Меню
Бесплатно
Главная  /  Пролежни  /  Презентация сословный быт 17 века. Сословный быт, обычаи и нравы в XVII веке. Жизнь посадского населения

Презентация сословный быт 17 века. Сословный быт, обычаи и нравы в XVII веке. Жизнь посадского населения

Задание 1. Найдите в учебнике и дополнительных источниках материал и представьте его в виде предлагаемой или собственной таблицы.

Задание 2. Используйте текст учебника и дополнительные материала, заполните таблицу «Основные развлечения различных сословий в 17 в.».

Задание 3. Найдите дополнительный материал и заполните таблицу «Что нового появилось в быту и обычаях в 17 в.».

Задание 4. Кто изображён на картине В.И.Сурикова «Посещение царевной женского монастыря. 17 в?» Когда происходит изображённое действие? Можно ли предложить, до или после церковного раскола оно имеет место?

Работа Сурикова «Посещение царевной женского монастыря» рассказывает о трагических судьбах царских дочерей. Русские царевны были пленницами теремов и коротали свой век среди мамок-нянек, шутих да прислужниц. Девушки не имели права выйти замуж ни за кого, кто ниже царского рода. Русские царевны могли стать лишь христовыми невестами. Они отдавали в выбранную обитель все свое богатое приданое, поэтому монастыри стерегли царских дочерей, как коршун добычу. Именно такую царевну изобразил Суриков.

Событие происходит скорее до раскола церкви, похоже, что царевна креститься двумя перстами.

Задание 5. Сравните помещенные в учебнике изображения дворянина и боярина. Составьте устный рассказ, обратив внимание на черты сходства и различия во внешнем облике персонажей.

Одежда дворянина и боярина схода между собой: длинное платье, посох, украшения, шапка, пояс, сапоги. Но боярин одет более богато, на нем еще дополнительная накидка с прорезями и более длинный посох. В тоже время одежда дворянина более практичная. Общим в их внешнем облике также можно назвать бороду.

Цель: Изучение сословного быта, обычаев и нравов

Задачи: Образовательная : ознакомление с отдельными сторонами бытовой культуры различных сословий XVII века и теми изменениями, которые происходят в повседневной жизни людей в течение столетия.

Развивающая : развитие творческого мышления; формирование навыков групповой работы с текстом учебника и предметным материалом.

Воспитательная : эстетическое воспитание через знакомство с картинами известных художников, уважения к традиционным ценностям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Школа №54»

Открытый урок по теме:

Разработала и провела:

Учитель истории и обществознания

Куриленко Евгения Викторовна

Прокопьевск, 2013

Открытый урок по теме:

«СОСЛОВНЫЙ БЫТ. ОБЫЧАИ И НРАВЫ».

Цель: Изучение сословного быта, обычаев и нравов

Задачи: Образовательная : ознакомление с отдельными сторонами бытовой культуры различных сословий XVII века и теми изменениями, которые происходят в повседневной жизни людей в течение столетия.

Развивающая : развитие творческого мышления; формирование навыков групповой работы с текстом учебника и предметным материалом.

Воспитательная : эстетическое воспитание через знакомство с картинами известных художников, уважения к традиционным ценностям.

Оборудование : компьютер, проектор, учебник, тетрадь.

Ход урока.

Организационный момент (1 мин.)

1. Проверка домашнего задания. (7 мин.)

тестовые задания:

1 вариант

  1. Укажите годы правления царя Михаила Федоровича Романова

а. 1533-1584 гг.

б. 1598-1605 гг.

в. 1613-1645 гг.

г. 1645-1676 гг.

  1. Территория Российского государства в 17 веке делилась на

а. губернии и округа

б. земщину и опричнину

в. уезды, станы и волости

г. наместничества и земства

  1. Прекращение созывов Земского собора во второй половине 17 века свидетельствовало об усилении роли:

а. Боярской думы

б. царя

в. приказов

г. местных выборных органов власти

  1. Свод законов Российского государства, принятый в 17 веке называется

а. «Русская правда»

б. «Жалованная грамота»

в. «Конституция»

г. «Соборное уложение»

  1. К привилегированному сословию в России 17 в. относились

а. посадские люди

б. священники

в. торговцы

г. крестьяне, жившие на царских землях

2 вариант

  1. Укажите годы правления царя Алексея Михайловича Романова

а. 1533-1584

б. 1598-1605

в. 1613-1645

г. 1645-1676

  1. Причина принятия Соборного уложения 1649 г.

а. стихийное бедствие

б. смена правящей династии

в. начало иностранной интервенции

г. огромное количество устаревших и противоречивых законодательных актов

  1. Усиление власти воевод на местах во второй половине 17 века свидетельствовало о (об)

а. усиление царской власти

б. ухудшение международной обстановки

в. прекращении действия Судебника

г. роста значения выборных местных органов власти

  1. Население страны, обязанное выполнять натуральные повинности и платить налоги государству в 16-17 вв., получило название

а. служилые люди

б. сыны боярские

в. казачество

г. тяглые люди

  1. К непривилегированному сословию в России 17в. относились

а. жители «черных слобод»

б. священники

в. дворяне

г. бояре

2. Изучение нового материала.

План урока.

1. Царский двор. (3 мин.)

2. Боярский и дворянский быт. (3 мин)

3. Жизнь посадского населения. (3 мин)

4. Крестьянский быт. (3 мин)

Задание на урок.

Учащиеся в течение всего урока должны проследить, «Какие новшества появились в быту и обычаях 17 века?»

Изучение нового материала.

Столица Российского государства в XVII веке – это большой многолюдный город, где живут люди разного звания и достатка. У каждого из них свой быт, обычаи и нравы.

Вопрос к ученикам: Как вы понимаете термин быт (варианты)

Быт – это повседневная жизнь. Это всё то, без чего немыслимо человеческое существование. Знакомство с повседневной жизнью наших предков, приближает далёкое прошлое, делает Великое более понятным и доступным.

Но изучать быт 17 в. нельзя без знаний быта 16 века. Для того чтобы вспомнить 16 век нам поможет в этом докладчик с сообщением о «Быте и обычаях 16 века».

Доклад по теме «Быт, обычаи и нравы 16 века» (5 мин.)

Предварительно на доске докладчик делает сравнительную таблицу по 16 и 17 веку, но заполняет только 16 век. 17в. заполняется в ходе урока учащимися самостоятельно.

Линии сравнения

Царь и его семья

Бояре и дворяне

Посадский люд

Крестьяне

17в.

16в.

17в.

16в.

17в.

16в.

17в.

16в.

Одежда

Из дорогих тканей, украшена драгоценностями

Традиционнаяиз восточных и европейских тканей. Много одежды

Из дешёвых привозных тканей. Мало одежды

Домотканая из шкур домашних и диких животных

Еда

Несколько тысяч человек, более 500 блюд.

Традиционная, восточные продукты, колбаса

Традиционная

Основа – зерновые культуры, много овощей, по праздникам рыба и мясо, ягоды, фрукты

Жилище

Дворцы каменные с росписями, утеплением, отделкой, слюдяные или стеклянные окна.

Комплекс деревянных строений, разноцветных, окна слюдяные или рыбьи.

Несколько различных строений

Изба по-чёрному, окна рыбьи или холстяные

Убранство дома

Иностранные картины, гравюры, зеркала, часы, ковры.

Традиционная мебель, иностранные ковры, зеркала, часы, картины, карты

Традиционная мебель, украшенные иконы

Простая мебель

Развлечения

Ловчая и соколиная охота, придворный театр, игра в шахматы

Пиры, охота, кулачные бои

Посуда

Золотая и серебряная, стеклянная

Деревянная и глиняная

Деревянная и глиняная

Весьма подробно описывают Москву иностранцы, посещавшие эту страну в XVI и XVII веках. Страна эта кажется им кошмарной и дикой: «Это - страна пьянства, обжорства, невежества, сна, религиозного фанатизма».

Нам, современным русским людям, трудно представить себе Москву XVI и XVII вв.

Для того чтобы нам узнать какие изменения произошли в 17 веке и произошли ли они вообще учащимся предлагается документ.

Работа с документом (5 мин.)

На экран выводится документ. Учащиеся должны выделить и выписать в тетрадь какие традиции были присущи 17 веку, а также те традиции которые сохранились в нашей жизни из той эпохи?

Документ

«Из записок иностранца А.Олеария о русских людях»

«…У москвичей, как правило, имелось мало запасов и утвари. У большинства не более трех или четырех глиняных горшков и столько же глиняных и деревянных блюд. Мало у них оловянной и еще меньше серебряной посуды – разве чарки для водки и меду. Поэтому-то ни в одном доме, ни у богатых, и у бедных людей, не заметно украшения в виде расставленной посуды, но везде лишь голые стены, которые у знатных завешаны циновками и заставлены иконами. У очень немногих из них имеются перины; лежат они, поэтому на мягких подстилках, на соломе, на циновках или на собственной одежде. Спят они на лавках, а зимою на печи, которая сверху плоска. Тут лежат рядом мужчины, женщины, дети, слуги и служанки. Под печами и лавками мы у некоторых встречали кур и свиней.

…Бояре и посадские люди одевались неодинаково. И разница была не только в покрое платья, сколько в количестве одежды и в той материи, из которой ее шили.

Бояре носили платье из роскошных тканей – тонких сукон, шелков, бархата, парчи. Ткани эти проделывали долгий путь, пока не попадали в русские города из далеких стран Востока и Запада – Средней Азии, Индии, Персии, Китая, Италии, Фландрии, Англии – и были очень дороги.

Посадские люди могли купить себе только сравнительно дешевые привозные ткани – кумач, бязь, миткаль, да и то в небольшом количестве. Они одевались в основном в материи, вытканные городскими ремесленниками или подмосковными крестьянами, а то и у себя дома – льняное полотно, холст и грубошерстные сукна – сермягу, армячину. Кроме домотканой одежды, носили и платье из различных окрашенных и узорчатых тканей…»

Вопросы к документу: Какие традиции были присущи 17 веку? Какие традиции сохранились в нашей жизни из той давней эпохи?

  1. Царский дворец.

В XVII веке царский дворец претерпевает большие изменения. Он становится многолюдным: одни одевали царя, другие отвечали за сохранность его вещей, третьи одевали после сна. Одна охрана составляла 2 тыс. стрельцов.

Дворцы, в которых жили Романовы, отличались большим великолепием. Кроме царской резиденции в Кремле, появляются постоянные летние резиденции.

Каменные постройки покрывались внутренними росписями, утеплялись деревянными полами, покрывались войлоком или коврами. Для отделки помещений использовались атлас и кожа.

Внутреннее убранство царских палат также поражает великолепием. Стены отделывались разноцветным сукном, атласом и кожей. В окнах вставлено стекло. Это большая редкость.

В первой половине XVII века главным украшением дворца были выложенные разноцветными изразцами печи, во II половине XVII века появились картины, гравюры, венецианские зеркала, напольные часы.

Как и прежде царские дворцы состояли из трёх частей: жилых комнат царя и его семьи, парадных залов и хозяйственных помещений.

Во время царских приёмов за стол одновременно садилось от нескольких десятков до нескольких тысяч человек. Царский стол поражал разнообразием и изобилием. У Алексея Михайловича было до 500 различных блюд.

Главным развлечением царя и его двора была ловчая или соколиная охота. Выезд царя на охоту был обставлен особой церемонией, в которой участвовало до 3 тыс. человек.

  1. Боярский и дворянский быт.

Боярские и дворянские дворы представляли собой подобие царского только в миниатюре. Это был целый комплекс деревянных зданий – избы, подклети, сени, чердаки, крылечки, соединяющиеся между собой.

В богатых домах в окна были вставлены слюдяные пластины, а в домах победнее – рыбьи пузыри. Окна украшены наличниками. Особенностью домов бояр было то, что они раскрашивали их в разные цвета.

Более разнообразным стало внутреннее убранство боярских и дворянских домов. В центре находилась печь. В комнате находились столы, лавки, украшенные росписями и резьбой. На полу лежали ковры. В доме можно было увидеть зеркала, часы, библиотеки.

Посуда была преимущественно золотой и серебряной, но в XVII веке появляется и стеклянная посуда, привозимая из-за границы. В моду входит и венецианское стекло, обтянутые парчой кресла.

Одежда оставалась традиционной, но заметно расширился выбор тканей: наряду с парчой и тафтой добавились ткани, привозимые из-за границы шерстяные и суконные ткани. слайд

Претерпевает изменения и пища. В неё включаются новые продукты: восточные пряности и приправы, лимон, изюм, миндаль, сахар, колбаса.

  1. Посадское население.

Конечно же, знать (бояре, дворяне, богатые купцы) старались подражать царскому быту. Перед вами дом купца. Эта постройка XVII в.

Подворье включало жилой дом и хозяйственные постройки - горницы, сени, клети, баня, конюшня, сараи. Скромной была и домашняя утварь. В домах было много икон, которые находились в красном углу.

Если в жизни горожан можно наблюдать изменения, особенно к концу столетия, то крестьянская жизнь текла медленно, никаких значительных перемен не происходило. (cлайд)

  1. Крестьянство: повседневный быт и обычаи.

Крестьянский двор – это крытая дранкой или соломой изба, топившаяся по – чёрному, хлев для скота, сарай. Окна затянуты рыбьим пузырём или кусками промасленного холста. (cлайд)

Обстановка довольно скудная: простые столы и лавки. В красном углу обязательно икона, сюда усаживали гостя. Главная часть крестьянской избы это русская печь – зимой здесь спала вся семья, т.к это было самое тёплое место. Посуда деревянная и глиняная. Для освещения жилища использовали светец. Как правило, его вставляли в расщелину печи, а для предотвращения пожара на пол ставили корыто с водой.

Зимой крестьяне переводили скот в избу. Печи с дымоходом отсутствовали, поэтому они топились по-чёрному.

Работа с учебником: (5мин)

Прочитайте материал на стр. 89-90 и ответьте на вопрос: «Чем питались крестьяне?»

Ответ: Основой питания были зерновые культуры – рожь, пшеница, овес, просо. Из ржаной (повседневной) и пшеничной (по праздникам) муки пекли хлеб и пироги. Из овса готовили кисели, пиво, квас. Много употреблялось в пищу овощей – капусты, моркови, свеклы, редьки, огурцов, репы. По праздникам в небольших количествах готовились мясные блюда. Более частым продуктом на столе была рыба. У зажиточных крестьян имелись садовые деревья, дававшие им яблоки, сливы, вишни, груши. В северных районах страны крестьяне собирали клюкву, бруснику, чернику; в центральных районах – землянику. Также использовали в пищу грибы и лесные орехи.

Семья состояла не более чем из 10 человек. В брак вступали - юноши с 15,а девушки с 12 лет. Браки могли заключаться до 3 раз. С 17 в. венчание в церкви стало обязательным. Одежда шилась из домотканного холста и шкур животных.

Одежда (3 мин.)

Об одежде XVII в. нельзя говорить отдельно, не затрагивая предыдущих эпох. Покрой менялся гораздо медленнее, чем в наше время, когда платья, носившиеся двадцать лет тому назад, уже кажутся совершенно невозможными.

В XVI и XVII вв. покрой платья был почти один и тот же, и в XVII в. только некоторые детали прибавились к костюму прежнего века, например, горлатная шапка, у которой высокий, ушитый каменьями или вышитый золотом, стоячий воротник - козырь и т. д., но основы были те же; это были те же кафтаны, те же охабни, те же шубы. Костюм - как и орнамент, как архитектура и как язык - изменялся незаметно для лиц, носивших его, и изменялся он не по приказам делателей мод, а под влиянием самой жизни всего народа.

Бояре носили платье из роскошных тканей – тонких сукон, шелков, бархата и парчи.

Посадские люди могли купить только дешёвые привозные ткани – кумач, бязь. Они одевались, в основном, в материи, вытканные городскими ремесленниками, а то и как крестьяне в одежду из льняного полотна, домотканого холста, из грубошёрстного сукна – сермяги, армячины. (слайд)

Льняная рубаха – основа женской одежды всех сословий.

Подол и оплечье рубахи украшались вышивкой. Внизу широкие рукава стягивались манжетом – запястьем.

Широкий сарафан надевали поверх рубахи. Голову незамужней девушки украшал кокошник, который оставлял открытой косу – девичью красу.

Летник – вид женской одежды. В зависимости от достатка его шили из разных материалов: от сукна до парчи.

Опашень с длинными рукавами и прорезями у плеч обычно надевали поверх летника в холодное время. Замужние женщины закрывали голову платком-убрусом, а зимой надевали шапку, напоминающую мужскую.

Кафтан – ферязь с очень длинными рукавами был основой мужской одежды. Рукава при необходимости подтягивали, собирая на руках в многочисленные складки. Ферязь была одеждой знати, и она подчёркивала пренебрежение к физическому труду. Недаром в народе возникла поговорка: «Работать спустя рукава».

Охабень – верхняя уличная одежда с широкими рукавами. Отличительной чертой боярского костюма была высокая (горлатая) шапка. Такие шапки шились из горлышек куниц или черно-бурых лис и служили знаком высокого боярского достоинства.

3. Закрепление изученного материала (5мин.)

После выполненного задания проходит обсуждение поставленного вопроса в начале урока: «Какие новшества появились в быту и обычаях 17 века?»

Т.о. сегодня на уроке вы узнали, что из себя представлял царский двор в 17 веке, какие перемены произошли при дворе в 17 веке, что из себя представлял боярский, дворянский, крестьянский быт, жизнь посадских людей, чем быт посадских людей отличался от крестьянского. Вы узнали, что на быт и нравы населения России в 17 веке имели влияние и Запад и Восток. И для того чтобы нам закрепить материал давайте выполним задание №3 на стр.34 из рабочей тетради.

Учащиеся выполняют из рабочей тетради задание №3 на стр.34 и параллельно происходит обсуждение.

Домашнее задание: (2 мин.)

Параграф 11, рабочая тетрадь с.32-34, таблица


























Включить эффекты

1 из 25

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентация "Сословный быт России XVII века: обычаи и нравы" рассказывает о жизни различных слоев населения царской России в XVII веке: правителей, дворян, бояр, посадских людей и крестьян. Слайды содержат большое количество фотографий и иллюстраций, отражающих быт и обычаи людей XVII века.

  • Царский двор;
  • Боярский и дворянский быт;
  • Жизнь посадского населения;
  • Крестьянский быт.

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Антоненкова А.В.

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

Слайд 1

Слайд 2

Сегодня вы узнаете

  • Какой была жизнь разных слоёв населения, их обычаи и нравы;
  • Познакомитесь с новыми терминами;
  • Будете развивать умение работать с учебником, находить нужную информацию.
  • Слайд 3

    План

    1. Царский двор.
    2. Боярский и дворянский быт.
    3. Жизнь посадского населения.
    4. Крестьянский быт.
  • Слайд 4

    Задание на урок:

    Какие новшества появились в Русской культуре в 17 веке?

    Слайд 5

    Царский двор

    Слайд 6

    Слайд 7

    Самым крупным царским дворцом становится пятиярусный Теремной дворец в Кремле. Каменные постройки покрывались внутренними росписями, утеплялись деревянными полами, покрывались войлоком или коврами. Для отделки помещений использовались атлас и кожа.

    Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    Слайд 11

    Царский двор

    Слайд 12

    Слайд 13

    Боярский и дворянский быт

    Слайд 14

    Слайд 15

    Слайд 16

    Слайд 17

    Слайд 18

    Слайд 19

    Посадское население

    Быт горожан был более скромным.Подворье включало жилой дом и хозяйственные постройки- горницы, сени, клети, баня, конюшня, сараи. Скромной была и домашняя утварь. В домах было много икон, которые находились в красном углу.

    Слайд 20

    Крестьянство: повседневный быт и обычаи

    Слайд 21

    Прочитайте материал на стр. 89-90 и ответьте на вопрос: «Чем питались крестьяне?»

    Слайд 22

    Семья состояла не более чем из 10 человек. В брак вступали - юноши с 15, а девушки с 12 лет. Браки могли заключаться до 3 раз. С 17 в. венчание в церкви стало обязательным.
    Одежда шилась из домотканного холста и шкур животных. Обувью служили лапти из лыка, или моршни из кожи.

    Слайд 23

    Подведём итог урока

    Вопросы на стр. 90, термины записать в словарик.

    Слайд 24

    Домашнее задание

    Параграф1-11, подготовиться к зачётной работе

  • Слайд 25

    Использованные ресурсы

    • сайт
  • Посмотреть все слайды

    Конспект

    Урок по истории России в 7 классе по теме: « Сословный быт. Обычаи и нравы ».

    Цели:

    • Познакомить учащихся с сословным бытом Руси 17 века, обычаями и нравами.
    • Показать, что несмотря на сохранение в основных чертах традиционного быта, обычаев и нравов, в 17 веке в жизни и повседневном быте всех сословий произошли значительные изменения, в основе которых лежало как восточное, так и западное влияние.
    • Формировать у учащихся умения работать с текстом учебника, выделять главное, делать на основе анализа текста учебника необходимые выводы

    Оборудование : компьютер, презентация.

    Ход урока.

    1. Орг. начало урока.
    2. Проверка домашнего задания.

    1) тестовые задания:

    1. Первым открыл пролив между Азией и Америкой:

    1. Е. П. Хабаров
    2. М. В. Стадухин
    3. В. Д. Поярков
    4. С. И. Дежнёв

    2. . Первое высшее учебное заведение называлось:

    1. Дворцовая академия
    2. Славяно-греко-латинское училище
    3. школа при Заиконоспасском монастыре
    4. школа при Андреевском монастыре

    3. В XVII в. появился новый литературный жанр:

    1. летописи
    2. исторические сказания
    3. сатирические повести
    4. жития

    4. Симон Ушаков был:

    1. знаменитым зодчим
    2. летописцем
    3. выдающимся мастером живописи
    4. автором трёх русских пьес

    5. «Дивной» в народе называли:

    1. Успенскую церковь Алексеевского монастыря в Угличе
    2. комплекс Новоиерусалимского монастыря на берегу реки Истры
    3. церковь Троицы в Никитках
    4. церковь Ильи пророка в Ярославле

    6. В конце XVII в. в развитии русской архитектуры появился стиль, получивший название:

    1. шатровый
    2. «московское» барокко
    3. романский
    4. готический

    7. Главная отличительная черта развития русской культуры XVII в.:

    1. уменьшение зависимости культуры от церкви
    2. светский характер культуры
    3. зависимость культуры от церкви
    4. осуществление надзора органами государственной власти за деятелями культуры

    8. Укажите верные суждения:

    1. школы открывались, как правило, при церквях и монастырях
    2. наряду с церковной литературой появились первые «светские» произведения
    3. новый литературный жанр, появившийся в XVII в., - это «жития»
    4. выдающимся памятником архитектуры являлся летний дворец Михаила Романова в Коломенском
    5. в XVII в. появляются первые произведения портретной живописи – парсуна
    6. самый крайний северный мыс Чукотки назван именем русского первопроходца Е. П. Хабарова
    7. для русской архитектуры XVII в. было характерно развитие нарядности, обилие каменной резьбы

    3. Сообщение темы и целей урока.

    (сл. 2) Цели урока.

    (сл. 3) План урока.

    1. Царский двор.
    2. Боярский и дворянский быт.
    3. Жизнь посадского населения.
    4. Крестьянский быт.

    (сл. 4) Задание на урок.

    Какие новшества появились в Русской культуре в 17 веке?

    4. Изучение нового материала.

    1) рассказ учителя

    (сл. 5) В XVII веке царский дворец претерпевает большие изменения. Он становится многолюдным: одни одевали царя, другие отвечали за сохранность его вещей, третьи одевали после сна. Одна охрана составляла 2 тыс. стрельцов.

    (сл. 6) Дворцы, в которых жили Романовы, отличались большим великолепием. Кроме царской резиденции в Кремле, появляются постоянные летние резиденции- Коломенское и Измайловское.

    (сл. 7 ) Самым крупным царским дворцом становится пятиярусный Теремной дворец в Кремле. Каменные постройки покрывались внутренними росписями, утеплялись деревянными полами, покрывались войлоком или коврами. Для отделки помещений использовались атлас и кожа.

    (сл. 8) В первой половине XVII века главным украшением дворца были выложенные разноцветными изразцами печи, во II половине XVII века появились картины, гравюры, венецианские зеркала, напольные часы.

    (сл. 9) Как и прежде царские дворцы состояли из трёх частей: жилых комнат царя и его семьи, парадных залов и хозяйственных помещений.

    (сл. 10) – комнаты в царском дворце: опочивальня, кабинет, банная

    (сл. 11) Во время царских приёмов за стол одновременно садилось от нескольких десятков до нескольких тысяч человек. Царский стол поражал разнообразием и изобилием. У Алексея Михайловича было до 500 различных блюд.

    (сл. 12) Главным развлечением царя и его двора была ловчая или соколиная охота. Выезд царя на охоту был обставлен особой церемонией, в которой участвовало до 3 тыс. человек.

    Боярский и дворянский быт.

    (сл. 13) Боярские и дворянские дворы представляли собой подобие царского только в миниатюре. Это был целый комплекс деревянных зданий – избы, подклети, сени, чердаки, крылечки, соединяющиеся между собой.

    (сл. 14) В богатых домах в окна были вставлены слюдяные пластины, а в домах победнее – рыбьи пузыри. Окна украшены наличниками. Особенностью домов бояр было то, что они раскрашивали их в разные цвета.

    (сл. 15) Более разнообразным стало внутреннее убранство боярских и дворянских домов. В центре находилась печь. В комнате находились столы, лавки, украшенные росписями и резьбой. На полу лежали ковры. В доме можно было увидеть зеркала, часы, библиотеки.

    (сл. 16) Посуда была преимущественно золотой и серебряной, но в XVII веке появляется и стеклянная посуда, привозимая из-за границы. В моду входит и венецианское стекло, обтянутые парчой кресла.

    (сл. 17) Одежда оставалась традиционной, но заметно расширился выбор тканей: наряду с парчой и тафтой добавились ткани, привозимые из-за границы(шерстяные и суконные ткани) .

    Рассмотрите рисунок на стр. 87 в учебнике

    (сл. 18) Претерпевает изменения и пища. В неё включаются новые продукты: восточные пряности и приправы, лимон, изюм, миндаль, сахар, колбаса.

    Посадское население.

    (сл. 19) Быт горожан был более скромным. Подворье включало жилой дом и хозяйственные постройки- горницы, сени, клети, баня, конюшня, сараи. Скромной была и домашняя утварь. В домах было много икон, которые находились в красном углу.

    Крестьянство: повседневный быт и обычаи .

    (сл. 20) Крестьянская изба в основном состояла из крытой дранкой или соломой избы, клеть для хранения имущества, хлев для скота, сарай. Зимой крестьяне переводили скот в избу. Печи с дымоходом отсутствовали, поэтому они топились по-чёрному.

    2) работа по учебнику:

    (сл. 21) Прочитайте материал на стр. 89-90 и ответьте на вопрос: « Чем питались крестьяне?»

    (сл. 22) Семья состояла не более чем из 10 человек. В брак вступали- юноши с 15,а девушки с 12 лет. Браки могли заключаться до 3 раз. С 17 в. венчание в церкви стало обязательным. Одежда шилась из домотканного холста и шкур животных.

    (рассматривание экспозиции школьного музея « Уголок крестьянской избы»).

    5. Подведение итога урока:

    1. работа с документами на стр. 90-92
    2. запись терминов в словарик
    3. вопросы на стр. 90

    6. Домашнее задание:

    Параграф 1-11, подготовиться к зачёту.

    Урок по истории России в 7 классе

    Цели:

    1. показать сословный характер быта российского общества, определить общие и отличительные черты в повседневной жизни людей разных сословий.
    2. формировать умение сравнивать, систематизировать информацию.

    В качестве источника информации на уроке используется учебник А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России конец ΧVΙ – ΧVΙΙ век. К данному уроку учащиеся повторяют, что такое сословия и какие сословия были в России ΧVΙΙ века. Урок проводится в технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

    Вызов.

    Учитель задаёт вопрос: Как вы думаете, современные люди живут одинаково, или в их жизни есть различия?

    Учащиеся отвечают: Жизнь современных людей может быть разной.

    Учитель задаёт следующий вопрос: Почему люди живут по-разному, с чем связаны различия в жизни людей?

    Учащиеся отвечают: зависит от того, у кого, сколько денег; где живут (в городе или деревне); где и кем работают; …

    Учитель: таким образом, мы видим много причин для различий, но когда-то важнейшей причиной было то, что люди принадлежали к разным сословиям. Давайте вспомним, что такое сословия и какие сословия были в России ΧVΙΙ века?

    После ответов учащихся учитель предлагает выяснить, насколько значимы были эти различия и было ли что-то общее в жизни людей разных сословий.

    Для решения задачи учитель предлагает работу со сводной таблицей. Учитель на доске, а ребята в тетради чертят таблицу и записывают названия колонок. В качестве названий колонок учитель предлагает взять названия сословий, добавив к ним царя и его семью, центральная колонка называется «Линии сравнения».

    После подготовки таблицы учитель предлагает подумать над линиями сравнения, т.е., что можно сравнить у разных сословий. Предложения учащихся учитель записывает на доске в центральную колонку таблицы. Когда прозвучат все предложения, линии сравнения обсуждаются, чтобы выявить наиболее значимые, при необходимости учитель может добавить недостающие.

    Класс делится на 4 группы: 1) царская семья – стр.85 – 86, 92, 2) бояре и дворяне – стр.86 – 88, 91, 3) посадский люд – стр.88, 91 - 92, 4) крестьянство стр.88 – 90. Каждая группа работает со своим текстом (это не только текст параграфа, но и документы в конце параграфа) – читает и находит информацию для своей колонки в таблице. После завершения работы каждая группа называет найденную информацию и по ходу выступлений заполняется сводная таблица.

    Сводная таблица.

    Царь и его семья Бояре и дворяне Линии сравнения Посадский люд Крестьяне
    Из дорогих тканей, украшена драгоценностями Традиционная, из восточных и европейских тканей. Много одежды Одежда Из дешёвых привозных тканей. Мало одежды Домотканая, из шкур домашних и диких животных
    Несколько тысяч человек, более 500 блюд. Традиционная, восточные продукты, колбаса Еда Традиционная Основа – зерновые культуры, много овощей, по праздникам рыба и мясо, ягоды, фрукты
    Дворцы каменные с росписями, утеплением, отделкой, слюдяные или стеклянные окна. Комплекс деревянных строений, разноцветных, окна слюдяные или рыбьи. Жилище Несколько различных строени Изба по-чёрному, окна рыбьи или холстяные
    Иностранные картины, гравюры, зеркала, часы, ковры. Традиционная мебель, иностранные ковры, зеркала, часы, картины, карты Убранство дома Традиционная мебель, украшенные иконы Простая мебель
    Ловчая и соколиная охота, придворный театр, игра в шахматы Пиры, охота, кулачные бои Развлечения
    Золотая и серебряная, стеклянная Посуда Деревянная и глиняная Деревянная и глиняная

    После заполнения таблицы учитель предлагает определить – есть ли общие черты в повседневной жизни у сословий. Учащиеся по таблице определяют, что общих для всех сословий черт нет, но немного похожа жизнь царя, дворян и бояр, а также схожи в повседневной жизни посадский люд и крестьяне.

    Учитель задаёт следующий вопрос: « Что можно сказать о сословиях, учитывая их различия в повседневной жизни?» учащиеся могут предположить, что: 1) по различиям можно определить сословие, 2) по различиям можно определить, кто живёт лучше, а кто хуже и составить рейтинг уровня жизни каждого сословия.

    Следующий вопрос: «В повседневной жизни какого сословия есть черты, схожие с жизнью современных людей?» Просмотрев таблицу, учащиеся решают, что у современных людей много общего с жизнью дворян и бояр: каменные дома, едят колбасу…

    Рефлексия.

    Учитель предлагает дописать предложения (одно или несколько – по желанию учащихся:

    1. Оказывается в ΧVΙΙ веке …
    2. Я понял, что …
    3. Современные люди
    4. Несмотря на то, что прошло столько лет …
    5. Я думаю, что различия между сословиями …

    Домашнее задание: в.4 на стр. 90.