Меню
Бесплатно
Главная  /  Фурункулы  /  Пример связи человека и животных. Взаимодействие человека с животным - животные - техника безопасности - каталог статей - череповецкое региональное отделение ониоо "космопоиск". Сильная рабочая сила

Пример связи человека и животных. Взаимодействие человека с животным - животные - техника безопасности - каталог статей - череповецкое региональное отделение ониоо "космопоиск". Сильная рабочая сила

Отношение человека к животным всегда было краеугольным камнем нравственного состояния любого общества. В условиях же информационно-энергетического взрыва или, как мы привыкли говорить, научно-технической революции эта сторона бытия человечества из морально-этической (надстройка) становится нравственно-экономической (базисной).

Много веков назад человек приручил диких животных, сделав их домашними. Давно прошли те времена, когда животных держали лишь для выполнения ими определенных функций - кошки должны были ловить мышей, собаки - пасти скот, охранять жилище и помогать людям во время охоты на дикого зверя.

Сейчас для многих, домашние животные - это члены семьи, компаньоны, просто любимые существа. Именно от человека зависит их качество жизни, уход и правильное содержание. Поэтому, прежде чем взять домой маленький пушистый комочек, нужно многое узнать, чтобы в дальнейшем не наделать огромное количество ошибок, последствия которых могут привести к тяжелой болезни или даже гибели питомца.

Вопрос о том, что отношение к животным может и должно быть этичным, был окончательно решен сравнительно недавно. В течение многих веков царило мнение о том, что только человек представляет ценность как живое существо и имеет право использовать произвольно любые объекты живой и неживой природы. Этот тип мировоззрения получил название антропоцентризма (от греческого слова "антропос" - человек).

Тем не менее, протест лучшей части человечества против жестокого отношения к животным, развитие этической философской мысли, особенно в конце XIX и в XX вв., привели человечество к необходимости пересмотреть свои взгляды на отношение к животным, подвергнуть сомнению односторонность своей этики и выработать более гуманный и справедливый взгляд на свой статус в окружающем мире.

Мнимое бесправие животных, заблуждение, будто наши деяния относительно них не имеют нравственного значения, или, говоря языком морали, будто перед животными не существует никаких обязанностей, в этом проявляются возмутительные грубость и варварство.

Этисты далеких эпох, в основном, настаивали на необходимости сострадания к животным, взывали к человеческому милосердию. Эта трактовка проблемы и до сих пор продолжает использоваться организациями, получившими название обществ "благополучия животных", которые в своей деятельности опираются на эмоциональное отношение к животным, преимущественно к домашним. С XVIII века философы и богословы начали предлагать другие аргументы в пользу пересмотра отношения человека к животным. Они выдвинули идею справедливости (X. Приматт), идею долга человека - быть милосердным к живым существам. Идея справедливости в отношении животных получила свое развитие в концепции Прав животных, согласно которой единственно этичным подходом к проблеме считается справедливое отношение ко всем живым существам, удовлетворение их насущных потребностей.

Указывая, что животные заслуживают справедливого к ним отношения и их интересы должны быть защищены, сторонники идеи Прав животных развили и аргументировали положение о самостоятельной ценности, животных.

Антропоцентрический подход к оценке животного в течение многих веков заставлял человека воспринимать животное через призму его полезности для людей. Даже если речь не шла о пользе животного, как продукта питания, исходного сырья для одежды или биологической модели в экспериментах, а говорилось об узах привязанности между человеком и животным или о сострадании к животному, - ситуация рассматривалась только с точки зрения пользы для человека. Указывалось, что животные ценны для нас тем, что скрашивают одиночество, помогают сохранить здоровье, благоприятно влияют на нервную систему, помогают воспитывать детей отзывчивыми. Ни слова не говорилось о том, что извлекают животные из контактов с человеком, легко ли им дается роль объекта милосердия со стороны детей, тем более роль живой игрушки.

Наука решила вопрос о том, что животные могут чувствовать, думать, общаться друг с другом и с человеком. Наиболее близко стоящие к человеку виды обезьян - антропоиды - умеют не только разговаривать с помощью системы сигналов типа азбуки глухонемых, но могут заниматься искусством - рисовать. Наблюдения этологов показали сложность психики животных, их способность к глубоким эмоциям и даже наличие у них альтруистического поведения .

Поэтому в документах, определяющих стратегию деятельности Всемирного общества защиты животных, указывается, что животные - это чувствующие существа и, как таковые, имеют потребности. Если потребности животных, в целом, аналогичны потребностям человека: питаться, размножаться, трудиться, играть, общаться с себе подобными, - то, очевидно, они также должны быть удовлетворены. Человек всегда считал своей привилегией наличие у него потребностей и своим правом - их удовлетворение .

Этичное отношение ребенка к животному должно начать формироваться в семье с первых лет жизни ребенка. Главным воспитывающим фактором является пример родителей и других взрослых, окружающих ребенка. Доброе обращение с домашними животными: исключение грубого обращения с ними, причинения им боли, внушения страха - должно стать нормой отношения к животным для ребенка. Взрослые должны с серьезностью относиться к потребностям животных, удовлетворять не только их потребности в пище, воде, моционе, но и в общении; животные могут страдать от одиночества, бездействия, скуки. Из поведения взрослых ребенок должен усвоить, что животные - тоже члены семьи, что их потребности важны, что они могут чувствовать и понимать окружающее в большой степени, как и люди. Ребенок может понять, когда взрослые испытывают ответственность за судьбу животного, за его психическое и физическое состояние, - и для ребенка становится нормой помнить об интересах животного. Ребенок должен почувствовать в словах взрослого его уважение к жизни этих существ, восхищение их гармоничным слиянием с природой, их эстетическим обликом.

Наличие животных в доме развивает у детей чувство ответственности и дисциплинирует их. Наличие домашнего животного, несомненно, внесет изменения в распорядок дня вашего ребенка. Наряду с другими домашними обязанностями добавятся: регулярное кормление, прогулки и прочий уход за животным - в зависимости от его потребностей. И даже рыбки в аквариуме требуют постоянного внимания. Забота о своем питомце дисциплинирует юного человека, учит его не только брать, но и отдавать .

Подросток, у которого дома есть животные, никогда не станет издеваться над ними, потому что понимает и чувствует их боль. Конечно, из этого правила тоже бывают исключения, но они редки и обычно связаны с психопатологией или переадресованной агрессией: если ребенка бьют родители, он будет бить свою собаку или кошку, которая зависит от него, как он от родителей.

С животными в доме у детей расширяются возможности общения. Щенок, котенок, хомячок или другой питомец - непременный участник игр ребенка, и это очень важная часть процесса развития. Дети гораздо чаще, чем взрослые, приписывают своим друзьям-животным человеческие черты, они общаются с ними как со своими сверстниками: разговаривают, поверяют свои тайны. В чем-то они идеальные собеседники - во всяком случае, идеальные слушатели.

Для неуверенных в себе детей прекрасный способ повысить самооценку - заняться дрессировкой своей собаки. Сознание того, что четвероногий "младший брат" выполняет твои команды, поднимает ребенка в своих глазах.

Постоянное общение с питомцами помогает детям вырасти думающими и чувствующими людьми, позволяет постичь навыки невербального (неречевого) общения и развивает интуитивное постижение мира. С помощью животных ребенок удовлетворяет свою любознательность и чувствует неразрывную связь с природой .

Таким образом, животные нуждаются в заботе, уходе человека. Они являются не только «меньшими братьями», но и «лекарями» человека. У ребёнка необходимо прививать положительное отношение к животным личным примером с детства.

Заключения и выводы по теоретической части исследования

Почти каждому человеку с детства знакомы приятные ощущения, которые можно получить от общения с животными. С чем это связано и какой эффект оказывают питомцы на наше здоровье, - этими вопросами люди начали задаваться очень давно. Ещё 3000 лет назад древние греки обратили внимание на благотворное влияние собак на самочувствие человека. Сегодня положительное влияние животных на человека подтверждено экспериментами. Доказано, что люди, у которых есть домашние любимцы, живут дольше и болеют меньше, при этом их нервная система находится в куда лучшем состоянии, чем у тех людей, у которых питомцев нет.

Анималотерапия - это, пожалуй, самый приятный из всех известных видов лечения, дарящий массу приятных ощущений и не дающий никаких побочных эффектов. Вид анималотерапии с участием собак называют канистерапией. Собаки-«доктора» могут принадлежать к любой породе, но обязательно должны иметь уравновешенный характер. Их используют для работы с детьми, а также в хосписах и психиатрических клиниках. Чаще всего канистерапия используется для лечения неврозов, истерий, профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Кроме того, общение с собакой - верный способ повысить самооценку и стать общительнее.

Несмотря на то, что кошка стоит не на первой ступени по уровню взаимодействия с организмом, ее терапевтическое влияние носит поистине уникальный характер. Биополе кошек лечит головную боль, воспалительные заболевания, стабилизирует работу сердца, укрепляет иммунную систему.

Птицы и рыбы также оказывают определенное биоэнергетическое влияние на человека. Активное поведение и веселый нрав птиц помогут меланхоличному или флегматичному хозяину стать активнее и общительнее. А вот рыбки, наоборот, позволят гиперактивным людям стать спокойнее.

Лечение животными сегодня обычная и довольно популярная терапия. Стоит лишь добавить, что каждый человек сам интуитивно определяет, какое именно животное больше всего подходит ему в энергетическом плане и выбирает домашнего любимца, чаще всего, руководствуясь подобными чувствами, и чаще всего использует ненаправленную анималотерпию (обычно неосознанно) для решения своей психологической проблемы или ее компенсации. Но кем бы ни был домашний питомец - огромным догом или золотой рыбкой, влияние биополей хозяина и животного друг на друга принесет только пользу. Нужно помнить, что бережное отношение к животным обязательно доставит радость и человеку, и питомцу, а это, в свою очередь, положительно отзовется на состоянии здоровья и настроении.

В настоящее время проблема ненаправленной анималотерапии плохо изучена, и поэтому мы ставим цель исследовать особенности восприятия своего домашнего животного людьми разного пола и возраста. В восприятии своего домашнего животного отражаются те его качества и особенности взаимодействия человека с теми, которые и отражают потребности человека в компенсации своих психологических проблем.

В практической части исследования нами будет изучено эмпирическим путём отношение к домашним животным разновозрастных групп.

Заключение должно быть более структурировано и ориентировано на гипотезу исследования

анималотерапия животное половой

Тема взаимодействия, взаимоотношений человека и природы всегда привлекала внимание как писателей, так и читателей. Для русского человека во все времена природа – это не только пейзаж, формирующий эстетический вкус, представление о прекрасном. Как правило, писатель раскрывает и определенный вариант отношения человека к природе, в художественном произведении характер литературного героя прослеживается через отношение его к животным, живущим рядом. По мнению М.А. Эпштейна, автора книги "Природа, мир, тайник вселенной", "образы животных в литературе – это своего рода зеркало гуманистического самосознания " Животные, по его мнению, - это самое загадочное в бытии, по отношению к чему все остальное является опытом разгадки: ведь в животном уже есть та внутренняя самобытная, подвижно своевольная жизнь, которая отсутствует в остальной природе, но эта жизнь еще не выговаривает себя, не воплощается в созданиях культуры, как у человека. Человек – это часть природы.

Анализ «Рассказов о всякой живности» Белова дан во многих книгах, статьях, посвященных его творчеству. Как правило, специалистами анализируются характеры героев, особенности композиции, художественное своеобразие произведений. Липин С.А. в книге «Человек глазами природы» характеризовал В.Белова как одного из тех художников, что вглядываются в сегодняшний день с высот духовных ценностей, накопленных вековечным народным опытом.

Общее настроение в семье, их взаимная любовь и уважение заметно влияли на характер и поведение домашних животных. Весьма интересными, подчас просто необъяснимыми с точки зрения рассудка бывали отношения детей и животных, а также одних домашних животных с другими», - пишет автор «Лада».

Проза Белова, в которой каждая фраза – рассказ в литературе, отражающий сложность и красоту нашего трудного века. Каждый литературный герой Белова неповторим, со своим характером, складом ума и удивительно большой образной речью. Произведения В.Белова поучительны и поэтому запоминаются на всю жизнь.

Это рассказы для детей, но и взрослые могут найти в них много полезного и интересного для себя.

Писатель Е.Носов сравнивал эти рассказы с этюдами, которые набрасывает художник. «Даже не все они построены на какой-либо занятной истории. Два – три мимолетных штриха – и, пожалуйста, вот вам живые и наглядные конь Верный, собачка Малька, поросенок Кузя и не просто разные внешне, но и наделенные своими особенностями поведения, так сказать, личными чертами характера», - пишет Носов.

Действие, описанное в этом произведении, происходит в маленькой деревне. Название деревни не дано. Возможно, потому, что ситуации, которые приведены в рассказе, могли бы случиться в любой северной деревне.

Людей, населяющих деревню мало, но они живут большой дружной семьей, по возможности помогают друг другу. В деревне есть магазин, когда-то была конюшна на 120 лошадей, но теперь половина конюшни развалилась, а во второй живет конь Верный. Ферма и клуб находятся в другой деревне. Цивилизация мало коснулась этой деревни, здесь во многом живут так, как жили несколько поколений крестьян, особенно это касается отношений людей и животных. Машины, велосипеды, тракторы пугают животных, вызывают у них раздражение.

Действующими лицами «Рассказов о всякой живности» являются жители деревни – Федя, Елена Егоровна, автор, дети, дедко Остахов, бабушка Марья, Лидия и другие, не названные по именам. И животные – кошки, собаки, коровы, кони, гуси, кролики, куры, галки, вороны, хорь, поросенок, овцы, козы, пчелы.

Основным средством раскрытия центральной идеи в «Рассказах о всякой живности» являются представленные автором описания самих животных, их поведения, отношения людей к ним.

Описание внешности некоторых животных в рассказах приводится довольно подробное. Например, описание Валдая: громадный пес, темно - серый с патлатою сединой на ляжках. Автор представляет читателю кота Рыжко, яркого как огонь, очень рыжего, даже оранжевого, с белым брюшком, и подчеркивает, что он очень красив.

У некоторых животный нет подробного описания, например, рассказывая о петухе, автор указывает только на его красную бороду и роскошную шею: « … гордо вскидывает голову, выгибает роскошную шею и самозабвенно поет на весь белый свет».

У Лидиной собачки Мальки – «маленькие ножки, что спички, и очень кривые».

Про маленького песика Валетко говорится лишь, что он «непонятно какой породы».

Для раскрытия характера животных используются эмоционально-оценочные слова и эпитеты. Например, говорится о том, что пес Валдай преданный. Про кота Рыжко – что у него «нахальный», «самостоятельный характер», а бык Рома «неприкаянный», «одинокий».

Животных в деревне называют простыми, обычными кличками: конь Верный, бык Рома, кот Заплаткин, Рыжко и т.д.

Козла Марьи вся деревня кличет бесом и дьяволом, а дедко Остахов назвал его «космонавтом», когда козел залез на крышу, потому что не хотел сидеть взаперти.

Обращаются к животным не только по кличкам, но называют и ласкательными словами: к поросенку Кузе – «батюшко», к корове Поляне – «матушко».

Все названия животных клички, создают какой-то уют в деревне, а также показывают отношение хозяев в своим животным, любовь, уважение, равенство положения людей и животных. Действительно, человек и животные существа – это создания природы, и перед природой все равны. Автор призывает человека не возвышаться над природой, заботиться о «меньших братьях».

В. Белов в «Рассказах о всякой живности» повествует, как человек и животные живут вместе. В каждой деревенской семье есть живность.

У Феди и Елены Егоровны кого только нет! Две кошки, корова Поляна, теленочек, две гусыни и гусь, пять кур и петух, поросенок Кузя, пес Валдай.

Всю жизнь бабушка Марья, другая жительница деревни, держала корову, когда «частный сектор» был ликвидирован – корову сдали в колхоз, бабушка завела овцу и козу, потому что, как пишет автор, «человек, всю жизнь свою связанному со скотиной, очень трудно привыкать жить одному».

Люди и животные помогают друг другу.

Все жители деревни любят животных, хотя бывает, и маются с ними. Бабушка Марья, когда не могла содержать овец и коз, продала их, только на козла никак не находилось покупателя. И хотя он был «вонючий и такой приставала», хозяйка жалела козла, разговаривала с ним, как с человеком: «Экой ты плут, откуда навязался на мою голову?» А когда козел, которому не хотелось сидеть взаперти, залез на крышу, то спасали его всей деревней.

Когда конь Верный голодал, сена было недостаточно, Федя выставил раму в конюшне, деревенские ребята скормили коню все свои школьные завтраки, припасенные дома, только один мальчик по имени Ленька, чуть не заплакал, потому что ему было жалко двух конфет, хотя и они потом были съедены конем.

Автор, а следом и читатель, удивляется тому, что животные будто понимают, что от них требуется. Так, Валдай хорошо освоил свои обязанности: он тщательно следил за поведение поросенка Кузи, стремящегося выпачкаться в навозной луже. Помогая этими действиями своему хозяину Феде, «ведь за поросенком не уследишь, а гулять-то с ним надо».

Без животных в деревне не обойтись: «… Федя, ежедневно ездит через лес за семь колометров, чтобы привезти в эти края письма, газеты и переводы. Для этого колхоз выделил ему коня по кличке Верный» Но Верный не только помошник Феди – почтальона, он еще возит Егоровну на ферму.

Когда жены не было дома, Феде «приходилось зачастую доить корову», как он сам про себя говорил: «нашли шеф-повара», автор сокрушается, как меняются времена. Что же имеется в виду?

Егоровне отнюдь не приходилось надевать Федину фуражку, чтобы оседлать мерина. Почему же Феде приходилось надевать платок Егоровны, когда он доил корову? Почему, собственно, мужчина Федя должен доить корову, а женщина Егоровна ездить в седле? В здешних местах испокон веку все было наоборот: мужчины делали мужское дело, женщины – женское. Вот как меняются времена!»

Животные дружат, ссорятся, мирятся друг с другом и людьми. Например, Валдай и кот Заплаткин, который «вырос, от матери совсем отступился и очень подружился с Валдаем», а когда кота нашли мертвым, то «один Валдай жалел своего друга и неоднажды начинал выть, видимо, вспоминая кота». Валдай даже сумел помирить дедку Остахова и Федю, когда спас из пасти большой собаки Валетку. Хотя Федя «весьма редко кормит Валдая», это ничуть не мешало величайшей собачьей преданности к своему хозяину, а также их обоюдной любви. Рассказчик, живя в деревне, наблюдал, как Валдай и Федя поссорились, а все из-за того, что хозяин приказал собаке Валдаю выйти из дома, когда не он угощал его кусочками колбасы. Но потом они помирились, даже стали роднее как-то друг другу.

В главе «Конфликт» рассказыватся о том, как пьяный Федя «ни с того, ни с сего» пнул Валдая, а пес рыкнул на хозяина – «ведь он был ни в чем не виновен» - и схватил его за руку, когда тот ударил второй раз. А утром Федя проснулся от того, что Валдай осторожно зализывал ему рану. Это был последний конфликт между ними, Федя никогда больше не бил пса. Федю любили все животные, даже птицы. Он «не любил и ругал ужасно» гусей своих за то, что они щапали всех. Но проданные в дальнюю деревню птицы возвращались к нему.

Живя вместе с людьми, животные становятся похожими на своих хозяев: «Я убежден, что некоторые коровы, собаки и кошки перенимают характер своих хозяев. Многие становятся похожими на тех людей, у которых живут. Собачка Малька, например. Она навеняка подражает своей хозяйке – Лидии. Обе ругливые, не очень уживчивые».

Пес Валдай игнорировал кино, телепередачи он «просто презирал, особенно раздражала его эстрадная музыка», автор предполагает, что собака «ревновала хозяина к этой страшной машине»

В отличие от Валдая кошка Муська «внимательно следила за тем, что происходило на экране»

Василий Иванович Белов восхищается преданностью Валдая Феде, материнским чувством Мальки, которая «каждый день за два километра в чужую деревню бегала кормить своего «сынка», не смотря ни на какие опасности». Удивляется автор куриному «домострою»: «стоит двум несушкам повздорить, петух тут как тут» , сообразительности пчел: воровали у дедка Остахова свой же мед, снятый не вовремя, раньше срока. Дедко Остахов рассказывает о пчелах: «Вот август придет, они трутней начнут выселять. Всех бездельников из дому вон. Трутни-то обратно лезут, а пчелки их не пускают, шабаш! Хватит, говорят, этих тунеядцев кормить. Вот бы и у людей так!»

Животные в рассказах В.И. Белова умны. Главенствующее место в галерее образов животных занимает собака. В художественной литературе она станосится своеобразным символом, фокусирующим в себе многообразие взаимоотношений человека с природой.

В «Рассказах о всякой живности» самая умная собака – это Валдай: «Он ни перед кем не любезил и не заискивал, как Валетко. Ни на кого не кидался зря, не драл горло, как Лидина Малька»

Но он еще не только умный, но и смелый. Валдай заступился за задиру Валетко, спас его от огромного чужого пса. «Он просто уважал себя и других и никого не боялся», - считает автор.

В главе «Курьер» В. Белов восхищается Верным. Конь развозит почту без Феди, при этом «на всем пути ни разу не ошибся».

Автор рассказывает о своих наблюдениях за птицами, повествует об умных «хитрых и неугомонных» воронах, которые, как бы шутя, не однажды надували его, других жителей деревни. Вороны – эти умные птицы – делили сферы своего влияния. Если прилетали чужаки из другого населенного пункта, местные поднимали гвалд и с шумом выпроваживали их. «Вороны прекрасно разбираются, что к чему – когда я выходил с настоящим ружьем, вороны, после двухкратного предупреждающего крика одной из них, улетали далеко в поле. Для опыта я взял как-то Федин макет и вышел на улицу. Ни одна из них даже не подумала улететь!»

Рассказывает автор о «бойких неприятных сварливых галках», которые загадывают ему загадку, он не понимает, зачем галки «тюкают носом прямо в шерсть» овец, он думал, что «пух дергают на гнездо», но удивлялся: «все нормальные птицы вьют гнезда весной». Далее автор пишет: «Позже местный ветеринар сказал мне, что галки вылавливают в овечьей шерсти личинок». Значит, он не оставил эту загадку не разгаданной, видимо специально расспросил ветеринара – не просто проявил любопытство, он хочет понять то, что наблюдает.

В «Рассказах о всякой живности» В.А. Белов проявил не только собственную наблюдательность, но и тонкое знание природы, животных. «Самая злая неправда о природе бывает от самомнения плохо образованного человека. Он ставит себя слишком высоко для того, чтобы считаться с какими-то зверюшками, и оттого спешит объяснить их жизнь по себе – человеку…» - справедливо замечал русский присатель М.М. Пришвин.

Живность в рассказах умна, каковой она и является на самом деле. И умным поступкам есть научное объяснение, академик Н.П. Бехтерев считал: «Несомненно, животные думают, только не могут нам рассказать свои мысли на нашем языке. Они вообще не владеют высшей формой мышления – речевой…» Доказательства того, что звери думают, получены современными исследованиями. Известный немецкий зоолог А.Э. Брем считал, что среди прочих млекопитающих (исключая обезьян) кошки обладают высшей степенью интеллекта. Они терпеливы, сообразительны, чрезвычайно внимательны и имеют молниеносную реакцию. Интересные сведения об избирательности кошачьего слуха были опубликованы в парижской газете «Матен». Оказывается, кошачье племя испытывает влечение к классической музыке. Особенно четвероногим меломанам нравятся сочинения Моцарта и Вивальди.

А вот у лошадей, оказывается, действительно удивительная память на места и предметы, она вполне может быть «курьером».

Почему не хотел козел бабушки Марьи сидеть взаперти? Дело в том, что козы не выносят жизнь взаперти, без прогулок. При таком «карцерном» содержании животные болеют – доказали ученые.

Пчела способна улавливать тончайшие запахи. Ее усики – антенны содержат огромное количество обонятельных ямок – локаторов и многочисленные чувствительные волоски. Вот почему у дедка Остахова пчелы украли мед – «свое взяли».

Пчелы – это умные животные. Они, например, держат трутней только весной и летом, а осенью пчелы изгоняют трутней из ульев, и они все погибают от голода и холода.

В описании животных, жизни деревни, где он пробыл лето, мы видим автора – рассказчика, любящего сельскую жизнь, привычный уклад крестьянской жизни, любящего «всякую живность» или не равнодушного к ней.

Читатели его рассказов не только знакомятся с сельскими жителями, узнают повадки домашних и диких животных и птиц, но и вместе с ним наблюдают, сопереживают, изучают животных. Природа и животные неотделимы, и писатель уверен, что рядом с животными человек станосится добрее и мудрее.

«Любовь к животным – это любовь абсолютно особенная: у нее свои горести, радости, свои нужды, и она требует своих особых условий», - писал Эмиль Золя.

Естественна любовь к животным со стороны сельских жителей, так как они ближе к природе, и в этом их особенное счастье, настолько естественное, что, скорее всего, и не воспринимаемое так самими людьми, но необходимое, подаренное самой природой – утверждает своими рассказами В.А. Белов.

Японский мудрец говорил: «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней». И герои рассказов Василия Ивановича Белова счастливы.


Мной осуществлена попытка подойти к этому вопросу с наиболее общих позиций, то есть рассмотреть эти особенности как со стороны человека, так и со стороны животных.

Начнём с животных. Люди, неосведомлённые в научных исследованиях, пытаются наделить животных (особенно собак и кошек), которые живут рядом с ними, интеллектом и даже разумом, сравнимыми с человеческим. На самом деле это не так. Говоря об интеллекте, можно с определёнными оговорками сказать, что некоторые высшие животные им обладают. Его проявления особенно характерны для собак и высших обезьян. Но этот интеллект ни в коем случае не сравним с человеческим и в принципе базируется на высоких ассоциативных способностях этих животных. И уже со стопроцентной достоверностью мы можем утверждать, что разумом животные не обладают. Всё их поведение от рождения до смерти базируется на врождённых сложных рефлексах - инстинктах.

Таким образом, можно сделать вывод, что животное имеет соответствующий уровень отношений к человеку. Наблюдения показывают, что животные не выделяют человека из природы, окружающего их мира и воспринимают его как некоего представителя своего вида. Большинство окружающих человека животных являются стадными. Это особенно хорошо просматривается у собаки. Даже если она одна и с рождения воспитывалась человеком, не помня матери, то всё равно всех окружающих живых существ собака воспринимает как стаю, а не как семью в понимании человека. При этом человек, воспитывавший её, воспринимается как вожак этой стаи, которому необходимо безусловно подчиняться. Если же такого человека нет, то собака сама ведёт себя как вожак.

Подобное же поведение наблюдается и у высших обезьян. В одной из газет была написана статья об обезьяне, которая была куплена неким фотографом в южном городе для съёмок туристов. Это был гомодрил - довольно крупная и сильная во взрослом возрасте обезьяна. В статье был комментарий психолога, который пытался объяснить происшедшее. Хозяин приобрёл обезьяну за большую сумму денег в младенческом возрасте и использовал в качестве реквизита для уличных съёмок. Больших познаний в области зоопсихологии и дрессировки он не имел. Фактически воспитанием обезьяны никто не занимался. В детстве (в ювенильный период) это выражалось в домашних погромах, а позже - в пубертатный период развития - переросло в совершенно независимое поведение обезьяны. Она воспринимала только наказания. В конце концов она изнасиловала жену хозяина, затем через несколько месяцев пыталась изнасиловать её снова. А когда муж встал на защиту, то она попыталась изнасиловать и его. В результате хозяину не оставалось ничего сделать, как застрелить животное из ружья во время схватки.

Психолог комментирует эту ситуацию однозначно как попытку обезьяны " захватить власть". Признаком этой власти являлось обладание самкой, то есть здесь налицо проявление инстинкта продолжения рода. Поскольку появился соперник, то гомодрил попытался изнасиловать и его. Однако это уже не половой инстинкт. Принуждение соперника к вступление в половую связь как форма доказательства своего превосходства довольно широко распространена среди стадных животных. Владельцы собак подтвердят это для собак. Такие ситуации довольно часто наблюдаются при контактах кобелей. До самого полового акта в основном не доходит, поскольку они не являются действительными соперниками. Но принятия и удержания на некоторое время позиции для него было достаточно, чтобы претендент на лидерство был признан. Повторю, что подобное поведение не является признаком полового инстинкта, как считают многие владельцы собак.

Соответственно, территория, где живёт семья (квартира или дом) безусловно, то есть на инстинктивном уровне, воспринимается собакой как территория стаи, которую нужно охранять от чужаков. Стадный инстинкт имеет здесь своё проявление как форма инстинкта самосохранения. Существование стаи означает для собаки её собственное существование. Гибель стаи для собаки - это её собственная гибель.

Таким образом, основной особенностью отношения животных вообще и собаки в частности, к человеку является то, что они не выделяют его из окружающего их мира также, как они не выделяют из него и самих себя. Всё их поведение при взаимодействии с человеком основано на инстинктах - сложных врождённых рефлексах.

Теперь несколько слов об отношении человека к животным. Здесь можно выделить два аспекта: практический и духовный.

Одних животных человек содержит для того, чтобы они помогали ему в практической деятельности, или выращивает для еды. Другие не приносят ему чисто практических результатов, а содержатся просто из любви к ним, для развлечения или из других побуждений, не связанных с чисто практическими результатами.

В целом отношение человека к животным носит противоречивый характер, особенно к домашним, поскольку некоторых из них он выращивает для того, что съесть. Конрад Лоренц так пишет об этом в своей книге " Человек находит друга" (страница 17-18).

И только два животных имеют совершенно особый статус и наиболее близки человеку - это собака и кошка. В принципе, только одомашнивание этих двух животных не было связано с принуждением. Их объединяют два момента - оба они хищники и у обоих человек довольно часто использует охотничьи способности. Во всём остальном, и главное по характеру своих отношений с человеком, они рознятся между собой как день и ночь. Нет другого животного, которое так кардинально изменило бы свой образ жизни, всю сферу своих интересов, стало бы до такой степени домашним, как собака; и нет другого такого животного, которое за всё время своего сосуществования с человеком изменилось бы так мало, как кошка. Причина этого, по-видимому, в том, что приручение ныне домашних животных происходило не одновременно. И последней в этом ряду была кошка, а первой - собака.

Не случайно поэтому сфера практического применения собаки человеком чрезвычайно широка, гораздо шире, чем любого другого животного. Тем не менее, человек всегда применяет только те свойства вида или конкретного животного, которые будут " работать". То есть то, что в скрытой или явной форме присутствует в поведении животного, или же определённые особенности строения тела, которые позволяют животному выполнять те или иные действия.

Это относится, например, к зайцу. Обучение его барабанному бою есть результат использования врождённого рефлекса - вырывание норы в земле.

Для собаки характерно не только использование человеком её определённых способностей, но и культивирование их, то есть селекция определённых качеств. Селекция привела к тому многообразию пород собак, которое существует сегодня. Глупо таксу учить задержанию преступника, а немецкую овчарку - затаскивать в барсучью нору. Каждая собака выводилась для определённых целей и имеет морфологические и поведенческие особенности, связанные с характерной для неё деятельностью. Человек проводит селекцию и других видов, но с гораздо меньшими результатами.

Таким образом, одной из основных особенностей взаимоотношений животных и человека является использование им определённых, в первую очередь поведенческих особенностей животных, основанных на инстинктивном поведении животных, их способности к разумным решениям, а также на ассоциативных и ориентировочных способностях животных.

Характерными для человека также являются попытки наделить животных, живущих рядом с ним, разумом, близким к человеческому. Причина этого лежит в способности, в частности, собак к прижизненному научению конкретного индивида. А также в сходстве черт характера человека и животных.



1. К какому виду относят современного человека?

Ответ. Вид Человек разумный.

2. Что такое рудименты и атавизмы?

Ответ. Рудиментальные органы или рудименты - это некоторые органы или их части не функционирующие у взрослых животных и являющиеся для них «лишними». Наличие рудиментов - свидетельство общности происхождения.

Атавизмы - появление у человека, животных или растений признаков, свойственных их отдаленным предкам.

Вопросы после § 69

1. Какая концепция лежит в основе современных научных представлений о происхождении человека?

Ответ. К. Линней. в своей книге «Система природы» он выделил род людей с одним видом – Человек разумный (Homo sapiens L.) и поместил его в отряд приматов вместе с низшими и высшими обезьянами. В 1760 г. К. Линней опубликовал работу «Родственники человека», в которой подчеркивал внешнее и внутреннее сходство человека и обезьян.

Жан Батист Ламарк в своем труде «Философия зоологии» (1809 г.) указывал на родство человека с обезьянами и предполагал, что человек произошел от древних человекообразных обезьян в результате перехода к прямохождению, причем стадный образ жизни первобытных людей способствовал развитию речи.

Значительный вклад в решение проблемы антропогенеза внес Ч. Дарвин. В своих трудах «Происхождение человека и половой отбор» (1871 г.) и «Выражение эмоций у человека и животных» (1872 г.) он на большом фактологическом материале показал поразительное сходство человека с животными и особенно с человекообразными обезьянами. На основании этого он пришел к выводу о наличии у обезьян и человека общего предка, обратив внимание на влияние социальных факторов в эволюции человека.

2. Какие данные указывают на связь человека с животными?

Ответ. Данные сравнительной эмбриологии и анатомии ясно показывают черты сходства в строении и развитии тела человека с животными.

Для человека характерны основные черты, присущие типу Хордовые и подтипу Позвоночные. У человека (как и у всех хордовых) на ранних этапах эмбрионального развития внутренний скелет представлен хордой, нервная трубка закладывается на спинной стороне, тело имеет двустороннюю симметрию. По мере развития эмбриона хорда заменяется на позвоночный столб, формируются череп, пять отделов головного мозга. Сердце располагается на брюшной стороне, появляется скелет парных свободных конечностей.

Для человека характерны основные черты класса Млекопитающие. Позвоночник человека разделен на пять отделов, кожа покрыта волосами и содержит потовые и сальные железы. Как и для других млекопитающих, для человека характерно живорождение, наличие диафрагмы, молочных желез и вскармливание детенышей молоком, четырехкамерное сердце, теплокровность.

Для человека характерны основные черты подкласса Плацентарные. Мать вынашивает плод внутри своего тела, и питание плода происходит через плаценту.

Для человека характерны основные черты отряда Приматы. К ним можно отнести конечности хватательного типа, наличие ногтей, расположение глаз в одной плоскости (что обеспечивает объемное зрение), замена молочных зубов на постоянные и др.

Много общих признаков у человека и с человекообразными обезьянами: сходная структура мозгового и лицевого отделов черепа, хорошо развитые лобные доли головного мозга, большое число извилин коры больших полушарий, исчезновение хвостового отдела позвоночника, развитие мимической мускулатуры и др. Кроме морфологических признаков о сходстве человека и человекообразных обезьян, свидетельствует и ряд других данных: сходные резус-факторы, антигены групп крови (АВО); наличие менструального периода и беременности длительностью 9 месяцев, как у шимпанзе и гориллы; сходная чувствительность к возбудителям одних и тех же болезней и т. д.

В последнее время широко применяются методы определения эволюционного родства организмов путем сравнения их хромосом и белков. Родство между видами тем больше, чем больше сходство между белками. Исследования показали, что белки человека и шимпанзе сходны на 99 %.

О родстве человека с животными свидетельствует также наличие у человека атавизмов (наружный хвост, многососковость, обильный волосяной покров на лице и др.) и рудиментов (аппендикс, ушные мышцы, третье веко и др.)

3. Каково систематическое положение современного человека?

Ответ. Полная научная классификация человека

Царство: Животные

Тип: Хордовые

Подтип: Позвоночные

Класс: Млекопитающие

Подкласс: Плацентарные

Отряд: Приматы

Подотряд: Сухоносые

Инфраотряд: Узконосые

Надсемейство: Человекообразные

Семейство: Гоминиды

Подсемейство: Гоминины

Род: Люди

Вид: Человек разумный

Подвид: Человек разумный разумный

4. Какие коренные отличия существуют между человеком и животными? Чем их можно объяснить?

Ответ. Между человеком и животными существуют коренные отличия. Только для человека характерно истинное прямохождение. В связи с этим в строении скелета человека произошли характерные изменения: позвоночник приобрел S-образную форму, появилась сводчатость стопы, большой палец нижних конечностей приблизился к остальным и принял на себя функцию опоры, тазовые кости стали более широкими, произошло уплощение грудной клетки в переднезаднем направлении.

Освободившиеся верхние конечности с гибкими кистями и противопоставленным большим пальцем превратились в органы труда.

В черепе человека мозговой отдел преобладает над лицевым. Средняя масса мозга человека составляет 1350–1500 г, тогда как гориллы и шимпанзе – всего лишь 460–600 г.

Человек обладает сознанием и абстрактным мышлением, способен общаться с помощью речи (вторая сигнальная система) и абстрактных символов (письмо), а также передавать и воспринимать знания, накопленные предыдущими поколениями. Он создал искусство и науку. Эволюция человека вышла из-под ведущего контроля биологических факторов и приобрела социальный характер.

Взаимодействие между разными видами может принимать самые разные формы. Хищники охотятся на своих жертв, люди приручают животных, популяции воюют за территорию и многое другое. По большей части встречи различных видов можно охарактеризовать как антагонистические или же равнодушные. Но бывают и взаимовыгодные партнерства. Некоторые вариации такого «сотрудничества» могут быть весьма неожиданными.

10. Вороны помогают волкам охотиться

В прошлом серые волки считались крайне опасными и, например, на территории Америки были практически полностью уничтожены в 1970-х годах. С тех популяции восстанавливались. Их повторное появление в Йеллоустонском парке благотворно повлияло на местную экосистему, особенно в местах, занятых санитарами леса.

Многие травоядные животные умирают к концу зимы от голода. При этом по большей части их мясо пропадает, ибо хищники просто не успевают его съесть до полного разложения. С появлением волков травоядные умирают не единовременно в большом количестве, а более равномерно в течение всего года. При этом в отличие от других животных, например медведей, волки, после того как насытятся, отходят от своей добычи. А остатками с барского стола с удовольствием лакомятся вороны. Они научились максимально полно пользоваться преимуществами соседства с серыми хищниками. С наступлением зимы они садятся неподалеку от будущей жертвы и начинают громка каркать, призывая волков и показывая им местоположение добычи. Возможно, поэтому хищники довольно лояльно относятся к питающимися рядом с ними птицами.

9. Жуки-могильщики и их любимые клещи

В природе туша животного – это подарок, который редко остается невостребованным. Могильщики, как понятно из названия, питаются падалью. Даже их тело имеет оптимальную форму для перемещения под землей и внутри трупа. Запах недавно умершего и разлагающегося животного вскоре привлекает жуков, иногда привозящих на своей спине клещей.

Жуки откладывают свои яйца в гниющем мясе, которое будет служить пищей для их личинок. При этом они далеко не единственные виды, которые поступают подобным образом, так что вполне естественно, что эти личинки будут конкурировать с потомством других видов. В отличие от других видов, например различных мух, могильщикам необходимо откладывать яйца именно в трупах животных, а не в каком-либо ином месте, ибо только поедая мясо личинки смогут выжить. Взрослые особи поедают потомство конкурирующих видов, но из-за их огромного количества справиться со всеми они просто не могут.

И тут им на помощь приходят их пассажиры. По прибытии к свежему трупу клещи спускаются с жуков и поедают все яйца и личинки, которые не принадлежат могильщикам, тем самым значительно сокращая конкуренцию. А после могильщики переносят клещей к следующему трупу. Вполне возможно, что клещи вычищают бактерии и из тела самих жуков, так сказать, в обмен на бесплатный проезд.

8. Дэниэл Грин и змея, предупреждающая об эпилептическом приступе

Вы наверняка слышали о собаках, предупреждающих о приближающемся припадке. А как насчет змеи? Дэниэл Грин Шелтон из Вашингтона является хозяином как раз такого экземпляра. Он использует Бедрока, 1,5-метрового удава, именно в этих целях. Грин, который страдает от больших эпилептических припадков, часто носит Бедрока на шее. Он заметил, что когда приступ приближается, удав немного сжимает его горло.

Бедрок всегда достаточно точно и вовремя предупреждает об ударе, так что Дэниэл успевает успокоиться, выпить лекарство и принять меры, чтобы предотвратить или пережить максимально безопасно приступ. Но проблема в том, что по ночам, когда Бедрок спит, пропустить приближение удара очень просто.

Способ Грина предотвращать припадки, к сожалению, часто вызывает затруднения. Например, некоторые управляющие магазинов совсем не в восторге от клиента со змеей на шее. Будучи служебным животным, Бедрок, согласно закону, может беспрепятственно сопровождать своего хозяина в общественных местах. Грин говорит, что не против уйти из магазина, если его вежливо попросят. Но он обижается, когда менеджеры пытаются утверждать, что Бедрок не настоящее служебное животное.

7. Барсуки и койоты объединяются

Барсуки и койоты имеют одинаковые гастрономические пристрастия в виде разнообразных грызунов. Но охотятся они по-разному. Белки и луговые собачки не имеют никаких шансов сбежать от койота, если только не спрячутся в свои норки. А барсук, с другой стороны, может копать землю и вытащить грызуна из его жилища, если только тот не выроет другой выход. Команде из барсука и койота может удаться склонить чашу весов в свою пользу и благополучно поймать зверька, если только конкурирующие виды смогут работать вместе.

Как оказалось, они именно так и поступают. Индейцы в течение многих лет рассказывали о таком сотрудничестве, и в последнее время ученые это засвидетельствовали. Когда койоты и барсуки работают вместе, чтобы поймать добычу, они дополняют друг друга. Барсук охотится под землей, а койот загоняет жертву. Такая дружба, скорее всего, имеет место между одиночными особями, а не стаями.

6. Лягушки защищают яйца паука ради жилья

Огромный колумбийский тарантул может с легкостью съесть небольшое животное, например лягушку размером с колибри. Но не делает этого. Вряд ли маленькие лягушки противны на вкус для паука. Но есть вещи поважнее еды. Паук и лягушка были обнаружены в норе, сделанной первым. Есть сведения, что некоторые колумбийские пауки сожительствуют даже более чес с одним земноводным.

Часто этим лягушкам приходится пробираться под тарантулом или сползать по нему, чтобы оказаться в норе, и на них не нападают. Пауки берут их, изучают, а потом отпускают. Скорее всего, они узнают лягушек по каким-то химическим приметам.
Два вида заключили взаимовыгодное соглашение. Многие хищники, которые не прочь полакомиться крохотным земноводным не решаются войти в обиталище огромного охотничьего тарантула. А лягушки имеют возможность полакомиться мелкими беспозвоночными, оставшимися от пиршества хозяина дома. Кроме того, в паучьем гнезде для лягушки создана благоприятная микросреда. Как же эти животные платят за аренду? Они поедают муравьев, в том числе и тех, которые могли бы уничтожить яйца паука.

5. Всевидящее око бычков

Креветка-пистолет так названа благодаря своей способности молниеносно сокращать клешню, из-за чего создается высокое давление воды, которое может отразить нападение хищника или оглушить добычу. Этому членистоногому всегда нужно быть настороже, потому что в безопасности оно может оказаться только в собственной норке. Усложняется дело еще и тем, что у креветки очень плохое зрение.

На помощь им приходят некоторые виды бычков. Они, со своим куда более острым зрением, заменяют креветке-пистолету глаза. Во многом они выполняют такую же функцию для креветки, как собака-поводырь – для человека. Его хвостовой плавник находится в постоянном контакте с антеннами рачка. Если покажется хищник, рыбка предупредит своего спутника о необходимости отступления. А ночует бычок в норке креветки. Друг без друга эта пара не выходит из дома.

4. ЦРУ обучает воронов шпионажу

Теория оперантного научения Б.Ф. Скиннера (классический пример – собака получит корм в обмен на какое-либо действие) оказалась весьма полезной. На ее основе образовались многие интересные объекты, такие, например, как, казалось бы, безвредная достопримечательность в Хот-Спрингс (штат Арканзас), появившаяся в 1960 году.

Так называемый IQ Зоопарк – это тематический парк, где обитают животные, обученные выполнять действия, свойственные человеку. Например, цыплята играют в бейсбол, свиньи – на фортепьяно, а еноты – в баскетбол.

Этот веселый IQ Зоопарк использовался и как площадка для изучения других возможностей дрессировки животных, ее применение, например, в шпионаже. Вороны, как оказалось, были наиболее перспективными в этом отношении. Помимо возможности доставлять удивительно тяжелые грузы, они могли выполнять вполне конкретные задачи, например, открывать папки с документами.

Было довольно просто обучить воронов лететь к нужному месту, обозначенному лазером, и переносить различные грузы, в том числе и устройства видеонаблюдения. Они даже умели делать снимки при помощи камеры, расположенной в клюве. Птицы отправлялись к указанному окну и нажимали на кнопку. Каждое такое нажатие делало снимок.

3. Каменные окуни и мурены

Возможно, сотрудничество койотов и барсуков, ведущих, в принципе, схожий образ жизни, не так уж и удивительно. А как насчет двух значительно менее общительных рыб? Груперы и мурены – как день и ночь. Морские окуни охотятся в течение дне в открытую. Конечно, преследуемая добыча может сбежать от хищника, скрывшись в расщелине. С другой стороны, мурены ведут ночной образ жизни, они прокрадываются через узкие проходы в коралловых рифах, чтобы схватить свой ужин.

В Красном море некоторые груперы научились просить помощи у мурен. Если намеченная жертва морского окуня скроется от него в расщелине, то тот отправится прямиком к логову мурены. Групер начинает быстро качать головой по направлению ко входу убежища, вызывая мурену, несмотря на дневное время. Ну а та, во главе с окунем, направляется туда, где прячется жертва. Затем она проскальзывает внутрь и убивает добычу. Иногда она сама лакомится, а в других случаях отдает пойманное окуню. Этот вид сотрудничества никогда прежде не встречался между двумя различными видами рыб. Биологи отметили, что поведение рыб отличается изменчивостью, что не дает предположить, будто бы в их отношениях имеет место исключительно инстинкт.

2. Мясные муравьи и гусеницы

Мясные муравьи, известные также как гравийные, живут исключительно в Австралии. Они яростно патрулируют четко очерченные границы своих территорий, которые практически не пересекаются с территориями других колоний. Если же это вдруг произошло, то две колонии мясных муравьев встречаются, становятся на передние лапы и бьют задними соперников в живот. Этот ритуал может длиться несколько дней, несмотря на то что часть насекомых умирает.

Так непримиримо они относятся не только к другим колониям муравьев, но и к прочим беспозвоночным. Если кто-то посягает на обжитые территории, муравьи собираются вместе, убивают и поедают непрошеных гостей. Большое количество этих работяг может отогнать даже весьма крупное животное, несмотря на отсутствие жал. Они выпускают дурно пахнущие вещества и многократно кусаются. Районы вокруг колоний (а это примерно 650 метров) зачастую очищаются от всех посторонних видов, которые не могут сосуществовать с мясными муравьями.

Однако некоторые виды гусениц не только могут мирно сосуществовать с муравьями, но и крайне приветствуют такое соседство. Гусеницы выделяют сладкую жидкость, которую с удовольствием потребляют муравьи. А в обмен они защищают гусениц от хищников.
Кстати, фермеры также могут извлечь пользу от соседства с мясными муравьями. Мертвый домашний скот кладется на муравейник, и в ближайшие сроки кости очищаются от мяса – удобный способ утилизации.

1. Косатка Старый Том помогает китобоям

Залив Туфолд, недалеко от Идена (в Австралии), является третьей по глубине естественной гаванью в Южном полушарии и известной точкой сбора китов – это идеальное место охоты на этих млекопитающих. В 1860-х годах семья Дэвидсон владела китобойной станцией на этих берегах.

Каждый год с приближением зимы в заливе появлялась небольшая стайка косаток. Первоначально Дэвидсоны боялись, что они сами будут охотиться на китов, но все пошло иначе. Стайка, во главе с самцом, которого позже назвали Старым Томом, загоняли китов в ловушку в залив. Потом Старый Том плыл к китобойной станции, бил хвостом и привлекал внимание китобоев.

Люди на своих лодках отправлялись ловить гиганта. Некоторые говорят, что косатки даже защищали людей от акул. Когда кит был пойман и убит, его тушу оставляли на привязи на ночь в воде. Старый Том и его команда съедали губы и язык, оставляя более ценное мясо Дэвидсонам. Такой союз стали называть «Закон языка».

Три поколения семьи Дэвидсон сотрудничали с Томом и его стаей. Старый Том умер в 1930 году, и его скелет выставлен в Музее косатки в Идене. Вскоре после смерти Старого Тома его стая исчезла, а сотрудничество китобоев и косаток прекратилось.

Материал подготовила Лидия Свеженцева - по материалу сайта listverse.com

P.S. Меня зовут Александр. Это мой личный, независимый проект. Я очень рад, если Вам понравилась статья. Хотите помочь сайту? Просто посмотрите ниже рекламу, того что вы недавно искали.

Copyright сайт © - Данная новость принадлежит сайт, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"

Вы это искали? Быть может это то, что Вы так давно не могли найти?