Меню
Бесплатно
Главная  /  О заболевании  /  Ттх 122 мм гаубицы 2с1. SFW - приколы, юмор, девки, дтп, машины, фото знаменитостей и многое другое. Броневой корпус и башня

Ттх 122 мм гаубицы 2с1. SFW - приколы, юмор, девки, дтп, машины, фото знаменитостей и многое другое. Броневой корпус и башня

122-мм самоходная гаубица 2С1 "Гвоздика" предназначена для поражения открытой и укрытой живой силы, вооружения и военной техники противника. Разработка САУ 2С1 «Гвоздика» была начата по постановпению Совета Министров СССР №609-201 от 4 июля 1967 г. Артиллерийская часть САУ была создана в ОКБ-9 (-Уралмаш-) на базе 122-мм буксируемой гаубицы Д-30 и сохранила то же внутреннее устройство ствола, баллистику и боеприпасы. Новая гаубица получипа заводской индекс Д-32 и индекс ГРАУ 2А31. Шасси САУ 2С1 разработано специалистами ПО "Харьковский тракторный завод" на базе многоцелевого бронированного тягача МТ-ПБ. Первые четыре опытных образца 2С1 «Гвоздика» были сданы на полигонные испытания в августе 1969 года. На вооружение самоходка 2С1 «Гвоздика» принята в 1971 году, а в 1972 году начато ее серийное производство.

Корпус машины сварен из стальных плит, максимальная толщина которых достигает 20 мм. Такое бронирование обеспечивает защиту от огня легкого стрелкового оружия и осколков снарядов и мин малого калибра. Отделение управления и моторно-трансмиссионное отделение размещены в передней части корпуса, а боевое отделение - в средней и кормовой части корпуса, а также в башне. В башне размещаются три члена экипажа: впереди слева - наводчик орудия, за ним - командир установки и справа от орудия - заряжающий. В задней части корпуса самоходки хранятся боеприпасы. Бронирование САУ противопульное и обеспечивает защиту от поражения бронебойными пулями калибра 7,62 мм на расстоянии 300 м.

Основное вооружение САУ 2С1 «Гвоздика» - 122-мм гаубица Д-32, размещенная в башне кругового вращения, которая установлена в кормовой части машины. Ствол гаубицы состоит из трубы моноблока, казенника, муфты, эжекциониого устройства и двухкамерного дульного тормоза. Затвор вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического (копирного) типа. Подьемный механизм секторный с ручным приводом. Наведение орудия в вертикальной плоскости осуществляется в диалазоне углов от -3° до +70°. Тормоз отката гидравлический веретенного типа, накатник пневматический. Цилиндры тормоза отката и накатника закреплены в казеннике и откатываются вместе со стволом. Уравновешивание ствола производится пневматическим уравновещивающим механизмом толкающего типа. Механизм досылания электромеханического типа, предназначен для раздельной досылки снаряда и снаряженной гильзы в камору ствола после укладки их на лоток досылателя.

Самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» оборудована перископическим прицелом ПГ-2 (индекс 10П40), предназначенным как для стрельбы с закрытых позиций, так и для стрельбы прямой наводкой ПГ-2 состоит из панорамы, механического прицела с узлом согласования, оптического прицела прямой наводки ОП5-37, паpaллелограмного привода и электроблока.

Возимый боекомплект САУ 2С1 «Гвоздика» обычно состоит из 35 осколочно-фугасных и 5 кумулятивных снарядов. Самоходная гаубица может стрелять всеми типами боеприпасов от буксируемой гаубицы Д-30. Стрельба кумулятивным вращающимся снарядом БП-1 ведется специальным зарядом Ж-8 весом 3,1 кг; начальная скорость 740 м/с; дальность табличная 2000 м. Бронепробиваемость по нормали составляет 180 мм, под углом 60° - 150 мм, под углом 30° - 80 мм; от расстояния бронепробиваемость не зависит. При стрельбе фугасным снарядом максимальная дальность составляет 15300 м. При использовании активно-реактивного снаряда этот показатель возрастает до 21900 м. Также для нее был разработан снаряд с лазерным наведением "Китолов-2". Этот снаряд может с высокой степенью вероятности поражать неподвижные и движущиеся цели.

На самоходке установлен 210-киловаттный дизельный двигатель ЯМЗ-238, позволяющий машине развивать максимальную скорость по шоссе 60 км/ч, С двигателем сблокирована механическая трансмиссия. Ходовая часть самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика» состоит, применительно к одному борту, из семи опорных катков, ведущего колеса переднего и направляющего колеса заднего расположения, поддерживающих роликов нет. Опорные катки выполнены из алюминиевого сплава. Между ступицей и внешним кольцом с резиновым бандажом каждого катка приварены два диска, образующие внутреннюю воздушную камеру, которая увеличивает плавучесть машины. Ведущие колеса, расположенные в передней части корпуса, имеют съемные зубчатые венцы, что облегчает их замену при чрезмерном износе. Механизм натяжения гусениц размещается внутри корпуса. Регулировка натяжения гусениц также осуществляется изнутри машины. Гусеницы с резинометаллическими шарнирами имеют ширину 400 мм, но могут заменяться на более широкие (670 мм) для повышенной проходимости по снегу и заболоченным участкам.

Подвеска 2С1 «Гвоздика» состоит из четырнадцати торсионных валов, расположенных поперек машины. По этой причине опорные катки с правого борта смещены немного вперед по отношению к каткам левого борта. С балансирами первых и последних опорных катков взаимодействуют гидравлические амортизаторы автомобильного типа. Вертикальный ход этих опорных катков дополнительно регулируется пружинными буферами.

САУ 2С1 «Гвоздика» имеет герметический корпус и преодолевает водные преграды вплавь. Движение на плаву осуществляется посредством перематывания гусениц, при этом машина развивает скорость 4,5 км/ч. Однако здесь есть ряд ограничений. Так скорость течения воды не должна превышать 0,6 м/сек, а высота волн не должна быть выше 150 мм. Кроме того, при преодолении водных преград на борту установки не должно быть более 30 выстрелов.

Боевая масса 2С1 «Гвоздика» не превышает 16 т, что позволяет транспортировать ее самолетами военно-транспортной авиации. Машина этого типа состоит на вооружении сухопутных войск Алжира, Анголы, Болгарии, Венгрии. Ирака. Иемена, Ливии. Польши. России, Сирии, Словакии, Чехии, Эфиопии и бывшей Югославии.

Тактико-технические характеристики 122-мм САУ 2С1 «Гвоздика»
Боевая масса, т 15,7
Экипаж, чел. 4
Габаритные размеры, мм"
длина с пушкой вперед 7265
длина корпуса 7265
ширина 2850
высота 2285
клиренс, мм 400
Бронирование, мм: 20, круговая защита от бронебойной пули Б-32 с дистанции 300 м
Вооружение 122-мм гаубица Д-32
Боекомплект 40 выстрелов
Скорострельность, выстр./мин 4-5
Двигатель ЯМЗ-23а, V-образный, 4-х тактный двигатель жидкостного охлаждения, мощность 210 кВт
Удельная мощность двигателя, кВт/т 13,4
Удельное давление на грунт. Мпа 0,047
Максимальная скорость, км/ч:
по шоссе 60
на плаву 4.5
Запас хода по шоссе, км 500
Запас топлива, л 550
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м 0.70
ширина рва. м 2,75
глубина брода, м плавает

Плавающая САУ 2C1 «Гвоздика»


1*



Схема САУ 2С1 «Гвоздика.»



Гаубица Д-32 калибра 122 мм



САУ 2C1


Режимы стрельбы:


Выстрелы гаубицы Д-30
Название Индекс снаряда Вес снаряда, кг Вес ВВ, кг Взрыватели Примечания
Осколочно-фугасный ОФ-462 ОФ-426Ж ОФ-7 ОФ-8 21,7 3,67 РГМ, В-90
21,7
Кумулятивные ЗБК-13 БП-1 ЗБК-6 18,2 вращающийся невращающийся
14,08 ГКН, ГПВ-З
ГТ1В-2
Дымовой Д4 21,76 -; РГМ
Химический ХСО-463Б 21,7 вещество Р-35 РГМ-2
Осветительный С-463 22,0 . .; Т-7
Агитационный А1Д 21,5 Т-7
Ш1 21,76 2,075 ДТМ-75 _

Тип заряда Полный Уменьшенный № 1 № 2 № 3 № 4
Вес заряда, кг 3,8
Начальная скорость, м/с 690 565 463 417 335 276
Дальность, м 15300 12800 11600 9800 8400 6400

Примечания:

122-мм самоходная гаубица 2С1 «ГВОЗДИКА»

Плавающая САУ 2C1 «Гвоздика»


Разработка САУ 2С1 «Гвоздика» была начата по Постановлению № 609-201 от 4.07.1967 г. Артиллерийская часть разработана в ОКБ-9 («Уралмаш»), а шасси – в ПО «Харьковский тракторный завод».

Артиллерийская часть САУ была разработана на базе 122- мм буксируемой гаубицы Д-30. Внутреннее устройство ствола, баллистика и боеприпасы одинаковы с Д-30. Новая гаубица получила заводской индекс Д-32 и индекс ГРАУ – 2А31.

Ствол гаубицы Д-32 состоял из трубы моноблока, казенника, муфты, эжекционного устройства и двухкаморного дульного тормоза. Затвор вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического (копирного) типа. Подъемный механизм секторный, имел только ручной привод.

Тормоз отката гидравлический веретенного типа, накатник пневматический. Цилиндры тормоза отката и накатника закреплены в казеннике и откатываются вместе со стволом.

Уравновешивание ствола производится пневматическим уравновешивающим механизмом толкающего типа.

Механизм досылания электромеханического типа, предназначен для раздельной досылки снаряда и снаряженной гильзы в камору ствола после укладки их на лоток досылателя.

Перископический прицел ПГ- 2 (индекс 10П40) предназначен как для стрельбы с закрытых позиций, так и для стрельбы прямой наводкой. ПГ-2 состоит из панорамы, механического прицела с узлом согласования, оптического прицела прямой наводки ОП5-37, параллелограмного привода и электроблока.

Шасси САЦ 2С1 разработано на базе МТ-ЛБ .

В САУ отделение управления и моторно-трансмиссионные отделения размещены в передней части корпуса, а боевое отделение ~ в средней и кормовой части корпуса, а также в башне.

Броня САУ противопульная, она должна «держать» 7,62-мм винтовочную пулю на расстоянии 300 м.

Трансмиссия САУ механическая, подвеска торсионная. Гусеницы имеют резинометаллические шарниры.

1* В 1969 году в ОКБ-9 был разработан проект установки изделий «Акция», «Гвоздика» и «Тюльпан» на единое унифицированное шасси на базе БМП-1, где изделия могли бы иметь лучшие характеристики, чем созданные на базе МТ-ЛБ и об. 123.



Схема САУ 2С1 «Гвоздика.»



Гаубица Д-32 калибра 122 мм



САУ 2C1


САУ 2С1 имеет герметический корпус и преодолевает водные преграды вплавь. На плаву траки гусениц выполняют роль лопастей. Гусеницы перематываются в воде, благодаря чему скорость движения на плаву доходит до 4,5 км/час.

САУ «Гвоздика» может транспортироваться самолетом Ан- 12.

Первые четыре опытных образца 2С1 были сданы на полигонные испытания в августе 1969 года. На вооружение 2С1 принята в 1971 году, а в 1972 году начато серийное производство.

Режимы стрельбы:

Скорострельность прицельная при стрельбе прямой наводкой, выстр/мин. 4-5

Скорострельность прицельная при стрельбе с закрытых позиций:

при подаче выстрелов с грунта без перекомплектации зарядов, выстр/мин. 4-5

при использовании выстрелов из боеукладки и при различных углах возвышения, выстр/мин. 1,5-2

Возимый боекомплект САУ 2С1 обычно составляет 35 осколочно-фугасных и 5 кумулятивных снарядов. Самоходная гаубица может стрелять всеми типами боеприпасов от буксируемой гаубицы Д-30.

Стрельба кумулятивным вращающимся снарядом БП-1 ведется специальным зарядом Ж- 8 весом 3,1 кг; начальная скорость 740 м/с; дальность табличная 2000 м.

Бронепробиваемость по нормали составляет 180 мм; под углом 60° – 150 мм, под углом 30° – 80 мм, от расстояния бронепробиваемость не зависит.

Начальная скорость кумулятивного снаряда 35К-13 составляет 726 м/с.

Интересен снаряд Ш1 со стреловидными поражающими элементами. Он предназначен для М-30, но можно стрелять и из Д-32. Стреловидные элементы разлетаются в конусе с углом 24°.


Выстрелы гаубицы Д-30
Название Индекс снаряда Вес снаряда, кг Вес ВВ, кг Взрыватели Примечания
Осколочно-фугасный ОФ-462 ОФ-426Ж ОФ-7 ОФ-8 21,7 3,67 РГМ, В-90
21,7
Кумулятивные ЗБК-13 БП-1 ЗБК-6 18,2 вращающийся невращающийся
14,08 ГКН, ГПВ-З
ГТ1В-2
Дымовой Д4 21,76 -; РГМ
Химический ХСО-463Б 21,7 вещество Р-35 РГМ-2
Осветительный С-463 22,0 . .; Т-7 Парашютный, время горения 30 сек.
Агитационный А1Д 21,5 Т-7
Снаряд со стрело­видными элемен­тами Ш1 21,76 2,075 ДТМ-75 _

Таблица стрельбы снарядами ОФ-462, ОФ-462Ж, ОФ24, ОФ-24Ж, Д4, Д4М
Тип заряда Полный Уменьшенный № 1 № 2 № 3 № 4
Вес заряда, кг 3,8
Начальная скорость, м/с 690 565 463 417 335 276
Дальность, м 15300 12800 11600 9800 8400 6400

Самоходная гаубица Гвоздика предназначена для подавления и уничтожения живой силы, артиллерийских и миномётных батарей, а также для разрушения дзотов, обеспечения проходов в минных полях и полевых заграждениях.

САУ 2С1 «Гвоздика»

Советская 122-мм полковая самоходная гаубица. Создана на Харьковском заводе имени Серго Орджоникидзе.

Главный конструктор шасси - А. Ф. Белоусов, конструктор 122-мм орудия 2А31 - Ф. Ф. Петров.

История создания

После окончания Великой Отечественной войны на вооружении Советского Союза состояли в основном противотанковые и штурмовые САУ, а в западных странах и США уже имелись САУ, предназначенные для ведения огня с закрытых позиций. ПОявилась тенденция на замену буксируемой артиллерии на самоходную. Незаменимость самоходных установок в локальных конфликтах стала очевидна, поэтому в период с 1947 по 1953 год были проведены изыскания по созданию новых самоходных гаубиц, однако в 1955 году по указанию Н. С. Хрущёва большинство работ по самоходной артиллерии было прекращено. Некоторое время спустя Министерство обороны СССР пришло к выводам, что стратегическая ядерная война маловероятна, так как приведёт к уничтожению обеих воюющих сторон. При этом более реальными могли стать локальные конфликты с использованием тактических ядерных вооружений. В таких конфликтах самоходная артиллерия имела неоспоримое преимущество перед буксируемой.

С отставкой Н. С. Хрущёва разработка самоходной артиллерии в СССР была возобновлена. В 1965 году на базе Львовского полигона советскими войсками были проведены масштабные учения с применением артиллерийских установок времён Великой Отечественной войны. Результаты учений показали несоответствие имевшихся на вооружении самоходных артиллерийских установок требованиям современного боя. С целью ликвидации отставания советской самоходной артиллерии от артиллерии стран НАТО в 1967 году выходит постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР № 609-201 от 4 июля. В соответствии с этим постановлением была официально начата разработка новой 122-мм самоходной гаубицы для сухопутных войск Советской армии.

Предварительно ВНИИ-100 выполнил научно-исследовательскую работу по определению облика и базовых характеристик новой САУ. В ходе исследований были проработаны три варианта САУ. Первый - на базе шасси «Объекта 124» (в свою очередь, созданного на базе СУ-100П), второй - на базе многоцелевого транспортёра-тягача МТ-ЛБ, третий вариант на базе боевой машины пехоты БМП-1. Во всех вариантах основным вооружением являлась 122-мм гаубица с баллистикой Д-30. По результатам работ было выяснено, что шасси «Объекта 124» обладает избыточной грузоподъёмностью и массой, к тому же САУ лишится возможности форсировать водные преграды вплавь. Шасси МТ-ЛБ обладало недостаточной устойчивостью при стрельбе и не имело необходимого уровня допустимых нагрузок на ходовую часть машины. Наиболее оптимальным являлось шасси боевой машины пехоты БМП-1, однако П. П. Исаков добился запрета на использование БМП-1 в качестве базового шасси. Поэтому использовать в качестве базового было решено удлинённую и модифицированную базу многоцелевого транспортёра-тягача МТ-ЛБ. Полученные проработки легли в основу ОКР под наименованием «Гвоздика» (индекс ГРАУ - 2С1). «Гвоздика» должна была поступить на вооружение артиллерийских дивизионов мотострелковых полков для замены 122-мм гаубиц М-30 и Д-30.

Таблица ТТХ аванпроектов 2С1, выполненных во ВНИИ-100

База Объект 124 МТ-ЛБ Объект 765
Экипаж, чел. 4 4 4
Боевая масса, т. 22,2 15,842 15,164
Марка орудия Д-30 Д-30 Д-30
Возимый боекомплект, выстр. 100 60 60
Пулемёт 1 х 7,62-мм ПКТ 1 х 7,62-мм ПКТ 1 х 7,62-мм ПКТ
Боекомплект пулемёта, патр. 2000 2000 2000
Марка двигателя В-59 ЯМЗ-238 УТД-20
Тип двигателя дизельный дизельный дизельный
Мощность двигателя, л. с. 520 240 300
63-70 60 65
Запас хода по шоссе, км. 500 500 500

Основным разработчиком 2С1 был назначен Харьковский тракторный завод имени Серго Орджоникидзе, гаубица 2А31 (внутризаводское обозначение Д-32) создавалась в ОКБ-9. В августе 1969 года первые четыре опытные САУ Гвоздика 2С1 поступили на полигонные испытания. Испытания обнаружили высокую загазованность боевого отделения. Одновременно, подобная ситуация складывалась и со 152-мм дивизионной самоходной гаубицей 2С3. В то же время для обеих самоходных артиллерийских установок были разработаны картузные варианты гаубиц. На базе 2А31 была создана 122-мм гаубица Д-16 с картузным заряжанием. Вместо клинового затвора, цепного досылателя и зарядов в гильзе в Д-16 применялся поршневой затвор, пневматический досылатель и картузные заряды. Но испытания показали, что недостатки у новой гаубицы Д-16 аналогичны, так как пламенность выстрелов осталась той же, при этом сохранилась та же кучность и дальность стрельбы. Помимо этого, было выявлено неудобство при работе с пеналами зарядов, а также конструктивные недостатки пневматического досылателя, в результате этого, скорострельность оставалась на уровне базового орудия. Последующее совершенствование конструкции Д-16 привело к созданию модернизированного образца под индексом Д-16М, который показал рост дальности стрельбы осколочно-фугасным снарядом до 18 км, благодаря увеличенной каморе и применению более мощных картузных зарядов.

В 1971 году 3 ЦНИИ в рамках НИР «Развитие» рассмотрел и провёл анализ результатов работ по картузным вариантам 122-мм и 152-мм гаубиц. Несмотря на полученные показатели, 3 ЦНИИ дал заключение о нецелесообразности ведения дальнейших изысканий по картузному варианту гаубицы 2А31. Главной причиной стало отсутствие на тот момент технического решения, позволявшего создать и ввести в эксплуатацию надёжные и безопасные заряды в жёстком картузе или сгорающей гильзе. Научно-технический задел по проведённым исследованиям было рекомендовано использовать при создании новых 122-мм осколочно-фугасных снарядов с улучшенной аэродинамической формой. Проблема же загазованности боевого отделения САУ 2С1 была решена другим способом, а именно, применением более мощного эжектора и гильз с улучшенной обтюрацией. В 1970 году постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР № 770-249 от 14 сентября, после доработок, самоходная артиллерийская установка 2С1 «Гвоздика» была принята на вооружение Советской армии. В 1972 году прошла государственные испытания и была принята на вооружение парашютная платформа 4П134, обладавшая полётной массой с грузом до 20,5 т. На этой платформе при помощи пятикупольной парашютной системы ПС-9404-63Р планировалось осуществлять десантирование самоходных гаубиц 2С1. Система в составе платформы 4П134, парашютной системы ПС-9404-63Р и САУ 2С1 прошла полный цикл испытаний, но на вооружение ВДВ не поступила в связи с разработкой 122-мм самоходной гаубицы 2С2 «Фиалка».

Модификации

Сравнительная таблица ТТХ различных модификаций САУ 2С1

2С1 2С1М 2С1М1 2С34 RAK-120
Страна- разработчик СССР Польша Россия Россия Польша
1970 1971 2003 2008 опытная
Боевая масса, т. 15,7 15,7 15,7 16 16
Индекс орудия 2А31 2А31 2А31 2А80-1
Калибр орудия, мм 121,92 121,92 121,92 120 120
Длина ствола, клб. 35 35 35
Углы ВН, град -3...+70 -3...+70 -3...+70 -2...+80 +45...+85
Возимый боезапас, выстр. 40 40 40 40 60
Минимальная дальность стрельбы ОФС/ОФМ(миномётная мина), км 4,2/- 4,2/- 4,2/- 1,8/0,5 -/0,5
Максимальная дальность стрельбы ОФС/ОФМ, км 15,2/- 15,2/- 15,2/- 13/7,5 -/12
Максимальная дальность стрельбы АР(активно-реактивный снаряд) ОФС, км 21,9 21,9 21,9 17,5 -
Максимальная дальность стрельбы УАС (высокоточное оружие), км 13,5 13,5 13,5 12 10
- - - 7,62 -
Модель двигателя ЯМЗ-238 SW-680T ЯМЗ-238 ЯМЗ-238 SW-680T

Серийное производство

Серийное производство началось в 1971 году и закончилось в конце 1991 года, кроме СССР, САУ 2С1 выпускалась по лицензии в Польше с 1971 года и Болгарии с 1979 года. В процессе выпуска польский вариант «Гвоздики» модернизировался. Вариант 2С1М Gozdzik оснащался дизельным двигателем SW680T, новыми опорными катками и изменёнными гидродинамическими щитками для движения по воде. САУ 2С1 болгарского производства поступали на вооружение Советской армии и, кроме худшего качества изготовления, ничем не отличались от советского образца 2С1. Всего за годы производства было изготовлено более 10 000 единиц 2С1. После прекращения производства, в Польше и России были разработаны модернизированные варианты. В России разработана модернизированная версия 2С1М1 с установкой АСУНО 1В168-1, в Польше разработана версия 2C1T Gozdzik с установкой АСУНО TOPAZ. В 2003 году разработано, а с 2008 года поступило на вооружение Российской армии самоходное артиллерийское орудие 2С34 «Хоста», представляющее модернизацию САУ 2С1, гаубица 2А31 была заменена на орудие 2А80-1. Кроме того, на башенку командира установлен 7,62-мм пулемёт ПКТ. В 2008-2009 годах польским военно-промышленным комплексом создана опытная модернизация САУ 2С1 под обозначением Rak-120. Орудие 2А31 было заменено на 120-мм гладкоствольный миномёт, оборудованный автоматом заряжания. Возимый боекомплект увеличен с 40 выстрелов до 60, однако какие-либо данные о начале серийного производства этой модификации отсутствуют.

Кроме базовых модификаций, произведённых в СССР и Польше, существуют другие версии САУ «Гвоздика». В Румынии в 1980-х годах создан вариант САУ 2С1, получивший обозначение Model 89. От 2С1 он отличается базовым шасси. Вместо модифицированной базы МТ-ЛБ использовано шасси БМП MLI-84. В 1996 году Иранским военно-промышленным комплексом была изготовлена, а с 2002 года запущена в массовое производство 122-мм самоходная гаубица Raad-1 (араб. Гром-1). От 2С1 иранская САУ отличается базовым шасси, вместо МТ-ЛБ используется иранская БМП Boragh.

Конструкция

Броневой корпус и башня

Самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» выполнена по ставшей классической для самоходной артиллерии башенной схеме. Корпус машины сварен из стальных броневых катанных листов, полностью герметичен и позволяет осуществлять преодоление водных преград вплавь. Корпус разделён на три отделения: силовое (моторно-трансмиссионное), отделение управления и боевое. В передней части корпуса по правому борту расположено моторно-трансмиссионное отделение. Слева от него находится место механика-водителя с органами управления шасси. В средней и кормовой частях корпуса располагается боевое отделение. На крыше корпуса на шариковый погон установлена сварная башня с вращающейся корзиной боевого отделения. В башне установлено орудие, а также места экипажа. По правому борту размещается сидение заряжающего, а также укладки под гильзы с зарядами, по левому борту в передней части башни установлено сидение наводчика и прицельные приспособления. За наводчиком размещено место командира САУ, оборудованное поворотной башенкой, установленной на крыше башни. В нише башни установлены две укладки с зарядами и снарядами для кумулятивных боеприпасов. В кормовой части корпуса установлены укладки под снаряды и заряды основного орудия. Подача в укладки может осуществляться с грунта через специальный кормовой люк. Бронирование САУ 2С1 обеспечивает противопульную и противоосколочную защиту экипажа. Толщина листов корпуса и башни достигает местами 20 мм.

Вооружение

Основным вооружением САУ 2С1 является 122-мм гаубица 2А31. Орудие полностью унифицировано по баллистическим характеристикам и используемым боеприпасам со 122-мм буксируемой гаубицей Д-30. Ствол 2А31 состоит из трубы, казённика, эжектора и дульного тормоза. Длина трубы составляет 4270 мм. На внутренней части ствола на длине 3400 мм выполнено 36 нарезов с прогрессивной крутизной начиная от 3 град57 и заканчивая 7 град10. Длина зарядной каморы составляет 594 мм. Полная масса ствольной группы - 955 кг. Затвор орудия вертикально-клиновой, оснащён полуавтоматическим механизмом повторного взведения. На клине установлен лоток с удержником, который предотвращает выпадения снаряда из ствола на больших углах возвышения, а также облегчает ручное заряжание. При открытии затвора, удержник автоматически утапливается в клин и не препятствует экстракции гильзы. Полная масса затворной группы составляет 35,65 кг. Противооткатные устройства состоят из гидравлического тормоза отката веретённого типа заправленного жидкостью «Стеол-М» или «ПОЖ-70» и пневматического накатника, заправленного азотом или воздухом. Для стравливания давления при работе в различных температурных диапазонах, на тормозе отката установлен компенсатор пружинного типа. Цилиндры тормоза отката закреплены в казённике орудия. Максимальная длина отката составляет 600 мм. Труба орудия скреплена с люлькой, состоящей из двух обойм. В передней обойме находится кожух с закреплёнными цилиндрами противооткатных устройств. В средней части расположены крепления для бронемаски с цапфами. К задней части люльки смонтировано ограждение. На правой щеке для командира имеется механизм блокировки ручного спуска орудия, на левой - система рычагов с ручным спуском. Между щёками установлена откидная часть ограждения с электромеханическим механизмом досылания.

Средства наблюдения и связи

Для наведения орудия, осуществления разведки местности днём и в ночной период времени, в командирской башенке установлен комбинированный прицел ТКН-3Б с прожектором ОУ-3ГА2, а также два призменных перископических прибора наблюдения ТНПО-170А. Место наводчика оборудовано артиллерийским панорамным прицелом 1ОП40 для стрельбы с закрытых огневых позиций и прицелом прямой наводки ОП5-37 для ведения огня по наблюдаемым целям. В правой части башни, перед люком заряжающего установлен вращающийся прибор наблюдения МК-4. Место механика водителя оборудовано двумя призменными приборами наблюдения ТНПО-170А с электрообогревом, а также прибором ночного видения ТВН-2Б для вождения в ночных условиях. Перед местом механика-водителя находится смотровое стекло с электрообогревом и защитной броневой крышкой.

Внешняя радиосвязь поддерживается радиостанцией Р-123М. Радиостанция работает в УКВ-диапазоне и обеспечивает устойчивую связь с однотипными станциями на расстоянии до 28 км в зависимости от высоты антенны обеих радиостанций. Переговоры между членами экипажа осуществляется через аппаратуру внутренней связи Р-124.

Двигатель и трансмиссия

В 2С1 установлен V-образный 8-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель ЯМЗ-238Н жидкостного охлаждения с газотурбинным наддувом мощностью 300 л.с..

Трансмиссия механическая, двухпоточная, с двумя планетарно-фрикционными механизмами поворота. Имеет шесть передних и одну заднюю передачу. Максимальная теоретическая скорость движения на шестой передней передаче составляет 61,5 км/ч. На задней передаче обеспечивается скорость движения до 6,3 км/ч.

Ходовая часть

Ходовая часть 2С1 представляет собой модифицированное шасси многоцелевого транспортёра-тягача МТ-ЛБ. Для того чтобы ходовая часть могла обеспечить заданные параметры, конструкция ходовой МТ-ЛБ подверглась существенной переработке. По сравнению с базовой машиной в ходовую часть введена дополнительная пара опорных катков. Таким образом, ходовая часть состоит из семи пар обрезиненных опорных катков. В задней части машины находятся направляющие колёса, в передней - ведущие. Гусеничная лента состоит из мелких звеньев с шарнирами, соединёнными пальцами. Ширина каждого трака 350 мм при шаге 111 мм. Подвеска Гвоздики - индивидуальная торсионная. На первом и седьмом опорных катках установлены двусторонние гидроамортизаторы.

Самоходные артиллерийские установки и боевые машины

2С8 «Астра» - опытный 120-мм самоходный миномёт. Проектировался для оснащения батальонов сухопутных войск Советской армии. Работы по этой машине были прекращены в связи с созданием нового нарезного полуавтоматического орудия 2А51. В июле 1977 года на межотраслевом совещании было подписано решение о закрытии работ по самоходному миномёту «Астра» и подготовке решения об открытии новой работы по созданию 120-мм самоходного артиллерийского орудия 2С17 «Нона-СВ».
-2С15 «Норов» - опытная 100-мм самоходная противотанковая пушка. Предназначалась для борьбы с танками противника. В результате затягивания и переноса сроков первые опытные образцы были готовы только к 1983 году. К моменту завершения испытаний на вооружении стран НАТО находили уже более совершенные танки, против которых 100-мм противотанковая пушка 2С15 была малоэффективна. Поэтому работы были закрыты, а САУ на вооружение принята не была.
-2С17 «Нона-СВ» - опытное 120-мм самоходное артиллерийское орудие. Проектировалось как замена самоходному миномёту 2С8. Однако в связи с началом работ по созданию более совершенного автоматизированного САО 2С31 работы по 2С17 были закрыты.
-9П139 «Град-1» - гусеничный вариант боевой машины полковой РСЗО «Град-1». Разработка проводилась в Государственном конструкторском бюро компрессорного машиностроения Министерства авиационной промышленности СССР под руководством главного конструктора А. И. Яскина. Машина была спроектирована в 1974 году. В 1976 году была принята на вооружение, а затем была создана небольшая серийная партия машин. Полномасштабное производство боевых машин 9П139 планировалось организовать в Болгарии, однако серийное производство освоено не было.

Инженерные и специализированные машины

УР-77 «Метеорит» - установка разминирования, проделывания ходов в противотанковых минных полях во время боя. Серийно производилась с 1978 года взамен УР-67.
-«Объект 29» - многоцелевое гусеничное лёгкое шасси, отличается от базового шасси 2С1 элементами электрооборудования и размещением ЗИП.
-2С1-Н - многоцелевой транспортёр-тягач, изготавливается на базе гусеничных шасси САУ 2С1, в процессе капитального ремонта. Предназначается для перевозки людей и грузов в закрытом салоне.

Иностранные

БМП-23 - болгарская боевая машина пехоты с установкой 23-мм пушки 2А14 и ПТРК 9К11 «Малютка» в двухместную башенку. Машина базируется на шасси МТ-ЛБ с использованием компонентов шасси САУ 2С1.
-LPG - (Lekkie Podwozie Gаsienicowe - Лёгкая гусеничная машина) машина управления огнём артиллерии. Эта гусеничная машина используется для управления САО «Krab» и «Rak», а также в качестве медицинской машины и машины поддержки.
-ХТЗ-26Н - снегоболотоход украинского производства на базе демилитаризованного шасси 2С1. Предназначен для монтажа специального оборудования и работы в условиях бездорожья.
-ТГМ-126-1 - транспортная гусеничная машина на шасси 2С1 украинского производства.

Боевое применение САУ Гвоздика

Боевое крещение самоходная гаубица 2С1 приняла во время войны в Афганистане. Тактика применения сводилась к выдвижению батарей 2С1 вслед за штурмовыми группами и уничтожению обнаруживаемых огневых точек противника огнём прямой наводкой. Подобная тактика существенно снижала потери советских войск. Во время сопровождения на сложных участках местности огневая поддержка осуществлялась специальным резервными батареями 2С1. Командование батареями 2С1 осуществляли командиры и артиллерийские взводы, обеспечивавшие усиление мотострелковых батальонов и рот. Одним из самых известных эпизодов применения для 2С1 стала операция по захвату районов Шингар и Хаки-Сафед. В 1986 году 2С1 использовались во время наступления на противника в провинции Кандагар. Взводы самоходных гаубиц осуществляли огневую поддержку батальонов. Всего в ходе наступления взвод САУ 2С1 уничтожил 7 целей противника. В целом по результатам первого боевого применения САУ 2С1 хорошо себя зарекомендовали.

Во время Первой чеченской кампании САУ 2С1 применялась федеральными войсками РФ, кроме того, известен факт захвата в период с 1992 по 1993 год чеченскими сепаратистами нескольких САУ «Гвоздика» с боекомплектом. Во время Второй чеченской кампании применялись федеральными войсками. Так, например, самоходные гаубицы 2С1 морской пехоты осенью 1999 года осуществили артиллерийскую поддержку 100-й дивизии особого назначения внутренних войск России.

«Гвоздики» использовались приднестровской гвардией в июне 1992 года во время Приднестровского конфликта. В 1990-х годах 2С1 применялась в югославских войнах различными сторонами конфликта. В 2014 году в ходе вооружённого конфликта на востоке Украины САУ 2С1 использовались как войсками Украины, так и ополченцами республик ДНР и ЛНР.

В начале ирано-иракской войны Ираку из СССР были поставлены САУ 2С1 и 2С3, которые составили основу иракских артиллерийских группировок. В 1991 году во время операции «Буря в пустыне» САУ 2С1 применялись иракскими войсками. В целом опыт применения Ираком артиллерии (в том числе самоходных гаубиц 2С1 и 2С3, а также РСЗО БМ-21) оценивался как негативный, что способствовало, в свою очередь, появлению мифа, что советская артиллерия неэффективна. Однако при оценке действий иракской артиллерии не принималось во внимание, что система управления войсками и оснащение артиллерийских группировок иракских сил не соответствовали советским стандартам того времени. В 2011 году в ходе гражданской войны в Ливии САУ 2С1 использовались правительственными войсками.

Оценка машины

Сравнительная таблица ТТХ 2С1 с артиллерийскими системами следующего поколения
2С1 2С18 2С31
Год принятия на вооружение 1970 опытная 2010
Боевая масса, т. 15,7 18,7 19,08
Экипаж, чел. 4 4 4
Калибр орудия, мм 121,92 152,4 120
Марка орудия 2А31 2А63 2А80
Тип орудия гаубица гаубица пушка-гаубица-миномёт
Углы ВН, град. -3...+70 -4...+70 -4...+80
Углы ГН, град. 360 360 360
Возимый боезапас, выстр. 40 70
Минимальная дальность стрельбы ОФС (осколочно-фугасный снаряд), км. 4,2 4,0 0,5
Максмиальная дальность стрельбы ОФС, км. 15,2 15,2 13,0
Масса ОФС, кг. 21,76 43,56 20,5
4-5 6-8 8-10
Калибр зенитного пулемёта, мм - 7,62 7,62
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 60 70 70
4,5 10 10
Запас хода по шоссе, км 500 600 600

В 1970-е годы Советским Союзом была предпринята попытка перевооружения Советской армии новыми образцами артиллерийского вооружения. Первым образцом стала самоходная гаубица 2С3, представленная общественности в 1973 году, за ней последовали: 2С1 в 1974 году, 2С4 в 1975 году, и в 1979 году были представлены 2С5 и 2С7. Благодаря новой технике Советский Союз существенно повысил живучесть и маневренность своих артиллерийских войск; кроме того, по оценкам западных специалистов, именно самоходные гаубицы 2С1 и 2С3 позволяли реализовать военную доктрину СССР по уничтожению средств доставки ядерного оружия ещё до того, как командование сил НАТО успеет принять решение о его использовании.

Сравнительная таблица ТТХ 2С1 с зарубежными аналогами
Франция АМХ-105В США М-108 Великобритания FV433 Китай Тип 85 Япония Тип 74
Начало серийного производства 1970 1960 1962 1964 1975
Боевая масса, т 15,7 17 20,97 16,56 16,5 16,3
Экипаж, чел. 4 5 5 4 6 4
Калибр орудия, мм 121,92 105 105 105 121,92 105
Длина ствола, клб 35 30 30 35
Углы ВН, град. -3...+70 -4...+70 -6...+75 -5...+70 -5...+70
Углы ГН, град. 360 360 360 360 45
Возимый боезапас, выстр. 40 37 86 40 40 30
Максимальная дальность стрельбы ОФС, км 15,2 15 11,5 17 15,3 11,27
Максимальная дальность стрельбы АР ОФС, км 21,9 15 21,0 14,5
Максимальная дальность стрельбы УАС, км 13,5 - - - - -
Масса ОФС, кг 21,76 16 15 16,1 21,76 15
Боевая скорострельность, выстр/мин. 4-5 до 8 до 10 до 12 4-6
Калибр зенитного пулемёта, мм - 7,5/7,62 12,7 7,62 - 12,7
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 60 60 56 48 60 50
Максимальная скорость на плаву, км/ч 4,5 - 6,43 5 6 6
Запас хода по шоссе 500 350 350 390 500 300

К моменту начала серийного производства САУ 2С1 на вооружении стран НАТО уже находились 105-мм самоходные артиллерийские установки аналогичного класса. Французские AMX-105B на базе лёгкого танка AMX-13 представляли собой закрытые САУ с круговым обстрелом. Машины были оборудованы механизмом заряжания, благодаря чему обеспечивалась максимальная скорострельность до 8 выстрелов в минуту (против 4-5 у 2С1). Для стрельбы применялись 16-и килограммовые фугасные снаряды с начальной скоростью 670 м/с и максимальной дальностью стрельбы 15 км, однако эти САУ были изготовлены лишь небольшой серийной партией и широкого распространения не получили. Английские САУ FV433 изготавливались на базе универсального гусеничного шасси FV430. Аналогично 2С1, FV433 представляла собой легкобронированную самоходную гаубицу с круговым обстрелом. Для стрельбы используются 105-мм осколочно-фугасные снаряды L31 массой 16,1 кг и максимальной дальностью стрельбы в 17 км (против 15,2 км у 2С1). Помимо осколочно-фугасных, могут также применяться шрапнельные снаряды L42 массой 10,49 кг, осветительные L43, а также дымовые снаряды L37, L38 и L41. Заряжание САУ раздельное полуавтоматическое - снаряд досылается в канал ствола механизмом заряжания, заряд вкладывается заряжающим. Скорострельность САУ FV433 может достигать 12 выстрелов в минуту (против 4-5 у 2С1). По подвижности и запасу хода на марше английская САУ уступает «Гвоздике», обеспечивая максимальную скорость по шоссе 48 км/ч и запас хода 390 км. К моменту принятия на вооружение 2С1 серийное производство FV433 было уже закончено.

В Китае предпринимались попытки создания аналога 2С1, под обозначением Тип 85 (иногда фигурирует под обозначением Тип 54-II). Самоходная гаубица представляла собой шасси бронетранспортёра Тип 85, на которое устанавливается верхний станок гаубицы Д-30, при этом углы наведения ограничены от -22,5 до +22,5 градусов по горизонту. В 1990-е Тип 85 был заменён на закрытую САУ Тип 89, выполненную по типу 2С1. В 1975 году в Японии было начато производство 105-мм САУ Тип 74, однако выпуск был непродолжительным и составил всего 20 единиц, после чего по аналогии с США было решено сконцентрироваться на изготовлении 155-мм артиллерии.

На Ближнем Востоке египетские и сирийские войска для восполнения пробела в самоходной артиллерии использовали шасси устаревших танков Т-34, на которые устанавливалась гаубица Д-30. Эрзац-САУ получила наименование Т-34/122. По сравнению с 2С1, Т-34/122 была в два раза тяжелее и не могла преодолевать водные препятствия вплавь, угол горизонтального наведения был ограничен 12 градусами, однако при этом возимый боезапас составлял 100 выстрелов. С началом поставок 2С1 в Сирию из СССР, САУ Т-34/122 были вытеснены сначала из элитных подразделений, а потом и вовсе были отправлены на хранение.

Назначение и внешний вид 2С1 напоминают её аналог - самоходную гаубицу M108. На момент принятия на вооружение в 1970 году 2С1 превосходила M108 по основным параметрам: дальности стрельбы ОФС (15,2 км против 11,5), запасу хода (500 км против 350), скорости движения (60 км/ч против 56), была легче на 5270 кг, но при этом максимальная скорострельность гаубицы 2А31 составляла 4-5 выстрелов в минуту против 10 у M103. Однако производство M108 к моменту принятия на вооружение САУ 2С1 уже было закончено, так как Министерство обороны США сочло возможности по дальнейшей модернизации 105-мм гаубиц ограниченными, а саму машину неоправданно дорогостоящей, и предпочло сосредоточиться на изготовлении 155-мм самоходной гаубицы M109. Осколочно-фугасное действие у цели 122-мм снарядов приблизительно равнялось 105-мм снарядам. Приведённая площадь поражения открыто расположенной живой силы в положении лёжа у 122-мм снаряда 53-ОФ-462 составляла 310 кв.м. против 285 кв.м. у фугасного 105-мм снаряда M1. В начале 1970-х годов на вооружение 122-мм гаубиц 2С1, Д-30 и М-30 поступили новые боеприпасы 3ОФ24. Вместо тротила в качестве взрывчатого вещества был использован состав A-IX-2, благодаря чему эффективность снарядов 3ОФ24 по сравнению с 53-ОФ-462 была увеличена в 1,2-1,7 раза. С 1982 года на вооружение 122-мм гаубичных систем поступил снаряд 3ОФ56 и 3ОФ56-1 повышенного могущества.

Из положительных качеств, западными специалистами отмечается высокая маневренность и сравнительно небольшая масса САУ, позволяющая осуществлять применение 2С1 совместно с плавающими БМП и БТР. Кроме того, в отличие от самоходных гаубиц США, на 2С1 имеется прицел прямой наводки, а в боекомплект входят кумулятивные боеприпасы для борьбы с бронетехникой противника. Из недостатков отмечалось слабое бронирование корпуса, которое позволяет защищать экипаж только от лёгкого стрелкового оружия и осколков снарядов, отсутствие зенитного пулемёта на командирской башенке, ограниченный правый сектор обзора у механика водителя, а также раздельно-гильзовое заряжание, ограничивающее автоматизацию процессов заряжания.

После перехода полевой артиллерии стран НАТО на единый калибр 155 мм советские мотострелковые полки стали существенно проигрывать по огневому могуществу соответствующим западным соединениям, поэтому для замены полковых 122-мм гаубиц Д-30 и 2С1 была начата разработка новых 152-мм гаубиц 2А61 и 2С18. Однако серийное производство новых образцов полковой артиллерии так и не было начато. Вместо этого были развёрнуты работы по созданию 120-мм универсального самоходного артиллерийского орудия 2С31. Несмотря на то, что САУ 2С1 к 1990-м годам устарела, ряд государств продолжил её использование. В России и Польше разработана программа модернизации устаревших САУ 2С1 с переводом их на калибр 120 мм.

Операторы

Современные

Азербайджан - 46 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год
-Алжир - 140 2С1, по состоянию на 2014 год, всего поставлено 145 единиц
-Ангола - некоторое количество, по состоянию на 2014 год
-Армения - 10 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год
-Белоруссия - 198 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год, всего поставлено 239 единиц
-Болгария - 48 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год, всего поставлено 686 единиц
-Вьетнам - количество и статус неизвестны
-Демократическая Республика Конго - 6 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год
-Йемен - 25 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год
-Казахстан - 120 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год
-Киргизия - 18 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год
-Республика Конго - 3 единицы 2С1, по состоянию на 2014 год
-Куба - 40 единиц 2С1 и 2С3, по состоянию на 2014 год
-Польша - 290 единицы 2С1, по состоянию на 2014 год, всего поставлено 533 единицы 2С1
-Россия:
-Сухопутные войска России - 2200 единиц 2С1, из них 1800 на хранении, по состоянию на 2014 год
-Морская пехота России - 95 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год
-Пограничные войска России - 90 единиц 2С1, 2С9 и 2С12, по состоянию на 2014 год
-Румыния - 6 единиц 2С1 и 18 единиц Model 89, по состоянию на 2014 год, всего поставлено 48 единиц 2С1
-Сербия - 67 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год, всего поставлено 75 единиц 2С1
-Сирия - 400 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год
-Судан - 51 единица 2С1, по состоянию на 2014 год
-США - 19 единиц 2С1 поставлены в период с 1992 по 2010 год, точное назначение поставок неизвестно, официально поставлялись для обучения; возможно, с целью изучения конструктивных решений
-Туркмения - 40 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год
-Узбекистан - 18 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год
-Украина:
-Сухопутные войска Украины - 300 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год
-Морская пехота Украины - 12 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год
-Уругвай - 6 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год
-Финляндия - 36 единиц 2С1 (используются под обозначением PsH 74), по состоянию на 2014 год
-Хорватия - 8 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год, всего поставлено 30 единиц 2С1
-Чад - 10 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год
-Эритрея - 32 единицы 2С1, по состоянию на 2014 год
-Эфиопия - некоторое количество, по состоянию на 2014 год, всего поставлено 82 единицы 2С1
-Южная Осетия - 42 единицы 2С1 и 2С3, по состоянию на 2008 год
-Южный Судан - 12 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год.

Бывшие

Афганистан - всего поставлено 15 единиц 2С1
-Босния и Герцеговина - 24 единицы 2С1, по состоянию на 2013 год
-Венгрия - более 153 единиц 2С1 на хранении, по состоянию на 2010 год
-ГДР - 374 единицы 2С1 поставлено из СССР в период с 1979 по 1989 год
-Грузия - 20 единиц 2С1, по состоянию на 2008 год
-Египет - всего поставлено 76 единиц 2С1
-Зимбабве - всего поставлено 12 единиц 2С1
-Ирак - 50 единиц 2С1 поставлено из СССР в период с 1979 по 1980 год, ещё 100 единиц 2С1 поставлено в период с 1987 по 1989 год. С 2006 года сняты с вооружения
-Ливия - некоторое количество 2С1, по состоянию на 2013 год, всего поставлено 162 единицы 2С1
-Словакия - 1 САУ 2С1 на вооружении и 45 единиц на хранении, по состоянию на 2010 год, всего поставлена 51 единица 2С1
-Словения - всего поставлено 8 единиц 2С1
-Того - всего поставлено 6 единиц 2С1
-ФРГ - 372 единицы 2С1 получены после объединения с ГДР. Из них: 228 единиц продано в Швецию на запчасти для МТ-ЛБу, 72 единицы 2С1 проданы в Финляндию, 50 единиц использовано в качестве мишеней на полигонах, 11 единиц продано в США, остальные, возможно, на хранении или подверглись демилитаризации
-Чехия - всего поставлено 49 единиц 2С1
-Чехословакия - 150 единиц 2С1 поставлено из СССР или ПНР в период с 1980 по 1987 год
-Югославия - 100 единиц 2С1 поставлено из СССР в период с 1982 по 1983 год, перешли к образовавшимся после распада государствам
-НДР Йемен - 50 единиц 2С1 поставлено из СССР в 1989 году

Нередко в процессе поиска какого-то технического решения, конструкторы и изобретатели приходят к неожиданным результатам и открытиям. С другой стороны, работая, казалось бы, в разных направлениях, люди приходят к «общему знаменателю». Например, 2С1 Гвоздика. Руководство боем до недавнего времени осуществлялось на анализе данных визуального контроля. Но в век цифровых технологий в башне командира установлена техника для получения сведений о дислокации противника прямо со спутника.

Вот и изобретатели танков, и создатели артиллерийских самоходок пришли в начале прошлого столетия к близкому по сути итогу – к самодвижущемуся артиллерийскому орудию. Одним словом, появление САУ, как и создание танков относится к началу ХХ века. На начальном этапе даже название у самоходных артиллерийских установок было – артиллерийский танк.

Самоходка 2С1 — военная техника «Гвоздика»

Базовые параметры военной техники «Гвоздика»

Из истории самоходки

Определение понятия самоходная артиллерийская установка более чем простое. Это боевая машина, представляющая собой артиллерийское орудие, смонтированное на самодвижущемся шасси и предназначенное для огневой поддержки пехоты и танковых войск в бою.

Некоторые источники использовали метод исключения, указав что САУ - это все боевые бронированные самоходные артиллерийские установки (Гвоздика в том числе) с пушками, кроме танков, БТР, БМД и БМП.

Несмотря на то, что артиллерия 2С1 как вид оружия существует с незапамятных времен, а попытки сделать системы самодвижущимися, начались одновременно с разработками первых танков, история САУ гораздо скромней того пути, который прошла в своем развитии бронетанковая техника:

  • годы Первой мировой войны - непрекращающиеся попытки установить артиллерийские системы на какое-либо самодвижущее шасси, используя, например, грузовики или сельскохозяйственные трактора;
  • 1915-1917 гг. – появление отдельных разработок САУ: 75 мм орудия Круппа, британской САУ с 60-футовой пушкой, французская бронекаретка (57 мм) Шумана, танк Менделеева (сына великого химика);
  • 30-е годы – в СССР на базе неудачных моделей тяжелых танков Т-35 и Т-28 создали первые САУ СУ-14 и САУ непосредственной поддержки пехоты на базе легкого танка Т-26 и танкетки Т-27;

  • годы Великой Отечественной войны – созданы несколько вариантов самоходок: САУ ЗИС-30, штурмовое орудие СУ-122, универсальные (в отличие от немецких специализированных) машины ИСУ-152 и СУ-100, которые оставались на вооружении Советской армии еще два десятка лет после войны.
  • 60-е -70-е годы – после нескольких лет борьбы между ствольной артиллерией и ракетными комплексами, принято решение о создании самоходных гаубиц;
  • июль 1967 года – по решению правительства Свердловский завод «Уралмаш» приступил к разработке артиллерийской части самоходной 122-мм гаубицы, одновременно на Харьковском тракторном заводе начались работы по созданию шасси для новой боевой машины на основе тягача МТ-ЛБ;
  • август 1969 года – четыре самоходные гаубицы представлены для проведения испытаний;
  • 1970 год – новая боевая машина под названием 122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» принята на вооружение.

Серийное производство 2С1 осуществлялось на ХТЗ в период с 1970 по 1991 год. За это время было произведено более 10 тысяч единиц САУ. «Гвоздика» поставлялась на экспорт более чем в два десятка стран и сейчас находится на вооружении в Российской армии.


Наряду с производством САУ на советских заводах, изготовление «Гвоздики» было налажено в Польше, Болгарии, Румынии, Иране. Иностранные производители вносили какие-то коррективы в базовую модель, но основные технические характеристики САУ «Гвоздика» они не меняли.

Тактико-технические характеристики «Гвоздики» (ТТХ 2С1)

Основные параметры Показатели для 2С1
Боевая масса (т) 15,7
Калибр орудия (мм) 122
Длина ствола (клб) 35
Углы ВН (град) -3…+70
Возимый боезапас (выстр) 40
Минимальная дальность стрельбы САУ Гвоздика ОФС/ОФМ (мина) (км) 4,2/-
Максимальная дальность стрельбы

ОФС/ОФМ (км)

15,2-
Максимальная дальность стрельбы АРС

(Активно-реактивный снаряд) (км)

21,9
Максимальная дальность стрельбы УАС

(высокоточное оружие Гвоздики) (км)

13,5
Модель двигателя ЯМЗ-238 (дизель)
Мощность двигателя (л.с.) 500
Максимальная скорость (км/час) 60
Габариты (мм)
Д/Ш/В 7260/2850/2715

Конструкция самоходной артиллерийской установки

Конструкция башни и корпуса 2С1 выполнена по классической формуле и в соответствии с ТТХ САУ Гвоздика. Она сварена из катанных броневых листов толщиной до 20 мм, что обеспечивает надежную противопульную и противоосколочную защиту экипажа.

Герметичный корпус позволяет боевой машине переплывать водные преграды. Корпус разделен на три отделения: управление, боевое и моторно-трансмиссионное. Боеприпасы, в основном, размещаются в боевом отделении, по бортам в задней части корпуса. Моторное отделение находится в носовой части машины.


Пушка «Гвоздики»

Основным вооружением боевой машины 2С1 является 122-мм гаубица 2А31. Пушка унифицирована по боеприпасам и баллистическим показаниям ТТХ 2С1 «Гвоздика» с буксируемой 122-мм гаубицей Д-30. Стрельба может вестись осколочно-фугасными, кумулятивными, химическими, дымовыми, агитационными, осветительными снарядами.

гаубица является основным вооружением 2С1

Углы вертикальной наводки оружия «Гвоздики» находятся в диапазоне от-3 до +70 градусов. Подача боеприпасов осуществляется как с борта, так и с земли через специальную боковую дверь. При этом, скорострельность в первом варианте составляет 2 выстрела в минуту, тогда как подача «с земли» увеличивает ее до 4-5.

ТТХ Гвоздики таковы, что для результативного ведения огня наводчику предоставлены прицел 1ОП40, обеспечивающий стрельбу с закрытых огневых позиций и ОП5-37, который используется при уничтожении видимых целей. Командирская башня снабжена ночным прицелом ТКН-35 с прожектором ОУ-3ГА2.

Двигатель и трансмиссия

На самоходной гаубице 2С1 устанавливается дизельный двигатель ярославского моторного завода ЯМЗ238Н – V-образный, 8-цилиндровый, четырехтактный, мощностью 300 л.с. Двигатель надежный, проверенный и временем, и эксплуатацией в самых различных условиях. Ходовые технические характеристики САУ Гвоздика позволяют машине оперативно перемещаться по пересеченной местности для выполнения боевых задач.

Трансмиссия – механическая с двумя ПМП-планетарными механизмами поворота. Коробка передач имеет шесть передних и одну заднюю передачу.

Ходовая часть

Ходовая часть самоходной гаубицы, в период ее разработки, вызвала многочисленные споры между сторонниками трех вариантов. Победил вариант модифицированного шасси многоцелевого транспортера-тягача МТ-ЛБ.

Были добавлены по два катка по каждой стороне, внесены некоторые изменения в подвеску. Ширину гусеницы (400 мм) можно увеличить до 600 мм, повысив проходимость самоходки.

Модификация

С тех пор как в 1970 году гаубица 2С1 «Гвоздика» была запущена в серийное производство в СССР, потом и в некоторых других странах, появилось несколько модификаций самоходки.

  • Польская гаубиц а — польского производства. Кроме того, поляки модернизировали саму гаубицу, выпустив модель Rак-120 с калибром, соответствующим натовским стандартам -120 мм.

Артиллерия Гвоздика, фото 2С1Т «Gozdzik»
  • Model-89 , созданная на базе БМП в 80-е гг. в Румынии.

  • – иранского производства.

  • – российская модификация с новой системой управления огнем 1В168-1, внешне от 2С1 «Гвоздики» она не отличается

  • 2С34 «Хоста» — самоходное артиллерийское орудие, являющееся результатом глубокой модернизации «Гвоздики». Боевая машина имеет на вооружении 120 мм полуавтоматическую пушку-гаубицу-миномет 2А80-1 и 7,62 мм пулеметом.

Производится с 2003 года. Пушка «Гвоздики» предназначена для подавления и уничтожения живой силы, артиллерийских и минометных батарей, ракетных установок, оборонительных сооружений противника на расстоянии до 14 км.


Проводились инженерно-конструкторские работы и в других направлениях модернизации 2С1 или использования ее базы для разработки новых моделей. Но, в силу различных причин, заметных успехов достигнуто не было.

Боевое применение самоходной гаубицы

К сожалению, качество оружия оценивается эффективностью уничтожения и разрушения. Военная техника «Гвоздика» проверку своего боевого применения показывала в Афганистане, в ирано-иракской войне, в гражданской войне в Ливии и во всех локальных конфликтах на постсоветском пространстве. Самоходная артиллерийская установка Гвоздика, характеристики которой многократно подтверждены в боевых действиях, прекрасно справляется с поставленными задачами. Итоги для боевой машины – достойные. Но это – в целом.

Если говорить конкретно о невозвратных потерях, то вряд ли существует такая статистика. Тем более противостоящие стороны любят искажать реальные итоги боя.

Нет данных о потерях боевой машины.

Помнится, как чуть ли не со смехом, в период ирано-иракской войны воспринимались ежедневные статьи в газете «Правда». Рядом, под общей рубрикой шли сообщения из Тегерана и Багдада об успехах армий. Но с точностью до наоборот.

Для понимания тактики действия войск с применением САУ, надо увидеть различие между задачами и возможностями самоходной артиллерии и танковых подразделений. САУ выполняют боевые задачи в соответствии предназначением, которое видно уже из названия: штурмовые орудия, зенитные САУ, истребители танков, самоходные гаубицы. Ближе всех к танкам – гаубицы.


Но и здесь есть различия. Танк ведет бой на максимально высокой скорости, используя огонь и маневр для уничтожения противника, в условиях непосредственного соприкосновения.

Самоходные гаубицы так же, как и буксируемые артиллерийские системы, используются для артиллерийской подготовки, ведут огонь с большого расстояния, недоступного для танков, с закрытых огневых позиций, чаще всего с места.

Самоходные гаубицы ведут огонь с большого расстояния

И второй основной способ ведения боя гаубицей заключается в подавлении живой силы и оборонительных сооружений, используя более мощное, чем у танков орудие.

Реальные боевые действия, сравнительные технические характеристики САУ «Гвоздика» с зарубежными аналогами (французской АМХ-105В, американской М-108, британской FV433) и отзывы иностранных специалистов позволяют выделить достоинства и недостатки гаубицы.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • повысилась живучесть и маневренность артиллерии;
  • возможность стрельбы прямой наводкой и наличием в боекомплекте кумулятивного снаряда расширяет боевые возможности САУ;
  • высокая маневренность и сравнительно небольшая масса, которая позволяет вместе с БТР и БМП преодолевать водные преграды.

Недостатки:

  • слабая броневая защита;
  • низкая скорострельность 1-2 выстрела с брони, 4-5 –с земли, против 9-10, например, у британской САУ FV433);
  • отсутствие зенитного пулемета на командирской башне;
  • плохой обзор у механика-водителя.

Как показывает практика современного боя в различных региональных конфликтах самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» пока еще вполне приемлема для использования в танковых и мотострелковых частях сухопутных войск. По крайней мере информации о ее массовой замене на более современные аналоги не поступало.

В 1967 году, по постановлению Совета Министров № 609-201, были начаты работы по разработке САУ второго поколения 2С1 «Гвоздика». Разработкой занималось ОКБ-9 завода Уралмаш. После двух лет напряженной работы, в 1969 году, опытный образец новой самоходной артиллерийской установки поступил на полигонные испытания. Уже в 1971 году САУ 2С1 принята на вооружение. Высокая скорость разработки и изготовления объяснить довольно просто. Конструкторы использовали в качестве шасси тягач МТ-ЛБ, на который была установлена известная гаубица Д-30. Подвергнув Д-30 в гусеничном варианте небольшим конструктивным изменениям ей было присвоено наименование Д-32 (индекс ГРАУ 2А31).САУ 2С1 «Гвоздика» предназначена для подавления и уничтожения огневых средств пехоты, разрушения различных укреплений полевого типа, проделывания проходов в заграждения различных типов, как проволочных, так и минных, борьбы с бронетехникой и артиллерией, в том числе и минометной, уничтожения живой силы противника. САУ получили артиллерийские дивизионы мотострелковых полков, имевших в оснащении боевые машины пехоты.

САМОХОДНАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА 2С1 «ГВОЗДИКА» — ТОЧНОЕ ПОПАДАНИЕ!


Боекомплект САУ 2С1 составляет 35 осколочно-фугасных и пять кумулятивных снарядов. Боеприпасы раздельного заряжания – снаряд и гильза с зарядом. Широкая номенклатура снарядов включает в себя – осветительные, агитационные, снаряды радиоэлектронного противодействия, а так же химические, кумулятивные, осколочно-фугасные, со специальными стреловидными поражающими элементами.Попытки создать на базе Д-32 для 2С1 гаубиц – Д-16 и Д-16М с картузным заряжанием предпринимались в 1967 году. Данные гаубицы в серию не пошли.


САУ 2С1 «Гвоздика» по компоновке аналогична 152-мм САУ 2С3 «Акация». Кабина водителя находится в передней части корпуса, там же где и моторное отделение, боевое отделение – находится сзади. Три оставшихся члена экипажа: наводчик, заряжающий и командир, размещаются в башне. Поворот башни осуществляется на 360о посредством ручного либо электрического привода. Опорные катки гусениц с индивидуальной торсионной подвеской, гусеницы резинометаллические. Гидравлические амортизаторы имеют первое и седьмое колеса.Герметичный корпус и перемотка гусениц, позволяет САУ плавать со скоростью 4,5 км/ч и пересекать водные преграды шириной 300 метров, при этом скорость течения не должна превышать 0,6 м/с, а высота волны 150 мм. Во время преодоления водных преград на борту установки должно находится не более 30 выстрелов. Установку «Гвоздика» можно перевозить на самолетах следующих типов Ан-12, Ил-76, Ан-124. При перевозке, опорные катки со второго по седьмой могут приподниматься и закрепляться с помощью специальных устройств, что позволяет уменьшить высоту САУ. Противопульное бронирование САУ позволяет выдержать 7,62-мм винтовочную пулю Б-32 выпущенную с расстояния 300 метров. Три последовательно соединенных между собой топливных бака размещены в стенках обоих бортов корпуса, общая емкость баков составляет — 550 литров. На САУ 2С1 «Гвоздика» установлен V-образный восьмицилиндровый четырехтактный дизельный двигатель ЯМЗ-238В, производства Ярославского моторного завода. Коробка передач имеет 11 передних и две задние скорости.Боекомплект имеет следующее расположение: вдоль боковых стенок корпуса в вертикальном положении размещены 16 нарядов, еще 24 снаряда располагаются вдоль задней и боковой стенок башни. Механизм досылания электромеханического типа. Применение данного механизма заряжания существенным образом облегчает процесс заряжания гаубицы. В том случае когда стрельба ведется снарядами, которые складированы на земле, их подача в боевое отделение происходит через заднюю дверь при помощи транспортировочного устройства.


Прицеливание и наведение орудия гаубицы осуществляется при помощи прицела ПГ-2 и оптического прицела прямой наводки ОП5-37. Углы вертикальной наводки ствола гаубицы от -3 до +70 градусов. Дальность стрельбы: максимальная – 15 200 м, минимальная – 4 070 м. Скорострельность гаубицы во время стрельбы снарядами находящимися вне боевого отделения (на земле) составляет 4-5 выстрелов в минуту, при стрельбе бортовым боезапасом 1-2 выстрела в минуту.2С1 «Гвоздика» в свое время поступила на вооружение всех армий стран Варшавского договора (за исключением Румынии). После объединения Германии 374 САУ 2С1 «Гвоздика» переданы войскам бундесвера. «Гвоздика» состоит на вооружении армий СНГ и в настоящее время