Меню
Бесплатно
Главная  /  Терапия при дерматите  /  Дюрренматт произведения. Художественные особенности творчества

Дюрренматт произведения. Художественные особенности творчества

Гражданство:

Швейцария

Род деятельности:

публицист, драматург, художник

Язык произведений:

немецкий

Произведения на сайте Lib.ru

Фридрих Йозеф Дюрренматт (нем. Friedrich Josef Dürrenmatt ; 5 января , Конольфинген - 14 декабря , Невшатель) - швейцарский немецкоязычный прозаик, публицист, драматург и художник-экспрессионист. Один из мастеров психологического детектива .

Ранние годы. Живопись

Фридрих Дюрренматт родился 5 января 1921 года в Конольфингене , деревне в швейцарском кантоне Берн. Его дед Ульрих Дюрренматт был консервативный политик, отец Рейнгольд Дюрренматт - протестантский священник в деревне. Спустя 3 года родилась сестра Врони. В 1935 году предположительно из-за экономических соображений семья переехала в Берн . Мировой экономический кризис к этому времени достаточно ощущался также и в Швейцарии, средний класс буржуазии становился всё беднее. Фридрих Дюрренматт сначала посещал Бернскую Свободную гимназию, потом Гумбольтианум, где в 1941 сдал выпускные экзамены. Он не был особенно хорошим учеником (средняя оценка: «3 с минусом») и сам описывал школьные годы как «самое дурное время» своей жизни. Он менял школы, потому что то ему не нравился метод преподавания, то плохие оценки, то вызывал своим поведением неудовольствие учителей. Впоследствии окончил Цюрихский и Бернский университеты, где изучал философию, филологию, естественные науки, историю искусства и живопись.

Признание как драматурга

В 1950 году вышла в свет его пьеса «Брак господина Миссисипи », которую можно было бы обозначить как его первый большой успех на сцене немецкого театра. Всемирную известность он получил с комедией «Визит старой дамы » (1956). «Физики », пьеса, которую он сам относил к комедии, стала самой успешной постановкой театральных сезонов 1962/63 и 1982/83 годов. Дюрренматт получает премии и призы за своё творчество, которое включает в себя наряду с пьесами, детективами, рассказами и радиопостановками также эссе и доклады. Например, литературная премия Шиллера (1959), большая литературная премия Шиллера (1960) и медаль Бубера-Розенцвейга (1977) во Франкфурте . В 1969 году ему была присуждена степень почётного доктора Темплского университета в Филадельфии , также Дюрренматт получил звание доктора наук в Иерусалиме и Ницце . В шестидесятых годах Дюрренматт был на вершине общественного признания. Дюрренматт частично посвятил себя практической театральной деятельности, сначала на подмостках Баслера, после инфаркта , перенесённого в октябре 1969, на сценах Цюриха , и в конце концов в Дюссельдорфе . Там состоялись 2 его пьесы «Портрет планеты» и «Titus Andronicus». Он повторно поставил многие скандальные пьесы, такие, как «Метеор» (1964-1965) в Вене. В восьмидесятых награды следовали одна за другой: австрийская государственная премия для европейской литературы, премия Георга Бюхнера…

Публицистика

Дюрренматт как автор эссе, докладов, речей критиковал международную политику. Он много путешествовал, например, в 1969 в США , в 1974 в Израиль , в 1990 в Польшу и Освенцим . Так возникли «Записки из Америки» (1970) и публицистический текст «Я поддерживаю Израиль» (1973). В 1990 году широкую известность получили речи, адресованные В. Гавелу и М. Горбачеву , которые появились под заголовком «Надежда Канта».

Последние годы

Художественные особенности творчества

Антибуржуазный и антифашистский характер

В некоторых произведениях Дюрренматта (как отмечается в некоторых источниках, «последовательно от произведения к произведению» , прослеживается антибуржуазный и антифашистский характер. В частности, в повести «Авария » один из персонажей, адвокат, в суде говорит следующее о своём подзащитном Трапсе:

Он не преступник, а жертва эпохи, западной цивилизации, которая, увы, всё больше и больше теряет веру (она становится всё туманнее) и которая настолько погружается в хаос, что человек уже не может различить никакой путеводной звезды. В итоге - полная растерянность, одичание, торжество кулачного права и отсутствие подлинной нравственности.

В повести писателя «Подозрение », рассказывающей о деятельности комиссара бернской полиции Берлаха, подчёркивается, что современная Швейцария стала прибежищем бывших фашистов .

Сочинения

Пьесы

  • 1947 - «Ибо сказано» («Es steht geschrieben» )
  • 1948 - «Слепой» («Der Blinde» )
  • 1949 - «Ромул Великий» («Romulus der Grosse» )
  • 1952 - «Брак господина Миссисипи» («Die Ehe des Herrn Mississippi» )
  • 1953 - «Ангел приходит в Вавилон» («Ein Engel kommt nach Babylon» )
  • 1954 - «Операция «Вега» («Das Unternehmen der Wega»)
  • 1957 - «Визит старой дамы » («Der Besuch der alten Dame» )
  • 1959 - «Франк V: Опера частного банка» («Frank der Fünfte: Oper einer Privatbank»). Пьеса для музыкального театра.
  • 1962 - «Физики »
  • 1970 - «Играем Стринберга» («Play Strindberg» )
  • «Titus Andronicus»
  • 1972 - «Сообщники»

Романы

  • 1952 - «Судья и его палач » («Der Richter und sein Henker» )
  • 1953 - «Подозрение » («Der Verdacht» )
  • 1958 - «Обещание», («Das Versprechen» )
  • 1985 - «Правосудие»
  • 1989 - «Ущелье Вверхтормашки» («Durcheinandertal» )

Повести

  • 1955 - «Грек ищет гречанку», («Grieche sucht Griechin» )
  • 1956 - «Авария » («Die Panne (Eine noch mögliche Geschichte)» )
  • 1971 - «Падение»
  • 1981 - «Лунное затмение» («Mondfinsternis»)
  • 1981 - «Зимняя война в Тибете» («Der Winterkrieg in Tibet»)
  • 1988 - «Поручение, или о наблюдении за наблюдающим за наблюдателями» («Der Auftrag oder vom Beobachten des Beobachters der Beobachter. Novelle in vierundzwanzig Sätzen»)

Публицистика

  • 1973 - «Я ставлю себя позади Израиля»
  • 1976 - «Соответствия»
  • 1990 - «Надежда Канта»

Сборники

  • 1952 - «Город», сборник рассказов
  • 1955 - «Проблемы театра», сборник статей

Другое

  • «Старик», («Der Alte» ), проза, 1945 г.
  • «Записки из Америки», («Sätze aus Amerika» ), эссе, 1970 г.
  • «Шахматист».
  • «Тоннель» («Der Tunnel» ).
  • «Сын».
  • «Двойник»
  • «Портрет планеты».
  • «Пилат»
  • «Город» (незаконченный роман)
  • «Сведения о состоянии печати в каменном веке»
  • «Собака»
  • «Из записок охранника»
  • «Остановка в небольшом городе»
  • «Мистер Ч. в отпуске»
  • «Смити»
  • «Смерть пифии»
  • «Бунтовщик»
  • «Минотавр»

Экранизации

  • «Это случилось при свете дня» - режиссёр Ладислао Вайда, 1958.
  • «Визит» - режиссёр Бернхард Викки , 1964.
  • «Последнее дело комиссара Берлаха » - режиссер Василий Левин, 1972.
  • «Авария» - режиссер Витаутас Жалакявичус, 1975.
  • «Судья и его палач» - режиссёр Максимилиан Шелл, 1975.
  • «Физики » - режиссёр Олег Рябоконь, 1988.
  • «Визит дамы » - режиссёр Михаил Козаков, 1989.
  • «Обещание » - режиссёр Шон Пенн, 2001.

Постановки

  • «Двойник» - театр Синематографъ , режиссёр Аида Хорошева, 2012.

Произведения на русском языке

  • Комедии. Перевод с немецкого под редакцией К. Богатырева. Послесловие Ю. Архипова. Примечания Э. Красновской. М., Искусство, 1969.
  • ВЗАИМОСВЯЗИ. Эссе об Израиле. Концепция. ПОСЛЕДУЮЩИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ, в том числе о свободе, равенстве и братстве в иудаизме, христианстве, исламе и марксизме, а также о двух старых мифах. М., Текст , 2009.

Примечания

Ссылки

  • Дюрренматт, Фридрих в библиотеке Максима Мошкова
  • Дюрренматт по-русски - русскоязычное livejournal -сообщество, посвящённое писателю
  • «Физики» - пьеса Фридриха Дюрренматта в электронном виде
  • Фридрих Дюрренматт в «Энциклопедии „Кругосвет“»
  • сайт о Фридрихе Дюрренматте - русскоязычный сайт о творчестве писателя

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 5 января
  • Родившиеся в 1921 году
  • Родившиеся в кантоне Берн
  • Умершие 14 декабря
  • Умершие в 1990 году
  • Умершие в Невшателе
  • Писатели Швейцарии
  • Художники Швейцарии
  • Драматурги Швейцарии
  • Писатели на немецком языке
  • Авторы детективной прозы

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Дюрренматт, Фридрих" в других словарях:

    - (Dürrenmatt) (1921 1990), швейцарский писатель. Писал на немецком языке. Острое ощущение неблагополучия мира и сомнение в возможности изменить человека в гротескно фантастической трагикомедии «Визит старой дамы» (1956), музыкальной пьесе «Франк V … Энциклопедический словарь

    Дюрренматт (Dürrenmatt) Фридрих (p. 5.1.1921, Конольфинген, кантон Берн), швейцарский писатель, пишет на немецком языке. Сын пастора. Изучал филологию в Цюрихе и Берне. Его первые пьесы ‒ «Писание гласит» (1947), «Слепой» (1948), «Ромул Великий»… … Большая советская энциклопедия

    Дюрренматт, Фридрих - ДЮРРЕНМАТТ (Durrenmatt) Фридрих (1921 90), швейцарский писатель; писал на немецком языке. Острое ощущение неблагополучия мира и сомнение в возможности изменить человека в гротескно фантастической трагикомедии “Визит старой дамы” (1956),… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Durrenmatt, Friedrich) (1921 1990), швейцарский драматург и романист. Родился 5 января 1921 в Конольфингене (Швейцария). Изучал литературу, философию и естественные науки в Бернском и Цюрихском университетах. В 1940 е годы, отказавшись от… … Энциклопедия Кольера

    ДЮРРЕНМАТТ Фридрих - ДЮРРЕНМАТТ (Dürrenmatt) Фридрих (р. 1921), швейцарский писатель (на нем. яз.). Драмы «Писание гласит» (1947), «Ромул Великий» (1949, переработ. изд. 1964, п. 1969), «Брак господина Миссисипи» (1952), «Ангел спускается в Вавилон» (1954), «Визит… … Литературный энциклопедический словарь

    Дюрренматт, Фридрих Фридрих Йозеф Дюрренматт Friedrich Josef Dürrenmatt Фридрих Дюрренматт, 1989 Дата рождения … Википедия

    Фридрих Йозеф Дюрренматт Friedrich Josef Dürrenmatt Фридрих Дюрренматт, 1989 Дата рождения: 5 января 1921 года Место рождения: Конольфинген, Швейцария Дата смерти: 14 дека … Википедия

    Фридрих Йозеф Дюрренматт Friedrich Josef Dürrenmatt Фридрих Дюрренматт, 1989 Дата рождения: 5 января 1921 года Место рождения: Конольфинген, Швейцария Дата смерти: 14 дека … Википедия

Дюрренматт Фридрих - художник, драматург и публицист. Родился в Швейцарии в Конольфиген 5 января 1921 г. Умер в Швейцарии в Невшателе 14 декабря 1990 г. в возрасте 69 лет. Гражданин Швейцарии, свои работы писал на немецком языке.

Живопись. Ранние годы

Дюрренматт родился в деревне в кантоне Берн. Его дедушка, Дюрренматт Ульрих, был политиком консерватором. Отец Дюрренматт Рейнгольд - священник протестантской церкви, служивший в их деревне. Когда Фридриху было три года, на свет появилась его сестра. Родители назвали ее Врони. В 1935 году семья переезжает в Берн из-за политико-экономических соображений. В это время как раз очень сильно ощущался мировой экономический кризис, не обошел он и Швейцарию. Люди среднего класса становились все беднее.

Биография Фридриха Дюрренматта включает в себя множество интересных фактов и событий. Вначале он посещал Бернскую Свободную гимназию, позже Гумбольтианум, в котором в 1941 году он и сдавал выпускные экзамены. Говоря о Фридрихе, нельзя его назвать хорошим учеником, его оценка в среднем была «троечка с минусом». Он этого не скрывал и описывал время, проведенное в школе, как «самое дурное время» в его жизни. Фридрих постоянно менял школы, его не устраивало буквально все: то низкие оценки, то методика преподавания, учителя имели к нему постоянные претензии. Спустя годы он стал выпускником Бернского и Цюрихского университетов, там он освоил такие специальности: естественные науки, филологию, философию, живопись и историю искусства.

Еще находясь в Конольфингене, Фридрих Дюрренматт стал рисовать карандашом и кистью. Склонность к художеству он ощущал все время в течении всей своей жизни. В периоды своего творчества он всегда самостоятельно делал иллюстрации к своим произведениям, иногда ему даже приходилось делать эскизы костюмов и декораций для спектаклей. У него были и серьезные художественные работы. Выставки его картин проходили в Нойнбурге в 1976 и 1985 годах, в Цюрихе в 1978 году.

Будучи талантливым живописцем, он в 1941 году стал изучать германистику и естественные науки, философию. Начинал свое обучение он в Цюрихе, но со второго семестра продолжил в Берне. В этом городе проживали его родители, и он жил в их доме на Лаубеггштрассе, в небольшой мансарде. Она была обставлена огромными панно (со временем они были закрашены и только в 1990 году их смогли обнаружить и восстановить). Заканчивать свое обучение он не спешил. В 1943 г. карьере в университете он предпочел карьеру писателя.

Литературная карьера. Начало

Первая пьеса Фридриха Дюрренматта «Ибо сказано» вышла в свет в 1945-1946 гг. Она также была поставлена на сцене в 1947 г. В 1946 г. Фридриг женится на молодой актрисе Лотти Гайслер. Молодая семья переезжает в Лигерц, расположенный на озере Билер. Именно там, в 1950 году, Дюрренматт пишет криминальный роман «Судья и его палач», хотя в тонком смысле он и не является особо криминальным романом. Кстати, этот роман является обязательным к прочтению в немецких школах. В финансовом плане первые годы для него были непростыми. К тому времени его семья состояла уже из пяти человек. Немного позже ситуация стала улучшаться. В основном это происходило за счет заказов различных радиостанций, начали появляться радиопостановки. А вот издательство «Verlag der Arche» стали постоянно сотрудничать с автором. Вскоре его детективы публиковались частично как романы в швейцарских газетах. В 1952 году Дюрренматт с семьей снова ненадолго переезжают в Невшател.

Признание как драматурга

В 1950 году выходит его новая пьеса под названием «Брак господина Миссисипи», ее можно смело назвать первым большим успехом на немецких театральных подмостках. Мировую известность ему принесла комедия «Визит старой дамы», написанная в 1956 году. Самой успешной постановкой в театрах стала пьеса «Физики». Он регулярно получает различные премии и призы за свои работы: литературная премия Шиллера, медаль Бубера-Розенцвейга (Франкфурт 1977г.). В 1969 году ему присваивается докторская почетная степень Темплского университета, находящегося в Филадельфии. А в Иерусалиме и Ницце Дюрренматт получает звание доктора наук. Пик его признания выпадает на шестидесятые годы ХХ века.

Некоторое время он практиковал себя в театральной деятельности на сценах Баслера, Цюриха, Дюссельдорфа. Осенью 1969 года он переносит инфаркт. В восьмидесятых годах он получает целый ряд правительственных наград, среди которых премия Г.Бюхнера, австрийская государственная премия для европейской литературы.

Публицистика

В своих эссе, докладах, речах Дюрренматт критиковал международную политику. В течении своей жизни он много путешествовал. Он посетил США, Польшу, Израиль. После таких поездок появились заметки «Записки из Америки», «Я поддерживаю Израиль». Широко известными стали обращения к М.Горбачеву и В.Гавелу с заголовком «Надежда Канта».

Последние годы

В 1983 году уходит из жизни его жена Лотти. После ее смерти в 1984 году Фридрих женится на актрисе, журналистке, кинопродюсере и водителе шикарного Феррари - Шарлоте Керр. В своем творческом тандеме они ставят фильм «Портрет планеты» и небольшую пьесу «Ролевые игры».

После его смерти Шарлота Керр пишет книгу-воспоминание «Женщина в красном», в этой книге она повествует о проведенном с Дюрренматтом времени.

Художественные особенности творчества

Работы Фридриха Дюрренматта имели антифашистский и антибуржуазный характер. Некоторые источники отмечают: «Дюрренматт, в своих работах последовательно от произведения к произведению, тонкой нитью проводит антифашистский и антибуржуазный настрой. Так, в повести «Авария» адвокат (персонаж повести), выступая в суде в защиту своего клиента Трапса, произносит следующее: «Этот человек совсем не преступник, а всего лишь жертва эпохи, западной цивилизации, которая, к сожалению, все чаще и чаще теряет веру (изо дня в день она становится туманнее), она так глубоко погружается в неразбериху и хаос, что человек совершенно не в силах различить свет никакой путеводной звезды. В конечном итоге - появляется полнейшая растерянность, превращение человека в животное, одичание, приветствование сильных кулаков и полное отсутствие нравственности. А в повести Фридриха Дюрренматта «Подозрение», в которой идет речь о деятельности одного комиссара бернской полиции Берлаха, утверждается мысль о том, что современная Швейцария теперь стала убежищем для бывших фашистов.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Дюрренматта Фридриха представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Фридрих Дюрренматт (Friedrich Durrenmatt) (1921-1990), швейцарский драматург, прозаик и публицист. Лауреат многих литературных международных и национальных премий, в том числе - Мольеровской (1957), Шиллеровской (1959), австрийской Государственной премии за европейскую литературу (середина 1980-х годов) и др.

Родился 5 января 1921 году в швейцарской деревне Конольфинген в кантоне Берн. Его дед был членом Национального совета, однако, несмотря на свои консервативные взгляды, писал довольно известные сатирические стихи, обличавшие государственный бюрократизм. Отец был сельским протестантским пастором. Строгое воспитание и социальное положение отца обособили будущего писателя от общества сверстников. Возможно, вынужденная замкнутость мальчика обусловила его увлечение: уже в детстве он начал рисовать. Страсть к изобразительному искусству сопровождало его всю жизнь: он делал иллюстрации к своим пьесам, эскизы к их постановкам. В 1970-1980-х годах его живописные и графические работы экспонировались на художественных выставках в Невшателе и Цюрихе.

В 1935 году семья переехала в Берн. Там Фридрих поступил сначала в Свободную гимназию, позже перешел в Гумбольдтианум, который закончил в 1941 году. Протестантское воспитание оказало влияние на формирование личности будущего писателя, однако оно проходило скорее "от противного", в конфликте со строгими требованиями аскетизма и дисциплины. Гимназические "успехи" и поведение Дюрренматта вызывали множество нареканий его преподавателей, и годы учебы в гимназии писатель впоследствии считал "самым неприятным временем" свой жизни.

В 1941 году поступил в Цюрихский университет, где начал изучать философию, естествознание и германистику, но после первого же семестра перевелся в университет Берна. Особенный интерес у него вызывали работы С. Кьеркегора и французских экзистенциалистов - их идеи нашли свое отражение в последующем творчестве Дюрренматта. Однако попытка получения классического образования оказалась неудачной: в 1943 году он оставляет университет и посвящает себя литературе. Этот поступок в значительной степени обособливает Дюрренматта от большинства известных драматургов 20 века: как правило, стремление к анализу насущных проблем бытия обусловливалось интенсивной интеллектуальной юношеской жизнью в университетской среде (Беккет, Ионеско и др.).

К 1945-1946 годам написана первая пьеса "Ибо сказано", которая была поставлена в 1947 году. Особенного успеха постановка не имела, однако привнесла кардинальное изменение в его жизнь: Дюрренматт женился на актрисе Лотти Гайсслер, и молодая семья переехала в Лигерц на озере Билер. Он стал главой семьи (у них было пять детей), и материальные вопросы приобрели для него огромное значение. Именно потому в те годы Дюрренматт пишет не только пьесы ("Слепой", 1948; "Ромул Великий", 1949), но и детективы, которые публикуются с продолжением в газете "Швайцер беобахтер", а также заключает договор с немецкими радиостанциями на несколько радиопьес. Пьесы для радио стали для него совершенно отдельным жанром, что в истории мировой драматургии является исключительным случаем.

Первый творческий и коммерческий успех принесла ему пьеса "Ромул Великий". В 1950 году этот успех был подкреплен постановкой следующей пьесы - "Брак господина Миссисипи", после которой автор был признан драматургом национального масштаба. К этому времени сформировалась основная проблематика его пьес: утрата духовных корней, трагическое бессилие человека, противостоящего хаотичному и жестокому миру. Однако Дюрренматт считал, что время трагедии прошло, и что комедия осталась единственной сценической формой, способной отразить трагизм современной жизни. Трагическое мироощущение драматург передает через комическое несоответствие; его главным эстетическим приемом становится гротеск, сводящий воедино несочетаемые цели и средства, ситуации и характеры, проблемы и способы их решения. Так ведущим эстетическим направлением его драматургии становится жанр трагикомедии. В творчестве Дюрренматта ощущается влияние Брехта , однако действие его пьес перенесено из политической и социальной сферы в область морали, нравственности, духовной жизни. Основными темами драматурга становятся предательство, вина, наказание, верность, свобода и справедливость.

Именно эта проблематика легла в основу пьесы, принесшей Дюрренматту мировую известность - "Визит старой дамы" (1957). Кроме славы, пьеса приносит автору и долгожданное материальное благополучие. В 1960-е годы он находится в расцвете своей литературной и театральной славы, одна за другой следуют престижные премии, драматург получает возможность путешествовать, заниматься общественной деятельностью.

Из других пьес наиболее известны "Ангел приходит в Вавилон" (1953), "Физики" (1962), "Играем Стринберга" (1970).

Творческое наследие Дюрренматта весьма объемно: он автор 23 пьес, многочисленных романов, новелл, рассказов, радиопьес, эссе. Среди них - сборник рассказов "Город" (1952), детективные произведения "Судья и его палач" (1952), "Подозрение" (1953), "Обещание" (1958), "Правосудие" (1985); повести "Грек ищет гречанку" (1955), "Авария" (1956), "Поручение" (1988), сборник статей "Проблемы театра" (1955), публицистические произведения "Записки из Америки" (1970), "Я ставлю себя позади Израиля" (1973), "Соответствия" (1976). В 1990 году, в период общественного переустройства стран социалистического лагеря, широкую известность получили две речи Дюрренматта, адресованные В. Гавелу и М. Горбачеву.

Скончался Фридрих Дюрренматт 14 декабря 1990 года, в Невшателе, менее чем за месяц до своего 70-летнего юбилея.


Татьяна Шабалина

Дюрренматт Фридрих Йозеф (Friedrich Josef Dürrenmatt ) - швейцарский писатель, один из крупнейших драматургов XX века, писал на немецком языке.
Родился 5 января 1921, Конольфинген близ Берна. Его дед Ульрих Дюрренматт был консервативный политик, отец Рейнгольд Дюрренматт — протестантский священник в деревне. Дюрренматт, смеясь, говорил потом, что работа отца определила частое присутствие в его произведениях смерти: все время кого-то отпевали, кого-то хоронили. Спустя 3 года родилась сестра Врони. В 1935 году предположительно из-за экономических соображений семья переехала в Берн. Мировой экономический кризис к этому времени достаточно ощущался также и в Швейцарии, средний класс буржуазии становился всё беднее. Фридрих Дюрренматт сначала посещал Бернскую Свободную гимназию, потом Гумбольтианум, где в 1941 сдал выпускные экзамены. Он не был особенно хорошим учеником (средняя оценка: «3 с минусом») и сам описывал школьные годы как «самое дурное время» своей жизни. Он менял школы, потому что то ему не нравился метод преподавания, то плохие оценки, то вызывал своим поведением неудовольствие учителей.
Ещё в Конольфингене он начал рисовать кистью и карандашом — склонность, которую он ощущал на протяжении всей своей жизни. Позже он иллюистрировал некоторые из своих собственных произведений, делал наброски, иногда даже эскизы декораций и костюмов для спектакля. Его картины были выставлены в 1976 и 1985 в Нойнбурге, в 1978 в Цюрихе. Несмотря на свой талант к живописи Дюрренматт в 1941 году начал изучать философию, естественные науки и германистику; сначала в Цюрихе, но после первого семестра уже в Берне. Там он жил в у своих родителей на Лаубеггштрассе в мансарде, которую обставил большими панно, которые позже были закрашены и только в начале 1990-х годов были обнаружены и отреставрированы. С учёбой он не торопился и уже в 1943 году предпочёл карьере в университете карьеру писателя.
В 1945—1946 гг. была опубликована первая пьеса «Ибо сказано». В 1947 г. она была поставлена на сцене. В 1946 г. Дюрренматт женится на актрисе Лотти Гайслер, и они переезжают в Лигерц на озере Билер. Там в 1950 г. был написан криминальный роман «Судья и его палач», который, однако, в узком смысле криминальным романом не является. Это произведение принадлежит сегодня к обязательным для прочтения в немецких школах. Первые годы Дюрренматта как свободного писателя (до 1952 г.) были тяжелы в финансовом отношении как для него самого, так и для его большой, состоявшей из 5 человек, семьи. Потом ситуация улучшилась, особенно за счёт заказов радиостанций; появились некоторые радиопостановки. Кроме того, издательство «Verlag der Arche» стало для него постоянным. В дальнейшем Дюрренматт начал писать детективы, которые частично публиковались как романы с продолжением в швейцарской газете «Beobachter»
Дюрренматт получает премии и призы за своё творчество, которое включает в себя наряду с пьесами, детективами, рассказами и радиопостановками также эссе и доклады. Например, литературная премия Шиллера (1959), большая литературная премия Шиллера (1960) и медаль Бубера-Розенцвейга (1977) во Франкфурте. В 1969 году ему была присуждена степень почётного доктора Темплского университета в Филадельфии, также Дюрренматт получил звание доктора наук в Иерусалиме и Ницце. В шестидесятых годах Дюрренматт был на вершине общественного признания. Дюрренматт частично посвятил себя практической театральной деятельности, сначала на подмостках Баслера, после инфаркта, перенесённого в октябре 1969, на сценах Цюриха, и в конце концов в Дюссельдорфе. Там состоялись 2 его пьесы «Портрет планеты» и «Titus Andronicus». Он повторно поставил многие скандальные пьесы, такие, как «Метеор» (1964—1965) в Вене. В восьмидесятых награды следовали одна за другой: австрийская государственная премия для европейской литературы, премия Георга Бюхнера…

В 1983 умирает его жена Лотти. В 1984 Дюрренматт женился на актрисе, кинопродюсере, журналистке и водителе Феррари — Шарлотте Керр. Вместе они поставили фильм «Портрет планеты» и пьесу «Ролевые игры». 14 декабря 1990 Дюрренматт умер в Невшателе. Шарлотта Керр написала книгу воспоминаний «Женщина в красном пальто», в котором она рассказывает о времени, проведённом вместе с Дюрренматтом.
В России Дюрренматт известен с середины 1950-х годов. Переводилась его проза, ставились и издавались пьесы, по его произведениям снимались фильмы. В нашу культуру он вошел в послесталинское время и сразу внес в нее нечто ей заведомо чуждое и даже враждебное — озорство, игру, яркую театральность, гротескно-шутовское изображение мира, застрявшего где-то на полпути к катастрофе. Неоднократно бывал в России, еще во времена СССР. Оставался, однако, непримирим к марксистской идеологии, что затрудняло издание его книг.

ДЮРРЕНМАТТ, ФРИДРИХ (Dürrenmatt, Friedrich) (1921–1990), швейцарский драматург, прозаик и публицист. Лауреат многих литературных международных и национальных премий, в том числе – Мольеровской (1957), Шиллеровской (1959), австрийской Государственной премии за европейскую литературу (середина 1980-х) и др.

Родился 5 января 1921 в швейцарской деревне Конольфинген в кантоне Берн. Его дед был членом Национального совета, однако, несмотря на свои консервативные взгляды, писал довольно известные сатирические стихи, обличавшие государственный бюрократизм. Отец был сельским протестантским пастором. Строгое воспитание и социальное положение отца обособили будущего писателя от общества сверстников. Возможно, вынужденная замкнутость мальчика обусловила его увлечение: уже в детстве он начал рисовать. Страсть к изобразительному искусству сопровождало его всю жизнь: он делал иллюстрации к своим пьесам, эскизы к их постановкам. В 1970–1980-х его живописные и графические работы экспонировались на художественных выставках в Невшателе и Цюрихе.

В 1935 семья переехала в Берн. Там Фридрих поступил сначала в Свободную гимназию, позже перешел в Гумбольдтианум, который закончил в 1941. Протестантское воспитание оказало влияние на формирование личности будущего писателя, однако оно проходило скорее «от противного», в конфликте со строгими требованиями аскетизма и дисциплины. Гимназические «успехи» и поведение Дюрренматта вызывали множество нареканий его преподавателей, и годы учебы в гимназии писатель впоследствии считал «самым неприятным временем» свой жизни.

В 1941 поступил в Цюрихский университет, где начал изучать философию, естествознание и германистику, но после первого же семестра перевелся в университет Берна. Особенный интерес у него вызывали работы С.Кьеркегора и французских экзистенциалистов – их идеи нашли свое отражение в последующем творчестве Дюрренматта. Однако попытка получения классического образования оказалась неудачной: в 1943 он оставляет университет и посвятщает себя литературе. Этот поступок в значительной степени обособливает Дюрренматта от большинства известных драматургов 20 в.: как правило, стремление к анализу насущных проблем бытия обусловливалось интенсивной интеллектуальной юношеской жизнью в университетской среде (Беккет, Ионеско и др.).

К 1945–1946 написана первая пьеса Ибо сказано , которая была поставлена в 1947. Особенного успеха постановка не имела, однако привнесла кардинальное изменение в его жизнь: Дюрренматт женился на актрисе Лотти Гайсслер, и молодая семья переехала в Лигерц на озере Билер. Он стал главой семьи (у них было пять детей), и материальные вопросы приобрели для него огромное значение. Именно потому в те годы Дюрренматт пишет не только пьесы (Слепой, 1948; Ромул Великий , 1949), но и детективы, которые публикуются с продолжением в газете «Швайцер беобахтер», а также заключает договор с немецкими радиостанциями на несколько радиопьес. Пьесы для радио стали для него совершенно отдельным жанром, что в истории мировой драматургии является исключительным случаем.

Первый творческий и коммерческий успех принесла ему пьеса Ромул Великий . В 1950 этот успех был подкреплен постановкой следующей пьесы – Брак господина Миссисипи , после которой автор был признан драматургом национального масштаба. К этому времени сформировалась основная проблематика его пьес: утрата духовных корней, трагическое бессилие человека, противостоящего хаотичному и жестокому миру. Однако Дюрренматт считал, что время трагедии прошло, и что комедия осталась единственной сценической формой, способной отразить трагизм современной жизни. Трагическое мироощущение драматург передает через комическое несоответствие; его главным эстетическим приемом становится гротеск, сводящий воедино несочетаемые цели и средства, ситуации и характеры, проблемы и способы их решения. Так ведущим эстетическим направлением его драматургии становится жанр трагикомедии . В творчестве Дюрренматта ощущается влияние Брехта , однако действие его пьес перенесено из политической и социальной сферы в область морали, нравственности, духовной жизни. Основными темами драматурга становятся предательство, вина, наказание, верность, свобода и справедливость.

Именно эта проблематика легла в основу пьесы, принесшей Дюрренматту мировую известность – Визит старой дамы (1957). Кроме славы, пьеса приносит автору и долгожданное материальное благополучие. В 1960-е он находится в расцвете своей литературной и театральной славы, одна за другой следуют престижные премии, драматург получает возможность путешествовать, заниматься общественной деятельностью.

Из других пьес наиболее известны Ангел приходит в Вавилон (1953), Физики (1962), Играем Стринберга (1970).

Творческое наследие Дюрренматта весьма объемно: он автор 23 пьес, многочисленных романов, новелл, рассказов, радиопьес, эссе. Среди них – сборник рассказов Город (1952), детективные произведения Судья и его палач (1952), Подозрение (1953), Обещание (1958), Правосудие (1985); повести Грек ищет гречанку (1955), Авария (1956), Поручение (1988), сборник статей Проблемы театра (1955), публицистические произведения Записки из Америки (1970), Я ставлю себя позади Израиля (1973), Соответствия (1976). В 1990, в период общественного переустройства стран социалистического лагеря, широкую известность получили две речи Дюрренматта, адресованные В.Гавелу и М.Горбачеву .

Скончался Ф.Дюрренматт 14 декабря 1990, в Невшателе, менее чем за месяц до своего 70-летнего юбилея.

Татьяна Шабалина