Меню
Бесплатно
Главная  /  Дерматит  /  Ракета синева технические характеристики. Баллистическая ракета "Синева": характеристики, описание. "Прицельная" дальность стрельбы

Ракета синева технические характеристики. Баллистическая ракета "Синева": характеристики, описание. "Прицельная" дальность стрельбы

Ракета РСМ-54 на транспортном агрегате

Погрузка ракеты РСМ-54 в шахту подводной лодки

Главные ТТХ: стартовая масса 40,3 т; забрасываемая масса 2,8 т; число ступеней – 3; длина 14,8 м; поперечник 1-й и 2-й ступеней 1,9 м; поперечник 3-й ступени 1,85 м

Подводный крейсер с ракетами Р-29РМ

Схема ракеты: (1) разделяющаяся головная часть (РГЧ); (2) топливные баки 3-й ступени

и РГЧ; (3) отсек боевых блоков; (4) движок 3-й ступени; (5) топливные баки 2-й ступени; (6) движок 2-й ступени; (7) топливные баки 1-й ступени; (8) движок 1-й ступени

Наибольшая дальность стрельбы – 8300 км; точность (радиальное возможное отклонение) – 500 м

Смущение мирового общества можно осознать: наш ВМФ показал возможность нанести удар из той области мирового океана, которая в особенности трудна для отслеживания, и откуда время подлета к цели значительно меньше, чем из более низких широт. Можно осознать и негодование.

«Запуск баллистических ракет без извещения янки – это прямое нарушение контракта СНВ-1, — гласит заместитель ответственного редактора «Независимого военного обозрения» Виктор Литовкин. – Более того, “потаенный” пуск мог спровоцировать конфликт, прямо до ядерного удара».

Вобщем, по словам профессионалов, система наблюдения включает 2 эшелона, и уже через считанные секунды после старта выдает линию движения полета ракеты. «Американцы совершенно точно зафиксировали пуск, и, лицезрев, что ракета идет на Куру, вероятнее всего, успокоились», – считает Виктор Литовкин.

Но прямой провокацией это навряд ли было. Большая часть профессионалов склоняется к тому, что старт оказался обычный тупостью. «Причиной может быть обыденное армейское головотяпство, — считает Литовкин, — к огорчению, уровень подготовки нынешних управляющих Минобороны очень низок». Отставной полковник РВСН Сергей Полозцев вторит ему: «Я уверен, что это просто тупость. Те не тем доложили, как это бывает, кто-то чего-то не так доложил и т.д.»

Нас же, как обычно, заинтересовывают не столько политические, сколько технологические нюансы вопроса. Мы попробуем в общих чертах поведать о том, что за ракета такая «Синева», и как она устроена.

«Синева», либо говоря по-военному, Р-29РМУ-2 (РСМ-54) – трехступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования, работающая на водянистом горючем и способная нести от 4-х до 10-ти разделяющихся боеголовок личного наведения.

Предшествующая версия

Это новенькая модификация ракеты Р-29РМ, разработка которой началась в 1979 г. в КБ имени Макеева (в те годы тут работал еще сам знаменитый конструктор Виктор Макеев), для пуска с корабельного ракетного комплекса Д-9РМ.

Тогда перед разработчиками стояла задачка сделать МБР с наивысшими ТТХ при условии внесения малых конфигураций в конструкцию самой подводной лодки. Потому значимая часть решений была взята от ракеты предшествующего поколения, двухступенчатой Р-29Р (РСМ-50). Но не стоит мыслить, что новенькая ракета стала просто модификацией старенькой.

Это – значительно новый продукт, получивший три ступени, снаряженный высокоточной астрорадиоинерциальной системой управления, и т.д.. В сопоставлении со собственной предшественницей, она стала практически на 5 тонн тяжелее, а масса забрасываемого груза повысилась в 1,5 раза; малость возросла и наибольшая дистанция полета. Размеры ракеты возросли совершенно малость, что позволило сохранить те же размеры пусковой шахты. Принципиально и то, что ракета вначале готовилась для стартов из арктических широт.

В строй она была принята в 1986 г. и стала располагаться на подводных стратегических крейсерах проекта 667 «Дельфин». Сейчас этих кораблей в составе ВМФ Рф насчитывается 7, любой из их несет 16 ракет (уже модернизированных, «Синева», о чем пойдет речь ниже). Они являются основой морской составляющей несчастной «ядерной триады». По последней мере, пока в строй не вошли подлодки последнего поколения, проекта 995 «Борей», на которых должны располагаться несчастные ракеты «Булава», о которых мы ведали в заметке «Гнев Нептуна».

Последний штришок

Работу над новой модификацией, которая и получила заглавие «Синева», начали в 1999 г. В новейшей модификации немного поменялись размеры ступеней, повышена устойчивость к воздействию электрического импульса, установлен новый комплекс средств преодоления ПРО, система спутниковой навигации. Система управления базируется на новеньком вычислительном комплексе «Малахит-3». Для новейшей модификации были сделаны и новые боевые блоки «Станция» и «Станция-2». Германские спецы окрестили ее «шедевром морского ракетостроения».

Корпус ракеты цельносварной, из алюминиево-магниевого сплава. Маршевые жидкостные движки первых 2-ух ступеней утоплены в топливных баках ракеты. Движок первой ступени состоит из 2-ух блоков: однокамерного основного и четырехкамерного управляющего. Управление обеспечиваются поворотом камер сгорания управляющего блока. Движки 2-ой и третьей ступеней – однокамерные.

Корпус 2-ой ступени состоит из бака окислителя и бака горючего, фронтальное днище которого выполнено в виде конуса. В его нише и располагаются боевые блоки и движок третьей ступени. Тут же находится приборный отсек с системой управления, включающей аппаратуру корректировки линии движения полета. Корректировка ведется по измерениям координат навигационных звезд и по инфы навигационных спутников. Разделение ступеней осуществляется системой детонирующих зарядов.

Результаты

Старт ракеты может проводиться на ходу подводной лодки, в любом направлении относительно него, и из подводного положения (с глубины до 55 м), на скорости до 6-7 узлов (до 13 км/ч). Подводный крейсер способен дать залп сразу всеми 16-ю ракетами. Кстати, хотя любая из их, в согласовании с международными соглашениями, оснащается только 4-мя боеголовками, в принципе можно прирастить это число до 10-ти. Такая модификация была удачно испытана.

Вобщем, и с 4-мя боеголовками залп каждого из 7-ми таких подводных ракетных крейсеров посылает в стан противника неописуемый удар. Это 64 боеголовки, в каждой из которых по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте, и любая способна убить большой город. Для сопоставления: крейсера I Мировой несли на борту заряд в 40-50 тонн.

По официально заявленным ТТХ, наибольшая дистанция полета составляет 8,3 тыс. км (при точности в 500 м), но на испытаниях в октябре прошедшего года была продемонстрирована возможность стрельбы и куда далее – до 11,5 тыс. км. Это, кстати, даже далее, чем у самых дальнобойных американских МБР Trident II(11 тыс. км).

Выходит, что снаряженные «Синевой» подлодки могут наносить удар, например, по центральным штатам США, даже не покидая причала. Такую мощь тяжело даже представить: головная часть весит 2,8 т, и это, практически, значит, что ракета за минутки забрасывает тяжкий джип на обратную сторону планетки. По этой характеристике – отношению своей массы к массе забрасываемого груза – «Синева» является мировым рекордсменом.

Погрузка ракеты 3М-30 “Булава” на сборочно-снаряжательной базе Воткинского машиностроительного завода в Удмуртии

Ракеты морского базирования «Синева» и «Булава»

Сегодня, 24 августа, в России успешно выполнены пуски баллистических ракет морского базирования «Синева» и «Булава». Как сообщили в Министерстве обороны РФ, пуски произведены 24 августа в соответствии с планом боевой подготовки.

Согласно источнику, ракеты были выпущены с ракетной подводной лодки стратегического назначения «Тула» и с ракетной подводной лодки стратегического назначения «Юрий Долгорукий» из приполюсного района Северного Ледовитого океана и из акватории Баренцева моря.

«Массогабаритные макеты боевых блоков ракет выполнили полный цикл программы полета и успешно поразили учебные цели на полигонах „Чижа“ в Архангельской области и „Кура“ на полуострове Камчатка», - отмечается в сообщении Минобороны России. В ходе пусков подтверждены заданные технические характеристики баллистических ракет подводных лодок и работоспособность всех систем корабельных ракетных комплексов. Череда успешных пусков российских межконтинентальных баллистических ракет морского базирования свидетельствует о высоком технологическом потенциале и государственном стремлении развивать обороннопромышленный комплекс.

Ракета межконтинентальной дальности «Булава»

Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ) межконтинентальной дальности “Булава” (в различных модификациях “Булава-М”, ракета Р-30 / 3М-30 / РСМ-56 “Булава” / “Булава-30” – SS-NX-32 / SS-N-32) разработана Московским Институтом Теплотехники (МИТ), главный конструктор – Ю.С. Соломонов. Эскизное проектирование ракеты начато в 1992 г. При создании ракеты использовались результаты наработок по проектам МБР “Курьер”, а также БРПЛ “Барк”.

В 1998 г. после закрытия темы “Барк” и проведения конкурса под эгидой “Роскосмоса” (участники – МИТ и ГРЦ им. Макеева с проектом “Булава-45” главного конструктора Ю.А. Каверина) БРПЛ “Булава” начали проектировать в МИТе. В то же время начато перепроектирование под ракету “Булава” ПЛАРБ пр. 955. Одновременно контроль за разработкой БРПЛ был возложен на 4-й ЦНИИ МО России (руководитель – В. Дворкин), который ранее занимался контролем создания МБР. В это время головным разработчиком системы управления стало ФГУП “НПО Автоматики им.акад.Н.А. Семихатова” вместе с НПЦ АП им. Пилюгина. В ГРЦ им. Макеева велись работы по проектированию систем связи и оборудования комплекса. Разработка зарядов ракеты велась НПО “Алтай” (г. Бийск). Первое испытание двигателей ракеты проведено в 1999 г., а эскизный проект БРПЛ 3М-30 “Булава” защищен МИТ в 2000 г.

При создании ракеты было решено отказаться от испытательных пусков с погружных стендов. Испытания всех узлов проводились в полном объеме. Баллистические пуски макетов ракет производились на инженерно-испытательном полигоне КБ специального машиностроения в Елизаветинке под Санкт-Петербургом. Положительные результаты испытаний позволили перейти к испытаниям с подводной лодки в надводном положении и подводном положении. Всего в кооперации участвует 620 предприятий. Основное производство БРПЛ развернуто на .

Пуск ракеты “Булава” из подводного положения

Принять ракету на вооружение первоначально планировалось в 2008-2009 гг., но из-за нескольких неудачных пусков было перенесено на 2011-2012 г.г. В итоге БРПЛ Р-30 “Булава” была принята на вооружение ВМФ России в 2013 г. одновременно с подъемом Флага на головной ПЛАРБ К-535 “Юрий Долгорукий” пр.955 “Борей”. Погрузка штатного боекомплекта на головную лодку проекта ожидается в январе 2014 г.

Первый пуск макета ракеты произведен с ПЛАРБ ТК-208 пр. 941 УМ в конце 2003 г. Пуск из подводного положения – с опытной ПЛАРБ пр. 941 УМ “Дмитрий Донской” в Баренцевом море в сентябре 2004 г. С июня 2007 г. начато серийное производство основных узлов ракеты.

ТТХ ракеты и комплекса:

Длина шахты ПЛАРБ – 12.1 м
Длина ракеты с головной секцией – 12.1 м
Длина ракеты без головной секции – 11.5 м
Диаметр внутренний пускового контейнера – 2.1 м
Диаметр ракеты (1-й, 2-й и 3-й ступеней) – 2 м
Длина 1-й ступени – 3.8 м

Масса – 36.8 т
Масса 1-й ступени – 18.6 т
Масса забрасываемая – 1150 кг
Масса боевого блока (в комплектации 6 РГЧ ИН) – 95 кг (по западным данным)

Дальность действия:
– 5500 км (в ходе испытаний, Белое море – Кура, Камчатка)
– 8000 км (по проекту, “Булава-30”)
– 8300 км (по западным данным)
– 9300 км (по официальным данным в пуске на максимальную дальность 2011 г.)
Время полета – 14 мин (5500 км, в ходе испытаний, Белое море – Кура, Камчатка), 22 мин по др. данным
Высота апогея траектории в ходе испытаний – 1000 км

Возможности промышленности по серийному выпуску – до 25 шт/год (оценочно)

Ракета оснащена средствами преодоления ПРО. В ракете используются боевые блоки малой мощности разработанные ГРЦ им. Макеева. Ядерные заряды разработаны ВНИИЭФ (г. Саров) совместно с Уральским ядерным центром. Платформа разведения боевых блоков предназначена для доставки 6 РГЧ, обладает способностью совершать маневры на траектории, которые затрудняют решение задач ПРО противником.

Ракета межконтинентальной дальности «Синева»

Р-29РМУ2 «Синева», по классификации НАТО - SS-N-23 Skiff - российская трехступенчатая жидкостная с последовательным расположением ступеней баллистическая ракета подводных лодок третьего поколения. Используется в ракетных комплексах, размещаемых на стратегических подводных крейсерах проекта 667БДРМ «Дельфин». Принята на вооружение в 2007 г. Является модификацией комплекса Р-29РМ, принятого на вооружение в 1986 году. В 1996 г. производство этих комплексов было прекращено, но в 1999-2000 гг. возобновлено после модернизации изделия. С 1999 г. велись работы по модификации ракеты под обозначением Р-29РМУ2 «Синева». В 2004 г. завершены летные испытания ракеты. В ходе модернизации за счет уменьшения веса боевого блока был получен дополнительный ресурс по дальности и внедрены средства РЭБ. В 2007 г. Президент России В. В. Путин подписал указ о принятии ракеты на вооружение Военно-Морского Флота.

11 октября 2008 года в рамках учений Стабильность-2008 в Баренцевом море с борта атомной подводной лодки «Тула» из подводного положения был произведён запуск ракеты «Синева», которая установила рекорд дальности полёта в 11 547 км. Таким образом, максимальная дальность «Синевы» превысила максимальную дальность ракеты ВМС США «Трайдент-II» (11 300 км).

24 августа 2019 года с борта атомной подводной лодки «Тула» был проведён успешный запуск ракеты Р-29РМУ2 «Синева». По данным Минобороны, РПКСН «Тула», находясь в приполюсном районе Северного ледовитого океана, запустила ракету «Синева» по полигону «Чижа» в Архангельской области. Массогабаритные макеты боевых блоков ракеты выполнили полный цикл программы полета и успешно поразили учебные цели

Напомним, модификацией баллистической ракеты морского базирования «Синева» является ракета донного базтрования , разработанная Центром имени Макеева в Миассе. Принципиально новым стала платформа для ракеты – транспортно-пусковой контейнер, в котором ракета могла бы находиться на дне в боевом состоянии несколько десятилетий без какого бы то ни было технического обслуживания. Контейнер с пусковой установкой хранится на дне на глубинах от 300 до 1800 м, оболочка контейнера надежно защищает установку от давления.

Задача скрытности размещения ракеты «Скиф» на боевое дежурство решается просто. Лодка-носитель подходит под водой к заданной точке и сбрасывает контейнер. Монтажных работ не требуется, контейнер просто ложится на дно. В остальном «Скиф» – это, по сути, обычная баллистическая ракета«Синева».

2019-08-24T19:06:07+05:00 lesovoz_69 Защита Отечества Удмуртия ракета Погрузка ракеты 3М-30 "Булава" на сборочно-снаряжательной базе Воткинского машиностроительного завода в Удмуртии Ракеты морского базирования «Синева» и «Булава» Сегодня, 24 августа, в России успешно выполнены пуски баллистических ракет морского базирования «Синева» и «Булава». Как сообщили в Министерстве обороны РФ, пуски произведены 24 августа в соответствии с планом боевой подготовки. Согласно источнику, ракеты были выпущены с ракетной подводной лодки стратегического... lesovoz_69 lesovoz_69 lesovoz [email protected] Author Посреди России

Попытки размещения баллистических ракет на подводных лодках разрабатывались еще с момента создания этих аппаратов. Первый проект был представлен в девятнадцатом веке российским инженером Шильдером. Идея была интересна, но не получила распространения в связи с особенностями конструкции и монтажа. Ракета «Синева» в этом плане стала настоящим прорывом в данной сфере. Рассмотрим ее характеристики, модификации и особенности.

Предназначение

Рассматриваемое оружие позволяет решать несколько стратегических задач:

  1. Корректировать курс по спутниковым сигналам.
  2. Изменять траекторию полета в зависимости от дальности запуска.
  3. Имеется возможность произвольного назначения различных целей для поражения.
  4. Использование орудия в арктических условиях.

Ракета «Синева», обладающая механизмом проекта Р-29РМ в параметрах Северного полюса была запущена в 2006 году с ракетоносца «Екатеринбург».

Основные параметры

Оружие выполнено в виде трехступенчатой ракеты, имеющей уплотненную схему расположения и последовательно размещенных рабочих элементов. Силовые движущие агрегаты помещены в ЖРД резервуары, которые совместимы единой конструкцией с общим баковым узлом.

Ракета «Синева», характеристики которой приведены ниже, имеет вес 40,3 тонны при длине в 14,8 метра. Пусковая шахта в диаметре 1,9 м обладает массой основной части 2800 килограмм. Головная часть ракеты состоит из комплекта четырех и десяти блоков, каждый из которых имеет возможность персонального наведения на цель.

В качестве неядерного заряда может использоваться осколочно-фугасная начинка весом порядка двух тонн. Подобные системы обладают возможностью максимально точного поражения заданных мишеней. В качестве ядерной боеголовки может применяться элемент особо малого калибра, позволяющий прицельно наносить точечные удары по нужным целям.

Дальность поражения

Межконтинентальная стратегическая ракета «Синева» включена в состав ракетных комплексов Д-9РМ, которые состоят на вооружении атомных подводных лодок типа 667БРДМ (натовский аналог - "Дельта-IV").

Сама система принята на вооружение в 1986 году. С 1996 по 1999 г производство было приостановлено, однако в конце 99-го выпуск возобновился в модернизированной версии. Обновленная модификация по дальности полета превысила параметры американского конкурента типа «Трайдент-2». Подобными параметрами не обладают ни одни аналоги в мире. Фактически запас полета составляет порядка 8-11 тысяч километров. Ракеты «Синева» и лайнер, с которого они запускались, считаются одними из самых и высокоточных образцов в мире. Всего в российском ВМФ имеется семь ракетоносцев, рассчитанных на подобное оружие.

Вариант под названием «Тула»

Атомный подводный крейсер «Тула» в 2000-2004 годах прошел глубокую модернизацию. Она была проведена с целью получения возможности размещения на подлодке баллистического оружия межконтинентального действия. Была усилена скрытность судна, повышена система его живучести, усовершенствованно радиотехническое оснащение, проработана система ядерной безопасности. После модернизации, на корабле можно устанавливать и производить пуск ракеты «Синева».

"Тула" имеет подводную крейсерскую скорость 24 узла, или 44 километра в час. Максимальная глубина погружения составляет шесть с половиной сотен метров. Автономно субмарина может работать не менее трех месяцев, имея на борту экипаж количеством 140 человек. Стоит также отметить вооружение лодки, которое включает в себя, кроме рассматриваемых ракет, торпедные аппараты и 16 пусковых установок, а также противозенитный комплекс «Игла». Длина подводного корабля составляет более 167 метров. Испытания ракеты были проведены в акватории Баренцева моря (преодолев 11,5 тысячи километров, заряды успешно поразили намеченные цели).

Ракеты «Синева» - «Булава»: сходство и различие

Этот тип вооружения предназначен для оснащения атомных подводных субмарин типа «Борей». Судно имеет 12 ракетных шахт, приспособлено для использования боевых систем «Тополь-М». При этом пусковые гнезда унифицированы с моделью «Синева».

Дальность полета заряда составляет порядка восьми тысяч метров, а вес - 36800 килограмм. Основная ударная часть включает в себя разделяющиеся боевые головки. Пуск наклонного типа дает возможность выполнить удар на подводном ходу. Ракета «Синева» с «Булавой» обладает схожими параметрами, отличаются они только видом маршевой силовой установки. В первом варианте двигатель имеет жидкостный тип, а во втором случае - представляет собой твердотопливный вариант. Кроме того, «Булава» на финальной стадии дополняется жидким впрыском, что способствует повышению скорости и маневрирования.

Проект типа «Волна»

Пуск баллистических межконтинентальных ракет с подводных лодок требует учета ряда составляющих факторов. Среди них:

  1. Оснащение ракетной техники.
  2. Особенности конструкции субмарины.
  3. Стартовый пуск и контроль полета заряда.
  4. Точность наведения и возможность маневрирования.

Проект «Волна» был создан с целью решения всех указанных проблем. Это направление возглавил конструктор Ганин, который уже в 1984 году получил авторское свидетельство на изобретение. Рассматриваемая ракета могла запускаться в горизонтальной, вертикальной позиции и под наклоненным углом.

Базовой основой для разработки стали ракеты типа Р-11, которые могли долго находиться в заряженном состоянии, не имели больших габаритов, использовали окислительные элементы на основе азота. Подобная конструкция дала возможность упростить транспортировку и эксплуатацию данного оружия. Первый старт подводного заряда этого типа произошел в шестидесятом году прошлого века (СССР). Запуск ракет можно производить с глубины 40-50 метров.

Аналоги

Баллистическая ракета «Синева» стала прямым конкурентом американскому аналогу «Трайдент». Если коснуться истории, то еще власти третьего рейха пытались создать похожее оружие. Особый акцент делался на возможности пуска снарядов с подводных кораблей. Еще в сорок втором году пытались реализовать эту идею на практике. Проводились испытания с лодками типа «Ю-511» в Пемюнде. Глубина при стрельбах составляла от 10 до 15 метров, калибр выпускаемых фугасных снарядов - 210 и 280 миллиметров. Тестирование оказалось вполне успешным, что дало право заявить о возможности скрыто удара по позициям, расположенным на американском побережье.

Особенности

Ракета «Синева», технические характеристики которой рассмотрены выше, по сравнению с ближайшим конкурентом, имеет немаловажное преимущество. Оно заключается в наличии нескольких носителей, способных перемещать и эксплуатировать заряд. Кроме того, она могла транспортироваться на околоземную орбиту.

Рассматриваемая ракета стала рекордсменом Гиннеса, как самая быстрая почтовая доставка (если рассматривать устройство в мирном применении). Например, в 1995 году, комплект аппаратуры, предназначенной для научных целей, был доставлен на дистанцию около девяти тысяч километров, именно при помощи рассматриваемой модели.

Данная межконтинентальная баллистическая ракета способна стартовать с носителя, который перемещается со скоростью до пяти узлов в час. При этом глубина выстрела не превышает 55 метров при волнении моря не выше семи баллов. Аналог американского производства «Трайдент-2» при аналогичных условиях может быть запущен с глубины 30 метров и при волнении воды не выше шести баллов.

Приведенные параметры связаны с тем, что зарубежный аналог стартует за счет аккумулятора и выбора командиром расчета подводного или поверхстностного пуска. Ракета «Синева» выходит на заданную орбиту устойчиво, и с ранее заданными параметрами поражения цели.

Мирное использование

Рассматриваемые проекты преимущественно нацелены на военную промышленность. Однако они могут использоваться и в мирных целях. При их помощи можно выводить космические аппараты на низкую околоземную орбиту, а также использовать в качестве скоростной доставки технических средств и корреспонденции на удаленные территории.

Генеральный конструктор ОАО "ГРЦ Макеева" " Владимир Дегтярь: "Мы проводим инициативные проработки по созданию перспективного стратегического морского ракетного комплекса".

Ответственные задачи в рамках Государственной программы вооружений решает одно из ведущих предприятий российской ракетной промышленности - ОАО "Государственный ракетный центр (ГРЦ) Макеева" (Миасс, Челябинская область). Об основных его разработках в области стратегических ракетных комплексов с баллистическими ракетами морского и наземного базирования в интересах ВМФ и РВСН, а также ракетно-космических комплексов "Интерфаксу-АВН" рассказал генеральный директор, генеральный конструктор ОАО "ГРЦ Макеева", член-корреспондент РАН Владимир ДЕГТЯРЬ.

- Владимир Григорьевич, не так давно осуществлён очередной успешный пуск стратегической ракеты морского базирования "Синева" разработки и производства ГРЦ Макеева. Какие задачи ставились во время этого пуска?

5 ноября 2014 года в 9:30 мск из акватории Баренцева моря с борта ракетного подводного крейсера стратегического назначения "Тула" из подводного положения был осуществлен успешный запуск межконтинентальной баллистической ракеты "Синева". Пуск был выполнен по планам учебно-боевой подготовки и совмещен с выполнением других работ в интересах министерства обороны. Все задачи, поставленные перед ОАО "ГРЦ Макеева", выполнены, и это, бесспорно, очередной заслуженный успех кооперации предприятий промышленности и ВМФ.

Ранее сообщалось, что принятая на вооружение в 2007 году морская ракета "Синева" обладает большим модернизационным потенциалом. Ведутся ли работы по развитию этого носителя?

Действительно, модернизационный потенциал у морской ракеты "Синева" большой, что и показала проведенная в ГРЦ разработка и комплекса новой морской ракеты "Лайнер", выполненная в интересах министерства обороны. По энергомассовому совершенству ракета "Лайнер" превосходит все современные стратегические ракеты Великобритании, Китая, России, Соединенных Штатов и Франции, а по боевому оснащению не уступает (в условиях СНВ-3) американскому "Трайденту-2".

Ракета "Лайнер" может быть оснащена смешанной комплектацией боевых блоков различного класса мощности. В январе 2014 года распоряжением президента РФ комплекс ракетного оружия Д-9РМУ2.1 с ракетой Р-29РМУ2.1 "Лайнер" принят на вооружение.

Ракета "Лайнер", обладая наивысшим энергомассовым совершенством среди отечественных и зарубежных морских и сухопутных стратегических ракет, имеет ряд новых качеств. Это увеличенные размеры круговой и произвольной зон разведения боевых блоков; применение настильных траекторий во всем диапазоне дальностей стрельбы в астроинерциальном и астрорадиоинерциальном (при коррекции по спутникам системы ГЛОНАСС) режимах работы системы управления. Предусмотрено несколько вариантов боевого оснащения российской ракеты "Лайнер": десять боевых блоков малого класса мощности со средствами противодействия ПРО; восемь боевых блоков малого класса мощности с более эффективными средствами противодействия ПРО; четыре боевых блока среднего класса мощности со средствами противодействия ПРО. Многовариантность боевого оснащения позволит адекватно реагировать на изменения внешнеполитической обстановки, связанной с развертыванием системы противоракетной обороны или договорными ограничениями по количеству боезарядов.

В 2008 году "Синева" установила мировой рекорд дальности стрельбы для морских ракет - свыше 11,5 тыс. км. Планируется ли в будущем улучшить этот показатель?

Модернизационный потенциал и высокие энергетические возможности ракеты и комплекса "Синева" были продемонстрированы в 2008 году в ходе проведения президентских стрельб пуском на дальность более 11 тыс. км по акватории в Тихом океане. Цель пусков морских ракет в мирное время обусловлена решением определенных задач. Во-первых, это контрольно-серийные отстрелы, во-вторых, отработка новых технических решений, в-третьих, обучение личного состава подводных лодок. Что же касается установления "мировых рекордов", то это, скорее, приятное дополнение к суровым будням подводников.

Если же говорить шире о совокупном результате пусков ракет, то это, разумеется, не только доставка боевых блоков в заданный район. Это и подтверждение значимости научного и производственно-технологического потенциала ГРЦ и предприятий кооперации, отечественной ракетно-космической отрасли в целом; убедительное доказательство нашей способности реализовать любые задачи по развитию стратегических вооружений и обеспечению, тем самым, надежной защиты нашей Родины в далеко непростой современной военно-политической обстановке.

Возвращаясь к вашему вопросу, могу ответить так: технические возможности обновления "мирового рекорда" у морских ракет "Синева" и "Лайнер" имеются.

Ведётся ли работа по продлению сроков эксплуатации ракетных комплексов РСМ-52 и РСМ-54? До какого года могут они находиться на боевом дежурстве в составе ВМФ России?

В настоящее время проводится работа по продлению сроков эксплуатации ракет РСМ-54 до сроков, установленных тактико-техническим заданием министерства обороны. Ракеты РСМ-52 благополучно ликвидированы (последняя - в сентябре 2012 года) в рамках российско-американской программы совместного уменьшения угрозы по контракту №HDTRA-07-С-0014 от 1 июня 2007 года.

ГРЦ Макеева определено головным разработчиком перспективной тяжёлой жидкостной ракеты наземного базирования, которая должна заменить в группировке РВСН ракеты РС-20В "Воевода". На каком этапе находится эта работа?

В соответствии с договором между министерством обороны РФ и ОАО "ГРЦ Макеева" выполняется опытно-конструкторская работа по созданию стратегического ракетного комплекса наземного шахтного базирования. Выполнен первый этап работ - разработка и защита эскизного проекта. Ведется разработка конструкторской и технологической документации, идет изготовление материальной части опытных образцов и проведение экспериментальной отработки.

Головным заводом-изготовителем ракеты выбран ОАО "Красмаш", к традиционной кооперации ОАО "ГРЦ Макеева" добавился ряд новых исполнителей. Финансирование опытно-конструкторской работы идет в полном объеме в соответствии с договором.

То, что новая задача по формированию облика стратегических ядерных сил сдерживания, связанная с разработкой перспективной тяжёлой ракеты наземного базирования, поручена руководством страны Государственному ракетному центру, является подтверждением высокого научно-технического потенциала предприятия, его авторитета крупнейшего научно-конструкторского центра России по разработке ракетно-космической техники.

С вводом в боевой состав ВМФ РФ перспективных подводных лодок "Борей" основу ударной группировки АПЛ составят твердотопливные ракеты "Булава" разработки Московского института теплотехники. Означает ли это, что ГРЦ Макеева не будет больше заниматься работами по прежней своей основной тематике - баллистическим ракетам морского базирования?

Ракету "Булава" для подводных лодок "Борей" разрабатывал Московский институт теплотехники, ОАО "ГРЦ Макеева" является головным разработчиком корабельного боевого стартового комплекса 3Р-21, обеспечивающего пуск этой ракеты из-под воды и надводного положения и состоящего из корабельного комплекса систем управления, системы защиты комплекса, функционального комплекса, системы управления функциональным комплексом и т.д.

Комплекс 3Р-21 предназначен для обеспечения условий хранения, предпусковой подготовки и пуска "Булавы", в том числе при залповой работе от одного до полного боекомплекта при любых погодных условиях.

В комплексе 3Р-21 впервые, по сравнению с аналогичными комплексами предыдущих поколений, внедрены передовые решения, позволившие значительно повысить его технические и эксплуатационные характеристики. Это централизованная система электропитания; единая информационная система; унифицированные вычислительные средства; автоматическое перенацеливание; программное обеспечение анализа документируемой информации; волоконно-оптическая линия передачи специальной информации; новые методы поддержания температуры хранения ракеты "Булава"; арматура с однопозиционными органами управления.

В процессе строительства ракетных подводных крейсеров проекта "Борей" ОАО "ГРЦ Макеева" с кооперацией предприятий обеспечило изготовление, поставку, шеф-монтажные и пусконаладочные работы комплекса 3Р-21, а также техническое сопровождение и участие в работах с комплексом при проведении швартовных, заводских и государственных испытаний ракетных подводных крейсеров. ГРЦ Макеева проводит работы по размещению и изготовлению комплекса 3Р-21 для ракетного подводного крейсера проекта "Борей-А".

ОАО "ГРЦ Макеева" как головной разработчик жидкостных и твердотопливных ракетных комплексов стратегического назначения с баллистическими ракетами, создатель трех поколений морских стратегических ракет, естественно, проводит инициативные проработки по созданию перспективного стратегического морского ракетного комплекса. Создание нового комплекса - процесс длительный и затратный, который требует осознания военно-политическим руководством страны необходимости разработки такого комплекса, включение работ по его разработке в Государственную программу вооружения, выдачу министерству обороны технического задания на его конкурсную разработку, проведение конкурса и определение победителя. В настоящее время в заинтересованных органах ведется обсуждение по включению работ по перспективному морскому комплексу в Государственную программу вооружения.

Ранее ГРЦ Макеева активно занимался дооборудованием существующих баллистических ракет подводных лодок в космические носители. В частности, ракеты Р-29Р и Р-29РМ дооборудовались в космические ракеты "Штиль" и "Волна". Продолжается ли этот проект?

Государственным ракетным центром с 2001 года проводятся запуски экспериментальных аппаратов для отработки в условиях реального космического полета перспективных технологий. Совместно с ВМФ было проведено более десяти запусков исследовательских космических аппаратов дооборудованными ракетами в конце сроков их эксплуатации. И сегодня возможно выполнение таких задач с помощью ракет Р-29РМ ("Штиль") и Р-29Р ("Волна").

Это является следствием высокой адаптивности наших ракет, которая позволяет проводить разнообразные эксперименты в космическом пространстве. У нас есть предложения от иностранных и отечественных фирм на проведение научно-исследовательских запусков. Уверен, что с приходом в министерство обороны новой команды, а также благодаря прошедшим за последнее время реорганизациям в ракетно-космической отрасли, такие запуски будут продолжены.

Продолжаются ли работы по реализации проекта авиационного ракетного комплекса космического назначения "Воздушный старт", который был в свое время поддержан научно-техническим советом Роскосмоса?

Продолжаются. Надо отметить, что создание такого комплекса обеспечило бы поддержание многофункциональности и рациональной взаимозаменяемости систем средств выведения для достижения гарантированного независимого доступа в космос в целях национальной безопасности и расширило возможности представления услуг на мировом рынке. Закономерно, что инвесторы, которые готовы участвовать в проекте, поднимают вопрос о подтверждении его технической реализации.

Учитывая, что одной из сложнейших технических задач является десантирование стотонной ракеты с самолета, для исключения технического риска и расширения возможностей по привлечению инвесторов на начальной фазе реализации программы проводятся проектно-конструкторские работы по отработке основной инновационной составляющей проекта - новой технологии высотного десантирования ракеты ("Демонстратор технологии"). Планируется обеспечить в натурных условиях сброс с самолета габаритно-массового макета ракеты, что при положительном результате будет убедительным аргументом в пользу реализации проекта. А выполнить этот этап мы бы хотели в рамках частно-государственного партнерства, о котором сейчас много говорится, но конкретных результатов, к сожалению, мало.

Оптимизма мы не теряем, и работа с потенциальными заказчиками пусковых услуг авиационного ракетного комплекса космического назначения "Воздушный старт" нами проводится. Подписаны меморандумы о намерениях с компанией SSTL (Великобритания), ОНВ-Systems (ФРГ), японскими фирмами "Мицубиси электрик", "Ай Эйч Ай Корпорейшн" о запуске полезных нагрузок. Также подписаны двухсторонние протоколы о возможности базирования авиационного ракетного комплекса космического назначения "Воздушный старт" на авиабазах острова Биак (Индонезия) и Камрань (Вьетнам), максимально приближенных к экватору, что увеличивает возможности по выводу космических аппаратов на геостационарную орбиту.

- Ведется ли разработка ракеты-носителя тяжелого класса "Россиянка" с многоразовой первой ступенью?

Для решения задач снижения удельной стоимости выведения и уменьшения количества зон падения, предусмотренных ФКП на 2006-2015 годы, ГРЦ Макеева в 2007 году были разработаны материалы по ракете космического назначения "Россиянка" с многоразовой первой ступенью. Отличительной особенностью предлагаемого варианта ракеты космического назначения является способ возвращения в район космодрома и приземления многоразовой первой ступени путем повторного запуска штатных жидкостных ракетных двигателей ступени (ракетная схема многоразовости), для чего в баках предусматривается необходимый запас топлива. Впоследствии такое техническое решение подтверждено созданием и отработкой многоразовой первой ступени ракеты космического назначения "Falkon" в США.

ОАО "ГРЦ Макеева" продолжило работы в этом направлении. В 2013 году при разработке проекта "Облик - ГРЦ" была предложена модернизация одноразовой первой ступени ракеты космического назначения тяжелого класса в многоразовую путем установки на ступени дополнительных узлов и агрегатов, обеспечивающих ее многоразовое применение. В 2014 году при разработке материалов "Облик-ЛК-ГРЦ" по рассмотрению вариантов ракеты космического назначения легкого и сверхлегкого классов предложен, в том числе, вариант ракеты сверхлегкого класса с многоразовой первой ступенью по схеме космической ракеты "Россиянка". Одновременно предусматривается выполнение такой ступенью роли демонстратора ключевых технологий, предшествуя разработке ракеты космического назначения тяжелого и сверхтяжелого классов с многоразовой первой ступенью.

В ГРЦ Макеева в свое время была разработана универсальная малогабаритная космическая платформа, на базе которой созданы космические аппараты "Компас" и "Компас-2", предназначенные для краткосрочных прогнозов землетрясений с использованием космических средств. Продолжаются ли работы по этой теме?

Государственный ракетный центр принимает участие в различных конкурсах по созданию спутниковых систем дистанционного зондирования Земли, используя полученный опыт создания космического аппарата "Компас". В свое время были выпущены системные проекты в интересах Узбекистана, Южной Кореи, по заказу Федерального космического агентства. Практического продолжения эти работы не получили, но мы готовы участвовать в таких проектах, как по предоставлению средств выведения космических аппаратов (ракеты-носители семейства "Штиль", создаваемые путем дооборудования серийно используемых БРПЛ РСМ-54), так и в создании космических аппаратов различного назначения на базе платформы "Компас", либо ее модификации.