Меню
Бесплатно
Главная  /  Фурункулы  /  Подводная мина с шипами. Самые грозные отечественные морские мины. Современные морские мины

Подводная мина с шипами. Самые грозные отечественные морские мины. Современные морские мины

Морская мина - это один из самых опасных, коварных видов морских боеприпасов, который предназначен для поражения плавсредств противника. Их прячут в воде. Мина морская - это мощный заряд взрывчатки, помещенный в водонепроницаемый корпус.

Классификация

Мины, устанавливаемые в водах, подразделялись по способу установки, по срабатыванию взрывателя, по кратности, по способу управления, по избирательности.

По способу установки бывают якорные, донные, плавуче-дрейфующие на определенной глубине, самонаводящиеся торпедного типа, всплывающие.

По способу срабатывания взрывателя боеприпасы делятся на контактные, электролитно-ударные, антенно-контактные, неконтактные акустические, неконтрактные магнитные, неконтактные гидродинамические, неконтактные индукционные и комбинированные.

В зависимости от кратности, мины бывают многократными или же некратными, то есть детонатор срабатывает после однократного воздействия на неё или же установленного количества раз.

По управляемости боеприпасы делятся на управляемые или неуправляемые.

Основными установщиками морских минных полей служат катера и надводные корабли. Но часто минные ловушки расставляют подводные лодки. В срочных и исключительных случаях минные заграждения делает и авиация.

Первые подтвержденные сведения о противосудовых минах

В разное время в приморских странах, ведущих те или иные боевые действия, были изобретены первые простейшие средства противокорабельной борьбы. Первые летописные упоминания о морских минах встречаются в архивах Китая за четырнадцатый век. Это был простой просмоленный деревянный ящик со взрывчатым веществом и фитилем замедленного горения. Мины запускались по течению воды навстречу японским кораблям.

Считается, что первую морскую мину, эффективно разрушающую корпус военного корабля, сконструировал в 1777 году американец Бушнель. Это были начиненные порохом бочки со взрывателями ударного действия. Одна такая мина наткнулась на судно англичан у Филадельфии и полностью уничтожила его.

Первые российские разработки

Непосредственное участие в усовершенствовании существующих образцов морских мин приняли инженеры, подданные Российской империи, П. Л. Шиллинг и Б. С. Якоби. Первый изобрел электрические взрыватели для них, а второй разработал собственно мины новой конструкции и специальные якоря к ним.

Первая донная российская мина на основе пороха была испытана в районе Кронштадта в 1807 г. Её разработал учитель кадетской школы И. И. Фитцум. Ну а П. Шиллинг в 1812 году впервые в мире испытал мины с неконтактным электрическим взрывателем. Мины приводились в действие посредством электричества, подаваемого к детонатору изолированным кабелем, который прокладывали по дну водоема.

Во время войны 1854-1855 годов, когда Россия отражала агрессию Англии, Франции и Турции, более тысячи мин Бориса Семеновича Якоби были применены для заграждения Финского залива от английского флота. После подрыва на них нескольких боевых кораблей англичане прекратили попытку штурма Кронштадта.

На рубеже веков

К концу XIX века мина морская стала уже надёжным устройством для разрушения бронированных корпусов боевых кораблей. И многие государства приступили к их производству в промышленных масштабах. Первая массовая установка минных заграждений была произведена в Китае в 1900 году на реке Хайфэ, во время Ихэтуаньского восстания, более известного как «боксёрское».

Первая минная война между государствами произошла тоже на морях Дальневосточного региона в 1904-1905 годах. Тогда Россия и Япония массово ставили минные заграждения на стратегически важных морских коммуникациях.

Якорная мина

Наибольшее распространение на Дальневосточном театре боевых действий получила морская мина с якорным фиксатором. Она удерживалась в подводном состоянии минрепом, закрепленным к якорю. Регулировка глубины погружения первоначально производилась вручную.

В этом же году лейтенант Российского военного флота Николай Азаров по заданию адмирала Макарова С. О. разработал конструкцию для автоматического погружения морской мины на заданную глубину. К боеприпасу приладил лебедку со стопором. Когда тяжелый якорь достигал дна, ослабевало натяжение троса (минрепа) и срабатывал стопор на лебедке.

Дальневосточный опыт минной войны был перенят европейскими государствами и широко применен во время Первой мировой войны. Наибольших успехов в этом деле достигла Германия. Немецкие морские мины закрыли Российский императорский флот в Финском заливе. Прорыв этой блокады стоил Балтийскому флоту больших потерь. Но и военные моряки Антанты, особенно Великобритании, постоянно ставили минные засады, закрывая выходы немецким судам из Северного моря.

Морские мины второй мировой войны

Минные заграждения в период ВОВ оказались очень эффективными и поэтому весьма популярными средствами поражения морской техники противника. На морских просторах было установлено более миллиона мин. За годы войны на них подорвалось и затонуло более восьми тысяч кораблей и транспортных судов. Тысячи судов получили различные повреждения.

Устанавливались мины морские разными способами: одиночная мина, минные банки, минные линии, минная полоса. Первые три способа минирования производились надводными судами и субмаринами. А самолеты использовались только для создания минной полосы. Сочетание отдельных мин, банок, линий и минных полос создает район минного поля.

Фашистская Германия основательно подготовилась к ведению войны на морях. В арсеналах военно-морских баз хранились мины разных модификаций и моделей. И первенство в конструировании и производстве революционных видов детонаторов морских мин было у инженеров Германии. Они разработали взрыватель, который срабатывал не от контакта с кораблем, а от колебания магнитуды Земли около стального корпуса судна. Ими немцы усеяли все подходы к берегам Англии.

К началу большой войны на морских просторах Советский Союз имел на вооружении не столь технологически разнообразные, как Германия, но не менее эффективные мины. В арсеналах хранились только два вида якорного крепления мин. Это "КБ-1", принятая на вооружении в 1931 году, и антенная глубоководная мина «АГ», в основном применяемая против субмарин. Весь арсенал предназначался для массового минирования.

Технические средства борьбы с минами

По мере совершенствования морской мины разрабатывались методы нейтрализации этой угрозы. Самым классическим считается траление участков моря. В Великую отечественную войну СССР для прорыва минной блокады на Балтике широко использовал минные тральщики. Это наиболее дешевый, наименее трудозатратный, но и самый опасный метод очищения от мин районов мореплавания. Минный тральщик это своего рода ловец морских мин. Он на определенной глубине тащит за собой трал с приспособления для подрезки тросов. Когда трос, удерживающий морскую мину на определенной глубине, подрезан, мина всплывает. Тогда она и уничтожается всеми доступными способами.

Как уже отмечалось в предыдущем разделе, основным признаком классификации современных морских мин является способ сохранения ими мести в море после постановки. По этому признаку все существующие мины подразделяются на донные, якорные и дрейфующие (плавающие).

Из раздела об истории развития минного оружия известно, что первыми морскими минами были донные. Но недостатки первых донных мин, выявленные при боевом применении, вынудили на длительный срок отказаться от их применения.

Дальнейшее развитие донные мины нашли с появлением НВ, реагирующих на ФПК. Первые серийные неконтактные донные мины появились в СССР и Германии почти одновременно в 1942 г.

Как уже отмечалось ранее, основной особенностью всех донных мин является то, что они имеют отрицательную плавучесть и после постановки ложатся на грунт, сохраняя свое место в течение всего срока боевой службы.

Специфика применения донных мин откладывает отпечаток на их конструкцию. Современные донные мины против НК выставляются в районах с глубинами до 50 м, против ПЛ - до 300 м. Эти пределы обусловливаются прочностью корпуса мины, радиусом реагирования НВ и тактикой действия НК и ПЛ. Основными носителями донных мин являются НК, ПЛ и авиация.

Устройство и принцип действия современных донных мин можно рассмотреть на примере абстрактной синтетической мины, максимально объединяющей в себе все возможные варианты. В боевой комплект такой мины входят:

Заряд ВВ с запальным устройством:

Аппаратура НВ:

Предохранительные и противотральные приборы;

Источники питания;

Элементы электрической схемы.

Корпус мины предназначен для размещения в нем всех перечисленных приборов и устройств. Учитывая, что современные донные мины устанавливаются на глубинах до 300 м, их корпуса должны быть достаточно прочными и выдерживать соответствующее давление водяного столба. Поэтому корпуса донных мин изготавливают из конструктивных сталей или алюминиево-магниевых сплавов.

В случае постановки донных мин с авиации (высота постановки от 200 до 10000 м) на корпус дополнительно крепиться либо парашютная система стабилизации, либо жесткая система стабилизации (беспарашютная). Последняя предусматривает наличие стабилизаторов, аналогичных стабилизаторам авиационных бомб.

Кроме того, корпуса авиационных донных мин имеют баллистический наконечник, благодаря которому при приводнении мина резко разворачивается, теряя инерцию и ложится на грунт горизонтально.

Ввиду того, что донные мины являются минами со стационарной боевой частью, их радиус Поражения зависит от количества ВВ, поэтому соотношение массы ВВ к массе всей мины достаточно велико и составляет 0.6...0.75, а в конкретном выражении - 250... 1000 кг. ВВ, применяемые в донных минах, имеют тротиловый эквивалент 1.4 ..1.8.

НВ, применяемые в донных минах, являются НВ пассивного типа. Это вызвано следующими причинами.

1. Среди НВ активного типа наибольшее распространение нашли акустические, т.к. они обладают большей дальностью обнаружения и лучшими возможностями по классификации цели. Но для нормальной работы такого НВ необходима точная ориентация приемоизлучательной антенны. В донных минах чисто технически это обеспечить сложно.

2. Донные мины, как уже указывалось, относятся к минам со стационарной боевой частью, т.е. радиус поражения корабля-цели зависит от массы заряда ВВ. Расчеты показали, что радиус поражения современных донных мин составляет 50.. 60 м. Это условие накладывает ограничение на параметры зоны реагирования НВ, т.е. она не должна превышать параметров зоны поражения (в противным случае мина будет взрываться, не нанося кораблю-цепи ущерба). На таких небольших расстояниях достаточно легко обнаруживаются почти все первичные ФПК, т.е. вполне достаточно НВ пассивного типа.

Из 1.2.2 известно, что главным недостатком НВ пассивного типа является сложность выделения полезного сигнала на фоне помех окружающей среды. Поэтому в донных минах используются многоканальные (комбинированные) НВ. Наличие в таком НВ воспринимающих устройств, реагирующих на различные ФПК одновременно, позволяет устранить недостатки, присущие одноканальным НВ пассивного типа, повысить их избирательность и помехозащищенность.

Принцип действия многоканального НВ донной мины рассмотрен на схеме (рис. 2.1).

Рис. 2.1 .Структурная схема НВ донной мины

При сбрасывании мины в воду включаются ПП (временные и гидростатические). После их отработки через релейный блок источники питания подключаются к долгосрочному часовому механизму. ДЧМ обеспечивает приведение мины в опасное положение через заранее установленное время после постановки (от 1 ч до 360 сут). Отработав свои установки, ДЧМ подключает источники питания к схеме НВ. мина переходит в боевое положение.

Первоначально включается дежурный канал, состоящий из акустического и индукционно воспринимающих устройств и общего (для обоих) анализирующего устройства.

При входе корабля-цели в зону реагирования дежурного канала его магнитное и акустическое поля воздействуют на приемные устройства ДК (индукционную катушку ИК и акустический приемник - АП). При этом в приемных устройствах наводятся ЭДС, которые усиливаются соответствующими усиливающими устройствами (УИК и УАК) и анализируются по длительности и амплитуде анализирующим устройством дежурного канала (АУД). Если значение этих сигналов достаточное и соответствует эталонному, срабатывает реле Р1, подключающее на 20...30 с боевой канал. Боевой канал, соответственно, состоит из гидродинамического приемника (ГДП), усилителя (УБК) и анализирующего устройства (АУБК)- Если в зоне реагирования БК мины действительно находится корабль-цель, т.е. его гидродинамическое поле воздействует на воспринимающие устройства боевого канала, подается сигнал на запальное устройство и происходит подрыв мины.

В том случае если на приемное устройство боевого гидродинамического канала полезный сигнал не поступит, анализирующее устройство воспринимает сигналы, полученные от дежурного канала как воздействие неконтактных тралов и выключает на 20...30 б схему НВ: по прошествии этого времени вновь включается дежурный канал.

Устройство и принцип действия остальных элементов боевого канала данной мины были рассмотрены ранее.

Морской боеприпас, устанавливаемый в воде для поражения подводных лодок, надводных кораблей и судов противника, а также для затруднения их плавания. Состоит из корпуса, заряда взрывчатого вещества, взрывателя и устройств, обеспечивающих установку и удержание мины под водой в определенном положении. Морские мины могут ставиться надводными кораблями, подводными лодками и летательными аппаратами (самолетами и вертолетами). Морские мины подразделяются по назначению, способу удержания в месте постановки, степени подвижности, по принципу действия взрывателя и управляемости после постановки. Морские мины снабжаются предохранительными, противотральными приборами и другими средствами защиты.

Существуют следующие виды морских мин.

Авиационная морская мина - мина, постановка которой осуществляется с авиационных носителей. Могут быть донными, якорными и плавающими. Для обеспечения устойчивого положения на воздушном участке траектории авиационные морские мины оснащаются стабилизаторами и парашютами. При падении на берег или мелководье взрываются от самоликвидаторов.

Акустическая морская мина - неконтактная мина с акустическим взрывателем, срабатывающим при воздействии на него акустического поля цели. Приемниками акустических полей служат гидрофоны. Применяются против подводных лодок и надводных кораблей.

Антенная морская мина - якорная контактная мина, взрыватель которой срабатывает при соприкосновении корпуса корабля с металлической тросовой антенной. Применяются, как правило, для поражения подводных лодок.

Буксируемая морская мина - контактная мина, у которой заряд взрывчатого вещества и взрыватель размещены в корпусе обтекаемой формы, обеспечивающем буксировку мины кораблем на заданной глубине. Применялись для поражения подводных лодок в Первую мировую войну.

Гальваноударная морская мина - контактная мина с гальваноударным взрывателем, срабатывающим при ударе корабля по выступающему из корпуса мины колпаку.

Гидродинамическая морская мина - неконтактная мина с гидродинамическим взрывателем, срабатывающим от изменения давления в воде (гидродинамического поля), вызванного движением корабля. Приемниками гидродинамического поля являются газовые или жидкостные реле давления.

Донная морская мина - неконтактная мина, имеющая отрицательную плавучесть и устанавливаемая на дне моря. Обычно глубина постановки мины не превышает 50-70 м. Взрыватели срабатывают при воздействии на их приемные устройства одного или нескольких физических полей корабля. Применяется для поражения надводных кораблей и подводных лодок.

Дрейфующая морская мина - сорванная с якоря штормом или подсечным тралом якорная мина, всплывшая на поверхность воды и перемещающаяся под воздействием ветра и течения.

Индукционная морская мина - неконтактная мина с индукционным взрывателем, срабатывающим от изменения напряженности магнитного поля корабля. Взрыватель срабатывает только под кораблем, имеющим ход. Приемником магнитного поля корабля служит индукционная катушка.

Комбинированная морская мина - неконтактная мина с комбинированным взрывателем (магнитно-акустическим, магнитно-гидродинамическим и др.), срабатывающим только при воздействии на него двух и более физических полей корабля.

Контактная морская мина - мина с контактным взрывателем, срабатывающим при механическом соприкосновении подводной части корабля с самим взрывателем или корпусом мины и ее антенными устройствами.

Магнитная морская мина - неконтактная мина с магнитным взрывателем, срабатывающим в тот момент, когда абсолютная величина напряженности магнитного поля корабля достигает определенного значения. В качестве приемника магнитного поля используется магнитная стрелка и другие магнитовоспринимающие элементы.

Неконтактная морская мина - мина с неконтактным взрывателем, срабатывающим от воздействия физических полей корабля. По принципу действия взрывателя неконтактные морские мины подразделяются на магнитные, индукционные, акустические, гидродинамические и комбинированные.

Плавающая морская мина - безъякорная мина, плавающая под водой на заданном углублении с помощью гидростатического прибора и других устройств; перемещается под действием глубинных морских течений.

Противолодочная морская мина - мина для поражения подводных лодок в подводном положении при их прохождении на различных глубинах погружения. Оснащаются преимущественно неконтактными взрывателями, реагирующими на физические поля, присущие подводным лодкам.

Реактивно-всплывающан морская мина - якорная мина, всплывающая с глубины под действием реактивного двигателя и поражающая корабль подводным взрывом заряда. Запуск реактивного двигателя и отделение мины от якоря происходит при воздействии физических полей корабля, проходящего над миной. Самодвижущаяся морская мина - русское название первых торпед, применявшихся во второй половине XIX в.

Не совсем обычное сочетание «авиационная» и «морская» у некоторых вызывает недоумение, но при ближайшем рассмотрении оно оказывается вполне логичным и оправданным, поскольку наиболее точно выражает назначение оружия и средства его применения. Морская мина имеет довольно длительную историю развития и совершенствования и обычно определяется как «заряд взрывчатого вещества, заключенный в герметичный корпус, установленный на некотором углублении от поверхности воды или на грунт и предназначенный для поражения надводных кораблей и подводных лодок».

Нельзя сказать, чтобы в авиации к минам относились с должным уважением, скорее наоборот, их откровенно недолюбливали. Объясняется это тем, что экипаж не видел результатов применения оружия, да и вообще никто не мог с достаточной достоверностью сообщить, куда в конечном итоге подевалась мина. В дополнение ко всему мины, особенно первых образцов, были громоздкими, изрядно портили и без того не очень безупречную аэродинамику самолетов, приводили к существенному увеличению взлетного веса и к изменениям центровки. К этому следует добавить довольно сложную процедуру подготовки мин (доставка из арсеналов флота, установка запалов, приборов срочности, кратности, источников питания и др.).

Моряки, оценив способности авиации быстро прибывать в назначенный район минных постановок и достаточно скрытно производить их постановку, тем не менее, имели претензии к точности, справедливо намекая, что выставленные авиацией мины в некоторых случаях оказываются опасными не только для противника. Впрочем, точность постановки мин зависела не только от экипажей, но и от района, метеорологических условий, метода прицеливания, степени совершенства навигационного оборудования наших самолетов и др.

Возможно, эти причины, а также невысокая грузоподъемность самолетов тормозили создание авиационных мин. Впрочем, с разработкой морских мин, предназначенных для постановки с кораблей, обстановка была не лучше, и различного рода заявления о ведущей роли нашей страны в создании такого оружия, мягко говоря, не совсем соответствуют исторической правде и действительному состоянию дел.

Авиационные мины должны удовлетворять некоторым специфическим требованиям:

– не ограничивать летные характеристики самолета;

– выдерживать относительно высокие ударные нагрузки при приводнении;

– их парашютная система (если она предусматривается) не должна демаскировать постановку;

– в случае попадания на сушу, палубу корабля и глубину менее заданной мины должны подрываться;

– должна обеспечиваться безопасная посадка самолета с минами.

Имеются и другие требования, но они относятся ко всем минам и поэтому в статье не рассматриваются.

Выполнение одного из основных требований к минам привело к необходимости снижения их перегрузок в момент приводнения. Это достигается как принятием мер по усилению конструкции, так и путем уменьшения скорости приводнения. На основании многочисленных исследований пришли к заключению, что наиболее простым и дешевым устройством для торможения, применимым и на минах, является парашют.

Мина, снабженная значительным по площади парашютом, приводняется с вертикальной скоростью порядка 15- 60 м/с. Парашютный метод обеспечивает возможность постановки мин на мелководье при малых динамических нагрузках приводнения. Однако парашютному методу свойственны существенные недостатки и, прежде всего, низкая точность постановки, невозможность использования для прицеливания бомбардировочных прицелов, не обеспечивается скрытность постановки, так как грязнозеленые парашюты мин в течение длительного времени висят в небе, имеются сложности с их затапливанием, велики ограничения в скорости минометания, парашютные системы увеличивают габариты мин.

Приведенные недостатки вызвали необходимость создания мин, приближающихся по своим баллистическим характеристикам к авиационным бомбам. Поэтому обозначилось стремление уменьшить площадь парашютов мин или, по возможности, вообще от них избавиться, что, кстати, обеспечивало повышение точности постановки (если она осуществлялась с применением прицельных устройств, а не по расчету времени от какого-либо ориентира) и большую скрытность постановки. Некоторые причисляют к достоинствам уменьшение вероятности уничтожения мины на воздушном участке траектории, не задумываясь, следует ли производить минные постановки на виду у противника. Безусловно, аппаратура беспарашютных мин должна иметь повышенную ударостойкость, корпус снабжаться жестким стабилизатором, а глубину места применения приходится ограничивать.

Отечественным проектирующим организациям принадлежит первенство идеи создания беспарашютных авиационных мин, хотя и не обошлось без некоторых накладок, поскольку разработанные в 1930 году мины MAH-1 и MAH-2, предназначенные для постановки с малых высот без парашютов, на вооружение так и не поступили.

В начале 30-х годов в нашей стране была принята на вооружение первая авиационная мина ВОМИЗА. О ней подробно рассказывалось в №7/1999 г.

На развитие минного оружия в предвоенные и военные годы оказало влияние начавшееся применение в минах неконтактных взрывателей, создававшихся на основе достижений электротехники, электроники и других областей науки. Необходимость в таких взрывателях вызывалась тем, что траление контактных мин сложности не представляло.

Считается, что первый в России неконтактный взрыватель был предложен в 1909 году Авериным. Это был магнитоиндукционный дифференциальный взрыватель, предназначенный для якорных мин. Дифференциальная схема обеспечивала защиту взрывателя от срабатывания при качке мины.

Использование неконтактных взрывателей позволяло увеличить интервал между минами в заграждении, осуществлять взрыв под днищем корабля, применять автономные донные мины, обладающие некоторыми преимуществами перед якорными. Тем не менее, к концу 20-х годов были сделаны лишь первые шаги в направлении создания подобных взрывателей.

Принцип действия неконтактных взрывателей основан на использовании сигнала одного или нескольких физических полей, создаваемых кораблем: магнитного (прирост величины магнитного поля Земли за счет магнитной массы корабля), индукционного (явление электромагнитной индукции), акустического (преобразование акустических колебаний в электрические), гидродинамического (преобразование изменения давления в механический импульс), комбинированные. Существуют и другие типы неконтактных взрывателей, основанные на факторах другой природы.


Авиационная якорная мина АМГ-1 (1939 г)

1 – баллистический наконечник, 2 – якорь, 3 – амортизатор, 4 – корпус мины, 5 – крестообразный стабилизатор, 6 – тросы крепления стабилизатора и обтекателя к мине.


Постановка мины АМГ-1


Взрыватель, срабатывающий от внешнего поля, называется пассивным. Если же он имеет собственное поле и срабатывание его определяется взаимодействием собственного поля и цели, то такого типа взрыватель является активным.

Разработка отечественных неконтактных взрывателей для мин и торпед началась в середине 20-х годов в отделе Всесоюзного энергетического института группой научных работников под руководством B.C. Кулебякина. Впоследствии работы продолжили другие организации.

Первой неконтактной миной была речная индукционная неконтактная мина РЕМИН. Ее взрыватель приняли на вооружение в 1932 году, он обеспечивал взрыв мины после срабатывания первичного реле. Приемной частью взрывателя служила большая катушка из медной изолированной проволоки, замыкавшаяся на рамку специально сконструированного чувствительного гальванометрического реле. Мина предназначалась для постановки с надводных кораблей. Через три года мину снабдили более надежной аппаратурой, а в 1936 году, после усиления корпуса, под названием МИРАБ (мина индукционная речная авиационная бреющего полета) стали применять с самолетов в двух вариантах: как парашютную со средних высот и как беспарашютную с высот бреющего полета (согласно действующим документам этого периода бреющим считался полет на высотах от 5 до 50 м. Тем не менее, мина сбрасывалась со 100-150 м, что относится к малым высотам).

В 1935 году разработали новый магнитоиндукционный взрыватель и малую неконтактную донную мину МИРАБ, заменившую первый образец. В мине впервые была использована двухимпульсная функциональная схема. Команда на подрыв мины поступала после двухкратного срабатывания принимающего устройства в течение цикла работы программного реле. Если второй импульс поступал через промежуток, превышающий время цикла реле, он воспринимался как первичный, и мина переводилась в режим ожидания. Двухимпульсный взрыватель обеспечивал более надежную защиту мины от взрыва при однократном воздействии на его принимающую часть и производил взрыв на более близком расстоянии от корабля, чем одноимпульсный.

В 1941 году МИРАБ в очередной раз доработали, схему упростили, а заряд взрывчатого вещества увеличили. Этот вариант мины весьма ограниченно применялся в Отечественную войну.

В 1932 году слушатель Военно- морской академии им. Ворошилова А.Б. Гейро в своем дипломном проекте предложил достаточно интересное техническое решение авиационной беспарашютной якорной гальваноударной мины. Ему предложили продолжить работу по реализации проекта в Научно- исследовательском минно-торпедном институте. К ней привлекли также группу специалистов Центрального конструкторского бюро (ЦКБ-36). Работа завершилась успешно, и в 1940 году на вооружение авиации ВМС была принята мина АМГ-1 (авиационная мина Гейро). Автора ее удостоили звания лауреата Сталинской премии. Мина допускала постановку с высот от 100 до 6000 м при скоростях 180-215 км/ч. Ее тротиловый заряд составлял 250 кг.

Во время испытаний мины сбрасывали на лед Финского залива толщиной 70-80 см, они его уверенно пробивали и устанавливались на заданную глубину. Хотя по большому счету практического значения это не имело, так как парашюты оставались на поверхности льда. Мина была отработана на самолетах ДБ-3 и Ил-4.

Мина АМГ-1 имела сфероцилиндрический корпус с пятью свинцовыми гальваноударными колпаками, внутри которого находился гальванический элемент в виде стеклянной ампулы с электролитом, цинковый и угольный электроды. При ударе корабля о мину колпак сминался, ампула разрушалась, срабатывал гальванический элемент, образующаяся электродвижущая сила вызывала ток в цепи запала и взрыв. На морских минах свинцовый колпак закрывался чугунным предохранительным колпаком, который удалялся после постановки мины. На мине АМГ-1 гальваноударные колпаки утапливались и выдвигались из гнезд корпуса пружинами после установки мины на заданное углубление.

Корпус мины размещался на якоре обтекаемой формы с резиновой и деревянной амортизацией. Мина снабжалась стабилизатором и баллистическим наконечником, отделявшимися при приводнении. Мина устанавливалась на за данное углубление петлевым способом, всплывая с грунта.

Работы над минами МИРАБ и РЕМИН, а также экспериментальные работы по созданию индукционных катушек с сердечниками из материалов с высокой магнитной проницаемостью, проведенные накануне Великой Отечественной войны в Севастополе, позволили в трудных военных условиях, несмотря на перебазирование промышленности и некоторых проектирующих организаций создать несравненно более совершенные образцы неконтактных донных мин АМД-500 и АМД-1000, которые в 1942 году поступили на вооружение ВМС и успешно использовались авиацией.

Коллектив конструкторов (Матвеев, Эйгенборд, Будылин, Тимаков), испытатели Скворцов и Сухоруков (Научно-исследовательский минно-торпедный институт ВМС) этих мин были удостоены звания лауреатов Сталинской премии.

Мина АМД-500 снабжена индукционным двухканальным взрывателем. Чувствительность взрывателя обеспечивала срабатывание мины под действием остаточного магнитного поля корабля на глубинах 30 м. Заряд взрывчатого вещества мины обеспечивал довольно существенное разрушение на расстояниях до 50 м.

В том же году на вооружение частей минно-торпедной авиации ВМС поступила парашютная авиационная плавающая мина АПМ-1. Она предназначалась для постановки на реках при глубине постановки более 1,5 м с высот 500 м и более. Поскольку АПМ-1 имела вес всего лишь 100 кг, а взрывчатого вещества – 25 кг, то ее быстро сняли с вооружения.

До 1939 года минно-торпедное оружие снаряжалось, главным образом, тротилом, и изыскивались рецептуры более мощных взрывчатых составов. В Военно-Морском Флоте работы вели несколько организаций. В 1938 году испытывалась смесь ГГ (смесь 60% тротила и 40% гексогена). По мощности взрыва состав превосходил тротил на 25%. Полигонные испытания также показали положительные результаты, и на этом основании в конце 1939 года приняли правительственное решение о применении нового вещества ГТ для снаряжения торпед и мин. Однако к этому времени выяснилось, что введение в состав алюминиевой пудры повышает мощность взрыва на 45-50 % в сравнении с тротилом. Такой эффект объяснили тем, что при взрыве алюминиевая пудра преобразуется в окись алюминия с выделением тепла. Лабораторные испытания показали, что оптимальна рецептура содержащая 60% тротила, 34% гексогена и 16% алюминиевой пудры. Смесь получила название ТГА.

Все исследовательские работы по созданию и внедрению в нашей стране боеприпасов на снаряжение минно- торпедного оружия произведены группой специалистов ВМС под руководством П.П. Савельева.

Во время войны боевые зарядные отделения торпед и неконтактных индукционных мин снаряжались только смесью ТГА. Именно такой смесью снаряжались и мины АМД. Для обеспечения взрыва под наиболее жизненными частями корабля мины снабжались специальным устройством, задерживающим взрыв на 4 секунды с момента начала работы программного реле. Батарея мины из шести элементов питала всю электросхему, имела выходные напряжения 4,5 или 9 вольт, ее емкость составляла 6 ампер-часов.


Донная мина АМД-500


Донное мина АМД-500 подвешена под ИЛ-4



Бомбардировщик ИЛ-4 готовится к «лету с миной АМГ-1


Парашютная система мины состояла из основного парашюта площадью 29 м² , тормозного (площадью 2 м²) и стабилизирующего, механизма сбрасывания для крепления и отделения парашюта от мины, прибора КАП-3 (часовой механизм и анероид для отделения стабилизирующего парашюта от мины и раскрытия парашютов на заданной высоте).

В 1942 году разработали новый вариант мины АМД-2-500 с двухканальным взрывателем. Для экономии емкости источников энергопитания между индукционной катушкой и гальванометрическим реле включили усилитель, который вступал в работу только при поступлении сигнала от дежурного акустического канала, свидетельствующего о появлении сигнала от корабля. Подобная схема исключала возможность срабатывания индукционного взрывателя, имевшего высокую чувствительность, под воздействием магнитных бурь, поскольку он был обесточен.

Мина АМД-2-500 снабжалась уже приборами срочности и кратности. Первый предназначался для приведения мины в боевое состояние по истечении определенного времени, а второе устройство позволяло производить установку на подрыв мины после определенного количества пропусков целей или же по первой цели после прихода мины в рабочее состояние. Установки срочности и кратности производились при подготовке мин к применению и в воздухе изменяться не могли.

Подобные устройства применялись на поступавших из Англии минах A-IV и A-V. Основное отличие электросхемы мины A-V от мины A-IV состояло в том, что она имела двухимпульсную работу схемы и прибор кратности был заменен на прибор срочности. Двухимпульсность схемы обеспечивалась не электромеханическим путем, а введением в схему конденсатора двухимпульсности. Через 10-15 с мина приходила в готовность к срабатыванию от второго импульса. Срок годности мины определялся тем, что прибор срочности периодически через 2-6 мин подключался к батарее. Срок годности мины составлял 6-12 месяцев.

Приборы срочности и кратности существенно повышали противотральную стойкость мин, одновременно защищая их от одиночных взрывов и серии. Защитный канал, срабатывая под действием сотрясения, испытываемого корпусом мины при близком взрыве, отключал от схемы акустический и индукционный каналы, и мина не реагировала.

Мина АМД-2 проходила испытания на Каспийском море с декабря 1942 по июль 1943 г. и после некоторых доработок в январе 1945 г. принята на вооружение в вариантах АМД-2-500 и АМД-2-1000. Их по некоторым соображениям считали лучшими, но в Отечественной войне не применяли. За разработку мин Скворцов, Будылин и другие удостоились Государственных премий.

Работы по дальнейшему усовершенствованию неконтактных мин продолжались, причем старались использовать их с различными комбинациями взрывателей.

Представляет несомненный интерес сравнить разработки ВМС США этого периода с отечественными. Наиболее известны два образца мин: Мк.ХШ и Мк.ХИ мод. 1.

Первая мина беспарашютная, неконтактная, индукционная, донная. Имеет корпус с неотделяемым стабилизатором. Вес мины 455-480 кг, взрывчатого вещества – 300-310 г. Диаметр корпуса – 0,5м, длина – 1,75 м. Максимальная высота сбрасывания – до 425 м, допустимая скорость – 230 км/ч. Схема взрывателя – двухимпульсная с возможностью увеличения до 9, кратность – до 8 циклов.

Необычное состоит в том, что мина может применяться и как бомба. В этом случае ограничений по высоте сбрасывания нет. И еще одно оригинальное решение – индукционная катушка мины амортизирована и не соединена с ее корпусом. В электросхеме не используются конденсаторы. После того, как в приводнившейся мине растают две таблетки, срабатывают два гидростата (глубина постановки 4,6-27,5 м). Первый запускает часы предохранительного прибора, а второй – досылает запальный патрон в запальный стакан. Через некоторое время запитывалась электросхема и мина приводилась в боевое состояние.

Мина Мк.ХМ разрабатывалась для подводных лодок, а ее модификация Мк.ХИ мод. 1 -для самолетов. Эталонная неконтактная парашютная мина длиной 3,3 м, диаметром 0,755 м, весом 755 кг, заряд взрывчатого вещества (тротил) – 515 кг, минимальная высота применения – 91,5 м. Обращают на себя особенности: американцы решили не тратить время на исследования и максимально использовали немецкие разработки. В конструкции широко применяются часовые механизмы, чтобы быстрее инициировать заряд взрывчатого вещества детонаторы расположили поперек него, мину снабдили надежной каучуковой амортизацией, что вызывало нарекания из-за большого расхода каучука. Мина оказалась чрезвычайно дорогой в производстве и обходилась в 2600 долларов (стоимость Мк.ХШ – 269 долларов). И еще одна немаловажная особенность мины: она являлась универсальной и могла применяться как с подводных лодок, так и с самолетов. Это достигалось тем, что парашют являлся самостоятельной деталью и крепился к мине с помощью болтов. Парашют мины круглый, площадью 28 м² с полюсным отверстием, снабжался вытяжным парашютом. Он укладывался в цилиндрическую коробку, прикрепленную парашютным замком немецкого образца.



Разрез мины АМД-2М, приготовленной для внутренней подвески под самолет



Разрез мины ИГДМ, приготовленной для внутренней подвески под самолет

1 – корпус; 2 – котелок; 3 – парашютный кожух; 4 – стяжной пояс; 5 – парашютная система; 6 – индукционная катушка; 7 – гидродинамический приемник; 8 – батарейный блок; 9 – релейное устройство; 10 – предохранительный прибор; 11 – парашютный замок; 12 – запальный стакан; 13 – запальной патрон; 14 – дополнительный детонатор-15 – парашютный автомат КАП-3; 16 – осушители; 17 – бугели; 18 – вытяжной трос; 19 – трос «взрыв-невзрыв»


После окончания войны работы над минным оружием продолжались, совершенствовались уже имевшиеся образцы и создавались новые.

В мае 1950 г. приказом главнокомандующего ВМС на вооружение кораблей и авиации приняли индукционные гидродинамические мины АМД-4-500 и АМД-4-1000 (Главный конструктор Жаворонков). Они отличались от предшественниц повышенной противотральной стойкостью. С использованием немецкого трофейного гидродинамического приемника в 1954 году конструкторское бюро завода № 215 разработало впоследствии принятую на вооружение авиационную парашютную донную мину АМД-2М, выполненную в габаритах бомбы ФАБ-1500 (диаметр – 0,63 м, длина боевой мины при внутренней подвеске под самолет – 2,85 м, при наружной – 3,13 м, вес мины -1100- 1150 г).

Мина АМД-2М, как это очевидно из названия, представляет собой усовершенствование мины АМД-2. При этом полностью были изменены конструкция корпуса, котелок и парашютная система. Ударно-гидростатический и гидростатические приборы заменены на один универсальный предохранительный прибор, усовершенствовано релейное устройство, схема взрывателя дополнена противотральной блокировкой. Взрыватель мины – двухканальный, акустико-индукционный. Взрыв мины или отработка одной кратности (на мине можно установить число холостых срабатываний прибора кратности от 0 до 20) происходит только при воздействии на приемники мины акустического и магнитного полей корабля.

Новая парашютная система позволяла применять мины на скоростях полета до 750 км/ч и состояла из восьми парашютов: стабилизирующего, площадью 2 м² , тормозного – 4 м² и шести основных – по 4 м² каждый. Скорость снижения мины на стабилизирующем парашюте – 110-120 м/с, на основных парашютах – 30-35 м/с. Время отделения парашютной системы от мины после приводнения – 30-120 мин (время таяния сахара).

В 1955 году на вооружение поступила авиационная малопарашютная плавающая мина АПМ, выполненная в габаритах бомбы ФАБ-1500. Мина является усовершенствованным вариантом противолодочной плавающей мины ПЛТ-2. Это контактная электроударная мина, автоматически удерживающая заданное углубление с помощью пневматического прибора плавания, предназначенная для применения в районах моря с глубинами свыше 15 м. Мина снабжена четырьмя взрывателями контактного действия, обеспечивающими ее взрыв при встрече с кораблем, имеющим ход не менее 0,5 узла. И если хотя бы один из взрывателей ломался, то происходил подрыв мины. Мина приводилась в боевое положение через 3,5-4,0 с после отделения от самолета и допускала установку на углубления от 2 до 7 м через один метр. В случае оборудования мины гидростатом «взрыв-потопление» минимальная глубина устанавливалась не менее 3 м. В случае падения на нетвердое препятствие, мелководье или при всплытии на поверхность моря на 30-90 с, следовал подрыв мины. Безопасность обращения с миной обеспечивалась тремя предохранительными приборами: инерционным, временным и гидростатическим. Парашютная система состояла из двух парашютов: стабилизирующего и основного.

Принцип действия мины состоял в следующем. Через 3,5-4 с после отделения от самолета мина приводилась в состояние боевой готовности. Прибор срочности разарретировался, и часовой механизм приступал к отработке установленного времени. Инерционные предохранители подготавливались к срабатыванию от удара мины о воду в момент приводнения. Одновременно вытягивался стабилизирующий парашют, на котором мина снижалась до 1000 м над уровнем моря. На этой высоте срабатывал КАП-3, отделялся стабилизирующий парашют и вводился в действие основной, обеспечивающий снижение со скоростью 70-80 м/с. Если высота постановки оказывалась менее 1000 м, то основной парашют вводился в действие через 5 с после отделения от самолета.

При ударе мины о воду отделялся и тонул носовой обтекатель, срабатывал инерционный замок парашютного кожуха и тонул вместе с парашютом, от блока батарей подавалось питание на прибор плавания.

Мина, за счет срезанной под углом 30° носовой части, независимо от высоты сбрасывания уходила под воду на глубину до 15 м. С погружением на глубину 2,5-4 м срабатывал гидростатический включатель и подключал запальное устройство к электросхеме мины. Удержание мины на заданном углублении обеспечивалось прибором плавания, работающим на сжатом воздухе и электроэнергии. Для силового воздействия использовался сжатый воздух, а для управления механизмами, обеспечивающими плавание, – электроэнергия блока батарей. Запасы сжатого воздуха и источников электроэнергии обеспечивали возможность плавания мины на заданном углублении не менее 10 суток. По истечении срока плавания, установленного прибором срочности, мина самоуничтожалась (в зависимости от установки затапливалась или подрывалась).

Мина снабжалась несколько отличающимися парашютными системами. До 1957 года применялись парашюты, усиленные капроновыми прокладками. Впоследствии прокладки исключили, и время снижения мины несколько уменьшилось.

В 1956-1957 гг. на вооружение было принято еще несколько образцов авиационных мин: ИГДМ, «Лира», «Серией», ИГДМ-500, РМ-1, УДМ, МТПК-1 и др.

Специальная авиационная мина ИГДМ (индукционная гидродинамическая мина) выполнена в габаритах бомбы ФАБ-1500. Она может применяться с самолетов, производящих полет на скоростях до 750 км/ч. Комбинированный индукционно-гидродинамический взрыватель после прихода мины в боевое положение переводился в постоянную готовность к приему импульса магнитного поля корабля. Гидродинамический канал подключался только после поступления сигнала определенной продолжительности от индукционного канала. Считалось, что подобная схема придает мине высокую противотральную стойкость.



Мина Серпей, подготовленная к подвеске под самолет..Ту-14Т



Мина «Лира»



Разрез авиационной якорной неконтактной мины «Лира»

1 – якорь; 2 – барабан с минрепом; 3 – баллистический наконечник; 4 – часовой механизм; 5 – электрическая батарея; 6 – неконтактный взрыватель; 7 – парашют; 8 – контактный взрыватель; 9 – приемник защитного канала; 10 – приемник боевого канала; 11 – приемник дежурного канала; 12 – прибор самоликвидации; 13 – заряд взрывчатого вещества; 14 – запальное устройство


Под воздействием ЭДС, наводимой в индукционной катушке мины при прохождении над ней корабля, возникает ток, и электрическая схема готовится к приему импульса гидродинамического поля корабля. Если его импульс в течение расчетного времени не подействовал, то по окончании цикла работы схема мины приходит в исходное боевое положение. Если мина получала импульс гидродинамического поля меньше расчетной продолжительности, то схема приходила в исходное положение; если воздействие было достаточно продолжительным, то отрабатывался холостой цикл или производился подрыв мин (в зависимости от установок). Мина снабжалась также прибором срочности.

Действие парашютной системы мины, сброшенной с высот, превышающих 500 м, происходит в следующей последовательности. После отделения от самолета выдергивается чека парашютного автомата КАП-3 и вытягивается стабилизирующий парашют, на котором мина снижается с вертикальной скоростью 110-120 м/с до 500 м. На этой высоте анероид КАП-3 освобождает часовой механизм, через 1-1,5 с парашют с кожухом отделяются от мины и одновременно выталкивается камера с тормозным и основными парашютами. Тормозной парашют раскрывается, вертикальная скорость снижения мины уменьшается, вступает в работу часовой механизм, из чехлов извлекаются и раскрываются основные парашюты. Скорость снижения уменьшается до 30-35 м/с.

При постановке мины с минимально допустимой высоты парашютный кожух от мины отделяется на меньшей высоте, а вся система срабатывает так же, как и при постановке с больших высот. Парашютные системы мин ИГДМ и АМД-2М аналогичны по конструкции.

Авиационная якорная неконтактная мина «Лира» поступила на вооружение в 1956 году. Она выполнена в габаритах бомбы ФАБ-1500, снабжена трехканальным акустическим неконтактным взрывателем, а также четырьмя контактными взрывателями. Неконтактный взрыватель имел три приемника акустических колебаний. Дежурный приемник предназначался для постоянного прослушивания и по достижении определенной величины сигнала включал в работу два других канала; защитный и боевой. Защитный канал с ненаправленным акустическим приемником блокировал цепь срабатывания неконтактных взрывателей. Акустический приемник боевого канала имел острую характеристику, направленную к поверхности воды. В случае превышения уровня акустического сигнала (по величине тока) над уровнем защитного канала реле замыкало цепь запального устройства, и происходил взрыв.

Неконтактные взрыватели подобного типа в дальнейшем использовались в других образцах якорных и донных мин.

Мина могла устанавливаться на глубинах от 2.5 до 25 м, на заданное углубление от 2 до 25 м, всплывая с грунта (петлевой способ).

Донная неконтактная мина «Серпей» (столь необычным названием она обязана ошибке машинистки при перепечатке, мина должна была назваться «Персей») также выполнена в габаритах бомбы ФАБ-1500 и предназначена для постановки самолетами и кораблями в районах моря с глубинами от 8 до 50 м. Мина снабжена индукционно-акустическим взрывателем, использующим магнитное и акустическое поля движущегося корабля.

Постановка мины с самолета производится при помощи двухступенчатой парашютной системы. Стабилизирующий парашют вытягивается сразу после отделения от самолета, по достижении высоты 1500 м автомат КАП-Зт раскрывает тормозной парашют. После приводнения и отработки предохранительных устройств схема взрывателя приходит в боевое состояние.



Авиационная мина ИГДМ-500

1 – гидродинамический приемник; 2 – парашютная система; 3 – хомут; 4 – прибор уничтожения авиационных мин; 5 – баллистический наконечник; 6 – запальный стакан; 7 – капсюль М; 8 – корпус; 9 – индукционная катушка; 10 – резиновый бандаж



Авиационная реактивно-всплывающая мина РМ-1

1,2 – якорь; 3 – реактивный двигатель; 4 – блок питания; 5 – гидростатический датчик; 6 – предохранительный прибор; 7 – парашютный кожух; 8 – заряд взрывчатого вещества; 9 – барабан с минрепом


В результате проведенных работ удалось существенно повысить противотральную стойкость мин.

Главный конструктор мины Ф.Н. Соловьев.

Мина ИГДМ-500 донная, неконтактная, двухканальная, индукционно-гидродинамическая, авиационная и корабельная, по величине заряда – малая. Мина ставится с самолетов на глубинах 8-30 м. Разработана в габаритах бомбы ФАБ-500 (диаметр – 0,45 м, длина – 2,9 м).

Постановка мины ИГДМ-500 (главный конструктор мины С.П. Вайнер) производится с использованием двухступенчатой парашютной системы, состоящей из стабилизирующего парашюта типа ВГП (вращающийся грузовой парашют) площадью 0,2 м² и такого же типа основного парашюта площадью 0,75 м² . На стабилизирующем парашюте мина снижается до 750 м – высоты срабатывания прибора КАП-3. Прибор срабатывает и приводит в действие рычажную систему парашютного кожуха. Рычажная система освобождает чехол тормозного парашюта с закрепленным стабилизирующим парашютом, отделяется от мины и снимает чехол с тормозного парашюта, на котором она и снижается до приводнения. В момент приводнения тормозной парашют потоком воды отрывается и тонет, а мина уходит на грунт. Отделившийся стабилизирующий парашют при попадании в воду тонул.

После срабатывания установленных в мину предохранительных приборов контакты замыкаются и подключают к схеме неконтактного взрывателя все батареи питания. Через 1-3 ч (в зависимости от глубины места постановки) мина приходит в опасное состояние.

Увеличение чувствительности неконтактных взрывателей при ограниченном заряде взрывчатого вещества не давало большого эффекта. Исходя из этого, пришли к мысли о необходимости приближения заряда к обнаруженной цели с тем, чтобы наиболее полно использовать его возможности. Таким образом, появилась идея отделения мины от якоря, на котором она находилась в положении ожидания, при поступлении сигнала о появлении цели. С тем, чтобы решить подобную задачу, следовало обеспечить всплытие мины в кратчайшее время с глубины, на которой она установлена. Для этого в наибольшей степени подходил твердотопливный ракетный двигатель, использующий нитроглицериновый порох НМФ-2, который устанавливался на реактивной авиационной торпеде РАТ-52. При весе всего 76 кг он почти мгновенно приводился в действие, работал 6-7 с, развивая в воде тягу 2150 кгс/с. Правда, вначале имелись сомнения относительно надежности работы двигателя на глубине 150-200 м, пока не убедились в их необоснованности – двигатель работал надежно.

Исследования, начатые в 1947 году, завершились успешно, и корабельный вариант реактивно-всплывающей мины КРМ поступил на вооружение кораблей флота. Работы продолжили и в 1960 году на вооружение авиации ВМФ приняли якорную реактивно-всплывающую мину РМ-1. Главный конструктор мины Л.П. Матвеев. Мину РМ-1 изготовили большой серией.

Мина РМ-1 выполнена в габаритах бомбы ФАБ-1500, однако вес ее составляет 900 кг при длине 2855 мм и величине заряда 200 кг.

Запуск двигателя мины и ее всплытие обеспечивались по сигналу гидролокационного неконтактного отделителя при прохождении над миной надводного корабля или подводной лодки. Мина снабжена двухступенчатой парашютной системой, обеспечивающей ее применение с высоты 500 м и выше. После отделения от самолета раскрывается стабилизирующий вращающийся парашют площадью 0,3 м 2 , и мина снижается с вертикальной скоростью 180 м/с до срабатывания прибора КАП-ЗМ-240, который устанавливается на высоту 750 м. На этой высоте происходит раскрытие тормозного вращающегося парашюта площадью 1,8 м 2 , уменьшающего скорость снижения до 50-65 м/с.

При входе в воду парашютная система отделяется и тонет, а корпус, соединенный с якорем, погружается. При этом мина может выставляться на глубинах от 40 до 300 м. Если глубина моря в районе постановки меньше 150 м, то мина занимает придонное положение на минрепе длиной 1-1,5 м. Если глубина моря составляет 150-300 м, то мина устанавливается на расстоянии от поверхности 150 м. Отделение Мины от якоря при глубине моря до 150 м происходит с помощью временного механизма, на больших глубинах – при срабатывании мембранного гидростата.

После отделения от якоря и установки на заглубление мина приходит в рабочее положение по отработке прибора срочности, обеспечивающего возможность установки от 1 ч до 20 суток. Если же он устанавливался на нуль, то мина сразу приходила в опасное положение. Акустический приемоизлучатель, расположенный в верхней части корпуса мины, периодически посылал ультразвуковые импульсы к поверхности, образуя «пятно опасности» диаметром 20 м. Отраженные одиночные импульсы возвращались в приемную часть. Если какой-либо импульс приходил раньше отраженного от поверхности в приемную систему возвращались парные импульсы с интервалами, равными разности расстояний. После прихода трех пар двойных импульсов устройство неконтактного отделения запускало реактивный двигатель. Корпус мины отделялся от якоря, и под действием двигателя она всплывала со средней вертикальной скоростью 20- 25 м/с. На этом этапе неконтактный взрыватель сравнивал замеренное расстояние с фактическим углублением мины и по достижении уровня цели подрывал ее.

Современные авиационные донные мины семейства МДМ снабжены трехканальным взрывателем, приборами срочности и кратности, характеризуются высокой противотральной стойкостью. Они модифицированы по типу постановщика.

Минное оружие морской авиации, оставаясь стабильным по основным элементам структуры, продолжает совершенствоваться на уровне отдельных образцов. Это достигается путем модернизации и разработки новых образцов с учетом изменившихся требований к этому виду оружия.


Александр Широкорад

На суше мины так и не вышли из категории вспомогательного, второстепенного оружия тактического значения даже в период своего максимального расцвета, который пришелся на Вторую мировую войну. На море ситуация совершенно иная. Едва появившись на флоте, мины потеснили артиллерию и вскоре стали оружием стратегического значения, нередко отодвигающим другие виды морского оружия на вторые роли.

Отчего же на море мины приобрели такое огромное значение? Дело в стоимости и значимости каждого судна. Количество боевых кораблей в любом флоте ограничено, и потеря даже одного может резко изменить оперативную обстановку в пользу противника. Военный корабль имеет большую огневую мощь, значительный по численности экипаж и может выполнять весьма серьезные задачи. Например, потопление англичанами в Средиземном море всего одного танкера лишило танки Роммеля способности двигаться, что сыграло большую роль в исходе сражения за Северную Африку. Поэтому взрыв одной мины под судном играет в ходе войны куда большую роль, чем на земле взрывы сотен мин под танками.


«Рогатая смерть» и другие

В представлении многих людей морская мина — это большой рогатый черный шар, закрепленный на якорном тросе под водой или плавающий по волнам. Если проплывающий корабль заденет один из «рогов», произойдет взрыв и очередная жертва отправится в гости к Нептуну. Это самые распространенные мины — якорные гальваноударные. Их можно устанавливать при больших глубинах, и стоять они могут десятилетиями. Правда, у них есть и существенный недостаток: их довольно просто отыскивать и уничтожать — тралить. Суденышко (тральщик) с небольшой осадкой тащит за собой трал, который, натыкаясь на трос мины, перебивает его, и мина всплывает, после чего ее расстреливают из пушки.

Огромное значение этих морских орудий побудило конструкторов к разработке целого ряда мин иных конструкций — которые трудно обнаружить и еще труднее обезвредить или уничтожить. Один из самых интересных видов такого оружия — морские донные неконтактные мины.


Такая мина лежит на дне, так что обычным тралом ее не обнаружить и не зацепить. Чтобы мина сработала, совершенно не нужно ее задевать — она реагирует на изменение магнитного поля Земли проплывающим над миной кораблем, на шум винтов, на гул работающих машин, на перепад давления воды. Единственный способ борьбы с такими минами — использование устройств (тралов), имитирующих настоящий корабль и провоцирующих взрыв. Но сделать это очень непросто, тем более что взрыватели подобных мин устроены так, что зачастую способны отличать корабли от тралов.

В 1920—1930-х и в период Второй мировой такие мины наибольшее развитие получили в Германии, которая потеряла весь свой флот по Версальскому договору. Создание нового флота — это задача, требующая многих десятилетий и огромнейших затрат, а Гитлер собирался завоевать весь мир молниеносно. Поэтому нехватку кораблей компенсировали минами. Таким способом можно было резко ограничить мобильность вражеского флота: сбрасываемыми с самолетов минами запирали корабли в гаванях, не подпускали к своим портам чужие корабли, срывали плавание в определенных районах и по определенным направлениям. По замыслу немцев, лишив Англию морского подвоза, можно было создать в этой стране голод и разруху и тем самым сделать Черчилля сговорчивее.


Отсроченный удар

Одной из самых интересных донных неконтактных мин стала разработанная в Германии и активно применявшаяся в период Второй мировой войны немецкой авиацией мина LMB — Luftwaffe Mine B (мины, устанавливаемые с кораблей, идентичны авиационным, но не имеют устройств, обеспечивающих доставку по воздуху и сброс с больших высот и на больших скоростях). Мина LMB была самой массовой из всех немецких морских донных неконтактных мин, устанавливаемых с самолетов. Она оказалась настолько удачной, что и немецкий военный флот принял ее на вооружение и устанавливал с кораблей. Флотский вариант мины обозначался LMB/S.

Немецкие специалисты начали разработку LMB в 1928 году, и к 1934 году она была готова к применению, хотя германские ВВС приняли ее на вооружение лишь в 1938 году. Внешне напоминающая авиабомбу без хвостового оперения, она подвешивалась к самолету, после сбрасывания над ней раскрывался парашют, который обеспечивал мине скорость снижения 5−7 м/с, чтобы предотвратить сильный удар о воду: корпус мины изготавливался из тонкого алюминия (поздние серии и вовсе из прессованного водостойкого картона), а взрывной механизм представлял собой сложную электросхему с батарейным питанием.


Как только мина отделялась от самолета, начинал работать часовой механизм вспомогательного взрывателя LH-ZUS Z (34), который через семь секунд приводил этот взрыватель в боевое положение. Через 19 секунд после касания поверхности воды или земли, если к этому моменту мина не оказывалась на глубине более 4,57 м, взрыватель инициировал взрыв. Таким способом мина защищалась от излишне любопытных деминеров противника. Но если мина достигала указанной глубины, специальный гидростатический механизм стопорил часы и блокировал работу взрывателя.

На глубине 5,18 м другой гидростат запускал часы (UES, Uhrwerkseinschalter), которые начинали отсчет времени до приведения мины в боевое положение. Эти часы заблаговременно (при подготовке мины) можно было установить на время от 30 минут до 6 часов (с точностью до 15 минут) либо от 12 часов до 6 суток (с точностью до 6 часов). Таким образом основное взрывное устройство приводилось в боевое положение не сразу, а по истечении предустановленного времени, до этого мина была совершенно безопасна. Дополнительно в механизм этих часов мог быть встроен гидростатический механизм неизвлекаемости (LiS, Lihtsicherung), который взрывал мину при попытке извлечь ее из воды. После того как часы отрабатывали установленное время, они замыкали контакты, и начинался процесс приведения мины в боевое положение.


На рисунке показана мина LMB, оснащенная взрывным устройством AT-1. Кожух парашютного отсека сдвинут, чтобы показать хвостовую часть мины. Блестящие пластины в хвостовой части мины — это не хвостовое оперение, а труба резонаторов низкочастотного акустического контура. Между ними рым для парашюта. На верхней части корпуса Т-образный бугель для подвески мины к самолету.

Магнитная смерть

Самое интересное в минах LMB — это неконтактное взрывное устройство, срабатывающее при появлении в зоне чувствительности вражеского корабля. Самым первым стало устройство фирмы Hartmann und Braun SVK, получившее обозначение М1 (оно же E-Bik, SE-Bik). Оно реагировало на искажение магнитного поля Земли на удалении до 35 м от мины.

Сам по себе принцип реагирования М1 довольно прост. В качестве замыкателя электроцепи используется обычный компас. Один провод соединяется с магнитной стрелкой, второй крепится, скажем, к отметке «Восток». Стоит поднести к компасу стальной предмет, как стрелка отклонится от положения «Север» и замкнет цепь.

Разумеется, технически магнитное взрывное устройство устроено сложнее. Прежде всего, после подачи питания оно начинает настраиваться на то магнитное поле Земли, которое имеется в данном месте в это время. При этом учитываются все магнитные предметы (например, стоящий рядом корабль), которые находятся поблизости. Этот процесс занимает до 20 минут.


Когда вблизи мины появится вражеский корабль, взрывное устройство отреагирует на искажение магнитного поля, и… мина не взорвется. Она мирно пропустит корабль. Это работает прибор кратности (ZK, Zahl Kontakt). Он просто повернет смертельный контакт на один шаг. А таких шагов в приборе кратности взрывного устройства М1 может быть от 1 до 12 — мина пропустит заданное количество кораблей, а под очередным взорвется. Это делается для того, чтобы затруднить работу вражеских кораблей-тральщиков. Ведь сделать магнитный трал совсем нетрудно: достаточно простейшего электромагнита на плотике, буксируемом за деревянным катером. Но вот сколько раз придется протягивать трал по подозрительному фарватеру, неизвестно. А время-то идет! Боевые корабли лишены возможности действовать в данной акватории. Мина еще не взорвалась, но свою главную задачу по срыву действий кораблей противника уже выполняет.

Иногда в мину вместо прибора кратности встраивалось часовое устройство Pausenuhr (PU), которое в течение 15 дней периодически включало и выключало взрывное устройство по заданной программе, — например, 3 часа включено, 21 час выключено или 6 часов включено, 18 часов выключено и т. д. Так что тральщикам только и оставалось выжидать предельное время работы UES (6 суток) и PU (15 суток) и лишь потом начинать траление. Месяц вражеские корабли не могли плавать там, где им нужно.


Бить на звук

И все же магнитное взрывное устройство М1 уже в 1940 году перестало удовлетворять немцев. Англичане в отчаянной борьбе за освобождение входов в свои порты использовали все новые магнитные тральные средства — от простейших до устанавливаемых на низколетящих самолетах. Они сумели найти и обезвредить несколько мин LMB, разобрались в устройстве и научились обманывать этот взрыватель. В ответ на это в мае 1940-го немецкие минеры пустили в дело новый взрыватель фирмы Dr. Hell SVK — A1, реагирующий на шум винтов корабля. Причем не просто на шум — устройство срабатывало, если этот шум имел частоту около 200 Гц и нарастал вдвое в течение 3,5 с. Именно такой шум создает быстроходный военный корабль достаточно большого водоизмещения. На мелкие суда взрыватель не реагировал. Кроме перечисленных выше устройств (UES, ZK, PU) новый взрыватель оснастили устройством самоуничтожения для защиты от вскрытия (Geheimhaltereinrichtung, GE).

Но англичане нашли остроумный ответ. Они стали устанавливать на легкие понтоны винты, которые вращались от набегающего потока воды и имитировали шум боевого корабля. Понтон на длинном буксире тащил быстроходный катер, на винты которого мина не реагировала. Вскоре английские инженеры придумали способ еще лучше: они начали ставить такие винты в носовой части самих кораблей. Конечно, это снижало скорость корабля, но мины взрывались не под кораблем, а перед ним.


Крейсер типа «Киров» Водоизмещение: 8 600 т // Длина: 1.91 м // Ширина: 18 м // Скорость хода: 35 узлов // Вооружение: 9 180-мм орудий | 8 100-мм орудий | 10 37-мм орудий | 12 пулеметов крупнокалиберных | 2 трехтрубных торпедных аппаратов | 170 мин.

Тогда немцы скомбинировали магнитный взрыватель М1 и акустический А1, получив новую модель МА1. Этот взрыватель требовал для своего срабатывания кроме искажения магнитного поля еще и шума винтов. К этому шагу конструкторов подтолкнул и тот факт, что А1 расходовал слишком много электроэнергии, так что батарей хватало всего на срок от 2 до 14 дней. В MA1 акустический контур в дежурном положении был отключен от электропитания. На вражеский корабль сначала реагировал магнитный контур, который включал в работу акустический датчик. Последний и замыкал взрывную цепь. Время боевой работы мины, оснащенной МА1, стало значительно больше, чем оснащенной А1.

Но немецкие конструкторы на этом не остановились. В 1942 году фирмами Elac SVK и Eumig было разработано взрывное устройство АТ1. Этот взрыватель имел два акустических контура. Первый не отличался от контура А1, а вот второй реагировал лишь на звуки низкой частоты (25 Гц), идущие строго сверху. То есть для срабатывания мины одного лишь шума винтов было недостаточно, резонаторы взрывателя должны были уловить характерный гул работы двигателей корабля. В мины LMB эти взрыватели начали устанавливать в 1943 году.


В своем стремлении обмануть тральщики союзников немцы в 1942 году модернизировали магнитно-акустический взрыватель. Новый образец получил название МА2. Новинка кроме шума винтов корабля учитывала и шум винтов тральщика или имитаторов. Если она засекала шум винтов, исходящий одновременно из двух точек, то взрывная цепь блокировалась.

Водяной столб

В это же время, в 1942 году, фирма Hasag SVK разработала весьма интересный взрыватель, получивший обозначение DM1. Кроме обычного магнитного контура этот взрыватель оснащался датчиком, реагировавшим на снижение давления воды (достаточно было всего 15−25 мм водяного столба). Дело в том, что при движении по мелководью (до глубин 30−35 м) винты большого корабля «подсасывают» воду снизу и отбрасывают ее назад. Давление в промежутке между днищем корабля и морским дном немного понижается, на это как раз и отзывается гидродинамический датчик. Таким образом, мина не реагировала на проходящие мелкие катера, а вот под эсминцем или более крупным кораблем взрывалась.


Но к этому времени перед союзниками вопрос прорывания минной блокады Британских островов уже не стоял. Немцам нужно было много мин, чтобы защищать свои воды от кораблей союзников. В дальних походах легкие тральщики союзников не могли сопровождать боевые корабли. Поэтому инженеры резко упростили конструкцию АТ1, создав модель AT2. Никакими дополнительными устройствами типа приборов кратности (ZK), устройств неизвлекаемости (LiS), устройств защиты от вскрытия (GE) и прочими AT2 уже не оснащался.

В самом конце войны немецкие фирмы предложили для мин LMB взрыватели АМТ1, имевшие три контура (магнитный, акустический и низкочастотный). Но война неотвратимо шла к концу, заводы подвергались мощным авианалетам союзников и организовать промышленное производство АМТ1 уже не удалось.