Меню
Бесплатно
Главная  /  Родинки  /  Сущность и содержание понятия общая физическая работоспособность. Основные положения исследования и коррекции физической работоспособности человека. Возникновения синдрома перетренированности

Сущность и содержание понятия общая физическая работоспособность. Основные положения исследования и коррекции физической работоспособности человека. Возникновения синдрома перетренированности

Лекция 3 Физическая работоспособность и функциональная готовность организма спортсмена 2 часа

План:

1. Понятие о физической работоспособности и методический подход к её определению.

3. Исследование функционального состояния нервной системы

2. Тесты по определению физической работоспособности (семинарское занятие )

1.Понятие о физической работоспособности

Физическая работоспособность спортсмена является выражением жизнедеятельности человека, имеющим в своей основе движение, универсальность которого была блестяще охарактеризована еще. Она проявляется в различных формах мышечной деятельности и зависит от способности и готовности человека к физической работе.

В настоящее время физическая работоспособность наиболее широко исследуется в спортивной практике, представляя несомненный интерес для специалистов как медико-биологического, так и спортивно-педагогического направлений. Физическая работоспособность - одна из важнейших составляющих спортивного успеха. Это качество является также определяющим во многих видах производственной деятельности, необходимым в повседневной жизни, тренируемым и косвенно отражающим состояние физического развития и здоровья человека, его пригодность к занятиям физической культурой и спортом. Работоспособность следует оценивать по критериям профессиональной деятельности и состояния функций организма, другими словами, с помощью прямых и косвенных ее показателей

Работоспособность представляет собой реакцию организма на определенную нагрузку и указывает на то, какой физиологической ценой для человека обходится эта работа, т. е. чем, например, организм спортсмена расплачивается за достигнутые секунды, метры, килограммы и т. д. Кроме этого установлено, что косвенные показатели работоспособности в процессе труда ухудшаются значительно раньше, чем ее прямые критерии. Это дает основание использовать различные физиологические методики для прогнозирования работоспособности человека, а также для выяснения механизмов адаптации к конкретной профессиональной деятельности, оценке развития утомления и анализа других функциональных состояний организма.

При оценке работоспособности и функционального состояния человека необходимо также учитывать его субъективное состояние, являющееся довольно информативным показателем. Ощущая усталость человек, снижает темп работы или вовсе прекращает ее. Этим самым предотвращается функциональное истощение различных органов и систем и обеспечивается возможность быстрого восстановления работоспособности человека. считал ощущение усталости одним из наиболее чувствительных показателей снижения работоспособности и развития утомления. Он писал: «Так называемые субъективные показания столь же объективны, как и всякие другие для того, кто умеет их понимать и расшифровывать. Физиолог более чем кто-либо знает, что за всяким субъективным переживанием кроется физико-химическое событие в организме».

Наиболее важной характеристикой резервных возможностей организма является адаптационная сущность, эволюционно выработанная способность организма выдерживать большую, чем обычно нагрузку. Исследование физической работоспособности спортсмена дает уникальный фактический материал для оценки и анализа функций организма в зоне видовых предельных напряжений. Поэтому можно считать, что лимитирующими факторами физической работоспособности спортсмена являются индивидуальные пределы использования им своих структурно-функциональных резервов различных органов и систем, прежде всего сердечно-сосудистой системы.

2. Прямые и косвенные критерии определения физической работоспособности у спортсмена

Адаптируя приведенное выше определение работоспособности к практике спорта, следует указать, что прямые показатели у спортсменов позволяют оценивать их спортивную деятельность как с количественной, так и с качественной стороны

К косвенным критериям работоспособности относят различные клинико-физиологические, биохимические и психофизиологические показатели, характеризующие изменения функций организма в процессе работы. Другими словами, косвенные критерии работоспособности представляют собой реакции организма на определенную нагрузку и указывают на то, ка кой физиологической ценой для человека обходится эта работа, т. е. чем, например, организм спортсмена расплачивается за достигнутые секунды, метры, килограммы и т. д. Кроме этого установлено, что косвенные показатели работоспособности в процессе труда ухудшаются значительно раньше, чем ее прямые критерии. Это дает основание использовать различные физиологические методики для прогнозирования работоспособности человека, а также для выяснения механизмов адаптации к конкретной профессиональной деятельности, оценке развития утомления и анализа других функциональных состояний организма.

3. Исследование функционального состояния нервной системы.

Ухудшение состояния нервной системы свидетельствует о появлении переутомления перетренированности. Для диагностики функционального состояния ЦНС очень важно выяснить характер СНА. . Расстройства сна у спортсменов рассматривают как переутомление или истощение ЦНС.

У спортсменов с повышенной эмоциональностью, тревожностью и впечатлительностью может наблюдаться БЕССОНИЦА.. Причинами бессонницы могут быть невротические или психические нарушения, висцеральные расстройства, внешние помехи, незнакомая обстановка. и др. Серьёзными расстройствами являются приступы дневных засыпаний или сонливость в дневное время при удлинённом ночном сне. Расстройства сна у спортсменов рассматривают как переутомление или истощение ЦНС.

Практическое занятие по теме 3 2 часа

1.Исследование функционального состояния нервной системы.

Координационную функцию нервной системы оценивают по устойчивости стояния в позе РОМБЕРГА. При соединенных стопах с вытянутыми вперёд руками и закрытыми глазами следят за покачиванием, потерей равновесия дрожанием пальцев рук и ног. При усложнённой позе Ромберга стояние на одной ноге с касанием пяткой другой ноги коленного сустава опорной ноги, руки вытянуты вперёд, глаза закрыты. При этом учитывается время устойчивости. Проба оценивается как хорошая, если спортсмен сохраняет устойчивость более чем 15 секунд, нет дрожания пальцев рук. Проба РОМБЕРГА относится к статической координации.

Для оценки динамической координации используется ПАЛЬЦЕНОСОВАЯ проба: при закрытых глазах необходимо указательным пальцем дотронуться до кончика носа. Неуверенное движение свидетельствует о нарушении динамической координации

2.Исследование функционального состояния сердечнососудистой системы.

Гарвадский степ – тест.

ИГСТ = t . 100/(f 1 + f 2+ f 3)

F1 – чсс за 30 секунд на 2 минуте восстановления

F2 – чсс за 30 секунд на 3 минуте восстановления

F3 – чсс за 30 секунд на 4 минуте восстановления

t - время выполнения теста 5 минут

Физическая работоспособность и функциональная готовность организма 2часа

Оценка функционального состояния нервной системы.

системы.

Систематические занятия спортом и физической культурой совершенствуют функциональное состояние нервной системы и нервно-мышечного аппарата, позволяя спортсмену овладевать сложными двигательными навыками, развивать быстроту, обеспечивать координацию движений и т. д. Ухудшение состояния нервной системы свидетельствует о появлении переутомления и перетренированности. Диагностика функционального состояния нервной системы достаточно сложная, но мы постараемся на более доступных методиках, остановится.

О силе нервных процессов можно судить по таким критериям как смелость, настойчивость, активность, целеустремлённость, воля к победе, упорство, в овладении спортивными навыками и умении быстро мобилизоваться, умении сдерживаться. Поведение на тренировках и соревнованиях.

Для диагностики функционального состояния ЦНС очень важно выяснить характер СНА. У спортсменов с повышенной эмоциональностью, тревожностью и впечатлительностью может наблюдаться БЕССОНИЦА. Признаками частичной бессонницей является затруднённое засыпание вечером или после пробуждения ночью, неглубокий поверхностный сон, раннее пробуждение. Причинами бессонницы могут быть невротические или психические нарушения, висцеральные расстройства, внешние помехи, незнакомая обстановка. и др. Серьёзными расстройствами являются приступы дневных засыпаний или сонливость в дневное время при удлинённом ночном сне. Расстройства сна у спортсменов рассматривают как переутомление или истощение ЦНС.

У спортсменов иногда развиваются НЕВРОЗЫ и НЕВРОЗОПОДОБНЫЕ состояния.

НЕВРАСТЕНИ Я как один из видов неврозов. В первой стадии заболевания спортсмен жалуется на периодически возникающие колебания настроения, повышенную раздражительность, немотивированные вспышки гнева, брани, нередко со слезами. Отмечается при этом плохое засыпание, поверхностный сон, тревожное ожидание бессонницы. Спортсмен жалуется на повышенную потливость сердцебиение, головные боли, половые расстройства. Объективно отмечается снижение физической работоспособности, выраженный дермографизм. Во второй стадии отмечается общая слабость, усталость нежелание тренироваться, вялость, заторможенность, апатия.

ИСТЕРИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ . Ощущения нехватки воздуха, обморок, чувство сжатия гортани, депрессии, ступор с выраженной позой. Истерический припадок может быть прерван внезапным звуком, ударом и другими внешними воздействиями.

Невроз навязчивых состояний. Спортсмен может жаловаться на боли, которые якобы его постоянно преследуют. На невозможность выполнить нужный элемент техники

ПСИХАСТЕНИЯ характеризуется тревожной мнительносью. Спортсмен становится неактивным Объективно отмечаются вегетативные нарушения, ТИКИ.Лечение проводит врач..

ИНДЕКС КЕРДО: равен диастолическое давление/ЧСС за 1 минуту в № равен 1

Семинарское занятие по теме 3

Функциональная готовность организма 2 часа

Перетренированность

Многие спортсмены буквально помешаны на тренировках. Они пытаются выполнить больший объем работы, чем могут выдержать физически. Это называется перетренированностью. Когда это происходит, чрезмерные тренировочные нагрузки могут превысить способность организма восстанавливаться и адаптироваться, что приводит к преобладанию катаболизма (разрушения) над анаболизмом (созиданием).

Спортсмены испытывают различную степень утомления в повторяющиеся дни и недели занятий, поэтому не каждый случай можно считать перетренированностью. Утомление вследствие одного или нескольких тренировочных занятий, как правило, проходит после нескольких дней отдыха и потребления пищи, богатой углеводами. Такое острое и быстро проходящее состояние усталости, как правило, обусловливается чрезмерной тренировкой. В отличие от этого перетренированность характеризуется резким снижением уровня мышечной деятельности, которое не проходит ни через несколько дней отдыха, ни в результате пи­щевых манипуляций.

ВЛИЯНИЕ ПЕРЕТРЕНИРОВАННОСТИ: СИНДРОМ ПЕРЕТРЕНИРОВАННОСТИ

Большинство симптомов, обусловленных перетренированностью, имеют собирательное название "синдром перетренированности". Он проявляется в виде снижения мышечной деятельности человека. К сожалению, эти симптомы очень индивидуальны, поэтому и самим спортсменам, и тренерам бывает очень трудно мышечной силы, ухудшения координации и максимальной работоспособности. Другие симптомы синдрома перетренированности включают:

ухудшение аппетита и снижение массы тела;

периодические приступы тошноты;

нарушение сна;

повышение ЧСС;

повышение артериального давления.

Основной причиной возникновения синдрома перетренированности очень часто является сочетание эмоциональных и физиологических факторов. Эмоциональные требования, обусловленные соревнованиями, стремление победить, боязнь неудачи, завышенные цели и т. п. могут быть источниками непереносимого эмоционального стресса. Ввиду этого состояние перетренированности очень часто сопровождается потерей желания соревноваться и тренироваться.

Симптомы синдрома перетренированности очень субъективны и индивидуальны. Наличие одного или нескольких симптомов должно насторожить тренера о возможной перетренированности спортсмена.

Физиологические факторы, обусловливающие отрицательное влияние состояния перетренированности, изучены неполностью. Вместе с тем многие аномальные реакции, о которых сообщают ученые, позволяют предположить, что перетренированность связана с изменениями нервной, гормональной и иммунной систем. Хотя причинно-следственная взаимосвязь изменений в деятельности этих систем и симптомов перетренированности пока не установлена, тем не менее эти симптомы очень часто позволяют определить перетренированность спортсмена. Наиболее информативным, сточке зрения возможности контроля, для тренера является симптомы перетренированность вегетативной нервной системы.

ИМУНИТЕТ И ПЕРЕТРЕНИРОВАННОСТЬ

Результаты последних исследований подтверждают, что чрезмерные тренировочные нагрузки подавляют нормальную функцию иммунной системы, повышая восприимчивость организма перетренированного спортсмена к инфекционным заболеваниям. Результаты многочисленных исследований показывают, что кратковременные периоды интенсивных нагрузок на некоторое время нарушают реактивность иммунной системы, а проведение изнурительной тренировки в последующие дни ведет к ее подавлению. Некоторые ученые приводили случаи возникновения заболеваний после одноразовых изнурительных нагрузок. Подобное подавление функции иммунной системы характеризуется аномально низкими уровнями как лимфоцитов, так и антител . Именно при таких низких уровнях микроорганизмы, попадая в организм спортсмена, не подавляются и вызывают возникновение заболеваний. Таким образом, выполнение интенсивной физической нагрузки при заболевании еще больше снижает способность организма сопротивляться, что повышает риск возникновения серьезных осложнений.

ПЕРЕТРЕНИРОВАННОСТЬ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Результаты некоторых исследований указывают на то, что перетренированность связана с аномальными реакциями вегетативной нервной системы. Физиологические симптомы, "сопровождающие" снижение мышечной деятельности, очень часто отражают изменения в нервной или эндокринной системе, деятельность которых регулирует симпатическая или парасимпатическая нервная система. Перетренированность симпатической нервной системы может привести к:

увеличению ЧСС в покое;

повышению артериального давления;

потере аппетита;

понижению массы тела;

расстройству сна;

эмоциональной неустойчивости;

повышению интенсивности основного метаболизма .

Результаты ряда других исследований указывают на доминирующую роль парасимпатической нервной системы в некоторых случаях перетренированности. В этих случаях наблюдается такое же снижение мышечной деятельности, однако реакции значительно отличаются от тех, которые обусловлены перетренированностью симпатической нервной системы. Признаки перетренированности парасимпатической нервной системы включают:

быстрое возникновение утомления;

замедленную ЧСС в покое;

быстрое восстановление ЧСС после физической нагрузки;

снижение артериального давления в покое.

Некоторые симптомы, связанные с перетренированностью вегетативной нервной системы, наблюдаются у неперетренированных людей. Именно поэтому нельзя утверждать, что наличие данных симптомов свидетельствует о перетренированности. Наиболее часто наблюдаются симптомы перетренированности симпатической нервной системы.

ВОЗНИКНОВЕНИЯ СИНДРОМА ПЕРЕТРЕНИРОВАННОСТИ

Причины возникновения синдрома перетренированности пока окончательно не выяснены; очевидно, причиной его возникновения могут служить физические или эмоциональные перегрузки или их сочетание. Крайне трудно не превысить уровень толерантности спортсмена к стрессу, регулируя величину физиологических и психологических нагрузок во время тренировочных занятий. Большинство тренеров интуитивно определяют объем и интенсивность нагрузки, и лишь единицы способны точно определить степень влияния тренировочного занятия на спортсмена. Никакие предварительные симптомы не могут предупредить спортсменов, что они находятся на грани состояния перетренированности. Когда тренеры понимают, что чрезмерно нагружали спортсмена, уже поздно что-либо сделать. Нанесенный чрезмерными нагрузками ущерб можно устранить только уменьшением их объема или полным отдыхом в течение нескольких дней или даже недель.

Неоднократно предпринимались попытки объективно диагностировать синдром перетренированности на его начальных стадиях путем различных измерений физиологических параметров. К сожалению, ни одно из них не оказалось достаточно информативным. Очень часто трудно определить, отражает ли полученный показатель синдром перетренированности или просто нормальные реакции на интенсивные тренировочные нагрузки.

Лечение и профилактика синдрома перетренированности

Соблюдения баланса между тренировками и отдыхом. Основной мерой по лечению и профилактике синдрома перетренированности является снижение уровня физических нагрузок и увеличение периода отдыха и восстановления спортсмена. Совсем не обязательно полностью прерывать тренировки (в некоторых случаях это даже нежелательно, так как организм спортсмена тяжело переживает полное отсутствие физических нагрузок), достаточно снизить интенсивность и продолжительность физических нагрузок таким образом, чтобы степень затрат энергии была меньше степени восстановления сил.

Для наблюдения за состоянием здоровья спортсмена рекомендуется вести дневник, в который вносятся основные физические показатели спортсмена (например, вес), а также такие субъективные показатели как самочувствие и желание тренироваться.

При синдроме перетренированности все описанные выше показатели снижаются, причем самочувствие и желание тренироваться ухудшаются раньше, чем развивается снижение веса (фактически физическое истощение организма).

Сон и восстановление сил спортсмена. Важность сна сложно переоценить. Новейшие исследования в области сомнологии (науки о сне), показывают, что сон является процессом активным и творческим, а не пассивным, как считалось ранее. Нормальный сон состоит из двух фаз, периодически сменяющих одна другую. Засыпание переходит в фазу медленного сна, во время которой сон постепенно углубляется, а ритмы головного мозга и активность коры замедляются. В этой фазе происходит расслабление мышц, синтез питательных веществ, рост и восстановление клеток. У детей фаза медленного сна – это период роста, так как именно в это время происходит выработка гормона роста – соматотропина. Длительность фазы медленного сна составляет примерно 90 минут, после чего фаза медленного сна переходит в фазу быстрого сна. Фаза быстрого сна характеризуется повышением активности головного мозга и запуском процессов переработки информации, накопленной во время бодрствования. При этом информация переоценивается и запоминается на долгое время. В период быстрого сна мы видим сны, которые зачастую формируются из обрывков увиденного или услышанного на протяжении дня. В экспериментах над животными было показано, что отсутствие фазы быстрого сна приводит к катастрофическому истощению нервной системы и смерти организма. Быстрый сон длится около 15 минут, после чего переходит в медленный сон и цикл повторяется. Таким образом, во время сна происходит восстановление физических и психических сил организма. Для взрослого человека, ведущего размеренный образ жизни, нормальная продолжительность сна должна составлять 7-8 часов.

Повышенные физические нагрузки у спортсменов увеличивают необходимость во сне. Так, для спортсменов, минимальная продолжительность ночного сна должна составлять не менее 8 часов. Более того, во время активных тренировок рекомендуется дневной сон продолжительностью 1-2 часа. Показано, что дневной сон хорошо восстанавливает силы и работоспособность спортсмена и значительно повышает его физические характеристики.

Хорошо восстанавливают силы спортсмена водные процедуры и лечебный массаж.

Питание и профилактика синдрома перетренированности. Питательные вещества, поступающие с пищей, являются единственным источником химической энергии, необходимой для протекания всех процессов организма. При этом организм спортсмена нуждается в больших количествах питательных веществ, чем организм человека ведущего размеренный образ жизни.

При составлении рациона спортсмена нужно уделять внимание соотношению питательных элементов (белков, жиров и углеводов), а также общей энергетической и витаминной ценности пищи. Состав рациона спортсмена нужно изменять в зависимости от типа тренировок. Например, при наработке мышечной массы нужно увеличить количество белков, при наработке скоростно-силовых качеств увеличивается количество углеводов, а при наработке выносливости – жиров.

Важно, чтобы рацион спортсмена, помимо легкоусвояемых пищевых продуктов (концентрированные белки и углеводы), содержал и достаточное количество пищевых волокон – это улучшает работу пищеварительного тракта. Эти вещества в больших количествах содержатся в овощах и фруктах.

Применение витаминно-минеральных препаратов. Является важным профилактическим средством синдрома перетренированности. Показано, что интенсивные физические нагрузки требуют большего количества витаминов и минералов, чем обычный физический труд. При этом обеспечение организма спортсмена микронутриентами (витаминами и минералами) только за счет пищи практически невозможно; количества микронутриентов, необходимые спортсмену, содержатся в больших количествах пищи, которые спортсмен просто физически не способен переварить. Проблема обеспечения организма витаминами и минералами решается при помощи назначения витаминно-минеральных комплексов, содержащих все необходимые микронутриенты, подобранные для спортсменов в качественном и количественном соотношении. Применение витаминов и минералов эффективно только на фоне витаминной недостаточности или для ее профилактики. Сами по себе микронутриенты не влияют на физические характеристики спортсмена.

8314 0

Физическая работоспособность проявляется в различных формах мышечной деятельности. Она зависит от физической «формы» или готовности человека, его пригодности к физической работе, к спортивной деятельности. В понятие «физическая работоспособность», а иногда просто «работоспособность» вкладывается очень разное по своему объему или смыслу содержание. Так употребляют выражения «работоспособность как способность к физическому труду», «функциональная способность», «физическая выносливость», «способность к труду вообще» и т.д.

Термином «физическая работоспособность» (англ. phisical working capacity) в настоящее время принято обозначать потенциальную или реальную способность человека к выполнению максимальных физических усилий в динамической, статической или смешанной работе.

Без сведений о физической работоспособности исследуемых лиц не представляется возможным судить о состоянии здоровья, о социально-гигиенических и социально-экономических условиях жизни людей, о результатах подготовки к трудовой, спортивной и военной деятельности.

Количественное определение физической работоспособности необходимо при организации физического воспитания лиц различного возраста и пола, при отборе, планировании и прогнозировании для спортсменов учебно-тренировочных нагрузок, при организации двигательного режима больных в клинике и центрах реабилитации, при определении степени инвалидности и т.д.

Физическая работоспособность является интегральным выражением функциональных возможностей человека и характеризуется рядом объективных факторов. К ним относятся: телосложение и антропометрические показатели; мощность, емкость и эффективность механизмов энергопродукции аэробным и анаэробным путем; сила и выносливость мышц; нейромышечная координация (которая, в частности, проявляется как физическое качество - ловкость); состояние опорно-двигательного аппарата (в частности, гибкость). Сюда следует отнести и состояние эндокринной системы.

У разных людей развитие отдельных компонентов физической работоспособности резко отличается. Оно зависит от наследственности и от внешних условий; профессии, уровня или характера двигательной активности и вида спорта. Корреляция между отдельными факторами варьирует в широких пределах. Несомненное влияние на остальные показатели и работоспособность в целом оказывает состояние здоровья.

В узком смысле физическую работоспособность понимают как функциональное состояние кардиореспираторной системы. Такой подход оправдан двумя практическими аспектами. С одной стороны, в повседневной жизни интенсивность физической нагрузки невысокая и она имеет выраженный аэробный характер, поэтому обычную повседневную работу лимитирует именно система транспорта кислорода. С другой стороны, увеличение распространения гипертензии, коронарной болезни, инфаркта миокарда, нарушений кровообращения головного мозга заставляет сосредоточить внимание опять - таки на кардиоваскулярном аспекте здоровья. Поэтому при массовых и выборочных исследованиях часто ограничиваются определением максимума аэробной мощности организма, которая вполне обоснованно считается главным фактором работоспособности.

В настоящее время обязательное определение «физической работоспособности» рекомендовано соответствующими документами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Международной федерации спортивной медицины (ФИМС).

В спортивной практике выделяют общую физическую работоспособность и специальную работоспособность, которую некоторые специалисты обозначают как показатель тренированности.

Общую физическую работоспособность принято рассматривать, как способность человека выполнять физическую динамическую работу достаточной интенсивности в течение достаточно длительного времени при сохранении адекватных параметров ответных реакций организма.

Показатели общей физической работоспособности в значительной мере зависят от общей выносливости организма и тесно связаны с аэробными возможностями организма, т.е. продуктивностью системы транспорта кислорода. В настоящее время определение общей физической работоспособности является обязательным в процессе физической реабилитации для выбора реабилитационной программы, оценки ее эффективности и пр.

Специальная физическая работоспособность зависит от спортивной специализации. Она обычно определяется во время этапного контроля для оценки уровня тренированности, планирования последующего тренировочного этапа, прогнозирования роста спортивных результатов и т.д. Специальная физическая работоспособность оценивается с помощью специальных тестов соответствующих специфике вида спорта, целям исследования и уровню спортивной квалификации.

Для определения как общей, так и специальной физической работоспособности применяются тесты на усилие или количественные тесты. Перед проведением тестирования обязательно следует уточнить показания и убедиться в отсутствии противопоказаний к их проведению.

Сакрут В.Н., Казаков В.Н.

Способность человека совершать длительное время физическую (мышечную) работу называют физической работоспособностью. Величи­на физической работоспособности человека зависит от возраста, пола, трени­рованности, факторов окружающей среды (температуры, времени суток, со­держания в воздухе кислорода и т.д.) и функционального состояния организ­ма. Для сравнительной характеристики физической работоспособности раз­личных людей рассчитывают общее количество произведенной работы за 1 минуту, делят его на массу тела (кг) и получают относительную физиче­скую работоспособность (кг*м/мин на 1кг массы тела). В среднем уровень физической работоспособности юноши 20 лет составляет 15,5 кг*м/мин на 1кг массы тела, а у юноши-спортсмена того же возраста он достигает 25. В последние годы определение уровня физической работоспособности широко используют для оценки общего физического развития и состояния здоровья детей и подростков.

Длительные и интенсивные физические нагрузки приводят к вре­менному снижению физической работоспособности организма. Это фи­зиологическое состояние называют утомлением. В настоящее время пока­зано, что процесс утомления затрагивает, прежде всего, ЦНС, затем нерв­но-мышечный синапс и, в последнюю очередь - мышцу. Впервые значение нервной системы в развитии процессов утомления в организме было отмече­но И.М.Сеченовым. Доказательством справедливости этого заключения мож­но рассматривать обстоятельство, что интересная работа долго не вызывает утомления, а неинтересная - весьма быстро, хотя мышечные нагрузки в пер­вом случае могут даже превосходить работу, совершаемую тем же самым че­ловеком во втором случае.

Утомление представляет собой нормальный физиологический про­цесс, выработанный эволюционно для защиты систем организма от сис­тематического переутомления, которое является патологическим процессом и характеризуется расстройством деятельности нервной системы и других физиологических систем организма.

7.2.5. Возрастные особенности мышечной системы

Мышечная система в процессе онтогенеза претерпевает значительные структурные и функциональные изменения. Формирование мышечных клеток и образование мышц как структурных единиц мышечной системы происходит гетерохронно, т.е. сначала образуются те скелетные мышцы, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности организма ребенка в данном возрастном этапе. Процесс "чернового" формирования мышц заканчивается к 7-8 неделе пренатального развития. После рождения процесс формирования мышечной системы продолжается. В частности, интенсивный рост мышечных волокон наблюдается до 7 лет и в пубертатный период. К 14 -16 годам микроструктура скелетной мышечной ткани практически полностью созревает, но утолщение мышечных волоков (со­вершенствование их сократительного аппарата) может продолжаться до 30 -35 лет.


Развитие мышц верхних конечностей опережает развитие мышц нижних конечностей. У годовалого ребенка мышцы плечевого пояса и рук развиты значительно лучше, чем мышцы таза и ног. Более крупные мышцы формируются всегда раньше мелких. Например, мышцы предплечья фор­мируются раньше мелких мышц кисти. Особенно интенсивно мышцы рук развиваются в 6 - 7 лет. Очень быстро общая масса мышц нарастает в пе­риод полового созревания: у мальчиков - в 13-14 лет, а у девочек - в 11- 12 лет. Ниже приведены данные, характеризующие массу скелетных мышц в процессе постнатального онтогенеза.

Значительно меняются в процессе онтогенеза и функциональные свойства мышц. Увеличивается возбудимость и лабильность мышечной ткани. Изменяется мышечный тонус. У новорожденного отмечается повы­шенный мышечный тонус, а мышцы-сгибатели конечностей преобладают над мышцами-разгибателями. В результате руки и ноги грудных детей находятся чаще в согнутом состоянии. У них плохо выражена способность мышц к расслаблению (с этим связана некоторая скованность движений детей), кото­рая с возрастом улучшается. Только после 13 - 15 лет движения становятся более пластичными. Именно в этом возрасте заканчивается формирование всех отделов двигательного анализатора.

В процессе развития опорно-двигательного аппарата изменяются двигательные качества мышц: быстрота, сила, ловкость и выносли­вость. Их развитие происходит неравномерно. Прежде всего, развиваются быстрота и ловкость.

Быстрота (скорость) движений характеризуется числом движений, которое ребенок в состоянии произвести за единицу времени. Она определя­ется тремя показателями:

1) скоростью одиночного движения,

2) временем двигательной реакции и

3) частотой движений.

Скорость одиночного движения значительно возрастает у детей с 4 -5 лет и к 13-15 годам достигает уровня взрослого. К этому же возрасту уровня взрослого достигает и время простой двигательной реакции, которое обу­словлено скоростью физиологических процессов в нервно-мышечном ап­парате. Максимальная произвольная частота движений увеличивается с 7 до 13 лет, причем у мальчиков в 7 -10 лет она выше, чем у девочек, а с 13 - 14 лет частота движений девочек превышает этот показатель у мальчиков. Наконец, максимальная частота движений в заданном ритме также резко уве­личивается в 7 - 9 лет. В целом, скорость движений максимально развивается к 16-17 годам.

До 13- 14 лет завершается в основном развитие ловкости, которая свя­зана со способностью детей и подростков осуществлять точные, координиро­ванные движения. Следовательно, ловкость связана:

1) с пространственной точностью движений,

2) с временной точностью движений,

3) с быстротой решения сложных двигательных задач.

Наиболее важен для развития ловкости дошкольный и младший школь­ный период. Наибольший прирост точности движений наблюдается с 4 - 5 до 7 - 8 лет. Интересно, что спортивная тренировка оказывает благотворное влияние на развитие ловкости и у 15 - 16 летних спортсменов точность дви­жений в два раза выше, чем у нетренированных подростков того же возраста. Таким образом, до 6 - 7 лет дети не в состоянии совершать тонкие точные движения в предельно короткое время. Затем постепенно развивается про­странственная точность движений, а за ней и временная. Наконец, в послед­нюю очередь совершенствуется способность быстро решать двигатель­ные задачи в различных ситуациях. Ловкость продолжает улучшаться до 17-18 лет.

Наибольший прирост силы наблюдается в среднем и старшем школь­ном возрасте, особенно интенсивно сила увеличивается с 10 - 12 лет до 16 -17 лет. У девочек прирост силы активируется несколько раньше, с 10 - 12 лет, а у мальчиков - с 13 - 14 лет. Тем не менее, мальчики по этому показателю во всех возрастных группах превосходят девочек.

Позже других двигательных качеств развивается выносливость, характеризующаяся тем временем, в течение которого сохраняется достаточ­ный уровень работоспособности организма. Существуют возрастные, поло­вые и индивидуальные отличия в выносливости. Выносливость детей до­школьного возраста находится на низком уровне, особенно к статической работе. Интенсивный прирост выносливости к динамической работе наблюдается с 11 - 12 лет Так, если принять объем динамической работы детей 7 лет за 100%, то у10-летних он составит 150%, а у 14-15-летних - более 400%. Так же интенсивно с 11-12 лет у детей нарастает выносливость к статическим нагрузкам. В целом, к 17-19 годам выносливость составляет около 85% от уровня взрослого. Своего максимального уровня она достигает к 25 - 30 го­дам.

Развитие движений и механизмов их координации наиболее интен­сивно идет в первые годы жизни и в подростковый период. У новорожденно­го координация движений очень несовершенна, а сами, движения имеют толь­ко бузусловно-рефлекторную основу. Особый интерес вызывает плаватель­ный рефлекс, максимальное проявление которого наблюдается примерно к 40 дню после рождения. В этом возрасте ребенок способен совершать в воде плавательные движения и держаться на ней до 1 5 минут. Естественно, что го­лова ребенка должна поддерживаться, так как его собственные мышцы шеи еще очень слабы. В дальнейшем рефлекс плавания и другие безусловные рефлексы постепенно угасают, а им на смену формируются двигательные на­выки. Все основные естественные движения, свойственные человеку (ходь­ба, лазанье, бег, прыжки и т.д.) и их координация формируются у ребенка в основном до 3 - 5 лет. При этом большое значение для нормального развития движений имеют первые недели жизни. Естественно, что и в дошкольном возрасте координационные механизмы еще очень несовершенны. Несмотря на это, дети способны овладевать относительно сложными движениями. В ча­стности, именно в этом возрасте они учатся орудийным движениям, т.е. дви­гательным умениям и навыкам пользоваться инструментом (молотком, ключом, ножницами). С 6 - 7 лет дети овладевают письмом и другими дви­жениями, требующими тонкой координации. К началу подросткового перио­да формирование координационных механизмов в целом завершается, и все виды движений становятся доступными для подростков. Конечно, совер­шенствование движений и их координации при систематических упражнени­ях возможно и в зрелом возрасте (например, у спортсменов, музыкантов и др.).

Совершенствование движений всегда тесно связано с развитием нервной системы ребенка. В подростковом периоде очень часто координа­ция движений вследствие гормональных перестроек несколько нарушается. Обычно к 15 - ] 6 годам это временное ухудшение бесследно исчезает. Общее формирование координационных механизмов заканчивается в конце подро­сткового возраста, а к 18 - 25 годам они полностью достигают уровня взрос­лого человека. Возраст в 18-30 лет считают «золотым» в развитии моторики человека. Это возраст расцвета его двигательных способностей.

Фитнес-спорт: учебник для студентов Шипилина Инесса Александровна

ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

Физическая работоспособность – способность человека выполнять заданную работу с наименьшими физиологическими затратами с наивысшими результатами. Работоспособность подразделяют на общую и специальную.

Общая физическая работоспособность это – уровень развития всех систем организма (МПК, пищеварительной и выделительной систем), всех физических качеств. Чем быстрее спортсмен выходит на необходимый уровень подготовленности, тем легче ему удержать уровень работоспособности.

Специальная физическая работоспособность – это уровень развития физических качеств и тех функциональных систем, которые непосредственно влияют на результат в избранном виде спорта. Единицы измерения, нормы и факторы в каждом виде спорта индивидуальны.

Утомление – это временное снижение работоспособности, которое сопровождается субъективным ощущением усталости и является защитной реакцией организма, спасая его от истощения и переутомления. Утомление центральной нервной системы возникает, когда ускоряются или учащаются импульсы. Периферическое утомление работающих мышц происходит по трем причинам:

1) недостаток кислорода;

2) засорение продуктами распада;

3) истощение энергетических ресурсов.

Мышечное утомление – это такое состояние организма, при котором работоспособность человека временно снижена. Понижение работоспособности является главным внешним проявлением этого состояния, его основным объективным признаком. Однако работоспособность может снижаться не только при утомлении, но и во время тренировки в неблагоприятных условиях внешней среды (высокой температуре и влажности воздуха, в условиях высокогорья). Утомление является естественным физиологическим процессом, нормальным состоянием организма. Для результативной тренировки необходимо, чтобы при выполнении каждого упражнения была достигнута определенная степень утомления. Утомление характеризуется субъективным признаком – усталостью (тяжестью в голове, конечностях, разбитостью состояния). Утомление – это биологически защитная реакция организма, направленная против истощения функционального потенциала центральной нервной системы. Разучивание упражнений приводит к быстрому утомлению, поскольку оно совершается исключительно под управлением коры головного мозга.

Из книги Карате-до: мой жизненный путь автора Фунакоси Гитин

Физическая готовность Ещё один случай, который касается каратэ и о котором мне хотелось бы рассказать, произошел в порту Наха, главном порту префектуры Окинава, к сожалению, глубина моря в порту была такой малой, что большие суда не могли подойти к причалу. Они должны были

Из книги Подготовка юного тяжелоатлета автора Дворкин Леонид Самойлович

9.1. Физическая работоспособность и тренировочная нагрузка На протяжении многих десятков лет мы являемся свидетелями значительного роста спортивных достижений тяжелоатлетов молодого возраста. Так, в настоящее время мало кого удивляет тот факт, что тяжелоатлеты

Из книги Теория и методика детско-юношеского дзюдо автора Шестаков Василий Борисович

3. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Занятия дзюдо оказывают положительное влияние на рост и развитие организма, а также существенно повышают физическую подготовленность занимающихся. В исследованиях К. В. Чедова (2006) установлено, что дзюдоисты 10–12 лет опережают подростков,

Из книги Боевая школа Брюса Ли. кн. 5. Философия и дух бойца автора Ли Брюс

Физическая подготовка 1. Общая: бег, гибкость.2. Специальная: бокс, удары ногами, борьба.3. Силовая: упражнения с отягощениями, специальные

Из книги Тхэквондо [Теория и методика. Том.1. Спортивное единоборство] автора Шулика Юрий Александрович

14.5. Вспомогательные гигиенические мероприятия, повышающие работоспособность тхэквондиста Вспомогательные гигиенические мероприятия, направленные на повышение работоспособности тхэквондистов и быстрейшее восстановление, – это гидропроцедуры, различные виды

Из книги Введение в школу боевого карате автора Кочергин Андрей

Специальная физическая подготовка Особенности специальной физической подготовки вытекают из тактики рода деятельности обучаемых, и, как правило, в каждом подразделении есть неплохие наработки в этой области. Инструктор в процессе уяснения обязан выявить эти наработки

Из книги Бокс. Секреты профессионала автора Ковтик Александр Николаевич

Глава 6 Физическая подготовка Физической подготовке в профессиональном боксе уделяется очень много внимания. Она считается базовой для достижения высоких спортивных результатов. Без хорошей физподготовки в бою невозможно эффективно и длительно использовать

Из книги Учебник подводной охоты на задержке дыхания автора Барди Марко

Физическая подготовка Прежде чем назвать упражнения и методики работы, полезные для физической подготовки подводника, необходимо определить направление, в котором должна развиваться персональная программа тренировок, направленная на улучшение подводных навыков.В

Из книги Программа по пауэрлифтингу автора Головихин Евгений Васильевич

Специальная физическая подготовка Изучение и совершенствование техники упражнений пауэрлифтинга (изучение)Для всех учебных групп по физическим возможностям:ПРИСЕДАНИЕ. Действия спортсмена до съёма штанги со стоек. Съём штанги со стоек. Положение спины и расстановка

Из книги Русский бильярд. Большая иллюстрированная энциклопедия автора Жилин Леонид

Из книги «Пьянта су!» или горные лыжи глазами тренера автора Гуршман Грег

Глава 5. Физическая подготовка

Из книги Как победить любого противника в экстренных ситуациях. Секреты спецназа автора Кашин Сергей Павлович

Физическая подготовка

Из книги Йога. Для тех, у кого «нет времени». Минимум усилий, максимум результата! автора Левшинов Андрей Алексеевич

Комплекс упражнений для утра, чтобы в течение всего дня сохранять бодрость и высокую работоспособность Обратите внимание, на какой кровати вы спите? Многие предпочитают мягкие матрасы. А то, что каждое пробуждение сопровождается болями в отлежанных за ночь ребрах и

Из книги Сожги ненавистные килограммы. Как эффективно похудеть при минимуме усилий автора Синельникова А. А.

Глава 5 Физическая активность Самое значительное влияние на скорость метаболизма оказывает физическая нагрузка. Обмен веществ при интенсивной нагрузке может превышать основной обмен в 10 раз, а в очень короткие периоды (как при плавании)?-?даже в 100 раз. Поэтому если ваша

Из книги Физическая подготовка хоккеиста автора Мельников Илья Валерьевич

Специальная физическая подготовка Специальная физическая подготовка направлена на развитие двигательных навыков и способностей (быстрота, скоростно-силовые, координационные способности, специальная выносливость). Проводиться специальная подготовка может как на

Из книги Хоккей: подготовка вратаря автора Мельников Илья Валерьевич

Физическая подготовка вратаря Физическая тренировка и программа Она такая же как и у хоккейных игроков, но учитывая специфику работы вратаря, может быть сделан дополнительный акцент на воспитании следующих качеств: 1. быстроты реакций на движущийся объект; 2. быстроты

Физическая работоспособность - это способность выполнять определенный вид мышечной работы. Она связана с наличием у человека определенных внутренних качеств или способностей (потенций), реализация которых поз­воляет успешно осуществлять заданные действия. Наиболее ярко и полно работоспособность проявляется в условиях спортивных соревнований. Спортсмену, для того чтобы добиться высоких результатов и победить в борьбе со столь же одаренными и работоспособными соперниками, необходимо овладеть всем арсеналом сложных двигательных навыков и в ходе многолетней подготовки достичь наивысшего уровня развития тех качеств, от которых зависит успех в избранном виде уп­ражнений.

Среди факторов, определяющих физическую работоспособность человека, есть такие, проявление которых наблюдается во всех видах двигательной активности человека (основные) или же только в конкретном виде деятельности.

Мышечная сила и биоэнергетические возможности составляют группу факторов потенций; техника, тактика и психическая подготовка объединяются в группу факторов производительности, которые определяют степень реализации факторов потенций в конкретных условиях избранного вида деятельности. Рациональная техника выполнения упражнений позволяет в большей степени и более эффективно реализовывать силовые и скоростные возможности спортсмена.

Рис. 10. Факторы, определяющие спортивную работоспособность.

Совершенная тактика ведения соревновательной борьбы позволяет лучше реализовать силовые и биоэнергетические потенции в хо­де спортивного соревнования или в его отдельных эпизодах.

Важная роль факторов производительности заключается в том, что в конкретных условиях избранного вида деятельности силовые и биоэнерге­тические потенции могут проявиться в полной мере. Эти потенции могут оказаться недоступными для использования, если человек не обладает не­обходимыми двигательными навыками или недостаточно мотивирован на выполнение поставленного задания.

В проявлениях мышечной силы и мощности (в теории и практике спорта эти физические качества обычно объединяются в понятии скоростно-силовой подготовленности спортсмена) определяющее значение имеют структурная организация и ферментативные свойства сократительных бел­ков мышц. Величина усилия, развиваемого мышцей в процессе сокращения, пропорциональна числу поперечных соединений (спаек) между актиновыми и миозиновыми нитями в миофибриллах. Потенциально возможное число этих соединений, а, следовательно, и величина максимального про­явления мышечной силы зависят от содержания актина и длины миозиновых нитей в пределах каждого саркомера, входящего в состав миофибриллы.

Длина саркомера или степень полимеризации миозина в толстых нитях миофибрилл - это генетически обусловленный фактор, т. е. не изменяется в процессе индивидуального развития и под влиянием тренировки, однако влияет на проявление двигательных качеств. Различные типы мышечных во­локон имеют разную длину саркомера. Содержание в мышцах белка актина существенно изменяется в процессе индивидуального развития и при тренировке. Этот показатель обнаруживает выраженные различия в мышечных волокнах разного типа и в мышцах различного функционального профиля.

В произвольных движениях человека развитие мышечного усилия происходит вместе с изменением скорости сокращения, и общий результат суммирования этих свойств выражается уровнем развиваемой мощности, величина которой в скелетных мышцах зависит от АТФ-азной активности миозина, существенно различающейся в мышечных волокнах разного типа. В быстросокращающихся волокнах она более высокая по сравнению с медленно сокращающимися волокнами.

В скелетных мышцах человека быстро- и медленносокращающиеся волокна находятся в разных соотношениях. Изменение содержания отдельных типов волокон в различных мышцах непосредственно влияет на функциональные свойства мышц. Быстро- и медленносокращающиеся волокна входят в состав разных двигательных единиц, которые различаются по порогу раздражения. При низких частотах раздражения в упражнениях умеренной интенсивности в работу вовлекаются в основном медленные двигательные единицы. С ростом интенсивности упражнения, когда частота раздражения превышает пороговое значение для быстрых двигательных единиц, повышение производительности работы все больше зависит от участия быстросокращающихся мышечных волокон; чем больше процент быстросокращающихся мышечных волокон в составе скелетной мышцы, тем выше ее скоростно-силовые характеристики.

Наиболее важными факторами, лимитирующими физическую работоспособность человека, являются его биоэнергетические возможности, Выполнение любого вида работы связано с затратами энергии. Выше бы­ло показано, что образование энергии в организме человека при мышечной работе осуществляется аэробным или анаэробным путем.

В зависимости от природы происходящих при выполнении мышечной работы биоэнергетических процессов принято выделять три основные функциональные особенности человека, определяющие его физическую работоспособность:

  • алактатную анаэробную способность, связанную с процессами анаэробного расщепления АТФ и КрФ в работающих мышцах;
  • гликолитическую анаэробную способность, отражающую возможность усиления при работе анаэробного гликолитического процесса, в ходе которого происходит накопление молочной кислоты в организме;
  • аэробную способность, связанную с возможностью выполнения работы за счет усиления аэробных процессов в тканях при одновременном увеличении доставки и утилизации кислорода к работающим мышцам.

Метаболическая производительность каждого из отмеченных выше источников энергии характеризуется такими количественными критериями, как мощность, емкость и эффективность.

Эти критерии могут быть представлены большим числом разнообразных биохимических показателей, часть из которых характеризует биохимические изменения в отдельных органах и тканях и поэтому имеет локальное значение, а другая часть - свойства и способности всего организма.

Аэробные и анаэробные биоэнергетические процессы заметно различаются по значениям мощности, емкости и эффективности. Наибольшая скорость энергопродукции, соответствующая максимальной мощности алактатного анаэробного процесса, достигается при выполнении упражнений продолжительностью до 10 с и составляет у высококвалифицированных спортсменов около 3000 Дж кг- 1 мин- 1 . Максимальная скорость гликолитического анаэробного процесса достигается при выполнении упражнений, предельная длительность которых около 30 с, и составляет 2400 Дж кг" 1 мин 1 . Максимальная мощность аэробного процесса достигается в упражнениях, предельная длительность которых не менее 2-3 мин, и составляет 1200 Дж – кг- 1 мин- 1 (при среднем значении максимального потребле­ния кислорода 60 мл кг- 1 мин- 1). Таким образом, значения максималь­ной мощности аэробного гликолитического и алактатного процессов соотносятся как 1:2:3.

Мощность гликолитического и алактатного анаэробных процессов быстро снижается с увеличением длительности упражнения. Связано это с относительно небольшими значениями их энергетической емкости. Аэробный процесс по емкости во много раз превосходит алактатный и гликолитический анаэробные процессы, так как энергетические субстраты для процессов окисления в митохондриях скелетных мышц включают не только внутримышечные запасы углеводов и жиров, но и глюкозу, жирные кислоты и глицерин крови, запасы гликогена в печени и резервные жиры различных тканей организма. Если оценивать емкость биоэнергетических процессов по продолжительности работы, в ходе которой может поддер­живаться максимальная скорость энергопродукции, то емкость аэробного процесса окажется в 10 раз больше емкости анаэробного гликолиза и в 100 раз больше емкости алактатного анаэробного процесса.

Столь заметные различия отмечаются и в показателях эффективности для аэробных и анаэробных биоэнергетических процессов. Наибольшая эффективность преобразования энергии, достигающая 80 %, установлена для алактатного анаэробного процесса, наименьшая (около 14 %) - в ана­эробном гликолизе; в аэробном процессе метаболическая эффективность составляет примерно 60 %.

В каждом виде спорта существуют свои "ве­дущие" биоэнергетические факторы, которые оказывают определяющее влияние на уровень спортивных достижений. Так, результаты в плавании, беге на длинные дистанции и в лыжных гонках зависят главным образом от аэробной мощности, аэробной емкости и гликолитической анаэробной емкости. В скоростном беге на коньках - от аэробной эффективности и гликолитической анаэробной емкости, в плавании - от аэробной и алактатной анаэробной мощности, в баскетболе - от гликолитической анаэробной емкости и аэробной эффективности.

Самые высокие показатели максимальной аэробной мощности и емкости отмечаются у бегунов на длинные дистанции, лыжников-гонщиков, конькобежцев, велосипедистов-шоссейников и др. Наибольшую алактатную анаэробную мощность демонстрируют бегуны на короткие дистан­ции, хоккеисты и велогонщики-трековики, а гликолитическую анаэробную мощность - велогонщики-трековики, бегуны на средние дистанции, хоккеисты и ватерполисты. Самую большую алактатную анаэробную емкость демонстрируют бегуны на короткие дистанции, баскетболисты и борцы, а гликолитическую анаэробную емкость - бегуны на средние дистанции, велогонщики-трековики и хоккеисты.