Меню
Бесплатно
Главная  /  Ячмень  /  Роль философии для человека и общества. Идеи эпохи просвещения. Социальные функции философии

Роль философии для человека и общества. Идеи эпохи просвещения. Социальные функции философии

На пороге третьего тысячелетия особую остроту приобретает вопросы о будущем философии. Одни говорят о конце философии. Это хорошо, полагают некоторые, ибо её уход оздоровит духовную атмосферу, разрядив в какой-то мере перенапряжение духовного поля современности. С этим связана новая волна философского (вернее, антифилософского) нигилизма. Другие, разделяя в целом этот негативистской вывод о самоупразднении философии допускают в тоже время её трансформирование в нечто иное: в узко понимаемую целиком повернутую в прошлое историю философии или в чистое учение о мышлении (царства чистой мысли), либо – путём срастания с религией и подчинения ей – в теософию, либо в философию науки (что зачастую резюмируется позитивистским тезисом: наука-сама себе философия); либо, наконец, и это один из самых ходовых, распространённых вариантов упразднения философии – превращение её – через глобальную идеологизацию – в служанку политики. Всё это – различные версии распредмечивания философии, её конца, краха.

Будущее философии – не самодовлеющая величина. Оно зависит от общества в целом. Если есть будущее у общества, то есть оно и у философии.

Философия – это знание о мире и об отношении человека к этому миру. На всеобщее в системе «мир – человек», составляющее предмет философского познания, и спроецированы проблемы философии. Они сами всеобщи, предельны – предельны для бытия человека, для его общей программы деятельности, для всей человеческой культуры. Проблемы философского мировоззрения охватывают мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом. Более широких проблем, чем мировоззренческие (по их значимости для деятельности человека), не бывает.

Философские проблемы, непосредственно связанные с коренными вопросами человеческого бытия, носят инвариантный и вечный характер и, более того, зачастую предлагаются «вечные и неизменные» решения этих проблем. Однако как все живое получает развитие в непрерывном процессе самообновления своих основных форм, так и «вечные» философские проблемы обретают свою жизнь в постоянном воспроизведении их решений на основе новых достижений реального познания и преобразований в общественной жизни человека.

Основным способом решения философских проблем является теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человека, на достижения всех наук и культуры в целом.

Целостность, системность предмета философии обусловливает ее сложноорганизованную, многоуровневую, полиаспектную структуру.

Философия – это такая система понимания и объяснения мира и места человека в нем, которая опирается на науку, конкретизируется и развивается вместе с наукой, и сама оказывает активное влияние на развитие науки.

Вокруг проблемы научности философии до сих пор продолжаются споры. Широкое распространение получили следующие точки зрения:

Философия – это наука о всеобщих законах природы, общества, познания, или: философия – это наука о методах и формах познания, то есть методология науки;

Философия – это не наука, это мировоззрение (определенный тип мировоззрения, отличный, например, от религиозного и мифологического);

Философия – это и наука, и мировоззрение, то есть философия выполняет в культуре, в духовной жизни общества функции науки и функции мировоззрения.

Решить проблему соотношения философии и науки, определить роль философии в жизнедеятельности человека, в духовной культуре общества можно лишь в широком социально-историческом контексте, то есть не с точки зрения какой-то отдельной философской школы, а с точки зрения всей истории культуры и философии, через призму всей совокупности философских знаний, роли философии, ее влияния на развитие науки и познания.

Философия стремится к научному познанию мира, но в то же время она пытается максимально выразить интересы субъекта (классов). Философия как система идей о мире (в целом) вовлечена в классовом обществе в идеологию и политику. Следствием этого является, по мнению ученых, усиление конфронтации между отдельными философскими направлениями. Поскольку философия оказывается связанной с идеологией, постольку в ее содержании имеется идеологическая сторона, а философию можно считать относящейся (в данном аспекте) к идеологии.

В истории философии научность и идеологизм вытесняли друг друга, но это обстоятельство никаким образом не отменяло ни направленность философии на достижение истины, ни возможностей полного или частичного совпадения этой направленности с интересами социального субъекта. Однако философия не должна увлекаться идеологической ролью. «Как интегративный центр всех наук и как воплощение системного подхода ко всему человечеству, ко всей биосфере, философия должна быть общечеловеческой и отвечать интересам общества», — пишет академик Международной академии информатизации Р.Ф. Абдеев. Общечеловеческие позиции философии не исключают негативное отношение к вождям–диктаторам, социальному неравенству, эксплуатации, угнетению и политическому насилию.

Научную форму философии нельзя считать заведомо лучшей или единственно верной. В случае сведения философии только к науке возникают закономерные вопросы: «Был ли Л. Н. Толстой философом? Можно ли считать философом Ф. М. Достоевского?» Оба великих писателя поднимали и зачастую впервые ставили важнейшие философские проблемы. В содержание философского знания, да и в сам процесс философского познания включаются компоненты, специфичные для художественной литературы и искусства 1 .

Весьма значительную часть философского знания составляют эстетические представления. Создание философской картины мира предполагает наличие у ее творцов чувства красоты, гармонии, сопричастности к миру. Философская картина мира содержит в себе также и эстетическое отношение к миру. О родственности философии и искусства, об их взаимопроникновении свидетельствует творчество А. Камю, Н. Рериха, М. Чюрлениса, Р. Тагора, И.В. Гете.

Философская проблематика является важнейшей частью различных религиозных учений. Вместе с тем нельзя ставить знак равенства между философией и религией, поскольку последняя не сводится к философским размышлениям. Достаточно указать на обрядность как важнейший компонент любой религии.

Далеко не все поэты и писатели в своих произведениях обращались к философским проблемам, да и нет ни одного художественного произведения, целиком посвященного решению философских проблем. И тем не менее религия и художественная литература играли и играют огромную роль в философии. Переплетение литературы, искусства, философии и религии имело место на протяжении всей истории философии вплоть до наших дней.

Итак, функционируя в системе культуры общества, философия разрабатывает теоретические основы мировоззрения, аксиологические проблемы, логико-методологические основы науки. В условиях растущей дифференциации научного знания философия принимает самое активное участие в интеграционных процессах, в синтезе достижений отдельных наук в единую картину мира.

2. СОЦИАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ

Социально-практическое основание философии является тем элементом социального организма, который в процессе своего функционирования дифференцируется и выделяет философию как относительно самостоятельный элемент, выполняющий особенную социальную функцию по отношению к собственному основанию. Характер этой функции определяется природой базисной функции, действие которой философия опосредует. Следовательно, специфика философии определяется природой ее социальной функции, т. е. действием того элемента социального организма, функционирование которого она опосредует.

Предмет и специфику философии нельзя раскрыть в достаточной степени полно, не затрагивая вопрос о ее функциях.

Одной из функций является социальная, которая является довольно многоплановой по своему содержанию и охватывает различные аспекты общественной жизни. Но в общем плане философия призвана выполнить двуединую задачу – объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. В общественной жизни социальные изменения, эксперименты и реформы имеют особую ценность и значение. Поэтому прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить. И именно философии принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлющих концепций интеграции и консолидации человеческого общества. Ее задача – помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию коллективных действий по их достижению. При этом степень жизненности философской концепции определяется тем, насколько каждый индивид может ее понять и принять. Следовательно, несмотря на свой всеобъемлющий характер, философия должна быть адресована каждому человеку. Социальная функция призвана объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречие, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества. Все функции философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные так или иначе включает их. Так с социальной функцией тесно связана гуманитарная функция философии.

Идея социально-политического основания философской деятельности была выдвинута В.С. Соловьевым. На его взгляд, не трудно показать соответствие (аналогию) между сферами знания и сферами практической деятельности: «Положительная наука соответствует экономической области по общему им материальному характеру, отвлеченная или чисто рациональная философия соответствует по своему формальному характеру обществу политическому, или государству, наконец, теология по своему абсолютному характеру соответствует области духовной или церковной».

Философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого человека, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни.

Социально — гуманитарные функции призваны осуществлять функцию интеллектуальной терапии, которая особенно важна в периоды нестабильного состояния общества, когда прежние кумиры и идеалы исчезают, а новые не успевают сформироваться и завоевать авторитет; когда человеческое состояние находится на грани бытия и небытия, и каждый должен сделать свой нелегкий выбор.

Функции философии: ведь в значительной мере они являются общими и для социальной философии.

1) функция экстраполяции универсалий (выявление наиболее общих идей, представлений, понятий, на которых базируется общественно-историческая жизнь людей);

2) функция рационализации и систематизации (перевод в логическую и теоретическую форму суммарных результатов человеческого опыта во всех его разновидностях: практическом, познавательном, ценностном);

3) критическая функция (критика догматического способа мышления и познания, заблуждений, предрассудков, ошибок);

4) функция формирования теоретического обобщенного образа мира на определенной ступени развития общества.

5) гносеологическая функция (исследование и объяснение наиболее общих закономерностей и тенденций развития общества в целом, а также общественных процессов на уровне больших социальных групп);

6) методологическая функция (социальная философия выступает как общее учение о методах познания социальных явлений, наиболее общих подходах к их изучению);

7) интеграция и синтез социального знания (установление всеобщих связей социального бытия);

8) прогностическая функция социальной философии (создание гипотез об общих тенденциях развития социальной жизни и человека);

9) мировоззренческая функция (в отличие от других исторических форм мировоззрения — мифологии и религии — социальная философия связана с понятийным, абстрактно-теоретическим объяснением социального мира);

10) аксиологическая или ценностная функция (любая со- циально-философская концепция содержит в себе оценку исследуемого объекта;

11) социальная функция (в наиболее широком смысле со- циальная философия призвана выполнять двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению);

12) гуманитарная функция (социальная философия должна способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивной цели жизни).

Функции диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и так или иначе включает их в свое содержание. Таким образом, очевидно, что социально-философское исследование общественных процессов будет тем более успешным, чем с большей тщательностью будет обращено внимание на каждую из функций философии.

Философский метод есть система наиболее общих принципов подхода к теоретическому исследованию действительности. Принципы же эти, разумеется, могут быть совершенно различны. Можно, например, подойти к одному и тому же изучаемому явлению как развивающемуся, а можно подойти к нему как к неизменному, раз навсегда данному. В зависимости от этого и результаты теоретического исследования и практические выводы из него будут существенно различаться.

В истории философии прослеживаются два основных философских метода — диалектика и метафизика. Принципиальные различия между ними как двумя противоположными концепциями взаимосвязи и развития можно представить следующим образом:

1. Диалектика исходит из всеобщей, универсальной взаимосвязи явлений и процессов в окружающем нас мире, метафизика признает только связи случайные, возводя в абсолют автономность, самостоятельность вещи.

2. Диалектика исходит из принципа развития, качественных изменений явлений и процессов, метафизика сводит все изменения в мире только к количественным.

3. Диалектика исходит из внутренней противоречивости, закономерно присущей любому явлению или процессу, метафизика же считает, что противоречия свойственны только нашему мышлению, но отнюдь не объективной действительности.

4. Диалектика исходит из того, что именно борьба внутренне присущих явлениям и процессам противоположностей представляет собой главный источник их развития, метафизика же переносит этот источник вне исследуемого предмета.

Философский метод выступает как отражение определенного уровня научного познания мира. Это становится очевидным, как только мы пытаемся ответить на вопрос: в чем причина, почему в истории философии диалектика и метафизика сменяли друг друга в качестве господствующих философских методов? Смена эта происходила закономерно, в связи с качественными изменениями в характере самой науки, и прежде всего естествознания. Так, античная диалектика, превосходившая метафизику в объяснении мира в целом, вынуждена была уступить свое первенство, как только конкретные науки занялись детальным, скрупулезным исследованием каждого явления в отдельности и в его статике. На этом этапе (а он длился сотни лет) метафизика как нельзя лучше отвечала духу тогдашней науки. Но затем наступил новый этап, когда научное знание из описывающего, собирающего начало превращаться в сравнивающее, классифицирующее, систематизирующее (вспомним то, что сделал Карл Линней в виде системы растительного и животного мира, Дарвин своей эволюционной теорией, Менделеев – периодической системой элементов и т.д.). Духу такого научного знания может соответствовать только диалектический метод.

Гуманистическая функция философии направлена на воспитание личности, в нашем случае – личности студента, в духе гуманизма, гуманизма реального, научно обосновывающего пути освобождения человека, его дальнейшего совершенствования.

Собственно философия и началась с обдумывания смысла человеческой жизни и заявила об этом знаменитым античным афоризмом о Человеке как мере всех вещей. Сократ и Платон, философы эпохи Возрождения, философы Бэкон и Гоббс, Спиноза, французские материалисты XVIII века, представители классической немецкой философии, Маркс и Энгельс, экзистенциалисты — все они в фокусе своего мировоззрения имеют человека как чувствующего, мыслящего и творящего субъекта. Каждый из классиков философии, развивая учение о человеке, по-новому высвечивал и проявлял какую-то важную для нас грань: то ли отношение человека к противостоящей ему природе, то ли биологическую первоприроду человека, то ли зависимость человека от социальной среды и т.д.

В сумме своей это классическое наследие предстает перед нами как попытка всесторонне решить проблему «Человек и окружающий мир», ответить на три исчерпывающих эту проблему вопроса, которые Кант в «Критике чистого разума» сформулировал так:

1. Что я могу знать?

2. Что я должен делать?

3. На что я могу надеяться?»

И Кант был абсолютно прав, утверждая, что в этих трех вопросах объединяются «все интересы моего разума (и спекулятивные и практические)»

Общекультурную функцию философия тоже выполняла с момента своего зарождения, и если сужался предмет философии, то с общекультурной функцией философии происходило, скорее всего, обратное: ее роль в жизни общества непрерывно возрастала. Уже Цицерон с полным правом заявил, что «культура духа есть философия».

Тем более это справедливо для нашего времени. Без преувеличения можно сказать, что философия является сегодня важнейшим элементом духовной культуры человечества.

Социальная значимость философии как живой души культуры, квинтэссенции эпохи выражается в ее функциях. Познавательная функция философии состоит в том, что она, ориентируя человека на осмысление природы и сущности мира, природы и сущности самого человека, общей структуры мира, связей и законов его развития, обеспечивает приращение новых знаний о мире, человеке, связях и законах и оказывает влияние на каждую сферу деятельности человека. Это влияние проявляется в том, что философское знание приобретает значение всеобщего метода познания действительности, а также в том, что познание в любой сфере в конечном итоге представляет различные аспекты осознания отношения «человек – мир».

Таким образом, философия не только дает единое понимание происходящих в мире явлений, но и разрабатывает общий метод познания, который представляет собой совокупность взаимосвязанных принципов или требований, сформулированных на основе открываемых в действительности и в познании всеобщих законов и являющихся выводом из истории развития общественного познания.

Роль философии особенно возрастает на переломах истории в периоды революционных изменений, когда человек ставит перед собой, обществом вечные вопросы о своей сущности, о смысле жизни, перспективах социального прогресса.

Решение глобальных проблем современности требует неординарных решений, демократизма и мужества мышления, смелости анализа прошлого, настоящего, перспектив будущего. Без известной философской культуры решить конструктивно эти проблемы вряд ли возможно. Именно философское знание, которому присущи постоянный поиск, сомнение, критика, способствует формированию человека думающего, творческого, гуманистически деятельного.

Изучение философии – необходимое условие становления человека как активного субъекта социальной деятельности, созидателя мира, своего бытия, творца своего счастья.

Только постигнув свою социально-деятельную функцию, отдельный человек может осознать, кто он есть, какое место занимает в жизни общества, подняться до самосознания. Философия видит свое предназначение в культивировании потребности и способности быть человеком. «Как плодородное поле — писал Цицерон, — без возделывания не даст урожая, так и душа. А возделывание души – это и есть философия. Она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к принятию посева и вверяет ей – сеет, так сказать, – только те семена, которые, вызрев, приносят обильный урожай» 1 .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Философия по самому своему предназначению пытается проникнуть в самое существо мироздания и в своих исканиях соприкасается со всеми областями науки и искусства, с религией, помогает человеку в познании мира и самого себя. Современная философия получила новую форму за счет расширения всех своих основных функций, придания им актуального творческого и практического содержания. Важнейшими достижениями современной философии является цивилизованный подход к анализу общественных явлений и мировоззренческий принцип, содержанием которого является понимание мира в связи с включением в него человека как сознательно — деятельного фактора. В развитии философии проблема человека в окружающем мире всегда являлась ведущей, а в настоящее время она играет решающую роль в понимании современного мира.

Современный мир уходит от капитализма и социализма, но надо сохранить все позитивное, что создали люди на предыдущих этапах развития общества, обогатить анализом новых реалий жизни.

Человек как мыслящая материя все глубже осознает себя активно действующим фактором социальной и окружающей его природной среды, всего бытия в масштабах мироздания. Это определяет представление о человеке как сознательном соучастнике мировой эволюции, делает ответственным за результаты своей деятельности, предъявляет повышенные требования к уровню субъективного фактора в целом, выдвигает на первый план профессиональные, нравственные и духовные качества личности. Возрастающее значение приобретают его самопознание и самосознание, определение механизмов регулирования и саморегулирования духовной сферы, овладение знаниями функционирования интеллекта, установление контроля за результатами своей деятельности.

Формирующаяся современная научная картина мира включает в себя и достижения технических наук, которые в настоящее время дают наибольший прирост новых знаний. Достижения технических наук в области информационных процессов, микроэлектроники, кибернетики искусственного интеллекта, биотехнологии и других современных научных направлений отражают глубокую структурную революцию не только в технике и технологии, но и во всей системе материальной и духовной культуры. Научно — технический прогресс, определяя качественно новое состояние науки в целом, одновременно характеризует и становление новой формы философского мышления — современной философии. Овладение современной философской культурой повышает уровень профессиональных знаний, дает ориентир в научной деятельности, позволяет вырабатывать механизмы реализации деятельности общества в соответствии с требованиями времени.

Философия - одна из древнейших наук, можно сказать, также прародительница многих современных наук. Корни ее уходят в древний Китай, Индию, Вавилон, Египет, Грецию, Рим. Скорее всего начало ее можно связать примерно с VII-VI в. в. до н. э. Люди пытались осознать окружающий мир и свое место в нем с помощью философии, в отличие от мифологических и религиозных взглядов стремились сделать это с позиций объективности, доказательности и систематичности.

Само слово «философия» в переводе с греческого означает, как считают многие авторы, «любомудрие», «любовь к мудрости», т. е. вдумчивое, разумное понимание человеком мира и себя в нем. И в этом есть резон. Впервые термин «философия» ввел древнегреческий философ Платон. Как полагает А. Г. Спиркин, более точный смысл данного термина, вкладываемый в него Платоном, - «любовь к истине», т. е. любовь, бескорыстное стремление к некоему великому и приличествующему лишь божеству объективному качеству разумно устроенного и гармоничного мира. (См. Спиркин А. Г. Основы философии. М., 1988. С. 4-5). И в этом тоже есть резон.

Современное значение термина «философия» многозначно. Насчитывают почти три десятка таких значений. (См. Потемкин А. В. О специфике философского знания. Ростов-на - Дону. 1973. С. 16-17). Например, философствовать, значит отвлеченно размышлять о человеке, смысле бытия и т. п., размышлять об основах мира, его коренных, конечных причинах. Но это в обыденном сознании.

В философии как науке в течение всей ее истории (и в прошлом, и ныне) был всегда ряд вечных вопросов.

Первый из них - понимание, объяснение природы, мира, мироздания, связь в мире единого и многого, логос, закономерность бытия. Назовем для примера ряд философских трудов: Лукреций Кар «О природе вещей», Д. Дидро «Мысли об истолковании природы», Г. Гегель «Философия природы», Ф. Энгельс «Диалектика природы» и многие другие.

Вторая тема - вопросы общественной жизни: Государство, добро, зло, справедливость и т. п. (Платон «Государство», «Законы», Аристотель «Политика», Т, Гоббс «Левиафан», Г, Гегель «Философия права», Ф. Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства», Г. В. Плеханов «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», В. И. Ленин «Государство и революция», многочисленные труды по философии истории в современной мировой философии).

Проблема человека: его природа, назначение, ум, познание, чувства... Сократ - Ф. Бэкон - И. Кант - Г. Гегель - А. Радищев - К. Уаркс - В. И. Ленин - современная философская антропология, герменевтика, экзистенциализм, прагматизм и др.

Все это свидетельствует о том, что философия - это важнейшая форма общественного сознания, наука и мировоззрение. Здесь, как будет показано ниже, нет альтернативы: философия, по нашему мнению, - и наука, и мировоззрение, - хотя в научной литературе на этот счет споры и дискуссии не затихают и в наши дни. (См. Никифоров А. Л. Является пи философия наукой? // Философские науки. 1989 № 6; отклики на статью А. Л. Никифорова. (Заочная теоретическая конференция). - Философские науки. 1989 № 1,2, 1990 № 1, 4).

Философия - особая форма общественного сознания, которая представляет собой единство знания, познавательного и оценочного (чувства, оценки явлений с точки зрения интересов, идеалов человека). Свобода, равенство, справедливость, добро, зло - важнейшие ценностные понятия, которыми оперирует философия. Например, понимание свободы состоит не только в знании объективных законов, но и в определенном отношении человека к бытию, определенные требования к его деятельности.

Единство знания и ценности (оценки) характеризует философию как мировоззрение, т. е. понимание человеком мира, своего места и назначения в нем. (См. об этом: Гл. I!. и III настоящего учебного пособия). Любая философская система -- это форма мировоззрения, совокупность предельно общих взглядов, убеждений, принципов познания и норм поведения, жизнедеятельности людей; это обобщенные знания плюс обобщенные оценки, которые определяют общее видение человеком мира и себя в нем, а также жизненные позиции, программы, принципы поведения и деятельности людей.

Но мировоззрение многообразно и неоднозначно. Оно не исчерпывается одной лишь философией, а включает в себя различные формы и стороны общественного сознания, познавательные, ценностные и поведенческие аспекты, оно может быть научным и ненаучным, религиозным, мифологизированным.

Философия, дающая обобщенную картину мира и человека в нем, является ядром мировоззрения. Причем в этом «ядре» следует отличать философское мировоззрение в целом (научное и обыденное - обыденные представления о философии) и науч - но-теоретические философские взгляды, т. е. аргументированные, приведенные в систему, обобщенные философские учения. Философия является ядром мировоззрения не потому, что так хотят философы (по правилу: «Каждый кулик хвалит свое болото»), а потому, что определенная философская позиция (идеализм, материализм, дуализм и т. д.) обусловливает принципиальную направленность и содержание мировоззрения, прежде всего, его сущность (материалистическое, идеалистическое, религиозное, атеистической и т. д. мировоззрения).

Философия не просто отражает мир, она всегда рассматривает его через призму универсального отношения человека к миру, мир вместе с человеком, понимание смысла деятельности человека в этом универсальном отношении. В этом смысле философия является критически - рефлексивной формой общественного сознания (от греч. reflectio - размышляю, оцениваю), так как выступает в качестве критики наличной действительности с позиций ее преходящего характера. Это «не эмпирически - непосредственное отношение (человечества. - B. C.) к миру, к себе и к своему мышлению», а теоретическое, размышляющее. Философия создала « тот интеллектуальный настрой и стиль мышления», который как бы зафиксировал особость положения человека в мире ы потому его ответственность перед собой и перед миром (Спиркин А. Г. Философия. М., 1998, 2000).

Вот почему философия является величайшим завоеванием человеческой культуры и ее важнейшим элементом. Как составляющее культуры философское миропонимание имеет многообразные сферы: философия природы; науки; техники; истории; политики; искусства; религии; морали, эпистемология.

Но философия не только мировоззрение, а и, как отмечено выше, она является также специфической наукой. В чем же состоит предмет философии как науки? Каково ее соотношение с другими науками и место в их системе?

Целесообразно начать ответы на эти вопросы с характеристики основного вопроса философии.

Это - вопрос о взаимоотношении материального и духовного, бытия и мышления, материи и сознания (характеристика этих понятий дается в гл. I!).

Основной вопрос, философии имеет две стороны: 1-я - что первично: материя или сознание; 2-я - как относятся наши мысли о мире к этому миру или познаваем ли мир? Ответ на эти вопросы имел в истории науки и философии и имеет принципиальное мировоззренческое значение - вопреки отрицанию или замалчиванию этого вопроса некоторыми ~ философами и даже школами.

Те, кто признает первичность материи, относятся к материалистам, являются материалистами. Идеалисты доказывают первичность сознания. Может быть две разновидности..идеализма: субъективный и объективный идеализм. Представители первого считают первичным сознание отдельного человека, индивида, ощущения, переживания субъекта, «Я» (Д. Беркли, Д. Юм, махизм, позитивизм, экзистенциализм). Представители 2-го первичным считают некое надындивидуальное, общее, абсолютное сознание-дух, бог, идеи, абсолютная идея (Ф. Аквинский, Платон, Г. Гегель, неотомизм). Все этапы истории философии связаны с теоретическим и мировоззренческим противостоянием материализма и идеализма, (См. Введение в философию. М., 1990, Ч. 1).

Философы и философские течения, признающие первичность одного (материи или сознания) являются монистическими (monos единый). Монизм может, следовательно, быть как материалистическим, так и идеалистическим. Те же, кто считает, что оба первоначала являются равноправными, независимыми друг от друга и развиваются параллельно, относятся к представителям дуализма (от лат. duaIIs - двойственный) - например, французский философ Р. Декарт, в известной степени немецкий философ Й. Кант, древнегреческий философ Аристотель.)

Следует иметь в виду, что наряду с философским пониманием материализма и идеализма, существуют различные нефилософские представления о них, которые в определенной степени играли и играют роль естественных предпосылок того или иного философского миропонимания.

В философском обывательском представлении материализм - это любовь к хорошим вещам, личные плотские увлечения (обжорство, пьянство и т. п.), а идеализм - стремление к идеальным целям, вера в добродетель и т. п.

Нефилософский материализм - это просто понимание людьми природы такой, какая она есть. Одна из разновидностей такого материализма - естественноисторический материализм ученых - естествоиспытателей, т. е. стихийное, неосознанное убеждение их в объективной (независимой от сознания) реальности мира. (На этих позициях стояли Н. Коперник, И. Ньютон, А. Эйнштейн и большинство других естествоиспытателей).

Наивный реализм - вторая разновидность нефилософского материализма. Это обычный, наивный взгляд всех людей, которые верят в объективное существование мира и специально не задумываются над тем, существуют ли они сами и весь мир сам по себе.

К нефилософскому идеализму относятся различные предрассудки и суеверия: вера в предначертания судьбы, приметы, гадания и т. п. Религия - еще одна разновидность нефилософского идеализма. Но есть и религиозная философская наука идеалистического толка - неотомизм, теиярдизм.

Нефилософские разновидности материализма и идеализма - предтечи их философских разновидностей.

Следует учитывать теоретические (познавательные) и социальные корни (причины, истоки) материализма и идеализма.

Материализм имеет естественные корни. Они - в нефилософском естественно-историческом материализме, в наивном реализме, в верном (последовательно научном) отражении действительности, в учете философией данных, фактов науки, опыта и реальной практики человеческой деятельности, в опоре на позиции прогрессивных сил общества, которые заинтересованы в понимании действительности такой, какова она есть, без всяких прибавлений.

Корни идеализма..-в его нефилософских разновидностях, в наличии элементов искаженного отражения действительности. Но идеализм нельзя представлять как «чепуху», как сплошное заблуждение и даже как заблуждение отвергать с порога, ибо заблуждение есть тоже момент движения к истине, так же, как отрицательный опыт наряду с положительным в практической деятельности людей.

Идеализм является результатом однобокого, одностороннего понимания сложного процесса познания, гипертрофированного преувеличения роли какой-либо стороны, грани, черточки, формы этого процесса. Например, s философии Д. Беркли, Э. Маха, эксистанционализма преувеличена роль ощущений, переживаний субъекта, в философии Г, Гегеля - роль понятий, в философии неопозитивизма - роль языка и т. д., откуда и идеализм этих философских систем. Следовательно, идеализм - это болевой нарост на здоровом, ветвистом дереве познания. Однако для возникновения идеализма наряду с познавательными корнями важны и социальные причины - заинтересованность определенных общественных сил в одностороннем, гипертрофированном понимании процесса познания, роли сознания, идей, философии. Как правило, идеализм по данной причине выражал и выражает интересы консервативных (и даже реакционных) сил в обществе. Известны, например, две «линии» в древнегреческой философии: «линия Демокрита» (материализм) и «линия Платона». 1-я - выражение интересов демократической части греческого общества того времени, 2-я - рабовладельческой аристократии. Примерно то же мы имеем и в современном обществе, но, как правило, в хитросплетении, завуалированности, сложности, противоречивости, что отражает динамичность и чрезмерную социальную дифференцироваиность, противоречивость современного общества, меняющегося мира.

На вторую сторону основного вопроса философии (познаваем ли мир?) большинство мыслителей отвечают положительно (в том числе и идеалисты, такие, например, как Г. Гегель). Но некоторые (Д. Юм, И. Кант, экзистенциалисты, представители прагматизма и др.) считают, что мир не познаваем. Такое направление в философии называется агностицизмом (от греч.: agnostos - непознаваемый. См. в гл. V).

Почему вопрос о взаимоотношении материи и сознания является основным философским вопросом? Потому, что то или иное решение его предопределяет философско-мировоззрен - ческую позицию и тот или иной подход в решении философских вопросов. По сути же он основной потому, что в философии нет других вопросов: все ее проблемы есть аспекты решения данного вопроса. Хотя есть философские школы (например, неопозитивизм), объявляющие основной вопрос философии псевдовопросом, псевдопроблемой. На деле никакая философия немыслима без решения ею этого вопроса. В наличии и решении данного вопроса - специфика философии. Например, экономист и философ могут рассматривать экономические законы. Но их подходы к этому отличаются. Философ рассматривает эти законы не как таковые, а с точки зрения соотношения объективного и субъективного.

Основной вопрос философии вводит нас в специфику философского знания, он лежит в основе размежевания философии и конкретных наук: в философии все рассматривается с точки зрения соотношения материального и духовного в предмете рассмотрения. Отсюда разграничение материализма и идеализма выступает как фундамент всего дальнейшего понимания мира.

Основной вопрос философии - главный системообразующий фактор философского знания. Он высший по отношению ко всем другим вопросам, он обобщает философскую проблематику, группирует вокруг себя знания. Например, учение о познании базируется на ряде гносеологических выводов, главный из которых состоит в признании или отрицании объективности (т. е. первичности) существования познаваемых предметов.

Следует обратить внимание на то, что в философской литературе основной вопрос философии традиционно излагается на основе известного положения Ф. Энгельса из работы «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии есть вопрос об отношении мышления к бытию». (Маркс К. и Энгельс Ф, Избранные произведения. Т. 3. С. 382.). Необходимо обратить внимание, что здесь Ф. Энгельс дает гегелевскую трактовку основного вопроса философии. Несколькими страницами спустя, когда речь идет о Л. Фейербахе (материалисте-метафизике), Ф. Энгельс дает несколько иное толкование этого вопроса (с позиций данной разновидности материализма) и говорит об «определенном понимании отношения материи и духа». (Здесь уже материя на первом месте. - B. C.). (Там же. С. 386). Если же излагать основной вопрос философии с позиций последовательно материалистически-диалектических, то следует его формулировать как вопрос о взаимоотношении бытия и мышления, материи и сознания, что нами сделано несколькими страницами выше.

Как отмечалось, философия - это наука о всеобщем, о всеобщих основаниях бытия и человеческой деятельности. Но в различных философских системах и на разных этапах истории философии всеобщее трактуется неодинаково, поэтому исторически предмет философии постоянно претерпевает изменения.

Философия древности в силу нерасчлененности знания включала в себя одиовремзнно и естественно-научное познание, и поэтому конкретно вопрос о специфике предмета философии тогда не ставился.

Как указывалось, термин «философия» введен Платоном, а его ученик Аристотель поставил вопрос о предмете этой науки, ее отличии от других наук. С того времени пошла аристотелевская традиция в понимании философии (См. об этом подробнее: Потемкин А.8. О специфике философского знания. Ростов-на - Дону. 1973. Проблема специфики философии в диатрибической традиции. Ростов-на-Дону. 1980). В чем она состоит?

Аристотель считал, что такие формы знания, как физика, математика, медицина изучают лишь отдельные части бытия, а философия - все бытие, то общее, что присуще всему существующему, высшие начала и принципы всякого бытия. Поэтому, считал Аристотель, философия «это - безраздельно господствующая и руководящая наука, которой все другие науки, как рабыни, не вправе сказать и слова против». А коль философы обладают высшей мудростью, то именно они должны руководить людьми. Такой позиции в философии придерживались многие последователи Аристотеля. Аристотелевская традиция в понимании предмета философии продолжалась и в новое время. В свете ее философия называлась по-разному: метафизикой, онтологией, всеобщей теорией бытия, натурфилософией, системой мира, философией действительности, наукой наук, но суть была одна - претензии на истину в последней инстанции. Такой подход к пониманию предмета философии называется натурфилософским, а такая философия претендовала на роль науки наук (По Аристотелю, философия - золотой крест над святой церковью познания). На такой позиции стояли и материалисты XV! IS в., считавшие, что предметом философии как «царицы наук» является всеобщая картина мира, мир в целом, - и Г. Гегель, и Л. Фейербах и др. Такое же понимание предмета философии было характерно и для российской философии конца XIX - первой четверти XX вв. Например, в одном из учебников указывалось, что философия в отличие от других наук создает всеобщую картину мира, являясь «руководительницей жизни». Было время, когда философия считалась «царицей наук», но вследствие неблагоприятных условий своего развития, она утратила свой трон. «Мне кажется, - писал автор, - что в настоящее время наступила пора вернугь ей ее верховное положение». (Челпанов Г. Введение в философию. Киев, 1907. С. 14).

Эта натурфилософская претензия в прошлом проявлялась также в том, что философы, создавая всеобщую картину мира, пытались заполнять с этой целью «белые пятна» в науке надуманными, абстрактными, умозрительными схемами типа флогистона, философского камня, энтелехии и т. п.

Подобную позицию высмеял Г. Гейне:

Разорванность мира терзает мне сердце. Отправлюсь с бедою к профессору-немцу. Он знает, как мир свести воедино - создаст он понятную всем картину. Из колпака и лоскутьев халата на дыры Вселенной кладет он заплаты.

В наше время натурфилософский подход проявляется в попытках некомпетентного вмешательства философов в сферу кибернетики, генетики (что в нашей стране привело к преследованию ученых на идеологической почве, к отставанию нашей науки). Подобный подход проявляется также в сведении философии к простому набору естественно-научных данных, в участии философов в создании таких иллюзорных схем, как, например, теория развитого социализма и т. п. Сталинская (и не только сталинская) догматизация материалистической диалектики и материалистического понимания истории, омертвение философской теории, превращение ее в абстрактную схему и во всеобщую «отмычку» является также проявлением гипертрофированного натурфилософского подхода, который в наше время бесспорно изжил себя. Изжил, но до конца не преодолен и проявляется в засилье «позитивизма», в технократической недооценке гуманитарного, в том числе и философского знания, в сокращении (недопустимом) времени для вузовской подготовки специалистов, «наступлении» «ползучего эмпиризма», «голого практицизма-прагматизма» т. п.

Как писал К. Маркс, «до сих пор философы имели в своем письменном столе разрешение всех загадок, и глупому непосвященному миру оставалось только раскрыть рот, чтобы ловить жареных рябчиков абсолютной науки». (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т.1. С. 379). Творческое мышление, подлинная творческая деятельность полагает совершенно иной подход, совершенно иную интерпретацию предмета философии и понимание ее роли в развитии науки, человека и общества.

Главным содержанием философии является не мир в целом и не вся сумма явлений, процессов, фактов и т. д., а анализ универсальных, наиболее общих связей и, следовательно, наиболее общие, универсальные представления и взгляды о мире, человеке,"об отношении человека к миру, гакое понимание философии тлуооко уходит корнямй~в историко-философскую традицию. Например, Аристотель: Имя мудрости можно отнести к одной и той же науке: это должна быть наука, исследующая первые начала и причины; Ф. Аквинский: Философ определяет, что первая философия есть знание истины, той истины, которая есть источник всякой истины и которая относится к первому началу бытия для всех вещей; Р. Декарт: Слово «философия» обозначает занятие мудростью, а под мудростью понимается не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что может познать человек. Философия - это исследование первых причин, именуемых началами; Г, Гегель: Философия - это эпоха, схваченная в мыслях; К. Маркс: Философия - квинтэссенция современной эпохи; Н. Бердяев: Философ есть прежде всего познающий, но познание его целостно, оно охватывает все стороны человеческого существа и человеческого существования, оно неизбежно учит о путях существования смысла. Главный признак, отличающий философское знание от научного нужно видеть в том, что философия познает бытие человека и через человека; М. Хайдеггер: Философские понятия охватывают каждый раз целое, они предельные смыслы, вбирающие понятия. Но они - охватывающие понятия еще и во втором смысле: они всегда захватывают заодно и понимающего человека и его бытие - не задним числом, а так, что первого нет без второго, и наоборот. Нет никакого схватывания целого без захваченности философствующей зксистен - ции; К. Ясперс: В то время как научное познание идет к отдельным предметам, в философии речь идет о целостности бытия.

Есть, конечно, и не совпадающие с вышеприведенными мнения. Л. Фейербах: Начало философии составляет начало науки вообще, а вовсе не начало специального знания, отличного от знания реальных наук. О. Конт: Философия - это сжатое изложение науки своего времени. Л. Витгенштейн: Предмет философии - логический анализ языка науки. А. Камю: Главный вопрос философии - это вопрос о том, стоит ли человеку жить. Б. Рассел: Философия - это ничья земля между наукой и теологией. Эта ничья земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон, и есть философия, К. Поппер: Нет вообще такой вещи, как некая сущность философии, которую можно выделить и отлить в некотором определении. Определение слова «философия» может иметь только характер конвенции или соглашения. (Цит. по: Шулындин Б. П. Философия и современное общество. Нижний Новгород, 1993; Мир философии. М., 1991).

Разумеется, не было и нет конца спорам о предмете философии и ее месте в обществе. Но одно бесспорно и нетленно: философия не просто отражает мир, она всегда рассматривает отношение человека к миру, мир вместе с человеком. Это определенное понимание всеобщих основ, смысла человеческой деятельности. Философия выявляет наиболее общие представления, формы опыта, на которых базируется конкретная духовная и практическая деятельность. Это выражается в философских категориях - наиболее общих понятиях (например, материя, сознание, практика, движение, развитие, истина, противоречение и др.). Как видно из сказанного, можно констатировать, что предметом философствования являются различные аспекты всеобщего отношения мышления к бытию, мыслящего субъекта к окружающей действительности.

Базисом всеобщего является объективность существования всех явлений, что обусловливает их общность, общие признаки - пространственно-временные характеристики, способность отражения и т. п. Общее - это определенное свойство (качество) или отношение, характерные для данного класса предметов, процессов, событий. (Например, наличие массы покоя, инерции, гравитации как общие свойства макротел; экономические отношения как общее свойство всех общественных явлений и т. д.).

Общее - это закон существования и развития всех единичных форм бытия материальных и духовных явлений. (Например, закон прибавочной стоимости как общее, как закон развития капитализма во всех его формах и на всех этапах развития; закон сохранения и превращения энергии как общее для всех физических процессов; преемственность развития как внутренний закон функционирования сознания).

Внешнее проявление общего - сходство признаков, оно доступно непосредственному восприятию. Сущность общего, закономерность как общее отражается в понятиях, категориях, теориях. Таким образом, общее (а тем более всеобщее, как присущее всему бытию) может быть схвачено в отличие от дискретного лишь разумом. Прав был Козьма Прутков в том смысле, что эмпирически «нельзя объять необъятное». Но неправ в том смысле, что его можно объять теоретически, т. е. через соотношение мышления и бытия. А это соотношение на всеобщем уровне доступно лишь философии как науке о всеобщем в его самой универсальной форме и поэтому опять-таки можно сделать вывод, что предметом философии является взаимоотношение мышления и бытия.

Могут ли конкретные науки (каждая отдельно и даже вместе взятые) „познать всеобщее? Они могут отразить общее для гай илЙ^феры действительности, которая является их предметом, но всеобщее - это предмет философской науки, которая схватывает всеобщее на основе обобщения, анализа и синтеза всего опыта человечества, всех знаний. Всеобщее познается теоретическими методами, предполагающими абстракцию (отвлечение) от непосредственного эмпирического материала. -^Эмпирические данные, знания, полученные конкретными нау - \ками, практика человеческой деятельности - это исходный ма - ^Чериал для философского обобщения. Чтобы отразить всеоб - щее, необходимо идти от частного, а затем провести теорети - ! ческий синтез всеобщего на основе тех его признаков, которые охарактеризованы выше. Поэтому философия как наука о все - общем находится в специфическом отношении со всеми науками и сферами человеческой деятельности, дающими ей исходный материал для анализа, на основе которого делаются философские обобщения. Вот почему Г. Гегель указывал, что философия - это эпоха, схваченная в мыслях, а К. Маркс характеризовал философию как квинтэссенцию эпохи.

Познание незнание всеобщего - это не только отражение реальностаГТю й, универсальнь1й-.приыцип... познания. Истина любой наукой познается, опираясь на всеобщие свойства действительности, аккумулированные в философской науке. Выводы философии универсальны и основательны, а отсюда они выступают в качестве наиболее универсальных и основательных принципов познания и деятельности. Например, из диалектически-материалистического учения о материи, материальном вытекает принцип объективности, требующий исходить не из желаемого, а из реалий, конкретных условий и предпосылок, соблюдать единство слова и дела и т. д. Субъективистское а»

дание «белых пятен» в истории или ее очернительство, иллюзорность мышления - ярчайшие примеры игнорирования принципа объективности, а значит, ненаучности в познании и бесперспективности в практической деятельности, в управлении, з государственной службе в том числе.

Для философии неотъемлемо единство теории и метода, т. е. использование знания в качестве инструмента, орудия, средства объяснения явлений. Метод - это способ, совокупность принципов, средств, приемов познания и деятельности. В каждой науке используются специфические частные методы. Есть также особенные методы, применяемые в группе наук. Философский метод является всеобщим. (Подробнее об этом см. в главу V).

В истории философии сформировались два всеобщих метода: метафизика и диалектика, альтернативные друг другу. Метафизика в ее классической форме рассматривает явления вне связи, вне развитая, как бы застывшие, неизменные, раз навсегда данные, не зависящие друг от друга. Диалектика же видит мир в бесконечном изменении, развитии, все явления во взаимной связи, взаимодействии и взаимообусловленности.

Как связаны диалектика и метафизика с различными системами философских взглядов - материализмом и идеализмом? В своей сущности материализм предполагает диалектический метод, но в истории науки дело обстояло гораздо сложнее. Можно в этой связи выделить различные исторические формы материализма и диалектики. Наивный, стихийный материализм древних, метафизический материализм XVI! - XVII! в. в. в Европе (сюда же относится и философия Л. Фейербаха), идеалистическая диалектика Г. Гегеля, диалектический и исторический материализм К. Маркса и его последователей. (См. об этом подробнее: Введение в философии. Ч. 1. Стрюковский В. Н. Философия в схемах. Ростов н/Д., 2004.). Идеализм рассматривает мир как порождение духа и если дух трактуется как активная деятельность, то идеализм тяготеет к диалектике (Пример этого - идеалистическая диалектика Г. Гегеля). Но последовательное развитие диалектики в конечном итоге приходит в противоречие с идеализмом.

Философия в любом обществе выполняет определенные социальные функции. К ним относятся следующие, основные...

Познавательная функция философии состоит в том, что она дает обществу знания: это система наиболее общих понятий о мире, о его познании, о месте человека в мире и смысле его существования, о взаимоотношении бытия и мышления, а, значит, это наука о всеобщем, о наиболее общих принципах человеческой деятельности и законах природы, общества, вместе взятых мышления. Равнозначна ли философия любой науке, стоит ли она в одном ряду с другими науками? И да, и нет. Это наука, но, как явствует из ранее данного определения, наука специфическая. Если другие науки дают нам конкретное знание об отдельных или особенных сферах бытия, то философия, отвлекаясь от частного и даже особенного, дает нам целостную картину бытия на уровне общего и всеобщего. В этом смысле философский взгляд на мир можно сравнить с взглядом на окружающее как бы с «высоты полета» в отличие от взгляда "с любой земной точки. Но философия не может обойтись без данных наук и опыта (ибо оторвется от действительности и впадет в спекуляции, схоластическое теоретизирование): факты опыта и данные различных наук - факты философии как науки. Повыщать-научность современной философии - это значит преодолеть иллюзорность пЬдхода,"обратиться к анализу реалий, отбросить штампы, стереотипы, изжить различные извращения, порожденные идеологизировнными наслоениями и чрезмерной политизацией науки, филисским меркантилизмом. Философия должна гибко, конкретно-исторически реагировать на проблемы, которые ставит перед нею жизнь. Философия и науки должны всегда быть в обоюдовыгодном, равноправном союзе, не отрываться друг от друга, а взаимодопол - нять в плане диалектического тождества специфического, особенного, общего и всеобщего.

Сказанное особенно емко проявляется в следующей, методологической функции философии. Следует отметить, что выполнение данной функции в разной мере присуще различным философским системам и предполагает преодоление натурфилософской традиции, что наиболее последовательно было сделано философией диалектического материализма. Однако методологические проблемы решает (или пытается ставить и решать) и ряд других философских систем, например, неопозитивизм, постпозитивизм (К. Поппер), критический рационализм, философская герменевтика.

Философия как методология - это учение о методе, о наиболее общих принципах, способах, формах познания "и деятельности. Давая знания о всеобщем методе, философия помогает другим наукам (не подменяя их) избрать общее верное направление деятельности и осуществлять ее, применяя конкретно свои специфические методы. В этом плане методологическую роль философии по отношению к другим сферам познания и деятельности можно представить в аналогиях: маяк и команда корабля; компас и путник. Свою специфическую методологическую роль философия играет также в теории и практике социального управления.

Конструктивно-прогностическая, критическая функция философии состоит 8 том, что, осуществляя критику наличной действительности, давая знание о всеобщем, о принципах познания бытия и его общих законах, она служит в качестве средства интеллектуальной разведки, предвидения, прогнозирования в общих чертах основных тенденций развития познания и практики. К примеру, в лоне философии была выдвинута гипотеза строения материи из атомов (Демокрит), принципы дополнительности и соответствия (в диалектических законах Г. Гегеля), неисчерпаемость электрона (В. И. Ленина), затем обоснованные и развернутые в конкретных науках. Следует отличать выполнение критической функции философией от критиканства, т. е. от зрящного отрицания анализируемого, от очернительства всего и вся, от неконструктивного подхода к действительности. Вместе с тем нерациональна и противоположная крайность, состоящая в изъятии из философии ее критицистского характера и превращающая ее в апологетику.

Философия выполняет также функцию одного из важнейших ср&дсте научного управления обществом. Давая знание общих принципов и законов бытия, философия обеспечивает возможность осознать и организовать на рациональной основе деятельность человека и общества.

Философские принципы объективности, всесторонности рассмотрения, рассмотрения в развитии, конкретно-исторического подхода составляют теоретическую и методологическую базу принципов и требований научного управления обществом. Их использование дает возможность в управлении социальными процессами избежать субъективизма, волюнтаризма, однобокости, догматизма, абстрактности и т. п., а значит, добиваться эффективности управления.

Одна из важнейших функций философии - мировоззренческая. Будучи теоретическим ядром мировоззрения, философия определяет его характер, общую направленность, основу содержания. Отсюда мировоззрение может быть по характеру материалистическим или идеалистическим. Принадлежность философа к материализму и идеализму влияет и на то, чьи, интересы (каких классов, слоев общества) та или икая философская система выражает, т. е. какую идеологию теоретически она обосновывает. Как правило, в истории общества материалисты, выражали интересы прогрессивных сил, а идеалисты - консервативных. В древнегреческом обществе, к примеру, материалисты отражали интересы рабовладельческой демократии, а идеалисты - рабовладельческой аристократии. Философы-материалисты во Франции XVill в. отражали интересы боровшейся против феодального абсолютизма буржуазии, а их идеи явились философской подготовкой французской буржуазной революции XVIII в. Диалеюгико-материалистическая философия является теоретической базой мировоззрения рабочего класса и всех людей труда. На вооружении современной буржуазии - различные, по преимуществу идеалистические течения мировой философии.

Но отражение тех или иных социальных интересов не должно затенять научность философии, ущемлять ее объективность и предметность. Чрезмерное идеологическое зашоривание философии, абсолютизации, гипертрофирование ее мировоззренческой функции в ущерб всем другим функциям подрывает престиж и эффективность философии как науки, снижает ее роль в жизни человека и общества.

Философия прошла длительный исторический путь развития, многообразна по структуре и содержанию. Здесь мы остановимся лишь на фрагментарной характеристике данного вопроса (который довольно основательно изложен, в частности, в учебнике «Введение в философию» ч. 1. М., 1990 и других учебниках и научных трудах вплоть до сегодняшнего дня).

Осмысливая исторические этапы развития мировой философской мысли, можно выделить ряд основных типов философии:

1) Философия древних, 2) философия средневековья, 3) философия эпохи Возрождения, 4) философия XVII - XVIII вв. в Европе, 5) немецкая классическая философия XVIII - XIX - 1-й четверти XX в., б) 1-й половины XIX в. российская философия XIX в. 7) философия марксизма, 8) мировая философия XX в. -- начала XXI веков

Следует наряду с историческими типами философии выделить также исторические типы философствования (положив в основу данной классификации специфику стилей, жанров, методов философской рефлексии):

1) созерцательный тип философствования (философия древних), 2) умозрительный (абстрактно-схоластический) - поздняя Греция, средневековье, русская религиозна философия конца XIX - 1-й четверти XX в. в., 3) абстрактно-гуманистический (эпоха Возрождения), 4) механистически-метафизический (европейская философия XVII - XIX в, в. от Ф. Бекона до Л. Фейербаха), 5) исторически-практический, деятельностный (марксизм), 6) сциентистски-гехнократический - неопозитивизм, технологический детерминизм, критический рационализм (сюда мы относим, разумеется, и ангисциентизм с антитехнократизмом, ибо крайности в конечном итоге сходятся), 7) социально-экологический (идеи Н. Ф. Федорова, В, И. Вернадского, Римского клуба и др.), 8) коэволюционный, гуманистический - тип философствования нарождающейся постиндустриальной цивилизации как синтез позитивного всех предшествующих типов философствования. (Поэтому вопросу см. также: Философия для средних специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 1993; Философия: 100 экзаменационных вопросов. Ростов н/Д, 2000 и др.).

Характеристика исторических типов философии и философствования будет неполной без выделения основных исторических тидоа-рациоыальности, т. е. различных способов понимания взаимосвязи теории и практической деятельности. Таких типов четыре: 1) созерцательно-атехнический (теория важна сама по себе) - философия древних, 2) исторически-технический - XVI! - XVII! в. в. (Ф. Бэкон, Р. Декарт и др.), 3) исторически - /практический, основанный на материалистической диалектике и научном понимании практики как важнейшей сферы человеческой деятельности, основе, источнике, цели познания и критерии истинности человеческих знаний, 4) утилитарно-технический тип рациональности, характерный для эпохи индустриального развития, связанной с недостаточным учетом, в той или иной степени, социальных, человеческих факторов. (См. об этом: Человек - наука - техника. М., 1973, с. 285 - 291).

https://poisk-istini.com/0307632_E2C0B_stryukovskiy_v_i_osnovy_filosofii+++++.files/image004.jpg" width="580" height="140 src=">

Философия – одна из древнейших областей знания, духовной культуры. Зародившись в 7-6 вднэ в Индии, Китае и Древней Греции, она стала устойчивой формой сознания, интересовавшей людей все последующие века. Призванием философов сделался поиск ответов на вопросы, да и сама постановка вопросов, относящихся к мировоззрению.

Изучение философии помогает выверить стихийно сложившиеся взгляды (человек отталкивается от ранее сложившихся у него представлений от продуманного и пережитого), придать им более зрелый характер.

Представителей разных профессий философия может интересовать с двух точек зрения:

1. необходима для лучшей ориентации в своей специальности (в поле зрения попадают философские вопросы физики, математики, биологии, истории, врачебной, инженерной, педагогической и иной деятельности);

2. необходима для понимания жизни во всей ее полноте и сложности (здесь большую роль играет мировоззрение).

(лирическое отступление: как мы знаем, мировоззрение в Ф. есть совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также жизненные позиции, программы поведения, действий людей; мировоззрение – это составляющая человеческого сознания; имеет, в свою очередь, две составляющие: эмоционально-психологическую основу – мироощущение и познавательно-интеллектуальную – миропонимание. При этом Ф. к зрелым интеллектуально-теоретическим или критико-рефлексивным формам миропонимания принадлежит философия. Понятие мировоззрения охватывает более широкий круг явлений, чем понятие философии: в отличие от иных форм мировоззрения к системам философских взглядов предъявляется требование обоснования + главная задача философа – выстроить систему миропонимания, которая бы соответствовала мироощущению его современников и вместе с тем, по возможности, отвечала взыскательным требованиям интеллекта).

Итак, Ф. – это теоретически осмысленное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру; а философская мысль – свободное, критическое, основанное на принципах разума размышление о мире и человеческой жизни.

Философское мировоззрение биполярно: его «смысловые пункты» - мир и человек – это большая многоплановая проблема (у нее много обличий: «субъект – объект», «материальное – духовное» и другие), которая по сути выступает как универсальная – в определенном смысле основной вопрос Ф. В частности, она отчетливо выявилась и заняла принципиальное место в период формирования собственно философской мысли (17-18вв.). При этом большинство философов не считало в прошлом и не считает сейчас его таковым – в различных учениях на первый план выносились проблемы путей достижения истинного знания, природы, нравственного долга, свободы, человеческого счастья, практики и т.д. В свое время И.Кант сформулировал три вопроса, имеющие принципиальное значение для философии в самом высоком смысле: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?

Предназначение философии:

1. Общественно-исторический характер ф. мысли: В свете постижения Ф. как общественно-исторического явления предложенную ранее схему отношений человека к миру можно конкретизировать следующим образом – человек не вынесен за рамки мира, он – внутри него + ближайшим бытием для человека выступает общественно-историческое бытие (труд, знания, духовный опыт), которое опосредует отношение людей к природе, поэтому границы в системе «человек-общество-природа» подвижны. Здесь Ф. раскрывается как обобщенная концепция жизни общества в целом и различных его подсистем – практики, познания, политик, права и т.д. Такой подход позволяет осознавать ценность Ф. с точки зрения осмысления основного вопроса в историческом аспекте.

2. Культурологический подход: рассмотрение Ф. как культурно-исторического явления позволяет охватить также весь динамический комплекс ее проблем и функций – общественная жизнь людей выступает как единый, целостный процесс формирования, действия, хранения, трансляции культурно-исторических ценностей. +Учитывается критическое преодоление устаревших и утверждение новых форм опыта.

Таким образом, Ф. - это такая обл. дух. деятельности, кот. основывается на особом, фил. типе мышления, лежащем в основе ф. познания, и на самостоятельности предмета ф. Ф. не обладает таким же предметом как например естеств. науки, в том смысле, что предмет ф. не локализован в пределах той или иной конкретной обл. знания. Однако предмет у ф. есть, и принципиальная невозможность указанной его локализации составл. его специф. особенность. Ф. возникла с перенесением основного внимания на человека в его отношении к миру, т.е. на человека, познающего, преобразующего и творящего мир. Античная ф. включала в себя нек. состав научного знания, кот. в последствии отошел к ест. наукам. И все же уже в ант. говорилось о онтологии - учении о бытии и о гносеологии - учении о познании, и о логике - учении о формах мышления. Все ф. вопросы затрагивают одну общую проблему: соотношение бытия и сознания, объективного и субъективного, мира и человека.

Философия – есть мировоззрение, то есть совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания, опирающийся в своем развитии не на одну какую либо научную дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт развития человечества.

Сущность философии - в размышления над всеобщими проблемами, в системе “Мир-Человек”. Философия выступает в двух ипостасях: 1) как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру. 2) как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности. Следует разделение функций философии на мировоззренческие и методологические. Соотношение мышления к бытию, отношение человека к миру. Проблемы философии всеобщи, предельны – предельны для бытия человека, для его общей программы деятельности, для всей человеческой культуры.

Проблемы философского мировоззрения охватывают мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом. Более широких проблем, чем мировоззрение не бывает.

Функции философии: выявление, осмысление универсалий, их рационализация (перевод в логически понятную форму), систематизация, теоретическое выражение суммарных результатов человеческого опыта.

Иными словами, на долю Ф. падает критическая функция – поиск решений сложных ф. вопросов, формирование нового видения мира обычно сопровождается развенчанием заблуждений и предрассудков. +По отношению к уже накопленному опыту Ф. выполняет роль «сита», отделяющего «зерна от плевел» - критический отбор (селекция). + В отношении будущего Ф. обладает мощными творческими (конструктивными) возможностями формирования обобщенных картин мира, принципиально новых идей и идеалов. В Ф. выстраиваются, варьируются, мысленно проигрываются разные способы миропонимания – человечеству предлагается на выбор спектр возможных микроориентаций, образов жизни, нравственных позиций. Именно усилиями философского интеллекта осуществляется теоретическое обобщение, синтез многообразных систем повседневных, практических знаний, а с возникновением, развитием науки – нарастающих массивов научного знания.

Таким образом, роль Ф. в жизни общества заключается в возможности осмысления и переосмысления.


Не существует философии вообще. Современное философское знание представляет собой комплекс паук и учений, основными из которых являются:

  • 1) онтология - учение о всеобщей структуре и динамике существующего мира (природы, общества, человека);
  • 2) эпистемология, или гносеология (теория познания), - учение о познании человеком окружающего мира и самого себя с помощью разума, эмоций, чувств, абстрактного мышления, интуиции;
  • 3) социальная философия, или философия общества;
  • 4) политическая философия, изучающая проблемы распределения власти в обществе;
  • 5) логика - учение о законах и операциях правильного мышления;
  • 6) аксиология - учение о ценностных ориентирах существования человека в мире;
  • 7) этика - теория нравственных отношений человека к другим людям и самому себе, принципов морали, общих проблем добра и зла в человеке, обществе и мире;
  • 8) эстетика - учение об эстетическом измерении человеческого существования, о соотношении прекрасного и безобразного, трагического и комического, возвышенного и низменного, гармонии и хаоса; рассмотрение общих особенностей искусства и его развития;
  • 9) философская антропология, или философия человека;
  • 10) философия религии.

Выделяются также другие разделы философии, но, очевидно, что в этом случае основания для выделения являются уже иными. Говорят, например, о методологии - учении о самых общих методах, способах, путях познания человеком окружающего мира (эмпирические, теоретические и экспериментальные методы); о философии природы - различных сторонах органической и неорганической природы (биосферы и космоса) и т.д.

Задачи философии. Философия претендует на выполнение следующих функций:

  • мировоззренческой функции - философия помогает сформировать целостную картину мира;
  • воспитательной и образовательной функции - философия активно участвует в формировании личности;
  • функции социальной критики - философия постоянно и активно участвует в критике существующей в обществе системы связей;
  • идеологической функции - философия всегда участвует в формировании представления о желательном политическом и общественном устройстве;
  • эвристической (поисковой) функции - философия участвует в создании новых областей теоретического исследования;
  • футурологической функции - философия пытается ответить на вопрос, каким должно быть будущее, как от критики существующего политического и общественного устройства перейти к более совершенному обществу;
  • методологической функции: философия формулирует определенные категории и принципы познания, в частности, философия науки активно разрабатывает идеалы и нормы науки, способы научного обоснования, проблему роли ценностей в науке и т.д.

Мировоззрение. Мировоззрение - это система взглядов па окружающую действительность и место человека, общества и человечества в мире, на отношение человека к миру и к самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации.

Мировоззрение является не суммой всех взглядов и представлений об окружающем мире, а их предельным обобщением. Оно имеет сложный, описательно-оценочный характер и является в значительной мере имплицитным, не артикулированным. Понятию мировоззрения близки понятия «общая картина мира», «мировосприятие», «мироощущение», «миросозерцание», «миропонимание».

Мировоззрение меняется от эпохи к эпохе и складывается под воздействием культуры эпохи как целого, а не в результате воздействия тех или иных сторон социальной жизни и тем более не под воздействием популярных в конкретную эпоху идей. Существенной составляющей мировоззрения, являющегося отражением мира (прежде всего мира культуры) и ценностным отношением к нему, является стиль мышления исторической эпохи, задающий общие принципы теоретического освоения мира и определяющий самый горизонт мышления эпохи.

Важную роль в формировании мировоззрения играет философия. Мировоззрение скрывает в себе философию, идет, как и она, к целому, универсальному, конечному, включает в себя не только знание о человеке и мире, но также и оценки. Согласно немецкому философу, основоположнику философской антропологии М. Шелеру, мировоззрение - это «управляющий всей культурой или одной личностью вид селекции и членения, в котором оно (мировоззрение) фактически вбирает чистую сущность физических, психических и идеальных вещей, независимо от того, как совершается их осознание и даже происходит ли это осознание вообще» . «Чистая сущность» всего того, что окружает человека, и тем более того, как он должен действовать в будущем, является во многом результатом философского мышления, пытающегося объединить в единое целое разные формы познания мира, начиная с результатов конкретных наук и кончая анализом традиций, духа эпохи и стиля ее мышления.

Вместе с тем опрометчиво было бы утверждать, как это делал, в частности, марксизм-ленинизм, что какая-то конкретная философская система способна составить ядро мировоззрения общества. Мировоззрение определяется культурой в ее целостности, а не одной идеологией, ядром которой в коммунистическом обществе действительно являлся марксизм-ленинизм.

Философия в современном образовании. Изучение философии является обязательным элементом современной модели высшего образования. Не мешает ли требование обязательного преподавания философии мировоззренческому плюрализму? Ведь отрицание возможности государственной идеологии и признание плюрализма мировоззрений означает указание на то, что мировоззрение является частным делом.

Однако философия не просто мировоззрение. Она является также наукой. Это - мировоззрение, претендующее на научный статус. Рассматривая универсальные, всеобщие основания культуры, такие как пространство, время, бытие, благо, истина, смысл жизни и другие, философия обращается к разуму, к логической доказательности и претендует на эмпирическую достоверность своих суждений. В этом смысле философия является способом утверждения науки, научного знания, рациональности как решающей основы ответственной и продуктивной практической деятельности. Философское мировоззрение отличается от мировоззрений, в основе которых религиозные, этно-национальные, политико-идеологические убеждения, именно тем, что оно опирается на науку и поэтому имеет всеобщее значение. Оно играет незаменимую роль при выработке и усвоении того языка ценностей, который позволяет вступать в диалог людям, принадлежащим к различным конфессиям, этносам, социальным группам. Философия - особый уровень знания, благодаря которому знание приобретает прочность последнего основания ответственных суждений и действий. Без нее образование может быть каким угодно, но оно не будет ни современным, ни высшим.

Философия помогает студенту любой специальности увидеть ее место в структуре научного знания, усвоить общие нормы и идеалы научного метода, понять место науки в современном обществе. Кроме того, хороший специалист должен также уметь руководствоваться в своем профессиональном поведении общегражданскими ценностями, быть способным к рациональному обсуждению возникающих проблем. Все эти задачи предполагают определенное знание философии.

  • Шелер М. Положение человека в космосе // М. Шелер. Избранныепроизведения. М., 1994. С. 11.

Определение 1

Философия – это, дословно с греческого – «любовь к мудрости». Ее также можно определить, как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и окружающего его мира.

Сущность и предмет философии

Как систематизированному, специальному знанию философии уже несколько тысячелетий, а что касается самого «философствования», как некоего особого размышления людей о смысле жизни, о самих себе, об окружающем мире и т. д., то возраст его, наверняка, примерно равен времени существования всего Человечества.

Любое знание представляет собой знание о том, что познающим индивидом, исследователем выделено как что-то обладающее своими характерными свойствами, нечто конечное, и в данном случае познающий является субъектом, а познаваемое для него – объектом.

Что касается специфики объекта философии , то она состоит в том, что тут, по сути, отсутствуют какие-либо чувственно воспринимаемые границы, ощущаемые формы, части, элементы (что и отличает их от объектов природы). Таким образом, объектом философии выступает бесконечный Мир (вселенная, космос, природа), а также Общество особая целостность, а также их единство.

Философию нужно рассматривать как наиболее обобщенное знание о Действительности (как развивающейся системной целостности), а также о Человечестве, всеобщих его законах и свойствах. Сама же Действительность представляет собой непрерывно развивающийся и изменяющийся мир субъектов, объектов и результатов их взаимодействия, который подчиняется определенным закономерностям. Следовательно, предмет философии – все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Другими словами, философия нацелена вовсе не на то, чтобы определить точные границы между частицами мира и их внешние взаимодействия, а на то, чтобы понять их единство и внутреннюю связь.

Основные усилия философской мысли устремлены на поиск высшего начала и смысла Бытия. Фундаментальные проблемы философии, а также ее предметное самоопределение – все это смысл бытия и уникальность человека в мире, идеи познания, отношение человека к Всевышнему, проблемы этики, сознания, смерть и бессмертие, идея души, философия истории, социальная философия, история самой философии и т. д.

Мировоззрение и философия часто путают. Эти две категории хоть и очень взаимосвязаны, но все же различаются между собой и, в первую очередь, тем, что мировоззрение – намного шире по охвату, а философия – это лишь ядро мировоззрения Философия – своеобразный синоним поиска истины, а также свободны мышления. Таким образом, философия – это наиболее обобщенное учение о мире, о месте в нем Человека, а также «наука о всеобщих науках» о развитии общества и природы.

Роль философии в жизни человека

Роль философии в жизни любого индивидуума и человека тяжело переоценить. В то же время, на такие «вечные» вопросы как: «Кто я?», «Зачем я живу?», «Что будет после смерти?» дает ответы религия, однако, в отличие от нее, в философии применяется научный доказательный аппарат. Значение философии для человека можно объяснить буквально в нескольких тезисах:

  • философия значительно расширяет кругозор человека, помогает ему в выработке вдумчивого отношения ко всему, что его окружает
  • философия учит мудрости, глубокому проникновению в мир чувств человека и Природы
  • помогает выработать культуру и рациональное мышление
  • а главное – философия дает возможность человеку выйти за рамки обыденности, расширяет границы мышления, делает духовный мир богаче, а ум острее. Призвание философов состоит в постановке мировоззренческих вопросов и поиске ответов на них.