Меню
Бесплатно
Главная  /  Препараты при кожных заболеваниях  /  Диана де Пуатье: от фаворитки короля до правительницы Франции. Диана де Пуатье. Секрет вечной молодости Себастьян сын дианы де пуатье

Диана де Пуатье: от фаворитки короля до правительницы Франции. Диана де Пуатье. Секрет вечной молодости Себастьян сын дианы де пуатье

Замок Фонтенбло после Франциска Первого перешел в руки его сына Генриха Второго. Генрих продолжил строительство и отделку, начатые отцом и Фонтенбло приобрел бальный зал,спроектированный Филибером Делормом и расписанный Приматиччо, а затем, после его смерти, Никколо дель Аббате. Зал использовался для праздников вплоть до короля Людовика 13, и затем снова в 19 веке. Он тоже очень хорош и напоминает галерею Франциска сочетанием дерева и фресок, гармоничным и радующим глаз.
Этот зал видел такое количество ярких исторических персонажей за почти 600 лет, что мало какой с ним может соперничать.



На боковой обшивке можно заметить монограмму Дианы де Пуатье - три полумесяца.

Зал на картине, изображающей как императрица Евгения принимает послов.

Монументальный камин в конце зала (было время, когда камин, как источник тепла был на почетном месте!) украшен бронзовыми сатирами по бокам, а посередине - буквой H , оплетенной ветками, которые своей формой напоминают монограмму Генриха. Её можно хорошо разглядеть на Лувре.

Генрих уверял свою жену, Екатерину Медичи, что её заглавная буква C навечно сплетена с его заглавной буквой, но все знали, что на самом деле в монограмме сплелись воедино H и D,Генрих и Диана. Поскольку жизнь короля до самой смерти была связана с Дианой де Пуатье, причем настолько, что даже документы они часто подписывали вместе.
Эта неглупая женщина (кто сказал, что все блондинки лишены разумности!) сумела создать миф вокруг себя. Её считали благочестивой и доброй, хотя она хорошо умела вести хозяйство и считать деньги и делила ложе с королем.
Диана де Пуатье родилась 9 января 1500 , по Википедии 3 сентября 1499 года у Жана Сен-Валье. Ее мать происходила из рода Пуатье, который по праву гордился своим генеалогическим древом. В пятнадцать лет Диана стала женой сенешаля Нормандии Луи де Брезе, который был на сорок один год старше. Диану в юные годы нарисовал знаменитый Клуэ, видимо похоже. На этом портрете она еще не очень сформировалась.

От брака Дианы и Луи де Брезе родились две дочери, история говорит, что жили они в согласии,хотя разница в годах составляла 41 год, возможно, что опытный муж многому научил свою юную жену, что ей потом в жизни пригодилось.
Она получила в своей семье хорошее воспитание, читала на греческом и латинском, писала стихи, а секреты её вечной молодости интересовали многих, легенда донесла, что Диана пила жидкое золото.
Диана попала ко двору Франциска Первого и далее история умолчала о том, была она любовницей короля-отца или нет. Тот факт, что Франциск помиловал осужденного на казнь отца Дианы мог бы быть свидетельством какой ценой была куплена его жизнь, но Франциск заказал придворному художнику её портрет с надписью "Недоступная обольщению".
Диана украшала собой королевский двор, Франциск быстро утешился герцогиней Д.Этамп, шли годы, казалось она старела и время быть фавориткой упущено, однако подрастал сын короля.
В 1525 году двух королевских сыновей провожали в испанский плен всем двором у пограничной реки Бидассоа. Франциск перед этим проиграл битву при Павии и был вынужден за свое освобождение отдать детей в заложники. Шестилетний Генрих и восьмилетний дофин Франсуа, еще маленькие дети, разлучались с родными местами и людьми. При прощании Диана де Пуатье запечатлела невинный поцелуй на лбу маленького Генриха, пожалев плачущего мальчика, в тот момент она была в расцвете своей женской красоты. Образ Дианы Генрих вспоминал на чужбине, когда в 1530 году он вернулся во Францию, Диана не показалась ему постаревшей,это была дама его сердца, а он был её верный рыцарь.История взаимоотношений Генриха и Дианы напоминает рыцарский роман.Годы проведенные в Испании, на родине Дон Кихота повлияли на Генриха! К тому же рядом была их воспитательница, заменившая рано умершую мать, мадам де Шевиньи,любившая рыцарские романы. Генрих увлекся романом "Амадис Галльский" Гарей Ордоньеса де Монтальво. В романе герой Амадис, которому было 12 лет встретил вечно юную деву, которая заменила ему и мать и любовницу. Диана слилась с героиней романа, она как нельзя лучше подходила на роль опытной наставницы и умелой любовницы.

15 марта 1531 года на рыцарском турнире, устроенном Франциском в честь второй жены Элеоноры Австрийской, Генрих склонил перед Дианой свое копье, это был его первый турнир, и назвал Диану своей прекрасной дамой. В этом же году сенешаль умер, Диана его искренне оплакивала,лично позировала скульптору для фигуры коленопреклоненной вдовы на надгробии, одела черный и белый цвет в знак траура. Юный Генрих начал носить на шляпе перья черного и белого цвета в знак приверженности своей даме. И носил черно-белое всю жизнь.

28 октября 1533 года четырнадцатилетнего Генриха женили на Екатерине Медичи. Мнение Генриха никто не спрашивал, браки совершались по иным соображениям. Генриху было не до жены, хотя она была значительно моложе Дианы, ровесница мужа. Екатерина не была дурнушкой, была умна и образованна, но Генрих уже любил другую.
Еще через три года старший брат Генриха умер от лихорадки и Генрих стал наследником французского трона. Историки считают, что именно тогда Диана стала любовницей будущего короля, в ноябре 1536 года.
Король посвятил ей стихи, в которых недвусмысленно признался, что именно она составила его счастье:
" Увы, мой боже, как я сожалею
О времени, потерянном в юности:
Сколько раз я мечтал,
Чтобы Диана стала моей
единственной любовницей,
Но опасался, что она, будучи богиней,
Не снизойдет так низко,
Чтобы заметить меня,
который без этого
Не ведал ни наслаждений, ни радостей...

В это время Диане было уже около сорока, но выглядела она по прежнему прекрасно и при дворе ходили слухи, что неспроста. За глаза называли колдуньей и думали, что она знает секрет каких-то мазей и средств, особенно бесилась фаворитка Франциска герцогиня Д, Этамп, считающая себя первой красавицей. Именно она распространила среди придворных памфлет, в котором было написано:"Пусть дамочка из Пуатье знает: женщинам не дано возрождаться, потому что те, кого время выбрало, чтобы использовать, вместе с временем выходят из употребления. Раскрашенная наживка не притягивает дичь, и даже, если бы ты купила всё необходимое женщине, не добилась бы от любовника желаемого, потому что для любви надо быть живой, а ты мертва". Этот немного косноязычный текст нисколько не повредил репутации Дианы потому, что она выглядела не старше герцогини, совсем не раскрашенной куклой. Диана вела здоровый образ жизни, скакала по полям и не старилась.
Надо ли говорить, как ненавидела её будущая королева. Позже она писала своей дочери: "Я радушно принимала мадам де Валентинуа, ибо король вынуждал меня к этому, и при этом я всегда давала ей почувствовать, что поступаю так к величайшему своему сожалению, ибо никогда жена, любящая своего мужа, не любила его шлюху, а иначе ее не назовешь, как бы особам нашего положения ни было тягостно произносить подобные слова".
К тому времени, Диана де Пуатье получила от короля поместья, возможность собирать налоги и стала мадам Валентинуа.
Королева даже собиралась плеснуть в лицо сопернице азотной кислотой, чтобы изуродовать.
А Диана своими советами сумела наладить королевскую интимную жизнь. Екатерине не удавалось родить наследника, знахари предлагали чудодейственные средства в виде пепла сожженной лягушки, мочи мула, заячьей крови,смешанной с вытяжкой из вымоченной в уксусе задней левой лапки ласки. Ничего не помогало. Помогли наставления опытной фаворитки, за что Генрих вручил ей большую награду "за добрые и пользительные услуги, оказанные ранее королеве".
Екатерина благополучно родила наследников, но не простила унижение, 13 лет она была второй после Дианы женщиной в государстве. Диана присутствовала при рождении её детей, сама выбирала кормилиц. Король советовался с ней по всем вопросам.
К счастью для любопытных потомков легендарная фаворитка короля любила позировать и даже любила позировать в обнаженном виде, как для интимных портретов, которые были распространены в то время, если сейчас мужчина носит в портмоне свою любовь топлесс для поднятия настроения, то чем короли хуже! И еще Диана была музой этих мест. Названная в честь богини охоты и луны Дианы, она как нельзя лучше подходила для того, чтобы быть "нимфой Фонтенбло". К тому же, она любила с юности купаться в ледяных источниках, скакать на коне, в общем полностью соответствовала.

Художники Приматиччо и Россо, а затем,примкнувший к ним, выписанный из Болоньи Аббато, создали Школу Фонтенбло. К слову, их было две, вторая существовала через сто лет уже с фламандскими художниками.
Для произведений первой Школы был характерен маньеризм, изящество, обращение к античным сюжетам, аллегориям, а также присутствие природы на многих картинах, всё-таки замок был загородной резиденцией.
Диана присутствовала на многих полотнах, как в аллегорическом виде, как Диана Охотница, богиня с луком. Как нимфа на скульптуре Гужона, которая находится в Лувре. И были просто её портреты.

На портрете можно увидеть аллегорические фигуры, в любовных объятьях, символизирующие короля и Диану.

Вот этот запечатлел её в ванне рядом со своими дочерьми. Одна у кормилицы на руках, другая тянется за фруктами.

Жан Гужон. Диана- охотница.

Диана любила позировать в саду среди цветов. В Шенонсо по её указу был разбит дивный "Сад наслаждений", где росли редкие сорта яблок, персиков, слив. В центре сада располагался "Цветник Дианы", где росли белые лилии короля и алые розы, которые хозяйка считала своим талисманом, цветком любви.

К сожалению, портреты молчат и мы не можем увидеть, как она двигалась, услышать, как говорила. Скорее всего, что помимо красоты ум и обаяние украшали её. В замке Шенонсо я видела её роспись, твердая рука уверенной в себе женщины, иначе она не могла бы удержаться в роли первой дамы столько лет.
Генрих ей бывало изменял, но никто не удерживался рядом с ним надолго.
Любовь и владычество Дианы закончились 30 июня 1559 года со смертью короля. Надо сказать, что Екатерине составляли гороскоп её будущего мужа ипредсказали ранение в голову в сорокалетнем возрасте.Предсказания известного асторолога Читтадукале Горика, епископа, были опубликованы в 1552 году в Венеции.
28 июня 1559 года начались празднования по случаю обручения сестры короля Маргариты Французской, поэтому решили устроить пятидневный турнир. Король объявил, что готов сразиться с любым противником, будь то принц голубых кровей, странствующий рыцарь или его оруженосец.
Первые два дня король без устали сражался со всеми желающими, его приветствовали криками восторга, а с королевской трибуны на него смотрели королева Екатерина и герцогиня Валентинуа, сидевшие рядом.
Утром 30 июня Генрих надумал сразиться с молодым графом Габриэлем Монтгомери. Екатерине приснился в ночь перед поединком сон: она увидела короля погибшим с окровавленной головой. Тщетно она пыталась удержать мужа, в полдень он вышел на поединок. Одежда монарха была, как обычно, двухцветная, черно-белая, это были цвета Дианы. Лошадь, которую подарил ему герцог Савойский, звали Несчастливец. Всадники скрестили копья, но и после трех поединков исход оставался неясен. По правилам турнир надо было завершать, однако король потребовал еще одного поединка. Это было нарушением традиции, но Генрих крикнул, что во что бы то ни стало намерен отыграться.
Он пришпорил коня и ринулся на противника. Копья скрестились и разлетелись. Король упал. Наконечник копья Монтгомери пробил ему голову, он попал как раз в глазную прорезь шлема короля.
Монтгомери в ужасе бежал, но потом был заманен в Париж и убит.

Диана сразу же лишилась своих замков и украшений и отправилась доживать в замок Анэ, где скончалась в возрасте шестидесяти пяти лет.
Перед смертью её посетил Брантом, ожидавший увидеть старушку. Однако, когда она повернулась к нему, он снова увидел красивую женщину. Брантом написал "Красота её такова, что тронула бы даже каменное сердце...Я думаю, что если бы дама эта прожила еще сотню лет, она нисколько бы не постарела ни лицом, настолько оно прекрасно, ни телом, которое несомненно не менее прекрасно, хотя и скрыто под одеждами. Очень жаль, что такое тело все же будет предано земле"

Диана де Пуатье- Diane de Poitiers (3 сентября 1499 (по другим сведениям, 9 января 1500) — 26 апреля 1566) — возлюбленная и официальная фаворитка короля Генриха II Французского.

Мне на заре любви приснился Бог,
Вложив цветок в трепещущие длани.
Цветком же тем, как вы поймёте сами,
Был юноша, прекрасный словно бог.
Затрепетав и опустив ресницы,
Сказала через силу я: "О нет!"
"Не лицемерь с собою", - был ответ.
Диана де Пуатье /1537 г./

При французском королевском дворе с XV века существовала беспрецедентная «должность» - maîtresse en titre (буквально - официальная фаворитка). Это была даже и не должность, а некий статус, которым мог наделить король Франции одну из своих возлюбленных. В отличие от всех остальных красавиц, побывавших в королевских объятиях, официальная фаворитка имела возможность влиять на ход политических событий, активно вмешиваться в жизнь королевского двора и даже - во внутрисемейные отношения правящей фамилии.

Генрих II (французский язык: Henri II) (31 марта 1519 - 10 июля 1559) был монарх Валуа, который управлял в качестве короля Франции с 31 марта 1547 до его смерти в 1559. Второй сын Франциска I он стал Дофин Франции после смерти своего старшего брата Фрэнсис III, герцога Бретани, в 1536 году. Генри родился в Королевском Шато - де - Сен-Жермен-ан-Лэ, недалеко от Парижа, сын Франциска I

И Клод, герцогиня Бретани (дочь Людовика XII Франции и Энн, герцогини Бретани).


Таким образом, король Франции в своей приватной жизни был подобен восточному владыке - помимо жены-королевы, у него была maîtresse en titre, имевшая самые разнообразные привилегии, а если король отличался любвеобильностью, то в эту своеобразную «семью» входили многочисленные, часто меняющиеся наложницы.Что характерно, королевские maîtresse en titre (за малым исключением) были женщинами неординарными, яркими и достойными, если не восхищения, то хотя бы - интереса.

Диана де Пуатье - одна из них. Блестящая красавица, она имела возвышенный ум и, вместе с тем, была расчетлива, и как говаривали её недоброжелатели - на редкость скаредна. Широта взглядов уживалась в ней с религиозным мракобесием, а любовь к изящным искусствам и красоте - с жестокосердием и ханжеством.

Диана стала не только музой и возлюбленной, но и наставницей короля Генриха II. Вспоминая о жизни Дианы де Пуатье, всегда стóит помнить об одном немаловажном факте - её достойной соперницей была Екатерина Медичи, женщина, надолго ставшая образчиком великого ума и столь же великого коварства...

(Екатерина Медичи)

А началась эта история в 1499 году, когда в благородном семействе Жана де Пуатье де Сен - Валье родилась дочь Диана. (Некоторые историки, правда, называют другую дату - 1500 год, но для нашего повествования это не так уж и важно). Когда девушке исполнилось всего 15 лет, её выдали замуж за сенешаля Нормандии Луи де Брезе.

Луи де Брезе

Как и положено, супруг был намного старше прелестной Дианы - на 40 лет! От этого, вполне гармоничного, несмотря на громадную разницу в возрасте, брака родились две дочери - Луиза и Франсуаза и, казалось, эту семейную идиллию может нарушить только смерть.

Франсуа Клуэ.Франсуаза де Брезе

Муж Дианы был опытным любовником и научил ее многим секретам обольщения, так что его возраст для молодой женщины уже не имел никакого значения. От этого брака на свет появились две девочки, Франсуаза и Луиза. Всю совместную жизнь Диана хранила мужу верность.

Правда был случай, когда в 1523 году, мужа Дианы приговорили к смертной казни, и она вынуждена была обратиться за помощью к королю Франции Франциску I, чтобы добиться отмены приговора. Но, поговаривали, что удалось ей это только благодаря нарушению супружеской верности. Но почему, же тогда Франциск I под портретом Дианы написал:- «Красавица - недоступная обольстителям»?

Мастерская. Конный портрет Франциска I Париж, Лувр

В 1531 году умер Луи де Брезе, и в память о нем Диана носила траур до конца своей жизни. Черный цвет стал основным для ее платьев, гораздо позднее она добавила к ним белый и серый цвета, вскоре эти цвета стали модными при дворе.

Диана де Пуатье, встала на колени, перед прахом ее мужа Луи де Брезе, перед мавзолем в часовне Девы

Гробница Louis de Brézé

Диана вовсе не собиралась хоронить себя заживо! К тому же, тридцатилетняя вдовица была сказочно хороша и мало того - неправдоподобно юна. Учёные до сих пор спорят, что же было причиной женского долголетия Дианы - здоровый образ жизни или отсутствие у неё некоего «гена старения». Но, так или иначе, спустя несколько лет Судьба свела прекрасную вдову с юным дофином Генрихом - он был на 20 лет моложе Дианы.

Дофин был мрачен, нелюдим и чувствовал себя глубоко несчастным - в детстве Генрих находился при дворе Карла V Испанского в качестве заложника, и перенесённый в связи с этим стресс пагубно отразился на характере будущего монарха.

Свадьба Екатерины Медичи и Генриха II, короля Франции.

Екатерина Медичи

Кроме того, в возрасте 14 лет Генрих вступил в брак со столь же юной Екатериной Медичи, которая, увы, не отвечала его представлениям о Прекрасной Даме.

(Генрих II)

Ещё будучи в испанском плену, Генрих запоем читал рыцарские романы и мечтал, подобно книжным персонажам, преклонить колено перед той, единственной и неповторимой. Итак, героиней его романа стала вдова де Брезе - умная, красивая и понимающая. Кроме того, она давала Генриху и его молоденькой жене мудрые житейские советы.

Туалет дамы (портрет Дианы де Пуатье) Вашингтон, Национальная галерея

Красивая, умелая любовница у молодого короля… казалось бы, что тут удивительного? Своеобразие момента заключалось в трех вещах. Во-первых, Диана де Пуатье годилась своему любовнику по меньшей мере в матери, будучи на двадцать лет его старше! Во-вторых, ее красота с годами не только не увяла, но расцвела пышным цветом. Годы красотку попросту не брали, она и в шестьдесят и внешне, и в постели оставалась молодой.

Поговаривали, что Диана пила препараты с золотом, через много столетий медики пришли к такому же выводу. Но де Пуатье не выдавала свои секреты. И, в-третьих, именно любовница, возбудив, отправляла короля на ложе королевы для зачатия наследников, потому что, как бы она ни старалась, ее дети претендовать на престол не могли, а короне нужны принцы, лучше несколько. Так и жил король Генрих на две постели - у любовницы и у жены. В первой бывал чаще.

Удивительно, но и у Екатерины Медичи хватило ума перетерпеть все! Поняв, что попросту не имеет физических данных, чтобы конкурировать с прекрасной Дианой, Екатерина держалась с ней весьма мирно и многому научилась. Это была одна из удивительнейших королев, которой людская молва приписала великое множество преступлений. Черная королева, отравительница, царица ядов… как только не называли Екатерину Медичи. Она не отрицала и не оправдывалась.

Так, существует вполне авторитетное мнение историков, что посещать ложе Екатерины Медичи Генрих II стал именно по настоянию своей мудрой Дианы. Разумеется, направляя дофина в спальню его законной жены, фаворитка вовсе не думала о благочестии - умной и хитрой Диане хотелось упрочить положение своего возлюбленного. Каким способом? Франция нуждалась в наследнике - законном сыне Генриха от Екатерины, а при дворе уже поползли слухи, что дофин вообще не может иметь детей. И в 1544 году Екатерина Медичи произвела на свет первенца - Франциска (будущего короля Франциска II).


Теперь красавица Диана могла спокойно ждать своего звездного часа. ..Весной 1547 года скончался отец дофина - король Франциск I.

Портрет Франциска I Тициана - Лувр.

Отныне всё принадлежит Генриху и ей, Диане, которая не только подчинила себе волю французского монарха, но даже сделала невозможное - превратила мрачного мизантропа в остроумного собеседника и ценителя изящных искусств.

Другим, гораздо более известным обиталищем фаворитки стал замок Шенонсо.

Восковые фигуры Генриха и Дианы в замке Шенонсо

Замок Шенонсо

Спальня Дианы Пуатье в замке Шенонсо

Кстати, возникает вопрос - почему вдова де Брезе, ставшая к тому же герцогиней Валентинуа, вошла в историю под своей девичьей фамилией «де Пуатье»? Дело в том, что она сама предпочитала это громкое имя, ставившее её в ряд с королями Европы - род Пуатье был древнее, чем даже правящий во Франции род Валуа. Не говоря уже о «каких-то» Медичи!

Диана де Пуатье в мастерской Жана Гужона

Кстати, красавица Диана вовсе не желала довольствоваться одними только почестями и наградами. Она всегда была слишком честолюбива, чтобы просто принимать подарки, путь даже из рук самого значительного властителя Европы. Де Пуатье присутствовала при рождении королевских отпрысков, лично выбирала для них кормилиц и воспитателей. Более того, она давала Екатерине деликатные советы сексуального характера - именно от Дианы королева узнавала, каким способом лучше развлекать супруга в постели! Эта «любовь втроём» стала настоящим испытанием для Екатерины Медичи, но открытая борьба с влиятельной фавориткой была ей не под силу.

Возможно, это покажется странным, но Диана де Пуатье была невероятно набожной особой - она истово ненавидела Реформацию и, как утверждают многие исследователи, именно де Пуатье привила Генриху II ненависть к гугенотам. Сам Папа Римский, Павел III, относился к Диане вполне приветливо... Доходило до того, что служители церкви искренне восхваляли её благочестие. Что ж, ханжество - частый спутник пороков!

Диана Пуатье

Начиная с 1550 года, госпожа де Пуатье заправляла работой всех королевских служб, ведала смещением и назначением должностных лиц. Такого могущества сумела впоследствии достичь только маркиза де Помпадур при Людовике XV. Своих дочерей Пуатье выдала за Клода Лотарингского герцога де Майен и за Робера де ля Марка, маршала Франции. Казалось бы, жизнь удалась...

Историки и романисты часто задаются вопросом: «Как Диане де Пуатье удавалось так долго быть первой дамой королевства? Неужели при дворе не было других умниц и красавиц, способных покорить королевское сердце?» Или, может быть, Генрих был однолюбом? Увы, нет.

Слишком хорошо известна его интрижка с Мэри Флеминг, девицей из свиты Марии Шотландской. Однако Генрих всегда возвращался к Диане...

Думается, основной причиной столь длительной привязанности было то, что Пуатье, как никто, умела быть нужной. Она отлично знала все привычки, страхи и сомнения короля Франции. Она могла его развеселить, увлечь и вселить в него уверенность. Более того, Диана управляла королём безо всякого давления на него - ему-то казалось, что это он - умный и храбрый - принимает судьбоносные решения.

Наступления 1559 года Диана ждала со страхом - астрологи предрекали её возлюбленному «удар в возрасте 40 лет». Она, как и Екатерина Медичи, была суеверна. Незадолго до страшной трагедии, которую предсказывал сам Нострадамус, Генрих говорил Диане: «Я вас умоляю всегда помнить о том, что никогда не любил и не люблю никого, кроме вас!»

В конце июня 1559 года начались торжества по случаю обручения королевской сестры. Горячий поклонник рыцарских турниров, Генрих II объявил, что желает сразиться с любым желающим. Молодой граф Монтгомери решил потягаться в силе и ловкости с сорокалетним королём. Рыцарская потеха закончилась трагедией - наконечник копья Монтгомери пробил королю голову...

Генрих II был смертельно ранен, и вот тогда Екатерина Медичи приказала Диане де Пуатье немедленно покинуть двор, оставив все драгоценности, которые ей подарил король.


Но Диана, узнав, что король еще жив, ослушалась и не покинула королевского дворца, считая, что пока король жив, ей никто ничего не вправе приказывать. Генрих II вскоре скончался и на троне воцарился Франциск II, который тут же повторил требование Екатерины Медичи.

Екатерина Медичи

Диана де Пуатье вынуждена была удалиться в свой замок.

Поместье Дианы Пуатье - замок Ане, в котором она провела последние годы жизни. Наследство её мужа Луи де Брезе

Барельеф над входом в замок Ане — работы Бенвенуто Челлини.

Со смертью короля закатилась и звезда фаворитки. Екатерина могла праздновать победу! Королева, став регентшей, поспешила вернуть замок Шенонсо. Однако- Диана переоформила его на себя хитрым образом, и королеве пришлось предложить ей за Шенонсо - замок Шомон в два раза дороже по стоимости.

Замок Шомон, на который Екатерина Медичи заменила Диане замок Шенонсо

Покинутая всеми, Диана де Пуатье все же успела еще основать несколько больниц. Умерла она на 57 году жизни. В церкви замка была установлена статуя Дианы из белого мрамора, которую позднее перевезли в Лувр, где и сейчас ее можно увидеть. Диана де Пуатье умерла в 1566 году, разумеется, не от болезни и не от старости. Причиной её смерти считают падение с лошади.



Надгробие Дианы Пуатье в церкви Ане

Что ж, достойная гибель для богини-охотницы.

Жан Гужон. Диана. Статуя для фонтана замка в Анэ. Мрамор. 1558-1559 гг. Париж, Лувр

Мы лишь обманываем друзей, когда просим у них совета;ведь мы никогда не говорим им всей правды, и то, что мы утаиваем, обычно и есть самое важное. (Диана де Пуатье)

Смелость одинаково часто проистекает из отчаяния и надежды; в первом случае терять нечего, во втором можно выиграть все. (Диана де Пуатье)

Годы, которые женщина отнимает от своего возраста, не потеряны: она прибавляет их к возрасту других женщин. (Диана де Пуатье)

Идеалы Дианы де Пуатье:

Три вещи должны быть белыми: кожа, зубы, руки.
Три — черными: глаза, брови, ресницы.
Три — красными: губы, щеки, ногти.
Три — длинными: тело, волосы, пальцы.
Три — короткими: зубы, уши, ступни.
Три - узкими: рот, талия, щиколотки.
Три — полными: руки, бедра, икры.
Три — маленькими: нос, грудь, голова.

На свете было много красивых женщин, все они, впрочем, как и любая женщина вообще, мечтали, чтобы о них слагали стихи, песни. А вот о красоте Дианы де Пуатье слагали целые легенды, которые дошли до наших дней. Память об этой женщине сохранилась в течение пятисот лет, все проходит в этой жизни, а тайна ее обаяния привлекает нас до сих пор.

Час истины: Фаворитка короля Диана де Пуатье

СОДЕРЖАНИЕ: Франция, XVI век. Король Франции Франциск 1, ради мира с Италией, женит своего младшего сына Генриха на Екатерине Медичи. Перед свадьбой, Генриха учит хорошим манерам очаровательная графиня де Брэзе. Жених вместо Екатерины безумно влюбляется в свою наставницу! Необыкновенная история жизни графини де Брэзе, одной из самых известных и романтических женщин Франции 16 века.
в ролях: Лана Тернер, Роджер Мур, Педро Армендарис, Мариса Паван, Седрик Хардвик, Торин Тэтчер и др.

Увидев заглавие этой книги - как не вспомнить «Две Дианы», второй из романов Александра Дюма в серии XVI века! Две Дианы… Одна - общеизвестная, другая - известная только специалисту-историку, да и то не каждому. И правда. Диана де Кастро (позднее де Монморанси) в противовес Диане де Пуатье (герцогине де Валентинуа) на первый взгляд представляется персонажем, целиком выдуманным Дюма, благо в романе фантазии - хоть отбавляй. Но это заблуждение. Ибо вторая Диана, «Диана Французская», существовала в действительности, и при этом оказалась в чем-то антиподом «главной» Дианы. Она была побочной дочерью Генриха II, но не от Дианы де Пуатье, как уверяет Дюма, а от случайной связи во время итальянского похода короля. Принятая при дворе и получившая превосходное образование, она вышла вторым браком за сына коннетабля Монморанси, что втянуло ее в политический водоворот эпохи. Здесь она проявила ум и твердость характера, стремясь к умиротворению и сближению конфессиональных партий, в частности сумела удержать своего супруга от участия в кровопролитиях Варфоломеевской ночи. Много сделав для укрепления союза своего брата, Генриха III, с королем Наваррским, будущим Генрихом IV, она имела благотворное влияние на последнего, когда тот стал королем, и даже участвовала в воспитании его сына, будущего Людовика XIII. В целом это была светлая личность (что и постарался на свой лад показать Дюма), в противовес ее знаменитой тезке (которую романист живописал одной черной краской, в чем тоже не слишком ошибся).

Автор книги, лежащей перед нами, о Диане Французской повествует лишь мимоходом, что и понятно; зато портрет своей героини, Дианы де Пуатье, он изобразил во всей полноте, в окружении близких ей лиц и в интерьере эпохи, хотя избежал при этом как черной, так и белой краски, предпочитая им подлинные материалы и свидетельства, почерпнутые из документов XVI века.

Поначалу иному читателю книга может показаться скучноватой - не то что Дюма! И впрямь: перечисление каких-то никому не ведомых феодальных владений, дворянских фамилий, их родословных… Но по мере того как вчитываешься, уже невозможно оторваться - с каждой страницей все отчетливее видишь лес за отдельными деревьями, все отчетливее начинаешь понимать, что автор сумел вскрыть самую суть эпохи и роль в ней главных действующих лиц; мало того, прочитав книгу, постигаешь, что речь идет о выявлении вечных истин, которые действуют и в наши дни с неменьшей силой и последствиями, чем это было в те отдаленные времена! Уж таково уникальное умение автора - из частного строить общее, причем ненавязчиво, убеждая читателя не своими личными оценками, симпатиями и антипатиями, а фактами, только фактами, во всей их неприкрытой обнаженности. Все это, впрочем, неудивительно, ибо автор - великий мастер своего жанра, мастер исторического анализа и синтеза, чувствующий себя в многообразии материалов эпохи, словно рыба в воде.

Имя Ивана Клуласа широко известно во Франции, да и не только там. Доктор исторических наук, архивист-палеограф, член Французской школы в Риме и Дома Веласкеса в Мадриде, лауреат Большой парижской премии 1982 года, он автор многочисленных исследований, публикаций, научных и научно-популярных трудов по проблемам Ренессанса, среди которых особенно близки по материалу предлагаемой ныне книги биографии Генриха II, Екатерины Медичи и выпущенный издательством «Молодая гвардия» прекрасный «роман замков» . Все названные труды маститого историка посвящены XVI веку - эпохе последних Валуа. Что же касается «Дианы де Пуатье», то время, описанное в ней, приходится на переломный этап этой эпохи, когда кончился ее восходящий период и начался нисходящий, что точно уловил и выразил автор. Чтобы это стало ясно и нам, необходимо познакомиться с той исторической ареной, на которой разыгрывалась удивительная эпопея герцогини де Валентинуа и связанных с нею персонажей.

К началу XVI века Франция стала самым значительным из государств Западной Европы. Ее территория была лишь немногим меньше современной, а население насчитывало 15 миллионов человек - втрое больше, чем в Испании, и впятеро - чем в Англии. Хотя Франция по-прежнему оставалась страной аграрной (девять десятых ее населения проживало в деревне), в ней постепенно складывался единый внутренний рынок, формировалась национальная буржуазия, развивались промышленность и торговля, причем в некоторых отраслях производства - выработке шерстяных и шелковых тканей, предметов роскоши, а также в печатном и издательском деле она занимала одну из авангардных позиций в Европе.

Изжив средневековую раздробленность, Франция становилась централизованным национальным государством, а ее глава из феодального сюзерена превратился в абсолютного монарха и отныне заканчивал свои указы стандартной формулой: «…ибо такова есть Наша воля». Воля эта была направлена в первую очередь на удовлетворение интересов того слоя общества, который был основной опорой монархии - французского дворянства. Как и в Средние века, оно занимало господствующее положение в стране, но в структуре его произошли значительные изменения. Если раньше дворяне делились по степени родовитости, то теперь критерием стала близость к трону: от абсолютного монарха зависели и знатность, и богатство, и почет. В соответствии с этим отныне дворянство распадалось на придворное, проводившее время в праздности и развлечениях, и провинциальное, косневшее в своей глуши и безмерно завидовавшее преуспевшим собратьям по сословию. Кроме того, формировалась еще одна категория дворян - «дворяне мантии». В отличие от потомственного дворянства («дворянства шпаги») эти господа, выходцы из самой богатой буржуазии, в качестве сановников и высших чиновников обслуживали монархию, за что и получали личное дворянство.

Материальное положение этих разных групп привилегированной части общества было далеко не одинаковым. Если придворные и сановники благоденствовали в первую очередь за счет государственного пирога, иначе говоря, за счет налогов (которые при абсолютной монархии непрерывно увеличивались), то провинциальные дворяне жили исключительно за счет феодальной ренты (а она со времени Великих географических открытий и «революции цен» неизменно уменьшалась). Поэтому монархии, отражавшей интересы всего господствующего класса, приходилось постоянно искать новый источник средств для удовлетворения рядовых слоев дворянства. Таким источником могла стать только внешняя война, которая, в случае успеха, сулила ограбление незадачливых соседей, а вместе с тем становилась оттоком для провинциальных дворян, превращавшихся в воинов и получавших дополнительный источник доходов. Вследствие этого абсолютная монархия была весьма воинственным государством. Начиная с 1494 года четыре следующих друг за другом короля - Карл VIII (1483–1498), Людовик XII (1498–1515), Франциск I (1515–1547) и Генрих II (1547–1559) увязли в так называемых «Итальянских войнах», принявших общеевропейский характер. Войны эти, тянувшиеся более полустолетия, не дали Франции существенных территориальных приобретений, но обогатили двор и, главное, обеспечили выход недовольству массы провинциальных дворян, решивших свои экономические проблемы за счет ограбления Северной и Средней Италии. Впрочем, не только материальные богатства наводнили в те годы Францию; богатства духовные сыграли неменьшую роль в расцвете страны, обеспечив подлинный «золотой век» Валуа. Знакомство с сокровищами итальянской культуры, привлечение замечательных мастеров - великого Леонардо, Бенвенуто Челлини, Приматиччо, Россо Фьорентино стимулировали французских монархов к покровительству своей, национальной культуре, что вылилось в конечном итоге во французское Возрождение. Его расцвет пришелся на время Франциска I и Генриха II - именно на то время, которое описано в книге Клуласа и на которое пала бурная деятельность герцогини Валентинуа.

Может показаться на первый взгляд, если это далекое прошлое, то очень сложно постичь людей и отгадать тайны того периода. Так как все без исключения очевидцы уже давно погибли, а бумаг с годами все меньше. Но как бы то ни было, какие-то секреты истории поддаются расшифровке, как вариант, с помощью прогрессивных технологий.

Портрет Дианы де Пуатье

Известная красотка и любовница короля Франции Генриха II появилась на свет либо в 1499, либо 1500. Весьма рановато, согласно современным критериям, вступает в брак, приблизительно в тринадцать. Супруг представлял собой весьма родовитого и дряхлого старца. К слову, и сама Диана, и её супруг были в родственной связи с правящей фамилией Франции: у обоих супругов в семье проскакивали бастарды правителей Франции. Если супруг скончался, Диана стала привлекательной, безбедной и достаточно юной вдовой. Согласно современному мерилу — юной. Ей исполнилось тридцать один или тридцать два года. А согласно тому периоду — старушка.

В данное период произошло примечательно явление – из полона Испании возвратились братья-принцы. События имели такую последовательность: 4 годы назад их папа, монарх Франциск I потерпел поражение от короля Испании и оказался в плену. В соответствии с этим, он был обязан оплатить контрибуцию. Удерживать короля за решеткой было неподобающе его статусу, поэтому родителя освободили, а взамен него направили в тюрьму отпрысков. Это был не уникальный случай для того времени.

Вечно молодая Диана

По возвращении из неволи принц Генрих познакомился с прелестницей Дианой, которая состояла при дворе его отца. Это была любовь с первого взгляда. И разница в двадцать лет, Диана была старше, никого не смутила. Генрих только переступил свое двенадцатилетие, когда полюбил Диану. По современным меркам еще ребенок, но в то время вполне взрослый человек. Дееспособность королей Франции признавалась в тринадцать лет. Когда он вступил в брак с Екатериной Медичи, обоим исполнилось четырнадцать лет.

Любовница монарха Франциска I Анна де Писле саркастично отзывалась о Диане, именуя ее старухой. Но ее слова были далеки от истины. Диана, несмотря на прожитые года, выглядела потрясающе. Любовная связь Дианы и Генриха длилась целых двадцать лет, пока ее возлюбленный преждевременно не погиб на турнире рыцарей.

Относительно Дианы заявляли, то что она позволяет себе водные процедуры с использованием крови младенцев, обладает чудесным перстнем, снюхалась с сатаной и так далее. Ей посчастливилось быть из знатного рода, девушке простого происхождения скорее всего предъявили обвинение в чародействе. А так, злопыхатели могли лишь безуспешно злыдничать.

«Купание Дианы», худ. Франсуа Клуэ

На вопрос в чем тайна ее привлекательности, Диана заявляла, что этому способствует ее образ жизни. На самом деле она не позволяла себе поздно вставать, предпочитала водные процедуры с холодной водой, а затем совершала длительную прогулку верхом на лошади. Косметикой предпочитала не пользоваться, так как в то время косметические средства были далеки от идеала, и порой были просто ядовиты. Но, все прекрасно понимали, что все эти ее ухищрения не все, что помогает ей сохранять молодость вплоть до самой смерти. Почила Диана де Пуатье или в шестьдесят шесть, или шестьдесят семь. Популярный литератор Брант, посетив Диану незадолго до ее смерти, утверждал, что ее красота вечна и неподвластна годам.

Что же так привлекало Генриха в его любовнице? Необходимо заметить, что она была не просто наложницей, а и той кто может посоветовать и наставить. Фаворитка обладала лучшим образованием, и в чем-то была мудрее короля. Ее советы всегда были точны и умны, и касались не только политики, но и королевского ложа. Монаршая чета долго не могла произвести ребенка на свет. А вот рекомендации Дианы и врачей способствовали тому, что супруги обзавелись десятью отпрысками. К слову, Диана в их воспитании играла не последнюю роль.

Касаемо обворожительного образа Дианы, то более реально то, что художники преувеличивали достоинства позируемой, так как большинство ее портретов были сделаны после ее кончины. И все-таки эта женщина смогла сохранить очарование в любом возрасте, хотя для ее времени многий ее сверстницы превращались в старческие руины. Также обще известный факт, что гармония в сексуальных отношениях, а именно такими они были у Дианы и Генриха, способствует сохранению молодости и привлекательности.

Дианы де Пуатье и Генриха II

Но нельзя обойти ту версию об ее очаровательности, которую выдвигают ученые мужи. В 21 веке приступили к исследованиям останков Дианы. И что интересно, они содержали золото, в огромных количествах, больше чем в пятьсот раз превышающие общепринятые меры. Женщина страстно увлекалась естественными науками, и в частности алхимией. В то время ученые полагали, что благородный металл является основным элементом, и предположительно, что алхимикам посчастливилось получить чудодейственный эликсир, удлиняющий юность. Однако в случае с эликсиром из золота постоянно имеется угроза интоксикации. Или примешь слишком много или золото окажется низкого качества. И признаки недуга, что сразили Диану и где-то за год до кончины, точно походят на признаки интоксикации золотом. Таким образом тайна настолько продолжительной влюбленности короля Генриха к собственной любовнице разъяснятся никак не только лишь её разумом, покладистостью, познаниями в психологии людей, однако и «чудесным питьем», какое помогло ей на многочисленные года являться образцом прелести и элегантности.

Последний поединок

Наступления 1559 года Диана ждала со страхом - астрологи
предрекали её возлюбленному «удар в возрасте 40 лет».
Она, как и Екатерина Медичи, была суеверна.

В 1552 году в Венеции были опубликованы предсказания известного астролога, епископа Читтадукале Горика. Еще будучи дофиной, Екатерина просила составить гороскоп своего мужа, принца Генриха. Астролог рекомендовал Генриху проявить особую осторожность, когда ему исполнится сорок лет, потому что именно в это время ему будет угрожать тяжелое ранение в голову.
Екатерина была очень суеверна, как, впрочем, и Диана. Изготовили амулеты-обереги, Екатерина постоянно молилась о здравии короля, но сам король беспечно отмахивался от ее предостережений.
28 июня 1559 года начались празднования по случаю обручения сестры короля Маргариты Французской, поэтому решили устроить пятидневный турнир. Король объявил, что готов сразиться с любым противником, будь то принц голубых кровей, странствующий рыцарь или его оруженосец.

Первые два дня король без устали сражался со всеми желающими, его приветствовали криками восторга, а с королевской трибуны на него смотрели королева Екатерина и герцогиня Валентинуа, сидевшие рядом.
Утром 30 июня Генрих надумал сразиться с молодым графом Габриэлем Монтгомери. Ночью Екатерина видела ужасный сон: король с окровавленной головой лежит бездыханный… Она пыталась удержать мужа, однако тот не желал отказываться от любимой забавы. Все знали, что сражается он бесстрашно… В полдень он вышел на поединок. Одежда монарха была, как обычно, двухцветная, черно-белая, это были цвета Дианы. Лошадь, которую подарил ему герцог Савойский, звали Несчастливец. Всадники скрестили копья, но и после трех поединков исход оставался неясен. По правилам турнир надо было завершать, однако король потребовал еще одного поединка. Это было нарушением традиции, но Генрих крикнул, что во что бы то ни стало намерен отыграться.

Протрубил горн герольда, и рыцари бросились в бой. Как полагается, противники сшибались на полном скаку, стараясь сбить друг друга с коней тяжелыми копьями. Удары попадали в грудь, плечи и даже в лицо, но все это надежно защищалось латами, а копья были специально затуплены, поэтому смертельных случаев на турнирах практически не было. Выдержав схватки с герцогами Савойским и де Гизом, король пожелал сразиться с новым противником и приказал 30-летнему шотландскому капитану Габриэлю Монтгомери занять боевую позицию. В это время слуга передал ему просьбу жены: из любви к ней прекратить опасную игру. "Скажите королеве, что ради любви к ней я выиграю этот поединок!" - воскликнул король. Услышав это, королева побледнела: она помнила предсказание астролога Горика, который грозил королю смертью от раны в голову в возрасте сорока одного года. Сорок лет исполнилось Генриху ровно три месяца назад. В другом пророчестве некоего Нострадамуса говорилось о том, что молодой лев выбьет глаз старому в золотой клетке, а королевский шлем как раз был позолочен... Генрих слышал эти предсказания, но сейчас забыл о них. К чему осторожность, когда на тебя смотрят столько прекрасных дам! И прежде всего та, под чьим знаком прошла вся его жизнь, - Диана де Пуатье. Недаром на турнире он носил ее цвета - белый с черным.


Эмблемы Генриха II и Дианы де Пуатье

Противники сшиблись, и над турнирным полем пронесся многоголосый крик. От удара, угодившего в лицо, забрало короля открылось и копье вошло ему в правый глаз. Залитый кровью Генрих промчался еще метров 10-15 и сполз с коня на руки окруживших его придворных. "Я умираю", - прошептал он. Все взгляды были устремлены на него, и никто не замечал других участников игры, неожиданно переросшей в трагедию. Пользуясь этим, капитан Монтгомери развернул коня и на полном скаку помчался в свой замок Лорж, надеясь позже оправдаться. Это не помогло - пять лет спустя его заманили в Париж и обезглавили, так и не поверив, что роковой удар был нанесен случайно.

Пока Генриха тащили на носилках в ближайший замок Турнель, королева лежала в обмороке.

Диана не потеряла сознания: просто стояла и смотрела, как ее возлюбленного проносят мимо.

Придя в себя, Екатерина бросилась в замок и первым делом велела не пускать туда соперницу. Потом вызвала знаменитого хирурга Амбруаза Паре и попросила сделать все для спасения короля. Эскулап осмотрел рану и сделал неутешительный вывод: копье поразило мозг, куда попали осколки костей. Надежды не было. Услышав это, королева отправила гонца к Диане, которая удалилась в замок Анэ. Она потребовала от фаворитки вернуть все подаренные ей королем ценности и владения. Как ни странно, та согласилась. В ответном письме она писала: "Моя скорбь так велика, что никакие притеснения и обиды не смогут отвлечь меня от нее". 10 июля Генрих умер после долгой агонии, и в тот же день Екатерина получила увесистый ларец с драгоценностями и ключи от великолепного замка Шенонсо. Все остальное имущество Диане сохранили, поставив одно условие - никогда не появляться при дворе.

Немного поразмыслив, Екатерина проявила великодушие, отдав замок Шомон-сюр-Луар в обмен на Шенонсо, но та оставалась в Шомоне лишь недолгое время. Как память о пребывании Дианы в замке осталась ее комната и эмблема, составленная из рога, лука и колчана с ее инициалами.

Судьба отпустила ей еще семь лет жизни.
Жила она, конечно, уединённо, но на широкую ногу, занимаясь постройкой капелл и устройством благотворительных приютов. Её имени коснулись только однажды в связи с обвинением королевского прокурора, возбудившего дело по поводу больших сумм, сокрытых ею от налогообложения.

The private chapel of Chateau d’Anet seen from the second floor. Photo: JH.

Дело ничем не кончилось, поскольку тёща герцогов д’Омаль и Буйон была гарантирована от судебного разбирательства. Никто не сумел поколебать её величия.

Брантом, посетивший Диану в замке Анэ за год до смерти, с восхищением писал: «Красота ее такова, что тронула бы даже каменное сердце... Я думаю, что если бы дама эта прожила еще сотню лет, она нисколько бы не постарела ни лицом, настолько оно прекрасно, ни телом, которое, несомненно, не менее прекрасно, хотя и скрыто под одеждами. Очень жаль, что такое тело все же будет предано земле». Это случилось ранним апрельским утром 1566 года. Диана де Пуатье умерла во сне, с улыбкой, как бывает со счастливыми людьми. В церкви Анэ ей поставили памятник из белого мрамора, как настоящей античной богине. Он стоит до сих пор, и пятый век подряд влюбленные приносят к нему две белые розы - одну от себя, другую от Генриха, который помнил о своей Прекрасной Даме, пока мог дышать. Не случайно он когда-то написал Диане действительно пророческие строки: «Моя любовь охранит вас от времени и от самой смерти».

Диана де Пуатье умерла в апреле 1566 года, ненадолго пережив своего возлюбленного.
Разумеется, не от болезни и не от старости. Причиной её смерти считают падение с лошади.
Что ж, достойная гибель для богини-охотницы.

Ей было шестьдесят шесть лет. Успела ли она состариться? Думаю,
что король Генрих II ответил бы на этот вопрос отрицательно.

Почти тринадцать лет она была некоронованной королевой Франции. Придворные льстецы воспевали эту немолодую уже женщину как идеал добра и красоты. Она действительно была красива и вдобавок властолюбива, мудра и расчетлива. Но все это, как бывает в истории, забылось,
осталась только легенда о любви

________________________________________ ________________________________________ ___


Секреты красоты
.

Целых двадцать девять лет – до самой смерти Генриха II– она сохраняла его любовь. Она была старше принца на целых восемнадцать лет, но зато умна, отличалась хитростью и самое главное – удивительной красотой, которую она умудрилась сохранить на всю свою жизнь. У неё были правильные черты лица, красивый цвет кожи, чёрные, как смоль, волосы – своей красотой она превосходила молодых фрейлин. Злые языки поговаривали, что секрет её красоты заключается в колдовских зельях, однако на самом деле он был гораздо проще: она ежедневно вставала в шесть часов утра, принимала ледяную ванну и несколько часов охотилась на лошади в сопровождении своих гончих собак или гуляла. Кроме того, она любила принимать ванны из козьего молока. Пудры, помады и румяна, так популярных среди девушек в то время она неизменно избегала, справедливо считая, что они лишь портят кожу.

Диана была весьма искусна по части использования ароматов. Она писала своей старшей дочери в 1549 году: «Аромат розового масла либо других дневных цветов не годится после захода солнца, ибо кажется неуместным. Вечером хорош аромат жасмина, а аромат мускуса – при лунном свете…»

Кроме того, она взяла себе за правило никогда и ни при каких обстоятельствах не волноваться, никого не любить и ничему не сочувствовать. Она стала идеалом красоты, все девушки копировали её походку и жесты. Её критерии красоты были образцом, к которому стремились приблизиться женщины даже много лет после смерти Дианы:

Три вещи должны быть белыми: кожа, зубы, руки.
Три – чёрными: глаза, брови, ресницы.
Три – красными: губы, щёки, ногти.
Три – длинными: тело, волосы, пальцы.
Три – короткими: зубы, уши, ступни.
Три – узкими: рот, талия, щиколотки.
Три – полными: руки, бёдра, икры.
Три – маленькими: нос, грудь, голова.

Это были идеалы Дианы де Пуатье, к которым стремились все женщины.

В 6 утра Диана принимала холодную ванну, до 8 у нее была прогулка верхом. Потом она ложилась отдохнуть. до полудня нежилась в постели, съедала легкий завтрак. Делами государственной важности предпочитала заниматься во второй половине дня. Диана отказывала себе в такой радости как алкоголь, даже в минимальных количествах: она не без оснований считала, что от вина лицо отекает. Но главный секрет ее красоты, по ее словам, состоял в том, что она никогда не думала о старости.


Fragonard Alexandre-Evariste (1780-1850). Diane de Poitiers dans l"atelier de Jean Goujon

Жан Гужон. Статуя для фонтана замка в Анэ. Мрамор. 1558-1559 гг. Париж, Лувр.

Родословная Дианы де Пуатье

Предполагается, что на камине изображены эмблемы Генриха Второго и Дианы де Пуатье

Надгробие Дианы де Пуатье

Надгробие Генриха II с изображением Дианы де Пуатье


Филипп Эрланже. Диана де Пуатье