Меню
Бесплатно
Главная  /  Фурункулы  /  Сетевая стратегия. Игры по сети с друзьями на пк

Сетевая стратегия. Игры по сети с друзьями на пк


Доброго времени суток, дорогие читатели!
Вот и пришло время подвести черту под очередным материалом из серии «ТОП-10: твой выбор», темой которого стали лучшие стратегии. Если кто пропустил начало, то напомним, что выбором десятки занимались исключительно наши пользователи, которые сначала предлагали свои варианты на форуме, а затем голосовали за самую-самую. Наша же задача теперь – рассказать о результатах в данном материале и, собственно, показать их в прилагаемом к статье видео. Чем и займемся.
Итак, встречаем – лучшие стратегии по мнению наших пользователей!

Всего несколько лет назад индустрия переживала настоящий потоп игр с извечной тематикой «Второй Мировой Войны». Даже страшно подумать, сколько проектов выпускалось, да и до сих пор выпускается, с одними и теми же Третьими Рейхами, бесконечными Курскими битвами и торжеством Красной Армии. Выделиться из этой толпы сложно, но ничего невозможного нет.

Relic Entertainment еще раз доказала, что может соперничать с грандами стратегического ремесла. А секрет-то очень прост – добавить спилберговского накала сражений, укомплектовать игру вау-эффектами, разрушаемостью и напичкать всю голливудскую благодать отличным балансом и тактическими хитростями. Вуаля!

Company of Heroes не впадает в инфантилизм, предлагая стругать солдатню в бараках, набивать закрома бочками с топливом и боеприпасами – выглядит все куда серьезнее, чем в любой натужной . А дальше берем сколоченную на местах армию и идем давить сапогами фашистскую гадину, отдавая приказы каждому юниту и занимая стратегически важные точки в городах. Звучит простенько, но сколько голов полегло во всех этих виртуальных битвах – не сосчитать. Тем и притягательна Company of Heroes .

«Эпоха Империй» - знакомое для многих стратегов название. Если ваш игровой путь восходит к середине 90-х, то знаете, что без Age of Empires трудно представить себе RTS-небосклон. Без преувеличений, первые две игры в серии были поистине гениальными и потрясающими в каждом своем аспекте. Бесчисленное количество игроков тратило время за вербовкой вражеских скакунов жреческими силами, охотой на оленей, сбором ягод с плодовитых деревьев, рубкой леса и добычей золота.

В один момент, когда в закромах цивилизации скапливались тонны ресурсов, у предводителя появлялась возможность шагнуть в новый век, который возвысит его страну над другими. Каменные инструменты сменялись медными, конница обрастала доспехами, вылуплялись новые боевые единицы, а количество рабочих росло в геометрической прогрессии. Руководить всем этим праздником жизни было настолько интересно, что десятичасовые марафоны за – это так, семечки.

Age of Empires 3 не стала большим прорывом для всей серии и, по большому счету, не переплюнула своих предшественниц. Не сказать, чтобы фанаты AoE были разочарованы, но со времен второй части тут мало что изменилось. Ностальгичная слеза, конечно, скатилась по щеке, обросшей щетиной за долгие годы, однако стать новым стандартом для стратегического жанра у нее не получилось.

Тем не менее, отдаем почести ныне мертвой Ensemble Studios . Она их заслужила.

Massive Entertainment заработала себе репутацию оплата здравомыслящих стратегов, фыркающих при виде танковых рашей, еще в давнишней Ground Control . В World in Conflict она не изменила своим принципам и создала, можно сказать, идеальную тактическую составляющую и гроссмейстерской баланс войск – пехоты, авиации, тяжелой наземной техники и отрядов поддержки.

Никаких баз, никакого строительства – только ограниченное число очков, с помощью которых можно вызвать подмогу. Каждую боевую единицу в World in Conflict нужно ценить, оберегать и не бросать в бессмысленные атаки. Каждый ход и решение тут нужно взвесить и только потом порываться идти в атаку, обрушивая удар на укрепленные позиции врага и с воздуха, и с земли.

Параноидальные войны между «Советами» и родиной свободы и демократии США может и покажутся немного заезженным, слишком «благородными», но мультиплеер World in Conflict на шестнадцать полководцев с лихвой искупает все избитые сюжетные ходы. Совместное командование армией и ранговая система сделаны здесь на таком уровне, что в какой-то момент начинаешь чувствовать некое сходство с многопользовательскими экшенами вроде . Меж тем добротный комплимент, если помнить, что у нас тут серьезная стратегия.

Неспешные, тягучие пошаговые стратегии не умрут никогда. Так и запишите. Это неписанное правило каждый раз доказывает «Цивилизация» , которая выходит раз в четыре года, зато всегда собирает под своими знаменами миллионы управленцев и властителей. А то! Все хотят хотя бы на полчасика в день почувствовать себя правителем мира и повести свою страну к мировому господству.

Религия, путешествия по древу изобретений и рождение на свет гениев, которое поведут вперед цивилизацию – все аспекты играют важную роль в Civilization 4 . Если копание во всех этих менюшках надоедает, то всегда можно развеяться, заключив союз с братьями по разуму или напав на нерадивых соседей, желая забрать у них ресурсы. А дальше – , новые технологии, новая эпоха и новые горизонты для укрепления позиций сверхдержавы. А казалось бы всего полчаса назад по экрану бегали доисторические люди и только и делали, что воевали друг с дружкой.

В этом году «Цивилизация» опять рассветет и без сомнений – займет свой личный трон на стратегическом Олимпе. Firaxis Games не подкачает.

Не было бы StarCraft – стратегии сегодня бы выглядели совершенно иначе. Никаких шуток. Blizzard Entertainment двинула вперед весь жанр RTS. Хотя с одной стороны, рецепт StarCraft ну очень простой – создай несколько рас, запихни в игру ресурсы, разбавь все строительством баз и различным ландшафтом. Растянуть сюжет на три отдельных компании и вперед – торговать коробочками с игрой за 60 баксов штука.

На первый взгляд плевое дело, но вот же незадача - до Blizzard Entertainment никто не смог хорошо проработать баланс каждой расы, снабдить игру приличным сюжетом (большая редкость по сей день, спросите у дипломированных стратегов PG !) и божественным мультиплеером. .net стала родным домом для миллионов человек, а для некоторых – является им и спустя двенадцать лет. Неудивительно, что выхода StarCraft 2 ждут как пришествия Иисуса – после него и конец Света не страшен.

Словом, икона для всех поклонников хороших стратегических забав. Ни прибавить, ни убавить.

Еще одна пошаговая дама в списке! Серия Total War еще со времен самурайской войны отхватила солидную часть аудитории у своих маститых соперников. В Rome: Total War заслуги сёгуната и периода Сэнгоку японской истории были возведены в квадрат. А то и вовсе в куб!

Все фундаментальные части разрослись как вширь, так и ввысь. Управление армиями на глобальной карте стало более осмысленным. Дипломатические отношения теперь имели куда больше смысла развивать, выстраивая союзы и готовя заговоры. Бродящие по европейской карте шпионы и убийцы в этом отличном помогали – можно было легко убить одного из важных членов правящей семьи и деморализовать войска. Сколько простора для фантазии! А уж как приятно было осаждать города, заходя в тыл врагу и разбивая его армейские ряды одним кавалерийским наскоком – и словами не передать.

Rome: Total War подарила все то, чего так долго хотели фанаты пошаговых и вдумчивых стратегий, совместив в себе медленный и размеренный обмен ходами и лихие RTS-бои, не лишенные тактических манеров и военных хитростей. Creative Assembly , вечная тебе благодарность за это!

Любой фанат Command & Conquer согласится - Red Alert 3 ну никак не тянет на звание «великой и ужасной» и запросто проиграет бой своим предшественникам. Не хватает стратегической глубины, аркадность вылезает и топорщится изо всех мест, а самая лучшая тактика – закидывание шапками. Короче говоря, претензии можно перечислять очень долго.

Тем не менее, градус безумия в новой части , всегда славившейся своими одновременно идиотичными и очень серьезными сюжетами, не опустился. Войнушку между потомками советских вождей и союзников разнообразили за счет морских сражений. Балансировка характеристик у юнитов пусть была и не идеальная, зато всяк желающий мог за несколько минут разобраться в работе стратегического механизма Red Alert 3 . Еще не деградация, конечно, но уже давно не революция. Что не помешало, правда, игре занять четвертое место.

Хоронить серию Command & Conquer рановато. Не спорим, наполучавшая оплеух и затрещин, вряд ли свидетельствует о хорошей жизни C&C , однако ничто не мешает нам мечтать о том, что когда-нибудь «Она» вернется.

Ха! Третьи «Герои» - как же без них-то. Многие днями зависали за этим фэнтезийным великолепием. Отстраивали замки, набирали армию и отправлялись путешествовать по огромным уровням, разя преграждающих путь монстров и собирая встречающиеся сундучки и ресурсы. А уж если за одним компьютером собиралась целая компания друзей, то все – приходилось просчитывать каждый шаг своего коня, набивать карманы опытом, рекрутировать новых героев в таверне и прокачиваться быстрее соперников. Да что там, в и сегодня играет множество людей. Вот оно, настоящее бессмертие!

Для «геройских» творцов из New World Computing , к сожалению, все сложилось не так хорошо. Просуществовала она на девелоперской арене почти двадцать лет, а потом в один момент объявила себя банкротом и очень быстро исчезла с радаров. Но дело ее живет и процветает!

Продолжает жизненный путь, несмотря на смерть своих отцов и матерей. Да, последний «масштабный» релиз в серии датирован 2007-м годом. Но Ubisoft не из тех компаний, которые выбрасывают старые серии на свалку истории. Кто знает, может этим летом французы что-то да и анонсируют. Скрестите пальцы.

Весьма неожиданно! Второй проект Relic Entertainment , попавший в топ, сумел взобраться практически на вершину. Надо сказать, что заслуженно - Dawn of War не изобрела заново жанр, но смогла наполнить несмешное стратегическое течение адреналином и экшеном. А также Империум, Орками, Эльдарами и Хаосом!

Преданным слугам вселенной 40 000 и боевого клича космических десантников было бы достаточно, чтобы зацеловать игру до смерти. Relic Entertainment могла бы и схалтурить. Однако ж святые девелоперские принципы и желание вылепить отличную RTS все-таки перевесили пагубное влечение к наживе. Все отличительные знаки стратегического жанра в наличии – несколько рас, постройка базы, покупка апгрейдов и внимательное отношение к сильным и слабым местам каждой из сторон конфликта. Филигранная работа!

Warhammer 40,000: внесла поправки и большие изменения в эту систему. Кому-то они понравились, кому-то не очень, но главное, что Dawn of War жива, не жалуется на здоровье и когда-нибудь обязательно обзаведется третьей частью.

Blizzard Entertainment . Ну что тут скажешь? Она – признанный лидер, главный хранитель PC-традиций и инициатор больших свершений на стратегической арене. Как технологических, так и финансовых. Уж «Близзарды» точно не жалуются на продажи игр для PC.

Ознаменовала для всего франчайза WarCraft начало новой эпохи. Во вселенную добавили две новые расы, разнообразили геройскую жизнь за счет ролевых элементов, артефактов и магических заклинаний, которые можно и нужно обрушивать на головы врагов. Возведение базы, сбор ресурсов – традиционные элементы никуда не делись. А вот поле их применения расширились. И не в последнюю очередь за счет увесистого мультиплеерного режима – богоподобная Battle.net и тут не подвела, возведя WarCraft 3 в ранг легендарных игр. Закономерный результат.

Поздравляем WarCraft 3 . Золотой кубок уже отправлен диппочтой в берлогу Blizzard Entertainment !

Ну вот и все на сегодня по части текстов, однако впереди еще есть отменный видео-материал, который вы найдете чуть ниже. Нам же остается лишь сказать вам спасибо за участие и попрощаться до 1-го мая. С вами сегодня был Евгений “Mumby” Молодов .

Кроме того, напоминаем, что прямо в этот момент стартовал первый этап подготовки следующего материала из цикла «ТОП-10: Твой выбор», принять участие в котором вы можете . Темой стали игры, которые вас ДИКО БЕСЯТ.

  • Codex of Victory – стратегическая игра про межпланетные баталии. Примкнув к человечеству или внеземной расе, попытайся выиграть в кровопролитной войне. Первые специализируются на военных джипах, вертолётах и солдатах, а вторые, достигли совершенства в развитии роботов и лазеров. В Codex of Victory можно играть с другом по сети;
  • Warhammer 40000: Sanctus Reach – онлайн стратегия, предлагающая окунуться в междоусобную борьбу человечества и космических волков. улучшения юнитов, огромная игровая локация для тактических манёвров и т. д. Чтобы одержать верх, нужно собрать непобедимую армию и уничтожить соперника;
  • Emergency – необыкновенная стратегия про городские службы. По сюжету ты перевоплотишься в бесстрашного гвардейца, чья задача уберечь город от хаоса. Туши пожары, разгоняй митинги, ищи преступников, предотвращай ограбления и т. д. Когда надоест действовать в одиночку, попробуй поиграть вместе с друзьями. Разделив обязанности, вы с лёгкостью справитесь с поставленным задачами;
  • The Pirate: Caribbean Hunt – шикарная стратегия на морскую тематику. В зависимости от навыков, ты можешь собрать непобедимый флот и отправиться на войну или заняться перевозкой грузов, поиском сокровищ и т. д. Попробуй сыграть с друзьями онлайн, так проще насобирать стартовый капитал и основать колонию, на понравившемся острове. Тебя ждут развлечения, кабаки, пиво, абордажи, грабежи и многое другое;
  • Assault Squad 2: Men Of War Origins: благодаря обновлённым механикам, ты увидишь игру с совершенно другой стороны. Новые задания, уникальные методы маскировки, глобальные сражения и т. д. Теперь, перед тем как отправиться в бой, придётся подумать о разведке, ландшафте и баллистике.

Чем привлекают стратегии

Чтобы начать играть в игры стратегии по сети с друзьями, достаточно посетить платформу RBK Games. После регистрации, ты перенесёшься в мир хаоса, разрушений и кровопролитных войн. Реалистичная графика, огромные возможности и разнообразные юниты ждут тебя. Чтобы тактический манёвр сработал, ты должен непросто поверить в него, а создать ситуацию, которая приведёт к нужному финалу. Импровизируй, дерись до последней капли крови и никогда не сдавайся!

Существует достаточно много рейтингов старых игр. Наш ТОП-10 посвящен лучшим стратегиям, в которые геймеры со всего мира играют до сих пор. Это та самая классика, которая может вызвать культурный шок у подрастающего поколения своей угловатой картинкой. А заодно заставить разрыдаться любого взрослого геймера от умиления.В основе составления этого рейтинга лежит клиент для сетевой игры GameRanger: именно по количеству хостов, задействованных в той или иной игре, мы выберем самые популярные стратегии для игры с друзьями. В некоторой мере также были учтены оценки игр на Канобу и других популярных ресурсах.

10 стратегий для сетевой игры на ПК

Год выпуска: 2009

Сделать рейтинг старых стратегий, но не вспомнить о StarCraft – преступление. Но, увы: нынче в него играют только самые преданные фанаты. Поэтому, памяти ради, включим новинку 2009-го года, StarCraft: Brood War. В GameRanger всегда найдется несколько десятков желающих в нее поиграть. А былое величие звездных сражений самого первого СтарКрафта, который вышел в 1998 году, нам остается только почтить минутой молчания.

9. Cossacks: Back to War


Год выпуска: 2002

Кто в школьные годы не тратил часы своей жизни на «Казаков», проходя в который раз кампании или разбивая противников на самых разных картах? Причин популярности этой стратегии было несколько. Во-первых, она была действительно хороша. Разнообразие юнитов, продуманные сражения, любопытная новинка (как на 2002 год) с поджогом зданий и довольно красочная графика – все это не могло не понравиться.

Во-вторых, мало стратегий с подобной экономической составляющей: где еще необходимы ресурсы для каждого выстрела; в какой игре нужно постоянно думать о провианте и зарплате для своих войск, чтобы они не взбунтовались и не обернулись против вас? И, в-третьих, там были такие знакомые цивилизации, родные еще со школьного курса истории: немного найдется стратегий, где можно поиграть за украинских казаков.

8. Rise of Nations: Thrones and Patriot


Год выпуска: 2003

Особенностью этой игры является довольно быстрое развитие от каменного века до наших дней. Таким образом, проявив хорошую тактическую сноровку, вполне возможно опередить соперника на одну или даже две эпохи и встретить его конницу авиацией. Такая себе «Цивилизация» в режиме реального времени. Вероятно, именно подобные футуристические сражения, а также динамический геймплей сделали «Расцвет наций» популярной и, как мне кажется, несколько недооцененной игрой среди фанатов. Потому что кампании этой игры отлично продуманы и не менее интересны, чем сетевая игра.

7. Empire Earth


Год выпуска: 2001

Честно, если бы рейтинг был мой, а не пользователей GameRanger, то эта игра была бы в первой тройке. Эмпайр предоставляет игроку возможность развиваться от каменного века и до технологий будущего, которых пока и в помине нет. Честно говоря, это развитие происходит намного медленнее, чем в той же «Эпохе империй» или «Расцвете наций». Поэтому желающие пройти в одной партии сквозь все вехи человеческой истории неминуемо разочаруются и откажутся от этой затеи. Но, если выбрать для игры определенные эпохи, в идеале – одну/две, то все станет намного интереснее. Главное знать, что выбирать.

Самая удачная эпоха, на мой взгляд, – индустриальная. Впрочем, последующие эпохи также пользуются большим спросом: вплоть до наших дней (современности). А вот соваться дальше, в нано-эпоху и прочие дебри — удовольствие сомнительное.

Также ощущения от игры существенно отличаются от типа выбранной карты. Бесспорным лидером в этом отношении является карта «Средиземноморье».

Помня эти нехитрые секреты, можно по достоинству оценить Empire Earth. Кстати, игровой процесс довольно сильно смахивает на «Эпоху», но в несколько упрощенном виде – меньше технологий: только коняшки, только хардкор!

6. The Battle for Middle-Earth II


Год выпуска: 2006

Первая часть The Battle for Middle-Earth (2004) запомнилась не только интересными героями, но и масштабными баталиями при осаде Минас-Тирита и других крепостей. Собрав достаточное количество поклонников, первая часть все же уступила в популярности своей наследнице The Lord of the Rings: The Battle for Middle-Earth II.

В отличие от первой части, теперь постройки можно было воздвигать в любом месте, а не в специально отведенных для этого ячейках. Кроме того, на стенах крепостей теперь нельзя размещать юнитов. Также были и другие изменения, например, появились новые уникальные юниты, доступные для найма в таверне. Не смотря на то, что не всем понравились такие нововведения, многим таки понравились, что и позволило TLoTR-2 занять достаточно высокое место нашего рейтинга.

Также немало поклонников у аддона этой стратегии: The Rise of the Witch-king, который вышел через полгода, в ноябре 2006 года. В нем добавилась новая фракция, новые юниты и был доработан ИИ.

5. Command & Conquer Generals: Zero Hour


Год выпуска: 2003

Zero Hour никогда бы не было, если бы в свое время Command & Conquer: Red Alert 2 не завоевала огромную популярность. Игра повествовала о противостоянии США и СССР. Ну как, противостоянии: после того, как в первом Ред Алерте союзники смогли поставить Сталина на место (а точнее, похоронить в руинах Москвы), во главу страны был поставлен некий Александр Романов из Украины. Ему было велено строить демократию, а войска не строить. Но Романов оказался тру-коммунистом: покивал и начал возрождать былую мощь советов. А чтобы обойти послевоенные ограничения, вместо авиации наштамповал дирижабли. И вот вся эта компания в 1972 году начинает оккупацию США.

В 2003-м году вышла игра Command & Conquer: Generals, а через полгода, в сентябре, ее аддон: Command & Conquer Generals: Zero Hour. Многие поклонники «Красной угрозы» критично восприняли выход новинки: уж больно геймплей стал смахивать на StarCrast и Warcraft-3. Плюс отсутствовали видеовставки, создающие хоть какой-то сюжет в игре. Поэтому новая игрушка была внесена в категорию «не торт»и хардкорные ценители остались верны Red Allert-2.

Тем, кого вышеперечисленное не смущало (а таких было достаточно) новая стратегия пришлась по вкусу. Особенно с выходом Zero Haur. В ней добавили уйму различных плюшек: апгрейдов, уникальных зданий и юнитов для каждой игровой фракции, а также вернули видеовставки перед каждой миссией. Вероятно, именно поэтому Command & Conquer Generals: Zero Hour наиболее пришлась по сердцу любителям мультиплеерной игры в C&C.

4. Stronghold: Crusader


Год выпуска: 2002

Первая часть игры Stronghold, по-моему личному убеждению, является лучшей игрой на тему осады замка. Stronghold Crusader превзошла свою предшественницу, благодаря расширенным игровым возможностям: новые здания и юниты сделали игровой процесс еще более увлекательным. Стронгхолд, пожалуй, одна из лучших игр в отношении реализации фортификационных сооружений: сложно вспомнить подобную стратегию, где можно было бы придумывать и разрабатывать столь сложные для взятия защитные редуты.

Кстати, несколько лет назад вышло переиздание Stronghold: Crusader в HD. Так что ищем на торрентах и наслаждаемся 😉

3. Heroes of Might & Magic III


Год выпуска: 1999

Третьих Героев можно любить, можно не любить, но не знать о них невозможно. Нельзя спорить с тем фактом, что это классика игровой индустрии, которая нашла свое место. И пока что не похоже, чтобы новые игры серии смогли вытеснить третью часть, которая прочно закрепила за собой звание «самых правильных героев». И это не смотря на то, что Heroes of Might & Magic III имеют значительное количество различных проколов и ошибок.

Чем же эта версия была принципиально лучше второй части? Всего понемногу. Улучшенная графика, большее количество юнитов, зданий и артефактов, идея «развешивать» артефакты на разные части тела героя, улучшать юниты, нанимаемые в городах… Кстати, именно в третьей части появился подземный уровень карты. Все это сделало третьих героев настоящими любимцами публики. Поэтому неудивительно, что HOMM-III заняли третье место нашего хит-парада старых игр.

Также в сетевой игре заслужил определенное признание первый аддон для этой игры – Heroes of Might & Magic III: Armageddon’s Blade. Кроме новых юнитов и артефактов в игре появился девятый город – Сопряжение, пристанище различных элементалей. Конечно, есть желающие сыграть и в 4-х, и в 5-х, и 6-х Героев, но с популярностью третьей серии никто из них не сравнится.

2. Warcraft III: The Frozen Throne


Год выпуска: 2003

Я не люблю Варкрафт. Но это не отменят того факта, что многие другие любят. Это игра, которая оказала сильное влияние на игровую индустрию, нашла толпы своих фанатов по всему миру и остается популярной до сих пор, не смотря на годы за плечами. Frozen Throne имела свои особенности, которые со временем стали классикой жанра: таверна, в которой можно нанимать героев, уникальных для каждой расы, и приобретать уникальные вещи.

Сейчас сложно представить Warcraft без этой особенности, но именно с Frozen Throne все начиналось. Поэтому воздадим должное героическому противостоянию орков, эльфов и прочих товарищей, поздравив их с заслуженным вторым местом нашего топа лучших стратегических игр всех времен.

1. Age of Empires II: The Conquerors


Год выпуска: 2000

«Эпоха империй» — пожалуй, одна из самых классических стратегий. Благодаря широкой популярности, игра имеет множество аддонов и серий. Самая популярная из них, «Age of Empires II: The Conquerors», стала апофеозом второй серии, вобрав в себя все лучшее. В ней были добавлены новые цивилизации, здания и юниты, в том числе довольно экзотические, а также карты и миссии. Впрочем, другие дополнения, такие как «Age of Empires II: Forgotten Empires» и «Age of Empires II: The Age of Kings», также находят своих фанатов. «Forgotten Empires», к слову, это аддон 2012 года — спустя 13 лет после выхода оригинальной «Age of Empires II». Что делает очевидным ту популярность, которую не утратила «Эпоха» на протяжении времени.

В чем секрет ее успеха? Вероятно, в большом количестве оригинальных цивилизаций с уникальными юнитами и отличным балансом игры: каждая нация имеет свои бонусы, выраженные в улучшенных боевых качествах каких-то уникальных коняшек, корабликов, мужиков с мечами или в различных экономических бонусах. Кроме того, это была одна из первых, если не первая стратегия, предложившая постепенное развитие в различные эпохи.

К играм этой серии вполне можно отнести «Age of Mythology». Она вышла в далеком 2002-м году, но на территории СНГ она была издана только в 2008-м, войдя в сборник «Золотое издание». Вместе с ней на диске можно было найти аддон «Age of Mythology: The Titans Expansion». Игра, по сути, взяла все ранее принятые особенности игровой механики и геймплея «Эпох». Как видно из названия, в этой стратегии основное внимание уделяется мифам и легендам Египта, Греции и Скандинавии, а не историческим событиям и фактам. На GameRanger «Эпоха мифов» и ее аддон также пользуются популярностью.

Не все согласятся на «золотую середину». Находятся настоящие любители олд-скула, и немало, которые и сейчас готовы играть «Age of Empires: The Rise of Rome» (вышла в 1998-м). Еще большее количество поклонников у новой, третьей серии Эпохи: «Age of Empires III» (2005) и «Age of Empires III: The Asian Dynasties» (2007).

Именно благодаря тому, что «Эпоха империй» имеет не 2-3 популярных аддона, а целых 8 игр из серии, в каждую из которых каждый день играет огромное количество людей, мы решили отдать ей ветвь первенства. Тем более что в сравнении с Warcraft или Heroes, Age of Empires является самым классическим представителем женра. В 2013 мир увидела (точнее, стим увидел) «Эпоху Империй II» HD Edition, в которой были не только улучшеные текстуры, но и доведенный до ума мультиплеер.

P.S. Кроме вышеупомянутых игр, в клиенте GameRanger популярна только одна стратегия более поздних годов: Terraria. Это двухмерная версия майнкрафта с большим количеством вещей и, если верить фанатам, более разнообразная (хотя на вкус и цвет…) Вышла эта стратегия в 2012 году.

Платформы: PC

Режимы игры:

Год выхода: 2015

Любителям управлять целой командой героев специалистов придется по вкусу экшен киберпанк Satellite Reign. Ваша задача обрушить могущественную монополию зла и подарить надежду миру на свободное процветание. Вас ждет живой открытый мир далекого будущего, прокачка персонажей, кучи лута и пушке.

Платформы: PC

Режимы игры: На одном экране (3 игрока) | Через сеть / интернет (3 игрока)

Год выхода: 2017

В очередной раз мир в опасности и находится на грани краха. Естественно, вы выступаете в роли спасителя и в данном случае королевства Fahrul. Такова сюжетная основа пошаговой стратегии For The King, выполненной в мультяшном стиле. Над проектом трудились канадские разработчики из IronOak.

Платформы: PC

Режимы игры: Через сеть / интернет (4 игрока)

Год выхода: 2012

Wube Software – независимая компания, занимающаяся разработками игр, дарит вам возможность почувствовать себя полноправным хозяином целой неизведанной планеты. Примерить венок повелителя нового мира можно в игре Factorio. Отличная стратегия с оригинальной идеей покорила сердца огромного количества геймеров.

Платформы: PC

Режимы игры: Через сеть / интернет (2)

Год выхода: 2013

В сегменте игр с кооперативами ощущается острая нехватка некоторых жанров, например, настоящих RPG. Не action-RPG, наподобие Diablo, а настоящих ролевых игр с прокачкой персонажа и активной диалоговой веткой. Космосимуляторы почему-то абсолютно игнорируют этот вид мультиплейера. Еще одним из дефицитов жанра является стратегия. Если древние тактические игрушки обожали режим Hotseat, то в наше время этот жанр стал большой редкостью, и, следовательно, не частым стал и кооперативный режим в них. Радуют в этом плане только разработчики знаменитой Civilization, постоянно добавляя излюбленный многими режим в серии своих продуктов. А сейчас мы убедимся в том, что и одна из самых популярных стратегий — Total War – тоже совершенно не прочь блеснуть в очень редкостном на сегодня режиме.

Платформы: PC

Режимы игры: Через сеть / интернет (4)

Год выхода: 2014

Студия из Франции с необычным и забавным названием Amplitude Studios выдумала своеобразную модель по разработке игр. Разработчики компании произвели на свет только три проекта, но при этом умудрились заполучить репутацию талантливых и оригинальных создателей. А еще, им удалось сотворить новую концепцию по созданию игровых серий. Смысл идеи заключен в том, чтобы во всех играх была одна вселенная – одни и те же ресурсы, одинаковые планеты, общая стилистика, пусть даже в графическом плане и будут некоторые отличия.

Платформы: PC

Режимы игры: На одном экране (4) | Через сеть / интернет (4)

Год выхода: 2014

В современном мире видеоигр может произойти все что угодно. Выходят ремейки на игры годичной давности, и не всегда удачные. Иногда даже загоняющие всю серию в тупик. А бывает, что выходит сиквел позабытой игрушки 15-летней давности. Студия TriumphStudios забросила удачную серию Overlord и внезапно вернулась прямиком в 1999 год, к корням первой части Age of Wonders. Ребята нежданно-негаданно взяли и выпустили 3-ю часть забытой пошаговой стратегии на рынок. Эта игра — один из главных конкурентов «Героев» и готической «Disciples» — снова на тропе войны. Кто победит в поединке – покажет время.

Платформы: PC

Режимы игры: Через сеть / интернет (4)

Год выхода: 2014

Если не самым редким, то, пожалуй, одним из самых редких жанров среди игр с кооперативным режимом, учитывая развитие консольного рынка и полное отсутствие какой-либо прибыли от игроков на ПК, будет, конечно же, стратегия. Какой-то десяток лет назад, очень процветающий и казавшийся вечным, сегмент игровой индустрии одаривал скромных обладателей персональных компьютеров культовыми игрушками. В каждой такой игре любой желающий мог себя возомнить главой ордена Тамплиеров, командующим космическим десантом или просто царем мира фэнтези. Одной из этих культовых игр была Stronghold и увесистый аддон к ней, именуемый Crusaders. Штамп «культовая» игра получила неспроста. Перебираясь с одного ПК на другой, она со временем нашла место на жестком диске каждого компьютера ушедшего поколения, привнося в сердца и умы людей все великолепие средневековой атмосферы, и, тем самым, оставила свой внушительный след в игровой индустрии навсегда. И, конечно же, старая команда не может упустить возможность, чтобы попытаться воскресить древнее творение, чтоб реабилитироваться за выход полностью провальной Stronghold 3.

Платформы: PC | Xbox 360

Режимы игры: Через сеть / интернет (2)

Год выхода: 2013

Увлекательный мир Соединенных Штатов Америки двадцатых годов прошлого столетия весьма привлекателен для всех видов искусства. Но даже не глядя на всю самобытность той атмосферы, почему-то в играх перипетии этого времени освещены слабо. Если говорить о гангстерах в игровом мире, вспоминается разве что незыблемая Mafia, продолжение которой вышло не так давно. Остальные творения об организованной преступности тех времен сотворены либо на основе фильма «Крестный отец, либо же абсолютно не известны широким массам любителей видеоигр. А ведь разгуляться фантазии в такой теме есть где. Студия Haemimont Games со знанием дела принялась за непаханую целину. А вот насколько успешно удалось им раскрыть необъятный потенциал, решать вам.

Друзья, всем привет. В эфире команда Gamebizclub, и сегодня мы продолжим знакомить вас с жанрами мира компьютерных игр. В конце мая мы погрузились в и показали 12 лучших игр в этом жанре. А в этой статье подробно расскажем про лучшие стратегии на ПК за последние несколько лет и составим свой топ лучших игр этого жанра.

Казалось бы, составлять рейтинги – дело несложное. Стоит взять список из понравившихся игр, выбрать лучшие и расставить по порядку. Мы бы так и сделали, если бы не один нюанс – в команде Gamebizclub собрались люди, заставшие Warcraft 1 и Heroes of Might and Magic.

С тех пор вышло много игр, так или иначе в большинство мы успели поиграть и составить своё мнение. Поэтому мы сделали правдоподобный рейтинг с учётом всех мнений – заново протестировали старые игры и новинки, освежили память. И вот что получилось.

Из этой статьи вы узнаете:

14. DEFCON

Последнее место нашего рейтинга достаётся DEFCON – игру про тактику ядерных ударов, выпущенную в 2006 году. Название переводится как «готовность к обороне» – это реально существующая шкала готовности армии США к возможным боевым действиям.

В основу DEFCON лёг сюжет американской киноленты «Военные игры», где показан глобальный ядерный конфликт между США и СССР. Не только события игры, но и её стилистика перекликаются с фильмом, о чём говорит девиз «Everybody dies» (в переводе – «Умрут все»).

В DEFCON вы не сможете создавать боевые единицы, собирать ресурсы и развивать технологии. Зато можно выбрать расположение сил на территории Северной или Южной Америки, Европы, России, Африки или Азии.Игра стартует, когда шкала DEFCON показывает уровень тревоги 5. Далее вы последовательно переходите на следующие уровни. Всё это время конфликт развивается, напряжённость нарастает. Когда уровень достигает 1, можно начинать ядерную атаку.

Основная цель – нанести урон противнику, избегая собственных потерь. Моральных ограничений нет, поэтому стоит следовать только своим соображениям, желаниям и эмоциям. В игре могут участвовать до 6 человек. В качестве боевых единиц задействованы ядерные ракеты разного типа, истребители, бомбардировщики, подводные лодки, авианосцы, крейсеры, аэродромы, радары.

DEFCON похожа на реальный командный пункт, где сидит президент страны и планирует боевые действия. Нет ничего лишнего – только карта, отметки своих и вражеских войск, самые важные цели и города. И вы можете сделать всё, что придёт в голову: войти в роль главного злодея, спасать народы и страны, уничтожать города и целые регионы одним кликом.

Единственный минус, перевешивающий все плюсы – у DEFCON нет графического движка. Несмотря на интересный геймплей, через некоторое время процесс обмена ядерными боеголовками надоедает – становится скучно передвигать боеголовки и боевые машины по карте, уничтожать второстепенные страны и так далее.

И всё потому, что нет спецэффектов и какого-либо сопровождения. Поэтому подойдёт вместо сапёра или любой другой игры с низкими требованиями – она занимает всего 60 Мб на жёстком диске и пойдёт на любом PC.

13. Dune

На тринадцатом месте серия игр Dune про мир Арракиса, ставшей одной из первых стратегий в реальном времени. Дюна вышла в 1992 году на приставке Sega, а через некоторое время стала доступна и на ПК. В то время это был прорыв, который смогли повторить только через три года.

Интересный факт: по поручению издательской компании Virgin Interactive над созданием игры работали одновременно два независимых разработчика. Французская компания Cryo Interactive выпустила игру первой. Американская Westwood Studios – чуть позже. Поэтому в названии игры от Westwood Studios присутствует цифра «2».

Сюжет основывается на научно-фантастическом романе Фрэнка Герберта «Дюна». В процессе прохождения вы встретитесь с основными действующими лицами, займёте роль лидера одного из великих домов и покорите планету Арракис.

Единственный минус – события книги и игры слабо связаны, геймплей основывается на миссиях по зачистке территории от неприятеля и добычи полезного ресурса.

В борьбе за доминирование на планете столкнулись три великих дома – Атрейдесы, Харконнены и Ордосы. У каждого дома свои плюсы и минусы, уникальные технологии и мощные лидеры.

Вы можете выбрать любой дом, но потом поменять его нельзя. После выбора вы попадёте на поле боя, будете командовать армией, строить базу, добывать ресурсы и уничтожать противника. Важно – чтобы победить, нужно уничтожить всех противников на карте.

Например, если вы разгромили базу противника, но один солдат спрятался в углу карты и постоянно перемещается – вы не победите до тех пор, пока не уничтожите его.

В Дюне впервые применили подход, ставший основой жанра RTS. Это глобальная карта, экономическая модель, панель команд и мини-карта в пользовательском интерфейсе, «туман войны» и разные возможности противоборствующих сторон.

В 1998 году вышел ремейк под названием Dune 2000, а в 2001 году разработчики продолжили серию, выпустив Emperor: Battle for Dune. К сожалению, после этого ни одной игры про Дюну больше не появилось. Прошло уже 15 лет, но серия остаётся только в памяти самых преданных поклонников – поэтому только предпоследнее место.

12. Age of Empires

Двенадцатое место мы отдаём Age of Empires, ставшей основой для многих RTS, вышедших после неё. Первая часть вышла в 1997 году, а с того времени Microsoft Game Studios выпустила 8 игр и 4 дополнения к ним. В серию также входит Age of Empires Online (MMORTS).

В Age of Empires вы окажитесь в роли лидера одной из 16 цивилизаций, отражающих определённый архитектурный стиль: египетский, вавилонский, греческий, азиатский и римский. Выполняя миссии и развиваясь, вы будете переходить из эпохи в эпоху – от каменного до железного века.

Цивилизация развивается путём строительства построек, исследования технологий и войны, куда же без неё. Кроме вас, на карте будет ещё несколько цивилизаций, конкурирующих за ресурсы. Поэтому вы постоянно будете воевать – обороняться за стенами или атаковать противника.

В игре присутствуют кампании, в том числе обучающие. Обучающий процесс построен на 12 сценариях, объясняющих игровой процесс. Это поможет вам быстро освоить азы управления, эффективно работать с юнитами и полноценно пользоваться камерой. Другие кампании состоят из разных миссий, в которых вы будете обороняться в укреплённом форте, атаковать стены замка и многое другое.

Мультиплеер доступен для максимум восьми человек. Для игры по сети вы можете выбрать с кем воевать – с ботами или другими людьми. Если выберите режим с другими пользователями, то получите возможность заключить союз, объявить войну выбранному противнику или занять нейтральную позицию.

Для Age of Empires не нужен мощный компьютер. Даже при самой скромной конфигурации игра выглядит реалистично, а изображение радует глаз при максимальном приближении.

Для многих людей Age of Empires стала проводником в мир стратегий. Но серия постепенно угасла и потеряла популярность – третья часть вышла в далёком 2005 году, а полноценной четвёртой части до сих пор нет, если не принимать во внимание AoE Online. Поэтому посоветуем игру тем, кто хочет увидеть начало эпохи RTS.

11. Star Wars: Empire at War

На одиннадцатом месте Star Wars: Empire at War – вышедшая в 2006 году игра по сеттингу всемирно известной саги Звёздные войны. Сюжет основан на 4, 5 и 6 эпизодах Звёздных войн, а именно на гражданской войне между повстанцами и имперцами.

Вы окажетесь в роли полководца одной из сторон, будете управлять флотом, командовать в сражениях с противников, уничтожать базы и многое другое. Сюжетная линия состоит из миссий, в которых вы встретите известных героев – Дарт Вейдера, Палпатина, Фирмуса Пиетта, Хана Соло, Бобу Фетта, Чубакку и других персонажей.

Каждый персонаж даёт определённые бонусы, а при необходимости можно нанять дополнительных героев второго плана – агентов, контрабандистов и других.

Star Wars: Empire at War состоит из двух частей:

  • Завоевание галактики – глобальная стратегия на карте галактики. В этом режиме вы будете управлять подконтрольными планетами, изучать (или похищать) технологии, захватывать стратегические ресурсы, наступать и обороняться.
  • Тактический режим – состоит из космических и наземных операций. Вы проведёте в этом режиме много времени, потому что от исхода боя будет зависеть очень многое. Именно здесь вы увидите основные боевые машины, пехоту и корабли двух сторон, сможете проявить командные навыки и победить.

Главное – выбрать правильную сторону. У имперцев больше возможностей для освоения новых технологий, улучшения оружия и кораблей. А повстанцы не могут заниматься наукой, зато умеют похищать технологические достижения Империи.

Станьте повелителем галактики вместе с Дартом Вейдером или освободите планеты от тирании Империи вместе с Люком и его друзьями. Выбирайте сторону и в бой. Вам точно понравится.

Звёздные войны – сверхпопулярный проект Джорджа Лукаса. Поэтому неудивительно, что по мотивам фильма вышло много интересных игр, вот только продолжения Empire at War мы до сих пор не увидели, а жаль. Только одиннадцатое место нашего рейтинга, двигаемся дальше.

10. World in Conflict: Soviet Assault

Десятку замыкает World in Conflict: Soviet Assault – стратегия в реальном времени, вышедшая в 2009 году и продолжившая события, случившиеся в World in Conflict. Другими словами, разработчики взяли World in Conflict и добавили 6 новых миссий – игра стала длиннее в полтора раза.

Мнение Gamebizclub: на наш взгляд, это лучшая стратегия про начало Третьей мировой войны. События начинаются с падения Берлинской стены, которую разрушают русские танки. Войска СССР начинают наступление по всему фронту и устраивают мясорубку силам НАТО.

Вы окажетесь в роли советского десантника и командира подразделения, вставшего на острие атаки, уничтожающего вражеских солдат и технику. Непередаваемые ощущения!

Боевые операции проходят то на территории Берлина, то в сельской местности, где воевать приходиться с войсками НАТО. Также вы сможете покомандовать артиллерийской батареей и обеспечить конвою сопровождение с воздуха.

В каждой миссии есть определённый сюжет, но главное – нет необходимости строить базу. Вы распоряжаетесь ограниченным набором войск, но можете запрашивать подкрепление.

Разработчики не смогли избежать стереотипов о русских – представления американцев, англичан, немцев и других народов очень заметны и часто режут глаз. Поэтому в диалогах иногда возникает ощущение нереальности происходящего до тех пор, пока не начнутся боевые действия.

Вы можете выбрать и сторону НАТО – в этом случае сюжет начнётся на территории США, где вы будете защищать города и побережье. Постепенно вы оттесните войска СССР и переместитесь в Европу. Добавим, что обе сюжетных линии неразрывно связаны, поэтому победит та сторона, которую вы выберите.

Игра привлекает острым сюжетом, масштабными битвами, которые проходят не только вблизи, но и на всей карте – создаётся ощущение, что вы участвуете в крупномасштабной военной операции. Всё это выглядит очень реалистично, как будто действительно оказались в центре сражения.

World in Conflict: Soviet Assault на десятом месте только потому, что мы не увидели продолжения этой серии. Игра должна быть на полке у каждого поклонника жанра – это 100%.

9. Stronghold

На девятом месте серия игр Stronghold – стратегия про средневековье, Крестовые походы, рыцарей и королей. Первая часть Stronghold вышла в 2001 году, а последняя Stronghold 3 в 2011. Добавим, что в 2010 году разработчики выпустили первую ММОRTS – Stronghold Kingdoms, где стала доступна игра по сети против других людей.

Действие разворачивается во времена раннего Средневековья, поэтому вы войдёте в роль барона или графа – будете строить замок, развивать производство, основывать поселения и сражаться с противником. В зависимости от выбранной части, вы попадёте на территорию Европы или Палестины.

В Strongold Crusader действия происходят на жарких землях Палестины. В роли крестоносца вы будете строить и оборонять замок, налаживать производство, атаковать неприступные укрепления воинов пустыни.

В Stronghold 3 действия происходят в Европе. Сюжет начинается спустя семь лет, после окончания событий первой части.

Серия стала успешной благодаря совмещению экономической стратегии и средневекового антуража. Вы сможете построить собственный замок, осадить замок соседа, поливать штурмующих кипящим маслом и смолой – вся средневековая романтика присутствует. Но до начала боевых действий придётся обеспечить тылы продовольствием и развить производство, чтобы всего хватило на время войны.

Компьютерными противниками управляет искусственный интеллект – как и вы, они добывают ресурсы, строят замки, формируют собственную армию и начинают войну. А в мультиплеере вам будут противостоять те люди, которых вы пригласите в игру – друзья, знакомые или члены семьи.

8. Heroes of Might and Magic III

На восьмом месте – одна из лучших пошаговых стратегий Heroes of Might and Magic III. Несмотря на то что игра вышла в далёком 1999 году, она до сих пор остаётся самой почитаемой в жанре пошаговых стратегий. И следующие части «Героев», вышедшие после неё, так и не смогли превзойти третью часть.

Действия игры происходят в фантастическом мире, где существуют драконы, эльфы, гоблины, гномы и много других мифических существ. Вы возглавите одну из фракций, покомандуете отрядом, будете захватывать и управлять городами, исследовать мир.

Карта приключений местами труднопроходима. Передвижения в игровом мире не всегда предсказуемы – есть территории, куда попасть очень сложно и приходится идти по неочевидному пути.

Одна из основных задач – развитие городов таким образом, чтобы они приносили доход, обеспечивали боевую мощь и придавали силу магическим заклинаниям. Если город хорошо развит, то он приносит достаточно золота, позволяет нанять сильную армию для захвата прилегающих территорий и уничтожения противника.

Как и должно быть в пошаговой стратегии, время в игре течёт дискретно. Главная единица времени – ход, который также называется днём. В течение хода можно выполнить определённое количество действий – сделать ход героями, запланировать строительство здания и так далее.

А в сражении действия происходят поочерёдно и напоминают шахматную партию. Каждый юнит имеет определённое количество очков действия, тип атаки и количество здоровья. Чем сильнее юнит, тем сильнее он бьёт и тем сложнее его убить. Войска возглавляет герой, который при победе получает опыт и артефакты поверженных врагов.

Heroes of Might and Magic 3 доступна в одиночной и многопользовательской игре. Хотя многопользовательская – громко сказано. Первый режим называется «Hot Seat» и переводится как горячее место – два человека за одним компьютером по очереди делают ходы и выясняют кто сильнее.

Второй режим – сетевой. Нужно создавать отдельную «комнату» и давать адрес этой комнаты друзьям и знакомым. Вот тогда можно не сидеть на одном стуле, а действительно рубиться по сети.

В 2015 году вышла версия Heroes of Might and Magic III HD – ремейк популярной игры, сделанный для ПК со средними характеристиками. Советуем каждому – HoMM должна быть на полке каждого поклонника пошаговых стратегий. А мы идём дальше.

7. Command & Conquer

На седьмом месте знаменитая Command & Conquer – стратегия в реальном времени о противостоянии братства NoD и Инициативы Всемирной Защиты (если переводить в современные реалии – Террористы и Служба безопасности).

Первая часть вышла в далёком 1995 году, а последняя на данный момент вышла в 2013. Отметим, что первая часть, наравне с Дюной стала основой для жанра RTS. Но если сравнивать с миром Арракиса, то сага «Командуй и Завоёвывай» продлилась гораздо дольше. У двух игр один разработчик – Westwood Studios, поэтому вполне возможно, что Дюной решили пожертвовать в пользу более раскрученного C&C.

Во вселенную Command & Conquer входит 3 сюжетных подсерии: Tiberium, Red Alert и Generals. В общей сложности это 15 игр.

Сюжет C&C построен на конфликте вокруг тиберия – инопланетного вещества, посланного пришельцами на Землю в метеоритном потоке. Это вещество извлекает полезные ископаемые, его можно использовать в качестве источника энергии, и вообще тиберий – это ценный элемент.

Мировые правительства консолидируются и начинают добывать тиберий. В то же время террористы тоже начинают его добывать, в результате быстро набирают силу и получают финансовые вливания от стран, где тиберия нет.

Через некоторое время ИВЗ решает покончить с NoD, но не тут-то было – Братство наносит ответный удар и начинается долгое и выматывающее противостояние.

Вы можете стать членом террористического братства НоД, которое стремится захватить мир. Но если ближе высокие идеалы, стоит выбрать ИВЗ. Хотя главный акцент делается не на сторону конфликта, а на то, как будете командовать в бою.

В каждой игре есть миссии, которые нужно выполнить и достичь поставленных задач. В принципе всё просто – строите базу, добываете тиберий, рекрутируете войска и строите боевую технику. А потом отправляете войско в атаку и командуете как, где и кого уничтожать. Easy?

Но враг не дремлет, поэтому ни разу не easy. Вас будут постоянно атаковать и пытаться разнести базу, нападать с неожиданных направлений и лишать возможности заработка. Поэтому нужно постоянно быть готовым к внезапным атакам противника, который вдруг возникает в самых уязвимых местах. Главный фактор победы – не превосходство в боевой мощи, а отсутствие промахов.

Неизвестно, что будет с серией C&C дальше. Прошло уже четыре года, но внятных новостей и комментариев до сих пор нет. Хотя остаётся ещё немало поклонников игры, продолжающих оттачивать мастерство в сетевых сражениях. Поэтому пока только седьмое место.

6. Civilization

Шестое место мы решили отдать Цивилизации – пошаговой стратегии про развитие человечества на Земле. Игра, созданная Сидом Мейером в далёком 1991 году, и её последующие ремейки были и остаются флагманом жанра пошаговых стратегий.

Сейчас выпущено уже 6 частей с модификациями и дополнениями. Цивилизация получила ряд наград и внесена в Зал славы видеоигр. В разных странах продано более 9 миллионов копий – большой успех, подтверждённый многочисленными критиками со всего мира.

Основная задача – развивать выбранную цивилизацию, начиная от первобытного общества и до современности. Станьте Сталиным и управляйте Россией, или займите место Наполеона, Рамзеса, Джорджа Вашингтона и возглавьте свой народ на пути к процветанию.

Чтобы достичь могущества и процветания, нужно строить города, заниматься экономикой и наукой, создавать технологии и чудеса света, наращивать военную мощь, налаживать дипломатические отношения с другими цивилизациями и воевать с конкурентами.

В общем, всё как в реальной жизни – поставь себя на место президента или диктатора. События происходят на заданной карте мира, подобранной случайно или в точности повторяющей Землю.

В развитии цивилизации участвуют поселенцы, военные, дипломаты и другие персонажи (юниты). Можно менять политический режим, выбирая деспотию, монархию, демократию, коммунизм, республику. Чем выше выбранный уровень сложности, тем лучше надо планировать действия.

Проще всего быть вождём – противники почти не мешают. А сложнее всего быть божеством, в этом случае весь мир ополчится на вас и будет постоянно ставить палки в колёса – объявлять войну, внезапно нападать, разорять и уничтожать города и так далее.

По итогу игры определяется счёт. При подсчёте очков учитывается количество населения, число созданных чудес света и другие критерии.

Мнение редакции: в ранних версиях Civilization возникали курьёзные моменты. Если один народ значительно обгонял другие в развитии и начинал воевать, то его танки и пехота сталкивались с рыцарями, мечниками, арбалетчиками и другими юнитами средневековья, а иногда и античности. И часто танки проигрывали при одновременной атаке нескольких юнитов более ранних эпох. В Civilization VI разработчики улучшили баланс, но моменты до сих пор возникают – при скоординированной атаке арбалетчики и катапульты могут уничтожить танк.

Главная фишка игры – возможность увидеть развитие цивилизации, поучаствовать в этом процессе и переписать историю. Представьте, ацтеки запускают первый спутник в космос, египтяне строят пентагон в Каире, римляне запускают бомбардировщик «Стелс».

В рамках игровой механики возможно всё. Последняя на данный момент часть игры вышла в 2016 году, а продолжения стоит ждать в 2019—2020 годах.

5. Total War

Пятое место мы решили отдать Total War – серии исторических игр, где органично соединились тактика и стратегия. В самой серии – 10 частей и 7 дополнений. Первая часть создана в 2000 году, а последняя на текущий момент вышла в 2016 под названием Total War: WARHAMMER.

Главная фишка Total War – перенос во времени в конкретную эпоху развития человечества. В сюжете вы попадёте в Японию эпохи Воюющих провинций, в Европу времён Наполеона, в средневековье и более ранние времена. В роли Аттилы вы покорите Европейский континент, в роли Карла Великого создадите непобедимую империю, в роли Петра Первого выведите Россию на уровень ведущих мировых держав.

Если описывать Total War в двух словах, то наиболее подходящие – большие сражения. Помимо захвата городов, налаживания экономических связей и производственных циклов, вы будете воевать. Война состоит из множества сражений разных масштабов, и вы будете командовать войском в каждом из них. Осады замков, оборона городов, засады и схватки «стенка на стенку» – есть всё, что нужно поклонникам жанра.

В стратегическом режиме сражения ведутся на глобальной пошаговой карте, где обозначены города, армии, границы территорий, ценные ресурсы и дороги. А в тактическом режиме вы переноситесь на поле боя, на реальную местность с холмами, деревьями, постройками и другими деталями пейзажа.

Если устанете от постоянных сражений – жмите «автоматический расчёт итогов». При большом превосходстве вашей армии противник будет разбит без вашего участия.

А вот если силы равны или противник превосходит числом, то без вашего участия не обойтись. В «автоматическом расчёте итогов» вы скорее всего проиграете, а вот в ручном режиме есть шансы выиграть. Причём часто случается так, что меньшая по размеру армия сначала обороняется, а потом успешно наступает и вырезает убегающие войска неприятеля – но только если вы будете командовать войском.

Поражения тоже случаются, куда же без них. Но после каждого поражения вы будете учиться думать и принимать нестандартные решения, управлять войсками эффективнее и умело использовать особенности ландшафта.

Приведём пример – если обороняете город, то надо сидеть за стенами и не делать вылазки. Но если противник слишком быстро подвёл войско, а осадная техника только на подходе и медленно двигается вдоль стен – смело выводите командующего и кавалерийские отряды в атаку, старайтесь уничтожить осадные башни и таран в первую очередь. Без них противник много не навоюет.

В крупных сражениях сталкиваются армии по несколько тысяч человек. Учитывая, что большинство армий имеет максимальное количество подразделений (15-20 в зависимости от версии игры), в самых больших битвах принимает участие несколько подразделений максимального размера – этого хватает, чтобы усыпать телами павших воинов половину карты.

Можно было бы много писать про Total War, но мы скажем так – хотите стать царём Леонидом и возглавить спартанцев? Так сделайте это. В бой вы сможете взять больше человек, чем 300 элитных бойцов. И в конце концов надрать одно место Ксерксу, полностью изменив ход истории. Поэтому Total War – в пятёрке.

4. Halo Wars 2

Четвёртое место достаётся Halo Wars 2 – продолжению саги о войне людей с инопланетными захватчиками. Серия, разработанная Microsoft, в тренде уже больше 15 лет. По сюжету игры уже выпустили несколько десятков книг и один фильм, и это ещё не конец. Серия развивается, и через некоторое время мы увидим продолжение в виде шутера, а может быть и ещё один фильм.

А теперь предыстория: в далёком будущем люди заселили немало планет и контролировали большой участок космоса до тех пор, пока не столкнулись с империей ковенантов. Столкновение произошло на окраине «космоса людей» и закончилось уничтожением нескольких сторожевых корветов и планеты с населением десять миллионов человек.

С того момента события развилась плохо для людей – десятки потерянных систем, сотни миллионов загубленных жизней и потеря половины флота. В такой ситуации К.К.О.Н решает отправить колониальный корабль «Дух Огня» в неисследованный сектор космоса для колонизации.

Halo Wars 2 начинается с того, что люди просыпаются после криосна у «Арки» (The Ark) – космического сооружения, созданного загадочной древней расой. При высадке на космический объект, солдаты сталкиваются с армией ковенантов – война настигает колонистов.

Сражения вспыхивают на всей территории «Арки», обе стороны теряют бойцов и технику. Конфликт развивается стремительно, и только вы сможете победить противника.

Геймплей в Halo Wars 2 несильно отличается от других стратегий – постройка базы, сбор энергии и припасов (их могут собирать простые солдаты), формирование армии и боевые действия. При всём этом, Halo Wars 2 – это игра про сюжет, в котором вы участвуете.

В миссиях много дополнительных заданий, которые нужно выполнять. Например, в одном задании вы будете уничтожать врага одним спартанцем с пулемётом, продавливать силовые щиты и освобождать пленных – каждая миссия в таком духе.

Microsoft сделала не просто RTS, а стратегию с высоким бюджетом. Графика и качество изображения выглядит удивительно – солдаты, техника, постройки и другие детали выполнены на очень высоком уровне. А местные красоты вам надолго запомнятся. Это фирменная фишка Halo, которую Microsoft активно развивает.

Halo Wars 2 – потрясающе красивая стратегия, в которую вы сможете играть часами не отрываясь. Она пойдёт на Xbox One и ПК. При этом есть один небольшой недостаток. Владельцам ПК может показаться, что задания слишком быстро заканчиваются. Хотелось бы поставить её в тройку, но по «легендарности» она проигрывает более успешным стратегиям. Переходим к ним.

3. Warhammer 40,000: Dawn of War III

Бронзу мы решили отдать Warhammer 40,000: Dawn of War III – эпической стратегии о войне империи людей с другими расами в космосе. С момента выхода в 2004 году, появилось уже 3 части игры, а последняя вышла в 27 апреля 2017.

Мир «Молота Войны» очень велик. В нём всё завязано на жёсткое противостояние нескольких рас – людей, орков, эльфов, хаоситов, некромантов и других фракций. При этом у каждой фракции – своя политика, войска, путь развития и другие особенности, делающие её отличной от остальных.

События сюжета разворачиваются на поверхности планет, где в кровопролитном сражении сталкиваются представители разных рас. В результате остаётся только один победитель, а остальные безжалостно уничтожаются.

Warhammer 40,000: Dawn of War 3 вошла в тройку, и это оправданно – игра новая, сделана на очень высоком уровне, а сюжет продолжает устоявшиеся традиции серии Warhammer. Графика и дизайн локаций и природы, боевых машин и пехоты, зданий и героев радует глаз – если у вас широкоформатный монитор, вы как будто перенесётесь в далёкое будущее. А вот в геймплее мало что поменялось – это по-прежнему стратегия, выполненная в классическом стиле.

На поле боя вы будете строить базу, рекрутировать пехоту и строить боевые машины, формировать подразделения и бросать их в бой с противником. Старайтесь учитывать уязвимости каждого бойца или боевой машины: лёгкие БМ проигрывают тяжёлым, противотанковые отряды быстро помножат на ноль самый крутой танк, но уязвимы для пехоты, а пехота боится снайперов и лёгкую технику. Знакомая схема, правда?

Есть и интересная фишка – впервые появились уникальные сверхтяжёлые воины, которые переворачивают сражение с ног на голову. Призрачный рыцарь у эльдаров, имперский рыцарь у людей и орочья стомпа у орков. Но они появляются ближе к финалу сюжета, поэтому долго порулить ими не получится.

Мультиплеер – в классическом формате 1 на 1, 2 на 2 и так далее. Всё просто – выбираете расу, строите базу и стараетесь быстро вынести оппонентов. Ну или выносят вас, тут всё зависит от скилла.

В целом, Warhammer 40,000: Dawn of War III – это чистый драйв. Сюжет и сражения захватывают и буквально не дают оторваться от экрана монитора. В пылу битвы даже не успеваешь обращать внимание на ляпы в озвучке и фразы героев. Например, представьте орков, разговаривающих на нормальном русском языке – фантастическое зрелище. Бронза – заслуженная, идём дальше.

2. StarCraft II

Второе место достаётся StarCraft II – народной стратегии в реальном времени, разработанной Blizzard Entertainment. Первая часть игры, под названием Wings of Liberty вышла в 2010 году, а в 2013 и 2015 годах – второе и третье дополнения Heart of the Swarm и Legacy of the Void.

StarCraft 2 – главный представитель стратегий в киберспорте. Чемпионаты по Старкрафту проводятся регулярно, победители получают ценные призы. Отметим, что по популярности игра уступает другим представителям киберспорта – CS: GO, Dota 2, League of Legends.

Но всё-таки у неё миллионы поклонников из разных стран, а первый день после выхода Legacy of the Void продажи составили более 1 миллиона. Проще говоря, StarCraft II остаётся очень популярным.

Время и место действия – отдалённая часть Млечного Пути, XXVI век. Сюжет построен на войне трёх рас – протоссов, зергов, терранов. Терраны – потомки сосланных преступников, разорвавшие все связи с родной планетой. Зерги – управляемые Сверхразумом и Королевой Клинков мутировавшие существа с различных планет. Протоссы – представители высокотехнологичной цивилизации, обладающие псионическими способностями.

StarCraft 2 – классическая стратегия. Выбрав одну из рас, вы будете строить базу и боевые единицы, добывать ресурсы, разрабатывать технологии, формировать армии и участвовать в сражениях. Чтобы победить, вы должны разрушить постройки, главную базу и уничтожить всех врагов.

Например, если уцелеет хотя бы один строитель, то через пять или десять минут игры вы рискуете нарваться на вторую базу врага, который успеет подготовиться к обороне.

В однопользовательском режиме вы будете следовать линии сюжета, пройдёте 26 миссий, встретитесь с главными героями и привыкните к геймплею. Кроме сюжета, вы можете пройти испытания, требующие особой смекалки. Если успешно пройдёте – получите медаль. После того как всё прошли, можно переходить к мультиплееру.

В сетевой игре могут принимать участие игроки из СНГ, США, Азии и Европы. Здесь вы сможете завести друзей, организовать клан (онлайн-сообщество), поучаствовать в турнирах и пробиться на большой чемпионат. Чем лучше ваш скилл, тем больше шансов что-то выиграть. Если хотите добиться хороших результатов тренируйтесь на разных картах, общайтесь с людьми и смотрите что делают профессиональные игроки.

Starcraft II должна быть в списке игр каждого поклонника жанра. Она останется в тренде ещё несколько лет, а потом Blizzard превзойдут самих себя и выпустят третью часть. Близы так уже делали – пример Diablo перед глазами. А теперь переходим к победителю нашего рейтинга.

1. Warcraft III

Золото достаётся легендарной игре Warcraft III – стратегии в реальном времени и RPG, сделанной в жанре фэнтези. Студия Blizzard Entertainment разработала и выпустила игру в 2002 году, в первый месяц количество продаж превысило 2 миллиона копий. Мы поставили Warcraft III на первое месте всего по одной причине, название которой – лучшая игра во всех смыслах.

Поясним: Варкрафт надолго установил те принципы RTS и RPG, которые остаются актуальными спустя 15 лет. Все современные RPG и MMORPG с открытым миром так или иначе используют систему развития, заложенную Warcraft 3.

Фэнтезийные расы, интересный сюжет, механика боя и магии – всё это органично сочетается и заставляет возвращаться в игру снова и снова. И неслучайно World of Warcraft и Dota 2 остаются в топе – они продолжают жанр, заложенный в третьем Варкрафте.

Добавим, что по сюжету игры сняли , вышедший в 2016 году. Кассовые сборы за несколько месяцев проката во всём мире собрали больше 300 миллионов долларов – это большой успех, который мало кто может повторить.

С популярностью разобрались, теперь расскажем о геймплее и принципиальных отличиях от других стратегий.

Warcraft III – классическая стратегия с элементами RPG. От стратегии здесь всё: начиная с постройки базы и набора армии, до тактики сражений на карте. В вашем распоряжении небольшая армия, ограниченная количеством ферм, производящих для неё еду.

Рабочие добывают золото на рудниках, рубят лес и строят сооружения – казармы, фермы, мастерские и другие постройки. А RPG составляющая заключается в прокачке героев.

По сюжету, в каждом задании вы управляете героем, который повышает уровень за счёт уничтожения врага, использует артефакты, применяет мощные способности и заклинания. Чем выше уровень героя, тем он сильнее и тем мощнее урон от его способностей.

Сюжет основан на кровопролитном противостоянии двух рас – людей и орков. Присутствуют ещё ночные эльфы, гномы, нежить и другие расы, оказывающие влияние на расстановку сил в бою. Кто-то будет вашим союзником, кто-то окажет ожесточённое сопротивление и будет уничтожен – всё зависит от выбранной стороны.

Боевые действия происходят на картах – в локациях с лесами, реками, озёрами, рудниками и нейтральными персонажами. Качество изображения может показаться немного устаревшим, но это уровень 2002 года, когда требования к ПК были совсем другими. Зато W3 пойдёт на любом компьютере, плюс можно порубиться по сети с другими людьми из разных стран. Поклонников игры хватает до сих пор.

Warcraft 3 должен быть в избранном у каждого поклонника стратегий. Best of the Best – именно так и никак иначе. И ждём новостей о Warcraft 4, слухи ходят уже два года, а Близы отмалчиваются.

Подводим итоги

Несмотря на то что жанр стратегий постепенно теряет позиции, всё равно появляются достойные стратегии наподобие Halo Wars 2 или Warhammer 40,000: Dawn of War 3. И мы видим новую тенденцию – разработчики стараются делать игры интересными. В новых играх виден захватывающий сюжет, проработанные модели юнитов и красивый дизайн локаций.

Посмотрим, что будет через два-три года – возможно, увидим действительно интересную и увлекательную стратегию и обязательно о ней напишем. Всем успехов, пока-пока.