Меню
Бесплатно
Главная  /  Папилломы  /  Что написать в сочинении на тему "терроризм". Терроризм как социальное явление Возможные методы преодоления главной проблемы современности

Что написать в сочинении на тему "терроризм". Терроризм как социальное явление Возможные методы преодоления главной проблемы современности

Сегодня терроризм является главной угрозой для всего международного мира и его безопасности,­ а это - основополагающие принципы мироустройства. Это угроза на разных уровнях и для любых людей без выбора: в какой бы стране они не проживали, чем бы ни занимались и какого они вероисповедания. Объектами террористических атак и их жертвами стали и религия, и культура, и нравственность. Современный противник очень многоликий в глобальном смысле этого слова. Борьбу с ним ведут повсеместно во всех странах мира и в разных сферах деятельности человека.

Сегодня можно слышать в новостях по телевизору и читать в средствах массовой информации сообщения о большом количестве террористических проявлений: а слова «террористы, теракты и террор» постоянно звучат с уст политиков и журналистов.­­­­ Террористические акты были в Буденовске, Волгодонске, Москве, Тушино, Беслане, Грозном, Северной Осетии, Нью-Йорке, Париже, Багдаде, и этот перечень можно еще долго продолжать, география различна это очевидно.­ Что же такое терроризм?­ Говоря о нем, мы часто имеем ввиду разные вещи. Поэтому, чтобы определить это понятие в смысле глобальной проблемы, нужно раскрыть саму суть международного терроризма, как явления.

Есть несколько десятков трактовок этого понятия. « Терроризм» - это слово произошло от латинского слова « terror», которое означает ужас и страх. В русской литературе в словаре В. Даля это обозначает примерно такое объяснение - это устрашение смертной казнью, убийствами и другими ужасами. Это определение очень ценно именно потому, что оно довольно верно указывает на устрашение с применением насильственных действий, что является самой главной особенностью международного терроризма.

К составляющим компонентам этого явления можно отнести такие:
- обязательное наличие цели (политической);
- насилие применяется целенаправленно;
­- существующая организационная структура;

Целью воздействия террористических организаций могут быть как материальные объекты (жилые дома, спортивные и зрелищные места), так и какие-то определенные категории граждан. Их, как правило, определяют террористы по принципу,­ который подразумевает политическую деятельность, социальный статус, национальное происхождение, вероисповедание. Но также и совершенно случайные люди, которые волею случая могут оказаться в зоне террористического акта. Конечной целью террористов может быть­ экономическая мощь, конституционный строй, порядок управления или территориальная целостность и многое другое. В этом, как мне кажется, есть разница международного терроризма и­ организованной преступности, так как суть второй такая же - насилие и жестокость по отношению к личности.

Сегодня международный терроризм - это долговременный фактор­ политической жизни, который­ угрожает безопасности разных­ стран и­ граждан. Как следствие - это огромные моральные, экономические и политические потери, оказание сильного психологического давления на большое количество людей. Ну и конечно же, самое страшное - это жизни совершенно случайных мирных людей.

Террористическая деятельность стала очень многогранной,­ усложнился ее характер, возросла масштабность и­ изощренность­ террористических актов. Это целая сложная система, в которой целый комплекс разных процессов, таких, как идеологические, криминальные, военные, экономические, политические, религиозные и националистические. В целом международный терроризм­ - это ответная реакция на­ затягивание решений­ по назревшим политическим, этническим и социальным проблемам.

Международный терроризм на сегодняшний день считается чумой двадцать первого века в мире. Перейдя в новое измерение, этот процесс полностью нарушил и вышел из всех правил и рамок цивилизации человечества. Поэтому так актуальна борьба с ним, она сейчас является самым важным направлением в делах защиты прав граждан в разных странах мира и регламентирована антитеррористическими законодательствами.

Тема данного реферата терроризм, его причины и влияние на общество. В

последнее время усилилась боязнь просто собираться большими группами в местах

массового скопления людей. Самой последней причиной тому служит захват

заложников во время показа мюзикла «Норд-Ост» в театральном центре в Москве.

Мнения людей о том, какой должна быть политика государства в этом

направлении, также различны. С одной стороны, многие считают, что

единственным решением может быть усиление полицейского режима и активные

антитеррористические действия. С другой стороны, многие не приемлют таких

средств, после которых гибнут мирные жители. Ведь гибель множества

заложников, после освобождения из «Норд-Оста» это вина не террористов, а

спецслужб.

Нечнём с определений. Терроризм – разновидность политического экстремизма в

его крайнем насильственном варианте. Согласно принятому в американской

политологии понятию, терроризмом является «угроза или использование насилия в

политических целях отдельными лицами или группами, которые действуют как на

стороне, так и против существующего правительства, когда такие действия

направлены на то, чтобы оказать влияние на большее число людей, чем

непосредственные жертвы».

Терроризм имеет в качестве культурного основания нигилизм – отказ от общей

мира лежит бедность, нищета масс населения. Это – лишь, питательная среда, а

также удобный предлог. Было бы наивно представлять террориста как доведенного

до полного отчаяния и безысходности человека, который, будучи более не в

силах терпеть лишения и страдания своих собратьев, в приступе ярости

спонтанно хватается за оружие.

Переломные периоды закладывают предпосылки для экстремизма тем, что

значительно повышают интерес людей, испытывающих фрустрации и депрессии, к

историческим традициям. Традиционализм же, доведенный до своего логического

конца, выступает основной предпосылкой различных проявлений такого

радикального идеологического течения, как фундаментализм. Например, в

постсоветский период позитивной самоутверждение русских осуществлялось

главным образом за счет реанимации традиционных национальных ценностей и

символов, а также мифологизации и героизации прошлого своего народа. Рост

традиционализма усиливает стремление людей к культурной изоляции,

обусловливает рост ксенофобий (боязнь чужого), вызывает противоречия в

развитии, препятствую процессам модернизации и глобализации.

Порождающими экстремизм могут быть незавершенная урбанизация, специфические

формы индустриализации, изменения этнодемографической структуры общества,

особенно в условиях бурных нерегулируемых миграционных процессов.

Главный вывод, давно сделанный учёными: терроризм возник вместе со СМИ и

связан с ними неразрывно. Современный терроризм – родной брат телевидения. Он

не имел бы смысла, если бы его результаты телевидение не доносило бы в каждый

дом. Сегодня телевидение России – соучастник террористов, оно вдумчиво и

творчески делает именно то, что требуется террористам – рассказывает о них и

показывает результаты их деятельности.

Это приводит к интересным эффектам массового поведения. Давно установлен один

из феноменов СМИ – у созданной с их помощью славы нет знака «плюс» или

«минус». Поэтому террористы становятся такими же телевизионными героями, как

и спортсмены или звёзды шоу-бизнеса, а героям принято подражать. Отсюда –

эпидемии подражательного поведения, охватывающие общество почти сразу же

после резонансных событий, широко освещаемых СМИ.

Таким образом, проблема определения роли и места СМИ в борьбе с терроризмом

(а позиция «стороннего наблюдателя» для них в кризисных ситуациях вряд ли

уместна) требует участия в её разрешении как редакторов и журналистов, так и

юристов, в конце концов – всего общества, которое сейчас всё чаще становится

коллективным заложником в руках террористов.

Если бы СМИ не освещали так называемые «символические» акты, то подобные

акции потеряли бы всякий смысл.

Помимо массового подражания широкое освещение деятельности террористов в СМИ

вызывает и другие социально-психологические эффекты. Например, Бен Ладен

сегодня стал одним из секс-символов мирового уровня.

Работа СМИ по освещению действий террористов таит в себе и другие опасности:

· Своего рода «возвеличивание» преступников и их действий (в

зависимости от того какое место отводилось им в публикациях)

· Опасность вызвать к активной деятельности подражателей

· Возможное влияние интервью с преступниками на проводимые полицией

переговоры

· Взятие интервью у детей – жертв террористов

· Постоянное рассекречивание размещения, численности и оснащения

полиции, пытающейся разрешить инцидент

· Ненужное травмирование родных и близких жертв

· Потенциальное воздействие на ход предстоящего судебного процесса

Разумеется, террористические организации существовали и задолго до появления

телевидения и вообще средств массовой информации – тогда количество людей,

читавших газеты, было вообще ничтожно. И в те времена террористы учитывали

демонстрационный эффект: они стремились воздействовать не столько на

население в целом, сколько на государство, точнее на его правящие круги,

которым они объявляли войну. Это объясняется тем, что «старый» терроризм

носил классовый или псевдоклассовый, довольно узкий политический характер:

достаточно вспомнить российских народовольцев и эсеров. После первой мировой

войны на первый план вышли этнические мотивы терроризма.

Ярким примером терроризма, имеющего яркую этническую окраску, может служить

«время беспорядков» (Troubles), как называют в Северной Ирландии длящуюся там

десятилетия междоусобную войну, в которой с жестокостью и беспощадностью

убивают друг друга так называемы paramilitaries с обеих сторон – католическая

Ирландская республиканская армия и отряды протестантов лоялистов.

Страх терроризма активно используется для внедрения в массовое сознание

«образа врага». Например, образ «исламского террора» служит для побуждения

объединения Запада в противовес Юго-Восточной «Террористической угрозе». С

его помощью одновременно раскалывают и исламский мир, деля его государства на

«террористические» и «нетеррористические».

Страх перед террором – эффективный инструмент борьбы за изменение

общественного мнения в пользу расширения спецслужб, их полномочий и

финансирования.

На Западе всё чаще поговаривают о том, что терроризм – неизбежная оборотная

сторона возрастающих гражданских свобод, которые желательно ограничить.

Появившийся на Западе термин «полицейская демократия» быстро теряет в глазах

общества свой отрицательный смысл на фоне умело нагнетаемого СМИ страха.

Процесс группового манипулирования, делится на три стадии:

· Первая стадия – «эмоциональная актуализация ксенофобий». Такая

психологическая обработка, осуществляемая с помощью специальной литературы и

средств массовой информации, направлена на то, чтобы задеть наиболее

чувствительные струны человеческой психики, затрагивающие честь и личное

достоинство каждого представителя данной религиозной группы или этноса.

· Вторая стадия – «практическая ориентация групп». Массовое сознание

(«соотечественников» или «единоверцев»), разогретое пропагандой «народного

возмущения», направляется на конкретные свершения с помощью привлекательных

политических целей, программ.

· Третья стадия – намеченные к реализации цели, конкретные программные

установки и практические шаги должны быть морально санкционированы

господствующим в данной среде общественным мнением, после чего любые акции

этого национального движения, даже если они сопряжены с неминуемыми

беспорядками и кровопролитием, заведомо будут восприниматься как нравственно

оправданные, отвечающие высшим интересам нации или конфессии.

Именно этот вид терроризма, выходящий за локальные рамки, и признан сегодня,

пожалуй, главной опасностью, угрожающей человечеству в наступившем столетии.

И приходится констатировать, что в этой сфере террористической деятельности

преобладает то, что обычно – и неправильно – называют «исламским

терроризмом». Употребить эту формулировку – примерно то же, что называть

колонизацию Африки в XIXв. «христианской колонизацией» на том основании, что

государства-колонизаторы были христианскими.

Подавляющее большинство людей вообще ничего не знают об исламе, а интерес к

этой религии по понятным причинам в последнее время быстро растёт, и всё шире

распространяется миф об особой воинственности, чуть ли даже не кровожадности

ислама, якобы требующего от своих последователей беспощадной борьбы с

«неверными», то есть с иноверцами.

Неправильно винить ислам в преступлениях, совершаемых якобы во имя этой

религии. И всё же - факт остаётся фактом: наиболее безжалостные, массовые,

«глобальномасштабные» акты террора совершаются людьми, называющими себя

мусульманами, и оправдываются учением ислама.

В конце 70-х - начале 80-х годов в мусульманском мире наметилась тенденция к

усилению позиций исламского экстремизма и фундаментализма, что в целом было

обусловлено общей политизацией ислама (равно как и исламизацией политики).

Усилению позиции ислама в странах мусульманского Востока способствовал также

ряд объективных факторов:

1) Особую роль сыграли изменения геополитической ситуации в мире в целом

после распада мировой социалистической системы и СССР. Усиления позиции США в

качестве единственного мирового «гегемона» стали также своего рода

катализатором отхода от европейских образцов и поиска путей самобытного

развития.

2) Конфликт различных типов цивилизаций – мусульманской и европейской,

проявившийся практически во всех сферах мусульманского общества и показавший

невозможность слепого копирование западного общества на исламскую почву.

Исторически большинство стран Ближнего Востока переживают в настоящее время

сложный этап. Недавний опыт прошедших десятилетий показал несостоятельность

заимствование как «капиталистического», так и «социалистического» путей

развития, неприемлемость их механического копирования.

3) Современная социально-экономическая ситуация в странах Арабского Востока

характеризуется рядом общих особенностей: аграрное перенаселение и наличие

большого количества не задействованных в сельском хозяйстве рабочих рук;

слишком быстрая урбанизация городов за счёт выходцев из деревень;

невозможность обеспечить работой городское население, рост безработицы;

сильное имущественное расслоение в обществе.

Говоря о современном «исламском» терроризме и его угрозе, необходимо

подчеркнуть, что основной и непосредственной причиной развития терроризма в

Союза. В результате распада СССР с предшествовавшим ему банкротством идей

социализма во многих государствах Ближнего и Среднего Востока (Египет, Ирак,

Сирия, Ливия, Афганистан и др.), идеологический вакуум там, а затем и в

мусульманских регионах России быстро стал заполняться исламом. Последний

предстает прежде всего в его самой воинствующей форме - в форме радикального

ваххабизма, требующим с помощью «священной войны» вернуть мусульманский мир к

халифату. Фиксируя активизацию ислама на мусульманском Востоке и в России,

эксперты отмечают, что ислам, которому присуще враждебное отношение к

либеральным ценностям и который может привести только к тирании и обнищанию,

стремится заполнить вакуум, образовавшийся после коллапса коммунизма.

Основной целью исламского радикализма является изменение места и роли религии

в жизни общества, в результате чего представители данного течения отвергают

господствующую идеологию, политическую практику существующего светского

режима и государственное устройство как не соответствующее нормам

мусульманской религии.

Таким образом, исламские экстремисты преследуют следующие цели: установление

в обществе основ исламского теократического государства, введение в

общественную практику норм шариата и, наконец, восстановление халифата в

качестве единого государственного образования всех мусульман.

Как свидетельствует обширная мировая практика, радикальный ислам не

остановится в фиксированных границах географического проживания определенной

общности мусульман, поскольку для них заветная мечта состоит в объединении

всей мусульманской уммы мира в рамках единого политического государственного

образования - халифата. В этом случае неизбежным представляется процесс

«растекания» исламской радикальной идеологии и практики на другие

«мусульманские» территории, как в рамках России, так СНГ и других государств

В публицистике и научной литературе распространены попытки напрямую увязать

рост политического экстремизма с бедностью, социальным неблагополучием и

низким культурным уровнем неких региональных, этнических или религиозных

групп. Однако в замкнутых, застойных обществах, например у бушменов Южной

Африки или у индейцев майя в Мексике, находящихся на крайне низких уровнях

экономического и социального развития, нет ничего похожего на политический

экстремизм, а тем более терроризм. Вместе с тем эти явления заметны в

обществах, вступивших на путь трансформаций, и концентрируются в социальных

слоях социума, характеризующихся причудливым сочетанием традиционных и новых

черт культуры, неполным изменением статуса и условий жизни. Проявления

экстремизма нарастают в периоды начавшихся, но не завершенных исторических

Сейчас появляется особая, новая функция террористических актов. Классический

терроризм всегда был формой шантажа властей или мирового сообщества и открыто

(и даже демонстративно) выдвигал свои требования, например, выплатить выкуп,

освободить из тюрем единомышленников, прекратить военные действия и т.п. Но в

последнее время все чаще совершаются анонимные террористические акты с

неявными целями. Одной из них может быть сплочение или расширение собственных

рядов в ответ на спровоцированные акции возмездия. В этом случае государство

(или группа государств), проводя подобные акции, играет по сценарию,

навязанными ему (или им) экстремистами.

По мнению Хантингтона, «главная проблема, стоящая перед Западом – это не

исламский фундаментализм, - это ислам, иная цивилизация, народы который

убеждены в превосходстве своей культуры и удручены тем, что их мощь гораздо

ниже. А проблема для ислама – это Запад, иная цивилизация, народы которой

убеждены в универсальном характере своей культуры и полагают, что их

превосходящая, пусть и уменьшающаяся мощь налагает на них обязанность

распространять эту культуру по всему миру».

материалам книги С. Кара-Мурзы «Манипуляция сознанием» М., 2001)

2. Мирский Г. Дракон встаёт на дыбы//Мировая экономика и международные

отношения. – 2002. – №3.

3. Паин Э. А. Социальная природа экстремизма и терроризма//Общественные

науки и современность. – 2002. - №4.

4. Хорос В. «Крона», «корни» и «климат» терроризма// Мировая экономика и

международные отношения. – 2002. – №3.

5. Хлобустов О. Средства массовой информации и насилие в

обществе//Власть. – 1999. - №10.

6. Рыбаков В. К вопросу о терроризме, или две стороны одной медали//

Мировая экономика и международные отношения. – 2002. – №3.

В настоящее время уже не вызывает сомнения тезис, что одними силовыми методами победить терроризм невозможно. Сложившаяся в настоящее время в Российской Федерации общегосударственная система противодействия терроризму ориентирована, в первую очередь, на приоритет мер предупреждения террористических проявлений, что нашло отражение в Федеральном законе Российской Федерации «О противодействии терроризму» и в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации. На взгляд автора, проблема противодействия идеологии терроризма в последнее десятилетие приобретает первостепенное значение.

Несомненно, что для успешного решения этой задачи необходимо ответить на два вопроса: «Почему идеология терроризма находит благодатную почву?» и «Что можно ей противопоставить?».

Понимая, что ни одна страна мира не способна защитить себя исключительно военными средствами, лидеры международного терроризма все большее значение придают идеологической подоплеке своих действий, выражающейся, прежде всего, в религиозной риторике. Фактически они пытаются скрыть под красивой оберткой неприглядную сущность терроризма. Кроме романтизации образа террориста, конечно, преследуются и вполне практичные цели: пополнение своих рядов за счет рекрутинга новых членов, привлечение на свою сторону колеблющихся и сочувствующих, увеличение объемов финансирования террористической деятельности.

Успехи стран антитеррористической коалиции в последнее время нанесли ощутимый урон международному терроризму. Восполняя кадровые и финансовые потери, международные террористические организации стараются привлечь новых сторонников. Их лидеры понимают, что сделать это можно только при наличии действенной идеологии, учитывающей особенности потенциальной аудитории, постоянно адаптируемой к требованиям современности, т. е. работающей в условиях активного противодействия специальных служб и правоохранительных органов государств антитеррористической коалиции.

Меняющийся мир обусловливает трансформацию террористической идеологии, которая прошла длинный эволюционный путь:

Объявление:

Малый джихад, заключающийся в оборонительной борьбе с захватчиками («неверными»);
. идеология Салафи — создание исламского государства согласно предписаниям спутников пророка;
. Дава (призыв в ислам): мирный прозелитизм в 1920-е годы;
. салафийский джихад, т. е. насильственное свержение вероотступнического «мусульманского» правителя («ближнего врага») в 1960-е-1970-е годы;
. мировой салафийский джихад, преследующий цель нанесения удара по Западу («дальнему врагу»), поддерживающему «ближнего врага» в середине 1990-х годов.

Сегодня, стремясь расширить свою «аудиторию», охватить как можно большее число потенциальных сторонников, террористами используется идеология «глобального джихада». Она объясняет ход мировых событий якобы существованием заговора против исламской цивилизации и преподносит терроризм как средство защиты мусульманских ценностей. К пропаганде этих идей привлекаются различные неправительственные организации и благотворительные фонды, авторитетные теологические центры, локальные религиозные кружки.

В последнее десятилетие претерпели значительные изменения тактика террористов и методы ведения пропагандистской работы. В эпоху информационной глобализации все больше внимания уделяется использованию сети Интернет для популяризации террористической идеологии. Сейчас террористы проводят громкие акции не только для того, чтобы достичь максимального количества жертв, а скорее — для демонстрации неэффективности контртеррористической деятельности мирового сообщества.

Лидеры «Аль-Каиды» регулярно выступают с аудио и видеообращениями, используя для этого средства массовой информации, в первую очередь, Интернет. Анализ аудиообращений У. Бен-Ладена от 19 и 20 марта и А. Аль-Завахири от 24 марта 2008 года показывает, что они пытались извлечь выгоду из эскалации напряженности в Ираке, израильско-палестинского конфликта, а также из противоречий вокруг публикаций в Дании карикатур на пророка Мухаммеда и планов показа в Нидерландах антиисламского фильма голландского политика Г. Вильдерса.

Например, публикация в феврале 2006 года в небольшой датской газете «Jyllands-Posten» (Юландс Постен), тираж которой всего 150 тыс. экземпляров, карикатур на пророка Мухаммеда спровоцировала глобальные экстремистские последствия во всем мире: массовые выступления в десятках государств, погромы дипломатических миссий ряда европейских стран и США, бойкот западных товаров, напряжение в международных отношениях.

В феврале 2008 года датская полиция арестовала двух тунисцев и одного гражданина Дании, выходца из Марокко, по подозрению в заговоре в целях убийства одного из авторов карикатур. 17 датских газет в знак солидарности с художником вновь поместили эти карикатуры на своих страницах, что вызвало очередную волну протестов со стороны мусульманских общин в различных странах мира.

20 марта 2008 года У. Бен Ладен в своем радиообращении к правительствам западных государств заявил, что, «если у вас нет ограничений на свободу слова, то вы должны быть готовы к свободе наших действий». Кроме того, он подчеркнул, что, если власти Дании не извинятся за «оскорбление пророка», они должны быть готовы к «возмездию».

Позже на нескольких исламских web-сайтах появилось высказывание, приписываемое М. Абу аль-Язиду, одному из руководителей организации «Аль-Каиды» в Афганистане, в котором он объявил о своей ответственности за организацию теракта у посольства Дании в Исламабаде 2 июня 2008 года, когда в результате взрыва погибли 6 человек4. По его словам, данное террористическое нападение является ответом на публикацию датскими газетами карикатур на пророка Мухаммеда и предупреждением другим странам.

Усиливается тенденция использования террористами средств массовой информации в информационно-пропагандистской работе. Так, в последнее время экспертами отмечается некоторое «соперничество» между афганскими и иракскими экстремистами. Если в прошлом лидеры талибов отличались неприязнью к СМИ, то сегодня они стремятся максимально «осветить» в них действия подконтрольных им отрядов, конкурируя в этой сфере с иракскими боевиками. Используя события типа «случаи истязания заключенных в Ираке» террористические организации спекулируют на религиозных чувствах мусульман, настраивая их против Запада и получая поддержку среди местного населения.

С конца 2006 года представители международного терроризма активизировали использование электронных средств массовой информации, в особенности Интернет-сайтов, ориентированных на аудиторию стран мусульманского мира, США и Западной Европы. В сети Интернет, не затрачивая больших финансовых средств, террористические группировки имеют возможность не только для обмена оперативной информацией, теоретической подготовки своих сторонников, рекрутинга новых членов, но и для пропаганды своих идей.
Таким образом, используя электронные средства массовой информации лидеры международного терроризма, по сути, развязали информационную войну, навязывая свои идеи и оценки ситуации, активно втягивая в террористическую деятельность молодежь, увеличивая количество своих сторонников.

Отмечается значительное усиление экстремистской пропаганды среди заключенных, а также в среде эмигрантов из мусульманских стран. Это объясняется тем, что лица с криминальным прошлым, с одной стороны, чувствуют себя «обиженными» на государство, а с другой — сравнительно легко готовы пойти на нарушение закона. Социальное и правовое неравенство и худшее материальное положение мусульманских иммигрантов, по сравнению с коренными гражданами европейских стран является благодатной почвой для экстремистских идей.

Другим направлением деятельности по распространению идей исламского фундаментализма и «глобального джихада» является организация сети нелегальных медресе, лицеев-интернатов по типу религиозных сект, которые используются для распространения исламизма в мире посредством системы образования. К финансированию сети нередко привлекаются зарубежные источники, преподавание ведется с привлечением международных специалистов, учащиеся подвергаются психологической обработке. В результате обучение и подготовка молодежи формирует ресурсную базу организаций экстремистской и террористической направленности, а в конечном счете направлена на изменение светского государственного строя.

Известный идеолог всемирного радикального ислама Абу Мусаб ас-Сури в январе 2005 года опубликовал трактат под названием «Призыв к всемирному исламскому сопротивлению», в котором приводит собственное стратегическое видение вселенской борьбы5. В трактате ас-Сури призывает к дальнейшей децентрализации движения джихада и настаивает на упразднении организационного аспекта, провозглашая принцип «система, но не организация» (Низам! Ля танзим!). Он вводит метод «индивидуализации джихада», который обеспечит гибкость при проведении террористических акций. Ас-Сури также говорит, что применение ядерного, химического или биологического оружия остается сложной, но выполнимой задачей. По его мнению, «муджахеды должны получить это оружие любым путем, сотрудничая с кем угодно, у кого оно уже есть».

Усилия идеологов международного терроризма не остаются напрасными, напротив, они находят живой отклик среди определенной части мусульман. По мнению исследователей и политиков причин этому много — от всеобщей глобализации в мире до социального и правового неравенства мусульманских иммигрантов в Европе. Озлобление и протест мусульманского населения усиливается из-за участия ряда европейских государств в совместных с США военных операциях в Ираке, Афганистане и отдельных странах Африки. Так, лидер иракской группировки, тесно связанной с «Аль-Каидой», Абу Омар аль-Багдади в апреле 2007 года заявил, что если Афганистан был «школой террора», то Ирак стал «университетом, где проходит обучение наибольшее число воинов джихада за всю историю».

По мнению автора, для эффективного противодействия идеологии международных террористических организаций следует усилить контрпропагандистскую работу, вплоть до организации информационной войны с террористами и создания специализированных подразделений в антитеррористических структурах государств. Необходимо активизировать международное антитеррористическое сотрудничество, направленное на введение законодательных запретов на распространение информации экстремистского и террористического характера.

В ходе информационной войны следует использовать термин «терроризм» без привязки к религиозным, национальным либо культурным аспектам. Нельзя давать экстремистам возможность использовать религиозные идеи для оправдания своих насильственных действий. Следует шире привлекать к проводимым мероприятиям специалистов, хорошо разбирающихся в идеологии религиозного экстремизма, авторитетных представителей умеренного ислама с целью нейтрализации аргументов апологетов радикальной идеологии.

Необходимо уделять больше внимания противодействию идеологии терроризма, привлекая для этого потенциал творческих и научных кругов, национальных диаспор, официально действующих религиозных объединений всех конфессий, в полной мере использовать ресурс средств массовой информации в антитеррористической пропаганде. В то же время, нужно выработать четкие правила поведения представителей СМИ в случае совершения террористических актов, так как телерепортажи с откровенными сценами последствий терактов могут быть на руку террористам. В связи с этим особое значение приобретает согласование единой политики в отношении электронных средств массовой информации, в частности в сфере лицензирования и контроля за их деятельностью.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Северный Кавказ как полигон межэтнических конфликтов. Признаки, специфика и особенности их проявлений. Формы и методы политической практики джихадистов. Пути преодоления религиозно-политического экстремизма и терроризма в северокавказских республиках.

    дипломная работа , добавлен 25.05.2015

    Терроризм: понятие, сущность и история его возникновения. Классификация терроризма по социальной направленности и по сфере деятельности и средствам. История зарождения и развития терроризма в России. Российское законодательство в отношении терроризма.

    курсовая работа , добавлен 13.05.2012

    Анализ понятия политического терроризма, как метода политической борьбы, связанного с осуществлением насильственных вооруженных акций с целью устрашения и подавления политических противников. Аспекты, связанные с возникновением политического терроризма.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2017

    Понятие "терроризма" и его разновидности (формы). Классификация и направления террористической деятельности. История терроризма как специфического явления общественно-политической жизни. Развитие "международного терроризма" в 90-х годах XX века.

    контрольная работа , добавлен 14.11.2012

    Современные подходы и оценки терроризма. Терроризм в национальных и международных конфликтах. Классификация терроризма на виды по целям и характеру субъекта террористической деятельности. Основные формы терроризма. Терроризм как форма классовой борьбы.

    реферат , добавлен 16.05.2010

    Понятие терроризма и его современные разновидности. Методологические проблемы изучения терроризма. Современный международный терроризм. Развитие "международного терроризма" в 90-х гг. Xx века. Ситуация в мире после событий 11 сентября 2001 г.

    дипломная работа , добавлен 30.08.2004

    Определение идеологической базы террористов и выявление связи терроризма в ЮФО с международным терроризмом. Характеристика практического проявления идеологии терроризма, его последствия и методы противодействия, выработанные в современной России.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2010

Силы международного терроризма атакуют Европу, силы международного терроризма совершили нападение на Россию… Удивительная по своим масштабам ложь! Никакой единой международной террористической организации не существует и никогда не существовало. Существуют отдельные террористические организации, каждая из которых имеет собственную идеологию. В одних случаях эта идеология имеет религиозные основания, в других выражается доктринами национально-освободительной борьбы, в-третьих - различными социальными учениями (анархистской, троцкистской, маоистской направленности). Но об идеологии, подвигающей на теракты предпочитают не говорить.

В наше деиделогизационное время сама постановка вопроса о том, что возможны идеологические альтернативы существующей системе жизнеустройства воспринимаются большей угрозой, чем сам терроризм. А между тем, без деконструкции идеологических мотиваторов терроризма противостоять ему невозможно.

РАЗМЫТОСТЬ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ КАТЕГОРИИ «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ»

Терроризм в настоящее время является не только выражением политических реалий, но и информационным феноменом. Он определяется сегодня в перечне глобальных угроз в качестве одного из главных вызовов, стоящих перед человечеством.

Терроризм позиционируется как противник признанных международным сообществом национальных государств, включая Россию. Война в Чечне характеризовалась именно как нападение на Российскую Федерацию сил международного терроризма. Международный терроризм является единственным названным противником России в Стратегии национальной безопасности. Тема угроз международного терроризма является фактически основным проблемным мотивом и в Стратегиях национальной безопасности США. Весь этот информационный дискурс выглядит как попытка ретуширования истинной природы рассматриваемых под террористическим маркером вызовов. Терроризм сам по себе не может быть определен как противник, поскольку не является субъектом. Терроризм есть тактика, к которой могут обращаться самые различные идеологические силы. А какова идеология терроризма предпочитают не говорить, ибо в таком случае окажутся подняты не вполне желаемые для бенефициаров современных мировой и национальной систем вопросы.

О том, что в отношении России была совершена агрессия со стороны сил международного терроризма неединожды говорил Президент Россия. Слова об этой агрессии содержались, в частности, в президентских Посланиях Федеральному Собранию.

2002 год: «Совместными усилиями нам удалось решить важнейшую стратегическую задачу - ликвидировать наиболее опасный центр международного терроризма в Афганистане. Пресечь его негативное воздействие на положение в других регионах мира, устранить исходившую оттуда для нас с вами угрозу.

После 11 сентября прошлого года многие, очень многие в мире поняли, что „холодная война“ закончилась. Поняли, что сейчас - другие угрозы, идет другая война - война с международным терроризмом. Его опасность очевидна, она не требует новых доказательств. Хочу отметить: это в полной мере относится и к России».

2004 год: «Россия оказалась одной из первых стран, столкнувшихся с масштабной угрозой международного терроризма. Как все мы знаем, еще не так давно это угрожало самой территориальной целостности Российской Федерации. После известных страшных трагедий, произошедших в результате терактов, в мире сложилась антитеррористическая коалиция. Сложилась при нашем активном участии, в сотрудничестве с Соединенными Штатами Америки, с другими странами и в ситуации с Афганистаном показала свою высокую дееспособность в борьбе с угрозой террора.

Россия дорожит сформировавшимся антитеррористическим сообществом, дорожит им как инструментом координации межгосударственных усилий в борьбе с этим злом. Больше того, успешное сотрудничество в рамках коалиции и на основе международного права может стать хорошим примером консолидации цивилизованных государств в борьбе с общими угрозами».

2005 год: «Целостность страны оказалась нарушена террористической интервенцией и последовавшей хасавюртовской капитуляцией».

Итак, на нас напали, а кто напал - нежелательно произносить - «некие силы тёмные» . В российском случае, как и в случае с терактами в западных странах, пришлось бы анализировать феноменологию течений современного ислама и разбираться с идеологемой джихада. Но к этому не российское, ни западное экспертное сообщества не готовы. А между тем, без такого анализа исламистские течения, использующие тактику террора, будут только усиливаться.

И такой анализ должен привести к выводу, что ислам традиционный и джихадистские версии ислама противоречат друг другу. Сама же категория джихада традиционного ислама не может быть подверстана под современную террористическую практику. Идея борьбы содержится в любой из религий и не может не содержаться. Любая из религий построена на жесткой дихотомии добра и зла. И бороться со злом - нравственный императив для любого верующего. Джихад как раз и выражает эту философию борьбы. Существуют различные виды джихада, предполагающие в том числе, борьбу с преступниками, борьбу с собственными дурными помыслами. Между терроризмом и борьбой с собственными дурными помыслами, естественно, пропасть. Джихадисты произвели принципиальную подмену. Императив борьбы со злом был подменен фактически императивом геноцида - физическим уничтожением иных. Это прямая подмена ислама, не имеющая ничего общего с великой религией.

Все традиционные религии в качестве одной из базовых ценностей утверждают жизнь человека. Религиозный терроризм, казалось бы, действует от лица религии. Но сам факт лишения жизни человека вступает в противоречие с исходным религиозным ценностным фундаментом. Показательно, что духовные авторитеты всех ведущих традиционных религий осуждают сегодня терроризм. Террористические акты нельзя в этом смысле трактовать в качестве борьбы религиозного мира против мира секулярного. Так его хотят представить силы, заинтересованные в продуцирование конфликта. В действительности терроризм противоречит и религиозной, и гуманистической светской системам ценностных координат.

ИСТОРИЯ ТЕРРОРИЗМА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА И ПЕРСПЕКТИВ ГЛОБАЛЬНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

В известном смысле история терроризма соотносится с историей человечества. Однако в античную и средневековую эпохи он был в основном представлен в форме тираномахии. Генезис современного терроризма связан с появлением зачатков информационного общества.

Хотя и в средние века, и в античность теракт не только имел персональную направленность, но и предполагал зачатую эксцитативную функцию, т.е. служил формой агитационного или устрашающего послания. Более того, существовал мифологический пласт сакрализованного пантеона героев-террористов. Юдифь и Брут, зелоты и ассасины, Робин Гуд представляют собой вариации террористической канвы архаических периодов истории. Террорист воспринимается как фигура культовая, даже ритуальная в той культуре или контркультуре, ради идей которой он пошел на теракт. Мышление двойными стандартами выражается в том, что «чужой» терроризм преподносится как злодейство, когда как «свой» оценивается в качестве подвига. В первом случае террорист определяется преступником и бандитом, во втором - повстанцем, подпольщиком, партизаном. Преодолеть эту аксиологическую дихотомию невозможно. Возникновение его в качестве массового феномен датируется последней четвертью XIX века. С момента своего формирования он артикулировался в рамках трех идеологических направлений: анархический терроризм (США и Западная Европа), социалистический терроризм (Россия), этно-конфессиональный терроризм (Ирландия, Польша, Индия, Ближний Восток).

Нельзя говорить, что терроризм столетней давности был содержательно другим и был направлен на конкретные фигуры власти. Действительно, эсеровские теракты носили, главным образом, персонифицированную направленность. Но теракты в исполнении анархистов или максималистов были направлены против «буржуазного общества» в целом, что выражалось, к примеру, во взрывах общественных учреждений, забрасывания бомбами кафе, «аграрном» и «фабричном» терроре.

Теракт в условиях информационного общества ориентирован на общественный резонанс. При отсутствии информации, он оказывается лишен смысла. Следовательно, создание информационного вакуума вокруг деятельности террористических групп и есть действенный способ борьбы с терроризмом. Но принципы гласности и свободы СМИ являются краеугольными камнями организации гражданского общества, а потому для их ограничения, пусть даже в целях предотвращения террористической угрозы, следовало бы отказаться от существующей идеологической модели.

Существует и другой известный издревле универсальный способ предотвращения терактов - заложничество. Еще в античные времена при заключении мира широко применялась практика обмена заложниками, что являлось наиболее весомым фактором, удерживающим народы от нападений друг на друга. Заложничество служило действенным сдерживающим механизмом для местного населения в колонизационной политике царской России на национальных окраинах. Но позиционирование в соответствие с маркером «цивилизованности» не позволяло брать в заложники представителей собственной интеллигенции, и в результате, Российская Империя, успешно предотвращавшая развитие национального терроризма, была захлестнута террористической волной социальной революции. Кстати, и большевики не гнушались использовать процедуру заложничества. Так, в 1922 г. исполнение приговора для эсеров-смертников было отложено с оговоркой, что казнь обвиненных состоится в том случае, если Партия социалистов-революционеров и далее будет использовать террористические методы борьбы против Советской власти.

Угроза смерти на испугает террориста. Согласно давно устоявшемуся взгляду, побудительным мотивом теракта является суицидальная психопатология. Террорист ищет смерти, и перспектива эшафота для него оказывается желанной. Но, жертвуя собой, террорист далеко не всегда пойдет на жертву находящихся в заложниках своих товарищей или родственников. Однако, практика заложничества, естественно, также несовместима с концептом «прав человека». Соответственно, раскрутка темы терроризма логически подводит к выводу о необходимости в целях «обеспечения безопасности» пойти на свертывание системы прав и свобод человека. В перспективе глобальных трендов обозначаемые ориентиры могут быть определены как проекция новой фашизации мира.

ТЕРРОРИЗМ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ НОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ВОЙНЫ

Негативная аксиология терроризма идеологическими установками победившей или господствующей стороны. Но зачастую терроризм являлся единственным способом отстаивать свои права и достоинство, когда легитимный путь оказывается неэффективным.

Геноцид армян оказался бы по большому счету не замечен мировым сообществом, если бы не дашнакский террор. «В конце концов, кто говорит сегодня об уничтожении армян?» - задавал по прошествии времени риторический вопрос А.Гитлер в обосновании возможности геноцида в отношении евреев. Однако громкие политические убийства дашнаками лиц причастных к геноциду заставили мировое сообщество признать факт существования армянского вопроса. Безусловно, террор нельзя, находясь на гуманистических позициях, признать приемлемым средством. Но политически как метод он оказывается зачастую едва ли не единственно возможным способом донести свою позицию.

В войнах межгосударственных бывают, как известно, победители и побежденные. Победить же в цивилизационных войнах в принципе невозможно. Сила действия равна силе противодействия. Переводя эту формулу Исаака Ньютона на язык гуманитарных наук можно использовать метафору «цивилизационного маятника». Чем больше амплитуда маятникового движения в одну сторону, тем более значительным будет потом его движение в другую. Подавление цивилизационной идентичности в первой фазе неизбежно приведет во второй фазе к цивилизационному отторжению. Неизбежен и контрудар в отношении цивилизационного агрессора.

Движение «цивилизационного маятника» ярко иллюстрирует в этом отношении история Ближнего Востока и Восточного Средиземноморья. Персидская агрессия на Запад - Походы Александра Македонского на Восток - Парфянское наступление на Запад - Римское наступление на Восток - Нашествие гуннов на Запад - Византийское имперское восстановление власти на Востоке - Арабские походы на Запад - Крестовые походы на Восток - Османская агрессия на Запад - Западная колониальная агрессия на Восток. Современная террористическая атака Европы, распространение антизападного джихадизма является очередной фазой этого маятникового движения. Остановить ход кровавого маятника можно только отказавшись от практики цивилизационных агрессий.

Нельзя находясь на гуманистических позициях оправдывать практику терроризма. Но это не значит, что не следует объяснять ее генезис. Объяснительный же анализ объективно приводит к выводу об ответственности западных неокрестоносцев. Неужели не существовало понимания того, что агрессия - военная и информационная ни к чему иному как к распространению экстремистской идеологии непримиримой борьбы - джихадизма, стратегии ведения «войны без границ», тактике индивидуального террора не могло привести? Логика противодействия превосходящим силам противника должна была привести именно к такому исходу.

Пророческими оказались слова Муаммара Каддафи, которого свергали «широкой коалицией» сил и который за несколько месяцев до своей гибели, обращаясь к западному сообществу, предупреждал: «Пренебрежение стабильностью Ливии повлечёт за собой обрушение мира в мире, через нестабильность в Средиземном море. В случае, если наша власть в Ливии должна будет прекратиться, миллионы африканцев хлынут нелегально в Италию, во Францию… Европа станет чёрной в самое небольшое время. Это наша сила блокирует нелегальную иммиграцию. Это благодаря нам царит стабильность в Средиземном море, во всю длину 2 тыс. километров вдоль ливийских берегов. Мы предотвращаем иммиграцию, сдерживаем развитие и продвижение Аль Каиды… Таким образом, если стабильность в Ливии будет нарушена, это немедленно будет иметь плохие последствия для Европы и для Средиземноморья. Все будут в опасности!» .

А к чему могли привести такие действия как публикация карикатур в отношении Мухаммеда и исламских святынь. Инцидент с карикатурами «Charlie Hebdo» не был в этом отношении исключительным случаем, находясь в череде антиисламских манифестаций. Как оценивать такого рода действия, как выражение свободы мнений, или сознательную провокацию?

А вот еще один пример, лежащий в дуализме между правом на свободу и провокацией. В 2003 году после свержения в Ираке режима Саддама Хусейна новые власти одним из первых шагов проводят декриминализацию гомосексуальных отношений. Для исламской страны шаг беспрецедентный! Как мусульмане воспримут эту законодательную новеллу было очевидно. Рождение ИГИЛ такого рода шагами было программируемо. Характерны и проговоры современных политических фигур, нет, да и допускающих понятия из арсенала религиозных войн эпохи средневековья. Двенадцатого сентября 2011 года, на следующий день после резонансной террористической атаки на США Джордж Буш говорил о новой войне против терроризма, используя фразеологизм «крестовый поход». Для стран ислама после этого стало фактически все понятно. Впоследствии американский президент признал, что слова о «крестовом походе» были неуместны. Но проговорка состоялась. Да и последующая риторика звучала совершенно в духе обращений инициатора первого крестового похода папы Урбана II.

«И мы , - говорит американский президент под стиль мессианской проповеди на пятилетие событий 11 сентября, - пойдем вперед с уверенностью в нашем национальном духе, в справедливости наших целей, и с верой Бога, который всех нас сделал свободными… Сейчас мы находимся на самой ранней стадии битвы между тиранией и свободой. Несмотря на творящееся насилие, многие до сих пор задаются вопросом: хотят ли народы Ближнего Востока получить свободу? В течение 60 лет эти сомнения и определяли нашу политику в этом регионе. А затем в ясное сентябрьское утро нам стало очевидно, что умиротворение, которое мы видели на Ближнем Востоке, оказалось лишь миражом. Годы попыток добиться стабильности оказались потрачены впустую. И мы изменили нашу политику» .

Делается удивительное признание - хотят или не хотят народы региона свободы в ее американском прочтении неважно - политика умиротворения закончилась, начинается политика иного рода. А что есть политика противоположная умиротворению (а умиротворять можно только того, кого считаешь имманентным врагом) ясно - это политика подавления.

России, если она всерьез, берет на себя роль противостоятеля творимого на Ближнем Востоке беспределу, следует, наконец, определиться, с кем идеологически ведется борьба. Терроризм - это не идеология, а средство ведения борьбы, к которому могут прибегать совершенно различные организации. Сказать, что мы боремся с терроризмом - не сказать ничего. Сказать то, что боремся с ИГИЛ тоже недостаточно, поскольку у игиловской организации есть вполне определенная идеология. А вот определить суть враждебной идеологии бояться и не хотят. Бояться так как конфликт выйдет в этом случае за рамки сценария «маленькой победоносной войны», не хотят - потому, что, заявив идеологию противника, надо будет заявлять и идеологию собственную и перестраивать под нее всю сложившуюся систему жизнеустройства. Делать - рано или поздно это придется по любому.

ИНФОРМАЦИОННАЯ РАСКРУТКА ТЕМЫ МИРОВОЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ УГРОЗЫ

Вызов террористической угрозы, казалось бы, более чем очевиден. Теракты прямо подрывают сложившуюся систему управления, хаотизируют жизнь общества, вызывают состояние паники. Но не является ли подъем частотности терактов следствием соответствующей информационной раскрутки? Проверка данного предположения осуществлялась посредством сопоставления динамики терактов с динамикой упоминания проблемы терроризма в заголовках ведущих мировых газет. В результате было обнаружено, что разогрев темы террористической угрозы начался ранее самого увеличения количества терактов. Создание соответствующей информационной проблематике в СМИ потянуло за собой как отклик реальный терроризм. Итогом же явилась артикулируемая дилемма - свобода приватной жизни - в обмен на безопасность.

Международный терроризм выступает в настоящее время не только реальной угрозой, но и особого рода пугалом. Активно разыгрывается карта нависшей над миром террористической угрозы.

Контент-анализ средств массовой информации, выявление частотности оперируемых тем позволяет сегодня делать достаточно точные прогнозы в отношении политических процессов. Проводимый эксперимент состоял в установление хронологической последовательности между явлением и его информационной раскруткой. По общей логике вначале происходит событие, а только затем его информационное распространение. Если же первоначально появляется информация, то значит именно она и вызывает к жизни явление. Что обнаружилось? Первоначально подъем публикаторской активности по терроризму, и только потом рост динамики террористических актов. Это говорит о том, что именно СМИ и программируют такого рода действия. Технология информационных войн налицо. Вспоминая афоризм Жана Бодрийяра, в комнате, где стоит телевизор, рано или поздно произойдёт убийство.

Динамика терактов в мире, как показали расчеты, не возрастает. Но при этом тема терроризма, как информационный повод, не перестает раскручиваться. Следовательно, информационная раскрутка преследует не цели борьбы с террористической угрозой, а некие другие не афишируемые стратегические ориентиры.

Западный мир преподносится в качестве главной жертвы агрессии со стороны международного терроризма. В действительности география распределения численности терактов и их жертв по различным регионам мира совершенно иная.

Следовательно, информационная раскрутка темы международного терроризма имеет проектный целенаправленный характер. Резонанс сообщений о терактах, даже не сами теракты, оказался политически востребован. Дело здесь не в самих террористах - марионетках чужой геополитической игры, а в интересантах соответствующего информационного вброса.

ДВОЙНАЯ ИГРА И ПРОБЛЕМА ГЛОБАЛЬНОЙ УПРАВЛЯЕМОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ

Опыт изучения истории терроризма позволяет констатировать наличие неизменной связи террористов с представителями властных структур и правоохранительных органов. Российские террористические организации начала XX века были наводнены провокаторами, и действовали под колпаком Департамента полиции. «Дело Азефа» лишь вершина этого айсберга. Убийства Плеве, Сергея Александровича Романова, Столыпина происходили, по меньшей мере, при попустительстве охранки. Сейчас нет сомнений, что значительная часть терактов сталинской эпохи была инициирована НКВД. Так, если в исторической ретроспективе терроризм едва ли не всегда оказывался направляем властями, то почему такого рода закономерность не может быть применима к современной эпохе? Известно, что Аль-Каеда являлась изначально американским проектом, а Усама бен Ладен воевал при поддержке американцев против советских войск в Афганистане. Возможность связи международного терроризма с глобальным бенефицариатом в этой логике не может быть признана чем-то принципиально невозможным.

Ищи кому выгодно… Террористическая атака 11 сентября 2001 года в США явилась катализатором роста патриотического дискурса. Следствием теракта стала попытка Дж. Буша-младшего консолидировать американскую нацию против внешнего врага. Принятый в октябре 2001 года Федеральный закон «О сплочении и укреплении Америки путём обеспечения надлежащими средствами, требуемыми для пресечения и воспрепятствования терроризму», который давал правительству широкие полномочия в надзоре за гражданами и ограничение свобод, получил неофициальное название «патриотический акт». По прошествии шестнадцати лет действие закона так и не было отменено. Геополитическим следствием теракта 11 сентября стала американская экспансия в Ирак и Афганистан. В обоих случаях доказательств связи террористов с соответствующими государствами не имелось. Но общий информационный контекст - нападение на США террористов легитимизировал в массовом восприятии возможность вторжения ответным ударом в другие страны и даже участия в «крестовом походе», провозглашенным Дж. Бушем-младшим.

ТЕРРОРИЗМ И УГРОЗА НОВОЙ ФАШИЗАЦИИ

Создание любой цивилизационной системы предполагает конструирование образа врага. Если реальный враг отсутствует, он может быть выведен искусственно. Нет сомнения, что мы находимся на пороге утверждения новой мировой системы управления.

В качестве основного врага современного глобализируемого мира позиционируется международный терроризм. В воспроизводстве темы глобальной террористической угрозы и заключается конкретный механизм осуществления политической глобализации. Однако, возведению глобальной тоталитарной системы препятствует идеологический рецидив эпохи модернизации - «права человека». Через развертку темы международного терроризма массовое общественное сознание подготовляется к восприятию инволюции гражданских свобод. Общество уже готово признать целесообразной формулу: «права человека - в обмен на безопасность».