Меню
Бесплатно
Главная  /  Лишай у человека  /  Баллистическая ракета морского базирования синева. Ракеты морского базирования «Синева» и «Булава. "Прицельная" дальность стрельбы

Баллистическая ракета морского базирования синева. Ракеты морского базирования «Синева» и «Булава. "Прицельная" дальность стрельбы

Баллистическая ракета подводного базирования «Синева» по ряду характеристик превосходит американский аналог «Трайдент-2»
Успешный, уже 27-й по счету пуск 12 декабря баллистической ракеты «Синева» с борта атомного подводного ракетного крейсера стратегического назначения (РПК СН) «Верхотурье» подтвердил: у России есть возмездия. Ракета преодолела около 6 тысяч км и поразила условную цель на камчатском полигоне Кура. К слову, подлодка «Верхотурье» является глубоко модернизированным вариантом атомных субмарин проекта 667БДРМ класса «Дельфин» (Delta-IV по классификации НАТО), которые составляют сегодня основу морских сил стратегического ядерного сдерживания.

Для тех, кто ревностно следит за состоянием наших оборонительных возможностей, это уже не первое и достаточно привычное сообщение об успешных пусках «Синевы». В нынешней достаточно тревожной международной обстановке многих интересует вопрос возможностей нашей ракеты в сравнении с ближайшим зарубежным аналогом - американской ракетой UGM-133A Trident-II D5 («Трезубец-2»), в обиходе - «Трайдент-2».

Ледяная «Синева»

Ракета Р-29РМУ2 «Синева» предназначена для поражения стратегически важных объектов противника на межконтинентальных дальностях. Она является основным вооружением стратегических ракетных крейсеров проекта 667БДРМ и создана на базе МБР Р-29РМ. По классификации НАТО - SS-N-23 Skiff, по договору СНВ - РСМ-54. Представляет собой жидкостную трехступенчатую межконтинентальную баллистическую ракету (МБР) морского подводного базирования третьего поколения. После принятия на вооружение в 2007 году планировалось выпустить около 100 ракет «Синева».

Стартовая масса (полезная нагрузка) «Синевы» не превышает 40,3 тонны. Разделяющаяся головная часть МБР (2,8 тонны) на дальность до 11 500 км может доставить в зависимости от мощности от 4 до 10 боевых блоков индивидуального наведения.

Максимальное отклонение от цели при старте с глубины до 55 м не превышает 500 м, что обеспечивает эффективная бортовая система управления с использованием астрокоррекции и спутниковой навигации. Для преодоления противоракетной обороны противника «Синева» может оснащаться специальными средствами и использовать настильную траекторию полета.

Это основные данные МБР «Синева», известные из открытых источников. Для сравнения приведем основные характеристики американской ракеты «Трайдент-2», являющейся ближайшим аналогом российского «подводного» меча.


Межконтинентальная баллистическая трехступенчатая ракета Р-29РМУ2 «Синева». Фото: сайт


Американский «Трезубец» - «Трайдент-2»

Твердотопливная межконтинентальная баллистическая ракета морского подводного базирования «Трайдент-2» принята на вооружение в 1990 году. Имеет более легкую модификацию - «Трайдент-1» - и предназначена для поражения стратегически важных целей на территории противника; по решаемым задачам аналогична российской «Синеве». Ракетой оснащаются американские субмарины SSBN-726 класса «Огайо». В 2007 году ее серийное производство прекращено.

При стартовой массе 59 тонн МБР «Трайдент-2» способна доставить полезную нагрузку весом 2,8 тонны на удаление 7800 км от места старта. Максимальная дальность полета в 11 300 км может быть достигнута за счет снижения веса и количества боевых блоков. В качестве полезной нагрузки ракета может нести 8 и 14 боевых блоков индивидуального наведения средней (W88, 475 кт) и малой (W76, 100 кт) мощности соответственно. Круговое вероятное отклонение этих блоков от цели составляет 90–120 м.

Сравнение характеристик ракет «Синева» и «Трайдент-2»

В целом «Синева» по основным характеристикам не уступает, а по ряду превосходит американскую МБР «Трайдент-2». При этом наша ракета, в отличие от заокеанского аналога, обладает большим потенциалом модернизации. В 2011 году был испытан и в 2014-м принят на вооружение новый вариант ракеты - Р-29РМУ2.1 «Лайнер». Кроме того, модификация Р-29РМУ3 при необходимости может заменить твердотопливную МБР «Булава».

Наша «Синева» является лучшей в мире по энергомассовому совершенству (отношение массы боевой нагрузки к стартовой массе ракеты, приведенное к одной дальности полета). Этот показатель в 46 единиц заметно превышает аналогичный показатель МБР «Трайдент-1» (33) и «Трайдент-2» (37,5), что непосредственно сказывается на максимальной дальности полета.

«Синева», запущенная в октябре 2008 года из Баренцева моря атомной субмариной «Тула» из подводного положения, пролетела 11 547 км и доставила макет головной части в экваториальную часть Тихого океана. Это на 200 км превышает аналогичный показатель «Трайдента-2». Такого запаса дальности не имеет ни одна ракета в мире.

По сути, российские ракетные подводные крейсеры стратегического назначения способны обстрелять центральные штаты США с позиций непосредственно у своих берегов под защитой надводного флота. Можно сказать, не покидая причала. Но есть примеры и того, как подводный ракетоносец осуществлял скрытный, «подледный» пуск «Синевы» из арктических широт при толщине льда до двух метров в районе Северного полюса.

Российская межконтинентальная баллистическая ракета может быть запущена носителем, который движется со скоростью до пяти узлов, с глубины до 55 м и волнении моря до 7 баллов в любом направлении по курсу движения корабля. МБР «Трайдент-2» при той же скорости движения носителя может быть запущена с глубины до 30 м и волнении до 6 баллов. Немаловажно и то, что сразу после старта «Синева» устойчиво выходит на заданную траекторию, чем не может похвастаться «Трайдент». Это обусловлено тем, что «Трайдент» стартует за счет аккумулятора давления, и командир субмарины, думая о безопасности, всегда будет делать выбор между подводным или надводным стартом.

Важным показателем для такого оружия является скорострельность и возможность залповой стрельбы при подготовке и проведении ответно-встречного удара. Это значительно увеличивает вероятность прорыва системы ПРО противника и нанесения ему гарантированного поражения. При максимальном интервале пуска между МБР «Синева» до 10 секунд этот показатель у «Трайдента-2» в два раза (20 с) больше. А в августе 1991 года был произведен залповый пуск боекомплекта из 16 МБР «Синева» субмариной «Новомосковск», что до настоящего времени не имеет аналогов в мире.

Не уступает американской ракете наша «Синева» и в точности поражения цели при оснащении новым блоком средней мощности. Она может быть использована и в неядерном конфликте с высокоточной осколочно-фугасной боевой частью массой около 2 тонн. Для преодоления системы ПРО противника, кроме специального оснащения, «Синева» может лететь к цели и по настильной траектории. Это значительно снижает вероятность ее своевременного обнаружения, а значит, и вероятного поражения.

И еще один немаловажный в наше время фактор. При всех своих положительных показателях МБР типа «Трайдент», повторимся, с трудом поддается модернизации. За более чем 25-летний срок службы значительно изменилась электронная база, что не позволяет осуществить локальную модернизацию современных систем в конструкции ракеты на программном и аппаратном уровне.

Наконец, еще один плюс нашей «Синевы» - возможность ее применения в мирных целях. В свое время были созданы носители «Волна» и «Штиль» для вывода космических аппаратов на низкую околоземную орбиту. В 1991–1993 годах было проведено три таких пуска, а конверсионная «Синева» попала в Книгу рекордов Гиннесса как самая быстрая «почта». В июне 1995-го этой ракетой на дальность 9000 км, на Камчатку, был доставлен комплект научной аппаратуры и почтовая корреспонденция в специальной капсуле.

В качестве итога: вышеуказанные и другие показатели стали основанием для немецких специалистов считать «Синеву» шедевром морского ракетостроения.

Погрузка ракеты 3М-30 “Булава” на сборочно-снаряжательной базе Воткинского машиностроительного завода в Удмуртии

Ракеты морского базирования «Синева» и «Булава»

Сегодня, 24 августа, в России успешно выполнены пуски баллистических ракет морского базирования «Синева» и «Булава». Как сообщили в Министерстве обороны РФ, пуски произведены 24 августа в соответствии с планом боевой подготовки.

Согласно источнику, ракеты были выпущены с ракетной подводной лодки стратегического назначения «Тула» и с ракетной подводной лодки стратегического назначения «Юрий Долгорукий» из приполюсного района Северного Ледовитого океана и из акватории Баренцева моря.

«Массогабаритные макеты боевых блоков ракет выполнили полный цикл программы полета и успешно поразили учебные цели на полигонах „Чижа“ в Архангельской области и „Кура“ на полуострове Камчатка», - отмечается в сообщении Минобороны России. В ходе пусков подтверждены заданные технические характеристики баллистических ракет подводных лодок и работоспособность всех систем корабельных ракетных комплексов. Череда успешных пусков российских межконтинентальных баллистических ракет морского базирования свидетельствует о высоком технологическом потенциале и государственном стремлении развивать обороннопромышленный комплекс.

Ракета межконтинентальной дальности «Булава»

Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ) межконтинентальной дальности “Булава” (в различных модификациях “Булава-М”, ракета Р-30 / 3М-30 / РСМ-56 “Булава” / “Булава-30” – SS-NX-32 / SS-N-32) разработана Московским Институтом Теплотехники (МИТ), главный конструктор – Ю.С. Соломонов. Эскизное проектирование ракеты начато в 1992 г. При создании ракеты использовались результаты наработок по проектам МБР “Курьер”, а также БРПЛ “Барк”.

В 1998 г. после закрытия темы “Барк” и проведения конкурса под эгидой “Роскосмоса” (участники – МИТ и ГРЦ им. Макеева с проектом “Булава-45” главного конструктора Ю.А. Каверина) БРПЛ “Булава” начали проектировать в МИТе. В то же время начато перепроектирование под ракету “Булава” ПЛАРБ пр. 955. Одновременно контроль за разработкой БРПЛ был возложен на 4-й ЦНИИ МО России (руководитель – В. Дворкин), который ранее занимался контролем создания МБР. В это время головным разработчиком системы управления стало ФГУП “НПО Автоматики им.акад.Н.А. Семихатова” вместе с НПЦ АП им. Пилюгина. В ГРЦ им. Макеева велись работы по проектированию систем связи и оборудования комплекса. Разработка зарядов ракеты велась НПО “Алтай” (г. Бийск). Первое испытание двигателей ракеты проведено в 1999 г., а эскизный проект БРПЛ 3М-30 “Булава” защищен МИТ в 2000 г.

При создании ракеты было решено отказаться от испытательных пусков с погружных стендов. Испытания всех узлов проводились в полном объеме. Баллистические пуски макетов ракет производились на инженерно-испытательном полигоне КБ специального машиностроения в Елизаветинке под Санкт-Петербургом. Положительные результаты испытаний позволили перейти к испытаниям с подводной лодки в надводном положении и подводном положении. Всего в кооперации участвует 620 предприятий. Основное производство БРПЛ развернуто на .

Пуск ракеты “Булава” из подводного положения

Принять ракету на вооружение первоначально планировалось в 2008-2009 гг., но из-за нескольких неудачных пусков было перенесено на 2011-2012 г.г. В итоге БРПЛ Р-30 “Булава” была принята на вооружение ВМФ России в 2013 г. одновременно с подъемом Флага на головной ПЛАРБ К-535 “Юрий Долгорукий” пр.955 “Борей”. Погрузка штатного боекомплекта на головную лодку проекта ожидается в январе 2014 г.

Первый пуск макета ракеты произведен с ПЛАРБ ТК-208 пр. 941 УМ в конце 2003 г. Пуск из подводного положения – с опытной ПЛАРБ пр. 941 УМ “Дмитрий Донской” в Баренцевом море в сентябре 2004 г. С июня 2007 г. начато серийное производство основных узлов ракеты.

ТТХ ракеты и комплекса:

Длина шахты ПЛАРБ – 12.1 м
Длина ракеты с головной секцией – 12.1 м
Длина ракеты без головной секции – 11.5 м
Диаметр внутренний пускового контейнера – 2.1 м
Диаметр ракеты (1-й, 2-й и 3-й ступеней) – 2 м
Длина 1-й ступени – 3.8 м

Масса – 36.8 т
Масса 1-й ступени – 18.6 т
Масса забрасываемая – 1150 кг
Масса боевого блока (в комплектации 6 РГЧ ИН) – 95 кг (по западным данным)

Дальность действия:
– 5500 км (в ходе испытаний, Белое море – Кура, Камчатка)
– 8000 км (по проекту, “Булава-30”)
– 8300 км (по западным данным)
– 9300 км (по официальным данным в пуске на максимальную дальность 2011 г.)
Время полета – 14 мин (5500 км, в ходе испытаний, Белое море – Кура, Камчатка), 22 мин по др. данным
Высота апогея траектории в ходе испытаний – 1000 км

Возможности промышленности по серийному выпуску – до 25 шт/год (оценочно)

Ракета оснащена средствами преодоления ПРО. В ракете используются боевые блоки малой мощности разработанные ГРЦ им. Макеева. Ядерные заряды разработаны ВНИИЭФ (г. Саров) совместно с Уральским ядерным центром. Платформа разведения боевых блоков предназначена для доставки 6 РГЧ, обладает способностью совершать маневры на траектории, которые затрудняют решение задач ПРО противником.

Ракета межконтинентальной дальности «Синева»

Р-29РМУ2 «Синева», по классификации НАТО - SS-N-23 Skiff - российская трехступенчатая жидкостная с последовательным расположением ступеней баллистическая ракета подводных лодок третьего поколения. Используется в ракетных комплексах, размещаемых на стратегических подводных крейсерах проекта 667БДРМ «Дельфин». Принята на вооружение в 2007 г. Является модификацией комплекса Р-29РМ, принятого на вооружение в 1986 году. В 1996 г. производство этих комплексов было прекращено, но в 1999-2000 гг. возобновлено после модернизации изделия. С 1999 г. велись работы по модификации ракеты под обозначением Р-29РМУ2 «Синева». В 2004 г. завершены летные испытания ракеты. В ходе модернизации за счет уменьшения веса боевого блока был получен дополнительный ресурс по дальности и внедрены средства РЭБ. В 2007 г. Президент России В. В. Путин подписал указ о принятии ракеты на вооружение Военно-Морского Флота.

11 октября 2008 года в рамках учений Стабильность-2008 в Баренцевом море с борта атомной подводной лодки «Тула» из подводного положения был произведён запуск ракеты «Синева», которая установила рекорд дальности полёта в 11 547 км. Таким образом, максимальная дальность «Синевы» превысила максимальную дальность ракеты ВМС США «Трайдент-II» (11 300 км).

24 августа 2019 года с борта атомной подводной лодки «Тула» был проведён успешный запуск ракеты Р-29РМУ2 «Синева». По данным Минобороны, РПКСН «Тула», находясь в приполюсном районе Северного ледовитого океана, запустила ракету «Синева» по полигону «Чижа» в Архангельской области. Массогабаритные макеты боевых блоков ракеты выполнили полный цикл программы полета и успешно поразили учебные цели

Напомним, модификацией баллистической ракеты морского базирования «Синева» является ракета донного базтрования , разработанная Центром имени Макеева в Миассе. Принципиально новым стала платформа для ракеты – транспортно-пусковой контейнер, в котором ракета могла бы находиться на дне в боевом состоянии несколько десятилетий без какого бы то ни было технического обслуживания. Контейнер с пусковой установкой хранится на дне на глубинах от 300 до 1800 м, оболочка контейнера надежно защищает установку от давления.

Задача скрытности размещения ракеты «Скиф» на боевое дежурство решается просто. Лодка-носитель подходит под водой к заданной точке и сбрасывает контейнер. Монтажных работ не требуется, контейнер просто ложится на дно. В остальном «Скиф» – это, по сути, обычная баллистическая ракета«Синева».

2019-08-24T19:06:07+05:00 lesovoz_69 Защита Отечества Удмуртия ракета Погрузка ракеты 3М-30 "Булава" на сборочно-снаряжательной базе Воткинского машиностроительного завода в Удмуртии Ракеты морского базирования «Синева» и «Булава» Сегодня, 24 августа, в России успешно выполнены пуски баллистических ракет морского базирования «Синева» и «Булава». Как сообщили в Министерстве обороны РФ, пуски произведены 24 августа в соответствии с планом боевой подготовки. Согласно источнику, ракеты были выпущены с ракетной подводной лодки стратегического... lesovoz_69 lesovoz_69 lesovoz [email protected] Author Посреди России

Ракеты пробиваются на поверхность и уносятся ввысь, навстречу звездам. Среди тысяч мерцающих точек им нужна одна. Поларис. Альфа Большой медведицы. Прощальная звезда человечества, к которой привязаны залповые точки и системы астрокоррекции боеголовок.

Наши стартуют ровно, как свеча, запуская двигатели первой ступени прямо в ракетной шахте на борту субмарины. Толстобокие американские “Трайденты” вылезают на поверхность криво, пошатываясь, словно пьяные. Их устойчивость на подводном участке траектории не обеспечивается ничем, кроме стартового импульса аккумулятора давления…

Но обо всем по порядку!

Р-29РМУ2 “Синева” - дальнейшее развитие славного семейства Р-29РМ.
Начало разработки - 1999 год. Принятие на вооружение - 2007 год.

Трехступенчатая баллистическая ракета подводных лодок на жидком топливе со стартовой массой 40 тонн. Макс. забрасываемый вес - 2,8 тонны при дальности пуска 8300 км. Боевая нагрузка - 8 малогабаритных РГЧ индивидуального наведения (для модификации РМУ2.1 “Лайнер” - 4 боеголовки средней мощности с развитыми средствами противодействия ПРО). Круговое вероятное отклонение - 500 метров.

Достижения и рекорды. Р-29РМУ2 обладает наивысшим энергомассовым совершенством среди всех существующих отечественных и зарубежных БРПЛ (отношение боевой нагрузки к стартовой массе приведенное к дальности полета - 46 единиц). Для сравнения: энергомассовое совершенство “Трайдента-1” - всего лишь 33, “Трайдента-2” - 37,5.

Высокая тяга двигателей Р-29РМУ2 позволяет реализовать полет по настильной траектории, что уменьшает подлетное время и, по мнению ряда специалистов, радикально повышает шансы преодоления ПРО (пусть ценой уменьшения дальности пуска).

11 октября 2008 г. в ходе учений “Стабильность-2008” в Баренцевом море с борта атомной подводной лодки “Тула” был произведен рекордный запуск ракеты “Синева”. Макет головной части упал в экваториальной части Тихого океана, дальность пуска составила 11 547 км.

UGM-133A Trident-II D5. “Трезубец-2” разрабатывался с 1977 года параллельно с более легким “Трайдентом-1”. Принят на вооружение в 1990 году.

Стартовая масса - 59 тонн. Макс. забрасываемый вес - 2,8 тонны при дальности пуска 7800 км. Макс. дальность полета при уменьшенном числе боевых блоков - 11 300 км. Боевая нагрузка - 8 РГЧ ИН средней мощности (W88, 475 кТ) или 14 РГЧ ИН малой мощности (W76, 100 кТ). Круговое вероятное отклонение - 90...120 метров.

Неискушенный читатель наверняка задается вопросом: отчего американские ракеты настолько убоги? Выходят из воды под углом, летят хуже, весят больше, энергомассовое совершенство ни к черту...

Все дело в том, что конструкторы “Локхид Мартин” изначально находились в более сложной ситуации по сравнению с их русскими коллегами из КБ им. Макеева. В угоду традициям американского флота им предстояло спроектировать БРПЛ на твердом топливе.

По значению удельного импульса РДТТ априори уступает ЖРД. Скорость истечения газов из сопла современных ЖРД может достигать 3500 и более м/с, в то время как у РДТТ этот параметр не превосходит 2500 м/с.

Достижения и рекорды “Трайдента-2”:
1. Самая большая тяга первой ступени (91 170 кгс) среди всех твердотопливных БРПЛ, и вторая среди баллистических ракет с РДТТ, после “Минитмен-3”.
2. Самая длительная серия безаварийных пусков (150 по данным на июнь 2014 г.).
3. Самый длительный ресурс эксплуатации: “Трайдент-2” останется на вооружении до 2042 г. (полвека на активной службе!). Что свидетельствует не только об удивительно большом ресурсе самой ракеты, но и о правильности выбора концепции, заложенной еще в разгар холодной войны.

В то же время “Трезубец” с трудом поддается модернизации. За прошедшие четверть века с момента постановки на вооружение прогресс в области электроники и вычислительных систем ушел так далеко, что какая-либо локальная интеграция современных систем в конструкцию “Трайдента-2” невозможна ни на программном, ни даже на аппаратном уровне!

Когда закончится ресурс у инерциальных навигационных систем Mk.6 (последняя партия закупалась в 2001 г.), придется полностью заменить всю электронную “начинку” “Трайдентов” под требования ИНС нового поколения Next Generation Guidance (NGG).


Боеголовка W76/Mk-4


Впрочем, даже в его нынешнем состоянии старый воин остается вне конкуренции. Винтажный шедевр 40-летней давности с целым набором технических секретов, многие из которых не удалось повторить даже сегодня.

Качающееся в 2-х плоскостях утопленное сопло РДТТ в каждой из трех ступеней ракеты.

“Таинственная игла” в носовой части БРПЛ (раздвижная штанга, состоящая из семи частей), применение которой позволяет снизить аэродинамическое сопротивление (прибавка в дальности - 550 км).

Оригинальная схема с размещение боеголовок (“морковок”) вокруг маршевого двигателя третьей ступени (боевые блоки Mk-4 и Mk-5).

100-килотонная боеголовка W76 с непревзойденным по сей день КВО. В оригинальном варианте, при использовании двойной системы коррекции (ИНС + астрокоррекция) круговое вероятное отклонение W-76 достигает 120 метров. При использовании тройной коррекции (ИНС + астрокоррекция + GPS) КВО боеголовки уменьшается до 90 м.

В 2007 году, с окончанием производства БРПЛ “Трайдент-2” была начата многоэтапная программа модернизации D5 LEP (Life Extention Program), с целью продления срока эксплуатации существующих ракет. Помимо переоснащения “Трезубцев” новой навигационной системы NGG, Пентагон запустил цикл исследований с целью создания новых, еще более эффективных составов ракетного топлива, создания радиационно-стойкой электроники, а также ряд работ, направленных на разработку новых боевых блоков.

Некоторые неосязаемые аспекты:

Жидкостный ракетный двигатель - это турбонасосные агрегаты, сложная смесительная головка и запорная арматура. Материал - высокосортная нержавеющая сталь. Каждая ракета с ЖРД - технический шедевр, чья изощренная конструкция прямо пропорциональна её запредельной стоимости.

В общем виде БРПЛ на твердом топливе является стеклопластиковой “бочкой” (термостабильным контейнером), до краев набитым спрессованным порохом. В конструкции такой ракеты отсутствует даже специальная камера сгорания - сама “бочка” и является камерой сгорания.

При серийном производстве экономия колоссальна. Но только если знать, как правильно делать такие ракеты! Производство РДТТ требует высочайшей технической культуры и контроля качества. Малейшие колебания влажности и температуры критическим образом отразятся на стабильности горения топливных плиток.

Развитая химическая промышленность США подсказала очевидное решение. В результате, все заокеанские БРПЛ - от “Полариса” до “Трайдента” летали на твердом топливе. У нас с этим обстояло несколько сложнее. Первая попытка “вышла комом”: твердотопливная БРПЛ Р-31 (1980 г.) не смогла подтвердить даже половину возможностей жидкостных ракет КБ им. Макеева. Не лучше получилась вторая ракета Р-39 - при массе головной части, эквивалентной БРПЛ “Трайдент-2”, стартовая масса советской ракеты достигла невероятных 90 тонн. Пришлось создавать под супер-ракету громадную лодку (пр. 941 “Акула”).

В то же время, сухопутный ракетный комплекс РТ-2ПМ “Тополь” (1988 г.) получился даже очень успешным. Очевидно, основные проблемы со стабильностью горения топлива к тому времени были успешно преодолены.

В конструкции новой “гибридной” “Булавы” используются двигатели, как на твердом (первая и вторая ступени), так и жидком топливе (последняя, третья ступень). Впрочем, основная часть неудачных пусков была связана не столько с нестабильностью горения топлива, сколько с датчиками и механической частью ракеты (механизм разделения ступеней, качающееся сопло и т.д.).

Преимуществом БРПЛ с РДТТ, помимо меньшей стоимости серийных ракет, является безопасность их эксплуатации. Опасения, связанные с хранением и подготовкой к запуску БРПЛ с ЖРД не напрасны: на отечественном подводном флоте прогремел целый цикл аварий, связанный с утечкой токсичных компонентов жидкого топлива и даже взрывов, приведших к потере корабля (К-219).

Кроме этого, в пользу РДТТ говорят следующие факты:

Меньшая длина (в силу отсутствия сепарированной камеры сгорания). В результате, на американских подлодках отсутствует характерный “горб” над ракетным отсеком;

Меньшее время предстартовой подготовки. В отличие от БРПЛ с ЖРД, где сперва следует продолжительная и опасная процедура перекачки компонентов топлива (ТК) и заполнения ими трубопроводов и камеры сгорания. Плюс, сам процесс “жидкого старта”, требующий заполнения шахты забортной водой, что является нежелательным фактором, нарушающим скрытность субмарины;

До момента запуска аккумулятора давления сохраняется возможность отмены запуска (в связи с изменением обстановки и/или обнаружения каких-либо неполадок в системах БРПЛ). Наша “Синева” работает по иному принципу: начал - стреляй. И никак иначе. В противном случае, потребуется опасный процесс слива ТК, после чего небоеспособную ракету остается лишь аккуратно выгрузить и отправить на завод-изготовитель для восстановительного ремонта.

Что касается самой технологии старта, у американского варианта имеется свой недостаток.

Сможет ли аккумулятор давления обеспечить необходимые условия для “выталкивания” 59-тонной болванки на поверхность? Или в момент запуска придется идти на малой глубине, с торчащей над водой рубкой?

Расчетное значения давления для старта “Трайдента-2” - 6 атм., начальная скорость движения в парогазовом облаке - 50 м/с. Согласно расчетам, стартового импульса достаточно для “подъема” ракеты с глубины как минимум 30 метров. Что до “неэстетичного” выхода на поверхность, под углом к нормали, то в техническом плане это не имеет значения: включившийся двигатель третьей ступени уже в первые секунды стабилизирует полет ракеты.

В то же время “сухой” старт “Трезубца”, при котором запуск маршевого двигателя производится в 30 метрах над водой, обеспечивает некоторую безопасность самой подлодке, в случае аварии (взрыва) БРПЛ на первой секунде полета.

В отличие от отечественных высокоэнергетических БРПЛ, чьи создатели всерьез обсуждают возможность полета по настильной траектории, зарубежные специалисты даже не пытаются работать в данном направлении. Мотивировка: активный участок траектории БРПЛ пролегает в зоне, недоступной системам ПРО противника (к примеру, экваториальный участок Тихого океана или ледовый панцирь Арктики). Что касается конечного участка, то для систем ПРО не имеет особого значения, каков был угол входа в атмосферу - 50 или 20 градусов. Притом, сами системы ПРО, способные отразить массированную ракетную атаку, пока существуют лишь в фантазиях генералов. Полет в плотных слоях атмосферы, помимо уменьшения дальности, создает яркий инверсионный след, что само по себе является сильным демаскирующим фактором.

Эпилог

Плеяда отечественных ракет подводного базирования против одного-единственного “Трайдента-2”... Надо сказать, “американец” держится молодцом. Не смотря на свой солидный возраст и двигатели на твердом топливе, его забрасываемый вес в точности равен забрасываемому весу жидкотопливной “Синевы”. Не менее впечатляющая дальность пуска: по данному показателю “Трайдент-2” не уступает доведенным до совершенства российским жидкотопливным ракетам и превосходит на голову любой французский или китайский аналог. Наконец, малое КВО, делающее “Трайдент-2” реальным претендентом на первое место в рейтинге морских стратегических ядерных сил.

20 лет - возраст немалый, но янки даже не обсуждают возможности замены “Трезубца” до начала 2030-х гг. Очевидно, мощная и надежная ракета полностью удовлетворяет их амбиции.

Все споры о превосходстве того или другого вида ядерных вооружений не имеют особого значения. Ядерное - как умножение на ноль. Вне зависимости от других множителей в результате получится ноль.

Инженеры “Локхид Мартин” создали крутую твердотопливную БРПЛ, опередившую своё время на двадцать лет. Заслуги отечественных специалистов в области создания жидкостных ракет также не поддаются сомнению: за прошедшие полвека русские БРПЛ с ЖРД были доведены до подлинного совершенства.

2 апреля 2014 года ВМФ России принял на вооружение новую баллистическую ракету подводных лодок Р-29РМУ2.1 «Лайнер», сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник в российском оборонно-промышленном комплексе. Ракета была принята на вооружение в начале 2014 года; ей планируется оснащать стратегические атомные подводные лодки проекта 667БДРМ «Дельфин».

Программа летных испытаний баллистической ракеты «Лайнер» завершилась в октябре 2011 года. В общей сложности были произведены два испытательных пуска ракеты: 20 мая и 29 сентября 2011 года. Они были признаны успешными. Как ожидается, в составе вооружения подводных лодок проекта «Дельфин» новые «Лайнеры» будут использоваться наравне с модернизированными баллистическими ракетами Р-29РМУ2 «Синева».

Здоровая конкуренция среди ведущих КБ и предприятий нашей «оборонки» сохранилась и вопреки прогнозам скептиков дает реальные плоды. Подтверждением тому стал факт принятия на вооружение стратегических подводных сил России принципиально усовершенствованного комплекса с ракетой «Лайнер».

Это сенсационное по сути событие прошло незамеченным, и только на сайте Государственного ракетного центра имени Макеева появилось лаконичное сообщение о том, что «комплекс ракетного оружия Д-9РМУ2.1 с ракетой Р-29РМУ2.1 «Лайнер» принят на вооружение». Президент России, говорится в сообщении, уже подписал соответствующее распоряжение.

За развитием этой темы, получившей, как и сама ракета, интригующее название «Лайнер», мы следим, по меньшей мере, три последних года. Первое упоминание прошло в «РГ» в мае 2011-го, когда произвели пробный пуск ракеты. Тогда мои собеседники на Урале (в ГРЦ Макеева в Миассе и в ядерном центре в Снежинске), имевшие прямое отношение к этой разработке, просили не погружаться в детали и на вопросы отвечали уклончиво, только самыми общими словами. С одной стороны, боялись сглазить собственное дитя, с другой — не хотели разжигать подозрения, что эта работа затеяна в пику непредсказуемой «Булаве»…

Состоявшийся вскоре после этого разговор «на понимание» с генеральным директором — генеральным конструктором ракетного центра в Миассе Владимиром Григорьевичем Дегтярем тоже надолго лег «под сукно». И только теперь, когда на официальном сайте ГРЦ сказано о «Лайнере» как о завершенной разработке, пришла пора назвать все сделанное своими именами.

По словам Владимира Дегтяря, опытно-конструкторские работы по теме «Лайнер» велись на базе ракеты-носителя «Синева», которую ГРЦ сдал на вооружение ВМФ в 2007 году. Сконструированная на Урале и произведенная на Красноярском машиностроительном заводе МБР «Синева» работает на жидком топливе — в отличие от твердотопливной «Булавы» Московского института теплотехники и Воткинского машзавода (Республика Удмуртия).

Твердое ракетное топливо априори считается наиболее подходящим для использования на флоте. И долгое время американцы в этом нас превосходили. Однако на Урале, где еще в начале 80-х годов прошлого века сумели-таки создать 90-тонную твердотопливную ракету для самых больших в мире подводных лодок проекта 941 «Тайфун», не переставали заниматься совершенствованием конструкции и технологии производства морских баллистических ракет на жидких компонентах топлива.

Предназначенная для вооружения стратегических подводных лодок типа «Брянск», «Екатерингбург», «Карелия» (проект 667 БДРМ «Дельфин»), уральская «Синева» с красноярским паспортом оказалась весьма перспективным детищем. Неоспоримым ее преимуществом стал тот факт, что ракета изготовлялась на заводе в Красноярске в готовом — капсулированном — виде и не требовала манипуляций с топливом перед загрузкой в ракетную шахту подлодки. Сократилось и время предстартовой подготовки уже непосредственно на корабле.

При этом, как отмечают и наши, и зарубежные эксперты, 40-тонная «Синева» на жидком топливе по своим энергомассовым характеристикам (а это прежде всего соотношение стартовой массы к весу и дальности забрасываемой полезной нагрузки) превосходит все современные твердотопливные стратегические ракеты Великобритании, Китая, России, Соединенных Штатов и Франции.

Из открытых источников известно, что «Синева» несет в своей боевой части четыре ядерных блока средней мощности. Для опытно-конструкторской работы «Лайнер» первая и вторая ступени ракеты были взяты серийные — с «Синевы». А вот боевое оснащение (боевая ступень) — новые, сделаны специально под «Лайнер» и позволяют установить до десяти боевых блоков среднего и малого класса мощности, а также средства преодоления ПРО. Причем такие средства, которые существенно отличаются от тех, что есть на «Синеве». Была доработана система управления, реализованы различные виды траекторий.

Как отмечается в сообщении на сайте ГРЦ, «Лайнер» имеет ряд новых качеств: увеличенные размеры круговой и произвольной зон разведения боевых блоков, применение настильных траекторий во всем диапазоне дальностей стрельбы в астроинерциальном и в астрорадиоинерциальном (при коррекции по спутникам системы ГЛОНАСС) режимах работы системы управления…

Иными словами, официально принятая на вооружение новая ракета обладает не только наивысшим энергомассовым совершенством среди отечественных и зарубежных морских и сухопутных стратегических ракет. Наделенная возможностью смешанной комплектации боевых блоков различного класса мощности, она и по боевому оснащению не уступает (в условиях договора СНВ-3) ракетной системе «Трайденту-2″ на американских подлодках. А в сравнении с нашей же «Булавой» позволяет устанавливать не шесть, а десять или даже 12 боевых блоков.

Многовариантность боевого оснащения ракеты «Лайнер», уверяют ее создатели, позволит адекватно реагировать на изменения внешнеполитической обстановки, связанной с развертыванием противоракетных системы или договорными ограничениями по количеству боезарядов.

- «Лайнер», — резюмировал, избегая деталей, академик Владимир Дегтярь, — это уже совершенно новые возможности, которые адаптированы к системам ПРО — существующим и тем, что могут появиться в перспективе.

Развернутое интервью с генеральным директором — генеральным конструктором ГРЦ Макеева В.Г. Дегтярем мы планируем опубликовать в ближайшее время.

Р-29РМУ2 РСМ-54 «Синева»

Досье «РГ»

ОАО «ГРЦ Макеева» является головным разработчиком жидкостных и твердотопливных морских ракетных комплексов стратегического назначения для ВМФ. С начала таких работ создано 8 базовых ракет и 18 их модификаций, которые составляли и составляют основу морских стратегических ядерных сил СССР и России. Всего изготовлено около 4000 современных серийных морских ракет, более 1200 отстреляно. В настоящее время в эксплуатации находятся ракетные комплексы с БРПЛ Р-29РКУ2 («Станция-2), Р-29РМУ2 («Синева») — ими оснащены атомные подводные лодки стратегического назначения на Северном и Тихоокеанском флотах. В 2008 году МБР «Синева» установила мировой рекорд дальности стрельбы для морских ракет — свыше 11,5 тысячи километров.

По неофициальным сведениям, стоимость модернизации уже находящихся на вооружении ракет «Синева» по проекту «Лайнер» может составлять от 40 до 60 миллионов рублей. Какие средства потребуются дополнительно для усовершенствования систем управления ракетным комплексом и ракетной стрельбой на самой подлодке, не сообщается.

Уточненная таблица перспективных замен

667БДРМ «Дельфин» 955 «Борей»
Годы постройки 1984-1990 2008-2017
Годы службы 1984-2030* 2012-2060*
Построено или планируется построить 7 8**
Длина (метров) 167,4 170
Ширина (метров) 11,7 13,5
Подводное водоизмещение (тонн) 18200 24000
Глубина погружения 400 450
Экипаж 140 107
Автономность (суток) 80 90
Ракетных шахт 16 16***
Тип ракет Р-29РМУ2 «Синева» или Р-29РМУ2.1 «Лайнер» Р-30 «Булава-30″
Дальность поражения ракетами (километров) 8300-11500 8000
* — предполагаемая дата списания последней подлодки

** — возможно увеличение заказа до десяти единиц

*** — четвертая и последующие подлодки будут построены по проекту 955А и получат по 20 шахт

Технические характеристики Р-29РМУ2.1 «Лайнер»

  • Гарантированный срок службы, лет — 18-20
  • Количество ступеней, шт. — 3
  • Двигатели — ЖРД на всех ступенях
  • Длина, м. — 15
  • Диаметр, м. — 1,9
  • Стартовая масса, т. – 40,3
  • Забрасываемая масса, кг. – до 2000
  • Максимальная дальность, км. — 8300 — 11 500
  • Тип головной части — разделяющаяся головная часть с блоками индивидуального наведения (РГЧ ИН), ядерная
  • Типы БЧ вариант 1 — 12 х РГЧ ИН малой мощности без комплекса средств преодоления ПРО
  • Типы БЧ вариант 2 — 10 х РГЧ ИН малой мощности с комплексом средств преодоления ПРО
  • Типы БЧ вариант 3 — 8 х РГЧ ИН малой мощности с усиленным комплексом средств преодоления ПРО
  • Типы БЧ вариант 4 — 4 х РГЧ ИН средней мощности с комплексом средств преодоления ПРО
  • Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Открытое акционерное общество
«Государственный ракетный центр имени академика В.П.

Макеева»

В 1979 году в КБ академика В.Макеева начались работы по проектированию новой межконтинентальной баллистической ракеты Р-29РМ (РСМ-54, 3М37) комлекса Д-9РМ. В задании на ее проектирование определялась задача создать ракету с межконтинентальной дальностью полета, способную поражать малоразмерные защищенные наземные цели. Разработка комплекса была ориентирована на достижение максимально возможных тактико-технических характеристик при ограниченном изменении проекта подводной лодки. Поставленные задачи были решены разработкой оригинальной трехступенчатой схемы ракеты с совмещенными баками последней маршевой и боевой ступеней, использованием двигателей с предельными характеристиками, улучшением технологии изготовления ракеты и характеристик применяемых материалов, увеличением габаритов и стартовой массы ракеты за счет объемов, приходящихся на пусковую установку при их совместной компоновке в ракетной шахте подводной лодки.

Значительное число систем новой ракеты было взято от предыдущей модификации Р-29Р. Это позволило уменьшить стоимость ракеты и сократить сроки разработки. Отработка и летные испытания проводились по отработанной схеме в три этапа. На первом использовались макеты ракет, запускаемые с плавстенда. Затем начались совместные летные испытания ракет с наземного стенда. При этом выполнено 16 пусков, из которых 10 прошли успешно. На заключительном этапе использовалась головная подводная лодка К-51 "Имени XXVI съезда КПСС" проекта 667БДРМ.

Ракетный комплекс Д-9РМ с ракетой Р-29РМ был принят на вооружение в 1986 году. Баллистическими ракетами Р-29РМ комплекса Д-9РМ вооружены ПЛАРБ пр. 667БДРМ типа "Дельта-4". Последняя лодка этого типа К-407 вступила в строй 20 февраля 1992 года. Всего ВМФ получил семь ракетоносцев проекта 667БДРМ. В настоящее время они находятся в боевом составе российского Северного флота. На каждом из них размещается по 16 пусковых установок РСМ-54 с четырьмя ядерными блоками на каждой из ракет. Эти корабли составляют костяк морской компоненты СЯС. В отличие от предыдущих модификаций семейства 667, лодки проекта 667БДРМ могут производить пуск ракеты в любом направлении относительно курса движения корабля. Подводный пуск может осуществляться на глубинах до 55 метров при скорости 6-7 узл. Все ракеты могут быть запущены в одном залпе.

С 1996 году производство ракет РСМ-54 было прекращено, однако в сентябре 1999 года правительство России приняло решение о возобновлении производства модернизированного варианта РСМ-54 "Синева" на Красноярском машиностроительном заводе. Принципиальное отличие этой машины от ее предшественницы заключается в том, что у нее изменены размеры ступеней, установлено 10 ядерных блоков индивидуального наведения, повышена защищенность комплекса от действия электромагнитного импульса, установлена система преодоления ПРО противника. Эта ракета вобрала в себя уникальную систему спутниковой навигации и вычислительный комплекс "Малахит-3", которые предназначались для МБР "Барк".

На основе ракеты Р-29РМ создана ракета-носитель "Штиль-1" с забрасываемой массой 100 кг. С её помощью впервые мире с ПЛ был запущен искусственный спутник земли. Старт был осуществлён из подводного положения.

На западе комплекс получил обозначение SS-N-23 "Skiff".

Ракета Р-29РМ трехступенчатая, с последовательным расположением ступеней, выполненных по "уплотненной" схеме. В качестве маршевых двигателей на всех ступенях применены "утопленные" в баки ЖРД с высокими тяговыми характеристиками. В передней части ракеты размещается приборный отсек с системой управления, включающий аппаратуру астрокоррекции траектории полета по результатам измерения координат навигационных звезд, аппаратуру радиокоррекции по результатам обмена информацией с навигационными спутниками Земли и боевые блоки.

Корпус ракеты выполнен цельносварным из алюминиево-магниевого сплава. Для стыковки ракеты с пусковой установкой хвостовая часть ракеты снабжена силовым опорным бандажем-переходником. При старте ракеты переходник остается на пусковом столе. Двигатель первой ступени состоит из двух блоков: основного (однокамерного) и рулевого (четырехкамерного). Управляющие усилия по каналам тангажа, рысканья и крена обеспечиваются поворотом камер сгорания рулевого блока. Тяга ЖРД первой ступени - 100т.

Корпус второй ступени состоит из бака окислителя, соединенного с корпусом первой ступени, и бака горючего, переднее днище которого выполнено в виде конической ниши, используемой для размещения боевых блоков и двигателя третьей ступени. Двигатель второй ступени однокамерный, основные его агрегаты размещены в баке окислителя первой ступени, управляющие усилия по каналам тангажа и рысканья создаются поворотом камеры сгорания, закрепленной на кардановом подвесе, а по каналу крена - блоком крена.

Двигатель третьей ступени однокамерный. Управляющие усилия на третьей ступени по всем каналам создаются двухрежимным двигателем разведения боевых блоков, который работает одновременно с двигателем третьей ступени. Двигательные установки третьей ступени и головной части объединены в единую сборку с общей баковой системой.

Разделение первой и второй, второй и третьей ступеней осуществляется системой детонирующих удлиненных зарядов.

Головная часть - четырёх- и десятиблочная с индивидуальным наведением блоков. Возможно оснащение ракет осколочно-фугасной БЧ с массой ВВ около 2000 кг, предназначенных для сверхточного поражения целей в неядерном конфликте. Также расматривается возможность вооружения ракет ЯБЧ свермалого калибра (тротиловый эквивалент до 50 т), предназначенными для "точечных ударов". Зона разведения боевых блоков - произвольная и переменная по энергетике. По договору СНВ-1 на ракетах Р-29РМ устанавливаются только четырехблочные РГЧ.

Высокоточная система управления помимо аппаратуры астрокоррекции имеет аппаратуру коррекции траектории полёта по навигационным спутникам системы "Ураган" и обеспечивает КВО при стрельбе на максимальную дальность около 500 м. Возможно использование различных типов траекторий полета на минимальную и промежуточную дальности.

По сравнению с Р-29Р несколько возрос диаметр ракеты, но при этом диаметр шахты на ПЛАРБ не увеличился. Боевая эффективность по сравнению с Р-29Р заметно возросла. Расширены условия боевого применения ракет за счет возможности использования из высоких широт Арктики. Р-29РМ не уступает и ракете тяжелых РПК СН проекта 941. При этом ее стартовая масса более чем в 2 раза меньше по сравнению с Р-39, при одинаковой дальности стрельбы.

РСМ-54 - самая лучшая баллистическая ракета в мире по энергомассовому совершенству. Под этим термином конструкторы понимают показатель отношения массы боевой нагрузки баллистической ракеты к ее стартовой массе, приведенный к одной дальности полета. Например, если машина забрасывает один вес боевой части на дальность 8 тысяч километров, то для решения этой же задачи на дальность 10 тысяч километров потребуется уменьшить вес боевой нагрузки. Если оценивать нашу ракету по этому показателю, то РСМ-54 имеет 46 единиц. Это лучше, чем у американских баллистических ракет морского базирования "Trident-1" и "Trident-2" , имеющих энергомассовый показатель 33 и 37.5 единиц соответственно.

6 августа 1991 года в 21 час 07 минут была проведена залповая стрельба полным боекомплектом ракет РСМ-54 с подводной лодки проекта 667БДРМ. Операция получила шифр «Бегемот». В интересах сокращения затрат операция проводилась по плановой боевой подготовке экипажа подводной лодки и штатном полете только двух ракет. Ракеты, стартующие в залпе первой и последней, должны были выполнить полную программу полета и попасть в заданные точки прицеливания. Остальные ракеты, участвующие в залпе, должны были по всем параметрам старта полностью соответствовать боевым ракетам, но высота их полета могла быть произвольной. Для проведения залпа полным боекомплектом была выделена подводная лодка "Новомосковск" (командир лодки С. В. Егоров) и 16 ракет РСМ-54, изготовленных Красноярским машиностроительным заводом. Пуск прошел успешно, до сих пор никто в мире не смог повторить стрельбу полным боекомплектом.

5 июня 2001 г. РПКСН проекта 667БДРМ Северного флота (командир - капитан 1 ранга Михаил Банных) произвел успешный пуск баллистической ракеты из акватории Баренцева моря. Запуск ракеты производился из подводного положания. Головная часть ракеты в заданное время поразила цель на полигоне Кура на Камчатке.

Тактико-технические характеристики
Стартовая масса, т 40.3
Максимальная забрасываемая масса, кг 2800
Максимальная дальность стрельбы, км 8300
Точность стрельбы на максимальную дальность (КВО), м 500
Количество ступеней 3
Длина ракеты, м 14.8
Диаметр первой и второй ступеней ракеты, м 1.9
Диаметр третьей ступени ракеты, м 1.85

Р-29РМУ2 «Синева» (код СНВ РСМ-54 , по классификации НАТО - SS-N-23 Skiff) - российская трёхступенчатая жидкостная баллистическая ракета подводных лодок третьего поколения. Используется в пусковых комплексах Д-9РМУ2, размещаемых на стратегических подводных крейсерах проекта 667БДРМ «Дельфин». Р-29РМУ2 является усовершенствованием ракеты Р-29РМ, разработанной в 1980-х годах. Принята на вооружение 9 июля 2007.

Ракета является модификацией комплекса Р-29РМ (РСМ-54) , принятого на вооружение в 1986. В 1996 году серийное производство этих комплексов было прекращено, но в 1999 году вновь возобновлено. Это было связано с истечением срока службы (10 лет) находящихся на вооружении ракет Р-39 и с проблемами при разработке новых комплексов «Барк», а в последствии - «Булава». В начале 2000-х годов начались работы по модернизации ракет, новая модификация получила новое обозначение «Р-29РМУ2 „Синева“ », сохранив договорное «РСМ-54». К 2005 году были завершены работы по современным высокоскоростным боевым блокам среднего класса ОКР «Станция» и «Станция-2» и началось их размещение на ракетах проекта «Синева». В соответствии с договрными обязательствами, дублирующее оснащение (4ББ среднего класса) стало основным снаряжением ракет. Новый блок не уступает боеголовке W-88 «Трайдент-2»(475 кТ).

11 октября 2008 в рамках учений Стабильность-2008 в Баренцевом море с борта атомной подводной лодки «Тула» из подводного положения был произведен запус ракеты Синева, которая установила рекорд дальности полёта в 11547 км и упала в экваториальной части Тихого океана. За пуском ракеты с борта ТАКР «Адмирал Кузнецов» наблюдал президент России - Дмитрий Медведев, демонстрировалось прикрытие надводным флотом развертывания подлодок с межконтинентальными баллистическими ракетами. Таким образом, дальность «Синевы» превысила дальность самой мощной американской ракеты «Трайдент-2» (11 000 км): российский флот сможет развертывать подлодки у своих берегов под защитой надводного флота, что резко повышает боевую устойчивость лодок.

Тактико-технические характеристики Р-29РМУ2 «Синева»
Год принятия на вооружение 2007
Максимальная дальность стрельбы, км 11547
Забрасываемый вес, кг 2300 (до 2800 со старым типом ББ)
Количество боевых блоков 4(500 кт) или 10 (100 кт)снят с вооружения
КВО, м 150
Противодействие ПРО настильная траектория, РГЧ, средства РЭБ
Стартовая масса, т 40,3
Длина, м 14,8
Диаметр, м 1,9
Тип старта заполнение водой