Меню
Бесплатно
Главная  /  Родинки  /  Как правильно делать вращения в танце. Хлопушки и присядки (мужской класс), техника вращений (женский класс) в народном танце. Методика разучивания. Сальто поворот в плавании кролем на спине

Как правильно делать вращения в танце. Хлопушки и присядки (мужской класс), техника вращений (женский класс) в народном танце. Методика разучивания. Сальто поворот в плавании кролем на спине

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «АРС»

Утверждаю

Директор МОУ ДОД ДЮЦ «АРС»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«ТЕХНИКА ВРАЩЕНИЯ ТАНЦОВЩИКА»

школы народного танца

г. Кострома 2009г.

Общеизвестно, что каждая мышца имеет свои функциональные возможности. Одна работает долго и сильно, другая короче и слабее. Вместе они дополняют, гармонизируют действия друг друга. От того, в какой последовательности и силе работают мышцы в подготовительном периоде вращения, во многом зависит качество самого вращения.

При исполнении технически сложных движений необходима предельная концентрация мышечных усилий. Но не грубое напряжение, а точно управляемые, в необходимой последовательности действия мышечно-связочного аппарата. Перед различными группами мышц необходимо «ставить» точные задачи по координации и силе напряжения. Преподаватель объясняет методику и приёмы исполнения поворота. При начальном проучивании ученик выполняет поставленные педагогом задачи, контролирует их, целеустремлённо направляя работу мышц. Так в тренировочном процессе происходит передача информации от памяти произвольной, к так называемой «мышечной». Именно она вынуждает мышцы действовать почти автоматически, основываясь на предыдущих тренировочных командах. При многократных повторных действиях мышцы как бы фиксируют нужный режим своей работы в пространстве и времени. Так мышечно-связочный аппарат начинает действовать как бы автономно от коры больших полушарий.

Все движения человека в жизни и танце обусловлены сократительной деятельностью скелетной мускулатуры. Она состоит из отдельных мускулов. Мышцы, в свою очередь, состоят из пучков мышечных волокон, выполняющих ту же функцию, что и отдельно взятая мышца.

Относительно способности к вращательным движениям можно разделить на две группы.

Первая группа объединяет в себе, как правило, небольшое количество учащихся, обладающих «природным» вращением. Они, кроме того, владеют и естественной «природной» координацией. Такие учащиеся наделены от природы специфическим, интуитивным «умением» корпуса находить верное положение относительно опорной ноги в процессе вращения. Среди хореографов бытует выражение «природное вращение». Танцовщик, обладающий этим качеством, исполняет вращательные движения с видимой лёгкостью. Однажды взятый им форс действует продолжительное время, заставляя тело вращаться. Форс как бы не угасает, внутри тела нечто сущее всё время поддерживает процесс вращения.

Ко второй группе относятся учащиеся, не обладающие достаточным природными способностями к вращательным движениям и исполнение которых представляет для них определённые трудности. В этой группе особенно важно создать и тренировать внутреннюю координацию до автоматического воспроизводства необходимых мышечных усилий. Формы вращения, приёмы исполнения туров и других элементов с поворотом различны. При их обучении нужно подходить ко всем вращательным движениям с определёнными методическими рекомендациями и требованиями.

Способность вращаться у обучаемого формируется параллельно с другими необходимыми качествами танцовщика – выворотностью, гибкостью, постановкой корпуса, пространственной координацией. Вращение, как правило, является завершающей фазой развития многих движений. Одной из задач изучения туров является воспитание у танцовщика такого ощущения «внутреннего форса», когда однажды взятый форс при внешней статике формы, позы вращения поддерживается специфическими внутренними усилиями. «Внутренний форс» - некий пульс, в процессе тренировок возникающий в теле танцовщика и помогающий вращаться продолжительное время. Благодаря ему поддерживается инерция взятого первичного форса, преодолевается «затухание» вращения и действующее в противоположном направлении силы трения. Иносказательно данный импульс можно сравнить с двумя предметами – камнем и самолетом. Это качество формируется постепенно специальными упражнениями и рекомендациями преподавателя. Педагог помогает учащемуся через направленные волевые усилия придать мышцам верное исполнение движений.

Освоение ПРОЦЕССА «живого» вращения может быть достигнуто рядом тренировочных упражнений и рекомендаций, основанных на системном подходе, знаний функциональных возможностей мышечно-связочного аппарата конкретного исполнителя. Изучив существующие методики обучения вращению, а также на основе собственного практического опыта учащегося, сделаем попытку ответить на вопросы, каким образом можно добиться поддержания единожды взятого форса, как создать ощущение так называемого «внутреннего форса», какие группы мышц и в какой последовательности необходимо тренировать для более эффективного исполнения вращательных движений. Вращение рассматривается нами не просто в виде оборотов вокруг своей оси пусть подтянутого, собранного, но внутренне неподвижного корпуса, а как ПРОЦЕСС функционирования человеческого тела в состоянии вращения. Мы изучаем возможность сознательного управления этим ПРОЦЕССОМ.

На уроках особое внимание следует уделить первым «кирпичикам» в фундаменте всех вращений. Это воспитание ощущения «внутреннего форса», умения при минимуме физических усилий достигать максимальной подтянутости корпуса и опорной ноги. Наиболее эффективно эти задачи можно решать при тренировке поворотов на двух ногах.

При их проучивании необходимо формировать специальные умения и навыки согласно всем методическим требованиям, описанным в учебниках по классическому танцу. Однажды приобретенные навыки исполнения движений (полуповоротов) следует постоянно «подпитывать» закрепляющими приёмами (особенно после временных перерывов в занятиях).

Поднявшись на полупальцы, необходимо опираться на полупальцы обеих ног равномерно. Во время поворота нужно строго следить за равномерностью нагрузки на полупальцы двух ног. Исполнитель должен научиться формировать «ЛИНИИ НАПРЯЖЕНИЯ», специфический мышечный тонус. Линии напряжения проходят через ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО подтянутые мышцы ног от пальцев ног через голеностопный, коленный суставы, бедро к «бедренным косточкам». Эта условная нить взаимосвязанных, взаимоопределяющих, взаимопомогающих друг другу мышечных усилий поможет исполнителю точнее управлять распределением центра тяжести на двух ногах. Две «ЛИНИИ НАПРЯЖЕНИЯ» взаимодействуя должны поворачивать тело вокруг продольной оси вращения. Предельной подтянутости можно достигнуть, если от «бедренных косточек» через «ЛИНИИ НАПРЯЖЕНИЯ» ощутить эффект «отталкивания» полупальцами от пола.

Полуповорот на двух ногах вначале проучивания должен исполняться в медленном темпе. Рекомендую музыкальную раскладку – один полуповорот на две четверти – делать до тех пор, пока в теле не появится ощущение управляемости вращением, его скоростью и направленностью. Благодаря существованию точно организованных «ЛИНИЙ НАПРЯЖЕНИЯ» это ощущение должно возникнуть в районе передних остей тазовой кости, то есть в районе поперечной оси корпуса. Это и называется «внутренний форс».

Полуповорот в пятой позиции на двух ногах содержит в себе относительно действий опорных ног, оба направления вращения en dehors и en dedans. Следует обратить на это внимание ученика и следить за точным исполнением методической рекомендации. Полуповорот на двух ногах в 5 позиции всегда происходит в сторону сзади расположенной ноги. Если правая нога находится сзади, то поворот следует исполнять вправо. Если левая нога находится сзади, то – влево. В то время как пятка ноги, находящейся сзади, активно двигается вперёд, пятка ноги, находящейся в 5 позиции впереди с некоторым сдерживающим движение усилием, продвигается назад. Движение пятки одной ноги вперёд является признаком поворота en dedans (поворот внутрь, «к себе»). Движение пятки другой ноги назад является признаком поворота en dehors (поворот наружу, «от себя»).

Благодаря сформированным в полуповороте ЛИНИЯМ ДВИЖЕНИЯ ног, ученику ведущим элементом вращения всегда следует считать движение пятки ноги, находящейся в 5 позиции сзади. Действия ноги, находящейся в 5 позиции впереди должны быть корректирующими, компенсационными, несколько тормозящими динамику вращения. От правильности проучивания полуповорота на двух ногах зависит качество исполнения более сложных поворотов и эффективность их усвоения.

В полуповороте тренируется крепкое, уверенное положение корпуса над ногами без запрокидывания спины в грудном отделе назад или наклона вперёд. Тренируется идеальное вертикальное положение всего тела во время вращения. Хорошо поставленная ось вращения, точное ощущение её, позволяет взятому для пируэта форсу быть продолжительным во времени. В этом смысле природное вращение это и умение естественно, легко находить ось вращения при центре тяжести тела, точно расположенном над точкой опоры. Искусственно тренированное вращение – это постоянные поисковые усилия оси вращения, процесс потери и восстановления тела на этой оси.

Поперечная ось туловища, находящаяся в районе передних верхних остей тазовой кости должна быть тренирована точно поворачиваться, вокруг вертикальной оси тела. Вертикальная же ось тела в идеале проходит вдоль линии затылочной части головы, через позвоночный столб и опускается при повороте на двух ногах равномерно между ног.

Существует естественное побуждение ученика при вращении управлять его механикой в плечевом суставе. Обыденной деятельностью человека этот сустав развивается быстрее других частей тела. В силу этого в танце может происходить неосознанное смещение необходимого центра усилий из района тазового пояса в область плечевого. Такое смещение не только огрубляет движения, но и препятствует качественному вращению. Всегда нужно помнить, что те или иные качества, приобретённые искусственным путём при не востребовании их регулярными занятиями, ослабевают и в дальнейшем могут исчезнуть совсем. Следовательно, тренировать качество «внутреннего форса» следует постоянно из урока в урок, как и многие другие качества необходимые для точного исполнения движений. Переходя от простых форм вращения к более сложным, необходимо продолжать закреплять навыки и ощущения действий мышечно-связочного аппарата выработанные во время тренировки полуповорота на двух ногах в 5 позиции. Тело учащегося должно вращаться, «завинчиваясь» в пространство. Это ощущение можно сравнить с действиями шестерёнки, которая своими зубчиками, отталкиваясь от точек опоры, осуществляет движение.

Во время исполнения поворота корпус должен быть собран и подтянут. Ошибкой следует считать зажатость, закрепощённость в статическом положении. Подтянутый корпус танцовщика должен не только восстанавливать теряемую в процессе вращения ось поворота, но и направлять само вращение.

Начиная проучивание первоэлемента всех вращений – полуповорота на двух ногах, в мышечно-связочном аппарате необходимо тренировать разделение функций различных сторон корпуса. Различных, но взаимосвязанных! При вращении направо, правая сторона корпуса должна отводиться, она является отводящей стороной, левая же сторона постоянно приходит на её место. Она является стороной наводящей. Данные приёмы не должны восприниматься лишь как обозначение направления вращения, они призваны способствовать вращению функционально. Проученные и воспроизводимые в «первокирпичике» они должны действовать автоматически и в более сложных вращениях. И чем сложнее, виртуозное вращение, тем сильнее должны воспроизводиться телом учащегося выше описанные действия. Это будет способствовать лёгкости исполнения самых сложных прыжков типа tour в воздухе в два оборота, jete entrelace и других. Тренировка «внутреннего форса» происходит в самых разнообразных движениях, исполняемых с поворотом. Battement tendu en tournant, rond de jambe par terre en tournant, rond de jambe en lair en tournant, tour lent в различных позах, tours в больших и малых позах, многочисленные прыжки в повороте, разнообразные вращения в народном танце.

Принято считать, что действия головы при вращении имеют значение как ощущение танцовщика в пространстве. «Оставление головы» в избранную точку пространства, безусловно, имеет эту функцию. Но следует подчеркнуть, что исполнители чаще всего используют лишь первый момент фиксации головы, когда голова остаётся в «точке». В методике описано, что в начале поворота голова отстаёт от поворота тела, фиксируя точку вращения. В продолжении поворота голова должна обогнать поворот тела. При начале очередного поворота повторяется отставание головы, а затем опережение поворота тела. Данное функциональное действие головы имеет для качества вращения принципиальное значение. Опережая поворот корпуса, голова способна выполнить функцию стимулирования поворотов при многократно их повторении. Сила инерции поворота головы может создать дополнительный импульс для вращения только в случае хорошо подтянутого, лёгкого корпуса, усиливающего поворот даже от небольшого по силе внешнего действия. Таким образом, действия головы имеют две функции – ощущение танцовщика в пространстве и функции динамической, ускоряющей вращение.

В задачу обучения вращательным движениям входит обучение точности в пространстве. Она определяется точками плана класса, описанными в учебнике «Основы классического танца». О моменте построения позы вращения в пространстве подробно говорится в учебнике «Классический танец». Различные формы вращения обуславливают и момент появления формы, позы вращения в пространстве. Но во всех случаях относительно пространственных точек плана класса изменение позы вращения от подготовительного положения должно быть минимальным. При начале вращения не должна возникать резкая ступенька, прерывистость между взятым первичным форсом для вращения и действиями отводящей и наводящей сторон корпуса, к использованию «внутреннего форса» в процессе вращения. Необходимо научиться, возможно, быстрее и качественнее передавать инерцию первичного форса в функционирование тела танцовщика в процессе вращения. Действия отводящей и наводящей сторон корпуса должно быть логичным и динамичным продолжением и развитием первичного внешнего форса. Резкое толчкообразное действие мышц плечевого пояса и опорной ноги сделают границу перехода во вращение помехой его качественного и виртуозного исполнения.

Все виды вращений начинаются с preparation – подготовительного движения, исходного положения. Качество вращения непосредственно связано с качеством подготовительных движений. Как различные формы вращения, так же различны и многообразны действия, предваряющие вращения. Точность начала вращения относительно положения корпуса в пространстве обуславливает качество и выразительность туров и других вращательных движений. Находясь в одном положении (preparation), корпус танцовщика уже должен быть готовым воспринять форму вращения. В подготовительном положении нужно научиться «предчувствовать» дальнейшие усилия по формированию необходимой позы. Действия танцовщика должны быть минимальными по амплитуде, но максимально эффективными для возникновения «внутреннего форса» и поддержания инерции вращения. Вначале полуповорота в 5 позиции следует подняться на полупальцы, сохраняя положение корпуса в ту же точку плана класса, в которую он был направлен при исходном положении. Ошибкой следует считать вытягивание ног к моменту окончания поворота. Ошибки ведут к двум неблагоприятным для ращения последствиям. Первое невытянутые ноги – не позволяют создать ЛИНИИ НАПРЯЖЕНИЯ. Они не позволяют возникнуть в теле танцовщика ощущению «Внутреннего форса». Второе – сам поворот теряет свою необходимую выразительность. При визуальном наблюдении корпус во время поворота сохраняет статичное положение.

При тренировке целого поворота на 360 градусов вращение должно быть управляемым за счёт перемены ног в 5 позиции. Но за счёт перемены ног можно повернуться лишь на 180 градусов. И всё же вскок в положение формы вращения следует совершить в направлении точки preparation. Доворот можно завершить, переведя тяжесть корпуса на ногу, совершающую поворот en dehors, то есть находящейся в 5 позиции сзади. Ошибкой будет отделение освождающейся от опоры другой ноги, она должна быть прижата к полу, но не препятствовать вращению, не тормозить его.

Для эффективного формирования «внутреннего форса», следует остановиться и на действиях опорной ноги. Опорная нога должна быть вытянута до начала поворота. Чтобы обеспечить минимум усилий при максимуме эффективности, необходимо следовать следующим принципам. При переходе из demi plie на полупальцы, первоначально следует вытянуть коленный сустав и лишь, затем усилием голеностопного сустава подняться на полупальцы. Быстрота, чёткая направленность функциональных действий опорной ноги способствует верному формированию оси вращения. При исполнении полуповорота ноги должны быть выворотны, опорная нога натянута, полупальцы высокие. Натянутость опорной ноги зависит от портняжной мышцы. Портняжная мышца одна из наиболее длинных мышц человеческого тела. Она проходит практически через всю нижнюю конечность, соединяя её верхнюю и нижнюю части в единое целое. Закрепляется она в бедренной части ноги в подвздошной кости. Расположение портняжной мышцы имеет своеобразный характер. Она спиралевидно обвивает нижнюю конечность. При движении ноги портняжная мышца как бы охватывает все другие и направляет работу, делает их действия более целенаправленными, не даёт им расслабиться. Таким образом, портняжную мышцу следует считать главной составляющей натяжения ноги, а следовательно, в большой степени ответственной за формирование оси вращения. Если не принимать во внимание описанные свойства портняжной мышцы и не учитывать необходимости последовательного и быстрого вытягивания опорной ноги, то с формированием «внутреннего форса» неизбежно возникнут трудности. Вытягивание коленного сустава обеспечивают мышцы способные к большей амплитуде и силы действия, чем мышцы голеностопа. При подтянутых мышцах бедра подъём на полупальцы обеспечит более точное сохранение оси. Корректирующие действия по сохранению вертикали оси будут меньшей амплитудой и напряжения.

«Корпус может найти равновесие вокруг своей оси во время тура при условии очень скупых и сдержанных движений, дающих импульс для поворота…», пишет. Устойчивое равновесие – это ощущение своего тела в пространстве. Чем меньше точка опоры, соприкосновение полупальцев с полом, тем более тонкая совершенная должна быть мышечная работа по корректировке оси вращения. Нельзя допускать большой амплитуды смещения центра тяжести. Необходимо «предвидеть» потерю равновесия. При смещении центра тяжести влево следует смещать центр тяжести вправо и наоборот.

При завершении вращения действия танцовщика также должны быть управляемы, точно направленные. После исполнения заданного количества пируэтов, необходимы действия, ведущие к торможению вплоть до полной остановки, прекращения инерции вращения. Торможение возможно прекращением функций наводящей стороны. Для прерывания вращательного движения при повороте направо в момент приближения остановки нужно жестко фиксировать лопатку и плечевой сустав левого плеча. Осуществляя противоход нужно направлять напряжение в противоположную вращению сторону.

«Художественным пируэтом считается тот, который делается без видимого напряжения, при незаметной подготовке и с сохранением эквилибра корпуса, остающегося всё время в строго вертикальном положении, как при начале, так и во время его исполнения», писал С. Худяков. Для достижения виртуозного исполнения вращательных движений необходимо гармоничное участие различных мышц танцовщика, грамотно тренированных в учебном процессе.

Список использованной литературы:

1. « История танцев»

2. «Основы классического танца»

3. «Классический танец. История и современность. возникновение техники классического танца»

4. , «Азбука классического танца»

Урок 1.
1. Вступительная беседа о вращениях
2. Понятие «точка», квадрат
3. Подготовка к вращениям на середине - Relevé, проработка полупальцев, положение спины – ощущение «крест»
4. Проработка полуповоротов и поворотов на середине, с фиксацией головы на точку
5. Проработка поворотов с добавлением Soutenu
6. Упражнение «Модница»
7. Полный поворот Soutenu
8. Диагональ
- виды вращений (вращения с продвижением, вращения точечные, вращения комбинированные)
- вращение по VI позиции
- вращение с Glissade
- шене
- «блинчики» (простой, с прыжком, с каблука)
- вращение с поджатыми ногами – Saut de basque
9. Середина
- постановка рук для вращений

Урок 2.
1. Беседа о вращениях
2. Постановка рук для вращений
3. Подготовка ног к вращениям
4. Бег с Saut de basque
5. Saut de basque по диагонали
6. Детский вариант вращения на подскоках на середине и по диагонали
7. Подготовка к вращению на месте с подъемом ноги (одной; поочередно - правая, левая)
8. Tour chaine
9. Вращение на середине
- на одной ноге
- со сменой ног
- с переступанием
- на каблучках

Урок 3.
1. Работа рук
2. Бег в повороте с фиксацией ног в VI позиции на зрителя в характере Белорусского танца
3. Вращение со смещением в двух колоннах в характере Белорусского танца
4. Комбинированные вращения на середине в характере Белорусского танца
- с переступанием и поворотом soutenu
- полный поворот с двумя подскоками на опорной ноге
- с переступанием
- с выниманием ноги на каблук
5. Подготовка к воздушному туру
6. Воронежский «петушок»
7. Приемы окончания вращений
- с остановкой на впереди стоящей ноге с ударом
- с остановкой на впереди стоящей ноге с De gage
- с остановкой наверх
- с остановкой вниз
8. Проучивание окончаний вращений по диагонали
- с Saut de basque
9. Поклон

Урок 4.
1. Поклон
2. Tour chaine
3. Припадание в повороте с руками на середине
4. Prepation к вращениям
- с Demi plie по VI, II позиции
- с «наскока»
- к поджатым
- «через раз»
- подряд
5. "Обертас"
- подготовка
- украинский
- с рукой в Укранском характере
- с акцентом в сторону
- в русском характере
- «козочкой»
- с «пистолетом»
- с рукой в русском характере
6. Комбинированные вращения по диагонали
- Tour chaine с Saut de basque
- Tour chaine с Saut de basque с руками
- Поклон

Урок 5.
1. Комбинированные вращения в продвижении
- форма Tour chaine
- форма «блинчиков»
- со смещением акцента
2. Дробные вращения
- с двойной
- с выносом ноги на каблук
- с молоточком (без руки, с рукой)
- с переступанием на каблучках
- с переступанием на каблучках на середине
- с переступанием на каблучках и туром на середине
- "обертас" с Fouette
- "обертас" с переступанием
- "обертас" En dehors и En dedans
- Glissade, Fouette и вращение с переступанием
3. Вращения по кругу
- «блинчики»
4. Бег в повороте по диагонали
5. Бег и Saut de basque
6. Бег с "обертасом"
7. Вращение - соскок на подушечках
8. Поклон

Урок 6.
1. Поклон 2. Вращение по диагонали - на каблучке
- с Tour chaine
- с Glissade
- Glissade, Fouette, Tour chaine
- с выносом ноги на каблук
3. Варианты окончаний вращений
- ключ
4. Вращение по диагонали
- переборы на каблучках
- с «блинчиками»
- с Saut de basque
- бегунок
- бегунок по кругу
5. вращение с партнером «юла»
6. Курс Вращение - подведение итогов
7. Поклон

Для начала давайте определимся с терминами. Не претендую на строгую академичность, постараюсь лишь определить ключевые понятия так, как используют их танцоры.

Пусть вращение – круговое движение тела относительно неподвижной оси. Поворот – это вращение в продвижении, хотя он очень часто среди танцоров употребляется как синоним слову вращение.

Ось – прямая, вокруг которой происходит вращение

Импульс , он же форс – кратковременное приложение силы в определенном направлении.

В сальсе можно выделить три вида поворотов: простые , или разделенные; вращения , или spin turns; и повороты как таковые, то есть вращения в продвижении.

В самом простом виде разделенные повороты – это right и left turns, а повороты в продвижении – inside и outside turns. Тем не менее, в основе этих видов поворотов лежат spin turns, поэтому разберем их подробно.

Spin turns

Эти вращения происходят на одном месте, состоят из подготовки, импульса, непосредственно вращения и остановки.

Импульс

Импульс, как следует из определения – вещь кратковременная. Он появляется в результате «разности потенциалов» между разными частями тела. Его можно взять руками, плечами, бедрами, коленями и еще много чем. Вся фишка заключается в том, что откуда бы ни брался импульс, он должен прийти в тело, в рамку (плечи+бедра) и запустить поворот независимо от себя. Важно знать то, что если мышцы корпуса расслаблены, то импульс не пройдет и не будет работать. Равно как если мышцы чересчур зажаты: в таком случае импульс погасится в них. До, во время и после поворота все тело должно быть собрано, как при беге.
Очень многие люди растягивают импульс, заставляя его «тянуть» поворот. Представьте, что вам необходимо прокатить шар из пункта А в пункт В. Если мы сейчас не говорим о точности траектории, то логичнее было бы толкнуть шар, сообщить ему импульс, который докатил бы его до финиша самостоятельно. Человек же, растягивающий импульс, подобен тому, который катит шар рукой всю дорогу из пункта А в пункт В.

Повороты с растянутым импульсом, как правило, более тяжелые, медленные и хуже контролируются.
Итак, необходимо собрать импульс в теле. Для этого у нас есть мышцы пресса и груди. Если мы берем импульс руками, то нужно постараться «остановить» собственную руку мышцами груди, а затем сразу расслабить их. Это приведет к тому, что импульс из руки пройдет в тело. Если при этом последнее находится в тонусе, то импульс пройдет в противоположное руке бедро.

Если импульс берется от скручивания плеч относительно бедер, то мышцы пресса позволяют создать должного уровня сопряжение, и теперь, после того как плечи и бедра приходят в ровное положение, в теле появляется импульс, направляющий поворот.

Мы находим самым эффективным методом создания импульса сопряжение между руками в мышцах груди. Для того чтобы это сделать нужно сначала познакомиться с пружинкой. Пружинка – это такое состояние в мышцах, когда они не расслаблены, не зажаты и «соединены» между собой. Ее можно ощутить, если поставить человека и раскрыть ему руки в стиле free hugs. Если он держит пружинку, то, начав раздвигать одну руку наружу, вы почувствуете сопротивление в другой. Если нет, то вашему давлению будут сопротивляться только мышцы той руки, на которую вы давите. Когда руки находятся в сопряжении, они становятся системой, которая реагирует и работает слитно, перераспределяя напряжение между ее частями.
У этой системы есть два состояния – нулевое (нейтральное) и ненулевое. В нулевом состоянии мышцы груди расслаблены, в любом другом – собраны и как бы стремятся вернуть руки в нейтральное положение. Это понятие пружинки является одним и составляющих объема при ведении.

Итак, для того чтобы взять импульс мы разводим руки в положение free hugs, собирая мышцы груди и всего корпуса. Теперь предстоит самое сложное. Необходимо отпустить сопряжение в одной из рук, противоположной стороне поворота. То есть, если вы поворачиваетесь вправо – в левой руке. Рука сразу направится в нейтральное положение, и в момент, когда она приходит в него, вам необходимо остановить ее мышцами груди и сразу же расслабить их. Поздравляю – импульс в поворот уже в вашем теле! Сопряжение позволяет многократно увеличить силу получаемого вами импульса, а остановка руки грудными мышцами – отправить его в тело.

Итак, еще раз определю основные принципы, касающиеся управлением импульсом:
Импульс проводится только в собранном теле: перенапрягать, а равно и полностью расслаблять мышцы нельзя
Импульс кратковременный и возникает только от «разности потенциалов» в разных частях тела, то есть повороты а-ля «дверца» будут скорее неверны
Импульс необходимо провести в корпус, чтобы он «превратился» в поворот. Вращение не может «тянуться» за импульсом
Пружинка в руках позволяет увеличить силу импульса. Пружинка это хорошо

Положение корпуса и работа стопы. Подготовка

Есть один немаловажный момент, который портит очень многим людям повороты. Этот момент – неверная работа стопы .

Стопа, по сути, это то, на чем вращается весь ваш корпус, поэтому она по праву заслуживает части главы в этой статье. Стопу нельзя отделять от всего поворота, она первая реагирует на смещение рамки. Простым языком это можно определить так: направления стопы и корпуса всегда должны совпадать. В противном случае сразу смещается ось и поворот искажается. Еще важно отметить, что если вес при повороте уходит в середину стопы, то есть на подушечки стопы, то сама стопа во время поворота будет вращаться вокруг этой середины. Не пятка вокруг носка, а носок и пятка вокруг центра.

Для того чтобы сделать правильный поворот очень важно правильно сесть. Вы садитесь на ногу, ваш вес должен приходиться в середину опорной стопы. Это можно легко проверить, вытянув выпрямленную до кончиков пальцев руку по швам. Направление пальцев укажет расположение веса относительно стопы. Далее – просто. Всё в себя, спина прямая, лопатки назад, собрать все мышцы, которые найдете.

Руки перед собой на уровне груди ладонями вниз, кончики пальцев стыкуются в середине груди. Старайтесь сохранять такое положение корпуса в повороте. Если вы планируете создать сопряжение в руках, тогда их лучше вытянуть вперед, сохранив стык в указательных пальцах. Если импульс берется из корпуса, тогда локти лучше согнуть. Начните медленно повторять траекторию будущего поворота, проследите за тем, чтобы стопа вращалась вместе с телом. Молодцы.

Теперь о подготовке.

Правильная подготовка – залог хорошего поворота. Как правило, для того чтобы повернуться, достаточно скрутить верхнюю часть корпуса относительно нижней (плечи относительно бедер) на 45˚. При собранном прессе этого скручивания более, чем достаточно. Правило «чем больше замах – тем лучше поворот» работает весьма условно и только для протяженных, размазанных импульсов.
Если импульс берется сопряжением рук, то скручиваться и вовсе необязательно, хотя это и помогает психологически. Важно, что в таком варианте корпус поворачивается целиком, поскольку импульс приходит от руки.

Следите за объемом в руках. Если при скручивании вы уведете локоть назад, то плечо выйдет вперед и сломает вам весь объем. Корпус станет асимметричным, и скорее всего импульс будет кривым.

Вращение. Фокус

Этот этап, как правило, проходит слишком быстро и незаметно, поэтому описывать развернуто его нет смысла. Важно знать, что ваше состояние и ваша подготовка – 90% поворота. Вращение – результат того, как вы держите корпус и как вы взяли импульс.

Здесь также важно отметить момент концентрации. Для многих спин – это стресс. Поэтому, начав поворачиваться, такие люди напрягают мышцы, встают на носочки, закрывают глаза – в общем, делают все, чтобы испортить себе поворот. В повороте важно быть сконцентрированным, но не напряженным. Это как пользоваться гончарным кругом – любое неверное движение и все. Малейшее искажение или изменение положения или уровня во время поворота может его загубить.

Для того чтобы поворот можно было легче контролировать, а также для того чтобы не грохнуться из спина в обморок был придуман фокус. Фокус – это точка, которую держат во время поворота взглядом. У фокуса есть много преимуществ. В частности, налаживается работа вестибулярного аппарата. Конечно, после определенного количества тренировок. Переносить большое количество поворотов становится гораздо легче, если держишь точку, чем если ее не держишь. Также фокус здорово структурирует весь поворот. Организм знает, откуда он ушел и куда нужно прийти. Это дает ему возможность поворачиваться четче и легче.

Чтобы поймать фокус вам необходимо сначала выбрать точку, которая им станет. Лучше, если эта точка будет на уровне вашего взгляда. Приготовьтесь поворачиваться и медленно начните поворот, держа взглядом эту точку. Ваша голова останется на месте и вскоре поравняется с плечом. С этого момента начинается самое интересное. Если вы попытаетесь повернуть голову сейчас и вернуть точку, то у вас вряд ли получится: тело еще недостаточно развернуто. Поэтому вам нужно продолжить поворот корпуса и одновременно быстро перевести голову к другому плечу. Теперь вы видите точку вновь, и тело спокойно докручивается до головы.
Весь секрет именно в умении соотнести скорости вращения головы и тела. От момента, когда голова еще не может поймать точку с другой стороны до момента фиксации фокуса нужно заставить тело вращаться именно с такой скоростью, чтобы голове было удобно. Как-то так =)

Ось

Собственно, теперь о самом главном. Ось вращения – это та прямая, относительно которой поворачивается ваш корпус. Она должна проходить по оси симметрии тела и, если вы стоите на одной ноге в подготовке – по внутренней части этой ноги. Ось важно сохранять прямой. Любой наклон вызывает асимметрию и искажает ось. Поворот с искаженной осью требует дополнительного и совсем другого балансирования. Такие вращения мы трогать не будем.

Поворот во многом определяется тем, где находится его ось. У многих людей эта ось во время вращения расположена на самой опорной ноге. Не сказать, чтобы это было критично, но такой стиль поворотов лишает его обладателя многих преимуществ. Во-первых, время: поворот вокруг ноги имеет больший радиус, поэтому занимает больше времени. Во-вторых, скорость, собственно, по той же причине. Большой радиус не позволяет набрать высокую скорость вращения. В-третьих, баланс: поскольку поворот вокруг ноги длиннее и занимает больше времени, то увеличивается вероятность потери равновесия в нем.

Другими словами, поворот вокруг оси симметрии лучше управляется, он быстрее и четче.

Поворот вокруг ноги часто случается, если человек пытается поворачиваться на цыпочках. Встав на пальцы, он автоматически смещает ось на ногу.

В общем виде, для того чтобы поворачиваться вокруг оси, ваш корпус должен закручивать поворот одной частью (плечо+бедро), и раскручивать его противоположной. Тогда ось останется посередине.

И еще немного о весе . Если во время вращения опустить весь вес тела в пол, но ось также сместится на ногу. То есть, давить во время поворота на опорную ногу не рекомендуется. Во время вращения вес нужно «поднять» в центр корпуса, как если бы вы танцевали твист.

Итак, вкратце перечислим основные принципы вращения:

  • Залог успешного поворота – правильная подготовка. Настройтесь на поворот, сосредоточьтесь, соберите корпус. Сядьте на опорную ногу, вес на подушечке стопы. А теперь поднимите вес над полом, в центр корпуса. Руки перед собой, голова прямо, глаза держат точку. Скрутите плечи либо создайте пружинку. Помните: пружинка держится, пока ваши мышцы собраны.
  • От скручивания корпуса создается сопряжение в нем, если пресс собран. Начните вращение плечами, затем, после того как корпус придет в ровное положение – всей рамкой. Импульс уже окажется у вас в теле. Помните: стопа сама вращается вокруг себя – это залог того, что вы держите ось. Во время вращения переведите голову и поймайте фокус.
  • Чтобы остановить поворот упритесь ногой в пол либо зажмите грудные мышцы и мышцы пресса. Помните: зажатые мышцы гасят импульс
  • Выдохните и улыбнитесь

Спасибо за внимание!

Виды вращений в народном танце . Многократные повороты исполнителей в народных танцах называют вращениями. Вращения выполняются отдельно юношами и девушками или в паре (парные вращения). В основе любого вращения одно – два движения или небольшая комбинация. От этого зависит темп и динамика поворотов. Вращения можно исполнять на месте и с продвижением: на подскоках, беге, на полупальцах, в дробных и других движениях. При вращении должно сохраняться поступательное движение, необходимое для выполнения каждого последующего поворота. Наиболее характерны вращения для русских, украинских, белорусских, венгерских народных танцев, но есть они и во многих других. Освоение вращений начинается с выполнения поворотов при выполнении упражнений у станка. На середине повороты исполняются более динамично, слитно, по несколько раз вправо и влево. Важен при этом и активный поворот головы. Подготовительные упражнения: медленно переступая на полупальцах, поворачиваться в заданном направлении; увеличивая темп вращения, исполнять с продвижением по прямой линии или по кругу.Виды :1. на полупальцах;2. с подъёмом на полупальцы; 3. на припадании; 4. на подскоках; 5. на беге; 6. на дробях; 7. на прыжке; 8. на полу

Хлопушки и присядки в народном танце (методика разучивания) «Хлопушки» являются одним из основных и очень распространённых элементов русского народного танца. Они состоят из различного количества и разнообразных сочетаний хлопков и ударов. Хлопок делается ладонью одной руки о ладонь другой, а удар – ладонью по голенищу, бедру, подошве и т.д. Хлопок и удар выполняются на сильную или слабую долю такта. При выполнении «хлопушек» как удар, так и хлопок должны быть сильными и чёткими, а ладонь при этом – крепкой и напряжённой.При исполнении «хлопушек» локти отведены от корпуса, после удара или хлопка руки быстро и широко разводятся в стороны, локти не должны быть «привязаны» к корпусу, они не прикосаются к нему. «Хлопушки» сложны по исполнению, богаты и разнообразны по ритмическому орнаменту. Исполняются они сильно, чётко, в среднем и быстром темпах. Они хорошо сочетаются и комбинируются почти со всеми элементами русского танца. Хотя «хлопушки» в основном характерны для парней, в некоторых плясках, встречаются у девушек.



Виды и разновидности. 1. одинарные хлопки и удары(-фиксирующие;-скользящие;) , 2. двойные хлопки и удары, 3.тройные хлопки и удары.

Присядка - элемент мужского танца и исполняется только в мужской пляске. В основе всех присядок лежит глубокое приседание.Присядка делится на два вида: полуприсядка – когда исполнитель после каждого глубокого приседания поднимается или же сочетает это движение с другим, испоняющимся в полный рост, и полная присядка – когда исполнитель находится в положении глубокого приседания и исполняет все движения, не поднимаясь из этого положения. «Присядки» требуют от исполнителей большой физической подготовки, силы, выносливости и крепких мышц ног. Это действительно трудный элемент. Если присядки начать разучивать постепенно, делать их правильно и исполнять регулярно, то мышцы ног и связки коленного сустава станут крепче.

Начинать подготовку к присядке держась за станок. В момент глубокого приседания сидеть надо легко и красиво, корпус должен быть прямой и подтянутый, без наклона вперёд. Посадка в глубокое приседание может быть как мягкой, так и резкой.

Виды и разновидности: 1. с открыванием ноги на ребро каблука; 2. с открыванием ноги на воздух; 3. «разножка» -в стороны, на ребро каблука обеих ног; 4. «разножка» - вперёд – назад на ребро каблука и на полупальцы; 5. Полуприсядка на ребро каблука одной ноги; 6. «гусиный шаг»; 7. «мяч»; 8. «ползунок»; 9. «закладки»;

Социальная ситуация развития, ведущая деятельность, основные новообразования младшего школьного возраста.

Реб приходит к осознанию своего места в мире обществ отношений. Это период рождения соц "я". Игра перестаёт быть основ содержанием его жизни.

Соц ситуация развития . 1. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью. 2. Завершается переход от наглядно- образного к словесно- логическому мышлению. 3. Отчетливо виден соц смысл учения(отношение к оценкам). 4. Мотивация достижения становится доминирующей. 5. Смена референтной группы. 6. Смена распорядка дня. 7. Укрепляется нов внутр позиция. 8. Изменяется система взаимоотношения реб с окруж людьми.

Ведущая деятельность - учебная. Псих новообразования : 1. Производительность псих процессов. (появл воли). 2. Рефлексия(способность понимать свои поступки) 3. Внутр план действий. 5. Аналитическое мышление (умение анализировать).

Рабочая образовательная программа (разработка и оформление)

1).ОП является нормативным документом, содержащим максимально полную информацию о предлагаемом образовании.

Программа состоит из следующих частей :- Пояснительная записка , где указаны основные идеи программы, ее цели и задачи, сроки и этапы реализации программы, ее отличительные особенности, возраст детей,на который рассчитана программа, форма и режим занятий (т. е. групповые, индивидуальные, по подгруппам и количество часов в неделю и в год). =- Учебно-тематический план (УТП) , который оформляется в форме таблицы. УТП включает в себя перечень разделов и тем, количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические, практические, всего и формы занятий по каждой теме (групповые, индивидуальные). Каждая группа имеет свой УТП (сколько групп, столько и табличек). =- Содержание образования, которое раскрывается в той же последовательности, что и в УТП. Если разделы повторяются из года в год, уточнить, что изучается в первом, втором и т.д. годах обучения. =- Образовательные результаты и сроки их подведения. После каждого раздела указываются знания, умения и навыки, которые должны приобрести учащиеся по окончанию изучения раздела. Так же указываются сроки достижения результатов (например: по окончанию изучения раздела уч-ся должны знать (уметь)...., или: к окончанию первого года обучения...)

Здесь же указываются формы подведения итогов и их критерии (напр.: умение исполнить комбинации, данные педагогом по теме, или выступление на концерте, или выступление на конкурсе и т.д.). При определении требований следует учитывать возраст уч-ся и уровень их подготовки (год обучения). =- Механизм и условия реализации программы

Здесь указываются методы обучения, особые условия (если есть), требования к помещению, освещению, оборудованию и т.д. =- Список литературы. Два списка – используемой педагогом (для составления программы и в работе) и рекомендованной для детей и их родителей.

Программа должна быть рассчитана на внесение изменений и дополнений. Порядок регламента и корректировки указывается в пояснительной записке или механизме ее реализации.

Вращения в , которые добавляют программе разнообразия и позволяют выступающему продемонстрировать, как он сохраняет равновесие в позициях разной сложности. Правильность их выполнения зависит от собранности спортсмена и соблюдения им ряда требований.

Опорные вращения (пируэты) часто демонстрируются в 5 основных позах.

Поза Описание
Винт (USp) Выступающий кружится, скрестив ноги и сложив руки в области груди. Затем, маховую конечность нужно опустить и выпрямить. Винт самый быстрый способ выполнения пируэтов (возможная скорость от 2 оборотов ежесекундно).
Заклон (LSp) Для заклона характерен сильный прогиб туловища назад или в сторону.Голову нужно откинуть. Маховую ногу отводят назад, «вывернув» ее наружу.Специфика такого положения становится причиной потери координации и вызывает головокружение. Поэтому изначально LSp отрабатывается без коньков.
Волчок (SSp) Фигурист сгибает опорную конечность, а свободную вытягивает так, чтобы она была параллельноповерхности льда. В этой позе и выполняется пируэт.
Бильман Выступающий вращается, стоя прямо, а руками захватывает сзади над головой конек не опорной ноги.
Либела Пируэт в «ласточке». В ходе кругового движения тело наклоняется вперед, а после поднимается обратно.

Существует и несколько дополнительных вариаций:

  • заклон «колечком»;
  • полубильман;
  • «флажок» и т. д.

Справка! Бильманы и выполняются преимущественно женщинами.

В соответствии с направлением движения и общим характером исполнения выделяют несколько разновидностей пируэтов.

Важно! Если фигурист вращается сразу на двух ногах, то направление вращения (вперед/назад) не определяется.

Как научиться правильно кружиться на коньках

Пируэт выполняется поэтапно:

  • Подход.

Имеет несколько вариаций. На начальной фазе освоения уместна тройка вперед-наружу с назад. Здесь важно плавно скользить, сохраняя естественность движений и хорошую осанку.

  • Въезд.

«Зарождение» вращения фаза повышенной сложности и ответственности. Опорную ногу нужно согнуть. Поза сохраняется до обретения устойчивости. Начало движения вокруг своей оси задается толчкомлибо махом второй ноги (второе не всегда уместно при либеле, но будет очень кстати в волчке).

  • Вращение.

По достижении третьего этапа, отслеживается точность позиции. В «ласточке» пируэт выполняется так, что со льдом соприкасается только плоскость конька, а не его зубцы. В волчке пируэт выполняется на передней 1/3 конька (с легким касанием льда зубцами).Для предотвращения падения в данной позиции, рекомендуется свободную ногу и руки вытягивать вперед.

  • Выезд.

На заключительном этапе происходит разгруппирование(оно завершается незначительным сгибанием опорной конечности). Это замедляет скорость и помогает правильно выполнить выезд, который обычно сопровождается сменой ноги.

Техника вращения в , позволяет двигаться и вперед, и назад. Во втором случае пируэты получаются более эффектными, но выполняются они несколько иначе.

По каким параметрам оцениваются пируэты

Критерии оценки техники вращения:

  • Ускорение и скорость;
  • Обороты (их число);
  • Способность удерживать баланс;
  • Время центровки;
  • Удержание контроля;
  • Позиция;
  • Нестандартность;
  • Соответствие музыкальному сопровождению.

В парном катании,помимо этого, учитывается:

  • насколько идентичны были позиции партнеров;
  • было ли расстояние между ними стабильным;
  • осуществлялись ли движения легко, плавно и непрерывно.

Вращение на коньках, выполняемое в заключительной части элемента, засчитывается только с вариацией. В ходе одиночного выступления участники выполняют по три пируэта (независимо от программы).

Вращения не считаются очень травмоопасными, но если скручивание колена будет слишком сильным, то связки могут пострадать.

Обучение пируэтам начинают с первых же уроков. Но прежде фигуристу потребуется развить свою пассивную и активную гибкость путем выполнения специальных упражнений.

Чтобы усовершенствовать чувство равновесия и своего тела, рекомендуется применить тренажер «Грация». С этой же целью проводят тренировки с «отключением зрения» (в непрозрачных очках).

Для отработки навыков вращения «на суше» используют диск спиннер (еще один специализированный тренажер) или роликовые коньки.

Внимание! Прежде чем учиться выполнять пируэты, потребуется найти для себя подходящее направление. Если элемент легче получается на правой ноге, то лучше двигаться влево и наоборот.

Уровни вращений

При установлении уровня сложности исполнения (1, 2, 3либо 4) учитывается наличие у выступающих следующих «черт»:

  • сложной вариации;
  • сложного захода на пируэт;
  • смены ноги прыжком;
  • прыжка в ходе вращения (опорная нога не меняется);
  • сложной позиционной смены (опорная нога та же);
  • отчетливой смены ребра конька;
  • повторения всех трех базовых позиций на второй ноге;
  • последовательного разнонаправленного вращения ( , волчок);
  • ускорения;
  • выполнения от 8 оборотов (ноги и ребра сохраняют исходную позу).

Число обязательных оборотов меняется в соответствии с разрядом спортсмена.

В заклоне значима смена наклона при условии, что в каждой позиции было сделано от 3 оборотов. В короткой программе принимается во внимание поза , если спортсмен занял ее, выполнив предварительно 8 оборотов в заклоне.

Сложно вариативные сопровождаются движениями (осуществляемыми руками, ногами или головой), способными повлиять на баланс и требуют для выполнения значительной физической подготовки и ловкости.

Важно! Все сложно вариативные пируэты, выполненные в базовых позициях, получают оценку лишь один раз в ходе выступления (когда исполняются впервые).

Дополнительные требования

Требования к комбинированным пируэтам с прыжковым заходом:

  • прыжок хорошо заметен (его нельзя спутать с или подскоком);
  • спортсмен оказался в «чистой» позиции за 2 оборота;
  • позиция удерживалась еще 2 оборота.

Если демонстрируются пируэты со сменой ноги, то будет необходимо занять «чистую» позицию на каждой ноге. В комбинированных вращениях со сменой ноги демонстрируется смена сразу трех основных позиций: стоя, сидя и либела.

Несоблюдение одного из требований приводит к снижению оценки до 70% от максимальной, а двух до 50%.

В парном катании и танцах

Спортсмены, занимающиеся парным катанием, выполняют вращения двух видов:

  • параллельные (фигуристы кружатся синхронно);
  • совместные (партнеры образуют цельную фигуру и вращаются, не разрушая ее).

Танец допускает использование только совместных (PSp) пируэтов, в числе которых:

  • «английский» (элемент выполняется сидя);
  • парная либела;
  • «крокодил» (встречная либела) и т. д.

Парные участники в короткой программе демонстрируют одно вращение (его вид для каждого сезона определяют отдельно). В произвольном выступлении выполняются два таких элемента (совместный и параллельный).

Наибольшая надбавка, начисляемая спортсмену за вращение 1,5 балла к базовой стоимости элемента (для этого все судьи должны поставить «+3»).

Прыжки во вращение

Выполняя такой элемент, фигурист обычно не пытается сделать как можно больше оборотов, находясь в воздухе. Поэтому элементы данного вида относят к особой категории. Качество их исполнения определяется следующими характеристиками:

  • высотой полета;
  • скоростью вращения после приземления;
  • устойчивостью,занятой при соприкосновении со льдом позиции.

Выделяют два вида прыжков во вращение в соответствии с тем, какая конечность была задействована при приземлении: маховая или толчковая. А также эти элементы классифицируются по конечной позиции, занимаемой спортсменом. Например, прыжок в либелу или в волчок. Отдельно рассматриваются с положением в полете.сальто , то с него снимут 2 балла, поскольку с 1976 года этот элемент считается запрещенным.

Техника выполнения

Элемент выполняется в 3 этапа:

  • Толчок.

Точка отрыва и точка приземления должны лежать на линии, которая расположена по касательной относительно дуги подхода. Так сохраняется изначальная направленность движения, обеспечивающая устойчивость полета, а также его естественность, высоту и легкость.

  • Полет.

На втором этапе спортсмен принимает необходимую для демонстрации пируэта позу. Однако плотная группировка слишком некрасива и технически неуместна (приземление будет тяжелым, а вращение чрезмерно быстрым). При нахождении в воздухе осевая линия, относительно которой вращается фигурист проходит сквозь стопу толчковой конечности. Спортсмен отслеживает жесткость полетной позиции (излишняя расслабленность затрудняет удержание равновесия и делает прыжок менее зрелищным).

  • Приземление.

Выступающий приземляется на зубцы, независимо от вида толчка и занимаемой позиции. Действия, выполняемые после этого, соответствуют выбранному пируэту.

Овладевая прыжками во вращение, фигурист улучшает свою координацию и обеспечивает себе хорошую подготовку к многооборотным прыжкам.

Техника выполнения всех видов пируэтов имеет общие черты, но совершенное выполнение любого из таких элементов потребует терпения и настойчивости даже от опытных спортсменов. Но при должном старании и внимании ко всем установленным требованиям желаемый результат будет достигнут.