Меню
Бесплатно
Главная  /  Виды ожогов  /  Дочь мухаммеда фатима. Подаяние нуждающимся и благословенное ожерелье. Нравственная чистота и целомудрие

Дочь мухаммеда фатима. Подаяние нуждающимся и благословенное ожерелье. Нравственная чистота и целомудрие

Чтобы растрогать ваши сердца и дать вам повод ощутить любовь к семейству Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род, мы перевели этот трогательный и печальный хадис о последних мгновениях жизни Госпожи женщин миров - Фатимы Захры, да будет мир с ней, переданный со слов её доверенной служанки Асмы. После прочтения этой истории не забудьте произнести салават!

Г оспожа женщин миров Фатима, да будет мир с ней, легла на кровать, расположенную в центре комнаты, и повернула лицо в сторону Каабы. Фатима отправила своих дочерей Зейнаб и Умму Кульсум к одной из женщин рода Хашим, дабы они не увидели её смерти. Повелитель верующих Али, Имам Хасан и Имам Хусейн, да будет мир с ними, не присутствовали в это время дома.

Фатима, да будет мир с ней, сказала: «Перед смертью Посланника Аллаха Джабраил принёс из Рая камфару. Посланник Аллаха разделил камфару на три части: одну часть для себя, одну часть для Али и одну часть для меня». Потом Фатима сказала: «О Асма! В таком-то месте мой отец оставил остаток камфары для меня. Принеси её и положи под мою подушку». Я сделала то, что она мне повелела. Потом Фатима совершила омовение (вузу) и сказала мне: «Принеси мне благовония, которые я использую для молитвы. И принеси мне одежду, которую я одеваю во время молитвы». Потом она накрыла на себя одеяло и сказала мне: «Подожди немного и позови меня. Если я отвечу, то ничего не случилось. Но если не отвечу, то знай, что я отправилась к своему отцу. И тогда без промедления позови Али». Когда смерть приблизилась, Фатима, да будет мир с ней, сказала: «Мир Джабраилу! Мир Посланнику Аллаха! О Аллах, забери меня к Твоему Посланнику! О Аллах, забери меня в мир спокойствия…». Потом сказала:

«Вот караван людей неба: вот Джабраил, и вот Посланник Аллаха! Он говорит мне: „Дочка! Приди! То, что ожидает тебя, для тебя лучше…“».

Фатима открыла глаза и произнесла: «И тебе мир, о забирающий души! Поспеши и не причиняй мне страданий!». Потом она сказала: «Пусть мой приход будет к Тебе, О Господь, а не к огню!». Тогда Фатима закрыла глаза, её руки упали, ноги выпрямились. Я позвала её, но ответа не было. Я подняла покрывало с её лица и увидела, что она присоединилась к своему отцу. Я обняла её и стала целовать, и потом сказала: «О Фатима! Когда увидишь Посланника Аллаха, передай ему приветствие от Асмы бинт Умейс».

Хасан и Хусейн, да будет мир с ними, вошли в дом и увидели, что Фатима накрыта. Они сказали: «О Асма! Почему наша мать спит в это время?». Я ответила: «О сыновья Посланника Аллаха! Ваша мать не спит - она ушла в мир иной». Хасан и Хусейн, плача, обняли свою мать. Хасан воскликнул:

«О мама! Поговори со мной, пока мой дух не покинул моё тело!».

Хусейн, целуя ноги матери, сказал:

«Я твой сын - Хусейн! Поговори со мной, пока сердце моё не разорвалось!».

Я сказала Хасану и Хусейну, да будет мир с ними: «О сыновья Посланника Аллаха! Сообщите вашему отцу, что ваша мать умерла». Хасан и Хусейн дошли до мечети, но не сдержав себя, зарыдали громким плачем. Тогда, услышав их плач, люди вышли из мечети и спросили о его причини. Они ответили: «Наша мать Фатима умерла!». В это время Повелитель верующих был в молитве и, услышав эти слова, он упал, потеряв сознание. Проснувшись, он молвил:

«Кто утешит меня, о дочь Мухаммада?».

«Бихар аль-анвар», т. 43, с. 186

Фатима, Фатьма, Патимат - это варианты имени одной из самых знаменитых женщин в истории ислама, дочери пророка Мухаммеда. Миллионы мусульман и сегодня называют своих дочерей этим именем, сохраняя память о благородной Фатиме. Ее мать, Хадиджа, была старше мужа на 16 лет, но родила ему семерых детей - трех сыновей и четырех дочерей. Мальчики умерли в младенчестве, всех дочерей - Рукайю, Зейнаб, Умм Кальсум и Фатиму - Мухаммед выдал замуж, но внуков пророка дала мусульманам только младшая.

В истории не отмечена точная дата ее рождения. Хотя известно, что появилась девочка на свет не позже, чем за восемь лет до хиджры - переселения мусульман из Мекки в Медину, которое случилось в 622 году. Имя своей младшей дочери родители дали не случайно: так звали мать отца Мухаммеда и мать самой Хадиджи.

Когда вышли замуж ее старшие сестры, Фатиме было всего пять или шесть лет. Родители ее баловали, тем более что была она ребенком болезненным и печальным. Даже когда она подросла, ни Мухаммед, ни Хадиджа не побуждали ее принять ислам. Впрочем, возможно потому, что не хотели, чтобы повторилось то, что произошло с дочерью Рукайей, принявшей ислам: когда об этом узнали в клане ее мужа, она была с позором возвращена в родительский дом. Обычай требовал, чтобы жена во всем следовала за мужем, как нитка за иголкой, не проявляя самостоятельности в убеждениях. Кстати, именно поэтому в Мекке, враждебно относившейся к Мухаммеду за его проповедь новой веры, Хадиджу не только не осуждали за то, что она приняла ислам, а напротив, именно за это уважали - ведь она поступила как верная жена.

На редкость счастливой была семейная жизнь Хадиджи и Мухаммеда, 20 лет прожили они во взаимном согласии, любви и доверии. Смерть жены в 619 году была большим ударом для Мухаммеда. Но, как того требовал тот же обычай, родственники сразу начали искать ему новую жену. Подходящей сочли тридцатилетнюю Савду, вдову мусульманина, погибшего в Эфиопии, куда переселилась часть последователей Мухаммеда. Их жизнь с Савдой не сложилась, но Мухаммед, жалея женщину, оставил ее в своем доме, позволив пользоваться всеми правами члена семьи главы мусульманской общины.

Вскоре в доме пророка появилась Айша - дочь его сподвижника Абу Бакра, но ее только готовили в жены Мухаммеду - свадьба была отложена до совершеннолетия невесты. Маленькая Фатима очень тяжело переживала смерть матери. Полагали, что она станет хозяйкой в доме Мухаммеда и даже называли ее «Ум Абихи», что значит «мать своего отца». Но, как видно, этого не случилось - в доме появились новые хозяйки, и вряд ли это утешало Фатиму в ее горе.

Через год после переселения мусульман из Мекки в Медину состоялись две знаменитые в истории ислама свадьбы: Мухаммед женился на Айше, Фатиму выдали замуж за двоюродного брата пророка, товарища ее детских игр Али ибн Абу Талиба. Ей тогда не было еще и шестнадцати, но в Аравии того времени девочка могла стать женой уже в двенадцать лет.

На этих свадьбах не было ни музыки, ни танцев, угощение самое скромное - финики, оливки, овечье молоко… Мусульмане были бедны, но даже не в этом дело. То был вообще трудный период в их жизни, и Мухаммед требовал от своих сподвижников и от всех членов уммы - мусульманской общины - самоотдачи и самоограничения, строго следовал этому принципу сам…

Али и Фатима поселились неподалеку от жилища самого Мухаммеда - он хотел, чтобы все члены его семьи были непременно рядом с ним.

Рассказывают, что молодые поначалу часто по-детски ссорились, обижались друг на друга - переход от товарищеских игр к супружеским отношениям давался с трудом… Через три года в семье появился первенец - Хасан, а еще через год родился Хусейн.

Как раз в это время случилась битва мусульман с мекканцами у колодца Бадр, и вскоре произошло еще одно столкновение с врагами ислама - у горы Оход где мусульмане понесли немалые потери. И хотя все знали, что погибшие за дело веры непременно пребывают в раю, семьи погибших тяжело переживали утрату. Близко к сердцу приняла гибель единоверцев Фатима - ведь многих из них она знала с детства. Эти переживания совсем не нравились ее мужу: Али, напротив, пребывал в приподнятом настроении, как воин, вернувшийся из боя за правое дело. Он хотел видеть свою жену веселой, она же будто погрузилась в вечный траур.

Сохранились свидетельства историков, утверждавших, что Али хотел обзавестись и другими женами - законы ислама позволяют мусульманину иметь четыре жены одновременно, если он в состоянии обеспечить их пропитание, дать им жилище и относиться ко всем с одинаковым вниманием. Мухаммед, узнав о намерении зятя, предупредил его, что он может привести в дом новую жену, если только разведется с Фатимой. Ибо она, сказал Мухаммед, «часть моего тела». Али не желал терять своего места в окружении пророка, и Фатима до конца своей жизни осталась единственной его женой. Однако ситуацию в семье это не улучшило. Правда, радовали сыновья - шумные, непоседливые, как все мальчишки на свете. Но и материнские радости не могли развеять навсегда поселившуюся в душе Фатимы печаль. Она, мать двоих детей, бесконечно тосковала по своей матери, которую очень любила и потеряла так рано.

Можно было бы предположить, что у Фатимы не оказалось своего достойного места в жизни молодой мусульманской общины, строящей Дар уль-Ислам - Дом Мира ислама, во главе которого стоял ее отец. Но это не так. Отзывчивый на чужую беду человек, умеющий сопереживать, сострадать, прийти на помощь, непременно получит признание и благодарность людей. Именно такой была дочь пророка. Она помогала страждущим, часто отдавая им все то немногое, чем обладала.

После смерти старшей сестры Рукайи Фатима вновь облачилась в траур. Отец опоздал на похороны дочери, но когда вернулся домой, сразу пошел в покои Фатимы, и они долго сидели вместе, вспоминая и Рукайю, и Хадиджу.

Мухаммед очень любил своих внуков, и когда позволяли дела, играл с ними - вот в эти минуты Фатима бывала веселой и радостной. А отец говорил ей, что добродетельная, преданная вере жена, обладающая духовной и телесной красотой, и хорошая, крепкая семья - самое драгоценное в жизни мужчины.

Однажды Мухаммед принимал группу христиан из Наджрана. Он вышел к ним в широком плаще, и представляя гостям Фатиму, Али и своих внуков, он покрыл плечи всех четверых краями своего плаща и сказал: «А вот моя семья!» Впоследствии в шиитской литературе семейство Али стали называть «люди плаща».

Похоже, после смерти любимой жены Хадиджи пророк так и не обрел нового семейного счастья. Среди его жен не было мира и согласия. Айша и Хавса соперничали между собой. Отцы обеих, Абу Бакр и Умар, были ближайшими сподвижниками Мухаммеда, его преданными друзьями, но каждая себя считала более достойной особого внимания мужа. (Кстати, именно Хавсе, по преданию, Мухаммед передал свой архив - те немногочисленные записи откровений, которые были сделаны при его жизни, переписку с соседними государями.) Даже самому пророку трудно было установить мир между женщинами. Однажды, когда он подарил Айше ожерелье, доставшееся ему в качестве трофея, жены поссорились, да так сильно, что конфликт пришлось улаживать влиятельным родственникам. Отголоски этого события нашли место в суре 4 Корана «Женщины», там, где говорится о необходимости стремиться к гармонии в семье и о том, как трудно этого достичь в реальной жизни.

Фатима сторонилась жен отца, не принимала никакого участия в их интригах. Но когда Мухаммед привез из очередного похода юную пленницу из завоеванной крепости Хайбар - принявшую ислам иудейку Сафию и все жены дружно объединились против нее, Фатима сердечно отнеслась к ней, помогая привыкнуть к новой жизни. Брак Мухаммеда и Сафии позволил установить с жителями Хайбара мир на все времена.

Когда мусульманская община окрепла экономически, Мухаммед счел возможным назначить своим близким ежегодный пенсион. Фатиме было положено 85 мешков зерна в год - хорошее подспорье для семьи, в которой после двух первых мальчиков появилось еще трое детей.
После смерти отца Фатиму ожидали тяжелые испытания. Мухаммед не назначил себе преемника, и назревал спор о власти между мухаджирами, пришедшими с ним из Мекки, и ансарами - мединскими мусульманами. Но всех примирил Умар, напомнив правоверным, что именно Абу Бакру Мухаммед поручил руководить молитвой в дни своей болезни. Али же, как ближайший родственник пророка, отец его внуков, полагал, что именно он должен стать во главе общины. Но мусульмане присягнули Абу Бакру, и тогда Али, обидевшись, заперся в своем доме. Умар пришел к нему объяснить, что не время ссориться, что надо сплотиться, чтобы сохранить общину. Али не пустил его на порог и запер все двери. Гость попытался открыть их силой, но тут к нему вышла Фатима и пригрозила, что сейчас перед всеми снимет с головы покрывало. Мусульманка могла сделать такое только в случае крайней опасности, и тогда все спешили ей на помощь.

Помня наставления отца, она свято хранила верность мужу во всем и защищала интересы своего семейства. Из этих соображений она заявила претензии на доходы от оазиса Фаддак, который считался личной собственностью Мухаммеда, на что Абу Бакр - а именно он стал первым халифом мусульман после смерти пророка - ответил ей, что оазис - собственность общины, ибо пророки никаких иных наследников, кроме уммы, не имеют. Фатима прервала все отношения с Абу Бакром и даже на смертном одре не пожелала его видеть.

Она не намного пережила отца: разные источники называют сроки от двух месяцев до двух лет. Свел ее в могилу туберкулез - болезнь бедности, душевного и физического истощения. Было ей в ту пору… может быть, 23, а может быть, 33 года - у историков нет согласия на этот счет.

В исламе установлено посвящать Фатиме 20-й день месяца рамадана - как день ее рождения и третий день месяца джумада - как день ее смерти.

В последний час Фатимы ее мужа Али не было дома, но, получив печальную весть, он поспешил вернуться и похоронил жену со всеми полагающимися почестями. А вскоре вдовец женился и забыл, где покоится мать его детей. Впрочем, здесь он формально не нарушил законов ислама - могила мусульманина должна, в конце концов, сровняться с землей.

В жизнеописании Мухаммеда, составленном спустя несколько десятилетий после его смерти, о Фатиме рассказано очень мало. Это понятно: передатчики, то есть те, кто вспоминал о жизни и высказываниях Мухаммеда в разные периоды его жизни, были в основном из окружения Айши, которая сама претендовала на место главной духовной наследницы Мухаммеда. Но прошли века, и образ дочери пророка в сознании мусульман стал вечным примером воплощенного сострадания, жертвенности, милосердия. В исламском мире есть такой амулет: ладонь Фатимы, в которой она протягивала нуждающемуся последний грош или финик.

Особо почитают Фатиму шииты - те, кто полагает Али и его потомков главными и единственными наследниками духовной власти пророка в мире ислама. Именно они называют ее «Ум Абихи» (мать своего отца). В шиитской литературе можно встретить рассказы о совершаемых ею чудесах.

Фатиму называют и «Марьям аль Кубра», то есть «старшая Марьям» - в знак близости ее к образу христианской Девы Марии (но для мусульман величие Фатимы, разумеется, выше), об этой же близости говорит еще одно именование дочери пророка - «ал Батул» - «девственница».

А еще благодарные шииты называют ее «царицей рая». Иногда их упрекают за «рукотворность» образа Фатимы. Возможно, и в самом деле шииты в своем восторженном почитании этой женщины наделили ее всеми превосходными свойствами сверх меры, но это нисколько не умаляет истинных ее достоинств, и ее светлый и трагический образ свято хранится в благодарной памяти мусульманского мира.

Ислам признает все реально существующее: голод, отчуждение, потребность разводиться, проявление слабости перед силой, угнетение и подавление. «Как оппозиция реализму, Ислам не принимает статус-кво сложившихся вещей, а изменяет реальность», – говорит Али Шариати. – «Он изменяет сущность вещей революционным путем. Он приводит реальность в соответствие с идеалами. Он использует реальность как средство для достижения идеалистических целей, истинных устремлений, которые не существуют сами по себе. В противоположность реалистам, Ислам не подчиняется действительности, но скорее заставляет ее подчиниться себе. Ислам не отворачивается от реальностей так, как это делают идеалисты. Он создает их. Он покоряет их. На этом пути Ислам использует основу мышления идеалистов, получая свою собственную идеологию». При таком подходе независимость мышления должна развиться настолько, что будет дан ясный ответ, не вызывающий отклонений, ведущий к преодолению социальных и исторических корней. Повернись лицом к реальности! Покори ее! Пройди сквозь нее, достигая своих идеалов!.. Шариати развивает концепцию исламской социальной справедливости. В Исламе недостаточно сказать самому себе: «Ты не должен поступать так-то и так-то». Вместо произнесения этого утверждения, заключающего человека в жесткие рамки ограничений, надо активно противостоять социальным заболеваниям общества. То есть, если однажды сказать себе: «Ты не должен быть угнетателем!» – это автоматически будет означать: «Ты должен помогать угнетенным!»

Шариати приводит нас в сердце шиизма – к Фатиме (А1
Сокращенная форма, применяемая в значении «мир ему (ей)!» либо «мир им»! (прим. ред.)

), любимой дочери Пророка Мухаммада (С2
Сокращенная форма фразы «Да благословит Аллах его и род его!» (прим. ред.)

). Он дает нам описание женщины, которую мы не можем видеть, но при этом осознаем, что каждодневно прямо связаны с ее духом, что она была избрана в качестве образца для наших сегодняшних дней. У нас появляется эмоциональная привязанность к ее внутренней сущности: мы как бы воссоздаем ее облик. Шариати ведет нас к Фатиме (А). Он начинает свой рассказ с того, что среди обычаев, бытовавших на Аравийском полуострове до ее рождения, был такой, в соответствии с которым новорожденных девочек закапывали заживо, во избежание позора для семьи из-за отсутствия законного наследника-сына.

Революционным посланием Ислама этот обычай был отменен. Бог передает в Коране, что Пророку Мухаммаду (С) дана полноводная река в Раю, через которую он получит большое потомство, несмотря на то, что в соответствии со взглядами арабов того времени, человек, не имеющий сына, считался «отсеченным». Как могло быть такое? Отец дочери будет иметь обширное потомство? Его жена (А), будучи старше пятидесяти лет, родила дочь Фатиму (А). Бог пообещал Пророку (С), что через нее потомство Пророка (С) увеличится. Шариати говорит о том, что дальнейшая слава Ислама окажется связанной с женщинами. В Каабе, Доме Божием, похоронена лишь одна женщина. Это Хаджар, рабыня, вторая жена Пророка Ибрагима (Авраама) и мать Пророка Исмаила (А).

Фатима (А) провела свою жизнь в борьбе, в противостоянии бедности и трудностям. Ее отец (С) был вынужден провести со своей семьей три года в безлюдной долине из-за применения экономических и общественных санкций со стороны своего племени за проповедь Ислама. После миграции в Медину началась ее жизнь в качестве замужней женщины, но по-прежнему продолжалась борьба с трудностями, с которыми она сталкивалась с самого детства. Мы узнаем Фатиму (А), маленькую девочку, защищавшую своего отца (С) от нападок вождей племени. Фатима (А) была той, кто, держась за отцовскую руку, шла вместе с Мухаммадом (С) на базар, слышала происходившие там споры и возвращалась вместе с ним домой. Фатима (А), женщина Ислама, была той, кто стоял в дверях, защищая своего супруга и его дом, когда узурпаторы пытались сжечь его. Фатима (А) говорила только что избранному халифу, что он разгневал Бога и Его посланника (С), не исполнив приказа Пророка (С), внимая лишь собственным желаниям. Фатима (А) была той, кто искал справедливость и выступал против угнетения всей силой своего бытия, не боясь последствий своих слов, зная, что говорит языком Истины. Давайте обратимся к ее последней речи. Ее слова дадут нам возможность понять то, во что она реально верила и что делала. Во время болезни Фатимы (А), которая привела к ее смерти, жены мухаджиров и ансаров 3
Мухаджиры – переселенцы из Мекки в Медину; ансары – жители Медины, принявшие Ислам (прим. ред.)

Пришли навестить ее и спросить, как она себя чувствует. Абу Бакр был избран халифом, и Али (А) оказался не у дел. Отвечая пришедшим, призвав сначала благословение Аллаха для своего отца Мухаммада (С), она сказала: «Благодаря Господу я жива, у меня нет ничего, и я презираю этот мир. Я питаю отвращение к его людям. Попытавшись указать им на их врага и не будучи услышанной, я покидаю его. Как безобразны острия мечей, когда они сломаны, и когда усилия людей направлены на разрушение созданного, разбивание устоев, проведение в жизнь бесчестных решений и создание опасностей ради удовлетворения грубых личных страстей! Какое ужасное будущее они уготовили самим себе своими действиями перед Аллахом, обретя вечные муки… Бог сказал: „Если представители народа полны веры и избегают дурных дел, Мы дадим благословение для них в том, что у них есть, и их земле. Но если они отрицают Истину, то явятся заложниками своих собственных деяний. Угнетателям возвратятся последствия их дел. Они не смогут изменить законов бытия…“; „Нарушитель прав будет в убытке, и пришедшие за ним найдут и познают ужасные последствия совершенных их предками поступков. Таким образом, вы должны жить так, чтобы быть спокойными за свои сегодняшние дела и пребывать в мире, иначе разразятся буря и ужас“. Иначе клинки угнетателей, террор и тирания одолеют тебя, и угнетатели поработят тебя. Ничего не останется у народа, исключая самое малое. Они (угнетатели – прим. перев.) взрастят при помощи силы то, что ты лелеял при помощи любви. С этого времени ты будешь только тосковать и ничего не сможешь сделать из-за того, что раньше был слеп и не видел истины».

Почему многие мусульманки отдали предпочтение устаревшим формам жизни или новым, привезенным из-за границы? Почему они были обмануты? Шариати приводит нам слова Имама Али (А): «Необходимы две стороны, чтобы было создано угнетение. Одной из них является угнетатель, а другой тот, кто принимает угнетение. Угнетение не может быть односторонним. Угнетатель не может создать угнетение из воздуха. Угнетение подобно куску железа, которое куется ударами молота угнетателя по наковальне угнетенных». Таким образом, женщины сами участвовали в атаке на свои собственные ценности, позволяя порабощать себя и не отыскивая своих собственных корней.

С тем знанием, что приносит нам Шариати, с нашего познания личности Фатимы (А) начинается понимание долга и обретение ответственности теми людьми, которые, задав первый вопрос: «Кто я?», затем ищут ответ в цивилизации Афин или у гениев собственной культуры. Ответственность и долг вырастают через любовь и веру. С Фатимой (А) в качестве примера мы учимся сражаться с несправедливостью и угнетением. Мы поворачиваемся от самих себя к другим. Мы приходим к активному воздействию на общественные язвы, потому что она реально существовала – она есть наш символ, наш образец, наша героиня. Это признание духовного присутствия Фатимы (А) и ее сущности, которая вдохновляет тысячи артистов, поэтов, писателей и художников. С одной стороны, мы узнаем, что Пророк (С) дал ей молитву вместо домашней помощи, которую она просила у него. Она выросла из этого. Этим питались ее дух и силы, произрастал ее долг перед Богом и людьми. Лучше всех сказал Руми: «Физическая форма крайне важна. Ничего не может быть сделано без соединения формы и сущности. Однако вы можете посеять семя, очищенное от кожуры, и у вас ничего не вырастет. Посеяв же его с кожурой, вы получите большое дерево». Каждый ремесленник знает, что лишь полностью погрузившись в реальные формы, можно что-то создать. Почувствовав пробуждение и придя к пониманию реальной личности Фатимы (А), представленной Шариати, женщины получили способность к возрождению и возможность играть главную роль в Исламской революции. Они сражались против угнетения и несправедливости бок о бок с мужчинами. Одетые в скромные одежды, которые могла носить Фатима (А), они преодолели все препятствия, чтобы действовать, сражаться и бороться.

К читателю

Текст, который Вы читаете, представляет собой лекцию, прочитанную мною в Хусайнийе Иршад. Для начала я хотел сделать комментарий к исследованию профессора Луиса Массигнона (Louis Massignon), где были рассмотрены личность и нелегкая жизнь Фатимы (А). Я хотел обратиться к глубокому революционному значению той памяти о ней, что существует в мусульманских обществах, а также к той роли, которую она играет в трансформации исламского социума. Эти комментарии предназначались специально для моих университетских студентов и были использованы в «Истории науки и религий», «Социологии религии» и «Исламологии».

Когда я собрал материал, то увидел, что в добавление к университетскому курсу накопилось и многое другое. Я решился дать ответ на уместный вопрос о женственности, крайне важный сегодня для нашего общества.

Женщины, которые остаются в рамках «традиционной модели», не сталкиваются с проблемой самоидентичности, в то время как женщины, принимающие новую импортную модель, адаптируют заграничную самоидентификацию. Но посередине между этими двумя типами женщин находятся те, кто не принимает наследственную, традиционную форму, но и не поддается навязыванию новых форм. Что им делать? Что они должны предпринять?

Они хотят решать сами за себя. Они хотят развивать самих себя. Они нуждаются в модели, в идеальном примере, в героической личности. Для них проблема «Кто я? Кем я стану?» крайне остра. Фатима (А) через свое собственное бытие отвечает на этот вопрос.

Я должен был бы ограничиться аналитической справкой о личности Фатимы (А). Но я обнаружил, что в книжных магазинах нет книг о ней, и, таким образом, наши интеллектуалы ничего не знают про нее. Для меня стало обязательным компенсировать этот недостаток определенным объемом информации. Таким образом, представленный очерк есть та самая лекция, но уже расширенная до биографического эссе, базирующегося на документах и традиционных источниках, относящихся к данной выдающейся личности, которая осталась практически неизвестной или неверно представленной. Эту биографию я специально составил на основании исторических документов. Подробно рассмотрев проблему в сфере джафаритского мазхаба 4
Мазхаб – правовое учение; в более широком смысле это слово может использоваться для характеристики того или иного течения в Исламе (прим. ред.)

Я задействовал источники Ханифы, Ханбала, Малика и Шафии. С научной точки зрения они неопровержимы.

Я не могу утверждать, что данная лекция может быть свободна от критики. Скорее, истина в обратном. Критика есть насущная потребность для тех, чьи сердца чисты, кто ищет правильный путь, кто готов к служению, в отличие от тех, чей удел – враждебность и злословие.

Введение

В эту священную ночь не предполагалось, что такая десакрализованная персона, как я, будет выступать. Я хотел получить как можно больше от своего контакта с работой профессора Луиса Массигнона (Louis Massignon). Он был выдающимся человеком и прекрасно разбирающимся в Исламе ученым, написавшим о Фатиме (А).

Я попал под очень сильное влияние ее благословенной жизни, а также под воздействие того глубокого следа, что оставлен ею в истории Ислама. Даже после смерти ее дух остается живым для тех, кто ищет справедливости и противостоит угнетению и дискриминации в мусульманских обществах. Она была проявлением, символом Пути и направляющей сутью исламской мысли.

Будучи студентом, я принимал участие в подготовке великой работы Массигнона на ее первоначальной стадии. Документы и источники, использованные в ней, охватывали собой четырнадцать столетий. Они были написаны на всех языках и локальных диалектах мусульманских народов. Были изучены различные исторические свидетельства и даже местные песни и фольклорное наследие. Я хотел бы суммировать здесь результаты этого труда.

Я сказал себе: «Я предложу эту работу здесь и сегодня, так как она уже опубликована, и выдающийся человек, который начал ее, покинул этот мир, оставив ее незавершенной». Люди, к несчастью, не знают об этой работе. Даже европейцы. Это также касается и наших отечественных ученых, которые, будучи тесно знакомы со взглядами на Ислам европейских авторов, остались в неведении относительно этой работы.

Я принял вызов и сказал себе: «Я напишу работу для моих студентов, в частности, для тех, кто посещает мои занятия в Хусайнийе Иршад. Я дам им научные, исторически достоверные результаты глубокого исследования этого великого человека».

Но сейчас я вижу и чувствую, что собравшимся здесь нужно другое. Те, кто собрались здесь, пришли не прослушать проповедь или речь. Все они, и мужчины, и женщины, – интеллектуалы, образованные представители сегодняшнего поколения нашего общества, выражающие его нужды. Они пришли не слушать мой рассказ о Фатиме (А), чтобы получить духовное наслаждение в этом ночном собрании. Они пришли не слушать сугубо научную, историческую лекцию. У них есть более новое, более необходимое, более живое желание – получить ответ на существенный вопрос, который касается нашей нынешней судьбы: «Кто я?».

Часть первая

Любовь и мудрость

Кто я?

В нашем обществе женщины стремительно меняются. Деспотизм нашего времени и общественное воздействие забирают у женщины то, что она собой представляет. Она лишается всех традиционных характеристик и ценностей, пока не достигнет того состояния, в котором будет представлять собой нечто задуманое и созданное другими. Мы видим то, что этими «другими» построено. Тем самым объясняется, почему самым важным и насущным вопросом для рассуждающей женщины в наше время является фраза: «Кто я?» Она хорошо знает, что не может оставаться такой, какой была. Но она не желает и надевать модернистские маски взамен существующих традиционных. Она хочет решать сама за себя. Ее современницы выбирают себя сами. Они с полной сознательностью украшают свои личности образованностью и независимостью. Они одевают то, что хотят. Они демонстрируют свою сущность. Но они не знают, что именно они должны были бы делать. Им неизвестно о цели подлинного существования человеческой личности, которая не является ни отражением их этнического наследия, ни навязанной художественной имитативной маской. С чем же им себя идентифицировать?

За этой темой встает следующая, напрямую вытекающая из предыдущей: поскольку мы – мусульмане, то наши женщины, которые хотят принимать решения с помощью разума и сами делать выбор, связывающий их с историей, религией и обществом, должны получать свою духовность, основываясь на Исламе. Женщина в таком обществе хочет быть самой собой. Она хочет творить себя сама. Она желает возрождения. В этом новом рождении она стремится быть своей повивальной бабкой. Она ни в коей мере не желает быть продуктом этнического прошлого или перенимать чисто внешние иностранные формы. Она не может ни оставаться невнимательной по отношению к Исламу, ни безразличной к нему.

Таким образом, вполне естественным является то, что данный вопрос встает перед исламской женщиной. Наши люди продолжают говорить о Фатиме (А).

Каждый год сотни тысяч мусульман обращаются к ней. В память о ней проводят сотни и тысячи собраний, молитв, празднеств и траурных церемоний. Во время этих мероприятий ей произносят восхваления, ею восхищаются, ее прославляют и возвеличивают. Воспоминания о ее благородной жизни происходят путем совершения необычных обрядов, содержащих ритуальный горестный плач, чье назначение состоит в воссоздании ее печали и страданий, а в адрес тех, кто унижал ее, раздаются проклятия. Но, несмотря на все это, реальная личность Фатимы (А) остается неизвестной.

И тем не менее простые мусульмане знают о ней. Они принимают Фатиму (А), ее величие и веру всей силой своей души. Они предлагают ей свои сердца с такой духовной мощью и волей, какая только может быть у людей или у человеческого сообщества.

Любовь и мудрость

Любая религия, школа мышления или революционное движение базируется на двух элементах: мудрости и любви. Первый из них есть свет, а второй – движение. Один приносит общее ощущение и понимание, а другой – силу энтузиазм и развитие. Как сказал Алексис Каррел: «Мудрость подобна свету фар автомобиля, указывающих дорогу. Любовь – это мотор, который приводит его в движение». Каждый из этих элементов не может существовать без другого. Мотор без света слеп, опасен и находится в руках рока.

Во всяком обществе, мыслительной или революционной школе пишущие люди (честные, просвещенные и ответственные) указывают, как познать основное направление идеи или религии. Они прокладывают путь, ведущий к просвещению народа. С другой стороны, ответственность людей приводит их дух и силы в движение. Они ответственны настолько, что делают первый удар.

Движение подобно живому телу. Его мысли – в умах ученых, а любовь – в сердцах народа. Если вера, искренность, любовь и жертвенность часто встречаются в обществе, то это заслуга народа. Но когда правильное понимание идей находится на низком уровне (когда просвещенность, логическое мышление и знакомство с целями данной школы минимальны, когда значение, цель и истинные направления мысли утеряны), ответственными являются ученые. Религия нуждается в обоих этих элементах. В религии знание и чувства не превращаются в отделенные друг от друга реальности. Они трансформируются в понимание и веру, объемлющую чувства и знание в качестве единого представления о мире.

Таков Ислам. Более, чем все другие религии, он является религией рецитации священных текстов, борьбы на пути Бога, религией мысли и любви. В Исламе невозможно провести границу между любовью и верой. Коран рассматривает мученичество как обретение вечной жизни. Перед ним блекнет все прочее, написанное людьми. Если мусульмане не станут понимать это, кто же тогда будет ответственен?

Часть вторая

Семейство Пророка: в чем заключалась их миссия?

Имеет ли семейство Пророка (А) какое-либо влияние или наше молодое поколение вместе с интеллектуалами находится в заблуждении? Или, быть может, наши отцы и матери потеряли свою ответственность? Пророк Мухаммад (С) пришел с чистейшей истиной, которая представляет собой наиболее прогрессивное идейное направление, какое только может быть проявлено в человеческом мире. Это не миф. Это реальность. Или это должно стать реальностью. Это должно быть, но этого нет.

А его дочь Фатима (А) – совершенный пример идеальной женщины, которая еще не появилась. Его внуки Хусейн (А) и Зейнаб (А) – брат и сестра – совершили глубинную революцию в борьбе за свободу и достоинство против деспотизма и угнетения.

Дом Пророка Мухаммада (С) подобен Каабе. В нем пребывают потомки и наследники Авраама (А). Это знак и символ. Это Реальность. Кааба – постройка из камня, тогда как они человеческие личности. Кааба есть место, вокруг которого мусульмане совершают обход, в то время как Дом Пророка Мухаммада (С) есть назначение для каждого сердца, понимающего красоту, свободу, справедливость, любовь и искренность. Это место прибытия для тех, кто ведет борьбу, принося жертвы во имя жизни и свободы людей.

С другой стороны, дворцы цезарей, которые, по словам историков, несут культуру, цивилизацию, религию, философию, порядок и искусство, рушатся. Наши образованные, преданные поклонники добродетели, которые узнали о несчастиях этого семейства, готовы пожертвовать всем для его представителей. Мы связаны с ними вечными узами. Все наши стремления, мысли и чувства посвящены им. Наши сердца бьются для них. Наши глаза наполнены их скорбью. Мы жертвуем собой и своим имуществом на этом пути. Мы не жалеем ничего.

Взгляните на этих бедных, голодных людей, проявляющих свои чувства и веру по отношению к каждому отдельному представителю этой возлюбленной семьи. Что они не могут сделать и на что они не решатся ради них?

Расходование денежных средств часто указывает на искренность, чистоту и силу веры. Давайте рассмотрим все то время, пожертвования и деньги, которые народ тратит для этой семьи. Мы видим, что бедность среди народа настолько сильна, что одной из основных проблем жизни являются хлеб и вода, детское питание и медицинское обеспечение. И мы видим, что даже при этих обстоятельствах, во славу семейства Пророка (С) проводится более миллиона церемоний.

Если мы уделим внимание, в частности, огромной классовой дифференциации, которая существует в исламских обществах, мы увидим, что половина капитала страны находится в руках нескольких тысяч людей. Мы увидим, что две трети богатств принадлежит 10 % населения. Мы увидим, что, в противоположность прошлому, капитал перешел от крупных землевладельцев и сельских торговцев базара в руки новых капиталистов, промышленников, современных буржуазных компаний и среднего класса, которые продают иностранные товары или производят новую продукцию сами.

Создан новый класс. Он характеризуется тягой ко всему иностранному и модернизации. Он поклоняется Западу. Он не религиозен. Если у него и была хоть какая-то склонность к религии, то она долго подавлялась.

Роскошь, мимолетность, претенциозность и преклонение перед иностранным влиянием господствуют среди этого класса. И их Ислам, говоря словами Сайида Кутба, – американский ислам.

То, что Умар ибн Хаттаб совершил нападение на дом Фатимы (А) -очевидный исторический факт. Риваяты из суннитских книг, рассказывающие об этом, делятся на несколько групп:

1. Угроза сжечь дом Фатимы (А):

В «Тарих» Табари:
باسناده عن زياد بن كليب قال: أتى عمر بن الخطاب منزل علىّ وفيه طلحة والزبير ورجال من المهاجرين فقال: واللّه لأحرقنّ عليكم أو لتخرجنّ إلى البيعة»، فخرج عليه الزبير مصلتاً بالسيف فعثر فسقط السيف من بده فوثبوا عليه فأخذوه.
تاريخ الطبرى: 2/443.

«Умар ибн Хаттаб пришел к дому Али, и в нем Талха, Зубейр и люди из мухаджиров, и сказал: “Клянусь Аллахом, или подожгу вас, или вы выйдете, чтобы принести присягу (Абу Бакру)”. К нему вышел Зубейр, и в его руке был меч, но споткнулся, и меч выпал из его руки, и набросились на него и схватили его».

(Тарих Табари, 2/443).

От Ибн Аби Хадида:

فجاءعمر اليهم فقال: «والذى نفسى بيده لتخرجنّ إلى البيعة أو لأحرقنّ البيت عليكم
شرح نهج البلاغه: 1/164 (2/45)

«Умар пришел к ним и сказал: «Клянусь тем, в чьей руке моя душа, или вы выйдете из дома для присяги (Абу Бакру), или я сожгу его вместе с вами».
Шарх Нахдж уль-балага, 1/164, 2/45.

2. Доставление средств для поджога дома и игнорирование Умаром ибн Хаттабом протеста народа:

Ибн Кутейба говорит:

وابن قتيبة: قال: ... وقال عمر: والذى نفس عمر بيده لتخرجنّ أو لأحرقنّها على من فيها! فقيل له: يا أباحفص إنّ فيها فاطمة!! فقال: وإن.
الامامة والسياسة: 1/12، أعلام النساء لعمر رضا كحالة: 4/114.

«И сказал Умар: “Клянусь тем, в чьей руке душа Умара, или вы выйдете, или я сожгу дом вместе со всем, что в нем!” И сказали ему: “Но там Фатима!” Он сказал: “А хотя бы и так”».
Аль-имамату ва ссияса, 1/12; Иаляму нниса, 4/114.

3. Доставление средств поджога и столкновение между Фатимой (А) и Ибн Хаттабом:

Билазери:
إنّ أبابكر أرسل إلى على(عليه السلام)يريد البيعة فلم يبايع، فجاء عمر ومعه فتيلة فتلقّته فاطمة على الباب، فقالت فاطمة: يابن الخطاب! أتراك محرقاً عليّ بابى؟ قال نعم: وذلك أقوى فيما جاء به أبوك.
انساب الاشراف: 1/586.

«Абу Бакр послал к Али, чтобы тот принес ему присягу, но он отказался. Тогда пришел Умар, и в его руках факел, и в дверях его встретила Фатима. И сказала Фатима: “О, Ибн Хаттаб! Неужели ты хочешь сжечь мой дом?” Он сказал: “Да, и это лучше, чем то, с чем пришел твой отец”»
Инсаб уль-ашраф, 1/586.

Абу Феда:
فأقبل عمر بشيء من نار على أن يضرم الدار، فلقيته فاطمة رضى اللّه عنها وقالت: إلى أين يابن الخطاب؟ أجئت لتحرق دارنا؟ قال: نعم.
تاريخ أبي الفداء: 1/164.

«Умар пришел с огнем, чтобы поджечь дверь, и встретила его Фатима, да будет доволен ею Аллах, и сказала: “Куда направляешься, Ибн Хаттаб? Разве ты пришел, чтобы поджечь нашу дверь?” Он сказал: “Да”»
Тарих Аби Феда, 1/164.

Ибн Абд Рабба:
الذين تخلّفوا عن بيعة أبي بكر: علىّ والعباس، والزبير، وسعد بن عبادة، فأمّا على والعباس والزبير فقعدوا فى بيت فاطمة حتّى بعث اليهم أبو بكر عمر بن الخطاب ليخرجوا من بيت فاطمة وقال له: إن أبوا فقاتلهم. فأقبل عمر بقبس من نار على أن يضرم عليهم الدار فلقيته فاطمة فقالت: يابن الخطاب! أجئت لتحرق دارنا؟ قال: نعم.
العقد الفريد:5/12، طبعة مكتبة الرياض الحديثة

«Те, которые не приносили присягу Абу Бакру: Али, Аббас, Зубейр и Саад ибн Ибада. Али, Аббас и Зубейр находились в доме Фатимы, когда Абу Бакр послал Умара ибн Хаттаба, чтобы он изгнал их наружу из дома, и сказал ему: “А если они откажутся, то убей их”. И пришел Умар с горящим факелом, чтобы поджечь дверь дома. Его встретила Фатима и сказала: “О Ибн Хаттаб, разве хочешь поджечь нашу дверь?” Он сказал: “Да”».

Аль-ʻакд уль-фарид, 5/12.

4. Нападение Умара на Фатиму (А)

Шахристани:
الشهرستانى: عن الجاحظ: إنّ عمر ضرب بطن فاطمة عليها السلام يوم البيعة حتّى ألقت الجنين من بطنها وكان عمر يصيح: إحرقوا دارها بمن فيها، وماكان فى الدار غير علىّ وفاطمة والحسن والحسين وزينب(عليهم السلام).
الملل والنحل: 1/57. طبعة بيروت، دار المعرفة.

«Умар ударил по животу Фатимы в день присяги (то есть Сакифы), так что у нее произошел выкидыш, и при этом он закричал: “Сожгите ее дом вместе со всеми, кто в нем! А в доме были Али, Фатима, Хасан, Хусейн и Зейнаб”»
«Аль-милал ва ннихаль», 1/57, отпечатано в Бейруте.

Масʻуди:

فهجموا عليه وأحرقوا بابه، واستخرجواه منه كرهاً، وضغطوا سيّدة النساء بالباب حتّى أسقطت محسناً.

«“Нападите на дом, и подожгите его дверь, и выведите его (Али) оттуда силой!” И госпожа женщин получила удар дверью, так что у нее произошел выкидыш Мухсина».
«Исбату ль-васийа», С. 143.

Ибн Хаджар Аскалани:
إنّ عمر رفس فاطمة حتّى أسقطت بمحسن

«Умар ударил Фатиму, так что у нее произошел выкидыш Мухсина»
«Лисан уль-мизан», 1/ 268.

Сефеди:
إنّ عمر ضرب بطن فاطمة يوم البيعة حتّى ألقت المحسن من بطنها
«Умар так ударил Фатиму в день присяги (под Сакифой), что у нее произошел выкидыш Мухсина»

«Аль-вафи биль вафийат», 5/347.

При всем этом существует большое количество хадисов, что гнев Фатимы (А) есть гнев Посланника Аллаха (С), а гнев Посланника Аллаха (С) есть гнев Самого Аллаха:

إنّ اللّه يغضب لغضبك، ويرضى لرضاك

«(О, Фатима), Аллах гневается твоим гневом и доволен твоим довольством»

Все суннитские ученые подтвердили, что этот хадис - сахих:
«Мустадрак» Хакима, том 3, С. 153; «Маджмуа ззаваид», том 9, С. 203; «Муаджам уль-кабир» Табарани, том 1, С. 108; «Тариху мадинати дешешк», том 3, С. 156; «Асаду ль-габа», том 5, С. 522; «Мизан уль-иатидаль», том 2, С. 492; «Тахзиб ут-тахзиб», том 21, С. 392 и другие источники.

«فاطمة بَضْعَة منّى فمن أغضبها أغضبني

«Фатима - часть меня, и кто разгневает ее, тот разгневал меня»
(«Сахих» Бухари, том 4, С. 210, «книга достоинств сподвижников»).

«إِنَّمَا فَاطِمَةُ بَضْعَةٌ مِنِّي يُؤْذِينِي مَا آذَاهَا

«Воистину, Фатима - часть меня: мне причиняет страдания то, что причиняет страдания ей»
(«Сахих» Муслима, том 7, С. 141, «книга достоинств сподвижников»).

И тот же «Сахих» Бухари говорит:

فغضبت فاطمة بنت رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم فهجرت ابا بكر فلم تزل مهاجرته حتى توفيت.

«И разневалась Фатима, дочь Посланника Аллаха (С), и перестала разговаривать с Абу Бакром, и гнев ее не прекратился, пока она не умерла» (Сахих Бухари, том 4, С. 142, номер 2862).

Ибн Кутейба в книге «Аль-имамату ва ссийаса» передает:

فقالت : نشدتکما اللّه ألم تسمعا رسول اللّه یقول : رضا فاطمة من رضای ، وسخط فاطمة من سخطی ، فمن أحبّ فاطمة ابنتی فقد أحبّنی ،
من أرضى فاطمة فقد أرضانی ، ومن أسخط فاطمة فقد أسخطنی ؟
قالا : نعم ، سمعناه من رسول اللّه صلى اللّه علیه وسلم ، قالت : فإنّی أُشهد اللّه وملائکته أنّکما أسخطتمانی وما أرضیتمانی ، ولئن لقیت
لنبی لأشکونّکما إلیه .

فقال أبو بکر: أنا عائذ باللّه تعالى من سخطه وسخطک یا فاطمة ، ثمّ انتحب أبو بکر یبکی ، حتى کادت نفسه أن تزهق . وهی تقول : واللّه
أدعونّ اللّه علیک فی کلّ صلاة أصلّیها

Фатима (А) сказала: «Во имя Аллаха, разве не слышали вы (Умар и Абу Бакр), как Посланник Аллаха (С) сказал: “Довольство Фатимы - мое довольство, а гнев Фатимы - мой гнев, и, поистине, кто любит Фатиму - тот любит меня. Тот, кто вызовет довольство Фатимы - вызвал мое довольство, и тот, кто вызовет гнев Фатимы - вызвал мой гнев?”»
Умар и Абу Бакр сказали: «Да, мы слышали это от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».
Фатима сказала: «Так вот, я призываю в свидетели Аллаха и Его ангелов, что вы двое вызвали мой гнев и не вызвали моего довольства, и когда я встречу Посланника, буду жаловаться ему на вас»
Абу Бакр сказал: «Прибегаю к Аллаху от Его гнева и от твоего гнева, о Фатима!» - и сильно заплакал, так что готов был расстаться с жизнью.
Фатима сказал: «Клянусь Аллахом, я буду проклинать тебя после каждого намаза!» (Аль-имамату ва ссияса, том 1, С. 31).

Никто из суннитов не может отмахнуться, заявив, что эти риваяты вымышленные или слабые. Они приводятся из их же основных источников и подтверждены их учеными.

Бухари и Муслим подтверждают угнетенность Фатимы (А) и ее гнев на Абу Бакра и Умара, который не прекратился до ее смерти.
Ибн Кутейба, Ибн Хаджар, Табари, Шахристани, Билазери, Масуди - а это самые авторитетные суннитские ученые в области истории - подтверждают факт нападения на дом Фатимы (А), а также ее убийства.

Только посредством насилия над историей и искажения риваятов можно пытаться скрыть факт убийства Умаром «госпожи женщин», чей гнев есть гнев Аллаха. Мы призываем суннитов не поступать подобным образом, навлекая на себя самые тяжелые последствия в этом и будущем мирах, а найти в себе мужество взглянуть в лицо истине, как бы ни была она для них тяжела.

Самая тяжелая и страшная истина лучше самой сладкой и привычной лжи, в которую вас заставляли верить тираны и лжеученые. Те, кто идут за ложью, отправляются в Ад, а тем, кто следует за истиной - пусть самой горькой - принадлежит Рай.

Помните, что, восхваляя Умара, вы восхваляете убийцу дочери Пророка (С), чей гнев есть гнев Аллаха, а потому вызываете гнев Аллаха на себя! Когда с каждым из вас или со всеми вместе происходит какое-то бедствие, не жалуйтесь и не говорите, что вас не предупреждали.

Дочь Пророка, Фатима , является одной из ярчайших женских фигур в Исламе. Она была образцом милосердия, стойкости, преданности, честности и надежности. Ее достоинства восхваляли многие, указывая на схожесть ее характера с характером отца. Но что мы еще знаем о любимице самого Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?..

1. Фатима была пятым ребенком Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и Хадиджи, да будет доволен ею Аллах

2. Ей было около пяти лет, когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, получил откровение, так что ученые о ней сказали: «Она выросла в исламе».

3 . Одно из ее имен – Умму Абиха («мать отца»). Ее так называли, потому что она была очень предана своему отцу (Пророку), всегда была рядом с ним и была готова защищать его. Когда Укба ибн Аби Муайт высыпал внутренности убитого животного на спину Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, когда тот был в суджуде, именно Фатима подбежала к нему и, плача, все убрала с его спины. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидев ее слезы, сказал ей: «Не плачь, дочь моя, истинно, Аллах дарует отцу твоему победу».

4. Она переняла так много черт от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, однажды сказала о ней: «Я не видела никого, кто походил бы на Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, так сильно в его манерах, привычках, характере, стоянии и сидении, чем Фатима» (Тирмизи).

5. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, так сильно любил Фатиму, что каждый раз, когда она входила, если он сидел, то он вставал и целовал ее в лоб.

6 . Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, после женитьбы Фатимы и Али ибн Абу Талиба, принимал иногда участие в их жизни. Так, однажды он зашел к ним в гости, и не увидев Али, спросил о нем, на что Фатима ответила, что они не поладили, и Али вышел из дома. Узнав об этом, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стал искать зятя, и, найдя его спящим в мечети, сбил с него пыль, прилипшую от земли, и, даже не спрашивая о причине раздора, сказал: «О, Али, пойдем со мной к тебе домой».

7 . Несмотря на бедность, у Фатимы и Али была счастливая семейная жизнь, в которой у них родилось четверо детей: Хасан, Хусейн, Мухсин (умерший очень рано) и Умм Кульсум.

8 . Фатиме было 28 лет, когда умер ее отец (Пророк Мухаммад). Она зашла к нему, когда он был болен, но ему было слишком тяжело встать и поцеловать ее как обычно. Она заплакала. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ей: «Приблизься ко мне», желая ей что-то сказать.

Она приблизилась, и он ей что-то сказал, после чего она заплакала. Затем он снова ей что-то сказал, и она рассмеялась. Аиша, да будет доволен ею Аллах, спросил ее, что он ей сказал, и Фатима ответила, что в первый раз он сказал ей, что умрет сегодня, и она заплакала. А во второй раз, увидев ее плачущей, он сказал, что она будет первой из его семьи, кто покинет этот мир вслед за ним, и что она будет предводительницей женщин в Раю. После этого она рассмеялась.

9. Фатима умерла через шесть месяцев после смерти Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

10. Али очень переживал по поводу смерти жены и много плакал. Он говорил: «Никто так сильно не расстроило меня в этом мире как смерть Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и Фатимы, случившаяся не позже шести месяцев после первого».