Меню
Бесплатно
Главная  /  Лишай у человека  /  “Русское собрание”. Главные политические партии в Российской империи Партия русское собрание лидер

“Русское собрание”. Главные политические партии в Российской империи Партия русское собрание лидер

6 декабря в Шолоховском центре Союза писателей России состоялось собрание православной общественности, на котором была учреждена новая общественная организация - «Русское Собрание». Председателем организации единогласно был избран главный редактор «Русской народной линии » Анатолий Дмитриевич Степанов , который рассказал нам о целях и задачах РС.

Идея создания общественного движения у нас появилась почти год назад. Эта мысль родилась из понимания того, что РНЛ является не просто средством массовой информации, но, по сути, клубом единомышленников. Поэтому и возникла идея как-то институализировать это состояние, объединив вокруг той идеологии, которую проповедуют и защищают наши постоянные авторы – а среди них авторитетные священнослужители, ученые, писатели, общественные деятели - представителей русского образованного слоя, которых беспокоит идейно-нравственное состояние нашего народа и будущее нашего Отечества. Поскольку наши единомышленники проживают не только в России, но и на Украине, в Белоруссии, в других странах мира, где есть русские общины, было принято решение создать международную организацию, в надежде, что ее отделения будут появляться со временем в разных странах.

Мощный толчок для активизации наших действий дала Валдайская речь Президента России Владимира Владимировича Путина, который 19 сентября сего года впервые с высокой трибуны громко и недвусмысленно заявил о необходимости государственной идеологии для России. А это значит, что национальный лидер предложил пересмотреть некоторые положения созданной в спешке под диктовку американских экспертов 20 лет назад Конституции и, прежде всего, статьи, запрещающей России иметь государственную идеологию. После Валдайской речи мы провели несколько круглых столов, организовали дискуссию, результатом которой стало вчерашнее заседание, когда была учреждена международная общественная организация «Русское Собрание».

Много дискуссий вызвал и раньше, и вчера вопрос о названии организации. Предлагались разные варианты названия, например, «Движение русских традиционалистов», что в принципе адекватно описывает суть нашей позиции, ведь мы стремимся опереться на национальные традиции русской политической мысли и актуализировать богатейшее историософское наследие наших мыслителей, начиная от славянофилов И.В.Киреевского и А.С.Хомякова и заканчивая нашими современниками, недавно скончавшимися А.С.Панариным, В.В.Кожиновым, которые создали стройное политическое учение о России. Другие предлагали назваться «Движением 19 сентября», поскольку именно в этот день была произнесена Президентом страны Валдайская речь, а именно она дала толчок к обсуждению вопроса о государственной идеологии. Были и другие предложения - «Третий Рим», «Держава», «Русский путь», «Русский дух». Но удивительное дело, - после того как выступили все желающие высказаться по этой проблеме, как-то само собой все единодушно решили, что надо назвать нашу организацию «Русское Собрание». Это удивительное единодушие было ничем иным, как проявлением духа соборности. А оно стало следствием того, что вчерашнее собрание было организовано правильно, по-русски.

В 13-00 участники собрания пришли в храм святителя Николая в Хамовниках, где, возглавляемые одним из членов инициативной группы священником Александром Шумским, отслужили молебен перед списком чтимой иконы Божией Матери «Споручница грешных» и перед образом святого благоверного Великого князя Александра Невского. 6 декабря был не только день памяти нашего святого Князя-Воина и выдающегося Правителя страны, но в этом году исполнилось 750 лет со дня преставления Великого князя Александра Ярославовича Невского. Образ князя Александра является символом РНЛ , и поэтому для меня было особенно важно, что собрание состоялось именно в день его памяти. Кстати, это произошло, можно сказать, промыслительно. Первоначально мы планировали провести собрание до начала Рождественского поста, но потом выяснилось, что в силу ряда причин нам это не удастся, откладывать на новый год было нельзя, стало ясно, что надо проводить собрание в начале декабря, и самой подходящей датой оказался день памяти Александра Невского.

Молитвенное единодушие, с которого началось собрание, проявилось и в дальнейшем. Многие участники собрания потом говорили, что все прошло на удивление гладко, без каких-то ненужных распрей, в духе единомыслия и соборности, было впечатление, что как-то все само собой складывается.

Учредителями собрания стали несколько десятков человек. Среди них такие известные люди, как сопредседатель Союза писателей России Владимир Николаевич Крупин , член правления Союза писателей России Сергей Иванович Котькало , известные писатели - Василий Владимирович Дворцов , Алексей Алексеевич Шорохов , Андрей Юрьевич Хвалин , маститый ученый-филолог профессор Всеволод Юрьевич Троицкий , видные общественные деятели лидер движения «Народный собор» Олег Юрьевич Кассин , председатель Союза православных граждан Валентин Владимирович Лебедев , глава международного движения «За Русь Православную» Павел Андреевич Безукладичный , главный редактор журнала «Славянка» Сергей Владимирович Тимченко , обозреватель радио «Радонеж», публицист Виктор Александрович Саулкин , священники отец Александр Шумский и отец Сергий Карамышев , общественный деятель Андрей Витальевич Сошенко , заместитель главного редактора РНЛ Константин Геннадьевич Новиков , политолог Александр Андреевич Горбатов , директор Центра изучения социально значимых проблем Владимир Александрович Сурин , директор издательства «Благословение» Юрий Григорьевич Самусенко , журналисты Олег Владимирович Марьянов и Мария Андреевна Мономенова . Среди учредителей были также глава Калязинского муниципального района Тверской области Константин Геннадьевич Ильин , общественные деятели Алексей Анатольевич Кайгородов , Алексей Анатольевич Деревянко , Юрий Михайлович Дуняшенко , кандидат исторических наук Павел Геннадиевич Петин , Александр Владимирович Скаков , Александр Федорович Чернавский , Николай Алексеевич Чистов , Виктор Федорович Шевченко и другие.

Они представляли несколько регионов России: Москва, Санкт-Петербург, Тула, Калуга, Липецк, Московская, Ярославская, Нижегородская и Тверская области. Собрание утвердило временный устав общественной организации, избрало председателя и Центральный совет «Русского Собрания», в который вошли 5 человек – председатель РС, а также о.Александр Шумский, Владимир Крупин, Андрей Сошенко (секретарь организации) и Константин Новиков.

На собрании также родилась идея создать при «Русском Собрании» Экспертный совет, включающий авторитетных ученых, экспертов в разных областях знания. В Совет уже дали согласие войти доктор философских наук, профессор МГУ Валерий Николаевич Расторгуев , доктор экономических наук, профессор МГИМО Валентин Юрьевич Катасонов , доктор филологических наук, профессор МГУ Владимир Алексеевич Воропаев , доктор экономических наук, профессор ВШЭ Леонид Сергеевич Гребнев . Двое последних принимали активное участие в работе собрания. В дальнейшем, как звучали предложения, необходимо не только расширить состав Экспертного совета, но и организовать его работу по разным направлениям. Пока же предполагается привлекать экспертов наряду с членами РС в подготовке круглых столов, чтений, конференций и заседаний.

Знаковым было участие в учредительном заседании «Русского Собрания» председателя Союза писателей России Валерия Николаевича Ганичева , который обратился к собравшимся со словами приветствия и даже поучаствовал в дискуссии по поводу названия организации. Ганичев только-только вернулся из Санкт-Петербурга, где участвовал в награждении лауреатов премии Александра Невского и у меня, честно говоря, были сомнения, что он сможет принять участие в собрании, хотя он обещал быть, если появится возможность. Поэтому хотел бы еще раз поблагодарить Валерия Николаевича за ту честь, которую он нам всем оказал, приняв участие в учредительном собрании. Для меня участие Ганичева было живым олицетворением преемственности поколений, поскольку Валерий Николаевич – один из «последних могикан» патриотического движения предшествующих десятилетий. Таким образом, «Русское Собрание» продемонстрировало верность патриотической традиции.

Кстати, помимо В.Н.Ганичева на собрании присутствовали также и другие гости: сопредседатель Союза православных братств, настоятель храма свт. Николы на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров) , председатель недавно зарегистрированной Минюстом партии «Самодержавная Россия» писатель Дмитрий Николаевич Меркулов , главный редактор журнала «Переправа» Александр Иванович Нотин .

Нередко приходилось сталкиваться с вопросом: зачем нужно еще одно общественное движение, чем оно будет отличаться от других? Действительно, на православно-патриотическом поле уже существуют различные общественные структуры, руководители самых известных из них даже приняли участие в заседании: сопредседатель Союза православных братств игумен Кирилл (Сахаров), лидер «Народного Собора» Олег Кассин, председатель Союза православных граждан Валентин Лебедев, глава движения «За Веру Православную» Павел Безукладичный. Эти общественные объединения известны своей активной деятельностью по организации крестных ходов, митингов, шествий, пикетов других публичных акций.

Наше движение ставит перед собой другие, прежде всего идеологические, задачи. Мы намереваемся попытаться объединить представителей образованного слоя русского народа, чтобы помочь власти сформулировать, выработать государственную идеологию или идеологию развития, как выражается Президент России Владимир Путин. И тем самым мы стремимся к тому, чтобы не возникло новой пропасти между русской интеллигенцией и властью, которая была столь мучительна в прежние времена и стала одной из причин возникновения революции.

Впрочем, сегодня уже существует общественная структура, решающая отчасти схожие задачи. Я имею в виду Изборский клуб, созданный талантливым писателем и публицистом Александром Андреевичем Прохановым. И название лучше не придумать, и идея замечательная – объединить всех нелиберально мыслящих интеллектуалов, и люди собрались там прекрасные, многих их которых я считаю полными единомышленниками. Однако Изборский клуб сформирован по иной методологии, - там собрались противники либерального курса, но в содержательном смысле люди очень разные. Задача идейной борьбы против либерального соблазна, преодоления либерализма, который до сих пор довлеет над сознанием значительной части современной политической элиты, сегодня чрезвычайно актуальна. И в этом нужно всячески поддерживать инициативы Изборского клуба.

Однако одного отрицания либерализма недостаточно для формулирования позитивной, перспективной идеологии. Люди лево-коммунистического, националистического и православно-патриотического мировоззрения могут совместно бороться против либеральной утопии, но сформулировать идеологию развития, чего ждет от интеллектуалов власть, вряд ли смогут. Для этого нужна единая мировоззренческая платформа, отсылающая в том числе и к определенной традиции политической и историософской мысли.

Для нас такой мировоззренческой платформой является – православие, патриотизм и консерватизм. Мы стремимся актуализировать для задач современного развития России идеи Ивана Киреевского и Алексея Хомякова, Николая Данилевского и Константина Леонтьева, Константина и Ивана Аксаковых, Михаила Каткова и Константина Победоносцева, Льва Тихомирова и Ивана Ильина, организаторов дореволюционного «Русского Собрания». Только на этой основе можно создать современную русскую идеологию, способную не только примирить нас с нашими великими предками, созидавшими, обустраивавшими и защищавшими Отечество, не только объединить вокруг русского народа все многоцветие народностей и конфессий России, но и послужить основой для новой интеграции на евразийском пространстве, для воссоединения разделенного границами русского народа.

После учредительного собрания нам необходимо организовать деятельность собрания. Поэтому я обращаюсь ко всем читателям, кто заинтересован в развитии нашей общественной организации (поскольку я воспринимаю это, как наше общее дело), включаться в работу. Надо обсудить реалистичный план действий. «Русское Собрание» сегодня – это исключительно общественная инициатива, поэтому организация не имеет бюджета. Но нам не привыкать работать в таких условиях, также много лет существует «Русская народная линия ». Русский человек всегда был силен смекалкой. Со временем, надеюсь, мы создадим сайт «Русского Собрания», а пока постараемся сделать страничку на РНЛ . Поэтому предлагаю свои идеи и предложения присылать на почту РНЛ . Мы будем приветствовать любую инициативу.

В связи с революционными событиями 1905 года в России образовалось около пятидесяти политических партий - и местечковых, и крупных, с сетью ячеек по всей стране. Их можно отнести к трём направлениям - радикальные революционно-демократические, либерально-оппозиционные и монархические консервативные партии России. О последних в основном и пойдёт речь в данной статье.

Процесс создания партий

Исторически оформление разнообразных политических партий происходит с точной системностью. Первыми формируются оппозиционные левые партии. Во время революции 1905 года, то есть чуть позже подписания октябрьского Манифеста, образовались многочисленные центристские партии, объединившие, по большей части, интеллигенцию.

И напоследок, уже реакцией на Манифест, появились правые - монархические и консервативные партии России. Интересный факт: все эти партии исчезали с исторических подмостков в обратном порядке: правых смела Февральская революция, потом Октябрьский переворот упразднил центристов. Причём большая часть левых партий объединилась с большевиками или самораспустилась в 20-х годах, когда начались показательные суды над их предводителями.

Список и лидеры

Консервативной партии - ни одной - не суждено было пережить 1917 год. Родились они все в разное время, а погибли почти одновременно. Консервативная партия "Русское собрание" существовала дольше всех других, потому что создана была раньше - в 1900. О ней ниже будет рассказано более подробно.

Консервативная русского народа" основана в 1905, лидеры - Дубровин и с 1912 года - Марков. "Союз русских людей" существовал с 1905 по 1911, далее до 1917 уже чисто формально. В. А. Грингмут в том же 1905 основал Русскую которая впоследствии стала "Русским монархическим союзом".

У высокородных аристократов тоже была своя консервативная партия - "Объединённое дворянство", созданная в 1906. Знаменитым Русским народным союзом Архангела руководил В. М. Пуришкевич. Национально-консервативная партия "Всероссийский национальный союз" исчезла уже в 1912, руководили ею Балашов и Шульгин.

Партия умеренно правых окончила существование в 1910. "Всероссийскому Дубровинскому Союзу Русского народа" удалось сформироваться лишь в 1912 году. Ещё позже была создана консервативная партия "Отечественный патриотический союз" лидерами Орловым и Скворцовым в 1915. А. И. Гучков собрал свой "Союз семнадцатого октября" в 1906 (те самые октябристы). Вот примерно все основные консервативные партии России начала 20 века.

"Русское собрание"

Санкт-Петербург стал местом рождения РС - "Русского собрания" в ноябре 1900 года. Поэт В. Л. Величко в узком кругу посетовал на то, что его постоянно преследуют смутные, но явно провидческие видения, как Россию захватывают какие-то тёмные силы. Он и предложил создать некое содружество русских людей, готовых противостоять будущей напасти. Вот так начиналась партия РС - красиво и патриотично. Уже в январе 1901 был готов устав РС и избрано руководство. Как выразился историк А. Д. Степанов на первом заседании, черносотенное движение появилось на свет.

Пока что и это звучало не так угрожающе, как, скажем, лет через восемнадцать-двадцать. Устав был утверждён сенатором Дурново и скреплён тёплыми словами, полными светлой надежды. Первоначально собрания РС были похожи на литературно-художественный клуб славянофильского толка.

Там собирались интеллигенты, чиновники, духовенство и помещики. Во главу угла ставились культурно-просветительские цели. Однако после революции 1905 года, благодаря своей деятельности, РС перестала быть похожей на другие консервативные партии России начала 20 века. Она стала ярко правомонархической.

Деятельность

Вначале РС устраивало обсуждение докладов и устраивало тематические вечера. Собрания происходили по пятницам и были посвящены политическим и общественным проблемам. Также были популярны и "литературные понедельники". Всеми "пятницами" сначала занимался В. В. Комаров, но популярными и влиятельными они стали осенью 1902, когда во главе их встал В. Л. Величко.

С 1901 года, кроме "понедельников" и "пятниц" начались обособленные совещания (здесь нужно отметить активность Окраинного отдела, где председательствовал профессор А. М. Золотарёв, впоследствии этот отдел стал самостоятельной организацией "Русского окраинного общества"). С 1903 года под руководством Н. А. Энгельгардта всё более популярными становились "литературные вторники".

Уже в 1901 году "Русское Собрание" насчитывало более тысячи человек, а в 1902 - на шестьсот больше. Политическая деятельность сводилась к тому, что, начиная с 1904 года, царю периодически подавались челобитные и верноподданнические адреса, организовывались депутации во дворец и проводилась пропаганда в периодической печати.

Депутации в разное время украшали своим присутствием князья Голицын и Волконский, граф Апраксин, протоиерей Боголюбов, а также не менее знаменитые люди - Энгельгардт, Золотарёв, Мордвинов, Леонтьев, Пурышев, Булатов, Никольский. Государь принимал делегации РС с воодушевлением. Консервативные политические партии Николай Второй, можно сказать, любил и доверял им.

РС и революционная смута

В 1905 и 1906 годах "Русское Собрание" ничего особенного не совершило, да и с ним ничего не произошло, если не считать послереволюционный циркуляр, которым запрещалось состоять в любых политических сообществах военнослужащим царской армии. Тогда либеральные и консервативные партии потеряли множество своих членов, а РС покинул основатель его - А. М. Золотарёв.

В феврале 1906 РС организовало всероссийский съезд в Санкт-Петербурге. Фактически партией "Русское Собрание" стало только к 1907 году, когда была принята программа консервативной партии и внесены дополнения в устав. Теперь РС могло избирать и быть избранным в Государственную думу и Государственный совет.

Основанием программы стал девиз: "Православие, Самодержавие, Народность". Ни одного монархического съезда "Русское Собрание" не пропустило. Однако независимую политическую фракцию создать удалось очень нескоро. Первая и вторая думы шансов РС не дали, поэтому партия решила кандидатов не выставлять, напротив - голосовать за крайних левых (такая хитрость против октябристов и кадетов). Политическая позиция на Третьей и Четвёртой Думах однозначно не рекомендовала своим депутатам блокироваться с центристами (октябристы) и даже с умеренными правыми националистическими партиями.

Расколы

До конца 1908 года в монархическом лагере бушевали страсти, итогами которых стали расколы многих организаций. Например, конфликт Пуришкевича с Дубровиным расколол "Союз русского народа", после чего появился "Союз Архангела Михаила". Мнения в РС тоже разделились. Партию преследовали ссоры, уходы и смерти, но особенно - бюрократическая мертвечина.

К 1914 году руководители РС решились на абсолютную деполитизацию партии, увидев в просветительской и культурной направленности верный путь к улаживанию конфликтов. Однако война углубила все разломы в отношениях, поскольку марковцы были за немедленное заключение мира с Германией, а сторонники Пуришкевича - наоборот, им нужна была война до победного конца. В итоге к Февральской революции "Русское Собрание" себя изжило и превратилось в немногочисленный кружок славянофильского направления.

СРН

"Союз русского народа" - ещё одна организация, представляющая консервативные партии. Таблица демонстрирует, насколько в начале двадцатого века высока была пассионарность - всевозможные общества, сообщества множились, словно грибы под осенним дождиком. Партия СРН начала действовать в 1905 году. Программа её и деятельность целиком и полностью стояла на шовинистических и ещё более - антисемитских идеях монархического толка.

Православный радикализм особенно отличал взгляды её членов. СРН был активно настроен против любого рода революций и парламентаризма, ратовал за нераздельность и единство России и выступал за совместные действия властей и народа, который будет при государе совещательным органом. Эта организация, естественно, была запрещена сразу после окончания Февральской революции, а недавно, в 2005 году, её пытались воссоздать.

Исторический фон

Русский национализм никогда не был одинок в мире. Девятнадцатый век повсеместно отмечен националистическими движениями. В России активная политическая деятельность смогла появиться только во время государственного кризиса, после поражения в войне с японцами и каскада революций. Царь только тогда решил поддержать инициативу правых общественных групп.

Сначала появилась вышерассмотренная элитарная организация "Русское Собрание", которая не имела с народом ничего общего, да и у интеллигенции её деятельность не нашла достаточного отклика. Естественно, противостоять революции такая организация не могла. Как, впрочем, и другие политические партии - либеральные, консервативные. Народу уже требовались не правые, а левые, революционные организации.

"Союз русских людей" объединял в своих рядах только высшее дворянство, идеализировал допетровскую эпоху и признавал только крестьянство, купечество и дворянство, космополитическую интеллигенцию не признавал ни как класс, ни как прослойку. Курс правительства СРЛ подвергал критике за взятые им международные займы, считая, что таким образом власть разоряет русский народ.

СРН и террор

Создан был "Союз русского народа" - крупнейший из монархических союзов - по инициативе одновременно нескольких человек: врача Дубровина, игумена Арсения и художника Майкова. Руководителем стал членствующий в "Русском Собрании" Александр Дубровин. Он оказался неплохим организатором, политически чутким и энергичным человеком. Он легко вошёл в контакт с правительством и администрацией и убедил многих, что только массовый патриотизм может спасти действующий порядок, что необходимо общество, которое будет проводить и массовые акции, и индивидуальный террор.

Консервативные партии 20 века начинают заниматься террором - это было что-то новенькое. Тем не менее, движение получило поддержку всякого рода: полицейскую, политическую и финансовую. Царь благословил СРН от всей души в надежде, что даже террор лучше бездеятельности, которую демонстрируют другие консервативные партии России.

В декабре 1905 года в Михайловском манеже СРН был организован массовый митинг, где собралось около двадцати тысяч человек. Выступили видные люди - знаменитые монархисты, епископы. Народ демонстрировал единство и воодушевление. "Союзом русского народа" издавалась газета "Русское знамя". Царь принимал депутации, выслушивал доклады и принимал подарки от руководителей Союза. Например, отличительные знаки членов СРН, которые и царь, и цесаревич время от времени надевали.

Тем временем призывы СРН абсолютно погромного антисемитского содержания тиражировались в народ на миллионы рублей, полученных из казны. Росла эта организация огромными темпами, региональные участки открывались почти во всех крупных городах империи, за несколько месяцев - более шестидесяти отделений.

Съезд, устав, программа

В августе 1906 года устав СРН был утверждён. Там содержались основные идеи партии, программа её действий и концепция развития. Этот документ по праву считался лучшим среди всех уставов монархических обществ, потому что был краток, ясен и точен в формулировках. Тогда же был созван съезд руководителей из всех регионов для координации деятельности и её централизации.

Организация стала военизированной из-за новой структуры. Все рядовые члены партии были разбиты на десятки, десятки сбиты в сотни, а сотни - в тысячи, соответственно с подчинением десятникам, сотникам и тысяцким. Организованность такого плана хорошо помогала популярности в народе. Особо активное монархическое движение было в Киеве, и огромная часть членов СРН жила в Малороссии.

В Михайловский манеж на очередное торжество по случаю освящения хоругви, а также знамени СРН, прибыл глубоко почитаемый Иоанн Кронштадский - всероссийский батюшка, как его называли. Он сказал приветственное слово и позже сам вступил в СРН, и до самого конца был почётным членом этого Союза.

Для предотвращения революций и поддержания порядка СРН держал в боевой готовности самооборону, часто вооружённую. "Белая гвардия" из Одессы - особо известная дружина такого плана. Принцип формирования самообороны - военный казачий с есаулами, атаманами и десятниками. На всех заводах Москвы и Петербурга существовали такие дружины.

Развал

К своему четвёртому съезду СРН был первым среди русских монархических партий. Он имел более девятисот отделений, и подавляющее большинство делегатов были членами этого Союза. Но тогда же начались и противоречия среди руководителей. Пуришкевич пытался отстранить Дубровина от дел, и вскоре ему это удалось. Он подтянул к себе всю издательскую и организационную работу, многие лидеры местных отделений уже никого, кроме Пуришкевича не слушали. Это же коснулось и многих учредителей СРН.

И случился конфликт, зашедший настолько далеко, что мощнейшая организация быстро сошла на нет. Пуришкевич в 1908 создал свой "Союз имени Архангела Михаила", вышел из состава СРН московский отдел. Царский Манифест 17 октября окончательно расколол СРН, поскольку отношение к созданию Думы было полярно разным. Затем случился террористический акт с убийством видного депутата Госдумы, в котором обвинили сторонников Дубровина и его самого.

Петербургский отдел СРН в 1909 году просто отстранил Дубровина от власти, оставив ему почётное членство в Союзе, и очень быстро вытеснили со всех постов его единомышленников. До 1912 года Дубровин пытался бороться за место под солнцем, но понял, что ничего не вернуть, и в августе зарегистрировал устав Дубровинского союза, после чего от центра один за другим стали откалываться региональные отделения. Всё это не прибавляло авторитета организации СРН, и она окончательно развалилась. Консервативные партии (правые) были уверены, что правительство испугалось мощи этого Союза, и огромную роль в его развале сыграл лично Столыпин.

Запрещение

Дошло до того, что на СРН составил единый блок с октябристами. Впоследствии неоднократно предпринимались попытки воссоздать единую монархическую организацию, однако успеха здесь никто не достиг. А Февральская революция монархические партии запретила, возбудив против руководителей судебные процессы. Затем последовала Октябрьская революция и Большинство лидеров СРН в эти годы ждала гибель. Оставшихся примирило, стерев все прошлые противоречия, Белое движение.

Советские историки считали СРН абсолютно фашистской организацией, намного предвосхитившей появление их в Италии. Даже сами участники СРН через много лет писали о том, что "Союз русского народа" стал историческим предшественником фашизма (один из лидеров - Марков-2, писал об этом с гордостью). В. Лакер уверен, что черносотенцы прошли примерно половину пути от реакционных движений девятнадцатого века к правым популистским (то есть фашистским) партиям двадцатого века.

Черносотенцы начала ХХ века - кто они?

Определение Большой Советской Энциклопедии гласит:

«Черносотенцы, «Чёрная сотня», члены реакционной общественной организации в России в начале 20 в., которая, выступая за сохранение незыблемости самодержавия на базе великодержавного шовинизма, в борьбе с революционным движением, дополняли карательный аппарат царизма. Предшественниками Черносотенцы следует считать «Священную дружину» и «Русское собрание» в Петербурге, объединявшие с 1900 реакционных представителей интеллигенции, чиновничества, духовенства и помещиков. В период Революции 1905—07 в связи с обострением классовой борьбы возникли: в Петербурге «Союз русского народа» , в Москве «Союз русских людей» , «Русская монархическая партия», «Общество активной борьбы с революцией», в Одессе «Белый двуглавый орёл» и др. Социальную основу этих организаций составляли самые разнородные элементы: помещики, представители духовенства, крупной и мелкой городской буржуазии, купцы, мещане, ремесленники, несознательные рабочие, а также деклассированные элементы. Деятельность черносотенных организаций направлялась «Советом объединённого дворянства» и находила моральную и материальную поддержку самодержавия и придворной камарильи. Несмотря на некоторое различие программ черносотенных организаций, общей для их деятельности была борьба с революционным движением. Черносотенцы вели устную агитацию в церквах, на собраниях, митингах, лекциях, служили молебны, проводили массовые манифестации, направляли делегации к царю и т.д. Эта агитация способствовала разжиганию антисемитизма и монархического угара и приводила к волне погромов и террористических актов против революционеров и прогрессивных общественных деятелей. Черносотенцы издавали газеты «Русское знамя», «Почаевский листок», «Земщина», «Колокол», «Гроза», «Вече» и др.; материалы Черносотенцы печатали также правые газеты — «Московские ведомости», «Гражданин», «Киевлянин». Видными деятелями черносотенных организаций были А. И. Дубровин , В. М. Пуришкевич , Н. Е. Марков , адвокат П. Ф. Булацель, священник И. И. Восторгов, инженер А. И. Трищатый, монах Илиодор, князь М. К. Шаховской и др. С целью объединения своих сил черносотенцы провели четыре общероссийских съезда; была избрана «Главная управа» (в октябре 1906) общечерносотенной организации «Объединённый русский народ». После Революции 1905—07 общероссийская черносотенная организация распалась, черносотенное движение ослабло, численность их организации резко сократилась. В ходе Февральской революции 1917 оставшиеся черносотенные организаций были официально упразднены. После Октябрьской революции руководители и многие рядовые члены этих организаций боролись против Советской власти. Термин «черносотенец» употреблялся впоследствии по отношению к крайним реакционерам, воинствующим противникам социализма и т.д.»

Я взяла из БСЭ всё определение целиком (не такое уж оно и большое). А вот с деталями из него надо разбираться подробнее.

Так как определение взято из советской энциклопедии, естественно, что революционеры в нём представлены как однозначно положительные персонажи, а защитники старой власти - как реакционеры и ретрограды. Однако после отмены в нашей стране советского проекта появилась и другая точка зрения на черносотенцев. Она представлена историками Вадимом Кожиновым (например, глава «Кто такие черносотенцы» в книге «Россия век ХХ (1901-1939)»), Анатолием Степановым (целый ряд книг, автором, соавтором или составителем которых он был) и некоторыми другими. Они видят в идеологии черносотенцев только положительную сторону, доказывая её положительность участием в движении многих видных людей: химика Дмитрия Менделеева, художников Виктора Васнецова и Михаила Нестерова, философа Василия Розанова и других; а также прославленных во святых: Святого праведного Иоанна Кронштадского, Святителя Патриарха Тихона и других. По утверждению этих историков, еврейские погромы хоть и были, но далеко не в таком количестве, какое приписывают черносотенцам.

Впрочем, к этой разнице во взглядах на черносотенство я ещё вернусь. Сначала нужно разобраться, откуда «есть пошло» (с) это движение.

Название «черносотенцы» восходит к 17 веку, к посадским «тяглым людям» : «Тяглые люди - часть населения Русского государства, обязанная выполнять натуральные повинности в пользу государства и платить ему налоги. К тягловым людям относились крестьяне и посадские люди. Тяглое население было разделено по чёрным слободам и черным сотням.
В чёрных слободах селились горожане, поставлявшие в царский дворец различные припасы и работавшие на дворцовые нужды. Тягло платилось с места и с промысла. Повинность — общинная. Тягло и повинности распределялись общиной. Тягло платилось с количества дворов, а не с численности людей. В чёрные сотни был сведен простой посадский люд, занимавшийся мелкой торговлей, ремеслом и промыслами. Каждая чёрная сотня составляла самоуправляющееся общество с выборными старостами и сотниками».



Владимир Грингмут , праворадикальный политик, один из основателей и идеологов черносотенного движения, попытался через название отождествить черносотенцев ещё и с народным ополчением Кузьмы Минина, с нижегородскими «чёрными сотнями». То есть, называя монархическую организацию «черносотенцы», лидеры стремились показать, что она является «истинно всенародной».

Монархическое движение «истинно русских людей» появилось ещё в 1900 годы в виде разрозненных организаций. Но даже и в лучшие свои годы, во время революции 1905-1908 годов, черносотенцы были представлены более или менее масштабными различными объединениями.

Однако предпосылки к появлению такого монархического движения возникли ещё в XIX веке. Идеологически оно является продолжением и развитием славянофильства, на позициях которого стояли Иван Киреевский, Хомяков, Тютчев, Гоголь, Юрий Самарин, Константин и Иван Аксаковы, Достоевский, Константин Леонтьев…

Вскоре после убийства 1 марта 1881 года императора Александра II дворяне создали тайную «Священную дружину», которая занималась в первую очередь охраной императора Александра III и членов императорской семьи. В дружину входили офицеры и высшие военные чины, а также представители русских аристократических родов. Она просуществовала недолго, но, тем не менее, послужила прообразом других монархических организаций, возникших в начале века ХХ-го.

Возникновение черной сотни явилось типичной реакцией консервативной части общества на революционные события и было предпринято если не по инициативе, то с одобрения и при поддержке правящих кругов. Черносотенцы были сторонниками неограниченной самодержавной монархии, сословного строя, единой и неделимой России.

Первой монархической организацией можно считать «Русское собрание», организованное в 1900 году (если не учитывать недолго просуществовавшую «Русскую дружину»). Однако основой черносотенного движения становится возникшая в конце 1905 года организация «Союз русского народа» во главе с Дубровиным. В 1908 году Пуришкевич расходится во взглядах с Дубровиным и выходит из состава СРН, образовав свой «Союз Михаила Архангела». В 1912 в «Союзе Русского Народа» происходит второй раскол, на этот раз конфронтация возникает у Дубровина с Марковым. При этом из Союза выходит Дубровин, образовывая свой ультраправый Всероссийский Дубровинской «Союз русского народа».
Таким образом, на первый план выходят три главных лидера монархистов - Дубровин (ВДСРН), Пуришкевич (СМА) и Марков (СРН).


Но было множество и более мелких организаций со своими лидерами.

«Русское собрание» - старейшая монархическая и националистическая организация (партия) России, создана в Санкт-Петербурге в октябре-ноябре 1900 г, продолжала существовать после Февральской революции 1917 года.
26 января 1901 года товарищ министра внутренних дел сенатор П. Дурново утвердил устав этой первой политической организации русского народа. Партия объединяла представителей русской интеллигенции, чиновников, духовенства и помещиков столицы. Первоначально «Русское собрание» было литературно-художественным клубом, на первый план выдвигалась культурно-просветительская деятельность, политизация усилилась лишь после 1905 г. Первыми учредителями «Русского собрания» стали 120 человек.
«Русское собрание» имело отделения в Харькове, Казани, Одессе и других городах. К политической деятельности партия перешла осенью 1904 такими акциями, как подача царю адресов, делегации к царю, пропаганда в печати. 1-й съезд Русского собрания (1906) утвердил программную платформу:
. самодержавная и неделимая Россия;
. господствующее положение православия в России;
. признание законосовещательности Государственной Думы.
Был принят лозунг - «Православие. Самодержавие. Народность».

«Союз Михаила Архангела» (полное название - «Русский народный союз имени Михаила Архангела») - российская монархическая, черносотенная организация (партия), возникшая в начале 1908 года в результате выхода из «Союза русского народа» ряда общественных деятелей во главе с В. М. Пуришкевичем. Просуществовала до 1917 года.
«Союз» имел свои ячейки во многих городах России, особенно крупные организации - в Москве, Одессе, Киеве.
«Союз» выступал за сохранение исторических устоев России - православия и самодержавия, боролся за лишение избирательных прав иудеев и ограничение представительства Польши и Кавказа. Вместе с тем «Союз» поддерживал существование Государственной Думы и одобрял столыпинскую реформу, направленную на уничтожение крестьянской общины.
«Союз» распространял газеты, книги и брошюры, проводил собрания, чтения, массовые антисемитские кампании.

«Всероссийский Дубровинский Союз русского народа» (ВДСРН) - русская православно-монархическая патриотическая организация, существовавшая в Российской империи в 1912-1917 годах.
Образовалась в результате раскола в «Союзе русского народа» - крупнейшей монархической организации в Российской империи.

В августе 1912 был официально зарегистрирован устав «Всероссийского Дубровинского Союза русского народа», согласно которому целью «Союза» провозглашалось «сохранение России единой и неделимой - при господстве в ней Православия, при неограниченности Царского Самодержавия и первенстве Русского Народа». Членами Союза могли быть «только природные православные русские люди, обоего пола, всех сословий и состояний, признавшие себя осведомленными в целях Союза и преданные им. Перед вступлением они обязаны дать обещание не вступать в общение с какими-либо сообществами, преследующими цели, несогласные с задачами Союза». Кандидат должен был заручится поддержкой двух членов Союза. Инородцев можно было принимать только по решению Главного Совета. Не принимались в союз евреи, лица, хотя бы один из родителей которых был еврей, и лица, состоящие в браке с евреем. Такие же правила были прописаны в Уставе «Союза русского народа», принятом в 1906 году.

«Русская монархическая партия» - русская монархическая, черносотенная организация, возникла весной 1905 года в Москве. С 1907 - «Русский монархический союз».
До своей смерти в 1907 году лидером партии был В.А. Грингмут. Его сменил протоиерей Иоанн Восторгов. Вместо Грингмута он также стал председателем «Русского Монархического Собрания» - интеллектуального штаба монархистов Москвы. Членами партии были исключительно дворяне и православное духовенство, отчасти поэтому это была малочисленная организация и её влияние на политическую ситуацию в России было ограниченным.

«Союз русских людей» - русская национально-монархическая организация, существовавшая в Москве с 1905 до фактически 1910-1911 годов, формально до 1917 года. Учредители и главные деятели - графы Павел Дмитриевич и Петр Дмитриевич Шереметевы, князья П. Н. Трубецкой и А. Г. Щербатов (1-й председатель), русские публицисты Н. А. Павлов и С. Ф. Шарапов.
Задача «Союза» - содействовать законными средствами правильному развитию начал Русской Церковности, Русской Государственности и Русского народного хозяйства на основе Православия, Самодержавия и Русской Народности.
Членами «Союза» могли стать русские православные (в том числе старообрядцы) люди, а также по решению общего собрания - нерусские или инославные (кроме евреев). По социальному положению среди членов «Союза» выделялись представители дворянской аристократии, затем стала повышаться доля представителей интеллигенции, учащейся молодежи и служащих.

«Всероссийский национальный союз» - русская православно-монархическая право-консервативная партия, существовавшая в Российской империи в 1908-1917 годах. Создавалась в 1908-1910 годах как объединение ряда партий, организаций и фракций Государственной Думы - Русской партии народного центра, Партии правового порядка, Партии умеренно-правых, Тульского союза «За царя и порядок», Бессарабской партии центра, Киевского клуба русских националистов и ряда других провинциальных организаций, двух фракций III Государственной Думы - Умеренно-правую и Русскую национальную.
Учредительный съезд ВНС прошёл 18 июня 1908. Главным идеологом партии стал русский публицист М. О. Меньшиков, председателями были С. В. Рухлов (1908-1909) и П. Н. Балашов (1909-1917).
Идеология «Союза» опиралась на триаду «Православие, Самодержавие, Народность», в числе целей ВНС указывались «единство и нераздельность Российской империи, ограждение во всех её частях господства русской народности, укрепление сознания русского народного единства и упрочение русской государственности на началах самодержавной власти Царя в единении с законодательным народным представительством».
По отношению к инородцам ВНС предлагал проводить следующую политику:
. ограничение политических (избирательных) прав инородцев на общегосударственном уровне;
. ограничение прав инородцев на участие в местной жизни;
. ограничение некоторых гражданских прав инородцев (при поступлении на госслужбу, при занятии бизнесом и свободными профессиями);
. ограничение притока инородцев из-за рубежа.
Вместе с тем, декларировалось, что «при лояльном отношении инородцев к России, русский народ не может не пойти навстречу их стремлениям и желаниям».
Членами ВНС могли стать лица, «принадлежащие к коренному русскому населению или органически слившиеся с русским народом». Под последним понималось политическое слияние, то есть руководствование инородцами интересами Российской империи.
Крупнейшими региональными организациями ВНС были организации на национальных окраинах (в основном на западе Империи), а также в столицах.
В ВНС состояли известные русские учёные проф. И. А. Сикорский, проф. П. Н. Ардашев, проф. П. Я. Армашевский, проф. П. Е. Казанский, проф. П. И. Ковалевский, проф. П. А. Кулаковский, проф. Н. О. Куплеваский и др. Правительство П. А. Столыпина поддерживало Союз. После 1915 года он фактически распался, окончательно прекратил существование в 1917 году.

Совет монархических съездов — коллегиальный орган, созданный для координации монархического движения в Российской империи в ноябре 1915 года. Создание такого органа было вызвано необходимостью сплочения монархических сил перед лицом растущей оппозиции Самодержавию, революционной пропаганды, нарастания нестабильности в стране, как противовес консолидации антимонархических сил, выразившейся, в частности, в создании Прогрессивного блока в IV Государственной думе.
Кроме того, создание такого органа призвано было сгладить противоречия и вражду между «марковским» и «дубровинским» Союзами русского народа путём включения в него представителей обеих организаций.

Совет занимался проведением заседаний, на которых рассматривались вопросы координации монархического движения, выпускал заявления и обращения в которых, в частности, осуждал попытки проведения «альтернативных» монархических съездов, не под эгидой СМС.

«Союз русского народа» во главе с врачом А.И.Дубровиным - это наиболее крупная организация черносотенцев, оформившаяся в своего рода партию с уставом, идеологией и программой. «Союз» возник в ноябре 1905 года, вскоре после Манифеста 17 октября 1905 года: Высочайший Манифест Об усовершенствовании государственн ого порядка (Октябрьский манифест)

«Союз», имевший все признаки политической партии (программу, устав, руководящие органы, сеть местных организаций и т.п.), категорически отрицал свой партийный характер, выдавая себя за общенародное объединение, и в широком смысле слова отождествлял себя со всей русской нацией. При такой трактовке принадлежность к «Союзу» являлась не добровольным выбором, а священной обязанностью каждого верноподданного, членство же в любой другой политической организации приравнивалось к государственной измене.


«Союз русского народа» делал ставку на национальный вопрос. Цели, идеология и программа «Союза» содержалась в Уставе, принятом 7 августа 1906 года. Основной целью в нём ставилось развитие национального русского самосознания и объединение всех русских людей для общей работы на благо России единой и неделимой. Это благо, по мнению авторов документа, заключалось в традиционной формуле «Православие, самодержавие, народность». Особое внимание было уделено Православию, как основополагающей религией России.

«Союз» ставил целью сближение царя с народом путём освобождения от бюрократического засилья в правительстве и возвращения к традиционному понятию Думы как соборного органа . Для властей устав рекомендовал соблюдение свободы слова, печати, собраний, союзов и неприкосновенной личности, в установленных законом границах.

Отмечалась уставом первенствующая роль в государстве русского народа. Под русскими подразумевались великороссы, белороссы и малороссы. По отношению к инородцам предписывались строгие начала законности, позволяющие им считать за честь и за благо свою принадлежность к Российской империи и не тяготиться своей зависимостью.

В разделе о деятельности союза ставились задачи об участии в работе Государственной Думы, просвещении народа в политической, религиозной и патриотической сфере, путём открытия церквей, школ, больниц и прочих учреждений, проведения собраний, издания литературы. Для содействия членам «Союза», и мероприятиям, им организовываемых, предписывалось создание Всероссийского банка «Союза русского народа» с филиалами в регионах.

Большое внимание «Союз» уделял еврейскому вопросу. Деятельность союза была направлена на защиту государствообразующего народа, в том числе от притеснений со стороны еврейства. Также обеспокоенность у «союзников» вызывала возросшая активность иудейских организаций, деятельное участие иудеев в политике и революционном движении. В целом, «Союз» выступал за более жёсткое соблюдение закона относительно еврейского населения империи, и против смягчения законодательства, имевшего место в предреволюционное время.

Отдельные члены союза имели разные точки зрения на еврейский вопрос. Некоторые ратовали за полное лишение евреев всех прав и высказывали откровенно антисемитскую позицию. Так были настроены многие из главных идеологов «Союза», такие как Георгий Бутми и А.С.Шмаков. Издания, подконтрольные «Союзу», выпускали много литературы, обличающей евреев, среди которой попадались и провокационные материалы, вроде «Протоколов сионских мудрецов». Другие члены организации придерживались иной точки зрения, осуждая оголтелых юдофобов, и зачастую совпадая во взглядах с сионистами, в поддержке стремления евреев к обретению своего государства в Палестине.

Черносотенные союзы, как заявляли сами крайне правые, были ориентированы прежде всего на «простой, черный, рабочий люд». Им удалось привлечь под свои знамена больше членов, чем всем политическим партиям России вместе взятым. Комплексный анализ источников позволяет установить, что в момент наивысшего расцвета черносотенства, приходящегося на 1907-1908 гг., в рядах монархических организаций состояло более 400 000 членов. Оборотной стороной массового членства была рыхлость и аморфность черносотенных организаций. Большинство членов монархических союзов числились в них только номинально.

Социальный состав крайне правых союзов был чрезвычайно разнообразен и наряду с крестьянами, ремесленниками, заводскими рабочими в монархических союзах были представлены интеллигенция и учащаяся молодежь. Руководящие посты в монархических организациях занимали чаще всего дворяне. Большую роль в организационной и просветительской деятельности играли представители духовенства, как белого, так и чёрного; довольно многие из них впоследствии были канонизированы.

Деклассированные элементы составляли незначительную часть членов крайне правых союзов. Однако эта картина резко меняется при взгляде на состав боевых черносотенных дружин. Уголовные элементы задавали тон в боевых дружинах. И хотя численность дружинников была несопоставима с численностью членов монархических союзов, в общественном мнении образ черносотенца ассоциировался именно с ними.

О черносотенном терроре - в следующем посте.

Председатель новой общественной организации Анатолий Степанов рассказал о ее целях и задачах …

6 декабря в Шолоховском центре Союза писателей России состоялось собрание православной общественности, на котором была учреждена новая общественная организация – «Русское Собрание». Председателем организации единогласно был избран главный редактор «Русской народной линии » Анатолий Дмитриевич Степанов , который рассказал нам о целях и задачах РС.

Идея создания общественного движения у нас появилась почти год назад. Эта мысль родилась из понимания того, что РНЛ является не просто средством массовой информации, но, по сути, клубом единомышленников. Поэтому и возникла идея как-то институализировать это состояние, объединив вокруг той идеологии, которую проповедуют и защищают наши постоянные авторы – а среди них авторитетные священнослужители, ученые, писатели, общественные деятели – представителей русского образованного слоя, которых беспокоит идейно-нравственное состояние нашего народа и будущее нашего Отечества. Поскольку наши единомышленники проживают не только в России, но и на Украине, в Белоруссии, в других странах мира, где есть русские общины, было принято решение создать международную организацию, в надежде, что ее отделения будут появляться со временем в разных странах.

Мощный толчок для активизации наших действий дала Валдайская речь Президента России Владимира Владимировича Путина, который 19 сентября сего года впервые с высокой трибуны громко и недвусмысленно заявил о необходимости государственной идеологии для России. А это значит, что национальный лидер предложил пересмотреть некоторые положения созданной в спешке под диктовку американских экспертов 20 лет назад Конституции и, прежде всего, статьи, запрещающей России иметь государственную идеологию. После Валдайской речи мы провели несколько круглых столов, организовали дискуссию, результатом которой стало вчерашнее заседание, когда была учреждена международная общественная организация «Русское Собрание».

Много дискуссий вызвал и раньше, и вчера вопрос о названии организации. Предлагались разные варианты названия, например, «Движение русских традиционалистов», что в принципе адекватно описывает суть нашей позиции, ведь мы стремимся опереться на национальные традиции русской политической мысли и актуализировать богатейшее историософское наследие наших мыслителей, начиная от славянофилов И.В.Киреевского и А.С.Хомякова и заканчивая нашими современниками, недавно скончавшимися А.С.Панариным, В.В.Кожиновым, которые создали стройное политическое учение о России. Другие предлагали назваться «Движением 19 сентября», поскольку именно в этот день была произнесена Президентом страны Валдайская речь, а именно она дала толчок к обсуждению вопроса о государственной идеологии. Были и другие предложения – «Третий Рим», «Держава», «Русский путь», «Русский дух». Но удивительное дело, – после того как выступили все желающие высказаться по этой проблеме, как-то само собой все единодушно решили, что надо назвать нашу организацию «Русское Собрание». Это удивительное единодушие было ничем иным, как проявлением духа соборности. А оно стало следствием того, что вчерашнее собрание было организовано правильно, по-русски.

В 13-00 участники собрания пришли в храм святителя Николая в Хамовниках, где, возглавляемые одним из членов инициативной группы священником Александром Шумским, отслужили молебен перед списком чтимой иконы Божией Матери «Споручница грешных» и перед образом святого благоверного Великого князя Александра Невского. 6 декабря был не только день памяти нашего святого Князя-Воина и выдающегося Правителя страны, но в этом году исполнилось 750 лет со дня преставления Великого князя Александра Ярославовича Невского. Образ князя Александра является символом РНЛ , и поэтому для меня было особенно важно, что собрание состоялось именно в день его памяти. Кстати, это произошло, можно сказать, промыслительно. Первоначально мы планировали провести собрание до начала Рождественского поста, но потом выяснилось, что в силу ряда причин нам это не удастся, откладывать на новый год было нельзя, стало ясно, что надо проводить собрание в начале декабря, и самой подходящей датой оказался день памяти Александра Невского.

Молитвенное единодушие, с которого началось собрание, проявилось и в дальнейшем. Многие участники собрания потом говорили, что все прошло на удивление гладко, без каких-то ненужных распрей, в духе единомыслия и соборности, было впечатление, что как-то все само собой складывается.

Учредителями собрания стали несколько десятков человек. Среди них такие известные люди, как сопредседатель Союза писателей России Владимир Николаевич Крупин , член правления Союза писателей России Сергей Иванович Котькало , известные писатели – Василий Владимирович Дворцов , Алексей Алексеевич Шорохов , Андрей Юрьевич Хвалин , маститый ученый-филолог профессор Всеволод Юрьевич Троицкий , видные общественные деятели сопредседатель движения «Народный собор» Олег Юрьевич Кассин , председатель Союза православных граждан Валентин Владимирович Лебедев , глава международного движения «За Русь Православную» Павел Андреевич Безукладичный , главный редактор журнала «Славянка» Сергей Владимирович Тимченко , обозреватель радио «Радонеж», публицист Виктор Александрович Саулкин , священники отец Александр Шумский и отец Сергий Карамышев , общественный деятель Андрей Витальевич Сошенко , заместитель главного редактора РНЛ Константин Геннадьевич Новиков , политолог Александр Андреевич Горбатов , директор Центра изучения социально значимых проблем Владимир Александрович Сурин , директор издательства «Благословение» Юрий Григорьевич Самусенко , журналисты Олег Владимирович Марьянов и Мария Андреевна Мономенова . Среди учредителей были также глава Калязинского муниципального района Тверской области Константин Геннадьевич Ильин , общественные деятели Алексей Анатольевич Кайгородов , Алексей Анатольевич Деревянко , Юрий Михайлович Дуняшенко , кандидат исторических наук Павел Геннадиевич Петин , Александр Владимирович Скаков , Александр Федорович Чернавский , Николай Алексеевич Чистов , Виктор Федорович Шевченко и другие.

Они представляли несколько регионов России: Москва, Санкт-Петербург, Тула, Калуга, Липецк, Московская, Ярославская, Нижегородская и Тверская области. Собрание утвердило временный устав общественной организации, избрало председателя и Центральный совет «Русского Собрания», в который вошли 5 человек – председатель РС, а также о.Александр Шумский, Владимир Крупин, Андрей Сошенко (секретарь организации) и Константин Новиков.

На собрании также родилась идея создать при «Русском Собрании» Экспертный совет, включающий авторитетных ученых, экспертов в разных областях знания. В Совет уже дали согласие войти доктор философских наук, профессор МГУ Валерий Николаевич Расторгуев , доктор экономических наук, профессор МГИМО Валентин Юрьевич Катасонов , доктор филологических наук, профессор МГУ Владимир Алексеевич Воропаев , доктор экономических наук, профессор ВШЭ Леонид Сергеевич Гребнев . Двое последних принимали активное участие в работе собрания. В дальнейшем, как звучали предложения, необходимо не только расширить состав Экспертного совета, но и организовать его работу по разным направлениям. Пока же предполагается привлекать экспертов наряду с членами РС в подготовке круглых столов, чтений, конференций и заседаний.

Знаковым было участие в учредительном заседании «Русского Собрания» председателя Союза писателей России Валерия Николаевича Ганичева , который обратился к собравшимся со словами приветствия и даже поучаствовал в дискуссии по поводу названия организации. Ганичев только-только вернулся из Санкт-Петербурга, где участвовал в награждении лауреатов премии Александра Невского и у меня, честно говоря, были сомнения, что он сможет принять участие в собрании, хотя он обещал быть, если появится возможность. Поэтому хотел бы еще раз поблагодарить Валерия Николаевича за ту честь, которую он нам всем оказал, приняв участие в учредительном собрании. Для меня участие Ганичева было живым олицетворением преемственности поколений, поскольку Валерий Николаевич – один из «последних могикан» патриотического движения предшествующих десятилетий. Таким образом, «Русское Собрание» продемонстрировало верность патриотической традиции.

Кстати, помимо В.Н.Ганичева на собрании присутствовали также и другие гости: сопредседатель Союза православных братств, настоятель храма свт. Николы на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров) , председатель недавно зарегистрированной Минюстом партии «Самодержавная Россия» писатель Дмитрий Николаевич Меркулов , главный редактор журнала «Переправа» Александр Иванович Нотин .

Нередко приходилось сталкиваться с вопросом: зачем нужно еще одно общественное движение, чем оно будет отличаться от других? Действительно, на православно-патриотическом поле уже существуют различные общественные структуры, руководители самых известных из них даже приняли участие в заседании: сопредседатель Союза православных братств игумен Кирилл (Сахаров), сопредседатель «Народного Собора» Олег Кассин, председатель Союза православных граждан Валентин Лебедев, глава движения «За Веру Православную» Павел Безукладичный. Эти общественные объединения известны своей активной деятельностью по организации крестных ходов, митингов, шествий, пикетов других публичных акций.

Наше движение ставит перед собой другие, прежде всего идеологические, задачи. Мы намереваемся попытаться объединить представителей образованного слоя русского народа, чтобы помочь власти сформулировать, выработать государственную идеологию или идеологию развития, как выражается Президент России Владимир Путин. И тем самым мы стремимся к тому, чтобы не возникло новой пропасти между русской интеллигенцией и властью, которая была столь мучительна в прежние времена и стала одной из причин возникновения революции.

Впрочем, сегодня уже существует общественная структура, решающая отчасти схожие задачи. Я имею в виду Изборский клуб, созданный талантливым писателем и публицистом Александром Андреевичем Прохановым. И название лучше не придумать, и идея замечательная – объединить всех нелиберально мыслящих интеллектуалов, и люди собрались там прекрасные, многих их которых я считаю полными единомышленниками. Однако Изборский клуб сформирован по иной методологии, – там собрались противники либерального курса, но в содержательном смысле люди очень разные. Задача идейной борьбы против либерального соблазна, преодоления либерализма, который до сих пор довлеет над сознанием значительной части современной политической элиты, сегодня чрезвычайно актуальна. И в этом нужно всячески поддерживать инициативы Изборского клуба.

Однако одного отрицания либерализма недостаточно для формулирования позитивной, перспективной идеологии. Люди лево-коммунистического, националистического и православно-патриотического мировоззрения могут совместно бороться против либеральной утопии, но сформулировать идеологию развития, чего ждет от интеллектуалов власть, вряд ли смогут. Для этого нужна единая мировоззренческая платформа, отсылающая в том числе и к определенной традиции политической и историософской мысли.

Для нас такой мировоззренческой платформой является – православие, патриотизм и консерватизм. Мы стремимся актуализировать для задач современного развития России идеи Ивана Киреевского и Алексея Хомякова, Николая Данилевского и Константина Леонтьева, Константина и Ивана Аксаковых, Михаила Каткова и Константина Победоносцева, Льва Тихомирова и Ивана Ильина, организаторов дореволюционного «Русского Собрания». Только на этой основе можно создать современную русскую идеологию, способную не только примирить нас с нашими великими предками, созидавшими, обустраивавшими и защищавшими Отечество, не только объединить вокруг русского народа все многоцветие народностей и конфессий России, но и послужить основой для новой интеграции на евразийском пространстве, для воссоединения разделенного границами русского народа.

После учредительного собрания нам необходимо организовать деятельность собрания. Поэтому я обращаюсь ко всем читателям, кто заинтересован в развитии нашей общественной организации (поскольку я воспринимаю это, как наше общее дело), включаться в работу. Надо обсудить реалистичный план действий. «Русское Собрание» сегодня – это исключительно общественная инициатива, поэтому организация не имеет бюджета. Но нам не привыкать работать в таких условиях, также много лет существует « Русская народная линия ». Русский человек всегда был силен смекалкой. Со временем, надеюсь, мы создадим сайт «Русского Собрания», а пока постараемся сделать страничку на РНЛ . Поэтому предлагаю свои идеи и предложения присылать на почту РНЛ . Мы будем приветствовать любую инициативу.

"РУССКОЕ СОБРАНИЕ"

черносотенная монархич. орг-ция в России; создана в Петербурге в окт. - нояб. 1900 (устав - янв. 1901). Объединяла представителей реакц. интеллигенции, чиновников, духовенства и помещиков столицы. Первоначально "Р. с." было лит.-художеств. клубом. Управлялось советом из 18 чел. (пред. - кн. Д. Голицын, затем кн. М. X. Шаховской и др.). Имело отделения в Харькове, Казани, Одессе и др. городах. К активной политич. деятельности перешло с осени 1904 (подача царю адресов, делегации к царю, бурная пропаганда в печати и пр.). 1-й съезд "Р. с." (1906) утвердил программную платформу: самодержавная и неделимая Россия, сохранение помещичьего землевладения, господств. положения православия, но признание законосовещат. Гос. думы ("самодержавие, православие, народность"). "Р. с." принимало участие во всех монархич. и черносотенных съездах. Имело ряд периодич. изданий: "Известия", с 1905 - "Сел. вестник", "Пахарь", "Рус. дело" и др. Существовало до падения самодержавия (февр. 1917).

Лит.: "Союз рус. народа". По мат-лам Чрезвычайной следств. комиссии Врем. пр-ва. 1917 г. Сост. А. Черновский, Л., 1929; Дневник Б. Никольского (1905-07), "КА", 1934, т. 2 (63); Богданович А. В., Дневник. Три последних самодержца, М.-Л., 1924; Тихомиров Л. A., Воспоминания, М.-Л., 1927; Левицкий В., Правые партии, в кн.: Обществ. движение в России в нач. XX в., т. 3, СПБ, 1914.

Н. П. Ерошкин. Москва.


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

Смотреть что такое ""РУССКОЕ СОБРАНИЕ"" в других словарях:

    - «Русское Собрание» Лидер: Д. П. Голицын, Н. А. Энгельгардт, М. Л. Шаховской, А. Н. Лобанов Ростовский, Н. Н. Пешков, Н. Ф. Гейден, П. Н. Апраксин, Н. Н. Белявский Дата основания: ноябрь 1900 г. Дата роспуска: февраль март 1917 г.,… … Википедия

    - «Русское собрание» Дата основания: ноябрь 1900 Дата роспуска: не раньше 2(15) марта 1917 Идеология: Монархизм Русское собрание старейшая монархическая и националистическая организация (партия) России, создана в Санкт Петербурге в октябре ноябре … Википедия

    РУССКОЕ СОБРАНИЕ - (РС), первая русская общественная право монархическая организация. Идея создать русский национальный кружок родилась в нояб. 1900 в среде писателей, ученых и сановников столицы, которых удручали угасание веры и денационализация русского общества …

    Монархическая организация в России, создана в Петербурге в октябре ноябре 1900 (устав январь 1901). Объединяла представителей русской интеллигенции, чиновников, духовенства и помещиков столицы. Первоначально «Русское собрание» было литературно… … Русская история

    КИЕВСКОЕ РУССКОЕ СОБРАНИЕ - (КРС), одна из самых влиятельных право монархических организаций Киева. КРС было основано в 1904 первоначально как Киевский отдел Русского Собрания (РС). В состав Совета отдела, утвержденного в марте 1905 Советом РС в С. Петербурге, вошли:… … Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917

    Казанский отдел «Русского Собрания» (КОРС) Лидер: Соловьёв, Александр Титович Дата основания: конец 1904 г. / 6 (19) декабря 1905 г. Дата роспуска: не ранее февраля марта 1917 г. Идеология … Википедия

    ДУБРОВИН Александр Иванович - (1855 1.04.1921), детский врач, статский советник, вождь Черной Сотни, организатор и руководитель Союза Русского Народа (СРН), председатель Всероссийского Дубровинского Союза Русского Народа (ВДСРН). Из дворян. Родился в г. Кунгур Пермской… … Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Не следует путать с … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Память (значения). Не следует путать с Обществом «Мемориал». Общество «Память» … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Память (значения). Общество «Память» … Википедия

Книги

  • Вокальные произведения. 1893-1905. Ноты , Равель Морис. Данное издание открывает первое полное русское собрание вокальных сочинений выдающегося французского композитора Мориса Равеля (1875-1937). Многие вокальные миниатюры, представляющие интерес…