Меню
Бесплатно
Главная  /  Дерматит  /  Что такое второстепенные члены предложения? Определение, примеры. Памятки по русскому языку

Что такое второстепенные члены предложения? Определение, примеры. Памятки по русскому языку

на какие вопросы отвечают Дополнение - ---- Обстоятельство._._._._. Определение ~~~~~


  1. 1 Наступило лето, и парк ожил.
    2.Славен будет тот герой, чей подвиг люди не забыли.
    3.Победила та девушка, чей платок поднял герой.
    4. Нужно выучить то правило, какое поможет сдать зачт.
    5. Мы собрали в гербарий те травы, какие изучили на уроке.
    6.Туристы много рассказывали нам, что видели в поездке (немного коряво без указательного слова) lkrfewfrf
    rmg
    rigbtsgvbmogl

  2. Р. П Кого? Чего?
    Д. П. Кому? Чему?
    В. П. Кого? Что?
    Т. П. Кем? Чем?
    П. П 0 ком? О чм?

    Разделяются на:


    Отвечает на вопросы:
    Какой?
    Какая?
    Какое?
    Какие?
    Чей?
    Чья?
    Чь?
    Чью?
    Чью?


    Автобусный маршрут изменн



    1. Где?
    Куда?
    Откуда?
    Как?
    Зачем?
    Почему?
    2. С каких пор?
    Как долго?
    Отчего?
    Каким образом?
    С какой целью?
    В какой мере?
    В какой степени?
    По какой причине?
    Вопреки чему?
    3. Времени
    Места
    Образа действия
    Причины
    Цели
    условия
    уступки


  3. Определение - какой? какая? какое? какие? чей? чья? чь? чьи?
    Обстоятельство - где? куда? когда? зачем? почему? и т. п.
    Дополнение - кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чм?
  4. Дополнение (_ _ _ _ _ _ _ _ _ _)
    Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого или других членов предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей:
    Р. П Кого? Чего?
    Д. П. Кому? Чему?
    В. П. Кого? Что?
    Т. П. Кем? Чем?
    П. П 0 ком? О чм?

    Разделяются на:
    1. прямые (от переходного глагола в В. П (Кого? Что?) без предлога)
    2. косвенные (Р. П., Д. П, Т. П., П. П,)

    Определение (волнистая линия)
    Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета.
    Отвечает на вопросы:
    Какой?
    Какая?
    Какое?
    Какие?
    Чей?
    Чья?
    Чь?
    Чью?
    Чью?

    Определения разделяются на: 1. Согласованные: связываются по способу согласования -
    Автобусный маршрут изменн
    2. Несогласованные: связываются по способу примыкания или управления - Дайте мне книку поинтереснее

    Несогласованное определение может быть выраженно неделимым словосочетанием:
    девочка (какая?) с голубыми глазами Обстоятельство (_._._._._._._._._)
    Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого и отвечает на вопросы:
    1. Где?
    Куда?
    Откуда?
    Как?
    Зачем?
    Почему?
    2. С каких пор?
    Как долго?
    Отчего?
    Каким образом?
    С какой целью?
    В какой мере?
    В какой степени?
    По какой причине?
    Вопреки чему?
    3. Времени
    Места
    Образа действия
    Причины
    Цели
    условия
    уступки

  5. Определение - какой? какая? какое? какие? чей? чья? чь? чьи?
    Обстоятельство - где? куда? когда? зачем? почему? и т. п.
    Дополнение - кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чм?
  6. Определение - какой? какая? какое? какие? чей? чья? чь? чьи?
    Обстоятельство - где? куда? когда? зачем? почему? и т. п.
    Дополнение - кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чм?
  7. Дополнение (_ _ _ _ _ _ _ _ _ _)
    Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого или других членов предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей:
    Р. П Кого? Чего?
    Д. П. Кому? Чему?
    В. П. Кого? Что?
    Т. П. Кем? Чем?
    П. П 0 ком? О чм?

    Разделяются на:
    1. прямые (от переходного глагола в В. П (Кого? Что?) без предлога)
    2. косвенные (Р. П., Д. П, Т. П., П. П,)

    Определение (волнистая линия)
    Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета.
    Отвечает на вопросы:
    Какой?
    Какая?
    Какое?
    Какие?
    Чей?
    Чья?
    Чь?
    Чью?
    Чью?

    Определения разделяются на: 1. Согласованные: связываются по способу согласования -
    Автобусный маршрут изменн
    2. Несогласованные: связываются по способу примыкания или управления - Дайте мне книку поинтереснее

    Несогласованное определение может быть выраженно неделимым словосочетанием:
    девочка (какая?) с голубыми глазами Обстоятельство (_._._._._._._._._)
    Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого и отвечает на вопросы:
    1. Где?
    Куда?
    Откуда?
    Как?
    Зачем?
    Почему?
    2. С каких пор?
    Как долго?
    Отчего?
    Каким образом?
    С какой целью?
    В какой мере?
    В какой степени?
    По какой причине?
    Вопреки чему?
    3. Времени
    Места
    Образа действия
    Причины
    Цели
    условия
    уступки


  8. Обстоятельство отвечает на вопросы обозначающие время, место действия, причину и прочее (куда? когда? почему? зачем? и т. д.)
  9. незнаю
  10. и так далее...
  11. спасибо
  12. Определение- прилагательные
    Дополнение- в косвенном (все кроме И. п.)
    Обстоятельство-где? куда? когда? зачем?
  13. Дополнение (_ _ _ _ _ _ _ _ _ _)
    Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого или других членов предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей:
    Р. П Кого? Чего?
    Д. П. Кому? Чему?
    В. П. Кого? Что?
    Т. П. Кем? Чем?
    П. П 0 ком? О чм?

    Разделяются на:
    1. прямые (от переходного глагола в В. П (Кого? Что?) без предлога)
    2. косвенные (Р. П., Д. П, Т. П., П. П,)

    Определение (волнистая линия)
    Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета.
    Отвечает на вопросы:
    Какой?
    Какая?
    Какое?
    Какие?
    Чей?
    Чья?
    Чь?
    Чью?
    Чью?

    Определения разделяются на: 1. Согласованные: связываются по способу согласования -
    Автобусный маршрут изменн
    2. Несогласованные: связываются по способу примыкания или управления - Дайте мне книку поинтереснее

    Несогласованное определение может быть выраженно неделимым словосочетанием:
    девочка (какая?) с голубыми глазами Обстоятельство (_._._._._._._._._)
    Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого и отвечает на вопросы:
    1. Где?
    Куда?
    Откуда?
    Как?
    Зачем?
    Почему?
    2. С каких пор?
    Как долго?
    Отчего?
    Каким образом?
    С какой целью?
    В какой мере?
    В какой степени?
    По какой причине?
    Вопреки чему?
    3. Времени
    Места
    Образа действия
    Причины
    Цели
    условия
    уступки
    31 Нравится Пожаловаться
    3 ОТВЕТА
    Танюша Капуста Профи (655) 3 года назад
    Определение - какой? какая? какое? какие? чей? чья? чь? чьи?
    Обстоятельство - где? куда? когда? зачем? почему? и т. п.
    Дополнение - кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чм?
    35 Нравится Пожаловаться
    Ална Шарапова Профи (711) 3 года назад
    Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (кто? Что? кого? и т. д.)
    Определения (какой? Какая? Какие? и т. д.)
    Обстоятельство отвечает на вопросы обозначающие время, место действия, причину и прочее (куда? когда? почему? зачем? и т. д.)

    😀
    8 Нравится Пожаловаться
    Катерина Шилова Ученик (174) 3 месяца назад
    Обстоятельства обозначают время, место. Подчеркиваются вот так __ . __(точка черточка) . вопросы: где? , Во сколько? Когда?
    Дополнение. это обычно добавление к перечисленному - сказанному. Подчеркиваются ___ ___ ___ ___.
    Определение, обычно бывает выражено прилагательным. Обозначает признак предмета. Подчеркивается волнистой линией. Вопросы какой? какая? Какие?
    Нравится Пожаловаться

  14. 1-Обстоятельство-где?, когда?, куда?, откудо?, почему?, зачем? и как?...
    2-Дополнение-какой?, какая?, какое?, какие?, чей?, чья?, чь?,чью?...
    3-Определение-это вопросы всех падежей кроме ИМ. П.
  15. я не знаю
  16. Дополнение (_ _ _ _ _ _ _ _ _ _)
    Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого или других членов предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей:
    Р. П Кого? Чего?
    Д. П. Кому? Чему?
    В. П. Кого? Что?
    Т. П. Кем? Чем?
    П. П 0 ком? О чм?

    Разделяются на:
    1. прямые (от переходного глагола в В. П (Кого? Что?) без предлога)
    2. косвенные (Р. П., Д. П, Т. П., П. П,)

    Определение (волнистая линия)
    Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета.
    Отвечает на вопросы:
    Какой?
    Какая?
    Какое?
    Какие?
    Чей?
    Чья?
    Чь?
    Чью?
    Чью?

    Определения разделяются на: 1. Согласованные: связываются по способу согласования -
    Автобусный маршрут изменн
    2. Несогласованные: связываются по способу примыкания или управления - Дайте мне книку поинтереснее

    Несогласованное определение может быть выраженно неделимым словосочетанием:
    девочка (какая?) с голубыми глазами Обстоятельство (_._._._._._._._._)
    Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого и отвечает на вопросы:
    1. Где?
    Куда?
    Откуда?
    Как?
    Зачем?
    Почему?
    2. С каких пор?
    Как долго?
    Отчего?
    Каким образом?
    С какой целью?
    В какой мере?
    В какой степени?
    По какой причине?
    Вопреки чему?
    3. Времени
    Места
    Образа действия
    Причины
    Цели
    условия
    уступки

  17. Дополнение (_ _ _ _ _ _ _ _ _ _)
    Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого или других членов предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей:
    Р. П Кого? Чего?
    Д. П. Кому? Чему?
    В. П. Кого? Что?
    Т. П. Кем? Чем?
    П. П 0 ком? О чм?

    Разделяются на:
    1. прямые (от переходного глагола в В. П (Кого? Что?) без предлога)
    2. косвенные (Р. П., Д. П, Т. П., П. П,)

    Определение (волнистая линия)
    Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета.
    Отвечает на вопросы:
    Какой?
    Какая?
    Какое?
    Какие?
    Чей?
    Чья?
    Чь?
    Чью?
    Чью?

    Определения разделяются на: 1. Согласованные: связываются по способу согласования -
    Автобусный маршрут изменн
    2. Несогласованные: связываются по способу примыкания или управления - Дайте мне книку поинтереснее

    Несогласованное определение может быть выраженно неделимым словосочетанием:
    девочка (какая?) с голубыми глазами Обстоятельство (_._._._._._._._._)
    Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого и отвечает на вопросы:
    1. Где?
    Куда?
    Откуда?
    Как?
    Зачем?
    Почему?
    2. С каких пор?
    Как долго?
    Отчего?
    Каким образом?
    С какой целью?
    В какой мере?
    В какой степени?
    По какой причине?
    Вопреки чему?
    3. Времени
    Места
    Образа действия
    Причины
    Цели
    условия
    уступки

Определение – второстепенный член предложения, показывающий признак, качество или принадлежность предмета или лица.

Определение в китайском языке может быть выражено: прилагательным, существительным, числительным, местоимением, глаголом, наречием, а также разными различными словосочетаниями.

Определение, выраженное словосочетанием, предложением, показывающее, как правило, несколько признаков, называется распространенным.

Такое определение обязательно оформляется частицей 的. Чаще всего такое определение переводится на русский язык при помощи слов «который, которая, которое, которые » или причастными оборотами.

Порядок слов внутри самого определения соответствует общей структуре предложения:

подлежащее + сказуемое + дополнение

Распространенное определение может относится к трем членам предложения: подлежащему, дополнению, именной части сказуемого.

Определение к подлежащему

определение + подлежащее + сказуемое + дополнение

我买的(определение)书(подлежащее)是日文的。Книга, которую я купил, на японском языке.

她用的(определение)词典(подлежащее)很贵。Словарь, которым она пользуется, очень дорогой.

写汉字的(определение)同学(подлежащее)没有橡皮。У одноклассника, который пишет иероглифы, нет ластика.

Определение к дополнению

+ дополнение

我(подлежащее)回答(сказуемое)老师提出的(определение)问题(дополнение)。Я отвечаю на вопросы, заданные учителем.

我(подлежащее)也(обстоятельство)有(сказуемое)他用的(определение)词典(дополнение)。У меня тоже есть словарь, которым он пользуется.

俄罗斯人(подлежащее)没有(сказуемое)中国人喜欢吃的(определение)馒头(дополнение)。У русских нет пампушек, которые любят есть китайцы.

Определение к именной части сказуемого

подлежащее + сказуемое + определение + именная часть

这(подлежащее)是(сказуемое)我哥哥用的(определение)字典(именная часть)。Это словарь, которым пользуется мой старший брат.

那(подлежащее)是(сказуемое)她奶奶做的(определение)汤(именная часть)。То суп, который приготовила ее бабушка.

这位(подлежащее)是(сказуемое)学习汉语的(определение)学生(именная часть)。Этот (человек) – студент, изучающий китайский язык.

При этом, поскольку определение, оформленное суффиксом 的 (как простое, так и распространенное), имеет предметное значение, т. е. в отсутствие определяемого слова (предмета) само может передавать значения предмета , как бы обладая одновременно признаками определения и определяемого слова, оно также может выступать в роли подлежащего, дополнения или именной части. Сравним:

Определение к подлежащему

(или само подлежащее)

甜(определение)苹果(подлежащее)好吃,酸(определение)苹果(подлежащее)不好吃。Сладкие яблоки вкусные, кислые яблоки невкусные.

甜的(подлежащее)好吃,酸的(подлежащее)不好吃。То, что сладкое, – вкусное, кислое – невкусное.

Определение к дополнению

(или само дополнение)

我要买(сказуемое)大一点的(определение)李子(дополнение)。Я хочу купить сливы, которые побольше.

我要买(сказуемое)大一点的(дополнение)。Я хочу купить то, что побольше.

Определение к именной части

(или сама именная часть)

他买的大衣是(сказуемое)皮(определение)大衣(дополнение)。Пальто, которое он купил, это кожаное пальто.

他买的是(сказуемое)皮的(дополнение)。То, что он купил, – кожаное.

Степени качества

В китайском языке существуют грамматические способы обозначения степени качества, выраженного прилагательным. Степень качества в зависимости от ее степени можно выразить несколькими способами:

незначительная степень качества обозначается с помощью словосочетаний 有一点 или 有一些, которые ставятся перед прилагательным.

Например:

面包有一点儿硬(твердый, жесткий)。Хлеб жестковат.

汉语有一些难学。Китайский язык немного труден.

Сравнительная степень качества обозначается с помощью словосочетаний有一点 или 有一些, которые ставятся после прилагательного.

Например:

他的茶碗小一点儿。Его чайная чашка меньше.

这本书有意思一些。Эта книга интереснее.

интенсивная степень качества передается с помощью наречий 很 и 好, которые ставятся перед прилагательным.

Например:

山很高。Горы очень высокие.

好冷!Как холодно!

превосходная степень качества передается с помощью наречия 最 «самый», которое ставится перед прилагательным.

Например:

黑面包最好吃。Черный хлеб самый вкусный.

他来得最早。Он пришел раньше всех.

Избыточная степень качества выражается посредством наречия 太, которое ставится перед прилагательным.

Например:

那个茶碗太小。Та чайная чашка слишком мала.

天山太高。Горы Тянь-Шань слишком высокие.

Примечание:

1. В современном разговорном китайском языке выражение 太好了 обозначает не «слишком хорошо», а «очень хорошо», «прекрасно», «здорово».

2. Избыточная степень качества может быть передана с помощью наречия степени 极, которое:

– в позиции перед прилагательным имеет значение «в высшей степени», «крайне».

Например:

这个问题极难。Эта проблема в высшей степени сложна.

他的病极重。Его болезнь крайне опасна.

– в позиции после прилагательного снабжается суффиксом 了 и имеет те же значения, что и в предыдущем случае, но при этом придает высказыванию особую эмоциональную окраску.

Например:

好极了!Отлично!

好吃极了!Как вкусно!

3. Грамматические средства выражения степени качества могут употребляться не только с прилагательными, но и с глаголами, выражающими отношения говорящего к объекту (爱、喜欢、怕 и т. д.)

Например:

弟弟有一点儿怕我。Младший брат немного боится меня.

我很爱你。Я тебя очень люблю.

Все слова рассортированы по частям речи. Например, и т. д. Понять, какое слово к какой группе относится, достаточно легко - необходимо лишь задать соответствующий вопрос, и всё сразу проясняется. Кроме этого, слова еще и работают группами. Они строят предложения. Каждое слово играет свою роль. Оно выступает определенным членом предложения. В данном случае слова выполняют свою грамматическую функцию и делают это в соответствии с определёнными правилами и законами. Основной является информация о том, кто выполняет действие, что, с кем, где и когда происходит. За всё это отвечают главные и второстепенные члены предложения. Рассмотрим их детальнее.

Главные члены предложения

К ним относятся подлежащее и сказуемое. Чтобы понять, что есть что, достаточно задать вопрос. Подлежащее - это «Кто?», «Что?». Сказуемое - «Что делает?». Чтобы быть подлежащим, слово должно стоять в начальной форме, инфинитиве. В ином случае оно становится второстепенным членом предложения. Данная грамматическая тема впервые раскрывается детям в 3 классе. Главные члены предложения достаточно просто понять и выучить на многочисленных примерах. Хорошо, если они дополнены иллюстрациями или таблицами.

Подлежащее

Вопрос «Кто/Что?» сразу же показывает, какой член предложения является подлежащим. Слово, отвечающее на него, является главным членом предложения, и именно с ним всё и происходит в повествовании. Чаще всего подлежащим выступает имя существительное. также могут быть расположены в разном порядке. Впереди чаще всего выступает подлежащее. Его подчеркивают в предложении одной прямой линией.

Анна поливает цветы.

Книга лежит на полке.

Телефон громко звонит.

Иногда подлежащим может быть и имя прилагательное. Однако лишь в том случае, когда нет подходящего имени существительного.

Зеленый горит.

Черный стройнит.

Сказуемое

Вопрос «Что делает?» сразу же позволяет определить в предложении сказуемое. Оно всегда идет в паре с подлежащим и описывает происходящее с ним. Главные и второстепенные члены предложения сложно спутать между собой, если сразу же выделить основную пару. Сказуемое в предложении выражается глаголом. Оно может также характеризовать состояние подлежащего. В предложении сказуемое подчеркивается двумя прямыми параллельными линиями.

Дом казался огромным на фоне маленьких гаражей и построек.

Лена смотрит сериалы каждый день.

Мама присела у дома, ожидая детей из школы.

Особенности второстепенных членов предложения

Они делают смысл основной части предложения более точным, развернутым, дополняют деталями. По ним мы можем узнать о месте, времени, образе действия происходящего с кем-то или чем-то. Их можно определить по характерным вопросам. Второстепенные члены предложения (3 класс, учебник русского языка О. Д. Ушаковой) - это обстоятельство (места, времени, образа действия), определение (чей/какой?) и дополнение (кого/чего? и т. д.). Они не входят в грамматическую основу предложений.

Определение

Оно может выражаться несколькими частями речи. Существительные, прилагательные и даже местоимения, заменяющие существительные, служат для этой цели. Определение приводит характеристику предмета. Характерные вопросы для вычленения: «Какой?», «Чей?». Для подчеркивания используется

Полная луна вышла из-за туч.

Большой ящик загородил дорогу.

Дополнение

Если слово-существительное не отвечает на вопрос «Кто/Что?», можно определенно утверждать, что это дополнение. Оно выражается не только существительными, но и местоимениями. В предложениях для подчеркивания используется падежей очень точно помогают вычленить главные и второстепенные члены предложения.

Соседи купили новую машину.

Бабушка забрала внучку из садика сразу же после обеда.

Цветы были срезаны острым ножом.

Обстоятельство

Оно указывает на место, время, причину, цель, образ действия, уточняя, поясняя и добавляя деталей в описание происходящего. В каждом из случаев обстоятельство отвечает на соответствующие вопросы. Например:

Место: Где происходит/Куда направляется/Откуда исходит?

Образ действия: Как случилось/Каким образом произошло?

Причину: Отчего так случилось/Почему это происходит?

Время: С каких пор началось/Когда стартовало/До каких пор будет длиться/Как долго ждать?

Цель: Зачем это/Для чего?

Роль обстоятельства в предложении может выполнять существительное, наречие и местоимение. Для подчеркивания используется штрих-пунктирная линия, состоящая из точек и тире.

Связка бананов лежала на столе в кухне.

Знакомые отменили поездку на пляж из-за плохой погоды.

Он постоянно читает много книг, чтобы казаться умным.

Таблица "Главные и второстепенные члены предложения"

Чтобы запомнить правила и научиться различать главные и второстепенные члены предложения, рекомендуется выполнить ряд специальных упражнений на практике. Они дадут необходимый результат в закреплении навыка.

Содержание статьи

ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, грамматически значимые части, на которые подразделяется предложение при синтаксическом анализе; могут состоять как из отдельных слов, так и из словосочетаний, т.е. групп синтаксически связанных слов. Члены предложения выделяются не по признакам их внутренней структуры, а на основе той функции, которую они выполняют в составе более крупных синтаксических единиц . В предложении обычно выделяется группа подлежащего и группа сказуемого, связанные между собой предикативным отношением. Подлежащее и сказуемое называются главными членами предложения; в их составе выделяются и другие члены, называемые второстепенными: определения, дополнения, обстоятельства.

Наиболее важную роль в предложении играют подлежащее и сказуемое.

Подлежащее

Подлежащим обычно называется существительное (с зависимыми словами или без них), которое играет наиболее важную грамматическую роль в предложении: в русском языке оно стоит обычно в именительном падеже , с ним согласуется сказуемое, оно чаще всего выражает тему (то, о чем говорится в предложении); только оно может соответствовать возвратному или взаимному местоимению, только подлежащее может совпадать в главном предложении и в деепричастном обороте. Имеются, однако, и такие единицы, в которых наблюдается лишь часть перечисленных признаков, например налицо косвенный падеж (Ему дверь не открыть, Мне холодно ), отсутствие согласования со сказуемым (А царица хохотать ), затрудненность контроля деепричастного оборота (? Оказав сопротивление, преступник был убит ). Иногда выделяют нулевое подлежащее, которое контролирует согласование со сказуемым, но не имеет внешнего выражения (В пять часов утра, как всегда, пробило подъем (А.И.Солженицын); Двор засыпало снегом ). В некоторых германских и романских языках подлежащее должно быть выражено обязательно, в связи с чем наблюдается явление пустого подлежащего, т.е. имеющего форму, но не имеющего значения: англ. It is raining «Идет дождь», There is a book on the table «На столе книга». Нередко выделяют подлежащие – придаточные предложения (Что он опоздал – плохо ), реже – обстоятельственные группы (От Москвы до Тулы недалеко ) и другие единицы.

Сказуемое

Сказуемым называется та часть предложения, которая выражает его основное содержание – то, что является предметом утверждения (с большей или меньшей степенью уверенности), отрицания или вопроса. Сказуемое обычно выражается глаголом, иногда с зависимыми словами (Мальчик идет в школу ; Хочу встать пораньше ), реже – именем существительным или прилагательным с глаголом-связкой или без нее (Он болен ; Я был студентом ).

Определение

Определением называется слово или группа слов, которые синтаксически зависят от существительного и дополняют или уточняют его значение; синтаксическая связь между определением и существительным называется атрибутивной. В роли определения могут выступать существительные (такие определения обычно называются несогласованными, так как в русском и других индоевропейских языках они не согласуются с определяемым существительным): дом отца ; прилагательные, в том числе отглагольные (причастия): красивый дом ; относительные придаточные предложения: человек , о котором ты говорил . Особой разновидностью определений являются указательные местоимения, числительные и артикли.

Обстоятельство

Обстоятельством называется член предложения, который не заполняет никакой смысловой валентности (т.е. не восполняет смысловой недостаточности) никаких других слов, но выражает пространственную, временную или тематическую рамку обозначаемого в предложении события, его причину, условие, цель и т.п.: Приду в три часа ; Сядь здесь ; Когда ты позвонишь , я приду . Обстоятельство может находиться не только непосредственно в предложении, но и в группе существительного, ср. Он приехал в понедельник и Его приезд в понедельник .

Дополнение

Дополнение, которое традиционно относят к группе сказуемого, обозначает лицо, предмет или событие, которое предусмотрено словарным значением слова, которым выражено сказуемое. Дополнения, выраженные существительным, подразделяются на прямые (выражают объект воздействия: вижу стол ) и косвенные (обычно выражают объект, частично затронутый действием и стоят в дательном падеже: отдал книгу девочке ). Дополнение может быть также выражено инфинитивным оборотом или придаточным предложением: собирается уходить домой ; знаю , что он умен . В отличие от обстоятельств, дополнения обладают жестким пассивным сочетаемостным признаком на управляющее слово; в языках с жестким порядком слов их линейная позиция в предложении, в отличие от позиций обстоятельств, строго ограничена. Дополнение, так же как и обстоятельство, может быть зависимым не только от глагола, но и от существительного (сдал город и сдача города ); группа существительного, управляемая предлогом, является дополнением этого предлога: на широком диване .

Вопрос о том, целесообразно ли выделять члены предложения во всех без исключения языках и везде ли одинаков их набор, остается спорным. Главный аргумент в пользу их существования как особых синтаксических, а не семантических единиц заключается в том, что при залоговых преобразованиях одни и те же семантические сущности, такие, как действующее лицо (субъект) или объект воздействия, выражаются разными членами предложения, ср. активную конструкцию Рабочие строят дом и пассивную Дом строится рабочими. Этот аргумент как будто утрачивает значение для языков, в которых категории залога нет. В этих языках выделение членов предложения оказывается ненужным в силу того, что синтаксические единицы в них могут получить чисто семантическое определение. В некоторых синтаксических теориях, например в порождающей грамматике, понятия членов предложения не используются вообще или используются только как вспомогательные, тогда как для отображения иерархического строения предложения применяется другой понятийный аппарат, основанный на категориальных (т.е. относящих слово к той или иной части речи) признаках лексем, входящих в состав предложения; иногда эти признаки называют также частеречными.

Подлежащее – это главный член двусоставного предложения, обозначающий носителя признака (деяния, состояния, характеристики), нареченного сказуемым. Подлежащее может быть выражено именительным падежом имени, местоимением, инфинитивом.

Отвечает на вопрос кто? что. Завод работает. Я занимаюсь. Кто-то поёт. Семеро 1-го не ожидают. Курить вредоносно.

Сказуемое – это главный член двусоставного предложения, обозначающий признак (действие, состояние, свойство), отнесенный к носителю, который выражен подлежащим. Сказуемое выражается спрягаемой формой глагола, инфинитивом, существительным, прилагательным, числительным, местоимением, наречием, словосочетанием. Отвечает на вопросы что делает (делал, будет делать)? какой. Он читает . Жить – значит бороться . Сестра врач . Сын высокого роста . Погода тёплая . Она теплее . чем вчера. Эта книга твоя . Этот урок третий . Учиться интересно . Учёба играет большую роль . Дочь становится взрослой и хочет быть врачом .

Определение – это второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? который? Определения делятся на:

Согласованные определения . Согласуются с определяемым членом в форме (падеже, числе и роде в ед. ч.), выражаются прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, местоимениями: Большие деревья растут возле отцовского домика. В нашем классе нет отстающих учеников. Он решает эту задачу второй час.

Несогласованные определения . Не согласуются с определяемым членом в форме. Выражаются существительными в косвенных падежах, сравнительной степенью прилагательных, наречиями, инфинитивом: Шумели листья берёзы . Ему нравились вечера в доме бабушки . Выбери ткань с рисунком повеселее . На завтрак дали яйца всмятку . Их объединило желание увидеться .

Приложение – это определение (обычно согласованное), выраженное существительным (одним или с зависимыми словами): город-герой . студенты-узбеки ; Мы встретили Архипа-кузнеца . Она, голубушка . чуть не умерла со страху. Явился лекарь, человек небольшого роста . Не согласуются в форме с определяемым словом приложения, выраженные прозвищами, условными названиями, помещенные в кавычках или присоединяемые при помощи слов по имени. по фамилии. В газете “Комсомольская правда” интересный репортаж. Он читает про Ричарда Львиное Сердце . Я пошёл на охоту с лайкой по кличке Рыжая .

Дополнение – это второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей (кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём?). Выражается существительными, местоимениями в косвенных падежах или именными словосочетаниями: Отец развивал в нём интерес к спорту . Мать послала брата с сестрой за хлебом .

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, выражающий характеристику действия, состояния, свойства и отвечающий на вопросы как? каким образом? где? куда? откуда? почему? зачем? и т. п. Выражается наречиями, существительными в косвенных падежах, деепричастиями, инфинитивом, фразеологизмами: Вдали громко стучал дятел. Песня звучит всё тише . Она говорила улыбаясь . Он выехал из Москвы в Киев . Нельзя работать спустя рукава .

Однородные члены предложения – это главные или второстепенные члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию (т.е. являющиеся одними и теми же членами предложения: подлежащими, сказуемыми, определениями, дополнениями, обстоятельствами), отвечающие на один и тот же вопрос и произносящиеся с интонацией перечисления: Всю дорогу ни он, ни я не разговаривали. Мы пели и плясали . Весёлый, радостный, счастливый смех огласил комнату. Расскажи про засады, про битвы, про походы . Она долго, растерянно, но радостно жала ему руку. Однородные определения надо отличать от неоднородных, характеризующих предмет с различных сторон: в этом случае отсутствует интонация перечисления и нельзя вставить сочинительные союзы: В землю врыт круглый тёсаный дубовый столбище.

Вводные слова и предложения – слова и предложения, равнозначные слову, занимающие в предложении независимую позицию, выражающие разные аспекты отношения говорящего к предмету речи: безусловно, вероятно, по-видимому, разумеется, вернее, точнее сказать, грубо говоря, одним словом, к примеру, между прочим, представьте, я думаю, как говорится, казалось бы, если не ошибаюсь, можете себе представить и т. п.

Вставные конструкции – слова, словосочетания и предложения, содержащие добавочные замечания, уточнения, поправки и разъяснения; в отличие от вводных слов и предложений, не содержат указания на источник сообщения и на отношение к нему говорящего. В предложении выделяются обычно скобками или тире: В жаркое летнее утро (это было в начале июля) мы отправились за ягодами. Солдаты – их было трое – ели, не обращая на меня внимания. Я не понимал (теперь я понял) . как жесток я был с нею.