Меню
Бесплатно
Главная  /  Виды и локализация фурункулов  /  Умер михаил шатров. Шатров, михаил филиппович Что нужно для долгого и крепкого брака

Умер михаил шатров. Шатров, михаил филиппович Что нужно для долгого и крепкого брака

Михаил Шатров - драматург, с чьим именем связывают целую эпоху советской общественной жизни и российской драматургии. В его пьесах, посвященных периоду революции и Гражданской войны, отразилась романтика тех лет и все противоречия, присущие тому времени.

Михаил Шатров является одним из наиболее известных драматургов самой поздней советской эпохи, автором пьес о революции и жизни ее вождей. Характеры героев его революционных пьес выходят далеко за рамки официальной советской истории. Образы Ленина, Сталина, Троцкого, Свердлова в его творчестве полны объемных драматических черт. Михаил Шатров ставил свои пьесы во многих ведущих театрах страны - в «Ленкоме», «Современнике», Театре Ермоловой. Постановки всегда вызывали большой резонанс. Зрителями одной из его пьес, шедшей во МХАТе, стал однажды весь состав Политбюро во главе с секретарем ЦК КПСС Леонидом Ильчом Брежневым.

Михаил Шатров: биография

Будущий драматург родился 03.04.1932 г. в Москве, в семье известного инженера Ф. С. Маршака и Ц. А. Маршак. Отец будущей знаменитости был репрессирован и расстрелян в 1938-м. Мать также была репрессирована и амнистирована в 1954-м. Является родственником С. Я. Маршака, известного советского поэта. Тетя драматурга, Н. С. Маршак, в первом браке являлась супругой руководителя Коминтерна О. Пятницкого, во втором - видного советского деятеля А. Рыкова.

Известно, что Михаил Шатров после школы, которую окончил с серебряной медалью, стал студентом Московского горного института, где в числе его сокурсников был будущий вице-мэр Москвы Владимир Ресин. В начале 1950-х Михаил Шатров (фото представлено в статье) проходил практику в Алтайском крае. Здесь, работая бурильщиком, начал писать. Шатров Михаил - драматург, который впервые заявил о себе в 1954-м, когда была опубликована первая пьеса молодого автора - «Чистые руки». В 1961-м писатель вступает в партию.

Шатров Михаил - драматург, являющийся лауреатом Государственной премии Советского Союза (1983 г.), кавалером орденов Трудового Красного Знамени и Дружбы народов.

В 1990-х Шатров становится сопредседателем организации «Апрель», объединившей многих советских литераторов, публицистов, журналистов и критиков, поддерживающих политические и экономические реформы Михаила Горбачева, членом общественного совета СДПР, возглавляет совет руководителей объединения «Москва - Красные холмы».

Известный драматург умер от сердечного приступа 23.05.2010 г., в Москве, в возрасте 79 лет. Похоронен на Троекуровом кладбище.

Шатров Михаил Филиппович: творчество

Великая Раневская, намекая на пристальное внимание драматурга к ленинской тематике, называла его «современной Крупской». Олег Табаков, народный артист Советского Союза, считал, что Михаил Шатров, биография и творческий путь которого всегда были предметом активного интереса почитателей, является «очень самостоятельной и особой фигурой советской драматургии» постхрущёвского периода. М. Швыдкой, бывший министр культуры РФ, считал, что в пьесах Шатрова отражена целая историческая эпоха, все этапы формирования и развития общественных сил в СССР, глубоко проанализированы явления, рожденные хрущёвской оттепелью и брежневским застоем.

Начало

Михаил Шатров (фото в молодости не сохранились) свои первые произведения опубликовал в 1952-м. Это были небольшие рассказы и сценарии, публикация которых принесла начинающему писателю средства, необходимые для поездок к матери, отбывающей срок после ареста в 1949-м.

Самыми серьезными потрясениями тех лет были: так называемое «дело врачей» и кончина Сталина, на похоронах которого молодой драматург присутствовал. Эти знаковые для страны события навсегда остались в его памяти и отразились в его последующем творчестве.

В 1954-м, будучи студентом, Шатров создал драму о школьной жизни - «Чистые руки». В качестве отрицательного героя он изобразил здесь секретаря комсомольской организации. Молодежной проблематике драматург уделяет внимание и в последующих пьесах: «Место в жизни» (1956), «Современные ребята» (1963-й), «Лошадь Пржевальского» (1972-й). Последняя ставилась под другим названием - «Моя любовь на третьем курсе». Уже о первых работах Шатрова благосклонно отзывались серьезные критики.

Тема революции

Первой пьесой, посвященной теме революции и написанной уже после разоблачения культа Сталина, была «Именем революции», рассчитанная на подростковую аудиторию (поставлена Московским ТЮЗом). Стержнем пьесы, как и всей последующей драматургии, было провозглашение верности идеям революции, воспевание честности и благородства ее участников и развенчание забвения и попрания высоких революционных свершений нынешним поколением. «Коммунисты» («Если каждый из нас»), «Продолжение» (1959, «Глеб Космачев»), в которых драматург предпринял попытки более глубоко взглянуть на революционные события, были запрещены.

Образ Ленина

Значительным событием в творческой жизни драматурга стало знакомство с кинорежиссером М. Роммом, которое вылилось в формирование замысла создать в театре и кино образ В.И. Ленина безо всякого хрестоматийного глянца. Не менее важным драматург считал описание действий вождя в условиях реальной исторической ситуации, восстановление драматического контекста эпохи, изображение окружавших великого человека людей и их с ним взаимоотношения.

В 1969-м началась работа Шатрова над кинороманом, основанным на исторических событиях - «Брестский мир». В данном произведении все реальные исторические герои действовали соответственно своим политическим и идейным воззрениям. На первом плане была изображена драматургия политической жизни, полная непримиримой борьбы и конфликтов. Анонсирование романа состоялось в 1967-м, само же произведение вышло в журнале «Новый мир» А. Твардовского спустя 20 лет - в 1987-м.

Зрелость мастера

В пьесе «Шестое июля» (документальная драма, 1962-й) был воплощен принципиально новаторский подход драматурга к изображению образов врагов: Мария Спиридонова, противник большевиков, была изображена как цельный, искренний, идейно убежденный человек. Пьеса имела громкий успех, однако вызвала резко негативный отклик в партийной печати. Одновременно М. Шатров написал сценарий, по которому режиссером Ю. Карасиком был снят фильм, получивший на XVI кинофестивале (Карловы Вары) Главный приз (1968 году).

В это же время драматург начинает работу над созданием цикла "Драмы революции", в котором поднимает острейшие проблемы жизни общества на крутых переломах истории. Одним из главнейших в цикле является вопрос о революционном насилии, его границах, допустимости и условиях применения. В пьесе «Большевики» из данного цикла была взята за основу история покушения на В. И. Ленина. На первом плане драматургом решался вопрос о причинах возникновения «белого» и «красного» террора, о насилии как средством управления и власти. Вокруг произведения Шатрова разгорелась настоящая партийно-идеологическая борьба. Пьеса была показана без официального разрешения цензуры. Благословение на ее показ было дано лично министром культуры Е. Фурцевой. Это был беспрецедентный случай в истории советского театра.

Отход от ленинской тематики

К этому периоду творчества М. Шатрова относится создание им сценария четырех киноновелл о В. И. Ленине, поставленных на телевидении режиссером Л. Пчелкиным. Набирала силу кампания по обвинению драматурга в искажении исторической правды. Недоброжелатели утверждали, что автором подтасовываются документы, проводится ревизионистская линия. В результате телесериал вышел на экраны только в 1988-м. Драматургу было запрещено писать на историко-революционную тематику. Грозило исключение из партии. М. Шатров отходит от ленинской тематики и обращается к современности.

Другие темы

В 1973-м он пишет производственную драму «Погода на завтра». Материалом для создания произведения послужило грандиозное сооружение Волжского автомобильного завода и происходившие в рабочем коллективе процессы. В 1975-м в Театре Советской армии была поставлена посвященная 30-летию великой Победы пьеса «Конец» («Последние дни ставки Гитлера»). Постановка была сопряжена со многими трудностями. В это же время пьесу поставили в ГДР. Истории прихода нацистов к власти М. Шатров посвятил сценарий «Когда другие молчат» (в 1987-м). На примере жизни и судьбы революционерки Клары Цеткин в произведении была поднята проблема личной ответственности политического деятеля за ошибки, которые он совершил перед партией и народом. Большой успех имели социально-бытовая комедия М. Шатрова «Мои Надежды» (постановка Московского театра им. Ленинского комсомола). В пьесе показаны судьбы трех женщин, выражающие идеалы поколений 20-70-х годов.

Возвращение к теме В. И. Ленина

В 1978-м драматург возвращается к излюбленной историко-революционной тематике. В пьесе «Синие кони на красной траве» («Революционный этюд») Шатровым апробируются новые возможности жанра документальной драмы. Автор насыщает ее лирическим пафосом, свободно сочетая исторические реалии с поэтическим вымыслом. Новаторство драматургии заключалось в том, что образ вождя создавался без применения черт портретного сходства. Актер перевоплощался, не используя грима и привычного произношения. Оставались лишь отдельные «хрестоматийные» элементы внешнего облика (кепка, галстук в горошек, и т. д.). Главным было воспроизведение поведения и типа мышления. Пьеса была построена в виде обращения к потомкам и завещания им.

Начиная с 1976-го драматург работает над исследованием и отражением в творчестве различных аспектов взаимодействия моральности и политики. Выходят из-под его пера сценарии: «Доверие», «Две строчки мелким шрифтом», пьесы: «Вам завещаю» («Так победим!»), «Диктатура совести» и др. В своих работах драматург углубляет анализ ошибок, допущенных в годы революции и гражданского лихолетья. В 1983-м за пьесу «Диктатура совести» Шатров был удостоен Государственной премии Советского Союза.

Пьеса «Дальше... дальше... дальше!» (1988-й), стала последней работой М. Шатрова, в которой был подведен итог его размышлениям над политическим наследием В. И. Ленина, над ролью в советской истории И. В. Сталина, над проблемой сталинизма в целом. Произведение вызвало бурную дискуссию в обществе. Резко выступили против Шатрова ученые-ретрограды, апеллировавшие к прежним партийным догмам, имел место целый поток писем читателей, поддерживающих взгляды драматурга и обвинявших его в предательстве высоких исторических идеалов. В 1989 -м текст пьесы был издан со всеми откликами, вызванными ее появлением, в книге «Дальше... дальше... дальше! Дискуссия вокруг одной пьесы».

Завершение творческой деятельности

Последним произведением драматурга стала пьеса «Может быть», написанная им в 1993-м в Штатах, где Шатров пребывал по приглашению Гарвардского университета. Пьесу поставил Королевский театр Манчестера, она шла в течение двух месяцев и была представлена 60 раз. Актуальным для американской публики было то, что произведение воссоздавало атмосферу страха, распространившуюся в Америке в годы маккартизма. Страха, способного изуродовать психику людей и превратить их в предателей и подлецов в любой стране. Весной 1994-го Шатров возвращается на родину.

В годы перестройки

В бурные годы перестройки писатель принимает активное участие в публицистической и общественной деятельности, которой он и ранее уделял большое внимание (длительное время занимал должности руководителя семинара начинающих драматургов в Союзе писателей, секретаря правления Союза писателей и театральных деятелей (СТД). В 1988-м издает написанные в разное время статьи в книге «Необратимость перемен».

Сразу после своего избрания секретарем правления СТД М. Шатров стал добиваться реализации своей самой заветной мечты - создания в столице международного центра культуры, который объединял бы под своей крышей многие виды искусств: живопись, кино, театр, музыку, литературу, телевидение. В 1987-м постановлением Моссовета на набережной Москвы-реки был выделен под строительство участок земли. Проект будущего строительства был разработан театральными архитекторами Ю. Гнедовским, В. Красильниковым, Д. Солоповым. М. Шатров всецело сосредоточился на строительстве. Осенью 1994-го было создано закрытое акционерное общество «Москва - Красные Холмы». М.Ф. Шатров занял в нем должности президента и председателя совета руководителей. В июле 1995-го началось строительство центра, который был открыт в 2003-м.

Значение творчества

Резонанс, вызываемый в обществе многими пьесами М. Шатрова, был очень велик. Драматург удостоен многих государственных наград. Значение его творчества кинокритик Алла Гербер определила так: «Во времена, когда правды совсем не было, полуправда, которую несли пьесы Шатрова, была для нас очень важна».

Михаил Шатров: личная жизнь

По утверждениям близких, Шатров был довольно скрытным человеком. Друзьям драматург сознался, что был неоднократно женат. Но, как свидетельствует его окружение, прессе долгое время не удавалось узнать, с кем живет Михаил Шатров: личная жизнь драматурга была за семью печатями. После его смерти журналисты узнали некоторые подробности. В частности, известно, что культовый драматург был четырежды официально женат.

Впрочем, на склоне лет кое-что о себе поведал в интервью сам Михаил Шатров. Жены выдающегося драматурга: актрисы Ирина Миронова, Ирина Мирошниченко, Елена Горбунова, последний брак - с Юлией Чернышевой, которая была младше мужа на 38 лет. Дети драматурга: дочь от первого брака Наталья Миронова, филолог-славист, дочь от четвертого брака Александра - Мишель, родившаяся в США в 2000-м. Михаил Шатров и Ирина Мирошниченко (вторая жена драматурга) не имели детей.

Михаил Шатров - драматург, с чьим именем связывают целую эпоху советской общественной жизни и российской драматургии. В его пьесах, посвященных периоду революции и Гражданской войны, отразилась романтика тех лет и все противоречия, присущие тому времени.

Михаил Шатров является одним из наиболее известных драматургов самой поздней советской эпохи, автором пьес о революции и жизни ее вождей. Характеры героев его революционных пьес выходят далеко за рамки официальной советской истории. Образы Ленина, Сталина, Троцкого, Свердлова в его творчестве полны объемных драматических черт. Михаил Шатров ставил свои пьесы во многих ведущих театрах страны - в «Ленкоме», «Современнике», Театре Ермоловой. Постановки всегда вызывали большой резонанс. Зрителями одной из его пьес, шедшей во МХАТе, стал однажды весь состав Политбюро во главе с секретарем ЦК КПСС Леонидом Ильчом Брежневым.

Михаил Шатров: биография

Будущий драматург родился 03.04.1932 г. в Москве, в семье известного инженера Ф. С. Маршака и Ц. А. Маршак. Отец будущей знаменитости был репрессирован и расстрелян в 1938-м. Мать также была репрессирована и амнистирована в 1954-м. Является родственником С. Я. Маршака, известного советского поэта. Тетя драматурга, Н. С. Маршак, в первом браке являлась супругой руководителя Коминтерна О. Пятницкого, во втором - видного советского деятеля А. Рыкова.

Известно, что Михаил Шатров после школы, которую окончил с серебряной медалью, стал студентом Московского горного института, где в числе его сокурсников был будущий вице-мэр Москвы Владимир Ресин. В начале 1950-х Михаил Шатров (фото представлено в статье) проходил практику в Алтайском крае. Здесь, работая бурильщиком, начал писать. Шатров Михаил - драматург, который впервые заявил о себе в 1954-м, когда была опубликована первая пьеса молодого автора - «Чистые руки». В 1961-м писатель вступает в партию.

Шатров Михаил - драматург, являющийся лауреатом Государственной премии Советского Союза (1983 г.), кавалером орденов Трудового Красного Знамени и Дружбы народов.

В 1990-х Шатров становится сопредседателем организации «Апрель», объединившей многих советских литераторов, публицистов, журналистов и критиков, поддерживающих политические и экономические реформы Михаила Горбачева, членом общественного совета СДПР, возглавляет совет руководителей объединения «Москва - Красные холмы».

Известный драматург умер от сердечного приступа 23.05.2010 г., в Москве, в возрасте 79 лет. Похоронен на Троекуровом кладбище.

Шатров Михаил Филиппович: творчество

Великая Раневская, намекая на пристальное внимание драматурга к ленинской тематике, называла его «современной Крупской». Олег Табаков, народный артист Советского Союза, считал, что Михаил Шатров, биография и творческий путь которого всегда были предметом активного интереса почитателей, является «очень самостоятельной и особой фигурой советской драматургии» постхрущёвского периода. М. Швыдкой, бывший министр культуры РФ, считал, что в пьесах Шатрова отражена целая историческая эпоха, все этапы формирования и развития общественных сил в СССР, глубоко проанализированы явления, рожденные хрущёвской оттепелью и брежневским застоем.

Начало

Михаил Шатров (фото в молодости не сохранились) свои первые произведения опубликовал в 1952-м. Это были небольшие рассказы и сценарии, публикация которых принесла начинающему писателю средства, необходимые для поездок к матери, отбывающей срок после ареста в 1949-м.

Самыми серьезными потрясениями тех лет были: так называемое «дело врачей» и кончина Сталина, на похоронах которого молодой драматург присутствовал. Эти знаковые для страны события навсегда остались в его памяти и отразились в его последующем творчестве.

В 1954-м, будучи студентом, Шатров создал драму о школьной жизни - «Чистые руки». В качестве отрицательного героя он изобразил здесь секретаря комсомольской организации. Молодежной проблематике драматург уделяет внимание и в последующих пьесах: «Место в жизни» (1956), «Современные ребята» (1963-й), «Лошадь Пржевальского» (1972-й). Последняя ставилась под другим названием - «Моя любовь на третьем курсе». Уже о первых работах Шатрова благосклонно отзывались серьезные критики.

Тема революции

Первой пьесой, посвященной теме революции и написанной уже после разоблачения культа Сталина, была «Именем революции», рассчитанная на подростковую аудиторию (поставлена Московским ТЮЗом). Стержнем пьесы, как и всей последующей драматургии, было провозглашение верности идеям революции, воспевание честности и благородства ее участников и развенчание забвения и попрания высоких революционных свершений нынешним поколением. «Коммунисты» («Если каждый из нас»), «Продолжение» (1959, «Глеб Космачев»), в которых драматург предпринял попытки более глубоко взглянуть на революционные события, были запрещены.

Образ Ленина

Значительным событием в творческой жизни драматурга стало знакомство с кинорежиссером М. Роммом, которое вылилось в формирование замысла создать в театре и кино образ В.И. Ленина безо всякого хрестоматийного глянца. Не менее важным драматург считал описание действий вождя в условиях реальной исторической ситуации, восстановление драматического контекста эпохи, изображение окружавших великого человека людей и их с ним взаимоотношения.

В 1969-м началась работа Шатрова над кинороманом, основанным на исторических событиях - «Брестский мир». В данном произведении все реальные исторические герои действовали соответственно своим политическим и идейным воззрениям. На первом плане была изображена драматургия политической жизни, полная непримиримой борьбы и конфликтов. Анонсирование романа состоялось в 1967-м, само же произведение вышло в журнале «Новый мир» А. Твардовского спустя 20 лет - в 1987-м.

Зрелость мастера

В пьесе «Шестое июля» (документальная драма, 1962-й) был воплощен принципиально новаторский подход драматурга к изображению образов врагов: Мария Спиридонова, противник большевиков, была изображена как цельный, искренний, идейно убежденный человек. Пьеса имела громкий успех, однако вызвала резко негативный отклик в партийной печати. Одновременно М. Шатров написал сценарий, по которому режиссером Ю. Карасиком был снят фильм, получивший на XVI кинофестивале (Карловы Вары) Главный приз (1968 году).

В это же время драматург начинает работу над созданием цикла "Драмы революции", в котором поднимает острейшие проблемы жизни общества на крутых переломах истории. Одним из главнейших в цикле является вопрос о революционном насилии, его границах, допустимости и условиях применения. В пьесе «Большевики» из данного цикла была взята за основу история покушения на В. И. Ленина. На первом плане драматургом решался вопрос о причинах возникновения «белого» и «красного» террора, о насилии как средством управления и власти. Вокруг произведения Шатрова разгорелась настоящая партийно-идеологическая борьба. Пьеса была показана без официального разрешения цензуры. Благословение на ее показ было дано лично министром культуры Е. Фурцевой. Это был беспрецедентный случай в истории советского театра.

Отход от ленинской тематики

К этому периоду творчества М. Шатрова относится создание им сценария четырех киноновелл о В. И. Ленине, поставленных на телевидении режиссером Л. Пчелкиным. Набирала силу кампания по обвинению драматурга в искажении исторической правды. Недоброжелатели утверждали, что автором подтасовываются документы, проводится ревизионистская линия. В результате телесериал вышел на экраны только в 1988-м. Драматургу было запрещено писать на историко-революционную тематику. Грозило исключение из партии. М. Шатров отходит от ленинской тематики и обращается к современности.

Другие темы

В 1973-м он пишет производственную драму «Погода на завтра». Материалом для создания произведения послужило грандиозное сооружение Волжского автомобильного завода и происходившие в рабочем коллективе процессы. В 1975-м в Театре Советской армии была поставлена посвященная 30-летию великой Победы пьеса «Конец» («Последние дни ставки Гитлера»). Постановка была сопряжена со многими трудностями. В это же время пьесу поставили в ГДР. Истории прихода нацистов к власти М. Шатров посвятил сценарий «Когда другие молчат» (в 1987-м). На примере жизни и судьбы революционерки Клары Цеткин в произведении была поднята проблема личной ответственности политического деятеля за ошибки, которые он совершил перед партией и народом. Большой успех имели социально-бытовая комедия М. Шатрова «Мои Надежды» (постановка Московского театра им. Ленинского комсомола). В пьесе показаны судьбы трех женщин, выражающие идеалы поколений 20-70-х годов.

Возвращение к теме В. И. Ленина

В 1978-м драматург возвращается к излюбленной историко-революционной тематике. В пьесе «Синие кони на красной траве» («Революционный этюд») Шатровым апробируются новые возможности жанра документальной драмы. Автор насыщает ее лирическим пафосом, свободно сочетая исторические реалии с поэтическим вымыслом. Новаторство драматургии заключалось в том, что образ вождя создавался без применения черт портретного сходства. Актер перевоплощался, не используя грима и привычного произношения. Оставались лишь отдельные «хрестоматийные» элементы внешнего облика (кепка, галстук в горошек, и т. д.). Главным было воспроизведение поведения и типа мышления. Пьеса была построена в виде обращения к потомкам и завещания им.

Начиная с 1976-го драматург работает над исследованием и отражением в творчестве различных аспектов взаимодействия моральности и политики. Выходят из-под его пера сценарии: «Доверие», «Две строчки мелким шрифтом», пьесы: «Вам завещаю» («Так победим!»), «Диктатура совести» и др. В своих работах драматург углубляет анализ ошибок, допущенных в годы революции и гражданского лихолетья. В 1983-м за пьесу «Диктатура совести» Шатров был удостоен Государственной премии Советского Союза.

Пьеса «Дальше... дальше... дальше!» (1988-й), стала последней работой М. Шатрова, в которой был подведен итог его размышлениям над политическим наследием В. И. Ленина, над ролью в советской истории И. В. Сталина, над проблемой сталинизма в целом. Произведение вызвало бурную дискуссию в обществе. Резко выступили против Шатрова ученые-ретрограды, апеллировавшие к прежним партийным догмам, имел место целый поток писем читателей, поддерживающих взгляды драматурга и обвинявших его в предательстве высоких исторических идеалов. В 1989 -м текст пьесы был издан со всеми откликами, вызванными ее появлением, в книге «Дальше... дальше... дальше! Дискуссия вокруг одной пьесы».

Завершение творческой деятельности

Последним произведением драматурга стала пьеса «Может быть», написанная им в 1993-м в Штатах, где Шатров пребывал по приглашению Гарвардского университета. Пьесу поставил Королевский театр Манчестера, она шла в течение двух месяцев и была представлена 60 раз. Актуальным для американской публики было то, что произведение воссоздавало атмосферу страха, распространившуюся в Америке в годы маккартизма. Страха, способного изуродовать психику людей и превратить их в предателей и подлецов в любой стране. Весной 1994-го Шатров возвращается на родину.

В годы перестройки

В бурные годы перестройки писатель принимает активное участие в публицистической и общественной деятельности, которой он и ранее уделял большое внимание (длительное время занимал должности руководителя семинара начинающих драматургов в Союзе писателей, секретаря правления Союза писателей и театральных деятелей (СТД). В 1988-м издает написанные в разное время статьи в книге «Необратимость перемен».

Сразу после своего избрания секретарем правления СТД М. Шатров стал добиваться реализации своей самой заветной мечты - создания в столице международного центра культуры, который объединял бы под своей крышей многие виды искусств: живопись, кино, театр, музыку, литературу, телевидение. В 1987-м постановлением Моссовета на набережной Москвы-реки был выделен под строительство участок земли. Проект будущего строительства был разработан театральными архитекторами Ю. Гнедовским, В. Красильниковым, Д. Солоповым. М. Шатров всецело сосредоточился на строительстве. Осенью 1994-го было создано закрытое акционерное общество «Москва - Красные Холмы». М.Ф. Шатров занял в нем должности президента и председателя совета руководителей. В июле 1995-го началось строительство центра, который был открыт в 2003-м.

Значение творчества

Резонанс, вызываемый в обществе многими пьесами М. Шатрова, был очень велик. Драматург удостоен многих государственных наград. Значение его творчества кинокритик Алла Гербер определила так: «Во времена, когда правды совсем не было, полуправда, которую несли пьесы Шатрова, была для нас очень важна».

Михаил Шатров: личная жизнь

По утверждениям близких, Шатров был довольно скрытным человеком. Друзьям драматург сознался, что был неоднократно женат. Но, как свидетельствует его окружение, прессе долгое время не удавалось узнать, с кем живет Михаил Шатров: личная жизнь драматурга была за семью печатями. После его смерти журналисты узнали некоторые подробности. В частности, известно, что культовый драматург был четырежды официально женат.

Впрочем, на склоне лет кое-что о себе поведал в интервью сам Михаил Шатров. Жены выдающегося драматурга: актрисы Ирина Миронова, Ирина Мирошниченко, Елена Горбунова, последний брак - с Юлией Чернышевой, которая была младше мужа на 38 лет. Дети драматурга: дочь от первого брака Наталья Миронова, филолог-славист, дочь от четвертого брака Александра - Мишель, родившаяся в США в 2000-м. Михаил Шатров и Ирина Мирошниченко (вторая жена драматурга) не имели детей.

Михаил Филиппович Шатров (настоящая фамилия - Маршак ; 3 апреля 1932, Москва - 23 мая 2010, там же) - советский и российский драматург и сценарист.

Биография

Михаил Шатров родился в семье инженера Филиппа Семёновича Маршака (1900-1938, расстрелян) и Цецилии Александровны Маршак (арестована в 1949 году, амнистирована в 1954 году). Родственник С. Я. Маршака. Тётя Михаила Шатрова - Нина Семёновна Маршак (1884-1942) - первым браком была замужем за руководителем Коминтерна Осипом Пятницким, вторым браком - за советским государственным деятелем Алексеем Рыковым.

Закончил школу с серебряной медалью и поступил в Горный институт (учился на одном курсе с будущим вице-мэром Москвы Владимиром Ресиным).

В начале 1950-х годов проходил практику на Алтае, где работал бурильщиком, там и начал писать. В 1954 году была написана первая пьеса - «Чистые руки». Член КПСС с 1961 года.

Лауреат Государственной премии СССР (1983), кавалер ордена Трудового Красного Знамени (1982) и ордена Дружбы народов (1984).

В 1990 году стал одним из сопредседателей организации «Апрель». Входил в общественный совет Российской объединённой социал-демократической партии.

С середины 1990-х годов являлся президентом и председателем совета директоров ЗАО «Москва - Красные холмы», которое управляет Российским культурно-деловым центром «Красные холмы», открытым в 2003 году, куда, в частности, входит «Свиссотель Красные Холмы». По словам самого Шатрова, он не имел никакого отношения к финансовой и экономической деятельности, а занимался только творческой.

Умер в Москве на 79-м году жизни от сердечного приступа в своей квартире в Доме на набережной. Похоронен на Троекуровском кладбище.

Семья

  • Первая жена - актриса Ирина Миронова.
    • Дочь Наталья Миронова (Шатрова) (род. 1958, Москва). Наталья окончила филфак МГУ, филолог-славист. Состояла в браке с Андреем Карауловым. Мать двоих детей - Филиппа и Софии.
  • Вторая жена - актриса Ирина Мирошниченко.
  • Третья (по другим данным - четвертая) жена - Елена Горбунова. Спустя 11 дней после свадьбы она ушла из дома, позже стала супругой друга Шатрова Бориса Березовского.
  • Пятая жена - Юлия.
    • Дочь Александра - Мишель (2000) родилась в США.

Оценки

Фаина Раневская, намекая на его многочисленные пьесы о Ленине, сказала о нём так: «Шатров - это Крупская сегодня».

Руководитель МХТ народный артист СССР Олег Табаков сказал после смерти Шатрова:

Михаил Шатров - это очень самостоятельная и особая фигура советской драматургии постхрущёвской эпохи. Смерть Шатрова - это тяжёлая потеря для нашего театра.

Бывший министр культуры Российской Федерации Михаил Швыдкой:

Его пьесы, посвящённые жизни нашей страны в эпоху революции и гражданской войны, отразили романтику тех лет со всеми их сложностями и противоречиями. Шатров в своих пьесах создал целую историческую перспективу становления и развития общественных сил в Советском Союзе. Драматург также с присущей ему нацеленностью и глубиной анализировал процессы, проходившие во времена хрущёвской оттепели и брежневского застоя.

Творчество

Пьесы

    • «Именем революции» (1957)
    • «Шестое июля» (1964)
    • «Большевики» («Тридцатое августа», 1968)
    • «Синие кони на красной траве» («Революционный этюд», 1979)
    • «Так победим!» (1982)
    • «Диктатура совести» (1986)
    • «Брестский мир» (1987)
    • «Дальше… дальше… дальше!» (1988)
  • «Чистые руки» (1955)
  • «Место в жизни» (1956) - создана под влиянием пьесы В. Розова «В добрый час».
  • "Меридиан 361-й" (1958)
  • «Современные ребята» (1962)
  • "День тишины" (1965)
  • «Лошадь Пржевальского» (1972) - о студентах на освоении целины (экранизация - «Моя любовь на третьем курсе», 1976)
  • «Погода на завтра» (1974) - об автозаводе
  • «Мои Надежды» (1977) - о ткачихах трёх поколений
  • «Глеб Космачёв» (1961)
  • «Дождь лил как из ведра» (1973, в соавторстве с А. Хмеликом)
  • "Когда другие молчат" (1986)

По его пьесам («Именем революции», «Синие кони на красной траве», «Так победим» и многим другим) ставили спектакли «Современник», МХАТ, «Ленком», прочие российские и зарубежные театры. И сейчас знаменитый драматург Михаил ШАТРОВ, несмотря на солидный возраст, полон сил и энергии, возглавляет Российский культурный центр на Красных Холмах, вынашивает сюжеты новых пьес, счастлив с женой Юлией, которая моложе супруга на 38 лет. За плечами Михаила Филипповича - три официальных брака и множество романов с красивыми, известными женщинами. Да и сейчас глаза его блестят, что выдает молодость духа. Уже через полчаса беседы наш корреспондент заметила, что 76-летний классик оказывает ей недвусмысленные знаки внимания. И лишь серьезные обязательства перед другим мужчиной не позволили ей ответить взаимностью.

Инесса ЛАНСКАЯ

- Михаил Филиппович! Это ведь с вашей подачи возник Союз театральных деятелей? Пробивали с трудом?

Это было в 1986 году, начиналась перестройка. У Олега Ефремова собралась группа деятелей театра, задавших ему логичный вопрос: почему у писателей, журналистов, художников есть творческие союзы, а у нас - только общество, права которого ограничены? Давайте поставим вопрос на съезде. На следующий день открывается девятый съезд ВТО, от ЦК КПСС присутствует хмурый и мрачный Борис Николаевич Ельцин.

Время от времени он мне говорит: «Сбегай в столовую, купи что-нибудь выпить». Я возражаю: «Меня туда никто не пустит». - «Ну, - говорит, - я тебе записку дам». Я - ни в какую. Он ненадолго отстал, через полчаса опять просит: «Ну, Миш, придумай что-нибудь». Охранники у него были, конечно, но на такие просьбы они не реагировали, зная о его слабости. В общем, Ельцин сидит мрачный, Ефремов толкает меня, мол, иди. Я по ходу произношу реплику, председательствующий Товстоногов дает мне слово. И я говорю, что немедленно нужен союз. Все со мной соглашаются, приняли, проголосовали. Все, общества нет, есть Союз театральных деятелей. Нас выбирают секретарями: меня, Ефремова, Шадрина. Настроение прекрасное, у Бориса Николаевича оно тоже исправилось, поскольку выпил, кто-то ему принес маленькую металлическую бутылочку.

- Вы близко общались с Ельциным? - Чисто формально, друзьями мы не были. Сложный человек, больной, алкоголик.- Расскажите о самых запоминающих событиях и людях, с которыми вас сводила жизнь. О Марке Захарове, Олеге Ефремове. - О Ефремове я могу говорить часами. Он был мне близок и как человек, и как художник. А с Захаровым у нас раньше были хорошие отношения. Оказалось, я его недостаточно знал. Помните его знаменитый жест, когда он сжег свой партбилет на глазах миллионов телезрителей? Он тогда заявил, что и Ленин, и партия всегда были для него неприемлемыми. Каким же, скажите, образом он ставил спектакли о Ленине, которые так нравились людям? Сейчас на стенах в «Ленкоме» вся история театра представлена в фотографиях, и единственный автор пьес, которого вы там не увидите, это Шатров.

Сегодняшний театр - весь «ниже пояса»

- Давайте поговорим о нынешней российской культуре. Вам многое нравится из современных спектаклей?

Мне много что не нравится. Смотрел в «Современнике» спектакль Кирилла Серебренникова «Антоний и Клеопатра» - ужас! Герой ходит по сцене с огромным трехметровым членом. Пьеса неинтересная, но, наверное, Волчек она нравится. Сегодня все театры только и показывают, что у человека ниже пояса и как это работает.Можно ли сводить искусство только к этому?! Мне кажется, намного важнее рассказать со сцены о том, что устроили Ельцин и его компания со страной.

- В театре сейчас есть политическая цензура? - Конечно. Если выйдет неугодный верхам спектакль, на следующий же день в руководство театра позвонят и скажут: «Вы что, с ума сошли?» Из современного театра мне нравятся Фоменко и Додин.

О рождении дочки узнал по телефону

- Ваша младшая дочурка родилась, когда вам было под 70. Что дает такое позднее отцовство?

Оно тем хорошо, что весь позитив от ребенка передается тебе в концентрированном виде: жизнелюбие, стремление к жизни, ты все получаешь через этого маленького человечка. Сашенька родилась в Америке, я в это время был в Москве, о ее рождении узнал по телефону, испытав безумную радость.

- Где вы познакомились с нынешней женой? Чем она занимается?

Юлия работает в строительной фирме консультантом. Нас познакомил мой друг Володя Ворошилов. Не могу сказать, что на следующий день после знакомства я что-то почувствовал, но довольно быстро понял, что Юля - мой человек. Мы вместе уже 17 лет. Ребенка не планировали, так получилось.- Вы официально женаты? - Конечно. Начинали жить вместе, потом женились. Все было очень буднично, мы расписались днем, а назавтра по приглашению Гарвардского университета я должен был ехать в Америку, где работал два года.- Супруга намного вас моложе, это стимулирует? - Для меня разница в возрасте не важна. Да, 40 лет - это много, но так получилось. Важно, что Юля разделает мои взгляды, идеи, - вот что важно в браке.

- Говорят, что теща вас моложе. Как складываются родственные отношения? - Мы живем в одном доме в Переделкино, но почти не общаемся. Так сложились обстоятельства.- Чем занимается ваша старшая дочь? - Наталья работает редактором на ТВ, мы замечательно общаемся. В карьере я ей мог помочь только советом. Материально - да, квартиру купил, машину. А так - она все сама. У нее двое детей - взрослые сын и дочь, мои внуки. Внук женился, я стал прадедушкой. А моя внучка Соня на год старше Сашеньки, моей младшей дочки, они замечательно общаются, дружат.

У Мирошниченко не было детей

- В Переделкино у вас собственный дом?

Нет, арендованный, дача принадлежит Союзу писателей. У меня нет таких денег, чтобы выкупить дом в собственность, да и не нужно мне это. Квартира у меня в Москве есть. Как президент культурного центра ЗАО «Красные холмы» получаю хорошую зарплату, мне хватает. На работе дают машину с водителем.- В этом году ездили с семьей отдыхать? - Мои девочки побывали на Кипре, очень довольны, а я оставался в Москве и очень теперь жалею.- Не ревнуете молодую супругу? - Я в этом вопросе человек спокойный, да и поводов Юля мне не дает.

- Что нужно для долгого и крепкого брака?

Три жены тому назад я что-то понимал в этом вопросе, а сейчас о нем не задумываюсь.- Общаетесь с бывшими супругами? - С теми, кто жив, - иногда. Изредка вижусь с Ириной Мирошниченко, хотя всегда очень тепло о ней отзываюсь. С Еленой Березовской, естественно, не общаюсь.- Почему вы расстались с Ириной Петровной Мирошниченко? - Мы с ней в театре познакомились, роман начался не сразу. Прожили в законном браке десять лет, только вот детей у нас не было, это и было главной причиной развода. Ей нужны были только роли. А когда у нее начался роман с литовским кинорежиссером, уже не помню его имени, развелись. Я не жалел, что мы расстались, нормально отношусь к периоду нашего брака. Ира исповедовала те же взгляды на театр, что и я. Ролей для нее никогда не выбивал, она всего добивалась сама.

Жена на десять дней

Одной из ваших жен была Елена Горбунова, впоследствии ставшая супругой Березовского? Как возник этот роман? Она ведь совсем девочкой приехала из глубинки?

Это трагическая история в моей жизни. Она была агентом КГБ, приставленным ко мне, присутствовала при всех моих разговорах, например, с Ефремовым, когда угощала нас чаем. А потом писала отчеты в органы. У нее был псевдоним Елена Светлова.Мы с ней познакомились перед моей премьерой спектакля «Диктатура совести» в «Ленкоме». Подъехали вместе с Марком Захаровым к театру, видим, стоит девчонка, улыбается. Я говорю: «Марк, это к тебе». А он отвечает: «Да нет, к тебе, наверное». Я опустил стекло в машине, она подошла и спросила, нет ли лишнего билетика. Понятно, что с помощью главного режиссера театра и автора пьесы место для нее нашлось. Она пошла с нами.

- Чем же она вас зацепила?

В ней был какой-то неиссякаемый молодой задор. Она мне очень понравилась, это безусловно. Спектакль имел большой успех. Все поздравляли нас с Марком, она стояла рядом, все это видела. После спектакля Лена предложила пойти куда-нибудь «попить кофейку». И мы с ней и Марком поехали ужинать в Дом литераторов. Потом он уехал, и мы остались вдвоем. Лена открытым текстом спросила, есть ли у меня знакомый, к которому можно поехать. Вот и все. Я не устоял, все произошло в машине, по ее инициативе. Вместо того чтобы насторожиться, я размяк. А через некоторое время она мне призналась, что является агентом, плакала.- И что она вам рассказала? - Что училась на первом курсе в институте и одновременно была проституткой. Во время Московского кинофестиваля она стояла у гостиницы «Россия», и мужчины, шедшие в ресторан, ей подмигнули. Она с удовольствием с ними пошла. А потом оказалась у одного из них в номере. В три часа ночи их разбудили, обнаружили у нее в куртке сто долларов.

И сказали: «Либо ты подписываешь бумагу, что готова оказывать нам содействие, либо мы отправляем на тебя бумагу в институт и твоей матери на работу». Она, конечно, испугалась и все подписала. Дальше ее вызвали, показали мою фотографию и сказали: «Этот человек сегодня приедет в Театр Ленинского комсомола, ты должна с ним познакомиться и сделать так, чтобы этой же ночью ему отдаться. Любыми путями! А дальше нужно проникнуть к нему в дом, помогать ему и каждую неделю сообщать, о чем там ведутся разговоры».

- Но она ведь могла вам и не понравиться? - Однако понравилась! Я ничего ей не платил, просто снял квартиру, она там жила, училась. Мы были десять дней официально женаты. Я ее спрашивал: «Ты кому-то что-то на меня писала?» Лена клялась церковью, матерью, что ни слова, никогда. А потом, когда я уже был в Америке, мне пришла газета из Москвы. Там были опубликованы ее донесения.

- Каким образом получили огласку такие секретные материалы?

Да все очень просто. Была комиссия Госдумы, которая лазила по архивам КГБ, вот она и опубликовала донесение агента Светловой «О Шатрове и его высказываниях».- В прессе писали, что Березовский увел ее у вас… - Это неправда. Я сам их познакомил. Он пытался влезть в «Красные холмы», наварить денег, и мы по работе встречались. Потом мы с Леной ездили в Германию, и он был нашим переводчиком. А в ее жизни он появился, когда мы уже разошлись. Она сейчас живет в Лондоне. Родила двоих детей.

- Чем Лена теперь занимается, вы не в курсе? - Ну, она хозяйка дома, занимается детьми. Живет с начальником личной охраны своего мужа, он - ее возлюбленный. Это мне рассказал один знакомый, он эту информацию прочел в английской печати.- Михаил Филиппович, последний вопрос: Ленин - фигура неоднозначная, как вы к нему сейчас относитесь? - Как и раньше - с глубочайшим уважением. Все, что случилось в стране в страшные годы, которые мы пережили, полная противоположность ленинским замыслам. Не случайно все мои пьесы о Ленине так ненавидела цензура, а в ЦК КПСС их запрещали. У Ленина и его сподвижников были совсем другие ценности, чем у Сталина и его соратников. И в этом - причина трагедии нашей страны.

СПРАВКА

* Лауреат Государственной премии СССР.* Президент ЗАО « Красные холмы». Это учреждение объединяет под одной крышей всевозможные виды искусств, в том числе и Дом музыки, руководимый Владимиром Спиваковым.* Отец двух дочерей - Натальи (1959) и Александры (2000).Первой женой драматурга была актриса Ирина Миронова.

- 23 мая , там же) - советский и российский драматург и сценарист .

Биография

Михаил Шатров родился в семье инженера Филиппа Семёновича Маршака (1900-1938, расстрелян) и Цецилии Александровны Маршак (арестована в 1949 году , амнистирована в 1954 году) . Родственник С. Я. Маршака . Тётя Михаила Шатрова - Нина Семёновна Маршак (1884-1942) - первым браком была замужем за руководителем Коминтерна Осипом Пятницким , вторым браком - за советским государственным деятелем Алексеем Рыковым .

Закончил школу с серебряной медалью и поступил в (учился на одном курсе с будущим вице-мэром Москвы Владимиром Ресиным) .

В начале 1950-х годов проходил практику на Алтае, где работал бурильщиком, там и начал писать. В 1954 году была написана первая пьеса - «Чистые руки». Член КПСС с 1961 года .

С середины 1990-х годов являлся президентом и председателем совета директоров ЗАО «Москва - Красные холмы», которое управляет Российским культурно-деловым центром «Красные холмы», открытым в 2003 году , куда, в частности, входит «Свиссотель Красные Холмы ». По словам самого Шатрова, он не имел никакого отношения к финансовой и экономической деятельности, а занимался только творческой .

Семья

  • Первая жена - актриса Ирина Миронова.
    • Дочь Наталья Миронова (Шатрова) (род. 1958, Москва). Наталья окончила филфак МГУ, филолог-славист. Состояла в браке с Андреем Карауловым . Мать двоих детей - Филиппа и Софии.
  • Вторая жена - актриса Ирина Мирошниченко .
  • Был женат четвёртым браком на Елене Горбуновой, которая вскоре после развода с Шатровым стала супругой Бориса Березовского .
  • Пятая жена - Юлия.
    • Дочь Александра - Мишель (2000) родилась в США.

Оценки

Руководитель МХТ народный артист СССР Олег Табаков сказал после смерти Шатрова :

Михаил Шатров - это очень самостоятельная и особая фигура советской драматургии постхрущёвской эпохи. Смерть Шатрова - это тяжёлая потеря для нашего театра.

Бывший министр культуры Российской Федерации Михаил Швыдкой :

Его пьесы, посвящённые жизни нашей страны в эпоху революции и гражданской войны, отразили романтику тех лет со всеми их сложностями и противоречиями. Шатров в своих пьесах создал целую историческую перспективу становления и развития общественных сил в Советском Союзе. Драматург также с присущей ему нацеленностью и глубиной анализировал процессы, проходившие во времена хрущёвской оттепели и брежневского застоя.

Творчество

Пьесы

о Ленине
  • «Большевики » («Тридцатое августа», 1968)
  • «Синие кони на красной траве » («Революционный этюд », 1979)
  • «Дальше… дальше… дальше!» (1988)
  • «Чистые руки» (1955)
  • «Место в жизни» (1956) - создана под влиянием пьесы В. Розова «В добрый час».
  • "Меридиан 361-й" (1958)
  • «Современные ребята» (1962)
  • "День тишины" (1965)
  • «Лошадь Пржевальского» (1972) - о студентах на освоении целины (экранизация - «Моя любовь на третьем курсе», 1976)
  • «Погода на завтра » (1974) - об автозаводе
  • «Мои Надежды» (1977) - о ткачихах трёх поколений
  • «Дождь лил как из ведра » (1973, в соавторстве с А. Хмеликом)
  • "Когда другие молчат" (1986)
  • Последнее 5-томное собрание сочинений вышло в корпоративном издательстве турецкой строительной компании «Энка».

    Постановки пьес

    Пьесы Шатрова ставились во многих театрах страны.
    Один из самых репертуарных драматургов СССР .

    • «Современник» .
      • - «Большевики», реж. О. Ефремов , Г. Волчек , - к 50-летию Великого Октября .
    • Пермский театр драмы .
      • «Синие кони на красной траве».
    • Рижский театр юного зрителя .
      • - «Глеб Космачёв»

    Киносценарии

    • - Именем революции
    • - Штрихи к портрету В. И. Ленина
    • - Шестое июля
    • - Доверие (совместно с Владленом Логиновым и Вяйнё Линна)
    • - Моя любовь на третьем курсе (по пьесе «Лошадь Пржевальского», 1972)
    • - Тегеран-43 (совместно с Александром Аловым и Владимиром Наумовым)
    • - Две строчки мелким шрифтом (совместно с Владленом Логиновым и Виталием Мельниковым)
    • - Когда другие молчали (нем. Wo andere schweigen , совместно с Ральфом Керстеном и Петером Вуссом)
    • - Так победим! (телеспектакль)
    • - Семь дней Надежды (телефильм)

    Издания

    • Избранное. М., Искусство, 1982
    • Чистые руки. М., Искусство, 1956
    • Место в жизни. М., Искусство, 1957
    • Именем революции. М., Искусство, 1958
    • Меридиан 361-й. М., Искусство, 1958
    • Шесте июля. М., Искусство, 1966
    • 18-й год. М., Советский писатель, 1974
    • Лошадь Пржевальского. Погода на завтра. М., Искусство, 1975
    • Доверие (в соавторстве с В. Логиновым). - М., Искусство, 1977
    • «Февраль» (в соавторстве с В. Логиновым) - М., Советский писатель, 1989
    • Две строчки мелким шрифтом. М., Искусство, 1982
    • Пьесы. М., Советский писатель, 1983
    • Так победим! М., Искусство, 1985
    • Тегеран-43. (в соавторстве с А. Аловым и В. Наумовым) - М., Искусство, 1986
    • Необратимость перемен. М., Правда, 1988
    • Дальше... дальше... дальше. М., Книжная палата, 1989
    • Диктатура совести. М., Искусство, 1989
    • Дальше... дальше... дальше... Рига, 1990

    Напишите отзыв о статье "Шатров, Михаил Филиппович"

    Примечания

    Ссылки

    • Шатров Михаил Филиппович // Кто есть кто в современной культуре: В 2 вып. / Гл. ред. С. М. Семенов, авт. и сост. Н. И. Шадрина, Р. В. Пигарев и др.. - М .: МК-Периодика, 2006-2007. - ISBN 5-93696-007-3 , 5-93696-010-2.

    Отрывок, характеризующий Шатров, Михаил Филиппович

    В приемной никого уже не было, кроме князя Василия и старшей княжны, которые, сидя под портретом Екатерины, о чем то оживленно говорили. Как только они увидали Пьера с его руководительницей, они замолчали. Княжна что то спрятала, как показалось Пьеру, и прошептала:
    – Не могу видеть эту женщину.
    – Catiche a fait donner du the dans le petit salon, – сказал князь Василий Анне Михайловне. – Allez, ma pauvre Анна Михайловна, prenez quelque сhose, autrement vous ne suffirez pas. [Катишь велела подать чаю в маленькой гостиной. Вы бы пошли, бедная Анна Михайловна, подкрепили себя, а то вас не хватит.]
    Пьеру он ничего не сказал, только пожал с чувством его руку пониже плеча. Пьер с Анной Михайловной прошли в petit salon. [маленькую гостиную.]
    – II n"y a rien qui restaure, comme une tasse de cet excellent the russe apres une nuit blanche, [Ничто так не восстановляет после бессонной ночи, как чашка этого превосходного русского чаю.] – говорил Лоррен с выражением сдержанной оживленности, отхлебывая из тонкой, без ручки, китайской чашки, стоя в маленькой круглой гостиной перед столом, на котором стоял чайный прибор и холодный ужин. Около стола собрались, чтобы подкрепить свои силы, все бывшие в эту ночь в доме графа Безухого. Пьер хорошо помнил эту маленькую круглую гостиную, с зеркалами и маленькими столиками. Во время балов в доме графа, Пьер, не умевший танцовать, любил сидеть в этой маленькой зеркальной и наблюдать, как дамы в бальных туалетах, брильянтах и жемчугах на голых плечах, проходя через эту комнату, оглядывали себя в ярко освещенные зеркала, несколько раз повторявшие их отражения. Теперь та же комната была едва освещена двумя свечами, и среди ночи на одном маленьком столике беспорядочно стояли чайный прибор и блюда, и разнообразные, непраздничные люди, шопотом переговариваясь, сидели в ней, каждым движением, каждым словом показывая, что никто не забывает и того, что делается теперь и имеет еще совершиться в спальне. Пьер не стал есть, хотя ему и очень хотелось. Он оглянулся вопросительно на свою руководительницу и увидел, что она на цыпочках выходила опять в приемную, где остался князь Василий с старшею княжной. Пьер полагал, что и это было так нужно, и, помедлив немного, пошел за ней. Анна Михайловна стояла подле княжны, и обе они в одно время говорили взволнованным шопотом:
    – Позвольте мне, княгиня, знать, что нужно и что ненужно, – говорила княжна, видимо, находясь в том же взволнованном состоянии, в каком она была в то время, как захлопывала дверь своей комнаты.
    – Но, милая княжна, – кротко и убедительно говорила Анна Михайловна, заступая дорогу от спальни и не пуская княжну, – не будет ли это слишком тяжело для бедного дядюшки в такие минуты, когда ему нужен отдых? В такие минуты разговор о мирском, когда его душа уже приготовлена…
    Князь Василий сидел на кресле, в своей фамильярной позе, высоко заложив ногу на ногу. Щеки его сильно перепрыгивали и, опустившись, казались толще внизу; но он имел вид человека, мало занятого разговором двух дам.
    – Voyons, ma bonne Анна Михайловна, laissez faire Catiche. [Оставьте Катю делать, что она знает.] Вы знаете, как граф ее любит.
    – Я и не знаю, что в этой бумаге, – говорила княжна, обращаясь к князю Василью и указывая на мозаиковый портфель, который она держала в руках. – Я знаю только, что настоящее завещание у него в бюро, а это забытая бумага…
    Она хотела обойти Анну Михайловну, но Анна Михайловна, подпрыгнув, опять загородила ей дорогу.
    – Я знаю, милая, добрая княжна, – сказала Анна Михайловна, хватаясь рукой за портфель и так крепко, что видно было, она не скоро его пустит. – Милая княжна, я вас прошу, я вас умоляю, пожалейте его. Je vous en conjure… [Умоляю вас…]
    Княжна молчала. Слышны были только звуки усилий борьбы зa портфель. Видно было, что ежели она заговорит, то заговорит не лестно для Анны Михайловны. Анна Михайловна держала крепко, но, несмотря на то, голос ее удерживал всю свою сладкую тягучесть и мягкость.
    – Пьер, подойдите сюда, мой друг. Я думаю, что он не лишний в родственном совете: не правда ли, князь?
    – Что же вы молчите, mon cousin? – вдруг вскрикнула княжна так громко, что в гостиной услыхали и испугались ее голоса. – Что вы молчите, когда здесь Бог знает кто позволяет себе вмешиваться и делать сцены на пороге комнаты умирающего. Интриганка! – прошептала она злобно и дернула портфель изо всей силы.
    Но Анна Михайловна сделала несколько шагов, чтобы не отстать от портфеля, и перехватила руку.
    – Oh! – сказал князь Василий укоризненно и удивленно. Он встал. – C"est ridicule. Voyons, [Это смешно. Ну, же,] пустите. Я вам говорю.
    Княжна пустила.
    – И вы!
    Анна Михайловна не послушалась его.
    – Пустите, я вам говорю. Я беру всё на себя. Я пойду и спрошу его. Я… довольно вам этого.
    – Mais, mon prince, [Но, князь,] – говорила Анна Михайловна, – после такого великого таинства дайте ему минуту покоя. Вот, Пьер, скажите ваше мнение, – обратилась она к молодому человеку, который, вплоть подойдя к ним, удивленно смотрел на озлобленное, потерявшее всё приличие лицо княжны и на перепрыгивающие щеки князя Василья.
    – Помните, что вы будете отвечать за все последствия, – строго сказал князь Василий, – вы не знаете, что вы делаете.
    – Мерзкая женщина! – вскрикнула княжна, неожиданно бросаясь на Анну Михайловну и вырывая портфель.
    Князь Василий опустил голову и развел руками.
    В эту минуту дверь, та страшная дверь, на которую так долго смотрел Пьер и которая так тихо отворялась, быстро, с шумом откинулась, стукнув об стену, и средняя княжна выбежала оттуда и всплеснула руками.
    – Что вы делаете! – отчаянно проговорила она. – II s"en va et vous me laissez seule. [Он умирает, а вы меня оставляете одну.]
    Старшая княжна выронила портфель. Анна Михайловна быстро нагнулась и, подхватив спорную вещь, побежала в спальню. Старшая княжна и князь Василий, опомнившись, пошли за ней. Через несколько минут первая вышла оттуда старшая княжна с бледным и сухим лицом и прикушенною нижнею губой. При виде Пьера лицо ее выразило неудержимую злобу.
    – Да, радуйтесь теперь, – сказала она, – вы этого ждали.
    И, зарыдав, она закрыла лицо платком и выбежала из комнаты.
    За княжной вышел князь Василий. Он, шатаясь, дошел до дивана, на котором сидел Пьер, и упал на него, закрыв глаза рукой. Пьер заметил, что он был бледен и что нижняя челюсть его прыгала и тряслась, как в лихорадочной дрожи.
    – Ах, мой друг! – сказал он, взяв Пьера за локоть; и в голосе его была искренность и слабость, которых Пьер никогда прежде не замечал в нем. – Сколько мы грешим, сколько мы обманываем, и всё для чего? Мне шестой десяток, мой друг… Ведь мне… Всё кончится смертью, всё. Смерть ужасна. – Он заплакал.
    Анна Михайловна вышла последняя. Она подошла к Пьеру тихими, медленными шагами.
    – Пьер!… – сказала она.
    Пьер вопросительно смотрел на нее. Она поцеловала в лоб молодого человека, увлажая его слезами. Она помолчала.
    – II n"est plus… [Его не стало…]
    Пьер смотрел на нее через очки.
    – Allons, je vous reconduirai. Tachez de pleurer. Rien ne soulage, comme les larmes. [Пойдемте, я вас провожу. Старайтесь плакать: ничто так не облегчает, как слезы.]
    Она провела его в темную гостиную и Пьер рад был, что никто там не видел его лица. Анна Михайловна ушла от него, и когда она вернулась, он, подложив под голову руку, спал крепким сном.
    На другое утро Анна Михайловна говорила Пьеру:
    – Oui, mon cher, c"est une grande perte pour nous tous. Je ne parle pas de vous. Mais Dieu vous soutndra, vous etes jeune et vous voila a la tete d"une immense fortune, je l"espere. Le testament n"a pas ete encore ouvert. Je vous connais assez pour savoir que cela ne vous tourienera pas la tete, mais cela vous impose des devoirs, et il faut etre homme. [Да, мой друг, это великая потеря для всех нас, не говоря о вас. Но Бог вас поддержит, вы молоды, и вот вы теперь, надеюсь, обладатель огромного богатства. Завещание еще не вскрыто. Я довольно вас знаю и уверена, что это не вскружит вам голову; но это налагает на вас обязанности; и надо быть мужчиной.]
    Пьер молчал.
    – Peut etre plus tard je vous dirai, mon cher, que si je n"avais pas ete la, Dieu sait ce qui serait arrive. Vous savez, mon oncle avant hier encore me promettait de ne pas oublier Boris. Mais il n"a pas eu le temps. J"espere, mon cher ami, que vous remplirez le desir de votre pere. [После я, может быть, расскажу вам, что если б я не была там, то Бог знает, что бы случилось. Вы знаете, что дядюшка третьего дня обещал мне не забыть Бориса, но не успел. Надеюсь, мой друг, вы исполните желание отца.]
    Пьер, ничего не понимая и молча, застенчиво краснея, смотрел на княгиню Анну Михайловну. Переговорив с Пьером, Анна Михайловна уехала к Ростовым и легла спать. Проснувшись утром, она рассказывала Ростовым и всем знакомым подробности смерти графа Безухого. Она говорила, что граф умер так, как и она желала бы умереть, что конец его был не только трогателен, но и назидателен; последнее же свидание отца с сыном было до того трогательно, что она не могла вспомнить его без слез, и что она не знает, – кто лучше вел себя в эти страшные минуты: отец ли, который так всё и всех вспомнил в последние минуты и такие трогательные слова сказал сыну, или Пьер, на которого жалко было смотреть, как он был убит и как, несмотря на это, старался скрыть свою печаль, чтобы не огорчить умирающего отца. «C"est penible, mais cela fait du bien; ca eleve l"ame de voir des hommes, comme le vieux comte et son digne fils», [Это тяжело, но это спасительно; душа возвышается, когда видишь таких людей, как старый граф и его достойный сын,] говорила она. О поступках княжны и князя Василья она, не одобряя их, тоже рассказывала, но под большим секретом и шопотом.

    В Лысых Горах, имении князя Николая Андреевича Болконского, ожидали с каждым днем приезда молодого князя Андрея с княгиней; но ожидание не нарушало стройного порядка, по которому шла жизнь в доме старого князя. Генерал аншеф князь Николай Андреевич, по прозванию в обществе le roi de Prusse, [король прусский,] с того времени, как при Павле был сослан в деревню, жил безвыездно в своих Лысых Горах с дочерью, княжною Марьей, и при ней компаньонкой, m lle Bourienne. [мадмуазель Бурьен.] И в новое царствование, хотя ему и был разрешен въезд в столицы, он также продолжал безвыездно жить в деревне, говоря, что ежели кому его нужно, то тот и от Москвы полтораста верст доедет до Лысых Гор, а что ему никого и ничего не нужно. Он говорил, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум. Он сам занимался воспитанием своей дочери и, чтобы развивать в ней обе главные добродетели, до двадцати лет давал ей уроки алгебры и геометрии и распределял всю ее жизнь в беспрерывных занятиях. Сам он постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались в его имении. Так как главное условие для деятельности есть порядок, то и порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности. Его выходы к столу совершались при одних и тех же неизменных условиях, и не только в один и тот же час, но и минуту. С людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность, каких не легко мог бы добиться самый жестокий человек. Несмотря на то, что он был в отставке и не имел теперь никакого значения в государственных делах, каждый начальник той губернии, где было имение князя, считал своим долгом являться к нему и точно так же, как архитектор, садовник или княжна Марья, дожидался назначенного часа выхода князя в высокой официантской. И каждый в этой официантской испытывал то же чувство почтительности и даже страха, в то время как отворялась громадно высокая дверь кабинета и показывалась в напудренном парике невысокая фигурка старика, с маленькими сухими ручками и серыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и точно молодых блестящих глаз.