Меню
Бесплатно
Главная  /  Экзема у человека  /  Баллистическая ракета "Синева": характеристики, описание. Зачем нужна «Булава», когда есть «Синева»? Баллистическая ракета морского базирования синева

Баллистическая ракета "Синева": характеристики, описание. Зачем нужна «Булава», когда есть «Синева»? Баллистическая ракета морского базирования синева

Открытое акционерное общество
«Государственный ракетный центр имени академика В.П.

Макеева»

В 1979 году в КБ академика В.Макеева начались работы по проектированию новой межконтинентальной баллистической ракеты Р-29РМ (РСМ-54, 3М37) комлекса Д-9РМ. В задании на ее проектирование определялась задача создать ракету с межконтинентальной дальностью полета, способную поражать малоразмерные защищенные наземные цели. Разработка комплекса была ориентирована на достижение максимально возможных тактико-технических характеристик при ограниченном изменении проекта подводной лодки. Поставленные задачи были решены разработкой оригинальной трехступенчатой схемы ракеты с совмещенными баками последней маршевой и боевой ступеней, использованием двигателей с предельными характеристиками, улучшением технологии изготовления ракеты и характеристик применяемых материалов, увеличением габаритов и стартовой массы ракеты за счет объемов, приходящихся на пусковую установку при их совместной компоновке в ракетной шахте подводной лодки.

Значительное число систем новой ракеты было взято от предыдущей модификации Р-29Р. Это позволило уменьшить стоимость ракеты и сократить сроки разработки. Отработка и летные испытания проводились по отработанной схеме в три этапа. На первом использовались макеты ракет, запускаемые с плавстенда. Затем начались совместные летные испытания ракет с наземного стенда. При этом выполнено 16 пусков, из которых 10 прошли успешно. На заключительном этапе использовалась головная подводная лодка К-51 "Имени XXVI съезда КПСС" проекта 667БДРМ.

Ракетный комплекс Д-9РМ с ракетой Р-29РМ был принят на вооружение в 1986 году. Баллистическими ракетами Р-29РМ комплекса Д-9РМ вооружены ПЛАРБ пр. 667БДРМ типа "Дельта-4". Последняя лодка этого типа К-407 вступила в строй 20 февраля 1992 года. Всего ВМФ получил семь ракетоносцев проекта 667БДРМ. В настоящее время они находятся в боевом составе российского Северного флота. На каждом из них размещается по 16 пусковых установок РСМ-54 с четырьмя ядерными блоками на каждой из ракет. Эти корабли составляют костяк морской компоненты СЯС. В отличие от предыдущих модификаций семейства 667, лодки проекта 667БДРМ могут производить пуск ракеты в любом направлении относительно курса движения корабля. Подводный пуск может осуществляться на глубинах до 55 метров при скорости 6-7 узл. Все ракеты могут быть запущены в одном залпе.

С 1996 году производство ракет РСМ-54 было прекращено, однако в сентябре 1999 года правительство России приняло решение о возобновлении производства модернизированного варианта РСМ-54 "Синева" на Красноярском машиностроительном заводе. Принципиальное отличие этой машины от ее предшественницы заключается в том, что у нее изменены размеры ступеней, установлено 10 ядерных блоков индивидуального наведения, повышена защищенность комплекса от действия электромагнитного импульса, установлена система преодоления ПРО противника. Эта ракета вобрала в себя уникальную систему спутниковой навигации и вычислительный комплекс "Малахит-3", которые предназначались для МБР "Барк".

На основе ракеты Р-29РМ создана ракета-носитель "Штиль-1" с забрасываемой массой 100 кг. С её помощью впервые мире с ПЛ был запущен искусственный спутник земли. Старт был осуществлён из подводного положения.

На западе комплекс получил обозначение SS-N-23 "Skiff".

Ракета Р-29РМ трехступенчатая, с последовательным расположением ступеней, выполненных по "уплотненной" схеме. В качестве маршевых двигателей на всех ступенях применены "утопленные" в баки ЖРД с высокими тяговыми характеристиками. В передней части ракеты размещается приборный отсек с системой управления, включающий аппаратуру астрокоррекции траектории полета по результатам измерения координат навигационных звезд, аппаратуру радиокоррекции по результатам обмена информацией с навигационными спутниками Земли и боевые блоки.

Корпус ракеты выполнен цельносварным из алюминиево-магниевого сплава. Для стыковки ракеты с пусковой установкой хвостовая часть ракеты снабжена силовым опорным бандажем-переходником. При старте ракеты переходник остается на пусковом столе. Двигатель первой ступени состоит из двух блоков: основного (однокамерного) и рулевого (четырехкамерного). Управляющие усилия по каналам тангажа, рысканья и крена обеспечиваются поворотом камер сгорания рулевого блока. Тяга ЖРД первой ступени - 100т.

Корпус второй ступени состоит из бака окислителя, соединенного с корпусом первой ступени, и бака горючего, переднее днище которого выполнено в виде конической ниши, используемой для размещения боевых блоков и двигателя третьей ступени. Двигатель второй ступени однокамерный, основные его агрегаты размещены в баке окислителя первой ступени, управляющие усилия по каналам тангажа и рысканья создаются поворотом камеры сгорания, закрепленной на кардановом подвесе, а по каналу крена - блоком крена.

Двигатель третьей ступени однокамерный. Управляющие усилия на третьей ступени по всем каналам создаются двухрежимным двигателем разведения боевых блоков, который работает одновременно с двигателем третьей ступени. Двигательные установки третьей ступени и головной части объединены в единую сборку с общей баковой системой.

Разделение первой и второй, второй и третьей ступеней осуществляется системой детонирующих удлиненных зарядов.

Головная часть - четырёх- и десятиблочная с индивидуальным наведением блоков. Возможно оснащение ракет осколочно-фугасной БЧ с массой ВВ около 2000 кг, предназначенных для сверхточного поражения целей в неядерном конфликте. Также расматривается возможность вооружения ракет ЯБЧ свермалого калибра (тротиловый эквивалент до 50 т), предназначенными для "точечных ударов". Зона разведения боевых блоков - произвольная и переменная по энергетике. По договору СНВ-1 на ракетах Р-29РМ устанавливаются только четырехблочные РГЧ.

Высокоточная система управления помимо аппаратуры астрокоррекции имеет аппаратуру коррекции траектории полёта по навигационным спутникам системы "Ураган" и обеспечивает КВО при стрельбе на максимальную дальность около 500 м. Возможно использование различных типов траекторий полета на минимальную и промежуточную дальности.

По сравнению с Р-29Р несколько возрос диаметр ракеты, но при этом диаметр шахты на ПЛАРБ не увеличился. Боевая эффективность по сравнению с Р-29Р заметно возросла. Расширены условия боевого применения ракет за счет возможности использования из высоких широт Арктики. Р-29РМ не уступает и ракете тяжелых РПК СН проекта 941. При этом ее стартовая масса более чем в 2 раза меньше по сравнению с Р-39, при одинаковой дальности стрельбы.

РСМ-54 - самая лучшая баллистическая ракета в мире по энергомассовому совершенству. Под этим термином конструкторы понимают показатель отношения массы боевой нагрузки баллистической ракеты к ее стартовой массе, приведенный к одной дальности полета. Например, если машина забрасывает один вес боевой части на дальность 8 тысяч километров, то для решения этой же задачи на дальность 10 тысяч километров потребуется уменьшить вес боевой нагрузки. Если оценивать нашу ракету по этому показателю, то РСМ-54 имеет 46 единиц. Это лучше, чем у американских баллистических ракет морского базирования "Trident-1" и "Trident-2" , имеющих энергомассовый показатель 33 и 37.5 единиц соответственно.

6 августа 1991 года в 21 час 07 минут была проведена залповая стрельба полным боекомплектом ракет РСМ-54 с подводной лодки проекта 667БДРМ. Операция получила шифр «Бегемот». В интересах сокращения затрат операция проводилась по плановой боевой подготовке экипажа подводной лодки и штатном полете только двух ракет. Ракеты, стартующие в залпе первой и последней, должны были выполнить полную программу полета и попасть в заданные точки прицеливания. Остальные ракеты, участвующие в залпе, должны были по всем параметрам старта полностью соответствовать боевым ракетам, но высота их полета могла быть произвольной. Для проведения залпа полным боекомплектом была выделена подводная лодка "Новомосковск" (командир лодки С. В. Егоров) и 16 ракет РСМ-54, изготовленных Красноярским машиностроительным заводом. Пуск прошел успешно, до сих пор никто в мире не смог повторить стрельбу полным боекомплектом.

5 июня 2001 г. РПКСН проекта 667БДРМ Северного флота (командир - капитан 1 ранга Михаил Банных) произвел успешный пуск баллистической ракеты из акватории Баренцева моря. Запуск ракеты производился из подводного положания. Головная часть ракеты в заданное время поразила цель на полигоне Кура на Камчатке.

Тактико-технические характеристики
Стартовая масса, т 40.3
Максимальная забрасываемая масса, кг 2800
Максимальная дальность стрельбы, км 8300
Точность стрельбы на максимальную дальность (КВО), м 500
Количество ступеней 3
Длина ракеты, м 14.8
Диаметр первой и второй ступеней ракеты, м 1.9
Диаметр третьей ступени ракеты, м 1.85

Р-29РМУ2 «Синева» (код СНВ РСМ-54 , по классификации НАТО - SS-N-23 Skiff) - российская трёхступенчатая жидкостная баллистическая ракета подводных лодок третьего поколения. Используется в пусковых комплексах Д-9РМУ2, размещаемых на стратегических подводных крейсерах проекта 667БДРМ «Дельфин». Р-29РМУ2 является усовершенствованием ракеты Р-29РМ, разработанной в 1980-х годах. Принята на вооружение 9 июля 2007.

Ракета является модификацией комплекса Р-29РМ (РСМ-54) , принятого на вооружение в 1986. В 1996 году серийное производство этих комплексов было прекращено, но в 1999 году вновь возобновлено. Это было связано с истечением срока службы (10 лет) находящихся на вооружении ракет Р-39 и с проблемами при разработке новых комплексов «Барк», а в последствии - «Булава». В начале 2000-х годов начались работы по модернизации ракет, новая модификация получила новое обозначение «Р-29РМУ2 „Синева“ », сохранив договорное «РСМ-54». К 2005 году были завершены работы по современным высокоскоростным боевым блокам среднего класса ОКР «Станция» и «Станция-2» и началось их размещение на ракетах проекта «Синева». В соответствии с договрными обязательствами, дублирующее оснащение (4ББ среднего класса) стало основным снаряжением ракет. Новый блок не уступает боеголовке W-88 «Трайдент-2»(475 кТ).

11 октября 2008 в рамках учений Стабильность-2008 в Баренцевом море с борта атомной подводной лодки «Тула» из подводного положения был произведен запус ракеты Синева, которая установила рекорд дальности полёта в 11547 км и упала в экваториальной части Тихого океана. За пуском ракеты с борта ТАКР «Адмирал Кузнецов» наблюдал президент России - Дмитрий Медведев, демонстрировалось прикрытие надводным флотом развертывания подлодок с межконтинентальными баллистическими ракетами. Таким образом, дальность «Синевы» превысила дальность самой мощной американской ракеты «Трайдент-2» (11 000 км): российский флот сможет развертывать подлодки у своих берегов под защитой надводного флота, что резко повышает боевую устойчивость лодок.

Тактико-технические характеристики Р-29РМУ2 «Синева»
Год принятия на вооружение 2007
Максимальная дальность стрельбы, км 11547
Забрасываемый вес, кг 2300 (до 2800 со старым типом ББ)
Количество боевых блоков 4(500 кт) или 10 (100 кт)снят с вооружения
КВО, м 150
Противодействие ПРО настильная траектория, РГЧ, средства РЭБ
Стартовая масса, т 40,3
Длина, м 14,8
Диаметр, м 1,9
Тип старта заполнение водой

Совсем недавно, 26 апреля 2011 года, атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения Северного флота «Екатеринбург» из акватории Баренцева моря произвёл успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-29РМУ2 «Синева» . Как сообщили в управлении пресс-службы и информации Министерства обороны РФ, пуск осуществлён из подводного положения.

В расчётное время боевые блоки ракеты «Синева» достигли полигона Кура на Камчатке. Пуск произведён по плану проверки надёжности Морских стратегических ядерных сил России. Экипаж подлодки под командованием капитана 1 ранга Игоря Степаненко при выполнении учебно-боевой задачи проявил высокий профессионализм и выучку.

Межконтинентальная баллистическая ракета Р-29РМУ2 «Синева» обеспечивает стратегическое сдерживание и является важным элементом военной стратегии страны на ближайшие десятилетия. Уже сегодня ракета стала основой Морских стратегических ядерных сил нашей страны. Она обладает модернизационным потенциалом, реализация которого позволит адекватно реагировать на современные военно-политические вызовы.

Ракетa «Синева» предназначена для поражения стратегических объектов на межконтинентальных дальностях . В ней реализован ряд новых технических решений. В частности, создана разделяющаяся головная часть с индивидуальным наведением боевых блоков на цели. Также реализована возможность оснащения ракет различными комплектациями головных частей. Кроме того, применена система полной астрокоррекции и значительно повышена точность стрельбы. Плюс к этому созданы высокоскоростные малогабаритные боевые блоки с малым рассеиванием на атмосферном участке траектории.

Основные характеристики МБР «Синева» :
Масса:
— стартовая — 40,3 т;
— максимальная забрасываемая — 2,8 т;
Максимальная дальность стрельбы – 8300 км;
Головная часть – разделяющаяся:
— 8 неуправляемых блоков ЗГ-32 малого класса мощности;
— 4 перспективных блоков среднего класса мощности с усиленными средствами противодействия ПРО;
Точность (предельное отклонение) — 500 м;
Предельная глубина пуска — 55 м;
Система управления – астрорадиоинерциальная;
Количество ступеней – 3 шт.
Длина ракеты — 14,8 м;
Диаметр первой и второй ступени — 1,9 м;
Носители — подводные лодки проекта 667БДРМ «Дельфин».

Ракета имеет двухступенчатую компоновочную схему в одном диаметре с жидкостными двигателями первой и второй ступеней , размещёнными в топливных баках, и головную часть (боевую ступень). В качестве энергетической установки первой ступени применён двухблочный двигатель, состоящий из неподвижного основного блока и двух камер рулевого блока, размещённых в кардановых подвесах. На второй ступени применён размещённый в кардановом подвесе однокамерный двигатель.

Ступени ракеты разделяются энергией газов наддува первой ступени, жёсткие связи между ступенями снимаются удлинённым детонирующим зарядом. Боевая ступень состоит из приборного, двигательного и боевого отсеков. Предыдущий успешный пуск «Синевы» был произведён 28 октября 2010 года также из акватории Баренцева моря . Напомним, что ещё в 2007 году Президент России подписал указ о принятии ракетного комплекса «Синева» на вооружение ВМФ. Рекордный по дальности пуск «Синевы» был выполнен АПЛ «Тула» в октябре 2008 года в рамках учений «Стабильность-2008».

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Екатеринбург» , с которого был произведён успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты «Синева», относится к третьему поколению атомных подводных лодок:
— полное водоизмещение субмарины — 18.600 тонн,
— длина корпуса — 166 метров,
— диаметр подлодки — 10 метров.

На вооружении подводного ракетоносца 16 баллистических ракет, в носовой части установлены четыре 533-мм торпедных аппарата с боезапасом до 12 торпед . Корабль имеет два атомных реактора и две паровые турбины общей мощностью 60.000 лошадиных сил. Силовая установка позволяет атомоходу развивать скорость 24 узла (ориентировочно — 50 км/час). Экипаж — 140 человек.

АПЛ «Екатеринбург» на сегодняшний день — одна из лучших российских подлодок и по техническому оснащению, и по профессионализму и сплочённости экипажа. В ближайшее время также планируется продолжить испытания новейшей российской трёхступенчатой твёрдотопливной ракеты «Булава», которая предназначена для вооружения перспективных атомных подводных стратегических ракетоносцев проекта 955 «Борей». Планируется, что в скором времени «Булава» составит основу перспективной группировки Морских стратегических ядерных сил нашей страны.

Ракета РСМ-54 на транспортном агрегате


Погрузка ракеты РСМ-54 в шахту подводной лодки

Основные ТТХ: стартовая масса 40,3 т; забрасываемая масса 2,8 т; число ступеней — 3; длина 14,8 м; диаметр 1-й и 2-й ступеней 1,9 м; диаметр 3-й ступени 1,85 м


Подводный крейсер с ракетами Р-29РМ

Схема ракеты: (1) разделяющаяся головная часть (РГЧ); (2) топливные баки 3-й ступени и РГЧ; (3) отсек боевых блоков; (4) двигатель 3-й ступени; (5) топливные баки 2-й ступени; (6) двигатель 2-й ступени; (7) топливные баки 1-й ступени; (8) двигатель 1-й ступени

Максимальная дальность стрельбы — 8300 км; точность (круговое вероятное отклонение) — 500 м


Смущение мирового сообщества можно понять: наш ВМФ продемонстрировал возможность нанести удар из той области мирового океана, которая особенно трудна для отслеживания, и откуда время подлета к цели существенно меньше, чем из более низких широт. Можно понять и негодование.

«Запуск баллистических ракет без уведомления американцев — это прямое нарушение договора СНВ-1, — говорит заместитель ответственного редактора « Независимого военного обозрения » Виктор Литовкин. — Более того, «тайный» запуск мог спровоцировать конфликт, вплоть до ядерного удара».

Впрочем, по словам специалистов, система наблюдения включает 2 эшелона, и уже через считанные секунды после старта выдает траекторию полета ракеты. «Американцы однозначно зафиксировали запуск, и, увидев, что ракета идет на Куру, скорее всего, успокоились», — считает Виктор Литовкин.

Однако прямой провокацией это вряд ли было. Большинство специалистов склоняется к тому, что старт оказался простой глупостью. «Причиной может быть обычное армейское головотяпство, — считает Литовкин, — к сожалению, уровень подготовки сегодняшних руководителей Минобороны крайне низок». Отставной полковник РВСН Сергей Полозцев вторит ему: «Я уверен, что это просто глупость. Те не тем доложили, как это бывает, кто-то чего-то не так доложил и т. д. »

Нас же, как обычно, интересуют не столько политические, сколько технологические аспекты вопроса. Мы попробуем в общих чертах рассказать о том, что за ракета такая «Синева», и как она устроена.

«Синева», или говоря по‑военному, Р-29РМУ-2 (РСМ-54) — трехступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования, работающая на жидком топливе и способная нести от 4-х до 10-ти разделяющихся боеголовок индивидуального наведения.

Предыдущая версия

Это новая модификация ракеты Р-29РМ, разработка которой началась в 1979 г. в КБ имени Макеева (в те годы здесь работал еще сам легендарный конструктор Виктор Макеев), для запуска с корабельного ракетного комплекса Д-9РМ .

Тогда перед разработчиками стояла задача создать МБР с максимальными ТТХ при условии внесения минимальных изменений в конструкцию самой подводной лодки. Поэтому значительная часть решений была заимствована от ракеты предыдущего поколения, двухступенчатой Р-29Р (РСМ-50). Однако не стоит думать, что новая ракета стала просто модификацией старой.

Это — существенно новый продукт, получивший три ступени, оснащенный высокоточной астрорадиоинерциальной системой управления, и так далее. В сравнении со своей предшественницей, она стала почти на 5 тонн тяжелее, а масса забрасываемого груза повысилась в 1,5 раза; немного возросла и максимальная дистанция полета. Размеры ракеты увеличились совсем немного, что позволило сохранить те же размеры пусковой шахты. Важно и то, что ракета изначально готовилась для стартов из арктических широт.

В строй она была принята в 1986 г. и стала размещаться на подводных стратегических крейсерах проекта 667 «Дельфин». Сегодня этих кораблей в составе ВМФ России насчитывается 7, каждый из них несет 16 ракет (уже модернизированных, «Синева», о чем речь пойдет ниже). Они являются основой морской составляющей пресловутой «ядерной триады». По крайней мере, пока в строй не вошли подлодки нового поколения, проекта 995 «Борей», на которых должны размещаться пресловутые ракеты «Булава», о которых мы рассказывали в заметке «Гнев Нептуна ».

Последний штрих

Работу над новейшей модификацией, которая и получила название «Синева», начали в 1999 г. В новой модификации слегка изменились размеры ступеней, повышена устойчивость к воздействию электромагнитного импульса, установлен новый комплекс средств преодоления ПРО, система спутниковой навигации. Система управления базируется на новом вычислительном комплексе «Малахит-3». Для новой модификации были созданы и новые боевые блоки «Станция» и «Станция-2». Немецкие специалисты назвали ее «шедевром морского ракетостроения».

Корпус ракеты цельносварной, из алюминиево-магниевого сплава. Маршевые жидкостные двигатели первых двух ступеней утоплены в топливных баках ракеты. Двигатель первой ступени состоит из двух блоков: однокамерного основного и четырехкамерного рулевого. Управление обеспечиваются поворотом камер сгорания рулевого блока. Двигатели второй и третьей ступеней — однокамерные.

Корпус второй ступени состоит из бака окислителя и бака горючего, переднее днище которого выполнено в виде конуса. В его нише и размещаются боевые блоки и двигатель третьей ступени. Здесь же находится приборный отсек с системой управления, включающей аппаратуру коррекции траектории полета. Коррекция ведется по измерениям координат навигационных звезд и по информации навигационных спутников. Разделение ступеней осуществляется системой детонирующих зарядов.

Результаты

Старт ракеты может проводиться на ходу подводной лодки, в любом направлении относительно него, и из подводного положения (с глубины до 55 м), на скорости до 6−7 узлов (до 13 км/ч). Подводный крейсер способен дать залп одновременно всеми 16-ю ракетами. Кстати, хотя каждая из них, в соответствии с международными соглашениями, оснащается лишь 4-мя боеголовками, в принципе можно увеличить это число до 10-ти. Такая модификация была успешно испытана.

Впрочем, и с 4-мя боеголовками залп каждого из 7-ми таких подводных ракетных крейсеров отправляет в стан противника невероятный удар. Это 64 боеголовки, в каждой из которых по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте, и каждая способна уничтожить крупный город. Для сравнения : крейсера I Мировой несли на борту заряд в 40−50 тонн.

По официально заявленным ТТХ, максимальная дистанция полета составляет 8,3 тыс. км (при точности в 500 м), однако на испытаниях в октябре прошлого года была продемонстрирована возможность стрельбы и куда дальше — до 11,5 тыс. км. Это, кстати, даже дальше, чем у самых дальнобойных американских МБР Trident II (11 тыс. км).

Получается, что оснащенные «Синевой» подлодки могут наносить удар, к примеру, по центральным штатам США, даже не покидая причала. Такую мощь непросто даже представить: головная часть весит 2,8 т, и это, фактически, означает, что ракета за минуты забрасывает тяжелый внедорожник на противоположную сторону планеты. По этой характеристике — отношению собственной массы к массе забрасываемого груза — «Синева» является мировым рекордсменом.

Генеральный конструктор ОАО "ГРЦ Макеева" " Владимир Дегтярь: "Мы проводим инициативные проработки по созданию перспективного стратегического морского ракетного комплекса".

Ответственные задачи в рамках Государственной программы вооружений решает одно из ведущих предприятий российской ракетной промышленности - ОАО "Государственный ракетный центр (ГРЦ) Макеева" (Миасс, Челябинская область). Об основных его разработках в области стратегических ракетных комплексов с баллистическими ракетами морского и наземного базирования в интересах ВМФ и РВСН, а также ракетно-космических комплексов "Интерфаксу-АВН" рассказал генеральный директор, генеральный конструктор ОАО "ГРЦ Макеева", член-корреспондент РАН Владимир ДЕГТЯРЬ.

- Владимир Григорьевич, не так давно осуществлён очередной успешный пуск стратегической ракеты морского базирования "Синева" разработки и производства ГРЦ Макеева. Какие задачи ставились во время этого пуска?

5 ноября 2014 года в 9:30 мск из акватории Баренцева моря с борта ракетного подводного крейсера стратегического назначения "Тула" из подводного положения был осуществлен успешный запуск межконтинентальной баллистической ракеты "Синева". Пуск был выполнен по планам учебно-боевой подготовки и совмещен с выполнением других работ в интересах министерства обороны. Все задачи, поставленные перед ОАО "ГРЦ Макеева", выполнены, и это, бесспорно, очередной заслуженный успех кооперации предприятий промышленности и ВМФ.

Ранее сообщалось, что принятая на вооружение в 2007 году морская ракета "Синева" обладает большим модернизационным потенциалом. Ведутся ли работы по развитию этого носителя?

Действительно, модернизационный потенциал у морской ракеты "Синева" большой, что и показала проведенная в ГРЦ разработка и комплекса новой морской ракеты "Лайнер", выполненная в интересах министерства обороны. По энергомассовому совершенству ракета "Лайнер" превосходит все современные стратегические ракеты Великобритании, Китая, России, Соединенных Штатов и Франции, а по боевому оснащению не уступает (в условиях СНВ-3) американскому "Трайденту-2".

Ракета "Лайнер" может быть оснащена смешанной комплектацией боевых блоков различного класса мощности. В январе 2014 года распоряжением президента РФ комплекс ракетного оружия Д-9РМУ2.1 с ракетой Р-29РМУ2.1 "Лайнер" принят на вооружение.

Ракета "Лайнер", обладая наивысшим энергомассовым совершенством среди отечественных и зарубежных морских и сухопутных стратегических ракет, имеет ряд новых качеств. Это увеличенные размеры круговой и произвольной зон разведения боевых блоков; применение настильных траекторий во всем диапазоне дальностей стрельбы в астроинерциальном и астрорадиоинерциальном (при коррекции по спутникам системы ГЛОНАСС) режимах работы системы управления. Предусмотрено несколько вариантов боевого оснащения российской ракеты "Лайнер": десять боевых блоков малого класса мощности со средствами противодействия ПРО; восемь боевых блоков малого класса мощности с более эффективными средствами противодействия ПРО; четыре боевых блока среднего класса мощности со средствами противодействия ПРО. Многовариантность боевого оснащения позволит адекватно реагировать на изменения внешнеполитической обстановки, связанной с развертыванием системы противоракетной обороны или договорными ограничениями по количеству боезарядов.

В 2008 году "Синева" установила мировой рекорд дальности стрельбы для морских ракет - свыше 11,5 тыс. км. Планируется ли в будущем улучшить этот показатель?

Модернизационный потенциал и высокие энергетические возможности ракеты и комплекса "Синева" были продемонстрированы в 2008 году в ходе проведения президентских стрельб пуском на дальность более 11 тыс. км по акватории в Тихом океане. Цель пусков морских ракет в мирное время обусловлена решением определенных задач. Во-первых, это контрольно-серийные отстрелы, во-вторых, отработка новых технических решений, в-третьих, обучение личного состава подводных лодок. Что же касается установления "мировых рекордов", то это, скорее, приятное дополнение к суровым будням подводников.

Если же говорить шире о совокупном результате пусков ракет, то это, разумеется, не только доставка боевых блоков в заданный район. Это и подтверждение значимости научного и производственно-технологического потенциала ГРЦ и предприятий кооперации, отечественной ракетно-космической отрасли в целом; убедительное доказательство нашей способности реализовать любые задачи по развитию стратегических вооружений и обеспечению, тем самым, надежной защиты нашей Родины в далеко непростой современной военно-политической обстановке.

Возвращаясь к вашему вопросу, могу ответить так: технические возможности обновления "мирового рекорда" у морских ракет "Синева" и "Лайнер" имеются.

Ведётся ли работа по продлению сроков эксплуатации ракетных комплексов РСМ-52 и РСМ-54? До какого года могут они находиться на боевом дежурстве в составе ВМФ России?

В настоящее время проводится работа по продлению сроков эксплуатации ракет РСМ-54 до сроков, установленных тактико-техническим заданием министерства обороны. Ракеты РСМ-52 благополучно ликвидированы (последняя - в сентябре 2012 года) в рамках российско-американской программы совместного уменьшения угрозы по контракту №HDTRA-07-С-0014 от 1 июня 2007 года.

ГРЦ Макеева определено головным разработчиком перспективной тяжёлой жидкостной ракеты наземного базирования, которая должна заменить в группировке РВСН ракеты РС-20В "Воевода". На каком этапе находится эта работа?

В соответствии с договором между министерством обороны РФ и ОАО "ГРЦ Макеева" выполняется опытно-конструкторская работа по созданию стратегического ракетного комплекса наземного шахтного базирования. Выполнен первый этап работ - разработка и защита эскизного проекта. Ведется разработка конструкторской и технологической документации, идет изготовление материальной части опытных образцов и проведение экспериментальной отработки.

Головным заводом-изготовителем ракеты выбран ОАО "Красмаш", к традиционной кооперации ОАО "ГРЦ Макеева" добавился ряд новых исполнителей. Финансирование опытно-конструкторской работы идет в полном объеме в соответствии с договором.

То, что новая задача по формированию облика стратегических ядерных сил сдерживания, связанная с разработкой перспективной тяжёлой ракеты наземного базирования, поручена руководством страны Государственному ракетному центру, является подтверждением высокого научно-технического потенциала предприятия, его авторитета крупнейшего научно-конструкторского центра России по разработке ракетно-космической техники.

С вводом в боевой состав ВМФ РФ перспективных подводных лодок "Борей" основу ударной группировки АПЛ составят твердотопливные ракеты "Булава" разработки Московского института теплотехники. Означает ли это, что ГРЦ Макеева не будет больше заниматься работами по прежней своей основной тематике - баллистическим ракетам морского базирования?

Ракету "Булава" для подводных лодок "Борей" разрабатывал Московский институт теплотехники, ОАО "ГРЦ Макеева" является головным разработчиком корабельного боевого стартового комплекса 3Р-21, обеспечивающего пуск этой ракеты из-под воды и надводного положения и состоящего из корабельного комплекса систем управления, системы защиты комплекса, функционального комплекса, системы управления функциональным комплексом и т.д.

Комплекс 3Р-21 предназначен для обеспечения условий хранения, предпусковой подготовки и пуска "Булавы", в том числе при залповой работе от одного до полного боекомплекта при любых погодных условиях.

В комплексе 3Р-21 впервые, по сравнению с аналогичными комплексами предыдущих поколений, внедрены передовые решения, позволившие значительно повысить его технические и эксплуатационные характеристики. Это централизованная система электропитания; единая информационная система; унифицированные вычислительные средства; автоматическое перенацеливание; программное обеспечение анализа документируемой информации; волоконно-оптическая линия передачи специальной информации; новые методы поддержания температуры хранения ракеты "Булава"; арматура с однопозиционными органами управления.

В процессе строительства ракетных подводных крейсеров проекта "Борей" ОАО "ГРЦ Макеева" с кооперацией предприятий обеспечило изготовление, поставку, шеф-монтажные и пусконаладочные работы комплекса 3Р-21, а также техническое сопровождение и участие в работах с комплексом при проведении швартовных, заводских и государственных испытаний ракетных подводных крейсеров. ГРЦ Макеева проводит работы по размещению и изготовлению комплекса 3Р-21 для ракетного подводного крейсера проекта "Борей-А".

ОАО "ГРЦ Макеева" как головной разработчик жидкостных и твердотопливных ракетных комплексов стратегического назначения с баллистическими ракетами, создатель трех поколений морских стратегических ракет, естественно, проводит инициативные проработки по созданию перспективного стратегического морского ракетного комплекса. Создание нового комплекса - процесс длительный и затратный, который требует осознания военно-политическим руководством страны необходимости разработки такого комплекса, включение работ по его разработке в Государственную программу вооружения, выдачу министерству обороны технического задания на его конкурсную разработку, проведение конкурса и определение победителя. В настоящее время в заинтересованных органах ведется обсуждение по включению работ по перспективному морскому комплексу в Государственную программу вооружения.

Ранее ГРЦ Макеева активно занимался дооборудованием существующих баллистических ракет подводных лодок в космические носители. В частности, ракеты Р-29Р и Р-29РМ дооборудовались в космические ракеты "Штиль" и "Волна". Продолжается ли этот проект?

Государственным ракетным центром с 2001 года проводятся запуски экспериментальных аппаратов для отработки в условиях реального космического полета перспективных технологий. Совместно с ВМФ было проведено более десяти запусков исследовательских космических аппаратов дооборудованными ракетами в конце сроков их эксплуатации. И сегодня возможно выполнение таких задач с помощью ракет Р-29РМ ("Штиль") и Р-29Р ("Волна").

Это является следствием высокой адаптивности наших ракет, которая позволяет проводить разнообразные эксперименты в космическом пространстве. У нас есть предложения от иностранных и отечественных фирм на проведение научно-исследовательских запусков. Уверен, что с приходом в министерство обороны новой команды, а также благодаря прошедшим за последнее время реорганизациям в ракетно-космической отрасли, такие запуски будут продолжены.

Продолжаются ли работы по реализации проекта авиационного ракетного комплекса космического назначения "Воздушный старт", который был в свое время поддержан научно-техническим советом Роскосмоса?

Продолжаются. Надо отметить, что создание такого комплекса обеспечило бы поддержание многофункциональности и рациональной взаимозаменяемости систем средств выведения для достижения гарантированного независимого доступа в космос в целях национальной безопасности и расширило возможности представления услуг на мировом рынке. Закономерно, что инвесторы, которые готовы участвовать в проекте, поднимают вопрос о подтверждении его технической реализации.

Учитывая, что одной из сложнейших технических задач является десантирование стотонной ракеты с самолета, для исключения технического риска и расширения возможностей по привлечению инвесторов на начальной фазе реализации программы проводятся проектно-конструкторские работы по отработке основной инновационной составляющей проекта - новой технологии высотного десантирования ракеты ("Демонстратор технологии"). Планируется обеспечить в натурных условиях сброс с самолета габаритно-массового макета ракеты, что при положительном результате будет убедительным аргументом в пользу реализации проекта. А выполнить этот этап мы бы хотели в рамках частно-государственного партнерства, о котором сейчас много говорится, но конкретных результатов, к сожалению, мало.

Оптимизма мы не теряем, и работа с потенциальными заказчиками пусковых услуг авиационного ракетного комплекса космического назначения "Воздушный старт" нами проводится. Подписаны меморандумы о намерениях с компанией SSTL (Великобритания), ОНВ-Systems (ФРГ), японскими фирмами "Мицубиси электрик", "Ай Эйч Ай Корпорейшн" о запуске полезных нагрузок. Также подписаны двухсторонние протоколы о возможности базирования авиационного ракетного комплекса космического назначения "Воздушный старт" на авиабазах острова Биак (Индонезия) и Камрань (Вьетнам), максимально приближенных к экватору, что увеличивает возможности по выводу космических аппаратов на геостационарную орбиту.

- Ведется ли разработка ракеты-носителя тяжелого класса "Россиянка" с многоразовой первой ступенью?

Для решения задач снижения удельной стоимости выведения и уменьшения количества зон падения, предусмотренных ФКП на 2006-2015 годы, ГРЦ Макеева в 2007 году были разработаны материалы по ракете космического назначения "Россиянка" с многоразовой первой ступенью. Отличительной особенностью предлагаемого варианта ракеты космического назначения является способ возвращения в район космодрома и приземления многоразовой первой ступени путем повторного запуска штатных жидкостных ракетных двигателей ступени (ракетная схема многоразовости), для чего в баках предусматривается необходимый запас топлива. Впоследствии такое техническое решение подтверждено созданием и отработкой многоразовой первой ступени ракеты космического назначения "Falkon" в США.

ОАО "ГРЦ Макеева" продолжило работы в этом направлении. В 2013 году при разработке проекта "Облик - ГРЦ" была предложена модернизация одноразовой первой ступени ракеты космического назначения тяжелого класса в многоразовую путем установки на ступени дополнительных узлов и агрегатов, обеспечивающих ее многоразовое применение. В 2014 году при разработке материалов "Облик-ЛК-ГРЦ" по рассмотрению вариантов ракеты космического назначения легкого и сверхлегкого классов предложен, в том числе, вариант ракеты сверхлегкого класса с многоразовой первой ступенью по схеме космической ракеты "Россиянка". Одновременно предусматривается выполнение такой ступенью роли демонстратора ключевых технологий, предшествуя разработке ракеты космического назначения тяжелого и сверхтяжелого классов с многоразовой первой ступенью.

В ГРЦ Макеева в свое время была разработана универсальная малогабаритная космическая платформа, на базе которой созданы космические аппараты "Компас" и "Компас-2", предназначенные для краткосрочных прогнозов землетрясений с использованием космических средств. Продолжаются ли работы по этой теме?

Государственный ракетный центр принимает участие в различных конкурсах по созданию спутниковых систем дистанционного зондирования Земли, используя полученный опыт создания космического аппарата "Компас". В свое время были выпущены системные проекты в интересах Узбекистана, Южной Кореи, по заказу Федерального космического агентства. Практического продолжения эти работы не получили, но мы готовы участвовать в таких проектах, как по предоставлению средств выведения космических аппаратов (ракеты-носители семейства "Штиль", создаваемые путем дооборудования серийно используемых БРПЛ РСМ-54), так и в создании космических аппаратов различного назначения на базе платформы "Компас", либо ее модификации.

Погрузка ракеты 3М-30 “Булава” на сборочно-снаряжательной базе Воткинского машиностроительного завода в Удмуртии

Ракеты морского базирования «Синева» и «Булава»

Сегодня, 24 августа, в России успешно выполнены пуски баллистических ракет морского базирования «Синева» и «Булава». Как сообщили в Министерстве обороны РФ, пуски произведены 24 августа в соответствии с планом боевой подготовки.

Согласно источнику, ракеты были выпущены с ракетной подводной лодки стратегического назначения «Тула» и с ракетной подводной лодки стратегического назначения «Юрий Долгорукий» из приполюсного района Северного Ледовитого океана и из акватории Баренцева моря.

«Массогабаритные макеты боевых блоков ракет выполнили полный цикл программы полета и успешно поразили учебные цели на полигонах „Чижа“ в Архангельской области и „Кура“ на полуострове Камчатка», - отмечается в сообщении Минобороны России. В ходе пусков подтверждены заданные технические характеристики баллистических ракет подводных лодок и работоспособность всех систем корабельных ракетных комплексов. Череда успешных пусков российских межконтинентальных баллистических ракет морского базирования свидетельствует о высоком технологическом потенциале и государственном стремлении развивать обороннопромышленный комплекс.

Ракета межконтинентальной дальности «Булава»

Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ) межконтинентальной дальности “Булава” (в различных модификациях “Булава-М”, ракета Р-30 / 3М-30 / РСМ-56 “Булава” / “Булава-30” – SS-NX-32 / SS-N-32) разработана Московским Институтом Теплотехники (МИТ), главный конструктор – Ю.С. Соломонов. Эскизное проектирование ракеты начато в 1992 г. При создании ракеты использовались результаты наработок по проектам МБР “Курьер”, а также БРПЛ “Барк”.

В 1998 г. после закрытия темы “Барк” и проведения конкурса под эгидой “Роскосмоса” (участники – МИТ и ГРЦ им. Макеева с проектом “Булава-45” главного конструктора Ю.А. Каверина) БРПЛ “Булава” начали проектировать в МИТе. В то же время начато перепроектирование под ракету “Булава” ПЛАРБ пр. 955. Одновременно контроль за разработкой БРПЛ был возложен на 4-й ЦНИИ МО России (руководитель – В. Дворкин), который ранее занимался контролем создания МБР. В это время головным разработчиком системы управления стало ФГУП “НПО Автоматики им.акад.Н.А. Семихатова” вместе с НПЦ АП им. Пилюгина. В ГРЦ им. Макеева велись работы по проектированию систем связи и оборудования комплекса. Разработка зарядов ракеты велась НПО “Алтай” (г. Бийск). Первое испытание двигателей ракеты проведено в 1999 г., а эскизный проект БРПЛ 3М-30 “Булава” защищен МИТ в 2000 г.

При создании ракеты было решено отказаться от испытательных пусков с погружных стендов. Испытания всех узлов проводились в полном объеме. Баллистические пуски макетов ракет производились на инженерно-испытательном полигоне КБ специального машиностроения в Елизаветинке под Санкт-Петербургом. Положительные результаты испытаний позволили перейти к испытаниям с подводной лодки в надводном положении и подводном положении. Всего в кооперации участвует 620 предприятий. Основное производство БРПЛ развернуто на .

Пуск ракеты “Булава” из подводного положения

Принять ракету на вооружение первоначально планировалось в 2008-2009 гг., но из-за нескольких неудачных пусков было перенесено на 2011-2012 г.г. В итоге БРПЛ Р-30 “Булава” была принята на вооружение ВМФ России в 2013 г. одновременно с подъемом Флага на головной ПЛАРБ К-535 “Юрий Долгорукий” пр.955 “Борей”. Погрузка штатного боекомплекта на головную лодку проекта ожидается в январе 2014 г.

Первый пуск макета ракеты произведен с ПЛАРБ ТК-208 пр. 941 УМ в конце 2003 г. Пуск из подводного положения – с опытной ПЛАРБ пр. 941 УМ “Дмитрий Донской” в Баренцевом море в сентябре 2004 г. С июня 2007 г. начато серийное производство основных узлов ракеты.

ТТХ ракеты и комплекса:

Длина шахты ПЛАРБ – 12.1 м
Длина ракеты с головной секцией – 12.1 м
Длина ракеты без головной секции – 11.5 м
Диаметр внутренний пускового контейнера – 2.1 м
Диаметр ракеты (1-й, 2-й и 3-й ступеней) – 2 м
Длина 1-й ступени – 3.8 м

Масса – 36.8 т
Масса 1-й ступени – 18.6 т
Масса забрасываемая – 1150 кг
Масса боевого блока (в комплектации 6 РГЧ ИН) – 95 кг (по западным данным)

Дальность действия:
– 5500 км (в ходе испытаний, Белое море – Кура, Камчатка)
– 8000 км (по проекту, “Булава-30”)
– 8300 км (по западным данным)
– 9300 км (по официальным данным в пуске на максимальную дальность 2011 г.)
Время полета – 14 мин (5500 км, в ходе испытаний, Белое море – Кура, Камчатка), 22 мин по др. данным
Высота апогея траектории в ходе испытаний – 1000 км

Возможности промышленности по серийному выпуску – до 25 шт/год (оценочно)

Ракета оснащена средствами преодоления ПРО. В ракете используются боевые блоки малой мощности разработанные ГРЦ им. Макеева. Ядерные заряды разработаны ВНИИЭФ (г. Саров) совместно с Уральским ядерным центром. Платформа разведения боевых блоков предназначена для доставки 6 РГЧ, обладает способностью совершать маневры на траектории, которые затрудняют решение задач ПРО противником.

Ракета межконтинентальной дальности «Синева»

Р-29РМУ2 «Синева», по классификации НАТО - SS-N-23 Skiff - российская трехступенчатая жидкостная с последовательным расположением ступеней баллистическая ракета подводных лодок третьего поколения. Используется в ракетных комплексах, размещаемых на стратегических подводных крейсерах проекта 667БДРМ «Дельфин». Принята на вооружение в 2007 г. Является модификацией комплекса Р-29РМ, принятого на вооружение в 1986 году. В 1996 г. производство этих комплексов было прекращено, но в 1999-2000 гг. возобновлено после модернизации изделия. С 1999 г. велись работы по модификации ракеты под обозначением Р-29РМУ2 «Синева». В 2004 г. завершены летные испытания ракеты. В ходе модернизации за счет уменьшения веса боевого блока был получен дополнительный ресурс по дальности и внедрены средства РЭБ. В 2007 г. Президент России В. В. Путин подписал указ о принятии ракеты на вооружение Военно-Морского Флота.

11 октября 2008 года в рамках учений Стабильность-2008 в Баренцевом море с борта атомной подводной лодки «Тула» из подводного положения был произведён запуск ракеты «Синева», которая установила рекорд дальности полёта в 11 547 км. Таким образом, максимальная дальность «Синевы» превысила максимальную дальность ракеты ВМС США «Трайдент-II» (11 300 км).

24 августа 2019 года с борта атомной подводной лодки «Тула» был проведён успешный запуск ракеты Р-29РМУ2 «Синева». По данным Минобороны, РПКСН «Тула», находясь в приполюсном районе Северного ледовитого океана, запустила ракету «Синева» по полигону «Чижа» в Архангельской области. Массогабаритные макеты боевых блоков ракеты выполнили полный цикл программы полета и успешно поразили учебные цели

Напомним, модификацией баллистической ракеты морского базирования «Синева» является ракета донного базтрования , разработанная Центром имени Макеева в Миассе. Принципиально новым стала платформа для ракеты – транспортно-пусковой контейнер, в котором ракета могла бы находиться на дне в боевом состоянии несколько десятилетий без какого бы то ни было технического обслуживания. Контейнер с пусковой установкой хранится на дне на глубинах от 300 до 1800 м, оболочка контейнера надежно защищает установку от давления.

Задача скрытности размещения ракеты «Скиф» на боевое дежурство решается просто. Лодка-носитель подходит под водой к заданной точке и сбрасывает контейнер. Монтажных работ не требуется, контейнер просто ложится на дно. В остальном «Скиф» – это, по сути, обычная баллистическая ракета«Синева».

2019-08-24T19:06:07+05:00 lesovoz_69 Защита Отечества Удмуртия ракета Погрузка ракеты 3М-30 "Булава" на сборочно-снаряжательной базе Воткинского машиностроительного завода в Удмуртии Ракеты морского базирования «Синева» и «Булава» Сегодня, 24 августа, в России успешно выполнены пуски баллистических ракет морского базирования «Синева» и «Булава». Как сообщили в Министерстве обороны РФ, пуски произведены 24 августа в соответствии с планом боевой подготовки. Согласно источнику, ракеты были выпущены с ракетной подводной лодки стратегического... lesovoz_69 lesovoz_69 lesovoz [email protected] Author Посреди России