Меню
Бесплатно
Главная  /  Экзема у человека  /  Сценарий открытого мероприятия "Чернобыль. Трагедия века". Сценарий линейки посвященной жертвам погибшим от аварии на чернобыльской аэс

Сценарий открытого мероприятия "Чернобыль. Трагедия века". Сценарий линейки посвященной жертвам погибшим от аварии на чернобыльской аэс

Сценарий классного часа «Чернобыль 30 лет спустя. Вспомним героев».

Цель и задачи:

1.Рассказать учающимся о чернобыльской трагедии;

способствовать формированию экологических знаний и использованию их в учебной и практической деятельности.

2.Развивать позитивную активную жизненную позицию;

3.Воспитывать чувство сострадания .

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран.

Слайд 2

«Беларусь… Для мира мы terr а incoqnita – неизвестная, неизведанная земля. «Белая Россия» - так примерно звучит название нашей страны на английском языке. О Чернобыле все знают, но только в связи с Украиной и Россией. Мы ещё должны рассказать о себе…»

Ход мероприятия.

Ведущий.

Слайд 3.

26 апреля 1986 года в 1 час 23 минуты 58 секунд – серия взрывов разрушила реактор и здание 4-го энергоблока Чернобыльской АЭС, расположенной вблизи белорусской границы. Чернобыльская катастрофа стала самой крупной технологической катастрофой XX века.

Слайд 4-5.

Черно́быль (укр. Чорно́биль производное от растения «чернобыльник», полынь) - город . Чернобыль расположен на реке , недалеко от её впадения в . До аварии в городе проживало около 13 тысячи человек.

На карте хорошо видны приграничные государства. Самая близлежащая территория Беларусии. Для маленькой Беларусии (население 10 млн. человек) взрыв атомной электростанции явился национальным бедствием, хотя у самих белоруссов нет ни одной атомной станции. Это по-прежнему аграрная страна, с преимущественно сельским населением. В годы Великой Отечественной войны немецкие фашисты уничтожили на белорусской земле 619 деревень вместе с их жителями. После Чернобыля страна потеряла 485 деревень и посёлков: 70 из них уже навечно захоронены в земле. В войну погиб каждый четвёртый белорус, сегодня каждый пятый живёт на зараженной территории. Это 2,1 млн. человек, из них же – 700 тыс. детей. Среди факторов демографического угасания радиации занимает главное место. В Гомельской и Могилёвской областях (наиболее пострадавших от чернобыльской катастрофы) смертность превысила рождаемость на 20 %.

Для справок.

В результате катастрофы в атмосферу выброшено 50 ∙ 10 6 К u радионуклидов, из них 70 % выпало на Беларусь: 23 % её территории заражено радионуклидами с плотность больше чем 1 К u /км² по цезию – 137. Для сравнения: на Украине 4,8 % территории, в России - 0,5 %. Площадь сельхозугодий с плотностью загрязнения от 1 и больше Ku /км² сотавляет свыше 1,8 млн. гектаров, стронцием-90 с плотностью 0,3 и больше Ku /км² - около 0,5 гектаров земли. Беларусь - страна лесов. Но 26 % лесов и большая часть лугов в поймах рек Припять, Днепр, Сож относятся к зоне радиоактивного загрязнения…

Как следствие постоянного воздействия малых доз радиации – с каждым годом в стране увеличивается число больных раковыми заболеваниями, нервно-психическими расстройствами и генетическими мутация.

Слайд 6 – 7.

Меньше недели понадобилось, чтобы Чернобыль стал проблемой всего мира. Радиация – это ионизирующее излучение, распространяющееся в виде потока квантов или элементарных частиц. Она измеряется дозиметром. В нашей жизни безопасный уровень радиации есть во всем, что нас окружает. Например, в медицине – рентгеновский аппарат. На каждой территории есть свой естественный радиационный фон, но безопасным для населения считается величина, равная приблизительно 0,5 микрозиверт (µЗв) в час (до 50 в час). При нормальном радиационном фоне наиболее безопасным уровнем внешнего облучения человеческого тела считается величина до 0,2 (µЗв) микрозиверт в час (значение, равное 20 микрорентгенам в час).

Самый верхний предел допустимого радиационного уровня – 0.5 µЗв - или 50 мкР/ч .

Для справок.

Ионизирующим это излучение называют потому, что радиация, проникая в кровь сквозь любые ткани, ионизирует их частицы и молекулы, что приводит к образованию свободных радикалов, которые ведут к массовой гибели клеток ткани. Воздействие радиации на организм человека называется облучением.

Слайд 8.

Саркофаг – это специальная конструкция, которую разработали инженеры из Питера, для четвёртого реактора. Срок службы на 30 лет использования. И если бы в 1986 году не спрятали реактор в саркофаг, масштабы катастрофы были бы гораздо больше…

Для справок.

В Украине разрабатывалось строительство нового саркофага «Арка»…

Четвертый реактор, именуемый «Укрытие», по-прежнему хранит в своем свинцово-железобетонном чреве около 200 тонн ядерных материалов. Причём топливо частично перемешано с графитом и бетоном.

Слайд 9 – 10.

Город призрак – пустые многоэтажные дома, театры, больницы, детские сады, школы и всё это с одеждой, вещами, мебелью, которые никто и никогда не сможет использовать.

Ученик 1.

В память героям Чернобыля

Чернобыль – город без людей,
Как призрак с памятью ужасной.
Не слышны голоса детей.
Нет, не отмечен кровью красной,
Но смерть таится здесь везде…

Ученик 2.

В пустом подъезде хлопнут двери…
Лишь ветер носит смерти пыль,
Не слышно птиц, не видно зверя.
Не сказка это – жизни быль.

Ученик 3.

В ту ночь… апрельскою, жестокой,
Случилась страшная беда.
Вдруг стала здесь земля опасной,
Не на года, а на века.

Ученик 4.

Молчанье тихое, ночное
Вдруг разорвало взрыва гром
И смерти чудище немое
Объято дымом и огнем.

Ученик 5.

Машин пожарных вереница
На помощь мчится, на войну,
С чудовищным огнём сразиться,
Закрыть собою всю страну.

Ученик 6.

Как много их: сынов любимых,
Отцов, мужей в одном строю.
И беззащитных и ранимых,
Стоящих прямо на краю.

Ученик 7.

Стоящих прямо перед смертью,
Не ощущая страшный час,
И за открытой смерти дверью
Они находятся сейчас.

Ученик 8.

Мы помним всех их поименно,
Мы помним лица их и боль.
Пред ними мы стоим в поклоне.
Сжимает сердце скорби боль.

Слайд 11.

Город Чернобыль (основан в 1193 году) - стал "административным центром" в 1986 году, из-за высокого уровня радиации на прилегающих территориях. Решение об отчуждении земель было вызвано существенным радиоактивным загрязнением территорий, смежных с атомной электростанцией. Было введено три зоны:

Специальная зона (непосредственно промплощадка АЭС);

10 км зона;

30 км зона (Чернобыль находится в 9.5 км от станции).

Для справок.

В них был организован строгий радиационный контроль транспорта. На границах зон, организованны трансплантационные сооружения для рабочих при переходе от одного транспортного средства до другого, чтобы уменьшить воздействие радиоактивных веществ.

В городе базируются главные предприятия, занятые работами для обслуживания зон в экологически безопасных условиях, включая предприятия, управления радиационными условиями 30-километровой запретной зоны.

В Чернобыле расположен персонал Министерства внутренних дел Украины, занятый защитой территории 30-километровой зоны и контролем незаконных проникновений.

Спустя более 30 лет после Чернобыльской аварии постоянное влияние малых доз радиации продолжает отрицательно влиять на природу 30-километровой зоны отчуждения. Вокруг атомной электростанции стало меньше птиц и насекомых (чем выше уровень радиации, тем меньше насекомых).

По мнению многих ученых, процветает дикая природа в специальной зоне, поскольку воздействие радиации не позволяет вносить свои коррективы со стороны человеческого фактора. Уровень радиации в области был опасен для жизни только в первые два года, и в течение десяти лет он упал в 1000-10000 раз в разных областях.

Как видно, история города Чернобыль носит разносторонний характер. Это древний город со своими обычаями и устоями, которые сохранились и по сей день. Ведь сейчас Чернобыль - мертвый город.

Слайд 11 – 15.

Ведущий.

Кто спасал людей всей планеты от невидимого убийцы – радиации? На ликвидацию последствий аварии было брошено двести десять воинских частей, около трех­сот сорока тысяч военнослужащих. Самое пекло дос­талось тем, кто чистил крышу... Впервые дни сотни молодых солдат работали на самой крыше реак­тора. В дальнейшем горные спасатели – шахтёры из Москвы, Киева, Днепропетровска, Шахты. Среди ликвидаторов и вертолётчики.

Впервые дни верхний зараженный слой земли был снят и захоронен, вместо него насыпали доломитового песка.

Солдатам выдавали свинцо­вые фартуки, но фон шел снизу, а там человек был не­прикрыт. Они - в обыкновенных кирзовых сапогах... В день по полторы-две минуты на крыше... На крыше гребли топливо и реакторный графит, осколки бетона и арматуры... Двадцать – тридцать секунд, чтобы нагрузить носилки, и столько же, чтобы сбросить «мусор» с крыши. Одни эти специаль­ные носилки весили сорок килограммов. Так что пред­ставьте себе: свинцовый фартук, маски, эти носилки и бешеную скорость... Представляете? В музее в Кие­ве лежит муляж графита величиной с фуражку, гово­рят, будь он настоящим, весил бы шестнадцать килограммов. Радиоуправ­ляемые манипуляторы часто отказывались выполнять команды или делали совершенно не то, так как их электронные схемы в высоких полях разрушались. Самыми надежными «роботами» были солдаты. Их окрестили «зелеными роботами» (по цвету военной формы). Через крышу разрушенного реактора про­шло три тысячи шестьсот солдат.

Был момент, когда существовала опасность ядерного взрыва, и потребовалось спустить из-под реактора грунтовую воду, чтобы туда не попал расплав урана и графита, вместе с водой они дали бы критическую массу. Взрыв - три-пять мегатонн. Не только бы в Киеве и Минске, но и на огромной части Европы нельзя было бы жить. Представляете?! Европейская катастрофа: Поставили задачу: кто нырнет в эту воду и откроет там задвижку спускного клапана? Искали добровольцев. И они нашлись! Ребята ныряли, много раз ныряли и открыли эту задвижку.

Вертолётчики в рядах спасателей… Четыре-пять вылетов в тече­ние суток, при высоте триста метров над реактором, температура в кабине - до шестидесяти градусов. А что творилось внизу, когда мешки с песком сбрасыва­лись? Представляете... Пекло... Активность достигала тысячи восемьсот рентген в час. Пилотам становилось плохо в воздухе. Чтобы метнуть прицельно, попасть в цель - огненное жерло, они высовывали головы из ка­бины... Смотрели вниз... Иного способа не было…

Молодые ребята... Они сейчас тоже умирают, но они понимают, что если бы не они... Это еще и люди особой культуры. Культуры подвига. Жертвы.

В нашем классе учится внук одного из первых ликвидаторов - Усачёв Александр. Его дедушка вернулся с высокой дозой облучения. После долгой болезни его не стало.

Ведущий.

Давайте почтим память героев минутой молчания.

Ученик 9.

Ликвидаторам Чернобыльской аварии

Ты знаменит худою славою,
Но лучше бы не знать её.
Над облучённою державою
Опять кружится вороньё…

Ученик 10.

А электронные дозиметры
Сходили бешено с ума,
Но вырастала по периметру
Для радиации тюрьма.

Ученик 11.

Коварны шутки с мирным атомом,
Он на свободе, как бандит,
И пионеров-ликвидаторов
Своими ядрами бомбит…

Ученик 12.
Настройте души под локаторы
На милосердия волну...
Мы, ветераны-ликвидаторы,
Прошли Чернобыль, как войну.

Цели: 1. Показать неразрывную связь экологии и экономики, необходимость внимания к экологическим мероприятиям в целях ослабления последствий техногенных катастроф.

2.Используя знания разных школьных дисциплин, убедить в обязательности рационального природопользования для сохранения здоровья человека.

Оборудование: выставка книг, журналов, плакатов и рисунков по данной теме, фотографии из книги «Чернобыльский репортаж», газета «География» (6, 17 1996г) стихи российских поэтов, цветы, свеча, презентация.

Ход мероприятия.

Дети стоят у композиции, где помещены портреты чернобыльских пожарных, ставших первыми жертвами аварии. Зажжена свеча, рядом - цветы.

Сегодня 26 апреля исполняется 30 лет со дня трагического события - чернобыльской аварии на АЭС. Свидетелями последствий и жертвами которой являемся мы. Поэтому сегодня в школе у нас пресс- конференция

« Чернобыльский след». И я прошу почтить память жертв минутой молчания.

Минута памяти. (1 сл.)

Литературная композиция.

Первый ученик. (2 сл.)

Человечество отмечает печальное тридцатилетие техногенной катастрофы 1986 года в Чернобыле. Это событие показало, какую страшную опасность несут всему живому « творенья рук человеческих».

(3 сл.)Жизнь – беззащитна

И любовь – нежна.

И Разум Землю

Облагает данью.

И точная ответственность

Должна сопутствовать

Великому познанью.

Надпись на ядерном реакторе, 1985г.

Второй ученик. (4 сл.)

На земном шаре более трёхсот атомных станций, дающих очень нужную людям электроэнергию. Работают они на радиоактивном топливе, которого требуется совсем немного. 1кг урана заменяет 2.5 тыс. т угля. Казалось бы, очень выгодные станции! Но вся беда в том, что в случае аварии это радиоактивное топливо попадает в окружающую среду, вызывая смертельно опасную для человека лучевую болезнь и заражая местность на 300 лет. Эти места обносят колючей проволокой и выселяют жителей.

Третий ученик. (5 сл.)

Такая страшная трагедия случилась на Украине, на четвёртом энергоблоке атомной станции. 26 апреля 1986года, в 1 час 27 минут на атомной станции произошёл взрыв. Ударил чернобыльский колокол. Его услышали жители Украины, Белоруссии, России, люди всей планеты. Он звучит и сегодня.

Бьёт колокол глухой

Чуть слышный, дальний.

Я слушаю, я плачу и молчу.

Чернобыльцев глаза печальны,

Ребята, не прощайтесь, не хочу!

Четвёртый ученик. (6 сл.)

Первый, самый страшный удар приняли на себя пожарные города Припяти.

Они тушили пожар, находясь в зоне самой сильной радиации – над реактором. А через две недели, в День победы, многих из них уже не стало - они умирали в московской клинике от острой лучевой болезни. Чувствовали

смерть, спокойно, без слёз прощались друг с другом и тихо умирали. Первыми не стало Виктора Кибенка, Владимира Правика и их друзей, а спустя 30 лет чернобыльская трагедия унесла жизни более 40 тыс. человек!

Пятый ученик.

В Библии сказано о том, что наступят на Земле горькие времена, когда упадёт на неё звезда по имени Полынь. В переводе с украинского Чернобыль – Чёрная полынь. Страшное предречение сбылось.

Заросли огороды

Библейской полынью.

И погасли на реках костры…

Тихо перекликаются сёла

«Болит голова и тошнит».

Тихо в лесах и полях,

Тихо на плёсе пустом…

Заражённые радиацией местности, сохнет во рту, першит в горле, деревенеет язык, чужими становятся зубы, радиация прожигает все внутренности. Умирают целыми семьями, и нигде не спастись от этого горя!

Шестой ученик. (8 сл.)

Жертв чернобыльской трагедии было бы меньше, если бы ведомство по атомной энергетике в Москве заинтересовалось последствиями строительства АЭС. Но Москва – далеко, а экологическая обстановка важна лишь для жителей мест, расположенных рядом с атомной станцией. Специалисты считают, что будь чернобыльский реактор сооружён под землёй (а это возможно), катастрофы можно было бы избежать. Экологические просчёты, вызванные инженерными ошибками при строительстве ЧАЭС, рикошетом ударили по экономике. Выяснилось, что радиоактивное загрязнение имеет большие масштабы, чем предполагалось ранее. (9 сл.) Ряд срочных мер (переселение людей в новые посёлки, дезактивация местности, медицинская помощь населению в зоне аварии) требует расходов, в десятки раз превышающих затраты на экологическую безопасность такого рода станций.

Седьмой ученик. (10 сл.)

Жертв чернобыльской трагедии было бы меньше, если бы людям в те дни сказали горькую, но правду. Нельзя было находиться в заражённой местности, а тем более купаться, загорать, ловить рыбу, собирать ягоды. Люди этого не знали, ибо лица, виновные в трагедии, пытались скрыть её истинно чудовищные для человека и природы масштабы. Эвакуировать людей стали намного позже. Пустыми оставались города и сёла, где тихо, как на кладбище, где ветер играет обветшалыми калитками. Радиацию ветром разнесло далеко от Чернобыля. В Белоруссии заражены 16 тыс. кв.км. территории, след чернобыльской аварии коснулся ряда областей России, в том числе и Усманского района. В городе и пригороде есть так называемая чернобыльская зона.

Жители нашей области, района и с. Куликово не остались в стороне от этой техногенной катастрофы. У нас в гостях сегодня односельчанин, ликвидатор последствий аварии на ЧАЭС Скрябин Николай Петрович. Расскажите, пожалуйста, о тех горячих буднях.

(выступление ликвидатора)

Восьмой ученик.

Четвёртый реактор –

он дьявольски вздрогнул раскатом.

Замрите народы, прощайте семья и друзья…

Кто в пекло шагнул, -

как на дот навалился на атом,

Чтоб вечно жила, чтоб вольно дышала Земля.

Кто в пекло шагнул,

тот не думал о смерти и славе,

Он думал о жизни, о жизни и только о ней!

Поэтому вишни цветут окрыленно в державе,

И дети играют

под солнечным пологом дней!

Ты чёрным платком свою голову горько покрыла,

Но ты устала в чудовищном этом бою,

Я кровный твой брат, обопрись на меня Украина,

Я всё, что имею, тебе в этот день отдаю.

Молчание давит, глядят сиротливо криницы,

Пустынны поля, это всё наяву, а не сон!

Четвёртый реактор –

святые бесстрашные лица,

Им, нас защитившим, живым и погибшим – поклон!

Ребята! А теперь у нас пресс – конференция. Участниками являются: (они с с табличками, сидят за столом) сотрудник МАГАТЭ, министр атомной энергетики России, врач – радиолог, специалист из центра ядерных испытаний г. Дубны Московской области. А среди вас « корреспонденты» российских и зарубежных СМИ. Вы можете задать вопросы.

1.Российская газета. Природа не запрограммировала в живых организмах радиоактивный цезий – 137. Однако у людей и животных он присутствует. Почему?

(В организмах людей и животных цезий – 137 появился после испытаний ядерного оружия и аварий на АЭС, накапливается, так как является биохимическим аналогом калия).

2.газ. Липецкие известия.

Каким фактором вызывается поражающее воздействие радиоактивных веществ на живые организмы?

(Этот фактор – радиоактивность, т.е. распад ядер атомов, при котором возникает излучение, имеющее большую энергию. Проникая в ткани, излучение нарушает их.

3.газ. Новая жизнь. Летом 1986 г в районе ЧАЭС предпринимались меры по предупреждению осадков: из самолётов рассыпались специальные вещества. Для чего?

(Дождевая вода выносила бы с поверхности почвы радиоактивные вещества, в ещё не обнесённые валами водоёмы).

4.журн. Вокруг света. Специалисты считают последствия чернобыльского взрыва в 70 раз более серьёзными, чем взрыв атомной бомбы над Хиросимой. Почему?

(При ядерном взрыве радиоизотопы превращаются в стабильные изотопы, выделяя много тепловой и световой энергии. При тепловом взрыве на ЧАЭС радионуклиды – продукты деления ядерного топлива попали в окружающую среду и на многие годы загрязнили её).

5. журн.Вестник. Почему к критическим видам загрязнения среди рыб, отнесли, прежде всего, хищные рыбы?

(Хищные рыбы являются заключительным звеном в пищевой цепи: «водные растения – травоядные рыбы – хищные рыбы»).

6.газ. Аргументы и факты. Какие группы населения, проживающие в зоне аварии, относятся к критическим?

(Работники сельского хозяйства, получающие дополнительную дозу облучения, т.к. вдыхают больше пыли, содержащей радионуклиды. Вторую группу составляют маленькие дети, в силу малого роста, дышащие приземным слоем воздуха).

7.журн.Крестьянка. Почему загрязнение молока – важный показатель радиоэкологического состояния местности?

(Больше всего радионуклидов скапливается на почве и траве, через которые заражаются сами животные, а в ещё большей степени – их молоко).

8.газ.Новое время. Что такое острый период облучения?

(это период действия короткоживущих радионуклидов с периодом полураспада 10 дней, среди них – йод – 131, йод – 132, барий – 140. Благодаря их распаду интенсивность облучения через два месяца снижается).

9. журн. Новое время. После аварии население принимало препараты йода. Зачем?

(Насыщая организм стабильным йодом, предупреждается накопление его радиоизотопов в щитовидной железе и уменьшается доза облучения).

10. газ.Живая природа. Как животные и растения реагируют на незначительное повышение радиационного фона? Могут ли быть какие- либо отклонения?

(Растения ускоряют рост, увеличивается вегетативная масса, плоды вырастают неестественно крупными. Животные реагируют отрицательно).

11.журн. Здоровое питание. Какие продукты особенно полезны для жителей заражённых территорий, выехавших из зоны радиации?

(Мясо, рыба, морепродукты, свёкла, морковь, абрикос, апельсин, изюм, чернослив, соки, молоко, мармелад, зефир).

Спасибо за работу, наша конференция подошла к концу.


Открытое мероприятие посвященное 30 –летию

аварии на ЧАЭС

Чернобыль. Трагедия века

Подготовила воспитатель ГПД Новикова А.Б.

МБОУ Школы – интерната г. Моздока

2016г.

Цель - показать значимость экологической трагедии на примере аварии Чернобыльской АЭС;

Формировать чувства ответственности по отношению к окружающей природе и патриотизма;

- Воспитывать чувство сострадания, умение сопереживать другим людям и по достоинству оценивать их вклад в жизнь страны.

Воспитатель: сегодня мы здесь собрались, для того, что бы вспомнить события 30 – летней давности. О страшной трагедии, которая произошла в 1986 году в Чернобыле. Но прежде я хочу вам представить наших гостей (представляю гостей – ликвидаторов аварии на ЧАЭС)

«Третий ангел вострубил,

И упала с небес большая звезда

Звезда,

Говорящая, подобно светильнику.

И пала на третью часть рек

И на источники вод, имя той звезде

Полынь

И многие из людей умирали от вод

Потому что они стали горьки…

Страшное предсказание Святого Иоанна Богослова сбылось!

Зарина: Имеется на земле еще место события, которое перевернуло полностью жизнь людей. Именно к числу таких грозных трагедий относится Чернобыльская катастрофа – авария, равной которой за последние годы отыскать невозможно. 26 апреля, 30 лет Чернобыльской трагедии. Дата, которую не празднуют, но о которой нужно помнить. Так что же произошло в тот день,26 апреля 1986году?

Чернобыльская атомная станция расположена на Украине вблизи города Припять, в 18 километрах от города Чернобыль, в 16 километрах от границы с Белоруссией и 110 километрах от Киева.

Все люди мирно спали и не думали о том,

что будет завтра, что может случиться с завтрашним днем!

произошла разбалансировка реактора 4

и инженеры заметили, что он теперь нестабилен!

Выброс радиации - словно фейерверк.

Ахмед: Примерно в 1:23:50 на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС произошел взрыв, который полностью разрушил реактор. Черное ядовитое облако, вырвавшееся из саркофага, принесло с собой смерть и болезни. Человек оказался бессильным перед атомом, который больше не желал оставаться мирным. Здание энергоблока частично обрушилось, при этом, как считается, погиб 1 человек - Валерий Ходемчук. тело не найдено, завалено под обломками двух 130-тонных барабан-сепаратора.

Зарина: В различных помещениях и на крыше начался пожар. Впоследствии остатки активной зоны расплавились. Смесь из расплавленного металла, песка, бетона и частичек топлива растеклась по подреакторным помещениям. В результате аварии произошёл выброс радиоактивных веществ, с различным периодом полураспада от 8 дней до 30 лет. Взрыв вызвал десятки пожаров на территории станции. Уже через несколько минут на их тушение прибыли отряды пожарных во главе с лейтенантами Правиком и Кибенком. Вскоре к ним присоединился и командир пожарной части майор Телятников.. Майор находился в отпуске и не был обязан являться на службу. Но офицер сразу бросился на помощь своим подчиненным. Леонид Телятников, Виктор Кибенок, Владимир Правик и их бойцы вступили в борьбу с огнем. За пять часов мужчины погасили тридцать семь очагов пожара - больше одного пожара на каждого. Их сжигало невидимым радиационным излучением. Их тела стали бурыми - появился так называемый ядерный загар. Страшно болели руки, ноги, голова, пораженные радиацией. Но пока у них оставались хоть малейшие силы, они вновь и вновь шли в огонь, чтобы остановить смерть. Только к утру пожарных доставили в больницу со смертельным диагнозом: острая лучевая болезнь. Лейтенанты внутренней службы Кибенок и Правик, их подчиненные: Игнатенко, Ващук, Тишура, Титенок - умерли в больнице. Другие, в том числе майор Телятников, выжили.

Аслан: Пожарные как всегда были наготове,

но никто не мог представить, что предстоит им за работа!

Один за одним, пожарные выходят из строя,

и никто не верит в то, что вокруг происходит!

головная боль, рвота, тошнота!

Это лишь малый перечень всего того зла!

кто-то после этой ночи не вернется домой,

Кто-то громко плачет о брате молодом!

Амина: Если бы пожарные не погасили огонь, он перекинулся бы на другие реакторы электростанции. Половина Европы подверглась бы радиоактивному заражению. В эту страшную ночь пожарные Чернобыля не просто остановили пожар - они спасли тысячи человеческих жизней. Лейтенантам Кибенку, Правику (посмертно) и майору Телятникову было присвоено звание Героя Советского Союза.

В первые часы после аварии, многие, по-видимому, не осознавали, насколько сильно повреждён реактор, поэтому было принято ошибочное решение обеспечить подачу воды в активную зону реактора для её охлаждения. Для этого требовалось вести работы в зонах с высокой радиацией. При выполнении этих работ многие сотрудники станции получили большие дозы радиации, а некоторые даже смертельные.Остановить активное извержение радиоактивных веществ из разрушенного реактора удалось лишь к концу мая 1986..Авария расценивается как крупнейшая в своём роде за всю историю ядерной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от её последствий людей, так и по экономическому ущербу.

Аслан: Возле Припяти мертвой стоит дерево-крест,

Рыжий лес хоронили от зари до зари,

Только «крест» сохранили для потомков земли.

Из глазниц мертвых окон город смотрит на нас,

Хиросимой далекой, морем плачущих глаз.

Сколько тысяч – не знаю – свой покинули кров,

Жизнь без родины детства – это мука без слов.

Рядом с братской могилой и рванувшей ЧАЭС

Возле Припяти мертвой стоит дерево-крест.

Преклонись перед теми, кто погиб и исчез,

Просит дерево-память, просит дерево-крест.

Саша: Во всех сберкассах страны был открыт «счёт 904» для пожертвований граждан, на который за полгода поступило 520 миллионов рублей. Ну, а артисты были призваны морально поддержать жителей пострадавшего региона. Конечно, дело это было абсолютно добровольное. Иосиф Кобзон, Валерий Леонтьев, Алла Пугачева, Ирина Понаровская, Александр Барыкин поехали в зараженную зону в числе первых.

Амина: Каждый день отдаляет человечество от этих грустных событий. Все меньше с каждым годом на Украине, в России и в Беларуси остается тех, кто устранял последствия техногенной катастрофы. Забыть об этом событии нельзя.

Прошли десятилетия. На тридцать километров вокруг станции до сих пор тянется «мертвая зона» - земля, вода, воздух в ней заражены. Людям там жить запрещено. Население вывезли в другие города и села. Радиоактивному заражению подверглись некоторые области Украины, Белоруссии, России, на которые после взрыва выпали дожди, несущие в себе смертоносную чернобыльскую пыль.

Турпал: Для координации работ были также созданы республиканские комиссии в Белоруссии, Украине и в нашей стране, различные ведомственные комиссии и штабы. В 30-километровую зону вокруг ЧАЭС стали прибывать специалисты, командированные для проведения работ на аварийном блоке и вокруг него, а также воинские части, как регулярные, так и составленные из срочно призванных резервистов. Их всех позднее стали называть «ликвидаторами». Ликвидаторы работали в опасной зоне посменно: те, кто набрал максимально допустимую дозу радиации, уезжали, а на их место приезжали другие.

Денис: (звучит грустная мелодия)

Вот настала пора нам прощаться
Сказать “до свидания” коллегам, друзьям
Кому – насовсем, а кому возвращаться
К этим чернобыльским важным делам.
Горе страны нас теснее сплотило
Болью откликнулось в наших сердцах
Чернобыль, тебе мы отдали все силы,
Выполнив ратный свой долг до конца.
В тесном сплоченье особого круга
В сложных условиях, как на войне
Поняли здесь еще раз, что без друга
Без воинской дружбы тяжко вдвойне
Жили сплоченно и не унывали
Горе и радость – на всех пополам
Трудностей быта мы не замечали
За помощь, поддержку спасибо друзьям.
Вам, оставшимся нам в продолженье
В эту минуту хотим мы сказать
Стремитесь всегда не бояться решений
Честно, открыто всегда поступать.
Жизнь не кончается с нашим уходом
И множество дел еще впереди
Старались мы быть пионеров достойны
Делом, не словом себя обрести.
Чтоб расцвели и Чернобыль, и Припять.

Амина: 31 человек погиб в течение первых трех месяцев после аварии; отдалённые последствия облучения, выявленные за последующие 15 лет, стали причиной гибели от 60 до 80 человек. 134 человека перенесли лучевую болезнь той или иной степени тяжести, более 115 тыс. человек из 30-километровой зоны были эвакуированы. Более 600 тысяч людей были мобилизованы на ликвидацию последствий аварии на чернобыльской АЭС. Они отдали свое здоровье и жизнь ради спасения многихлюдей во всем мире, оберегая человечество от последствий его страшной ошибки.Среди них были и наши земляки. 221 человек из Моздокского района были направлены на ликвидацию катастрофы на Чернобыльской АЭС. 99 человек уже нет в живых. В Парке победы им установлен памятник, их имена выбиты на мемориальной плите.

Эдик: Когда уходят близкие от нас,

То очень тяжело мириться с этим.

Мы, с болью, размышляем каждый раз

О злой несправедливости на свете...

Но почему, скажите, почему,

Так бестолково этот мир устроен?

И не понять ни сердцу, ни уму,

Что с нами сделал вспыхнувший Чернобыль.

Не снимут боль ни мрамор, ни гранит,

И никакие в мире обелиски...

Так пусть навечно память сохранит

Нам образы ушедших наших близких.

минута молчания

Лейла: Ликвидаторы … эти героические люди, находившиеся так близко от смерти, выполнявшие разные обязанности, объединило одно - стремление помочь Родине, защитить страну и предотвратить еще большую катастрофу.

Они выполнили свой долг. Они тогда не думали, что через 30 лет здесь, в школе, молодые люди, юноши и девушки будут называть их имена. Они сами были молоды, хотели жить и радоваться жизни. Но шли навстречу смерти. Ради нас.

Диана:( звучит минус песни В.Кавунв. Крик Чернобыля)

Звучит над миром колокол беды,

Тревожа память, поминая горе,

Жесток и страшен лик седой войны,

Как в шторм разбушевавшееся море.

Япония скорбит уж много лет,

Известны людям Хиросима, Нагасаки,

Но не наложен на трагедии запрет,

Стоят повсюду ядерные плахи.

Не хочет человечество понять,

Что жизнь на свете самое святое,

Ее мгновенно можно оборвать

В горниле взрыва или гуще боя.

Всех жертв и испытаний нам не счесть,

Но целы арсеналы, полигоны,

Чернобыля убийственная весть

Предупрежденье поколеньям новым.

Тысячелетье начало отсчет,

Век двадцать первый по земле шагает,

Пусть его детям больше повезет

И солнца луч их каждый день встречает.

Зарина в нашем интернате работают педагоги, папы, которых были ликвидаторами последствий Чернобыльской аварии.

Это папа Дементьевой Ирины Михайловны - Гончаренко Михаил Григорьевич. Находился на Ч АЭС в1987году. Он умер 2003году в следствии полученной лучевой болезни.

Слово гостям…

Воспитатель: Пройдет еще ни один десяток лет, но авария на ЧАЭС так и останется больным вопросом для нас, незаживающей раной в душе и не уходящей тревогой… Потому что и спустя столетие нельзя будет сказать о Чернобыльской катастрофе, что это уже в прошлом, а теперь все хорошо. Пусть же сохранится память о тех трагических днях, чтобы на нашей земле никогда не повторился Чернобыль! Низкий поклон всем кто спас мир от ядерной катастрофы! Вечная память, тем, кого с нами нет и крепкого здоровья живым! Спасибо вам за ваш подвиг и героизм!

Вручение памятных подарков гостям.

Ресурсы: В сценарии использовался материал взятый из внеклассного мероприятия "Чернобыль- боль, Чернобыль - смерть" Кочеровой Юлии Александровны; chernobyl.kh.ua›новости; nsportal.ru›Школа›Классное руководство›…-v-7-klasse-chernobyl

iplayer.fm›

Сценарий мероприятия посвященный чернобыльской трагедии

Методическая разработка

Из опыта работы учителя Т.А. Стоцкой


В процессе обучения раздела биологии - экологии я, как учитель, не могу не рассказать ребятам о страшной Чернобыльской катастрофе и о ее пагубном влиянии на биосферу. Это возможно на уроке по теме «Экологические факторы» в 11 классе, при изучении темы «Биосфера. Охрана биосферы». Кроме того, мне удалось побывать в мертвой зоне, в деревне Журба через 20 лет после случившегося и стать очевидцем последствий катастрофы. Учащиеся обычно задают много вопросов по этой теме. Исследования по данной теме становятся реферативными работами к обобщающему уроку. В итоге накопилось много детских работ, в которых ученики выясняют причины, последствия, прогнозы данной техногенной катастрофы. Авторы работ учатся анализировать ситуацию и синтезировать факты в итоговую работу по теме.

В работе «Чернобыльская катастрофа. 10 лет спустя» ученица М. Землякова пишет:

«Согласно официальным оценкам трёх стран (республики Белоруссии, России, Украины), от чернобыльской катастрофы, так или иначе, пострадали более 9 миллионов человек. В РСФСР подверглись загрязнению 16 областей и одна республика.

В работе «Исследование причин и последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» ученик Д. Мантула пишет о расследовании причин: «Уверен, что ни в какой стране мира, кроме нашей Родины, нет такого количества бесстрашных и отзывчивых людей, готовых по зову сердца уйти с обжитого места, от семьи, рисковать здоровьем для того, чтобы найти причину ядерной катастрофы и сделать так, чтобы подобное никогда не повторилось».

В работе «Чернобыльская катастрофа – 20 лет спустя», В. Кучеренко анализирует проблему и приводит примеры альтернативных источников энергии. Но вводить их в жизнь в нашей стране непросто вследствие недостаточного финансирования. Кроме того, тема Чернобыля может быть актуальной для классных часов «День памяти Чернобыля». В данной работе представлен сценарий для учащихся 7-9-х классов «Героям Чернобыля посвящается!».

Мне он показался интересным, дети его слушают особенно тихо, с замиранием сердца. Благодаря стихам, он эмоционально насыщен и легче воспринимается детскими душами.

Последние годы это мероприятие стало общешкольным и проходит ежегодно 26 апреля в день памяти Чернобыля. Готовят мероприятие ученики 11 класса для учащихся 7-9-х классов.

Целью этого мероприятия является развитие экологического мышления, которое вырабатывает ответственность за совершаемые поступки, и чувство патриотизма, долга перед Родиной.


Вступительное слово учителя

26 апреля 1986г. в городе Чернобыле на планете Земля произошла катастрофа, которая потрясла мир своими масштабами в пространстве и во времени и была названа Чернобыльская трагедия. Чернобылем, древние славяне называли полынь самую горькую траву, да и в слове «Чернобыль» вам слышится черная быль. Об этой трагедии и людях, закрывших нас своей жизнью, мы расскажем вам сегодня.

26 апреля в 01час 23 мин. 40сек. Во время испытательных работ на ЧАЭС 187 стержней системы управления и защиты вошли в активную зону для глушения реактора. Ценная реакция должна была прерваться. Однако через 3 сек. зарегистрировано появление аварийных сигналов по превышению мощностей реактора, росту давления. А еще через 4 сек. глухой взрыв, сотрясающий все здания. Стержни аварийной защиты остановились, не пройдя и половины пути.


Ученик: Взметнулся в небо столп огня, И взрыв разбрызгал блока глыбу, Застыла в ужасе Земля, Бедой поднятая на дыбу.

Учитель: с крыши 4-го энергоблока как из жерла вулкана, стали вылетать сверкающие сгустки. Они поднимались высоко вверх. Это было похоже на фейерверк. Сгустки рассыпались разноцветными искрами и падали в разных местах. Черный огненный шар взвился вверх, образуя облако, которое вытянулось по горизонтали в черную дугу и пошло в сторону, сея смерть, болезни и беду в виде мелких, мелких капель. На территории ЧАЭС люди перешагивали через обломки, позже из-за высокого уровня радиации там не могли пройти даже роботы: «сходили с ума». А в это время внутри работали люди. Крыши нет, часть дома разрушена, погас свет, отключен телефон. Рушатся перекрытия, дрожит пол. Вспыхивают искры короткого замыкания. Приборы радиационного контроля зашкаливают. Всюду течет горячая, радиоактивная вода.


Ученик: Огонь и мрак – невидим враг, До смерти шаг – потом бессмертие. Ни перестрелок, Ни атак, но жить лишь так, Ценою смерти.
По абзацу читают старшеклассники:

1-й ученик : В 1 час 26 мин, через 3 мин. после случившегося, сработала пожарная сигнализация. А еще через 2 мин. прибыл дежурный караул станции и по тревоге прибыли пожарные из города Припять. Началась страшная борьба с огнем. Руководил тушением 23-летний лейтенант Виталий Кибенок со своими товарищами. Виталий был старший по должности и званию в своей бригаде пожарников.

2-й ученик: Уровень радиации был неизвестен, но и без дозиметра лейтенант понимал, что уровень радиации выше нормы. Он имел право отдать приказ своему караулу отступить и ждать подкрепления, но беда могла перерасти в еще большую катастрофу. Подхватив пожарный ствол, Правик повел своих ребят на ревущее пламя крыши третьего энергоблока на 30-ти метровую высоту. Ни один не остался в замешательстве. Зная, на что идут, они пошли все без исключения.

3-й ученик: В это время прибывает на пожар Иван Бутрименко со своей командой пожарников из соседнего города. Ему тоже 23 года, он однокашник Кибенка, не медля, бросился на помощь своему товарищу.

4-й ученик: А в это время огонь был уже на крыше машинного зала. Шла 6-я мин. тушения пожара. И тут внимание его привлекли куски белого вещества, беспорядочно разбросанного по крыше. Это вещество мерцало бледным светом, а вокруг него все плавилось и дымилось. Куски было решено немедленно сбрасывать с крыши. Он подал пример и тут же прожег свои испытанные огнем рукавицы, которые должны защитить о любого огня. «Графит», - сообразил он не сразу. Графит был до бела раскален, его температура свыше 100 градусов, радиоактивен.

5-й ученик: Крыша плыла под ногами, плавилось и плыло бетонное покрытие верха машинного зала. Раскаленная масса залила сапоги, обжигая ноги. Через 7 мин. после аварии руководство тушением принял майор Леонид Телятников, командир пожарной части. Он находился в отпуске, но, узнав о пожаре, примчался немедленно. Телятноков забрался на уцелевшую крышу, увидел всю страшную картину. Отступить, означало подставить людей под угрозу, предать, остаться – значит спасти их ценой собственной жизни. Он остался.

6-й ученик: Борьба со стихией шла на высоте 27-70 метров. А внутри помещения 4-го энергоблока тушением занимался дежурный персонал станции. Через 10-15 мин. борьбы людям становилось плохо. Их тошнило, кружилась голова, но они не уходили с места борьбы. У них уже проявлялись симптомы острой лучевой болезни. Самым обессиленным Виталий Кибенок приказывал отступить, но это был единственный приказ, который никто не желал выполнять. Падали на колени люди, но поднимались вновь и шли в атаку на огонь.

7-й ученик: 2 часа 10мин. – сбит огонь на крыше машинного зала, но продолжает гореть крыша реакторного зала.

2 часа 30мин. – подавлен огонь на крыше реакторного отделения.

На третьем часу пожара адский жар заставил снять маски, плавилась обувь, одежда пожарников, руки покрывались ожогами, но еще страшнее была радиация – это невидимый страшный враг, который проникает внутрь, отравляет организм и порожает его страшной болезнью. Все пожарники были очень молодыми людьми. В среднем им было 25 лет. Санитарные машины увозили пожарников с объекта, но другие продолжали тушить, пока страшная радиация не выводила из их строя.

8-й ученик: Приехали пожарные из Киева и других областей Украины. Огонь не должен был распространяться на другие энергоблоки Чернобыльской АЭС.

Пожар надо было остановить, и люди остановили его.

4часа 50 мин. – огонь в основном локализован.

6 часов 3 мин. – пожар ликвидирован.

Наступило утро 27 апреля. Это было воскресное утро. Весна на Украине, а потому люди с утра занимались посевными работами. По улицам из воды, используемой для пожара, побежали ручьи. Началась дезактивация. Сотни пожарных поливали все мыльной водой, поэтому ручьи текли мыльные, а вездесущие мальчишки бегали босиком по лужам и пускали кораблики, не понимая, как опасны были эти лужи. В городе ездил транспорт, народ отдыхал, крестьяне сеяли. Это был самый обычный воскресный весенний день на Украине, теплый и солнечный. И никто не знал, какая опасность грозила им. И никто не знал, что страшный невидимый враг – радиация проникает всюду с воздухом, с водой! А над атомной электростанцией виднелся синий дымок.

9-й ученик: Погибли все, только майор Телятников, начальник отряда, выжил после тяжелой операции по пересадке мозга.

Что и говорить, тяжкий им выпал жребий, но за плечами у каждого были дети, жены, матери, близкие, весь отчий край, которые они заслонили собой.

Володя Правик из Московской больницы продиктовал записку жене: «Ты, знаю, плачешь. Не надо, прошу, я не умру, поверь. Я вернусь с победой». Эти слова Владимира Правика были последними. Через пару дней его не стало. Владимиру не исполнилось 24 лет. Он был молодым отцом и любимым мужем, настоящим мужчиной, гражданином, человеком. В ту черную ночь он и его соратники защитили всех нас, землю, жизнь.


Учитель зажигает свечу. Звучит мелодия . Учитель перечисляет фамилии погибших пожарников: Половинки Бутрименко Правик, братья Шаврей, Палеча, Петровский, Хмель, Король, Ничепоренко, Биркун, Булова.
Объявляется минута молчания
Заключительное слово учителя

Идут годы. Мертвыми стоят на земле города Чернобыль, Припять; в них стоят памятники, деревянные просмоленные кресты, у подножья которых написано: «Люди добрые, поклонитесь тем, кто никогда, ни в радости, ни в горе не вернется на эту землю!». Пустыми стоят дома с черными глазницами окон, каждую весну буйно цветут чернобыльские сады и осыпают плодами яблок, груш плодородную, но отравленную чернобыльскую землю. Их никто не ест, они опасны для здоровья.

Лес, впитавший в себя радиацию, порыжел, пришлось бульдозерами зарыть его в огромный котлован на горькой чернобыльской земле, и теперь он отравляет воды, которые идут в Припять и Днепр. Города и деревни стоят, обнесенные колючей проволокой. Туда не ступает нога человеческая. Иногда пролетают птицы и на больших скоростях проносятся редкие машины по трассе Киев - Житомир. Но жизнь продолжается, и сегодня у нас горит свеча, как символ жизни. И пусть на нашей земле рождаются, растут и живут герои, способные защитить жизнь на земле.


Стихи читают учащиеся Полынь Этой темы касаться - Словно раны кровавой, Но молчать Не положено мне: Я из тех, что пока Не обласканы славой, Хоть сражались В библейской войне. Нет страшней, Чем с невидимой смертью бороться, Заслоняя планету собой, Пляшут, вырвавшись, атомы, Злые уродцы, Но пожарные, Приняли бой Нет, не все измеряется Лишь орденами, Хоть, должно быть, Отыщут и вас ордена, Вижу, став на колено, Солдатское знамя Преклоняет пред нами страна. Все пред вами в долгу, И до самого гроба… Выйду в степь, В раскаленную синь, Я не ведала ране, Что словами «Чернобыль» Называли славяне полынь.
А бедной планеты обугленный рот, Кричит: «Что творите вы люди со мной? Поймите, земляне, вы в связке одной! Вам вместе лететь в термоядерный ад. Закрою глаза - океаны кипят. Это время пока что! Но время не ждет. Сегодня на Припяти тронулся лед. Чернобыль, Чернобыль -вселенская боль! За души ослепшие бой. Не уж то меня не прикрыл ты собой? И запад твой страшный урок Не поймет? Не важно, кто первый на кнопку нажмет, О, бедной планеты обугленный рот.
Стон земли (С.Михалков) Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты, Не год, не два, а миллиарды лет, Я так устала…Плоть моя покрыта Рубцами ран -живого места нет. Терзает сталь мое земное тело, И яды травят воды чистых рек, Все то, что я имела и имею, Своим добром считает человек. Мне не нужны ракеты и снаряды, А ведь на них идет моя руда, А что мне стоит только штат Невада, Его подземных взрывов череда. Зачем друг друга люди так боятся, Что позабыли о самой земле? Ведь я могу погибнуть и остаться Обугленной песчинкой в дымной мгле. Не потому ли, загораясь мщением, Я против сил безумных восстаю, И, сотрясая Твердь землетрясеньем, На все обиды свои ответ даю И не случайно грозные вулканы Выплескиваю с лавой боль земли…
Очнитесь, люди!
Призовите страны, Чтобы меня от гибели спасти.
Андрей Дементьев. Что же натворили мы с природой? Как теперь нам ей смотреть в глаза? В темные отравленные воды, В пахнущие смертью небеса. Ты прости нас, бедный колонок, Изгнанный, затравленный, убитый… На планете, Богом позабытой, Мир от преступлений изнемог.

Литература

    Бадев В.В., Егоров А.Ю., Казаков С.В. Охрана окружающей среды при эксплуатации АЭС. М.: «Энергоатомиздат». 1990. Варницкий В. Чернобыльский адреналин. // «Зоря» 2002. Израэль А.Ю. Проблемы всестороннего анализа окружающей среды и принципы комплексного мониторинга. Л., 1988. Никитин Д., Новиков Ю. Окружающая среда и человек. М., 1986. Пральников А. Репортаж из Чернобыля. М.: «Мысль». 1998. Сердюков М. Заслонили собой. // «Собеседник» № 133, 2005.
6

26 апреля исполняется 30 лет со дня самой страшной в истории ядерной катастрофы на Чернобыльской АЭС. Фотограф Ядвига Бронте поехала в Белоруссию, чтобы встретиться с невидимыми людьми, все еще ощущающими на себе последствия катастрофы.

Катастрофа произошла около 30 лет назад, но ее последствия чувствуются и по сей день. Когда реактор в Припяти на севере Украины начал разрушаться, это стало самой страшной ядерной аварией в истории – и по числу жертв, и по количеству финансовых расходов. Но это был не конец.

Фотограф Ядвига Бронте родилась в Польше, всего за неделю до ужасной трагеди. Близость места и времени ее рождения к Чернобылю до сих пор определяет для нее важность этого события.

Последний ее проект «Невидимые люди Белоруссии» документирует жизнь искалеченных жертв Чернобыля, проживающих в белорусских правительственных учреждениях – «интернатах», – которые действуют в качестве «убежищ, приютов и богаделен в одном лице». Хотя катастрофа произошла в Украине, именно Белоруссия приняла на себя всю тяжесть удара.

Живые лица жителей интернатов дают нам редкую возможность увидеть как живут выжившие после Чернобыля. Спустя десятилетия они слишком легко оказались забыты.

– Почему вы решили снимать этих людей?

– Я была одной из более чем 18 миллионов поляков, которым давали «Люголь» – раствор йода для защиты от радиоактивных осадков после Чернобыльской аварии. К сожалению, не во всех пострадавших странах поступали так же. Белоруссия находится ближе всех к Чернобылю и люди здесь пострадали больше других. Последствия аварии сказываются на здоровье населения по сей день.

Однако, мой проект не только о пострадавших от Чернобыльской аварии. Он обо всех инвалидах, которых не замечает общество. К сожалению, тема инвалидности все еще табуирована в Белоруссии. Возможно, это связано с постсоветским менталитетом, религией или просто недостатком информации и общих знаний об инвалидности.

– Прошло 30 лет со дня катастрофы – на что похожа жизнь тех людей, с которыми вы встречались?

– Когда я говорю «жертвы Чернобыльской катастрофы», я не имею в виду людей, которые были непосредственными жертвами, как например работники электростанции или ликвидаторы аварии. Я имею в виду людей, которые родились после апреля 1986 года физически- или умственно неполноценными. Некоторым детям Чернобыля сейчас по 30-ть лет, другие родились недавно, и многие еще родятся в будущем. Мутировавший ген – прямое следствие радиации – может передаваться в поколениях.

Большинство жертв Чернобыля и инвалидов живут в белорусских интернатах. Это государственные учреждения – нечто среднее между детскими домами, приютами и хосписами. Честно говоря, люди, живущие в них, просто влачат свое существование – им не предоставляется никакое образование, и их активность минимальна. Они просто поддерживают свое существование: готовят пищу, убираются и работают на полях. Очень часто они заводят крепкую дружбу между собой и живут друг для друга.

– С какими трудностями вы столкнулись при съемке?

– Это были трудности скорее личного характера, чем технические. Работая в таких местах невозможно не испытывать сильные эмоции – не только во время съемки, но проводя время с обитателями интернатов, слушая их истории и пытаясь понять, как работает система, в которой они живут. То, что вы увидите, действует удручающе.

– Что вы надеетесь показать или добиться своими фотографиями?

– Я хочу, чтобы эти невидимые люди стали видимым. Я хочу, чтобы люди узнали больше об их жизни и услышали их истории, которые никому неизвестны. Я хочу, чтобы Белорусский народ лучше заботился о них, потому что будущее этих людей действительно находится в руках белорусского народа.

Места подобные этим есть во многих других странах по всей Европе и за ее пределами. Люди должны понимать, что неправильно отделять тех, кто имеет психические или физические недостатки, от остального общества.

Я надеюсь, что родители станут сильнее, принимая решение заботиться о детях-инвалидах, и увидят какие они красивые на самом деле. Государственные учреждения – не лучшее место для них. Я видела это своими собственными глазами.