Меню
Бесплатно
Главная  /  Пигментные пятна  /  Реконструкция помпеи, город погребенный заживо. Помпеи: история гибели города и интересные факты

Реконструкция помпеи, город погребенный заживо. Помпеи: история гибели города и интересные факты

24 августа 79 года произошло извержение Везувия. Оно было настолько сильным, что полностью уничтожило три города. Помпеи, Геркуланум и Стабии просто исчезли с лица Земли. Многие жители погибли в жестоких мучениях, а их дома оказались погребенными под многометровым слоем камней и вулканического пепла.

Считается, что история гибели Помпеи хорошо известна. Там постоянно ведутся археологические раскопки. Сохранились и свидетельства очевидцев. Тот же Плиний описал все очень подробно. Тем не менее, многое в этой трагедии остается непонятным, и постоянно всплывают новые факты:

Жители Помпеи знали, что может быть извержение

Предвестником трагедии стало сильнейшее землетрясение, которое произошло в 62 году. В городе тогда практически не осталось неповрежденных зданий, некоторые были полностью разрушены. А за день до извержения 79 года была сразу серия подземных толчков. Конечно, жители Помпеи не понимали, что это связано с вулканом. Зато они верили: земля трясется из-за тяжелой поступи гигантов, которые предупреждают, что людям грозит гибель.

Незадолго до извержения температура воды в Неаполитанском заливе резко повысилась, а кое-где дошла до точки кипения. Все ручьи и колодцы на склонах Везувия пересохли. Из недр горы стали доноситься жуткие звуки, напоминающие протяжный стон. Вот интересно, который в последние годы слышится по всей планете, тоже предвещает гибель тысяч людей?

Большинство жителей успели покинуть город

На улицах Помпеи погибла примерно десятая часть населения – около 2 тысяч человек. Остальным, возможно, удалось бежать. Значит, катастрофа не застала людей врасплох. Это ясно из писем Плиния. Правда, останки погибших были найдены и за пределами города, так что точного числа погибших никто не знает. По некоторым данным, общее количество жертв извержения в Помпеях, Геркулануме и Стабии составляет 16 тысяч человек.

Люди бежали к гавани, рассчитывая покинуть опасную территорию по морю. Во время раскопок на побережье было обнаружено множество останков. Видимо, корабли не смогли или не успели принять всех желающих. А те, кто остались, надеялись отсидеться в глухих погребах или закрытых помещениях. Потом, правда, попытались выйти, но было уже поздно.

Как погибли Помпеи на самом деле

Кто-то считает, что люди сгорели заживо в потоках раскаленной лавы, а город охватило пламя. На самом деле все было не так. Везувий тогда практически не извергал лаву. А если где и возникали пожары, то только случайно. Это известно из писем Плиния.

Сначала из кратера поднялся серо-черный столб дыма и пепла. Потом вулкан начал выбрасывать более крупные обломки. Раскаленное облако достигало 33 километров в высоту. Энергия Везувия многократно превосходила ту, что выделилась при атомном взрыве над Хиросимой. Люди в панике метались по улицам, но быстро выбивались из сил, падали и в отчаянии закрывали головы руками.

На город хлынули разрушительные гидротермальные пирокластические потоки. Их температура доходила до 700 °C. Они несли страх и гибель. Горячая вода смешивалась с пеплом, и образовавшаяся масса облепляла все, что оказывалось у нее на пути. Начался камнепад. Все это продолжалось 18-20 часов. Вулкан извергал огромное количество камней и шлаков.

Дышать было трудно, тяжелая черная пелена висела в воздухе. Люди боролись за свои жизни, пытались спастись от неминуемой гибели, найти безопасные участки. Потом падали без сил, и их быстро засыпало пеплом. Они задыхались и умирали в жестокой агонии. Искаженные лица, открытые в безмолвном крике рты, конвульсивно сжатые руки, сведенные пальцы… Именно так погибло большинство горожан.

В итоге, город был погребен под вулканическими породами. Нижний слой состоит из камней и небольших кусочков плазмы. Его толщина в среднем составляет 7 метров. Потом идет двухметровый слой пепла. Всего получается около 9 метров, но в некоторых местах толщина завалов была значительно больше.

На жутких фото – не трупы, а всего лишь гипсовые слепки

Большинство жителей Помпеи погребены в верхних слоях вулканического пепла. Они пролежали там без малого 2 тысячи лет, но, на первый взгляд, неплохо сохранились. На фотографиях, которых полно в интернете, можно видеть не только положение тел в момент гибели, но даже выражение ужаса и агонии на лицах несчастных.

Но на самом деле это только слепки, которые делают археологи. Первому такая идея пришла некоему Джузеппе Фиорелли, который руководил раскопками. Еще в 1870 году он обнаружил, что на местах гибели людей образовались пустоты. Ведь смешанный с водой пепел, хлынувший на город во время извержения, плотно облеплял погибших. Масса высохла и затвердела, сохранив точные отпечатки тел, складки одежды, черты лиц и даже мельчайшие морщинки.

Заливая их гипсом, ученый получал точные и очень реалистичные слепки. Так ему удалось воспроизвести позы людей, получить их посмертные маски. Но сами тела давно превратились в прах. И все равно жутко… Это вам не , которые больше смахивают на обычные подделки. Здесь все по-настоящему.

Гибель Помпеи – кара за нравственную деградацию

Так, по крайней мере, думали некоторые историки и философы. Действительно, когда археологи раскопали город, они нашли множество фресок недвусмысленного содержания. А лупанариев (проще говоря, борделей) и отдельных комнат для свиданий с проститутками там было больше, чем, например, хлебопекарен. Недаром жители Помпеи считались самыми распущенными в Римской империи.

Везувий по-прежнему опасен, трагедия может повториться

После 79 года произошло еще несколько извержений. И каждый раз это была страшная трагедия. Так, в 1631 году жертвами вулкана стали примерно 4 тысячи человек. В 1805 году извержение погубило около 26 тысяч человек и разрушило большую часть Неаполя. В 1944 году погибло 27 человек, а потоки лавы уничтожили города Масса и Сан-Себастьяно. Подробнее о вулкане можно прочитать , а о гибели Помпеи – . Кстати, есть документальные видео:

Помню в детстве, увидев картину К. Брюллова «Последний день Помпеи», была сильно потрясена. Огромный погиб за считанные часы. Почему? Как? За что?
Побывать в Помпеи нашей семье удалось только в ноябре 2016 года. Я поделюсь своими фото и видео с Вами. Давайте попробуем разобраться в причинах трагических событий.

Древнеримский город Помпеи в Италии был полностью разрушен в 79 году. Погребен под многометровым слоем пепла и магмы в результате извержения вулкана Везувия.

Гибель Помпеи — почему люди не покинули город?

Это был один из крупнейших античных городов, основанный в VI веке до н.э. Удачное расположение на торговом пути и плодородные земли послужили его экономическому расцвету.

Геологи утверждают, что вулкан молчал 15 веков. О том, что он просыпается, он предупредил людей сильным землетрясением в 62 году, почти полностью разрушив строения. Но жители не стали переселятся на новые места, а принялись вновь его отстраивать. Даже не подозревая о грядущей катастрофе.

А жестокий убийца Везувий с высоты 1300 метров молча наблюдал за человеческой суетой и ждал своего часа. И этот час настал 24 августа 79 года.

Везувий предупредил заранее

Над вулканом появилось огромное, быстро растущее бурое облако. На многокилометровой высоте оно растекалось в стороны, закрывая небо. Это сопровождалось страшным грохотом и подземными полчками. Каждый час вулканический пепел покрывал землю слоем до 20 см.

Человеческий фактор

Часть населения успела в первый день покинуть Помпеи. Остались упрямцы, не пожелавшие покидать свои жилища и рабы, которых хозяева оставили охранять свое добро. Они пытались спрятаться в домах, не понимая, что обрекают себя на гибель.

Крыши домов рушились под тяжестью падающих камней и золы.

На следующий день с вулкана потекла раскаленная тяжелая лавина магмы, уничтожая все на своем пути. Воздух был насыщен горячим удушливым газом и пылью, а попадая в легкие превращался в цемент, люди задыхались. Начался сильный ливень.

Рыхлый пепел, смешавшись с водой, ринулся вниз со склонов горячим грязевым потоком. Жители, обезумевшие от страха, кинулись к морю, упавших затаптывали бегущие следом. Оставшиеся на улицах сгорали заживо.На третий день тучи пыли рассеялись. Солнце освятило ужасную картину мертвых городов Помпеи, Стабии и Геркуланума.

Реконструкция тел погибших

Погребенный город был обнаружен случайно в XVI веке. Но раскопки начались только в XVIII веке. Внезапная и быстрая гибель Помпеи под многометровым слоем магмы и пепла, сохранила многие дома с внутренней обстановкой, фресками, мозаикой и интересной архитектурой.


При раскопках пустые полости, оставшиеся от тел погибших, заливали гипсом и реконструировали их предсмертные позы.


Так были извлечены до 2000 останков. Считается, что во время этой катастрофы погибло около 15 тысяч человек.

В настоящее время открыто 75% реставрированных раскопок. Посмотреть на под открытым небом приезжают до 2,5 млн. человек в год.


Обнаружены останки амфитеатра для провидения гладиаторских боев, жилые дома с нетронутой обстановкой, фресками и мозаикой. Храмы, бани, большое количество питейных заведений, публичных домов и изображений фаллоса в рисунках, статуэтках и скульптурах.

Наказание за…

В Древнем Риме фаллос считался символом удачи и оберегом. Его изображения наносили на стены различных заведений и на угловых домах улиц. При раскопках нашли много статуэток Бога плодородия Приапа с детородным органом огромных размеров.

В 1819 году все предметы и фрески с изображением сексуальных оргий, зоофилии и содомии (гомосексуализм), найденные в руинах, были собраны в Секретном кабине археологического музея.


До 2000 года эта коллекция была доступна для просмотра только узкому кругу лиц принадлежащих к высшему свету. Сейчас она открыта в музее Неаполя, для всех желающих ознакомится с этой стороной жизни римлян той эпохи.

Судя по ассортименту и количеству экспонатов, публичных домов и питейных заведений, жители были далеки от целомудрия, вели развеселый образ жизни. Может быть происшедшая катастрофа стала наказанием?
Настоящее время

Мы увидели этот город в серый дождливый день. Наше небольшое любительское видео даст вам представление о разрушеном городе.

Везувий, виновник ужасной катастрофы, сейчас смотрится вполне миролюбиво и опять ждет своего часа. Чем дольше он спит, тем катастрофичнее будет его пробуждение. Прошедшие века стерли память о прошедшей трагедии и люди продолжают селиться в его окрестностях.

Это тоже интересно:

Куда идём мы с рюкзачком или как собрать правильный рюкзак Города под водой — тайны забытых предков или наследие цивилизаций?

Помпеи является огромным городом-музеем под открытым небом, который в 1997 г. был включен ЮНЕСКО в перечень культурного наследия мира. Ежедневно сюда устремляются тысячи туристов, чтобы прикоснуться к древнейшей истории, стать свидетелями бытовых подробностей тысячелетней давности и почувствовать ужас города, погребенного под пеплом и лавой капризного вулкана.

Помпеи был основан горными племенами оски в VII в. до н.э., которые возвели город на застывшей лаве, не догадываясь ни о происхождении этого "фундамента", ни о причине плодородия почвы.
В то время Везувий спал и казался безобидной горой.
В IV в до н.э. вошел в состав Римского государства.
Он долгое время оставался в тени более крупных поселений Кампании .
История градостроительства Помпей разделяется на два периода, о чем свидетельствует наличие разных по архитектуре частей города: старые кварталы с хаотичной застройкой, и новые кварталы, построенные по единому плану.
Старые кварталы являются наследием господства осков, которые строили дома интуитивно. Плановое строительство началось в IV в. до н.э. В это время появились прямые улицы с названиями, прямоугольные кварталы, храмы, рынки, амфитеатры.
Помпеи строились согласно римским градостроительным традициям: в центре пересекались две улицы cardo и decumanus, образуя центральную площадь.
В начале V века площадь Помпей составляла более 65 га.
Мостовые мостили булыжниками, а забота о состоянии дорог входила в обязанности горожан: каждый следил за прилегающим к дому участком, убирал мусор, ремонтировал. Дороги и траур имели покатый профиль для стока воды, направлявшейся в городскую клоаку.

Почти на каждом перекрестке был установлен фонтан. На некоторых улицах стояли алтари, украшенные живописью, лепниной и надписями.

Фасады домов выходили на городские улицы, на нижних этажах которых находились лавки и мастерские, на верхних располагались жилые помещения.
Превосходно выполненные фрески, мозаики, статуи свидетельствуют о высоком уровне изобразительного искусства. Оригиналы помещены в археологический музей Неаполя , но на их месте установлены копии, которые создают прекрасное впечатление о былой роскоши.

Частные дома были достаточно простыми. Теплый климат позволял обходиться без окон, тем самым, экономя на дорогом стекле. Иногда в стене пробивали узкие щели. Дома выходили на улицу глухими торцами, вместо номеров писали имя владельца.

Над жилыми домами знатных горожан устраивался портик – деревянный навес на столбах, защищавший от дождя и солнца.
Главным помещением жилища считался атриум, т.е. закрытый внутренний двор, в центре которого располагался бассейн для сбора дождевой воды. Эта вода считалась священной. К атриуму прилегали комнаты, предназначенные для сна и работы; а также имелся сад и столовая. Дома знати отличались роскошью и богатством, количество комнат доходило до 40.

По трубам к домам и фонтанам города подавалась вода.

Помпеи был богатым и высокоразвитым городом, где процветали торговля и ремеслы.
Вместе тем это был густонаселенный город, в котором весь людской поток стекался к деловому центру Форуму.
На Форуме проходили заседания городского совета и устраивались связанные с ними церемонии: от выборов и присяги до торжественных похорон.
В работе над проектом форума зодчие следовали древней традиции: он не должен быть мал для практических целей, но и не должен казаться пустынным вследствие малолюдства.
Древнейшей постройкой Форума считается Базилика, в которой вершили правосудие, а в остальное время в ней проходили коммерческие и развлекательные собрания. Рядом с Базиликой находилась тюрьма, состоявшая из тесных помещений без окон, с узкими, окованными железом дверьми.

Во II в. до н.э. центральное место на Форуме занимал храм Юпитера или Капитолий, который считался главной священной постройкой. После окончательного покорения римлянами храм посвятили трем капитолийским божествам – Юпитеру, Юноне и Минерве. К его главному входу вела широкая лестница с каменной террасой, откуда жрецы произносили церемониальные речи.

Во времена Римской империи на Форуме была возведена Триумфальная арка, посвященная императору Тиберию, построены административные здания, табуларий – городской архив, постройки для обрядов, храм Аполлона, Пантеон - храм Августа.

Часть площади занимал продуктовый рынок – мацеллум. Рядом находились храмы городских ларов и Веспасиана, биржа Евмахии, Комициум – площадка для голосования граждан.

С заходом солнца Форум закрывался. Привратник обходил все выходы и запирал вороты. Главная площадь города пустовала до утра. После захода солнца на Форуме разрешалось находиться только тюремным сторожам и заключенным.

Древние римляне любили и поклонялись богам покоренных народов. Они переселяли чужих идолов к себе и относились к ним с большим почтением, стараясь заслужить их симпатию. Языческие храмы располагались на главных площадях.

Лучше всего сохранился храм Исиды.
Исида была кумиром богатых римлянок, находивших у нее защиту во внебрачной любви. Жрицы храма Исиды также устраивали свидания между однополыми любовниками.
Храм, помещенный в середине четырехугольного портика с колоннами, покрытыми рисунками, возвышается на высоком подиуме с боковой лестницей. По бокам оборудованы две ниши, предназначенные для статуй Анубиса и Арпократа, сына и брата Исиды.
Позади храма стоят небольшие здания, здесь собирались жрицы Исиды и устраивались свидания, а также располагалось Чистилище с водой из Нила, которую использовали в обряде очищения.

В Помпеях имелось два театра, возведенных по греческому образцу.
Большой театр был построен в 200-150 гг. до н.э. в естественной впадине холма. Во времена Августа театр расширили, и его вместимость составляла 5 000 зрителей. Сохранилась нижняя часть театра, покрытая мрамором и предназначавшаяся для самых важных горожан.

В Помпеях работали множество термополий - античных харчевен, где подавали горячую еду и вино с пряностями. Блюда разогревались с помощью объёмных сосудов, встроенных в прилавок по самое горлышко, в которые наливалась горячая вода.


В городе работало множество общественных терм, при этом в каждом богатом доме были собственные бани.

Но жизнь процветающего города оборвалась по воли судьбы. Разрушительное извержение Везувия принесло не только людскую трагедию, но и дало «бессмертие» Помпеям.
Предвестников извержения вулкана было сильное землетрясение, произошедшее в 62 году н.э. Практически все здания Помпей были повреждены, некоторые полностью разрушены. Но город быстро восстановили.

Извержение Везувия началось днем 24 августа 79 г. н.э.
Поначалу мало кто из жителей обратил внимание на облако из пепла и пара, которое поднялось над вулканом, ведь Везувий давно уже считался уснувшим.
Вскоре черное облако закрыло все небо над городом, хлопья пепла оседали на крышах домов, тротуаре, деревьях. Пепел приходилось постоянно стряхивать с одежды.
Под его слоем яркие краски города тускнели, сливаясь в единый серый фон. Непрерывные подземные толчки постоянно сотрясали землю.
Начавшееся землетрясение было настолько сильным, что повозки на улицах стали опрокидываться, а с домов падали статуи и осыпалась черепица.
На улицу можно было выйти, только накрыв голову подушкой, так как вслед за пеплом с неба стали падать и камни. Тревога людей нарастала.
Поднявшийся из жерла вулкана столб достиг высоты 20 км.

Многие жители пытались укрыться от пепла в домах, но там воздух быстро наполняли ядовитые сернистые пары и люди погибали от удушья.

Под тяжестью пепла крыши домов обваливались на укрывшихся в них обитателей.
Многие гибли, не в силах покинуть ценные вещи.
Во время раскопок были найдены много людей с мешками, набитыми золотом и другими драгоценностями.
Взрыв был растянутым во времени, поэтому большинство жителей успели покинуть город.

В городе остались рабы, которых оставили специально беречь домашнее имущество, и граждане, упорно отказавшиеся покидать свои жилища.
Утро следующего дня встретило оставшихся в окрестностях людей кромешной тьмой, воздух стал горячим. Извержение Везувия полностью уничтожило .
Город скрылся под слоем пепла, толщина которого достигала нескольких метров.
На многие века на месте, где раньше росли маслины и зеленели виноградники, простерлись унылые серые равнины застывшей лавы.
Погребенные под пеплом города почти на 1700 лет исчезли из памяти людей, пока случайно, в конце XVI века, архитектор Фонтана, копая колодец около Сарно, не нашел остатки стены и обломки фресок. Первые раскопки города начались в XVIII веке.
Первым из всех городов были раскопаны .

Проезд:
На поезде Circumvesuviana из Неаполя до остановки Pompei Scavi.

Часы работы:
С 1 ноября по 31 марта: все дни с 8.30 до 17.00 (кассы до 15.30)
С 1 апреля по 31 октября: все дни с 8.30 до 19.30 (кассы до 18.00)
Закрыто: 1 января, 1 мая, 25 декабря.

Официальный археологический сайт Помпей www.pompeiisites.org.

Всем известны Помпеи с самого детства — знаменитый древний город, который погиб от извержения Везувия и был погребен заживо под лавой и пеплом. Италия манила меня с самого детства, но мне почему-то никогда не приходило в голову, что я побываю и на развалинах знаменитых Помпей. И вот этот день настал. Мы прибыли из в Помпеи. Первое, что видишь — вход в город, который некогда был портом. Надо заметить, что сейчас море начинается наверное не расстоянии нескольких километров от этого места — вот как за 2000 лет поменялась береговая линия.

Извержение Везувия произошло в августе 79 г н.э. и длилось оно 2 дня.В первый день были стремительные выбросы ядовитого дыма из вулкана, которые очень быстро покрыли все близлежащие территории, в том числе настигли и Помпеи. Многие просто задохнулись от этого дыма в первый день. Говорят, было достаточно 1 раз вдохнуть чтобы сжечь себе легкие и умереть. Те, кому удалось сбежать и спастись, стали возвращаться в город после того, как дым рассеялся. И это была их роковая ошибка — в древности люди не знали наверное, что выбросы дыма — предвестник извержения вулкана. И вот на 2-ой день началось извержение вулкана, и тогда уже погибли все те, кто сумел выжить в первый день и вернулся в город. Такая вот печальная история.

Большинство домов выглядит как-то так — разрушенные стены, остатки печей, посуды, пола.

А это центральная площадь древних Помпей (древние, потому что сейчас рядом есть новые, современные Помпеи, ничем не примечательное провинциальное поселение) — Форум. Вернее то, что от него осталось — колонны, восстановленные стены, арки храмов.

Панде здесь очень понравилось 🙂

Путеводитель гласит о том, что когда город нашли, начались раскопки и сюда хлынули первые толпы туристов — все здесь выглядело менее разрушенным. Для посещения было открыто более 50 домов. Но туристы — они же такие, все любят потрогать, отломать камешек на память и т.д. — в результате чего половина домов, представлявших собой интерес, превратилась в такие же унылые руины, и тогда было принято решение разграничить посещение для туристов, установить ограды, а какие-то зоны вообще закрыть для туристов.

А это и есть Везувий. Визуально — находится довольно-таки далеко, но видимо убийственная волна идет на большие расстояния.

Сейчас у Везувия нет пика, вместо него образовался кратер. Но до извержения это была одна гора с верхушкой и он был выше, нежели сейчас. На данный момент Везувий считается почти потухшим вулканом и такого страшного извержения он уже больше никогда не совершит. Но тем не менее — периодически бывают небольшие подземные толчки. Специалисты установили датчики контроля действия вулкана, и если вдруг он что-то и задумает опять — люди об этом сразу узнают и смогут предотвратить такое количество жертв.

Городской кран с водой — уж не знаю новодел ли это или осталось с древних времен с небольшими современными доработками в виде крана. Но люди тут пьют воду и умываются. Я не рискнула.

Пустынные улицы Помпей.

А это соседняя улица — здесь полно туристов.
Благодаря лаве и пеплу, покрывшими город на 5-6 метров (а местами и на 8 метров), Помпеи являются чуть ли не единственным древним городом, который дошел до наших времен в первозданном виде и является уникальным памятником истории. Даже сейчас, глядя на руины, тяжело до конца представить как тут все выглядело 2000 лет назад.

В некоторых зажиточных домах сохранились бассейны, надписи, мозайка и рисунки на стенах. Сразу видно, что в таком доме жили не простые люди.

Мы набрели на Малый театр

По соседству с ним — форум. Здесь наверное тоже было место сосредоточия людей в античном городе.

Остатки античного театра. Неплохо сохранился!

Все места пронумерованы стальными табличками. Подозреваю, что здесь и по сей день устраивают небольшие камерные выступления.

О, а это современные обитатели античных Помпей — злые псы! Они бродят по развалинам, на них можно наткнуться где угодно. Трогать их и кормить крайне не рекомендуется, т.к. собаки дикие, могут и укусить.

Судя по рисунку на стене — еще один зажиточный дом. Правда кондиционер, стул и дверь — это конечно же новодел =)

А этот дом похож на красильную мастерскую или бани.

Еще один хорошо сохранившийся дом

Мозайка с собакой в дверном проходе — достаточно оригинально. Интересно, жила ли тут настоящая, живая собака?

А это для нас оставили архитекторы — чтобы можно было увидеть, насколько был погребен город и как его поэтапно раскапывают.

Фотографии откопанных скелетов. В том числе и пес! Может, тот самый, который жил в зажиточном доме?

А это общественные бани.

Воду наливали в сосуды, посетители бань черпали из них воду для банных процедур.

А это Grande Palestra — похоже на большой сад или полигон, или очережнйо форум.

Мы прошли город насквозь, и в самом конце расположен большой античный афмитеатр.

Кое-где сохранились надписи. Здесь наверное устраивали гладиаторские бои, соревнования и прочие зрелища, которые так любили посещать древние жители.

Идем дальше. Вообще, если верить путеводителю, то чуть ли не центральное место в городе занимает лупанарий — античный публичный дом. И чуть ли не на каждом шагу на стенах дома нарисованы фаллосы, которые указывают направление к нему. Но увы — мы прошли город насквозь, но так и не добрались до Лупанария, и не заметили еще ни одного фаллоса. Может куда-то не туда смотрели или шли? И вот мы решили возвращаться ко входу по другой части города. Вдруг нам тут повезет!

Ура! Мы нашли первый указатель на лупанарий. Правда он никуда не указывал, а просто нарисован мужской половой орган, смотрящий вверх дома. К слову — лупанарий находился полностью в противоположном направлении.

А вот еще один. Правда, больше мы их не встречали 🙂

Если вы смотрели хоть один научно-документальный фильм про Помпеи, то эта статуэтка должна быть вам знакома (я себе, к примеру, прикупила магнитик с ее изображением). Это самый известный дом в Помпеях (правда, наверное, после лупанария) — дом Фавна. Данная статуя Фавна — копия, и именно в честь нее и назван дом.

Зажиточный был дом, с собственным садом!

А это наверное картина о битве Александра Македонского (или ее копия).

По соседству с домом Фавна расположены термы Форума

Неплохо сохранились

Кафетерий, вживленный в античный дом

Во время раскопок, как только натыкались на останки людей, делали небольшое отверстие, заливали его гипсом и получался такой вот слепок человека, заживо погребенного под слоем лавы и пепла.

А эти ребята удостоились меньшей чести — их просто погрузили в ящики и поставили на улице за решеткой.

По соседству — кувшины

Мы снова на форумной площади города

О, а это тот самый лупанарий. Мы наконец нашли его! Оказалось очень маленькое здание, в котором было всего 4 крохотные комнаты. Кровати и подушки — каменные, не очень то удобно. размеры кроватей тоже маленькие — по ним можно судить о высоте людей, некогда живших тут.

Знаменитые порнографические рисунки на стенах лупанария

Ну вот и все, лупанарий был последним пунктом для посещения. Дальше мы решили отправиться в некрополис в музей откопанных останков людей. Наш путеводитель гласил, что он находился рядом со входом в Помпеи, но как мы позднее выяснили — он переехал, и ныне находится недалеко от Амфитеатра, т.е. в противоположной части города. Поскольку путь был далеким (сам город не такой уж и маленький, а бродить в 35-ти градусную жару по руинам не так то просто) — то нам пришлось смирится с тем, что мы уже увидели несколько скелетов и гипсовых слепков людей — и в общем нам этого хватило.

За обедом нам подали пиво в таком вот кувшине — мохито!

От железнодорожной платформы Pompei Scavi каждый час отправляются экскурсионные автобусы на Везувий — а что, удобно — посмотрел Помпеи и поехал на сам вулкан, чтобы посетить и его, виновника торжества. Нас везли вначале на автобусе порядка 30 минут, потом пересадили на вот такие бронированные специализированные машины, где надо было пристегиваться на каждом сидении, и уже на нем мы добирались почти до верхушки вулкана, насколько это возможно. Дальше — только пешком. Вот, мы уже в пути.

Надо заметить, что с точки зрения обуви мы были не подготовлены — не очень то удобно в шлепанцах взбираться на гору, пусть и по проложенным дорожкам. Вулканическая крошка постоянно забивается среди пальцев и доставляет массу неудобства при ходьбе.

Помпеи находятся где-то там, слева, где зеленый кусок на фотографии. Если учесть что там раньше была вода, то мысленно можно подвинуть береговую линию и представить как это выглядело раньше (подозреваю что до извержения вулкана)

Не помню почему нам так весело на этой фотографии. Но подниматься в гору мы уже устали к этому моменту.

А это путь, который себе проделывает спускающаяся вниз лава.

Мы все выше!

Ура, мы наконец поднялись до кратера! Вот так выглядит вулкан наверху.

Кратер Везувия.

Кое-где до сих пор выходит горячий воздух из вулкана. Он хоть и практически не опасен, но все еще действующий.

Можете представить что тут было 2000 лет назад?

Везувий был моей далеко не первой горой, но был первым вулканом, на который я взбиралась, пусть уже и не такой активный. Сама эта мысль очень сильно впечатляла и возбуждала.

Да, это вид на противоположную сторону берега. Где-то тут возле залива расположен Неаполь. Кстати, до Неаполя извержения Везувия не добралось в свое время — слишком далеко.

Что могу сказать — приятно гулять по вулкану. Это стоит своих денег — побывать в историческом месте, да еще и на вулкане!

Удивительное дело — некоторые предпочитают строить храмы, церкви, делать священные места на вулканах — уж не знаю почему, типа ближе к богу? Извержение вулкана — божественное вмешательство? А географию в школе эти люди, интересно, хорошо изучали?

Довольное у меня лицо, правда?

Идем обратно. Наше время истекает, надо успеть сесть в машину, иначе она может уехать без нас.

Помпеи — безусловно то место, которое стоит посетить. Я нисколько не жалею что приехали сюда, потратили на это целый день, устали, но остались очень довольны. Нам предстоял пусть обратно, в Неаполь — на электричке ехать порядка 50 минут. Пока-пока Везувий и Помпеи!

Недавние раскопки показали, что в I тысячелетии до н. э. существовало поселение близ современного города Нола и в VII веке до н. э. приблизилось к устью . Новое поселение - Помпеи - было основано осками в VI веке до н. э. Их название скорее всего восходит к оскскому pumpe - пять, и известно с самого основания города, что свидетельствует о формировании Помпей в результате слияния пяти поселений. Деление на 5 избирательных округов сохранилось и в римское время. По другой версии название произошло от греческого pompe (триумфальное шествие): по легенде об основании городов Помпеи и Геркуланума героем Гераклом , тот, победив великана Гериона - торжественно прошествовал по городу.

Ранняя история города слабо известна. Сохранившиеся источники говорят о столкновениях между греками и этрусками. Некоторое время Помпеи принадлежали Кумам , с конца VI века до н. э. находились под влиянием этрусков и входили в союз городов во главе с Капуей . При этом в 525 до н. э. был построен дорический храм в честь греческих богов. После разгрома этрусков в Ките, Сиракузах в 474 до н. э. господство в регионе вновь завоевали греки. В 20-е годы V века до н. э. вместе с другими городами Кампании были завоёваны самнитами . В ходе Второй Самнитской войны самниты были разгромлены Римской республикой , а Помпеи около 310 года до н. э. стали союзниками Рима.

Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Большинство жителей покинуло город до катастрофы, однако останки погибших находят и за пределами города. Поэтому точное число погибших оценить невозможно.

Среди погибших от извержения был Плиний Старший , из научного интереса и из желания помочь страдавшим от извержения людям пытавшийся приблизиться к Везувию на судне и оказавшийся в одном из очагов катастрофы - у Стабии .

Раскопки города

Стили настенной живописи и фресок

Стены римских домов изнутри покрывались фресками, изученными по большей части на примере Помпей, Геркуланума и Стабий. Немецкий учёный Август Мау в 1882 году предложил деление помпейских фресок на 4 стиля. Впоследствии, с открытием других памятников, эта классификация была расширена на всю римскую настенную живопись. Приведённые здесь временны́е рамки характерны для Помпей, в Риме и других городах даты могут отличаться.

  1. Инкрустационный или структуральный ( - годы до н. э.) - характеризуется рустом (кладка или облицовка стен камнями с грубой, выпуклой лицевой поверхностью) и росписью, имитирующей облицовку мраморными плитами. Возник под влиянием искусства эллинизма , часто встречаются репродукции греческих картин.
  2. Архитектурный стиль (80 год до н. э. -14 год) - на гладких стенах изображались колонны, карнизы, архитектурные композиции, пейзажи, создававшие иллюзию объёма и уходящего вдаль пространства. В росписях появляются фигуры людей, создаются сложные многофигурные композиции, часто по мифологическим сюжетам.
  3. Египтизированный или орнаментальный (с 14 года н. э.) - переход к плоским орнаментам, в обрамлении которых размещались картины, обычно пасторальной тематики.
  4. Фантастический или перспективно-орнаментальный (с 62 года н. э.) - появляются фантастические пейзажи, изображаемая архитектура напоминает театральные декорации, переставая подчиняться законам физики. Картины с изображением людей становятся динамичнее.

Городские сооружения

Форум

По сторонам от лестницы находились две триумфальные арки . Западная, вероятно, была посвящена Германику , а восточная была разобрана. Возле северной оконечности храма находится арка, посвящённая Тиберию, в её нишах, обращённых на форум, находились статуи Нерона и Друза.

Храм Аполлона

Наряду с дорическим храмом на треугольном форуме это древнейший храм Помпей. Некоторые архитектурные детали позволяют датировать его - годами до н. э. Предположительно во II веке до н. э. он был перестроен, тем не менее сохранил характерную черту греческой архитектуры: колоннаду по всему периметру храма.

Храм обращён главным входом на базилику, окружён портиком, расписанным сценами из Илиады . Сам храм окружён 28 коринфскими колоннами, 2 из них полностью сохранились. Пол выполнен в той же технике, что и пол храма Юпитера. Перед лестницей - алтарь. Сохранились также бронзовая статуя Аполлона и бюст Дианы (оригиналы в музее Неаполя, в Помпеях копии). Слева от алтаря во времена Августа воздвигнута ионическая колонна для солнечных часов .

Храм Фортуны Августа и арка Калигулы

Находится в конце улицы Форума, идущей от арки Тиберия на северо-запад. Небольшой храм с фасадом из 4 коринфских колонн был построен на средства дуумвира Марка Туллия на собственной земле. Внутри храма несколько ниш для статуй Августа, членов его семьи и, возможно, самого Туллия.

За храмом улица Форума продолжается как улица Меркурия. В её начале установлена триумфальная арка Калигулы (правил в -41 годах н. э.), сложенная из кирпича и облицованная травертином (остатки облицовки сохранились только у основания). Рядом с аркой найдена конная статуя императора, вероятно, находившаяся на ней.

Другие здания

К юго-западу от храма Юпитера находились общественные уборные, склады для торговли зерном (сейчас в них хранятся археологические находки) и весовая - место хранения эталонов римских единиц измерения, по которым проверялись те, что использовали торговцы на форуме.

Комплекс общественных зданий в районе театров

Треугольный форум

Площадь треугольной формы, окружённая колоннадой из 95 ионических колонн. В северном углу находились пропилеи с 6 ионическими колоннами, на востоке соединяется с Самнитской палестрой, Большим театром и, по длинной лестнице, с Квадрипортиком.

На площади расположен греческий храм VI века до н. э. (т. н. Дорический храм ), посвящённый Гераклу, мифическому основателю города. Храм имел размеры 21 на 28 м, выстроен из туфа, с южной стороны к нему вела узкая лестница. Позади храма находились солнечные часы. Со всех сторон окружён колоннадой: 7 колонн по короткой и 11 по длинной стороне.

Самнитская палестра

Согласно посвятительной надписи, построена дуумвиром Вивием Виницием во второй половине II века до н. э.. С трёх сторон она окружалась портиком, в южной стороне располагался пьедестал, где проводились церемонии награждения, с западной стороны пристроены бытовые помещения. Из-за своих маленьких размеров, к эпохе Августа перестала вмещать всех желающих, после чего была построена Большая палестра .

Храм Исиды

В центре двора, окружённого портиком с коринфскими колоннами, на высоком цоколе стоял храм конца II века до н. э., восстановленный после землетрясения 62 года от имени 6-летнего Попидия Цельсиния его отцом Попидием Амплиатом, надеявшимся таким образом способствовать будущей политической карьере сына.

Фасад храма оформлен портиком в 4 колонны в ширину и 2 в глубину. По сторонам находились ниши со статуями Анубиса и Гарпократа . Также в храме была ёмкость с водой из Нила .

Храм Юпитера Мейлихия

Был построен ещё в III-II веке до н. э. и посвящён Зевсу , однако был перестроен и передан культу Юпитера в 80-е годы до н. э. По форме идентичен храму Исиды, однако имеет более глубокое внутреннее святилище. Выполнен из туфа, облицован мрамором.

По другой гипотезе, базирующейся на некоторых находках на территории храма, он был посвящён Асклепию .

Квадрипортик

Квадрипортик (площадь с портиком) служил местом, где собиралась публика театров до начала спектакля и во время антрактов. После землетрясения 62 года, разрушившего казармы гладиаторов в северной части города, под казармы приспособили квадрипортик. Здесь найдено оружие, ныне хранящееся в Национальном музее Неаполя.

Большой театр

Большой театр, ставший культурным центром города, был построен в III-II веках до н. э., с использованием природного склона для размещения сидений для зрителей. При Августе театр был расширен архитектором Марком Арторием на средства Марка Олкония Руфа и Марка Олкония Целера путём создания надстройки над уровнем земли, поддерживающей верхние ряды мест. В результате он стал способен вместить до 5000 зрителей. Мог быть накрыт навесом: кольца для него сохранились до наших дней.

Нижние несколько рядов (ima cavea ) предназначались для знатных горожан. Два балкона над боковыми входами, также построенные Марком Арторием - для жриц и организаторов представлений. Сцена была декорирована колоннами, карнизами и статуями, датируемыми временем после 62 года.

Малый театр

Амфитеатр и Большая палестра

Центральные термы

Заложены сразу после землетрясения 62 года н. э., однако к 79 году так и не был завершён бассейн, а портик палестры даже не начат. Трубы, по которым подавалась вода, уже существовали, однако печи так и не сложены. Имели полный набор залов, однако лишь в одном экземпляре (без деления на мужское и женское отделения).

Пригородные термы

Располагались в 100 метрах за Морскими воротами на искусственной террасе. Из-за своего положения были найдены и разграблены уже в древности. Интересной их особенностью являются большие окна с видом на море. Бассейны декорированы фресками с изображением водопадов и горных пещер, а также мозаиками. Однако наибольшую известность термы получили из-за 16 эротических фресок в четвёртом стиле (в их числе единственное известное древнеримское изображение лесбийского секса), найденных в начале 1990-х в аподитерии. Их наличие породило гипотезу, что в здании на втором этаже функционировал лупанарий , что, однако, отвергается археологами, изучавшими термы, и большинством историков.

Лупанарий

Помимо лупанария в городе существовало как минимум 25 предназначенных для проституции одиночных комнат, часто они располагались над винными лавками. Стоимость данного вида услуг в Помпеях составляла 2-8 ассов . Персонал был представлен в основном рабынями греческого или восточного происхождения.

Производственные здания

Обеспечение пищей

В Помпеях обнаружено 34 пекарни, полностью удовлетворявшие нужды горожан и экспортировавшие свою продукцию в соседние поселения. Наиболее известны пекарня Попидия Приска и пекарня на улице Стабий , в которой сохранилось 5 ручных мельниц . Жернова двух типов: один неподвижный конусовидный (meta ), другой в форме песочных часов без дна и крышки (catillus ), надевавшийся на него сверху. В полость верхнего жёлоба засыпалось зерно, и он приводился в движение рабами или волами . Изготовлены жернова из вулканических пород . Многие пекарни не имели прилавков для продажи хлеба, либо поставляя его оптом, либо разнося по домам или продавая на улице с рук.

Также в Помпеях производился рыбный соус «гарум », который в больших количествах шёл на продажу в другие города. Раскопан целый цех по его приготовлению, в котором сохранились амфоры для перевозки продукта. Технология состояла в следующем: рыбу, очищенную от костей и растёртую, выдерживали в солёной (морской) воде в течение нескольких недель. Часто к ней добавляли зелень, пряности, вино. Приправляли им самые разнообразные блюда.

В Помпеях была развита система термополиев (всего насчитано 89 заведений), снабжавших людей горячей пищей и позволявших им отказаться от приготовления её дома (многие дома в Помпеях не имели кухни).

Ремёсла

Одним из важнейших ремёсел в городе было производство шерстяных тканей. Найдено 13 цехов по обработке шерсти, 7 прядильных и ткацких мастерских, 9 красильных. Важнейшим производственным этапом было валяние шерсти, которое осуществлялось в Древнем Риме фуллонами (fullones ). Особенности технологии позволяли им заниматься также стиркой одежды горожан.

Наиболее широко известна помпейская сукновальня Стефания - перестроенный под мастерскую жилой дом. Фуллоны валяли и отмывали шерсть от пота животного и грязи в яйцеобразных чанах, которых у Стефания было три. Там же производилась очистка грязной одежды. В качестве моющего средства использовали соду или постоявшую 1-2 недели мочу , которые омыляли жир , находящийся в ткани. Ёмкость для сбора мочи, например, стояла в здании Евмахии на Форуме. Бросив шерсть или очень грязную ткань в чан, фуллон топтал его ногами (saltus fullonicus - танец фуллонов, как назвал этот процесс Сенека).

Затем шерсть и ткань следовало тщательно прополоскать в больших ёмкостях, которых у Стефания также было три. Относительно чистые и деликатные вещи в его сукновальне стирали в бывшем имплювии его тосканского атрия . Помимо этого, в сукновальне стояли ёмкости для отбеливания и покраски вещей. Осуществлялось здесь и глажение одежды, для туник даже имелся особый пресс.

В другой сукновальне (всего их в Помпеях 18), расположенной на улице Меркурия, найдены фрески, пролившие свет на весь технологический процесс фуллонов .

Жилые дома

Оригиналы большинства произведений древнеримского искусства (фресок, мозаик) выставлены в Национальном археологическом музее Неаполя . В самих домах находятся копии.

Дом Трагического поэта

Является типичным римским домом II века до н. э. и знаменит своими мозаичными полами и фресками, изображающими сцены из греческой мифологии. Находится напротив терм Форума. Назван по выложенной в полу мозаике репетиции трагического спектакля. У входа в дом выложена мозаика с изображением собаки и с надписью «Cave Canem » («Берегись собаки»). По сторонам входа находились торговые помещения.

Стены атрия были украшены изображениями Зевса и Геры , сценами из Илиады . Фрески перемещены в Археологический музей Неаполя.

Дом Хирурга

Один из древнейших помпейских жилых домов, выстроенный в IV-III веках до н. э. Получил название из-за того, что в нём обнаружены многочисленные хирургические инструменты . Фасад сложен из известняковых блоков, внутренние стены выполнены в технике opus africanum (вертикальные конструкции из положенных друг на друга чередующихся вертикальных и горизонтальных блоков, между которыми стена выкладывалась более мелкими камнями или кирпичами). Сохранились фрески в первом и четвёртом стиле.

Дом Фавна

Богатый дом, занимающий пространство между четырьмя улицами - инсулу (40 на 110 м), площадью 3000 м² - это самый роскошный дом в Помпеях. Предположительно, был построен для Публия Суллы, племянника завоевателя города, поставленного им во главе Помпей.

На пороге главного входа в дом выложена мозаичная надпись «HAVE» (здравствуй) , отсюда можно было пройти в этрусский (тосканский) атрий , сохранивший до наших дней имплювий (неглубокий бассейн для сбора дождевой воды) с богатой геометрической инкрустацией из разноцветного мрамора и статуэткой танцующего Фавна , давшей имя дому. Второй вход располагался восточнее и вёл во второй, тетрастильный (с крышей, поддерживаемой 4 колоннами), атрий, предназначенный, видимо, для гостей.

Дом Веттиев

Небольшой, однако богато украшенный дом, принадлежавший торговцам-вольноотпущенникам Авлу Веттию Конвиве и Авлу Веттию Реституту. Настенная роспись выполнена после 62 года в четвёртом стиле . Через вход и вестибюль, где находится известная фреска с изображением Приапа , можно попасть в атрий, стены которого украшены фризами с амурами и психеями . Два крыла атрия украшены медальонами с головой Медузы и Силена (справа) и фреской с дерущимися петухами (слева). Ещё один вход ведёт сюда с улицы через хозяйственные постройки.

Справа располагается второй маленький атрий с ларарием (отдельным святилищем). Прямоугольный в плане перистиль перпендикулярен направлению главного входа. Он украшен дорическими колоннами и настенной живописью. Перистиль полностью восстановлен, по оставшимся следам воссозданы даже клумбы. В перистиль открывается триклиний, стены которого расписаны амурами, подражающими деятельности людей. Видны сцены торговли, гонок на колесницах, обработки металлов, ткачества, сбора винограда, празднеств. Там же большое количество фресок, иллюстрирующих эпизоды мифов, изображения богов. В зале слева от перистиля - юный Геракл, душащий змей.

Дом Позолоченных Амуров

Граффити на стене дома называет его владельцем Поппея Абито, родственника Поппеи , второй жены Нерона.

Перистиль, вероятно, использовался для проведения театральных представлений: одна из колоннад приподнята наподобие сцены. Между колоннами были подвешены медальоны и маски. Сад перистиля наполнен бюстами и барельефами, в северной его части находится ларарий, в южной - святилище Исиды. Таблиний и триклинии украшены фресками по мотивам греческих мифов. В стену одной из комнат вставлены диски с амурами на золотых листьях.

Дом Менандра

Дом Моралиста и дом Пинария Цериале

Дом моралиста находится неподалёку от дома Лорея Тибуртина. Назван так из-за надписей в летнем триклинии (белым по чёрному):

  1. Держать в чистоте ноги и не пачкать бельё и постели,
  2. Уважать женщин и избегать непристойных речей,
  3. Воздерживаться от гнева и от драк.

В конце заключение: «В противном случае возвращайтесь к себе домой».

По соседству расположен дом Пинария Цериале , принадлежавший ювелиру. При его раскопках было найдено более сотни драгоценных камней.

Дом Юлии Феликс

Занимает одну из самых больших инсул города, однако лишь треть её застроена, 2/3 представляют собой сад. Часть дома с банными помещениями сдавалась внаём.

Дом Сада Геркулеса (Дом Парфюмера)

Это был относительно маленький дом. Вход вёл в коридор, по сторонам которого были две кубикулы и который завершался в атрии. За атрием находилось ещё несколько комнат и огромный сад, разбитый в I веке до н. э. на месте 5 подобных домов. В саду помещался ларарий со статуей Геркулеса, от которой весь дом и получил название.

Раскопан в -1954 годах , однако лишь в - в результате исследований сотрудников Мэрилендского университета было обнаружено, что сад предназначался для выращивания растений, из которых производились духи и благовонные масла. Возможно здесь также делали гирлянды из цветов. В результате этих исследований дом получил второе имя - дом Парфюмера.

Городские укрепления

Стены Помпей имеют длину 3220 м, в них 7 ворот (существование восьмых спорно). Построены по всему своему периметру уже в VI-V веке до н. э. (тогда большая часть укреплённой площади ещё не была застроена, а занята садами и огородами) из известняка и туфа, внутри заполнены землёй. При самнитском господстве с внутренней стороны была сделана насыпь, позволяющая защитникам подниматься на вершину стен и обеспечивающая им дополнительную прочность. В III веке до н. э. эта насыпь укреплена камнем. 12 башен с наиболее уязвимых северной и восточной сторон были добавлены во II-начале I века до н. э..

Геркуланские (или Соляные) ворота были полностью перестроены в эпоху Августа, потеряв защитные функции и став более похожими на трёхпролётную триумфальную арку. Между ними и Везувианскими воротами на городской стене видны повреждения, нанесённые осадными орудиями Суллы.