Меню
Бесплатно
Главная  /  Чесотка  /  Экологический мониторинг на объектах размещения отходов. Мониторинг состояния окружающей среды на объектах размещения отходов Программа мониторинга мест размещения отходов

Экологический мониторинг на объектах размещения отходов. Мониторинг состояния окружающей среды на объектах размещения отходов Программа мониторинга мест размещения отходов

2.1. Сведения о юридическом лице:

Полное наименование юридического лица
Сокращенное наименование юридического лица
ИНН / КПП
ОГРН
Основной вид деятельности (код ОКВЭД)
Список видов деятельности (коды ОКВЭД)
ОКПО
ОКАТО / ОКТМО
Юридический адрес
Почтовый адрес
Должность руководителя
ФИО руководителя (полностью)
Телефон / факс / E-mail руководителя
Должность руководителя экологической службы
ФИО руководителя экологической службы
Телефон / факс / E-mail руководителя экологической службы

2.2. Перечень работ и услуг, осуществляемых юридическим лицом в области обращения с отходами Сбор, размещение (хранение)

2.3. Объекты производственного контроля в области обращения с отходами. Технологические процессы и оборудование, связанные с образованием отходов. Объекты сбора, размещения (хранения) и накопления отходов.

2.4. Перечень отходов с указанием класса опасности:

Код отхода по ФККО Наименование отхода Класс опасности
353 301 00 12 01 1 ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак 1 класс
921 101 01 13 01 2 аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные с неслитым электрлитом 2 класс
541 002 02 02 03 3 масла автомобильные отработанные 3 класс
187 000 00 00 00 0 фильтрующий элемент отработанных масляных автомобильных фильтров 3 класс*
549 027 01 01 03 3 обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел 15 % и более) 3 класс*
187 000 00 00 00 0 фильтрующий элемент отработанных воздушных фильтров 4 класс*
575 003 00 01 00 4 резиноасбетовые отходы (отработанные накладки тормозных колодок) 4 класс**
575 002 02 13 00 4 покрышки отработанные 4 класс*
912 004 00 01 00 4 мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупно-габаритный) 4 класс
912 000 00 00 00 0 отходы (мусор) от уборки территории 4 класс
912 012 00 01 00 5 отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами 5 класс
171 106 01 01 00 5 опилки натуральной чистой древесины 5 класс**
171 105 01 01 00 5 обрезь натуральной чистой древесины 5 класс**
351 301 00 01 99 5 лом черных и цветных металлов несортированный 5 класс**
353 101 01 01 99 5 лом алюминия несортированный 5 класс*

_______________________
* отходы не образуются (автотранспорт передан в аренду. Договор аренды в Приложении)
** отход не образуется (деревообрабатывающий станок не эксплуатируется)

2.5. Сведения о внедрении малоотходных технологий вовлечения отходов во вторичный оборот - Нет

2.6. Площадь землепользования:

  • общая площадь – ___________ м2;
  • площадь застройки – __________ м2;
  • твердое покрытие – __________ м2;
  • зеленые насаждения – __________ м2;
  • торговая площадь –__________ м2;

2.7. Собственных площадок для длительного хранения отходов предприятие не имеет.

2.8. Водоснабжение предприятия – горводопровод и артезианская скважина.

2.9. Канализация – горканализация.

2.10. На балансе предприятия имеются:

Легковой автомобиль с бензиновым двигателем – ВАЗ 21074, а также автопогрузчик с бензиновым двигателем и автопогрузчик с дизельным двигателем. С 2009 года по настоящее время по договору <Номер> от <Дата> аренды ТС и механизмов автотранспорт находится в пользовании <Арендатор>. Все действия по обращению с отходами, которые образуются в результате эксплуатации и ТО автотранспорта, <Арендатор> осуществляет самостоятельно.

2.11. <Предприятие> имеет следующие договоры на вывоз, размещение (захоронение) и утилизацию отходов:

1) Договор с <Подрядчик1> № <Номер1> от <Дата1> на оказание услуг по сбору, вывозу и утилизации отходов – а именно: мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами.

2) Договор с <Подрядчик2> № <Номер2> от <Дата2> на оказание услуг по демеркуризации ртутьсодержащих отходов, а именно: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак.

<Подрядчик2> имеет лицензию № <Номер> от <Дата>, выданную <Кто выдал> на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности. По данной лицензии <Подрядчик2> осуществляет сбор отходов от арендаторов недвижимого имущества, а также хранение (размещение).

3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

Целями производственного контроля в области обращения с отходами является обеспечение:

  • соблюдения требований законодательства Российской Федерации, в области обращения с отходами;
  • выполнения корпоративных программ в области охраны окружающей среды;
  • соблюдения в процессе производственной деятельности нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
  • выполнения планов мероприятий по охране окружающей среды;
  • соблюдения природоохранных требований в области обращения с отходами производства и потребления, установленных разрешительной документацией;
  • своевременного и оперативного устранения причин возможных аварийных ситуаций или их последствий, связанных с нарушением требований в области обращения с отходами;
  • получения данных о текущих воздействиях на окружающую среду для заполнения форм первичной учетной документации;
  • оперативного информирования руководства и персонала о случаях нарушений природоохранных требований, а также о причинах установленных нарушений;
  • соблюдения требований к полноте и достоверности сведений в области охраны окружающей среды, используемых при расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду, представляемых в органы исполнительной власти, осуществляющие ГЭК, и органы государственного статистического наблюдения.

Основными задачами производственного контроля в области обращения с отходами являются:

  • проверка соблюдения требований, условий, ограничений, установленных законами, иными нормативными правовыми актами в области охраны окружающей среды, разрешительными документами в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;
  • контроль за соблюдением нормативов и лимитов воздействий на окружающую среду, установленным соответствующими разрешениями, договорами, лицензиями и т.п.;
  • предупреждение вреда, наносимого окружающей среде в результате деятельности предприятия;
  • контроль за выполнением предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль;
  • проверка выполнения планов и мероприятий по уменьшению количества отходов;
  • обеспечение эффективной работы систем природоохранного оборудования, средств предупреждения и ликвидации последствий нарушения требований в области обращения с отходами;
  • оперативное и своевременное представление необходимой и достаточной информации, предусмотренной системой управления охраной окружающей среды на предприятии;
  • своевременное предоставление достоверной информации, предусмотренной системой государственного статистического наблюдения, системой обмена информацией с государственными органами управления в области охраны окружающей среды.

4. ПЛАНИРУЕМЫЕ И ПРОВЕДЕННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

№ п/п Наименование мероприятия Периодичность Ответственный
1. Инвентаризация отходов и объектов их образования
2. Разработка и утверждение проекта нормативов образования отходов
3. Паспортизация опасных объектов
4. Получение лицензии на деятельность по обращению с отходами
5. Утверждение лимитов на размещение отходов
6. Контроль соблюдениям нормативов и лимитов на размещение отходов Ежемесячно
7. Учет образовавшихся, использованных, размещенных, переданных другим лицам отходов Ежемесячно
8. Заключение договоров на передачу отходов с предприятиями и (или) индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензии на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности. Ежегодно
9. Представление статотчетности в установленные сроки Ежегодно
10. 2-ТП ОТХ Ежегодно до 3 февраля после отчетного периода
11. Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов Ежеквартально до 20 числа месяца следующего за отчетным периодом
12. Получение свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I-IV класса опасности
13. Контроль выполнения природоохранных мероприятий в области обращения с отходами
14. Контроль соблюдения требований по предупреждению и ликвидации чрезвычайных (аварийных) ситуаций, возникающих при обращении с отходами (планируемые мероприятия по оперативному устранению причин возможных аварийных ситуаций)
15. Контроль выполнения предписаний, выданных при проведении государственного экологического контроля Согласно предписаний
16. Экоаналитический контроль на источниках негативного воздействия на окружающую среду При наличии разбитых ртутных ламп (более одной шт.)

5. СВЕДЕНИЯ О ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОТОРОЙ ОБРАЗУЮТСЯ ОТХОДЫ

5.1. Основной деятельностью предприятия является: Сдача в наем собственного недвижимого имущества (аренда)

5.2. В состав <Предприятия> входят:

  • Административный корпус
  • Торговые и складские помещения
  • Территория
  • Котельная

5.2.1. Административный корпус

Образуются отходы:

  • 3533010012011 < Подрядчик2>
  • 9120040001004 – мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), 4 класс опасности - отход образуется в результате уборки административных помещений. Накопление осуществляется на контейнерной площадке в открытые металлические контейнеры для ТБО. Вывоз отходов на захоронение (утилизацию) осуществляется ежедневно по договору с <Подрядчик1>.

5.2.2. Торговые и складские помещения (арендаторы)

Складские и торговые помещения переданы в аренду. Площадь складских и торговых помещений составляет – 14630 м2.

Образуются отходы:

  • 3533010012011 – ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, 1 класс опасности – отход образуется в процессе освещения помещений и территории (замена отработанных и бракованных ламп). Хранение осуществляется в закрытом вентилируемом помещении с бетонным полом в герметичной металлической спецтаре, отходы по мере накопления передаются на утилизацию в <Подрядчик2> по договору. Для освещения используются лампы марки Philips-18 W/54, Philips-36 W/54.
  • 9120040001004 – мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), 4 класс опасности - отход образуется в результате уборки помещений. Накопление осуществляется на контейнерной площадке в открытые металлические контейнеры для ТБО. Вывоз отходов на захоронение (утилизацию) осуществляется ежедневно по договору с <Подрядчик1>.
  • 9120120001005 – отходы (мусор) от убоки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами, 5 класс опасности - отход образуется в результате уборки торговых помещений. Накопление осуществляется на контейнерной площадке в открытые металлические контейнеры для ТБО. Вывоз отходов на захоронение (утилизацию) осуществляется ежедневно по договору с <Подрядчик1>.

5.2.3. Котельная

Представляет собой отдельно стоящее помещение с установленным в нем теплоэнергетическим оборудование. Для отопления помещений предприятия используются два водогрейных котла, работающие по схеме один в работе, один в резерве. Топливом для котлов служит природный газ. От работы котельной отходов не образуется.

6. ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ И МЕСТ ХРАНЕНИЯ И НАКОПЛЕНИЯ ОТХОДОВ НА <Предприятие>

6.1. Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, 1 класс опасности

Отходы хранятся в закрытом вентилируемом помещении с бетонным полом в герметичной металлической спецтаре с крышкой (1 шт). Металлическая спецтара проверена на герметичность, толщина стенки не менее 10 мм, скорость коррозии материала не превышает 0,1 мм/год. В помещении не допускается доступ посторонних и наличие постоянных рабочих мест.

6.2. Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), 4 класс опасности, отходы (мусор) от уборки территории, 4 класс опасности, отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами, 5 класс опасности (ТБО)

Отходы охраняться на контейнерных площадках для ТБО в открытых металлических контейнерах. На <Предприятии> организовано 2 площадки. Площадки имеют ровное асфальтобетонное покрытие с уклоном в сторону проезжей части 0,02 %. Площадки имеют ограждение, также они оборудованы бордюрами (обваловка) высотой около 10 см для исключения возможности скатывания контейнеров в сторону и стока ливневых вод с площадок на внутридворовую территорию. На площадках установлены по 3 металлических контейнера емкостью 0,75 м 3 каждый. Отходы хранятся открыто в смеси. Срок хранения – 1 день.

7. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ И ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

7.1. Организация системы контроля.

Система производственного контроля в области обращения с отходами делится на:

1) контроль за нормативно-технической документацией в области обращения с отходами. Включает в себя контроль за наличием на предприятии соответствующей внутренней документации (инструкций, журналов учета образования и движения отходов и т.п.), и внешней документации, требующей согласований в органах исполнительной власти (паспорта опасных отходов, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, формы статистической отчетности и др..);

2) контроль за соблюдением требований нормативно-технической документации. Включает в себя контроль за соблюдением внутренних инструкций, распоряжений, приказов, разработанных экологических программ, контроль за выполнением предписаний, требований законодательства в области обращения с отходами и т.д.

3) контроль за профессиональной подготовкой и обучением должностных лиц. Включает в себя контроль за своевременное прохождение профессиональной подготовки лиц назначенных приказом руководителя к работам по обращению с отходами, проведением внутреннего обучения (инструктажа) персонала.

7.2. Организационная структура и распределение ответственности в области обращения с отходами

За производственный контроль в области обращения с отходами на предприятии отвечают: инженер-эколог ________________ и ответственное лицо по работе с опасными отходами ______________________., назначенное приказом руководителя.

Инженер-эколог ответственен за организацию системы производственного контроля в области обращения с отходами, за своевременность, полноту и достоверность осуществляемого контроля, оперативное руководство и координацию работ по производственному контролю.

7.3. В обязанности инженера-эколога в области обращения с отходами входит:

  • 1) соблюдение требований законодательства РФ, государственных стандартов в области обращения с отходами, правил, нормативов и требований, регламентирующих обращение с отходами;
  • 2) обеспечение предприятия, согласованной в установленном порядке необходимой природоохранной и нормативно-технической документацией по обращению с отходами;
  • 3) заключение договоров на передачу отходов с предприятиями или лицами, имеющими разрешительные документы по транспортировке, обезвреживанию, переработке и размещению (захоронению) отходов;
  • 4) разработка и согласование с отделами производственных инструкций о порядке обращения с отходами;
  • 5) разработка проектов приказов в области обращения с отходами;
  • 6) разработка проектов перспективных и текущих планов в области обращения с отходами;
  • 7) взаимодействие с контролирующими органами;
  • 8) ведение годовой отчетности по форме 2-ТП «Отходы»;
  • 9) инструктажи сотрудников по обращению с опасными отходами;
  • 10) проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и обращения с отходами, нормативно-технической документации и требований настоящего Порядка.

7.4. В обязанности ответственного лица, допущенного к работе с опасными отходами, входит:

  • 1) проведение инструктажа рабочих на рабочем месте по обращению с опасными отходами;
  • 2) осуществление контроля за соблюдением внутренних инструкций в области обращения с отходами;
  • 3) ведение первичного учета образующихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам и организациям отходов;
  • 4) осуществление контроля за своевременным вывозом отходов с территории предприятия;
  • 5) осуществление контроля выполнения проектов перспективных и текущих планов в области обращения с отходами;
  • 6) организовывать разработку планов мероприятий по локализации аварийных ситуаций и ликвидации их последствий.

8. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

8.1. Составной частью контроля является визуальный осмотр мест временного хранения.

В ходе контроля проверяются:

  • техническое состояние мест временного накопления отходов (герметичность контейнеров, наличие противопожарных средств в местах хранения пожароопасных отходов, состояние покрытия площадок хранения отходов и т.п.);
  • условия сбора и накопления отходов по классам опасности и агрегатному состоянию;
  • сроки вывоза отходов;
  • выполнение требований приказов, предписаний, производственных инструкций по обращению с отходами работниками предприятия.

8.2. Периодичность проведения производственного контроля в области обращения с отходами:

  • Плановые комплексные проверки проводятся с периодичностью раз в месяц.
  • Внеплановые проверки проводятся при проверке выполнения предписаний, их частота проведения зависит от сроков указанных в предписании.
  • В течение месяца также может проводиться визуальный осмотр отдельных структурных подразделений предприятия.

8.3. Оформление и фиксация результатов проверки

При выявлении нарушений в области обращения с отходами составляется предписание на имя руководителя подразделения. В предписании указываются должность, фамилия, имя и отчество руководителя подразделения (участка, цеха), нарушения, сроки устранения нарушений, дата проведения проверки, ставится номер предписания и подпись руководителя подразделения или его заместителя. При проведении повторной проверки в случаи выявления не устраненных нарушений составляется акт о невыполнении предписания. В акте указывается: номер не выполненного предписания, перечень нарушений, которые не были устранены, ставится подпись руководителя подразделения или его заместителя. Все предписания и акты подкалываются и хранятся в журнале

8.4. Порядок взаимодействия ответственных лиц при осуществлении производственного контроля в области обращения с отходами

Контроль за нормативно технической документацией в области обращения с отходами, контроль за соблюдением требований нормативно технической документацией и контроль за профессиональной подготовкой должностных лиц осуществляет непосредственно инженер-эколог. Проведение проверок за соблюдением требований осуществляется совместно ответственным лицом по работе с отходами и инженером экологом. При выявлении нарушений, в ходе проведения комплексных и целевых проверок, должностное лицо доводит информацию до руководителя подразделения.

Информация может доводиться следующим образом:

  • устно во время проведения проверки;
  • письменно в виде предписания.

При невыполнении предписания должностное лицо составляет акт о не выполнении предписания, который передается инженеру-экологу. Инженер-эколог доводит информацию до руководителя предприятия в виде докладной с приложенными копиями предписаний и актов. Руководитель предприятия принимает решение по данному вопросу, которое доводит до инженера-эколога и руководителя подразделения.

9. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ВОЗМОЖНЫХ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ

9.1. При обращении с опасными отходами возможны следующие аварийные ситуации:

  • бой люминесцентных ламп;
  • возгорание ТБО.

9.2. При нарушения правил обращения и хранения отходов, возможно их возгорание при воздействии открытого огня

Предотвращение такой ситуации обеспечивается условиями хранения отходов и соблюдением сроков их накопления (не допускается чрезмерное накопление). Также запрещается совместное хранение других отходов с ТБО.

На территории предприятия инструкцией о мерах пожарной безопасности установлен соответствующий противопожарный режим запрещающий курение (кроме специально оборудованных мест) и использование открытого огня (разведение костров, сжигание отходов т.д.)

Для ликвидации возможных загораний установлены пожарные щиты с соответствующими инструментами и первичными средствами пожаротушения (огнетушители ОП и ОУ).

ТБО ежедневно вывозятся на захоронение (утилизацию).

9.3. Мероприятия по ликвидации и предупреждению аварийных ситуаций при обращении с ртутными лампами (токсичные отходы многостороннего действия)

При обращении с отработанными ртутьсодержащими лампами под чрезвычайной (аварийной) ситуацией понимается механическое разрушение ртутьсодержащих ламп без пролива или с проливом ртути.

  • 1) В обязательном порядке вызывают специалистов муниципального учреждения аварийно-спасательной службы по телефону 112 при:
      • механическом разрушении ртутьсодержащих ламп в количестве более 1шт;
      • при единичном разрушении ртутьсодержащей лампы и отсутствии на <Предприятии> демеркуризационного комплекта/набора для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
  • 2) Устранение ртутного загрязнения может быть выполнено персоналом <Предприятия> собственными силами при одновременном соблюдении следующих условий:
      • механическом разрушении не более 1-ой ртутьсодержащей лампы;
      • наличии на <Предприятии> демеркуризационного комплекта/набора;
      • наличии на <Предприятии> персонала, ознакомленного с инструкцией по работе с демеркуризационным комплектом и обеспеченного средствами индивидуальной защиты.

Запрещается выполнять работы по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации при механическом разрушении даже одной ртутьсодержащей лампы силами персонала <Предприятия> при отсутствии демеркуризационного комплекта/набора.

К демеркуризационным работам допускаются лица не моложе 18 лет, назначенные приказом руководителя и ознакомленные с инструкцией по работе с демеркуризационным комплектом.

9.4. Ликвидация последствий чрезвычайной ситуации при механическом разрушении более 1-ой ртутьсодержащей лампы и/или проливе ртути

В случае механического разрушения более 1-ой ртутьсодержащей лампы и/или проливе ртути в количестве большем, чем содержится в одном медицинском термометре, либо при отсутствии на <Предприятии> демеркуризационного комплекта/набора необходимо:

  • как можно быстрее удалить из помещения персонал, посетителей;
  • отключить все электроприборы, по возможности снизить температуру в помещении как минимум до 15°С (чем ниже температура, тем меньше испаряется ртуть), закрыть дверь в помещение, оставив открытым окно, тщательно заклеить дверь в помещение липкой лентой;
  • поставить в известность руководителя обособленного подразделения, ответственного за экологическую безопасность на территории филиала;
  • сообщить о чрезвычайной ситуации оперативному дежурному муниципального учреждения аварийно-спасательной службы по телефону 01 и вызвать специалистов для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, так как без соответствующего оборудования нельзя быть уверенными в удалении ртутного загрязнения;
  • на основании результатов приборного обследования загрязненного ртутью помещения специалисты аварийно-спасательной службы определяют технологию работ, тип демеркуризационных препаратов, необходимую кратность обработки помещения;
  • ликвидация последствий чрезвычайной (аварийной) ситуации, проведение демеркуризации помещения и дальнейшие действия – в соответствии с указаниями специалистов аварийно-спасательной службы;
  • проведение лабораторного контроля наличия остаточных паров ртути и эффективности проведения работ по демеркуризации в аккредитованной лаборатории.

9.5. Ликвидация последствий чрезвычайной ситуации при механическом разрушении не более 1-ой ртутьсодержащей лампы

Ликвидация последствий аварийной ситуации при механическом разрушении одной ртутьсодержащей лампы и минимальном проливе ртути (не более количества, содержащегося в одном медицинском термометре) заключается в проведении двух последовательных мероприятий:

  • локализации источника заражения;
  • ликвидации источника заражения.

Целью первого мероприятия является предотвращение дальнейшего распространения ртутного загрязнения, а результатом выполнения второго мероприятия – минимизация ущерба от чрезвычайной ситуации.

Локализация источника заражения осуществляется ограничением входа людей в зону заражения, что позволяет предотвратить перемещение ртути на чистые участки помещения, при этом необходимо:

  • как можно быстрее удалить из помещения персонал;
  • отключить все электроприборы, по возможности снизить температуру в помещении как минимум до 15°С (чем ниже температура, тем меньше испаряется ртуть);
  • закрыть дверь в помещение, оставив открытым окно, тщательно заклеить дверь в помещение липкой лентой;
  • интенсивно проветривать помещение в течение 1,5-2 часов;
  • после этого можно слегка прикрыть окна и приступить к ликвидации источника заражения.

Ликвидация источника заражения проводится с помощью демеркуризационного комплекта/набора и предусматривает следующие процедуры:

  • 1) механический сбор осколков лампы и/или пролитой металлической ртути;
  • 2) собственно демеркуризацию – обработку помещения химически активными веществами или их растворами (демеркуризаторами);
  • 3) влажную уборку.

Запрещается:

  • нахождение на зараженном ртутью объекте лиц не связанных с выполнением демеркуризационных работ и не обеспеченных средствами индивидуальной защиты;
  • на зараженном ртутью объекте принимать пищу, пить, курить, расстегивать и снимать средства индивидуальной защиты;
  • перед началом и во время демеркуризационных работ употреблять спиртные напитки;

Прежде, чем приступать к ликвидации источника заражения необходимо вскрыть демеркуризационный комплект/набор, внимательно изучить инструкцию по проведению демеркуризации с его помощью. Надеть средства индивидуальной защиты (спецодежду, спецобувь, бахилы, респиратор, защитные перчатки, очки) и только после этого приступать к сбору осколков разбитой ртутьсодержащей лампы, пролитой ртути и демеркуризации помещения.

Сбор осколков разбитой ртутьсодержащей лампы, пролитой ртути проводят с помощью приспособлений, включенных в демеркуризационный комплект (шприц, кисточки медная и волосяная, влажные салфетки, лоток, совок) от периферии загрязненного участка к его центру. Недопустимо ограничиваться осмотром только видимых и доступных участков.

Запрещается

  • создавать сквозняк до того, как была собрана пролитая ртуть, иначе ртутные шарики разлетятся по всей комнате;
  • подметать пролитую ртуть веником: жесткие прутья размельчат шарики в мелкую ртутную пыль, которая разлетится по всему объему помещения.
  • собирать ртуть при помощи бытового пылесоса: пылесос греется и увеличивает испарение ртути, воздух проходит через двигатель пылесоса и на деталях двигателя образуется ртутная амальгама, после чего пылесос сам становится распространителем паров ртути, его придется утилизировать как отход 1 класса опасности, подлежащий демеркуризации.
  • выбрасывать части разбившейся ртутьсодержащей лампы в контейнер с твердыми бытовыми отходами;
  • выбрасывать ртуть в канализацию;
  • содержать собранную ртуть вблизи нагревательных приборов.

Собранные мелкие осколки ртутьсодержащей лампы и/или ртуть переносят в плотно закрывающуюся герметичную емкость из небьющегося стекла или толстостенной стеклянной посуды, предварительно заполненную подкисленным раствором перманганата калия. Для приготовления 1л раствора в воду добавляется 1г перманганата калия и 5мл 36% кислоты (входят в демеркуризационный комплект).

Крупные части разбитой ртутьсодержащей лампы собирают в прочные герметичные полиэтиленовые пакеты.

Путем тщательного осмотра убедиться в полноте сбора осколков, в том числе учесть наличие щелей в полу.

Части разбитых ртутьсодержащих ламп и/или собранная ртуть в плотно закрытой стеклянной емкости, упакованные в герметичные полиэтиленовые пакеты передаются на склад временного хранения и накопления отходов, где укладываются в герметичные металлические контейнеры, уплотняются средствами амортизации и крепления в транспортной таре. В течение 1-го рабочего дня они должны быть переданы на демеркуризацию в специализированное предприятие.

Химическую демеркуризацию зараженного ртутью помещения осуществляют с использованием демеркуризаторов, входящих в демеркуризационный комплект. Технология проведения демеркуризационных работ с их помощью зависит от типа применяемого демеркуризатора и изложена в инструкции, прилагаемой к демеркуризационному комплекту.

После выполнения работ все использованные приспособления и материалы, спецодежда, средства индивидуальной защиты, должны быть собраны и уложены в сумку, содержавшую демеркуризационный комплект и переданы на склад временного хранения и накопления отходов, где укладываются в герметичные металлические контейнеры, уплотняются средствами амортизации и крепления в транспортной таре. В течение 1-го рабочего дня они должны быть переданы на демеркуризацию в специализированное предприятие.

Влажная уборка проводится на заключительном этапе демеркуризационных работ. Мытье всех поверхностей осуществляется нагретым до 70...80°С мыльно-содовым раствором (400г мыла, 500г кальцинированной соды на 10л воды) с нормой расхода 0,5-1 л/м2.

Вместо мыла допускается использование технических 0,3-1% водных растворов моющих средств, бытовых стиральных порошков.

Уборка завершается тщательной обмывкой всех поверхностей чистой водопроводной водой и протиранием их ветошью насухо, помещение проветривается.

В аккредитованной лаборатории проводятся аналитические исследования наличия остаточных паров ртути и эффективности проведения работ по демеркуризации зараженного помещения.

10. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

За нарушение требований в области охраны окружающей среды руководители и специалисты, а также технологический персонал несут ответственность в соответствии с природоохранным законодательством РФ.

11. СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА ЗА СОСТОЯНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В МЕСТАХ (ПЛОЩАДКАХ) ХРАНЕНИЯ ОТХОДОВ

Проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не предусмотрена организация мониторинга в местах (площадках) хранения отходов.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Схема операционного движения отходов.

Приложение 2. Схема территории <Предприятия> с объектами накопления и хранения отходов.

Приложение 3. Характеристика объектов хранения отходов.

Приложение 4. Перечень образующихся отходов и мест их накопления и хранения.

Приложение 5. Сведения о подтверждении класса опасности отходов и о наличии паспортов опасных отходов.

Приложение 6. Лицензия на деятельность по сбору, использованию, транспортированию, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности.

Приложение 7. Копия приказа о Порядке осуществления производственного контроля в области обращения с отходами

Приложение 8. Копии свидетельств (удостоверений) о профессиональной подготовке лиц допущенных к обращению с отходами;

Приложение 9. Копии приказов об ответственных сотрудниках предприятия, принимающих участие в обращении с отходами.

Приложение 10. Мероприятия по снижению влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды.

Приложение 11. План-график контроля за безопасным обращением с отходами.

Приложение 12. Экологическая оценка производственных процессов.

Приложение 13. Инструкция № Э-1 по обращению с отходами 1 класса опасности – ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак.

Приложение 14. Инструкция № Э-2 о порядке временного накопления, хранения, учета и утилизации отходов производства и потребления.

Приложение 15. Журналы учета образования и движения отходов

Приложение 16. Договор с <Подрядчиком2> на оказание услуг по демеркуризации РСО. Лицензия <Лицензия2>.

Приложение 17. Договор с <Подрядчиком1>на оказание услуг по сбору, транспортировке и утилизацию ТБО. Лицензия <Лицензия1>

Приложение 18. Договор аренды транспортных средств и механизмов между <Арендодатель> и <Предприятие>

Приложение 19. Типовые формы протоколов проверок. Порядок производственного контроля Структура Порядка

ПРОВЕДЕНИЯ СОБСТВЕННИКАМИ ОБЪЕКТОВ РАЗМЕЩЕНИЯ ОТХОДОВ,

А ТАКЖЕ ЛИЦАМИ, ВО ВЛАДЕНИИ ИЛИ В ПОЛЬЗОВАНИИ КОТОРЫХ

НАХОДЯТСЯ ОБЪЕКТЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ОТХОДОВ, МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ

И ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ТЕРРИТОРИЯХ ОБЪЕКТОВ

РАЗМЕЩЕНИЯ ОТХОДОВ И В ПРЕДЕЛАХ ИХ ВОЗДЕЙСТВИЯ


Судебная практика и законодательство - Приказ Минприроды России от 04.03.2016 N 66 О Порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду


Утверждение данной программы предусмотрено п. 5 Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденного приказом Минприроды России от 04.03.2016 N 66 (далее - Порядок). При этом согласно п. 3 Порядка его действие не распространяется на проведение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на следующих объектах.


И , мы рассказывали в наших консультациях. В этом материале напомним, как заполнить отчет МСП в Росприроднадзор и приведем образец такого отчета.

Как составить отчет МСП

В соответствии с п. 7 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) (утв. Приказом Минприроды от 16.02.2010 № 30) отчетность составляется на основе данных первичного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим организациям и ИП, полученных от других организаций и ИП или физлиц, а также размещенных отходов.

  • общие сведения об отчитывающемся субъекте малого и среднего предпринимательства;
  • баланс масс образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим организациям и ИП, полученных от других организаций и ИП или физлиц, размещенных отходов за отчетный период;
  • сведения об организациях и ИП, которым в отчетном периоде были переданы отходы;
  • приложения.

Как заполняются общие сведения об отчитывающемся субъекте, какие данные включает в себя баланс масс отходов, какие сведения приводятся об организациях и ИП, принявших отходы в отчетном периоде, а также состав приложений к отчету МСП указаны в п.п. 9 -12 Порядка (утв. Приказом Минприроды от 16.02.2010 № 30).

Как заполнить МСП-отчет в Модуле природопользователя

Модуль природопользователя - это бесплатная программа для подготовки экологической отчетности, в т.ч. отчета МСП.

Скачать программу можно с сайта Росприроднадзора по адресу http://rpn.gov.ru/otchetnost .

При передаче электронной версии отчета МСП через веб-портал такой отчет предварительно готовится в Модуле природопользователя, а затем передается электронно в формате xml-файла.

Инструкцию по установке Модуля природользователя и его использованию можно также найти на сайте Росприроднадзора.

Мониторинг объектов размещения отходов осуществляется в соответствии со ст.11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления от 10 июня 1998г. № 89-ФЗ (в ред. 31.декабря 2005г.) и ст.40 Закона Пермской области «О внесении изменений и дополнений в закон Пермской области об отходах производства и потребления» от 19 декабря 2002г. №569-109. Мониторинг объектов размещения отходов производства и потребления проводится организациями, имеющими полигоны или площадки по складированию, обезвреживанию, захоронению промышленных и бытовых отходов, шламонакопители, хвостохранилища и т. д.. Основной задачей мониторинга объектов размещения отходов является оценка воздействия на окружающую среду (атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почву). Для подготовки раздела необходимы следующие материалы:

      Результаты инвентаризации мест захоронения и хранения отходов производства и потребления, включая твердые бытовые отходы (ТБО), в соответствии с «Временными методическими рекомендациями по проведению инвентаризации мест захоронения и хранения отходов в РФ», Министерство охраны окружающее среды и природных ресурсов РФ, 06.07.1995г.

Для организации мониторинга используются, в основном, данные разделов:

        Оценка степени влияния мест складирования, хранения и захоронения отходов на окружающую среду;

        Организация режимной наблюдательной сети на полигонах;

        Приложение к типовой форме инвентаризации пояснительная записка «Оценка экологической опасности мест захоронения и хранения отходов». Пояснительная записка должна содержать карту-схему мест захоронения и складирования отходов. На карту–схему должны быть нанесены основные водотоки и места складирования, хранения и захоронения отходов.

      Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с «Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», Москва, 2002г..

Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которое разрешается

      Классификация отходов в соответствии с приказом МПР России от 02.12.2002г. №786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов», зарегистрированного в Минюсте РФ 09.-1.2003г. №4107 с учетом приказа МПР России от 30.07.3003г. №663 «О внесении дополнений в федеральный классификационный каталог отходов», утвержденный приказом МПР России от 02.12.2002г. №786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов»

      Класс опасности отходов в соответствии с приказом МПР России от 15.06.2001г. №511 «Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды»

Класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую среду при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее в соответствии с установленными критериями. Отнесение отходов к классу опасности для окружающей среды может осуществляться расчетным или экспериментальным методами. В случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к 5-ому классу опасности необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-ого класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-ому классу опасности. Экспериментальный метод отнесения к классу опасности для окружающей среды осуществляется в лабораториях, аккредитованных на этот вид деятельности. Экспериментальный метод используется в следующих случаях:

        Для подтверждения отнесения отходов к 5-ому классу опасности, установленного расчетным путем;

        При отнесении к классу опасности отходов, у которых невозможно определить их качественный и количественный состав;

        При уточнении по желанию и за счет заинтересованной стороны класса опасности опасных отходов, полученного в соответствии с установленными критериями или расчетным методом.

Экспериментальный метод основан на биотестировании водной вытяжки отходов.

      Наличие материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу, в соответствии с «Методическими рекомендациями по подготовке материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу», утвержденных приказом МПР России от 09.07.2003г. №575.

В материалах обоснования отображаются условия и способы обращения с опасными отходами и раскрывается готовность соискателя лицензии обеспечить выполнение лицензионных требований и условий осуществления деятельности по обращению с опасными отходами, включающей деятельность, в процессе которой образуются опасные отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов. В разделе «Сведения о намечаемой деятельности по размещению опасных отходов» приводится информация об организации мониторинга состояния окружающей среды на объекте по размещению опасных отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.

      Заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы

      Документ, подтверждающий наличие лицензии.

      Свидетельство об оценке состояния измерений или аккредитации лаборатории, выполняющей измерения. В случае привлечения сторонних организаций для выполнения измерений необходимо свидетельство об аккредитации с приложением области аккредитации.

При наличии этих документов в других разделах достаточно дать ссылку на раздел, в котором эти документы приведены. При осуществлении мониторинга объектов размещения отходов субъект хозяйственной деятельности осуществляет наблюдения за состоянием загрязнения подземных вод, почв, поверхностных вод и атмосферного воздуха. Организация мониторинга поверхностных вод и атмосферного воздуха осуществляется в соответствии с требованиями разделов 4.3. и 4.4. В случае учета объектов размещения отходов в указанных разделах достаточно дать ссылку. Рекомендации, изложенные в подразделах 4.5.1 и 4.5.2, распространяются на все антропогенные источники, оказывающие воздействие на загрязнение подземных вод и почв.

Экологический контроль в соответствии со ст.68 Федерального закона "Об охране окружающей среды" ставит своими задачами: наблюдение за состоянием природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной или иной деятельности; проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдению требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды. Система экологического мониторинга состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей среды, государственного, производственного контроля.

В соответствии со ст.71 указанного Закона производственный экологический контроль осуществляется экологической службой предприятий, организаций, учреждений и ставит своей задачей проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, соблюдения нормативов качества окружающей природной среды, выполнения требований природоохранительного законодательства. Речь здесь идет о самоконтроле предприятия за своей деятельностью в области охраны окружающей среды. Мониторинг позволяет удостовериться, что предприятие действует в соответствии с принятой программой по охране окружающей среды.

Мониторинг состояния окружающей среды в зоне влияния предприятия ведется экологической службой с целями:

описания состояния окружающей среды в зоне влияния предприятия;

практического осуществления контроля атмосферного воздуха, водных объектов и почв в зоне влияния предприятия;

формирования базы данных состояния окружающей среды в зоне влияния предприятия;

разработки предприятием специальных картографических материалов, отражающих экологическую ситуацию в зоне влияния предприятия.

Экологическая служба предприятия информационно связана с такими подразделениями, как отделы главного энергетика, главного механика, подразделением, занимающимся вывозом отходов, эксплуатирующими подразделениями, лабораторией и др. Она аккумулирует всю информацию по осуществлению экологического управления на предприятии, составляет и ведет экологическую отчетность. Для улучшения эффективности ее деятельности необходимо:

развитие системы производственного, экологического мониторинга и организация деятельности в области производственного экологического контроля;

использование нетрадиционных (неприборных) методов и средств мониторинга.

Воздействие отходов на окружающую среду зависит от их качественного и количественного состава. Они представляют собой неоднородные по химическому составу, сложные поликомпонентные смеси веществ, обладающие различными физико-химическими свойствами, способствующими миграции компонентов в окружающей среде. Поэтому мониторингу отходов уделяется большое внимание в методических указаниях по разработке проектов нормативов образования отходов.

Для определения наиболее рационального способа обращения с отходами разработаны критерии отнесения отходов к определенному классу опасности. Отнесение отходов к классу опасности может осуществляться расчетным или экспериментальным методом. В случае отнесения отхода расчетным методом к V классу опасности необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения V класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к IV классу опасности. Качественное проведение классификации отходов невозможно без анализа их характеристик.

При разработке нормативов образования отходов и лицензировании отходов предприятиям необходимы специализированные аккредитованные аналитические лаборатории, а в самих проектах нормативов указываются средства контроля и измерений, которые используются для проведения соответствующих анализов и соблюдения нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении лицензируемой деятельности. Эти сведения включают:

информацию о весовом и другом метрологическом оборудовании, внесенном в государственный реестр и прошедшем государственную поверку;

сведения об аналитическом оборудовании, используемом для проведения количественных и качественных химических анализов;

сведения о наличии у лицензиата соответствующих специалистов.

Для нормального функционирования лаборатории необходимо иметь:

помещения лаборатории, удовлетворяющие соответствующим требованиям и имеющие необходимое лабораторное оборудование;

современную аналитическую и компьютерную технику для проведения и обработки результатов анализа с современными программными продуктами;

нормативно-методические документы;

химические реактивы и расходные материалы, вспомогательное оборудование.

По своей структуре лаборатория должна состоять из следующих подразделений:

химической лаборатории анализа воздуха, воды и почвы;

зала обработки информации.

В зале обработки информации, кроме физических столов, размещают шкафы для хранения и размещения необходимой аппаратуры, запасных и мелких приборов. Для предотвращения возможной коррозии и порчи дорогостоящих приборов в зале обработки информации не допускается проведение каких-либо химических операций.

Перечень расходных материалов и реактивов, требующихся для выполнения программы замеров, их количество определяются исходя из применяемых методик, расхода реактивов для одного определения, потерь при дополнительной очистке, возможности регенерации некоторых реактивов (растворителей) и допустимых сроков хранения реактивов.