Меню
Бесплатно
Главная  /  Терапия при дерматите  /  Конспект занятия: «Дикие животные и их детеныши». Урок "дикие животные и их детеныши" Проверка домашнего задания

Конспект занятия: «Дикие животные и их детеныши». Урок "дикие животные и их детеныши" Проверка домашнего задания

Описание видеоурока

Профессор Лис. Здравствуйте. Меня зовут профессор Лис. Я люблю познавать окружающий мир, за своё любопытство я и получил прозвище "профессор". Ребята, а ещё я очень люблю путешествовать. А вы?... Хотите со мной отправиться в путешествие?... А вот куда, вы узнаете, отгадав загадки: Диктор. Кто на своей голове лес носит? … Олень Длинное ухо, комочек пуха, Прыгает ловко, любит морковку. … Заяц Под сосной, под елками Лежит мешок с иголками Ёж Зимой спит, летом улья ворошит… Медведь Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу… Белка Олень.., заяц.., ёж.., медведь.., белка.. - кто это?.....Правильно, дикие животные. Почему их называют дикими животными?... Дикие животные живут в лесу, вдали от людей и заботятся о себе сами: добывают пищу, строят дома, например, бобры, роют или находят норы: ежи.., лисы.., еноты.., раскапывают ямы - берлоги - медведи. Профессор Лис Ребята, вы знаете, какие дикие животные обитают в наших лесах?... Диктор. В лесу живут разные звери, но их очень трудно встретить: они прячутся от человека. Звери непохожи друг на друга. И не только потому, что одни маленькие, а другие большие. У одних длинные уши…, у других коротенькие…, у одних есть рога…, а у других их нет…, у некоторых зверей длинные и пушистые хвосты…, а у некоторых хвостик еле-еле заметен... Одни животные едят листья и траву… Очень любят обгрызать кору деревьев и кустарников… Их называют… травоядные. Но есть в лесу и звери, которые охотятся на других животных - это хищники. Белки и мыши грызут всё, что им по зубам. Поэтому их называют… грызунами. Медведи - хищники. Но охотятся они очень редко. Встретится медведю в

лесу малина, он обязательно полакомится сладкими ягодами, найдет гнездо диких пчел - отведает меда. Может искать грибы, выкапывать корешки растений. Зимой у медведя появляются детеныши. Как вы думаете, почему медвежата рождаются зимой? Ведь только зимой у медведицы есть «дом»-берлога, летом она бродит по всему лесу и ночует, где придется. В наших лесах живёт большое количество зайцев. Их несколько видов: заяц-русак и заяц-беляк. Заяц-русак зимой и летом серого цвета, а хвостик у него всегда черный. К зиме бока светлеют, а спинка остается русой. У зайца-беляка летом цвет меха на спине рыжевато-серый с черной рябью, бока светлые, а брюшко - белое. На зиму беляк одевает теплую белоснежную шубку, только кончики длинных ушек остаются черными. У зайчихи детеныши появляются 3 раза в год: когда выпадает снег, вырастает травка, опадают листья с деревьев. А вот косым зайца называют зря. Он очень хорошо видит, просто очень уж он пуглив. Летом зайцы любят кушать злаки, бобовые, а зимой обгладывают кору с молодых осинок и ив, а иногда едят сено. Профессор Лис А сейчас игра «Назови детёныша». Назовите, как зовут детенышей зверей. Диктор. У медведицы - …(медвежонок) У лисицы - …(лисенок) У зайчихи - … (зайчонок) У ежихи - … (ежонок) У волчицы… - (волчонок) У лосихи - … (лосенок) У белки - … (бельчонок) Профессор Лис Молодцы!.. Ребята, чем отличаются дикие животные от домашних? Диктор. Дикие животные живут в лесу и сами заботятся о себе: ищут еду, делают дом. Домашние животные живут у нас дома или в деревне. И о них заботится человек. Он их кормит.., лечит.., строит им жилье. Как вы думаете, человек заботится о диких животных?.... Люди лосям кладут на пенек соль, приносят диким кабанам свеклу. Лесник, лесной сторож, спасает диких животных весной, когда тает много снега и все тропинки заполнены водой, кормит зверей, находит больных и относит их к ветеринару…. Дикие животные приносят пользу лесу и человеку. Дикий кабан истребляет вредных насекомых и грызунов. Волка называют санитаром леса: он ловит больных, старых животных. Их кожи лося люди изготавливают обувь, используют мясо в пищу.

Ребята, где живут дикие животные?... В норе живет еж.., лиса.., енот.., из дупла выглядывает белка.., в берлоге всю зиму спит медведь…, зубастый волк забирается в логово. Профессор Лис. А сейчас игра «Кто, где живет?» Помогите найти животным их дом. Диктор. Белка живет в … дупле. Лиса живет в … норе. Ежик живет в …гнезде или найденной норе. Медведь зимует в …берлоге. Волк живет в …логове. Отлично справились с заданием... Как же приспосабливаются животные к жизни в зимнее время? Медведь, еж, барсук накапливают подкожный жир и на всю зиму до весны впадают в спячку. Заяц и белка к зиме меняют цвет шерсти, своей шубки. У всех зверей шубка становится более пышная, появляется подшерсток - короткая густая шерсть. Запомните, что забирать из леса маленького его обитателя нельзя. Дикое животное не сможет выжить в лесу, если его вырастил человек...Так как только мама-животное знает, как и чем накормить своего малыша, научит его жить в лесу, расскажет ему об опасностях, которые могут случиться с ним. Профессор Лис. Нор звериных, птичьего гнезда Разорять не будем никогда. Пусть птенцам и маленьким зверятам Хорошо живётся с нами рядом.

Литвинова Юлия
Конспект занятия: «Дикие животные и их детеныши».

Конспект занятия : «Дикие животные и их детеныши » .

Цель : Уточнить и систематизировать знания детей о диких животных и их детенышах .

Задачи :

Коррекционно - образовательные :

1. Учить образовывать притяжательные прилагательные.

2. Упражнять в согласовании числительных с существительным, в делении слов на части.

3. Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, понимание значения предлога ЗА.

Коррекционно - развивающие :

1. Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме.

2. Способствовать развитию фонематического восприятия.

3. Развивать навык составления рассказа по цепочки с опорой на картинки.

4. Развивать умение ориентироваться в пространстве.

Коррекционно - воспитательные :

1. Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.

2. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование : посылка, маски животных , демонстрационный материал : презентация по теме «Дикие животные и их детеныши »

Предварительная работа :

1. Чтение сказки “Теремок”.

2. Рассматривание иллюстраций о животных .

3. Беседа о бережном отношении к животным нашего края .

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Орг. момент

К нам в садик прилетел сегодня шарик, с загадочным конвертом.

Но прежде чем заглянуть в конверт, давайте разомнем пальчики.

1.1. Пальчиковая гимнастика

Бурый мишенька зимой (сжимают и разжимают пальцы)

Крепко спал в берлоге. (кладут руки под щеку)

Весною он проснулся, (тянут руки вверх)

Зевнул и потянулся : (зевают и потягиваются)

Здравствуй, рыжая лисичка! (загибают поочередно пальцы)

Здравствуй, белочка-сестричка!

Здравствуй, серенький волчонок!

Здравствуй, беленький зайчонок!

Здравствуй, брат-ежонок.

1.2. Загадывание загадок.

А теперь давайте посмотрим, что лежит в конверте. Ой, а тут письмо, а оно не простое, с загадками. Давайте отгадаем их.

Живёт в норке, грызёт корки

Короткие ножки, боится кошки

(мышь)

Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой

(медведь)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный

(волк)

Что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной

И стоит среди травы-

Уши больше головы?

(заяц)

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней

(лиса)

Скачет зеленая зверушка

Не рот, а ловушка

Попадут в ловушку

И комар и мушка

(лягушка)

2. Сообщение темы занятия

Из какой сказки эти герои? (Теремок.)

Сегодня мы расскажем эту сказку на новый лад.

(Логопед берет маски и одевает детям) .

Раз – два – три – сказка оживи.

Всех ребят в зверят преврати.

Стоит в поле теремок. Он не низок не высок.

Бежит мимо мышка-норушка, увидела теремок и спрашивает :

МЫШКА :

Терем, теремок! Пусти меня к себе жить?

ЛОГОПЕД за теремок.

Пущу, если ты скажешь, где в лесу живет медведь, лиса, белка.

Медведь живет в берлоге. Лиса живет в норе. Белка живет в дупле.

Вошла мышка и стала там жить.

Прискакала к терему лягушка-квакушка. Увидела Теремок и проквакала :

Р : - Ква-ква-ква, Кто в тереме живет? Пусти меня теремок к себе жить.

Л : Пущу, если ты назовешь детёнышей диких животных .

У медведя – медвежата, у волка – волчата, у зайца – зайчата.

Вошла лягушка и стала там жить.

Бежит мимо терема зайчик-побегайчик, остановился и спрашивает :

Р

Л : Пущу, если ты назовешь диких животных ласково .

Ёж-ежик, заяц- зайчик, лиса-лисонька.

Вошёл зайчик и стал там жить.

Бежит мимо терема лисичка-сестричка, остановилась и спрашивает :

Р : - Кто в тереме живет? Пусти меня, теремок, к себе жить.

Л : Пущу, если ты назовешь, чьи это уши, чей хвост, чьи лапы?

Уши зайца – заячьи, хвост волка – волчий, лапы - медведя

Вошла лисичка и стала там жить.

Бежит мимо терема волчок-серый бочок, остановился и спрашивает :

Р : - Кто в тереме живет? Пусти меня теремок к себе жить.

Л : Пущу, если ты посчитаешь детенышей диких животных

1 бельчонок, 2 бельчонка, 5 бельчат.

1 медвежонок, 2 медвежонка, 5 медвежат.

1 лисенок, 2 лисенка, 5 лисят.

Вошел волк и стал там жить.

Ходил медведь по лесу,

Топтался и рычал.

Хотел он очень меда

А где искать – не знал.

Увидел теремок и прорычал :

Р : - Кто в тереме живет? Пустите меня к себе.

Л : Пущу, если ты разделишь слова на части.

Лиса, волк, кабан, лось.

Вошёл медведь в теремок и стал там жить поживать и добра наживать.

А теперь мы с вами немного отдохнем.

3. Физминутка

Ну- ка, дружно все присели,

Друг на друга поглядели

И похлопали в ладошки :

Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп.

Что у зайца на макушке?

Пляшут весело там ушки.

Раз подскок, два подскок –

Поскакали все в лесок.

4. Составление рассказа-описания

Ребята, какое самое большое дикое животное вы знаете ? (Медведь)

Давайте расскажем о медведе поподробнее. (Дети рассказывают цепочкой) .

Медведь дикое животное .

Медведь живет в берлоге.

У медведя детёныши – медвежата.

Медведь питается ягодами, медом и любит ловить рыбу.

5. Итог занятия

Какую сказку мы сегодня показали?

О каких животных рассказали ?

Молодцы! Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, отвечали, выполняли задания.

А сейчас я попрошу вас всех встать, повернуться направо, еще раз направо. Теперь загляните все за спинку стула. Там вас ждут сюрпризы (Дети забирают приготовленные заранее конфеты) .

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ : медведь, медведица, медвежонок, волк, волчица, волчонок, заяц, зайчиха, зайчонок, лиса, лисица, лис, лисенок, нора, логово, белка, бельчонок, дупло, лось, лосиха, лосенок, рога, ёж, ежиха, ежонок, кабан, кабаниха, кабанчик, барсук, барсучиха, барсучонок, лес, поляна, плутовка, лапа, шерсть, когти, нос, уши, копыта, хвост. Морда, рыло, пасть, звери, детеныши, кусты, деревья, мышь, рысь, енот, бобр, олень, куница, клыки,соболь, норка, крот, берлога, шатун.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: бурый, косолапый, хитрая, хищный, серый, неутомимый, страшный, густая (шерсть), рыжая, дикие, пушистая, ловкая, осторожный, быстрая, белый, трусливый, длинноухий, лопоухий, чуткие (уши), косой, пугливый, бархатная, колючий, волчья, полосатый

ГЛАГОЛЫ : бродит, лазает, ревет, дерет (лыко), прыгает, скачет, рычит, скалится. Охотится, спасается, воет, грызет, роет, бегает, «дал стрекача», собирает, запасает, хрюкает, нюхает, принюхивается, прислушивается, притаился, колется, крадется, сосет, залегать, впадать.

МЕДВЕДИ

Расскажите ребенку, что это медведь (мишка), что бывают бурые, черные и белые медведи. Покажите маленьких медвежат. Покажите где нос у медведя, где сильные лапы, что мишка покрыт шерстью. Расскажите, что медведи, это очень сильные животные, это самые крупные наземные хищники. Лапы сильные, пятипалые, с большими невтяжными когтями. Когти управляются мощными мышцами, позволяющие медведям взбираться на деревья, а также рыть землю и разрывать добычу. Расскажите, что медведи всеядны, но очень любят мед. Бурые и черные медведи проводят зиму в берлоге и спят. спят и сосут лапу (живут за счет накопленных жиров, расскажите как сосет медведь лапу). Расскажите про белого медведя, что он живет в Северном полушарии, где очень холодно, где снег и лед, но у него такой теплый мех и подкожный слой жира,что ему не холодно.

Если с осени медведь мало накопил жира, то просыпается зимой и ходит по лесу голодный. За это медведя прозвали шатуном.

ЛИСА

Лисица, или лиса. Животное с красивым мехом, покажите ребенку на картинке какой у нее длинный и красивый хвост. Опишите, что лисичка очень хитрая, покажите ее хитрые глазки, заостренный носик. Наиболее распространенный окрас - рыжий. Лисица хищница. (вспомните сказки про то, как она охотилась на кур, уточек, зайчика).

В основном лиса охотится на мышей, сусликов, реже на зайцев. Лиса хитро ловит ежей. Она катит ежа к воде, он расправляет в воде свои колючки и плывет к берегу. Тут - то лиса его и поджидает.
Лиса живет в норе, весной у лисы появляются лисята.

БЕЛОЧКА

Белка "грызун" - любит семечки и орешки. Но питается она еще и ягодами, грибами, шишками. Покажите ребенку какая у нее красивая шубка, беленький животик, какой длинный рыжий хвостик, ушки. Одной из широко известных отличительных особенностей многих белок является их способность запасать на зиму орехи. Некоторые виды белок орехи закапывают в землю, другие прячут их в дуплах деревьев. При обнаружении врага издают пронзительный звук, предупреждая других белочек. Белки очень умные животные, и часто позволяют человеку кормить себя, берут из рук семечки. Белка дает ценный мех.

У белки острые коготки. Это помогает ей быстро забираться на дерево. Пушистый хвост служит белке парашютом. Белка живет в дупле, утепляет свое гнездо пухом. Летом белка рыжая, а зимой серая. Зимой белка почти все время спит и мало выглядывает из дупла.
Весной у белки появляются бельчата.

ЁЖ

Ежи очень скрытные животные, они покидают свои дневные убежища только с наступлением темноты. А в местах, где их мало беспокоят, зверьков можно встретить и в светлое время дня, особенно ежиху с ежатами, принимающих солнечные ванны.
Живя постоянно на одном месте, они хорошо запоминают места, где можно укрыться в случае опасности, быстро найти дождевого или улитку, гусеницу или жучка. Ведь им за короткие ночные часы нужно досыта наесться, чтобы накопить побольше жира на зимний период.


Во время редких осенних прогулок ежи роют сухие листья, траву и другой строительный материал и стаскивают в гнезда, стараясь их максимально утеплить. С наступлением заморозков они плотно закрывают входное отверстие изнутри и засыпают на всю зиму.


Ежи - неприхотливые животные. Они едят все, что попадется на пути: насекомых и их личинок, дождевых червей, мокриц, многоножек, разнообразных улиток. Их запах ежи распознают еще за метр. Не отказываются они и от ядовитых насекомых. Без малейшего для себя вреда зверьки поедают шпанских мушек, дурно пахнущих клопов, не боятся яда пчел.
Весной появляются от 3 до 8 ежат.

ВОЛК

Волк -хищный зверь. Волки живут стаей. Стая - это волчья семья. Охотятся волки почти всегда за больными слабыми животными. Охотятся волки ночью.


Живут волки в логове, чтобы вырастить волчат, волчата появляются весной.

ЗАЯЦ

Заяц - грызун. Питается заяц травой, листьями, корой кустарников, грибами, корешками. Зимой грызет кору деревьев. Заяц зимой - белый, а летом - серый. Это помогает ему прятаться от хищников. Еще от врагов зайца спасают длинные, быстрые лапы. Заяц в гору бежит бегом, а с горы кувырком. Живет заяц летом под кустиком, а зимой выкапывает норку в снегу.




Весной у зайчихи появляются зайчата.

КАБАН

Кабан — всеядное животное. Отличается от домашней свиньи, которая несомненно произошла от кабана, обладает более коротким и плотным телом, более толстыми и высокими ногами; кроме того, голова у кабана длиннее и тоньше, уши длиннее, острее и притом стоячие, острые, клыки у самца гораздо более развиты, чем у самки . Щетина, кроме нижней части шеи и задней части живота, образует на спине что-то вроде гривы. Щетина чёрно-бурого цвета с примесью желтоватого, подшерсток буровато-серый, благодаря этому общая окраска серо-чёрно-бурая, морда, хвост, нижняя часть ног и копыта — чёрные.

Живут кабаны в логове с толстыми стенками, мягкой подстилкой и крышей из веток. Ранней весной у кабанихи появляются поросята (кабанята).

ЛОСЬ

У лося крупная горбоносая голова. Верхняя толстая губа длиннее нижней. Тело массивное, с загривком, похожим на горб. Ноги у лося - длинные, с широкими копытами. Они позволяют ходить по глубокому снегу, по болоту. Есть у лося и украшение - большие широкие рога. А чтоб они не мешали бежать через лесные заросли, лось поднимает голову, будто кладет рога на спину. Правда, зимой лось сбрасывает свое украшение. Ничего, летом вырастет новое!


Весной рождаются лосята. Мама - лосиха нежно вылизывает своего детеныша, кормит его молоком.

СОБОЛЬ

Соболь - ловкий, красивый и быстрый зверек. Он любит жить там, где много поваленных деревьев, коряг, зарослей. У соболя гибкое сильное тело, небольшой пушистый хвост, широкие лапы с острыми коготками. На голове с узкой мордочкой небольшие, почти круглые ушки. Славится соболь своей меховой шубкой.
Для жилья соболь выбирает дупла не очень высоко над землей. Или устраивает убежище в старом пне, под корягой. Он отлично лазает по деревьям, прыгает с ветки на ветку. Но чаще бегает по земле.
Соболь - хищник. Зимой охотится на глухаря, тетерева и др.

Весной появляются малыши. Они крохотные, беззащитные. Глаза у них открываются лишь через месяц. Самка кормит их молоком, а соболь - отец приносит корм. Соболята подрастают и к осени начинают самостоятельную жизнь.

Игра «Отгадай, что это за животное?»
Бурый, косолапый, неуклюжий - …
Серый, зубастый, страшный - …
Хитрая, пушистая, рыжая - …

Игра «Назови маму»
Медвежонок у медведицы,
лисенок у …,
зайчонок у …
волчонок у...
бельчонок у....
ежонок у...
лосенок у....
соболенок у....

Игра «Кто где живет?»
В норе живет - лиса.
В берлоге - …
В логове - …
В дупле - …

Игра «Угадай кто что делает?» :
Охотится - …
Крадется - …
Воет - …
Кусается - …
Скачет - …
Хитрит - …
Переваливается - …

Игра «Опиши зверя» :
Волк (какой?) -….
Лиса (какая?) - …
Ёж (какой?)- …
Медведь (какой?) -...
Лось (какой?) - ....

Игра «Чей, чья, чьи?»
След - волчий, лисий, заячий…
Уши - медвежьи, заячьи, беличьи…
Голова - лосиная, ежиная, волчья, лисья…

Составляем описательный рассказ о диких животных по схеме



Игра «ОТГАДАЙ И РАССКАЖИ».

Этот зверь живет в бору,
У стволов грызет кору.
Летом в шубке серенькой,
А зимою — в беленькой. (Заяц)
Что весной кушает заяц? (траву, листочки).

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Что ест медведь? (корни, травы, жуков, мышей, зайцев).

Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
И в рыжей шубке — летом. (Белка)
Чем кормится белка? (шишками, орехами).

Всю зиму между елками
Проспал мешок с иголками.
«Ф-ф.ф — хватит спать,
Пора вставать!» (Еж)
Чем питается ежик? (жуками, червяками, мышами).

Серый и зубастый.
Воет в день ненастный:
«У-у-у.,.» (Волк)
Какую пищу ест волк? (мясо — ловит мышей, зайцев, овец).

Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса)
Кого еще ловит лиса? (мышей, зайцев).

Дидактическая игра. «ОтгадайКА».

Коротышка, слабый с виду,но себя не даст в обиду.
Лучше ты его не трожь, в колкой шубе ходит… (ёж)

Ушки на макушке,
И кисточки на ушках.
Большая кошка - страшный зверь,
И когти острые, поверь.
И ей уже не скажешь «Брысь!».
Ведь это -хищник, это - …..(Рысь).

Как из маленького лука пущенная стрелка.
Рыжим огоньком в ветвях промелькнула… (Белка.)

Шуба с маленьким хвостом.
Уши - длинные притом.
Вот какой красавец
Настоящий … (Заяц.)

На овчарку он похож,
Что ни зуб - то острый нож.
Он в поросятах знает толк,
Он серый хищник, он же … (Волк.)

Косолапые ноги,
Зимой спит в берлоге.
Догадайся - ка, ответь,
Это хищный зверь …(Медведь.)

Хитрая плутовка.
Рыжая головка.
Хвост длинный - краса!
Это хищница …(Лиса.)

Что за чудище такое в чаще леса завелось?
Словно вешалка рога. Догадались? Это…(Лось.)

Обучающее видео о диких животных

Цель: Уточнить знания о диких животных и их детёнышах.

Задачи:

  • Образовательные:
    • закрепить знания о сезонных изменениях в природе осенью;
    • учить называть диких животных и их детёнышей.
  • Коррекционно-развивающие:
    • закрепить терминологию: слово, предложение;
    • активизировать словарь учащихся за счёт слов, обозначающих названия диких животных и их детёнышей;
    • закрепить в речи слова, обозначающие пространственные представления (после, перед); временные представления (ГОД, ВРЕМЯ ГОДА, МЕСЯЦ, ДЕНЬ НЕДЕЛИ, ВРЕМЯ СУТОК, ЧИСЛО);
    • совершенствовать грамматический строй языка (согласовывать имя существительное и имя числительное, изменять имена существительные по числам и родам).
  • Воспитательные:
    • воспитывать интерес к окружающему миру.

Материал и оборудование: таблица «Время», мнемотаблица «Осень», иллюстрации «Дикие животные», «Дикие животные и их детёныши», карточки «папа-мама», «один-много»; цифры 1, 3, 5; игра «Парочки».

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседа о диких животных наших лесов, чтение рассказов о диких животных; работа по данной теме на занятиях продуктивных видов деятельности.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

– Сейчас у нас урок развития речи и окружающего мира.
– На уроке мы научимся называть диких животных и их детёнышей, повторим о сезонных изменениях в природе осенью.

2. Проверка домашнего задания

2.1. Актуализация знаний. Отработка пространственных представлений, употребление слов после, перед.

– Какое сейчас время года?
– Сейчас время года осень.
– Какое время года было перед осенью?
– Перед осенью было лето.
– Какое время года наступит после осени?
– После осени наступит зима.

2.2. Проверим домашнее задание.

– Рассказать какие сезонные изменения происходят в природе осенью?

Рисунок 1

– Наступила осень. Солнце светит мало. День короче, ночь длиннее. На небе тучи, идёт дождь. На земле лужи. Дует ветер. Деревья пожелтели. Опадают листья. Хвойные деревья остаются зелёными. Птицы улетают в тёплые края. Звери готовятся к зиме.
У.: Вы всё рассказали правильно. Уточним, какая сейчас осень?
Д.: Сейчас ранняя осень.

2.3. Артикуляционная гимнастика.

  • Язычок на прогулке.
  • Белочка грызёт орешки.
  • Грибок.

3. Минутка календаря

Отработка временных понятий.

– Расскажите о сегодняшнем дне по плану.

ГОД, ВРЕМЯ ГОДА, МЕСЯЦ, ДЕНЬ НЕДЕЛИ, ВРЕМЯ СУТОК, ЧИСЛО

4. Подготовка к изучению темы урока

4.1. Сезонные изменения в жизни зверей.

– Как звери готовятся к зиме? Линька, окраска, делают запасы, ищут место для зимней спячки.
Обобщение учителя.

4.2. Вступительное слово учителя.

– Все животные готовятся к зиме одинаково. У одного животного осенью происходит особенное событие. Какое особенное событие и у кого вы узнаете позже. А теперь догадайтесь, о каких животных будем говорить на уроке.

4.3. Узнай животное. Какие слова помогли узнать животное? (Учитель голосом выделяет слово-подсказку) . Ученики объясняют, какое слово помогло узнать животное.

Пальчиковая зарядка (заяц, волк, ёж, белка, лисица).

– Серый, пугливый, короткохвостый, длинноухий , петляет … (Заяц)
– Серый, хищник, злой, воет , рыщет … (Волк)
– Серый, колючий , бегает, фыркает … (Ёж)
– Ловкая, шустрая, прыгает , делает запасы … (Белка)
– Лукавая, пушистая, рыжая, крадётся (Лисица)
– Мохнатый, неуклюжий, переваливается , спячка … (Медведь)

4.4. Закрепление образа диких животных. Работа с иллюстрациями.

– Прочитаем слова, называющие животных. (Пропедевтика чтения, чтение с использованием подстрочных знаков). Хоровое чтение.
– Какие слова мы прочитали?
– Слова, называющие животных.
– Какие это животных?
– Это дикие животные.
– Что знаем о диких животных?
– Дикие животные живут в лесу, человек не заботится о них.

4.5. Рассказ учителя о зайце

– Сейчас вы узнаете, у какого животного осенью происходит особое событие.
Заяц особый зверь. Три раза в год у него бывают зайчата: первые в апреле, последние в августе, сентябре. И называют их – листопаднички.

5. Сообщение темы и цели урока

Тема урока:

– Дикие животные и их детёныши. (Интонационное проговаривание предложения).
– Перед изучением наберёмся сил, выполним физкультминутку.

6. Физкультминутка (имитация)

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал
Зайка – прыг – и убежал.
Взялись зайцы за бока,
Заплясали гопака.
Прилетели утки,
Заиграли в дудки,
Ах, какая красота,
Заиграли в дудки.

7. Работа по теме

– Дикие животные очень заботливые родители. Они строят жилища, выкармливают детёнышей, учат их, оберегают. Как в любой семье у детёнышей диких животных есть папы и мамы. Как называют родителей детёнышей диких животных?

7.1. Называние самки и самца диких животных.

– Будем учиться называть диких животных.

Рисунок 2

Работа с карточкой. ПАПА – МАМА.

Модель: папа заяц мама зайчиха.

Индивидуальное проговаривание.

Заяц – зайчиха. Медведь – медведица.
Еж – ежиха. Лис – лисица (лиса).
Волк – волчица.

Закрепление, хоровое проговаривание.

– Кого мы учились называть?

7.2. Формирование зрительного образа взрослого животного и детёныша.

Иллюстрации «Дикие животные и детёныши».

– Рассмотрите иллюстрации мамы и детёныши.
– На кого похожи детёныши?
– Детёныши похожи на маму.

Иллюстрации частей тела

– Назовём части тела взрослого и детёныша.
– Модель. У взрослого уши. У детёныша ушки.
– Хоровое проговаривание.

Рисунок 3

– Детёныши похожи на своих родителей, только меньшего размера.

8. Называние детенышей животных

8.1. Работа с карточкой. Один – много

– Как называют детёнышей диких животных? Показ на картинке и карточке.

……..

– Это зайчонок. Это зайчата.
– Это волчонок. Это волчата.
– Это ежонок. Это ежата.
– Это бельчонок. Это бельчата.
– Это лисёнок. Это лисята.
– Это медвежонок. Это медвежата.

Хоровое проговаривание.

– Кого учились называть?
– Учились называть детёнышей диких животных одного или много.

8.2. Согласование имени существительного и имени числительного.

Игра «Число и слово». Пальчиковая гимнастика. Пальчики здороваются.

У диких животных бывает не один, а много детёнышей.

– Один... волчонок.
– Три … волчонка.
– Пять … волчат.

9. Физкультминутка

Жарким днем лесной тропой (Дети спокойно идут по кругу друг за другом.)
Звери шли на водопой.
За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках.)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно двигаются вперед.)
За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку.)
За мамою-белкой прыгали бельчата, (прыгают вприсядку.)
За мамой-зайчихой скакали зайчата, (перескакивают на прямых ногах.)
Волчица вела за собою волчат, (шагают на месте.)
Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают движения языком – “лакают”.)

10. Закрепление

10.1. Игра "Потерялись малыши"

– Родители заботятся о малышах. А вот дети не всегда бывают послушными, часто балуются и даже иногда убегают далеко от родителей, не понимая какой опасности сами подвергаются. Во время игры проверим, как усвоили материал урока.

Помогите малышам
Потеряли дети мам.
Без родителей, одни
Попадут в беду они.
Помогите малышам!
Поскорей найдите мам!

10.2. Задание. Образуй пары мама – детёныш. Проговори ответ двумя способами.

10.3. Работа в парах. Проверка.

Рисунок 4

Ответы пар.

Модель. Отвечать предложением. У лисицы лисёнок. Детёныш лисы лисёнок.

1-й. У зайчихи зайчонок.
2-й. Детёныш зайчихи зайчонок.

1-й. У медведицы медвежонок.
2-й. Детёныш медведицы медвежонок.
1-й. У волчицы волчонок.
2-й. Детёныш волчицы волчонок.

Малыши и мамы рады –
Снова вместе, снова рядом.
И за помощь всех ребят
Малыши благодарят!

11. Итог урока

– Назовите тему урока.
– Дикие животные и их детёныши
– Чему учились на уроке?
– Учились называть детёнышей диких животных.
– Как выглядят детёныши диких животных?
– Детёныши похожи на своих родителей, только меньшего размера.
– У какого животного осенью появляются детёныши?

12. Домашнее задание

– Листы с силуэтами детёнышей диких животных.
– Повторить название взрослого и детёныша, разукрасить.

Цель и задачи:

Коррекционно-образовательные

1. Совершенствовать навыки словообразования.

2. Совершенствовать навыки определения количества слогов в слове.

3. Совершенствовать навыки согласования существительных с глаголами, с числительными, с прилагательными.

4. Совершенствовать навыки составления словосочетаний, предложений, коротких описательных рассказов.

Коррекционно-развивающие

1. Развивать фонематические процессы.

2. Развивать зрительно-моторную координацию.

3. Развивать связную речь.

4. Развивать, обогащать, активизировать словарь.

5. Развивать речевой слух, зрительное внимание.

6. Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику.

7. Развивать речевое дыхание.

Коррекционно-воспитательные

1. Формировать положительную установку на участие в учебном процессе.

2. Формировать доброжелательное отношение к природе, животным.

3. Воспитывать навыки взаимодействия, сотрудничества, толерантности.

Оргмомент

Он осенью пахнет листвой и грибами,

Зимой – шапкой снежной надёжно укрыт.

Весной встретит трелью, полянкой с грибами,

И ягодой летом тебя угостит.

Он полон тайн, загадок и чудес…

Нас в гости ждёт волшебный лес.

Артикуляционно-дыхательная гимнастика

Л.: Вот мы в лесу. Вспомним песенки зверей.

Дидактическая игра. «Песенки зверей». Цель: пропевание гласных с контролем силы голоса, укрепление и развитие мышц речевого аппарата.

Как воет волк – у-у-у; как зайчиха укачивает зайчонка – а-а-а-а;

У медведя зуб болит – о-о-о-о.

Логопед: Дует ветерок.

Дидактическая игра. «Ветерок».

Цель: направить воздушную струю через «желобок», («трубочку»), укрепление и развитие мышц речевого аппарата.

Логопед: Согреем ладошки дыханием.

Дидактическая игра. «Ладошки замерзли».

Цель: направить тёплую воздушную струю на ладошки, укрепление и развитие мышц речевого аппарата.

Беседа и показ слайдов по теме «Дикие животные»

Логопед: Мы в волшебном лесу и пора познакомиться с лесными жителями – дикими животными.

Беседа и показ слайдов («Дикие животные»).

Цель: расширение и уточнение словаря по теме, обогащение знаний, зрительных образов.

Логопед: Это ЛОСЬ – дикое животное. Тело покрыто коричневой шерстью. На голове – большие красивые рога. Ноги – длинные, сильные. Детёныша лосей называют ЛОСЁНОК.

Это МЕДВЕДЬ – тоже дикое животное, ХИЩНИК. Медвежья шерсть коричневого цвета, так же в природе живут медведи шерсть у которых белая, чёрная. Тело у медведя большое, мощное с маленьким хвостиком и маленькими ушками на голове. Лапы у медведя короткие и толстые. Всю зиму медведь спит в БЕРЛОГЕ. В медвежьей семье появляются детёныши –МЕДВЕЖАТА.

Это ВОЛК – дикое животное, ХИЩНИК. Волк похож на крупную собаку, Тело волка покрыто серой шерстью, но в природе встречаются и белые, и чёрные волки. Живут волки в логове, а детёныши волков – ВОЛЧАТА.

Это –РЫСЬ – дикое животное, ХИЩНИК. Тело рыси покрыто пятнистой шерстью. Рысь очень похожа на крупную кошку. Только хвост у неё короткий, а на ушах – кисточки. Детёныша рыси называют – РЫСЁНОК.

Это ЛИСА – дикое животное, ХИЩНИК. Лисья шерсть оранжевого цвета, а грудка и кончик пушистого длинного хвоста – белые. Живут лисы в норах. Детёнышей лисы называют – ЛИСЯТА.

Это – ЗАЯЦ – дикое животное. Уши у зайца длинные, а хвостик – короткий. Задние лапы длиннее и сильнее передних. Летом заячья шерсть серая. А зимой – белая. В семье зайцев тоже появляются детёныши – ЗАЙЧАТА.

Это ЁЖ –дикое животное. У ежа маленькая острая мордочка, маленькие ушки, короткие ножки. Тело ежа покрыто серыми иголками (колючками) – для защиты от хищников. Детёнышей ежа называют – ЕЖАТА.

Это БЕЛКА –дикое животное. Тело белки покрыто шерстью. На голове у белки ушки с кисточками на концах. Беличий хвост длинный, пушистый. Белка живёт в дупле дерева. Там же у неё появляются детёныши – БЕЛЬЧАТА.

Дидактическая игра «ОтгадайКА»

Логопед: Посмотрите, на нашем «загадочном дереве» появились новые загадки.

Дидактическая игра. «ОтгадайКА». Цель: развивать логическое, образное мышление, общее и речевое внимание, учить отгадывать загадки.

Логопед: - Коротышка, слабый с виду,

но себя не даст в обиду.

Лучше ты его не трожь, в колкой шубе ходит… (ёж)

Ушки на макушке,

И кисточки на ушках.

Большая кошка – страшный зверь,

И когти острые, поверь.

И ей уже не скажешь «Брысь!».

Ведь это –хищник, это - …..(Рысь).

Как из маленького лука пущенная стрелка.

Рыжим огоньком в ветвях промелькнула… (Белка.)

Шуба с маленьким хвостом.

Уши – длинные притом.

Вот какой красавец

Настоящий … (Заяц.)

На овчарку он похож,

Что ни зуб – то острый нож.

Он в поросятах знает толк,

Он серый хищник, он же … (Волк.)

Косолапые ноги,

Зимой спит в берлоге.

Догадайся – ка, ответь,

Это хищный зверь …(Медведь.)

Хитрая плутовка.

Рыжая головка.

Хвост длинный - краса!

Это хищница …(Лиса.)

Что за чудище такое в чаще леса завелось?

Словно вешалка рога. Догадались? Это…(Лось.)

Дидактическая игра. «Кто это?»

Логопед: Лесным жителям очень нравится, когда о них рассказывают дети.

Дидактическая игра. «Кто это?». Цель: составление предложений и короткого описательного рассказа (по таблице), активизация мыслительных процессов, словаря. (Например: «Это лось. Лось – дикое животное. Шерсть у лося коричневая. Ноги сильные, длинные. Детёныша лося называют – лосёнок».)

Дидактическая игра. «Путаница»

Логопед: Замечательные рассказы у вас получились. Посмотрите - как изобразил диких животных один рассеянный художник.

Дидактическая игра. «Путаница». Цель: развитие зрительного внимания, логики, мышления, расширение словаря, закрепление навыка словообразования (прилагательных «лисий», «медвежьи» и т.д.).

Дидактическая игра. «Заморочки на кочке»

Логопед: Слышите? На той полянке смех и веселье. Чтобы туда попасть нужно - сперва правильно ответить на вопросы. А затем – осторожно перейти по кочкам.

Дидактическая игра. «Заморочки на кочке». Цель: расширение и обогащение словаря, развитие слухоречевого внимания, определение слоговой насыщенности слов (определение количества слогов в слове), развитие памяти, мышления.

Логопед: - у белки детёныш…- бельчонок; - у лисы…- детёныш - лисёнок; у ежа…- детёныш - ежонок; и тд.; сколько слогов в слове ЁЖ; сколько слогов в слове ЛИСА…

Психотренинг «Вместе – не страшно»

Логопед: Ребята, крепко держитесь за руки, пойдём по «кочкам» к нашей полянке.

«Вместе – не страшно» психотренинг. Цель: развивать толерантность, доброжелательность.

Подвижная игра «Ребятки-зверятки»

Цель: развитие общей моторики, координации движений со словами, вызвать положительные эмоции.

Логопед: Медвежонок-топ-топ (топают)

А лосёнок – хлоп-хлоп (хлопают)

А волчонок щёлк-щёлк (руками изображают пасть волка)

А зайчонок –скок-скок (скачут)

А рысёнок –прыг-прыг (прыгают)

И бельчонок – прыг-прыг

А лосёнок –дрыг-дрыг (дрыгают ногами поочерёдно)

А ежонок шмыг-шмыг (шмыгают носиком)

Вот как весело играть с ребятками-зверятками.

Логопед: Детёныши животных так разыгрались, что забыли – кто кем будет, когда вырастет. Мы им подскажем.

Дидактическая развивающая подвижная игра. «Кто кем будет?»

Цель: расширение и уточнение словаря, составление словосочетаний, словообразование (падежное изменение существительных)

Ежонок - будет ежом; лосёнок - будет лосем, рысёнок будет рысью и т.д.

Дидактическая игра. «Трафареты»

Цель: развитие зрительного внимания, мышления.

Логопед: Дикие животные любят поиграть в прятки. Кто же из животных изображён здесь? (Контурные изображения животных, наложенные друг на друга.)

«Звери спрятались в лесу».

Цель: развитие зрительного внимания, памяти, мышления.

Логопед: Посмотрите внимательно, какие животные спрятались в этом лесу? (Изображены фрагменты животных - заячьи уши из-за пенька, беличий хвост в ветвях и т.д.)

Дидактическая игра. «Сколько?»

Цель: развитие внимания, навыка счёта, умения согласовывать существительные с числительными.

Логопед: Ребята, а за кусточком спрятались детёныши животных, давайте их назовём и сосчитаем.

Психогимнастика «По кочкам» (этюд на выразительность жестов, движений)

Логопед: Молодцы, всех животных нашли и их детёнышей отыскали. А теперь пора уходить с этой замечательной полянки.

Этюд «По кочкам»

Логопед: На носочках осторожно

Перейти по кочкам можно.

Тише, тише, не спешите,

Ножки вы не промочите.

Этюд «Пугливый ёжик»

Цель: психомышечная тренировка мышц мелкой моторики, мимических мышц.

Логопед: Посмотрите ребята, какой грустный еж. Оказывается у его маленьких ежат не выросли иголки, ежата стали беззащитными. Ведь только иголки-колючки отпугивают хищников. Помните историю про пугливого ёжика?

Этюд «Пугливый ёжик»

Бежал ёж по дороге (пальцы рук в «замке»)

Встретился ему косолапый, бурый…(медведь)

Испугался еж (пальцы вверх, мимика выражает испуг)

А медведь испугался колючек. Не тронул ежа.

Творческая работа

Логопед: Всегда надо помогать друг другу, а особенно тем, кто меньше, слабее тебя. А ежатам мы поможем?

Дидактическая игра. «Иголки для ежат»

Цель: развитие мелкой моторики, точности и аккуратности движений, воспитание желания помогать слабым.

Итог

Логопед: Молодцы! Какие колючки у ежат! Теперь им никто не страшен. Очень хорошо в лесу. С какими дикими животными мы познакомились? А детёнышей как зовут? Ребята! За вашу помощь от всех ежей волшебного леса подарок –лукошко с грибами.

А нам пора возвращаться в сад.

На прощанье помаши ладошкой.

Лес в ответ зашелестит листвой.

Возвращаемся с грибным лукошком.

Возвращаемся домой.

Оборудование:

Слайды (дикие животные, дикие животные с детёнышами, детёныши);

- «загадочное дерево», карточки с загадками;

Предметные игрушки «дикие животные и их детёныши»;

Изображения животных, их детёнышей;

Контурные изображения животных, картина с изображением фрагментов животных (из-за пенька видны ушки, среди ветвей хвост и т.д.);

Неверное изображение животных (к игре «путаница»);

Массажные коврики («кочки»);

Игрушка (чучело) ЁЖ;

- «кусточек»;

Таблица (для составления короткого описательного рассказа);

Лукошко с угощением;

Пластилиновые ежата, спинки которых станут колючими при помощи семян подсолнечника;

Семена подсолнечника;

Музыкальное сопровождение (И.Грибулина «Рыбы, птицы, звери» - в процессе творческой работы).