
Мемуары
Ножницы
Носилки
Оковы
Отруби
Очки

Сухофрукты
Сливки
Спагетти
Сани
Сумерки
Стансы
Тропики
Торги
Тефтели
Узы
Фижмы
Фисташки
Хлопоты
Хлопья

Хоры
Ходики
Цимбалы
Чернила
Четки
Чресла
Чары
Шашки
Шорты
Шахматы
Штаны
Шаровары
Ясли

На кухне: брызги, вершки, весы, выжимки, дрожжи, каперсы, консервы, макароны, отруби, объедки, помои, пельмени, рожки, сласти, сухофрукты, сливки, спагетти, тефтели, фисташки, хлопья.

В шкафу: бигуди, бриджи, брюки, бусы, джинсы, духи, кальсоны, колготы, лосины, ножницы, очки, панталоны, ползунки, плавки, плечики, фижмы, штаны, шаровары.

В мастерской: белила, ворота, вилы, грабли, дровни, клещи, ножницы, носилки, опилки, плоскогубцы, сани, чернила.

9. Творческое задание .

Слова, отобранные в группах, представьте в виде диалога «Готовим сюрприз маме», «Собираемся на курорт», «Мы строим скворечник». Разыграйте их.

10. Домашнее задание:

1. По Толковому словарю узнайте значения слов, которые вы обозначили вопросительным знаком.

2. Сгруппируйте слова по видам орфограмм в отрывке из стихотворения Б.Л. Пастернака «Март», которое звучало в начале урока и которое есть в вашем рабочем листе.

3. Найдите и выпишите из всех упражнений параграфа существительные, которые могут употребляться только во множественном числе.

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Чресла, чресл (стар.). Поясница, бедра. Препоясать ч . мечом (также перен.: приготовиться к битве).

Четки, -ток. Шнурок с бусинами или узелками (в церковном обиходе для отсчитывания поклонов во время молитвы и самих прочитанных молитв).

Чернила, -ил. Красящая жидкость для писания. Черные ч. Красные ч. | прил. чернильный, -ая, -ое. Ч. прибор. Ч. карандаш (то же, что химический карандаш). Чернильные орешки (наросты на листьях дуба и некоторых других деревьев, богатые дубильными веществами; спец.). Чернильная война (перен.: о печатной полемике; устар. ирон.). Чернильная душа (перен.: о канцелярском чиновнике; устар. неодобр.).

Чары, чар.

1. Волшебство, колдовство (устар.). Колдовские ч .

2. перен . Обаяние, пленительность (книжн.). Ч. любви .

Цимбалы, -ал. Музыкальный инструмент в виде ящика со струнами, по которым ударяют деревянными молоточками.

Хоры, -ов. Открытая галерея, балкон в верхней части большого зала [первонач . для помещения хора, оркестра]. На хорах .

Ходики, -ов. Небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями.

Фижмы, фижм. В XVIII – нач. XIX в.: каркас в виде обруча, вставлявшийся под юбку у бедер, а также юбка с таким каркасом.

Узы, уз.

1. Оковы, кандалы (устар.). У. рабства (перен.).

2. перен . То, что связывает, соединяет (высок.). У. брака. У. дружбы, любви. Братские у.

Тропики, -ов, мн. Местность к северу и югу от экватора, между этими параллелями – наиболее жаркий пояс земного шара. В тропиках .

Торги, -ов.

1. То же, что аукцион. Международные пушные т. Продажа с торгов.

2. Сдача подряда тому, кто, состязаясь с другими, согласится на условия, более выгодные для заказчика (устар.) Объявить т. на постройку фабрики.

Тe"фтели, -ей и (разг.) тефтe"ли, -ей. Кушанье в виде шариков из мясного или рыбного фарша.

Сумерки, -рек, -ркам. Полутьма между заходом солнца и наступлением ночи, а также (устар.) утренняя предрассветная полутьма. Ранние с.

Стансы, -ов, ед. станс, -а, м .

1. мн. Стихотворение, каждая строфа которого представляет законченное смысловое и синтаксическое целое.

РАБОЧИЙ ЛИСТ ДЛЯ УРОКА В 5-М КЛАССЕ

Тема: «Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа».

1. Отрывки из стихотворений Б.Л. Пастернака:

Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

(Февраль. Достать чернил и плакать...)

Солнце греет до седьмого пота,
И бушует, одурев, овраг,
Как у дюжей скотницы работа,
Дело у весны кипит в руках.

|| Чахнет снег и болен малокровьем
|| В веточках бессильно синих жил.
|| Но дымится жизнь в хлеву коровьем,
|| И здоровьем пышут зубья вил.

(Из стихотворений доктора Живаго, «Март»)

2. Справка в тетрадь по теории.

В форме только множественного числа употребляются следующие группы существительных:

Обозначающие парные предметы (сани, шорты, качели);

Обозначающие вещества (сливки, отруби, дрожжи);

Обозначающие отвлеченные понятия (сутки, сумерки, именины);

Обозначающие имена собственные (Карпаты, Альпы).

У таких существительных не определяются род и тип склонения.

С.М. ВОВК,
школа № 1,
Пушкинский р-н,
пос. Софрино,
Московская обл.

Конспект урока по теме « Множественное число имён существительных» в 5 классе (ФГОС).

Тема урока: «Множественное число имен существительных».

Тип урока : ОЗН (открытие нового знания) с применением ТДМ (технологии деятельностного метода)

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия

Цели урока:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с особенностями образования множественного числа существительных;

Развивающие:

  • развивать исследовательскую, творческую деятельность учащихся;
  • развивать коммуникативные способности учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать положительное отношение к процессу познания;
  • интерес к родному языку.

Оборудование:

Проектор, электронная презентация, карточки с заданиями.

Формы работы учащихся : групповая, индивидуальная

Планируемые результаты:

1. Предметные:

знать особенности образования множественного числа существительных;

освоение правописания окончаний имен существительных множественного числа.

2. Метапредметные:

Познавательные:

воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

извлекать информацию из различных источников;

давать определения понятиям;

объяснять языковые явления;

строить рассуждение;

приводить примеры в качестве доказательства;

устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные:

определять и формулировать цель деятельности;

составлять план действий, работать по плану;

прогнозировать, корректировать свою деятельность;

выдвигать версии решений;

анализировать и оценивать собственную работу.

Коммуникативные:

уметь сотрудничать в группе;

учитывать различные мнения, сравнивать разные точки зрения;

высказывать и отстаивать свою точку зрения;

договариваться, задавать вопросы по теме;

выступать перед аудиторией.

3. Личностные:

выражать положительное, осознанное отношение к учению;

оценивать собственную учебную деятельность;

применять правила сотрудничества в группе.

Ход урока

Вступительное слово учителя. (2 слайд)

Язык наш - универсальное средство общения, средство передачи знаний, мудрости от одного поколения другому. Свободное владение родным языком - признак культуры человека. И потому, чтобы стать культурными людьми, уметь свободно общаться, грамотно писать, нам нужно постигать тайны языка. Эти тайны вы открывали в начальных классах, уже узнали о том, что изучает орфография, можете назвать некоторые виды орфограмм, знаете, как правильно произносить слова. Сегодня мы продолжим работу над совершенствованием культуры нашей речи.

2.Орфоэпическая разминка . (На столе у каждого ребенка карточки со словами, в которых нужно поставить ударение): (3 слайд)

Алфавит, ворота, у доски, на доску, жила, жило, звонишь, километр, облегчить, свёкла, торты, без торта, углубить, упростить, шофёр, щавель.

(взаимопроверка с соседом по парте, сверяются по слайду презентации, выставление друг другу оценок)

3.Актуализация знаний - определение темы урока

Орфографическая разминка. (4 слайд) Записать существительные, определить склонение. (пишут на этом же листочке под диктовку учителя):

Баскетбол, вагон, гардероб, здание, компьютер, маршрут, почерк, профессии, хоккей. (Проверка по слайду презентации, выставление оценок друг другу.)

Какое из всех слов является лишним? (профессии)

Почему? (Оно одно во множественном числе)

Определите тему сегодняшнего урока. (Множественное число существительных)

Запишите в тетради число и тему урока «Множественное число имен существительных» (5 слайд)

Если я вас попрошу образовать существительные множественного числа, вы сможете это сделать?

Гриб - , стул - , окно - , цветок -

А договор? договора или договоры?

4.Целеполагание. Проблема урока.

Проблема: Как определить окончания у имен существительных множественного числа? (6 слайд)

Определите цель свою на урок.

Материал для наблюдения: Поставьте пропущенную букву. (7 слайд)

Болото - болот.., войско - войск.. болото - болот.., век - век.. шелк - шелк..., инженер - инженер…, директор - директор…, договор - договор…, мысль - мысл…, буква - букв… тон (о цвете) - тон…и тон (о звуке) - тон…, хлеб (о злаках) - хлеб… и хлеб (о печеном хлебе) - хлеб…,

Год - (года и годы), цех - (цеха и цехи (на предприятии), шторм - (шторма и штормы).

Затрудняетесь?

5.Решение проблемы. (8 слайд)

Как узнать, правильно ли вы выполнили задание? (спросить у учителя, найти в словаре, отыскать в интернете). Работа в группах . Первым предлагается таблица в учебнике и на слайде, вторым - орфоэпический словарь с указанием страниц, на которых расположены трудные слова, третьим - интернет в помощь.

После того как окончания определены, обобщается способ действия.

Можно ли как-то сгруппировать слова?

1. мужской род

2. женский род

3. средний род

Попробуйте в виде таблицы или в виде словообразовательной модели представить новые знания. (9 слайд)

1. мужской род - а (- я); - ы (- и)

2. женский род - и (- ы)

3. средний род - а (- я)

Как различить окончания мужского рода?

По произношению: - а (- я) под ударением, дополните таблицу.

Сравните полученную таблицу с таблицей в учебнике с. 218.

А как быть со словами (хлеб, тон?) (зависит от значения, нужно сверяться со словарем). А слова: год, цех, шторм? (двоякое или равноправное употребление обеих форм).

6. Рефлексия

Что было самым трудным? Интересным? (10 слайд)

7. Физкультминутка. (11 слайд)

Упражнение 550

Что общего у слов 1 - й, 2 - й, 3 - й группы? Прочитайте и запомните слова (читает 1 ученик вслух). Учитель называет слово в единственном числе, если во множественном числе - ы, то стоя хлопают, если - а, приседают. Во время выполнения движения проговариваем хором слова.

Адрес - адреса, инженер - инженеры, профессор - профессора, офицер -

офицеры, мастер - мастера, торт - торты, приз - призы, доктор - доктора

8. Применение полученных знаний в новых условиях.

Упр. 552 (12 слайд)

Под какой картинкой вы подпишете листы, под какой - листья; под какой - зубы, под какой - зубья; под какой - корни, под какой - коренья? Составьте и запишите словосочетания с этими существительными.

Вопрос-шутка. Трое друзей смотрят на звездное небо. 1-й говорит: «Сколько звездов на небе!» 2-й его поправляет: «Не звездов, а звездей!, а третий смеётся: «Эх вы, грамотеи! Таких словов и вовсе нет!»

А как правильно?

Форму какого падежа не могли правильно образовать мальчики? (родительного)

(13, 14 слайды) Перед вами слайд с изображением предметов. Употребите в речи эти существительные во множественном числе родительного падежа. (Много апельсин, помидоров, носков, чулок). Проверка по слайду. Запомнить!

Выполнить упр. 554

Найдите четвертое лишнее, объясните. (15 слайд)

Пара ботинок, сапог, чулок, носок;

много мест, дел, консерв, макарон;

килограмм апельсинов, яблоков, абрикосов, помидоров;

группа инженеров, партизанов, офицеров, тренеров;

песни грузинов, цыганов, таджиков, татаров.

Упражнение на внимание (устно):

Будь внимателен! Образуйте множественное число от единственного: дуга - дуги, рука - руки, мука - ? Звонарь - звонари, грек - греки, человек - ?

Будь внимателен! Образуйте единственное число от множественного: певцы - певец, венцы - венец, щипцы - ? Олени - олень, пони - ? успехи - успех, доспехи - ? Объясните.

Перед вами существительные, оканчивающиеся на шипящий. В каких из этих слов на конце пишется ь , а в каких нет? Сформулируйте правило. (ь пишется в сущ. Ж.р. ед ч.; не пишется в сущ. М.р. ед. ч. И в сущ. Мн.ч. р.п.) (16 слайд)

Дочь, меч, плач, с крыш, врач, около дач, товарищ, много задач, помощь, молодёжь, вещь, печь, нет передач, из училищ, этаж, малыш, луч, речь, кирпич, из-за туч.

Письменно упр. 553 (С ь или без ь? Проверка, объяснение орфограмм).

9. Домашнее задание: (17 слайд)

Параграф 98, упр. 551 или 555 (на выбор)

Индивидуальное задание (карточка): Образовать от данных слов множественное число И.п. и множественное число Р.п. Поставить ударение во всех формах.

Лектор, инженер, шофёр, бухгалтер, инспектор, слесарь, токарь, конюх, договор, возраст, крем, суп, госпиталь, директор, профессор, доктор, веер, тетерев, окорок, якорь, катер.

10.Рефлексия (18 слайд)

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

В уголок русского языка в классе вывешиваю дополнительный материал: П равописание имен существительных

Падежные окончания существительных во множественном числе.
Cуществительные мужского рода в именительном падеже множественного числа:

У существительных мужского рода в именительном падеже множественного числа возможны формы на ы(и) и а(я) : курсы, сады, гвозди, берега, края.

Формы на -а(-я) употребляются:

у многих односложных слов: бег - бега, бока, борта, века (но: во веки веков, в кои веки), глаза, дома, леса, луга, рога, снега, сорта, стога, шелка;

у слов, имеющих в единственном числе ударение на первом слоге : адрес - адреса, буера, буфера (и буферы), веера, векселя, вечера, вороха, голоса, доктора, дупеля, егеря, желоба, жемчуга, жернова, катера, кивера, кителя, колокола, купола, кучера, лемеха, мастера, невода (и неводы), номера, окорока, округа, ордера, острова, откупа (и откупы), отруба (отруб), паруса, паспорта, перепела (и перепелы), повара, погреба, поезда, потроха, сторожа, тенора (и теноры), терема, тетерева, трактора, фельдшера (и фельдшеры), флюгера (и флюгеры), холода, хутора, черепа, шафера, штемпеля (и штемпели), штуцера (и штуцеры), шулера (и шулеры), также у некоторых других слов типа директора, обшлага, профессора, рукава;

у некоторых слов-омонимов (выбор формы на а(я) или на ы(и) зависит от смысла): боровы (самец свиньи) - борова (часть дымохода), корпусы(туловище человека или животного) - корпуса (здание, войсковая единица), лагери (общественно-политические группировки) - лагеря(временная стоянка), мехи (механизм для нагнетания воздуха, емкость для вина) - меха (выделанная шкура зверя), образы (обобщенное представление) - образа (то же, что икона), ордены (организация с определенным уставом) - ордена (знак отличия), пропуски (что-нибудь пропущенное, недосмотренное) - пропуска (документ на право входа куда-либо), соболи (пушной зверек) - соболя (мех соболя), токи(движение электрического заряда в проводнике) - тока (место токования птиц, площадка для молотьбы), тоны (музыкальный звук) - тона(оттенок цвета по яркости, колориту), тормозы (перен. препятствие в развитии чего-либо) - тормоза (устройство для замедления или остановки движения), учители (глава учения) - учителя (преподаватель), хлебы (продукт, выпекаемый из муки) - хлеба (злаки на корню), цветы (цветущее растение) - цвета (окраска, световой тон).

Ср. также различие существительных, имеющих формы единственного и множественного числа, и существительных, имеющих только форму множественного числа: проводы (от провожать) и провода (от провод), счёты (приспособление для счета, отношения) - счета (финансовый документ).

Смыслоразличительную роль окончания -ы(-и) и -а (-я) выполняют в следующих словах: зубы - зубья, корни - коренья, крюки - крючья, листы - листья, мужи - мужья, сыны - сыновья, клоки - клочья [ср. также у слов среднего рода: колени (сустав) - колена (особый прием в танцах) - коленья (сочленение у трубы)].

Примечания :

1. От слова камень форма множественного числа камни (форма каменья - устаревшая).

2. При выборе соответствующей формы необходимо учитывать, что одна из форм может быть употребительной только в определенном лексическом окружении. Так, при нормативной форме века форма веки употребляется в устойчивых выражениях во веки веков, в кои веки; нормативная форма крендели уступает место форме кренделя в выражении кренделя ногами выписывать.

3. В современном языке у слов мужского рода форма на а(я) более продуктивна, особенно в устной речи, в связи с чем она чаще употребляется как средство стилистической и стилевой дифференциации; ср.: договоры (книжн.) - договора (разг.), инспекторы - инспектора, корректоры - корректора, крейсеры - крейсера, пекари - пекаря, прожекторы - прожектора, редакторы - редактора, секторы - сектора, слесари - слесаря, токари - токаря, цехи - цеха, штурманы - штурмана.