Меню
Бесплатно
Главная  /  Бородавки  /  Шилка зенитная самоходная установка скорострельность. Темпераментная «Шилка. Где поставить антенну РЛС

Шилка зенитная самоходная установка скорострельность. Темпераментная «Шилка. Где поставить антенну РЛС

ЗСУ-23-4 «Шилка» является настоящей легендой среди зенитных самоходных установок (ЗСУ), а ее долгая войсковая жизнь заслуживает исключительно уважения. Данная ЗСУ – это пример рационального отношения к боевой технике, которая уже снята с производства, но еще в состоянии выполнять возложенные на нее задачи.

Несмотря на то, что серийное производство ЗСУ-23-4 «Шилка», названной так в честь реки, левого притока Амура, было прекращено еще в 1982 году, модернизации данной установки продолжают появляться сегодня не только в России, но и в других странах – Польше, Украине, а сама ЗСУ по-прежнему находится на вооружении сухопутных войск РФ.

ЗСУ-23-4 «Шилка» (индекс ГРАУ 2А6) – советская зенитная самоходная установка, предназначенная для непосредственного прикрытия наземных войск, поражения различных низколетящих воздушных целей (вертолеты, самолеты, БПЛА, крылатые ракеты), а также наземных (надводных) целей как огнем с места, так и при стрельбе с коротких остановок или в движении. Разработкой комплекса занималось знаменитое КБ Прибостроения из города Тула, а производством УМЗ – Ульяновский механический завод, входящий сегодня в состав «Концерна ВКО «Алмаз-Антей». Предприятие занимается модернизацией ЗСУ-23-4 «Шилка» и в настоящее время. В Советском Союзе данная ЗСУ входила в состав подразделений ПВО сухопутных войск полкового звена. Серийное производство установки, которая была вооружена счетверенной автоматической 23-мм пушкой с темпом стрельбы 3400 выстрелов в минуту, началось в 1964 году и продолжалось вплоть до 1982 года. Всего за это время было собрано порядка 6,5 тысяч ЗСУ данного типа.

Практически ни один из военных конфликтов второй половины XX века не обошелся без использования данной боевой машины. «Шилка» участвовала в боях на территории Вьетнама, где была достаточно серьезной угрозой для американских летчиков. Активно использовалась в арабо-израильских войнах, гражданской войне в Анголе, в ливийско-египетском конфликте, ирано-иракской и эфиопо-сомалийских войнах, в боевых действиях на Балканах и в зоне Персидского залива. СССР широко использовал данные ЗСУ во время войны в Афганистане. В Афгане «Шилки» использовались не в качестве систем ПВО, а в качестве боевых машин поддержки пехоты, наводя настоящий ужас на душманов. За колоссальную боевую мощь четырех спаренных автоматических пушек, обладающих огромной скорострельностью, афганские моджахеды прозвали «Шилку» – «шайтан-арбой» – чертовой телегой. При отсутствии реальной угрозы с воздуха установка использовалась для ведения огня по различным наземным целям, в том числе легкобронированным, на расстоянии до 2-2,5 км она могла легко подавить огнем любые укрепления противника.

ЗСУ-23-4 «Шилка»


При этом «Шилка» остается востребованной и в XXI веке. Данная ЗСУ активно используется в военном конфликте на территории Сирии. Здесь ее также используют в качестве машины огневой поддержки, которая прикрывает действие атакующих пехотных подразделений и танков. Плотным огнем скорострельных пушек установка уничтожает пулеметчиков, снайперов и гранатометчиков противника. Особенно эффективна данная установка при ведении боевых действий в условиях плотной городской застройки. Угол подъема автоматических 23-мм орудий составляет 85 градусов, что позволяет легко подавлять позиции боевиков, расположенные даже на верхних этажах зданий. По словам военных экспертов, без участия ЗСУ-23-4 в Сирии в последнее время не проводится ни одна масштабная армейская операция.

Счетверенная автоматическая 23-мм пушка, обладая высокой скорострельностью и большой начальной скоростью полета снарядов, в состоянии создать настоящее «море» огня. Поэтому даже танк, который попадает под ее обстрел, может быть выведен из боя, потеряв практически всё навесное оборудование и приборы наблюдения. Хотя современные зенитно-ракетные и ракетно-пушечные комплексы ПВО, имеющиеся в распоряжении Сухопутных войск России, превосходят «Шилку» по своим параметрам и характеристикам, главным достоинством ЗСУ остается возможность ее использования на передовой линии при непосредственном соприкосновении с войсками противника. Спасает наличие противоосколочной и противопульной брони.

До сих пор установка ЗСУ-23-4 стоит на вооружении десятков стран мира, являясь недорогим, но при этом универсальным средством для решения различных боевых задач. В то же время появление на сцене новых средств воздушного нападения и нарастание темпов современного боя сделали необходимым процесс модернизации установки. Счет используемых в разных армиях мира «Шилок» все еще идет на сотни. При этом несмотря на свой уже достаточно почетный возраст, альтернативы им часто нет. Особенно, принимая во внимание тот факт, что не каждое государство может позволить себе приобретение новых ЗСУ. В этих условиях задача модернизации машины-ветерана лишь становится более актуальной.

ЗСУ-23-4М4 «Шилка-М4»


Специалисты и военные эксперты считают, что одним из лучших вариантов модернизации и «осовременивания» данной боевой машины является российский вариант ЗСУ-23-4М4 «Шилка-М4». Данный вариант модернизации установки неоднократно демонстрировался на выставках как в Нижнем Тагиле, так и в Подмосковном парке «Патриот». Огневые и ходовые возможности ЗСУ «Шилка-М4» демонстрировались и в рамках Международного военно-технического форума «Армия-2018» на полигоне Алабино. По заверениям разработчиков, возможности модернизированной «Шилки» по противоздушной обороне подразделений сухопутных войск во всех видах боевых действий и противовоздушной обороне стационарных объектов существенно возросли.

ЗСУ-23-4М4 представляет собой модернизированный вариант установки с новой радиолокационной СУО (системой управления огнем) и возможностью установки ЗРК «Стрелец». Обновление СУО сопровождается заменой существующей РЛС на вновь созданную станцию того же частотного диапазона на твердотельной элементной базе с улучшенным набором характеристик. ЗРК «Стрелец» предназначен для обеспечения автоматизированного дистанционного одиночного, последовательного запуска ЗУР типа «Игла» с разнообразных носителей наземного, морского или воздушного базирования. При установке на носителе двух и более боевых модулей «Стрелец» становится возможным осуществление залповых пусков двух ракет по одной цели, что существенно увеличивает шансы ее поражения. Размещение данного комплекса фактически превращает «Шилку» в настоящую ракетно-пушечную зенитную установку.

Также в состав батареи комплекса введен ППРУ – подвижный пункт разведки и управления «Сборка М1» в качестве командного пункта (КП) и телекодовый канал связи для обмена информацией между КП и ЗСУ. На борту модернизированной машины произведена замена аналогового счетно-решающего прибора на современную цифровую вычислительную систему (ЦВС), монтируется цифровая следящая система. Затронула модернизация и гусеничное шасси. Модернизация ходовой направлена на улучшение маневренности и управляемости самоходной установки, а также уменьшение трудоемкости ее эксплуатации и технического обслуживания. Также меняется радиостанция и активный прибор ночного видения, на смену которому пришел пассивный. На модернизированную версию устанавливается также система автоматизированного контроля работоспособности радиоэлектронной аппаратуры и кондиционер, который улучшает условия работы экипажа, что особенно необходимо в условиях эксплуатации в жарком климате. Численность экипажа самоходки осталась неизменной – 4 человека.


ЗСУ-23-4М4 «Шилка-М4»

Получив в рамках модернизации новую аппаратуру и оборудование, «Шилка-М4» сохранила при этом свое главное и проверенное годами вооружение – счетверенную 23-мм автоматическую пушку 2А7М, которая легко наводится в любом направлении по азимуту с углами склонения/возвышения от -4 до +85 градусов. Эффективная стрельба из данной артиллерийской установки возможна на дистанцию до 2-2,5 километров при начальной скорости полета снарядов 950-970 м/с. Досягаемость установки по высоте составляет 1,5 километра. Данная артиллерийская установка может эффективно использоваться для обстрела летящих целей, перемещающихся со скоростью до 500 м/с. В то же время при использовании зенитных управляемых ракет «Игла» ЗРК «Стрелец» (на боевой машине имеется 4 таких ракеты) дальность поражения целей увеличивается до 5 километров, высота – до 3,5 километров.

Стандартный боекомплект ЗСУ «Шилка-М4» состоит из 2000 23-мм выстрелов и 4 ракет «Игла». При действии в единой системе ПВО максимальная дальность обнаружения воздушных целей может достигать 34 километров. Максимальная дальность сопровождения цели радиоканалом составляет 10 километров, минимальная – 200 метров. Минимальная высота сопровождения воздушных целей радиоканалом составляет 20 метров. Расход снарядов на одну сбитую воздушную цель оценивается в 300-600 выстрелов. Вероятность поражения воздушной цели за один пролет при расходе 300 выстрелов оценивается в 0,5.

В отличие от своих предшественников, модификация «Шилка-М4» в состоянии работать в условиях сложной помеховой обстановки, а также эффективно обнаруживать воздушные цели, летящие на малых высотах. Автоматика обновленного зенитного комплекса самостоятельно вносит поправки на износ стволов пушек и метеорологические условия, а также учитывает иные факторы, влияющие на траекторию полета снарядов и, как следствие, точность стрельбы. Одновременно с вариантом модернизации «Шилка-М4» существует также вариант модернизации ЗСУ-23-4М5, который отличается наличием оптико-локационного канала в составе СУО, способного гарантировать боевую работу ЗСУ в условиях постановки сильных помех, мешающих работе ее РЛС. В проекте модернизации «Шилка-М5» предлагалось также оснащать боевую машину лазерным дальномером и дополнительным телевизионным визиром. Проводимые в настоящее время модернизации легендарной ЗСУ «Шилка» обеспечивают комплексу вторую жизнь и возможность оставаться на вооружении российской армии и армий других стран на протяжении еще длительного периода времени.


ЗСУ-23-4М4 «Шилка-М4»

    Зенитная самоходная установка - ЗСУ 23 4 «Шилка» … Википедия

    Енисей (зенитная самоходная установка) - ЗСУ 37 2 «Енисей» ЗСУ 37 2 Классификация зенитная самоходная установка Боевая масса, т 27,5 … Википедия

    23-мм зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шилка» - 23 мм зенитная самоходная установка ЗСУ 23 4 «Шилка» 1966 Тактико технические характеристики Силовая установка Вооружение Факты Основные модификации … Военная энциклопедия

    Шилка (ЗСУ)

    САМОХОДНАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА - — артиллерийское орудие на самоходной базе. ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА (ЗСУ), зенитная артиллерийская установка, боевая машина артиллерии, вооружённая одной или несколькими пушками, которые имеют общие механизмы наводки и приборы… … Военная энциклопедия

    Зенитная установка - Зенитная установка общее название военной техники, предназначенной для ведения огня по воздушным целям (обеспечения противовоздушной обороны. В зависимости от конструкции ЗУ классифицируются на: Зенитное орудие специально… … Википедия

    Самоходная техника - Военная техника техника, применяемая для ведения боевых действий, в первую очередь для поражения живой силы противника и его военной техники. В России применяется аббревиатура ВВТ (вооружение и военная техника). Содержание 1 Самолёты 2… … Википедия

    Шилка (значения) - Шилка: Шилка река в России, левая составляющая Амура, образуется слиянием Онона и Ингоды. Шилка город в России, административный центр Шилкинского района Забайкальского края. ЗСУ 23 4 «Шилка» советская зенитная самоходная… … Википедия

    ЗСУ-23-4 «Шилка» - «Шилка» Технического музея в Тольятти ЗСУ 23 4 «Шилка» Классификация зенитная самоходная установка Боевая … Википедия

    ЗСУ-23-4 "Шилка" - «Шилка» Технического музея в Тольятти ЗСУ 23 4 «Шилка» Классификация зенитная самоходная установка Боевая … Википедия

Книги

  • Советская зенитная САУ "Шилка" (7419) , . ЗСУ 23-4 "Шилка" принята на вооружение Советской армии в 1965 году. На тот период - это была передовая машина: радиолокационный поиск противника, скорострельность и убойная мощность заставили…

Из всех зенитных комплексов, построенных после Второй мировой войны, она обладает самым длинным и впечатляющим послужным списком.

Местом боевого крещения для «Шилки» стал Ближний Восток, затем была борьба против американской авиации во Вьетнаме, многочисленные конфликты на африканском континенте и война в Афганистане. У афганских моджахедов не было авиации, поэтому «Шилку» использовали не по назначению: ЗСУ-23-4 применялась для поддержки сухопутных войск и защиты транспортных колонн. Душманы называли «Шилку» «шайтан-арбой» и очень ее боялись.

ЗСУ-23-4 предназначена для прикрытия наземных войск, а также борьбы с низколетящими целями. «Шилка» входила в состав ПВО полкового звена. Потенциальные противники высоко оценивали боевую эффективность этого зенитного комплекса, в свое время американцы и израильтяне потратили много сил, чтобы получить его для изучения.

В настоящее время ЗСУ-23-4 считается устаревшей зенитной установкой, еще в советское время началась ее замена на более совершенный ЗРПК «Тунгуска». Несмотря на это, «Шилки» до сих пор стоят на вооружении вооруженных сил России, Украины и нескольких десятков других стран. Они активно используются в локальных конфликтах на территории стран третьего мира.

С момента начала серийного производства было изготовлено 6,5 тыс. единиц этого оружия.

История создания

В годы Второй мировой войны атаки с воздуха во время марша стали большой проблемой для сухопутных войск: штурмовая авиация , работая на малых высотах, наносила огромный урон живой силе и боевой технике . Немцы, которые в конце войны несли жестокие потери от действий западной авиации, разработали малокалиберную зенитную установку Kugelblitz («Шаровая молния»). Она имела два 30-мм орудия и РЛС, с помощью которой производилось обнаружение противника и наведение на цель. Скорострельность Kugelblitz составляла 850 выстрелов в минуту, на нее даже пытались устанавливать приборы ночного видения. Эта ЗСУ сильно опередила свое время и на многие годы стала предметом изучения и копирования.

Советская пехота и танкисты подобной роскоши не имели и всю войну сильно страдали от налетов немецкой авиации. Ситуацию принялись исправлять уже после победы над немцами.

В 1947 году начались работы по созданию 57-мм самоходной зенитной установки ЗСУ-57-2. Однако на момент начала производства этот комплекс уже был устаревшим. Он имел слишком низкий темп стрельбы (220-240 выстрелов в минуту), обойменное заряжание и открытую сверху башню. ЗСУ-57-2 не имела РЛС, поэтому обнаружить цель можно было только визуально, также у нее отсутствовала система защиты от ОМП. Тем временем потенциальный противник не дремал: американцы, изучив трофейные образцы немецкой «Шаровой молнии», в 1956 году приняли на вооружение 40-мм ЗСУ с радиолокационной системой обнаружения целей.

В 1957 году в СССР начинаются работы над созданием новой самоходной зенитной установки. Было запущено сразу два конкурирующих проекта: ЗСУ-37-2 «Енисей», вооруженный двумя 37-мм пушками и ЗСУ-23-4 «Шилка», с четырьмя 23-мм орудиями. Обе зенитные установки были оснащены РЛС, имели гусеничное шасси и систему защиты от ОМП. Формально они предназначались для решения различных задач: «Енисей» обеспечивал защиту бронетанковых войск, а «Шилка» должна была прикрывать мотострелковые части . Оба комплекса имели ленточное питание орудий и водяное охлаждение стволов.

К 1960 году оба зенитных комплекса были готовы, и начались их испытания. ЗСУ-23-4 «Шилка» оказалась в 1,5-2 раза эффективнее своего конкурента в стрельбе по низколетящим скоростным целям, зато «Енисей» превосходил ее по высоте поражения. Комиссия рекомендовала принять на вооружение оба зенитных комплекса. Однако в серию пошла только «Шилка», работы по «Енисею» были приостановлены.

К 1970 году «Шилка» стала основным мобильным зенитным комплексом СА, она полностью заменила ЗСУ-57-2 и стала отправляться на экспорт. Впервые «Шилки» применили в ходе арабо-израильского конфликта 1973 года. Тогда сирийская ПВО сумела уничтожить 98 самолетов ВВС Израиля, 10% из которых было на счету ЗСУ-23-4. Плотный зенитный огонь на малых высотах оказывал деморализующее действие на израильских пилотов, заставляя их подниматься на большие высоты, где они становились легкой добычей ЗРК.

«Шилки» использовались во время ирано-иракской войны (обеими сторонами), в завершающей стадии войны во Вьетнаме, в ходе операции «Буря в пустыне».

В Афганистане советские войска использовали ЗСУ-23-4 для поражения наземных целей. У «Шилки» снимали ненужный РЛС и увеличивали боекомплект до 4 тыс. снарядов. После появления на поле боя «Шилки» душманы обычно начинали отходить.

Главным недостатком «Шилки» являлась недостаточная мощь 23-мм снаряда, не устраивала военных и наклонная дальность орудия, и недостаточное фугасное действие снарядов. При создании нового штурмовика американцы испытывали на нем действие трофейной «Шилки», захваченной евреями во время войны 1973 года. Так появился знаменитый А-10 «Бородавочник», который действительно неплохо защищен от зенитных боеприпасов калибра 23 мм. Американцы активно рекламировали этот самолет, называя его неуязвимым для огня советской ПВО.

ЗСУ-23-4 пытались переделать под более мощный 30-мм снаряд, но оказалось, что проще и дешевле построить новую зенитную установку, чем модернизировать старую. Так и было сделано: в 1982 году на вооружение была принята ЗСУ «Тунгуска», вооруженная 30-мм автоматическими пушками.

За годы эксплуатации данного комплекса были разработаны несколько его модификаций.

Описание конструкции

ЗСУ-23-4 «Шилка» имеет сварной корпус с противопульным и противоосколочным бронированием. Он разделен на три отсека: управления, расположенный в передней части машины, боевое отделение – находящееся в ее центре и силовой отсек – в кормовой части. На правом борту зенитной установки расположено три люка, через которые происходит демонтаж и обслуживание оборудования машины, а также вентиляция агрегатов.

В башне «Шилки» установлено счетверенное 23-мм орудие АЗП-23 «Амур», автоматика которого работает за счет отведения пороховых газов из канала ствола. Каждый ствол оснащен кожухом системы охлаждения и пламегасителем. Подача патрона — боковая, из звена ленты с перекосом патрона. Ленты находятся в патронных коробах. В башне расположены два короба, система для взведения зенитных автоматов – пневматическая.

Боекомплект «Шилки» состоит из двух типов 23-мм снарядов: бронебойных БЗТ и осколочных ОФЗТ. Бронебойные боеприпасы БЗТ не имеют взрывчатого вещества и содержат только зажигательный состав для трассирования. Снаряды ОФЗТ имеют взрыватель и самоликвидатор (время действия 5-10 секунд). В ленте на четыре патрона ОФЗТ идет один БЗТ.

Наведение производится с помощью гидравлических приводов, возможно и ручное наведение. Темп стрельбы – 3400 выстрелов в минуту.

В приборном отсеке башни находится радиолокационно-приборный комплекс, с помощью которого происходит поиск цели, ее сопровождение и высчитываются траектории снарядов и необходимое упреждение. Дальность обнаружения воздушных объектов – 18 км.

Зенитный комплекс «Шилка» может вести огонь по воздушным целям в нескольких режимах:

  • в автоматическом;
  • в полуавтоматическом;
  • по ракурсным кольцам;
  • по запомненным координатам;
  • по наземным целям.

Автоматический режим стрельбы считается основным.

Радиолокационно-приборный комплекс состоит из следующих элементов:

  • ламповой РЛС 1РЛ33М2;
  • аналогового счётно-решающего прибора;
  • визирного устройства;
  • системы стабилизации.

Боевая машина оснащена радиостанцией Р-123М и переговорным устройством ТПУ-4.

ЗСУ-23-4 «Шилка» оборудована дизельным двигателем В6Р. Он имеет шесть цилиндров, жидкостное охлаждение и максимальную мощность 206 кВт. Машина имеет два алюминиевых топливных бака с общим объемом 515 литров. Этого хватало до 400 км хода. Дополнительная установка предназначается для питания бортовой электроники.

Ходовая часть машины состоит из двух ведущих колес, двух направляющих колес и двенадцати опорных катков с обрезиненными ободами. Подвеска – независимая торсионная.

Защита экипажа от ОМП происходит за счет создания в боевом отделении избыточного давления и очистки воздуха.

Модернизация зенитного комплекса «Шилка» шла по пути улучшения ее способности обнаруживать воздушные цели, а также увеличения защищенности комплекса. Еще в середине 70-х годов для управления стрельбой зенитных установок на полковом уровне был создан комплекс «Овод-М-СВ». В его состав входила РЛС «Лук-23» и автоматизированная система управления огнем.

В середине 90-х появились модификации «Шилка-М4» и «Шилка-М5» с более совершенными системами управления огнем. Для поражения бронированных целей был создан 23-мм подкалиберный боеприпас.

В 1999 году широкой общественности была представлена модификация «Шилки», на башне которой были дополнительно установлены ПЗРК «Игла» .

Достоинства и недостатки

Одним из главных минусов зенитной установки «Шилка» является ее тяжелая, сложная и маломощная ходовая часть. Ее ремонт и обслуживание – дело сложное и трудоемкое. Чтобы добраться до некоторых ее узлов, необходимо демонтировать множество агрегатов, слить масло и охлаждающую жидкость. Мощность в 240 л. с., на которую способен двигатель «Шилки», недостаточна для ее веса, поэтому машина тихоходна и маломаневрена.

Кроме этого, в силовой установке и ходовой части машины допущены другие конструкционные ошибки и недоработки, результатом чего стали частые поломки зенитной установки.

РЛС «Шилки» имеет небольшой радиус действия и довольно капризна в настройке. Также следует добавить, что машина обеспечивала минимальный уровень комфорта для экипажа.

Однако все вышеперечисленные минусы нивелируются высочайшим уровнем надежности зенитных пушек комплекса. Если они правильно собраны и установлены, система охлаждения залита водой по нормам, то вероятность сбоя или выхода из строя во время стрельбы практически исключалась.

Даже сегодня «Шилка» может представлять серьезную опасность для самолетов и вертолетов противника, если, конечно же, они летят не слишком высоко.

Технические характеристики

Ниже представлены ТТХ ЗСУ-23-4 «Шилка».

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Отрывок из Отечественные бронированные машины. XX век: Научное издание: / Солянкин А.Г, Желтов И.Г., Кудряшов К.Н. /

Том 3. Отечественные бронированные машины. 1946-1965 гг.- М.: ООО «Издательство “Цейхгауз”», 2010. - 672 с.: ил.

Предназначалась для защиты боевых порядков войск, колонн на марше, стационарных объектов и железнодорожных эшелонов от нападения воздушного противника на высотах от 100 до 1500 м. Это была первая в истории отечественного зенитного ствольного вооружения ЗСУ, которая могла вести эффектив­ную стрельбу по зенитным целям в движении, в том числе по низколетящим целям, имевшим скорости полета до 450 м/с. При необходимости она могла использоваться для поражения наземных целей на дальности до 2000 м.

Всепогодная 23-мм счетверенная зенитная самоходная уста­новка разрабатывалась в соответствии с Постановлениями СМ СССР от 17 апреля 1957 г., 6 июня и 24 июля 1958 г. Головным исполнителем по ЗСУ в целом являлось ОКБ-40 ММЗ Московского (областного) Совнархоза (главный конструктор Н.А. Астров). Разработкой приборного комплекса занималось ОКБ-357 Ленинградского Совнархоза (главный конструктор В.Э. Пиккель). Радиолокационную станцию сопровождения «Тобол» разрабатывало КБ тульского завода № 668 (главный конструктор Я.И. Назаров). Разработчиком счетверенной 23-мм автоматической зенитной пушки «Амур» являлось ОКБ-575 ГК СМ СССР по ОТ (главный конструктор Н.Е. Чу­даков).



Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4.

Боевая масса -19т; экипаж - 4 чел.; оружие: автоматическая пушка - 4x23 мм; броневая защита - противопульная; мощность дизеля - 206 кВт (280 л.с.); максимальная скорость - 50 км/ч.

Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шилка» (2А6)

В связи с тем, что при разработке комплекса его боевая масса возросла с 14 до 17,6 т, главному конструктору Н.А. Астрову пришлось отказаться от использования в конструкции силовой установки и ходовой части узлов и агрегатов самоходной артил­лерийской установки СУ-85 и разработать специальные узлы. В августе 1958 г. на ММЗ были изготовлены два действующих макета для параллельной отработки на них пушки «Амур» и приборного комплекса «Тобол» до изготовления заводского образца. Опытный образец ЗСУ-23-4 для проведения заводских испытаний с имитирующим грузом был изготовлен ММЗ в мар­те 1959 г. В декабре 1959 г. были проведены заводские испыта­ния опытного образца с пушкой «Амур» в объеме 2600 км пробе­га и 5300 выстрелов. Пушка была установлена в башне опытно­го образца, предназначенного для государственных испытаний. Боевая масса самоходной установки после доработки приборно­го комплекса и пушки «Амур» возросла до 19 т. Государственные испытания комплекса были проведены в период с 26 августа по 24 октября 1961 г. В ходе испытаний машина прошла 1490 км и было произведено 14194 выстрела. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 5 сентября 1962 г. 23-мм счетверенная зе­нитная самоходная установка комплекса «Шилка» была приня­та на вооружение. Ее серийное производство было организовано с 1964 по 1969 г. Начиная с 1966 г., гусеничную машину ГМ-575 изготавливали Мытищинский машиностроительный и Мин­ский тракторный заводы, а окончательную сборку комплекса производил Ульяновский механический завод.

Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 относилась к за­крытому типу самоходных установок с кормовым расположе­нием МТО. В средней части корпуса устанавливалась вращаю­щаяся башня, в которой размещались счетверенная автоматиче­ская 23-мм зенитная пушка Α3Π-23 («Амур») с приводами на­ведения, радиолокационно-приборный комплекс поиска и наведения РПК-2 («Тобол»), боеприпасы и 3 члена экипажа. Враща­ющаяся башня большого диаметра (свыше 2700 мм) устанавли­валась на шариковой опоре башни танка Т-54 (но повышенной точности изготовления).

В боевом отделении слева от пушки находилось рабочее ме­сто командира машины, справа - оператора дальности, а между ними - оператора поиска-наводчика. Наблюдение за полем боя командир осуществлял через перископические приборы, распо­ложенные во вращающейся командирской башенке. В боевой обстановке механик-водитель использовал для наблюдения пе­рископический прибор БМ-190 или два стеклоблока Б-1. Вне боевой обстановки механик-водитель обозревал местность че­рез свой открытый люк или через ветровое стекло, расположен­ное в лючке броневой крышки люка механика-водителя.

23-мм счетверенная автоматическая зенитная пушка Α3П-23 (заводской индекс 2Б-У-653, индекс по номенклатуре ГАУ – 2А7) была разработана ленинградским ОКБ-575 на осно­вании Постановления СМ СССР от 17 февраля 1959 г. Она со­стояла из основания, станины, верхней и нижней люлек, меха­низмов наводки и четырех автоматов с системами, обеспечива­ющими их работу. Основанием качающейся части Α3Π-23 яв­лялись две люльки, на каждой из которых было закреплено по два автомата. Параллельность стволов при качании люлек обес­печивала параллелограмная тяга, соединявшая обе люльки. Об­щая масса пушки составляла 4964 кг.

Каждый из четырех 23-мм автоматов пушки 2А7 представ­лял собой автоматическое оружие, в котором действие автома­тики было построено на принципе использования энергии по­роховых газов, отводимых через боковое отверстие в стенке ствола. По своему устройству все четыре автомата пушки были принципиально одинаковы, но правые автоматы несколько от­личались от левых конструкцией деталей механизма подачи лепты и трубопроводами отвода охлаждающей жидкости в гид­росистему. Ствол был жестко закреплен в ствольной коробке и при выстреле происходил откат всего автомата на 14-18 мм. Торможение отката и наката осуществлялось пружинными амортизаторами. Накат с выкатом автомата вперед происходил под действием возвратных пружин амортизаторов. Затвор - клиновой, с опусканием клина вниз. Подача снарядов - боко­вая, досылание - прямое, непосредственно из звена рассыпной металлической ленты. Питание автоматов снарядами - непре­рывное. Темп стрельбы из четырех автоматов составлял 3600-4000 выстр./мин. Управление стрельбой - дистанцион­ное, с помощью электроспусков. Подготовка автомата к стрель­бе (отвод затворной рамы в заднее положение), перезаряжание в случае осечки при стрельбе, возвращение подвижных частей в переднее положение при стрельбе и по ее окончании осущест­влялись с помощью механизма пневмоперезарядки. Спуск за­творной рамы (то есть открытие огня) мог производить или ко­мандир установки, или оператор поиска. Количество автоматов, назначенных для стрельбы, а также количество выстрелов в очереди определял командир установки в зависимости от ха­рактера цели. Поражение малоскоростных целей (самолеты, вертолеты, парашютные десанты, наземные цели) производи­лось короткими очередями 3-5 или 5-10 выстрелов на ствол.

Поражение скоростных целей (скоростные самолеты, ракеты) производилось короткими очередями 3-5 или 5-10 выстрелов на ствол, а при необходимости - длинными очередями до 50 вы­стрелов на ствол с перерывом между очередями 2-3 с. Незави­симо от типа очереди после 120-150 выстрелов на ствол делал­ся перерыв на 10-15 с для охлаждения стволов.

Охлаждение стволов автоматов во время стрельбы осущест­влялось жидкостной системой открытого типа с принудитель­ной циркуляцией жидкости. В качестве охлаждающей жидко­сти в летнее время применялась вода, а в зимнее - НОЖ 65.

Наводка пушки 2А7 осуществлялась электрогидравлическими силовыми приводами следящего типа. Максимальная ско­рость вращения башни составляла 70 град./с, минимальная - 0,5 град./с. В автоматическом режиме максимальная скорость наводки пушки по углу возвышения составляла 60 град./с, ми­нимальная - 0,5 град./с. Угол вертикальной наводки автоматов - от 9-(4°±30") до +(85°±30"). При стрельбе по наземным целям, а также при техническом обслуживании установки, в основном, применялся ручной способ наводки.


Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 (вид на правый борт).

Боекомплект к пушке Α3Π-23 размещался в четырех короб­ках в боковых передних отсеках башни и был отделен от экипа­жа вертикальной броневой перегородкой из двух щитов. Он со­стоял из 2000 выстрелов с осколочно-фугасно-зажигательно­трассирующими (ОФЗТ) и бронебойно-зажигательно-трасси­рующими (БЗТ) снарядами, снаряженных в 4 ленты. В снаря­женной ленте после четырех выстрелов с ОФЗТ снарядами сле­довал выстрел с БЗТ снарядом. После каждого 40 выстрела в ленте находился один выстрел с размеднителем, который уменьшал омеднение канала ствола при стрельбе. Зенитной ус­тановке придавалась транспортно-заряжающая машина (ТЗМ), в которой имелось четыре коробки с 1000 выстрелами в каждой. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 970 м/с, ОФЗТ - 950 м/с.

Радиолокационный приборный комплекс РПК-2 (1А7), предназначавшийся для управления огнем пушки Α3Π-23, раз­мещался в приборном отсеке башни и состоял из радиолокаци­онной станции 1РЛЗЗ и приборной части комплекса «Тобол». Радиолокационная станция позволяла обнаруживать и сопро­вождать воздушные цели, а также точно измерять их текущие координаты.

Радиолокационная станция 1РЛЗЗ работала в импульсном режиме в сантиметровом диапазоне волн и имела защиту от ак­тивных и пассивных помех. Обнаружение станцией воздушных целей осуществлялось при круговом или секторном (30-80°) поиске, а также в режиме ручного управления. Станция обеспе­чивала захват цели на автосопровождение на дальностях не ме­нее 10 км при высоте полета 2000 м и не менее 6 км при высоте полета 50 м. Станция была смонтирована в приборном отсеке башни. Антенна станции размещалась на крыше башни. В нера­бочем положении антенна автоматически складывалась и фик­сировалась.

Приборная часть комплекса 1А7 состояла из счетно-реша­ющего прибора, системы стабилизации и визирного устройст­ва. Счетно-решающий прибор рассчитывал координаты встре­чи снаряда с целью и вырабатывал соответствующие упрежде­ния. Система стабилизации при движении машины обеспечи­вала обнаружение, сопровождение цели и ведение огня по ней за счет стабилизации линии визирования и стабилизации ли­нии выстрела с помощью гидроприводов ВН и ГН. В визирном устройстве панорамного типа имелись две самостоятельные оптические системы. Оптическая система основного визира обеспечивала наблюдение за целью во время работы РЛС, а также измерение угловых координат цели при выходе из строя в РЛС системы автосопровождения по угловым коорди­натам. Оптическая система прицел-дублера предназначалась для наводки пушки при стрельбе по воздушной цели без ра­диолокационного приборного комплекса и при стрельбе по на­земным целям.

Боевая высота стрельбы по воздушным целям, летящим со скоростью до 1620 км/ч, находилась в пределах от 100 м до 1500 м. Максимальная дальность стрельбы - 2500 м. Стрельба сходу была обеспечена при движении машины со скоростью до 25 км/ч.

Корпус и башня ЗСУ были сварены из 6 и 8 мм стальных броневых листов, обеспечивавших противопульную защиту. Амбразура пушки при ее максимальном угле возвышения час­тично прикрывалась подвижным броневым щитком.

В силовой установке использовался шестицилиндровый четырехтактный дизель В-6Р мощностью 206 кВт (280 л.с.) с жид­костной эжекционной системой охлаждения. Двигатель распо­лагался поперек продольной оси корпуса машины. Емкость двух топливных баков составляла 521 л. В системе воздухоочи- стки применялся комбинированный двухступенчатый воздухо­очиститель. Система подогрева двигателя комбинированная (жидкостная и газовая) с одновременным подогревом агрегатов трансмиссии горячей жидкостью от пускового подогревателя. Пуск дизеля осуществлялся с помощью электростартера СТ-721. При разряженных аккумуляторах пуск двигателя осу­ществлялся с помощью воздухопуска.

Механическая трансмиссия состояла из входного редуктора трансмиссии, многодискового главного фрикциона сухого тре­ния стали по стали, коробки передач, двух ПМП с блокировоч­ными фрикционами и двух однорядных шестеренчатых борто­вых редукторов нагруженного типа. От входного редуктора трансмиссии через фрикционную муфту осуществлялся отбор мощности двигателя для приведения в действие генератора си­стемы электропитания машины. Механическая, пятиступенча­тая, с постоянным зацеплением шестерен, двухвальная, треххо­довая коробка передач с инерционными синхронизаторами для высших передач имела комбинированную систему смазки. Для повышения надежности в работе и улучшения плавности зацепления в конструкции коробки передач были применены косозубые шестерни. Устройство двухступенчатых ПМП было аналогично устройству ПМП танка Т-55. Ленточные, плаваю­щие, с двусторонним серводействием тормоза имели накладки из металлокерамики, работавшие в условиях сухого трения. Для более плотного прилегания к тормозным барабанам каждая тормозная лента была выполнена из трех частей, соединявших­ся между собой шарнирами.





В ходовой части были применены мелкозвенчатые гусеницы с закрытым металлическим шарниром, индивидуальная торси­онная подвеска, рычажно-поршневые гидроамортизаторы и ог­раничители хода балансиров. Торсионные валы первых, пятых, и шестых узлов подвески имели на 4 мм больше диаметр, чем остальные. Гидроамортизаторы двухстороннего действия уста­навливались на обоих первых, пятом левом и шестом правом уз­лах подвески. Направляющие колеса и опорные катки констру­ктивно были аналогичны соответствующим узлам гусеничного движителя плавающего танка ПТ-76. Пружинные ограничите­ли (упоры) хода балансиров были установлены на первых и ше­стых узлах подвески.

Система первичного электропитания (СЭП) обеспечивала все потребители ЗСУ электроэнергией. Основными элемента­ми системы электропитания являлись: агрегат питания, комп­лект блока преобразователя, четыре аккумуляторные батареи, аппаратура управления и контроля. Основу агрегата питания составляли одновальный газотурбинный двигатель ДГ4М-1 мощностью 52 кВт (70 л.с.) и генератор постоянного тока ПГС2-14А с регулятором напряжения РН-212. Генератор через редуктор СЭП получал вращение или от ГТД СЭП (на позиции или во время стоянки), или от дизеля В-6Р самоходной уста­новки (при движении установки). Устройство редуктора допус­кало одновременную работу обоих двигателей. Электрическая бортовая сеть - двухпроводная по постоянному напряжению с заземлением средней точки и трехпроводная по переменному напряжению. Напряжение сети при неработающем двигателе составляло 48 В, при работающем - 55 В.

Внешняя связь осуществлялась через коротковолновую ра­диостанцию Р-123, внутренняя - через ТПУ Р-124 на четыре абонента.

Машина была оснащена приборами ночного видения, нави­гационной аппаратурой ТНА-2, системой ПАЗ, унифицирован­ным автоматическим противопожарным оборудованием трех­кратного действия и тремя ручными огнетушителями ОУ-2. Максимальная скорость машины по шоссе составляла 50 км/ч, а запас хода по топливу достигал 450 км.

База самоходной установки ЗСУ-23-4 была использована для создания самоходной пусковой установки 2П25М и самоходной установки разведки и наведения 1С91М1 зенитного ра­кетного комплекса 2К12 «Куб».

Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 различных моди­фикаций экспортировалась в другие страны и успешно применялась в боевых действиях на Ближнем Востоке, во Вьетнаме, Афганистане и в районе Персидского залива.

Плавно переходим от ЗСУ-57-2 к великой (и совсем вот не побоюсь этого слова) преемнице. «Шайтан-арбе» - «Шилке».

Об этом комплексе можно говорить бесконечно, но достаточно одной короткой фразы: «В строю с 1965 года». И достаточно, в общем и целом.

История… Историю создания растиражировали так, что добавить что-то новое или пикантное нереально, но, говоря о «Шилке», нельзя не отметить несколько фактов, которые просто вписывают «Шилку» в нашу военную историю.

Итак, 60-е годы прошлого века. Реактивные самолеты уже перестали быть чудом, являя собой вполне серьезную ударную силу. С совершенно иными скоростями и возможностями по маневру. Вертолеты тоже встали на винт и рассматривались не только как транспортное средство, но и как вполне себе приличная оружейная платформа.

А главное, вертолеты начали пытаться догонять самолеты Второй мировой, а самолеты совершенно обогнали своих предшественников.

И со всем этим надо было что-то делать. Особенно на армейском уровне, «в полях».

Да, появились зенитно-ракетные комплексы. Пока еще стационарные. Вещь многообещающая, но в будущем. Но основную нагрузку по-прежнему несли зенитные пушки всех размеров и калибров.

Мы уже рассказывали о ЗСУ-57-2 и тех сложностях, с которыми столкнулись расчеты установок при работе по низколетящим быстрым целям. Зенитные комплексы ЗУ-23, ЗП-37, ЗСУ-57 могли попасть в скоростные цели случайно. Снаряды установок, ударного действия, без взрывателя, для гарантированного поражения должны были попасть в саму цель. Насколько высока была вероятность прямого попадания, судить не берусь.

Несколько лучше дела обстояли с батареями зенитных орудий С-60, наведение которых могло вестись автоматически по данным радиоприборного комплекса РПК-1.

Но в целом ни о каком точном зенитном огне речь уже не шла. Зенитные пушки могли поставить заслон перед самолетом, вынудить летчика сбросить бомбы или осуществить пуск ракет с меньшей точностью.

«Шилка» стала прорывом в области поражения летающих целей на небольших высотах. Плюс мобильность, которую уже оценили по ЗСУ-57-2. Но главное – точность.

Генеральному конструктору Николаю Александровичу Астрову удалось создать бесподобную машину, которая прекрасно показала себя в боевых условиях. И не раз.

Малые плавающие танки Т-38 и Т-40, гусеничный бронированный тягач Т-20 «Комсомолец», лёгкие танки Т-30, Т-60, Т-70, самоходная установка СУ-76М. И другие, менее известные или не пошедшие в серию модели.

Что же такое ЗСУ-23-4 «Шилка»?

Наверное, стоит начать с предназначения.

Предназначена «Шилка» для защиты боевых порядков войск, колонн на марше, стационарных объектов и железнодорожных эшелонов от нападения воздушного противника на высотах от 100 до 1500 метров, на дальностях от 200 до 2500 метров при скорости цели до 450 м/с. «Шилка» может вести огонь с места и в движении, снабжена аппаратурой, обеспечивающей автономный круговой и секторный поиск целей, их сопровождения, выработку углов наведения пушек.

Вооружение комплекса состоит из 23-мм счетверенной автоматической зенитной пушки АЗП-23 «Амур» и системы силовых приводов, предназначенных для наведения.

Вторая компонента комплекса - радиолокационно-приборный комплекс РПК-2М. Его назначение тоже понятно. Наведение и управление огнем.

Конкретно эта машина модернизирована в конце 80-х, судя по командирскому триплексу и ночному прицелу.

Важный аспект: «Шилка» может работать как с РЛС, так и с обычным визирным оптическим устройством прицеливания.

Локатор обеспечивает поиск, обнаружение, автоматическое сопровождение цели, определяет ее координаты. Но в середине 70-х годов американцы изобрели и начали вооружать самолеты ракеты, которые могли по радиолокационному лучу найти локатор и поразить его. Тут и пригодилась простота.

Третья составляющая. Шасси ГМ-575, на котором все, собственно, и смонтировано.

Экипаж «Шилки» состоит из четырех человек: командира ЗСУ, оператора поиска-наводчика, оператора дальности и механика-водителя.

Механик-водитель - это самый блатной член экипажа. Он находится в просто ошеломительной роскоши, по сравнению с другими.

Остальные находятся в башне, где мало того, что тесно и как в нормальном танке есть обо что приложиться головой, так еще и (нам так показалось) током приложить может легко и непринужденно. Очень тесно.

Места оператора дальности и наводчика-оператора. Вид сверху в зависшем состоянии.

Экран локатора

Аналоговая электроника… Смотришь с благоговейным трепетом. По круглому экрану осциллографа, судя по всему, оператор и определял дальность… Ух…

Боевое крещение «Шилка» получила во время так называемой «Войны на истощение» 1967-70 годов между Израилем и Египтом в составе ПВО Египта. И после этого на счету комплекса еще два десятка локальных войн и конфликтов. В основном на Ближнем Востоке.

Но особое признание «Шилка» получила в Афганистане. И почетное прозвище «Шайтан-арба» у моджахедов. Лучший способ угомонить организованную в горах засаду – это применить «Шилку». Длинная очередь из четырех стволов и последующий ливень фугасных снарядов на предполагаемых позициях – лучшее средство, спасшее не одну сотню жизней наших солдат.

Кстати, взрыватель вполне нормально срабатывал при попадании в глинобитную стену. И попытка спрятаться за дувалами кишлаков обычно ни к чему хорошему не приводила душманов…

Учитывая, что авиации у афганских партизан не было, «Шилка» полностью реализовала свой потенциал ведения огня по наземным целям в горах.

Более того, был создан специальный «афганский вариант»: был изъят радиоприборный комплекс, совершенно не нужный в тех условиях. За счет него боекомплект удалось увеличить с 2000 до 4000 выстрелов и был установлен ночной прицел.

К концу пребывания наших войск в ДРА, колонны, сопровождаемые «Шилкой», редко атаковывались. Это тоже признание.

Также признанием можно считать то, что в нашей армии «Шилка» по-прежнему в строю. Более 30 лет. Да, это уже далеко не та машина, начинавшая свою карьеру в Египте. «Шилка» перенесла (успешно) не одну глубокую модернизацию, а одна из таких модернизаций получила даже имя собственное, ЗСУ-23-4М «Бирюса».

39 стран, причем не только наши «верные друзья», приобрели у Советского Союза эти машины.

И сегодня на вооружении российской армии тоже числятся «Шилки». Но это уже совсем другие машины, о которых стоит вести отдельный рассказ.