Меню
Бесплатно
Главная  /  Лишай у человека  /  Какая мораль может быть. Какую специфику носят моральные нормы. Нравственность в культуре

Какая мораль может быть. Какую специфику носят моральные нормы. Нравственность в культуре

Мораль является одной из основных духовных ценностей общества, особенно современного, а также одним из основных видов социальных норм. В чем же ее особенности? Прежде всего, в том, что мораль опреде­ляет не познание мира, не переживания, а действия или поведение в це­лом. Она регулирует не чувства и разум, а волю. Действия воли измеряет­ся категориями «добро» и «зло».

Характерной чертой морали является ее универсальный характер. Это значит, что она должна быть значима для всех членов общества. Например, правила техники безопасности важны только для тех, кто зани­мается каким-либо специализированным видом деятельности. Такое пра­вило, как запрет на плагиат, т.е. использование чьих-либо идей без указа­ния на их автора, значимо только для членов научного коллектива. Эти правила называют «профессиональной этикой». А требование «возлюби ближнего» предполагает отношение ко всем членам общества.

Универсальность означает, что все частные системы предписаний должны согласовываться с моралью. Бессмысленно оценивать правила по­ведения ученого с позиций профессиональной этики врача. Ведь професси­ональная этика, в конечном счете, определяется тем, насколько эффективно она позволяет добиваться целей той или иной профессии. Но вот с позиций морали мы вполне можем оценивать и действия врача, и действия ученого.

Универсальность морали состоит, конечно, не в единообразии мо­ральных норм, а в характере исполнения ее предписаний. Она должна определять поведение человека и быть основополагающей причиной его действий. Это значит, что человек, принявший на себя моральные обяза­тельства, должен быть последовательным, т.е. руководствоваться ими вез­де, всегда и по отношению ко всем.

Каков же должен быть характер предписаний, чтобы они могли но­сить универсальный характер? Моральное действие должно отличаться от действий, причиной которых является чувственное желание. Чем? Внешне они могут быть одинаковы. Так, человек может помочь другому челове­ку, потому что испытывает к нему симпатию. Такие действия, которые свершаются под влиянием наших чувств (симпатий или антипатий, радос­ти, ненависти и т.д.), получили название «склонности».

Разница в том, что действие, совершенное только из-за чувства сим­патии, не имеет общезначимого, универсального характера. Ведь тогда человек помогал бы только тем людям, к кому он испытывает симпатию, или помогал бы только тогда, когда у него есть соответствующее настрое­ние. Универсальность же состоит в том, что делать добро я должен любо­му человеку везде и всегда вне зависимости от моих личных симпатий или антипатий. А такая универсальность может быть обеспечена не влечени­ем чувств, а силой разума. Вот почему исполнение моральных норм при­обретает характер долга. Это не значит, что разум подавляет чувства. В морали задача разума или правил направлять чувства.


Поэтому содержание моральных норм носит характер императи­вов, т.е. повелений. В отличие от советов, которым можно подчиниться, а можно и нет, мораль требует беспрекословного выполнения. Это проявля­ется в характере формулировки моральных принципов. «Возлюби», «По­моги», «Будь справедливым». Почему? Потому что советы не носят обязательного для исполнения характера. Можешь делать, а можешь и не делать.

В чем специфика морали по сравнению с другими сферами духовной жизни, также содержащими нормы. Впервые моральные нормы возникают в рамках религий. Более того, современная мораль во многом имеет религиоз­ное происхождение. Но по сути своей религия есть учение о спасении. Ее конечной целью является определение условий, обеспечивающих возмож­ность перехода из мира земного в мир иной, потусторонний. Поэтому, в ко­нечном счете, нормы морали для религии играют роль средства, способству­ющего достижению цели спасения. А для некоторых религий являются лишь одним из таких средств. Вот почему религия не является этической системой.

Мораль же предназначена обеспечить регулирование поведения людей в этом земном мире и для этого мира. Более того, только тогда те или иные нормы поведения становятся моралью, когда их выполнение стано­вится самоцелью. Вот почему в морали цель и средства не различаются. Это значит, что любое моральное предписание нельзя рассматривать как средство достижения каких внешних по отношению к морали задач. Ближ­него следует любить ради него самого.

Еще одним регулятором поведения является традиция. Это слово многозначно. В частности под ней понимают некоторый неписаный, час­то стихийно складывающийся, лишенный авторства комплекс правил по­ведения. Особенность традиции также состоит в том, что в ней четко не отделены друг от друга религиозные, правовые и собственно моральные предписания. Кроме того, обычно основой соблюдения тех или иных норм в традиции является давление общественного мнения. Т.е. человек соблю­дает те или иные правила только потому, что боится осуждения окружающих. Сейчас бы мы назвали такого человека лицемером.

Сравнение с традицией позволяет также лучше понять отличие пра­вовых норм от моральных. В современном индустриальном мире право также выступает универсальным регулятором человеческого поведения. Как и мораль, право является видом нормативности, а иногда по содержа­нию не отличается от нее. Как и мораль, оно носит императивный харак­тер, т.е. требует беспрекословного подчинения.

Но, исполнение правовых норм гарантируется угрозой наказания со стороны государственных органов в случае их не соблюдения. Поэтому мотивом, побуждающим к соблюдению правовых норм, является страх на­казания. Исполнение моральных норм осуществляется и должно осуществ­ляться только силой собственного разума. Поэтому единственным моти­вом, побуждающим к моральному поведению, может быть лишь совесть.

Кроме того, как правило, правовые нормы носят запретительный характер. Право повелевает, что не следует делать. Оно не может указывать человеку, что он должен делать и к чему он должен стремиться. В лучшем случае оно указывает, что он может делать как субъект права. А вот мораль как раз предназначена определять цели человеческих действий и требовать их выполнения. Всегда возможно определить правовое нака­зание за убийство другого человека и тем самым ограничить подобные действия. Но заставить с помощью органов государства любить другого весьма проблематично.

Отсюда вытекает и третье отличие морали от права. Можно конеч­но с помощью государственных органов заставлять людей любить друг друга. Но при этом трудно определить их подлинное внутреннее отноше­ние к этому. Вот почему право не посягает на мысли людей, а регулирует лишь реально совершенные поступки. Мораль же требует, чтобы не толь­ко поступок, но стремление человека было нравственным.

Наконец, универсальность права отличается от универсальности мора­ли. Оно едино и обязательно только для подданных или граждан государства, а мораль требует одинакового отношения к любому разумному существу.

Конечно, морали вообще нет. Она всегда существует в исторически конкретных формах. Совокупность исторически определенных правил поведения, т.е. правил, которые существовали или существуют в том или ином обществе в то или иное время, принято назвать словами «этос» или «нравы». Так, когда мы говорим о «нравах древнегреческого полиса», то хотим отметить специфические черты тех норм, что определяли поведе­ние афинян, спартанцев и т.д.

В той степени, в какой правила поведения приобретают формали­зованный характер, они становятся этикетом. Формализованность их про­является в том, что правила этикета обычно не допускают отклонений, могут быть легко записаны и определяют только характер исполнения дей­ствия или поступка.

Поскольку знания и возможности людей исторически ограничены, то они вполне могут ошибаться в поиске норм поведения. Поэтому в че­ловеческой культуре возникает потребность в рефлексии или размышле­нии над существующими нравами. Ту часть философии, которая занима­ется изучением существующих правил поведения, размышлением над ними, выработкой критериев их верности, принято называть этикой.

Еще одно понятие, относящееся к морали, - это нравственность. Нравственность - это знание человеком правил поведения, умение, а глав­ное, желание ими руководствоваться. Нравственный человек - это чело­век, которые сам желает жить согласно законам морали и не мыслит своей жизни иначе. Нравственность - это идеал, к которому следует стремиться человеку и обществу.

Мораль как свод правил, обычаев, норм и принципов, которыми люди руководствуются по отношению друг к другу и обществу. Религия как основной источник моральных ценностей. История развития морали, ее структура, функции и характеристика этических учений.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Сод ержание

Введение

1. История морали

2. Структуры морали

3. Функции морали

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В обществе существует много правил, обычаев, норм, принципов, которыми люди руководствуются по отношению друг к другу и обществу в целом.

Часть этих правил должна соблюдаться в обязательном порядке. Они зафиксированы в специальных законах, издаваемые государственной властью. Государство может в принудительном порядке заставить их выполнять. Это правовые нормы, законы и другие нормативные акты, но все они не могут охватить всего круга человеческих взаимоотношений. Есть ещё много сторон человеческого общения, которые не могут регламентироваться силой закона, принудительно. Все правила,обычаи, принципы, которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях друг с другом и по отношению к обществу и которые поддерживаются общественным мнением называются моралью или нравственностью, что равнозначно.

Все религии мира, в частности христианская, считают, что принципы морали вечны и неизменны, что их источником является Бог. Он раз и навсегда определил, что нравственно, а что нет. Он узаконил это в «специальных» заповедях - в библейском Ветхом завете. Данные заповеди гласят:

Не произноси имя господа понапрасну;

Помни день субботний;

Почитай отца и мать свою;

Не убий;

Не прелюбодействуй и т.д.

Подобные заповеди обнаружены в найденных в 1901 г. списках законов вавилонского царя Хамураппи, жившего на тысячелетие раньше образования иудейской религии, а также похожие предписания были найдены в буддийских книгах: «я соблюдаю заповедь воздерживаться от воровства»; «я соблюдаю заповедь воздерживаться от непозволительного полового общения»; «я соблюдаю заповедь воздерживаться от лжи и обмана».

Даже в недавнем прошлом враждебная по отношению к религии, коммунистическая мораль, и та имела свой кодекс, большей частью своих положений, основанных на древних заповедях: «гуманные отношения и взаимное уважение между людьми», «человек человеку друг - товарищ и брат», «честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни», «непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству и т.д.

Итак, анализируя вышесказанное, мы приходим к выводу, что основой морали (нравственности) являются созданные много веков назад заповеди, в которых излагаются основные критерии моральных норм и правил, но каждый временной отрезок вносит свои коррективы в структуру и функции морали, которые нам предстоит рассмотреть в данной работе.

1. История морали

Первоначальная мораль была слита в единое целое с религией и правом. Это была единая система регуляции жизни первобытного общества, её основу составляла система табу (система запретов). Эти запреты не имели рационального обоснования, но передавались из поколения в поколение, как традиции. К основным из них относились - запрет на убийство сородича, а также запрет на лишение пищи (самого ценного в первобытном обществе) слабого и больного. Подобная система устраивала первобытных людей, но с развитием отношений между разумными людьми постепенно из общей сферы регуляции выделилось право, которое обобщило долгий опыт разрешения типовых конфликтных ситуаций, но право всегда апеллирует к традиции религии и морали, как факторами, освещающими его деятельность, т.е. опирается на нормы морали и религиозные нормы при создании права. Изучение морали и нравственности занимало одно из важных мест у философов разных периодов времени.

Наиболее ранние этические учения упоминаются в древней китайской философии, которые возникли примерно в V в. до н.э.. Стержнем данных учений является триада - «знание - действие - нравственность». Философия в Китае, прежде всего этика и политика. Этические критерии определяют и знания в целом, и философию в частности. Знания, прежде всего, относятся как путь к нравственному совершенствованию. Высшее знание - это знание о добродетелях великих людей и правилах поведения на всех ступенях общества, от собственной семьи до дворца. Все другие виды знаний - математика, астрономия, медицина и т.д. - объявлялись низшими. В западной культуре наоборот. В древнем Китае этические учения формировались под воздействием четырёх основных направлений и изучались в четырёх школах.

1. ЛЕГИСТОВ (законников) - главной моралью считалось служение императору и небу, только император имеет некоторую свободу, но он должен выполнять волю неба и расположить подданных к себе справедливым правлением.

2. МОИЗМ (экономическая) - главной моралью является регуляция экономических отношений, с целью поднятия благосостояния общества и государства через торговлю, скотоводство и т.д.

3. ДАОСИЗМ, основателем которой является Лао-Цзы (старший современник Конфуция). Главный принцип: не действие, т.е. воздержание от активного вмешательства в дела мира. Не надо ставить цели в жизни они порабощают человека. Нужно уподобиться природе и сливаясь с ней добиться бессмертия.

4. КОНФУЦИАНСТВО. Основатель - Кун-Фу-цзы. В центре внимания конфуцианства проблемы этики, воспитания человека, политики. Нравственное совершенствование воплощено в стремлении жить во взаимном согласии с людьми и с собой, быть человеколюбивым, почтительным. Главным моральным правилом Конфуция: «не делай другим того, чего не желаешь себе». Идеалом морального человека выступает «благородный муж», который противопоставлен «низкому человеку». Если благородный следует долгу и закону, то низкий думает только о себе и о своей выгоде. Долгое время учения Конфуция были официальной идеологией императорского Китая, а учение его является известным не только на родине, но и во всём мире.

К интересным заключениям пришли философы античных времён - учения древних греков и древних римлян. Такие философы как: Аристотель, Эпикур, Сенека, Эпиктет, Аврелий и другие, являлись родоначальниками, а точнее сказать основателями античной философии, которая положила начало западной философии, почти всех её последующих школ, идей и представлений, именно здесь родилась европейская культура и цивилизация. Именно римские стоики (Зенон, Посидоний, Марк Аврелий) впервые заговорили о совести, как функциональном понятии морали и о воле человека, как механизме морального действия. Развиваются представления вины и греха человека, даже мудреца, который раньше был безгрешный.

Знатный патриций Сенека выдвигает идею равенства людей перед судьбой и природой. Истинная ценность человека в его добродетели, которое не зависит от рождения. Благородство духа не передаётся по наследству, оно зависит от самого человека, от направленности его воли.

2. Структуры морали

мораль нравственность религия этический

Слово «Мораль» пришло к нам из французского языка, а во Францию - из Древнего Рима, но само понятие о морали, т.е. об определённых правилах поведения человека среди людей, существовало задолго до появления самого слова «Мораль».

К морали относятся определённые принципы, идеалы, нормы, которые направляют, регулируют поведение людей. Например, принципы гуманизма (человечность, милосердие, справедливость), нормы (не убивай, не воруй, не лги), правила (не делай другому того, чего не желаешь себе; почитай старших; не завидуй и не посягай на чужое). Мораль противостоит злой нравственности, примером которой могут служить такие суждения: «Человек человеку - волк», «с волками жить - по-волчьи выть», «своя рубашка ближе к телу». У морали доброе сердце, в ней всегда проявляется забота не только о себе, но и о других. Полной противоположностью является аморальность и безнравственность поступков и убеждений, которые эгоистичны, себялюбивы, всегда утверждают свою исключительность: только я, только для себя, а остальное - гори всё синим пламенем, мне всё до лампочки. Самое страшное последствие подобных аморальных суждений в том, что они ведут к разрушению, вражде, разделяют людей, толкают их на гибельный путь.

С помощью понятий «Добра», «Зла», «Совести», «Долга» этика изучает мораль и излагает своё содержание. «Зло» - это нарушение морали. Это понятие выражает всё то, что заслуживает осуждения, презрения, и обязательно должно быть преодолено человеком, обществом. «Зло» находится там, где человека обижают, унижают, оскорбляют, где к человеку относятся как к вещи, с помощью которой можно извлечь себе выгоду. Зло - это всё то, что губит душу, способствует нравственной деградации (разрушению) личности. Понятие зла охватывает все отрицательные явления: подлость, воровство, хулиганство, жестокость, предательство. Зло делиться на большое и малое. К большому относится общественное зло (эксплуатация, захватнические войны, преследование инакомыслящих и инаковерующих людей). Где царит зло большое, имеет место зло малое, повседневное, вошедшее в привычку, нравы, в психологию людей. Хамство, грубость, эгоизм, равнодушие к страданию и горю других людей (даже своих родственников). Когда сильный обижает слабого, когда свою вину сваливают на другого, когда руководители равнодушны к судьбам своих соотечественников, когда живут на нечестно заработанные средства - всё это есть моральное зло.

Всё что противоположно злу, есть добро. В его понятии выражается всё самое светлое, надежды, желания - стремление к человечности и гуманизму. Под добром понимается всё то, что способствует улучшению жизни, нравственному возвышению личности человека, совершенствованию общества. Говоря об улучшении жизни, имеется в виду каждый человек, т. к. гуманная мораль утверждает: нельзя быть по-настоящему счастливым, когда вокруг другие несчастны. Итак, добро и зло служат ориентиром при освоении огромного морального мира. Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло. Но каждому человеку суждено вырабатывать свою личную моральную позицию, самому делать свой выбор. При этом каждый человек ориентируется, выбирая свой моральный путь, свою линию поведения, на общечеловеческие, абсолютные, моральные ценности и идеалы, т.к. они являются вечными и духовными.

Слово «идеал» произошло от греческого «идея», что значит понятие, представление. Когда мы говорим «идеальный», мы имеем в виду самое лучшее, совершенное во всех отношениях. Моральный идеал - это всё самое лучшее, что выработано моралью. Его можно сформулировать кратко и чётко: это всеобщее единение людей. Именно духовное единство служит высшим моральным образцом, на который ориентируются люди в своём стремлении к совершенству, которое достигается только через соблюдение принципов и норм морали. Вот как отзывается Платон об идеале: «…это высшее благо трудно ухватить логически, но в общих чертах можем определить его тремя моментами: истина, добро и красота».

У Аристотеля имелась своя точка зрения: «…высшее благо - это разумная деятельность души, это равновесие между страстями и разумом, которое достигается через морально-этические качества. С помощью разума человек способен охватить мир, но при этом нужно ещё устранить животное начало в себе.

Вторым ориентиром для выработки моральных позиций человека являются ценности, которых великое множество. У каждого человека складываются свои ценности, под которыми принято понимать те идеи, принципы деятельности или же предметы, которые людям особенно дороги, полезны и необходимы для жизни. Человек выстраивает для себя как бы «пирамиду ценностей». При определении линии своего поведения человек ориентируется на неё, выбирает чему отдать предпочтение по сравнению с другими ценностями. Ценности бывают: малозначительные, относительные, живущие короткое время, но существуют ценности особо значимые - главные человеческие, живущие вечно и одинаково важные для всех людей - это человеческая жизнь, свобода, семья, Родина, истина, вера, справедливость и т.д.

В долгой истории человечества существовало много разных ценностей и идеалов. На исторической арене сменяли друг друга разные личности, народы, государства, классы, цивилизации. Но из эпохи в эпоху передаются проверенные временем моральные правила, ставшие общечеловеческими духовными ценностями, которые помогали и помогают человеку выбирать линию своего поведения. Люди всегда осуждали подлость, предательство, жестокость, воровство, ложь, клевету. Но ценили доброту, честность, самообладание, скромность. Самой высшей моральной ценностью является любовь к ближнему человеку. Нужно быть милосердным и великодушным. Нужно уметь терпимо относиться к недостаткам других людей, уметь прощать, жертвуя подчас своими интересами. В этом и проявляется любовь.

В XVIII в. И.Кант, изучив историю морали, сформулировал закон добра, который звучит примерно так: «поступай так, чтобы твои действия стали образцом для всех, всеобщим моральным законом». Но кто же контролирует моральный выбор человека в его поступках, действиях? Считается, что существуют две изначальные позиции для своего морального самоопределения. Одна из них - «культура стыда». В ней человек пытается рассмотреть себя глазами другого человека, и под этим взглядом, есть ли он или представляется, испытывает стыд за свои неверные поступки и намерения, если они не совпадают с общепринятыми в коллективе. Каждый свой шаг человек соизмеряет и обосновывает с мнением окружающих его людей, одобрение которых хочет заслужить. Поведение коллективно согласованно.

В этой культуре любой поступок, не соответствующий общепринятому, подозрителен, подвергается осуждению либо осмеянию. Человек воспринимает общий тон, становится частицей общего морального сознания, коллективного представления о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Культура стыда возникла тогда, когда человек не мыслил себя отдельно от рода. Со временем стала формироваться другая культура или установка морального сознания - культура вины. Она связана с возникновением более развитой личности, ощущающей свою личную зависимость уже не от окружающих, а от высших сил. Становится стыдно не перед окружающими, а перед самим собой, т.е. выполняется внутренний самоконтроль за своими деяниями, думами и размышлениями. Этой функцией занимается - «совесть» внутренний голос, внутренний моральный контроль. Любовь, долг, ответственность побуждают человека к действиям. Но внутри человека каждый его шаг проверяется его совестью: человек сам сознательно анализирует свои обязанности, сам сознательно требует от себя их выполнения и сам же сознательно себя критикует, даёт оценку своим поступкам. Получается, что «совесть» - это осознание своего долга и ответственности, т.е. самооценка человека. Совесть, сознание долга, проявляются необязательно на уровне рассудка, а иногда и, прежде всего на уровне глубоко личностного чувства. Человек может не вполне осознавать, почему «совесть» велит ему поступать именно так, а не иначе.

Руководствуясь «совестью», человек в самых глубоких тайниках своей души судит о добре и зле. Когда внутренний голос (самоконтроль) говорит человеку, что он поступил честно, правильно, т.е. не совершил ничего плохого, выступил на стороне добра, «совесть» человека чиста, спокойна и наоборот. Никто не знает точно, откуда у человека «совесть», почему она обладает такой силой, всё видит и знает, почему умеет подсказать нам, какой сделать выбор, почему умеет дать внутреннюю оценку нашему выбору, нашему поступку, почему именно перед «совестью» нам надо держать ответ.

3. Функции морали

Философы утверждают, что у морали три основных функции: оценивающая, регулирующая, воспитывающая.

Оценивающая: все поступки, всю общественную жизнь (экономику, политику, культуру) мораль оценивает с точки зрения гуманизма, хорошо это или плохо, добро это или зло. Если человек хочет оценить с моральной точки зрения (поступки людей, поведение), то он пользуется терминами добра и зла, либо близкими по значению понятиями: честь - бесчестие, порядочность - низость, подлость и т.д.; при этом выражает свою моральную оценку.

Оценка влияет на практическую деятельность, иначе она была бы не нужна. Когда явление оценивается как добро, то к нему надо стремиться, если как зло - то искоренять и избегать. Следовательно, оценивая окружающий мир, мы что-то в нём изменяем и, прежде всего себя, свою позицию, поведение, мировоззрение. Мораль помогает нам в поиске истинных ценностей.

Регулирующая : мораль регулирует поведение и сознание человека в той или иной степени во всех без исключения сферах общественной жизни - в труде, быту, политике, в семейных, личных, внутригрупповых, межклассовых и международных отношениях. В отличие от особых требований, предъявляемых в каждой из этих областей, принципы морали имеют социально-общественное значение и распространяются на всех людей, фиксируя в себе то общее и основное, что составляет культуру межчеловеческих отношений и откладывается в многовековом опыте развития общества. Они поддерживают и санкционируют определённые общественные устои, строй жизни и формы общения.

Мораль регулирует движение нашей жизни через мнение окружающих людей, общественное мнение, через внутреннее убеждение личности, через совесть. Человек очень чуток к мнению окружающих, ему не безразлично, что о нём думают, следовательно, общественное мнение может оказывать влияние на человека, регулировать его поведение, причём такое регулирование основано не на силе приказа, закона, а на моральном авторитете, моральном воздействии. Но бывают случаи, когда общество находится под властью предрассудков, невежества, тупости, корысти. Поэтому человек, живя в обществе, должен прислушиваться к своему мнению, а самое главное уметь правильно его оценивать, не быть рабом общественных отношений.

Воспитательная: мораль занимает особое положение в воспитательном процессе, помимо воспитания со стороны других людей (родителей, учителей, общественного мнения), а также самовоспитания. Дело в том, что мораль присутствует везде, она входит во все части человеческой деятельности, а значит и в воспитание - умственное, физическое, эстетическое - и является для воспитания самым высоким ориентиром, выдвигая перед ним моральные идеалы.

Из особого положения морали в воспитательном процессе вытекает и её особая задача в обществе: придавать воспитанию правильную ориентацию, способствовать гармоничному сочетанию личных и общественных интересов, т.е. способность человека заботиться о других так же, как и о себе.

Мораль учит нас видеть ценность в каждом человеке и призывает к гуманному отношению людей друг другу. Мы своим поведением никогда не должны угнетать интересы и права других людей. Иначе говоря, воспитательная задача морали в том, чтобы воспитывать человека, умеющего действовать справедливо и гуманно.

Заключение

В 21 веке вокруг нас всё меньше становится друзей, ведь они для многих являются средством поднятия ещё на одну ступень выше, многие (большинство) шагают по головам других и процветают. Но эти люди не понимают, что, отступив от принципов морали, они становятся игроками в игре без моральных правил, где принято предавать, обманывать. Мгновенная выгода от какого-нибудь аморального поступка может обернуться неудачей в перспективе. Хотя было бы не совсем верно полагать, что в жизни злой поступок будет обязательно наказан. Люди, ценящие общечеловеческие ценности в такой игре участие не принимают. Ни один человек не рождается ни подлецом, ни героем. Он как скульптор высекает себя из глыбы мрамора, зачастую почти незаметными делами творит себя, а подвиги или преступления являются результатом этой работы. Но большинство людей имеют надёжную духовную опору - мораль, которой пользуются в соответствии с её требованиями, принципами и нормами. Ведь как учит древняя мудрость, жить по законам морали практичнее, чем нарушать их, ибо в противном случае потеряешь гораздо больше, чем приобретёшь.

Список использованной литературы

1. Большая Советская Энциклопедия. т. 16

2. Бондаренко Ю.А. У истоков современной морали. 1991г.

3. Ватин И.В., Верещагин В.Ю. и др. Основы философии в вопросах и ответах. 2002г.

4. Боголюбов Л.Н. Введение в обществознание. 2000 г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Мораль как одна из форм общественного сознания. Императивность как специфическая черта морали, ее регулятивная функция. Оценочность морали. Описание основных функций морали. Компоненты системы моральной регуляции. Соотношение ценностей и моральных норм.

    реферат , добавлен 07.12.2009

    Профессиональная этика как совокупность норм и правил, регулирующих поведение специалиста на основе общечеловеческих моральных ценностей. Традиционные виды профессиональной этики. Развитие профессиональной этики в XX веке. Профессиональная этика и мораль.

    реферат , добавлен 05.10.2012

    История морали и этимология понятия. Основные ориентиры для выработки моральных позиций человека. Сущность оценивающей, регулирующей и воспитывающей функций морали. Понятие совести как осознания своего долга и ответственности, понятие самооценки человека.

    контрольная работа , добавлен 05.09.2009

    Круг проблем, связанный с четкой дефиницией понятия "мораль". Современные представления о проблеме сущности морали как объективного феномена социального бытия. Проблема определения деловой этики и ее связь с проблемой всеобщности моральных ценностей.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2009

    Мораль как совокупность правил поведения, выработанных обществом. Содержательная изменчивость, многоаспектность феномена морали, методологические установки различных направлений этической рефлексии. Виды морали: профессиональная, бытовая и семейная.

    доклад , добавлен 13.05.2009

    Сущность и структура морали. Моральные принципы и их роль в руководстве нравственным поведением человека. О единой морали и нравственности. Нравственные аспекты общественного поведения и активность личности. Единство мышления, морали и нравственности.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2009

    Происхождение терминов "этика", "мораль", "нравственность". Особенности этических учений античной эпохи. Мораль как сфера общественной жизни. Развитие норм человеческого поведения в процессе развития общества. Духовная и практическая стороны морали.

    реферат , добавлен 07.12.2009

    Особенности происхождения и соотношения понятий этики, морали, нравственности. Предмет и особенности этики как науки. Сущность и структура морали, ее происхождение. Исторические типы нравственности. Основные функции морали. Понятие морального подсознания.

    презентация , добавлен 03.07.2014

    Рассомтрение понятия и сущности морали; ознакомление с основными концепциями ее происхождения. Изучение примеров развития морали в истории. Исследование основных закономерностей развития нравственных ценностей человека, общих норм поведения в обществе.

    контрольная работа , добавлен 14.04.2015

    Основные категории этики. Диалектический метод познания как основной метод познания предмета науки этики. Общее, особенное и единичное в диалектике. Возникновение моральных идеалов, принципов и норм, предъявляемых к сотрудникам правоохранительных органов.

Современное общество невозможно представить без этических норм. Каждое уважающее себя государство составляет свод законов, которым граждане обязаны следовать. Моральная сторона в любом деле – это ответственная составляющая, которой нельзя пренебрегать. В нашей стране существует понятие морального ущерба, когда причиненные человеку неудобства измеряются в материальном эквиваленте, чтобы хотя бы частично возместить его переживания.

Мораль – принятые в социуме нормы поведения и представления об этом поведении. Под моралью также понимаются нравственные ценности, устои, порядки и предписания. Если в обществе кто – то совершает поступки, противоречащие обозначенным нормам, то их называют аморальными.

Понятие морали очень тесно связано с этикой. Соблюдение этических представлений требует высокого духовного развития. Иногда общественные установки идут вразрез с потребностями самой личности, и тогда возникает конфликт. В этом случае отдельный человек со своей собственной идеологией рискует оказаться непонятым, одиноким среди общества.

Как формируется мораль?

Мораль человека в большей степени зависит от него самого. Только сама личность ответственна за то, что с ней происходит. От того, насколько она готова следовать установленным в обществе порядкам зависит, будет ли человек успешен, принимаем другими. Развитие морали, нравственных понятий происходит в родительской семье. Именно те первые люди, с которыми начинает взаимодействовать ребенок на первых порах своей жизни, и накладывают серьезный отпечаток на его дальнейшую судьбу. Итак, на формирование морали оказывает существенное влияние ближайшее окружение, в котором растет человек. Если ребенок растет в неблагополучной семье, то у него с малых лет складывается неправильное представление о том, как устроен мир и формируется искаженное восприятие самого себя в социуме. Став взрослой, такая личность начнет испытывать колоссальные трудности в общении с другими людьми и будет ощущать на себе недовольство с их стороны. В случае воспитания ребенка в благополучной среднестатистической семье он начинает впитывать в себя ценности своего ближайшего окружения, и этот процесс происходит естественным образом.

Осознание необходимости следовать общественным предписаниям происходит за счет наличия у человека такого понятия как совесть. Совесть формируется с раннего детства под влиянием общества, а также индивидуального внутреннего чувства.

Функции морали

Мало у кого из людей действительно возникает вопрос, зачем нужна мораль? Это понятие состоит из многих важных компонентов и оберегает совесть человека от нежелательных поступков. За последствия своего морального выбора личность отвечает не только перед обществом, но и перед самой собой. Существуют функции морали, помогающие ей выполнять свою задачу.

  • Оценочная функция связана с тем, как другие люди или сам человек определяет совершенные им поступки. В случае, когда происходит самооценивание, личность обыкновенно склонная оправдывать собственные действия какими – либо обстоятельствами. Выносить поступки на общественный суд гораздо сложнее, ведь социум порой неумолим при оценке других.
  • Регулятивная функция помогает установить в обществе нормы, которые станут законами, предназначенными для всеобщего соблюдения. Правила поведения в обществе усваиваются индивидом на подсознательном уровне. Именно поэтому, попадая в место, где находится большое количество людей, большинство из нас спустя какое – то время начинает безошибочно следовать негласным законам, принятым именно в данном социуме.
  • Контролирующая функция напрямую связана с проверкой, насколько отдельный индивид способен следовать установленным в обществе правилам. Подобный контроль помогает достичь состояния «чистой совести» и социального одобрения. Если индивид не ведет себя подобающим образом, то обязательно получает в качестве обратной реакции осуждение со стороны других людей.
  • Интегрирующая функция помогает поддерживать состояние гармонии внутри самого человека. Совершая те или иные поступки, личность, так или иначе, анализирует свои действия, «проверяет» их на честность и порядочность.
  • Воспитательная функция заключается в том, чтобы человеку иметь возможность научиться понимать и принимать нужды окружающих людей, учитывать их потребности, особенности и желания. Если индивид достигает состояния такой внутренней широты сознания, то можно сказать, что он способен заботиться о других, а не только о самом себе. Мораль часто связывают с чувством долга. Человек, у которого имеются обязанности перед обществом, дисциплинирован, ответственен и порядочен. Нормы, правила и порядки воспитывают личность, формируют у нее социальные идеалы и стремления.

Нормы морали

Согласуются с христианскими представлениями о добре и зле и тем, каким должен быть настоящий человек.

  • Благоразумие является неотъемлемым компонентом любого сильного человека. Оно предполагает наличие у индивида способности адекватно воспринимать окружающую реальность, выстраивать гармоничные связи и отношения, принимать разумные решения, действовать конструктивно в сложных ситуациях.
  • Воздержание предполагает запрет засматриваться на лица противоположного пола, которые состоят в браке. Умение справиться со своими желаниями, порывами одобряется обществом, нежелание следовать духовным канонам – порицается.
  • Справедливость всегда подразумевает, что за все деяния, совершенные на этой земле, рано или поздно придет возмездие или какой — либо отклик. Справедливое отношение к другим людям заключается в том, чтобы, в первую очередь, признавать их ценность как значимых единиц человеческого общества. Уважение, внимание к их потребностям также относятся к данному пункту.
  • Стойкость формируется за счет умения переносить удары судьбы, выносить для себя необходимый опыт и конструктивно выходить из кризисного состояния. Стойкость как норма морали подразумевает стремление к тому, чтобы выполнять свое предназначение и идти вперед, несмотря на трудности. Преодолевая преграды, личность становится сильнее и в дальнейшем может помочь другим людям пройти через их индивидуальные испытания.
  • Трудолюбие ценится в любом обществе. Под этим понятием понимается увлеченность человека каким – либо делом, реализация им своего таланта или способностей на благо других людей. Если личность не готова делиться результатами своих наработок, то его нельзя назвать трудолюбивым. То есть, необходимость деятельности должна быть связана не с личным обогащением, а с тем, чтобы служить последствиями своей работы как можно большему числу людей.
  • Смирение достигается путем длительного страдания и покаяния. Умение вовремя остановиться, не прибегать к мести в ситуации, когда сильно обидели, сродни настоящему искусству. Но по- настоящему сильный человек обладает колоссальной свободой выбора: он способен преодолеть разрушительные чувства.
  • Вежливость необходима в процессе взаимодействия людей друг с другом. Благодаря ей становится возможным заключение выгодных для обеих сторон сделок и соглашений. Вежливость характеризует личность с лучшей стороны и помогает ей конструктивно двигаться в направлении заданной цели.

Принципы морали

Эти принципы существуют, внося существенные дополнения в общепринятые социальные нормы. Их значимость и необходимость заключается в том, чтобы способствовать формированию общих формул и закономерностей, принятых в данном обществе.

  • Принцип талиона наглядно демонстрирует понятия нецивилизованных стран – «око за око». То есть, если кто – то потерпел какую – либо утрату по вине другого человека, этот другой обязан возместить первому посредством собственной потери. Современная психологическая наука говорит о том, что необходимо уметь прощать, перенастраивать себя на позитив и искать конструктивные методы выхода из конфликтной ситуации.
  • Принцип нравственности предполагает следование христианским заповедям и соблюдение божественного закона. Отдельный индивид не имеет права причинять вред своему ближнему, умышленно пытаться доставить ему какой – либо ущерб, основанный на обмане или воровстве. Принцип нравственности сильнее всего взывает к совести человека, заставляет его вспомнить о своей духовной составляющей. Фраза «Относись к ближнему своему так, как хочешь, чтобы и он относился к тебе» — самое яркое проявление данного принципа.
  • Принцип «золотой середины» выражается в умении видеть меру во всех делах. Впервые этот термин ввел Аристотель. Стремление избегать крайностей и двигаться планомерно в направлении заданной цели непременно приведет к успеху. Нельзя использовать другого человека как способ для решения своих индивидуальных задач. Во всем нужно чувствовать меру, уметь вовремя идти на компромисс.
  • Принцип благополучия и счастья представлен в виде следующего постулата: «Поступай по отношению к ближнему так, чтобы принести ему наибольшее благо». Неважно, какой поступок будет совершен, главное, чтобы польза от него могла послужить как можно большему количеству людей. Этот принцип морали предполагает умение прогнозировать ситуацию на несколько шагов вперед, предвидеть возможные последствия своих поступков.
  • Принцип справедливости основан на равном отношении между всеми гражданами. Он гласит, что каждый из нас должен соблюдать негласные правила обращения с другими людьми и помнить о том, что сосед, живущий с нами в одном доме, обладает теми же правами и свободами, что и мы. Принцип справедливости подразумевает наказание в случае совершения противоправных действий.
  • Принцип гуманизма является ведущим среди всех выше обозначенных. Он предполагает наличие у каждого человека представления о снисходительном отношении к другим людям. Гуманность выражается в сострадании, в умении понять ближнего, быть ему максимально полезным.

Таким образом, значение морали в жизни человека имеет определяющее значение. Мораль затрагивает все сферы человеческого взаимодействия: религия, искусство, право, традиции и обычаи. В существовании каждого отдельно взятого индивида рано или поздно возникают вопросы: как жить, какому принципу следовать, какой выбор совершить, и он обращается за ответом к собственной совести.

Мораль происходит от латинского слова «moralis», что означает - нравственный устойСвободный словарь терминов, понятие и определений - Электронные данные http://termin.bposd.ru/publ/12-1-0-9417 . В основе морали лежит латинский корень «mores», который означает нравы.

Мораль является одним из способов нормативного регулирования поведения человека в обществе, а так же мораль - особая форма общественного сознания человека в обществе

Мораль содержит в себе способы регулирования поведения людей в обществе. Мораль строится из принципов и норм, которые определяют структуру взаимоотношений между людьми на основе понятий добра и зла. Соблюдение норм морали обеспечивается силой духовного воздействия, а так же совестью человека его внутренним убеждением и общественным мнением.

Мораль имеет свою особенность, которая заключается в том, что мораль регулирует поведение и сознание человека во всех сферах общественной жизни.

Всякий поступок или поведение человека может иметь разнообразное значение и характеристику, но его нравственную сторону всегда оценивают едино. И в этом заключается особенность норм морали.

Моральные нормы воспроизводятся на основе традиций и обычаях. Нормы морали контролируются обществом.

Мораль - это осмысление противоположности добра и зла А.А. Гусейнов, Е.В. Дубко, Этика - М.: Гардарики, 2010. - С. 102. Добро -это важнейшая лично-общественная ценность. Добро проявляется в соотношении единства межличностных связей по достижению нравственного совершенства.

Если добро - созидательно, то зло - это все, что разрушает межличностные связи и разлагает внутренний мир человека В.Н. Лавриненко Психология и этика делового общения - СПб.: Красный октябрь, 2010. - С. 98. И в этом заключается основа морали и ее сущность.

Все нормы, идеалы, предписания морали ставят своей целью поддержание добра и отвлечение человека от зла. Когда человек осознает требования поддержания добра как свою личную задачу, можно говорить, что он осознает свой долг - обязательства перед обществом Ю.В. Сорокина, Государство и право: философские проблемы - М.: ГарантЪ, 2009 - С. 45.

Мораль определяет нравственность, а нравственность является регулятором правовых норм государства и самого права в целом. Другими словами нравственность регулирует экономику государства, на основе права.

Моральная норма происходит от латинского слова «norma», что означает руководящее начало, правило, образец.

Моральная норма определяет моральное сознание человека. Морального сознания - это элементарная форма морального требования или определенный образец поведения людей в обществе. Моральное сознание определяет и характеризует устоявшиеся правила человеческих взаимоотношений и сосуществования в современном мире.

На ранних своих этапах моральное нормотворчество было тесно связано с религией, которая выводит мораль из божественного откровения, а неисполнение норм трактует как грех. Все религии предлагают набор моральных заповедей, обязательных для исполнения всеми верующими.

Нормы морали - правила поведения людей, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинства и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением.

Моральные нормы регулируют не «внутренний» мир человека, а отношения между людьми.

Моральные нормы носят обязательный характер, определяют поведение людей в некоторых типичных ситуациях, которые повторяются. Мы пользуемся моральными нормами легко, не размышляя, и только тогда, когда моральная нома нарушается - обращаем внимание Ю.В. Сорокина, Государство и право: философские проблемы - М.: ГарантЪ, 2009 - С. 98.

Моральные нормы формируются из обычаев с одной стороны, а другой стороны моральные нормы формируются из норм и правил поведения человека в обществе. Обычай - это исторически сложившийся стереотип массового поведения в конкретной ситуации Свободный словарь терминов, понятие и определений - Электронные данные http://termin.bposd.ru/publ/12-1-0-9417. Обычай просто определяет моральную норму, ее суть. Мораль представляет собой такой вид общественных правил, которые регулируют преимущественно действия-поступки индивидов в малой общественной группе. Моральные нормы возникают в каждом обществе стихийно и зависят от различных обстоятельств. Это особенностей трудовой деятельности, кочевого или оседлого образа жизни, верований, форм организации досуга и т.п. Моральные установки существуют не только в качестве представлений о полезном и целесообразном поведении, в результате которого можно достигнуть конкретных результатов.

Моральные нормы - это требование должного, безусловного, или, говоря иначе, императивы, лежащие в основании любой деятельности, достижения любых целей.

Мораль представляет собой совокупность исторически определенных норм и взглядов, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, государству, определенному классу, социальной группе, поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения.

Право - это система обязательных правил поведения или норм, формально определенных и закрепленных в официальных документах, поддерживаемых силой государственного принуждения.

Право возникает на определенном этапе человеческого развития. Люди первобытно-общинного строя не знали права, и руководствовались в своей деятельности обычаями и традициями, а так же морально-нравственными устоями. Право появилось гораздо позднее морали, и его судьба в значительной мере связана с появлением такого важного института социальной жизни, как государство. Мораль как элемент управления социальными явлениями в обществе давала основу праву.

Мораль и право являются регуляторами общественных отношений на основе правовых и моральных норм.

Каковы характерные признаки морали? Понятие морали - это целая система норм и правил, которыми регулируется происходит нравственное взаимодействие между отдельными индивидами, согласно общепринятой системе ценностей. Благодаря моральным взглядам, человек получает возможность отличать добро от зла.

Как формируется мораль?

По какому признаку мы узнаем мораль? Мораль затрагивает все Понятие о нравственности дает возможность согласовывать личные интересы с социальными. Признаки морали человек осознает в ходе становления личности в условиях общества. Сначала индивид познает нормы нравственности в ходе воспитания, стараясь совершать правильные поступки, подражая старшим, более опытным людям. Затем, по мере взросления, происходит осмысление собственных действий в соответствии с общепринятыми суждениями, установленными в обществе.

Признаки морали

Мораль как способ активного участия в социальной жизни отличается характерными признаками. Всего выделяют три признака морали:

  1. Всеобщность - требования норм, принятых в социальной среде, едины для всех ее членов.
  2. Добровольный характер - поступки, что соответствуют моральному поведению, выполняются индивидами не принудительно. В данном случае в действие вступает воспитание, личные убеждения, совесть. На добровольное совершение нравственных поступков влияет общественное мнение.
  3. Всеохватывающий характер - мораль затрагивает любую деятельность человека. Нравственные поступки естественным образом проявляются в общении, творчестве, общественной жизни, науке, политике.

Функции морали

По какому признаку мы узнаем является в первую очередь способом гибкого изменения поведения индивидов в ходе социальной жизни. Это является ее По мере возникло множество прочих решений для стимуляции «правильных» действий людей: административные наказания, правовые нормы. Однако мораль по сей день остается уникальным явлением. Ее проявление не требует подкрепления со стороны карательных органов либо специальных учреждений. Регулирование морали осуществляется благодаря активизации нервных связей, которые сформировались в процессе воспитания человека и соответствуют принципам поведения в обществе.

Что является отличительным признаком морали? Еще одной ее функцией является оценка мира с точки зрения гуманного поведения. В какой-то мере мораль способствует развитию и созданию общностей индивидов. Проявление оценочной функции заставляет человека анализировать, как меняется окружающий мир, в зависимости от совершения тех или иных поступков.

Еще одна важная функция морали - воспитательная. Концентрируя в себе положительный опыт предыдущих эпох, нравственность делает его достоянием следующих поколений. Благодаря этому индивид получает возможность обрести правильную социальную ориентацию, которая не противоречит общественным интересам.

Какая наука изучает мораль?

Признаки морали, ее функции, развитие в обществе изучает специфическая отрасль философии - этика. Эта наука исследует, на основе чего происходило зарождение морали в социальной среде, как она развивалась в историческом контексте.

Основными проблемами этики являются следующие:

  • определение смысла жизни, назначение человечества и роль каждого отдельного индивида;
  • относительный характер добра и зла, их критерии в различных исторических эпохах;
  • поиск способов для реализации справедливости в социальной жизни людей.

В целом же под этикой следует понимать совокупность моральных принципов, что являются общепринятыми в конкретном обществе либо отдельных социальных группах. Например, выделяют такое понятие, как что включает в себя ответственность за определенную деятельность.

Как формировалась мораль в историческом контексте?

На протяжении существования цивилизованного общества признаки морали оставались неизменными. Это стремление к совершению и воздержание от зла, забота о близких людях, стремление к достижению общественного блага. Существует широкий ряд общечеловеческих норм поведения, которые действуют независимо от положения индивида в обществе, религиозной и национальной идентичности. Впрочем, некоторые формы морали подверглись эволюции на протяжении исторического развития общества:

  1. Табу - жесткие ограничения, которые накладывались в определенных социальных сообществах на совершение конкретных действий. Нарушение запретов было связано в сознании индивидов с угрозой личной безопасности со стороны других людей либо сверхъестественных сил. Указанный феномен в определенных культурах действует до нашего времени.
  2. Обычаи - повторяющиеся нормы поведения, что поддерживаются под влиянием общественного мнения. Необходимость выполнять многочисленные обычаи особенно велика в традиционных культурах, однако постепенно уходит в небытие в высокоразвитых странах.
  3. Моральные правила - идеалы, которые регулируют поведение индивида. В отличие от обычаев и табу, требуют от человека сознательного выбора.

В заключение

Вот мы и выяснили, что является отличительным признаком морали, ответили на прочие вопросы. Напоследок стоит отметить, что в цивилизованном обществе мораль неразрывно связана с понятием о праве. Обе системы накладывают на индивида необходимость соответствовать определенным стандартам поведения, ориентируют человека на соблюдение порядка.