Меню
Бесплатно
Главная  /  Виды пигментных пятен  /  Как зовут отца запашных. Самые громкие скандалы в семье запашных. Династия братьев Ринглинг и Барнума и Бейли

Как зовут отца запашных. Самые громкие скандалы в семье запашных. Династия братьев Ринглинг и Барнума и Бейли

В четверг, 22 сентября, на 79-м году жизни скончался дрессировщик Мстислав Запашный, один из самых ярких представителей старейшей цирковой династии России. О том, кто такие Запашные и чем прославилась их цирковая династия, рассказывает НТВ.

Читайте ниже

Вальтер и Мстислав Запашные

У Михаила и Лидии Запашных родились пятеро детей: Сергей, Вальтер, Анна, Мстислав и Игорь.

Михаил не хотел, чтобы его дети работали в цирке, надеялся, что они получат хорошее образование и поэтому принципиально не брал их на гастроли. Однако во время Великой отечественной войны 16-летнему Вальтеру и 6-летнему Мстиславу пришлось выступать с акробатическим номером в Саратовском цирке, чтобы прокормить семью. После войны мальчики остались в цирке и выступали в самых разных жанрах: клоунаде, воздушной гимнастике, джигитовке, мотогонках, дрессировке животных, укрощении хищников.

И хотя со временем братья стали выступать раздельно, оба пришли к дрессуре.

Кстати, именно Вальтер Запашный впервые на манеже оседлал льва и создал аттракцион «Среди хищников», в котором одновременно участвовали тигры, львы, пантеры и рыси.

А Мстислав окончил режиссерский факультет ГИТИСА и прославился не только как дрессировщик, но и как постановщик цирковых программ. Так, в 1977 году он создал единственный в мире спектакль, где в одной клетке оказались слоны и тигры, в 1996 году артист получил за него Государственную премию РФ в области литературы и искусства. Не менее известен и героико-исторический цирковой спектакль-пантомима Мстислава Запашного «Спартак», который по масштабу постановки не имеет аналогов в мире. С 2003 по 2009 год Мстислав Запашный занимал должность гендиректора Росгосцирка.

Основатели династии

Основателем цирковой династии укротителей, гимнастов и акробатов Запашных был клоун Карл Томсон, который гастролировал еще в царской России под псевдонимом Мильтон. Дочь Томпсона, Лидия, с 15 лет выступала в цирке как наездница и гимнастка, а ее муж Михаил Запашный дал династии всем известную фамилию.

Михаил Запашный родился в 1900 году и к цирку отношения не имел — он работал портовым грузчиком в небольшом приморском городке Ейске. На арену его пригласил борец Иван Поддубный, который заметил недюжинную силу молодого человека. Так, Михаил начал практиковаться в жанре французской борьбы и некоторое время выступал под псевдонимом Орленок. Позже он увлекся силовой акробатикой и особенно прославился с номером «Акробаты-снайперы», элементом которого была стрельба из мелкокалиберной винтовки.

Эдгард и Аскольд Запашные

Эдгар и Аскольд Запашные — самые известные продолжатели семейной традиции, дети Вальтера Запашного. В семилетнем возрасте братья впервые вошли в клетку к хищникам и с тех пор работали в самых разных цирковых жанрах. Сейчас они успешно гастролируют по стране. Получили ряд цирковых премий, признавались «Лучшими цирковыми артистами года», с 1999 года — заслуженные артисты России, а с 2012 им присвоено звание народных.

Их старшая сестра Марица также стала цирковой артисткой, единственной в мире дрессировщицей черных пантер. Кроме того, у Аскольда и Эдгарда огромное количество двоюродных братьев и сестер, все они так или иначе связаны с цирком и выступают на манеже независимо друг от друга.

Династия дрессировщиков Запашных

8 декабря 1864 родился Анатолий Дуров - русский клоун и дрессировщик, основатель знаменитой цирковой династии. Всю свою жизнь он посвятил цирку и даже умер во время гастролей. По случаю юбилея артиста мы решили вспомнить самые известные цирковые семьи.

Династия клоунов и дрессировщиков Дуровых

8 декабря 1864 года родился Анатолий Леонидович Дуров, всемирно известный кл оун, младший из братьев Дуровых - основателей большой цирковой династии. Родители будущи х цирковых артистов рано умерли, и братьев на воспитание принял крестный отец. Приемные родители отдали мальчиков в кадетский корпус, однако братья предпочли работу в цирке военной службе и сбежали в один из балаганов, коих в тот период было великое множество. Старшего брата Владимира увлекла дрессура, именно он в 1912 году создал в своем московском доме театр живого уголка, позже он стал называться "Уголок Дурова". А младший, который с раннего детства был ост рым на язык, попробовал себя в качестве клоуна. Его дебют состоялся в 1879 году, и с тех пор выступления Анатолия Дурова шли с неизменным успехом.

Анатолий Дуров был первым из клоунов, кто отказался от грима, начал выступать под собственной фамилией и заговорил на манеже. Он же стал и первым цирковым артистом, обратившимся к политической сатире. Анатолий Дуров смело критиковал власть, иногда его остроты были направлены и в адрес императора. Писатель Степан Скиталец, друживший с клоуном, описал случай, как во время выступления в одном из губернских городов зрители поинтересовались, что значат подвязанные алыми лентами и запечатанные сургучом хвосты его поросят. "Паяц печально ответил: "Губернатор про хвост запретил говорить", - пишет Скиталец. Фамилия того губернатора была Хвостов, и не касаться темы хвостов было единственным условием выступления Анатолия Дурова в городе.

Животные, особенно поросята, были постоянными участниками номеров "Короля шутов", как сам себя называл Дуров, неизменно добавляя: "Но не шут королей". Однако в отличие от старшего брата дрессировка его интересовала мало, звери служили артисту для различных аллегорий. О своих опытах дрессировки Дуров писал: "В случае нужды для номера поросят, я их беру напрокат. Три-четыре дня вполне достаточно, чтобы животное выдрессировать для нужных мне целей".

Мировая известность пришла к клоуну Анатолию Дурову в 1890 году, когда он гастролировал по Европе. Но несмотря на успех, жизнь клоуна была отнюдь не веселой. По воспоминаниям современников, вне манежа Дуров был серьезным, даже грустным человеком. Широко известна история о том, как антрепренер буквально силой заставил клоуна выступать в день смерти его малолетнего сына. Со временем испортились и отношения с братом Владимиром - из близких родственников они стали друг другу чужими людьми, а династия разделилась на две ветви. Однако род Дуровых был известен задолго до рождения Анатолия и Владимира. Первое упоминание о них относится к XVI веку. А кавалерист-девица Надежда Дурова, послужившая прототипом героини фильма "Гусарская баллада", приходится Анатолию и Владимиру прабабушкой. За 150 лет существования в семье Дуровых были воспитаны четыре народных артиста СССР: Юрий Владимирович, Владимир Григорьевич, Наталия Юрьевна и Лев Константинович, народная артистка России Тереза Васильевна, заслуженный деятель искусств РСФСР Анна Владимировна Дурова-Садовская, заслуженные артисты России Юрий Юрьевич и Тереза Ганнибаловна. Все они так или иначе связаны с цирком, за исключением актера Льва Дурова - внучатого племянника Анатолия и Владимира Дуровых.

В 1907 году Анатолий Дуров приобрел в Воронеже усадьбу, там же был создан музей, по которому весной и летом хозяин самостоятельно водил экскурсии. Умер Анатолий Дуров на гастролях в Мариуполе, где подхватил брюшной тиф. Хозяин гостиницы, где жил артист, узнав о болезни, потребовал освободить номер - Дурова перевезли в больницу, где он скончался 7 января 1916 года.

Аттракцион Анатолия Леонидовича Дурова унаследовал его сын - Толя, известный как клоун Толли и Анатолий Дуров-младший. Он погиб от случайного выстрела на охоте в 1925 году.

Династия дрессировщиков Филатовых

Одна из самых старых цирковых династий - Филатовы - насчитывает уже 178 лет. В 1836 году поводырь с медведем Филат и его жена, служительница при обезьянах, получили от губернатора Нижнего Новгорода разрешение на работу на рыночной площади. Однако основоположником этого рода считается Иван Лазаревич Филатов, родившийся в 1873 году, прославившийся как дрессировщик хищных животных и основоположник системы зооцирков в Советском Союзе. Из 13 детей, родившихся в браке Ивана и его жены гротеск-наездницы Таисии, лишь двое продолжили работать в цирке - дочь Мария (в замужестве Корнилова, основоположница династии Корниловых) и сын Валентин. Придуманный Валентином Ивановичем в 1949 году аттракцион "Медвежий цирк" принес семье всемирную известность. Однако, по признанию самого дрессировщика, с раннего детства он работал не только с медведями, но и со львами, слонами и другими животными.

В 1975 году Валентин Филатов выпускает новую программу "Цирк зверей", где вместе с ним работают его дочери Людмила и Татьяна, а также их мужья. Спустя четыре года в аттракцион добавили номер внучки Валентина Филатова - Юлии. В начале 90-х годов из-за экономических проблем сестры поделили программу. В начале 2000-х Юлия Филатова совместно с мужем Андреем Клыковым образовала новый коллектив "Цирк зверей" имени народного артиста СССР Валентина Филатова. Его именем назван также Екатеринбургский цирк.

Династия акробатов-вольтижеров и дрессировщиков Запашных

Настоящим основателем династии вольтижеров, укротителей, акробатов и гимнастов Запашных стал клоун Мильтон (настоящее имя Карл Томсон), гастролировавший в России в конце XIX века. Однако свою фамилию цирковые артисты унаследовали от Михаила Запашного - мужа дочери клоуна Мильтона Лидии. Он родился в 1900 году, к цирку отношения не имел и работал портовым грузчиком в Ейске. В цирк его пригласил легендарный борец Иван Поддубный, отметивший недюжинную силу борца. Но демонстрация физической силы быстро наскучила молодому человеку, и он начал осваивать новые цирковые жанры, в том числе силовую акробатику. Вместе с другом он создал номер в жанре гладиаторов, поначалу на афишах они именовались как "Братья Мильтонс". У Михаила и Лидии Запашных родилось пятеро детей: Сергей, Вальтер, Анна, Мстислав и Игорь. И хотя отец в нарушение традиции отказался брать их с собой на гастроли, надеясь, что они получат хорошее образование и перестанут скитаться по миру, судьба распорядилась иначе. После того, как дети смогли выбраться из блокадного Ленинграда и воссоединились с матерью в Саратове, из-за материальных затруднений младшему поколению семьи пришлось начать работать на манеже. Вальтер, Мстислав и Игорь пробовали себя в разных жанрах: от акробатики до дрессировки. Но именно в 1954 году появилась цирковая группа "Братья Запашные" - в этом же году дети Михаила Запашного выпустили номер "Акробаты-вольтижеры", равного которому нет до сих пор.

Позже Вальтер и Мстислав Запашные начали выступать отдельно, и династия разделилась. Оба брата со временем пришли к дрессуре. Вальтер еще в середине XX века создал аттракцион "Среди хищников", в котором участвовали тигры, львы, пантеры и рыси. Первым в мире, оседлав льва, совершил прыжок с одного ренского колеса на другое, позднее этот номер повтори его сын Аскольд. Мстислав также создал уникальный номер, где в одной клетке оказались слоны и тигры. Параллельно он закончил ГИТИС и поставил несколько масштабных цирковых спектаклей. С мая 2003 по декабрь 2009 года возглавлял Росгосцирк, однако был уволен из-за многочисленных финансовых и юридических нарушений. Его младший сын Мстислав возглавляет Сочинский цирк. Дети Мстислава-младшего - пятое поколение династии Запашных - пошли по стопам отца.

Но самыми известными продолжателями рода сейчас являются дрессировщики Аскольд и Эдгард - сыновья Вальтера Запашного. Он, в отличие от отца, готовил своих детей к карьере цирковых артистов с раненного детства. Впервые мальчики вошли в клетку к хищникам в семилетнем возрасте. С тех пор они освоили различные цирковые жанры - от акробатики и жонглирования, до вольтижировки и дрессуры. Их старшая сестра Марица, дочь Вальтера Запашного от первого брака, также стала цирковой артисткой, единственной в мире дрессировщицей черных пантер. Сейчас выступает вместе с сыном Даном. По признанию братьев Запашных, они несколько раз пытались подсчитать, сколько у них двоюродных братьев и сестер, но каждый раз сбивались со счета. Известно, что все Запашные так или иначе связаны с цирком и выступают на манеже, каждый сам по себе.

Династия иллюзионистов Кио

Основателем династии иллюзионистов Кио был Эмиль Теодорович Гришфельд-Ренард. С раннего детства Эмиль Кио мечтал о сцене, но когда в 26 лет его приняли в Московский театр миниатюр, он уже "заболел" цирком. Первым местом работы для него стал цирк Александра Чинизелли в Варшаве, где он служил и униформистом, и администратором, и берейтором, но истинным призванием Эмиля Кио были фокусы. Он стал первым в Советском Союзе артистом этого жанра, отказавшимся от восточной атрибутики, кроме того в своих представлениях он полностью отказался от каких-либо намеков на мистику и таинственность. Сам иллюзионист говорил, что он загадывает зрителям интеллектуальные загадки.


Впервые псевдоним Кио появился на афишах в 1922 году. О том, откуда он появился и что значит, ходит несколько легенд. Одна из них гласит, что как-то поздно вечером, проходя мимо кинотеатра "Художественный", Эмиль Теодорович обратил внимание на вывеску, в которой не горела буква "Н", и решил, что это "неплохая цирковая фамилия". По другой - он выбрал древнееврейское слово "ткио", которое слышал в варшавской синагоге, рядом с которой когда-то жил. Со временем псевдоним настолько прижился, что все документы Эмиль Теодорович стал получать именно на фамилию Кио.

Эмиль Кио стал первым иллюзионистом с крупной аппаратурой, выступающим на цирковой арене. Именно он впервые ввел в свои номера клоунов, а его наработками до сих пор пользуются иллюзионисты по всему миру.

В 1958 году Эмиль Кио получил звание Народного артиста РСФСР. А в 1960 году был признан лучшим иллюзионистом мира, на следующий год в Дании получил золотую медаль Международной артистической ложи и стал четвертым цирковым артистом, получившим столь высокую награду.

Династию продолжили дети иллюзиониста - Эмиль и Игорь. Однако с самого начала было решено, что выступать они будут по отдельности, так как условия работы сводных братьев сильно отличались. Младший брат - Игорь - впервые вышел на арену в 1959 году, подменяя заболевшего отца, после смерти которого и унаследовал весь аттракцион. Старший брат начал все с нуля. В отличие от младшего брата, он по настоянию отца окончил Московский инженерно-строительный институт и даже несколько лет работал по специальности. Приобретенная профессия впоследствии помогла Эмилю Эмильевичу при конструировании реквизита. С 1992 года Эмиль Кио-младший работает в Японии. Занимает должность председателя "Союза цирковых деятелей России"

Игорь Кио до самой смерти в 2006 году много гастролировал за рубежом, но неизменно возвращался в Россию. По его признанию, он просто не мог допустить, чтобы фамилию Кио забыли на родине. Долгие годы он давал по 500-600 представлений в год, однако принципиально не брал готовые фокусы и выпускал принципиально новые номера. В 1970 году в Бельгии удостоился Международной премии "Оскар", которая вручается "лучшему артисту". С началом перестройки Игорь Кио принял решение уйти из цирка и создал Творческое объединение "Шоу-иллюзион Игоря Кио", которое занималось организацией собственных гастролей и выступлений других коллективов. Продолжателями династии могут стать внуки Игоря Кио - Игорь и Никита, старший из которых впервые вышел на цирковую арену в раннем возрасте в представлении, посвященном 100-летию знаменитого прадеда.

Династия дрессировщиков лошадей Зариповых

Династия наездников и дрессировщиков лошадей Зариповых известна уже более 115 лет. Первым представителем знаменитого рода стал Карим Зарипов, родившийся в 1891 году в Узбекистане. Уже в 9 лет он начал выступать в качестве клоуна, а в 29 - организовал Ташкентский цирк. За длительную цирковую карьеру Карим работал в различных жанрах: воздушный гимнаст, клоун, дрессировщик лошадей, артист-наездник. В цирке же он встречает свою жену - Муборак. Его дети Хаким и Холида начали работать в труппе отца уже в восьмилетнем возрасте. В 1928 году Карим Зарипов всего за шесть месяцев подготовил номер "Красный Восток". А в 1942 году создает первый цирковой коллектив узбекских наездников, через четыре года появляется новый номер "Джигиты Узбекистана", в котором также участвуют жена Хакима и муж Холиды Зариповых. Специально для дочери Карим Зарипов создает номер "Гротеск-наездница", в котором Холида выступает не просто как акробат-вольтижер, но и танцует на спине скачущей лошади.


С 1952 года аттракцион "Джигиты Узбекистана" возглавляет Хаким Каримович. Долгое время вместе с ним выступали его дети - дочь Говхар и сын Анвар.

Однако наибольшей известности добился внук Хакима Зарипова - воздушный гимнаст Эркин (Игорь). Лауреат Международных премий, обладатель международных наград и рекордов с 2003 года работает во всемирно известном Cirque du Soleil. В 2012 году он попал в Книгу рекордов Гиннеса, установив сразу три рекорда.

Династия цирковых артистов Гринье

Родоначальницей известной украинской династии цирковых артистов Гринье является невестка известных в Киеве балалаечников Гурских Елена. "Лапотно-балалаечная" капелла Гурских в конце XIX века была известна на всю Россию, помимо плясовых и песен они исполняли и пародии на итальянские песни и немецкие польки, и разговорные сценки на злободневные темы. Дело родителей продолжил сын создателя капеллы Владимир с женой Еленой, которые взяли себе звучный псевдоним Гринье. Молодые супруги быстро отправились в "свободное плавание", создав разговорно-музыкальный дуэт, который с большим успехом выступал во всех увеселительных заведениях дореволюционной России. С 1920 года Елена Гринье начала выступать со своим вторым мужем коверным клоуном Мишелем - настоящее имя Михаил Пятецкий. Так возник эксцентричный номер "Гринье и Мишель". Артисты пели, танцевали, играли на различных музыкальных инструментах. Параллельно гастролировал и Владимир Гурский, поставивший свой номер "Музыкальная эксцентрика" уже с новой партнершей.


Помимо собственного репертуара "Мишеля и Гринье", который состоял из музыкальных пьес, куплетов, сатирических диалогов, комических танцев, Елена Николаевна и Михаил Иванович занимались постановками программ для Петроградского цирка, которым в течение пяти лет руководил Михаил Пятецкий.

Династию продолжила их дочь Тамара Михайловна Гринье-Мишель. С раннего детства маленькая Тамара выступала вместе с родителями. А после окончания консерватории писала музыку для цирковых артистов. Например, акробаты Писарницкие в течение 20 лет исполняли свою программу "Веселые моряки", музыку для которой написала Тамара Гринье-Мишель. Вышла замуж за циркового артиста Владимира Саргуна, выступавшего в жанрах музыкальная эксцентрика и жонглер-эквилибрист. Дочь и внучка Тамары Михайловны Гринье - Елена и Тамара - также связали свою жизнь с цирковым искусством.

Династия наездников-джигитов Кантемировых

В 2007 году 100-летие отметила династия наездников-джигитов Кантемировых. Эта фамилия до сих пор является синонимом понятия "конный цирк", а также бережного отношения к людям и коням. Родоначальником династии считается Алибек Тузарович Кантемиров, родившийся в 1882 году в Осетии. Впервые на арену цирка он вышел в 1907 году в Батуми с номером "Соло-джигит". "Легкое движение шенкелем, и светло-серый скакун выносит всадника на арену цирка. В зубах Алибека поблескивает лезвие кривой шашки-гурды. Вот всадник спрыгнул, оттолкнувшись от земли, перевернулся в воздухе и снова очутился на шее скакуна. Темп лезгинки нарастает. Вдруг молодой джигит бросается под самые ноги лошади. Публика ахнула, но наездник повис на одном стремени. Секунда - он опять в седле…", - так описал современник первое выступление легендарного артиста в книге "Джигит Осетии". Успех не вскружил голову Алибеку, а заставил работать еще упорнее. До сих пор его коронный номер, когда всадник на полном ходу пролезал между задних ног лошади с выходом на круп, не смог повторить никто их артистов, выступающих в этом жанре. В общей сложности Алибек Кантемиров подготовил около 150 наездников-джигитов, многие из которых стали народными артистами нашей страны.


В 1924 году исполняется давняя мечта Алибека Кантемирова - он создает первый групповой номер "Джигиты Али-Бека". Труппа одной из первых получила возможность гастролировать за рубежом. В конце 30-х годов в коллектив влились сыновья Алибека - Хасанбек, Ирбек и Мухтарбек. Старший Хасанбек впервые вышел на манеж в пятилетнем возрасте с номером на скачущем пони.

Самыми сложными стали годы войны - из 12 артистов аттракциона, вернулись только двое, лошади же погибли все. В 1946 году начинать пришлось с нуля. Вскоре же перед Алибеком Кантемировым и его труппой появилась новая задача - постановка конных трюков для кино. В общей сложности Кантемировы поставили и сами снялись более чем в 50 картинах - от "Смелых людей" до "Неуловимых мстителей" и "Не бойся, я с тобой".

Аттракцион при этом не переставал существовать и гастролировать. А в конце 60-х к старшему поколению Кантемировых присоединилось младшее - внуки Алибека Тузаровича, дети старшего сына - Каджана, Алибек-младший и Анатолий.

После смерти отца в 1975 году - Хасанбек, Ирбек и Махтарбек разделились. Хасанбек возглавил цирковое этнографическое обозрение "Картины Кавказа", средний, Ирбек, унаследовал аттракцион отца, а младший - создал собственный конно-акробатический театр "Каскадер", воплотив мечту своего отца.

В настоящее время аттракцион "Джигиты Али-Бека" возглавляет сын Ирбека Маирбек Кантемиров. Его постановка "Авайя" была высоко оценена не только в России, но и далеко за пределами нашей страны.

Династия клоунов Фрателлини

Французская династия Фрателлини также известная как "Династия смеха" зародилась как ни странно в России. Представители этого рода вот уже более 100 лет выступают в жанре клоунады. А первым из семьи Фрателлини на манеж вышел Густаво, приехавший в Российскую Империю в начале XX века. Он выступал в цирках Москвы и Петербурга, но на весь мир прославили семейное дело трое его детей - Франсуа, Поль и Альбер. В 1910 году они создали самостоятельный "Цирк Братьев Фрателлини". После начала Первой Мировой войны семье пришлось вернуться во Францию, однако и там им поначалу не сопутствовала удача. Лишь в 20-х годах прошлого столетия семья Фрателлини добилась успеха - создала свою цирковую школу, которая спустя 10 лет получила официальный статус училища. Его выпускники, одним из которых является известный актер Венсан Кассель, обычно остаются в стенах цирка Фрателлини.


Выступления братьев, известных как Кико, Пополь и Баба, отличались от обычной клоунады - в свою программу они добавили акробатические трюки. Шоу братьев неизменно сопровождалось аншлагами. В период Второй мировой войны "Цирк Братьев Фрателлини" вновь переживал кризис, но после окончания возродился с новыми программами.

По воспоминаниям Ксении Куприной, дочери известного писателя, как-то в Парижском цирке им удалось познакомиться со знаменитыми клоунами. "Когда мы с отцом пришли в уборную Фрателини, они очень ласково нас приняли и между двумя мазками грима на ломаном русском языке вспоминали свою жизнь и приключения в России, которую они изъездили вдоль и поперек. Они считали, что, кроме парижан, русский зритель — самый чудесный ценитель цирка в мире", - пишет она в книге "Куприн - мой отец".

Цирк братьев Ринглинг, Барнума и Бейли

История всемирно известного американского "Цирка братьев Ринглинг, Барнума и Бейли" началась в XIX веке. В 1841 году американский шоумен Финеас Барнум основал "Американский музей" своего имени, который очень быстро перерос в "Шоу уродов". Во время представления публике демонстрировали живых людей с различными аномалиями - лилипутов и сиамских близнецов, трехногих танцоров, русалку с острова Фиджи и русского мальчика с песьей мордой. После нескольких пожаров шоу Барнума отправилось на гастроли в Англию, где в 1881 году ему поступило предложение от владельцев лондонского цирка Джеймса Бейли и Джеймса Хатчинсона об объединении. Так к "Шоу уродов" добавились выступления дрессированных зверей и появилось "Величайшее шоу на Земле Барнума и Бейли", гвоздем которого стал слон Джамбо.


Цирк пользовался бешеной популярностью как в Европе, так и за ее пределами. Он прославился благодаря наличию нескольких манежей. Они были расположены так, чтобы зрители могли одновременно наблюдать за несколькими аттракционами.

Параллельно в США в 1884 году пятеро братьев Ринглинг, цирковые артисты-самоучки, основывают передвижной цирк собственного имени. Отличительной особенностью их балагана стало уважительное отношение к публике, они полностью отказались от распространенного в то время мошенничества с билетами, азартных игр и другого надувательства. Вместо этого братья показывали чудеса акробатики и дрессировки.


Долгое время цирки конкурировали между собой и лишь после смерти Барнума в 1891 году они объединились. Хотя фамилия Ринглинг появилась в названии цирка лишь в 1919 году, после того как двое братьев стали его собственниками.

"Цирк братьев Ринглинг, Барнума и Бейли" существует и сейчас. В 1967 году его приобрела семья Фелд, после чего разросся и зверинец - появились номера с лошадьми, тиграми, львами, леопардами, пантерами и зебрами. В 1986 году в цирке начали выступать китайские цирковые артисты.

По сей день цирк не изменяет традиции, насчитывающей более 100 лет: две его труппы в течение 11 месяцев гастролируют по миру, ни разу не пересекаясь, после чего возвращаются в штаб-квартиру, где готовят новые шоу.

Династия укротителей Багдасаровых

В одном ряду с династией Запашных, как укротителей хищников, стоит и семья Багдасаровых, пожалуй, одна из самых молодых цирковых династий России. Но первым цирковым артистом из рода дрессировщиков стал гимнаст Николай Андреевич Язев. В 1937 году он поступил в Государственное училище циркового искусства и тогда же был принят в труппу цирка. Язев известен как первый гимнаст, совершивший трюк "перелет через турник". Однако он никогда не интересовался дрессурой, в отличие от будущего зятя - Михаила Ашотовича Багдасарова.

Решение стать дрессировщиком пришло к юному Мише еще в Баку, где он посетил деревянный цирк рядом со своим домом. В 12 лет он сбежал из дома с проезжим цирком, однако отец-проводник быстро разыскал сына и вернул обратно в Баку. Воплощению детской мечты помог случай: Михаилу было уже 16 лет, когда на гастролях в Баку из клетки вышли питомцы знаменитой укротительницы Маргариты Назаровой, известной также по главной роли в фильме "Полосатый рейс". На помощь артистке пришли униформисты и Михаил Багдасаров, который постоянно крутился возле цирка. В знак благодарности Назарова пообещал взять его в свою труппу по достижению 18-летия и слово свое сдержала. Однако дебют Михаила Багдасарова как циркового артиста состоялся только спустя девять лет, в 1973 году, с номером "Забавные ослики". Еще шесть лет понадобилось на постановку собственного аттракциона "Давид Сасунский", где участвовали львы, тигры, пантеры, ягуары и пумы.

А в 1991 году Михаил Ашотович выпускает новый аттракцион "Тигры-Шоу", главными героями которого становятся 18 уссурийских тигров, а ассистирует отцу дочь Карина, еще через два года на арену вышел и сын - Артур. Сейчас в аттракционе Багдасаровых помимо Карины с Артуром принимают участие зять и невестка Михаила Ашотовича - Антон и Лариса. Подрастает и третье поколение - внуки Ричард и Никита.

26 августа 2009 года исполняется 90 лет со дня подписания указа о создании государственных цирков в РСФСР - «дня рождения» советского, а ныне российского цирка. В настоящее время в России известны около десятка цирковых династий.

Династия (от греч. dynasteia - господство) - ряд поколений, передающих из рода в род профессиональное мастерство, традиции . В числе самых известных цирковых династий в России - Дуровы, Запашные, Кио, Филатовы, Кантемировы, Багдасаровы.

Младший брат, Игорь (1944-2006), в отличие от Эмиля, к цирковой карьере готовился с детства, последовательно и целеустремленно. Его мать была главной ассистенткой в спектаклях Эмиля Кио-старшего, и после его смерти весь репертуар, реквизит и аппаратура отца перешли в руки Игоря. Это знаменитые номера "Сжигание женщины", "Превращение женщины во льва", "Распиливание женщины".

Династия Филатовых ведет свой отсчет с 1836 года. Именно в этот год было выдано разрешение губернатора Нижнего Новгорода на работу на рыночной площади Филату, поводырю с медведем, и его жене, служительнице у обезьян. Основоположник династии - Иван Лазаревич Филатов (1873-1956) - дрессировщик хищных животных, а так же основатель системы зооцирков в СССР . У Ивана Филатова и его жены Таисии Яковлевны (гротеск-наездницы) было 13 детей, двое из них продолжили цирковую династию - Мария Ивановна Филатова (в замужестве Корнилова) и Валентин Иванович Филатов (1920‑1979).

Мировую известность династии принес аттракцион "Медвежий цирк" созданный Валентином Филатовым в содружестве с режиссерами Георгием Венециановым и Изяславом Немчинским в 1949 году.

Продолжателями традиций Валентина Филатова стали две его дочери - Людмила и Татьяна - и их мужья.

В 1975 году была создана новая программа "Цирк зверей", включающая номера "Экзотическая группа животных" под руководством заслуженной артистки СССР Людмилы Филатовой, "Леопарды и лошади" под руководством Валерия Филатова (муж Людмилы Филатовой (настоящая фамилия Дацюк), "Индийский слон" под руководством народной артистки России Татьяны Филатовой, "Акробатический этюд с шимпанзе" под руководством заслуженного артиста России Александра Горина (муж Татьяны Филатовой) и великий аттракцион "Медвежий цирк" Валентина Филатова. В 1979 году в программу был включен новый номер "Иллюзия с дрессированными животными" под руководством Юлии Филатовой (внучка Валентина Филатова, дочь Людмилы и Валерия Филатовых).

В 1994 году произошло разделение программы, и было создано два коллектива: в первый входил "Медвежий аттракцион" и "Индийский слон" (руководители Татьяна Филатова и Александр Горин), во второй - "Экзотическая группа животных" и "Леопарды и лошади" (руководители Людмила и Валерий Филатовы). В 1998 году был создан номер "Медведи - акробаты" под руководством Андрея Клыкова (муж Юлии Филатовой), который влился в коллектив Людмилы и Валерия Филатовых.

В 2001 году Юлией Филатовой и Андреем Клыковым был образован новый коллектив "Цирк зверей" имени народного артиста СССР В. И. Филатова, где были полностью переделаны и заново поставлены с новыми музыкальными и сценическими оформлениями, трюковыми композициями: "Экзотическая группа животных", "Медведи акробаты", "Леопарды".

В 2002 году Юлии Филатовой было присвоено звание Заслуженной артистки России.

Цирковая династия Багдасаровых берет свое начало с дедушки ныне знаменитых дрессировщиков Карины и Артура Багдасаровых - Николая Андреевича Язева, начавшего свою работу на арене гимнастом в 1937 году.

Отец Артура и Карины - Михаил Ашотович Багдасаров - все детство провел в цирке, в шестнадцать лет уже работал униформистом (помогал выносить и убирать инвентарь с арены). В 18 лет начал работать дрессировщиком вместе с народной артисткой РСФСР Маргаритой Назаровой. В 1979 году Михаил продемонстрировал свой собственный аттракцион по мотивам армянского эпоса "Давид Сасунский" с участием львов, тигров, пантер, ягуаров, леопардов и пум.

В 1991 году был выпущен новый аттракцион "Тигры-Шоу" с 18 уссурийскими тиграми. В этом аттракционе Багдасаров стал работать с дочерью Кариной. Через два года дрессировкой занялся и сын Михаила Багдасарова - Артур.

В 2003 году Карина и Артур Багдасаровы были удостоены званий заслуженных артистов России.

Тигры Багдасаровых снимались во многих фильмах . Самый известный из них - "Полосатый рейс".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Жена и дети Аскольда Запашного занимают все его время, остающееся от работы на манеже. Он - представитель одной из знаменитейших российских цирковых династий вместе со своим братом Эдгардом организовал собственный цирк, гастроли которого не только в нашей стране, но и за рубежом пользуются огромным успехом. Старшую дочку Ева супруга артиста Элен родила в 2010 году, а через год Запашный во второй раз стал отцом, и снова маленькой дочки, которую они назвали Эльзой.

Со своей будущей женой Аскольд Запашный познакомился во время гастролей в Минске. Элен была лучшей подругой жены одного из его цирковых друзей. Элен - гражданка Израиля, а потому была студенткой факультета для иностранцев. Их роман развивался стремительно, и сразу после свадьбы они решили, что в их семье обязательно должно быть много детей.

На фото - Аскольд Запашный с женой и детьми

Первая дочка Ева родилась в 2010 году, когда Аскольду было тридцать три года, и он был уже достаточно взрослым, чтобы ответственно отнестись к этому важному событию. Решение родить второго ребенка через год тоже было осмысленным - разница в возрасте у Аскольда и его брата Эдгарда тоже составляет год, и это, по мнению артиста, оптимальный вариант для детей.

Обе дочки Аскольда появились на свет, когда он выступал на арене, а сообщение от жены каждый раз получал по смс, и это было для него очень трогательно. Имена для дочек Запашный выбрал сам, и подошел к этому очень ответственно - Аскольду хотелось, чтобы они были красивыми, и в то же время не вычурными.

Элен по образованию врач, закончила консерваторию по классу фортепиано, отслужила в израильской армии, а в настоящее время занимается только семьей. Аскольд, как мог, старался помогать жене, когда дочки были совсем маленькими - вставал по ночам, менял подгузники, однако супруга, по возможности, старалась освободить мужа от этих забот, понимая, как он устает на работе.

Сегодня дети Аскольда Запашного Ева и Эльза уже подросли, и уже выступают на манеже. С самого их рождения он говорил, что дочки обязательно станут цирковыми артистками и продолжат династию Запашных, и им для этого даже не придется учиться в цирковом училище - всем премудростям он научит их сам, ведь у него богатый опыт выступлений на цирковой арене.

Внешне старшая дочь больше похожа на маму, а младшая Эльза - копия Аскольда, и близкие в шутку называют ее Аскольда Аскольдовна. Ева и Эльза с самого рождения путешествуют вместе с цирком, знают всех артистов и животных, и в этом их жизнь очень похожа на жизнь Аскольда и его брата.

Впервые старшая дочь Аскольда Запашного вышла на арену, когда ей исполнилось три года, и после этого отец начал выводить ее на поклоны после каждого своего выступления. Когда жена Аскольда Запашного собиралась родить второго ребенка, он мечтал, что у него будет сын, а оказалось, что родилась снова дочка. Но Элен уверена, что дети у них будут еще, и она обязательно родит еще и мальчика. Аскольд не против, но на вопрос «сколько детей у Аскольда Запашного может родиться в будущем?» отвечает, что не больше четверых, и даже если это снова будут девочки, на большее количество он не согласен.

Элен, понимая, что частые разлуки могут негативно сказаться на отношениях супругов, готова терпеть все неудобства и трудности, чтобы всегда быть рядом с мужем, поэтому почти на все гастроли они отправляются всей семьей. Она привыкла к такому образу жизни, и даже когда остается дома, через несколько недель просит Аскольда забрать ее с дочками к себе. Элен понимает, что постоянное общение необходимо не только ей с мужем, но и их детям - с папой. Кроме того, они очень любят своего дядю - старшего брата Аскольда Эдгарда, который тоже обожает своих племянниц.

Запашный Мстислав Михайлович - советский и российский артист цирка. Занимался дрессировкой животных. Был народным артистом СССР. Вместе с братьями (Игорь и Вальтер) входил в цирковую группу «Братья Запашные». В статье будет описана краткая биография артиста. Итак, приступим.

Мстислав Запашный: семья

Герой данной статьи появился на свет в Ленинграде в 1938 году. Мать мальчика - Лидия Карловна - приходилась дочерью клоуну Мильтону. Уже в пятнадцать лет она умела играть на пианино, жонглировать, крутить сальто и лихо скакать на лошади. А отец - Михаил Сергеевич - только пришёл в манеж и был новичком. До этого он трудился в Ейске портовым грузчиком и славился своей огромной силой. После Гражданской войны Михаила заметил Иван Поддубный и предложил попробовать себя в борьбе. В то время соревнования по данному виду единоборств проводились в цирке. Фамилия Запашный не очень годилась для афиш, поэтому Михаил взял себе псевдоним - Орлёнок.

Но вскоре новоиспечённому артисту наскучила демонстрация только своей физической силы. Поэтому молодой борец стал осваивать разные цирковые жанры. Через какое-то время Михаил придумал с Георгием Мельченко силовой номер. С той поры они и стали выступать под псевдонимом братья Мильтонс. Также у партнёров был весёлый номер «Акробаты-неудачники» и опасный «Акробаты-снайперы». Михаил обладал большей силой, поэтому исполнял роль живого пьедестала - удерживал Георгия в различных стойках. А тот целился с помощью маленького зеркала, стреляя из «мелкашки» по мишени. Успех номера зависел от точности выстрела и слаженной хладнокровной работы акробатов.

Вот в такой семье и появился на свет Мстислав Запашный. Сестра и пятеро братьев унаследовали от родителей и явный талант, и высокую работоспособность. Но сам Михаил Сергеевич не очень хотел, чтобы дети пошли по его стопам. Каждому из них он стремился дать хорошее образование и востребованную профессию. Чтобы не таскать с собой родню на гастроли, Запашный-старший приобрёл в Ленинграде небольшой дом. Именно здесь всю семью и застала война. Михаил Сергеевич вместе со старшим сыном ушёл на фронт. Его супруга находилась на гастролях и не смогла вернуться в осаждённый город. Аня, Мстислав, Игорь и Вальтер остались в блокадном Ленинграде вместе с Анной Макаровной (бабушка). Потом была эвакуация, и они отправилась в Поволжье. Там дети встретились с мамой. Лидия Карловна выступала с партнёром мужа в номере «Меткие стрелки». Запашные жили в нужде, поэтому после представлений матери приходилось разгружать вагоны и баржи.

Юный артист

В саратовском бомбоубежище маленький Слава и Вальтер начали репетировать свой цирковой номер. Вскоре они стали выходить на арену вместе с мамой. Мстиславу было семь, а Вальтеру - семнадцать лет. В 1946 году мальчиков оформили артистами официально, но через год, во время гастролей на Дальнем Востоке, их номер решили расформировать. Братья были очень возмущены. Вальтер убедил мать поехать в Москву. Мальчикам позволили выступить на столичной сцене. Оценивать циркачей пришла суровая комиссия из главка. После того как инспектор манежа объявил: «Юные акробаты», мальчики выбежали на сцену. Вальтер не сомневался в зрительской поддержке номера, так как у него на руках младший брат выполнял пируэты, сальто - наиболее сложную трюковую комбинацию из имеющихся семи элементов. У сидящих в зале складывалось впечатление, будто Вальтер жонглирует Мстиславом. Публика устроила ребятам овацию. Их вызывали на бис больше десяти раз. При этом Славу выносил на манеж сам Карандаш. После триумфального номера Запашных им не только разрешили дальнейшие выступления, но и установили самую высокую зарплату.

Новые жанры

В 1949 году Вальтеру пришла повестка в армию. Мстислав последовал за старшим братом, став сыном полка. Мальчики начали работать в ансамбле песен и плясок (Одесский военный округ). Именно здесь Запашные полюбили балет и научились танцевать. До конца своих дней Мстислав, признанный цирковой мастер и режиссёр, уделял большое внимание пластической стороне номеров. Он использовал при создании спектаклей как цирковые, так и хореографические средства.

В последующие годы в номере с Вальтером Мстислава заменил Игорь (младший брат). Ну а герой данной стал пробовать себя в разных жанрах: дрессировке (хищники, крупные экзотические животные, лошади), клоунаде и воздушной гимнастике.

«Акробаты-вольтижёры»

Именно так назывался номер, который в 1954 году придумал Мстислав Запашный вместе с тремя братьями. Это была очень виртуозная работа. Игорь и Мстислав буквально подлетали на руках у своих старших братьев, безупречно выполняя уникальные трюки. И по сей день никто не смог их повторить. Рекорды Запашных горячо приветствовались зрителями.

Масштабность

Тем временем в голове Мстислава появлялись новые замыслы. В двадцатилетнем возрасте он уже наверняка знал, что все его цирковые номера станут настоящим открытием. Менялись партнёры, жанры, но одно было постоянным: абсолютно все начинания Запашного отличались грандиозностью и масштабностью размаха. Именно поэтому его номера пользовались у зрителей такой популярностью и со временем вошли в золотой фонд как отечественного, так и мирового циркового искусства.

Новый жанр

В 1964 году Запашный Мстислав Михайлович подготовил новый номер под названием «Акробаты-вольтижёры на лошадях». То есть атлеты стояли на спинах животных. Именно так и появился этот новый цирковой жанр. Во время гастролей в Японии и Франции номер получил высшие мировые призы.

Спектакли

В 1977 году Мстислав Запашный создал номер с одновременным участием в одной клетке извечных врагов джунглей - тигров и слонов. Никто в мире ещё не делал подобного. Дрессировка больших животных, да ещё и хищников, сама по себе довольно опасна. А при вводе в клетку к слонам тигров всё многократно усложняется. Этот аттракцион стал не просто захватывающим и ярким зрелищем. «Слоны и тигры» представляли собой художественное произведение со строго и точно выстроенной композицией. Главным посылом зрителю была идея дружбы, а также заботы человека об окружающей природе. Спектакль стал самым крупным достижением не только отечественного, но и мирового циркового искусства. Вскоре аттракцион получил Государственную премию РФ.

В 1991 году Мстислав Запашный поставил новый спектакль. Это была героико-историческая цирковая пантомима «Спартак». По наличию технических средств, количеству животных, составу действующих лиц и художественному воплощению она не имела аналогов.

Цирк Мстислава Запашного в Сочи

С 1992 по 2003 год герой данной статьи не только возглавлял это учреждение, но и был его художественным руководителем. В 1996 г. к юбилею Сочинского цирка (25 лет) артист поставил две программы: «Звёзды мирового цирка» и «Я люблю тебя, Россия». Дети Мстислава Запашного во всём ему помогали. На протяжении пары сезонов шоу шли с колоссальным успехом как в самом Сочи, так и во всех крупных городах России. Две этих программы легли в основу создания нового гала-представления, с которым Запашный отправился в прощальный артистический тур по Юго-Восточной Азии (Австралия, Сингапур, Гонконг, Тайвань, Италия) и Европе. Также гастроли прошли в Сочи, Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Саратове, Воронеже, Ростове и Краснодаре.

Заключение

В последние годы Мстислав Запашный, биография которого представлена выше, успешно осуществлял новые крупные программы. Это строительство в Сочи театра морских животных, трансформация зрительного зала на 2 тыс. человек и превращение его в театр-варьете или мюзик-холл, постоянная работа в ночное время ресторанов, казино и дансинга в здании. Имея немалый опыт в шоу-бизнесе и зная изнутри эстрадное и цирковое искусство, Мстислав Михайлович стремился преумножить и сохранить лучшие цирковые традиции в нашей стране.

С 2003 по 2009 год герой данной статьи возглавлял Росгосцирк. В 2010 г. его сменил на этом посту А. Калмыков. 22 сентября 2016 года - вот дата, когда скончался в Сочи Мстислав Запашный. Причина смерти артиста не разглашалась. Прощание проходило в цирке на проспекте Вернадского. Похоронили Мстислава Михайловича на