Меню
Бесплатно
Главная  /  Герпес  /  Скачать презентацию на тему снегурочка островского. «Снегурочка» Пьеса А.Н. Островского Муниципальное общеобразовательное учреждение Степановская средняя общеобразовательная школа Работу выполнила ученица. Вопросы на читательское восприятие

Скачать презентацию на тему снегурочка островского. «Снегурочка» Пьеса А.Н. Островского Муниципальное общеобразовательное учреждение Степановская средняя общеобразовательная школа Работу выполнила ученица. Вопросы на читательское восприятие

«Снегурочка», пьеса-сказка А.Н.Островского, 1873

Действие происходит в стране берендеев в мифические времена. Конец зимы. Берендеев посад.


Снегурочка – дочь Весны и Мороза. Ей 15 лет.

  • Каждый из родителей по-своему заботится о Снегурочке. Мороз хочет спрятать её в лесу, чтобы жила она среди послушных зверей в лесном терему. Весна хочет другого будущего для дочки: чтобы жила она среди людей, среди весёлых подруг и ребят. Мирная встреча переходит в cпop.

Мороз знает, что бог Солнца берендеев, горячий Ярило, поклялся погубить Снегурочку. Как только в её сердце зажжётся огонь любви, он растопит её. Приёмными родителями Снегурочки стали бездетные старики – Бобыль и Бобылиха.


Непросто живётся Снегурочке у Бобыля с Бобылихой:

  • названые родители сердятся, что она своей излишней стыдливостью и скромностью отвадила всех женихов и им не удаётся разбогатеть с помощью выгодного брака приёмной дочки.
  • Многие девушки ссорятся с парнями, которые невнимательны к ним из-за увлечения красотой Снегурочки.



В покоях царя Берендея Мы узнаём: уже пятнадцать лет Ярило немилостив к берендеям, зимы все морознее, весны все холоднее, а кое-где и летом лежит снег. Берендей уверен, что Ярило гневается на берендеев за охлаждение их сердец, за «стужу чувств». Чтобы угасить гнев Солнца, Берендей решает умилостивить его жертвой: в Ярилин день, назавтра, связать брачными узами как можно больше женихов и невест. Однако Бермята сообщает, что из-за какой-то Снегурочки все девушки перессорились с парнями и найти женихов и невест для бракосочетания невозможно.










Весенняя сказка А.Н.Островского «Снегурочка» Особенности пьесы.

«Снегурочка» - сказка, мечта, национальное предание, рассказанное в великолепных стихах Островского…

К.С.Станиславский


Островский Александр Николаевич

ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич (1823 – 1886), русский писатель, драматург, член - корреспондент Петербургской АН (1863).

В. Г. Перов. «Портрет А. Н. Островского». 1871 год. Третьяковская галерея.


  • раскрыть особенности произведения и основной нравственный конфликт пьесы, определить жизненные ценности берендеев, выявить уровень знаний содержания и понимания учащимися сказки.

  • “ Снегурочка” - это удивительная сказка, в которой показана красота окружающего мира, любви, природы, молодости. Пьеса Островского представляет собой удивительно красивый сплав фольклора и литературы. Используя мотивы народной сказки о снежной девушке, обогатив их научными данными о жизни, драматург создал самобытную "весеннюю сказку", полную тайн, великолепия персонажей, переданных музыкальным слогом и по-настоящему русским языком.

1 группа. «Берендеи».

Где любовь да совет, там и рай, там и свет; а ссоры да споры, там только лишь вздоры.

Русская пословица.


2 группа. «Снегурочка».

  • Пусть гибну я, любви одно

мгновенье

  • Дороже мне годов тоски и

А.Н. Островский.


3 группа. «Лель».

  • Через красивое - к человечному.

В. А. Сухомлинский.


  • Многослойность
  • многожанровость
  • вечные сюжеты
  • синтез
  • нравственность
  • конфликт

  • Многослойность
  • многожанровость
  • вечные сюжеты
  • синтез
  • нравственность
  • конфликт

  • Нравственность (Словарь Ушакова) - совокупность норм, определяющих поведения человека в обществе.

Основной нравственный конфликт произведения. Перекрестный опрос.

  • Брусила и берендеи – робята.

Эскиз костюмов, 1885 – 1886 гг.


Нерушима гармония извечных и суровых законов природы, согласно которым должно протекать человеческое бытие.

Причина всех несчастий страны берендеев -

в людском эгоизме, в потере людского родства,

в утрате любви и чувства красоты:

В сердцах людей заметил я остуду

Немалую; горячности любовной

Не вижу я давно у берендеев,

Исчезло в них служенье красоте.

В этих словах мудрого царя раскрывается

глубинный смысл пьесы, где этическая

красота человека определяется

взаимосвязью с природой и другими


А заключительные слова Берендея:

«Изгоним же последний стужи след из наших душ и обратимся к Солнцу» раскрывают идейную основу всей пьесы, в них высказана мечта А Островского о мире,свободном от холодных, расчетливых людей.

Драматург утверждает право человека на полноценную духовную жизнь, выражает мечту о создании новых форм взаимоотношений между людьми, а свобода в любви, высокая её оценка, признание за нею лучших нравственных качеств, облагораживающих человека, является значительным условием создания счастливого государства.


Заполнение таблицы «Известное, специальное, новое».

известное

специальное

новое


  • «Снегурочка» А.Н Островского, созданная для праздничного спектакля и предназначенная демократическому зрителю представляет большой интерес. Это “многослойное, многоуровневое произведение”, которое вместило в себя народную сказку, представление о древнем племени берендеев (тюркских кочевников, живших в южнорусских степях (XI-XIII вв.); с 1146 г. стали вассалами русских князей. Название в летописях исчезает к XIII в) , старинные календарные обряды, песни, заклинания.


  • В основу поэтической драмы был положен один из вечных сюжетов русского фольклора о том, как приходит в мир прекрасная девушка - снегурушка и гибнет от солнечного луча. А ближайшим источником стала народная сказка о Снегурочке, опубликованная в 1862 году собирателем И.А. Худяковым. Очень внимательно прочёл драматург работы знаменитого учёного-мифолога и фольклориста А.Н. Афанасьева: сборник «Русские народные сказки» (1826-1871) и исследование «Поэтические воззрения славян на природу» (1865-1869). «Заёмный» сюжет был лишь поводом для рождения оригинального художественного замысла.

В.М.Васнецов Берендеевка

Н.Рерих Ярилина долина


Прообразом Берендеева царства явилось имение Щелыково, приобретенное

драматургом в 1867 году


В Берендеевом царстве переплетается реальное и фантастическое. Здесь оживают образы славянского язычества: Весна-Красна, Солнце-Ярило, Леший, Лель (сын богини красоты и любви Лады, то же, что греческий Эрос или римский Амур), Дед Мороз (является прообразом Велеса, Студенеца, Трескуна, Морозко), Снегурочка (Богиня любви Лада или Кастрома).Сказочные существа общаются с реальными людьми: Мизгирем (паук, тарантул), Купавой (« водяная лилия, цветочная почка» (В.И.Даль)) Берендеи совершают свои весенние обряды, поют народные песни – «те самые, что, возможно, звучали когда-то на нашей земле в пору весенних игрищ, в далёкие языческие времена».

В.М.Васнецов Весна-Красна

Н.Рерих Дед-Мороз


В пьесе два главных, самостоятельных, но объединенных в единое

целое конфликта: первый- это противоборство Холода и Тепла, Мороза и

Ярилы, второй- собственное устройство царства берендеев. Оба конфликта

перерастают в конфликт в области нравственных отношений в основе, которых богатство- бедность, любовь- холод.


  • Специальное:

1. «Снегурочка»- это многослойное произведение, так как в пьесу вошли разные жанры фольклора.

Берендеи - племя, жившее в XI-XIII веках.

2. Многожанровое произведение.

Произведение было задумано в модном для 70 годов 19 века жанре «феерии»,

пьесы – маски.

3. В ечный сюжет русского фольклора такой, который существуют на протяжение долгого времени независимо от авторов.

  • 1862 год собиратель И.А. Худяков издал сказку.

4. В сказке показано сказочное царство берендеев , куда пришла жить Снегурочка.

5. Синтез реального и фантастического , то есть славянские языческие божества общаются с реальными людьми.

6. Два главных, самостоятельных, но объединенных в единое целое конфликта.

Это конфликт между Морозом и Ярилой и конфликт внутри берендеева царства.


Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».

  • Известное:
  • «Снегурочка» была написана на сюжет народных сказок, в ней используются календарная поэзия, поговорки, пословицы, заклятия, песни, предания и легенды.
  • Островский определил жанр как лирическая «весенняя» пьеса-сказка, драма.
  • Всем известен сюжет народной сказки о том, как прекрасная девушка-снегурушка приходит в мир и гибнет от солнечного луча.
  • Основой берендеева царства является мир, свобода, совесть, гармония с природой, служение красоте человеческих отношений, справедливые законы.
  • « водяная лилия, цветочная почка» (В.И.Даль)).
  • В пьесе два конфликта: первый - между Холодом и Теплом, Морозом и Ярилой.; второй - внутри самого царства, а также между берендеями и Мизгирем как жителем чужой страны.

Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».

  • Новое:
  • берендеи – это тюркские кочевники, жившие в XI-XIII веках в

южнорусских степях.

2. «Феерия» - праздничное сказочное представление, модное в 70 г. 19 века.

Пьеса-маска – это объединение самых разных текстов: литературного, танцевального, политического- относительно свободное творчество автора.

3. 1862 год собиратель И.А. Худяков издал сказку.

1826-1871 А.Н.Афанасьев в сборнике «Русские народные сказки» опубликовал сказку.

1865-1869 А.Н.Афанасьев в своем труде «Поэтические воззрения славян на природу» исследовал сказку.

4. Сказочное царство берендеев- это мечта Островского о социальном будущем, о мирной жизни народа, свободного от власти произвола и насилия, о том, что добро надо делать собственными руками.

5. Дед Мороз- это образ, объединивший в себя черты языческих богов: Велеса, Варуна, Студенца, Трескуна, Морозка. Прообразом Снегурочки явилась богиня любви Лада.

6. Конфликт пьесы перерастает в конфликт в области нравственных отношений в основе, которых богатство и бедность, любовь и холод.


Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».

известное

специальное

Русская народная сказка, старинные календарные обряды, песни.

новое

многослойное произведение.

берендеи

древнее племя тюркских кочевников в южнорусских степях


Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».

Лирическая «весенняя» пьеса-сказка,

драма.

многожанровое произведение.

Феерия

праздничное сказочное представление

пьеса-маска

объединение самых разных текстов: литературного, танцевального, музыкального, политического - относительно свободное творчество автора. .


Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».

прекрасная девушка - снегурушка приходит в мир и гибнет от солнечного луча.

вечный сюжет русского

фольклора

1862 год собиратель И.А. Худяков

1826-1871 А.Н.Афанасьев

сборник «Русские народные сказки»

1865-1869 А.Н.Афанасьев «Поэтические воззрения славян на природу»

исследовал сказку.


Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».

основой является мир, свобода, совесть, гармония с природой, служение красоте человеческих отношений, справедливые законы.

сказочное царство берендеев

мечта драматурга о социальном будущем, о мирной жизни народа, свободного от власти произвола и насилия, о том, что добро надо делать собственными руками.


Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».

Славянские божества: Весна - Красна, Солнце - Ярило, Леший, Лель (сын богини красоты и любви Лады, то же, что греческий Эрос или римский Амур)- общаются с реальными людьми: Мизгирем (паук, тарантул), Купавой ( « водяная лилия, цветочная почка» (В.И.Даль))

С интез реального и фантастического

Дед Мороз- Велес, Варун, Студенец, Трескун, Морозко (ночь, луна, звезды, зима, мороз, воды, мир умерших).

Снегурочка- Богиня любви Лада.


Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».

1.Противоборство

Холода и Тепла,

два главных, самостоятельных,но объединенных в единое целое конфликта.

Мороза и Ярилы.

конфликт в области нравственных отношений:

2. царство

богатство- бедность,

берендеев- Мизгирь

любовь- холод.


Петр Ильич Чайковский (1840-1893) русский композитор

  • П. И. Чайковский работая над «Снегурочкой» писал: «Я уже около месяца не вставая сижу за работой; пишу музыку к волшебной пьесе

Островского „Снегурочка“», само драматическое произведение он считал перлом творений Островского, а о своей к нему музыке сказал так: «Это одно из моих любимых детищ.

Весна стояла чудесная, у меня на душе было хорошо… Пьеса Островского мне нравилась, и я в три недели, без всякого усилия, написал музыку».


Васнецов Виктор Михайлович (1846-1926) русский живописец

  • А эта поэма «Снегурочка»-

лучшее, что есть.

Молитва русская и мудрость, мудрость пророка.


Николай Андреевич Римский-Корсаков 1844 -1908 русский композитор

  • «…я прислушивался к голосам народного творчества и природы, брал напетое и подсказанное им в основу своего творчества». Н.А. Римский-Корсаков в опере «Снегурочка» воспел жизнь народа, живущего в согласии с природой, показал богатство народных обычаев и обрядов, без которых картина сказочной Руси не была столь красочной.

Б. В.Асафьев писал о «Снегурочке»: «Вдохновение Римского-Корсакова теплится ровным светом, но в иные моменты музыка углубляется для постижения лишь слышимых тайников и истоков жизни, о которых слово, будучи связано явью, невольно ДОЛЖНО молчать... Кажется, в опере звучит вся могучая стихия русской природы, духи и силы которой являются неотъемлемой частью жизни и самих людей – обитателей Берендеева царства»

«В зиму 1879-1880 года я прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на её удивительную красоту. Мне сразу захотелось написать оперу на этот сюжет, я чувствовал себя всё более влюблённым в сказку А.Н.Островского».


Фрагмент из оперы Н. А. Римского- Корсакова «Снегурочка». Сцена таяния Снегурочки. «Снегурочка» Н. А. Римского- Корсакова- это «нежный цвет русской оперы». Б. В. Асафьев (музыкальный критик). Составление тестов.


  • 1 группа. «Берендеи». Где любовь да совет, там и рай, там и свет; а ссоры да споры, там только лишь вздоры (образ Берендеева царства).
  • 2 группа. «Снегурочка». Образ Снегурочки в восприятии Н. А. Римского-Корсакова.
  • 3 группа . «Лель». Лель – сын Солнца и певец любви.

Домашнее задание

  • Придумать и записать «страшную» историю о каком - нибудь представителе низшей славянской мифологии (русалке, водяном, лешем, домовом).


Имеет вид прекрасной, бледной, светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Имеет вид прекрасной, бледной, светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички).


Образ Снегурочки восходит к эльфам, русалкам, вилам, являющимся весной под легким покровом облаков, согретых и озаренных яркими лучами солнца, представляющимися существами светлыми, блестящими, белыми…» Образ Снегурочки восходит к эльфам, русалкам, вилам, являющимся весной под легким покровом облаков, согретых и озаренных яркими лучами солнца, представляющимися существами светлыми, блестящими, белыми…»


В 1873 году А. Н. Островский под влиянием идей Афанасьева пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны- Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярила. В 1873 году А. Н. Островский под влиянием идей Афанасьева пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны- Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярила.


Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок.


Ещё до революции фигурки Снегурочки украшали новогоднюю ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала. Ещё до революции фигурки Снегурочки украшали новогоднюю ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.


Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми.


В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в московский Дом Союзов. Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в московский Дом Союзов. Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее.


В послевоенный период Снегурочка - почти обязательная спутница Деда Мороза во всех праздничных торжествах, поздравлениях и т. д. В послевоенный период Снегурочка - почти обязательная спутница Деда Мороза во всех праздничных торжествах, поздравлениях и т. д.


Под Новый Год часто Снегурочками работали студентки театральных вузов и актрисы. В самодеятельных постановках на роль Снегурочек выбирали старших девочек и молодых женщин, чаще светловолосых. Под Новый Год часто Снегурочками работали студентки театральных вузов и актрисы. В самодеятельных постановках на роль Снегурочек выбирали старших девочек и молодых женщин, чаще светловолосых.


Снегурочка является новогодним персонажем русских легенд, внучкой Деда Мороза, основного символа Нового года. Однако интересным является то, что издревле у славян Снегурочка считалась дочкой Мороза и Снежной Царицы. Видимо впоследствии по причинам невозможности объяснить настоящее происхождение Снегурочки и ввиду очень большой разницы в возрасте между ней и Дедом Морозом укоренился вариант, характеризующий Снегурку как внучку. Снегурочка является новогодним персонажем русских легенд, внучкой Деда Мороза, основного символа Нового года. Однако интересным является то, что издревле у славян Снегурочка считалась дочкой Мороза и Снежной Царицы. Видимо впоследствии по причинам невозможности объяснить настоящее происхождение Снегурочки и ввиду очень большой разницы в возрасте между ней и Дедом Морозом укоренился вариант, характеризующий Снегурку как внучку.

Поэтическая сказка “Снегурочка” стоит особняком
среди целого ряда других произведений
Островского. В других пьесах Островский рисует
мрачные картины купеческой среды, критикует
суровые нравы и показывает весь трагизм одинокой
души, вынужденной существовать в условиях
“темного царства”.

Произведение “Снегурочка” - это
удивительная сказка, в которой
показана красота окружающего мира,
любви, природы, молодости.
Произведение основано на народных
сказках, песнях, преданиях и легендах.
Островский только соединил сказки,
легенды и песни воедино и придал
народному творчеству весьма
своеобразный колорит. В
“Снегурочке” главное место занимают
человеческие отношения. На первый
взгляд, сюжет выглядит совершенно
фантастичным. Но потом оказывается,
что в этой фантастике
просматриваются живые человеческие
характеры.

Действие происходит в сказочном месте
- царстве Берендея. Описывая законы
этой страны, Островский словно рисует
свой идеал общественного устройства.
В царстве Берендея люди живут по
законам совести и чести, стараются не
вызвать гнев богов. Здесь очень большое
значение придается красоте. Ценится
красота окружающего мира, красота
девушек, цветов, песен.

Сам царь Берендей символизирует народную мудрость. Он прожил на свете
немало, поэтому знает очень многое. Царь беспокоится о своем народе, ему
кажется, что в сердцах людей появляется что-то недоброе:
В сердцах людей заметил я остуду
Немалую; горячности любовной
Не вижу я давно у берендеев.
Исчезло в них служенье красоте;
Не вижу я у молодежи взоров,
Увлажненных чарующею страстью;
Не вижу дев задумчивых, глубоко
Вздыхающих. На глазках с поволокой
Возвышенной тоски любовной нет,
А видятся совсем другие страсти:
Тщеславие, к чужим нарядам зависть
И прочее.

О каких ценностях думает царь Берендей?
Его не беспокоят деньги и власть. Он
заботится о сердцах и душах своих
подданных. Рисуя царя именно таким,
Островский желает показать идеальную
картинку сказочного общества. Только в
сказке люди могут быть так добры,
благородны и честны. И это намерение
писателя в изображении сказочной
идеальной действительности согревает душу
читателя, заставляет задуматься о
прекрасном и возвышенном.

Действительно, сказка “Снегурочка” с увлечением читается
в любом возрасте. А после ее прочтения появляется мысль
о ценности таких человеческих качеств, как духовная
красота, верность и любовь. Островский во многих своих
произведениях говорит о любви.
Но в “Снегурочке” разговор ведется совершенно
особым образом. В форме волшебной сказки
читателю преподносятся великие истины о
непреходящей ценности любви.

Идеальное царство берендеев живет так счастливо именно потому,
что умеет ценить любовь. Потому-то боги так милостивы к
берендеям. И стоит нарушить закон, оскорбить великое чувство
любви, чтобы свершилось что-то ужасное.
Давно живу, и старые порядки
Известны мне довольно. Берендеи,
Любимые богами, жили честно.
Без страха дочь мы парню поручали,
Венок для нас - порука их любви
И верность до смерти. И ни разу
Изменою венок поруган не был,
И девушки не ведали обмана,
Не ведали обиды.

Не случайно измена Мизгиря Купаве так отозвалась болью
во всех окружающих. Все восприняли неблагородное
поведение парня как личное оскорбление:
...Всем обида,
Обида всем девицам-берендейкам!

В царстве между людьми уже с давних пор
складываются простые, но прекрасные отношения.
Обманутая девушка Купава прежде всего обращается к
царю-защитнику с просьбой наказать виновника ее
горя. И узнав все подробности от Купавы и
окружающих, царь выносит свой вердикт: виновный
должен быть наказан. Какое наказание выбирает царь?
Он велит прогнать Мизгиря с глаз долой. Именно в
изгнании видят берендеи самое страшное наказание
для провинившегося человека.
В царстве нет кровавых законов. Такое могло быть
только в волшебной сказке, созданной воображением
писателя. И эта гуманность делает царство берендеев
еще более прекрасным и чистым.

Примечательна фигура Снегурочки. Она совершенно
не похожа на всех вокруг. Снегурочка - сказочный
персонаж. Она является дочерью Мороза и Весны.
Именно поэтому Снегурочка - существо очень
противоречивое. В ее сердце холод - это наследие ее
отца, сурового и угрюмого Мороза. Долгое время
Снегурочка живет в глуши лесной, а ее терем
старательно охраняет суровый отец. Но, как оказалось,
Снегурочка похожа не только на своего отца, но и на
мать, прекрасную и добрую Весну. Именно поэтому
она устала жить в одиночестве, взаперти. Ей хочется
увидеть настоящую человеческую жизнь, познать всю
ее красоту, принять участие в девичьих забавах,
послушать чудесные песни пастуха Леля. “Без песен
жизнь не в радость”.

В том, как описывает Снегурочка человеческую жизнь, видно ее
неподдельное восхищение человеческими радостями. Холодное сердце
сказочной девушки пока еще не знает любви и человеческих чувств, но
тем не менее ее уже манит, привлекает завораживающий мир людей.
Девушка понимает, что больше не может оставаться в царстве льда и
снега. Ей хочется обрести счастье, а возможно это, по ее мнению, только
в царстве берендеев. Она говорит своей матери:
..Мама, счастья
Найду иль нет, а поищу.

Снегурочка поражает людей
своей красотой. Семья, в
которой оказалась
Снегурочка, желает
воспользоваться красотой
девушки для своего
личного обогащения. Они
упрашивают ее принимать
ухаживания богатых
берендеев. Они не могут
оценить по достоинству
девушку, которая стала им
названой дочерью.

Снегурочка кажется
прекраснее, скромнее и
нежнее, чем все
окружающие девушки. Но
она не знает любви, поэтому
не может ответить на
горячие человеческие
чувства. В ее душе нет тепла,
и она отстраненно взирает на
страсть, которую
испытывает к ней Мизгирь.
Существо, не знающее
любви, вызывает жалость и
удивление. Не случайно
никто не может понять
Снегурочку: ни царь, ни ктолибо из берендеев.

Снегурочка так сильно привлекает окружающих именно изза своей холодности. Она кажется особенной девушкой,
ради которой можно отдать все на свете, и даже саму
жизнь. Сначала девушка равнодушна ко всем вокруг.
Постепенно она начинает испытывать к пастуху Лелю
какие-то чувства. Это еще не любовь, но ледяной
красавице уже тяжело видеть пастуха с Купавой:
...Купава,
Разлучница! Твое же это слово;
Сама меня разлучницей звала,
Сама же ты и разлучаешь с Лелем.

Пастух Лель отвергает Снегурочку, и она решает выпросить у
своей матери горячую любовь. Такую, которая сжигает
человеческое сердце, заставляет забывать обо всем на свете:
Обманута, обижена, убита Снегурочка.
О мать, Весна-Красна!
Бегу к тебе и с жалобой и с просьбой:
Любви прошу, хочу любить.
Отдай Снегурочке девичье сердце, мама!
Отдай любовь иль жизнь мою возьми!

Весна дарует своей дочери чувство любви, но этот
дар может оказаться губительным для
Снегурочки. Весна томима тяжкими
предчувствиями, ведь Снегурочка - ее дочь.
Любовь оказывается трагичной для героини. Но
без любви жизнь теряет всякий смысл.
Снегурочка не может справиться с желанием
стать такой же, как и все окружающие ее люди.
Поэтому она решает пренебречь заветами своего
отца, предостерегавшего ее от гибельных
последствий человеческой страсти.

Влюбленная Снегурочка становится удивительно
трогательной. Для нее открывается целый мир,
совершенно неизвестный ей ранее. Теперь она
понимает всех тех, кто испытывает любовное
томление. Она отвечает Мизгирю согласием
стать его женой. Но Мизгирь не способен
отказаться от намерения предстать перед всеми
берендеями со своей невестой, считая опасения
красавицы капризом.

Первые яркие лучи солнца убивают Снегурочку.
Но что со мной? блаженство или смерть?
Какой восторг! Какая чувств истома!
О мать Весна, благодарю за радость,
За сладкий дар любви! Какая нега
Томящая течет во мне! О Лель,
В ушах твои чарующие песни,
В очах огонь... и в сердце... и в крови
Во всей огонь. Люблю и таю, таю
От сладких чувств любви. Прощайте, все
Подруженьки, прощай, жених! О милый,
Последний взгляд Снегурочки тебе.

Мизгирь не может мириться со смертью своей
возлюбленной, поэтому бросается с высокой
горы. Но гибель Снегурочки представляется
берендеям чем-то закономерным. Снегурочке
было чуждо тепло души, поэтому ей было
трудно найти свое счастье среди людей.

Создание «Снегурочки» В 1873 году Малый театр был закрыт на капитальный ремонт, и его труппа переехала в здание Большого театра. Комиссия управления императорскими московскими театрами решила поставить спектакль-феерию, в которой участвовали бы все три труппы: драматическая, оперная и балетная. С предложением написать такую пьесу в очень короткий срок обратились к А. Н. Островскому, который охотно на это согласился, решив использовать сюжет из народной сказки «Девочка-Снегурочка». В 1873 году Малый театр был закрыт на капитальный ремонт, и его труппа переехала в здание Большого театра. Комиссия управления императорскими московскими театрами решила поставить спектакль-феерию, в которой участвовали бы все три труппы: драматическая, оперная и балетная. С предложением написать такую пьесу в очень короткий срок обратились к А. Н. Островскому, который охотно на это согласился, решив использовать сюжет из народной сказки «Девочка-Снегурочка».


Музыка к пьесе по просьбе Островского была заказана молодому П. И. Чайковскому. И драматург, и композитор работали над пьесой с огромным увлечением, очень быстро, в тесном творческом контакте Музыка к пьесе по просьбе Островского была заказана молодому П. И. Чайковскому. И драматург, и композитор работали над пьесой с огромным увлечением, очень быстро, в тесном творческом контакте


Щелыково Деревня в Костромской области, в 120 км от Костромы и в 15 км от реки Волги и города Кинешмы. Годы, прожитые Островским в Щелыкове, наложили свой отпечаток на его творческую деятельность. Деревня в Костромской области, в 120 км от Костромы и в 15 км от реки Волги и города Кинешмы. Годы, прожитые Островским в Щелыкове, наложили свой отпечаток на его творческую деятельность.


Бескрайние просторы, мощь, изумительная прелесть волжской природы дали драматургу возможность со всей полнотой осознать силу, размах, величие и красоту русского характера и пропеть ему восторженный гимн Бескрайние просторы, мощь, изумительная прелесть волжской природы дали драматургу возможность со всей полнотой осознать силу, размах, величие и красоту русского характера и пропеть ему восторженный гимн






Сюжет сказки Сюжет сказки Действие происходит в стране берендеев... - Берендеи - полулегендарное племя, упоминания о котором в русских летописях относятся к XI-XII вв. Существуют разные гипотезы о том, кем были берендеи, но достоверно известно одно - это племена не славянского, а тюркского происхождения, степные кочевники, которые пришли на Русь и которых как наемников использовали киевские князья. Островского, очевидно, в названии этого племени привлекла историческая неопределенность и поэтичность звучания самого слова. Действие происходит в стране берендеев... - Берендеи - полулегендарное племя, упоминания о котором в русских летописях относятся к XI-XII вв. Существуют разные гипотезы о том, кем были берендеи, но достоверно известно одно - это племена не славянского, а тюркского происхождения, степные кочевники, которые пришли на Русь и которых как наемников использовали киевские князья. Островского, очевидно, в названии этого племени привлекла историческая неопределенность и поэтичность звучания самого слова.




Своенравная языческая богиня Весна пятнадцать лет назад ради шутки полюбила грозного бога зимы Мороза и своим предательством вызвала гнев у бога солнца Ярилы Своенравная языческая богиня Весна пятнадцать лет назад ради шутки полюбила грозного бога зимы Мороза и своим предательством вызвала гнев у бога солнца Ярилы


У Весны и Мороза родилась дочка Снегурочка. Снегурочку влечет к людям, к их страстям и чувствам. Ее невинная душа стремится познать тайну человеческой любви, ей хочется получить этот божественный подарок даже ценой собственной смерти. У Весны и Мороза родилась дочка Снегурочка. Снегурочку влечет к людям, к их страстям и чувствам. Ее невинная душа стремится познать тайну человеческой любви, ей хочется получить этот божественный подарок даже ценой собственной смерти.


Добровольная жертва Снегурочки во имя любви восстанавливает гармонию в природе и в царстве берендеев, солнце возвращается к людям, а грустная сказка о Снегурочке передается из поколения в поколение Добровольная жертва Снегурочки во имя любви восстанавливает гармонию в природе и в царстве берендеев, солнце возвращается к людям, а грустная сказка о Снегурочке передается из поколения в поколение


В 1952 году на телеэкраны СССР выходит мультипликационный фильм по мотивам одноимённой пьесы А. Н. Островского на музыку Н. А. Римского-Корсакова в обработке Л. А. Шварца. В 1952 году на телеэкраны СССР выходит мультипликационный фильм по мотивам одноимённой пьесы А. Н. Островского на музыку Н. А. Римского-Корсакова в обработке Л. А. Шварца.




Афиши ведущих театров России пестрят заголовками, а на сценах известные актеры играют персонажей пьесы А.Н. Островского «Снегурочка» Афиши ведущих театров России пестрят заголовками, а на сценах известные актеры играют персонажей пьесы А.Н. Островского «Снегурочка»




В «Снегурочке» создан максимально обобщенный образ «мира Островского», воспроизводящий в фольклорно-символической форме глубоко лирическое авторское представление о сути национальной жизни, преодолевающей, но не отменяющей трагизм индивидуально- личностного бытия. В «Снегурочке» создан максимально обобщенный образ «мира Островского», воспроизводящий в фольклорно-символической форме глубоко лирическое авторское представление о сути национальной жизни, преодолевающей, но не отменяющей трагизм индивидуально- личностного бытия.