Меню
Бесплатно
Главная  /  Терапия при дерматите  /  Республиканская форма правления существовала в каком городе. Республиканская форма правления в россии

Республиканская форма правления существовала в каком городе. Республиканская форма правления в россии

Как и монархия, республиканская форма правления имеет длительную историю. Она зародилась в Древнем мире и наивысшего расцвета достигла в Афинской республике. Ее высшим органом было Народное собрание, избираемое полноправными и свободными гражданами Афин. Народное собрание принимало законы, решало вопросы войны и мира, выступало судебной инстанцией. Наряду с Народным собранием в Афинах действовал выборный высший орган управления – Совет пятисот. В его ведение входило распоряжение финансами, контроль над деятельностью должностных лиц, проведение решений Народного собрания в жизнь.

Республиканская форма правления сохранялась и в эпоху Средневековья в городах, имевших право на самоуправление (Новгород, Псков, Генуя, Венеция и др.).

Во Франции республиканская форма правления окончательно установилась лишь с принятием Конституции 1875 г. после двукратной реставрации монархии.

Швейцария и государство Сан-Марино имеют эту форму правления изначально. При этом своеобразие организации государственной власти в Сан-Марино заключается в том, что законодательная власть принадлежит Генеральному Совету (Generale Consiglio Principe) из 60 пожизненных членов, из которых 20 принадлежит к дворянству, 20 – к гражданам города, 20 – к сельским землевладельцам. Освободившиеся места замещаются самим Советом посредством кооптации. Исполнительная власть принадлежит двум Capitani Reggenti, избираемым на шестимесячный срок Советом из своей среды, при этом один из них обязательно должен быть дворянином.

Большинство же современных европейских республик обрели данную форму правления после военных и революционных потрясений XX в., связанных прежде всего с двумя мировыми войнами. В Южной Америке успешная вооруженная национально-освободительная борьба бывших колоний против монархических метрополий тоже, как правило, порождала республиканскую форму правления. Аналогично в Африке и в Азии распад колониальной системы в середине XX в. привел, за единичными исключениями, к образованию республик.

При прочих равных условиях республика – наиболее демократичная форма правления, поскольку предполагает, что полномочия любой ветви власти, любого высшего ее органа, включая главу государства, в конечном счете основываются на мандате народа. Но вывод верен лишь при прочих равных условиях. Дело в том, что существуют изощренные разновидности республики, характеризующиеся нелегитимностью власти. Например, когда в стране происходит государственный переворот, в результате которого во главе государства становится единоличный диктатор (он может называться как угодно: президентом, координатором, вождем, генеральным секретарем центрального комитета партии и т. п.) или группа диктаторов, форма правления официально может провозглашаться или оставаться республиканской, но ее демократическая суть уничтожается. Это происходит и в том случае, когда законно избранное или назначенное должностное лицо (президент, премьер-министр и т. п.) захватывает не принадлежащие ему по конституции полномочия, отказывается оставить свою должность по истечении срока полномочий – одним словом, когда он узурпирует власть. Так поступил А. Гитлер в Германии в 1933 г., Ж. Мобуту в Заире (тогда Конго) в 1960 г., «черные полковники» в Греции в 1967 г., А. Пиночет в Чили в 1973 г.

К сожалению, это не единственные примеры подобных действий. Истории известны также случаи замены монархии республикой, которые означали ликвидацию существовавшей при монархии демократии. Так, те же греческие «черные полковники» в июне 1973 г. ликвидировали монархию, однако демократии стране такая «республика» отнюдь не добавила. Мало отличаются от абсолютной монархии некоторые республики тропической Африки, где, несмотря на наличие парламента и формально независимых судов, власть президента практически неограниченна. Смена президентов здесь происходит обычно лишь в результате их смерти или военного переворота, а отнюдь не всеобщих выборов. Перевыборы же на новый срок носят скорее ритуальный, чем реальный характер. В Малави, к примеру, президент вообще находится в должности пожизненно. Социалистические республики служили и служат прикрытием единоличной диктатуры генерального первого секретаря компартии или групповой диктатуры политбюро ее центрального комитета.

Термин «республика» , переводимый с латыни как «общее дело», обозначает форму правления, юридическая конструкция которого предполагает, что единственным субъектом суверенитета является народ. В республике высшие полномочия государственной власти должны осуществляться должностными лицами (президентом, депутатами парламента и т. д.), избираемыми на определенный срок.

Таким образом, признаками республиканской формы правления являются .

Выборность;

Коллегиальность одного или нескольких высших государственных органов;

Законность;

Краткосрочность легислатур и замещения высших должностей исполнительной власти.

Рассмотрев монархическую форму правления, можно сделать вывод, что различение монархии и республики по критериям выборности, коллегиальности, законности и краткосрочности осуществления должностных обязанностей весьма условно, если учитывать, что выборы монарха, как было отмечено, не составляют редкого исключения, что коллегиальность в республике характерна не для всех государственных органов (этот признак полностью отсутствует в номинальных республиках).

Когда противопоставляют республику и монархию, то под монархией подразумевается монархия реальная, прежде всего абсолютная, которая складывалась в период позднего феодализма и действительно является противоположностью республике. Как разновидность реальных монархий к абсолютным монархиям примыкают еще и древние монархии , в частности, Римская империя эпохи домината, а также раннефеодальные и сословно-представительные монархии, в которых власть монарха была ограничена привилегиями вассалов или органом сословного представительства типа парламента, созывавшимся монархом.

Реальные монархии характерны для доиндустриального общества, а для индустриального характерны республики и номинальные монархии.

При этом номинальные (в частности парламентарные) монархии не являются противоположностью республиканской форме правления, так как, по сути, организация государственной власти в парламентарной монархии ничем не отличается от организации государственной власти в парламентарной республике. Исходя из этого вполне уместно вообще говорить о существовании государств с парламентарной формой правления.

Республиканская идеология базируется на принципе формального равенства. Идеологи республиканизма в свое время не без оснований полагали, что только республиканское (коллективное) правление способно обеспечить такое равенство. «Законы демократии вообще стремятся к благу наибольшего числа граждан, которое может ошибаться, но не может иметь интересов, противоположных ему самому», – указывал А Токвиль .

Дополнил эту мысль Ф. Фукуяма, пояснивший, что республиканская форма правления возможна только в сочетании с демократическим политическим режимом; социализм же, авторитаризм и тем более тоталитаризм – режимы, которые вообще выводят республику за рамки исследования форм правления .


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГОУ ВПО «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ «НЕПРЕРЫВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

КУРСОВАЯ РАБОТА
По специальности 030501 «Юриспруденция»
Тема: «Республиканская форма правления. Понятия и признаки».

Выполнил: студент Маслюк А.В.
Проверил: доцент Лавриненко Н.И.
Дата сдачи работы: «__» февраля 2010 г.
Дата защиты работы: «__» февраля 2010 г.
Оценка: ______________

Ростов-на-Дону 2010

СОДЕРЖАНИЕ.


ВВЕДЕНИЕ.
Форма государства - одна из важнейших категорий понятийного аппарата теории государства и права. Она в значительной степени обусловлена сущностью государства и непосредственно связана с главным вопросом политики - вопросом об организации государственной власти, ее устройстве. Можно сказать, что форма государства - это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики. Нетрудно заметить, что все перечисленное затрагивает наиболее важные стороны жизнедеятельности (функционирования) государства.
Разнообразие форм государства объясняется рядом причин. В качестве основных среди них можно выделить следующие:
- исторические традиции развития национальных государств;
- исторические особенности становления национальных государственностей;
- реальное соотношение социальных сил в стране;
- национальный состав населения страны;
- менталитет населения, выражающийся в "терпимости" по отношению к власти;
- зарубежный опыт;
- уровень жизни населения;
- степень влияния бывших метрополий на выбор государственной формы в ранее зависимых от них странах;
- роль мирового сообщества.
Основными составляющими данной категории являются такие понятия, как "форма правления", "форма государственного устройства" и "политический режим".
Формы государственного правления - это структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними. Различаются две формы правления:
- монархия (древневосточная, римская централизованная, средневековая раннефеодальная, сословно-представительная, абсолютная, современная конституционная);
- республика (афинская демократическая, римская аристократическая, спартанская аристократическая, средневековые города-республики, современные парламентские, президентская, социалистическая).
Для монархии (от греч. "monarchia" - единодержавие) характерно единовластие, т.е. принадлежность власти в государстве одному лицу и особая форма передачи власти от одного верховного правителя другому, как правило в порядке престолонаследия. Истории известны несколько разновидностей монархии: абсолютная (или неограниченная), конституционная, сословно-представительная и выборная.
Республика (от лат. "res" - дело и "publicus" - общественный) - форма правления, при которой в основе организации и функционирования высших органов государственной власти лежат принципы выборности и периодической сменяемости. Иными словами, при республиканской форме правления высшие органы государственной власти либо избираются на определенный срок и к их избранию юридически допускаются граждане, либо образуются общенациональным представительным учреждением. В данной курсовой работе попытаемся определить основные признаки республиканской формы правления, виды республик существующие сейчас, а так же поговорим о форме правления в Российской Федерации.

    РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ.
      Признаки республиканской формы правления.
Республика - это форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками.
Общими признаками республиканской формы правления являются:
1. Существование единоличного или коллегиального главы государства – президента и парламента. Парламент представляет законодательную власть. Задача президента – возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик.
2. Выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти. Так президент и парламент должны избираться народом на определенный срок.
3. Осуществление государственной власти не по своему усмотрению, а по поручению народа.
4. Юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом. Например, согласно Конституции Российской Федерации, у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства.
5. Высшая власть основана на принципе разделения властей, четком разграничении полномочий.
6. Обязательность решений верховной государственной власти.
История становления республиканской формы государственного правления знает также такие ее разновидности, как демократическая (Афинская демократическая республика) и аристократическая (Спартанская, Римская). Существовали и феодальные города-республики, которые в результате укрепления своего могущества перешли от городского самоуправления к суверенитету государства. Такими городами-республиками были Флоренция, Венеция, Генуя - в Италии, Новгород и Псков - в России. Вольные города были также в Германии, Франции, Англии.
Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.
      Виды республик.
Классификация республик связана с тем, каким именно образом осуществляется государственная власть и кто из субъектов государственно- правовых отношений наделен большим количеством полномочий. Или, иначе говоря, республики разделяются по трем параметрам:
- как избирается парламент;
- как формируется правительство;
- какой объем правомочий принадлежит президенту.
В большинстве современных республик глава государства (в основном, президент) избирается всеобщим голосованием граждан страны или всенародно избираемым парламентом. Власть главы государства также ограничена в зависимости от Конституции - от довольно солидных полномочий (США, Россия, Франция) до чисто церемониально- представительских функций (Австрия, Германия, Италия).
В отличие от Средневековых республик, во многих современных демократических государствах ограничены не только срок полномочий президента, но и само количество сроков. Также ограничена, хотя и в разной мере, власть главы государства. Право голоса в республиках имеют все граждане страны. Однако и в настоящее время в некоторых странах выборы не являются всеобщими. В ЮАР до 1990-х годов не имели права голоса негры и мулаты.
В республиках отменен институт дворянства. Все граждане имеют равные права, однако, не все постоянные жители, даже рожденные на территории страны имеют гражданство.
Однако республика не является синонимом демократии. Во многих странах, официально республиках, отменяются выборы президента либо происходят на безальтернативной основе. В тоже время во многих государствах-монархиях демократические институты широко распространены. И все же, в республиках больше возможностей для развития демократии.
Исторически сложились три основные разновидности демократической республики: президентская, парламентская и смешанная (иногда эту форму называют полупрезидентской). Но, наряду с этим, можно выделить советскую республику, исламскую республику, народную республику.
Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.
В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается у власти до тех пор, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинства членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.
Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентских республиках неодинакова. В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства также разделяется представителями членов федерации. В Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членов бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентской республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права. Это характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.
Глава государства в парламентской республике обладает следующими полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.
Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную, исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентской республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.
Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.
Парламентская форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая: реально обеспечивает демократизм общественной жизни; свободу личности; создает справедливые условия человеческого общежития, основанные на началах правовой законности. К парламентским республикам можно отнести ФРГ, Италию (по Конституции 1947 г.), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.
Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.
Наиболее характерные черты президентской республики:
- внепарламентский метод избрания президента и формирование правительства;
- ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;
- более широкие, чем в парламентской республике, полномочия главы государства.
Классической президентской республикой считаются Соединенные Штаты Америки. В конституции США определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - президенту (должность премьер-министра в структуре государственного аппарата США не предусмотрена), а судебная - Верховному суду. Президент США избирается населением страны путем косвенного голосования (выборов) - через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом из лиц, принадлежащих к его партии.
Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента с 1991 г. установлен в России.
Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция). Президент наделяется и другими важными полномочиями: как правило, он имеет право роспуска парламента; является верховным главнокомандующим; объявляет чрезвычайное и военное положение; утверждает законы путем их подписания; нередко представительствует в правительстве; принимает участие в назначении членов высших судебных инстанций.
В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционируют законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм сдержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.
Разновидностью республиканской формы правления является полупрезидентская, или смешанная республика (Австрия, Болгария, Ирландия, Португалия, Польша, Финляндия, Франция и др.). В государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства. Таким образом, правительство несет ответственность одновременно перед президентом и парламентом страны.
История России, а также зарубежный исторический опыт свидетельствует о необходимости централизации государственного управления в странах не только с большой территорией, но и с большими проблемами. И того, и другого у России на современном этапе исторического развития имеется в достаточной мере. Следует заметить, что сильная власть и авторитаризм - это далеко не синонимы. Например, канцлер ФРГ обладает очень большим объемом властных полномочий, но его трудно назвать диктатором.
В странах Латинской Америки часто встречаются «суперпрезидентские республики». Эта форма правления - практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью. Чаще всего в них применяется принцип прямого выбора президентов непосредственно населением.
Государственное правление представляет собой своего рода конгломерат традиционной формы с полудиктаторским управлением. Фактически абсолютная власть далеко не всегда является гарантией стабильного социально-экономического строя государства. Как правило, в таких государствах уровень жизни населения находится на низком уровне.
За период с 1985 по 2004 г. средний темп роста экономики Латинской Америки составил 2,6%. В целом в мире этот рост составил 3,5%, а в странах Азии - 7%. Либеральные реформы, проводимые в странах Латинской Америки в 90-х годах XX столетия, не позволили решить социальные проблемы. Доля перуанцев, живущих за чертой бедности в 2004 г., составляла 54,7%, в Боливии - 62%, в Мексике - 37%. 1
В таких государствах особый статус президента закрепляется в текстах конституций. Ряд конституций уполномочивает их "олицетворять нацию" (Конституция Перу) или провозглашает "верховным главой нации" (Конституция Аргентины). В своих руках он концентрирует всю полноту власти: является главой государства, возглавляет исполнительную власть и вооруженные силы. В период внутренних беспорядков и межгосударственных вооруженных конфликтов он обладает широким кругом чрезвычайных полномочий.
При сверхпрезидентских формах государственного правления, как было отмечено в докладе Программы развития ООН по Центральной Азии,
    Анатомия семейных режимов (стабильность сверхпрезидентских режимов оборачивается неразрешимыми проблемами) // Коммерсантъ. 2006. 7 февраля.
«президент и его администрация (аппарат) полностью контролируют процесс принятия политических решений, в то время как независимость парламента и судов остается номинальной» 1 .
В таких государствах при наличии всех формальных атрибутов демократии отсутствуют реальные рычаги воздействия (противовесы) на принимаемые президентом решения.
В государствах Центральной Азии сверхпрезидентские формы правления практически стали правилом, а не исключением. Как показывает практика, они способны обеспечить политическую стабильность, эффективность государственного управления и высокие темпы роста экономического развития. Как правило, назначение на руководящие должности в таких государствах основывается прежде всего на личной преданности кандидатов. Для удержания власти создается система тотального централизованного контроля за всеми сферами общественной жизни. Еще одной особенностью по вполне понятным причинам (притягательность к власти, страх перед возможным юридическим преследованием) следует считать проблему добровольного ухода суперпрезидента с политической арены.
По оценкам специалистов, в мире насчитывается более 130 глав государств, именуемых президентами, но фактически обладающих диктаторскими полномочиями. В ряде африканских стран кратность переизбрания глав государств не ограничивается. Поэтому они длительное время находятся во главе руководства страны. По состоянию на 2 марта 2005 года "долгожителями" на своих постах являлись президенты следующих республик: Того (Гнасингбе Эйадема с 14 апреля 1967 г.); Габон (Омар Бонго со 2 декабря 1967 г.); ОАЭ (Шейг Заид Бен Султан аль - Нахайян со 2 декабря 1971 г.); Мальдивские Острова (Момун Абдул Майюм с 11 ноября1978 г.); Экваториальная Гвинея (Теодоро Обианг Нгема Мбасого с 3

1. Анатомия семейных режимов (стабильность сверхпрезидентских режимов оборачивается неразрешимыми проблемами) // Коммерсантъ. 2006. 7 февраля.
августа 1979 г.); Ангола (Жозе Эдуардо Душ Сантуш с 21 сентября 1979 г.); Египет (Хосни Мубарак с 14 октября 1981 г. - в сентябре 2005 г., набрав 88,6% голосов, в пятый раз был переизбран на 7-летний президентский срок); Камерун (Поль Бийя с 6 ноября 1982 г.); Мавритания (Тайя Маауайд Ульд Сиди Ахмед с 12 декабря 1984 г.); Уганда (Мусевени Йовери Кагута с 26 января 1986 г.); Зимбабве (Мугабе Роберт Габриэль с 31 декабря 1987 г.); Чад (Деби Идрис с 4 декабря 1990 г.). 1
В то же время региональные политические традиции в странах Латинской Америки прямо противоположны африканским. Например, с момента окончания Второй мировой войны и по декабрь 2005 г. в Аргентине и Боливии сменилось по 30 глав государств, а в Бразилии, Гватемале, Панаме, Эквадоре и на Гаити - более двадцати.
Нередко в ряде стран на высшие государственные посты избираются женщины. В этом можно убедиться, ознакомившись со следующей таблицей

    Президент Либерии Джонсон-Серлиф Элен, избрана 8 ноября 2005 г.
    Президент Чили Бачелет Мишель, избрана 15 января 2006 г.
    Президент Финляндии Халонен Тарья, избрана 29 января 2006 г.
    Президент Ирландии Макализ Мэри, избрана 31 октября 1997 г.
    Президент Филиппин Макапагал-Арройо Глория, избрана 10 мая 2004
    Канцлер Гармании меркель Ангела, избрана 18 сентября 2005 г. 2

______________________________ ______________________________ ______
1.Президенты с самым большим стажем. Топ-10 // Коммерсантъ 2005. 2 марта
2.Васильева А. Любимые женщины избирателя // Коммерсантъ. 2006. 1 февраля

      Процесс передачи власти.
Процесс передачи власти в государствах с республиканской формой правления также имеет свои особенности. В странах с устоявшимися демократическими традициями это осуществляется в строгих рамках действующих законов, несмотря на незначительный перевес в голосах победителя над проигравшим.
Например, в результате состоявшихся в апреле 2006 г. парламентских выборов в Италии, являющейся парламентской республикой, Романо Проди победил действующего премьер-министра страны с разрывом всего в шесть сотых процента голосов. Проигравшая правоцентристская коалиция усомнилась в объективности и полноте подсчета голосов. После дополнительной проверки около пяти тысяч спорных бюллетеней Верховный кассационный суд Италии, являющийся высшей судебной инстанцией страны, подтвердил победу левоцентристского блока во главе с Романо Проди. Такое решение не вызвало негативной реакции несогласной части избирателей.
В то же время в некоторых бывших социалистических государствах результаты выборов спровоцировали "успешное" осуществление ряда "цветных революций" (Грузия, Киргизия, Украина) или попытку их проведения (Белоруссия в марте 2006 г.). Сценарии такого способа прихода к власти разрабатывались и финансировались из-за границы.
Опыт Китая показывает, что организованная и планомерная передача высшей власти в рамках недемократической системы не только возможна, но является одним из важнейших факторов ее стабильности. Китайская политическая элита на протяжении последних двадцати лет (с середины 80-х годов XX столетия) идет по пути формализации и институционализации механизмов распределения и передачи власти. В стране введены формальные ограничения на продолжительность пребывания высшего руководства на своих постах. Процедура выдвижения новых лидеров осуществляется в рамках "внутрипартийной демократии". Это позволяет сохранить сложившуюся систему власти, в основе которой лежит конкуренция региональных и отраслевых кланов.
Процесс передачи власти нынешнему лидеру страны (март 2006 г.) Ху Цзиньтао начался в марте 1998 г. путем избрания его заместителем председателя КНР. Эта должность является пятой ступенью в неофициальной иерархии органов государственной власти Китая. В октябре 1999 г. он стал заместителем председателя центрального военного совета коммунистической партии Китая и центрального военного совета КНР. Процесс передачи власти в стране лидерам "четвертого поколения" был приурочен к XVI съезду КПК в конце 2002 г. На нем Ху Цзиньтао избирается генеральным секретарем КПК. Через несколько месяцев он занимает должность и председателя Государственного совета КНР. 1

1. Операция «Наследник» (в России нет механизмов не только демократической, но и недемократической передачи власти) // Коммерсантъ. 2006. 13 февраля.
2. ИМПИЧМЕНТ ПРЕЗИДЕНТУ.
Исторический опыт ряда государств свидетельствует о том, что общество не может быть застраховано от неправомерных действий даже лидеров государств. Поэтому в качестве административно- предупредительной меры, имеющей своей направленностью не только недопущение, но при необходимости и пресечение антиконституционных действий, в государствах с республиканской формой правления предусматривается возможность объявления импичмента президенту страны (в том числе и в России). В период официального объявления импичмента тексты конституций предусматривают ограничения полномочий президентов, связанные с возможностью введения ими в действие особых правовых режимов или роспуском парламентов.
Порядок объявления импичмента носит усложненный процедурный характер. Временные границы и последовательность действий определенных законом инициаторов процесса (депутаты парламента) строго регламентированы и контролируются законодательной и судебной ветвями власти. Поэтому к процедуре импичмента прибегают не так уж часто. Однако за последние годы главам нескольких государств под давлением парламента пришлось уйти в досрочную отставку.
По обвинению в действиях, противоречащих интересам страны и не соответствующим конституции были отстранены от занимаемых должностей: президент Бразилии Фернанду Колор де Мелу (29 сентября 1992 г. по обвинению в коррупции); президент Эквадора Абдалу Букарама (6 февраля 1997 г. по обвинению в присвоении государственных средств и признанного физически и умственно недееспособным); президент Перу Альберто Фухимори (21 ноября 2001 г.); президент Индонезии Абдуррахман Вахид (23 июля 2001 г. за ряд коррупционных скандалов).
В начале декабря 2003 г. специальная комиссия сейма Литвы, расследовавшая скандальную историю связи президента страны Роландаса Паксаса с "русской мафией", начала официальную процедуру импичмента, сделав вывод о том, что президент не в полной мере независим и самостоятелен в своих действиях. Он "был и остается уязвим, что представляет угрозу безопасности страны". 1
31 марта 2004 г. Конституционный суд Литвы в своем заключении признал справедливыми три из шести ранее сформулированных пунктов обвинения в адрес президента:
- грубо нарушил Конституцию страны, незаконно предоставив литовское гражданство российскому предпринимателю Юрию Борисову - главному спонсору его избирательной кампании;
и т.д.................

Будучи страной суверенной, Россия самостоятельно устанавливает свою форму правления. Таким образом, определяется организация органов госвласти, а также порядок их деятельности.

Республиканская форма правления в РФ установлена Конституцией. При этом главным признаком такого государственного устройства считается сменяемость и выборность главы страны. В этом республиканская форма правления отличается от монархической. При последней, как известно, чаще наследует власть.

В России республиканская форма правления предусматривает отказ от какого-либо продолжительного или независимого владения властью, которое будет основываться на индивидуальном праве. При этом государственный строй ориентируется на опыт и ум, а не на достижение идеальной цели, которое, как правило, приводит к установлению тоталитаризма. Республиканская предусматривает также и формирование госорганов в соответствии с согласованием интересов государственного управления с непоколебимостью гражданской свободы. Создание органов управления осуществляется на определенный (ограниченный) срок при помощи свободных выборов.

Республиканская форма правления предусматривает демократический строй. При этом демократия (в качестве равной свободы для всех) является дополнением указанной системы управления в стране. В свою очередь, республика всячески поддерживает подъем и развитие этой равной для всех свободы, способствуя равномерному распределению социальных благ. Вместе с этим обеспечиваются равные выборы, доступ к образованию, государственным должностям и прочему.

Существует два президентская и парламентская.

Главным политическим отличием первой является сосредоточение полномочий и главы правительства, и главы страны в руках Президента. К другим признакам этой формы правления следует отнести внепарламентский способ выбора главы страны. При этом применяются косвенные или прямые выборы. Кроме того, президентская республика предусматривает и внепарламентский метод создания правительства.

Система высших госорганов при парламентской системе управления государством основывается на принципе парламентского доминирования. При этом правительство несет перед ним коллективную ответственность. В правительство имеет власть до тех пор, пока имеет парламентское большинство.

Некоторые современные страны с республиканской формой правления имеют также некоторые черты и президентской системы. К таким государствам, в частности, относится и современная Россия. Сочетание признаков двух систем управления государством отражается в присутствии мощной власти президента с сохранением при этом типичных черт парламентаризма.

С начала становления конституционного строя Россия стремилась усилить черты президентской республики. Вместе с этим, имея в итоге президентский характер, система государственного управления сохраняет отдельные внешние характеристики парламентской страны.

Сегодня Российская Федерация имеет президентско-парламентскую или (как называют ее в некоторых источниках) полупрезидентскую форму правления. Президент избирается в ходе всеобщего голосования. У него есть собственные прерогативы, которые позволяют ему действовать вне зависимости от правительства. Вместе с тем действует правительство, которое сформировано министрами, имеет председателя и ответственно в некоторой степени перед парламентом.

Республика представляет собой форму правления, при которой верховная власть принадлежит выборным органам, избираемым населением на определенный период времени. Само слово происходит от латинской фразы Реs Publicum, что означает "общее дело".

Характерные особенности республики:
1) Единственным источником власти является народ;
2) Правление при республиканской форме правления осуществляется коллективно;
3) Высшие органы государственной власти формируются парламентом или избираются выборным путем;
4) государственные органы избираются на определенный срок, по истечении которого их полномочия прекращаются

5) высшая государственная власть основывается на фундаментальном принципе разделения властей

6) должностные лица и государственные органы власти несут ответственность за свои действия

«Наряду с монархической формой правления республиканская форма также зародилась в рабовладельческом государстве. Одним из первых республик, образованных в Афинском государстве в VIII. До н.э. и V-IV вв. До н.э. была признано демократическая республика. В феодальной эпохе республиканская форма правления практически не используется.
В настоящее время республика находиться на подъеме и становится своего рода ориентиром для развивающихся стран».

По степени взаимоотношений между исполнительной и законодательной властью в современном мире выделяют следующие республики; парламентскую, президентскую, и смешанную.

Президентская республика характеризуется тем, что президент занимает очень важное место в системе высших органов. В качестве примера таких республик можно назвать США, Бразилию, Мексику, Филиппины, Нигерию, Казахстан. .

В «классической» президентская республика (США) президент является одновременно главой законодательной и главой исполнительной власти.

В президентской республике он имеет право законодательной инициативы, назначения референдума, право введения чрезвычайного положения, он является верховным главнокомандующим вооруженных сил, имеет право заключить мир, объявлять войну и т.д. Президент в рамках своей компетенции самостоятельно издает акты, которые занимают особое место в иерархии законодательства страны.

«Парламентская республика представляет собой такую разновидность республиканской формой правления, в котором связующую роль в осуществлении высшей государственной власти и формированию ее органов принадлежит парламенту как высшему органу представительной власти. Президент в условиях такой формы правления чаще всего избирается парламентом (например, в Греции, Турции, Ливана, Венгрии, Чехии и т.д.)»

Но даже в тех случаях, когда в таких республиках Президент избирается не парламентом, а непосредственно народом (например, Ирландии, Болгарии, Финляндии и др.) , его полномочия весьма ограничены, а реальная исполнительная власть осуществляется правительством.



Главное в характеристике парламентской республики является то, что верховенство власти ней принадлежит парламенту, а правительство несет перед ним, а не президентом ответственность и должно подать в отставку в случае кворума не доверия от парламента. Конечно, в этих условиях, реализуется принцип разделения властей так как исполнительная ветвь власти в лице правительства, имеет определенную автономию, может в случае, кворума недоверия парламента, обратиться к президенту с предложением о роспуске парламента и назначением новых выборов. В целом, правительство в такой форме правления является в определенной зависимость от парламента: глава правительства, как правило, стоит лидер партии в парламенте, правительство подотчетно парламенту, контролируется им и в любое время может быть отправлено парламентом в отставку путем выражения ему вотума недоверия.

«Смешанная республика представляет такую форму государственного правления, которая находиться на грани президентской и парламентской республики. В ней как институты государственной власти одновременно присутствуют и президент с реальными полномочиями, и правительство, и парламент. Властные полномочия разделены между ними. Примером служит: Франция, Россия, Югославия».

Характерной особенностью смешанной формы республики является двойная ответственность правительства - и перед президентом, и перед парламентом. В этих республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства является президент. Он назначает премьер-министра и министров с учетом политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях Кабинета и утверждает его решения. Парламент имеет возможность контролировать правительство, утвердив годовой бюджет, а также может выразить недоверие правительству.

Заключение

Цель моей курсовой работы достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме "Формы правления" можно сделать ряд выводов:

Под формой правления понимается организация высшей власти государства, компетенция, взаимодействие высших органов государства, степень участия населения в их образовании. Форма государственного правления дает возможность уяснить: как создаются высшие органы государства и какого их строение; как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами; как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны; в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

Форма государственного правления, как существенный элемент формы государства, складывается из фактической и юридической сторон образования и организации высших органов государственной власти, а так же органов, наделенных самостоятельными властными полномочиями.

С этой точки зрения, государства подразделяются на монархии и республики.

Монархия представляет собой форму правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу- монарху и обычно передаётся по наследству. Монарх не несёт ответственности за свои деяния. Юридическими признаками монархии являются:

1) Существование единоличного главы государства, обладающего властью пожизненно.

2) Престолонаследие как способ передачи верховной власти.

3) Осуществление монархом правления по собственному усмотрению, а не от имени народа.

4) Отсутствие юридической ответственности монарха, то есть он не отвечает за принимаемые решения, ответственность возлагается на министров, которые действуют от имени монарха.

Республика- это форма правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определённый срок.

Применительно к республиканской форме правления в качестве оснований для ее подразделения на подвиды могут выступать различия в уровне развития государств, степени причастности всего населения или его части к процессу осуществления государственной власти, положении в системе высших органов государственной власти тех или иных институтов, в частности института президентства или парламента, и др.

В современном мире существуют три основные разновидности республики: президентская, парламентарная и смешанная. Хотя история знает и многие другие разновидности республик: рабовладельческую, аристократическую, советскую, теократическую и др.

Различия между ними обусловлены, во-первых, тем, кто формирует правительство и перед кем оно ответственно, и, во-вторых, как строят свои взаимоотношения законодательная и исполнительная ветви власти (на принципе разделения властей, что характерно для президентской республики, либо исходя из принципа сотрудничества властей, что свойственно парламентарной республике).

Как показывает исторический опыт, общественный прогресс обуславливается не столько тем, какая разновидность монархии или республики установлена в стране, а в большей степени тем, насколько приемлема и органична она для конкретного государства. Речь идет, в первую очередь, о соответствии выбранной модели правления совокупности исторических предпосылок, экономических отношений, уровню культуры, традиционным воззрениям и психологии населения, а также целому ряду прочих факторов.

Список используемой литературы

1. Алексеев С.С. Общая теория права. -- М.,2013, с. 286.

2. Бабаев В.К. Теория государства и права: учебник [Текст] / под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2033. 592 с

3. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник [Текст] / А.Б. Венгеров. - М.: ОМЕГА-Л, 2012. - 607 с.

4. Гумплович Л. Общее учение о государстве СПб., 1910. С. 221.

5. Еншбарян Р. В., Краснов Ю. К. «Теория государства и права» – Уч. пособие – М: Юрист,2013 г

6. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. - М.: ЮРИСТЪ, 2014.

7. .Матузов Н.И. Теория государства и права: учебник для студентов вузов 2-е изд. М.: Юристъ, 2013. 541 с.

8. Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений. М.: Высшее образование, 2013 г. 495 с.

9. Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник [Текст] / А.В. Мелехин. М.: Маркет DS, 2012. - 640 с.

10. Морозова Л.А. Основы государства и права. М.: НОРМА, 2014. 464 с.

11. Потапов М. Г. Теория государства и права: учебное пособие/М. Г. Потапов: Новосибирск, 2014 г, -438

12. Рассолов М. М. Теория государства и права: учебник для вузов/ М. М. Рассолов. –М, 2014 г. с. 635

13. Радько Т.Н. Теория государства и права: Учебник. М., 2013 г. 65

14. Симонишвили Л. Р. Республика со смешанной формой правления. - М., 2014, с 234

15. Сырых В.М. Теория государства и права. М.: Юстицинформ, 2012, 695 с.

16. Темнов М.Б. Теория государства и права. – М., 2014. – С. 218

17. Храпанюк В. Н. Теория государства и права. –М.:, 2012, .с 34


Гумплович Л. Общее учение о государстве СПб., 1910. С. 221.

Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений. М.: Высшее образование, 2012 г. 495 с.

Старцев Я.Ю. Курс лекций "Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах".- М.РУДН,2013г.-С.125.:

Темнов М.Б. Теория государства и права. – М., 2014. – С. 218

Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. - М.: ЮРИСТЪ, 2013 г. С.183.

Еншбарян Р. В., Краснов Ю. К. «Теория государства и права» – Уч.пособие – М: Юрист,2013 г.

Морозова Л.А. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2013 г. - 414 с.

Радько Т.Н. Теория государства и права: Учебник. М., 2013 г. 65

Потапов М. Г. Теория государства и права: учебное пособие/М. Г. Потапов: Новосибирск, 2014 г, -438

Бабаев В.К. Теория государства и права: учебник [Текст] / под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2013. 592 с

Симонишвили Л. Р. Республика со смешанной формой правления. - М., 2014, с 234

верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (но не всегда) на определённый срок. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками.

Республике присущи следующие признаки:

Существование единоличного и коллегиального главы государства - президента и парламента. Парламент представляет законодательную власть. Задача президента - возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик.

Выборность на определённый срок главы государства и других верховных органов государственной власти. Так, президент и парламент должны избираться народом на определённый срок.

Юридическая ответственность главы государства. Например, согласно Конституции Российской Федерации, у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства.

В случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент.

Преимущественный приоритет прав личности над государственными.[источник не указан 160 дней]

Источником власти признается народ.

Высшая власть основана на принципе разделении властей, четком разграничении полномочий.

Классификация республик связана с тем, каким именно образом осуществляется государственная власть, и кто из субъектов государственно-правовых отношений наделён большим количеством полномочий. Или, иначе говоря, республики разделяются по трем параметрам:

как избирается парламент,

как формируется правительство,

какой объём правомочий принадлежит президенту.

[править]

Сегодня большинство стран мира являются республиками. Хотя республика считается многими[источник не указан 160 дней] современной формой власти и синонимом демократии, это ошибочное мнение, основанное на том, что исторически было больше государственных образований с монархической формой правления, где власть передаётся по наследству.

Первые республики возникли ещё в античности (см. «Афинская демократия» и «Римская республика».

В Средневековье на территории современной Российской Федерации долгое время существовали Новгородская республика и Псковская республика (короткое время республики были в Твери и в Москве.

В Европе более тысячелетия существовала Венецианская республика.

Дубровницкая республика - город-государство, существовавшее с XIV века до 1808 г.

А созданная в 301 году республика Сан-Марино существует и в настоящее время.

В большинстве современных республик глава государства (в основном, президент) избирается всеобщим голосованием граждан страны или всенародно избираемым парламентом. Власть главы государства также ограничена в зависимости от Конституции - от довольно солидных полномочий (США, Россия, Франция) до чисто церемониально-представительских функций (Австрия, Германия, Италия).

В отличие от Средневековых республик, во многих современных демократических государствах ограничены не только срок полномочий президента, но и само количество сроков. Также ограничена, хотя и в разной мере, власть главы государства. Право голоса в республиках имеют все граждане страны. Для сравнения, в Венецианской республике дож избирался пожизненно и не всеми гражданами, а также имел практически неограниченные полномочия. Однако, и в настоящее время в некоторых странах выборы не являются всеобщими. В ЮАР до 1990-х не имели право голоса негры и мулаты.

В республиках отменён институт дворянства. Все граждане имеют равные права, однако, не все постоянные жители, даже рождённые на территории стран имеют гражданство.

В некоторых республиках есть пожизненные сенаторы (Италия, Франция), но их места не передаются по наследству.

Однако республика не является синонимом демократии. Во многих странах, официально республиках, отменяются выборы Президента либо происходят на безальтернативной основе. В то же время во многих государствах-монархиях демократические институты широко распространены. Однако в республиках больше возможностей для развития демократии.

Республика - самое распространённое сегодня политическое устройство. Монархия в некоторых странах - лишь дань традици