Меню
Бесплатно
Главная  /  Родинки  /  Презентация жизненный и творческий путь андрея макаенка. А.П.Платонов. Страницы жизни и творчества. Запись списка произведений писателя

Презентация жизненный и творческий путь андрея макаенка. А.П.Платонов. Страницы жизни и творчества. Запись списка произведений писателя

Слайд 2

Андрей Платонович Климентов, которого читатель знает под фамилией Платонов, родился 28 (16) августа 1899 года. Однако традиционно его день рождения принято отмечать 1 сентября. Фамилию он сменил в 1920-х годах, образовав ее от имени отца, Платона Фирсовича Климентова, слесаря железнодорожных мастерских в слободе Ямской города Воронежа. Мать А. Платонова, Мария Васильевна, дочь часового мастера, была домохозяйкой. Несмотря на хроническую нужду, она обладала незлобивым, кротким характером и вносила в семейные отношения доброту и сердечность.

Слайд 3

Учился Андрей сначала в церковно-приходской школе, затем в городском училище, а трудиться начал уже с тринадцати лет. "У нас семья была... 10 человек, а я старший сын - один работник, кроме отца. Отец же... не мог кормить такую орду", - писал он впоследствии в своих воспоминаниях. В малолетстве он испытал и тяжесть нищенской сумы, и горечь безвозвратных утрат (голодной смертью умерли младшие братья и сестры), участвовал в гражданской войне и строительстве новой деревни. Все эти «университеты» и образовали душу и разум Платонова с его болезненным неравнодушием к нужде и человеческому страданию. « Я жил и томился, - писал А Платонов в 1922 году жене и другу М.А.Платоновой, - потому что жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности.»

Слайд 4

В 1918 году пошел учиться в Воронежский политехникум. Он работал инженером, мелиоратором, журналистом. Но учебу прервала Гражданская война, на которую он ушел в 1919 году. Тогда же Платонов начал писать. Первая его книга - сборник очерков "Электрификация", где утверждалась мысль, что "электрификация есть такая же революция в технике, с таким же значением, как Октябрь 1917 года."

Слайд 5

В 1922 г. увидела свет его вторая книга - сборник стихов «Голубая глубина». В 1926 г. Платонов переехал в Москву. В 1927 г. книга «Епифанские шлюзы» сделала писателя известным. В 1928 г. были изданы сборники:«Луговые мастера» и «Сокровенный человек».

Слайд 6

С лета 1942 года Платонов был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда». Подолгу бывал Андрей Платонов на передовой, устраиваясь в блиндажах с командирами рот или батальонов. Изучал фронтовой быт, солдатский язык, окопные песни, частушки, шутки. Вот что писал о нем сослуживец: « Во внешности Платонова было что-то от мастерового, рабочего человека, в силу необходимости ставшего солдатом, чтобы защитить свою Родину. Был он мягок и прост в обращении, умел найти слово для каждого – будь то генерал, солдат, старуха- крестьянка или ребенок. Говорил глуховатым, низким голосом, спокойно и ровно.

Слайд 7

Но порою бывал и резок, колюч, всегда абсолютно нетерпим к фальши и хвастовству. Особенно душевно умел Платонов разговаривать с солдатами – тружениками войны… Когда случалось останавливаться на ночлег в крестьянской хате, Платонов проникался заботами хозяев: запросто нарубит дровец, подберет на дворе не у места брошенную лопату, достанет воды из колодца…»

  • русский писатель
  • драматург
Родился 16 августа 1899г. в слободе Ямская в пригороде Воронежа. Рос в многодетной семье, где был старшим ребёнком. Отец, Платон Фирсович Климентов, работал в железнодорожных мастерских слесарем, мать 11 детей - Мария Васильевна вела домашнее хозяйство. Родился 16 августа 1899г. в слободе Ямская в пригороде Воронежа. Рос в многодетной семье, где был старшим ребёнком. Отец, Платон Фирсович Климентов, работал в железнодорожных мастерских слесарем, мать 11 детей - Мария Васильевна вела домашнее хозяйство.

Учился в церковно-приходской школе, в 1914 году вынужден был оставить учёбу и пойти работать. Чтобы поддерживать семью материально.

До 1917 года сменил несколько профессий: был подсобным рабочим, литейщиком, слесарем.

Рано проявляет интерес к техническому изобретательству и одновременно - к литературе. Первая проба пера - юношеские стихи, вошедшие в его поэтический сборник «Голубая глубина» (1922).

В 1918 году поступает на электротехническое отделение Воронежского политехнического института; служит в главном революционном комитете Юго-Восточных железных дорог, в редакции журнала «Железный путь».

В 1922-1926 годах Платонов работает мелиоратором в Воронежской губернии и на строительстве электростанции. Он увлечён делом преобразова-ния хозяйства, однако упорно продолжает заниматься литературой. Печатает публицистические статьи, рассказы и стихи в воронежских газетах и журналах и даже в московском журнале «Кузница».

Публикация в 1929 г. рассказа «Усомнившийся Макар» вызвала волну критики в адрес автора. В том же году был запрещён к печати роман «Чевенгур», и следующая книга Платонова появилась только через восемь лет.

В тридцатые годы с наибольшей силой проявляется талант Платонова. В 1930 он создает один из своих главных шедевров- повесть «Котлован» (впервые опубликована в 1987году).

В 1937 Платонову удается опубликовать сборник рассказов «Река Потудань», который подвергся уничтожительной критике, Платонов снова в опале, его положение отягощается ещё одним событием - в 1938 по сфабрикованному делу был арестован единственный сын Платонова, пятнадцати-летний подросток. В 1937 Платонову удается опубликовать сборник рассказов «Река Потудань», который подвергся уничтожительной критике, Платонов снова в опале, его положение отягощается ещё одним событием - в 1938 по сфабрикованному делу был арестован единственный сын Платонова, пятнадцати-летний подросток.

С началом Великой Отечественной войны писатель с семьей эвакуируется в Уфу, где выходит сборник его военных рассказов "Под небесами Родины".

В 1942 году он добровольцем уходит на фронт рядовым, но вскоре становится военным журналистом, фронтовым корреспондентом газеты "Красной звезды".

В последние годы жизни на писателя обрушивается новая волна нападок, лишённый возможности зарабатывать на жизнь литературным трудом, писатель занимается обработкой русских и башкирских народных сказок, которые печатаются в детских журналах. В последние годы жизни на писателя обрушивается новая волна нападок, лишённый возможности зарабатывать на жизнь литературным трудом, писатель занимается обработкой русских и башкирских народных сказок, которые печатаются в детских журналах. Несмотря на болезнь и нищету, в последние годы жизни писатель продолжает много и упорно работать. Главные герои произведений - "одухотворённые люди", которым присущи спокойное достоинство, упорство, инициативность. Любимые мотивы писателя - "свет жизни" и "память сердца", так необходимые человеку для его нравственного созревания и совершенствования. Несмотря на болезнь и нищету, в последние годы жизни писатель продолжает много и упорно работать. Главные герои произведений - "одухотворённые люди", которым присущи спокойное достоинство, упорство, инициативность. Любимые мотивы писателя - "свет жизни" и "память сердца", так необходимые человеку для его нравственного созревания и совершенствования. В 1946 году после публикации рассказа «Семья Иванова» (более позднее название «Возвращение») Платонова вновь подвергли критике и перестали печатать. Первая после большого перерыва книга «Волшебное кольцо и другие сказки» была издана в 1954 году, уже после смерти автора. В 1946 году после публикации рассказа «Семья Иванова» (более позднее название «Возвращение») Платонова вновь подвергли критике и перестали печатать. Первая после большого перерыва книга «Волшебное кольцо и другие сказки» была издана в 1954 году, уже после смерти автора.

Андрей Платонов умер

5 января 1951 года в Москве от туберкулёза, которым заразился, ухаживая за вышедшим из заключения сыном. Похоронен на Армянском кладбище.

В Воронеже имя писателя носит:

  • улица
  • библиотека
  • гимназия
  • литературная премия
  • международный фестиваль искусств

Мемориальная доска на здании Литературного института в Москве (Тверской бульвар, 25)

На родине писателя, в Воронеже, Андрею Платонову 11 сентября 1999 года в год столетия со дня рождения, установлен памятник. Авторы Иван Дикунов и Эльза Пак.

«Упорными руками можно всё сделать и изменить на земле».

А.Платонов

Читайте книги Андрея Платоновича Платонова Презентацию подготовила Петрова Марина Михайловна учитель начальных классов ГБОУ СОШ №349 с углублённым изучением английского языка Красногвардейского района города Санкт-Петербурга

АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ И ЕГО ЭПОХА (УСТНЫЙ ЖУРНАЛ) АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ (КЛИМЕНТОВ) (1899 – 1951) МОУ Тамбовская СОШ Комарова В.М. 2009 г. Цели урока: Познакомить ребят с драматической судьбой писателя-земляка, показать трагизм идейнонравственных противоречий Платонова. Обзорно рассмотреть произведения Платонова как эпопею народной жизни и эпоху становления и развития нашего государства после Октябрьской революции. Выявить проблематику произведений. Развивать интерес к истории русской литературы. Эпиграфы: Я на мир взираю из-под столика: Век двадцатый – век необычайный. Чем он интересней для историка, Тем для современника печальней. Н.И. Глазков Незамутненная правда и зримая пластичность платоновского слова делают его нетускнеющим от времени зеркалом души писателя, чье сердце вместило поиски и свершения, заблуждения и находки, потери и обретения великой, сложной и героической эпохи. И. Мотяшов Все возможно – и удается все, но главное – сеять души в людях. А. Платонов СТРАНИЦЫ ЖУРНАЛА Судьба воронежского писателя неотделима от катастрофических потрясений эпохи. «Жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека. Инженер, поэт, журналист. «Не во всякую эпоху возможно прямое авторское слово» Художественный мир писателя. Пророческое слово Андрея Платонова. ПЕРВАЯ СТРАНИЦА ЖУРНАЛА «Судьба воронежского писателя неотделима от катастрофических потрясений эпохи» СЕМАФОРЫ О времени своей молодости, совпавшей с историческими катаклизмами, писатель позже скажет: «История бежала в те годы, как паровоз, таща за собой на подъем всемирный груз нищеты, отчаяния и смиренной косности». Жизнь Платонова оказалась почти точно вписана в первую половину ХХ века. Судьба воронежского писателя неотделима от катастрофических потрясений эпохи – двух мировых войн, революции и Гражданской войны. «Сюжет» биографии многих современников Платонова определялся именно этими событиями. СМЕРТЬ КОМИССАРА ВТОРАЯ СТРАНИЦА ЖУРНАЛА «Жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека» Родина не была никогда для Платонова понятием смутным и отвлеченным. «Сердце навсегда может быть пораженным похилившейся избенкой на краю деревни, писал он, - и ты не забудешь, не разлюбишь ее никогда, каким бы мудрым и бессмертным ни стал, куда бы ни ушел» УЛИЦЫ РАБОЧЕЙ СЛОБОДКИ «Работал я во многих местах у многих хозяев. У нас семья была одно время в 10 человек, а я старший сын – один работник кроме отца… Отец же, слесарь, не мог кормить такую орду…» «Жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности», признался однажды Андрей Платонов. АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ В ДЕТСТВЕ ЭТОТ ПРЕКРАСНЫЙ МИР ДЕТСТВА АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ В ЮНОСТИ В повседневной жизни Андрей Платонович был застенчивым, деликатным человеком. Вот его портрет той поры, намеченный одним из друзей: «Среднего роста и крепкого сложения, с широким русским лицом и пытливыми глазами, в которых словно затаилась какая-то глубокая печаль… держался угловато и настороженно…». Но в суждениях он проявлял решительность и резкость. ТРЕТЬЯ СТРАНИЦА ЖУРНАЛА Инженер, поэт, журналист ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА. В 1919 г. Платонов уходит на фронт помощником машиниста бронепоезда. Внимательно всматривается в происходящее, фиксируя сущностные черты новой эпохи. Напишет он об этом позже. «Должен сказать, что с самого начала своей литературной работы я ясно сознавал и всегда хотел быть именно политическим писателем, а не эстетическим» Из объяснения Платонова, что такое политический писатель, следует, что это значит болеть душой за все, что происходит с народом, решать самые трудные проблемы, обладать особым чувством жизни, а искусство, талант приложатся: «Писать надо не талантом, а «человечностью» - прямым чувством жизни». А. Платонов Творчество Платонова сочетает в себе конкретное, остро злободневное содержание с универсальностью итоговых размышлений. Два пласта содержат его произведения: изменчивый и часто управляемый идеями и волей людей, прогнозируемый исторический поток, - с одной стороны, и пласт глубинного бытия народной жизни, ее естественного состояния, ее мощных непредсказуемых сил, связанных с космосом и «НА ЗАРЕ ТУМАННОЙ природными ритмами, - с ЮНОСТИ» другой. ЧЕТВЕРТАЯ СТРАНИЦА ЖУРНАЛА «Не во всякую эпоху возможно прямое авторское слово» Если дать сжатый обзор творческого пути Платонова, то можно увидеть, как многообразен его художественный мир, словно он создан несколькими авторами, но в этом многообразии выражены разные грани таланта одного художника, постоянство тем, образов, мотивов. ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ Как прозаик Платонов написал ряд произведений о самоотверженных людях, о «будничном героизме»: «Бессмертие», «На заре туманной юности», «В прекрасном и яростном мире» и др «Прекрасное» и «яростное» представлены в рассказе и в борении, и в неразрывном единстве - такова ситуация, в которой живет и трудится в окружающем его мире человек. 1944 год внес радостные перемены в жизнь Андрея Платоновича: 11 октября у него рождается дочь Мария. Андрей ПЛАТОНОВ со своей семьей ПЯТАЯ СТРАНИЦА ЖУРНАЛА Художественный мир писателя Повесть «ЕПИФАНСКИЕ ШЛЮЗЫ» (1927 г.) Написана в жанре исторического повествования. Идея преобразование и улучшение природы с помощью человеческого разума и труда. Автор приходит к противоречию между теориями и реальностью. Повесть «ЕПИФАНСКИЕ ШЛЮЗЫ» Проследим сюжет повести. Петр 1 поручает англичанину Бертрану Перри построить шлюзы, чтобы соединить Оку с Доном; Бертран составил «прожект»: объем работ огромный - нужно соорудить тридцать три шлюза. Однако осуществление идеи терпит крах, хотя почти вся губерния брошена на работы. Виной тому ошибки в расчетах, рабский труд и нереальные сроки, на которых настаивает Петр. Но здесь есть общая мысль, которая будет волновать Платонова всю жизнь, - мысль о сопротивлении природы человеку, его техническому расчету: «Между техникой и природой трагическая ситуация. Цель техники - «дайте мне точку опоры, я переверну мир». А конструкция природы такова, что она не любит, когда ее обыгрывают...». Природа требует крайне бережного с ней обращения. «СОКРОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК» (1926 -1927) Впервые издана в в 1928 году. Повесть «СОКРОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК» Образ Фомы Пухова - центральный в повести. Подход Платонова к этому сложному образу оказался интересным в художественном отношении. Это работящий человек, без особого энтузиазма, но без отговорок; на фронте вел себя хладнокровно и мужественно, не теряя чувство юмора в трудных ситуациях. Критика стремилась изобразить его как идеального рабочего человека, участвующего в революции. Однако это сделать трудно. В итоге образ сокровенного человека - это тип личности, знающей тайну естественной жизни, осознающей огромное значение труда, принимающей мир таким, каким он должен быть. ФИНАЛЬНАЯ СЦЕНА ПОВЕСТИ «СОКРОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК» Роман «ЧЕВЕНГУР» (1928-1929) Свое отношение к проблеме культуры, забвение которой ведет к гибели нации, художник недвусмысленно выразил в романе. Этот роман о революции и гражданской войне, о первых шагах строительства новой жизни, о трагическом крушении мифа, мечты о мгновенном переустройстве мира, о создании коммунистического общества, о мировом триумфе революции. Чаще всего жанр этого произведения определяют как утопию. Но это часть истины. Действительно, в романе даны гиперболизация и гротеск, но нет ни героя, ни идеи, которые можно назвать нереальными. Действие романа охватывает переходный период от гражданской войны и военного коммунизма к нэпу. Центр событий – путешествие Саши Дванова по степной России и история Чевенгурской коммуны. «КОТЛОВАН»(1930) Когда мы читаем повесть, перед нашим взором открывается мир и время, давно ушедшее от нас. Главная тема произведения – коллективизация, раскулачивание, строительство советского общества, но с самой страшной, горькой стороны. Повесть «КОТЛОВАН» 1930 г. Платонов показал российскую действительность конца двадцатых - начала тридцатых годов как эпоху почти необратимого истощения почвы, на которой вырастает “культура жизни” - культура человечности, накопленная столетиями. И это истощение неизбежно означает утрату смысла человеческого существования. Повесть Андрея Платоновича Платонова “Котлован” соединяет в себе социальную притчу, философский гротеск, сатиру, лирику. Писатель не дает никакой надежды на будущее. Повесть полна безысходных метафор. Герои роют котлован для дома всеобщего счастья, а сами «КОТЛОВАН» спят в гробах. Такова Россия, ослепленная идеей, уничтожающая саму себя. Главный герой Вощев является выразителем авторской позиции. Среди фантастических коммунистических руководителей и омертвелой массы он задумался над окружающим. Из всех персонажей повести только двое умеют взглянуть на эпоху со стороны, умеют сомневаться: Прушевский и Вощев. АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ За годы войны Платонов выпустил четыре книги рассказов: «Одухотворенные люди» (1942), Рассказы о Родине» (1943), «Броня» (1943), «В сторону заката солнца» (1945) Русский солдат принял на себя вину за боль и страдание людей, и именно он стал, по словам Платонова, той силой, которая остановила движение смерти, стал силой жизни, живой природы. «…Война – это зона между жизнью и смертью, где жизнь добывается в тяжелом труде через смерть врага, - война вместе с тем место, где надолго решается судьба человечества. Например, русское серое обычное поле является великим многозначительным образом, а супряга, когда тринадцать-четырнадцать детей и старух впряжены в общую лямку, тянут однолемешный плуг, символом непобедимой России…» А. Платонов. Из записных книжек Я бы хотел, чтоб некие мысли, рожденные войной и долгим опытом жизни и, может быть, имеющие общую значимость, не обратились в забвение совместно с моим прахом и послужили, как особенного рода орудие, тому же делу, которому служил и я. А я служил и служу делу защиты нашего общего отчего крова, называемого Отчизной, я работаю всем своим духом… на оборону живой целости нашей земли, которую я полюбил еще в детстве наивным чувством, а позднее - осмысленно, как солдат, который согласен отдать обратно жизнь за эту землю, потому что солдат соображает: жизнь ему одолжается Родиной только временно. А. Платонов. «Размышления офицера» Платонов проявлял большой интерес и к драматургии, написал несколько пьес: «Шарманка», «Высокое напряжение», «14 красных избушек», после войны - «Ученик Лицея», «Ноев ковчег». Но как драматург при жизни он практически остался неизвестным. Он явился и автором нескольких киносценариев, в том числе по рассказам «Июльская гроза» и «Семья Иванова». Василий Гроссман писал: «До последних дней своих Андрей Платонович сохранил все богатство своей чистой, ясной души, всю силу своего удивительного ума». Пожалуй, ни у кого из русских прозаиков XX века нет столько посмертных публикаций, сколько у Платонова. ШЕСТАЯ СТРАНИЦА ЖУРНАЛА Пророческое слово Андрея Платонова Платонов современен, как современны наши классики. Он обжигающе современен, ибо своим творчеством многое объясняет не только в советском периоде русской истории, с которым мы выясняем отношения, но и наше время, и нас с вами, оголяет нас, доносит каждой написанной строчкой чистую правду, в которой мы иногда признаёмся если не публично, то хотя бы наедине с собой… Наталья Васильевна КОРНИЕНКО, членкорреспондент РАН, заведующая Отделом новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья ИМЛИ им. А.М. Горького, руководитель группы Собрания сочинений Андрея Платонова, председатель Текстологической комиссии секции языка и литературы Отделения историко-филологических наук РАН. ЗВЕЗДА ПО ИМЕНИ АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ Пусть вечно горит над нами звезда по имени… ЛИТЕРАТУРА Платонов А. П. Повести. Рассказы. – М.: Дрофа: Вече Уроки мысли и чувства. Часть 3. Воронеж, 1995 Платонов А. П. Избранное: Для учащихся ст. классов сред. Шк./Сост., авт. предисл., коммент. Н. Г. Полтавцева.- М.: Просвещение, 1989. Акаткин В. Прощание с утопией. Воронеж, Центр.Черноз. Книж. Изд., 1991

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Андрей Платонович Платонов (Климентов) (1899–1951) «Я родня траве и зверю И сгорающей звезде, Твоему дыханью верю И вечерней высоте.» А.П.Платонов

2 слайд

Описание слайда:

«Я родился в слободе Ямской, при самом Воронеже» Деревню же я до слез любил, не видя ее до 12 лет. В Ямской были плетни, огороды, лопуховые пустыри, не дома, а хаты, куры, сапожники и много мужиков на задонской большой дороге. Колокол «Чугунной» церкви был всею музыкой слободы, его умилительно слушали в тихие летние вечера старухи, нищие и я. А по праздникам (мало-мальски большим) устраивались свирепые драки Ямской с Чижевской или Троицкой

3 слайд

Описание слайда:

Отец писателя Платон Фирсович Климентов (1870–1952) родом был из шахтерской семьи; работал слесарем в воронежских железнодорожных мастерских, очень любил рыбную ловлю. Он был настолько предан своему увлечению, что в одной из автобиографических заметок Андрей Платонов написал: «Я был сыном рыбака... Потом стал писателем, потом инженером...» Однако в Воронеже Платон Фирсович Климентов был человеком небезызвестным: о нем неоднократно публиковались очерки в местных газетах, и посвящены они были его рационализаторским предложениям.

4 слайд

Описание слайда:

«Потом наступило для меня время ученья» «… отдали меня в церковно-приходскую школу. Была там учительница - Аполлинария Николаевна, я ее никогда не забуду, потому что через нее я узнал, что есть пропетая сердцем сказка про Человека, родимого “всякому дыханию”, траве и зверю, а не властвующего бога, чуждого буйной зеленой земле...»

5 слайд

Описание слайда:

Школа - городское училище-1914 год работа «Работал я во многих местах у многих хозяев. У нас семья была одно время в 10 человек, а я старший сын - один работник, кроме отца. Отец же, слесарь, не мог кормить такую орду».

6 слайд

Описание слайда:

Инженер, поэт, журналист 1918 год оказался наполнен важными для Платонова переменами. Он поступает учиться в Воронежский политехникум по специальности электротехника. Тогда же начинается и активная писательская жизнь Платонова - в воронежской прессе появляются его первые публикации. Кроме того, в 1918 Платонов вступает в РКП(б). Партийная карьера Платонова, впрочем, закончилась не начавшись: уже в 1921 он был исключен из партии - за отказ участвовать в плохо организованном субботнике. Платонов с друзьями. Воронеж. 1926 год.

7 слайд

Описание слайда:

Гражданская война В 1919 как рядовой стрелок железнодорожного отряда, а также как «журналист советской прессы и литератор», участвовал в Гражданской войне, получив боевое крещение в стычках с белыми частями Мамонтова и Шкуро. А.П. Платонов. Художник Н.Ромадин.

8 слайд

Описание слайда:

А.П. Платонов с семьей В 1920 году в Воронежском отделении пролетписателей он познакомился с Машей Кашинцевой, «Вечная Мария», она стала женой и музой писателя, ей посвящены «Епифанские шлюзы» и многие стихи, которые слагал Платонов на протяжении всей жизни. С 1927года семья перебирается в Москву.

9 слайд

Описание слайда:

«Сокровенный человек»(1928г.) Платоновские «душевные бедняки», как называл их сам писатель, мучаются чувством «неправильности» мироустройства, но не могут ясно осознать это. Таков Фома Пухов из повести «Сокровенный человек» (1928). Жизнь Пухова предстает перед нами как история напряженных исканий. Фома Пухов внешне не одарен чувствительностью: он не любит и не умеет внешне выражать свои переживания, будь то горе или радость. Но чувства эти живут в глубине его души. Дело в том, что Пухов - «человек сокровенный». Это делает его необычным, помогает ему «жить всему напротив». Прослеживая развитие пуховского характера, Платонов показывает, как герой все больше приобщается к людям, их деяниям, открывая всей «роскоши жизни» свою душу.

10 слайд

Описание слайда:

Разочарование Еще недавно Платонов горячо и искренне верил в революцию, был партийным пропагандистом. И вдруг - будто что-то надломилось в нем, не стало былой уверенности, началась пора мучительных сомнений. В 1929 году Платонов написал рассказ «Усомнившийся Макар» - о мужике, который не может принять жизнь такой, какова она есть. Рассказ, опубликованный в журнале «Октябрь», попался на глаза Сталину. Тот счел произведение «идеологически двусмысленным» и подверг безжалостной критике тех, кто не проявил достаточной бдительности и пропустил вредный текст в печать.

11 слайд

Описание слайда:

Потрясение Шкловский сказал: «Вы хотите переделать Платонова? Вы его не переделаете, его нельзя переделать, потому что Платонов - гениальный писатель!» Однако после «испытания критикой» Платонова ожидало новое потрясение: в 1938 был арестован его сын Платон. Тоше тогда было 15 лет.В 1943 году сына не стало.

12 слайд

Описание слайда:

Великая Отечественная Война Война застала Платонова в Москве. Юрий Нагибин вспоминает: «...К нам зашел Андрей Платонович. Он был совершенно спокоен. Испуганная мама бросилась к нему со словами: “Андрей Платонович, что же будет?” Он посмотрел так удивленно: “А что?.. Россия победит”. - “Но как?! – воскликнула мама. – Немцы уже в предместьях Москвы!” Платонов пожал плечами: “Как? Я не знаю, как. Пузом!”» С 1942 и до конца войны Андрей Платонов был фронтовым корреспондентом газеты «Красная Звезда», выпустил четыре книги военной прозы. .

13 слайд

Описание слайда:

Путешествие в страну Андрея Платонова Все возможно - и удается все, но главное - сеять души в людях. А.П. Платонов Из записных книжек 1941–1950г.

14 слайд

Описание слайда:

Повесть «Котлован» (1930) - реквием по утопии Изнурительная, выматывающая силы работа - это рытье котлована, - котлована под «единственный общепролетарский дом вместо старого города, где и посейчас живут люди дворовым огороженным способом» Это дом-мечта, дом-символ. «Котлован».Художник А.Антонов. 2002 год.

15 слайд

Описание слайда:

Строители Рухнув на пол после трудового дня, люди спят вповалку, «как мертвые». Вощев «всмотрелся в лицо ближнего спящего - не выражает ли оно безответного счастья удовлетворенного человека. Но спящий лежал замертво, глубоко и печально скрывались его глаза, и охладевшие ноги беспомощно вытянулись в стертых рабочих штанах. Кроме дыхания, в бараке не было ни звука, никто не видел снов и не разговаривал с воспоминаниями, - каждый существовал без всякого излишка жизни, и во время сна оставалось живым только сердце, берегущее человека».

16 слайд

Описание слайда:

«У нас с тобой был один и тот же женский человек» Девушка Чиклина, старшего артельщика, умирает, а ее дочь Настю Чиклин приводит в барак к строителям. Он ведет Прушевского посмотреть на останки некогда встреченной девушки, после чего заваливает дверь помещения, где она лежит, кирпичом и камнями, поясняя Прушевскому: «Мертвые тоже люди». Когда землекопы находят в овраге сто пустых гробов, спрятанных крестьянами впрок, Чиклин забирает два из них для девочки: один в качестве кровати, другой - для игр, в качестве «красного уголка»

17 слайд

Описание слайда:

«…ликвидация кулачества как класса…» Строители докопались до странной глубины, обнажили какие-то корни традиций, исконной народной психологии. Они дорылись до некоей пещеры, в которой деревенские жители хранили заготовленные заранее, уже «облежанные» гробы. Их отдали крестьянам, связали затем веревкой, как лодки, и посланец деревни «Елисей уперся и поволок, как бурлак, эти тесовые предметы по сухому морю житейскому». По следу гробов пошел в ту же деревню, как раз к раскулачиванию, Вощев и все остальные землекопы.

18 слайд

Описание слайда:

«…обострение классовой борьбы…» Когда Вощев прибывает из деревни с известием об убийстве Сафронова и Козлова, Чиклин, захватив два гроба, вместе с Вощевым отправляется в колхоз. Ночь он проводит в сельсовете рядом с телами убитых, потом ложится спать между ними. Утром, обращаясь к убитым, Чиклин говорит: «Пускай хоть весь класс умрет - так я один за него останусь и сделаю всю его задачу на свете! Все равно жить для самого себя я не знаю как!..»

19 слайд

Описание слайда:

Медведь-молотобоец Фантастична и реальна фигура «самого угнетенного батрака, который почти спокон века работал даром на имущих дворах, а теперь трудится молотобойцем в колхозной кузне», превратившегося в настоящего медведя. «Жил с людьми - вот и поседел от горя», – объясняет Чиклин Насте. Кузнец наводит организаторов коллективизации на кулаков, как зверь, рыча, обозначая таким образом «присутствие здесь своего классового врага». Он мстит теперь тем, кто мучил его.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ И ЕГО ЭПОХА (УСТНЫЙ ЖУРНАЛ) АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ (КЛИМЕНТОВ) (1899 – 1951)

2 слайд

Описание слайда:

Эпиграфы: Я на мир взираю из-под столика: Век двадцатый – век необычайный. Чем он интересней для историка, Тем для современника печальней. Н.И. Глазков Незамутненная правда и зримая пластичность платоновского слова делают его нетускнеющим от времени зеркалом души писателя, чье сердце вместило поиски и свершения, заблуждения и находки, потери и обретения великой, сложной и героической эпохи. И. Мотяшов Все возможно – и удается все, но главное – сеять души в людях. А. Платонов

3 слайд

Описание слайда:

СТРАНИЦЫ ЖУРНАЛА Судьба воронежского писателя неотделима от катастрофических потрясений эпохи. «Жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека. Инженер, поэт, журналист. «Не во всякую эпоху возможно прямое авторское слово» Художественный мир писателя. Пророческое слово Андрея Платонова.

4 слайд

Описание слайда:

ПЕРВАЯ СТРАНИЦА ЖУРНАЛА «Судьба воронежского писателя неотделима от катастрофических потрясений эпохи»

5 слайд

Описание слайда:

СЕМАФОРЫ О времени своей молодости, совпавшей с историческими катаклизмами, писатель позже скажет: «История бежала в те годы, как паровоз, таща за собой на подъем всемирный груз нищеты, отчаяния и смиренной косности».

6 слайд

Описание слайда:

СМЕРТЬ КОМИССАРА Жизнь Платонова оказалась почти точно вписана в первую половину ХХ века. Судьба воронежского писателя неотделима от катастрофических потрясений эпохи – двух мировых войн, революции и Гражданской войны. «Сюжет» биографии многих современников Платонова определялся именно этими событиями.

7 слайд

Описание слайда:

ВТОРАЯ СТРАНИЦА ЖУРНАЛА «Жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека»

8 слайд

Описание слайда:

УЛИЦЫ РАБОЧЕЙ СЛОБОДКИ Родина не была никогда для Платонова понятием смутным и отвлеченным. «Сердце навсегда может быть пораженным похилившейся избенкой на краю деревни, - писал он, - и ты не забудешь, не разлюбишь ее никогда, каким бы мудрым и бессмертным ни стал, куда бы ни ушел»

9 слайд

Описание слайда:

«Работал я во многих местах у многих хозяев. У нас семья была одно время в 10 человек, а я старший сын – один работник кроме отца… Отец же, слесарь, не мог кормить такую орду…» «Жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности», - признался однажды Андрей Платонов. АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ В ДЕТСТВЕ

11 слайд

Описание слайда:

АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ В ЮНОСТИ В повседневной жизни Андрей Платонович был застенчивым, деликатным человеком. Вот его портрет той поры, намеченный одним из друзей: «Среднего роста и крепкого сложения, с широким русским лицом и пытливыми глазами, в которых словно затаилась какая-то глубокая печаль… держался угловато и настороженно…». Но в суждениях он проявлял решительность и резкость.

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА. В 1919 г. Платонов уходит на фронт помощником машиниста бронепоезда. Внимательно всматривается в происходящее, фиксируя сущностные черты новой эпохи. Напишет он об этом позже.

14 слайд

Описание слайда:

«Должен сказать, что с самого начала своей литературной работы я ясно сознавал и всегда хотел быть именно политическим писателем, а не эстетическим» Из объяснения Платонова, что такое политический писатель, следует, что это значит болеть душой за все, что происходит с народом, решать самые трудные проблемы, обладать особым чувством жизни, а искусство, талант приложатся: «Писать надо не талантом, а «человечностью» - прямым чувством жизни». А. Платонов

15 слайд

Описание слайда:

Творчество Платонова сочетает в себе конкретное, остро злободневное содержание с универсальностью итоговых размышлений. Два пласта содержат его произведения: изменчивый и часто управляемый идеями и волей людей, прогнозируемый исторический поток, - с одной стороны, и пласт глубинного бытия народной жизни, ее естественного состояния, ее мощных непредсказуемых сил, связанных с космосом и природными ритмами, - с другой. «НА ЗАРЕ ТУМАННОЙ ЮНОСТИ»

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ Если дать сжатый обзор творческого пути Платонова, то можно увидеть, как многообразен его художественный мир, словно он создан несколькими авторами, но в этом многообразии выражены разные грани таланта одного художника, постоянство тем, образов, мотивов.

18 слайд

Описание слайда:

Как прозаик Платонов написал ряд произведений о самоотверженных людях, о «будничном героизме»: «Бессмертие», «На заре туманной юности», «В прекрасном и яростном мире» и др «Прекрасное» и «яростное» представлены в рассказе и в борении, и в неразрывном единстве - такова ситуация, в которой живет и трудится в окружающем его мире человек.

19 слайд

Описание слайда:

1944 год внес радостные перемены в жизнь Андрея Платоновича: 11 октября у него рождается дочь Мария. Андрей ПЛАТОНОВ со своей семьей

20 слайд

Описание слайда:

21 слайд

Описание слайда:

Повесть «ЕПИФАНСКИЕ ШЛЮЗЫ» (1927 г.) Написана в жанре исторического повествования. Идея - преобразование и улучшение природы с помощью человеческого разума и труда. Автор приходит к противоречию между теориями и реальностью.

22 слайд

Описание слайда:

Повесть «ЕПИФАНСКИЕ ШЛЮЗЫ» Проследим сюжет повести. Петр 1 поручает англичанину Бертрану Перри построить шлюзы, чтобы соединить Оку с Доном; Бертран составил «прожект»: объем работ огромный - нужно соорудить тридцать три шлюза. Однако осуществление идеи терпит крах, хотя почти вся губерния брошена на работы. Виной тому ошибки в расчетах, рабский труд и нереальные сроки, на которых настаивает Петр. Но здесь есть общая мысль, которая будет волновать Платонова всю жизнь, - мысль о сопротивлении природы человеку, его техническому расчету: «Между техникой и природой трагическая ситуация. Цель техники - «дайте мне точку опоры, я переверну мир». А конструкция природы такова, что она не любит, когда ее обыгрывают...». Природа требует крайне бережного с ней обращения.

23 слайд

Описание слайда:

24 слайд

Описание слайда:

Повесть «СОКРОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК» Образ Фомы Пухова - центральный в повести. Подход Платонова к этому сложному образу оказался интересным в художественном отношении. Это - работящий человек, без особого энтузиазма, но без отговорок; на фронте вел себя хладнокровно и мужественно, не теряя чувство юмора в трудных ситуациях. Критика стремилась изобразить его как идеального рабочего человека, участвующего в революции. Однако это сделать трудно. В итоге образ сокровенного человека - это тип личности, знающей тайну естественной жизни, осознающей огромное значение труда, принимающей мир таким, каким он должен быть.

25 слайд

Описание слайда:

26 слайд

Описание слайда:

Роман «ЧЕВЕНГУР» (1928-1929) Свое отношение к проблеме культуры, забвение которой ведет к гибели нации, художник недвусмысленно выразил в романе. Этот роман о революции и гражданской войне, о первых шагах строительства новой жизни, о трагическом крушении мифа, мечты о мгновенном переустройстве мира, о создании коммунистического общества, о мировом триумфе революции. Чаще всего жанр этого произведения определяют как утопию. Но это часть истины. Действительно, в романе даны гиперболизация и гротеск, но нет ни героя, ни идеи, которые можно назвать нереальными. Действие романа охватывает переходный период от гражданской войны и военного коммунизма к нэпу. Центр событий – путешествие Саши Дванова по степной России и история Чевенгурской коммуны.

27 слайд

Описание слайда:

«КОТЛОВАН»(1930) Когда мы читаем повесть, перед нашим взором открывается мир и время, давно ушедшее от нас. Главная тема произведения – коллективизация, раскулачивание, строительство советского общества, но с самой страшной, горькой стороны.

28 слайд

Описание слайда:

Повесть «КОТЛОВАН» 1930 г. Платонов показал российскую действительность конца двадцатых - начала тридцатых годов как эпоху почти необратимого истощения почвы, на которой вырастает “культура жизни” - культура человечности, накопленная столетиями. И это истощение неизбежно означает утрату смысла человеческого существования. Повесть Андрея Платоновича Платонова “Котлован” соединяет в себе социальную притчу, философский гротеск, сатиру, лирику. Писатель не дает никакой надежды на будущее.

29 слайд

Описание слайда:

«КОТЛОВАН» Повесть полна безысходных метафор. Герои роют котлован для дома всеобщего счастья, а сами спят в гробах. Такова Россия, ослепленная идеей, уничтожающая саму себя. Главный герой Вощев является выразителем авторской позиции. Среди фантастических коммунистических руководителей и омертвелой массы он задумался над окружающим. Из всех персонажей повести только двое умеют взглянуть на эпоху со стороны, умеют сомневаться: Прушевский и Вощев.

30 слайд