Меню
Бесплатно
Главная  /  Педикулез  /  Причащение грудного ребенка. Причастие детей

Причащение грудного ребенка. Причастие детей

Крещение — это только первый шаг на пути христианина. Важнейшим таинством Православной Церкви является причастие. Как причащать детей, и особенно младенцев? Какие для этого существуют правила и послабления? Как не переусердствовать, приобщая малыша к Церкви и ее таинствам? Читайте об этом в сегодняшнем рассказе мамы уже крещеного ребенка.

Мы с мужем — православные родители, и поэтому наше решение о крещении малыша было обоюдным. За духовное воспитание малыша отвечают его крестные родители. Мы понимали это, поэтому уделили особое внимание выбору будущих крестных мамы и папы для своего ребенка. И вот, наш малыш — православный христианин.

Как оказалось, самой важной частью духовного воспитания ребенка является причастие. Оно нужно не только для того, чтобы ребенок был ближе к Богу, но и для того, чтобы Ангел-хранитель, в честь которого окрещен малыш, охранял и оберегал его от разных неприятностей.

Батюшка нам сказал, что в первый раз нужно приходить на причастие спустя две недели после крещения ребенка. И абсолютно неважно, что мы, родители, сами причащаемся редко или не причащаемся вовсе. Ведь малыш душой может знать гораздо больше, чем взрослые люди. Дети до семи лет причащаются без исповеди, а уже после — как взрослые: сначала должны исповедаться, и только потом идти на причастие.

Еще один немаловажный момент — обычно причастие происходит натощак. Конечно же, младенцам, разрешают позавтракать. Только покормить малыша следует хотя бы за полчаса до причастия, чтобы он не срыгнул. После трех лет надо уже стараться не кормить ребенка, но строгих рамок как таковых не существует до семи лет. Батюшка рассказывал, что детки с трех лет спокойно выдерживают без еды с вечера. Главное, вводить это постепенно и в качестве некого таинства — чем раньше ребенок привыкнет, тем потом ему будет проще. А немного позже можно приучать деток поститься, но не строго. Например, отказаться от игр, мультфильмов, мяса или чего-то особо вкусного.

На вопрос, как часто следует причащать ребенка, каждый должен ответить себе сам. Младенцев можно каждый день, более взрослых детей — раз в неделю. Мы же стараемся причащать малыша раз в две недели и по великим праздникам. Причащение происходит на литургиях — лучше заранее узнавать время начала и конца службы в храме. Сначала причащаются дети, потом женщины и мужчины.

С грудным малышом разрешается приходить непосредственно к причастию. С более взрослыми детками можно приходить пораньше в зависимости от того, как долго ребенок способен выдержать. Как правило, детям не нравится находиться долго в церкви, это я по себе помню. Мне всегда казалось, что там очень душно, приходится очень долго стоять без движения. Следует понимать, что терпения у детей меньше, а вот энергии — наоборот, больше. Ко всему нужно подходить с понимаем — если малыш не может долго устоять на месте, не заставляйте его, прививая с детства нелюбовь к этому обряду.

И вот, наступило время таинства причащения. Священник выносит из алтаря Чашу и читает молитву, слова которой нужно повторять и от всей души молиться за своего ребенка. Так как на причащение мы ходим исключительно с крестным папой или мамой малыша, то в это время малютку держит кто-то из них. Перед Чашей не крестятся, дети постарше складывают на груди ручки крестообразно, а совсем маленьких держат на правой руке. Батюшка подходит к каждому ребенку и громко говорит: "Причащается Раб Божий…", после чего называется его имя. Наш пока маленький, и поэтому крестные родители называют его имя за него. Когда ребенок подрастет, то должен будет сам называть себя по имени. Затем дают на ложке немного кагора, а маленьким деткам — святую воду. В самом конце службы малыша прикладывают к кресту.

(24 голоса : 4.63 из 5 )

священник Олег Нецветаев

Далеко не всегда родители понимают, что не причащать своих младенцев - это значит без должного внимания оставлять слова Господа Иисуса Христа, Который «… сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» ().

«Младенческий возраст, - говорит известный пастырь Православной Церкви архимандрит , - самый важный из всех возрастов в человеческой жизни: за два первых года ребенок получает столько впечатлений, сколько затем во всю остальную жизнь. Поэтому как можно чаще причащайте детей».

Мы постараемся разъяснить прямую жизненную необходимость породнения младенца с Богом через Святое Причащение и всю опасность оставления младенца без Причастия, а значит вне прямого приобщения ко Христу.

I.

Несколько лет назад я побывал в одном маленьком литовском городке на границе с Польшей. Городок как городок… Однако вот что меня поразило там и осталось в памяти, думаю, на всю жизнь. Было воскресное летнее утро, и я шел в местную православную к литургии помолиться. Церковь была небольшая, деревянная, очень красивая внешне и благолепная внутри. А недалеко находился католический костел, огромное сооружение из красного кирпича, местная архитектурная достопримечательность. С католического храма раздавался мерный призыв церковного колокола.

Меня поразило обилие народа на улицах тихого городка в ранний час воскресного утра. Литовцы, жители этого места, и приезжие поляки шли в католический храм. Шли нарядные, праздничные, шли семьями, взрослые держали за руки детей. Детишки тоже шли нарядные, одетые по-взрослому, радостные. Со всех сторон стекался к храму народ, на встречу с Господом. Оговоримся сразу, то не был какой-то католический праздник, а просто воскресный день. Я продолжил свой путь в нашу . Внутри было немного прихожан, что и понятно - Литва все-таки. Но за исключением сына батюшки-настоятеля, прислуживавшего ему в алтаре, ни одного ребенка в храме не было. И раньше обращало на себя внимание малое количество детей в наших храмах. Но тогда контраст невольно обратил на себя внимание: в один храм люди шли семьями, в другой - поодиночке, на пути в один храм множество детей, в другом - ни одного. Не стоит говорить, что именно тогда возник вопрос: почему так? Вопрос актуален и по сей день. Ответ на него, в общем-то, ясен. Но почему мало что меняется в нашей православной жизни? Почему, окрестив своих детей, люди не приносят их регулярно в храмы для причащения? «Некоторые родители, особенно молодые, долго смотрят на дитя как на игрушку или куклу, - пишет епископ Екатеринбургский и Ирбитский Иннокентий. - Они кормят его, кладут спать, ласкают, играют и шалят с ним, берегут всячески от простуды и пр., а в остальном позволяют ему бегать, ходить и делать, что хочет, если только не беспокоит их своим плачем и ревом. И долго не замечают они, что ненаглядный их «ангел» - в сущности упрямое, капризное, своенравное, необузданное, непослушное, жадное, алчное, злое дитя».

Как часто приходится слышать: «Нас этому не учили, мы этого не знаем, мы этого не понимаем, нас так воспитали, жизнь такая сложная» и т.д. и т.п. Причин для самооправдания можно найти множество, и в нашу задачу входит не укорять читателей, а помочь им понять, в частности, необходимость и важность причащения Святых Тайн Христовых, особенно для детей.

Если любого верующего православного человека спросить напрямую, надо ли приводить детей своих в храм и причащать их Христовых Тайн, то, безусловно, все ответят одинаково: «Да, нужно обязательно». Если же спросить далее, как часто надо причащать их, то опять же большинство ответит верно: «Причащать надо чаще». Отчего же в реальной жизни все происходит не так? Тут, нам кажется, целый ряд причин, но дерзнем утверждать, что основной, из которой вытекают все остальные, является недостаток в нас веры. А раз так, то как же нам удастся воспитать детей в благочестии, в любви к Богу и Его Церкви? Святая страстотерпица Императрица Александра Феодоровна говорит: «Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей - не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни».

Очень часто люди, называющие себя верующими, упрощенно понимают веру православную. Многие под верой понимают простое признание бытия Божия. Однако этого явно недостаточно, чтобы быть православным. Бытие Божие признают подавляющее число жителей Земли и не только они: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют и трепещут» (). Очень часто приходилось в ответ на вопрос «Вы православный?» слышать: «Да, я крещеный». Люди даже не обращают внимания и не задумываются над тем, как поставлен вопрос. И вот от смешения понятий «быть крещеным в православную веру» и «быть православным» многие, называя себя православными, ограничиваются посещением храмов по большим праздникам, довольствуются в своей духовной практике общей исповедью, считают достаточным мимоходом зайти в храм, чтобы поставить свечку и о чем-то попросить Господа, а затем снова с головой окунуться в дела житейские. Естественно, что такие люди и не причащают своих детей и не могут, по мере возрастания своих чад, воспитать их в православной вере. Недостаток собственной веры не позволяет им это сделать. Но так не должно быть и мириться с этим нельзя! Ведь в Церкви мы не просто «присутствуем» - мы реально участвуем в Богослужении, т.е. сами, руководимые священником, служим Богу, общаемся с Ним.

Скудость веры делает нас духовно немощными. И вот эта-то духовная слабость и не позволяет нам увидеть себя такими, какие мы есть на самом деле. Мы называем себя верующими, и когда мы говорим так, то нет в нас лукавства. Мы действительно веруем в то, о чем гласит Символ веры. В этом мы честны пред Богом и людьми. Но, к сожалению, очень часто вера наша так и остается декларативной. Наш образ жизни, поведение, привязанности и многое другое, что сопровождает нас в этой жизни, свидетельствует о том, как далеки мы от православной веры. А ведь «ребенок должен узнавать Христа не из книжки с картинками, а из настроения, из образа мыслей, из образа жизни, из взаимных отношений членов семьи. Если он таким образом узнает Христа, Христос станет близким и родным его душе на всю жизнь».

Вера - главная христианская добродетель! Без веры не будет у нас надежды на спасение, не будет в нас и любви Христовой. Поэтому надо чаще размышлять о том, что же есть наша вера православная. Не довольствоваться тем, что мы веруем в Бога. Повторимся: большинство людей на земле верует, что имеет место Высшее творческое Начало. Только атеисты отвергают Его, но их не так уж и много на свете. Не превозноситься тем, что вот, мол, какие мы умные, постигли, что есть Бог. Вера в Господа есть дар Божий: «Ибо благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар» (). Не забывать благодарить за это Господа есть наша христианская обязанность, проявление нашей веры. И наша обязанность воспитать эту веру в детях, чтобы она вошла в них, как говорят, с молоком матери.

Наши дела должны свидетельствовать о нашей вере: «Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим. Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?» (). Акт веры, совершенный Авраамом, заключался не в том, что патриарх признал бытие Бога - в этом он не сомневался и ранее, а в том, что доверился Богу, всецело предал себя Его воле. Доверием Богу, Его повелениям и обетова-ниям, и должен руководствоваться человек в своей повседневной жизни. «Ревность (о Господе, о спасении) -дело благодати и свидетельство, что сия благодать неотступно в вас есть и производит благодатную жизнь… Пока есть ревность, присуща и благодать Св. Духа…» (свт. ). В противном случае религиозное воспитание ограничится неубедительными и скучными нравоучениями.

II.

Враг рода человеческого «не дремлет» и всячески пытается нас смутить и увести со спасительного пути. Сознавая это, тем более мы должны искать помощи у Господа, Божией Матери и святых угодников: «Без Мене не можете творити ничесоже» (). Надо укреплять нашу веру. Люди не задаются вопросом, почему Апостолы, ежедневно общаясь с Господом, непосредственно научаясь у Него, будучи свидетелями многочисленных Его чудес, тем не менее, просили Господа: «Умножь в нас веру» (). «Волны нашей веры - лишь прибой и отбой к нашему духу беспредельного моря божественной жизни. И он - в руках Бога; его движения и сила повинуются Господню мановению. Он учащает его темп, увеличивает его высоту и соразмеряет его силу» (еп. . В Евангелии постоянно обращается внимание на важность веры, даются прекрасные вдохновляющие примеры веры, той веры, к которой мы должны стремиться, «Истинно говорю вам: если вы будете, иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (),

«Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (). Надо сделать так, чтобы дети наши смогли глазами веры увидеть Сына Божия и уверовать в Него. Семена веры посеяны в нас Самим Господом. Наша задача, как со-работников Божиих, взрастить эти семена, не дать им зачахнуть и погибнуть. Мы должны крепить нашу веру по примеру Апостолов с помощью Божией. Во взаимоотношениях человека и Господа изначально лежит любовь Творца к своему творению: «Бог есть любовь» (). А одно из свойств Божиих - Его неизменяемость. Поэтому и любовь Господа к человеку изначальна и неизменна. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Ев. 13,8). Человек же, сознавая бытие Божие, но будучи на низших ступенях своего духовного развития, может проявлять доверие к Господу, стремление повиноваться воле Божией, из боязни наказания со стороны Всемогущего за свои грехи (неповиновение воле Божией) или из желания получить «награду» (благополучие личное и своих близких, материальные блага и проч.) Однако по мере духовного роста страх и корыстный расчет вытесняется любовью творения к своему Творцу. А любовь всегда плодотворна, тем более, когда она взаимна. Любое душевное качество человека проявляется в поступках его. Добрый человек творит добрые дела, какой-нибудь негодяй делает пакости. Критерием оценки нашей веры и любви являются наши дела, слова, мысли: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (); «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» (; 3). Этому же научает нас и Апостол: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» ().

И вот, если мы говорим, что любим своих детей, а ведь мы их действительно любим, то самым добрым делом, самым высоким проявлением этой любви будет наше стремление приобщить дитя к Богу, соединить с Ним, открыть своего ребенка для Божественной любви. Наша любовь к детям, как и вся наша жизнь, должна свидетельствовать о нашей вере. Если мы веруем, то мы любим Бога; если мы любим Его, то исполняем волю Его. Кто верит Господу, тот верит слову Божию; кто любит Его, тот любит то, что Он оставил нам для нашего блага, более того - для нашего спасения, а именно: Церковь, в которой неизменно пребывает Святой Дух со времен Пятидесятницы, учеников и апостолов, а через непрерывное во времени апостольское преемство - церковную иерархию (епископов и священников), Церковные Таинства. К сожалению, многие, не имея крепкой веры, пренебрегают этим богатством и не просят Господа умножить в себе веру. В таких людях семена веры, посеянные Господом, не дают всходов и многими людьми даже не ощущаются. Принося в православный храм окрестить своего ребенка, многие объясняют свой поступок благочестивой традицией русского народа. Такие люди, живя где-нибудь в Западной Европе, могут с таким же успехом прийти в католический храм или в протестантскую кирху. А проживая в Америке, вообще могли бы заблудиться среди множества всевозможных сект. Не удивительно, что с подобной верой многие, окрестив младенца, не приносят его впоследствии в церковь и не причащают Святых Христовых Тайн. «Современный мир, современная жизнь очень жестко ставят под вопрос веру. Мне кажется, только подлинная, истинная вера может выдержать это испытание, но любые суррогаты веры, все поверхностные подходы к вере - слава Богу! - бывают сокрушены и уничтожены» ().

Недостаток веры, ложная вера приводят к отсутствию у людей любви к Богу. Человек любящий всегда стремится к постоянному общению с предметом своей любви и разлуку с ним переживает болезненно. Так, влюбленный юноша не хочет расставаться со своей возлюбленной; любящий ребенок не представляет своей жизни без папы и мамы; человек, влюбленный в какое-либо дело, не мыслит своей жизни без него. Так должно быть и в отношении человека с Богом, но этого не происходит.

Люди «прекрасно» обходятся без своего Отца Небесного и вспоминают о Господе тогда, когда в жизни что-то стряслось. И это равнодушие, теплохладность, погруженность в дела земные, житейские попечения, безусловно, отражается и на детях. А ведь «для христианской матери должно быть радостью учить дитя свое и, тогда уже, когда голос его еще слаб, и язык еще лепечет, произнося сладчайшее имя Иисуса» - говорит святитель .

Могут возразить, что состояние человека, когда он постоянно думает о Боге, тоскует по Нему, жаждет встречи с Ним, в современной жизни невозможно, а если и возможно, то это более подходит для монашествующих или пожилых людей. Пример святых угодников свидетельствует об обратном. Чтобы лучше прнять такое состояние и возможность его в нашей повседневной жизни, приведу образ, который привел в одной из проповедей митрополит Николай (Ярушевич): «Представьте себе молодую мать, которая занята каким-нибудь трудом, работой, службой; она вкладывает свою душу в эту работу, в эту свою службу. Она отдается ей вся целиком, без всякого изъяна. Но дома у нее есть маленькое дитя, младенец, и среди работы ее не покидает мысль, что сейчас делает дитя: может быть, оно плачет, может быть, оно просит есть, и некому подать ему, может быть, оно выпало из колыбели…

И кто скажет, что эти думы матери об оставленном в доме дитяти незаконны, неестественны и подрывают качество ее работы, если эта мать выполняет всю свою работу от первого часа до последнего так, как и должна выполнять в силу своего долга.

Это лишь слабое подобие того, как мы, занятые своим земным трудом, отдавая все, что должны отдать труду по своему земному назначению, никогда не перестанем думать, что у нас есть бессмертная душа, которую мы должны поить, кормить, которую должны беречь от грязи, которую должны украшать небесной красотой. И это нисколько и никогда не мешает верующим людям быть честными исполнителями своих земных обязанностей» (Митрополит Николай (Ярушевич). Подобное сравнение может помочь человеку представить то мироощущение, которое должен иметь православный человек. Такое мироощущение постепенно формирует православное религиозное сознание, когда человек, видя свою тварную природу, свое место в этом мире и свое истинное предназначение, совершает конкретные поступки, оценивая их не с точки зрения суетной целесообразности, а по тому, угодны они Господу или же вступают в противоречие со всеблагой волей Божией.

Такое мироощущение не возникает само по себе, его необходимо формировать в человеке еще на стадии младенчества. Тогда душа его будет развиваться, и весь он будет тянуться к Истинному Свету. Мы приведем здесь слова архимандрита , которые могут показаться «горьковатыми», но они правдивы: «Чему учит нас праздник Рождества Пресвятой Богородицы? Чтобы родители-христиане помнили, кому они посвящают своих детей, кому отдают их души - Богу или демону.

Ребенок уже в утробе матери чувствует и воспринимает все, что происходит вокруг него. Особенно же - душевное состояние матери, с которой он связан как бы тысячами нитей. Если родители живут по-христиански, молятся, исповедуются в грехах, причащаются, то этим самым приобщают своего будущего ребенка к Богу. Если же в семье вместо молитвы звучат брань и проклятия, если между родителями происходят дикие ссоры, ребенок как бы вручается демону, ибо его душа получает урок жестокости.

Доказано, что когда человек приходит в ярость, у него в крови появляется яд, и во время ссор и вспышек ненависти в семье ребенок отравляется ядом в прямом и переносном смысле этого слова. Его психика деформируется и разрушается. Все доброе и злое ребенок воспринимает гораздо непосредственнее и глубже, чем взрослые, его подсознание все хранит до самой смерти. Многие родители не находят ответа, жалуясь на жестокость и развращенность своих детей, упрекая их в самой черной неблагодарности; спрашивают, кто же их этому научил. А ответ есть: научили сами же родители, не понимая того… Ничто так не близко друг другу, как души родителей и детей. Поэтому, чтобы приобщить ребенка к Богу, родители должны посвятить Богу свое сердце».

III.

Митрополит Николай в приведенном нами выше отрывке из проповеди говорит о душе. Люди плохо представляют себе, что такое душа, а потому не думают о ней, не заботятся о ней. А ведь младенец уже наделен величайшей, весь мир превосходящей ценностью - человеческой душой. Об этом свидетельствует Евангелие: «…взыграся младенец радощами во чреве моем» (). Об этом следующим образом рассуждает святитель : «Когда душа соединяется с телом? - В момент зачатия. - Когда Спаситель воплотился? - Тотчас, как сказала Приснодева: се Раба Господня… Дух святый нашел, и Сын Божий плоть, или естество человеческое принял.! в зародыше…»

Из всех перечисленных св. праведным Иоанном Кронштадтским духовных благ единственным доступным крещеному младенцу является причащение Св. Тайн. Но это-то и есть истинная пища духовная, во всей полноте приобщающая ко Христу Богу! «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет, Мною» (). «Плоть и Кровь Господа Иисуса Христа, приемлемые в Таинстве Евхаристии, питают, укрепляют и животворят дух наш» (Архиепископ Димитрий Херсонский).

Архимандрит Рафаил в своих «Проповедях и беседах» отмечает: «Те, которые говорят, что не надо причащать детей, все равно что говорят, что не надо заботиться о молодом, слабом растении как раз в то время, когда необходимо предохранить его от зарослей бурьяна и сорняков. Я бы сказал, что младенческий возраст самый важный из всех возрастов в человеческой жизни: за два первых года ребенок получает столько впечатлений, сколько затем во всю остальную жизнь. Поэтому как можно чаще причащайте детей».

Если бы молодые родители понимали, что есть истинная вера, истинное соединение с Богом, то они бы понимали что их дитя - это дар Божий, творение Божие, а не просто результат совмещения физиологических свойств папы и мамы. «Твои (Бога. - Сост.) руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом, - и Ты губишь меня? Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня, и в прах обращаешь меня? Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой?» ().

Религиозное мировоззрение позволяет понять, что не от воли человека главным образом зависит судьба их малыша. Родители являются соработниками Господу в деле становления нового человека как личности. И именно живая вера позволяет родителям понять и принять господство души их ребенка над его телом. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (). Приведем еще слова святой страстотерпицы Императрицы Александры Феодоровны, которая говорит нам и о взаимоосвящающей связи между нами и детьми: «Нет ничего сильнее того чувства, которое приходит к нам, когда мы держим на руках детей. Их беспомощность затрагивает в наших сердцах благородные струны. Для нас их невинность - очищающая сила. Когда в доме новорожденный, брак как бы рождается заново. Ребенок сближает семейную пару так, как никогда прежде. В сердцах оживают молчавшие до этого струны. Перед молодыми родителями встают новые цели, появляются новые желания. Жизнь приобретает сразу новый и более глубокий смысл.

На их руки возложена святая ноша, бессмертная жизнь, которую им надо сохранить, и это вселяет в родителей чувство ответственности, заставляет их задуматься. «Я» - больше не центр мироздания. У них есть новая цель, для которой надо жить, цель достаточно великая, чтобы заполнить всю их жизнь..?

Конечно, с детьми у нас появляется масса забот и хлопот, и поэтому есть люди, которые смотрят на появление детей как на несчастье. Но так смотрят на детей только холодные эгоисты…

Великое дело - взять на себя ответственность за эти юные жизни, которые могут обогатить мир красотой, радостью, силой, но которые так же легко могут погибнуть; великое дело - пестовать их, формировать их характер — вот о чем нужно думать, когда устраиваешь свой дом. Это должен быть дом, в котором дети будут расти для истинной и благородной жизни, для Бога».

Такие родители, заботясь о своем чаде, сконцентрируют свои усилия в первую очередь на формировании здоровой и крепкой души. Впрочем, и о плоти у таких родителей будет достаточное попечение, ибо тело - вместилище души. Более того, тело человеческое предназначено быть храмом. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божий» ().

Но если родители младенца не думают обо всем этом, то и не станут радеть об окормлении его души, хотя, возможно, и будут в церковь приходить, и молебны заказывать, и свечи жертвовать во здравие своего чада. Надо непременно помочь этим родителям, подсказать им, что нужно их ребенку в первую очередь, в конце концов, даже настоять на том, чтобы родители не ленились, а пошли в ближайшее время в храм и причастили ребенка. Это есть наиглавнейшая обязанность крестных родителей. Именно обязанность, а то многие современные крестные воспринимают свое звание «крестных» именно как звание и только.

«Крестный» - это, прежде всего, совокупность обязанностей по отношению к своему крестнику, и крестный будет держать ответ перед Господом, если его крестник вырастет безразличным или, не дай Бог, враждебным Православной вере. А произойти такое несчастье может и, к сожалению, часто происходит, если душа Маленького человечка не получает должного кормления и заботы. В этом случае душа не развивается, чахнет. В результате получается страшная картина, которую мы наблюдаем каждый день, но не все понимают, что же происходит на самом деле. А происходит на самом деле вот что.

Представим себе, что в детстве у человека по каким-то причинам остановилось развитие одного из членов его тела, например, перестала расти рука, усохла. Одна рука - здоровая, крепкая, сильная, а другая - тоненькая, безжизненная. Глядя на такого человека, мы его жалеем. Он умный, образованный, общаться с ним приятно и интересно. Но не все области человеческой деятельности ему доступны, он - инвалид, или, как сейчас принято говорить, человек с ограниченными возможностями. Общество не отвергает таких людей. Они сами себе находят или им находят полезное для общества и интересное для них дело. В общем, картина понятная и не все так уж мрачно. Сложнее и безотраднее, когда у человека сильное и здоровое тело, но остановился в развитии ума в младенчестве или в детстве. Примеров на свете тоже множество. Трагедия для родителей такого человека. Он до конца своих дней нуждается в присмотре, он никогда не создаст семью, не будет иметь профессию. Он - как дите неразумное, хотя и в зрелом возрасте. Такой человек - тоже инвалид, но с еще более ограниченными возможностями. Но и это еще не самое страшное.

Самое страшное то, чего многие люди совсем не замечают, однако все последствия этого ужаса на себе испытывают.

Вот еще один пример. Человек крепок, силен, красив телом и лицом. Он умен и образован. А может он быть слабым и некрасивым, может быть и необразованным, и совсем неумным. Эти внешние качества лишь повлияют в какой-то мере на его место в социальной структуре общества. Будет ли он начальником или подчиненным, бизнесменом или бродягой, звездой шоу-бизнеса или массовиком-затейником в глухой провинции, депутатом Госдумы или заключенным - все это неважно. Важно другое. У всех этих воображаемых нами людей один серьезный изъян - душа их застыла в своем развитии, осталась недоразвитой или вовсе неразвитой. И если, говоря о недоразвитых умственных способностях человека, приемлем термин «слабоумие», если серьезный физический недостаток называется уродством, то в отношении неразвитой или недоразвитой души человеческой люди ничего сказать не могут, потому что само понятие или, вернее сказать, понимание, что такое душа, многим просто неведомо.

Семьдесят лет безбожной жизни в нашей стране для народа не прошли без последствий. За годы Советской власти большинство людей оказались изуродованными. Души людей не только не получали духовной пищи в храмах, но делалось все и продолжает делаться многое для того, чтобы напоить души наших людей отравой. Бич века нашего - неверие. Именно о неверии приснопамятный Владыка Иоанн (Снычев) говорит: «Неверие опустошает жизнь и гасит ее одушевление. Люди стали мелки, характеры слабее, в служении людей не заметно той идейности, при которой можно было бы привязывать его к высшим, вливающим энергию, принципам… У нас нет принципов, являвших в прежние времена гигантов мысли и творчества, окрыляемого помыслами о горнем, колоссов труда, предпринимаемого во славу Божию. И на благо ближних, как существ, созданных по образу и подобию Божию».

Однако душу человека убить невозможно, она создана Господом бессмертной, предназначенной для жизни вечной. Душа человека принадлежит Господу, и отходит к Нему по кончине человека: «Все души Мои: как душа отца, так и душа сына - Мои» (). «В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти» (). И сатане не дана власть над душой человеческой.

У многих из нас души слабые, хилые, болезненные. Очень много в нашем народе духовных инвалидов, и духовно нездоровых людей. А поскольку при характеристике того или иного человека состояние его души в расчет не принимается, то духовно нездоровые люди, представляющие опасность для окружающих, могут занимать ответственные посты и высокие должности. В повседневной нашей жизни это проявляется в том, что молодой, здоровый парень за копейки может убить человека, руководитель страны может распорядиться сеять сельскохозяйственную культуру там, где она никогда не росла и расти не будет; военачальник может отдать приказ стрелять в безоружных мирных людей. Конкретных примеров можно привести множество.

IV.

Все пороки нашего современного общества, как-то: пьянство, разгул насилия, коррупция во властных структурах, распространение разврата - суть проявления главной болезни нашего народа, каждого в отдельности и всех вместе - болезни души человеческой. Болезнь души мы понимаем не в общепринятом понимании душевной болезни, - как расстройства функции головного мозга. В нашем понимании больные душой – это люди, которые нарочито или по духовной неразвитости являются проводниками воли бесовской в нашу жизнь. Неразвитость, слабость души не позволяют противостоять сатанинским нападкам на человека. Болезни души не лечатся уколами или электрошоком, они лечатся духовными средствами: молитвой, постом, покаянием, причащением святых Христовых Тайн, чтением Слова Божия и вразумлением в оном с помощью святых Отцов. Каждому из нас понятно, что легче лечить болезнь в начальной стадии, чем бороться с уже запущенным недугом. А еще лучше вообще не допускать заболевания. Но ведь ребенок рождается уже с первородным грехом, душа младенца уже поражена душевным недугом: «Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его», а «Адам жил сто тридцать лет и родил сына по подобию своему, по образу своему» (). Поэтому-то и надо приносить младенцев в храмы Божий и причащать их святых Тайн, потому что для души, тем более для души младенца причащение - единственная и совершенно необходимая духовная пища, способствующая укреплению и возрастанию.

Кстати, частое регулярное причащение младенца может очистить, освободить его (ее) от некоторых наследственных греховных наклонностей. Если младенца регулярно не причащать, его душа также страдает, как страдает тело, когда его лишают материнского молока.

У каждого крещеного есть свой Ангел хранитель. Но душа младенца, не питаемая Причащением, постоянно подвергается нападениям падших ангелов и это, естественно, негативно отражается на душе маленького человечка. И без Святого Причастия душа его лишена самой сильной защиты. Для бесов не существует понятия жалости. Они нападают на всех людей без различия возраста и Иных человеческих качеств. Ангел хранитель охраняет человека, но люди так погрязли в грехах, грех так распространился по миру, что Ангел хранитель хоть и хранит человека, но душа очень сильно страждет от нападений бесовских. И душа младенца чувствует эти нападки и страдает от них. Внешне это может проявляться в том, что ребенок становится капризным и беспокойным без видимых на то внешнчх причин; а то он может непонятно почему с силой сжимать свой кулачок и словно грозить им кому-то невидимому; а может на лице младенца изобразиться злобная гримаса, несмотря на то, что он окружен заботой и лаской. Ребенок не может объяснить, что с ним происходит. Тем внимательнее и благоразумнее должны быть взрослые.

Отметим, что хотя младенец еще не может грешить сознательно, но зараза греха все же присутствует в нем (к тому же грехи и греховные наклонности могут передаться и по наследству) и на развитие в ребенке этой заразы существенное влияние оказывает внешняя среда. А как мы говорили выше, духовный климат в нашем обществе, мягко говоря, нездоровый. Даже самые благочестивые, глубоко верующие родители вынуждены общаться с людьми бездуховными, безбожными, в нашем понимании нездоровыми. Мы все недавно были свидетелями того, как современное общество было напугано вспышкой «атипичной пневмонии» и какие строгие меры предпринимались для нераспространения инфекции. В отношении же духовного здоровья нации люди, власти проявляют удивительное легкомыслие. Господь сказал: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» ().

V.

Детская душа чрезвычайно нежна и чувствительна. Можно понаблюдать за детьми и сравнить, как ведут себя дети крещеные и некрещеные, сравнить поведение детей, которых регулярно причащают Христовых Тайн с теми, которых не причащают или вообще не приводят в храмы. Различие будет очевидно. Одни дети - спокойные и послушные своим родителям, другие – наоборот, вертятся, крутятся» норовят убежать из храма. И если ребенка редко причащают, то зачастую попытки его причастить связаны с некоторыми трудностями. Вспоминается такой случай.

Несколько лет тому назад один молодой человек, будучи крестным отцом мальчика лет четырех, решил его причастить. Надо сказать, что родители этого мальчика - люди не церковные, хотя и крещеные, но в церковь ходили редко, и своего сына причащали всего однажды в грудном возрасте. И вот крестный решил сам повести мальчика в храм и причастить его. Дело было летом, на даче. Церковь была неподалеку. И вот, утром, в будний день крестный приехал к крестнику, заранее предупредив его родителей, чтобы с утра мальчика не кормили и не поили. Родители проявили понимание и подготовили мальчика, как могли, объяснив ему, куда он завтра пойдет. Крестный с крестником пришли в храм. Прихожан в храме - два человека, да три бабушки на клиросе. Священник начал литургию. Мальчик спокоен и послушен, с любопытством разглядывает церковь, священника. Мальчику объяснили, что через какое-то время выйдет батюшка, и он его причастит, что не надо бояться, батюшка добрый, хороший, что после причастия ему станет очень хорошо, очень радостно, что после причастия ему дадут попить сладенькой вкусной водички, а дома все его будут ждать с радостью. Ничто не предвещало в ребенке беспокойства. Пропели «Отче наш», молодой человек с крестником на руках стоит у солеи, все ждут, когда выйдет батюшка с Чашей. Ребенок спокоен, все в радостно-торжественном ожидании. Отверзается завеса, выходит священник с Чашей и… ребенок резко отворачивается от Чаши, обеими руками хватается за шею своего крестного папы и утыкается носом в его плечо, явно давая понять, что поворачиваться он не намерен. Батюшка прочитал молитву, подошел к краю солеи, но все попытки уговорить мальчика, развернуть его лицом к Чаше ни к чему не привели. Ребенок не давал себя причастить. Батюшка возвратился в алтарь, попросив молодого человека попробовать причастить еще раз после службы. Служба подошла к концу, ребенок успокоился, снова встал на ножки лицом к алтарю, спокойно стоял радом со своим крестным. Батюшка вышел на солею, сказал небольшую проповедь и отпустил с Богом прихожан. В церкви не осталось вообще никого. Священник попросил вновь подойти к солее и вновь Царскими вратами вынес Святые Дары. Тот же результат, мальчик не дал себя причастить. Священник окончательно унес Чашу в алтарь и посоветовал молодому человеку дать ребенку хотя бы кусочек просфорки и разрешил запить церковной запивкой. К удивлению, ребенок принял все это без всякого сопротивления.

Этот случай (вовсе не исключительный и не единичный) заставляет о многом задуматься. Ведь четырехлетний ребенок еще не понимает, что такое Церковь, Причастие, просфора, запивка и проч. Однако он не захотел принять Святые Дары, а просфору и запивку принял. Спрашивать его, почему он так сделал, бессмысленно, он еще слишком мал, чтобы объяснить свои поступки. В данном случае бесы уже так завладели душой этого мальчика, что воспрепятствовали ему принять в себя Тело и Кровь Христову. Это уже очень тревожный симптом, и родителям необходимо обращать на это внимание. Если продолжать и дальше равнодушествовать, то душа ребенка еще больше загрубеет и спустя какое-то время ребенка уже будет трудно не то что причастить, но вообще привести в церковь. А ведь причащаясь, «мы приобщаемся через материальность к Тому, Кем является Господь Иисус Христос и приобщаемся к Богу» ().

Защитой от нападок врага рода человеческого являются молитва и пост. И это не люди придумали, а Сам Господь сказал: «Сей род изгоняется только молитвою и постом» (). А слова Господа непреложны. Истинность этих слов подтверждается многовековым опытом православной аскетики и опытом наших православных современников, которые и в наше время живут полноценной духовной жизнью.

И вот что еще очень важно. Причастием младенец принимает в себя всего Христа, однако причастие не может являться неким механическим гарантом житейского благополучия, удачной карьеры, сплошного везения и проч. Нам не дано знать, каким путем поведет человека Господь и по какому пути двинется сам человек. В его жизни могут быть сильнейшие искушения, опасности, горькие ошибки, болезненные падения. Но Сам Господь Иисус Христос будет укреплять его сердце, внушать добрые, разумные устремления, направлять его к верной дороге. Душа может увлечься грехами и похотями, но свет Христа, несравненное тепло и сладость Причащения, испытанные ею в детстве, способны, как никакая другая сила, помочь вернуться к Богу, в Его святой храм, пожелать чистой жизни, принести от самого сердца истинное покаяние, опомниться, как опомнился блудный сын. Нельзя лишать душу такой силы!

VI.

Чтобы младенец, когда подрастет и придет в достаточный возраст, мог уже сам молиться и поститься полноценно, его надо к этому подготовить. То есть его душа должна быть не огрубевшей, а живой, способной воспринимать духовные блага. И если в младенчестве пренебрегать окормлением души, то ее чувствительность, присущая младенцам, постепенно утратится, а зараза первородного греха будет и дальше ее разъедать и при определенных неблагоприятных для человека обстоятельствах такая душа будет не только неспособна воспринимать духовную пищу, но напротив, будет чрезвычайно восприимчива ко греху, т.е. будет склонна к злу. Так может вырасти человек, с виду красивый и сильный, образованный, способный добиться многого в жизни, но с душой мутной и темной, а то и вовсе черной. Выражаясь мирским языком, вырастет обыкновенный негодяй. Никакая мать не хочет, чтобы ее ребенок вырос таким.

Для каждого из нас в отдельности важно не то, как наш знакомый выглядит внешне, не то, во что он одет, не то, какое социальное положение он занимает, а то, какова его душа. В силу своей священнической деятельности мне приходилось общаться с разными людьми, разных профессий и званий, разного возраста и разного уровня образования. И сказать откровенно, если человек бездуховный, если его душа, лишь однажды приобщившись благодати Святого Духа в таинстве Крещения и Миропомазания, больше не возгревается любовью ко Господу в молитве, то общение с такими людьми (а их, увы, большинство) не приносит радости и удовлетворения, таких людей очень жалко и хочется за них молиться. Надо просить Господа, чтобы Он вразумил их, помог им оживить свои души. Но и сам человек должен живить свою душу, питать ее. «Кровь Христова… напояет душу, и сообщает ей некую особенную силу. Достойно приемлемая, она преследует демонов и далеко их прогоняет от нас, привлекает же Ангелов и Самого Владыку Ангелов; ибо где видят демоны Кровь Господню, бегут оттоле, а Ангелы стекаются туда… Она - спасение душ наших; ею услаждается, ею украшается, ею просвещается душа наша; она соделывает ум наш светозарнее огня, душу - чище золота. Чрез пролитие Ее самое небо стало для нас удободоступным» (Св. ).! Поэтому те православные родители, которые или сомневаются в необходимости частого причащения детей, или безосновательно боятся за здоровье своих чад, или не желают лишний раз беспокоить младенца (надо одевать его, выносить на улицу, может быть, ехать на общественном транспорте, у него нарушится режим и т.п.), обнаруживают скудость своей веры, непослушание Церкви. Такие родители сами, того не понимая, наносят своим детям огромный вред и тем самым совершают грех. Очень строго таких неразумных и нерадивых родителей предупреждает св. Иоанн Златоуст: «Тогда мы дадим страшный ответ и в том, что теперь кажется маловажным; ибо Судия с одинаковою строгостью требует от нас попечения о спасении и нашем и наших ближних… Нерадение о детях больше всех грехов и доходит до самого верха нечестия… Развращение детей происходит не от чего другого, как от безумной привязанности (родителей) к житейскому: обращая внимание только на это, они необходимо уже нерадят о детях с их душою. О Таких отцах я сказал бы (и никто пусть не приписывает этих слов гневу), что они хуже даже детоубийц. Те отделяют тело от души, а эти и то, и другое вместе ввергают в огонь геенский».

«Христианское воспитание ребенка должно начаться с самых первых дней рождения его, после Св. Крещения» (св. митрополит . Для младенца же христианское воспитание заключается именно в принесении его в храм Божий и в приобщении его Святых Тайн. Когда младенца, этот маленький живой комочек, подносят к Чаше и причащают его Св. Крови Христовой, то, как показывает практика, ребенок спокойно Их принимает, не противится Им. И это естественно, ведь по слову «душа по природе своей христианка». Святитель Феофан (Затворник) пишет: «замечено, что в тот день, когда дитя причащается Святых Тайн, оно бывает погружено в глубокий покой, без сильных движений всех естественных потребностей, даже тех, которые в детях сильнее действуют…» По мере телесного возрастания, младенец, при условии регулярного причащения, будет возрастать и крепнуть духовно, и тем успешнее противостоять нападкам бесовским. Когда же ребенок вырастет из пеленок и войдет в возраст разумного восприятия окружающего его мира, то храм Божий для него будет уже родным и близким, он уже будет охотно и осознанно причащаться. Благоразумные родители по мере роста своего чада объясняют в доступных ему словах и выражениях названия и значение предметов, находящихся в храме, рассказывают о святых угодниках Божиих. Только нельзя ни в коем случае опускаться до примитивного упрощения священных понятий, как это часто делают неразумные люди. Нельзя икону называть картинкой, священника - «дяденькой», Святые Дары - «сладенькой водичкой» и т.д. Надо сразу, сызмальства, вкладывать в ребенка правильные названия и понятия. И если, в силу своего малолетства, ребенок чего-то не может понять, то, как говорится, всему свое время. Если же ребенок уже достаточно большой, но все же не все понимает, и поведение его в храме оставляет желать лучшего, то это уже вина взрослых, которые из-за своей собственной недостаточной культуры (духовной и светской) не смогли вовремя объяснить ребенку необходимые понятия. Если ребенка часто водить в церковь, приучать его быть в храме внимательным, следить за тем, как он ведет себя, куда направлено его внимание, вовремя подправлять его устремления и настроение, то слова молитв естественным образом войдут в его сознание, без специального заучивания в качестве домашнего задания. И когда таким образом с детских лет идет гармоничное развитие человека, когда человек одновременно развивается и телесно, и умственно, и, самое главное, духовное развитие его не отстает, тогда в таком человеке развивается духовное мироощущение и православное религиозное мировоззрение. Такой человек будет везде ощущать присутствие Божие, Его благой Промысл о каждой душе человеческой, Его любовь ко всему падшему роду человеческому. И он будет стремиться ответить своей любовью на неизмеримую любовь Божию и исполнять Его святую волю. И хотя на такого человека будут особенно сильны нападки врага рода человеческого, но зрелость его души, постоянно укрепляемая верой и упованием на помощь Божию, позволят в этой невидимой брани выстоять. И хотя в жизни такого человека будут и грехопадения, но православное мировоззрение приучает человека не отчаиваться, а вновь и вновь припадать ко Господу с сокрушенным сердцем и со слезами покаяния, исправляться и идти дальше к заветной цели каждого православного христианина, коей является Царство Небесное! Аминь.

Младенцев не причащают в среду и пятницу →

Младенцев не причащают в среду и пятницу Великого поста. В любой другой день можно.
Малыши обычно не постятся ни накануне, ни утром в день причастия, это как он может выдержать. У меня Сашка иногда и не ест с утра.
Расписание в храмах разное, смотрите, во сколько начинается литургия. От начала до причастия проходит 1 - 1.5 часа, вам стоит придти за 15-30 минут до причастия.
Крестики, конечно, должны быть на Вас и на младенце. Там сообразите, священник выйдет с Чашей, все построятся в очередь, младенцев пропускают вперед. Подойдете, произнесете его имя, полностью, которым крещен. Потом отойдете запить. Вот, вроде все. Бывают, что малыши с непривычки пугаются и плачут, не надо тогда заставлять, просто постойте в сторонке, в другой раз согласится. 20.12.2002 22:11:50, Ольга Оводова

Наташ, все намного проще, главное не боя →

Наташ, все намного проще, главное не боятся - никто в храме не кусается, а у бабулек не стесняйся спросить, когда дела доходит до ребенка, они все впадают в умиление и все покажут скажут, главное не злить их обтягивающими джинсами и непокрытой головой. Причащают всегда во время утренней службы - Литургии, но лучше если ты подойдешь к батюшке и скажешь что вы вот мол в первый раз хотите ребенка причастить (если сама хочешь - то это немного строже), он все скажет. Не ясно сколько ребенку, но если он ест мясно наверное годик есть, лучше конечно не кушать перед причастием, но врятли он обойдется без завтрака, наш еще и в храме может за часик яблоко погрызть (в любом случае это лучше чем зареванный усталый ребенок), если вы в первый раз то прикинь сколько он сможет спокойно провести себя в храме, я люблю службу и мы ходим к началу,но Сашка привык уже. Для меня приходить за 5 минут до причастия не очень ясно, уж хотя бы минут за 30-40, ведь не для себя же а для ребенки, хотя конечно решать тебе, но обычно деткам в храме нравится)), даже кто в первый раз. Вот вроде и все, смотри как другие причащать будут в начале и делай так же. Надеюсь вам (и тебе тоже понравится) и это будет не последний раз.))) 20.12.2002 19:07:43, OleNkaM

>>Меня интересует можно ли причищаться в →

>>Меня интересует можно ли причищаться в пост?
Да, конечно

>>Можно ли ребенка кормить мясом за день?
Маленький ребенок обычно пост не соблюдает.

>>Во сколько надо прийти в церковь?
Если к самому причастию - приблизительно через час после начала литургии, где как, лучше спросить за свечным ящиком в том храме, куда вы пойдете.

>>Что с собой надо иметь?
Крестик надеть на ребенка.

>>Надо ли отстоять целую службу?
По желанию. Как правило, маленьких детей привозят в храм непосредственно перед Причастием.

>>В какой день надо прийти?
В любой день с утра, когда в храме есть служба (Божественная литургия).

>>К кому обратиться?
Можно просто подойти "в первые ряды" молящихся после того, как все громко споют "Отче наш" и ждать Причастия. Дети причащаются перед взрослыми.

>>И самое главное что надо говорить?
Ребенка взять на руки, если он мал, то уложить на руках, головой к своему правому локтю. Если постарше - просто поднять на руки и сложить его руки на груди крестообразно (правая сверху). Подойдя к священнику, внятно произнести полное имя ребенка. После того, как ему в ротик ложечкой дадут Причастие, ему нужно будет поцеловать низ чаши (или просто приложиться к нему). Потом нужно отойти к столику, где дадут запить Причастие небольшим количеством теплого сильно разбавленного водой вина. Примерно так. 20.12.2002 19:02:18, Emily

Ребеночка в идеале причащать каждую неде →

Ребеночка в идеале причащать каждую неделю и,конечно,в пост тоже. Постится не надо (просто маленький не сможет) можно и пить и есть. Приехать лучше к концу службы(вернее к причастию), потому что и Вам и ребенку будет тяжело отстоять всю службу, но знаю, что есть герои, у которых спокойные дети, они ездят на всю службу. Причащают в любой день, когда в храме есть служба. Детей причащают первыми и обычно все старушки усиленно "подталкивают" маму с ребенком вперед и расчищают перед ними дорогу. Так что проходите вперед. И совет: если боитесь, что деть испугается или у него вообще нерасположение к ложке, то лучше положить его на правую руку, другой рукой придержать ручки ребеночка и поднести его к чаще в лежачем положении. Так обычно причащают самых маленких. Затем те же бабушки сами укажут где запивка. 20.12.2002 18:59:16, trapezund

Причащаться в пост можно и нужно:), есл →

Причащаться в пост можно и нужно:), если вы вообще причащаетесь, то пост ничем не отличается, единственное, что бывают дни, когда нет причастия. В выходные и праздники (большие церковные) причастие есть обязательно. Мясом кормить... дело индивидуальное, зависит от традиций в семье, в принципе, от маленьких детей никто соблюдения постов не требует, но я бы не кормила... для здоровья никакого вреда, кроме пользы, от временного воздержания от мяса не будет, а так как-то лучше... Прийти надо не к концу службы, как внизу написали, а к середине, потому что причастие вовсе не в конце. Обычно это где-то спустя полтора часа от начала литургии, о времени начала службы можно узнать, позвонив в храм или посмотрев расписание возле него. Но иногда в некоторых храмах служат довольно быстро, тогда может быть и час от начала. Малыша до трех лет не обязательно причащать строго натощак, но если он может с утра не есть, лучше не кормить. Отдельно подходить к батюшке и брать благословение на причастие (внизу сказали - надо) тоже не обязательно, но если подойдете - тоже неплохо. С собой ничего не надо, разве что взять ложечку для запивки (после причастия подойти запить - там такой столик и всем наливают в чашечки, можно взять ложку, если не хотите из общей чашки пить). Лучше в воскресенье или просто заранее узнать, есть ли литургия и причастие в этот день. Говорить - имя ребенка, полное, которым крестили. Ручки он (если достаточно большой) складывает крест-накрест на груди, если маленький - берете сами на руки, себе на правую руку. После - кормить можно, не надо плеваться и давать что-то такое, что надо выплевывать. 20.12.2002 18:51:08, РоДина-мать

Таинство Причастия установлено Самим Господом на тайной вечери - последней трапезе с учениками в пасхальную ночь перед Его взятием под стражу и распятием. "И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов" (Мф. 26, 26-28), "…сие творите в Мое воспоминание" (Лк. 22, 19). В Таинстве Плоти и Крови Господних (Евхаристии - греч. "благодарение") происходит восстановление того единства между природой Творца и творения, которое существовало до грехопадения; это наше возвращение к потерянному раю. Можно сказать, что в Причастии мы получаем как бы зародыши будущей жизни в Царствии Небесном. Мистическая тайна Евхаристии укоренена в Крестной Жертве Спасителя. Распяв Свою Плоть на кресте и пролив Свою Кровь, Богочеловек Иисус принес Жертву Любви за нас Творцу и восстановил падшую человеческую природу. Таким образом, причастие Тела и Крови Спасителя становится нашим участием в этом восстановлении.

Вкушение Плоти и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии есть действие не символическое, но вполне реальное. Не все могут вместить эту тайну. Рационалисты пытаются "обойти" тайну, низводя мистику к символу. Гордецы воспринимают недоступное их разуму как оскорбление: Лев Толстой кощунственно называл причастие "каннибализмом". Для иных это дикое суеверие, для кого-то анахронизм. Но чада Церкви Христовой знают, что в Таинстве Евхаристии они под видом хлеба и вина воистину причащаются Тела и Крови Христовых в Их сущности. Действительно, человеку не свойственно употреблять в пищу сырые плоть и кровь, и потому при Причащении Дары Христовы сокрыты под образом хлеба и вина. Тем не менее под внешней оболочкой тленной материи сокрыто нетленное вещество Божественной природы. Иногда, по особому соизволению, Господь приоткрывает сие покрывало тайны, и дает видеть сомневающимся подлинную природу Святых Даров. В частности, в моей личной практике было два случая, когда Господь восхотел дать увидеть причащающимся Тело и Кровь Свою в их подлинном виде. Оба раза это были первые причастия; в одном случае человека в Церковь из своих соображений послали экстрасенсы. В другом причиной прихода в храм было весьма поверхностное любопытство. После столь чудесного события оба стали верными чадами Православной Церкви.

Как хотя бы приблизительно понять нам смысл происходящего в Таинстве Причастия? Природа творения создана Творцом сродственной Себе: не только проникаемой, но и как бы неотрывной от Создателя. Это естественно при святости тварной природы - ее изначального состояния вольного единения и подчинения Творцу. В таковом состоянии пребывают ангельские миры. Однако природа нашего мира искажена и извращена грехопадением ее хранителя и возглавителя - человека. Тем не менее она не потеряла возможности воссоединения с природой Создателя: ярчайшее свидетельство этого - вочеловечение Спасителя. Но человек отпал от Бога вольно, и воссоединиться с Ним он может также только в свободном волеизъявлении (даже на вочеловечение Христа требовалось согласие человека - Девы Марии!). В то же время обожение неодушевленной, не обладающей свободой воли, природы, Бог может совершить естественным образом, самовольно. Таким образом в богоустановленном Таинстве Причастия благодать Духа Святого в учрежденный момент богослужения (и тоже по просьбе человека!) снисходит на вещество хлеба и вина и прелагает их в вещество иной, высшей природы: Тело и Кровь Христовы. И вот теперь принять эти высшие Дары Жизни человек может, только явив свою свободную волю! Господь дарует Себя всем, но принимают Его те, кто верит Ему и любят Его - чада Его Церкви.

Итак, Причастие есть благодатное приобщение души к высшей природе и в ней к вечной жизни. Низводя эту величайшую тайну до области обыденного образа мы можем сравнить Причастие с "питанием" души, которое она должна получать после своего "рождения" в Таинстве Крещения. И как плотию человек рождается в мир единожды, а питается затем до конца жизни, так и Крещение событие единоразовое, а к Причастию мы должны прибегать регулярно, желательно не реже раза в месяц, возможно и чаще. Причастие один раз в год является минимально приемлемым, но столь "голодный" режим может поставить душу на грань выживания.

К участию в Евхаристии необходимо должным образом приготовиться. Достойное причащение требует осознанного и трепетного отношения к этому событию. До?лжно иметь благоговение перед Жертвой Спасителя и осознание своего недостоинства принятия сего великого Дара (мы принимаем Его не как заслуженную награду, но как явление милости любящего Отца). Должно быть умирение души: нужно в сердце искренне простить всех, так или иначе "нас опечаливших" (помня слова молитвы "Отче Наш") и постараться по возможности с ними примириться; еще в большей степени это касается тех, кто по той или иной причине считает себя обиженными нами. Перед Причастием следует прочесть определенные Церковью и составленные святыми отцами молитвы, которые так и называются: "Последование ко Святому Причащению"; эти молитвенные тексты присутствуют, как правило, во всех изданиях православных молитвословов (сборники молитв). Точный объем чтения этих текстов желательно обсудить с тем священником, к которому вы обращаетесь за советами и кто знает специфику вашей жизни. После совершения Таинства Причастия положено прочитывать "Благодарственные молитвы по Святом Причащении". Наконец, готовясь принять в себя - в свою плоть и в свою душу - Страшные своим величием Тайны Тела и Крови Христовых, должно очиститься телом и душой. Этой цели служат пост и Исповедь.

Телесный пост предполагает воздержание от вкушения скоромной пищи. Продолжительность поста перед Причастием, как правило, до трех суток. Непосредственно в канун Причастия до?лжно воздерживаться от супружеских отношений и с полуночи не положено вкушать никакой пищи (по сути дела не есть и не пить ничего с утра перед службой). Впрочем, в конкретных случаях возможны существенные отступления от этих норм; обсуждать их следует, опять же, индивидуально со священником.

Дети, больные и престарелые, кто не может говеть по строгим правилам, могут причащаться. Дети до семи лет не говеют и не исповедуются и желательно их причащать как можно чаще. Пожилые, больные люди, дети (до 14 лет), а также беременные женщины тоже освобождаются от строгого поста.

Само Таинство Причастия происходит в Церкви на богослужении, которое называется литургия. Как правило, литургия совершается в первой половине дня; точное время начала богослужений и дни их совершения следует узнавать непосредственно в том храме, в который вы собираетесь пойти. Обычно службы начинаются в интервале от семи до десяти часов утра; продолжительность литургии в зависимости от характера службы и отчасти от количества причастников от полутора до четырех-пяти часов. В соборах и монастырях литургии служатся ежедневно; в приходских храмах по воскресным дням и в церковные праздники.

Готовящимся к Причастию желательно присутствовать на службе с ее начала (ибо это единое духовное действо), а также накануне быть на вечернем богослужении, которое является молитвенной подготовкой к литургии и Евхаристии.

Во время литургии нужно безвыходно пребывать в храме , молитвенно участвуя в службе до тех пор, пока священник выйдет из алтаря с чашей и провозгласит: "Со страхом Божиим и верою приступите". Тогда причастники выстраиваются один за другим перед амвоном (сначала дети и немощные, затем мужчины и за ними женщины). Руки должны быть сложены крестообразно на груди, при чем правая рука должна быть на левой; перед чашей креститься не положено. Когда подойдет очередь, нужно стать перед священником, назвать свое имя и открыть рот так, чтобы можно было вложить лжицу с частицей Тела и Крови Христовых. Лжицу нужно тщательно облизать губами, и после того, как промокнут губы платом, с благоговением поцеловать край чаши. Затем, не прикладываясь к иконам и не разговаривая, нужно отойти от амвона и принять "запивку" - св. воду с вином и частицу просфоры (таким образом как бы омывается полость рта, дабы мельчайшие частицы Даров случайно не исторгнуть из себя, например, при чихании). После причастия нужно прочитать (или выслушать в Церкви) благодарственные молитвы и в дальнейшем тщательно хранить душу свою от грехов и страстей.

Один из основных священных обрядов православной церкви – причащение верующего. Таинство евхаристии, совершаемое искренне, по зову души, имеет большое значение для христианина. Прохождение священнодействия с пониманием сути и важности ритуала приводит к искреннему покаянию, получению прощения, духовному очищению.

Что такое причащение

Принадлежность человека к религиозной конфессии подразумевает соблюдение традиций. Что такое евхаристия? Важнейший религиозный обряд предполагает получение из рук священнослужителя и последующее вкушение хлеба с вином, символизирующих Плоть и Кровь Иисуса Христа. Таинство включает молитвы, поклоны, песнопения, проповедь. Причастие в храме приобщает человека к Богу, укрепляет духовную связь с Высшими силами. Для проведения обряда в церкви требуется чистота верующего как физическая, так и душевная. Причащению должна предшествовать исповедь и подготовка.

Таинство причастия

Обряд берет свое начало с Тайной Вечери, предшествовавшей распятию Христа. Собравшись с учениками за столом, Спаситель взял хлеб, разделил на части и раздал его со словами, что это Его Плоть. Затем Христос благословил чашу с вином, назвав ее содержимое своей Кровью. Спаситель завещал последователям всегда совершать церемонию в память о Нем. Этому обычаю следует Русская Православная Церковь, в которой ежедневно проводится обряд евхаристии. В допетровские времена действовало постановление, по которому все миряне были обязаны причащаться в церкви не реже раза в год.

Почему необходимо святое причастие

Таинство причащения имеет большое значение для верующего человека. Мирянин, не желающий совершать обряд евхаристии, отдаляется от Иисуса, заповедовавшего соблюдать традицию. Нарушение связи с Богом ведет к возникновению смятения, страха в душе. Человек, у которого причастие в церкви происходит регулярно, наоборот, укрепляется в религиозной вере, становится умиротвореннее, ближе к Господу.

Как причаститься в церкви

Евхаристия – первый шаг, совершаемый человеком по направлению к Богу. Этот поступок должен быть осознанным, добровольным. Для подтверждения чистоты своего намерения мирянину следует подготовиться к причастию в церкви. Сначала требуется просить прощения у тех, кто может на вас обижаться. На протяжении нескольких дней до обряда взрослому человеку нужно:

  • Соблюдать пост, отказываясь от употребления мясных блюд, яиц, молочных продуктов. Пищевые ограничения налагаются на период от одного до трех дней – в зависимости от физического состояния.
  • Отказаться от привычки «поедать» себя и других. Внутреннюю агрессию следует свести к минимуму. Вести себя нужно доброжелательно к окружающим, полезна бескорыстная помощь ближним.
  • Исключить из обихода сквернословие, табак, алкоголь, интимную близость.
  • Не посещать увеселительные мероприятия, не просматривать развлекательные телепередачи.
  • Читать вечерние, утренние молитвы.
  • Посещать Литургии, слушать проповеди. Особенно рекомендуется посетить вечернее богослужение накануне дня причастия, прочитать Последование.
  • Изучать духовную литературу, читать Библию.
  • Исповедаться накануне причастия в церкви. Для этого требуется осмысление жизни, событий, поступков. Искренняя исповедь нужна не только как подготовка к причащению. Покаяние делает верующего человека чище, дает ощущение легкости, свободы.

Обряд причащения

В день проведения обряда нужно пропустить завтрак и прийти в храм пораньше, почувствовать атмосферу места, приготовиться, настроиться на нужный лад. Что такое причащение в церкви? Таинство начинается во время службы, ближе к ее окончанию. Открываются Царские врата, и к посетителям выносится реликвия – чаша с освященными дарами – кагором и хлебом. Яства – символы Плоти и Крови Спасителя. Чашу устанавливают на специальное возвышение, именуемое амвоном. Священник читает благодарственную молитву, предназначенную для причастия.

Как причащаться в церкви? Каждому прихожанину, подходящему к чаше, священнослужитель дает отведать яство из ложки. Нужно приблизиться, сложить руки крестом на груди, назвать свое имя. Затем следует поцеловать основание чаши. Покидать храм можно после окончания богослужения. Перед уходом нужно поцеловать крест. Ритуал, проделанный искренне и от всего сердца, приближает верующего к Христу, дарит душе счастье, спасение. Важно сохранить святую благодать в сердце после причастия, не утратить ее за пределами церкви.

Как проходит причащение детей

Причастие ребенка важно для его духовного взросления. Ритуал нужен, чтобы малыш был под опекой ангела-хранителя, в честь которого он был окрещен. Первое причастие в церкви происходит после крещения. Детям до семи лет не требуется исповедоваться накануне. При этом неважно, насколько часто причащаются родители малыша в церкви и делают ли они это вообще.

Важное правило детского причащения в церкви – проведение обряда натощак. Разрешается позавтракать совсем маленькому ребенку. Кормить малыша лучше не менее чем за полчаса до обряда, чтобы он не отрыгнул. После трех лет детей желательно приводить в церковь натощак, но строгого правила не существует. Важно, чтобы ребенок понемногу привыкал к ограничениям во время подготовки. К примеру, можно убрать игры, мультфильмы, мясо, что-то очень вкусное. Соблюдение молитвенных правил детьми не требуется.

С младенцами можно приходить к самому причастию. С подросшими детьми разрешается приходить пораньше, смотря по тому, как долго ребенок выдержит стояние в храме. Детям часто не хватает терпения, энергии у них наоборот много. Это нужно понимать и не заставлять малыша стоять на одном месте, прививая нелюбовь к обряду. Во время причастия имя за маленького ребенка произносит взрослый. Когда малыш подрастет, он должен назваться сам.

Как происходит причащение больных

Если человек по состоянию здоровья не в силах прослушать литургию, принять причащение в стенах храма, это легко решается путем проведения обряда на дому. Тяжелобольные допускаются канонами православия к процедуре. Читать молитвы и поститься не обязательно. Тем не менее, исповедь с покаянием в грехах необходимы. Больных разрешено причащать после принятия пищи. Священнослужители часто посещают больницы, чтобы исповедать и причастить людей.

Как часто можно проходить обряд причастия

Обряд нужно проходить тогда, когда этого желает душа, когда есть внутренняя потребность. Количество причастий не регламентируется представителями Патриархии. Большинство верующих причащаются один или пару раз за месяц. Проведение обряда необходимо для особых случаев – при венчании, крещении, на именинах, во время великих праздников. Единственное ограничение – запрет на причастие более раза за день. Святые дары подаются из двух церковных сосудов, попробовать нужно только из одного.

Видео