Меню
Бесплатно
Главная  /  Родинки  /  Колин волк среди нас. The Wolf Among Us - Рецензия. Великолепная вселенная, о которой вы и не мечтали

Колин волк среди нас. The Wolf Among Us - Рецензия. Великолепная вселенная, о которой вы и не мечтали

Давным-давно жили-были сказочные персонажи.
Жили они, понятное дело, в сказках. Но потом случился Исход,
и они были вынуждены покинуть роные края и переселиться в мир людей...
Многие из них живут в Нью-Йорке.



Только вот жизнь среди людей совсем не похожа на сказку. Это там было "жили долго и счастливо", а у нас время течет по-другому и не случается как по волшебству "счастливо". Для Сказок (Fable) осталось только "долго".
Белоснежка, Красавица и Чудовище, три поросенка и Грендель, Ганс и Синяя Борода... все они живут в Квартале Сказок в Нью-Йорке. Те из них, кто обладает внешностью людей или умеет в них перевоплощаться, ходят среди людей, не опасаясь что их раскроют. А вот другим приходится скрывать внешность за Чарами (Glamour), хотя те стоят дорого и не всем по карману. Управляет этим "городком в городе" мэр Икабод Крейн (Да, тот, из "Сонной лощины"). А за порядком следит шериф Бигби Вульф.
Который на самом деле - Большой Серый Волк.


Ну, или в европейском варианте - Большой Злой Волк. Да, тот самый, который Красную Шапочку съел. И поросят тоже он.



Имя его представляет игру слов: если по английски записать Большой Злой Волк как Big B. Wolf и получится "БигБи".
Шериф одинок, хотя давно и безответно влюблен в Белоснежку (та много лет как уже в разводе, в людском мире жизнь с Принцем Фердинандом не наладилась). Бигби много пьет и курит, и пытается дистанцироваться от кровавого прошлого. Хотя о его стараниях мало кому известно - репутация у него соответствующая и многие Сказки его боятся. А те кто не боится, по меньшей мере не доверяют.




Такой вот сказочно-мрачный нуар - Чудовище работает на нескольких работах, чтобы прокормить семью, ведь свои богатства он растерял после Исхода... А вот Синяя Борода их даже преумножил.
Бывший Поросенок (один из трех), а ныне вполне себе хряк Колин вообще живёт на Ферме - в месте, где обитают те из Сказок, кто не может носить Чары или не может себе их позволить купить. Периодически он сбегает к Бигби и жалуется ему на жизнь, обвиняя того во всех своих бедах. Домик то он, ББ, сдул тогда...
В течение долгого времени жизнь Фейблтауна (Квартала Сказок) была хоть и далека от безоблачного существования, но не омрачалась смертью... Сказку ведь невозможно убить.... Но, оказалось, что только "почти".




Происходит жестокое убийство Сказки и шериф начинает расследование. Которое, как и полагается в жанре нуар, будет запутанным, темным, раскроет немало тайн (как прошлого так и настоящего) и вскроет множество темных и потайных мест душ всех причастных... И изменит самого шерифа.



Если вы до сих пор не поняли, что речь идет не о сериале или фильме, значит, я своей цели добилась:) И это хорошо - потому что, хотя речь идет на самом деле о компьютерной игре, сравнение с сериалом вполне оправдано.
Это графическая приключенческая игра - и когда вы ее проходите, вы по сути являетесь участником сюжета наравне со зрителем. То есть будто вы смотрите анимационный сериал (игра даже состоит из "серий-глав", есть даже "в предыдущей серии", титры и "в следующей серии смотрите..,"), участвуя в диалогах и выборе главного героя.
Потому управление сводится буквально к трем кнопкам - можно чуть-чуть походить по комнатам во время расследования, побежать за подозреваемым, пригнуться по время драки (а жанр нео-нуара нам говорит о том, что драк у Бигби будет много:)) и посмотреть улики. И, конечно, вам придется выбирать ответы в диалогах, а от них в свою очередь, будет зависеть сюжет истории.

Что я могу сказать о самой истории? Для начала - то, что сюжет очень крут и держит в постоянном напряжении. С одной стороны, тут присутствуют все признаки жанра как сказки, так и нуара. Но они перемешаны весьма неожиданным способом и на протяжении каждой "серии" я, вжившись в сюжет, искренне восклицала "Ну ничего себе!", а в конце даже "Нет, нет, только не.....!". Вместе с тем очень приятно и забавно видеть кучу отсылок к классике и одновременно намеков и пасхалок, а также обыгрывания известных сказочных штампов. Ну и просто сам мир Сказок очень интересен и полон отсылок: Бигби курит сигареты Huff & Puff, а это слова Волка, когда тот дул на домики поросят:) Пиво, которые пьют в Квартале Сказок - "Золото Мидаса" :) И так далее...
Визуально это стилизовано под комикс (и не просто так, потому что вначале был именно комикс под названием Fables и я до него обязательно доберусь:))

Трейлер

Так что если вы являетесь поклонником жанра нео-нуар, вам нравятся сюжеты, когда сказочные персонажи живут втайне в нашем мире - или просто вы поклонник детективных игр - советую "Волка" всеми лапами!

Специально для leonuri - вот тебе, как любительнице "Гримма" я очень советую:) Я знаю, что ты не игрок, но для этой игры сделай исключение:) Там кнопочки тыкать-то почти не надо:) В крайнем случае - посади сына:))))) Он пусть тыкает, а ты на экране смотри стильный остросюжетный сказочный детектив:)

Игра в steam есть на английском, но вот тут можно скачать русификацию . Ну и сами-знаете-где наверняка есть уже с русификацией.

Феноменальный успех The Walking Dead, кажется, вскружил Telltale голову; The Wolf Among Us легко описать словами «как TWD, только в сеттинге комиксов Fables». Разработчики, судя по всему, считают, что зарекомендовавшую схему можно повторять и в других мирах, с другими героями и другими историями, и в этом они, конечно же, заблуждаются.

​​

Герой The Wolf Among Us – Бигби Вульф, шериф находящегося где-то в захолустьях Нью-Йорка квартала Фэйблтаун, в котором сказочные персонажи пытаются жить нормальной человеческой жизнью. Как и в окружающем мире, в Фэйблтауне царит упадок, разочарованные в коррумпированной бюрократической машине люди подаются в преступность, и шерифу приходится несладко. Особенно учитывая, что благодаря его тяжелому нраву и мрачному прошлому (сколько злодеяний большой серый волк успел натворить в сказках!) оснований бояться и ненавидеть Бигби у тех, кого он по долгу службы должен оберегать, немало.

TWAU посвящена расследованию шокировавшей Фэйблтаун цепочки убийств, причем игроку в этом расследовании уготована роль пассивного наблюдателя: пока Волк не обследует все важные места и не исчерпает ветки диалога (которые практически всегда ведут к одному и тому же), повествование дальше не двинется. Основой игры, по сути, остается выстраивание взаимоотношений Бигби с обитателями Фэйблтауна путем выбора подходящего ответа или реакции, но они развиваются слишком уж слабо, вяло и выборочно. Сюжет The Walking Dead мог быть сколь угодно линейным, но он строился на достаточно длительном взаимодействии главного героя с несколькими персонажами, действительно готовыми припомнить причиненные им обиды. Бигби же в игре постоянно общается лишь с Белоснежкой, и лишь она одна регулярно реагирует на его поступки и отзывается о них. Большую часть прочих героев можно условно поделить на две категории: старые знакомые Волка вроде дровосека, спасшего Красную Шапочку, с которыми он сталкивался прежде не раз и явно не раз столкнется позднее, и персонажи, существующие строго в рамках рассказанной в The Wolf Among Us истории.


Многие игроки, включая нас, подумали, что под "Glass him" имеется ввиду "чокнуться стаканами". Нельзя так, Telltale!

The Wolf Among Us служит приквелом по отношению к комиксу, и это не только наложило на разработчиков некоторые ограничения, но и лишило игроков определенной интриги, которая могла бы поспособствовать большему эмоциональному вовлечению: даже не знакомый с оригиналом человек поймет, что погибнуть Бигби не суждено. Более того, эта предопределенность будущего героев сильно обесценивает выбор игрока: хоть это и не показывается в самой игре, один товарищ Волка вне зависимости от ваших решений отправится на Ферму, где найдет свою смерть в шестом выпуске комикса.

Из персонажей The Wolf Among Us лишь около половины было взято из Fables, и нужно отметить, что созданные Telltale герои не только органично вписываются в посвященный им рассказ, но и весьма обаятельны сами по себе. Разработчики решили не ограничиваться старым фольклором и литературными сказками и обратились к городским легендам. Так, в игре можно встретить Дьявола из Джерси и Кровавую Мэри.


Мэри чертовски хороша.

В отличие от Ли Эверетта, оказавшегося в экстремальной ситуации и слабо понимающего, что творится в охваченном безумием мире, Бигби предельно четко осознает, что он делает. Разниться может лишь ответ на вопрос, почему он так заинтересован в поимке убийцы: разумеется, его поиск относится к прямым обязанностям следователя, но The Wolf Among Us предполагает, что Бигби будет испытывать дополнительную мотивацию. Возможно, двигать детективом будет в первую очередь желание отомстить за девушку, с которой так жестоко обошлась жизнь, возможно, больше всего ему хочется, чтобы в Фэйблтауне наконец восторжествовала справедливость. В любом случае – ответ на этот вопрос (а противник Бигби не упустит возможности его задать) в лучшем случае добавит лишь незначительный штрих к вырисовывающемуся ближе к концу портрету Волка и никак не повлияет на течение рассказа. Конечно, эти слова применимы во многом и к The Walking Dead: в конце концов, на деле большая часть выборов в игре была фикцией. Но именно из-за того, какая роль отводится Ли и Бигби в повествовании, возникает ситуация, когда досадные, но терпимые в одном случае минусы оборачиваются существенным недостатком в другом.

Бигби – отнюдь не тот персонаж, на чье место легко себя ставить, и дело далеко не только в нечеловеческой природе героя и прочих персонажей: хотя все они практически бессмертны, это не мешает им быть недальновидными и инфантильными и испытывать самые обычные страх, печаль и признательность. Куда важнее тот факт, что Волк изначально предстает перед нами не только уже сложившейся личностью с уже имеющейся биографией (то же можно было сказать о Ли Эверетте), но эта биография, неподвластная игроку, делается его ответственностью. Устами жителей Фэйблтауна, раздраженных, разочарованных, The Wolf Among Us раз за разом дает понять, что одна из причин их бедствий – бездействие шерифа, равнодушное отношение к нуждам тех, кто надеялся когда-то на его помощь. И, хотя игра далеко не всегда вынуждает подбирать подходящую реплику в ответ на упреки, тема прошлых ошибок Бигби всплывает постоянно. Избавиться нее невозможно, и в итоге это может привести к неловкому положению, когда вжившийся в роль игрок вынужден не только оправдываться, но и едва ли менять уже наметившуюся линию поведения из-за невольно возникающего чувства вины. При этом, несмотря на то, что от решений, которые принимает Бигби, иногда зависят жизни (смерть одного незадачливого героя, например, можно предотвратить, если положиться на интуицию) , по-настоящему непростых дилемм за все пять эпизодов встречается крайне мало. Зато авторы The Wolf Among Us готовы поймать игрока, придерживающегося двойных стандартов: Бигби наделен полномочиями и вынужден постоянно балансировать между долгом и личными симпатиями и антипатиями, абстрагироваться от которых, учитывая специфику его работы и ее неблагодарность, совсем непросто.

С эстетической точки зрения The Wolf Among Us – эталонный детектив, в котором присутствуют все необходимые жанровые клише, но в строгой дозировке. Есть неспящий Нью-Йорк, мигающие уличные фонари, бар с завсегдатаями и ночной клуб с грустными танцовщицами, которыми заправляет развязный сутенер. Есть коррупция, видимая, но неодолимая. Есть груды бумаг, пачки выкуренных сигарет и сам следователь, не лишенный цинизма, уставший, с неизменной щетиной на лице.


"Ты победил в драке. Хочешь добить лежачего?" – вот и весь сложный выбор.

При этом непосредственно детективная составляющая в игре выглядит едва ли не условностью: сбором улик Волк занимается лишь поначалу, да и то не слишком усердно, а опрос свидетелей сводится к перепалкам и даже стычкам. Абсурдность этого хорошо подчеркивает финал, в котором Волк прямо признает, что у него совершенно нет улик, на основании которых можно было бы прищучить злодея, и в итоге все сводится к словесной перепалке, в которой шериф пытается убедить горожан, что бюрократия лучше криминалитета. И чем чаще он отыгрывал роль плохого копа, тем хуже это у него будет получаться.

Впрочем, в итоге окажется, что и кульминация не имеет особого значения: закончится все одним и тем же образом, а эпилог вместо того, чтобы поставить в истории точку, под самый конец выкинет пренеприятнейший кульбит и оставит игрока с вопросительным знаком – дескать, гадай сам, как все на самом деле было. Да вот только с какой стороны ни подойди к этому финальному «плот-твисту», целостная история не сложится: то тут, то там всплывет противоречие. А для детективной истории противоречия особо губительны. О причинах подобного можно гадать долго, вспоминая, что второй эпизод пришлось ждать крайне долго и что показанные в анонсах эпизодов сцены в самых этих эпизодах не появлялись, но вне зависимости от того, действительно Telltale переписала весь сюжет после первого эпизода или нет, мы получили то, что получили. Другого «Волка», увы, нет.

Плюсы

  • Впечатляющий дизайн
  • Яркие персонажи
  • Интригующая история

Минусы

  • Детективной истории не хватает соответствующего геймплея
  • Много излишних боевых сцен
  • Очень спорная развязка

Вердикт

The Wolf Among Us – неплохое «кинцо»: стильное, интересное до самого финала, с хорошей актерской игрой – но от игры оно берет лишь самый мизер, самую базовую интерактивность, помогающую чуть больше втянуться в происходящее на экране, но и только. Telltale – или, во всяком случае, те ее сотрудники, которые не покинули студию после завершения работ над первым сезоном The Walking Dead – не поняла, в чем именно была сильная сторона истории Ли Эверетта, и просто скопировала полюбившуюся публике игровую механику в игру, где она была не так уж и уместна.

Деконструкция сказочных образов — одно из излюбленных занятий современных творцов. То Терри Гиллиам обратит свой безумный взор на личности самих братьев Гримм, то боссы Disney вдруг решат выставить злую колдунью из «Спящей красавицы » трагической героиней. Персонажи классического сказочного пантеона были героями и комедий («Шрек »), и боевиков («Охотники на ведьм »), и ужастиков («Белоснежка: страшная сказка »), и «сумеречных» мелодрам («Красная Шапочка »). И, конечно, десятков, если не сотен, порнофильмов.

Однако мало слепить из Красной Шапочки сексапильную охотницу на оборотней, а к косе Рапунцель привязать булаву, чтобы сделать их интересными половозрелой аудитории. На эти дешевые приемчики и студия Asylum способна. Превратить архетипы в живых людей , на судьбу которых было бы не наплевать, - куда более сложная задача. Сценарист Билл Уиллингем , ранее помогавший Нилу Гейману в работе над эпохальным The Sandman , и Марк Букингем , рисовавший , справились с ней, быть может, лучше, чем кто-либо до них. Итак, знакомьтесь - Fables .

Волк волку рознь. В The Wolf Among Us Бигби демонстрировал лишь часть своей истинной мощи.

Жили-были

Сказочный мир разрушен и порабощен. Власть во всех королевствах захватил таинственный Враг . Популярные персонажи сказок, или, как они себя называют, сказания , пережили бойню и бежали в наш скучный, лишенный волшебства мир. Главное здесь - вера: благодаря тому, что многие простые люди еще помнят о них, сказания продолжают жить. Обосновались они на земле, ставшей прибежищем для многих изгоев и искателей лучшей доли, - в Америке.

Нью-Йорк наших дней. Для простаков район Фэйблтаун ничем не примечателен. За тем, чтобы это положение дел не менялось, тщательно следят сказания, населяющие квартал. Самые обеспеченные из них, внешне ничем не отличающиеся от обычных людей, живут в роскошном многоквартирном доме; сказания классом пониже снимают небольшие квартирки и комнатушки. Те же, кому денег на зелья, поддерживающие человеческий облик, не хватает, в принудительном порядке отправляются на особый загородный участок, Ферму , где сосуществуют с ограми, драконами и прочей нелицеприятной нелюдью.

Наравне с героями братьев Гримм в событиях комикса участвуют персонажи самых разных произведений. Например, монстр Франкенштейна.

Читатели, игравшие хотя бы в один эпизод сериала от Telltale, с раскладом прекрасно знакомы, благо это достаточно точный приквел к комиксу. Однако акценты в игре расставлены совершенно по-другому. Разработчики преподнесли историю Фэйблтауна и его обитателей как типичный нуарный детектив с погонями, драками, мертвыми проститутками и мстящим за них антигероем, но все же это существенное упрощение.

Fables - это прежде всего социальная драма. Иногда просто драма. А иногда и комедия. Временами триллер, часто детектив, а однажды - боевое фэнтези. Этот комикс не желает укладываться в прокрустово ложе конкретного жанра, как не укладывается в него и наша повседневная жизнь.

Сказка - ложь...

Главного героя в Fables , в отличие от The Wolf Among Us , нет. Да, шерифу Бигби отведено немало страниц, но авторы запросто могут в любой момент вывести его из истории и не упоминать, к примеру, номеров десять. Да и Белоснежка не всегда в центре событий. Почти каждому появившемуся в комиксе сказанию предоставляется шанс раскрыться перед читателем.

Но начнем все же с Бигби Вулфа. Да, это тот самый Серый Волк, что растерзал бабушку Красной Шапочки, разрушил домики поросят и совершил много других дел, о которых детям предпочитают не рассказывать на ночь. Теперь же, пытаясь искупить ошибки молодости, он исполняет обязанности шерифа Фэйблтауна. Внешностью и манерой поведения Бигби напоминает Логана из «Людей Икс », хитростью - Джона Константина. Как и лондонский колдун, шериф умеет найти человека с нужными ему способностями и задействовать его в своих многоходовых планах. У него даже есть небольшая агентурная сеть, в которую входят Золушка, оказавшаяся превосходной шпионкой, и Маугли - как и Бигби, обладающий волчьим чутьем.

Бигби - отличный детектив. Вместо того чтобы застыть в ужасе, он подмечает, что крови на месте преступления слишком много и разбрызгана она очень аккуратно. Подозрительно, не находите?

В The Wolf Among Us отношения Волка и Белоснежки походили скорее на взаимную подростковую симпатию, хотя в комиксах они были гораздо глубже. Будучи наполовину зверем, наполовину силой природы (отец Бигби - сам Северный Ветер), он влюбляется на сверхбиологическом, первобытном, уровне, влюбляется всем своим естеством. И Белоснежку он любит с тех самых пор, как впервые увидел ее и почувствовал ее запах. При этом Бигби прекрасно понимает, что их шансы на счастливое совместное будущее ничтожно малы, а потому ни на что не претендует.

Как сказал французский поэт XVII века Пьер Корнель: «Одна лишь красота нас покоряет силой. Мы, смерти не страшась, боимся гнева милой».

Белоснежка в комиксах - куда более сложная личность, чем комсомолка-активистка из сериала Telltale, внезапно превратившаяся в финале в бюрократическую стерву. По факту весь Фэйблтаун только на ней и держится. Король Коул, добродушный усатый толстячок, занимающий должность мэра, в своем офисе почти не появляется, а выслушав жалобы жителей, может лишь сочувственно покачать головой.

Вся бумажная рутина, все значимые решения, все судьбы лежат на плечах молодой и вечно красивой девушки, которая не может позволить себе быть добренькой и сочувствующей. Механизм должен работать, а ее задача - смазывать гайки, хоть по том, хоть слезами, хоть кровью. А у нее, между прочим, за спиной страшная история с мачехой-маньячкой и гномами, о которой она предпочитает не вспоминать, неудачный брак (Принц оказался тем еще кобелем) и неконтролируемая младшая сестра Роза, отношения с которой осложняются тем, что именно она легла под бывшего супруга Белоснежки.

Белоснежка - хороший человек, но как чиновник она непреклонна.

По доброй традиции издательства Vertigo, у каждого героя комикса уйма проблем как сверхъестественного, так и бытового характера. Брак Красавицы и Чудовища трещит по швам из-за постоянных долгов, Пиноккио никогда не переспит с женщиной, потому как дура-фея превратила его в мальчика, но забыла про физическое взросление, а Джек, некогда заполучивший волшебные бобы, бесплодно надеется снова поймать удачу за хвост и ввязывается во все новые финансовые авантюры.

Злодеев как таковых в Fables нет. Вместо них - герои со своими убеждениями и интересами. Властолюбивый садист Синяя Борода регулярно делает щедрые пожертвования в казну Фэйблтауна, обеспечивая работу системы. За это он вполне обоснованно требует с особым вниманием относиться к своим просьбам и не задавать лишних вопросов. Прекрасный Принц - манипулятор и альфонс, но он всего лишь использует дарованные ему природой красоту и обаяние. Что в этом плохого? Даже ужасный Враг оказывается человеком, ведомым благими (в целом) намерениями.

Внешне Враг напоминает типичного фэнтезийного злодея вроде Саурона. Но первое впечатление, как водится, обманчиво.

...да в ней намек

Несмотря на общий посыл в стиле «Жили они долго и счастливо» - отговорка для малышей », Fables остается, пожалуй, самым жизнеутверждающим комиксом Vertigo. В нем нет ни гнетущего мрака и острой сатиры, как в Hellblazer , ни обилия философии и сюрреализма, как в The Sandman , ни экстремального богохульства, как в Preacher . В Фэйблтауне обитают довольно приятные личности, умеющие находить общий язык. Например, когда в район вторглась беспощадная армия деревянных солдат, посланная Врагом из Родных Земель, все сказания вместе ринулись на защиту своего второго дома, забыв про былые обиды, и не задумываясь жертвовали собой, прикрывая друг другу спину.

Да и распри между героями не обязательно заканчиваются кровопролитием. Роза Красная, например, нашла в себе силы пойти на примирение со старшей сестрой Белоснежкой и обрела на Ферме, куда была сослана за проблемы с законом, новый дом и друзей.

Обложками Fables занимался Джеймс Джин - один из талантливейших иллюстраторов в индустрии.

Однако темы в комиксе поднимаются отнюдь не сказочные. Лейтмотив его, конечно, - социальное неравенство, которое особенно ярко проявляется в этом мире. От твоего благосостояния напрямую зависит, выглядишь ли ты как человек или, к примеру, как синекожий гоблин. На той же Ферме, где собрались все сказания, которым нельзя появляться на людях, общее недовольство достигло такого уровня, что грянула самая настоящая революция, с установлением нового правительства, лозунгами и множеством жертв. Едва совладавшему с ситуацией руководству Фэйблтауна пришлось пойти на крайние меры и казнить лидеров восстания, чтобы пресечь подобное в будущем.

Однажды Джек все-таки разбогател, Ирония в том, что в нашей реальности последний фильм про Джека с треском провалился.

Как сказал сценарист Билл Уиллингем, политика так или иначе пронизывает все сферы нашей жизни, так что и комиксы она не может обойти стороной. Со временем в Fables все сильнее проявляются взгляды и убеждения самого автора. Неравнодушие Уиллингема к ситуации на Востоке и его произраильская позиция стали очевидны после появления в сюжете героев «Тысячи и одной ночи ». Синдбад, визирь, джинн и прочие персонажи изображены скорее как карикатурные арабы, живущие по архаичным законам и не согласные с тем, что какие-то варвары пытаются заставить их отказаться от рабов и распустить гарем, чем как живые герои. Впрочем, откровенных издевательств уровня Гарта Энниса (см. серию комиксов Preacher Fables все же старается избегать.

Знакомые мотивы

Концепция «герои мифов и легенд в большом городе» не так уж оригинальна и шла в ход в различных произведениях уже не раз. Однако именно сказочных персонажей в наш мир закидывало не часто.

Сериал «Десятое королевство» (1999)

Возможно, главный вдохновитель Fables . Здесь тоже все сказки живут в едином мире, можно свободно перемещаться между волшебным миром и современным Нью-Йорком, а Серый Волк разгуливает в обличье небритого красавца-мужчины и к тому же влюблен хоть и не в саму Белоснежку, но в ее дочь. Прекрасный семейный мини-сериал, ничуть не устаревший, несмотря на солидный возраст.

Сериал «Однажды в сказке» (2011)

Сказочные герои бежали из разрушенного катастрофой мира в наш и основали поселение в современной Америке. Некоторые детали сюжета сильно напоминают то, что мы видели в Fables . Здесь даже есть Серый Волк на посту шерифа. Его, кстати, играет тогда еще не запятнавший свою репутацию «Пятьюдесятью оттенками серого » Джейми Дорнан. А каналом ABC, транслирующим сериал, владеет The Walt Disney Company, поэтому здесь на правах героинь могут запросто фигурировать, например, Мулан или Эльза из «Холодного сердца ».

Фильм «Реальная сказка» (2011)

Возможно, Сергей Безруков и режиссер Андрей Мармонтов и не слышали про какой-то там американский комикс, ни разу не издававшийся в России, однако их совместный проект «Реальная сказка » во многом напоминает вольное переложение Fables на русский лад. Все тот же сказочный апокалипсис, точно так же герои мигрируют в нашу реальность и пытаются в ней обустроиться. Василиса Премудрая работает учительницей в школе, Иван-дурак служит в ВДВ, а три богатыря охраняют олигарха Кощея, а по вечерам выпускают пар на арене боев без правил. Однако «Реальная сказка » - это не драма и не сатира, а очень неплохой детский фильм, совершенно незаслуженно проигнорированный зрителями и в пух и прах разнесенный критиками.

* * *

История сказаний подходит к концу. В первом квартале этого года выйдет юбилейный, сто пятидесятый, выпуск Fables , который станет последним. В отличие от все того же многострадального Константина, Бигби и его товарищам не придется перерождаться в нынешней основной вселенной DC «The New 52 » и якшаться с Лигой Справедливости, что в общем-то замечательно. Fables - вещь в себе, умная и взрослая сказка. За тринадцать лет, прошедших после выпуска первого номера, ее герои вынесли многое и заслужили свой хэппи-энд. Хотя бы в этот раз.

Telltale продолжает шагать победной поступью, радуя всех фанатов качественных квестов и просто необычных игр. Год назад вся игровая общественность была в восторге от интерактивного комикса с элементами квеста по мотивам . Разработчики в свою очередь оценили масштаб собственного успеха и решили представить игру, которая отличается от ходячих мертвецов лишь рассказываемой историей. Так получилась The Wolf Among Us – очень атмосферный детектив с персонажами детских сказок в главных ролях.

Но герои сказок совсем не означают, что игра стала детской или несерьезной. Напротив, перед нами жестокий нуар-детектив с угрюмым главным героем. Его кстати зовут Бигби Вульф и он шериф. Шериф, который призван поддерживать закон и порядок среди сказочных существ, проживающих в современном мегаполисе. Следить, чтобы частичка сказочного мира так и осталась скрыта от глаз обычных людей. Ведь на самом деле милые, добрые и храбрые герои сплошь психопаты и аморальные личности, но это уже детали, которые приятнее раскрыть самому, окунувшись в круговорот событий The Wolf Among Us.

На самом деле Бигби Вульф не только шериф, он еще и тот самый большой и страшный серый волк из сказок. Однако в своей альтернативной жизни он суровый поборник закона. За него нам и предстоит играть. Если вы хотя бы часик-другой уделили прошлогодней The Walking Dead, то фактически уже знакомы с игровым процессом, о котором дальше пойдет речь. Игра построена по принципу интерактивного комикса. Герои общаются между собой, а нам время от времени необходимо выбирать одну из фраз для поддержания разговора.

За этой не особо важной репликой могут скрываться серьезные последствия. Персонажи в The Wolf Among Us запоминают ваши слова и поступки, что впоследствии влечет за собой ответную реакций. Это совсем не обязательно случится в следующей же сцене, нет. Просто нелинейный сюжет игры после вашей фразы пойдет совершенно по иному пути и назад уже ничего не вернешь.

В свободное от болтовни время игра подарит нам немного классического квеста. Блуждание по локации, сбор и использование предметов. По сравнению с The Walking Dead, интерфейс немного подтянулся, стал понятнее и логичнее. Квестовая составляющая при этом все равно отодвинута даже не на второй, а на третий план. Игра строится вокруг сюжета, в котором игрок больше все-таки наблюдатель, чем участник.

Изредка разнообразят игровой процесс экшен-сцены. Такая будет уже в самом начале игры, словно раскрывая все возможности The Wolf Among Us. Суть этих сцен в быстром и своевременном касании определенных точек на экране, или выполнении свайпов. Все остальное Бигби Вульф сделает сам.

Картинка сделала заметный шаг вперед по сравнению с предыдущей игрой от Telltale, но по-прежнему стилизована под комиксы. Разумеется, учитывая такой перекос игры в сторону интерактивных сцен с участием игрока, нельзя не отметить, насколько качественно и скрупулезно проработаны образы персонажей. Заодно появляется возможность сравнить классических персонажей сказок с их вариантами из игры. Звук тоже на уровне, диалоги озвучены на английском, а вот русских субтитров нет, поэтому знание английского не только приветствуется, но и является необходимостью.

Вывод довольно прост. Если вы фанат квестов или просто необычных игр, то очередную игру от Telltale пропускать нельзя. The Wolf Among Us – это увлекательный и чертовски атмосферный проект, навеянный серией комиксов, в основу которых легли известные всем и каждому герои сказок. При этом игра является полноценным детективом, в меру жестокими и мрачным. Пока доступен лишь первый эпизод, оглядываясь на The Walking Dead, можно не сомневаться, что новые не заставят себя долго ждать.

Прожженный сыщик Бигби Вулф наконец докурил последнюю сигарету и поставил в уголовном деле неуверенную точку (точка эта больше смахивает на многоточие, но давайте сначала о хорошем). Следует признать, что первая попытка Telltale создать интерактивную новеллу «по мотивам» завершилась куда удачнее. The Wolf Among Us гораздо более неровная, местами — дырявая, а финал лишь частично соответствует обещанной вариативности сюжета.

И все же никакие изъяны не могут затмить волшебного обаяния сериала.

Кошмар на улице сказок

Telltale довольно точно следуют заветам жанра нуар, но при этом они приспособили его под свои нужды и под первоисточник. The Wolf Among Us — это предыстория к сюжету комиксов Fables, а потому рассказчики связаны по рукам и ногам: того не убить, этого не покалечить.

НА ЗАМЕТКУ: Fables — мрачная эпопея о героях фольклора (авторского тоже), бежавших из родных миров. Теперь их пристанище — Фэйблтаун, небольшой район Нью-Йорка, где принцессы идут на панель, а звери спиваются. Социально-психологическая драма в картинках и притом высшего сорта.

Припоминаете начало? Вот проститутка Фэйт, которой грозит расправа от рук ошалевшего Лесоруба — злейшего врага Волка. Девочка, разумеется, фактурная и с характером, хотя и пряталась в своем сказочном прошлом под ослиной шкурой. Жить ей, впрочем, недолго. Убийство Фэйт становится отправной точкой в долгой погоне за истиной.

На Бигби спустят самых опасных псов, но это хищник высшей категории — почти буквально.

Первые три серии в основном освещают детективные будни шерифа Бигби. Его извилистый путь изобилует ложными подозреваемыми (тоже изрядные мерзавцы, но не те, что нам нужны), озарениями, ошибками, конфликтами, неожиданными погонями и прочими радостями сыщика. Telltale постарались изобразить это криминальное великолепие как можно ярче, хотя и стереотипно. Допрос? Так давайте мордовать задержанного и отбирать у него деньги! Подозреваемый сопротивляется? Почему бы не обломать ему рога и не выколоть нахальные зенки?

Здесь и поднимается тема, нетипичная и для нуара, и для, в меньшей степени, детектива. Бигби Вулф — чудовище по умолчанию, которое многим видится таким же опасным, как и представители пугающего преступного мира Фэйблтауна. Герои детективов редко бывают однозначными, но Бигби от кровавого монстра отделяет лишь его собственная новая мораль. А от романтической линии остался еле заметный пунктир, по которому строго стучит каблучками Белоснежка, заместитель мэра Фэйблтауна. Но первоисточник прежде всего, поэтому Бигби лишь сверкает несчастными глазами. Рано заводить романы.

Многие сказочные беглецы привыкли жить на широкую ногу и в нашем мире обречены на кредитную кабалу.

Во второй половине сезона конфликт традиционно поднимается на несколько уровней выше: за убийством стоит некто очень высокопоставленный, авторитетный и почти неуязвимый для закона. Теперь охота идет на Бигби, а поле для проявлений звериной натуры еще больше, но разгуляться не дадут. Лишь дважды у нас будет выбор — сохранить жизнь или убить, и в первый раз это ну никак не отразится на истории.

Печально, что этот внутренний конфликт не стал внешним. Да, если вы отыгрываете роль «плохого копа», то окружающие не так уж и встревожатся, но «плохой коп» — это не хищное чудовище, каковым был когда-то Большой и Страшный Серый Волк. В один далеко не прекрасный момент блюститель порядка все-таки озвереет и полностью потеряет человеческий облик. Ненадолго — пока не разберется с одной назойливой бандиткой на службе у антагониста. А потом оторвет ему, антагонисту, голову на глазах у жителей Фэйблтауна — с вашей подачи, разумеется. Но ни при каком раскладе из Бигби не выйдет враг народа — возможно, этот финт Telltale приберегли для следующего сезона.



Вулф портит чужое имущество с грацией Стивена Сигала. Да и лицо у него порой такое же непроницаемое. Детектив соревнуется с Клементиной в самолечении, но в его исполнении это выглядит не так… болезненно. Он привык к боевым ранам.

Но, не считая вялого развития душевного конфликта да парочки натянутых сцен, детектив из The Wolf Among Us получился образцовый. И закрыли сезон красиво, без убийц-садовников. Уже в третьей серии стало очевидно, кто стоит за двумя кровавыми эпизодами увлекательного уголовного дела, и последующие события последовательно распутывают клубок темных дел зловещего нанимателя. Конечно, попутно мы найдем и исполнителя, который оказался лишь безвольным орудием… или нет? Капелька недосказанности лишь украшает раскрытую интригу.

Детектив печального образа

Вселенная Fables сама по себе богата яркими героям (хотя чаще — антигероями), но игровая версия расширяет список — чтобы не так сильно зависеть от источника.

Отдельной награды заслуживает, конечно же, местный профессор Мориарти, Кривой человек, герой одноименного английского народного стишка . В The Wolf Among Us от первоисточника осталось одно название да перекошенное левое веко героя. Из безобидного фольклорного чудака получился гений преступного мира, большой стратегический ум безо всяких моральных устоев. И нет, это не картонный злыдень, это очень скользкий тип с хорошо подвешенным языком. Он грамотно пользуется пороками сказочных мигрантов, бросая их в долговую яму, патронирует бордель с непреложным правилом полной анонимности и из-под полы торгует оборотным зельем.

Аристократическая утонченность в лице Кривого человека соседствует со взглядом беглого каторжника.

Но когда Кривого человека прижимают к стенке, он апеллирует к совести — зелье, мол, идет по доступной цене, а не втридорога, проститутки сами выбрали свою работу, к роскошной жизни в долг он тоже никого не принуждал. Кривой человек ловко переворачивает понятия и сохраняет убедительное спокойствие, когда его обвинители нервничают и теряют самообладание. Только будучи загнан в угол он снимает со своей жестокости оковы учтивости и нападает на Бигби. И кто же из них чудовище?

К слову, о главном герое. Если в начале сезона Telltale с радостью делали акцент на одиночестве Вулфа, на его отверженной фигуре, то ближе к финалу их интерес распыляется на всех прочих. В кульминационной сцене судебного процесса наконец аукнутся все принятые Вулфом решения — но, надо сказать, очень вяло. Например, ведьма Онти Гринлиф, чье волшебное дерево мы спалили в интересах правосудия, вовсе не будет желать Бигби мучительной смерти, а даже встанет на его сторону, если выбирать верные реплики. Это еще раз подтверждает фиктивность нелинейности игры, что, однако, не делает рассказанную историю хуже. А вот достаточно слабое раскрытие Бигби как персонажа — делает.

Не все участники действа родом из сказок. Джерсийский Дьявол — это североамериканский вариант чупакабры: неуловимый и жуткий.

Не все герои нового сериала удались такими же выразительными. Белоснежка — достаточно обыкновенная «женщина-доклад», деловая, но с изюминкой. Труляля и Траляля — просто язвительные бандиты. Хуже всего с Кровавой Мэри — один сплошной стереотип, циничная пацанка, уважающая пафосные позы. В своем истинном обличье (окровавленная мертвая девушка, утыканная осколками зеркал) она выглядит куда уместнее. У прочих же актеров не очень много экранного времени, хотя среди них есть потенциальные «звезды» — например, мистер Жаб или летучая мартышка Баффкин.

Сюжетные линии многих героев грубо оборваны финалом сезона. Очевидно, их судьбы мы узнаем в следующем сезоне. Но в сумме актерский состав создал убедительный срез общества Фэйблтауна, что, пожалуй, даже важнее глубины каждого отдельно взятого героя.

* * *

Но единственное, что по-прежнему настораживает, — выбор жанра. Да, мы называем The Wolf Among Us графической новеллой, подчеркивая главенствующую роль сюжета и атмосферы. Но участие игрока в разговорах сведено к минимуму, выбор реплик и модели поведения никак не отражается на игровых ситуациях. Вот вам пять развилок на каждый эпизод — наслаждайтесь. Но каждый раз после вашего выбора ткань реальности, чуть поколебавшись, принимает прежнюю форму — в интересах повествования.

Талантам из Telltale, равно как их последователям, следует готовиться к переменам в сознании игроков — рано или поздно к сериалам будут предъявлять киношные требования, а не игровые. Вот тогда, когда подобные произведения перестанут быть в новинку, со сценария будет куда больший спрос.