Меню
Бесплатно
Главная  /  Чесотка  /  Подарок из ангкор-вата, или кто такие апсары. Прекрасные небесные танцовщицы апсары из камбоджи Небесные апсары

Подарок из ангкор-вата, или кто такие апсары. Прекрасные небесные танцовщицы апсары из камбоджи Небесные апсары

Апсары - небесные танцовщицы царства Индры, пилоты летающих колесниц. Апсара (санскр., ударение на первый слог - "многоводные», «движение в воде» или "движущаяся вода", "вышедшая из воды".) — полубогини в индуистской мифологии Их часто сопоставляют с греческими нимфами, мусульманскими гуриями, славянскими русалками и водяницами. Но они не являются низшими природными духами (нимфами), живущими в деревьях или воде, к русалкам они также не имеют никакого отношения (русалки - это жители другого измерения). Их называют «вышедшие из воды» потому что они возникли из Океана Первичной Материи, из которой создано все во Вселенной.

Апсары занимают низшее положение в небесной иерархии, могут летать по воздуху, но большей мистической силой не обладают. Носят знак «скорпиона» на бедре.

В эпосе и, прежде всего в "Махабхарате", апсары, оставаясь женами гандхарвов, стали выполнять функции небесных танцовщиц. Они жили вместе с гандхарвами в царстве Индры Сварге - в прекрасных рощах на горах Меру, Мандара и в столице Амаравати. Там, во дворце Пушкарамалини, они услаждали богов и смертных воинов, павших героями на поле битвы, музыкой и танцами. Их обязанностью также было сопровождать погибших воинов на "небо". Причем они перевозили их в небесных экипажах - летающих колесницах, искусство управления которыми они освоили не хуже гандхарвов. Они считались наградой героя, павшего в сражении.

Апсары участвовали в войнах богов и асуров, подавая воинам прохладительные напитки или принимая участие в боевых действиях, как пилоты летающих колесниц ("Махабхарата", "Сканда-пурана" и др.).

В буддийских текстах апсары изображались небесными танцовщицами царства Шакры (Индры).

Апсары обладали сверхчеловеческими способностями и магическими силами. Они переносились в пространстве, меняли свой облик, принимали любые формы и превращались в любые существа. Чаще всего их описывали как прекрасных полуобнаженных девушек, в одеждах из тонких шелковых и других струящихся тканей, украшенных драгоценностями и цветами.

Изящные изваяния и фрески апсар до сих пор украшают фасады и интерьеры многих средневековых индийских, камбоджийских, индонезийских и китайских буддийских храмов, которые безмолвно свидетельствуют о красоте и грациозности этих божественных созданий.

Любовные увлечения и браки у апсар происходили с богами, демонами и людьми. Они не только соблазняли асуров и смертных, но иногда влюблялись в них. Встретив настоящую любовь, они становятся идеальными женами, а вступив в связь с человеком - способны дать жизнь ребенку, который превращался в царя или героя. Апсары бросали своих детей, несмотря на то, что довольно часто описывались преданными женами богов, гандхарвов и смертных, что совсем не вязалось с их обликом небесных куртизанок, который приписывают им некоторые исследователи индийского фольклора. Детей воспитывали отшельники или случайные люди. Хотя, часто бывали и исключения, поэтому апсары ассоциировались в древней Индии с плодородием, и принадлежали к белой расе. Но апсара - это слуга.

В Индии до сих пор танец считается одним из видов йоги, т.е. служением Богу.

Однако апсары известны еще одной своей обязанностью, которую они исполняют по повелению Индры. Всякий раз, когда кто-либо, в нашем мире, начинает усиленно предаваться аскезе, йоге, Индра пребывает в страхе за свое могущество и трон. К таким йогам и посылают апсар с приказом «очаровать и соблазнить», хотя разгневанный йог-мистик мог наслать на них страшное проклятье и превратить, например, в камень до следующего воплощения на Земле Вишну. Мистическая сила, накопленная аскезой в течение сотен и тысяч лет, быстро истощается в чувственных наслаждениях. Нарушение целомудрия или даже пробуждение любовной страсти лишает йога его мистической силы, обретенной им в аскезе.

Происхождение апсар было различно. В «Рамаяне» упоминается, что одни апсары возникли при пахтании Молочного Океана, а наиболее знаменитых (таких как МЕнака, Урваши, ТиллОттама и др.) создал Брахма, а остальные были дочерьми Дакши. Число апсар колеблется по различным данным от нескольких десятков до сотен тысяч. Один из древних текстов сообщает о существовании 35 миллионов апсар, добавляя при этом, что только 1060 из них - апсары по существу.

Их главная функция - придать двору Индры своим присутствием и искусством соблазнительную прелесть, вот почему иногда их называют "дочерями наслаждения"


Апсары занимают низшее положение в небесной иерархии, могут летать по воздуху, но большей мистической силой не обладают. Они носят знак «скорпиона» на бедре.

Апсара - обладательница мистической красоты, а это значит, что одного ее взгляда, слова или движения достаточно, чтобы влюбить в себя. "Небесная танцовщица" - это особая ступень духовного развития, поэтому использовать свой мистический дар можно было только для блага и стимула к духовному росту, а не для корысти и использования мужчин в качестве источника дохода. Небесными танцовщицами не рождались, а становились путём долгого труда над собой.

Апсары обладают высоким лбом, лотосоподобными глазами, точеным носом, чувственными губами, высокой грудью и полными бедрами. Небесные красавицы, танцующие богам, символизируют идеальную красоту, совершенные достоинства, владение искусствами и волшебством. Они приносят счастье, исполняют желания и излучают благоприятные энергии.

История любви апсары Шакунталы и царя Душьянты

Шакунтала была дочерью апсары Менаки и риши Вишвамитры. Менака оставила новорожденную Шакунталу в лесу, где ее охраняли птицы "шакунта" . Затем ее нашел и воспитал отшельник Канва. Как-то раз во время охоты в обитель отшельника попал царь Душьянта. Они с Шакунталой безумно полюбили друг друга и сочетались браком гандхарвов. Когда Душьянта должен был возвращаться домой, он оставил Шакунтале свое кольцо в качестве залога любви. Через некоторое время Шакунтала отправилась к Душьянте, но во время омовения в Ганге уронила кольцо в воду. По умыслу обидевшегося на нее риши царь при встрече не узнал Шакунталу и отверг ее, а мать Менака унесла ее на озеро апсар, где Шакунтала родила сына Бхарату. Тем временем слуги Душьянты принесли ему кольцо, оказавшееся в брюхе пойманной рыбы. Царь вспомнил о своей возлюбленной и отправился искать ее. После многолетних поисков он нашел Шакунталу с сыном на небе и возвратился с ними к себе в столицу.

История любви апсары Урваши и основателя Лунной династии Пурураваса

Другим примером является изложенная в "Ригведе", "Яджурведе", "Падма-пуране" и "Рамаяне" история любви апсары Урваши и основателя Лунной династии индийских правителей Пурураваса.
Урваши раньше жила "на небесах" в божественной роще "Нандана", находившейся в Сварге на склонах горы Меру . Любовью к ней воспылали боги - адитьи Митра и Варуна . Она стала женой Митры, но сердце ее лежало к Варуне. Урваши родила двоих сыновей - великих мудрецов Агастью и Васиштхy, и боги не ведали, кто был их отцом. За это они изгнали ее с небес.
В мире смертных Урваши встретила Пурураваса. Когда она увидела его, то полюбила всем сердцем. И царь Пуруравас полюбил божественную деву, очарованный ее дивной красотою. Они поженились. Но при этом небесная дева поставила два условия, при выполнении которых она останется с земным царем навечно. Одним из них было обязательство царя никогда не появляться перед ней обнаженным.
Они жили счастливо долгие годы, и их любовь друг к другу возрастала с каждым днем. Но вот прошло время, и чтобы вернуть Урваши в стан богов, без которой там было грустно и тоскливо, Вишвавасу, властитель гандхарвов, сделал так, что Пуруравас темной ночью поднялся с постели обнаженным, а сам осветил его при этом блеском молнии. Увидев это, Урваши покинула своего мужа.
Пуруравас стал странствовать по свету в поисках своей возлюбленной. Обойдя многие страны, он пришел на Курукшетру. Там он увидел покрытое лотосами озеро, по которому плавали лебеди. То были апсары в облике лебедей, и среди них была Урваши. Апсары предстали перед ним в своем истинном облике небесных дев. Пуруравас стал молить о том, чтобы Урваши вернулась к нему, но она была непреклонна. Правда, она пообещала ему отдать их ребенка, если он снова придет через год на озеро.
Пуруравас возвратился через год, Урваши встретила его, и предложила стать гандхарвом. Пройдя предложенные гандхарвами испытания, Пуруравас стал одним их них и снова смог соединиться со своей возлюбленной.

Апсары бросали своих детей

Несмотря на то, что апсары довольно часто описывались преданными женами богов , гандхарвов и смертных (что совсем не вяжется с их обликом небесных куртизанок, которые приписывают им некоторые исследователи индийского фольклора), они обычно бросали своих детей. Их воспитывали отшельники или случайные люди. Хотя, как мы видели, бывали и исключения. И, скорее всего, не такие уж редкие, потому что апсары ассоциировались в древней Индии с плодородием.


Предлагаю принять участие в обсуждении тем " " и " " на

© А.В. Колтыпин, 2009

Я, автор этой работы А.В. Колтыпин, разрешаю использовать ее для любых незапрещенных действующим законодательством целей при условии указания моего авторства и гиперссылки на сайт

Изящные и утончённые полуoбнaженные танцовщицы в одеждах из струящегося шёлка – настоящая жемчужина культуры Камбоджи. Девы-апсары, духи облаков и воды, считались в индуистской мифологии куртизанками, соблазнявшими отшельников, могущество которых ставило под угрозу власть богов. И сегодня можно увидеть магический танец апсар, завораживающий своей красотой. Его исполняют самые красивые камбоджийки.

Апсары – очаровательные танцовщицы Камбоджи. Фотограф: Андрей Хуторской

Традиция танца апсар уходит своими корнями в древность. Среди барельефов на стенах большинства индуистских храмов можно отыскать изображения танцовщиц, тела которых пластичны, а наряды – прекрасны. Традиции сохраняются и по сей день, стать танцовщицей в Камбодже может далеко не каждая девушка.

Современный танец апсар

Как правило, такой чести удостаиваются только самые красивые камбоджийки, невысокого роста, с тонкой талией и широкими бёдрами, высокой грудью и изящными ступнями и руками. Последнее – не случайно, ведь в танце огромное значение имеют плавные движения, изгибы пальцев. Движения пальцев – это особый язык, ведь танец передает смыслы, веками заложенные в культуре.

Апсары – очаровательные танцовщицы Камбоджи

Девушки исполняют древний ритуальный танец

Ещё одна отличительная черта камбоджийских танцовщиц – белизна кожи. Смуглые от природы, они не жалеют сил и денег на то, чтобы использовать всевозможные солнцезащитные средства, оберегая кожу от воздействия солнечных лучей. Ведь богиням негоже иметь бронзовый загар.

Упоминания об апсарах можно найти в различных культурах: так, в ведийской мифологии они считались возлюбленными отважных воинов-полубогов гадхарв, позже, в индуистской мифологии стали считаться небесными танцовщицами и куртизанками, которых использовали для соблазнения аскетов и ублажения героев, которые пали в бою и попали в рай Индры.

Фантастический изгиб пальцев

Часто в руках апсар можно увидеть золотые цветы

Ноги апсар украшены браслетами и бубенцами

Продолжаю любимую тему о горных богах и богинях. Однако сегодняшние богини или, точнее, небесные духи - апсары, к ним не относятся. Апсары - персонажи индуизма и буддизма, отличаются своей неземной мистической, порой демонической красотой, даром соблазнения и искусством танца. Их отличает красивый наряд и множество драгоценных украшений. Тем не менее, они управляли летающими колесницами и даже участвовали в битвах богов, в то же время в мифах их описывают вышедшими из воды, точнее из вод первичного Мирового океана (по-видимому, в пене морской).

Невольно приходит на ум сравнение с гуриями, немного с нимфами и сиренами и даже, не побоюсь этого слова, с валькириями. Вместе со своими мужьями гандхарвами они жили в царстве Индры (в буддизме - Шакры), где услаждали танцами и пением богов и смертных воинов, геройски погибших в бою. Они сопровождали погибших воинов на небо, в столицу царства Индры - Амаравати. Так что сравнение с валькириями, как вы понимаете, не голословно. Так и видится, как апсары полетели на своих колесницах с югов в далекие северные земли вслед за троллями и гномами)) Кстати, индуистские храмы имеют форму горы, которая называлась Меру и служила местом обитания богов. Не исключено, что отсюда боги и переехали несколько позже на гору Олимп)))

Я думаю, что на древние скульптурные изображения и барельефы с изображением апсар (а их великое множество) стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы увидеть эталоны красоты древних людей. Не меньшего внимания заслуживают их украшения.

Обращает на себя внимание наличие всех самых традиционных украшений древних богинь. Апсары, напомню, не относятся к высшим богиням, скорее к полубогиням или духам, то есть к нижней иерархии мира богов. Однако выглядят они получше, чем иные богини. А разнообразие их причесок и украшений могут стать хорошим пособием для молодых дизайнеров. Злые языки утверждают, что перед этими соблазнительницами было невозможно устоять и боги использовали их как позже эффектных женщин будет использовать контрразведка. Тем не менее, многие из них достигали больших высот в божественной иерархии.

Высокий головной убор в чем-то перекликается с рогатыми головными уборами шумерских богов, но в то же время с рогами коровы, а следовательно с египетской Хатхор. Вообще высокий головной убор говорил о высоком положении и до наших дней используются головные уборы, символизирующие власть как духовную, так и светскую (короны).

Грудь подчеркнута и украшена ожерельями, парные браслеты на ногах и на руках - как на запястьях, так и на предплечьях. В Индии такие браслеты - баджубанды входят по сей день в набор традиционных свадебных украшений. Эти браслеты различны в разных районах Индии и до сих пор сохраняется их традиционная форма. Браслеты имеют защитное значение, как и набедренное украшение с колокольчиками, которые отгоняют злых духов. Змеи как атрибут изображения апсары вызывает ассоциацию с древними богинями-змеями. Здесь же кроется и связь с прообразом греческой Медузы Горгоны. Кстати, убийство Персеем Медузы для спасения Андромеды может свидетельствовать о вытеснении одного древнего религиозного культа другим. А среди легенд об Апсарах есть и такая, где она одним взглядом превращает человека в камень.

Еще одно смелое)) предположение не по теме. По-видиому у древних отношение к ушам, а, следовательно, и к серьгам и прочим украшениям ушей, было особенное. У своеобразные ушки, торчащие в разные стороны, похожие на ушки коровы. А у этой апсары серьги, похоже оттянули мочки ушей. Даже сейчас у некоторых племен сохранился обычай чрезмерно растягивать мочки ушей для красоты. Может быть этот, принятый в древности у некоторых народов канон красоты, и привел, в конце концов, к подобному же изображению ушей Будды. Очень крупные серьги, которые нуждаются в специальной поддержке для ношения также и сейчас встречаются среди традиционных индийских украшений.

А у этой апсары к головному убору прикреплены украшения, напоминающие колты или височные кольца, которые будут носить по всей Евразии.

Или еще такая крамольная мысль - если предположить, что в обязанности храмовых танцовщиц входили также обязанности жриц любви, то в результате такой жизни при храмах могли появляться дети. По одному из мифов апсары не воспитывали своих детей, а буквально бросали, но от связей апсар и смертных людей рождались люди выдающиеся, сплошь цари и герои. Я это к тому, что пришли на ум легенды всякие, как будущих царей вылавливали из рек в корзинках. Возможно я тут вульгарщину развожу, но в древних культах и не такое бывало, так что записала тут для памяти, подумать потом.

Это не лапша на ушах - это тоже длинные серьги, растянутые мочки ушей - серьги переходят в ожерелье. Cерьги-ожерелье - это что-то из ряда вон, но логика в этом есть - это способ сделать серьги еще тяжелее))

Величественные апсары в индуистском храмовом комплексе Ангкор-Ват на месте столицы древних кхмеров Ангкоре.

Посещение храма Ангкор-Ват строилось таким образом, что в конце пути человек выходил к главному входу и к статуе Вишну, совершая метафорическое путешествие назад к точке создания Вселенной. История этого храма интересно изложена в путеводителе Lonely Planet о Камбодже. Но, думаю, со мной многие согласятся - храмовые барельефы с изображением апсар - это гимн женской красоте. И еще они донесли до нашего времени изображения украшений, головных уборов и, вероятнее всего, внешний облик настоящих живых древних женщин, пусть и похожих на богинь)))

Многие фотографии найдены