Меню
Бесплатно
Главная  /  Виды ожогов  /  Должностные обязанности и задачи главного врача

Должностные обязанности и задачи главного врача

Центральным НИИ организации и информатизации здравоохранения проведено исследование об отношении главных врачей медицинских учреждений к своей должности. Так, согласно его результатам, каждый пятый главный врач российского медучреждения смог пробиться к руководству с должности рядового врача.

В целом в российской системе здравоохранения на сегодняшний день работают 24 тысячи руководителей медицинских организаций: 13,5 тысяч человек – в стационаре, 10,7 тысяч – в поликлинике. Следовательно, как показали результаты исследования, укомплектованность руководителями медицинских учреждений составляет 88,6 %. Среди всех работников медицинского учреждения 5,2 % составляют руководители - главные врачи и их заместители. В стационарных учреждениях их больше - 6,7 % от всех врачей, в поликлинике - 4 %. Среди руководителей медицинских учреждений - 47 % мужчин и 53 % женщин, их средний возраст - 49 лет. Стаж руководящей работы больше десяти лет имеют 64 % главврачей и 47 % - их заместителей.

У 23 % главных врачей имеется высшая категория по специальности «Общественное здоровье и организация здравоохранения», у 45 % руководителей медицинских организаций есть категория по другим специальностям, сертификат специальности «Общественное здоровье и организация здравоохранения» есть у 70,3 % руководителей медучреждений. Второе высшее образование имеет каждый пятый руководитель.

Чаще всего главврачами становятся их заместители - согласно результатам исследования, подобный карьерный путь проходят примерно треть всех замов. При выборе медицинского учреждения больше половины опрошенных главврачей руководствовались интересом к работе (57 %). Главной целью - возможность дальнейшего карьерного роста - в качестве перспективы назвали 21,5 % врачей, уровень заработной платы - 17,3 %, престиж учреждения становится критерием выбора места работы для 16,4 % респондентов. Среди прочих причин выбора клиники для работы главврачи называют смену места жительства, возможность получать льготы и жилье, а также смену коллектива. Каждый пятый назвал «случайным стечением обстоятельств» свое назначение на руководящую должность, но в трети случаев (33 %) предложение о работе совпало с собственным желанием специалиста, а 10 % главврачей считают, что были недостаточно готовы руководить медицинской организацией в момент назначения.

Интересно наблюдать за тем, как срабатывают основные диалектические законы на практике. Достаточно уметь провести ряд нужных параллелей. Ну и кое-что держать в собственной памяти: гугл и википедия - это, конечно, круто и масштабно, но ведь нужно же знать, о чём их спрашивать.

Восемьдесят два с половиной года назад перед выпускниками военных академий прозвучала фраза «Кадры решают все». Причём даже не столько как лозунг, сколько в контексте смены приоритетов: дескать, если до этого техника решала всё, то сейчас она есть, поэтому встал вопрос о том, кто будет всем этим управлять, оперировать.

Нечто подобное происходит сейчас и в медицине - во всяком случае, в медицине столичной. Я уже писал, и не раз, о том, какая, выражаясь бюрократическим языком, тут создана материально-техническая база. Начиная от корпусов больниц и заканчивая новой медтехникой, автомобилями для службы скорой помощи и вертолётами для медицины катастроф. Теперь возникает второй вопрос: кто всем этим великолепием должен рулить? А главное - как?

Помню, во время одной из наших с Оксаной поездок в Швейцарию мы беседовали с главным врачом клиники сети «Женолье» в Цюрихе. Между прочим, не имеющим медицинского образования - он просто управленец с богатым опытом. И он очень интересно выразился о себе и о коллективе докторов и медицинских сестёр в этой самой клинике: мол, вы представляете себе импрессарио прима-балерины? Его заботы, его головную боль? Так вот, у меня тут две сотни прима-балерин.

Согласен с ним: коллективом медиков управлять довольно сложно. Сказывается то, что каждый из них - это личность, которую далеко не всякий стремится растворить в коллективе. И то, что их работа, если мы говорим о действительно хороших медиках - это не столько ремесло, сколько искусство. И гильдийность на грани кастовости. И практически поголовное якобинство и неприятие чьих бы то ни было авторитетов. При этом больница или поликлиника должна работать. В довольно конфликтных условиях. И главврач, как тот самый миротворец ООН: получает по своей голубой каске и от коллектива, и от пациентов, и от вышестоящего начальства. Ну разве что зарплата как-то компенсирует эти непростые условия работы.

Я думаю, что со стороны Собянина было довольно правильным шагом создать в ушедшем году кадровый резерв управленцев от медицины. Такую своего рода ярмарку вакансий. Рано или поздно к этому решению нужно было прийти: протекционизм и клановость не особо идут на пользу делу. Поэтому в августе 2017 года стартовала программа «Лидер.Мед». Её основная цель - отобрать талантливых сотрудников, которые в дальнейшем смогут занять должности руководителей медучреждений.

Народ - а это в общей сложности 6033 человека - писал тесты, сочинения на тему «Почему я чувствую патологическую склонность к руководящей деятельности», снимал видеоролики о себе, участвовал в мозговых штурмах на темы управления, проходил отбор и отсев по большому списку параметров - и в итоге 300 человек таки отобрали в кадровый резерв Департамента здравоохранения. Нет, сразу их главврачами и заведующими отделений не сделают. Но поимеют в виду - на не столь отдалённое будущее. Опять же, теперь есть стимул для ныне рулящих главврачей: мол, если что...

Кадровый резерв для столичного здравоохранения создали по 5 направлениям. Так, в категории «Главный врач/директор медицинской организации» в список резервистов вошли 98 человек, в категории «Заместитель главного врача / директора медицинской организации» – 116 человек, в категории «Главная медицинская сестра» – 14 человек, в категории «Руководитель отделения / структурного подразделения» – 51 человек, в категории «Начальник отдела / заместитель руководителя / руководитель организации (с немедицинским образованием)» – 21 человек.

Насколько жизнеспособным и удачным будет такой кадровый резерв - покажет время. Но, на мой взгляд, уже сам факт его создания - неплохая новость. Меньше случайных людей на ключевых постах, меньше личного в процессе назначения на руководящую должность - глядишь, кое-что начнёт меняться в лучшую сторону.

Сохранено

Профессия врача, вопреки разным прогнозам и ожиданиям, связанным в основном с финансами, продолжает быть не только очень востребованной, но и популярной у абитуриентов. Выпускники школ активно штурмуют медицинские институты, университеты и академии. В прошлом году средний конкурс в нашей стране в медицинских ВУЗах на лечебные факультеты превысил 10 на одно место, а на педиатрию был около 13. В связи с этим вопрос о том, как стать врачом, не может ограничиться выбором конкретного медицинского института.

Особенности работы врача

Каждый человек с самого рождения сталкивается с врачами, ведь именно они встречают его в этом мире. Если в детстве и юности рядом окажутся вдумчивые, спокойные, заботливые, грамотные и уверенные в своих силах доктора, которые помогали, предотвращали болезни и защищали от проблем, они могут примерами для подражания. При этом, многие молодые люди уверены, что хорошо знают, из чего складывается труд и результат этого труда современного врача. Однако есть нюансы, которые незаметны на первый взгляд.

Большую часть видов деятельности врачей условно можно разделить на 2 базовые группы – терапевтическая деятельность и хирургия. Причем, терапевты – это не только участковые врачи или как их часто называют – врачи общей практики, это гастроэнтерологи, дерматологи, окулисты, ревматологи и другие узкие специалисты. Обычно врачи-терапевты работают в кабинетах и обслуживают вызовы на дому. Хирурги также бывают и узкими специалистами, и врачами скорой помощи, которые могут почти все. Их основное место работы не только кабинет, но и операционная, и перевязочная. Отличаются между собой терапевты и хирурги мировоззрением, подходом к лечению. Врачи-терапевты лечат консервативными методами, а хирурги радикальными. Часто положительный результат получается только в результате сочетания этих методов.

Кроме того, все медики должны уметь оказывать не только неотложную, но и скорую помощь, в том числе в экстремальных условиях.

Видео советы

Из чего состоит основная деятельность врача

Традиционно основные этапы ежедневной, рутинной, работы врача в поликлинике и стационаре включают:

  • Обследование и постановку диагноза.
  • Назначение лечения с учетом возможной аллергии, побочных действий лекарств и совместимости препаратов между собой.
  • Коррекция лечения в соответствии с откликом на него, повторное обследование и реабилитация.
  • Профилактика и предупреждение заболеваний у здоровых людей, проведение обследований для диагностики заболеваний на ранних стадиях.

Что надо уметь и каким человеком надо быть, чтобы стать врачом

Для исполнения своего предназначения каждый врач, помимо бесконечной и безграничной любви к людям, должен иметь определенные черты и навыки:

  • Уметь беседовать, не только слушать, но и слышать больного, направлять вопросами разговор в нужную сторону для получения важной информации и постановки точного диагноза.
  • В процессе лечения врачу важно быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию.
  • Не бояться принимать решения и нести за них ответственность самостоятельно.
  • Врачу надо быть внимательным, не упускать мелочей.
  • Надо иметь хорошую память и уметь анализировать совокупную информацию как полученную от больного, так и в результате обследований и анализов.
  • Уметь терпеть грубость, возможное неадекватное поведение больных и их родственников.
  • Врачу надо иметь высокую стрессоустойчивость.
  • Не бояться крови, гноя и грязи, неприятных запахов, стонов и жалоб.
  • Всегда быть готовым прийти на помощь.
  • К ненормированному рабочему дню, к сверхурочной работе в выходные дни и ночью относиться спокойно. Врачу нужно быть готовым к большим физическим нагрузкам.
  • Уметь пользоваться компьютером, писать отчеты, грамотно излагать мысли.

Кроме того, важная составляющая профессии врача – постоянная, «вечная» учеба и повышение квалификации не только на обязательных курсах, семинарах и лекциях, но и самостоятельно, в « », изучая публикации в медицинских журналах, знакомясь с опытом коллег, читая книги. Стремление к самообразованию и самосовершенствованию, чтобы улучшить качество помощи людям – естественная черта характера хорошего доктора.

Профессия врача – это профессия, от которой фактически нельзя отключиться никогда, ни в выходные дни, ни в отпуске. Врач, как юрист, всегда при исполнении, как пионер, «всегда готов» идти на помощь людям.

Принимаем решение – «буду работать врачом!»

До того, как будет принято окончательное решение о будущей специальности врача, имеет смысл попробовать себя в деле. Даже работа нянечкой в детском саду или сиделкой в инвалидов, а не только санитаркой в больнице, может дать некоторые представления о практических и физиологических элементах будущей профессии. Наиболее реальное и достоверное понимание условий будущей деятельности врача и своих личных возможностей дает работа в детской больнице, ведь маленькие пациенты беззащитны и откровенны в своих ощущениях. Можно поработать регистратором в районной поликлинике, через которую проходят толпы самых разных людей, но этого мало. Если выдержка и доброжелательность сочетаются с отсутствием излишней брезгливости и умением найти выход из тупиковой ситуации, нет страха перед чужой болью и понимание, что чужой боли не бывает, можно смело поступать в медицинский институт на врача.

В случае сомнений, надо определить свой тип личности и свойства характера, с точки зрения, профессиональной направленности. Будущий врач должен быть не только гуманистом, он должен уметь общаться, быть активным в оптимального решения, уметь сопереживать и прислушиваться к общественному мнению, быть сразу и уравновешенным, и эмоциональным.

Как стать врачом

Высшее базовое образование медика длится 6 лет. Теоретические дисциплины перемежаются практикой, во время которой будущему врачу приходится быть и санитаркой, и медсестрой. Только на старших курсах практика приближается к реальной врачебной работе, которая осуществляется под контролем доктора в стационаре. После окончания ВУЗа для получения права лечить надо пройти интернатуру или ординатуру по конкретной специальности. После этого студент становится врачом.

В нашей стране более 80 высших учебных медицинских заведений. Выбирая конкретный ВУЗ и факультет, стоит сделать следующее:

  1. ситуацию на рынке труда и выбрать для себя будущую специализацию врача, которая не только интересна самому, но и востребована в государственных и частных клиниках. Например, в последнее время кроме терапевтов-участковых, требуются иммунологи, дерматологи, акушеры-гинекологи и венерологи.
  2. Просмотреть сайты институтов и их приемных комиссий, посетить ВУЗы в день открытых дверей и получить информацию о количестве и распределении бюджетных мест по факультетам и между обычными абитуриентами и льготниками. Кроме того, надо узнать стоимость обучения на платной основе.
  3. Поступить на курсы, очные или дистанционные, по профильным предметам для подготовки к экзаменам на врача.

Какие документы нужны для поступления в ВУЗ на врача

В соответствии с современными правилами приема в институт на врача, абитуриент имеет права подать документы сразу в пять ВУЗов, причем в каждом из них на 3 факультета. Этими возможностями определяется порядок подачи документов. При личной подаче в приемной комиссии достаточно предъявить оригиналы документов и сдать копии, которые будут заверены сотрудником комиссии. При отправке документов почтой, в том числе электронной, подлинность копий стоит заверить у нотариуса.

К стандартному заявлению на имя ректора ВУЗа, бланк которого можно скачать на сайте приемной комиссии или получить там же, прилагают определенный перечень документов:

  • Копия паспорта или другого удостоверения личности, главная страница и страница с регистрацией места жительства.
  • Документ или копия о полном среднем или среднем профессиональном образовании.
  • 4 фотографии 3х4 см, сделанных не ранее, чем за один месяц до подачи заявлений.
  • Документы, удостоверяющие право на льготы по результатам олимпиад, по состоянию здоровья и по составу семьи.
  • Удостоверения для гражданина, который подлежит призыву на военную службу.
  • Для иностранцев – миграционная карта и документ о регистрации по месту пребывания.

А вот сертификат с результатами ЕГЭ с 2014 года в бумажном виде более не выдается. Данные об экзаменах надо указать в заявлении, после чего приемная комиссия проверит их подлинность в Федеральной базе. Кроме того, надо подготовить медицинскую справку стандартной формы 086-У, которую предъявляют после зачисления. Помимо перечисленных документов для поступление на врача, стоит представить портфолио, которое сыграет свою роль в спорных случаях. В него включают грамоты, дипломы и свидетельства об участии в конкурсах и олимпиадах по основным и смежным дисциплинам, документы об обучении в профильных кружках и проведении научных работ, об участии в профильных лагерях, конференциях и семинарах. Обязательно надо предъявить документы о спортивных и творческих достижениях, которые могут повысить статус ВУЗа в будущем.

Существует еще два наблюдения за процессом зачисления абитуриентов на специальность врача. Они не могут претендовать на то, чтобы считаться обязательными негласными правилами, но и пренебрегать ими, вероятно, тоже не стоит:

  • В спорных ситуациях предпочтение отдают абитуриентам, приложившим к заявлению подлинные документы об окончании школы, а не копии.
  • Не надо торопиться подавать документы на платное обучение, чтобы у ВУЗа не было соблазна принять будущего студента именно туда. Вот когда постигнет неудача при попытке поступить на бюджетное отделение, можно рассматривать коммерческий вариант.

Какие экзамены надо сдавать на врача

Для поступления в медицинский институт или на специализированный факультет университета на врача надо сдать следующие ЕГЭ:

  1. Русский язык (обязательный экзамен).
  2. Химия (по личному выбору).
  3. Биология (по личному выбору).

Во время учебного года в каждой школе классный руководитель или учитель-предметник записывают своих учеников для сдачи экзаменов на врача по выбору, но своевременная запись на экзамен и явка на него – зона ответственности самого ученика. Однако, каждый ВУЗ предоставляет возможность сдать ЕГЭ в дополнительные сроки. Этой возможностью могут воспользоваться:

  • Выпускники школ, колледжей и лицеев прошлых лет, у которых истек срок действия свидетельства о сдачи ЕГЭ.
  • Выпускники учебных заведений с действующим свидетельством, которые хотят дополнить или улучшить результаты.
  • Абитуриенты, которые на момент поступления в ВУЗ обучаются в учреждениях начального и среднего образования, но уже имеют полное среднее образование.
  • Иностранные граждане, имеющие полное среднее образование.

МГУ и СПбГУ имеют право проводить дополнительное тестирование абитуриентов для поступления на врача. В Москве проводят письменный экзамен по химии, а в Санкт-Петербурге от проведения дополнительных экзаменов в 2014 году отказались.

Олимпиада – «подушка безопасности»

Очевидно, что экзамен на врача в некоторой степени – это лотерея. На его результат может оказать влияние не только знания, но волнение, самочувствие, умение мобилизоваться и сосредотачиваться. Чтобы повысить свои шансы поступления в ВУЗ надо участвовать в предметных олимпиадах. Победа на всероссийской олимпиаде или олимпиаде 1-3 уровня по химии дает право поступить в медицинский институт на врача без вступительных экзаменов (льгота первого уровня), а диплом олимпиады по биологии приравнивается к 100 баллам по ЕГЭ (льгота второго уровня). Чаще всего олимпиады проводят в два этапа. Заочный или отборочный тур организуют в ноябре-январе текущего учебного года. На очный, заключительный тур, допускают по итогам первого этапа. Его проводят в феврале-марте. Кроме столиц и крупных городов второй тур обычно проводят и на региональных площадках. Вся информация об олимпиадах, которые проводят ВУЗы, размещена на официальных сайтах институтов и их приемных комиссий. Там же можно узнать о курсах, семинарах и других формах дополнительного образования, которые предлагают ВУЗы своим абитуриентам. Качественное дополнительное образование поможет не только на олимпиадах и конкурсах, оно поможет сдать ЕГЭ и получить высокие баллы для поступления на врача.

Думая о том, как стать врачом, надо понимать, что медик – это не человек, который носит белый халат и держит в руках скальпель. Врач, доктор – это человек, который держит в руках другую жизнь и отвечает за нее. Поэтому, испытывая неуверенность или сомнение в правильном выборе, можно рассмотреть смежные профессии – фармацевта, прибориста-медика, микробиолога или косметолога. Эти специальности позволяют реализовать стремление помогать людям стать здоровее и красивее, для них нужны почти те же знания, но боли, крови, страданий и жалоб в повседневной рабочей жизни будет существенно меньше. Кроме того, диплом врача востребован организациями, которые разрабатывают, тестируют и внедряют медицинское оборудование и средства реабилитации.

В молодости человек планирует свою жизнь, ищет спутника жизни, выбирает профессию и место жительства. В этом контексте медицинские специальности, полученные в отечественных учебных заведениях, имеют один существенный недостаток. К сожалению, дипломы медицинских ВУЗов РФ не признают в других странах, хотя врачи востребованы во всем мире и их часто не хватает. Это значит, что реализовав свою мечту, для получения разрешения на и осуществления профессиональной деятельности за рубежом, диплом врача придется или подтверждать, или получать вновь, а это совсем не просто. Желаем успехов во всех начинаниях!

Почему вы хотите стать врачом?

Мы хотим верить, что доверяем наши жизни настоящим специалистам, что нас везут в автобусах водители-профессионалы, что нас стригут в парикмахерских настоящие мастера своего дела, что лечат настоящие врачи, которые отдают всех себя ради жизней своих пациентов. Каким же должен быть ведущий специалист в клинике, куда вы пришли, - главный врач? Речь об этом и пойдет в данной статье.

Главный врач

Кто это такой? Является ли он врачом по образованию, имеет ли право лечить людей? А какие вообще права он имеет? А что входит в его обязанности? И что такое должностные инструкции главного врача?

Главврач в больнице - это как директор любого другого заведения. Ниже будет подробно описана должностная инструкция главного врача частного медицинского центра и государственной больницы.

Каково это - быть руководителем?

Больница - это настолько сложный механизм, которым управлять безумно тяжело и ответственно. То есть нельзя так просто взять и повесить на главного врача всю административную работу, которую он должен выполнять. Помимо этого, он должен участвовать в непосредственной жизни больницы, быть таким же специалистом, как и его коллеги. А для того, чтобы справиться с этой посильной не каждому задачей, необходимо собрать команду тех людей, которые будут четко следовать требованиям, то есть команду единомышленников. Это крайне важно в работе, а особенно в той, которая каким-либо образом связана с медициной.

Самое главное

Первоочередным для главного врача, несомненно, должно быть благополучие клиентов - пациентов. Ведь это не просто очередная туристическая фирма, а больница, в которую люди приходят лечиться, а никак не калечиться. Поэтому при проведении любых мероприятий и принятии решений следует помнить об этом, причем не только главному врачу, но и каждому медицинскому работнику.

Что должен знать главный врач

Итак, перейдем непосредственно к списку того, что же необходимо знать и уметь руководителю больницы. По-другому это называется должностной инструкцией главного врача медицинского центра:

  1. Главврачом может стать человек, профессиональный рабочий стаж которого составляет не менее пяти лет.
  2. Он должен знать Законодательство своей страны на отличном уровне, что связано с самыми разными ситуациями, которые могут произойти в больнице.
  3. Руководитель обязан знать хотя бы теоретические нормы социальной гигиены, разбираться в организации здравоохранения.
  4. Разбираться в финансово-экономической деятельности любого здравоохранительного предприятия, включая и плановую деятельность тоже.
  5. Ориентироваться в бюджетно-страховой медицине и хозяйственных расчетах.
  6. Должен разбираться в особенностях, причинах и последствиях проблем, которые связаны со здоровьем населения.
  7. Знать правильный порядок заполнения и заключения различных договоров.
  8. Обязан регулярно проводить лечебно-профилактическую экспертизу на работоспособность.
  9. Должен проводить социальную реабилитацию рабочих в клинике и
  10. Главный врач должен разбираться в санитарно-эпидемиологических экспертизах и проводить соответствующие меры, в случае чего.
  11. Должен пропагандировать населению здоровый образ жизни, отказ от курения, алкоголя и наркотиков, проводить санитарное просвещение и воспитание касательно гигиены.
  12. Обязан знать Законодательство о труде и охране труда.
  13. Руководитель должен знать нормы и правила труда, санитарии, гигиены, техники безопасности и следить за тем, чтобы в клинике и среди населения их тоже соблюдали.

Образец должностной инструкции главного врача частной клиники идентичен с таковым специалиста государственного учреждения.

На время отсутствия руководителя соблюдать должностную инструкцию обязан его заместитель. Он берет на себя ответственность за клинику и выполнение всех обязанностей, а также имеет определенные права, о которых речь пойдет позже.

Обязанности

Согласно должностной инструкции главного врача клиники, обязанностями специалиста являются:

  • Осуществление управления предприятием здравоохранения соответственно с действующим законодательством, которое определяет деятельность органов и учреждений здравоохранения.
  • Представление предприятия здравоохранения в государственных, судебных, страховых и арбитражных сферах, в зависимости от сложившейся ситуации.
  • Организация работы и настрой своего коллектива по оказанию своевременной, правильной и, главное, качественной медицинской и медикаментозной помощи пациентам.
  • Обеспечение лечебно-профилактической, административно-хозяйственной и финансовой деятельности своей клиники.
  • Осуществление анализа работы предприятия здравоохранения. На основе статистики и оценки показателей его работы руководитель принимает нужные меры по улучшению методики и способов работы медицинского учреждения.
  • Рассмотрение и подтверждение положения о структурных подразделениях больницы и должностных инструкций своего персонала.
  • Контроль за выполнением требований, правил внутреннего трудового распорядка, техники безопасности, охраны труда, технической эксплуатации приборов, оборудования и механизмов.

Как видно, соответствовать должностной инструкции главного врача клиники не так уж и просто, как может показаться на первый взгляд. Здесь мало одного лишь медицинского образования. Необходимо иметь колоссальную выдержку, осознанность, быть ответственным за жизни своих пациентов, уметь контактировать с людьми (что крайне важно для каждого врача в связи с различными ситуациями, которые встречаются в жизни пациентов), то есть быть психологически устойчивым. Вот, каким должен быть настоящий руководитель-медработник. Только тогда он станет настоящим передовым специалистом, способным не только лечить людей, но и организовывать коллектив.

Права

Какими же правами должен обладать главный врач? Должностные инструкции руководителя включают в себя не только списки обязанностей специалиста. В них определенное место занимает и перечень прав, которым обладает медицинский руководитель. Такой специалист имеет право:

  • Запрашивать от своего персонала необходимую информацию и важные документы.
  • Давать работникам обязательные для выполнения требования.
  • Принимать такие решения, как наложение материальных и дисциплинарных взысканий на работников больницы (которые не выполняют или выполняют ненадлежащим образом свои рабочие обязанности) и поощрять сотрудников (которые отличились или добились определенного успеха).
  • Принимать участие в различных совещаниях, конференциях, секциях, на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к профессиональной компетенции.

Это основные права, которыми по должностной инструкции главного врача поликлиники обладают руководители. Эти же права переходят к заместителям, которые остаются выполнять их обязанности во время отсутствия руководства.

Ответственность

Помимо прав и обязанностей, руководитель медицинских учреждений должен нести ответственность, причем немалую. За что именно, давайте рассмотрим ниже.

Итак, главный врач несет на себе ответственность за:

  • Неправильное исполнение или неисполнение своих прямых должностных обязанностей, которые предусмотрены современной должностной инструкцией главного врача больницы - в пределах, что регламентированы действующим законодательством труда во многих странах СНГ.
  • Правонарушения, которые были совершены в процессе осуществления его должностной деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательствами.
  • За причинение материального ущерба - в пределах, которые определены действующим трудовым и гражданским законодательством.

Таким образом видно, что вся ответственность руководителя больницы закреплена на законодательном уровне. Главврач ответит за свою небрежность или недобросовестность перед законом в рамках, установленных нормативными документами.

Компетентность

Главный врач - это, прежде всего, компетентный специалист. В то же время это вовсе не означает, что он обязан учить новоприбывший персонал, как лечить людей, ставить уколы, бинтовать раны или оперировать пациентов.

Он просто должен хорошо разбираться во всех этих вопросах и иметь о них определенное представление. Специалист обязан найти общий язык с персоналом клиники для того, чтобы можно было работать командой. Всем известно давно, что только командная работа на таких огромных предприятиях с большой ответственностью позволяет достигнуть успеха и при этом соблюдать порядок внутри учреждения.

Именно это и является секретом успешности многих медицинских организаций. Должностная инструкция главного врача предусматривает, что руководитель должен понимать, чего он хочет от своих подсиненных, и помогать им работать в коллективе. Как сказал один известный врач Алексей Викторович Свет: «Без команды единомышленников управлять больницей нельзя».

Как стать главврачом

Ни в одном образце должностной инструкции главного врача вы не найдете четкого алгоритма, как стать руководителем такого серьезного предприятия. Однако, внимательно разобрав обязанности и требования к этому специалисту, становится понятно, что следует знать такому руководителю и какими качествами обладать. Также очень важно следовать нескольким рекомендациям:

  • Надо иметь хотя бы минимальные контакты с сотрудниками и, желательно, расположить их к себе позитивно.
  • Четко для себя определить, что именно необходимо поменять в управлении больницы.
  • Наработать авторитет не только среди работников-коллег, но и среди высшего руководства.

Из этого выходит, что не так уж и просто быть главным врачом.

Медицинское образование - это всегда престижно, но поступить в медвузы совсем не просто. Конкурсы растут и составляют 4-5 человек на место во всех крупных городах страны.
Медицинских вузов в России - порядка 40. А все потому, что для получения медицинской специальности необходимы клиническая и исследовательская база. А их за короткое время не создашь.
Самыми известными медицинскими вузами являются Московская медицинская академия имени Сеченова (ММА), Российский государственный медицинский университет (РГМУ) и Московский государственный стоматологический институт (МГСТИ).

Специальность врача можно получить также, закончив медицинские факультеты МГУ и РУДН. Образование здесь более академичное.
Лучшая исследовательская база у ММА. Вуз имеет клинический городок. Некоторым его клиникам свыше 100 лет. Другие вузы организуют образовательный процесс на базе лечебных учреждений города.

Учебный план медвузов предполагает изучение более 40 предметов.
В программах I и II курсов - изучение гуманитарных предметов, латыни, а также фундаментальная подготовка по биологии, анатомии, физиологии, гистологии, химии и др.
На III курсе начинается введение в клинические дисциплины. Именно в это время, студентам предоставляется возможность работать с больными людьми.
IV курс - это клиническая подготовка. Студенты изучают основы клинических знаний, знакомятся с типичными проявлениями заболеваний.
На V курсе, продолжается изучение основных клинических дисциплин - болезни нервной системы, дерматовенерология, нейрохирургия, офтальмология, педиатрия и т.д.

И, наконец, на VI курсе изучаются госпитальные клинические дисциплины. Здесь главное внимание уделяется больному. Ни для кого не секрет, что одно и то же заболевание у разных людей проявляется по-разному. Например, один человек, имея верхнюю границу кровяного давления в 140, нормально работает, а другой чувствует себя плохо.

За период учебы студенты осваивают на практике все участки работы медперсонала от санитара до помощника врача. Помощники врача ставят диагноз и предлагают схемы лечения, но последнее слово остается за специалистом. После V курса молодых людей могут направить на военные сборы, а во время эпидемий поручить участвовать в лечебно-профилактических мероприятиях.

Дипломная работа у будущего врача необычна. Выпускник ведет больных, составляет истории болезни пациентов. То есть студенты реально имеют дело с практикой, в отличие от большинства учащихся других .

Будущие российские врачи учатся 6 лет. А чтобы получить право заниматься практикой, нужно обязательно иметь сертификат, а для этого отучиться еще 1-2 года, пройдя интернатуру или ординатуру.