Меню
Бесплатно
Главная  /  Папилломы  /  Всё о правильном проведении теста креативности П. Торренса среди школьников и обработке результатов такой диагностики творческого мышления. Диагностика креативности. Тест Торренса

Всё о правильном проведении теста креативности П. Торренса среди школьников и обработке результатов такой диагностики творческого мышления. Диагностика креативности. Тест Торренса

Тест креативности. Полный вариант методики Э. Торренса представляет собой 12 субтестов, сгруппированных в три батареи. Первая предназначена для диагностики словесного творческого мышления, вторая – невербального творческого мышления (изобразительное творческое мышление) и третья – для словесно-звукового творческого мышления. Невербальная часть данного теста, известная как «Фигурная форма теста творческого мышления Торренса» (Figural forms), была адаптирована в НИИ общей и педагогической психологии АПН в 1990 году на выборке школьников.

А.Н. Ворониным была предпринята попытка адаптации одного из субтестов полного теста Торренса – субтеста «Завершение картинок» (Complete Figures) – на выборке менеджеров в возрасте от 23 до 35 лет. Тест адаптирован в 1993-1994 годах в лаборатории диагностики способностей и ПВК Института психологии Российской академии наук. При адаптации особый акцент ставился на выявление невербальной креативности как некоторой способности к «порождению» нового, оригинального продукта в условиях минимальной вербализации. Другими словами – вербализация материала, с которым работает испытуемый, и средств «порождения» нового продукта не обязательна и вторична. Обозначение испытуемым нарисованного некоторыми словами не является при интерпретации результатов существенным и используется лишь для более полного понимания рисунка.

Прелагаемый вариант теста Торренса представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, выбранных из 10 оригинальных. По мнению А.Н. Воронина, данные картинки не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.

Диагностические возможности адаптированного варианта методики позволяют оценивать такие 2 показателя креативности как:

  1. оригинальность,
  2. уникальность.

Показатели «беглости» выполнения, «гибкости», «сложности» изображения, имеющиеся в полной версии теста «Завершения картинок» Торренса, в данной модификации не используются.

В ходе адаптации данной методики были составлены нормы и атлас типичных рисунков для выборки молодых менеджеров, позволяющие оценивать уровень развития креативности у данной категории лиц.

Тест может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом варианте.

Особенности проведения процедуры тестирования:

При проведении теста необходимо учитывать, что креативность проявляется в полной мере только в благоприятных условиях. Неблагоприятные функциональные состояния, сложные условия проведения, недостаточно доброжелательная атмосфера тестирований резко понижают результаты. Данное требование является общим при проведении тестирования любых форм креативности, поэтому перед тестированием креативности всегда пытаются создать благоприятную обстановку, минимизировать мотивацию достижения и сориентировать тестируемых на проявление своих скрытых способностей. При этом лучше избегать открытого обсуждения предметной направленности методики, то есть не нужно сообщать о том, что тестируются творческие способности (особенно творческое мышление). Тест можно представить как методику на «оригинальность», возможность выразить себя в непривычном деле и т.д. Время тестирования по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1-2 мин. При этом обходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят.

Инструкция:

«Перед вами бланк с 6 недорисованными картинками. Вам необходимо дорисовать их. Дорисовывать можно что угодно и как угодно. После завершения рисунка необходимо дать ему название и подписать снизу в строке».

Стимульный материал:





Интерпретация:

В оригинальном тесте Торренса используется несколько показателей креативности. Наиболее значимый из них – оригинальность, непохожесть созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых. Другими словами, оригинальность понимается как статистическая редкость ответа. Следует, однако, помнить, что двух идентичных изображений не бывает, и, соответственно, говорить следует о статистической редкости типа (или класса) рисунков. В блоке интерпретации приведены различные типы рисунков и их условные названия, предложенные автором адаптации, которые отражают некоторую существенную характеристику изображения. При этом важно, что условные названия рисунков, как правило, не совпадают с названиями рисунков, данными самими испытуемыми. В этом, по мнению А.Н. Воронина, достаточно ярко проявляются различия между вербальной и невербальной креативностью. Поскольку тест используется для диагностики невербальной креативности, то названия картинок, даваемые самими испытуемыми, из последующего анализа исключаются и используются только в качестве вспомогательного средства для понимания сути рисунка.

Показатель «оригинальность» рисунка оценивается исходя из его массива данных и подсчитывается по следующей формуле:

,

где Or – оригинальность данного типа рисунка; x – количество рисунков иного типа; X max – максимальное количество рисунков в типе среди всех типов рисунков для данной выборки испытуемых.

Индекс оригинальности по Торренсу подсчитывался как средняя оригинальность по всем картинкам. Если оригинальность рисунка равнялась 1,00, то такой рисунок признавался уникальным. Дополнительно подсчитывался индекс уникальности, определяемый как количество картинок для данного испытуемого.

Наряду с показателем «оригинальность» в полном тесте Торренса используется показатель «беглости» выполнения, определяемый как количество рисунков за исключением повторяющихся (без существенных вариаций) и нерелевантных. Под нерелевантными понимаются рисунки, не включающие в себя линий стимульного материала или не являющиеся составной частью рисунка. При адаптации методики данный показатель оказался малоинформативным. При наличии нерелевантных рисунков, как правило, наблюдался процесс перехода от неоригинальных рисунков к оригинальным и уникальным, то есть имел место последовательно разворачиваемый во времени процесс перехода к творческим решениям. Гораздо реже (1-2 случая) имело место непонимание инструкции. В обоих этих случаях стандартная процедура подсчета тестового балла неприменима и для определения уровня креативности требуется повторное тестирование.

Такой показатель, как «гибкость», достаточно хорошо работает в субтесте «Параллельные линии», где требуется дорисовать до осмысленного изображения двенадцать пар параллельных линий. «Гибкость» в данном случае подразумевает наличие различных типов изображений для каждой пары линий и легкость перехода от одного типа изображения к другому. В случае с различным стимульным материалом, предлагаемым для дорисовки, такой показатель вряд ли осмыслен и при его определении как «количество различных категорий изображений» малоотличим от оригинальности. Показатель «сложности» изображения, понимаемый как «тщательность разработки рисунка, количество дополнений к основному рисунку и т.д.», характеризует скорее некоторый «изобразительный» опыт испытуемого и определенные личностные черты (например, эпилептоидность, демонстративность), чем характеристики креативности. В данном варианте теста показатели «беглость» выполнения, «гибкость», «сложность» изображения, не используются.

Интерпретация результатов тестирования по данному тесту достаточно сильно зависит от специфики выборки, поэтому адекватные и надежные выводы об отдельном человеке можно получить только в рамках данной выборки или схожей с ней. В данном случае представлены нормы и атлас типичных рисунков для выборки молодых менеджеров, и соответственно можно достаточно хорошо оценивать невербальную креативность людей такого или схожего контингента. Если выборка сильно отличается от предлагаемой, то необходимо анализировать результаты по всей новой выборке и только тогда давать заключения об отдельных людях.

Для оценки результатов тестирования людей, относящихся к контингенту менеджеров или схожему с ним, предлагается следующий алгоритм действий.

Необходимо сопоставить дорисованные с имеющимися в атласе и при нахождении схожего типа присвоить данному рисунку оригинальность, указанную в атласе. Если в атласе нет такого типа рисунков, то оригинальность данной дорисованной картинки считается 1,00. Индекс оригинальности подсчитывается как среднее арифметическое оригинальностей всех картинок.

Пусть первый рисунок схож с картинкой 1.5 атласа. Ее оригинальность – 0,74. Второй рисунок схож с картинкой 2.1. Ее оригинальность – 0,00. Третий рисунок ни на что не похож, но первоначально предлагаемые к дорисовке элементы в рисунок не включены. Такая ситуация интерпретируется как уход от задания и оригинальность данного рисунка оценивается 0,00. Четвертый рисунок отсутствует. Пятый рисунок признан уникальным (ни на что в атласе не похожим). Оригинальность – 1,00. Шестой рисунок оказался схожим с картинкой 6,3 и оригинальность 0,67. Таким образом, суммарный балл для данного протокола – 2,41 / 5 = 0,48.

При оценке оригинальности данного рисунка следует принимать во внимание, что иногда «типичные» рисунки появляются в ответ на нетипичные для них стимулы. Так, для картинки 1 наиболее типичен рисунок, названный нами условно «облако». Такого же типа рисунок может появиться в ответ на стимульный материал картинки 2 или 3. В атласе такие случаи дублирования не приводятся и оригинальность таких рисунков следует оценивать по имеющимся для других картинок изображениям. В нашем случае оригинальность рисунка «облако», появившегося на второй картинке, оценивается 0,00 баллами.

Индекс уникальности (количество уникальных картинок) данного протокола – 1. Используя процентильную шкалу, построенную для этих двух индексов, можно определить место данного человека относительно предлагаемой выборки и соответственно сделать выводы о степени развития у него невербальной креативности.

Творческое мышление определяет многие качества личности, в том числе и способность адаптироваться к окружающим условиям. Существует множество методик, которые помогают установить, насколько человек отличается креативностью. Но наиболее информативным является тест Торренса.

Характеристика теста креативности Э.П. Торренса

Креативность - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее.

Элис Пол Торренс

Психолог Элис Пол Торренс из Джорджии (США) в середине ХХ века разработал серию из 12 тестов, объединённых в словесные, изобразительные и звуковые категории. Учёные из Института психологии при Академии наук России в 90-е годы прошлого века адаптировали фигурную часть методики Торренса таким образом, что исследование креативных способностей стало возможно проводить среди детей, достигших возраста 5 лет. Суть диагностики заключается в дополнении испытуемыми предложенных элементов до получения изображения, воспринимаемого цельной картинкой. При этом навыки художника ребёнку не нужны.

Цели исследования таковы:

  • определить уровень развития интеллекта испытуемого;
  • индивидуализировать обучение детей, которые неординарно мыслят;
  • разработать программы коррекции для нестандартных деток;
  • выявить творческие способности каждого конкретного человека и определить их направление.

Первоначально методика предусматривала работу с набором из 10 картинок, но отечественные коллеги Торренса уменьшили их число до 3, чтобы избежать повтора стимульных образцов и сократить время тестирования.

Процедура диагностики творческого мышления детей

С малышами дошкольного возраста проводить диагностику лучше в индивидуальной форме, в младшем и среднем звене - в группах по 10–15 человек, а в старших классах рекомендуется организовывать тест среди целого класса (до 30–35 школьников).

На выполнение заданий даётся столько времени, сколько испытуемым нужно (в пределах разумного). Но некоторые специалисты утверждают, что следует придерживаться оригинальной методики, где на работу отводится 10–20 минут.

Тестирование должно предваряться беседой о проблемах, беспокоящих детей в текущий момент (например, как сообщить маме, что маленького нарушителя ругали на уроке). Очень важно настроить испытуемых на атмосферу доверия и спокойствия. Для этого можно перед работой со стимульным материалом включить расслабляющую музыку или почитать вслух короткие стихотворения, сказки.

Инструкция по организации диагностики:

  1. Организатор раздаёт детям листы с элементами фигур и набор разноцветных овалов, а также пишущие инструменты - ручки или цветные карандаши.
  2. Дети коллективно подписывают бланки (под руководством взрослого).
  3. Экспериментатор объясняет испытуемым, как работать с каждым из субтестов (обязательно следует оговорить, что нужно экономно относиться ко времени, а при возникновении вопросов не кричать, а поднимать руку - при групповой работе):
    • 1-й. «Изобразите картинку и подпишите её, взяв за основу овал любого цвета».
    • 2-й. «Дополните каждую из 10 фигур так, чтобы получились целые рисунки, дайте название своим изображениям».
    • 3-й. «Из пар линий создайте неповторяющиеся картинки и обязтельно озаглавьте свои творения».
  4. Дети приступают к работе. При необходимости подписывать рисунки помогает взрослый.

Ребёнок не понял инструкцию? Следует объяснить ему ещё раз, более доступно. Приводить примеры того, как выполняются задания, ни в коем случае нельзя.

Если по окончании теста тестируемый не успел подписать какой-либо рисунок, то во что бы то ни стало полагается узнать название фигуры и добавить его, иначе результаты оценивания будут не вполне объективными. Вот почему проводить групповое тестирование нужно с помощниками, которые смогли бы взять на себя помощь в наблюдении за работой испытуемых.

Файл: Стимульный материал к тестированию

Обработка и интерпретация результатов

Анализ по критериям

Торренс утверждал идею пятиступенчатой структуры, формирующей творческое мышление. В процессе анализа теста определяется релевантность каждого критерия.

Беглость

Это показатель творческой продуктивности испытуемого, для его анализа важны 2 и 3 субтесты. Подсчитывается количество обработанных картинок с учётом исключительно понятных ответов, а также единичных изображений фигур (повторы засчитываются за один вариант). К непонятными относятся те, которые:

  • не задействуют стимул;
  • представляют собой абстракцию без смысла;
  • имеют невнятные заголовки.

Оригинальность

Для подсчёта используются все 3 субтеста (названия не учитываются!). Когда ответ встречается редко, то есть он не банален, ставится 1 балл; если часто - 0. Затем выводится итоговая оценка (сумма очков) за все рисунки. Перечень неоригинальных ответов, включая возможные цифры и литеры:

Номер бланка Картинка Предмет
Стимул №1 озеро, облако, ромашка, яйцо, рыба, лицо человека
Стимул №2 1 человеческое лицо, очки, любые виды птиц, яблоки
2 ветка дерева, любого размера рогатка, веник, мужское или женское лицо
3 колёса, пароход или корабль, лодка, фрукт
4 змейка, вопросительный знак, хобот слона, гусеница или червяк, хвост любого животного, фигура человека
5 губки, корабль, зонтик
6 ваза, грозовая молния, ракета
7 ключ, машина, монокль или очки, черпак
8 лицо или человеческая фигура, фасон платья, мужчина или женщина, ракета
9 горы, морские волны, ушки представителей фауны
10 клюв птицы, тело лисы, лицо, ветки-сучья
Стимул №3 книга, тетрадка, забор, коробочка с карандашами, окно, мебель

За объединение нескольких рисунков-стимулов в одну картинку испытуемому добавляются дополнительные баллы: двух - 2 очка, от трёх до пяти - 5, от шести до десяти - 10.

Абстрактность наименования

Для анализа способности делать акцент на главном также необходимо обработать все 3 субтеста, добавляя или не добавляя баллы за каждое название:

  • 0 очков выставляется за незамысловатые заголовки, называющие класс принадлежности изображённого предмета («Горы», «Булка» и так далее);
  • 1 балл - за наименование, дающее представление о классе, к которому картинка относится («Мурка», «Нарядная ёлка» и прочие);
  • 2 очка - за названия-образы («Таинственная русалка», «Драконий хвост» и другие);
  • 3 балла - за заголовки описательного характера, передающие глубокий смысл («Мои отголоски», «А выход есть?..»).

Противостояние замкнутости

Этот критерий характеризует возможность долгое время сосредотачиваться, чтобы выдать качественно новую идею. Анализируется только субтест №2:

  • 0 баллов выставляется в следующем случае: для замыкания фигуры используются ровные или волнистые линии, штрихи, заполненные цветом участки. Буквы и цифры - 0 баллов.
  • 1 очко: фигура имеет элементарные соединения, но снаружи «украшается» элементами (при дополнении изнутри ставится 0 баллов).
  • 2 балла: для смыкания используется сложная конфигурация или изображение стимула остаётся открытым (в том числе внутри сомкнутой дорисованной фигуры). Если есть буквы или цифры на рисунке, то ничего не засчитывается.

Разработанность

Анализ того, насколько испытуемый может детализировать идею, проводится по 3 субтестам. Начисляется 1 балл за каждую несущую смысл деталь рисунка.

  • Элементы одного класса оцениваются как один (например, за любое количество листьев ребёнок получает 1 очко).
  • За идею нарисовать несколько единообразных деталей также выставляется одна оценка (например, одинаковые деревья в лесу).
  • Единообразные предметы, но с оригинальными элементами заслуживают 1 балла за каждое отличие (например, цветы разного вида - розы, тюльпаны, пионы).

За примитивные рисунки с минимальным количеством деталей выставляется 0 очков. К таковым относятся, например, деревья в виде прямых линий, цветы со стеблями-штрихами, цветы с лепестками-полукругами и так далее.

Подсчёт баллов

По итогам суммирования всех выставленных баллов можно составить представление об уровне креативности ребёнка. Для этого делим получившуюся сумму на 5 и сравниваем со шкалой:

  • 30 очков - низкий уровень творческих способностей;
  • 30–34 - ниже необходимого уровня;
  • 35–49 - немного хуже нормы;
  • 40–60 - стандартный уровень;
  • 66–70 - выше принятого стандарта;
  • 70 и больше - отличный результат.

При показателях меньше 49 баллов с ребёнком необходимо заниматься дополнительно, используя возможности интерактивного творчества, например, онлайн-мастер-классы по рисованию, лепке и так далее. Также полезно будет приобщать чадо к познанию прекрасного - посещению музеев, картинных галерей, театров и прочих мест и культурных мероприятий. Если результат получился ниже 25, то следует обратиться к дефектологу для разработки индивидуальной программы коррекции.

Приложение № 7.

Методика Торренса

Ф . И . О . ___________________ _ Дата .___________________

Возраст Класс Пол __________

Вырази свои идеи

с помощью рисунков !

Тебе предстоит выполнить три увлекательных задания . Тебе по - требуются воображение и творческие способности для того , чтобы придумать новые идеи и выразить их с помощью рисунков , изобра - жений . При выполнении каждого задания попробуй придумать что - то интересное и необычное , чего бы не смог придумать никто другой , кроме тебя . Постарайся дополнить и развить свои идеи так , чтобы у тебя получились интересные рассказы - картинки . Ты сможешь хоро - шо справиться с этими заданиями . Но главное , что ты получишь при этом настоящее удовольствие .

Время выполнения заданий будет ограничено , поэтому старайся работать быстро , но без лишней спешки . Если у тебя появятся вопро - сы во время выполнения заданий , не задавай их с места . Подними руку , и ведущий к тебе подойдет .

СОЗДАНИЕ РИСУНКА

Возьми цветную фигуру . Придумай любое изображение , частью которого могла бы стать эта фигура . Ты можешь нарисовать любой предмет или целый рассказ .

Приклей эту фигуру на листе в любом месте - там , где тебе больше нравит­ся . А затем дорисуй ее карандашами или фломастерами так , чтобы получилась задуманная тобой картинка . Рисовать можно и внутри , и за пределами наклее­ нной фигуры .

Постарайся придумать такую картинку , которую никто другой придумать не сможет . Дополни ее разными деталями так , чтобы получилась как можно более интересная и увлекательная история .

Когда ты закончишь свой рисунок , придумай к нему название и запиши его внизу страницы . Постарайся , чтобы название было интересным , необычным и помогало понять то , что ты нарисовал .

На выполнение задания отводится 10 минут . Старайся работать быстро , но без лишней спешки . Если у тебя возникли вопросы , задай их сейчас .

Начинай работать над рисунком . Сделай его не похожим на другие , пусть он расскажет увлекательную и необычную историю .

3

НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ФИГУРЫ

На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигуры . Если ты доба­ вишь к ним дополнительные линии , у тебя могут получиться интересные пред­ меты или истории .

Старайся нарисовать такие картинки , которые бы не смог придумать никто , кроме тебя . Делай каждую картинку подробной и интересной , добавляя к ней разные детали .

Придумай интересное название для каждого рисунка и напиши его снизу .

На выполнение задания отводится 10 минут . Старайся работать быстро , но без лишней спешки . Если у тебя возникли вопросы , задай их сейчас .

Начинай работать над рисунками .

4

5

ПОВТОРЯЮЩИ ЛИНИИ

На этих трех страницах изображены пары прямых линий . Нарисуй как можно больше предметов или историй , используя эти линии .

Прямые линии должны быть основной частью того , что ты хочешь нарисо­вать . К каждой паре линий с помощью карандашей или фломастеров добавь другие линии так , чтобы получились законченные изображения . Можно рисо­ вать между линиями , над линиями - везде , где ты захочешь .

Старайся придумать такие рисунки , которые бы не смог придумать никто , кроме тебя . Нарисуй как можно больше различных картинок , вырази все идеи , которые у тебя появятся .

Придумай интересное название для каждого рисунка и напиши его снизу .

На выполнение задания отводится 10 минут . Старайся работать быстро , но без лишней спешки . Если у тебя возникли вопросы , задай их сейчас .

Начинай работать над рисунками .

6

7

ТЕСТ ТОРРЕНСА

Образная батарея

Б ЛАНК ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ

Ф . И . О ._____________________ _ Дата ____________________

Возраст Класс _______________ Пол __________

Таблица 1. Суммирование первичных результатов . Стандартные баллы

субтеста

Беглость

Оригинальность

Разработанность

Название

Замыкание

Образная креативность

Сумма баллов

Расчет стандартных баллов :


Таблица 2. Таблица перевода сырых баллов в обобщенные сырые баллы по фактору «Разработанность» .

1.

0-5

6-12

13-19

20-26

27-33

> 34

2.

0-8

9-17

18-28

29-39

40-50

> 51

3.

0-7

8-16

17-27

28-37

38-47

> 48

Графическое представление результатов


Заключение

__________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПСИХОЛОГ___________________

ТЕСТ ТОРРЕНСА

Вербальная батарея

Б ЛАНК ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ

Ф . И . О ._____________________ _ Дата ____________________

Возраст Класс _______________ Пол __________

Таблица 1.

ответа

Номер субтеста

1

2

3

4

5

6

7

Вопросы

Причины

Следствия

Улучшение предмета

Необычное использование

Необычные вопросы

Необычные ситуации

0

Кат

0

Кат

0

Кат

0

Кат

0

Кат

0

0

Сдвиг

Расчет стандартных баллов:

Таблица 2. Результаты первичной обработки

Беглость

Гибкость

Оригинальность

ВК

1

Вербальная креативность

2

3

4

5

6

7

Сумма баллов

Т-баллы

Заключение

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПСИХОЛОГ ________________________

ТЕСТ ТОРРЕНСА

Вербальная часть

Б ЛАНК ОТВЕТОВ

Ф . И . О ._____________________ _ Дата ___________________

Возраст Класс _______________ Пол __________

Перед тобой - несколько увлекательных заданий. Тебе потребуются воображение и творческие способности. С их помощью ты сможешь придумать новые идеи и выразить их словами.

У этих заданий нет «правильных» и «неправильных» ответов. Важно, чтобы ты приду­ мал как можно больше идей и получил от этого настоящее удовольствие. Постарайся, чтобы твои идеи получились интересными и необычными - такими, которые не придумал бы ни­ кто, кроме тебя!

Время выполнения каждого задания будет ограничено. Постарайся работать быстро, но без лишней спешки.

Если ты напишешь все свои идеи, а время выполнения задания еще не кончится, жди сле­ дующей инструкции. Иногда во время такого спокойного ожидания в голову приходят но­ вые идеи, которые ты сможешь добавить к уже имеющимся.

Если у тебя появятся вопросы во время выполнения заданий, не задавай их с места. Под­ ними руку, и ведущий к тебе подойдет.

Задания №№ 1-3: Вопросы, Причины, Следствия.

В первых трех заданиях тебе необходимо показать, насколько хорошо ты умеешь задавать вопросы, когда хочешь выяснить что-либо, насколько хорошо ты умеешь догадываться о причинах и последствиях различных событий.

Посмотри на картинку на следующей странице. Что на ней происходит? О чем ты можешь сказать с уверенностью? Какой информации тебе не хватает, чтобы понять, что происходит? Что могло быть причиной поведения героя? Что из этого может получиться дальше?

Теперь переверни страницу и выполни задания. На каждое задание отводится 5 минут. Начало работы над каждым заданием будет объявлять ведущий.

Задание №1: Вопросы

На Бланке ответов запиши как можно больше вопросов, которые помогли бы тебе точно понять, что происходит на картинке.

Не задавай таких вопросов, на которые легко найти ответ в самом рисунке.

Задание №2: Причины

Почему, как ты думаешь, произошло то, что изображено на рисунке? Придумай как мож­ но больше причин происходящего.

Это могут быть события, произошедшие недавно. А также события, случившиеся очень давно. Главное, что они послужили причиной того, что изображено на рисунке.

Перечисли все возможные причины на Бланке ответов. Будь смелым в своих догадках и предположениях.

Задание №3: Следствия

Что может произойти потом? Придумай как можно больше последствий изображенного на рисунке.

Это могут быть события, которые произойдут сразу после изображенной ситуации, или события далекого будущего. Главное, что они будут результатом того, что нарисовано.

Перечисли все возможные последствия на Бланке ответов. Будь смелым в своих догадках и предположениях.


Задание №4: Улучшение предмета

Как можно изменить этого игрушечного слона для того, чтобы детям (например, твоей младшей сестре или брату) стало интереснее играть с ним?

Придумай самые удачные, оригинальные и необычные способы изменения слона. Не бес­ покойся о том, насколько сложно будет осуществить твои изменения. Думай только о том, как можно улучшить эту игрушку.

Перечисли все возможные изменения слона на Бланке ответов.


Задание №5: Необычное использование

Почему люди выбрасывает пустые картонные коробки? Ведь можно придумать тысячи интересных и необычных способов их использования!

Попробуй это сделать! Придумай, как можно интересно и необычно использовать пустые картонные коробки - любого размера и в любом количестве. Не ограничивай свою фанта­ зию тем, что ты когда-то слышал или видел.

Придумай столько способов использования коробок, сколько ты сможешь, и запиши их на Бланке ответов.

Задание №6: Необычные вопросы

А теперь попробуй придумать как можно больше вопросов про эти картонные коробки. Придумай самые разнообразные вопросы, которые бы вызывали интерес к картонным ко­ робкам у окружающих. Постарайся, чтобы вопросы касались таких свойств картонных ко­ робок, о которых никто никогда не задумывался.

Запиши все придуманные тобой вопросы на Бланке ответов.

Задание №7: Необычная ситуация

Эта ситуация, скорее всего, никогда не произойдет. Однако тебе надо представить, что это все-таки случилось. Пофантазируй. Какие удивительные вещи произошли бы тогда? Какие последствия могла бы иметь эта ситуация?

Посмотри на картинку внизу. На ней нарисована эта невероятная ситуация: к облакам прикреплены веревки, которые свисают до самой поверхности земли. Что может произой­ти в этом случае?

Предложи как можно больше вариантов и запиши их на Бланке ответов.

Креативность высоко ценится в современном мире - на рынке труда растёт спрос на людей творческих профессий. Умение оригинально разрешать любые ситуации может пригодиться не только в работе, но и в повседневной жизни. Неслучайно вопросом наличия у ребёнка творческих способностей задаются и родители, и работники образования. Имеющийся потенциал следует начинать развивать как можно раньше. Узнать, насколько креативен тот или иной ребёнок, можно с помощью теста Э.П. Торренса.

Характеристика теста креативности Э.П. Торренса

Автор методики - Элис Пол Торренс, известный американский психолог, посвятивший жизнь исследованию творческого мышления и внёсший большой вклад в теоретическое и практическое изучение умственных процессов. В качестве педагога он много лет работал с одарёнными детьми. Тесты составлялись для выявления скрытых творческих способностей, а также с целью разработки коррекционных программ обучения, акцент в которых делался на индивидуальном подходе к каждому из учащихся. В полной мере осознавая всю сложность оценки креативного потенциала, который не может быть измерен в количественных показателях (в отличие от уровня интеллекта), Торренс тем не менее стремился создать надёжную методику для его изучения. Результаты диагностики обладают высокой степенью надёжности, так как методика была разработана по итогам длительных исследований, проведённых на большом количестве испытуемых.

Тест творческого мышления Торренса предназначен для детей старшего дошкольного (5–6 лет) и школьного возраста (от 7 до 18 лет). Он состоит из 3 частей:

Процедура проведения диагностики творческого мышления

Рекомендуется проводить тест в небольших группах - от 5 до 10 человек. Причём чем младше участники, тем меньше их должно быть в объединении. Испытуемому полагается сидеть за столом одному или с помощником экспериментатора, который пояснит задание или подпишет рисунок в том случае, если ребёнок недостаточно хорошо и быстро это делает сам. Для детей дошкольного возраста тест лучше организовывать в индивидуальном порядке.

Для получения объективных результатов тестирование не должно включать в себя элемент соревнования или подразумевать наличие «правильных» ответов. Напротив - исследованию полагается проходить в расслабленной и спокойной обстановке, в которой дети смогут раскрыть свой потенциал без страха получить плохую оценку. Лучше всего, если экспериментатор преподнесёт задания в игровой форме. Сделать это будет не так сложно, поскольку тесты изначально предназначались для детей старшего дошкольного и школьного возраста, поэтому автор старался сделать их небанальными, чтобы заинтересовать тестируемых. Рекомендации к подготовке детей к предстоящей работе включают в себя фразы вроде: «Ребята! Я уверен(а), что вам понравится предстоящая игра. Это поможет и нам понять, как вы умеете придумывать новое и решать разные вопросы. Вам потребуется подключить всю вашу фантазию и умение думать».

Для выполнения заданий участникам тестирования нужна бумага, карандаши и ручки. Лучше убрать со стола все лишние предметы, которые могут отвлекать детей. Испытуемым также предоставляются листы со стимульным материалом. Во избежание путаницы следует обратить внимание детей на то, что бланки необходимо подписать. Рекомендуется предварять выполнение теста примерно таким вступлением: «Перед вами незаконченные фигуры. Если дорисовать к ним что-то, у вас получатся интересные картинки и истории. Это вам нужно сделать за 10 минут. Постарайтесь выдумать такой предмет или сюжет, который больше никто не нарисует. Придумайте ещё и необычное название для каждого изображения».

В отдельных источниках говорится, что не следует ограничивать детей по времени, так как это может помешать гармоничному протеканию творческого процесса. В оригинальном же описании теста указывается, что на выполнение каждого субтеста отводится 10 минут, поэтому экспериментатору понадобится секундомер. Если участники обеспокоены по этому поводу, то следует предупредить их, чтобы не волновались и работали в своём ритме: «Вы работаете с разной скоростью. Кто-то успевает сделать всё очень быстро, а затем возвращается к заданиям и доделывает. Другие рисуют понемногу, но из каждой картинки делают сложные и интересные истории. Поступайте, как вам удобнее».

Экспериментатору следует обязательно поинтересоваться, не возникло ли вопросов. В случае замешательства понадобится повторить инструкцию простым и доступным языком с учётом возраста испытуемых. Но ни в коем случае нельзя предоставлять примеры выполнения теста, поскольку это может привести к снижению оригинальности работ.

По окончании тестирования организатору нужно проследить, чтобы к каждому рисунку был дан соответствующий комментарий. Если ребёнок забыл подписать какое-либо изображение, экспериментатору или его помощникам стоит сразу же выяснить ответы и подписать стимулы самостоятельно. В противном случае могут возникнуть сложности с интерпретацией результатов. Именно поэтому ассистентов должно быть достаточно, чтобы охватить всю группу испытуемых.

Тест креативности Торренса можно проводить повторно для оценки развития творческих способностей. Рекомендуется использовать при этом следующие пояснения: «Мы хотим понять, как изменились ваши умения придумывать новое и решать проблемы. Люди измеряют рост и вес регулярно, чтобы узнать, насколько выросли и поправились. Мы делаем почти то же самое, но только с целью исследования ваших способностей. Постарайтесь проявить себя как можно лучше». Сравнивая результаты тестов, можно отследить динамику развития креативности ребёнка на протяжении всего периода обучения в школе.

Обработка и интерпретация результатов

Приступая к интерпретации, следует прежде всего оценить соответствие результатов заданию. Ответ признаётся неадекватным в случае, если:

  • не был использован предложенный элемент;
  • рисунок тестируемого представляет с собой неопределённую абстракцию;
  • название картинки бессмысленное, не связанное с изображением;
  • та или иная иллюстрация копирует один из предыдущих ответов.

Беглость

Белглость (продуктивность) оценивается подсчётом завершённых заданий: тестируемому начисляется по 1 баллу за каждое. Следует отметить, что этот критерий не является прямой оценкой творческого мышления. Он используется лишь в качестве ориентира для других параметров.

Оригинальность

Все результаты, которые были признаны адекватными, следует проанализировать по предложенной составителем теста шкале: баллы за оригинальность начисляются за статистически наиболее частые ответы на задания, заслуживающие 0 или 1 балла, редко встречающиеся и необычные варианты оцениваются 2 очками.

Этот показатель является наиболее значимым. Высокие результаты по шкале оригинальности говорят о способности испытуемого находить нестандартные решения, отличные от общепринятых и банальных.

Рассматриваемый показатель можно анализировать в соотношении с беглостью: для этого полученные за оригинальность баллы следует разделить на количество завершённых заданий и умножить на 100%.

Примерные ответы с низкой оригинальностью

  • 0 баллов: рыба, туча, облако, цветок, яйцо, звери (целиком, туловище, морда), озеро, лицо или фигура человека.

Стимул №1:

  • 0 баллов: абстрактный узор, лицо, голова человека, очки, птица (летящая), чайка.
  • 1 балл: брови, глаза человека, волна, море, животное (морда), кот, кошка, облачко, туча, сверхъестественные существа, сердце («любовь»), собака, сова, цветок, человек, мужчина, яблоко.

Стимул №2:

  • 0 баллов: абстрактный узор, дерево и его детали, рогатка, цветок.
  • 1 балл: буква (Ж, У и другие), дом, строение, знак, символ, указатель, птица, следы, ноги, цифра, человек.

Стимул №3:

  • 0 баллов: абстрактный узор, звуковые и радиоволны, лицо человек, парусный корабль, лодка, фрукты, ягоды.
  • 1 балл: ветер, облака, дождь, воздушные шарики, дерево и его детали, дорога, мост, животное или его морда, карусели, качели, колёса, лук и стрелы, луна, рыба, санки, цветы.

Стимул №4:

  • 0 баллов: абстрактный узор, волна, море, вопросительный знак, змея, лицо человека, хвост животного, хобот слона.
  • 1 балл: кот, кошка, кресло, стул, ложка, половник, мышь, насекомое, гусеница, червяк, очки, птица (гусь, лебедь), ракушка, сверхъестественные существа, трубка для курения, цветок.

Стимул №5:

  • 0 баллов: абстрактный узор, блюдо, ваза, чаша, корабль, лодка, лицо человека, зонт.
  • 1 балл: водоём, озеро, гриб, губы, подбородок, корзина, таз, лимон, яблоко, лук (и стрелы), овраг, яма, рыба, яйцо.

Стимул №6:

  • 0 баллов: абстрактный узор, лестница, ступен, лицо человека.
  • 1 балл: гора, скала, ваза, дерево (ель), кофта, пиджак, платье, молния, гроза, человек (мужчина, женщина), цветок.

Стимул №7:

  • 0 баллов: абстрактный узор, автомобиль, ключ, серп.
  • 1 балл: гриб, ковш, черпак, линза, лупа, лицо человека, ложка, половник, молоток, очки, самокат, символ (серп и молот), теннисная ракетка.

Стимул №8:

  • 0 баллов: абстрактный узор, девочка (женщина), человек - голова или тело.
  • 1 балл: буква: У и другие, ваза, дерево, книга, майка, платье, ракета, сверхъестественные существа, цветок, щит.

Стимул №9:

  • 0 баллов: абстрактный узор, горы, холмы, животное и его уши, буква М;
  • 1 балл: верблюд, волк, кот, лиса, лицо человека и фигура, собака.

Стимул №10:

  • 0 баллов: абстрактный узор, гусь, утка, дерево (ель), сучья, лицо человека, лиса.
  • 1 балл: Буратино, девочка, птица, сверхъестественные существа, цифры, человек (фигура).

Параллельные линии:

  • 0 баллов: книга, тетрадь, бытовая техника, гриб, дерево, дверь, дом, забор, карандаш, коробка, лицо или фигура человека, окно, мебель, посуда, ракета, цифры.

Гибкость

Этот показатель позволяет оценить способность ребёнка переходить от одной стратегии к другой, уровень информированности и мотивации. Разнообразие идей и подходов у испытуемого выявляется количеством категорий, к которым могут быть отнесены его ответы (как рисунки, так и подписи к ним). Разделив это значение на показатель беглости и умножив его на 100%, можно получить индекс гибкости. Низкие результаты говорят о негибкости мышления либо о недостаточном интересе к выполнению теста.

Возможные категории

  • Автомобиль: машина легковая, гоночная, грузовая, повозка, тележка, трактор.
  • Ангелы и другие божественные существа, их детали, включая крылья.
  • Аксессуары: браслет, корона, кошелёк, монокль, ожерелье, очки, шляпа.
  • Бельевая верёвка, шнур.
  • Буквы: одиночные или блоками, знаки препинания.
  • Воздушные шары: одиночные или в гирлянде.
  • Воздушный змей.
  • Географические объекты: берег, волны, вулкан, гора, озеро, океан, пляж, река, утёс.
  • Геометрические фигуры: квадрат, конус, круг, куб, прямоугольник, ромб, треугольник.
  • Декоративная композиция: все виды абстрактных изображений, орнаменты, узоры.
  • Дерево: все виды деревьев, в том числе новогодняя ель, пальма.
  • Дорога и дорожные системы: дорога, дорожные знаки и указатели, мост, перекрёсток, эстакада.
  • Животное, его голова или морда: бык, верблюд, змея, кошка, коза, лев, лошадь, лягушка, медведь, мышь, обезьяна, олень, свинья, слон, собака.
  • Животное: следы.
  • Звуковые волны: магнитофон, радиоволны, радиоприёмник, рация, камертон, телевизор.
  • Зонтик.
  • Игрушка: конь-качалка, кукла, кубик, марионетка.
  • Инструменты: вилы, грабли, клещи, молоток, топор.
  • Канцелярские и школьные принадлежности: бумага, обложка, папка, тетрадь.
  • Книга: одна или стопка, газета, журнал.
  • Колёса: колесо, обод, подшипник, шина, штурвал.
  • Комната или части комнаты: пол, стена, угол.
  • Контейнер: бак, бидон, бочка, ведро, консервная банка, кувшин, шляпная коробка, ящик.
  • Корабль, лодка: каноэ, моторная лодка, катер, пароход, парусник.
  • Коробка: коробок, пакет, подарок, свёрток.
  • Космос: космонавт.
  • Костёр, огонь.
  • Крест: Красный крест, христианский крест, могила.
  • Лестница: приставная, стремянка, трап.
  • Летательный аппарат: бомбардировщик, планер, ракета, самолёт, спутник.
  • Мебель: буфет, гардероб, кровать, кресло, парта, стол, стул, тахта.
  • Механизмы и приборы: компьютер, линза, микроскоп, пресс, робот, шахтёрский молот.
  • Музыка: арфа, барабан, гармонь, колокольчик, ноты, пианино, рояль, свисток, цимбалы.
  • Мячи: баскетбольные, теннисные, бейсбольные, волейбольные, комочки грязи, снежки.
  • Наземный транспорт - см. «Автомобиль», не вводить новую категорию.
  • Насекомое: бабочка, блоха, богомол, гусеница, жук, клоп, муравей, муха, паук, пчела, светлячок, червяк.
  • Небесные тела: Большая Медведица, Венера, затмение луны, звезда, луна, метеорит, комета, солнце.
  • Облако, туча: разные виды и формы.
  • Обувь: ботинки, валенки, сапоги, тапки, туфли.
  • Одежда: брюки, кальсоны, кофта, мужская рубашка, пальто, пиджак, платье, халат, шорты, юбка.
  • Оружие: винтовка, лук и стрелы, пулемёт, пушка, рогатка, щит.
  • Отдых: велосипед, каток, ледяная горка, парашютная вышка, плавательная доска, роликовые коньки, санки, теннис.
  • Пища: булка, кекс, конфета, леденец, лепёшка, мороженое, орехи, пирожное, сахар, тосты, хлеб.
  • Погода: дождь, капли дождя, метель, радуга, солнечные лучи, ураган.
  • Предметы домашнего обихода: ваза, вешалка, зубная щётка, кастрюля, ковш, кофеварка, метла, чашка, щётка.
  • Птица: аист, журавль, индюк, курица, лебедь, павлин, пингвин, попугай, утка, фламинго, цыплёнок.
  • Развлечения: певец, танцор, циркач.
  • Растения: заросли, кустарник, трава.
  • Рыба и морские животные: гуппи, золотая рыбка, кит, осьминог.
  • Сверхъестественные (сказочные) существа: Аладдин, баба Яга, бес, вампир, ведьма, Геркулес, дьявол, монстр, привидение, фея, черт.
  • Светильник: волшебный фонарь, лампа, свеча, уличный светильник, фонарь, электрическая лампа.
  • Символ: значок, герб, знамя, флаг, ценник, чек, эмблема.
  • Снеговик.
  • Спорт: беговая дорожка, бейсбольная площадка, скачки, спортивная площадка, футбольные ворота.
  • Строение: дом, дворец, здание, изба, конура, небоскрёб, отель, пагода, хижина, храм, церковь.
  • Строение, его части: дверь, крыша, окно, пол, стена, труба.
  • Строительный материал: доска, камень, кирпич, плита, труба.
  • Тростник и изделия из него.
  • Убежище, укрытие (не дом): навес, окоп, палатка, тент, шалаш.
  • Фрукты: ананас, апельсин, банан, ваза с фруктами, вишня, грейпфрут, груша, лимон, яблоко.
  • Цветок: маргаритка, кактус, подсолнух, роза, тюльпан.
  • Цифры. одна или в блоке, математические знаки.
  • Часы: будильник, песочные часы, секундомер, солнечные часы, таймер.
  • Девочка, женщина, мальчик, монахиня, мужчина, определённая личность, старик.
  • Части тела человека: брови, волосы, глаз, губы, кость, ноги, нос, рот, руки, сердце, ухо, язык.
  • Яйцо: все виды, включая пасхальное, яичница.

Разработанность

Разработанность подразумевает степень детализации рисунка - наличие уточняющих элементов, штриховки, теней, разнообразие цветов. Дополнительный балл начисляется за:

  • каждую существенную деталь общего ответа. При этом каждый класс деталей оценивается один раз и при повторении не учитывается (например, при густой листве засчитывается 1 балл за весь элемент, несмотря на количество прорисованных листиков).
  • цвет, если его использование дополняет основной сюжет изображения.
  • особую штриховку (но не за каждую линию, а за общую идею) - тени, объём, оттенки.
  • каждую идею оформления (кроме чисто количественных повторений) рисунка, значимую с точки зрения сюжета. Например, одинаковые предметы иногда изображаются для создания ощущения пространства.
  • поворот рисунка на 90 градусов и более, оригинальность ракурса (вид снизу или изнутри, например), выход изображения за рамки стимула.
  • подробный заголовок.

Высокие показатели разработанности говорят об изобретательности и способности к конструктивной деятельности. Низкие характерны для детей со слабой мотивацией и успеваемостью.

Абстрактность названия

В тесте оцениваются не только рисунки участников, но и названия-пояснения, которые они им дают. Баллы за заголовки начисляются по следующей шкале:

  • 0: очевидные названия, простые, констатирующие класс, к которому принадлежит нарисованный объект, состоящие из одного слова («Сад», «Горы», «Булочка» и так далее);
  • 1: простые названия, описывающие конкретные свойства нарисованных объектов, которые выражают лишь то, что мы видим на рисунке, либо описывают то, что человек, животное или предмет делают на изображении, или из каковых легко выводятся наименования класса, к которому относится объект («Мурка», «Летящая чайка», «Новогодняя ёлка», «Саяны», «Мальчик болеет» и прочие);
  • 2: образные названия («Загадочная русалка», «SOS»), описывающие чувства, мысли («Давай поиграем», например);
  • 3: абстрактные и философские заголовки, выражающие суть рисунка, его глубинный смысл («Мой отзвук», «Зачем выходить оттуда, куда ты вернёшься вечером» и подобные).

Пример расшифровки

Представленный на картинке пример демонстрирует, как начисляются баллы в соответствии со шкалами. Первая цифра (слева направо) относится к номеру категории, вторая обозначает баллы, полученные за оригинальность, третья - очки за разработанность.

Подсчёт баллов и их анализ

Все выставленные баллы суммируются и делятся на количество категорий, по которым оценивалась работа ребёнка (беглость, оригинальность и так далее). Результаты сверяются со следующей шкалой:

  • 30 - плохо;
  • 0-34 - меньше нормы;
  • 35-39 - немного ниже нормы;
  • 40-60 - норма;
  • 61-65 - несколько лучше нормы;
  • 66-70 - выше нормы;
  • >70 - отлично.

Таблица: Средние значения показателей креативности у учащихся разных классов

Сам Торренс утверждал, что для успеха во взрослой жизни одного только творческого потенциала недостаточно. Для полной реализации возможностей человеку также требуется наличие определённых умений и мотивации. Только при условии сочетания этих трёх составляющих можно рассчитывать на большие творческие достижения в дальнейшей жизни. Иными словами: мало иметь способности к креативности, их нужно развивать и стремиться применять смолоду.