Меню
Бесплатно
Главная  /  Терапия при дерматите  /  Где растет чаще всего березовый кап. Обработка капа. Поделки и изделия из березового капа. От чего появляется нарост на березе

Где растет чаще всего березовый кап. Обработка капа. Поделки и изделия из березового капа. От чего появляется нарост на березе

ОБРАБОТКА КАПА

На стволах берез, высоко над землей или у самого корня, иногда можно встретить шарообразные древесные наросты, покрытые коричне-вой шершавой корой. Это капы.
Не сразу открылась человеку красота древесины березового капа. Вначале он оценил только ее необыкновенную прочность. Небольшой кап с куском ствола и с выдолбленной полостью превращался в руках умельца в долговечный и удобный ковш или уполовник. Из капа по-больше выдалбливали чашу или братину.

Но в таких изделиях своеоб-разный рисунок капа оставался нераскрытым. Древесина подвергалась только грубой обработке. Лишь гораздо позже, когда кап научились распиливать на тонкие пластинки и полировать, его стали ценить как отличный декоративный материал. В начале XIX века русские столяры-краснодеревщики начали применять кап наравне с древесиной ценных пород для декоративной отделки мебели. В это же время появились пер-вые шкатулки и табакерки, сработанные полностью из капа. Некоторые искусно выполненные изделия ценились буквально на вес золота". Кап нередко сочетали с другими материалами — чаще всего инкрустировали перламутром, самшитом и слоновой костью.


Признанным центром обработки березового капа считается бывшая Вятская губерния, ныне Кировская область. Вятские мастера много раз участвовали в международных выставках.
Своя особая технология обработки капа была у мастеров Звенигород-ского района Московской области. Но после Великой Отечественной войны этот своеобразный промысел угас.

Сравнительно недавно возникло производство изделий из капа в Баш-кирии, которая славится запасами каповой березы. Весной, как только стает снег, в горные леса юга Баш-кирии отправляются заготовители капа. Они осторожно срезают наро-сты с березовых стволов, затем место спила густо смазывают парафином, масляной краской или известью, чтобы не попали в дерево вредные микробы, чтобы оно не зачахло, не погибло. Через несколько лет на нем снова может вырасти кап. За-мечено, что древесина капа растет вдвое-втрое быстрее, чем нормаль-ная древесина березы. Смазывают заготовители и спил самого капа, чтобы он до начала обработки не растрескался.

Кап, растущий на стволе дере-ва, принято называть стволовым ка-пом, а у корня — капо-корнем. Капо-корень встречается в лесу гораздо чаще, чем стволовый кап, и достигает полутора метров в поперечнике. По форме капы делятся на два вида: кру-говые, опоясывающие ствол вокруг, и боковые, растущие сбоку дерева.


Капы встречаются не только на березе, но и на осине, ольхе, дубе, липе, иве и ели. Но они не имеют промышленного значения, хотя и из них можно делать различные декоративные вещицы.
Очень часто капы путают с другими наростами — с так называемой сувелью. Сувель на березах встречается чаще, чем кап, и на спиле име-ет волнистую свилеватую текстуру, похожую на текстуру карельской березы. Отличить кап от сувели можно по «спящим» почкам, которые в большом количестве расположены на поверхности настоящего капа и представляют собой небольшие полусферические бугорки. Из некото-рых бугорков могут прорастать тонкие веточки — «проснувшиеся» почки.

На срезе текстурный рисунок капа — это сложное переплетение го-дичных слоев, переливающихся при изменении угла освещения. У хоро-шего капа на срезе видны годичные слои и сердцевины спящих почек в виде множества концентрических кругов и темно-коричневых точек. Чем больше таких точек с концентрическими кругами, тем живее и де-коративнее рисунок. Спящих почек обычно бывает больше у стволового капа, поэтому текстура на его спиле красивее, чем у капо-корня, и дре-весина его больше ценится у мастеров.

Иной раз текстура капа имеет настолько причудливый рисунок, что при некотором воображении в хаотичном переплетении древесных воло-кон можно различить образы фантастических животных, пейзажи. Не-возможно найти хотя бы два куска капа с одинаковым рисунком, поэтому столярные изделия, имеющие одну и ту же форму, все-таки не похожи одно на другое. Каждое из них неповторимо.

Спиливать самим кап с деревьев, стоящих на корню, нельзя: не зная всех тонкостей этого дела, вы можете погубить дерево. Самовольное спиливание капа штрафуется наравне с порубкой леса. Но если вы за-интересуетесь обработкой капа, можете срезать его с поваленных деревь-ев на складе ближайшего леспромхоза — с разрешения кладовщика, конечно.
Начинайте обрабатывать кап с того, что распилите его на пластинки, подбирая их толщину в зависимости от размеров предполагаемого изде-лия. От удачной распиловки во многом зависит красота текстурного рисунка.

Со временем вы научитесь по форме капа, по расположению спящих почек сразу определить, как его лучше распилить, чтобы обнару-жить скрытую красоту. Старайтесь распиливать кап так, чтобы плос-кость распила рассекала поперек максимальное количество спящих почек.
Обычно на свежем срезе текстурный рисунок у капа бледный и мало-заметный. Чтобы он проявился, древесину капа пропаривают. Самый про-стой способ — проварить заготовки на слабом огне в течение двух-трех часов. Но лучший результат дает пропаривание древесины в опилках. Намочите опилки и положите их на дно кастрюли слоем около 20 мм, сверху положите слой заготовок, покройте его новым слоем опилок и т. д.

Теперь поставьте кастрюлю в духовку на два-три часа. В резуль-тате запарки из капа удаляется древесный сок, от неравномерного высыхания которого древесина могла бы впоследствии покоробиться и потрескаться. Одновременно заготовки окрашиваются естественными красителями, содержащимися в капе, и приобретают множество оттен-ков — от золотисто-янтарного до темно-шоколадного.

После пропарки высушите кап в течение нескольких часов в сушиль-ном шкафу, а если его нет, то просто на воздухе, но уже не менее недели.
Теперь можно вырезать, вытачивать и склеивать из заготовок различ-ные изделия — некоторые из них показаны на рисунках.
Покрывают изделия из капа чаще всего спиртовым шеллачным ла-ком. Пленка его достаточно стойка и дает теплый желтоватый цвет с мягким блеском. Можно использовать и нитролаки — они имеют более интенсивный блеск и делают текстурный рисунок четче и контрастнее. Перед покрытием нужно хорошенько отшлифовать поверхность изделия наждачной бумагой — сперва крупной, потом мелкой.

Просмотры: 31073

15.05.2017

Дерево является наиболее распространенным растением на земле.

Природа несказанно щедра, раз подарила человеку не только возможность любоваться красотой стволов, листьев, но и извлекать из древесины практическую пользу, ведь уже на протяжении нескольких тысяч лет люди используют деревянные изделия в своем обиходе, строя дома, лодки, изготавливая мебель и домашнюю утварь, производя музыкальные инструменты, поделки, прочее.

На сегодняшний день не существует материала, способного, полностью заменить чудесные природные свойства древесины, поскольку ее плотность, цвет, фактура, рисунок текстуры и оттенки в каждом случае уникальны.



Природная неповторимость древесного узора особо проявляется в капе и сувели (шарообразных или каплевидных наростах на деревьях), которые ученые мужья определили, как болезни.

Эти образования создают внутри сложный фееричный рисунок древесных волокон, состоящий из переплетения цветных линий, пятен, вкраплений, плавно перетекающих друг в друга, которые и формируют, таким образом, узор особой красоты. Благодаря богатству красок и линий, и кап, и сувель, являются превосходным природным материалом для производства различных поделок, украшений, предметов интерьера, поскольку обладают и эксклюзивной текстурой (в природе невозможно найти два одинаковых узора), и особой прочностью и долговечностью.

Давайте попробуем определить, чем же отличаются между собой кап и сувель, и что между ними общего.

Кап

Кап (капокорень или как его еще называют в народе «ведьмин веник ») - это округлое доброкачественное образование на стволе или ветви с большим количеством древесных узелков. Кап, как раз и отличается от сувели тем, что имеет на своей внешней стороне множество шишечек, которые создаются благодаря придаточным и спящим почкам. Эти образования имеют вид темных шипов и бугорков, отчего, часто на капе, можно наблюдать растущие прямо из него мелкие побеги и веточки.



По мнению одних ученых, кап на дереве возникает в результате либо резкого изменения в развитии растения, то есть может иметь как естественную, так и антропогенную причину возникновения. Некоторые научные работники считают, что появление безобразной опухоли на дереве может быть наследственным уродством.

Встречается кап преимущественно на деревьях лиственных пород, таких как дуб, липа, клен, ольха, тополь, орех, но чаще всего его можно отыскать на березе.

Замечено, что в среднем на одно дерево с капом приходится от трех до пяти тысяч деревьев без такового образования, поэтому отыскать хороший кап (в отличие от сувели) довольно непросто.

Чаще всего на деревьях встречается прикорневой кап, который может быть просто гигантских размеров.



Как правило, капокорень имеет внутри неярко выраженную текстуру и слабый по контрасту цветов рисунок.

Кап, образованный на ветке часто имеет форму неправильного шара и в отличие от капокорня, при поперечном разрезе его внутренняя текстура пестрит узорами с сердцевинами сучков и имеет своеобразную «игольчатую» структуру в виде мелкого орнамента с черточками и точками. Внутренние волокна древесины переплетаются между собой в различных направлениях, создавая живописный рисунок, а вкрапления из спящих почек делают фактуру еще более богатой, поэтому кап чаще всего применяют как элемент декора при изготовлении различных поделок, рукояток ножей, прикладов ружей, оригинальной посуды и прочих сувениров.

В обработке, благодаря сильной плотности своей текстуры и огромного числа сучков кап не прост, но при этом прекрасно шлифуется и полируется.

Основной цвет внутренней текстуры капа – это различные оттенки черного или коричневого цветов, охры. Даже если взять две половинки одного и того же капа, они все равно будут отличаться и иметь отличный узор, настолько структура нароста неоднородна.

Древесина у капа прочнее, чем у сувели, и процентов на пятьдесят – семьдесят крепче, чем у дерева, на котором он образовался.

Из капа производят также мелкие изделия: шкатулки, портсигары, заколки, сережки, браслеты, мелкие украшения.



Создавать резной узор на капе не имеет смысла, поскольку фактура и текстура древесины красива сама по себе.

Сувель

Образование сувели вызвано болезнью дерева (раком) и она чаще всего представляет собой скрученный и сплетенный в комок нарост, отчего ее также называют свилем .

Обычно свиль растет в два-три раза быстрее самого дерева и имеет каплевидную или шарообразную форму, расположенную вокруг ствола или ветви. Главное отличие сувели от капа заключается в том, что она образуется не из спящих почек, а благодаря сложному переплетению изогнутых в разные стороны годовым кольцам (откуда и произошло название свиль). По этому признаку шишки на дереве легко отличить друг от друга.

Наросты (особенно на березе) встречается довольно часто, хотя до конца причина ее образования не изучена. Предположительно положить начало образованию свили может грибок или механическое повреждение коры дерева.

Сувель (в народе еще называют древесной костью ), поскольку ее срез напоминает разводы мрамора (с такими же переливами и лучевым сечением), а тонкие части просматриваются насквозь и внешне похожи на кость, хотя плотность тканей, как было уже сказано выше, у сувели меньше, чем у капа, поэтому ее древесина является менее прочной.



Нарост сувели может вырастать до гигантских размеров (к примеру, в Ватикане находится купель, вырезанная из цельного куска дерева). Однако, чем свиль мельче, тем насыщеннее и ярче рисунок внутри, правда узор с элементами орнамента в любом случае будет более мягким (без обязательных для капа узоров в виде «шипов» и «иголок»).

Внутренняя текстура сувели имеет нежный перламутровый оттенок, причем расцветка каждого может сильно различаться и содержать белый, желтый (напоминающий цвет янтарь), а также коричневый, розоватый и зеленый цвета. Оттенок сувели зависит от места произрастания дерева и способов ее сушки.

Сувель можно образовать и самому, для этого достаточно перетянуть ствол или ветвь дерева проволокой. На месте перетяжки вскоре появится выпуклое образование, созданное годовыми кольцами.

Сувель также отлично поддается обработке, хорошо шлифуется, полируется, а ее перламутровый срез, напоминающий мрамор, играя разводами, имеет неповторимую текстуру и как бы светится изнутри.

Безусловно, что по виду сувели определить насколько будет красивым рисунок, невозможно, но чем корявее и крученее нарост выглядит внешне, тем богаче будет его текстура и узор внутри.



Наиболее ценной считается корневая (комлевая) часть сувели. Она представляет интерес для резчиков по дереву, художников, производителей ножей, скульпторов и краснодеревщиков, которые выбирают этот материал за эксклюзивность рисунка на срезе, высокую прочность, неподверженность гниению и уникальную способность к обработке.

Поиск и подготовка наростов

Естественно, что искать выпуклости на дереве необходимо в лесу. При этом многие путают капу и свиль с похожим на них грибом из рода (Inonotus), который чаще всего обитает на березе и называется чагой или черным березовым грибом.

Необходимо научиться определять, где гриб, а где нарост.



Спиливать свиль и кап лучшего всего осенью (в сентябре-октябре), когда деревья приостанавливают естественное движение сока и начинают подготовку к зиме.

Необходимо помнить, что без хорошей пилы, сувель или кап, особенно если они весьма корявые, спилить непросто, поэтому эту работу лучше всего производить с помощью бензопилы, но необходимо помнить, что цепи инструмента из-за особой прочности нароста быстро тупятся.

Если бензопилы нет, придется работать ручной пилой, но она должна иметь остро отточенные с хорошим разводом зубчики, чтобы мастер не мучил, ни себя, ни дерево, и зря его не ранил.

Место среза (чтобы избежать образования нежелательного для дерева дупла) необходимо сразу же замазать садовым варом, закрасить масляной краской или залепить глиной.



При обнаружении массивного капокорня , необходимо помнить, что его срез чреват для дерева серьезными последствиями и в результате нанесенной травмы оно может погибнуть.

Все вышеперечисленные свойства и капа, и свиля возносят эти уникальные материалы на вершину ценности среди прочих пород древесины, поскольку применяются они, как в отделке различных предметов утилитарного назначения, так и украшений, мелкой пластики и посуды.

Каповая древесина это редкий, природный материал, развивающийся в виде наростов на ветвях, стволах и у корней отдельных деревьев, преимущественно лиственных пород: дуб, орех, клён, тополь, но чаше всего - береза. Капы представляют собою места разрастания тесно расположенных придаточных и спящих почек.

Наиболее редким, красивым, прочным и, соответственно, наиболее ценным является ветвевой кап, имеющий небольшие размеры (до 15 см в диаметре) и игольчатую структуру. Наиболее распространенным, менее плотным и менее ценным является прикорневой кап - капокорень, который может достигать гигантских (до 1,5…2 м в диаметре) размеров. Стволовой кап занимает промежуточное положение между вышеназванными разновидностями.

Продолжительное время считалось, что кап - это болезненный нарост на дереве, возникающий от «зажима» почек внезапными и продолжительными весенними холодами, которые порой приходятся на вегетационный период растения.

Появление наростов связывали так же и с внешними повреждениями коры на месте одной из спящих почек, фото капокорня куда направляется избыточный приток соков, способствующий их многократному умножению.

Однако, ученые пришли к выводу, что кап - явление биологически нормальное, защитное. Каповая береза - это ценнейшая разновидность русской пушистой березы и образование капа на ней является естественно унаследованным процессом.

В результате наблюдений установлено, что здоровье такого дерева лучше, чем у других, оно более жизнестойко в период весеннего половодья и частой смены температуры, более устойчиво на ветру.

Настоящий кап, имеющий под корой неровную поверхность в виде бугорочков, сосочков или иголочек, следует отличать от наплыва (сувель), вызванной местной деформацией годовых слоёв древесины. Такие наплывы обладают повышенной плотностью и интересным, хотя и менее эффектным рисунком.

Кап имеет значительно (на 50…70%) более плотную, чем материнская, древесину со свилеватой, разнонаправленной структурой волокон, которые в сочетании с большим количеством вышеназванных почек формируют абсолютно неповторимый рисунок среза.

Уникальное сочетание свойств каповой древесины:

Ограниченность естественных запасов в сочетании с вышеперечисленными свойствами, ставит этот материал на вершину ценности среди прочих видов древесины, при всём видовом многообразии растительного мира нашей планеты.

По некоторым оценкам, 1 дерево с капом приходится, в среднем, на 3000-5000 обычных деревьев, без капа.

В связи с высокой ценностью материала, с 1959 года изучением биологии капа и способов его выращивания занимался Центральный научно-исследовательский институт лесной генетики АН СССР, который разработал технологию посева и выращивания каповых берез. Целая роща таких берёз была высажена в Подмосковье. Начиная с 1967 года, производились посадки каповой берёзы в нескольких лесхозах Кировской области.


За неповторимую красоту кап называют деревянным малахитом!

В целом - чем мельче рисунок и крупнее размер капа, тем он дороже.

О ценности этого уникального материала говорит исторический факт, приведённый в книге «Каповая шкатулка» (автор Надежда Перминова): «… в 1837 году за нарост капа в двадцать фунтов (чуть больше 8 кг) платили до пятидесяти рублей, …., такою же суммой оценивался породистый бык на сельскохозяйственной выставке.»

Сегодня на мировом рынке цена на каповую древесину (массив и шпон) в разы превышает цену на любую, другую, включая: дуб, вяз, орех, красное дерево и любые экзотические породы.

Уникальное сочетание свойств материала, ограниченность запасов и неповторимость капового рисунка в каждом изделии, в конечном счёте, и определило общепризнанную, высокую эстетическую ценность и соответствующую потребительскую цену изделий из этой древесины, которая применяется в отделке самых шикарных интерьеров, а так же в изготовлении соответствующих этому уровню предметов утилитарного назначения.

В каждом таком изделии изначально присутствует дух элитарности .

(по материалам книги «Каповая шкатулка» Н.И. Перминовой, город Горький, Волго-Вятское книжное издание, 1984 год)

Инструкция

Из каждой почки-иголочки, большое количество которых сконцентрировалось на маленькой поверхности, образуя кап, могла вырасти ветка. Из-за того, что почек очень много, из древесины не удается выбраться ни одной. Из собрания почек формируется текстура, необычная по форме и рисунку. Ни один слой древесины не может соперничать с капом природной красотой, сложностью и редкостью материала. Неповторимый березовый кап называют древесным малахитом, интересными бывают капы на вишне, черемухе и грецком орехе. Кап часто называют наплывом, но это неверное название. Профессионалы легко смогут отличить кап от наплыва - слоя древесины того же дерева, но с перепутанными годичными кольцами. Наплыв при разрезе напоминает мрамор с белыми прожилками.

Кап делится на две разновидности: игольчатый и кап-корешок. Игольчатый наиболее редок, растет он очень медленно и только ранней весной - когда на деревьях проклевываются листья, его рост прекращается. При проведении поперечного разреза через кап можно найти место его зарождения, рисунок будет напоминать воронку, сужающуюся к центру ствола - это и есть начало игольчатого капа. Крупный кап найти очень нелегко, и он высоко ценится. Кап-корешок по строению схож с игольчатым, но есть различие в рисунке текстуры древесины, который темнее и крупнее. Он развивается на корнях и в прикорневой зоне, на деревьях, растущих на влажной почве - у ручьев, болот и вдоль речных берегов.

Даже из-за большого и красивого капа портить живое дерево не стоит. Тем более найти эту природную аномалию несложно - множество капов развивается на стволах деревьев в городских парках, на тополях, американских кленах и липах. Ежегодно вырубается большое количество деревьев, и добыть с них каповые наросты несложно. Если же необходимость снять кап с живого дерева очень велика, делается это начиная с поздней осени и до ранней весны, пока в дереве замедлено движение сока. Для спиливания берется пила с универсальными зубцами, спил делается строго вдоль ствола, вертикально, не затрагивая основной древесины. Если движение пилы сильно затруднено, делается распорка из пары деревянных клиньев, которые забивают в прорезь. После того как кап полностью отделен, место спила немедленно закрашивают масляной краской или олифой. Сделанный весной спил закрашивать бесполезно - движение сока этим не остановить, и дерево неизбежно будет сильно болеть.

Кап хорошо поддается обработке, он не трескается, не коробится и не разбухает, к тому же прочность его в несколько раз выше, чем древесина дерева, на котором он произрастает. Лучший вариант использования - сразу после сбора очистить кап от коры и распилить на дощечки толщиной 3-5 мм, чтобы потом использовать его для производства шкатулок или мозаики. В этом варианте использование капа более оптимально, а при изготовлении различных чаш, ваз и плошек большинство материала теряется. Самый интересный рисунок кап дает при хордовом распиле, это, как правило, множество точек, каждая из которых окружена кольцами разного оттенка, а между кольцами перетекают разнооттеночные разводы.

Источники:

  • Наросты на березе

Текстура капа нередко имеет столь причудливый рисунок, что можно заметить на нем готовый образ или пейзаж. В других случаях кап распиливают и обрабатывают.

Инструкция

Если кап довольно велик, и по задумке из него можно сделать не одну вещь, а несколько, перед обработкой его распиливают. Чаще всего распиливают кап на пластины, различной толщины: толщина зависит от того, какие изделия планируется изготавливать. Для получения наилучшего рисунка на всех заготовках угол распила нужно продумывать таким образом, чтобы распилить как можно больше спящих почек. На свежем срезе рисунок малозаметен, но необработанный кап легче распилить. А вот перед тем, как оформлять в изделие, кап пропаривают, чтобы рисунок проступил полностью и в работе можно было его показать. Лучше всего пропаривать кап в мелких , делать это можно и в . Понадобится подходящая по размеру ненужная кастрюля, выделяемые древесиной красители будет сложно смыть. Опилки кладут толстым слоем на дно, затем на них раскладывают кап - но не вплотную, полсантиметра зазора между заготовками должно быть. Сверху тоже закладывают опилками, но не таким толстым слоем.

Заливают соленой водой, но преимущественно нижний слой, чтобы вода лишь касалась заготовок, не покрывая их целиком. Соли берется на литр примерно столовая ложка, можно чуть больше. Закрывают крышкой и ставят на очень медленный огонь. После закипания заготовки должны пропариваться 6-10 часов, воду в кастрюлю нужно периодически добавлять, проверяя каждый час. Затем кастрюлю снимают с огня и оставляют остыть. Заготовки вынимают из остывших опилок, смывают опилки с них струей воды, оставляют на просушку, переворачивая для равномерного просыхания каждые несколько часов. Сушка обычно занимает 3-4 дня. После того как заготовки просохнут, нужно повторить процесс вываривания, затем снова высушить, и так не менее 3-х раз. Если после трех пропариваний кора сама не отпала с заготовок, нужно ее удалить. Пропарив заготовки капа последний раз и, удалив кору, оставляют древесину на финальную просушку. Лучше всего сушить их на улице, переворачивая первые 3 дня каждые несколько часов, затем - раз в сутки. После этого неплохо просушить заготовки в специальном сушильном шкафу 2-3 раза.

Крупные куски цельного капа, размером больше футбольного мяча, не подходят для обработки таким образом. В процессе варки или сушки кап обязательно треснет, а может и лопнуть. Фигуры из цельного капа обрабатывают так же, как и любое дерево - шлифуют, покрывают лаком. Вываривание лучше всего подходит для капа, который распилен на тонкие пластинки. При отпаривании эти заготовки окрашиваются естественными красителями в самые разнообразные оттенки, от светло-золотистых до шоколадно-коричневых. После этой длительной обработки можно приступать к дальнейшему совершенствованию капа. Готовые изделия покрывают спиртовыми или акриловыми лаками. Можно использовать и нитролаки. Перед покрытием поверхность шлифуется наждаком - сперва крупным, а потом самым мелким, и протирается от древесной пыли мягкой тканью.

Источники:

  • Обработка капа

Если, гуляя по лесу, вы заметили нарост на березе, как называется такое явление и как его можно использовать, вам точно подскажут специалисты в резьбе по дереву. Уж они-то точно знают, как отличить гриб от качественного декоративного материала. Если таких знакомых у вас нет, то немного углубившись в эту тему, вы с легкостью станете различать их самостоятельно.

От чего появляется нарост на березе?

Причины появления нароста на березе разные в зависимости от природы этого новообразования:

  • В случае, когда природа нароста обусловлена инфицированием растения, то причиной могут быть споры грибов или вредоносных бактерий;
  • Появление капы (кап ) обусловлено тем, что почка с новой веткой не может пробиться через толстую кору, однако процессы начавшиеся в стволе дерева в связи с ростом, способствуют доставке вместо зарождения почки питательных веществ. Соответственно там созданы благоприятные условия и возникает все больше почек, которые также не могут появиться на свет;
  • Причиной появления нароста на стволе растения также может стать грибок или механическое повреждение ствола.

Таким образом, самыми опасными для березы являются различные грибковые возбудители. Они провоцируют большое количество древесных заболеваний, в том числе и наросты. Но кроме этого способны нанести урон коре и листьям. Намного реже причинами болезней являются бактерии и еще реже, патологии в развитии самого дерева.

Однако надо помнить, что внешние причины, такие как повреждения стволов или загрязненная окружающая среда делают их наиболее уязвимыми. Поэтому в наших силах проявить заботу о природе:

  1. Снизить выбросы вредных веществ в атмосферу;
  2. Не забивать гвозди в деревья при отдыхе на природе;
  3. Не обдирать со ствола живую кору для поделок;
  4. Не ранить и не повреждать ствол.

Возможно так мы поможем деревьям не заболеть.

Что такое чага?

Если вы замечали на стволе дерева нарост, наверняка вас интересовало что это такое. В случае, когда снаружи наросты черные и неправильной формы, а цвет внутренности от коричневого до рыжего скорее всего это березовый гриб - чага .

Он способен селиться на лиственных деревьях, например:

  1. Рябине;
  2. Ольхе;
  3. Клене;
  4. Березе.

В результате попадания на пораженный участок коры патогенного гриба, в стволе растения начинает развиваться чага. Выглядит она как гребневидный нарост с прожилками внутри. Постепенно она поглощает дерево и проникает все глубже в ствол. Бывает, что чага опоясывает дерево по кругу. В результате, оно погибает.

Чага растет на протяжении не менее двадцати лет и при этом питается березовым соком и полезными веществами, находящимися в древесине.

К сожаление такие грибы часто массово поражают березовые рощи и лиственные леса. Однако, в народной медицине их высоко ценят. На их основе делают отвары, средство для ингаляций и другие лекарственные формы.

Они хорошо помогают при лечении различных болезней:

  • Онкологии;
  • Женских и мужских болезнях;
  • При ослабленном иммунитете;
  • Проблемах с суставами.

Однако, прежде чем приступить к сбору древесного гриба, ознакомьтесь с противопоказаниями.

Что такое кап?

Кап - еще один вид нароста на дереве. Он представляет собой пучок нераспустившихся веток и почек под слоем коры .

Из природных шипов на теле капы могут расти небольшие веточки, из-за чего ее в народе называют «ведьмин веник».

Чаще всего такие поражения коры можно встретить на:

  • Березах;
  • Дубах;
  • Осинах;
  • Орехах.

Такие образования могут возникать на дереве в результате сбоя в его развитии. На это могут повлиять как естественные условия, так и вред, нанесенный из вне. Иногда такая древесная болезнь передается по наследству.

Капы встречаются крайне редко. Для того чтобы отыскать его, необходимо обследовать до нескольких тысяч деревьев.

Таким образом, это кусок видоизмененной древесины. Умельцы используют его для производства различных поделок из древесины из-за красивой природной расцветки внутренностей. При этом надо отметить, что кап намного крепче древесины дерева, на котором он растет.

Чага и капа: отличия

Познакомившись с двумя видами наростов на деревьях, можно с легкостью увидеть их разницу :

  1. Причиной возникновения гриба является стерильная, то есть бесплодная спора, попавшая на травмированное растение, тогда как кап - результат неправильного развития самого дерева;
  2. Гриб имеет соответствующую структура, а кап состоит из древесины;
  3. Гриб обладает лечебными свойствами, кап используется в декоративных целях и является ценным предметом для резчиков по дереву;
  4. Чага в конечном итоге обязательно приводит растение к гибели, а с капом растение может жить долго, так как такой нарост хоть и болезненный для березы, не является инфекционным заболеванием;
  5. Чагу можно лечить, а кап только срезать;
  6. Чага встречается достаточно часто, а кап - редкое зрелище;

Таким образом, разница между этими двумя видами наростов на березе достаточно велика. И теперь вы без труда сможете их отличить.

Что такое сувель?

Сувель - еще один вид древесного нароста. Он считается раком ствола и представляет собой многочисленные сдвиги в разные стороны годовых колец дерева. Выглядит как шарообразный нарост на стволе такой же структуры, как и само растение и покрыт корой. Растет достаточно быстро и может достигать огромных размеров.

Причиной появления такого древесного недуга, может быть сильный удар по дереву, его повреждение или грибок. Ученые не пришли к общему выводу по этому вопросу. При этом, его можно встретить на березе гораздо чаще, чем, например, кап.

По плотности, сувель уступает капу, хотя ее нередко называют древесной костью. Такое название связано с ее внешним видом в разрезе.

При спиливании внутренняя часть нароста переливается нежным глянцем и имеет красивый загадочный рисунок из годовых колец. Цветовая гамма и рисунок не похожи друг на друга. За эти свойства краснодеревщики любят сувель не меньше чем кап.

Такое образование можно сделать искусственно, перетянув ствол дерева проволокой. Через некоторое время вы увидите новообразование на стволе. Но помните, даже если дерево способно жить с такой патологией, любые наросты для него являются болезнью . И после того, как вы спилите нарост, оно станет гораздо более подвержено влиянию бактерий и грибов.

Таким образом, одной из древесных болезней является нарост на березе. Как называется то или иное образование можно определить, как по внешнему виду, так и по внутренностям на срезе. При этом нормальное развитие дерева в любом случае уже нарушено, что может привести к дополнительному инфицированию или гибели.

Видео: березовые наросты - кап и сувель

В данном ролике дендролог Леонид Ложкин покажет, какие бывают наросты на деревьях и как их можно классифицировать: