Меню
Бесплатно
Главная  /  Терапия при экземе  /  Кто такой философ и чем он занимается? Древние философы

Кто такой философ и чем он занимается? Древние философы

Существует множество определений философии . Например, философия — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Другой вариант: философия — форма общественного сознания , вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах бытия и месте человека в мире.

Термин "философия" состоит из двух греческих слов "philia" (любовь ) и "sophia" (мудрость ), т.е. переводится как любовь к мудрости. Считается, что это слово впервые употребил древнегреческий философ Пифагор в 6 веке до нашей эры.

Философ стремится найти ответы на извечные вопросы человеческого бытия, которые остаются актуальными во все исторические эпохи: Кто мы? Куда мы идем? В чем смысл жизни?

Чтобы проще разобраться, что представляет из себя философия, начнем с истории ее возникновения. Считается, что философия зародилась в 6-7 веках до нашей эры на территории Индии, Китая, Греции . Именно в то время человеческая цивилизация сделала мощный рывок в технологическом отношении (развитие металлургии, сельского хозяйства и т.д.), что привело к прорыву во всех видах деятельности. Как следствие, произошло изменение общественной структуры — возник элитарный слой людей, которые не участвовали в материальном производстве, посвящая себя исключительно управленческой и духовной деятельности . Это время характеризуется конфликтом между зарождающимся научным знанием и устоявшимся мифологическим комплексом идей. Данному процессу способствует и интенсификация внешней торговли , что привело к развитию духовных контактов между народами. Люди увидели, что их жизнеустройство не является абсолютным — что есть альтернативные общественные и религиозные системы. В этих условиях и возникает философия как особая сфера духовной культуры , призванная дать целостное (в отличие от частных научных знаний) и рационально обоснованное (в отличие от мифа) мировоззрение.

Уже в далекое время зарождения философии, ее западная и восточная ветви пошли по принципиально разным путям, определившим во многом отличия, характерные для мировоззрения западных и восточных людей. На Востоке философия никогда не удалялась от религиозных и мифологических истоков. Авторитет древних источников знания оставался незыблемым — Пятикнижие в Китае, Веды и Бхагаватгита в Индии. Кроме того, все великие философы Востока являлись и религиозными деятелями — Лао цзы и Конфуций в Китае; Нагарджуна и Шанкарачарья, Вивекананда и Шри Ауробиндо — в Индии. Конфликт между философией и религией, совершенно невозможный в условиях Китая или Индии, на Западе встречался достаточно часто. Достаточно вспомнить смертельный приговор, вынесенный Сократу за оскорбление греческих богов. Таким образом, западная философия, начиная еще с Древней Греции, пошла по своему особому пути, разрывая связи с религией, максимально сближаясь с наукой . На Западе большинство великих философов были одновременно и выдающимися учеными.

Но есть, конечно, и общие черты, которые роднят древние философские традиции Востока и Запада. Это упор на проблематику бытия, а не познания; внимание к логической аргументации своих идей; понимание человека как части живого Космоса (космоцентризм) и т.д.

Чтобы лучше понять — что такое философия — рассмотрим ее схожие и отличные черты от трех других сфер человеческой деятельностинауки, религии и искусства .

Философия и наука

Науку и философию роднит то, что они являются сферами рациональной и доказательной духовной деятельности, ориентированными на достижение истины, которая в ее классическом понимании есть "форма согласования мысли с действительностью". Но есть, разумеется, и отличия. Во-первых, каждая отрасль науки концентрируется на своей узкой предметной области. Например, физика изучает физические законы, психология — психологическую реальность. Законы психологии в физике не действуют. Философия же, в отличие от науки, выносит универсальные суждения и стремится открыть законы всего мирового целого. Во-вторых, наука в своей деятельности абстрагируется от проблемы ценностей. Она задает конкретные вопросы — "почему?", "как?", "откуда?". Но для философии ценностный аспект является краеугольным камнем, благодаря которому вектор развития направлен на поиск ответов к вопросам "зачем? " и "для чего? " .

Философия и религия

Религия, как и философия, дает человеку систему ценностей , в соответствии с которыми он может строить свою жизнь, совершать акты оценки и самооценки. Таким образом, ценностный и универсальный характер религиозного мировоззрения сближают его с философией. Принципиальным отличием религии от философии является источник знания. Философ, в своей деятельности, как и ученый, опирается на рациональные аргументы, стремится подвести доказательную базу под свои утверждения. В противоположность этому, религиозное знание базируется на акте веры , личном, внерациональном опыте. Можно привести такую метафору: религия — это знание от сердца, а философия — от ума .

Философия и искусство

Между ними есть много общего. Достаточно вспомнить множество примеров, когда фундаментальные философские идеи высказываются в художественной форме (изобразительной, словесной, музыкальной и т.д.), а многие значительные деятели литературы и искусства являются одновременно не менее значительными философами-мыслителями. Но есть один момент, который разъединяет философию и искусство. Философы говорят на языке философских категорий, строгих доказательств и однозначных толкований. В противоположность этому — стихией искусства являются личностное переживание и сопереживание, исповедь и страсть, полет фантазии и эмоциональный катарсис (очищение). Художественные образы и метафоры зачастую не несут в себе однозначного понимания и являются субъективными .

Выделяются следующие функции философии:

  • Мировоззренческая . Дает человеку цельное и рациональное мировоззрение, помогает ему критически оценивать самого себя и свое окружение.
  • Методологическая . Дает человеку знание и показывает пути, как получать новое знание. Одним из важнейших методов философии является диалектический. Диалектика — это умение осмыслить предмет в его целостности и развитии, в единстве его базовых противоположных свойств и тенденций, в многообразных связях с другими предметами.
  • Прогностическая . Позволяет строить прогнозы о будущем. Есть множество примеров, когда идеи философов значительно опережали свое время. Например, идея древней китайской философии об универсальном характере связей противоположных сил инь и ян нашла свое отражение в знаменитом "принципе дополнительности " Нильса Бора, легшего в основу квантово-механической картины мира.
  • Синтетическая . Данная функция заключается в установлении взаимосвязей между сферами духовного творчества человека.

Структура философского знания включает:

  • Онтологию , которая направлена на выявление всеобщих закономерностей бытия как такового, неважно, о какой конкретно разновидности бытия идет речь — природной, культурно-символической, духовной или личностно-экзистенциальной.
  • Аксиологию , которая направлена на выявление всеобщих ценностных оснований бытия человека (субъекта), его практической деятельности и поведения.
  • Теорию познания , которая образует своеобразное посредствующее звено между онтологией и аксиологией. Ее интересует взаимодействие между познающим субъектом и познаваемым объектом.

Существует огромное множество философских школ и течений , которые могут классифицироваться по различным признакам. Некоторые из них связаны с именами основателей, например, кантианство, гегельянство, лейбницеанство. Исторически магистральными направлениями философии являются материализм и идеализм , которые включают множество ответвлений и пересечений.

По мере того, как философия в историческом развитии понимала свое содержание, определяла круг фундаментальных проблем, разрабатывала методы и способы осмысления, ставила цель и задачу, складывалась дисциплинарная структура философского знания. Уже античная философия, превращаясь в самостоятельную систему знаний, приобретала свою внутреннюю композицию, свою структуру. Аристотелем были обобщены и сгруппированы разделы философии таким образом:

1) теоретическая философия , ее цель - знания ради знания;

Теоретическая философия в свою очередь подразделяется на:

а) физическую, ее предмет - то, что существует отдельно (то есть субстанциально) и двигается;

б) математическую, ее предмет - то, что существует отдельно (то есть абстракция) и есть недвижимым;

в) собственно философию (софия), ее предмет - то, что существует отдельно и есть недвижимым.

2) практическая философия , ее цель - знания ради деятельности;

3) творческая (патетичная) философия , ее цель - знания ради творчества.

Онтология (от греч. Оntos - сущность и logos - учение) учение о бытии как таковое, о фундаментальных принципах и формах бытия, его самая общая сущность и определение. Человек живет в реальном мире, наполненном многочисленными и разнообразными вещами (большими и маленькими, продолжительными и однодневными, живыми и неживыми). Они рождаются и исчезают, разрушаются и восстанавливаются. Поэтому люди издавна ставят вопрос: является ли напрасным мельтешением отдельных вещей какая-то единая основа, какой-то незримый фундамент, что делает их всех живущими, позволяет им взаимодействовать и соединяться. Для определения источника жизни, того начала, которое дает какой-нибудь вещи возможность Быть, существовать как множество, появляться, и возникло понятие Бытия. Онтологические проблемы - это проблемы объективного бытия действительности, того нерушимого фундамента, над которым выстраивается повседневная реальность, данная нам через органы чувств.

Для ранних греческих философов поиски бытия – это поиски первовещества, из которой вроде бы сделаны все без исключения вещи (вода Фалеса, воздух Анаксимена, апейрон Анаксимандра, стихии Эмпедокла, огонь Гераклита, атомы Демокрита, семя Анаксагора). Проблема различия настоящего бытия и ненастоящего существования оказалась чрезвычайно актуальной в античном обществе (V-IV в. до н.е.), когда люди стали утрачивать веру в традиционных богов, начали разрушаться основы и нормы мира, главной реальностью которого были Боги и традиция. Философия в лице Парменида осознала ситуацию тревоги, отчаяния и ужаса людей, которые утратили опору жизни, и предложила успокаивающее средство, что поставил на место власти богов власть ума, власть мнения. Протипоставив обманчивую видимость чувственного света истинному бытию, философы Элейской школы разработали онтологию как учение о вечном, неизменном, едином, разумном бытии. Парменид, обосновал тезис о тождественности мышления и бытия, будто бы сообщив людям об открытии им новой силы, силы Абсолютного мнения, которая сдерживает мир от хаоса, обеспечивает миру стабильность и надежность. Следовательно, человек находил в античном мире некоторую уверенность в том, что все с необходимостью будет подчиняться некоторому порядку.

Для средневековья бытие равно Богу, потому, что именно Бог согласно с религиозным представлением все творит и во все вдыхает жизнь. Начиная с XVI-XVII в. Проблема бытия рассматривалась как проблема материи с такими ее важнейшими атрибутами как простор, время, движение, причинность. В ХХ веке возникает идея о том, что бытие мира может быть понятым только через Бытие человека, и потому бессмысленно его искать в сфере естественной науки. Глубокие тайники мира могут быть освещены только путем углубления в поток человеческой жизни, где объективное и субъективное нераздельны.

Второй раздел философского знания - теория сознания и теория познания (гносеология). Теория познания имеет свои истоки в стародавних философских учениях. Уже у античных мыслителей мы находим сложные размышления о том, каким же способом человек сдерживает впечатления об окружающем мире, правдивы они или нет – можно ли вообще познать истину.

Гносеология тесно связана с онтологией. Если для индийской ведичной философии мир построен так, что в нем царит иллюзия, то естественно, что обыкновенный человек, в том числе и ученый, никогда не касается истины, она только кружит в колесе иллюзорных представлений. Истина доступна только человеку, который самозабвенно занимается йогой и благодаря этому способен непосредственно переживать истину в духовном озарении без помощи слов и понятий. В европейской традиции, напротив, разумное слово (логос), понятийное мышление является адекватной формой выражения истины. Больше того, это имеет, по мнению философов - рационалистов, онтологичную основу. Так, к примеру, Г. Гегель (1770 – 1831гг.) думал, что ум – это подлинная суть бытия. Все вещи внутри себя разумные, логика - их истинная природа. И если мы будем целенаправленно и настойчиво развивать свое теоретическое мышление, овладевать языком понятий, то обязательно подружимся с истиной.

Теория сознания - более поздняя, нежели гносеология, дисциплинарная область философского знания. Она рассматривает сознание как особую действительность, специфический регион бытия, где законы иные, нежели природная реальность. Тема сознания как совсем личной сферы бытия впервые звучит в знаменитой «Исповеди» религиозного мыслителя раннего христианства Августина Блаженного. Но особо фундаментально идеи теории сознания начинают развиваться в конце XIX - начале ХХ столетия. Возникает учение феноменология, которое прямо ставит своей задачей изучать внутреннюю определенность сознания, то, что делает ее отличной от внешнего мира.

Третий раздел философии - логика, методология, философия науки и научного познания (эпистемология ). Если гносеология озабочена тем, можно ли познать мир, логика и методология непосредственно обращены к тому, что же нужно делать, лишь бы познавать доброе и правильное. То есть, она разрабатывает наиболее эффективные способы и правила мышления, чтобы ученый уверенно шел вперед, а не блуждал в сумерках. Методология формулирует принципы, проявляет нормы и идеалы, которыми руководствуется ученый в познании мира. Философия науки вырабатывается из традиционной методологической проблематики, но круг ее интересов шире. Она рассматривает место и роль науки и ученых в жизни общества. Каким образом строится коммуникация между учеными, какие модели мира они признают, а какие отбрасывают, какое взаимоотношение естественнонаучного и гуманитарного знания - все эти вопросы являются прерогативой философии как науки.

Четвертый раздел философии, который сформировался в XVIII в. И интенсивно развивается в ХХ в., - это философская антропология и философия культуры. Философская антропология пытается выяснить место человека в мире, установить его особенное качество, что отличает его от животных, выявить разовую суть человека. Она пытается выявить общие моменты и законы биологического, психического, духовно-исторического и социального развития человека. «Кто мы, куда идем, где наше место и назначение во Вселенной?» - вот вопросы, которые занимают разум философов - антропологов. И с этими вопросами тесно связана тема культуры, которая в первую очередь является "мерой развития самого человека". Философия изучает культуру (как вторую природу человека, как мир человеческих смыслов и ценностей) во всем объеме исторического становления и во всей глубине ее структурных спецификаций. Локальное и универсальное в культурах, природа и механицизм культуротворчества, способы трансляции социокультурного опыта, взаимоотношения культуры и цивилизации, культуры и свободы – вот круг проблем философии культуры.

Социальная философия близка к теоретической социологии, рассматривает организацию общества, его взаимоотношения с природой, взаимоотношения, которые существуют между социальными группами, роль и положение человека в системе социальных связей и отношений.

Философия истории обращает внимание исследователя на проблему движущих сил истории, ее источников, целей, начала и конца.

-Философия политики и философия права. Классическая политическая философия вытекает из Сократа и Платона. Ими четко сформулирована главная цель политической философии: жизнь каждого человека протекает в обществе; ни один человек не может избежать участия в политике; и только через это участие лежит путь к философии, мировоззрению и способу жизни, то есть к определенному идеалу человека.

Традиционная политическая философия вела поиск оптимального политического строя и предлагала рецепты воспитания политиков, законодателей, которые имеют необходимые качества. Ее главный предмет - политическая власть, которая реализуется в политических системах и иных формах политических взаимоотношений.

-Философия религии. Сама религия не теоретическая, это вид мировоззрения, который допускает наличие бога либо богов как творцов и упорядочивателей действительности. Для религии характерны культ и практические действия по установлению контакта с высшими силами реальности. Но религия не сводится только к культу и обрядности. Она имеет идейную, собственную мировоззренческую сторону, вокруг которой и продолжаются философские и теологические дебаты. Философия религии в широком смысле есть совокупность философских установок по отношению к религии, концептуализации ее природы и функций, а также философских обоснований существования божества, философские размышления о его природе и отношение к миру и человеку. Кроме религиозной философии (христианской, мусульманской, буддийской) существует также эзотерическая философия. Эзотерический - значит тайный, закрытый для непосвященных. Издавна в разных странах возникали тайные общества, где искатели истины отдавались сложным духовным практикам, медитировали, проходили испытания, чтобы им открывались тайны мироздания. Полученные переживания оформлялись в теорию, которую и называют эзотерической или оккультной философией.

Этика - это философская теория моральности, которая изучает, что такое характер, натура человека и как они соотносятся с представлением о надлежащем. Этика интересуется, откуда берется убеждение, что мы должны быть добрыми, а не злыми, какая вообще природа морали, добрая и зла, что такое дом, совесть, вина, почему ответственность - неотъемлемый спутник свободы.

Эстетика - это теория прекрасного. Эстетика, как философская дисциплина анализирует прекрасное и в жизни, и в искусстве, задается вопросом, где пребывает красота, в мире самом по себе, что в нашем сознании и представлениях, старается выяснить внутренние законы эстетического.

Многочисленные гуманитарные науки тесно связанные с философией и переплетаются с ней: гуманитарная психология, история, этнография, литературоведение, филология. Но эта связь и переплетения имеют место только там, где все эти дисциплины поднимаются над конкретным материалом и делают наибольшие обобщения, которые охватывают человека, в общем и мир, в общем в их взаимодействии и взаимопроникновении.

Основные функции философии

Предмет философии связан с постижением мира как закономерного, упорядоченного, ценного целого в системе категорий и идей, с одной стороны, и с выяснением предоставимости этих категорий и идей в текучем многообразии самой действительности, – с другой. Именно с выделением всеобщего категориального знания, способности «видеть разумно» идеи, ценности и смыслы в самой действительности философия обрела свой предмет и статус самостоятельной науки.

Говоря о структуре философии следует, заметить, что философское знание иерархично, сложно по своему составу. О структуре философии до сих пор ведутся споры. Наиболее распространенной точкой зрения является ее трактовка как состоящей из трех тесно друг с другом связанных частей (уровней): онтологии (учение о бытии), гносеологии (учение о познании) и аксиологии (всеобщая теория ценностей).

Кроме того, выделяют еще праксиологический уровень, связанный с анализом практической деятельности человека по освоению реального бытия, предметного мира;

антропологию – учение о природе человека, его происхождении, законах его существования и развития;

социальную философию – учение о законах, теориях и смыслах общественной жизни, т. е. всестороннее учение об обществе.

Согласно другим подходам в структуре философии выделяют такие разделы как: философия языка, философия культуры, философия творчества, философия научного разума, философия религии, философия науки, философия права, политическая философия и др.

Исходя из обозначенных проблем философии, можно составить представление об основных функциях философии:

онтологическая – формир.у личности целостного представл о мире, мироздании и его строении;

гносеологическая – в системе фии личность найдет знания о чувственном и логическом, интуитивном и эвристическом освоении мира,способах познания, о критериях истин. и ложн. знания;

аксиологическая ценностная ориентация человека в мире с историческим противостоянием культуры и антикультуры, ценностей и антиценностей, добра и зла, прекрасного и безобразного;

социальная – формирование гражданского сознания, гражданской культуры личности, ее способности разбираться в сложных социальных процессах (политических, экономических, правовых, нравственных, экологических и т. д.) для адекватного включения в систему общества со всеми его организациями, отношениями и функциями;

антропологическая – воспитание у человека чувства собственного достоинства, представления о своих возможностях и способах их реализации, необходимости саморазвития и установления гармоничных отношений в системе межличностных контактов;

методологическая – это методы познания, методы теоретической и практической деятельности.

основные функции философии в системе частных наукМожно ли на основе данных любой науки или совокупности наук объяснить причину единства и многообразия явлений природы, указать источники движения и развития бытия и мышления? Нет. Вот почему философия выполняет ряд основных функций в системе частных наук, способствуя их развитию: мировоззренческую,методологическую,прогностическую,культурологическую , оздоровительную .

1. Мировоззренческая функция .

Каждая из частных наук, занимаясь исследованием своего локального предмета, оставляет в стороне изучение мира как единой целостной системы, как единой, всеобщей истории развития природы и общества. Поэтому в этой ограниченности каждый из частных наук обнаруживается теоретическая и практическая потребность в философии как особом мировоззренческом знании, отражающим мир в целом.

2. Методологическая функция .

Потребность в философии как методологии возникает тогда, когда в науке появляются новые проблемы, новые задачи, а методы их решения отсутствуют. Поэтому, философия как методология способствует:

1) адаптации в науке , осуществить свободный поиск, если хотите, осуществить «выход» в межпредметное пространство человеческой деятельности;

2) объективной оценке состояния данной науки по сравнению с другими науками;

3) определению путей и тенденций развития данной науки;

4) анализу процесса возникновения и развития понятийного аппарата науки;

3. Прогностическая функция. Философия, предваряя исследования неизвестных науке фактов, дает как рациональную, так и иррациональную их трактовку через свои методы, обеспечивая видение перспективы и основных тенденций в развитии науки.

4. Культурологическая функция. Изучение и овладение философией позволяет человеку сформировать у себя культуру разумного философского мышления, что обеспечивает:

1) реальное умение творчески оперировать понятиями;

2) умение выдвигать, обеспечивать и подвергать аргументированной критике те или иные суждения оппонентов;

3) умение отделять существенное от несущественного, главного от второстепенного;

4) умение раскрывать взаимосвязи и взаимозависимости между явлениями и тем самым, определять основные тенденции и закономерности функционирования и развития мир; Овладение культурой философского мышления - это индивидуальный, самостоятельный творческий процесс развития каждого студента.

4. Оздоровительная функция. Философия как рефлексивно – понятийная форма знания направлена на раскрытие в человеке его универсальных сил и способностей, «выход» его на высший уровень саморазвитии индивида, «заряжает» человека оптимизмом, и как писал Р. Декарт, служит сохранению здоровья.

Таким образом, практичность философии обусловлена тем, что она сознательно культивирует новые человеческие отношения к миру и друг к другу; учит умению себя ставить на место других, создать чувство консенсуса; более того, она, философия, дает модель решения современных проблем человеческого бытия, служа высоким нравственным ориентиром и идеалом бытия жизни.

Августин, Блаженный Аврелий (354—430) — христианский богослов и философ-мистик. Его мировоззрение подчиняется принципу «Без веры нет знания, нет истины». Августин противопоставлял «Земному граду» (т. е. греховному светскому государству) «град Божий» (всемирное господство Церкви).

Агностицизм — учение, отрицающее, полностью или частично, возможность познания мира.

Акосмизм — философское и религиозное учение о ничтожестве земного мира; наиболее характерно для индийской философии (Веданта), но распространено также и в христианстве.

Актуальности теория (актуализм) — идущее от Гераклита учение о невозможности неизменного бытия. Всё бытие есть вечное становление, живое движение.

Антропоцентризм — воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и конечная цель всех совершающихся в мире событий.

Аристотель, Стагирит (384/383—322/321 до н. э.) — величайший философ Древней Греции, основатель собственно научной философии. Сочинения Аристотеля охватывали все области знаний того времени. Он рассматривал природу в виде последовательных переходов от «материи» (пассивное начало) к «форме» (активное начало) и наоборот. Источником всякого движения, по Аристотелю, является Бог — «неподвижный перводвигатель».

Атеизм — система взглядов, отрицающих веру в сверхъестественное, веру в Бога.

Бердяев, Николай Александрович (1874—1948) — русский религиозный философ. Защищал идеи экзистенциализма, учил о примате свободы над бытием; об откровении бытия через (богоподобного) человека, о разумном ходе истории.

Биологизм — мировоззрение, согласно которому первопричины материальной действительности и духовного бытия нужно искать в органической жизни. Биологизм выводит нормы человеческого познания и поведения из биологических потребностей и законов.

Бруно, Джордано (1548—1600) — итальянский философ, отождествлявший Бога с природой, утверждая тем самым бесконечность самой природы (теория бесчисленности населённых миров). Бруно допускал существование Мировой души, которая находится во всех 6с) исключения вещах, являясь их движущим началом.

Бэкон, Фрэнсис (1561—1626) — английский философ, считавший важнейшими задачами науки покорение природы и целесообразное преобразование культуры на основе познания природы. Единственно надёжным источником познания, по Бэкону, является опыт:

Вернадский, Владимир Иванович (1863—1945) — русский естествоиспытатель и мыслитель. Создатель нового подхода к понятиям «биосфера» (сфера жизни) и «ноосфера» (сфера разума). Биосфера - земная оболочка, охваченная биологической жизнью, с появлением человека разумного постепенно преобразуется в ноосферу, которая имеет тенденцию к непрерывному расширению.

Вольтер, настоящее имя Франсуа Мари Аруэ (1694—1778) — французский писатель и философ эпохи Просвещения, говоривший об отождествлении Бога и природы. В основе его «философии истории» лежит идея прогрессивного развития общества, независимо от воли абстрактного «божества». Высоко оценивал роль культуры в человеческом обществе.

Волюнтаризм — одно из направлений философии, которое рассматривает волю в качестве основного принципа Мироздания. Представители — Шопенгауэр и Ницше.

Гегель, Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831) — немецкий философ. Создал систематическую теорию диалектики. Её центральное понятие — развитие — есть характеристика деятельности Абсолюта (Мирового духа). Реальный мир, по Гегелю, — это проявление идеи, понятия, духа.

Геоцентризм — мировоззрение, согласно которому Земля есть центр Вселенной (например, средневековое христианское мировоззрение).

Гераклит Эфесский (ок. 544—483 до н. э.) — древнегреческий философ. Учил, что мир не создан никем из богов и никем из людей, а всегда был, есть и будет вечно живым огнём. Этот первоогонь является чистым разумом, логосом, из которого произошло всё существующее.

Гилозоизм — философское учение, выдвигающее главным принципом всеобщую одушевлённость материи.

Гносеология — раздел философии, изучающий взаимоотношения объекта и субъекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком.

Гностицизм — философское течение, признающее непознаваемое духовное начало (Мировую душу, Софию), противостоящее материи — «источнику зла». Первыми гностиками были Валентин из Египта (II в.) и Василий из Сирии (И в.).

Даосизм — религиозно-философская школа, возникшая в Китае в VI — V вв. до н. э. Её основоположником считается Лао-Цзы. Основной целью последователей «дао» («путь») является достижение единства с природой и, в конечном итоге, обретение бессмертия.

Деизм — религиозно-философское учение, которое возникло в эпоху Просвещения. Оно утверждает, что хотя Бог и существует в мире как его первопричина, однако после сотворения мира движение Мироздания совершается без Его участия.

Декарт, Рене (1596—1650) — французский философ и математик. Основатель современного рационализма. В основе его философии — дуализм души и тела, отождествление материи и пространства. Пытался доказать существование Бога и реальность внешнего мира.

Демокрит (ок. 460 — ок. 371 до н. э.) — древнегреческий философ, основатель атомизма. Утверждал, что всё происходящее представляет собой движение атомов, благодаря которому оно и возникает.

Детерминизм — учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений.

Диалектика — теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Дидро, Дени (1713—1784) — французский писатель и философ. Наметил материалистическую теорию психических функций, в соответствии с которой и люди, и животные — инструменты, наделенные способностью ощущать и обладающие памятью.

Динамизм — взгляд на мир и природу, при котором вся действительность выступает как игра сил или движений (или же она возникает из них).

Дуализм — сосуществование двух различных, несводимых к единству состояний, принципов, образов мысли, мировоззрений, целеустремлений.

Идеализм — философское направление, исходящее из первичности духовного и вторичности материального. Выделяются две формы идеализма: объективный (основа действительности — некое сверхиндивидуальное сознание) и субъективный (знания о мире сводятся к содержанию индивидуального сознания).

Иллюзионизм — философское направление, утверждающее, что всё истинное, прекрасное и нравственное — это иллюзия, видимость, обман.

Имманентная философия — субъективно-идеалистическое философское направление, возникшее в конце XIX в. Основные тезисы: «существует только то, что мыслится», объект неразрывно связан с субъектом. Его представителями было введено понятие «родового сознания», существующего независимо от человеческого мозга. Представители: Шуппе, Леклер.

Интенцнонализм — учение о том, что каждое действие может расцениваться только с точки зрения субъекта, его совершающего. Утверждает направленность сознания, воли, чувства на конкретный предмет.

Интуитивизм — идеалистическое философское учение об интуиции как самом главном и самом надёжном источнике познания.

Иррационализм — философское учение, утверждающее, что интуиция, чувство, инстинкт являются основным видом познания, т. к. познавательные возможности разума сильно ограничены. Действительность считается хаотичной, лишённой закономерности, подчиняющейся игре случая.

Историзм — принцип познания вещей и явлений в их развитии в связи с конкретными историческими условиями. Признаётся необратимый и преемственный характер изменения вещей.

Кант, Иммануил (1724—1804) — немецкий философ, родоначальник классического идеализма. Утверждал, что природа вещей, как они существуют сами по себе («вещь в себе»), принципиально недоступна человеческому познанию; оно возможно только относительно «явлений», т. е. способов, посредством которых вещи обнаруживаются в нашем опыте.

Картезианство — философия последователей Декарта. Исходным пунктом полагает самодостоверность сознания («мыслю, следовательно существую»), а также дуализм тела и души. При доказательстве использовался рационалистический математический метод.

Конвенционализм — философское направление подчёркивающее, что научные системы, понятия, определения, аксиомы и т. д. являются не отражением объективного мира, а продуктом соглашения между учёными и определяются требованиями удобства и простоты.

Кондиционизм — теория познания, в которой понятие причины, вследствие того, что оно слишком антропоморфно и ненаучно, заменено понятием совокупности условий. Основатель учения — немецкий физиолог М. Ферворн.

Конфуций (552—479 до н. э.) — китайский философ, основатель конфуцианства, представляющего собой философию морали, облеченную в религиозную форму. В основе его учения пять простых и не "шких добродетелей: мудрость, гуманность, верность, почитание i i . ipiuHx и мужество.

Критицизм — изначально название философии Канта, который считал основной её целью критику познавательной способности человека. Также это понятие обозначает учения, ограничивающие человеческое познание и признающие его источником только опыт.

Кьёркегор, Серен (1813—1855) —датский философ, предшественник экзистенциализма. По его мнению, подлинная философия должна носить глубоко личный, мистический характер, поэтому он отвергает научный способ философствования. Важнейшей категорией учения Кьёркегора является категория «парадокса». Отвергал любую попытку соединения мира божественного и мира человеческого.

Лао-Цзы (кит. - «старый учитель») (604 до н. э. — ?) — почётное имя китайского философа Ли Эра, основателя даосизма. Учил, что человек должен следовать естественности вещей, отказаться от "мудрствования. Основой учения Лао-Цзы было сверхземное «дао», первопричина всего бытия.

Локаята — древнеиндийская система материализма, объясняющим мир взаимодействием четырёх элементов: земли, воды, огня и воздуха; иногда добавлялся пятый элемент — эфир. Все свойства предметов зависят от того, сочетанием каких атомов они являются. Локаята признаёт ощущение единственно достоверным источником познания.

Локк, Джон (1632—1704) — английский философ, разработавший теорию эмпирического познания. Утверждал, что всё человеческое познание проистекает из опыта, отвергал существование врождённых идей. Развил учение о первичных и вторичных качествах и теорию образования общих идей (абстракций). Локк считал, что о возможности божественного откровения может судить только человеческий разум, а не церковная догма.

Марксизм — философское, экономическое и политическое учение, созданное К. Марксом и Ф. Энгельсом. Марксизм рассматривает общество как организм, в структуре которого производительные силы определяют производственные отношения и формы собственности, обусловливающие все сферы общественной жизни. Движущей силой истории считается борьба господствующих и угнетённых классов, высшим проявлением которой является социальная революция.

Материализм — философское направление, утверждающее первичность материального и вторичность духовного начала. Считая сознание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение внешнего мира, доказывая тем самым познаваемость природы.

Метафизика — 1. Философское учение о сверхчувственных (недоступных опыту) принципах бытия. В этом смысле метафизика — основная философская наука. 2. Способ мышления, рассматривающий вещи и явления как неизменные и не зависимые друг от друга.

Мистицизм — религиозно-идеалистический взгляд на вещи, основу которого составляет вера в сверхъестественные силы. Мистики считают высшей формой познания некую мистическую интуицию, «духовный опыт», в котором исчезает разделение на субъект и объект и открывается реальность Бога — духовной первоосновы мира.

Монизм — философское учение, которое принимает за основу всего существующего одно начало (материя, дух и т. д.).

Монопсихизм — учение о том, что отдельные души рождаются и умирают не сами по себе, а лишь под воздействием извне, в результате обусловленных материальных и физических превращений единой душевной субстанции.

Монтень, Мишель (1533—1592) — французский философ, утверждавший, что человек имеет право на сомнение. Отвергал религиозное учение о бессмертии души, понимая сознание как специфическое свойство материи.

Наитивизм — учение о мистико-религиозном характере познания: истина раскрывается не после рационально-логических размышлений, а внезапно, без подготовки, путём мгновенного озарения, или же при помощи мысли, подсказанной человеку свыше, в виде божественного откровения.

Нативизм — учение, утверждающее врождённую способность человека к определённым идеям.

Натурализм — философско-мировоззренческое направление, которое рассматривает природу как универсальный принцип объяснения всего сущего, причём в понятие «природа» включаются так же дух и духовные творения.

Натурфилософия — совокупность философских попыток толковать и объяснять природу (либо непосредственно, из личного опыта мотания человеком природы, либо с помощью основных знаний из области естественных наук).

Неогегельянство — неоднородное философское течение, возникшее во второй половине XIX в. Для неогегельянцев характерны отказ от диалектики или перенесение её только в область сознания, иррационалистическое толкование Гегеля в духе философии жизни. Представители: Брэдли, Ильин и др.

Неокантианство — идеалистическое направление, возникшее во второй половине XIX в. в Германии. Неокантианство воспроизводит и развивает идеалистические и метафизические элементы философии Канта. Представители: Либман, Введенский и др.

Неоплатонизм — форма греческой философии, разновидности которой существовали в период с середины III в. до середины VI в. Возник в результате смешения учения Платона, Аристотеля, а так же стоического, пифагорейского и других учений (за исключением эпикуреизма) с восточной и христианской мистикой и религией. Основы учения: мистически-интуитивное познание высшего, существование ряда ступеней при переходе от высшего, от «единого и всеобщего» к материи; освобождение материально обременённого человека и переход его к чистой духовности.

Неопозитивизм — философское учение, современная форма позитивизма. Считает, что знание о действительности даётся лишь в повседневном или конкретно-научном мышлении, а философия возможна только как деятельность по анализу языка. Неопозитивизм ограничивает познание лишь непосредственным опытом. Представители: Стеббинг, Рейхенбах, Нагель, Мер.

Неореализм — течение в англо-американской философии XX в. В основе его лежит идея «имманентности независимого». Неореалисты считают, что познаваемая вещь может непосредственно находиться в сознании, но при этом её существование и природа не зависят от познания. Представители: Мур, Рассел, Броуд, Перри.

Неосхоластика — дальнейшее развитие схоластики после реформации. Это развитие проявилось в протестантской и католической неосхоластике. С XIX в. начинается оживление схоластики, которая объединяет различные школы католической философии (томизм, платоновско-августианская, францисканская школы и т. д.).

Неотомизм — официальная философская доктрина Католической церкви, основывающаяся на учении Фомы Аквинского. Основу неотомистского учения составляет схоластический принцип: «Философия — служанка богословия». Высшей реальностью неотомисты признают «чистое бытие», понимаемое как божественное первоначало. Материальный мир объявляется вторичным, производным. Большое место в неотомизме занимает религиозное толкование современных естественнонаучных теорий.

Неофрейдизм — представители школ «культурного психоанализа» (Хорни, Кардинер, Александер) сохранили нетронутой основную линию З. Фрейда, отказавшись лишь от тенденции видеть во всех явлениях человеческой жизни сексуальную подоплёку.

Ницше, Фридрих (1844—1900) — немецкий философ-нолюнтарист. Универсальной движущей силой развития считал «борьбу за существование», перерастающую в «волю к власти». Стремился обосновать основные качества «сверхчеловека», призванного уничтожить всё лживое и враждебное жизни. Боролся против христианства и буржуазной морали.

Номинализм — направление в средневековой философии, считавшее общие понятия лишь именами единичных предметов. Номиналисты утверждали, что реально существуют только отдельные пещи с их индивидуальными качествами.

Объективизм — направление в гносеологии, приписывающее познанию постижение только реальных предметов и объективных целей.

Онтология — 1. Под онтологией понимается учение о бытии как таковом, независимо от его частных видов. В этом смысле онтология равнозначна метафизике или части метафизики. 2. В XX в. — .то система всеобщих понятий бытия, постигаемых с помощью сверхчувственной и сверхрациональной интуиции.

Панентеизм — учение, согласно которому Вселенная покоится в Боге, а мир есть способ проявления Бога. Синтез пантеизма и теизма.

Панлогизм — учение о тождестве бытия и мышления, согласно которому всё развитие природы и общества является осуществлением логической деятельности мирового разума, абсолютной идеи.

Панпсихизм — идеалистическое воззрение, в соответствии с которым природа считалась одушевлённой. Представители: Уайтхед, Стронг.

Пантеизм — философское учение, согласно которому Бог представляет собой безличное начало, не находящееся за пределами природы, а тождественное ей.

Параллелизм психофизический — теория, рассматривающая психическое и физиологическое как самостоятельные, независимые друг от друга, параллельно идущие причинно-следственные ряды. Представители: Вундт, Липпс, Рибо и др.

Персонализм — философское течение, появившееся в конце XIX в. Высшей духовной ценностью и первичной реальностью признаёт «личность», которая понимается как духовный первоэлемент бытия.

Перфекционизм — учение о способности человека и всего человечества к совершенствованию.

Платон (427—347 до н. э.) — древнегреческий философ, основатель объективного идеализма. Для объяснения бытия развивал теорию о существовании бестелесных форм вещей, т. е. «идей», которые он отождествлял с бытием. В центре космологии Платона учение о «Мировой душе». Единственное верное познание — это воспоминания бессмертной души человека о мире «идей». О чувственных вещах и явлениях возможно только вероятное «мнение».

Платонизм — 1. Разработка учения Платона философами, прямо или косвенно являвшимися его учениками. 2. Включение платоновской философии, особенно теории идей, в другие философские системы.

Плюрализм — философская точка зрения, согласно которой действительность состоит из множества самостоятельных сущностей, несводимых к единому началу.

Позитивизм — философское направление, считающее единственным источником истинного действительного знания конкретные науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

Прагматизм — философское течение, определяющее значение истины её практической полезностью.

Психологизм — воззрение, согласно которому индивидуальная и коллективная психика являются основой философии.

Рационализм — философское направление, считающее, что научное (т. е. объективное, всеобщее) знание достижимо только посредством разума, который одновременно является и источником знания, и критерием его истинности. Родоначальники современного рационализма: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.

Релятивизм — идеалистическое учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания. Релятивизм утверждает, что в любых знаниях нет абсолютно точного отражения объективного мира.

Реляционализм — гносеологическое воззрение, согласно которому возможно только познание отношений между вещами и понятиями.

Розанов, Василий Васильевич (1856—1919) — русский религиозный философ и писатель. Критиковал христианство ради «живой» религии. Считал, что духовное возрождение России должно совершиться на почве правильно понимаемого нового христианства, в основе которого лежит понятие семьи.

Руссо, Жан Жак (1712—1778) — французский писатель и философ. Наряду с существованием Бога признавал и существование бессмертной души. Руссо рассматривал материю и дух как два вечно существующих начала. В теории познания придерживался сенсуализма, хотя и признавал врождённость нравственных идей.

Сенсуализм — философское направление, выводящее познание из чувственных ощущений, изображающее все явления духовной жизни как более или менее связанные комплексы ощущений.

Сингуляризм — философское направление, выводящее особенности мира, всё его многообразие из одного единственного принципа (см. Монизм).

Скептицизм — философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности.

Сократ (469—399 до н. э.) — древнегреческий философ, считавший, что строение мира и физическая природа вещей непознаваемы, познать мы можем только самих себя. Высшая задача знания не теоретическая, а практическая — искусство жить.

Солипсизм — философская теория, согласно которой существует только человек и его сознание, а объективный мир находится только в сознании индивидуума.

Соловьёв, Владимир Сергеевич (1853—1900) — русский фило соф-идеалист. Центральной в его учении является идея «всеединого сущего». Последнее рассматривается Соловьёвым как сфера абсолютного, божественного, а реальный мир как её самоопределение и воплощение (посредником между ними выступает Мировая душа). Соловьёв выводит единство теологии, философии и науки и называет его «свободной теософией».

Спиноза, Бенедикт (1632—1677) — нидерландский философ, считавший целью знания завоевание господства над природой и совершенствование человека. Он учил, что существует только природа, являющаяся причиной самой себя, не нуждающаяся для своего бытия ни в чём другом. Всю психическую жизнь сводил к разуму и к страстям.

Спиритуализм — идеалистическое учение о духовной первооснове мира. Признаёт существование души независимо от тела. Материальный мир — это или способ проявления Бога и его способностей, или иллюзия человеческого сознания.

Стоицизм — философское учение, возникшее в конце IV в. до н. э. Главные представители: Зенон и Хрисипп. Основные постулаты: жить надо сообразно природе; счастье в свободе от страстей, в спокойствии духа; чувства воспринимают действительность как нечто единичное; наука стремится познать общее, но в мире оно не существует.

Супернатурализм — философское направление, допускающее наличие сверхприродной и сверхразумной действительности.

Схоластика — средневековая «школьная» (развивавшаяся в монастырях и университетах) философия, представители которой пытались дать теоретическое обоснование религиозному мировоззрению.

Телеология — философское учение о целесообразности, целенаправленности всех явлений природы. С точки зрения телеологии не только человек, но и все явления природы имеют целеполагающие начала, души особого рода.

Теология — совокупность религиозных доктрин о сущности и деятельности Бога.

Теософия — философское течение, представители которого для понимания божественной сущности предпочитают авторитету официальных религиозных догм непосредственный внутренний опыт человека и мистическую интуицию.

Томизм — ведущее направление в католической философии, основанное Фомой Аквинским.

Фёдоров, Николай Фёдорович (1828—1903) — русский религиозный философ. Предложил оригинальную систему — космизм, которая подразумевала воссоздание всех живших человеческих поколений, их преображение и возвращение к Богу.

Фейербах, Людвиг Андреас (1804—1872) — немецкий философ, выдвигавший на первый план человека в качестве «единственного, универсального и высшего» предмета философии. Рассматривал религию как отчуждение человеческих свойств: человек как бы удваивается и в лице Бога созерцает свою собственную сущность.

Феноменализм — учение о познании, исходящее из тезиса: непосредственным объектом познания являются только ощущения.

Феноменология — основанное немецким философом Э. Гуссерлем и его учениками во второй половине XIX в. субъективно-идеалистическое направление. Его центральное понятие: «интенциональность» сознания, т. е. направленность на объект. Основной принцип: «нет объекта без субъекта». Основные методические требования: воздержание от любых суждений, выходящих за границы субъективного опыта; сам субъект познания рассматривается не как реальное существо, а как чистое сознание.

Фидеизм — мировоззрение, утверждающее примат веры над разумом и основанное на простом убеждении в истинности откровения.

Физикализм — концепция, сторонники которой ставят истинность любого положения науки в зависимость от возможности перевести его на язык физики.

Фихте, Иоганн Готлиб (1762—1814) — немецкий философ, считавший основным предметом философии деятельность безличного всеобщего «самосознания» («я»), которое противопоставляется объективному миру природы и материи («не-я»).

Флоренский, Павел Александрович (1882—1937) — русский ре лигиозный философ, пытавшийся совместить научные истины с религиозной верой. Считал, что первичным способом «схватывания» истины может быть только откровение.

Фома Аквинский (1225/26—1274) — первый религиозный философ-схоластик. Связал христианское вероучение с философией Аристотеля. Всё Мироздание рассматривал как универсальный иерархический порядок внутри бытия, установленный Богом.

Фрейдизм — название теории и метода психоанализа. Его основатель Зигмунд Фрейд рассматривал психику как нечто самостоятельное, существующее параллельно материальным процессам и управляемое особыми, непознаваемыми, вечными психическими силами, лежащими за пределами сознания (бессознательное). Все действия человека, все исторические события Фрейд истолковывает как проявление бессознательных, прежде всего сексуальных, влечений.

Циолковский, Константин Эдуардович (1857—1935) — русский учёный, автор «космической философии». Считал, что все формы и ступени материи одушевлены, а в основе находится «атом» — бессмертное элементарное существо.

Чаадаев, Пётр Яковлевич (1794—1856) — выдающийся представитель русской религиозной философии. Утверждал, что истинным руководящим и объединяющим принципом человеческой истории является Провидение, или Высший разум, управляющий течением событий и влияющий на ум человека. Считал, что русский народ постоянно повторяет прошлое европейской истории. Чтобы сравняться с другими народами, мы должны, по мнению Чаадаева, сблизиться с Западом, воспользоваться плодами его многовековой цивилизации.

Шопенгауэр, Артур (1788—1860) — немецкий философ, утверждавший, что сущностью мира является воля, которая лежит вне времени и пространства. Спасение от страданий — в абсолютной безмятежности (нирване), уничтожающей волю к жизни.

Экзистенциализм, философия существования — философское направление, возникшее в XX в. Истоки — философия жизни, феноменология Гуссерля, учение Кьеркегора. По мнению экзистенциалистов, бытие постигается не через рассудочное мышление, а через непосредственное переживание собственного существования, т. е. экзистенции. Различают религиозный экзистенциализм (Ясперс, Бердяев) и атеистический (Хайдеггер, Сартр).

Эмпиризм — учение, считающее чувственный опыт единственным источником знаний. Идеалистический эмпиризм (Беркли, Мах) ограничивает опыт совокупностью ощущений. Материалистический эмпиризм (Бэкон, Гоббс) основным источником чувственного опыта считает объективно существующий мир.

Эмпириокритицизм (махизм) — течение, основанное Авенариусом и Махом. Эмпириокритицизм выдвигает представление о мире, как о совокупности «нейтральных элементов» или ощущений. Понимание опыта очищается от понятия материи.

Энергетизм — философская концепция, возникшая в конце XIX в. Все явления природы сводятся к видоизменениям энергии, в том числе дух и материя.

Эпикур (342/41—271/70) — древнегреческий философ, отрицавший вмешательство богов в земные дела. Считал, что число миров бесконечно и разнообразно и представляет собой результат столкновения и разделения атомов. Познание природы освобождает людей от всех страхов, что необходимо для человеческого счастья, сущностью которого является удовольствие (в первую очередь духовное). Девиз Эпикура: «Живи уединённо!»

Среди всех гуманитарных наук именно философию называют самой коварной. Ведь именна она задает человечеству такие сложные, но и важные вопросы, как: «Что такое бытие?», «В чем смысл жизни?», «Для чего мы живем в этом мире?». О каждой этой теме написаны сотни томов, их авторы пытались найти ответ...

Но чаще всего они еще больше запутывались при поиске истины. Среди многочисленных философов, отметившихся в истории, можно выделить 10 наиболее важных. Ведь именно они и закладывали основы будущих мыслительных процессов, над которыми уже бились другие ученые.

Парменид (520-450 до н.э). Этот древнегреческий философ жил еще до Сократа. Как и многие другие мыслители той эры, он отличался непостижимостью и даже неким безумством. Парменид стал основателем целой философской школы в Елее. До нас дошла его поэма «О природе». В ней философ рассуждает о вопросах познания и бытия. Парменид рассуждал, что существует только вечно и неизменное Бытие, которое отождествляется с мышлением. По его логике о небытии мыслить невозможно, а значит, его и не существует. Ведь противоречивой является мысль «есть то, чего нет». Главным учеником Парменида считается Зенон Элейский, но труды философа оказали влияние и на Платона с Мелиссом.

Аристотель (384-322 до н.э.). Наравне с Аристотелем столпами античной философии принято считать также Платона с Сократом. Но именно этот человек отличался еще и своей просветительской деятельностью. Школа Аристотеля дала большой толчок его в развитии творчества многочисленных учеников. Сегодня ученые не могут даже разобраться, какие точно из работ принадлежат великому мыслителю. Аристотель стал первым ученым, кто смог создать разностороннюю философскую систему. Позже она ляжет в основу многих современных наук. Именно этот философ создал формальную логику. А его взгляды на физические основы мироздания заметно изменили дальнейшее развития мышления человека. Центральным учением Аристотеля стало учение о первопричинах - материи, форме, причине и цели. Этот ученый заложил концепции пространства и времени. Аристотель много уделял внимания теории государства. Неслучайно его самый успешный ученик - Александр Македонский, так многого добился.

Марк Аврелий (121-180). Этот человек вошел в историю не только, как римский император, но и как выдающийся философ-гуманист своей эпохи. Под влиянием другого философа, своего учителя Максима Клавдия, Марк Аврелий создал 12 книг на греческом языке, объединенных общим названием «Рассуждения о самом себе». Работа «Медитации» была написана для внутреннего мира философов. Там император поведал об убеждениях философов-стоиков, но не все их идеи принял. Стоицизм был важным явления для греков и римлян, ведь он определял не только правила терпениям, но и указывал пути к счастью. Марк Аврелий считал, что все люди посредством своего духа участвуют в идейно общности, которая не имеет ограничений. Труды этого философа легко читаются и сегодня, помогая решить некоторые жизненные проблемы. Интересно, что гуманистические идеи философа вовсе не мешали ему преследовать первых христиан.

Ансельм Кентерберийский (1033-1109). Этот средневековый философ много сделал для католического богословия. Его даже считают отцом схоластики, а самой известной работой Ансельма Кентерберийского стала «Proslogion». В ней он с помощью онтологического доказательства привел незыблемые свидетельства существования Бога. Бытие Бога проистекало из самого его понятия. Ансельм пришел к выводу, что Бог есть совершенство, существуя вне нас и вне этого мира, превосходя по величине все мыслимое. Главные высказывания философа «вера, требующая понимания» и «верую, чтобы понять» затем стали своеобразными девизами августинской философской школы. Среди последователей Ансельма был и Фома Аквинский. Ученики же философа продолжили развивать его взгляды на отношение веры и разума. За свои работы на благо церкви в 1494 году Ансельм был канонизирован, став святым. А в 1720 году папа Климент XI провозгласил святого Учителем Церкви.

Бенедикт Спиноза (1632-1677). Спиноза родился в еврейской семье, предки его после изгнания из Португалии осели в Амстердаме. В юности философ изучает труды лучших еврейских умов. Но Спиноза стал высказывать ортодоксальные взгляды и сблизился с сектантами, что привело к отлучению от еврейской общины. Ведь его передовые взгляды входили в противоречие с закоренелыми общественными взглядами. Спиноза бежал в Гаагу, где продолжал совершенствоваться. Себе на жизнь он зарабатывал шлифовкой линз и частными уроками. А в свободное от этих обыденных занятий время, Спиноза писал свои философские труды. В 1677 году ученый умер от туберкулеза, его закоренелая болезнь была к тому же усугублена вдыханием пыли линз. Только после смерти Спинозы вышла его главная работа - «Этика». Труды философа синтезировали воедино научные идеи Древней Греции и Средневековья, труды стоиков, неоплатонистов и схоластиков. Спиноза пытался перенести влияние Коперника на науку в сферу этики, политики, метафизики и психологии. Метафизика Спинозы основывалась на логике, что надо определить термины, сформулировать аксиомы и уже затем с помощью логических следствий выводить остальные положения.

Артур Шопенгауэр (1788-1860). Современники философа вспоминали о нем, как о маленьком некрасивом пессимисте. Он большую часть жизни провел с матерью и котом в своей квартире. Тем не менее этот мнительный и честолюбивый человек смог пробиться в число самых важных мыслителей, став самым ярким представителем иррационализма. Источником идей Шопенгауэра послужили Платон, Кант и древнеиндийский трактат Упанишады. Философ стал одним из первых, кто осмелился соединить восточную и западную культуру. Трудность синтеза состояла в том, что первая - иррациональная, а вторая, наоборот, рациональная. Философ много внимания уделял вопросам воли человека, его самым известным афоризмом стала фраза «Воля - вещь в себе». Ведь именно она и определяет сущее, влияя на него. Главной работой всей жизни философа стала его «Мир, как воля и представление». Шопенгауэр изложил основные способы достойной жизни - искусство, моральный аскетизм и философия. По его мнению именно искусство способно освободить душу от жизненных страданий. К другим же надо относиться, как к самому себе. Хотя философ и симпатизировал христианству, он оставался атеистом.

Фридрих Ницше (1844-1900). Этот человек, несмотря на сравнительно недолгую жизнь, смог добиться многого в философии. Имя Ницше принято ассоциировать с фашизмом. На самом деле он не был националистом, как его сестра. Философ вообще мало интересовался жизнью вокруг себя. Ницше смог создать самобытное учение, которое не имеет ничего общего с академическим характером. Труды ученого поставили под сомнения общепринятые нормы морали, культуры, религии и общественно-политических отношений. Чего стоит только знаменитая фраза Ницше «Бог мертв». Философ смог возродить интерес к философии, взорвав застоявшийся было мир новыми взглядами. Первая работы Ницше, «Рождение трагедии», сразу же наградила автора ярлыком «ужасным ребенком современной философии». Ученый пытался понять, что же есть мораль. Согласно его взглядам не стоит думать об ее истинности, надо рассматривать ее служение цели. Прагматический подход Ницше отмечается и в отношении философии и культуры вообще. Философ смог вывести формулу сверхчеловека, который не будет ограничен моралью и нравственностью, став в стороне от добра и зла.

Роман Ингарден (1893-1970). Этот поляк являлся одним из самых видных философов прошлого века. Он был учеником Ганса-Жоржа Гадамера. Ингарден во Львове пережил фашистскую оккупацию, продолжая работать над своим главным трудом, «Спором о существовании мира». В этом двухтомнике философ рассуждает об искусстве. Основой деятельности философа стала эстетика, онтология и эпистемология. Ингарден заложил основы реалистичной феноменологии, которая актуальна до сих пор. Исследовал философ также и литературу, кино, теорию познания. Ингарден переводил на польский язык философские работы, в том числе Канта, много преподавал в университетах.

Жан-Поль Сартр (1905-1980). Этот философ очень любим и популярен во Франции. Это самый яркий представитель атеистического экзистенциализма. Его позиции были близки к марксизму. При этом Сартр являлся еще и писателем, драматургом, эссеистом и педагогом. В основе работ философов лежит понятие свободы. Сартр полагал, что она является абсолютным понятием, человек просто осужден быть свободным. Мы сами должны формировать себя, отвечая за свои поступки. Сартр говорил: «Человек - это будущее человека». Смысла же у окружающего мира нет, именно человек своей деятельностью меняет это. Работа философа «Бытие и ничто» стала самой настоящей Библией для молодых интеллектуалов. Нобелевскую премию по литературе Сартр отказался принять, так как не хотел ставить под сомнение свою независимость. Философ в своей политической деятельности всегда отстаивал права обездоленного и униженного человека. Когда Сартр умер, проводить его в последний путь собралось 50 тысяч человек. Современники полагают, что ни один другой француз не дал миру столько, сколько этот философ.

Морис Мерло-Понти (1908-1961). Этот французский философ одно время был единомышленником Сартра, являясь приверженцем экзистенциализма и феноменологии. Но затем он отошел от коммунистических взглядов. Основные мысли Мерло-Понти изложил в своей работе «Гуманизм и террор». Исследователи полагают, что в ней есть черты, родственные фашисткой идеологии. В сборнике своих работ автор жестко критикует сторонников марксизма. На мировоззрение философа оказали влияние Кант, Гегель, Ницше и Фрейд, сам он увлекался идеями гештальтпсихологии. Основываясь на работе предшественников и работая над неизвестными трудами Эдмунда Гуссерля, Мерло-Понти смог создать свою феноменологию тела. Это учение гласит, что тело не является ни чистым существом, ни естественной вещью. Это всего лишь поворотный момент между культурой и природой, между собственным и чужим. Тело в его понимании - целостное «я», которое является субъектом мышления, речи и свободы. Самобытная философия этого француза заставила по-новому переосмыслить традиционные философские темы. Неслучайно его считают одним из основных мыслителей двадцатого века.

Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их теории и морально-этические законы всё ещё живы.

Философские идеалы являются строительными блоками нашей современной жизни. Философия направляет нас в поисках смысла жизни. О чем вообще эта жизнь? Почему мы здесь? Испытание ли это? Одиноки ли мы? Философы всегда стремились найти ответы на эти вопросы наиболее логическим путем. Очень жаль, что сегодня обсуждения философских идеи проводятся либо на занятиях в университете (не самым лучшим образом), либо в частных беседах.

Реальность такова, что средства массовой информации способствуют деградации. Но хотелось бы видеть больше людей с широким кругозором, которые задают вопросы и отказываются носить ярлык "нормальности". Пришло время остановить извержение бессмысленных тезисов и "фактов" из новостных лент. Давайте познакомимся с 10 философами, которые способны изменить жизнь.

Иммануил Кант

Иммануил Кант, философ из Германии, один из отцов-основателей современной философии. Он был великим мыслителем, который жил в восемнадцатом веке, когда мир менялся. Одной из запоминающихся идей Канта стало "Царство целей".

Царство целей - это мысленный эксперимент, центральный вопрос моральной философии Канта. Кант ввел это понятие в своей работе "Основы метафизики нравственности". Мысленный эксперимент предлагает мир, в котором каждый человек должен рассматриваться, как цель сам по себе, а не как средство для достижения целей других людей. Кант, по существу считал, что если с человеком обращаться по справедливости, только хорошее будет произрастать в нем. Его работа в основном сосредоточена на этике, политической теории и теории познания.

Платон



Вероятно, это один из самых известных философов всех времен. Платон изменил способ написания законов по всему миру. Он жил около четырехсот лет до нашей эры. Считается важной фигурой в развитии философии, особенно западной традиции. Он основал первый университет в западном мире - Академию в Афинах и проделал большую работу в области науки.

Многие люди ассоциируют Платона с несколькими центральными доктринами, высказанными в его трудах: мир, как мы его знаем, каким-то образом неисправен и полон ошибок, но есть и другая реальность - идеальное место, населенное так называемыми "формами" или "идеями", которые вечны, неизменны, и в каком-то смысле парадигматичны для мира, воспринимаемого нами. Среди наиболее важных из этих абстрактных идей находятся добро, красота, равенство, величие, сходство, единство, бытие, одинаковость, различие, изменения и неизменности. И, согласно Платону, очень важно различить среди всего кажущегося красивым (хорошим, великим, уникальным, справедливым) то, что на самом деле является таковым.

Авиценна



Автором некоторых величайших философских идей в начале 1000-х является Авиценна. Он является одним из самых влиятельных философов Персии. Авиценна был исламским ученым, и большинство его ранних работ вращалось вокруг его изучения Корана. Авиценна пытался разрешить некоторые фундаментальные вопросы, включая происхождение космоса, роль Бога в человеческом существовании и вселенной, и взаимодействие Бога с людьми и другими созданными им существами. Он писал о логике, метафизике и этике, в то время как его самым большим вкладом была попытка примирить древне греческую философию и Бога, как творца всего сущего.

Помимо философии Авицена является одним из величайших врачей своего времени. Он создал "Книгу исцеления" и "Канон медицины". Авиценна первым описал пять классических чувств: вкус, осязание, зрение, слух и обоняние. Возможно, он был первым в мире психологом, в то время, как люди, страдающие психическим расстройством в то время, определялись как, одержимые демонами.

Джон Локк



Примерно в конце семнадцатого века в Англии родился один из величайших современных философов. Джон Локк - автор некоторых удивительных идей, по которым народы живут, работают и принимают законы. Он работал всю свою жизнь, чтобы сформировать политические принципы, по которым функционирует современный закон и права людей по всему миру. Он представил миру мысль, что все люди имеют право на жизнь, свободу и собственность, и что ни одно правительство не должно располагать слишком большой властью.

Зенон Китийский



Зенон Китийский родился на Кипре в 334 году до нашей эры. Зенон прожил всю свою жизнь на Кипре, но оказал большое влияние на философов по всему миру. Зенон был основателем философской школы стоицизма. На основе моральных идей киников, в стоицизме был сделан акцент на добро и душевное спокойствие, полученные из добродетельной жизни в соответствии с природой.

Эпикур



Эпикур родился в небольшой греческой семье в 341 году до нашей эры. Философские вопросы посещали Эпикура с юного возраста. В 18 лет он переехал в Афины, где служил в армии в течение двух лет, прежде чем вернуться к изучению философии. Эпикур известен своими учения о моральном кодексе и разуме, своим рациональным взглядом на жизнь.

Для Эпикура, цель философии в том, чтобы достичь счастливой, спокойной жизни, которая характеризуется умиротворением и свободой от страха ("ataraxia"), а также отсутствием боли ("aponia"). Счастливая жизнь по Эпикуру - это самодостаточная жизнь в кругу друзей.

Эпикур говорил, что удовольствие и боль являются лишь мерами того, что есть добро и зло; смерть - это конец и тела и души, а, следовательно, её не нужно бояться; боги не наказывают и не вознаграждают людей; Вселенная бесконечна и вечна; и события в мире, в конечном счете, основаны на движении и взаимодействии атомов, перемещающихся в пустом пространстве.

Фридрих Ницше



Философ конца девятнадцатого века, изменил мир своей нетрадиционной идеологией. Он начал свою карьеру с изучения греческих и римских текстов. Ницше писал критические тексты о религии, морали, современной культуре, философии и науке. Он хорошо известен своими идеями о Боге. Он верил, что Бог - мертв, и люди не должны посвящать свою жизнь доктрине, которая не позволяет иметь более широких представлений о жизни.

Считается, что Ницше стал вдохновителем нацистов, со своей идей сверхчеловека и своими антигуманными постулатами, однако эта информация попросту представлена в ложном свете. В понимании Ницше идея сверхчеловека - это идея победы творческого начала над разрушительным, животным. Согласно Ницше единственный, кого человеку следует преодолеть - себя самого.

Конфуций



Конфуций родился около 550 года до нашей эры и, вероятно, он один из самых цитируемых китайских философов. Философия Конфуция базировалась на личной и государственной морали, справедливости и искренности. Принципы Конфуция были основаны на китайских традициях и верованиях. Он поддерживал идеи важности семьи, поклонения предкам, уважения старших. А понятие самодисциплины было одним из главнейших в его философии.

Рене Декарт



Конец шестнадцатого века был полон великих мыслителей, но никто не был так известен, как Рене Декарт. Он был философом, который отказывался принимать старые идеи и потому создавал собственные.

Декарт придерживался одной теории, которая отличала его от других. В отличии от тех, кто был до него, он защищал существование Бога. Одна из его причин верить в Бога заключалась в том, что он полагал, что Бог совершенен. Поскольку совершенство предполагает существование, значит Бог должен существовать. Рене Декарт также считался гением математики и ключевой фигурой научной революции.

Аристотель



Родился в 384 году до нашей эры, является одним из самых известных философов всех времен. Он учился в Академии Платона в Афинах, и стал автором идей, дающих повод для размышления и сегодня. Считается, что он был одним из первых в изучении логики, которая и поспособствовала его пониманию мира. Он хорошо известен своими трудами о добродетели, которые применяются во многих аспектах жизни человека и сегодня. Его работы в основном сосредоточены на этике, науке, риторике, богословии, медицине, теории литературы и политической теории.

Ключевые слова: философия цитаты, философия кратко, философия платона, философия канта, представители философии, основные идеи философии, ницше философия, философия древней греции, философия мысли, декарт философия, мыслители философии, эпикур философия