Меню
Бесплатно
Главная  /  Лечение ожогов  /  Японские традиции. Веер утива (Uchiwa). Японские веера

Японские традиции. Веер утива (Uchiwa). Японские веера

ЯПОНСКИЕ ВЕЕРА

Веера в японской культуре, боевых искусствах и оккультных практиках

При подготовке статьи спользованы материалы:
Мещеряков А.Н. "Книга японских символов", Москва 2003
David Avalon Hall “Marishiten. Buddhism and the warrior goddess” dissertation 9103711 in University of California, Berkeley, 1990

Под словом "веер" мы разумеем складывающийся предмет. Такой веер, завезенный в Европу XVII в., был предназначен для спасения модниц от театральной духоты. В русском языке слово "веер" впервые фиксируется в 1724 г. Однако первоначальный (китайский) веер не был складывающимся. Это был лист бумаги, шелка, вклеенный в бамбуковую круглую рамку. Несколько походил на ракетку для игры в пинг-понг. Самой ранней формой такого веера было опахало. В Китае такой веер (утива) известен по крайней мере 2000 лет.
Кстати и китайский иероглиф для веера 扇 - перья под крышей...

Посмотреть фотографии расписных японских вееров или почитать лирику Вы сможете и на многих других ресурсах в Сети, потому обращусь к более интересным моментам истории использования вееров в Японии.

В Японии веер появился не позднее VIII в., о чем и имеется письменное свидетельство: в 762 г. одному ветхому старику в виде особой милости было разрешено являться ко двору с посохом и веером. Помимо указанных целей, веер с металлической ручкой и металлической окантовкой (при этом сама лопатка делалась из покрытого лаком дерева) использовался военачальниками самураев для руководства сражениями. В настоящее время такими веерами пользуются судьи в борьбе сумо - веером судья указывает на победителя схватки. В средневековом эпосе "Сказание о доме Тайра" повествуется о том, как могущественный военачальник Тайра Киёмори, застигнутый на переправе темнотой, взмахом веера заставил солнце вновь подняться на небосклон. Веер, прикрепленный к древку, воткнутому в землю, указывал на местонахождение коня военачальника. Одна из многочисленных легенд о знаменитом полководце Такэда Сингэн (1521-1573) рассказывает, что с помощью взмаха веера Сингэн оборонился от теснивших его вражеских войск. В японских сказках вееру также отводится роль волшебной палочки. Веер - непременный атрибут демона тэнгу - гибрида собаки и птицы, длинноносого демона, который обитает на вершине дерева, обычно сосны. С помощью взмаха круглого вера тэнгу мог удлинять и укорачивать людские носы.

Кроме утива uchiwa 団扇, в Японии получил распространение и складной веер (ооги или сэнсу). Считается, что ооги был изобретен в Японии, а затем заимствован Китаем - редчайший для древности случай. Обычно поток технологической информации был направлен прямо в противоположную сторону. Складывающийся веер украшали живописью и стихами. В "Окагами" говорится, что "придворные делали разные веера и преподносили государю. Многие покрывали планки вееров золотым и серебряным лаком, некоторые инкрустировали планки вставками из золота и ароматического дерева дзин, пурпурного сандала, наносили резьбу, писали на несказанно красивой бумаге японские песни и китайские стихи, перерисовывали картинки с изображением знаменитых мест из книг..."

В конце VIII в. популярной стала еще одна разновидность японских вееров — сэнсу. Их ребра делались из ценных пород древесины (сандала или японского кедра, реже — из бамбука) и оклеивались затем японской бумагой. В ХII в. они стали предметом реквизита придворных дам, чью утонченность и чувственность очень удачно подчеркивали изящные полукруглые очертания веера. Отойдя от полной страстей жизни при дворе, многие аристократки становились монахинями храма Миэйдо, сохранив в своих руках сэнсу как одну из частей грешного мира, которые разрешалось держать в монастыре. Отсюда второе название некоторых разновидностей этого типа веера — «Миэйдо». Кроме того, древние японские легенды гласили, что именно такие веера были в руках богов, и как гунбай были отличительным признаком полководцев, так и сэнсу стали своего рода признаком родовитости человека, в чьих руках находился этот веер. Позже это иерархическое значение было утрачено, и сэнсу стал одним из прелестных образцов декоративно-прикладного искусства и желанным сувениром к Новому году.

Из этой разновидности возник тэссен 鉄扇 - веер с железными ребрами с заточенными концами, выглядящий как обычный, но который в силу конструкции может быть использован и для обороны и для атаки.

На фото слева общий вид тэссена. На фото справа тэссен специально показан "в разборе" как бы "изнутри". Несмотря на наличие лезвий, техника их задействования достаточно мало развита в японских школах боевых искусств. В основном веер используется в сложенном состоянии как тяжелая дубинка.

Развитие боевых и сигнальных вееров шло и по другому пути. Например 采配 сайхай, образованный от синтоистских ритуальных принадлежностей.

Одновременно с появлением в Японии зонтиков от солнца возник и новый вид веера оги. Теперь так часто именуют и все остальные веера. Оги еще иногда называют «солнечным веером» из-за его легкости и внешнего вида, напоминающего часть солнечного диска с исходящими лучами. Оги применялся и применяется танцорами, популярен он и у гейш (которые порой используют его в традиционных танцах). Относительно небольшое количество ребер, легкость в складывании и разворачивании, а также большая возможность для нанесения рисунка делают оги незаменимым для опытного артиста. Впрочем, в средние века оги, как и другие веера, был знаковым предметом и также служил признаком состоятельного положения и богатства. Использовался он, как и его собратья, в традиционных церемониях, его держали в руках важные чиновники и члены императорской семьи.

Ввезенные когда-то из Китая и Кореи, веера стали неотъемлемой принадлежностью сначала традиционного японского костюма, а затем и просто популярным предметом обихода, удобным и выразительным аксессуаром. Иезуиты, португальские и голландские моряки по достоинству оценили его, и вскоре веера появились в странах Запада, где, однако, лишенные исторической подпитки и необходимости в применении, не прижились и стали на несколько столетий лишь предметом роскоши в руках европейских барышень.

Веера различных типов активно использовались в ритуальной практике.
Мариситэмбоо - метод «кнута» Мариситэн (кнут или анкуша - жезл погонщика слонов - один из важнейших символов индуистских и буддийских тантр. Из наставлений Шри Амритананданатхи (Учителя школы Шри Видья): «Цель практики в том чтобы разрушать структуры, создающие двойственность, и привести нас к Единению, Союзу - Йоге. Мы устанавливаем единство себя и мира. Один из путей это видеть весь мир сворачивающимся в нас. Другой - видеть себя расширяющимся до всего мира. Символ первого пути - паша - аркан, лассо - символ захвата и привлечения всего к себе. Символ второго Пути - анкуша санскр. a~Nkusha - жезл погонщика, который толкает все от нас. Нам нужны оба эти пути. Если мы будем практиковать только привлечение к себе, то мы свернем все в одну точку. Если мы будем только отталкивать все, то мы растянем мир до бесконечности. Нам нужен баланс этих двух методов, которые нам дает Богиня!»

В японских текстах, таких, например, как Ниппон Хэйхо Дзенсю (часть Генко кинэсю) данный метод называется методом кнута saku 策励 и вера uchiwa 団扇. В этой связи стоит упомянуть, что веер полководца 軍配団扇 gumbai uchiwa это один из инструментов специального раздела Хэйхо гунбай-дзюцу.

Визуализация. Океан, в центре которого гора. На горе зАмок, в замке трон kayoza в виде лотоса о четырех лепестках, на троне символ бондзи ma.
Затем бондзи трансформируется в веер (символ и атрибут Мариситэн) Затем из веера появляется сама Мариситэн со своим окружением.

Часть другой визуализации. ...потом на диске солнца визуализируются каньдзи ha 破 - разрушать и имя врага. Затем они изображаются, и по изображению наносится три удара специальным веером. Затем читается 1000 раз мантра Мариситэн, после окончания делается три щелчка пальцами...

В гумбай-дзюцу на веер наносились символы. Кроме изображения Мариситэн антропоморфного и в форме Ятагарасу (трехного ворона), Богиня также изображалась как бондзи сиддхам vaM окруженная двенадцатью лунами, представляющими годовой цикл (кит. Shih-erh-chih, яп. jUni shi) Второй круг состоял из 28 красных и белых точек, которые по одной гипотезе представляют 28 китайских знаков зодиака (кит. erh-shih-pa su, яп. nijU hasshuku), но как мне видится совершенно четко указывают на 28 лунных дней. Магия этого типа была широко разработана еще в Индии и Тибете, содержалась в указаниях Артха Шастры и Бансенсюкай, во многих тантрах Индии и Китая. Японские источники heihO hijutsu ikkansho, heihO reizuisho, genke kinesshU и многие другие описывают как методы предсказаний и астрологических вычислений с применением гунбай утива, так и воздействия на ситуацию.

На фото слева 軍配団扇 gunbai uchiwa для практики - красный диск солнца и бондзи (биджа-мантра). На фото справа веер с луной и солнцем. Такие веера по сей день используются как атрибут судьи в поединках сумо.

На иллюстрации ситуация, когда полководцу приходится использовать гунбай-утива уже не только для командования

Использовался веер и для церемониальных целей - император жаловал веера особо отличившимся придворным. Одним из самых популярных подарков был веер. Считалось, что он приносит счастье и процветание. Форма веера, казалось бы, мало подходит для игр. Тем не менее, в период Эдо японцы увлекались игрой с веерами. На поверхность стола ставилась мишень в виде дерева гинкго. В нее кидали раскрытым веером. По тому как упало дерево и в какой степени открытости оказался после этого веер, бросавший получал определенное количество очков.

Идея - веер сокрывает лицо, а значит и душу, находит свое выражение в том, что при встрече с человеком более высокопоставленным, чем ты сам, использование веера по его прямому назначению запрещалось правилами приличия: лицо подчиненного должно быть открыто всегда.

Веер является также непременным аксессуаром актера. В представлениях средневекового театра Но, который дожил и до сегодняшнего дня, каждый персонаж обладает присущим только ему веером. Если это китаец, у него в руках будет круглый веер утива. Веера с черными пластинками (их должно быть 15) предназначаются для мужских и женских ролей, со светлыми - для стариков и монахов.

Поскольку при обмахивании совершаются движения, направленные как к себе, так и от себя, в ритуалах веер используется с двоякой целью. С одной стороны он способен прогонять злых духов, а с другой - акцентированное движение веера к себе предназначено для вызывания божеств. Веер широко используется в ритуальных танцах, исполняемых в синтоистских святилищах. В связи с этим непременным атрибутом жреца является веер. Зафиксированы случаи, когда веер почитается за главную храмовую святыню, в которой обитает божество. Одним из терминов, обозначающих общину верующих, является именно веер. То есть скрепленные штифтом планки складывающегося веера символизируют единство его бамбуковых составляющих - членов религиозной общины Веер широко используется в ритуальных танцах, исполняемых в синтоистских святилищах. В связи с этим непременным атрибутом жреца является веер. Зафиксированы случаи, когда веер почитается за главную храмовую святыню, в которой обитает божество. Одним из терминов, обозначающих общину верующих, является именно веер. То есть скрепленные штифтом планки складывающегося веера символизируют единство его бамбуковых составляющих - членов религиозной общины.

В представлении японцев загробный мир управлялся буддами, а не синтоистскими божествами. Поэтому для удачного перерождения в буддийском раю следовало разорвать свои связи с божествами, хотя при жизни практически для каждого японца было (и остается) совершенно нормальным посещение как буддийских храмов, так и синтоистских святилищ. Кроме того, следовало предотвратить возврат духа покойного в мир живых и устроить так, чтобы душа усопшего полностью ушла из этого мира. В противном случае злые духи могли через наиболее близкие к нему вещи нанести ему непоправимый вред. Способов разрыва с богами и жизнью было несколько. Можно было вывернуть наизнанку одежду покойного. Можно было разбить его чашку. А можно было после смерти разломать веер и забросить его на крышу дома или же перекинуть через ее конек.

Рисовались на веерах даже географические карты - такие веера брали с собой в дорогу путешественники. Также стоит отметить, что веер является атрибутом профессионала игры Го. У них есть интересная традиция писать на веерах девизы, цитаты и т.п.



Как и многие другие бумажные предметы, веера пришли в Японию из Китая. Вероятно, самые первые из них находились в употреблении у корейских принцев, приезжавших в Японию, а с VI–VII вв. бумажные и шелковые веера стали популярны и на островах. Постепенно ввезенные китайские веера приобрели новые формы и появились первые экземпляры этих аксессуаров, не похожие на материковых «предков».

К периоду Хэйан относится возникновение плоского веера утива , но окончательно его форма закрепилась лишь в ХIV в.Утива представляет собой веер-лепесток (опахало) , сделанный из цельного куска дерева или из проволочного каркаса, обтянутого шелком (сейчас встречаются утива и из картона).

Тонкие бамбуковые прутки создавали основу, к которой крепилась специальная бумага - васи. При этом количество ребер составляло 45, 64 или 80. Обычно с обеих сторон на бумагу наносился рисунок. Сюжеты рисунков были разные и зависели от традиций региона Японии, в котором веер был сделан. Форма утива могла быть овальной, напоминающей квадрат с закругленными углами или подобна полной луне. Веер был оснащен ручкой, сделанной из отдельного куска дерева.

Веер утива стал прототипом боевого веера гумбай (в переводе с японского «веер полководца»). Гумбай утива делали целиком из дерева или металла и покрывали лаком и специальным водоотталкивающим составом. Гумбай был очень серьезным оружием и часто применялся в бою, о чем свидетельствуют многочисленные исторические факты.

Однако чаще на поле боя или в личных сражениях использовался другой тип складного боевого веера – тэссен. Его носили при себе не только высокопоставленные военачальники, а и обычные самураи. Техника его применения была настолько разнообразна, что со временем превратилась в отдельное искусство – тэссен-дзюцу.

Все же основным предназначением военного веера (в частности, именно гумбая) было отдание приказаний на поле боя. Такой веер украшался красным кругом на желтом фоне, который символизировал солнце. На обратной стороне изображался такой же круг, но желтым цветом на красном фоне.

В период Эдо утива получили большое распространение и особенно полюбились в среде артистов, став, таким образом, определенной приметой нового, мирного образа жизни. Появились новые мотивы картин, выполненных на веерах, они становились все более сложными и изысканными. Веера в это время становятся неотъемлемым атрибутом среднего класса, актеров, гейш и борцов сумо. Их популярность способствовала и росту популярности вееров, которые выпускались в огромных количествах до самого конца ХIХ в.

Сегодня настоящие утива можно увидеть в руках все тех же категорий населения Японии, что и 200 лет назад. Их используют в качестве своеобразной визитной карточки сумотори и актеры, гейши и их ученицы - майко.

Веер утива считается чисто японским изобретением, в отличие от сэнсу.

Сэнсу имеет китайское происхождение . Он состоит из нескольких пластин, которые могут складываться и разворачиваться. Сэнсу в Японии использовался в основном в боевых искусствах. Таким веером в свернутом состоянии можно было наносить удары по голове, а в развернутом – по горлу, поскольку кромки таких вееров затачивались как можно острее.

В конце VIII в. популярной стала еще одна разновидность японских вееров - сэнсу. Их ребра делались из ценных пород древесины (сандала или японского кедра, реже - из бамбука) и оклеивались затем японской бумагой. В ХII в. они стали предметом реквизита придворных дам, чью утонченность и чувственность очень удачно подчеркивали изящные полукруглые очертания веера.

Отойдя от полной страстей жизни при дворе, многие аристократки становились монахинями храма Миэйдо, сохранив в своих руках сэнсу как одну из частей грешного мира, которые разрешалось держать в монастыре. Отсюда второе название некоторых разновидностей этого типа веера - «Миэйдо» . Кроме того, древние японские легенды гласили, что именно такие веера были в руках богов, и как гунбай были отличительным признаком полководцев , так и сэнсу стали своего рода признаком родовитости человека, в чьих руках находился этот веер. Позже это иерархическое значение было утрачено, и сэнсу стал одним из прелестных образцов декоративно-прикладного искусства и желанным сувениром к Новому году.


Одновременно с появлением в Японии зонтиков от солнца возник и новый вид веера- оги . Теперь так часто именуют и все остальные веера. Оги еще иногда называют «солнечным веером» из-за его легкости и внешнего вида, напоминающего часть солнечного диска с исходящими лучами. Оги применялся и применяется танцорами, популярен он и у гейш (которые порой используют его в традиционных танцах).


Относительно небольшое количество ребер, легкость в складывании и разворачивании, а также большая возможность для нанесения рисунка делают оги незаменимым для опытного артиста. Впрочем, в средние века оги, как и другие веера, был знаковым предметом и также служил признаком состоятельного положения и богатства. Использовался он, как и его собратья, в традиционных церемониях, его держали в руках важные чиновники и члены императорской семьи.

Веера являются неотъемлемой частью традиционного японского костюма, принадлежностью японского обихода и интерьера, удобным и красивым аксессуаром. Европейские моряки, побывав в Японии, стали привозить восточные веера в западные страны.

Ввезенные когда-то из Китая и Кореи, веера стали неотъемлемой принадлежностью сначала традиционного японского костюма, а затем и просто популярным предметом обихода, удобным и выразительным аксессуаром. Иезуиты, португальские и голландские моряки по достоинству оценили его, и вскоре веера появились в странах Запада, где, однако, лишенные исторической подпитки и необходимости в применении, не прижились и стали на несколько столетий лишь предметом роскоши в руках европейских барышень.

В наше время японские веера не утратили своей популярности и используются не только самим японцами, а и жителями всего мира как красивый и необычный предмет интерьера, сувенир или просто превосходный аксессуар.


Текст частично взят здесь:http://www.liveinternet.ru/users/3166127/profil

Многие люди всего мира считают, что веера пришли к нам из повседневной жизни японцев. Это немного неправильно, изначально были предметами искусства, а уж потом стали применяться в соответствии со своими функциями.

Уходит в национальный театр кабуки . Это , в котором играли только мужчины. Он был профессиональным, но чаще всего для выступлений использовались рынки или частные закрытые сцены. показывают, что во многих богатых домах были сады со специальными театрами. Кабуки исторически использовал веера, ими мужчины прикрывали нижнюю часть лица, чтобы быть похожими на женщин. Постепеннояпонские веера стали использоваться в повседневной жизни, но в это время также изменился.

Здесь появились огромные веера, которые по своей красоте превосходили все в Японии. Они уже не использовались для прикрытия лица, а стали частью танцев. Именно они были основной постановок, поэтому количество вееров стало большим. Они чем-то напоминали опахало, но в соответствии со своей функцией никогда не использовались. Так что не стоит думать, что мы получили веера из жизни простых японцев, они являются частью их богатой культуры.

История японского веера

Красивый и загадочный японский веер имеет очень древнюю историю. В японском языке различают два вида веера: сэнсу и утива .

Краткая история веера в Японии

Одна старая легенда гласит, что самый первый веер на землю принесла Великая Богиня ветра после того, как она снискала сострадание к довольно тяжкой человеческой доле. Вот в качестве ее облегчения она и подарила людям волшебный веер - отныне любой человек, если он вдруг попал в беду, мог запросто создать ветер - то есть, обратиться к Великой Богине.

Не знаем, как там богиня, но мастера Фэн-шуй привыкли толковать значение и применение веера на свой лад.

Итак, еще во II тысячелетии до нашей эры, которая выпала на эпоху императора У-Вана, возникли самые первые опахала. Немного позже возникли и круглые бумажные веера на ручке - именно они и перебрались из Китая в Японию.

А вот первые веера, которые использовались в качестве талисманов, возникли в Китае в X веке, а Япония изобрела свой аналог в VII веке. Эти складные веера состояли из плоских пластин, которые были вырезаны из кости, перламутра, черепахи или дерева - все они между собой были соединенные, а сверху были покрыты пергаментом или бумагой, или шелком.

Веер - это довольно важная деталь не только японского костюма, но и японского быта. Достаточно того, что самые первые складные веера, называвшиеся оги , были сугубо мужским атрибутом - их носили наравне с оружием. Это впоследствии самураи стали использовать веера для подачи сигналов, а уже в X веке веер становится атрибутом аристократов.

Кроме этого, веерами часто в особых случаях обменивались женщины и монахи, их использовались как атрибут чайной церемонии, а также в качестве записной книжки. Нередко их в быту использовали для своих нужд женщины, да и у актеров театра они были обязательным атрибутом.

После веера начинают делать из бамбука и довольно плотной бумаги — «васи» — ее потом расписывали тушью. Эти веера украшали нередко , или там присутствовали изображения цветов, птиц, зверей, пейзажей и другие изображения с благожелательной символикой. Нередко декор японского веера , впрочем, как и сам веер, создавался строго в соответствии со временем года, местностью, событием, социальным положением, возрастом и профессией владельца.

С конца XV японский веер завезли в Англию и Испанию. Затем он покорил Италию, а только потом - Францию. А уже в XVII веке складной веер заполонил всю Европу - даже Россию.

Японские веера в мире

Веер оги
Одновременно с появлением в Японии зонтиков от солнца возникает и новый вид веера, которому дали название оги . Правда, сегодня так часто называют и все остальные веера.Оги или как его еще называют «солнечный веер» из-за своей легкости и внешнего вида, который напоминает часть солнечного диска с исходящими лучами, применялся и применяется танцорами, он также популярен у гейш - они его также иногда используют в традиционных танцах.

Что касается относительно небольшого количество ребер, то легкость в складывании и разворачивании, а также большая возможность для нанесения рисунка делают его незаменимым для опытного артиста. А вот в средние века оги , впрочем, как и другие веера, был знаковым предметом и также служил признаком состоятельного положения и богатства. Использовался он также, как и его собратья, его держали в руках важные чиновники и члены императорской семьи.

Ввезенные когда-то из Китая и Кореи, веера вскоре стали неотъемлемой принадлежностью сначала , а затем и просто популярным предметом обихода, удобным и выразительным аксессуаром. Иезуиты, португальские и голландские моряки по достоинству оценили его, поэтому вскоре веера появились в странах Запада, но, лишенные исторической подпитки и необходимости в применении, они не прижились и стали на несколько столетий лишь предметом роскоши в руках европейских барышень.

А вот в наше время веера используются танцорами, исполнителями традиционных песен и актерами театров, в руках которых японский веер может символизировать различные предметы, от кисти до боевого меча.

Складной веер и придворные церемонии

Складной японский веер многие ученые считают истинно японским изобретением, несмотря на неясность и неточность сведений о его происхождении. Это связано с тем, что в хрониках уже упоминавшейся выше китайской династии Сун есть сведения о «японских веерах», причём речь идёт именно о таком типе веера, как оги . Это может послужить доказательством, что древние китайцы не имели к складным веерам никакого отношения, несмотря на то, что поздние конфуцианцы, преклоняясь перед китайской культурой, приписывали оги именно китайское происхождение.

Веера складного типа стали особенно популярны при дворе и являлись личными знаками отличия, сообщая о ранге и занимаемом положении своего владельца. Также оги использовались и в придворных церемониях. Впоследствии этот тип веера был усовершенствован под нужды военного сословия, пришедшего к власти, в частности деревянные спицы были заменены на железные, а ребра веера укрепили лакировкой. Также к этому времени уже знали и использовали боевые веера , имевшие по всей видимости все ту же округлую форму и бывшие крайне жесткими. Такие веера известны под названием и пришли на смену сайхай в атрибутике военачальника. Первоначально гумбай имели при себе все командиры отрядов, но с началом периода Токугава он превратился в особую прерогативу главнокомандующих, причём такиебоевые веера стали весьма утончёнными и украшались разноцветными шнурами, обозначающими ранг или клановую принадлежность владельца. Рисунками для таких вееров были созвездие Большой Медведицы, драконы, символы инь и ян, ураганы и другие, но в итоге доминирующим мотивом стала эмблема клана или семьи. yapon-decor.ru

Именно к периоду Хэйан (794-1185 года) и относится возникновение плоского и нескладывающегося веера, подучившего название . Его окончательная форма закрепилась лишь в ХIV веке. Тонкие бамбуковые прутки - которых было 45, 64 или 80 - создавали специальную основу, к которой и крепилась японская бумага - васи. С обеих сторон на эту бумагу наносился рисунок, у которого были свои особенности, в зависимости от традиций региона страны, где был изготовлен веер. Форма утива при этом могла быть совершенно разной - и овальной, и стремящейся к квадрату, или кругу, что называлось формой «полной луны». Сам веер имел ручку, которую изготавливали из отдельного куска дерева.

Именно на основе утива возник еще один веер - аксессуар военачальников - . Он покрывался лаком с различными водоотталкивающими составами. Нередко его изготавливали целиком из дерева или металла - тогда веер становился серьезным оружием. История донесла до нас немало примеров того, как его применяли в бою.

Складной военный веер преследовал одну цель - с его помощью отдавались приказания и сигналы на поле боя. Он не стремился заменить обычное . А украшением сигнального военного веера всегда являлся красный круг на желтом фоне, который символизирует солнце. Вот поэтому на обратной стороне веера этот же солнечный диск выполнялся желтым цветом по красному фону.


Кстати, наблюдая поединок сумотори, можно увидеть разновидность веера гумбай утива в руках рефери - это гедзи.

Сегодня не только в Японии, но и во всем мире широко распространена практика изготовления вееров в качестве сувенирной продукции. Но, конечно, истинно , выполненные по традициям, сохраненным в семьях мастеров, передаваясь тайно из поколения в поколение, можно найти только в Японии и стоят такие веера весьма дорого, как и подобает настоящим произведениям искусства. yapon-decor.ru

Веер: прекрасный и смертоносный

В Китае веер использовали не совсем традиционно. Он использовался в философских, боевых и алхимических учениях «Тайцзи-Цюань», «Дао» и других.

Много общих черт нашли между веерами и бабочками, и появилась вера в то, что упражнения с веером, делают того, кто ими занимается, подобным бабочке. Основная особенность работы с веером это развитие умения соединять усилие веера с усилием тела.

Именно в Японии сложился привычный нам образ веера . С идеей все сделать совершенней, мастера Японии меняли формы и в результате создали складной веер из деревянных дощечек , которые складывались в гармошку полукругом, называется он - . Остальные веера выполняли на его основе.

Веера красиво расписные были комплектом для парадного женского кимоно «Томэсодэ».

В 988 году императору Китая преподнесли усовершенствованную версию веера. Даже два веера в виде летучей мыши и 20 других красочных складных вееров. В Китае полюбили форму японского веера, который стал у них расписываться традиционными китайскими пейзажами.

В Японии образ веера продолжали совершенствовать. Особое значение он приобрел и .

Еще появился обычай делать большие парные супружеские веера, которыми украшали дом, либо брали в гости как неотъемлемый предмет этикета. Появился обычай сезонной росписи вееров цветами, которые должны были соответствовать прическе, интерьеру дома, создавать непринужденное и неповторимое очарование.

Тэссен - боевой веер

Применение боевого веера - это самое необычное искусство и самый редкий вид техникикобудо . На самом деле, более мирного предмета, чем веер, наверное, трудно вообразить. И все же он может быть оружием. При этом здесь нет никакой мистики, да и секретной техники не наблюдается: в поединке просто используется не совсем обычный веер. А необычность его в том, что он железный. Причем им можно пользоваться и для обмахивания в жаркую погоду и для защиты от вооруженного противника.

Работа с веером с точки зрения техники применения делится на две части. Первая - эторабота со сложенным веером . Вторая - это работа с развернутым веером . Причем в сложенном состоянии веер использовался точно так же, как и простая короткая дубинка. А вот в развернутом состоянии с его помощью можно было запросто защититься даже от метательного оружия.

Очень тонкие кованные пластинки - из них состоит веер, были не в состоянии выдержать удар стрелы или , который пускала сильная и умелая рука, зато повернутые под небольшим углом к линии атаки они могли отклонить летящее оружие в сторону.

А вот на близкой дистанции с помощью тэссена можно было запросто закрыть противнику обзор. Учитывая это, вместе с веером еще использовалось обязательно еще какое-то оружие: хотя бы короткий меч танто , правда, танто часто называют ножом, но это ошибочное суждение - это просто очень короткий меч.

Также острым краем развернутого веера могли наносить удары по незащищенным и уязвимым зонам противника, например, в шею, лицо, внутреннюю поверхность кистей рук и так далее. А чередование раскрывания и закрывания тэссена во время поединка могло создать дополнительную помеху противнику - это часто применяли именно для отвлечения, а также рассеивания внимания.

Применение тэссена

До наших дней дошли забавные, даже курьезные случаи применения боевого веера. Например, один довольно высокопоставленный самурай Мацумура Сокон был известным мастером рукопашного боя, а также работы с оружием. Слава о нем, и о его ратных подвигах дошла до сегуна. Чтобы убедится в этом собственными глазами, и чтобы произвести впечатление на своих подданных, сегун вызвал к себе мастера и сказал, что через десять дней он как раз устраивает праздник, где хочет, чтобы продемонстрировал доблесть прославленного воина - для этого ему надо было всего лишь… сразиться с быком.

Мацумура был не очень хитрым воином. Все десять дней до поединка он каждый день приходил в стойло, где находился бык, и, на безопасном расстоянии - стоя за перегородкой, бил быка по морде своим боевым железным веером. Это продолжалось до тех пор, пока бык не падал на колени. Через несколько дней несчастное животное уже само стало падать на колени, как только самурай подходил к нему близко.

Пришло время праздника. На поединок быка и самурая собралось огромное количество народа - в том числе и из других провинций. И Мацумура вышел на площадку, где в это время находился бык - в руках у него был всего лишь веер, причем самый обыкновенный. Естественно, что как только бык увидел самурая, то он тут упал на колени и жалобно замычал. Конечно, публика, как и сегун, была в восторге от такой столь убедительной демонстрации воинского мастерства.

Этот эпизод курьезный и не относится к реальной технике, тем не менее, применялся и в настоящих схватках - например, там, где самурай не должен был обнажать меч - в доме своего повелителя.

Есть интересный и довольно нетипичный способ самозащиты при помощи боевого тэссена. Как известно, по этикету, когда входят в дом или в комнату старшего по положению, то самураю надо встать на колени, а веер положить горизонтально перед собой, затем коснуться ладонями татами и совершить поклон. Его амплитуда зависела в целом от разницы в социальном статусе гостя и хозяина. Один должен был предстать перед своим господином, чтобы принять наказания за довольно серьезный проступок. Конечно, он подозревал, что его жизнь висит на волоске и был прав. Дело в том, что подручные господина уже собирались сломать его шею тяжелыми створками раздвижной двери, когда он остановится между ними и склонится в ритуальном поклоне.

Тем не менее, благодаря собственной находчивости, самурай положил свой тэссен в дверной желоб, поэтому, когда двери внезапно пришли в движение, то они отскочили от металлического веера, вместо того, чтобы захлопнуться и убить самурая. При этом они не причинили никакого вреда последнему. Самурай поверг в изумление своего господина да так, что то простил его.

Тэссэндзюцу: искусство боевого веера

Япония известна своими веерами, которые использовались представителями самых различных общественных классов, к тому же для самых различных дел: например, в театральных постановках и танцах, в поэзии и в светской жизни, а также при веянии риса или пшеницы. Еще - это смертельное боевое оружие, причем таковое использование веера существовало только в Японии и ни в какой больше стране мира.

Японские веера , а особенно это касается довольно крупных экземпляров, были широко известны в древности и за пределами Японии. Самое первое документированное упоминание веера содержится в хрониках правления императора Юряку с 457 по 479 годы, где подробно описывается церемониальный веер сасиба пурпурного цвета и в форме листа, который был прикрепленного к длинному шесту.

А еще древнекитайские хроники времен династии Сун - годы правления 960-1279, также содержат данные об импорте элегантно украшенных и расписанных японских вееров. Они тогда считались просто прекрасными образцами декоративного искусства. В основном опахало такого веера было сделано из осоки с радиально расходящимися спицами. А еще веер имел продолговатую ручку - она здорово поддерживала опахало за центр и являлась продолжением одной из спиц.

Когда и кем был изобретен веер за давностью веков узнать уже невозможно. Но японские ученые проводили исследования пор этому поводу, причем еще в период господства буси. Но это-то и вызывает изрядную долю недоверия. К сожалению, других исследований просто нет - и это вполне логично, если учитывать длительный период самоизоляции.

Все церемониальные веера использовались на религиозных праздниках и при дворе вдоль всего побережья материковой Азии, а также на прилегающих островах. Еще большее распространение эти веера получили вместе с распространением буддизма и его красочных ритуалов.

Ума-сируси - потомок боевого веера

Потомками этих вееров стали просто огромные веера из шелка, крепившиеся к полутораметровым шестам и называвшиеся ума-сируси . Эти веера использовались в качестве военной эмблемы и знака присутствия сегунов во время правления Токугава.

Ума-сируси изготовлялись из девяти слоев бумаги, проклеенных между собой, а сверху покрывались шелком и позолотой. Также веера украшались огромными пучками пальмовых волокон или конских волос и крепились к шесту таким образом, что могли вращаться под дуновением ветра. Также следует отметить, что веера, изготовленные из животных материалов - кожи или перьев птиц - никогда не были широко распространены в Японии. Это связано с табу на «мертвое», установленное коренной религией японцев, а также с последующими заповедями буддизма о запрете убийства в любой форме. Именно поэтому знак отличия китайских военачальников, напоминающий мухобойку, при попадании в Японию стал изготовляться из бумажных полос, прикрепленных к короткой ручке. Такая конструкция называлась сайхай и являлась своего рода указкой или дирижёрской палочкой при отдаче приказов.

Веера для личного пользования имеют столь же древнюю историю, начало которой покрыто туманом, и подразделяются на две группы:

1) жесткий, как правило округлый веер с продолговатой ручкой ( , или дансэн);

2) складной веер, по форме напоминающий сектор диска (оги, или ).

Утива упоминаются в самых древних хрониках японцев и их происхождение можно вывести из придворного обычая носить с собой маленькую плоскую палочку (саку) из дерева или слоновой кости, которую упирали в нижнюю часть груди под небольшим углом, поддерживая таким образом осанку и придавая ей величие. Как видно из истории,утива с успехом пришёл на замену саку.

веер фен-шуй

Одним из самых красивых и эффективных талисманов — борцов с негативной энергией является фен-шуй веер . В давние времена этот предмет применяли в основном как спасение от жары или украшение. Особенно это было распространено среди богатых людей. Веера служили для них признаком достатка и статуса. К ним относились с большим почтением, существовал целый этикет по использованию веера. Считалось, что у веера даже есть свой «язык».

В фен-шуй же веер применяется как талисман для защиты от негативной энергии и людской недоброжелательности, а так же применяют как символ долгой жизни. Его не нужно носить с собой, достаточно просто повесить веер в правильном месте квартиры или дома, и он будет оберегать вас, и привлекать положительную ци.

Где повесить и как выбрать веер фен-шуй

веер по фен-шуй

Определенного места для веера фен-шуй нет. Как правило, его вешают в тот сектор, который хотят активировать. Само по себе слово веер происходит от «веять», что означает «дуть или обдавать воздухом». Таким образом, получается, что в какое бы место вы ни повесили его, он будет «дуть» и приводить в движение энергию данного сектора. Чаще всего его размещают в зоне славы, которая находится на юге дома. Сюда больше всего подходит веер с изображением орла. Хорошо подходит , так как эта комната, где собирается вся семья для общения и отдыха после трудового дня.

Вообще веера фен-шуй имеют различные размеры и . Выбирайте для себя тот, который больше подходит к интерьеру комнаты и нравится вам. Главное чтобы он смотрелся гармонично и визуально привлекательно.

Вешать веер нужно раскрытым опахалом вверх.

Значение изображений на веере фен-шуй, а так же его цвет

Особняком ото всех стоит Золотой веер фен-шуй . Он является символом вечной жизни. По китайской легенде один бессмертный воскрешал им мертвых.

Красный веер приносит удачу. Вешать лучше у входа в помещение.

Изображение на веере фен-шуй орла или двух драконов, играющих с жемчужиной, будут способствовать продвижению по служебной лестнице.

Кедр на веере приносит, улучшает здоровье. Размещать нужно на востоке дома.

Изображения всевозможных рыб притягивают энергию достатка и благополучия. Самое распространенное с девятью карпами. Следует вешать в юго-восточном секторе.

Веер с лотосом, павлином, пионами либо цветущей сакурой поможет привлечь любовь. Еще считается, что эти изображения способствуют рождению умного сына. Для юго-западного сектора.

Журавли, сосны или бамбук на веере приносят здоровье и долголетие. Для востока.

Веер с парусником или кораблем привлечет успех в бизнесе и в жизни в целом.

Отличное украшение для дома веера фен-шуй с высокими горами, зелеными деревьями или голубой водой. Одним словом с изображениями природы . Заряжает энергией и дарует хорошее настроение в течение всего дня.

веер с иероглифами

Еще на веерах фен-шуй помимо рисунков могут быть иероглифы. Они могут быть различными в зависимости от того что вы хотите привлечь в свою жизнь (любовь, здоровье, удачу и т.д.)

Можно повесить веер на работе, чтобы он защищал вас от негативного воздействия недобрых людей и придавал энергии в работе. На рабочем месте веер лучше располагать у себя за спиной.

Веер фен-шуй это уникальный предмет, для привлечения всевозможных благ, так как он сам по себе довольно мощный талисман плюс еще изображения, которые удваивают его силу. Как было сказано выше, рисунки на веере могут быть различными, главное чтобы они несли добрую энергетику.