Меню
Бесплатно
Главная  /  Лечение ожогов  /  Людмила Ивановна Касаткина: биография, карьера и личная жизнь. Людмила касаткина - биография, информация, личная жизнь Сергей колосов муж людмилы касаткиной

Людмила Ивановна Касаткина: биография, карьера и личная жизнь. Людмила касаткина - биография, информация, личная жизнь Сергей колосов муж людмилы касаткиной

Народную артистку проводили в последний путь с воинскими почестями

Гражданская панихида по замечательной актрисе Людмилой КАСАТКИНОЙ прошла в Театре Российской армии, сцене которого она отдала 65 лет. Поклонники, коллеги, родные навсегда прощались с женщиной, восхищавшей своими ролями несколько поколений зрителей. Людмила Ивановна всего на 10 дней пережила супруга, кинорежиссёра Сергея КОЛОСОВА.

Печальную церемонию организовала военная комендатура Москвы. Около входа в театр, в фойе и на сцене, где был установлен гроб, замерли солдаты почетного караула.

На больших экранах рядом с театром демонстрировали фотографии лучших ролей актрисы, а в холле устроили экспозицию сценических костюмов Людмилы Ивановны. Выступавшие друзья и соратники по сцене вспоминали о неповторимом таланте покойной. «Экспресс газета» же попросила тех, кто знал Касаткину в жизни, поделится запомнившимися моментами их общения.

Моя мама случайно встретилась с Людмилой Ивановной в магазине, - рассказал актер Виталий Максимов. – Подружились семьями, а потом и я оказался дома у Касаткиной и Колосова. С тем пор мы и дружили. Людмила Ивановна была строга в основном к самой себе, и очень принципиальной. Колосов и Касаткина - яркий пример того, как нужно жить, творить, любить и как нужно уходить из этой жизни. Они - две половинки… Помню, как Людмила Ивановна отправлялась играть последний свой спектакль. Жалоб со стороны поклонников и администрации не было, даже если она спотыкалась об текст. Это происходит со многими актерами, кто выходит на сцену после 80 лет. В последнее время Людмила Ивановна и Сергей Николаевич находились в Центральной клинической больнице, но в разных отделениях. С Людмилой Ивановной я общался буквально несколько дней назад по телефону. Ей было сложно говорить, очень жалею, что не получилось приехать к ней в больницу. Она была абсолютно спокойна, рассудительна, но я слышал, что голос слабеет и настроение не очень оптимистично.

По словам близких актрисы, она, скорее всего, предчувствовала, что скоро уйдет и эти настроения только усилились, когда скончался супруг. Страдая болезнью Альцгеймера и утратив возможность связанно выражать свои мысли, Касаткина, как и многие подобные пациенты понимала и отвечала взаимностью на эмоциональные обращения к ней.

Было понятно, что немного времени остается между моментом похорон Колосова и ее собственным уходом, - вздохнул Максимов.

Актриса Алиса Богарт, которая в свое время училась на курсе у Касаткиной в ГИТИСе, с любовью вспомнила, что Людмила Ивановна относилась к своим студентам, как к детям:

Она воспитывала в нас не столько профессионально-актерские навыки, сколько на ее примере мы учились жить, оставаться на плаву в разных профессиональных и житейских ситуациях.


Она обладала божественным вирусом куража, возникала из пепла, могла чувствовать себя невероятно плохо, но если знала, что у нее вечером спектакль, возрождалась и входила королевой в театр. Касаткина никому не завидовала, была активным человеком, не могла сидеть в сторонке, ей нужно быть на передовой и она была там до конца.

У наших педагогов стояла очень высоко планка и к себе, и к профессии, - считает другой выпускник покойной Валентин Клементьев. - Четыре года, которые мы провели с Касаткиной и Колосовым были очень интересными и напряженными. Людмила Ивановна была человеком бескомпромиссным, что касается творчества. Для всех нас Касаткина и Колосов было одно целое, они замечательно между собой общались. Для нас эта семья была, как пример для подражания, этот формат взаимоотношений настоящих художников, в том числе любящих людей все это осталось в памяти, как яркий пример неординарных людей, любящих друг друга, театр, кино, сына, своих учеников.

Это была одна из редких пар в российском кино – актриса Людмила Касаткина и ее муж режиссер Сергей Колосов. Они прожили долгую счастливую жизнь в кинематографе и в буквальном смысле не могли жить друг без друга. Людмила Ивановна умерла на 87-м году жизни, вслед за мужем, которого пережила всего лишь на одиннадцать дней. Об их страданиях и об их счастливой любви репортеру рассказали сын этой замечательной пары Алексей и его жена.

Из-за февральских праздников похороны Людмилы Касаткиной пришлось отложить на несколько дней. Мне удалось поговорить с родными актрисы еще до прощания с ней. И вот я дома у сына Касаткиной – Алексея. Их почти враз осиротевшая семья в полном сборе – сын актрисы Алексей, его жена Светлана и их 11-летняя дочка Аня. Почти непрерывно раздаются звонки – коллеги и друзья выражают сочувствие. Пока Алексей говорит по телефону, невестка Людмилы Касаткиной приглашает меня на кухню. Мы разговариваем почти шепотом. Она рассказывает обо всем, что семье пришлось пережить за последнее время.

– Все началось 15 мая прошлого года, когда мы в ресторане отмечали 86-летие мамы (именно так Светлана называет свою свекровь. – Авт.). Сергею Николаевичу стало плохо, и его на скорой помощи увезли в ЦКБ. Тогда мы не знали, что он оттуда уже не выйдет, хотя его состояние давно вызывало тревогу. На его 90-летие все близкие и друзья приехали его поздравить. Были букеты от Карена Шахназарова, от коллег с «Мосфильма». Но многого он уже просто не понял, некоторых людей даже не узнал. А вот сына Алешу и внучку Аню до последнего узнавал. Младшую внучку он очень любил и до последних дней беспокоился о ней: «Она так быстро растет, она такая общительная, вы следите за ней!»

У Сергея Колосова были проблемы с сосудами, и в больнице его состояние ухудшалось день ото дня, иногда он целые недели проводил в забытьи. А в конце июня прошлого года в соседнюю палату поместили и супругу режиссера. Она уже не раз лежала в ЦКБ с бронхиальной астмой и другими заболеваниями. Актриса к тому же страдала страшным недугом – болезнью Альцгеймера. Память у нее стала просто пропадать, она могла не помнить, что с ней было пятнадцать минут назад. Последний спектакль актрисы в Театре Российской армии родственники вспоминают с ужасом.

– Это не поддается описанию! – говорит невестка актрисы. – Она плохо себя чувствовала, практически задыхалась. Мы привели ее в театр буквально на руках.

Ее гримерный столик был уставлен лекарствами – кислородом, ингаляторами, таблетками… Периодически Людмила Ивановна говорила: «Не буду играть!» Но все-таки вышла на сцену, где ей нужно было петь и танцевать!

Больная актриса, у которой уже давно установлен кардиостимулятор, отыграла свой последний спектакль до конца. И, о чудо, зарядившись любовью зрителей, она три дня чувствовала себя почти нормально. А потом снова попала в отделение пульмонологии ЦКБ с обострением бронхиальной астмы. Но теперь Людмила Ивановна почувствовала неладное и решила написать завещание.

– Она нам сказала: «Я уже понимаю, к чему дело идет. Не хочу, чтобы, как в случае с моей подругой Натальей Дуровой, были какие-то прения из-за наследства», – вспоминают Колосовы. – Мы, конечно, сначала отмахивались: «Что вы, мама, да бросьте, столько раз выкарабкивались и сейчас выкарабкаетесь!» Но она настоятельно попросила привести нотариуса. Она обозначила все четко: Алеша – ее единственный наследник. В жизни Людмилы Ивановны было столько приживалок и воровок, которые просто обворовывали ее! – вздыхает невестка актрисы. – Последняя домработница вынесла практически все золотые украшения. Людмила Ивановна это не сразу заметила. Милицию мы не стали вызывать, и эта женщина скрылась. Нужно было писать официальное заявление, но если б мы это сделали, имя Касаткиной в связи с этим стали бы трепать на каждом углу. Нам этого не хотелось…

К счастью, после этого случая семье удалось оты-скать другую, порядочную сиделку. Елена из Мурманска все эти месяцы мужественно ухаживала за престарелыми больными супругами. Она жила с ними в больнице, и это освобождало родственников от необходимости круглосуточно сидеть у постели больных.

– Это была большая помощь, учитывая тот факт, что у меня самой отец перенес инсульт, он не может ходить, а брат – инвалид второй группы, страдает ДЦП, да еще больная мать, – объясняет Светлана Колосова. – Да, мы не могли все время проводить в больнице, но нашлись люди, которые осудили нас за это.

И даже создали Общественный совет по спасению Людмилы Касаткиной! Я сейчас говорю об одной женщине и ее муже. Эту м олодую женщину Людмила Ивановна опекала, помогла ей стать актрисой. Та по доверенности получала за нее зарплату в театре. А в последние дни они с мужем очень активизировались, пытались всеми силами проникнуть в больницу к Касаткиной.

Зачем? Видимо, хотели что-то выпросить, а может, даже подписать какие-то бумаги. К счастью, они не успели этого сделать.
В последние дни Людмила Ивановна и Сергей Николаевич уже не могли видеться. Колосов находился в коме, но, видимо, душа его пребывала рядом с женой, потому что, к ужасу сиделки, актриса все время разговаривала с ним.

– Она чувствовала, что муж умирает, видела его, звала. Сиделка говорит: «У меня волосы дыбом вставали», – вспоминают родственники. – Людмила Ивановна тянула руки и говорила: «Сереженька, ну что ты вечно молчишь, ну ты можешь хоть что-то сказать? Что ты там шепчешь, ты же знаешь, я плохо слышу». Аж мурашки бежали по телу! Нам казалось, что она говорила в пустоту, а она будто видела мужа, и они общались.

Когда Сергей Николаевич умер, стало понятно, что Людмила Ивановна не в состоянии присутствовать на похоронах. Для нее решили организовать отдельное прощание. Но вопреки слухам, ее к гробу мужа не привозили в инвалидной коляске. Она дошла сама, перед этим сделала тщательный макияж, прическу и маникюр. Даже этот тяжелый час она встретила достойно и держалась мужественно – не билась в истерике.

– После прощания с Сергеем Николаевичем Людмила Ивановна находилась в тяжелом состоянии. Не знаем, осознавала ли она себя. Она часто разговаривала с умершим мужем, – говорит Светлана Колосова. – По словам сиделки, ее последними связными словами было тоже обращение к мужу: «Сереженька, сдвинь наши кровати, соедини их воедино». А потом наступило резкое ухудшение. Мы знали, что у нее еще и онкология, поэтому не ждали из больницы добрых вестей. Понимали, что это последние дни… А к врачам мы не имеем никаких претензий. Если бы последние полгода родители провели не в больнице, они бы умерли гораздо раньше.

…Алексей Колосов родился в большой любви. Шестьдесят лет Сергей Колосов и Людмила Касаткина прожили вместе!

– Между ними существовала особая духовная связь, постоянная необходимость друг в друге, – говорит сын актрисы. – Думаю, она и привела к тому, что мама после смерти отца так быстро ушла. Неправда, что папа много снимал ее в своих фильмах. Он строго подходил к отбору актеров. А мама была готова на все ради своих ролей – и прыгала с поезда беременная, и в клетку к тиграм входила, и доводила себя до истощения, ночевала в бараке, когда играла заключенную.

Их единственный сын Алексей родился в 1958 году. Его воспитывала бабушка по материнской линии, и благодаря этому Касаткина могла продолжать много сниматься.

– Когда мне было неполных 14 лет, я начал стремительно терять зрение, – вспоминает Алексей. – Мне сделали очень тяжелую нейрохирургическую операцию. После этого я был совершенно выбит из колеи. Слава Богу, не потерял зрение полностью. В этот период я начал увлекаться музыкой, потому что больше воспринимал мир слухом. Слушал западное радио, освоил гитару.

Правда, родители настояли на том, чтобы я получил серьезное образование, и сначала я закончил факультет журналистики МГУ. Но постепенно все равно пришел к музыке.

Когда сын женился, Касаткина и Колосов разменяли свою большую квартиру на две поменьше, в одном подъезде. Но, несмотря на рождение дочери Людмилы, первая семья Алексея распалась. Людмила Ивановна очень переживала, что он живет один. И сама подыскала ему супругу.

– Я работала вместе с Людмилой Ивановной, а она познакомила меня с Алексеем, – говорит Светлана Колосова. – Четыре года нам с Алешей понадобилось, чтобы понять: нам нужно жить вместе. Такой же долгий досвадебный период был и у Колосова с Касаткиной. Так что мы повторили их судьбу.

…Сейчас в семье сына Касаткиной стараются больше говорить не о последних тяжелых днях родителей, а вспоминать, как они были счастливы друг с другом. И в самом деле, это была удивительная пара…

Справка

Людмила Касаткина родилась в 1925 году. После окончания ГИТИСа в 1947 году ее приняли в Театр Красной армии, где она проработала всю жизнь. Первая известность к актрисе пришла после выхода фильмов «Укротительница тигров» и «Медовый месяц», где ее партнером был Павел Кадочников. Он трогательно ухаживал за Касаткиной, но она уже связала свою жизнь с Колосовым.

Сергей Колосов родился в 1921 году, прошел две войны. Среди известных его фильмов – «Укрощение строптивой», «Душечка», «Помни имя свое», «Мать Мария». Во всех снималась Людмила Касаткина. Всего же он снял ее в 11 фильмах.

Алексей Колосов родился в 1958 году. Окончил факультет журналистики МГУ, Училище им. Гнесиных. Он сочиняет музыку, занимается джазом, ведет свою программу на радио.

Тяжело вспоминать последние дни моих родителей. Но уж слишком много грязи вылилось тогда на нашу семью. Чуть ли не фонд спасения Касаткиной учредили. От кого? От родного сына?

В один из мартовских дней прошлого года в подъезде дома, где жили родители, появилась незнакомая пожилая женщина. Долго трезвонила в их опустевшую квартиру. Сергей Колосов и Людмила Касаткина тогда уже обрели покой на Новодевичьем кладбище.

Но гражданка не унималась, пошла по соседям. Заливалась горючими слезами по Людмиле Ивановне. Умоляла дать мой телефон. При этом представлялась она... незаконнорожденной маминой сестрой. Якобы бабушка вынуждена была отдать ее в детский дом, но после смерти Касаткиной она решила найти семью, оттого и приехала в Москву из Калининграда.

На сороковины по маме эта дама явилась на кладбище. Устроила истерику. Хотела, чтобы я сфотографировался с ней на фоне могилы. Потом от ее имени звонили какие-то люди с пьяными голосами, пытались что-то от меня требовать...

Таких мошенниц за последние годы я повидал немало. Они стремились войти в доверие к родителям, поживиться за их счет. Некоторым, к сожалению, это удавалось... Когда мама попала в больницу, эти проходимцы пытались проникнуть в палату.

Как мог, я старался маму защитить.

В больницу были допущены только самые близкие. Когда не стало папы, сделал все возможное, чтобы родители попрощались без свидетелей.

Они простились в траурном зале больницы, за два часа до гражданской панихиды. Ходили слухи, что маму привезли туда на инвалидной коляске. Это неправда! В тот день она как будто мобилизовала все оставшиеся силы. Выпрямила спину. Подошла к гробу, склонилась, в последний раз поцеловала отца... Вслух не было сказано ни слова. А что она ему шептала про себя, что обещала - кто знает?

Мы не сразу решились сообщить маме о папином уходе. Врачи не советовали.

Фото: Из личного архива А. Колосова

Опасались, что у нее случится истерика, нервный срыв. Но потом посчитали - это будет предательством: мама заслуживает правды. Она только тихонько заплакала: «Ну, вот я и осталась одна».

Поняла ли мама, что произошло? Она уже не вполне осознавала реальность, находилась в каком-то ином измерении. Но именно тогда перестала цепляться за жизнь. Как будто оборвалась единственная ниточка, которая еще держала ее на этом свете.

В следующие дни несколько раз повторяла: «Сережа ушел». Обращалась к сиделке: «Сережа, почему ты молчишь?» А накануне смерти приподнялась на кровати, ее взгляд будто бы прояснился, лицо помолодело. Раздельно произнесла: «Сережа, воссоедини нашу постель воедино!» И потеряла сознание.

На следующий день ее не стало.

Родители прожили в любви и согласии шестьдесят один год. Так долго, что переплелись и мыслями, и чувствами, как будто проросли друг в друга и уже не могли существовать поодиночке.

Как-то мама пересказала мне свой диалог с Владимиром Сошальским. Тот спросил:

Неужели ты никогда не изменяла Колосову?

Ни разу! - возмутилась мама.

Выходит, тебе перед смертью и вспомнить будет некого?

Почему? Я буду вспоминать Сережу...

На воспоминания ей было отпущено всего десять дней. На одиннадцатый мама умерла.

Людмила Касаткина – замечательная советская актриса театра и кино. На протяжении многих лет за ее творчеством наблюдало огромное количество поклонников, которых интересовала не только её карьера, но биография и личная жизнь. Все киноленты, в которых актриса когда-либо появлялась, приобретали небывалый успех. Она пленяла мужчин своей обворожительной улыбкой и необыкновенной внутренней силой. Многим казалось, что она способна преодолевать все трудности на своем пути.

Биография

Будущая актриса родилась 15 мая 1925 года в небольшой деревне Новое Село, расположенной в Смоленской губернии. Её родители были обычными крестьянами. Практически сразу после рождения дочери вся семья переехала в Москву. Спустя время девочка начала интересоваться танцами, а родные старались поддерживать ее увлечения. Благодаря своей настойчивости и изнурительным тренировкам, она смогла поступить в одну из самых известных балетных школ столицы, на отделение хореографии.

У Людмилы никогда не возникало проблем с учёбой. Все преподаватели отмечали её невероятный талант и творческие способности. На большой сцене девочка появилась ещё в 11 лет. Это было её первое выступление в качестве танцовщицы. Но дальнейшие события навсегда перечеркнули её дальнейшую карьеру. Во время одного из выступлений Касаткина серьёзно повредила ногу, врачи настоятельно рекомендовали ей постельный режим и минимальные нагрузки. Поэтому ей нужно было навсегда проститься с балетом.

Первые творческие успехи

Несмотря на такое неприятное событие, Людмила недолго переживала. Помимо танцев, ее привлекал еще и мир кино и театра. К тому же, родители неоднократно говорили ей о театральном университете, где она сможет полностью реализовать свой творческий потенциал.

В результате девушка приняла их предложение и решила поступать в лучший государственный университет страны – ГИТИС. Но волнение о том, что ее могут не взять, просто переполняло Касаткину. К счастью, ее переживания были совершенно безосновательными, так как все члены вступительной комиссии были от нее в восторге.

В 194 году Касаткина с успехом окончила высшее учебное заведение, и ее сразу приняли в состав труппы в театр Советской армии. Именно этот театр станет для актрисы вторым домом, где она будет успешно развивать творческую биографию на протяжении всей жизни.

Кино и театр

В начале своей театральной карьеры молодой актрисе доставались веселые и жизнерадостные героини. Она успешно перевоплощалась в каждую из них, ведь в настоящей жизни у девушки был такой же заводной характер. За всю театральную деятельность актрисе удалось сыграть огромное количество неповторимых ролей. Самыми лучшими и запоминающимися работами можно считать:

  • «Укрощение строптивой»;
  • «Ревизор»;
  • «Дядя Ваня»;
  • «Без вины виноватые».

Помимо выдающихся театральных постановок, у Людмилы есть еще много хороших работ в кинематографе:

  • «По ту сторону»;
  • «Хлеб и розы»;
  • «Душечка»;
  • «Операция «Трест»»;
  • «Принцесса цирка»;
  • «Большая перемена».

В творческой биографии актрисы Людмилы Касаткиной насчитывается более 40 разноплановых ролей. Но особое внимание всегда уделялось ее первой работе – «Укротительница тигров», которая принесла ей широкую известность. Несмотря на то, что в этом году фильму исполняется 64 года, он до сих пор вызывает положительные эмоции у многих телезрителей. Кроме того, некоторые другие фильмы, в которых Людмила снялась в главной роли, вошли в золотой фонд советского кинематографа.

Личная жизнь

Биография, как и личная жизнь известной актрисы, всегда была одной из самых обсуждаемых тем. Зачастую люди не верили в любовь между звездными парами. По их мнению, такой союз не бывает долговечным. Но в этом случае все было немного иначе. Это и смогла доказать всем Людмила Касаткина. Ее мужем стал известный кинорежиссер Сергей Колосов, с которым она познакомилась в 1964 году. Молодой фронтовик сразу же влюбился в ее очаровательную улыбку.

На протяжении долгого времени Сергей оказывал возлюбленной знаки внимания, и только спустя несколько лет они смогли пожениться.

Последующие двенадцать лет супруги активно занимались совместной творческой деятельностью. Кроме того, он открыли свою мастерскую при ГИТИСе, где успешно преподавали актерское мастерство. Также молодые люди написали общую книгу под названием «Судьба на двоих».

Через некоторое время у супругов родился первенец – сын Алексей. Несмотря на то, что родители очень хотели, чтобы мальчик начал интересоваться кинематографом, их надежды не оправдались. Сына практически не интересовала эта сфера деятельности, так как он был очень увлечен музыкой. Долгое время он выступал на сцене в качестве джазмена, а затем стал руководителем популярной рок-группы «Аура».

Помимо всего прочего, молодой человек сочинял музыку для некоторых кинокартин, над которыми работал его отец. Людмила Касаткина очень ценила свою семью. Для нее всегда была важна гармония и взаимопонимание между родными. По ее мнению, только благодаря поддержке самых близких людей ей удалось достичь таких больших высот в творческой биографии.

Последние годы

Как известно, все свое свободное время Людмила Ивановна проводила на сцене. Из-за этого у нее возникли небольшие проблемы со здоровьем, которые, на тот момент, показались ей незначительными. Спустя несколько лет заболевание приобрело хроническую форму. Но ссылаясь на недостаточное количество времени, Людмила не обращалась за помощью к медикам.

И только весной 2011 года, когда актриса больше не могла выносить удушающий кашель, она обратилась к врачу. После проведения медицинского осмотра у Людмилы диагностировали пневмонию. Родные очень беспокоились за ее здоровье, так как врачи не давали никаких точных прогнозов. Но спустя некоторое время, Людмила Касаткина стала чувствовать себя гораздо лучше. Казалось, все в ее жизни теперь наладиться. Но, к сожалению, в ее семье произошла трагедия – смерть любимого мужа.

Горе полностью охватило ее, и она никак не могла смириться с мыслью о том, что его нет. Поэтому спустя несколько дней Людмила Касаткина ушла из жизни. Проводить талантливую актрису и прекрасную женщину пришло огромное количество человек.

Навсегда в памяти

Даже спустя много лет поклонники с удовольствием пересматривают все киноленты, в которых снималась Людмила Касаткина. Эти фильмы пропитаны добротой и искренностью, а главная героиня всегда выглядит бесподобно в каждом из них. Стоит отметить, что многие из нас с самого детства слышали ее голос, который доносился из известного мультфильма «Маугли».

Там Людмила озвучила мудрую пантеру Багиру. Большинство телезрителей неоднократно отмечали, что своим прекрасным голосом актриса способно загипнотизировать всех без исключения.

Ее талантливое исполнение невозможно спутать ни с чьим другим. Такое удивительное сочетание прекрасного голоса и актерского мастерства встречается довольно редко. Именно поэтому ее биография, творческие успехи и личная жизнь всегда будут вызывать интерес у миллионов людей.

Вам нравятся фильмы с участием Людмилы?

«Когда родители попали в больницу, врач, который раньше лечил Нонну Мордюкову, сказал: «Вы даже не представляете, что вам придется пережить!» — с этого признания героя начался очередной выпуск «Прямого эфира».

Ну что ж тут непредставимого? Больница, боль, уход за тяжелобольными стариками, бесконечные траты. Переживал такое каждый, у кого страдали, а тем более уходили из жизни близкие. Вот только врач имел в виду совсем другое: не обычный ужас, который переживают родственники простых смертных, а УЖАС-УЖАС-УЖАС, сопряженный с болезнью и угасанием знаменитых на всю страну людей, любимцев публики, народных кумиров.

Когда за каждым углом жертву подстерегают папарацци и прочие любопытствующие: они ломятся в палату под видом врачей и медсестер, они пробиваются к больному под личиной соцработников, они дежурят на крыше соседнего дома, чтобы суметь сделать эксклюзивный кадр беспомощной звезды, распростертой на больничной койке…

Прогноз врача, увы, оправдался: народную артистку СССР Людмилу Ивановну Касаткину, незадолго до смерти оказавшуюся в клинике, буквально разрывали на части. И тогда Алексей Колосов, сын актрисы и режиссера Сергея Николаевича Колосова, угасавшего в соседней палате, принял решение оградить родителей от назойливого внимания непрошенных гостей, строго ограничив посещение.

Год назад они почти одновременно ушли из жизни: сначала муж, через 11 дней — жена, великая Касаткина. Но ужас не закончился — «поползли слухи: якобы сын намеренно запер родителей в клинике, а сам в это время распоряжался их деньгами». Таким завлекательным анонсом приманивал зрителей ведущий программы «Прямой эфир» Михаил Зеленский. На сайте программы, где вывешен этот выпуск, заголовок и вовсе шокирующий: «Касаткину и Колосова погубил родной сын?»

«Мы сегодня в «Прямом эфире» вспоминаем великую пару и пытаемся разобраться, почему любимцы зрителей ушли из жизни в диком одиночестве, всеми забытые», — раз за разом все больше нагнетал атмосферу Зеленский. То, от чего предостерегал родных врач ЦКБ при жизни великой пары, продолжает преследовать их после смерти родителей. Беспардонное любопытство посторонних, от которого старательно оберегали свою жизнь Людмила Ивановна и Сергей Николаевич, одна из самых безупречных артистических пар, теперь не знает преград. Народ хочет знать, КАК уходили кумиры, и ТВ с удовольствием идет ему навстречу.

Алексей Колосов с женой пришли в эфир, чтобы развеять оскорбительные слухи и рассказать (хотя и со всей деликатностью), как все было на самом деле: как, никого уже, кроме сына, не узнавая, угасал отец (впрочем, в отличие от актрисы, он вообще мало кого интересовал), какой стресс переживала мама после нежданных визитеров, какое материальное бремя легло на семью, вынужденную обеспечивать круглосуточный уход за беспомощными, по сути, родителями и приобретать необходимые им лекарства, не всегда имевшиеся в лучшей элитной клинике страны.

К тому же сын, как никто другой, знает: великая актриса никогда не позволяла себе появляться на публике неприбранной, она хотела, чтобы ее запомнили бодрой и красивой, а посему случайные кадры, сделанные в клинике, оскорбили бы ее, будь она в состоянии контролировать себя и осознавать всю тяжесть своего положения.

Но все эти аргументы, такие очевидные и такие понятные большинству здравомыслящих людей, разбивались в студии «Прямого эфира» о тупую уверенность недоброжелателей Алексея Колосова в том, что он в тяжелые для родителей дни вел себя недостойно, заперев их в больнице, заставив страдать от одиночества и тем самым фактически приблизив трагическую развязку.

«Алексей, я просто изумлена, мама была бы очень недовольна», — словно нашкодившего мальчишку, отчитывала его актриса, считающая себя близкой подругой покойной. «Как так получилось, что Сергей Николаевич и Людмила Ивановна оказались в больнице? — призывала Алексея к ответу другая актриса, тоже претендующая на роль близкой подруги. — Если бы это были мои родители, они бы умирали дома».

А Михаил Зеленский азартно подхватывал и развивал обвинения: «Друзья утверждают, что Алексей совсем не знал Людмилу Ивановну, она не могла жить в изоляции, и одиночество ее сгубило… Он вынудил ее уйти из театра, без которого она не смогла жить… После смерти Сергея Николаевича Алексей ни разу не навестил мать, и она умерла на руках у чужих людей…»

Попытки других участников программы утихомирить обличителей тоже, в общем, ощутимого результата не дали — слишком уж очевидна была заведомо обвинительная направленность обсуждения. Один из друзей Алексея Колосова с горечью процитировал знаменитые строки Давида Самойлова: «Вот и все: смежили очи гении… Нету их — и все разрешено». Разрешено плевать в душу, разрешено копаться в чужом грязном белье, а если его нет, подкидывать свое, разрешено топтать грязными сапогами чужую жизнь и смерть.

Тележурналист Сергей Майоров после выпуска этой программы, презрев корпоративную солидарность, написал на своей странице в «Фейсбуке»: «Все чаще мне бывает стыдно за то, что я работаю на ТВ. Мне не стыдно за то, что я делаю. Мне стыдно за то, что я «телевизионщик». Все чаще это определение звучит брезгливо, все больше людей от нас прячутся и бегут как черт от ладана». Он же вспомнил, как снимал одно из последних интервью Людмилы Касаткиной и как она шептала ему перед съемкой: «Только не жалей меня и не суетись… Я пришла сказать до свидания и пусть буду такой, какая есть». Он написал, как двум по-настоящему народным артистам нелегко жилось в последние годы — их пенсии, зарплата Касаткиной и большинство гонораров сына уходили на лекарства, но они были гордые и никогда ничего ни у кого не просили. Вот бы о чем поговорить в «Прямом эфире», «вспоминая великую пару»: о печальной участи стариков (и простых, и великих), об унижениях, на которые обрекает их страна…

На этой же неделе в эфире «Пусть говорят» чествовали другого великого артиста — Владимира Михайловича Зельдина, отмечавшего 98-летие. Здесь не скупились на слова восхищения, здесь артисту преподносили цветы, здесь радовались его физическому и творческому долголетию. А он сам без всякой обиды и пафоса поведал публике, что нет у него ни дачи собственной, ни шикарной квартиры. Мечта о кабинете так и осталась мечтой, а живет он вдвоем с женой в маленькой двухкомнатной квартирке — 28 квадратных метров: «Еле расходимся…»

Жив и здоров Зельдин, слава богу, и можно еще успеть осуществить его мечту. Но некому. «Они любить умеют только мертвых». К ТВ, впрочем, и это не относится. Хотя память о великих не в состоянии опошлить даже ТВ — пошлейшее и беспардоннейшее из «искусств». Отравить жизнь их близким — это да, это легко. Тем более когда зал требует: «Давай подробности!»